Для подтверждения факта экспорта подакцизных товаров в налоговый орган предоставляются

Опубликовано: 30.04.2024

Какие документы, куда и в какие сроки должен представить экспортер, чтобы законно применять нулевую ставку налога на добавленную стоимость (НДС). Какие отметки таможни должны стоять на документах. Как правильно ответить на требование налоговой, если в документах были найдены несоответствия. Эксперт сервиса Контур.Декларант Наталья Лайша отвечает на частые вопросы бизнеса.

22 февраля 2019

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации для экспортируемых товаров предусмотрена налоговая ставка 0 %, и потому при вывозе товаров с территории РФ компания-экспортер не должна уплачивать НДС. Поскольку сбор налогов при экспорте товаров контролирует ФТС России, то компания при подаче таможенной декларации на вывозимые товары НДС со ставкой 0 % в графе 47 «Исчисление платежей» не рассчитывает. Однако она обязана подтвердить свое право применять нулевую налоговую ставку. По сути, ей надо отчитаться, что товары прошли процедуру экспорта и по факту были вывезены с территории РФ.

Куда и в каком виде подать документы

Подать документы для подтверждения нулевого НДС необходимо в налоговую инспекцию по месту регистрации юрлица — сделать это можно на бумаге или в виде электронных реестров через систему оператора электронного документооборота (ЭДО).

Как правило, бумажный пакет документов для подтверждения НДС 0 % используют небольшие компании, у которых в течение года бывает 10–30 поставок товаров. А крупные участники ВЭД, перемещающие товары в больших объемах, подают в ИФНС электронные реестры.

Какие документы надо представить

До 2019 года экспортер также должен был представлять в ИФНС копии транспортных или товаросопроводительных документов с отметкой таможенного органа о вывозе товаров. Сейчас эти документы подаются только по истребованию налоговой.

Сроки подачи документов

Документы на бумаге (контракт и таможенная декларация) подаются в налоговый орган в течение 180 календарных дней со дня выпуска экспортной декларации — отсчет начинается с даты в отметке «Выпуск разрешен» (п. 9 ст. 165 НК РФ).

Электронные реестры компания представляет одновременно с подачей налоговой декларации (п. 10 ст. 165 НК РФ).

Когда нужны отметки таможенного органа

Важное условие для подтверждения нулевого НДС — наличие на таможенной декларации отметок таможенного органа. Налоговое законодательство предусматривает два типа отметок:

  • «Выпуск разрешен» — о помещении товаров под таможенную процедуру экспорта;
  • «Товар вывезен» — о вывозе товаров с территории РФ.

Оригинальные отметки проставляются в виде прямоугольного штампа сиренево-розово-синей мастикой (оттенок зависит от степени изношенности штемпельной подушечки). Кроме того, отметка может быть указана в виде сведений и являться аналогом оригинального штампа при электронном таможенном декларировании.

Разберемся, в каких случаях для налоговой инспекции нужна та или другая отметка и в каком виде.

1. «Выпуск разрешен»

В письме от 31.07.2018 № СД-4-3/14795@ ФНС разъяснила: если компания подает таможенную декларацию в электронной форме — а другого варианта быть не может, так как 100 % таможенных деклараций в РФ подаются в электронном виде — то отметку «Выпуск разрешен» достаточно представить в виде сведений о выпуске товаров. Такая отметка появится в документе автоматически, когда таможенный орган закончит проверку декларации и пришлет соответствующее сообщение в сервис для таможенного декларирования.

ФНС также уточняет, что в дальнейшем проставлять оригинальный штамп «Выпуск разрешен» на распечатанные копии таможенных деклараций не требуется.

Бывает, что бухгалтерия компании-экспортера просит штамп «Выпуск разрешен» для ведения внутреннего учета. Тогда штамп можно получить на таможенном посту, куда подавалась декларация на товары. В случае удаленного декларирования товаров штамп можно поставить на таможенном посту, указанном в графе 30 таможенной декларации «Местонахождение товаров».

Отметка таможни в виде сведений о выпуске товаров в копии электронной таможенной декларации выглядит так:


2. «Товар вывезен»

Что касается отметки «Товар вывезен», то ее необходимо получить в виде оригинального штампа только в случае, если компания-экспортер будет подавать документы о подтверждении нулевого НДС в налоговую на бумаге.

Штамп проставляется на таможенной декларации и на транспортном документе таможенным органом в пункте пропуска через границу. Одновременно инспектор вносит информацию о вывозе товаров в базу данных ФТС России и далее эти сведения передаются в ФНС для контроля (п. 17 ст. 165 НК РФ).

Если штамп не проставили в пункте пропуска, то подтверждение факта вывоза можно получить в таможенном органе, где товар декларировался. Для этого на таможенный пост надо подать заявление, которое составляется в произвольной форме, при этом обязательно указываются:

  • регистрационный номер декларации на товары, по которой требуется подтвердить факт вывоза;
  • порядковый номер и описание товара;
  • код таможенного органа места убытия.

Заявление можно составить как в бумажном, так и в электронном виде. Таможенный орган в течение 10 дней направит декларанту информацию о фактическом вывозе товаров так же — в письменном или электронном виде.

Если компания-экспортер подает в налоговую электронные реестры, то отметка «Товар вывезен» на таможенных документах не требуется — ни в виде сведений, ни в виде оригинального штампа (п. 15 ст. 165 НК РФ). Тем не менее для подготовки реестра необходимы будут сведения о дате фактического вывоза товаров. Их можно получить через личный кабинет на портале ФТС с помощью информационного сервиса «Информирование о вывозе товаров».

Как ответить на требование налоговой после подачи документов

Налоговая инспекция может истребовать документы в следующих случаях (п. 1.2 ст. 165 НК РФ):

  • если сведения, которые представил налогоплательщик, не соответствуют тем, что есть у налогового органа;
  • если у ФНС отсутствуют сведения, которые ФТС передает в рамках ведомственного обмена.

Если по результатам сверки налоговая запросила транспортный документ, экспортер должен представить бумажную накладную с оригинальным штампом «Товар вывезен».

Если налоговая запросила декларацию у экспортера, который для подтверждения нулевого НДС использовал электронный реестр, то ему достаточно представить копию электронной таможенной декларации, распечатанной из своего программного средства, со сведениями таможни о выпуске товаров (в дальнейшем проставлять штамп «Выпуск разрешен» на этой копии ЭДТ не нужно). При этом штамп «Товар вывезен» на бумажной копии не требуется (п. 15 ст. 165 НК РФ) — это разрешено с октября 2018 года правками Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ в положениях ст. 165 НК РФ.

Сроки ответа на требование

Документы необходимо представить в течение 30 календарных дней с даты получения требования налогового органа.

Если компания-экспортер не представит документы в ответ на требование налоговой, обоснованность применения налоговой ставки 0 % будет считается неподтвержденной.


Отправляйте декларации во все таможенные органы России. Подключите сервис Контур.Декларант.

Письмо Федеральной налоговой службы №ЕД-4-3/15908@ от 24.09.2012

Опубликованным документом ФНС России доводит до сведений нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков письмо Минфина России от 30.08.2012 № 03-07-15/1/20. В нем приводятся разъяснения по вопросу определения даты реализации подакцизных товаров за пределы Российской Федерации в целях исчисления срока представления в налоговый орган документов, которые подтверждают правомерность освобождения налогоплательщиков от уплаты акциза.

Упомянутое письмо Минфина России размещено на сайте ФНС России в рубрике «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные к применению налоговыми органами», а также в рубриках «Юридическим лицам» в разделе «Акцизы», «Индивидуальным предпринимателям» в разделе «Акцизы».

Документы, подтверждающие правомерность освобождения от уплаты акциза

Представление в ИФНС поручительства банка или банковской гарантии является условием освобождения налогоплательщика от уплаты акциза при реализации произведенных им подакцизных товаров (в т. ч. из давальческого сырья), помещенных под таможенную процедуру экспорта.

Допустим, налогоплательщик получил освобождение от уплаты акциза под банковскую гарантию. Тогда он обязан для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза при реализации подакцизных товаров на экспорт представить в налоговый орган документы, подтверждающие факт экспорта. Сделать это ему следует в течение 180 календарных дней со дня реализации указанных товаров. Основания - пункт 2 статьи 184, пункт 8 статьи 198 Налогового кодекса РФ.

Отметим, что факт экспорта могут подтверждать следующие документы:

  • контракт (его копия) налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров;
  • платежные документы и выписка банка (их копии), которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке;
  • таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в таможенной процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия;
  • копии транспортных или товаросопроводительных документов или иных документов с отметками российских таможенных органов места убытия.

О возникновении обязанности по уплате акциза

Предположим, налогоплательщик не подтвердил факта экспорта подакцизных товаров. В этом случае он должен уплатить акциз в порядке, который установлен в отношении операций с подакцизными товарами, совершаемых на территории Российской Федерации (п. 8 ст. 198 НК РФ).

Согласно разъяснениям Минфина России в письме от 30.08.2012 № 03-07-15/1/20, обязанность уплатить акциз по экспортируемым подакцизным товарам у налогоплательщика возникает за тот налоговый период, в котором они были реализованы. Дата реализации определяется как день отгрузки данных товаров. Основание - пункт 2 статьи 195 Налогового кодекса РФ.

Датой отгрузки товаров, по мнению Минфина России, признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на имя покупателя или перевозчика для доставки товаров покупателю.

Дата реализации за пределы Российской Федерации подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, определяется как день подписания акта приема-передачи подакцизных товаров.

О сроке представления документов

Доводя до сведений нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков письмо Минфина России от 30.08.2012 № 03-07-15/1/20, ФНС России сообщает, что налогоплательщики, получившие освобождение от уплаты акцизов на подакцизные товары, при определении срока представления в налоговый орган документов, подтверждающих факт экспорта, должны ориентироваться:

  • на дату первого по времени составления первичного документа, оформленного на имя покупателя или перевозчика для доставки товаров покупателю;
  • на дату подписания акта приема-передачи подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Акцизы

Предприятие освобождается от уплаты акциза при реализации продукции, помещенной под таможенный режим экспорта, за пределы территории России при условии представления в налоговую инспекцию банковской гарантии. На это обратили внимание налоговики…

Зачем предоставляется гарантия

Банковская гарантия, с одной стороны, выступает инструментом администрирования акцизов, с другой стороны, позволяет предприятиям оптимизировать платежи в бюджет.

Акцизами не облагаются подакцизные товары, реализуемые на экспорт и помещенные под таможенную процедуру экспорта (подп. 4 п. 1 ст. 183 Налогового кодекса РФ).

При этом освобождение от налого­обложения происходит только при фактическом вывозе подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации.

Предоставление банковской гарантии позволяет получить освобождение от уплаты акцизов до представления в налоговую инспекцию документов, подтверждающих факт экспорта. При этом она минимизирует потери бюджета. Это происходит потому, что банк берет на себя обязанность уплатить сумму акциза и пени, если предприятие не представит в установленные сроки документы, подтверждающие факт экспорта подакцизных товаров (п. 2 ст. 184 Налогового кодекса РФ).

Такой режим предусмотрен главой 31 Таможенного кодекса Таможенного союза «Таможенная процедура экспорта». В статье 212 Таможенного кодекса Таможенного союза указано, что экспорт – это таможенная процедура, при которой товары вывозятся за пределы таможенной территории Таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами. Товары помещаются под такую процедуру при условии уплаты вывозных таможенных пошлин и соблюдения запретов и ограничений и представления сертификата о происхождении товара в отношении некоторых товаров.

Товары, помещенные под эту процедуру (режим) и фактически вывезенные с таможенной территории Таможенного союза, утрачивают статус товаров Таможенного союза.

Вывозные таможенные пошлины уплачиваются до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта, если иной срок не установлен настоящим кодексом.

Основной документ для получения освобождения от уплаты акциза – это банковская гарантия.

Она предоставляется банком, включенным в перечень банков, который ведется Минфином России и размещается на его официальном сайте в интернете.

Поручительство банка или банковская гарантия должны предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях, если предприятие не представит в установленные сроки документы, подтверждающие факт экспорта подакцизных товаров. Или не заплатит акциз и пени самостоятельно.

Банковская гарантия должна также отвечать следующим требованиям:

– должна быть безотзывной и непере­даваемой;

– сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать уплату в бюджет сумм акциза в полном объеме;

– банковская гарантия должна допус­кать бесспорное списание денежных средств со счетов банка.

О выдаче банковской гарантии банк уведомляет налоговиков. Порядок уведомления установлен приказом ФНС России от 25 октября 2010 г. № ММВ-7-3/515@. При отсутствии задолженности по акцизам у экспортера, оформившего гарантию, налоговики в свою очередь направляют в банк письменное заявление об освобождении от обязательств по гарантии.

Право на освобождение от уплаты акциза по экспортным операциям предприятие может реализовать при условии, что подтверждающая это право банковская гарантия представлена им в налоговую в момент представления налоговой декларации по акцизам (письмо ФНС России от 25 октября 2012 г. № ЕД-4-3/18133@).

Следует соблюдать срок действия банковской гарантии.

Срок действия банковской гарантии, представляемой для освобождения от уплаты акциза по подакцизным товарам, вывозимым за пределы территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта, должен составлять не менее девяти месяцев со дня реализации этих товаров на экспорт (письмо ФНС России от 25 октября 2012 г. № ЕД-4-3/18133@). Датой отгрузки товаров (в том числе и на экспорт) признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на имя покупателя или перевозчика для доставки товаров покупателю.

Срок действия банковской гарантии для одновременного освобождения от уплаты авансового платежа акциза по алкогольной продукции и уплачиваемого акциза, если она вывозится за пределы территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта, должен составлять не менее 12 месяцев. Срок исчисляется с момента закупки этилового спирта или с момента передачи его одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным плательщиком акцизов, другому такому же структурному подразделению (п. 2 ст. 184 Налогового кодекса РФ).

Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Следует следить и за окончанием срока банковской гарантии. Если банковская гарантия закончит свое действие, то предприятие не сможет применять освобождение по налогу.

Пунктом 12 статьи 204 Налогового кодекса РФ установлено, что срок действия гарантии должен истекать не ранее шести месяцев, следующих за налоговым периодом, в котором закупался этиловый или коньячный спирт.

Предприятие может подавать в налоговую любое количество банковских гарантий, так как ограничений для этого Налоговым кодексом РФ не предусмотрено.

При вывозе подакцизных товаров в таможенной процедуре экспорта за пределы территории России для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза в налоговую представляются следующие документы (п. 7 ст. 198 Налогового кодекса РФ):

1) контракт с покупателем на поставку подакцизных товаров. Если поставка на экспорт подакцизных товаров происходит по посредническим договорам, дополнительно представляются и они. Если подакцизные товары произведены из давальческого сырья, то представляется и давальческий договор;

2) платежные документы и выписка банка (их копии), которые подтверждают поступление выручки от покупателя на счет экспортера в российском банке. Если экспорт происходит по посредническому договору, представляется выписка о поступлении выручки на счет посредника;

3) таможенная декларация с отметками российской таможни;

4) копии транспортных или товаросопроводительных документов с отметками российской таможни.

Эти документы нужно представить в течение 180 календарных дней со дня реализации подакцизной продукции.

В то же время при экспорте с территории одного государства – члена Таможенного союза на территорию другого для освобождения от уплаты акцизов представляются следующие документы (протокол от 11 декабря 2009 г.):

1) договоры (контракты), на основании которых экспортируется продукция;

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки;

3) заявление о ввозе и уплате косвенных налогов;

4) транспортные (товаросопроводительные) документы;

5) иные документы.

Банковскую гарантию не нужно представлять при вывозе подакцизных товаров из Российской Федерации на территорию государств – членов Таможенного союза (письмо Минфина России от 11 марта 2011 г. № 03-07-06/62).

ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ФАКТ ЭКСПОРТА ПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ

документы, необходимые для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов, представляемые в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в обязательном порядке в течение 180 дней со дня реализации указанных товаров. Такими документами являются:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров. В случае, если поставка на экспорт подакцизных товаров осуществляется по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору, налогоплательщик представляет в налоговые органы договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии указанных договоров) и контракт (копию контракта) лица, осуществляющего поставку подакцизных товаров на экспорт по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором), с контрагентом. В случае, если экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, осуществляет собственник давальческого сырья, налогоплательщик представляет в налоговые органы договор между собственником подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, и налогоплательщиком о производстве подакцизного товара и контракт (копию контракта) между собственником давальческого сырья и контрагентом. В случае, если экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, осуществляет иное лицо по договору комиссии либо иному договору с собственником давальческого сырья, налогоплательщик — производитель этих товаров из давальческого сырья представляет в налоговые органы помимо договора между собственником подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, и налогоплательщиком о производстве подакцизного товара, договор комиссии, договор поручения либо агентский договор между собственником этих подакцизных товаров и лицом, осуществляющим их поставку на экспорт, а также контракт (копию контракта) лица, осуществляющего поставку подакцизных товаров на экспорт, с контрагентом;

2) платежные документы и выписка банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет российского поставщика в российском банке. В случае, если поставка на экспорт подакцизных товаров осуществляется по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору, налогоплательщик представляет в налоговые органы платежные документы и выписку банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет комиссионера (поверенного, агента) в российском банке. В случае, если экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, осуществляет собственник указанных товаров, налогоплательщик — производитель этих товаров из давальческого сырья представляет в налоговые органы платежные документы и выписку банка, подтверждающие фактическое поступление всей выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет собственника подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, в российском банке. При поступлении выручки от реализации иностранному лицу товаров, произведенных из давальческого сырья, на счет налогоплательщика или собственника этих подакцизных товаров не от иностранного лица, а от организации, зарегистрированной в качестве налогоплательщика в РФ, в налоговые органы кроме платежных документов и выписки банка представляются договоры поручения по оплате за экспортированные подакцизные товары между иностранным лицом и организацией, осуществившей платеж. В случае, если незачисление валютной выручки от реализации подакцизных товаров на территорию РФ осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территорию РФ;

3) грузовая таможенная декларация или ее копия с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который указанный товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ (далее — пограничный таможенный орган). При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта за пределы территории РФ трубопроводным транспортом представляется полная грузовая таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза нефтепродуктов. При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через границу РФ с государством — участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, в третьи страны представляется грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление указанного вывоза нефтепродуктов;

4) копии транспортных или товаросопроводительных документов или иных документов с отметками пограничных таможенных органов иностранных государств, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ, за исключением вывоза нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через границу РФ. При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории РФ налогоплательщиком в налоговые органы представляются копии следующих документов:

— копия поручения на отгрузку экспортируемых нефтепродуктов с указанием порта разгрузки с отметкой «Погрузка разрешена» с пограничной таможни РФ;

— копия коносамента на перевозку экспортируемых нефтепродуктов, в котором в графе «Порт разгрузки» указан порт, находящийся за пределами таможенной территории РФ. Копии транспортных товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз нефтепродуктов за пределы таможенной территории РФ, могут не представляться в случае вывоза нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом. При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта в железнодорожных цистернах для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории РФ налогоплательщиком в налоговые органы представляются копии транспортных товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз нефтепродуктов за пределы таможенной территории РФ, с отметками российского пограничного таможенного органа (п. 6 ст. 198 НК).

Налогообложение ВЭД имеет некоторые особенности. Чтобы узнать о них подробнее 16 апреля 2018 года на конференции ВЭД «Москва-территория экспорта» мы побеседовали с Вадимом Чимидовым — руководителем направления налоговой практики и арбитражных споров компании «ПравовестАудит».

В каком порядке облагается НДС экспорт товара?

По общему правилу операции по экспорту товара облагаются НДС по ставке 0 процентов, при условии предоставления в налоговые органы пакета документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. В него включены, в частности, договор поставки (контракт), таможенные декларации и товаросопроводительные документы (транспортные накладные), с отметками таможенных органов «Выпуск разрешен» и «Товар вывезен».

Эти документы предоставляются в налоговый орган одновременно с представление налоговой декларации. На сбор и представление в ФНС подтверждающих документов налогоплательщику отводится 180 дней со дня отметки в таможенной декларации «Выпуск разрешен». Новый подход к администрированию НДС заключается в том, что вместо копий документов на бумажном носителе налогоплательщик вправе представить реестр таможенных деклараций, а также транспортных, товаросопроводительных документов в электронном виде.

Получив такие реестры, налоговые органы сверяют информацию с данными таможенных органов о таможенном декларировании, о факте вывоза товаров, прибытии/убытии транспортных средств. Затем налоговые органы могут провести выборочное истребование подтверждающих документов, прислать требование о предоставлении пояснений.

Если же налогоплательщик не уложился в 180 дней, то уже на 181-й день ему придется подать уточненную декларацию по НДС за период, в котором произошла отгрузка товара на экспорт и уплатить НДС по соответствующей ставке 18% (или 10%). Если впоследствии налогоплательщику все же удастся собрать необходимый пакет документов, уплаченные им суммы НДС подлежат возврату.

С 1 января 2018 года у экспортеров появилась возможность отказаться от применения льготной ставки НДС 0% и применять общеустановленные ставки (10% или 18%).

Когда у экспортеров возникает право на вычет входного НДС?

До 1 июля 2016 года экспортеры, претендующие на ставку НДС 0%, получали право на вычет на последнее число квартала, в котором собраны подтверждающие документы. Таким образом, право на вычет откладывалось на срок до 180 дней. В настоящее время такой «отложенный» порядок предоставления вычетов входного НДС сохранился только для экспортеров сырьевых товаров.

С 1 июля 2016 года порядок применения вычетов по НДС для экспортеров несырьевых товаров упрощен, теперь вычеты НДС для них производятся в общеустановленном порядке. То есть при выполнении следующих условий: товары, работы, услуги используются для деятельности, облагаемой НДС, они приняты на учет и в наличии имеются надлежащим образом оформленные счета-фактуры.

Отражаются вычеты по экспортным операциям в той же декларации по НДС, что и вычеты по внутренним операциям.

Каким образом подтвердить, что экспортируется несырьевой товар?

В целях главы 21 НК РФ «НДС» к сырьевым товарам относятся минеральные продукты, продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, недрагоценные металлы и изделия из них. Согласно нормам НК РФ коды видов сырьевых товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС обязано определить Правительство РФ.

Постановление Правительства N 466 по этому вопросу подписано 18 апреля 2018 года, опубликовано на официальном портале правовой информации 20.04.2018, вступает в силу оно не раньше следующего налогового периода по НДС, т.е. с 3 квартала 2018 года.

По разъяснениям Минфина и ФНС, до момента принятия постановления Правительства РФ, утверждающего перечень кодов видов сырьевых товаров следует руководствоваться положениями НК РФ, в которых перечислены группы сырьевых товаров (абз.3 п. 10 ст. 165 НК РФ) и соответствующими названиями групп товаров ТН ВЭД.

Исходя из названия вышеперечисленных товаров, к сырьевым товарам могут быть отнесены товары, поименованные в группах 25, 26, 27 раздела V, в группах 28, 29, 31 раздела VI, в группе 44 (ряд товаров) раздела IX, в группе 71 (ряд товаров) раздела XIV, в группах 72 — 80 раздела XV Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54.

При этом, к не сырьевым товарам в целях главы 21 НК РФ относятся все виды товаров, не перечисленные в абзаце третьем пункта 10 статьи 165 НК РФ. Такое мнение выражено в письме ФНС России от 03.08.2016 N 1-4-05/0021@.

Есть ли особенности заполнения декларации по НДС при наличии экспортных операций?

Экспортные операции отражаются в разделах 4-6 декларации по НДС. Это касается как экспорта в страны ЕАЭС, так и экспорт в другие иностранные государства.

В разделе 4 отражаются экспортные операции в том квартале, в каком собраны подтверждающие ставку 0 процентов документы. При этом экспортеры сырьевых товаров отражают в декларации как выручку, так и вычеты по экспортным операциям. Экспортеры несырьевых товаров — только выручку от продажи экспортных товаров.

Как мы уже говорили, в настоящее время вычеты НДС при экспорте несырьевых товаров предоставляются налогоплательщику в общем порядке и отражаются в 3 разделе декларации по НДС.

Если же сырьевой экспортер не уложился в 180 дней, то он заполняет раздел 6 декларации и подает уточненную декларацию за период на которую приходится дата отгрузки товара (письмо Минфина России от 02.09.2016 N 03-07-13/1/51480).

Вопрос от начинающих экспортеров. Многие субъекты малого и среднего предпринимательства применяют УСН и работают по кассовому методу. В каком порядке они признают валютную выручку для целей налогообложения?

Согласно пункту 3 статьи 346.18 НК РФ при УСН доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов. Доходы, полученные организацией на УСН в иностранной валюте от реализации товаров (работ, услуг) на экспорт, учитываются для целей налогообложения на дату поступления денежных средств на валютный счет налогоплательщика по курсу ЦБ РФ.

При этом, поскольку выручка зачислена на счет в иностранной валюте, у организации на УСН возникает еще один вид дохода — курсовая разница и возникает этот доход на дату конвертации иностранной валюты в российские рубли. С одной стороны, валютно-обменные операции во внебанковском секторе относятся к операциям, связанным с обращением российской или иностранной валюты, и не признаются реализацией на основании пп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ. Следовательно, при продаже иностранной валюты не могут возникнуть доходы от реализации товаров.

С другой стороны, согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ доходы «упрощенцев» определяются в порядке, установленном п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ, ст. 250 НК РФ, где в качестве доходов названы курсовые разницы. Это значит, что, в налоговые доходы «упрощенца» включаются доходы в виде курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного ЦБ РФ на дату перехода права собственности на иностранную валюту.

Такие разъяснения дал Минфин РФ в письме от 11.12.2015 N 03-11-06/2/72886. При этом, Минфин РФ подчеркнул, что при продаже иностранной валюты по курсу ниже установленного Банком России отрицательная курсовая разница в расходы в целях налогообложения в рамках УСНО не включается. Объясняется это тем, что перечень расходов, принимаемых для целей налогообложения при УСН имеет закрытый характер, а убытки в виде курсовых разниц в этом перечне не предусмотрены.

В чем особенности признания расходов для целей налогообложения при внешнеэкономической деятельности?

Опыт показывает, что начинающие участники ВЭД часто совершают очевидные ошибки. Все знают, что в уменьшение налоговой базы можно учесть только документально подтвержденные расходы. Налоговый учет ведется на основании первичных документов, которыми оформляются факты хозяйственной жизни.

Они должны быть оформлены в соответствии с нормам российского законодательства либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

При работе с иностранными контрагентами различные документы могут быть оформлены на иностранном языке. Здесь важно не забывать требования законодательства о том, что первичные документы, составленные на иностранном языке должны иметь перевод на русский язык. При этом нотариального заверения такие переводы не требуют. Как разъясняет Минфин РФ в письме от 20.04.2012 N 03-03-06/1/202 и др. , первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык, он может быть сделан как профессиональным переводчиком, так и специалистом самой организации.

Во-вторых, важна экономическая оправданность расходов. Поясню на примере. Так, если по условиям контракта, какой либо вид расхода возложен на покупателя товара, а по факту эти расходы понес продавец товара и покупатель не возместил ему эти расходы, то налоговые органы будут оспаривать такие затраты продавца.

Чтобы не ввязываться в налоговые споры, тщательно изучите условия Инкотермс согласованные в контракте, всегда обращайте внимание на момент перехода права собственности на товары и распределение рисков по условиям контракта.

Возможно ли подтвердить ставку в размере 0 процентов по НДС, если товары отправляются иностранному партнеру по почте?

Да, с целью поддержки экспорта и доступа предпринимателей на рынки зарубежных стран с 1 января 2018 года внесены изменения в ст. 165 НК РФ в части документального подтверждения правомерности применения ставки НДС 0% при реализации на экспорт товаров, вывозимых в международных почтовых отправлениях. Для подтверждения ставки НДС 0 %, если товары пересылаются в международных почтовых отправлениях, в налоговые органы представляются следующие документы.

Во-первых, это документы подтверждающие фактическую оплату покупателем реализованных товаров.

Во-вторых, предусмотренные правом ЕАЭС и законодательством РФ о таможенном деле таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия с сопровождающей международные почтовые отправления таможенной декларацией CN 23 (ее копией), форма которой установлена актами Всемирного почтового союза, либо сопровождающая международные почтовые отправления таможенная декларация CN 23 (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта, и российского таможенного органа, расположенного в месте международного почтового обмена, производивших таможенные операции в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях.

С другой стороны, если экспортные операции в вашей предпринимательской деятельности пока встречаются нечасто, то с 1 января 2018 года, у организации появился выбор — применять или не применять ставку 0% по НДС при экспорте товаров и применять обычные ставки НДС 18% или 10%.

При небольшом объеме экспортных операций возможно выгоднее отказаться от ставки 0%. Заявление об отказе подается в налоговый орган в свободной форме не позднее 1-го числа квартала, с которого организация собирается отказаться от нулевой ставки НДС. При этом важно помнить, что отказ возможен от всех экспортных операций и сроком не менее чем на 12 месяцев.

Есть ли особенности при возмещении НДС при экспорте товара?

Отдельно следует выделить ситуацию, когда НДС возмещается участниками ВЭД. В этой ситуации сумма НДС к возмещению возникает за счёт того, что НК РФ для экспорта предусмотрена ставка НДС 0%. Одновременно с этим законодатель предоставил налогоплательщику право принять к вычету НДС, который был уплачен на внутреннем рынке при приобретении товаров, реализуемых на экспорт. Получившаяся разница образует сумму НДС к возмещению. Для экспортёров вопрос возмещения НДС может возникать в каждом отчётном периоде.

Особенностью возмещения НДС в данной ситуации является то, что налогоплательщик должен не только подтвердить вычеты по НДС, но и представить обязательный комплект документов по экспортной операции, предусмотренный ст. 165 НК РФ.

Основными документами в данном случае являются:

  • таможенная декларация.
  • контракт.
  • товаросопроводительные документы.

Документы должны быть представлены в налоговый орган 180 календарных дней с момента помещения товаров под таможенную процедуру экспорта. Если пакет документов не будет собран налогоплательщик должен будет уплатить налог по общей ставке.

Какие риски существуют при возмещении НДС?

Возмещение НДС связано с необходимостью налоговыми органами вернуть НДС налогоплательщику из бюджета. Это обстоятельство обуславливает повышенное внимание инспекции к сумме НДС к возмещению, особенно когда речь идёт о крупных суммах.

Основные риски лежат в области подтверждения вычета НДС, уплаченного на внутреннем рынке.

Во-первых, налогоплательщик должен будет представить в налоговый орган документы, подтверждающие реальную хозяйственную операцию, в результате которой был уплачен НДС. Отсутствие первичных документов или счетов — фактур влечёт за собой однозначный отказ в признании вычетов, а, следовательно, и в возмещении НДС в соответствующей сумме.

При этом судебная практика подтверждает невозможность определения вычетов расчетным путем. Так, пункт 7 ст. 166 НК РФ указывает на возможность определить сумму налога расчетным методом в случае, если у налогоплательщика отсутствуют первичные документы. Однако это правило не может быть отнесено к вычетам, применение которых регулируется ст.ст. 171, 172 НК РФ и возможно лишь при соблюдении определенных условий и наличии определенных документов.

Обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике — покупателе товаров (работ, услуг), так как именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиком (Определение Верховного суда от 30.05.2017 № 309-КГ17—2622).

Во-вторых, операции, по которым НДС принимается к вычету, должны быть реальными и совершены с добросовестными контрагентами. С 19.08.2017 вступила в силу ст. 54.1 НК РФ, которая закрепила случаи, когда получение налогоплательщиком налоговой выгоды (в том числе в форме возмещения по НДС) является необоснованным.

Чтобы снизить риски налогоплательщиком следует соблюдать следующие требования:

  • не допускать искажений данных учета и отчетности, уменьшающих налоговую базу;
  • деловой целью сделки не должна быть неуплата и (или) зачет (возврат) суммы налога (иными словами, сделка не может быть совершена только с целью принять в будущем НДС по ней к вычету или получить какую-либо иную налоговую выгоду);
  • сделка должна исполняться лицом, с которым заключен договор или лицом, которому обязательство передано по договору или закону.

Проводя проверку налоговые органы, как правило, запрашивают информацию у контрагентов-поставщиков, чтобы убедиться в реальности операции, фактическом её совершении именно этим контрагентом. И если подтвердить операцию не получается, или поставщик отказывается выходить на связь — это становится причиной для отказа в возмещении НДС.

Чтобы снизить риски необходимо тщательно подходить к проверке своих контрагентов и оформлению документов по хозяйственной операции. С другой стороны, при взаимодействии с налоговым органом важно грамотно выстроить общение, сформировав комплект документов, который сможет наиболее ясно и непротиворечиво показать операцию, в результате которой образовался НДС к возмещению.

Снизить возможные риски и провести возмещение НДС наиболее быстро и безболезненно Вы можете, обратившись к юристам. Юрист сможет помочь Вам как на стадии предпроверочного анализа документов с целью выявления потенциальных рисков, так и на стадии непосредственного взаимодействия инспекцией. Юристы ООО «Правовест Аудит» имеют многолетний опыт сопровождения возмещения НДС. Они грамотно и эффективно проведут вас через все этапы возмещения НДС.

Читайте также: