Дилемма между налоговыми и неналоговыми методами государственного финансового регулирования

Опубликовано: 18.05.2024

Дж. Стиглиц при описании разницы между позитивной и нормативной экономикой приводит пример, когда в рамках нормативной науки задаются вопросом: "Если нас заботит максимизация национального дохода, то какая система — налогов или субсидий — была бы предпочтительнее? Или отказаться от обеих? И вновь, если желательно и то и другое, то каков уровень налогов и субсидий, который максимизирует национальный доход?" Именно такие вопросы мы ставим в данном параграфе.

Следует понимать, что широкое применение налоговых льгот в краткосрочной перспективе снижает уровень бюджетной обеспеченности, а значит, в этих условиях для применения неналоговых методов финансового регулирования необходимо увеличивать долговые обязательства публично-правовых образований.

Как отмечалось мультипликатор государственных расходов показывает прирост ВВП, вызванный увеличением государственных расходов на 1 пункт. В простейшей модели влияние первоначального изменения расходов государства аналогично влиянию изменения уровня инвестиций: мультипликатор государственных расходов оказывается равен 1/ (1 - MPC). Государственные закупки товаров и услуг (G) оказывают существенное влияние на объем производства и уровень занятости. В модели мультипликатора увеличение объемов государственных закупок вызывает увеличение объема производства на величину, равную произведению первоначального прироста государственных закупок и мультипликатора расходов, поэтому государственные расходы могут оказывать либо стабилизирующее, либо дестабилизирующее воздействие на объем производства на разных этапах делового цикла. Мультипликатор налогов меньше мультипликатора расходов на величину, пропорциональную предельной склонности к потреблению: мультипликатор налогов равен MPC х мультипликатор расходов.

И действительно, мультипликаторы государственных и муниципальных расходов в 2002—2012 гг. за редким исключением выше, чем мультипликаторы государственных и муниципальных расходов, поэтому в целом использование неналоговых методов стимулирования деловой активности имеет большее значение, чем налоговых, особенно в условиях кризиса и стагнации.

При отсутствии прибыли и в целом оборота в условиях затоваривания рынков или неплатежеспособного спроса со стороны внутренних покупателей или импортеров льготы по налогу на прибыль или косвенным налогам не будут содействовать поддержке субъекта хозяйствования. То же можно сказать об индивидуумах — если человек остался без основного дохода — заработка в результате сокращения, то вряд ли его спасут налоговые вычеты по подоходному налогу (в Российской Федерации — налогу на доходы физических лиц).

В экономическом обзоре ОЭСР по Российской Федерации в июле 2009 г. отмечалось: "Адресность предусматривает максимизацию бюджетного мультипликатора, что обычно предполагает увеличение расходов, возможно, в форме трансфертов испытывающим недостаток кредитных средств домохозяйствам и правительствам более низкого уровня, а не снижение налогов. В более общем плане, максимизация эффекта мультипликатора с точки зрения совокупного спроса требует скорее применение мер, связанных с расходами, нежели общих налоговых сокращений, поскольку в период рецессии частные агенты будут склонны направлять на сбережения значительную часть любых налоговых льгот".

Таким образом, в сложной экономической ситуации предпочтение отдается неналоговым методам регулирования, но в рамках отдельных направлений финансового регулирования в одних случаях необходимо отдать предпочтение налоговым методам, в других — неналоговым, а в третьих — использовать комплексно и то и другое.

Налоговые и неналоговые методы финансового регулирования: что лучше для стимулирования инвестиционной деятельности?




Вместе с тем инвестиционные проекты с низким уровнем окупаемости (инфраструктурные и социальные объекты) невозможны без бюджетных инвестиций, а наличие инфраструктуры, в том числе транспортной, является важным условием ведения бизнеса.

По мнению руководства Внешэкономбанка, в Российской Федерации недооценена роль государственных гарантий как инструмента привлечения инвестиций.

Таким образом, для решения задачи роста инвестиций приоритетным методами финансового регулирования являются налоговые методы, в то же время такие методы, как бюджетные инвестиции, государственные гарантии, субсидирование процентной ставки по банковским кредитам, могут также прямо и косвенно улучшать инвестиционный климат. Опыт роста инвестиций в отдельных регионах Российской Федерации свидетельствует о том, что более высокие темпы инвестиций наблюдаются там, где в комплексе применяются все методы финансового регулирования.

Инновационная деятельность может осуществляться так называемыми старта-новыми компаниями фактически с нуля, в этом случае, как представляется, большее значение, чем налоговое регулирование, имеют формирование спроса на инновации, государственная финансовая поддержка при формировании начальных финансовых ресурсов (субсидии, государственные гарантии). Для развития инновационной деятельности создается соответствующая институциональная среда (бизнес-инкубаторы, фонды венчурных инвестиций, фонды поддержки малого бизнеса в научно-технической сфере и т.д.), значительная часть институтов создается на основе бюджетных инвестиций в их уставный капитал публично-правовыми образованиями, которые выступают учредителями этих фондов.

Вместе с тем стимулирование инновационной деятельности уже функционирующих компаний важно осуществлять и с применением налоговых льгот. Инновационная деятельность предполагает относительно других расходов субъекта хозяйствования высокий удельный вес расходов, связанных с оплатой труда, поэтому среди обязательных платежей важно сохранять приемлемый уровень начислений на оплату труда.

В целом ряде случаев налоговые и неналоговые методы сочетаются.

Фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, например Российский фонд технологического развития, формируют финансовые ресурсы за счет бюджетных инвестиций в уставный капитал и за счет добровольных взносов организаций, при этом отчисления в фонд уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организации в размере 1,5% доходов от реализации. Фонды предоставляют займы на расходы, связанные с НИОКР, на льготных условиях.

Налоговые или неналоговые методы финансового регулирования эффективнее решают социальные проблемы?

Гарантированные государством компенсация заработка при утрате трудоспособности или потере работы, а также доведение уровня доходов до прожиточного минимума могут осуществляться только неналоговыми методами. Вместе с тем для расширения возможностей защиты от индивидуальных рисков в случае болезни, старости, инвалидности, потери кормильца каждый человек может (а некоторые считают, и должен) использовать такие инструменты, как индивидуальное личное страхование, добровольное медицинское страхование, негосударственное пенсионное обеспечение в негосударственных пенсионных фондах и страховых компаниях, накопительные счета в банках. В этом случае государству эффективнее предусмотреть налоговые льготы как для застрахованных и участников негосударственных пенсионных фондов (или их работодателей), так и для самих финансовых институтов.

Возможность получения доступной качественной медицинской помощи и образовательных услуг, услуг в сфере социального обслуживания обеспечивается в первую очередь неналоговыми методами финансового регулирования, но они могут быть дополнены и налоговыми методами при получении дополнительных услуг.

Одним из механизмов выравнивания уровня доходов отдельных социальных групп является прогрессивное налогообложение, при этом во многих странах оно распространяется и на социальные выплаты (например, пенсии), но нет ни одной более или менее развитой страны, где использовался бы только этот механизм выравнивания уровня доходов.

В современной экономической литературе есть публикации, где рассматриваются преимущества налоговых или неналоговых методов решения социальных проблем, например связанных с уходом за ребенком. Авторы статьи "Уход за ребенком: субсидии или налоговые кредиты?" на основе разработанной модели и данных, собранных в Австралии, делают вывод о том, что налоговые льготы предпочтительнее для обеспеченных и более образованных женщин, чем субсидии.

Какие методы применять при территориальном неравенстве?

Решение проблем территориального неравенства — сфера применения неналоговых методов, к которым относятся не только межбюджетные трансферты, но и все элементы межбюджетных отношений, включая разграничение доходов между бюджетами разных уровней, разграничение расходов между бюджетами, межбюджетное перераспределение, к которому помимо межбюджетных трансфертов относятся и бюджетные кредиты.

Вместе с тем изменение налогового законодательства влияет на уровень бюджетной обеспеченности разных публично-правовых образований не столько при изменении налоговых ставок, сколько при отмене или введении налога, изменении состава налогоплательщиков.

финансы и кредит

Тема: Налоговые и неналоговые методы регулирования экономики

ID (номер) заказа

финансы и кредит

Тема: Налоговые и неналоговые методы регулирования экономики: что лучше в условиях кризиса? кол-во страниц :2

Закажите подобную или любую другую работу недорого

city
city
bush
bush

Вы работаете с экспертами напрямую,
не переплачивая посредникам, поэтому
наши цены в 2-3 раза ниже

Цены ниже – качество выше!
Цены ниже – качество выше!

Последние размещенные задания

Производственная практика (научно-исследовательская работа)

Отчет по практике, Производственная практика (научно-исследовательская работа), физика

Срок сдачи к 8 июня

Сделать курсовую работу. Сделать расчеты по методичке

Срок сдачи к 31 мая

Решение задач, Геометрия

Срок сдачи к 20 мая

Решить задачу из темы нефтепереработки

Онлайн-помощь, Нефтехимия, нефтепереработка, газохимия, химические реактора

Срок сдачи к 20 мая

Тест дистанционно, Юриспруденция

Срок сдачи к 28 мая

Ограничение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правоохранительной деятельности

Срок сдачи к 21 мая

Нахождение пределов, исследование и построение функций

Решение задач, Математический анализ

Срок сдачи к 19 мая

Необходимо написание конспекта книги в формате word

Другое, Психология экстремальных ситуаций и состояний

Срок сдачи к 31 мая

Решение задач, Геодезия

Срок сдачи к 5 июня

Два файла в них есть варианты на 34 странице и 50 странице

Курсовая, Технико-экономическое обоснование конструктивных и технологических решений

Срок сдачи к 27 мая

Выполнить задание 1

Чертеж, Инженерная графика

Срок сдачи к 21 мая

Срок сдачи к 23 мая

Ограничение прав человека в зарубежных странах

Срок сдачи к 21 мая

В задании 4 указать название смены и возраст детей.

Отчет по практике, технология работы вожатого, педагогика

Срок сдачи к 25 мая

Все указания в приклепленном файле.

Курсовая, Технология составления бух. отчетности, бух учет

Срок сдачи к 31 мая

Реферат, экономика организации

Срок сдачи к 23 мая

Правовая природа и элементы брачного договора

Курсовая, Семейное право

Срок сдачи к 24 мая

Решить 6 простеньких задач

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 19 мая

46 056 оценок Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

обратились к нам
за последний год

работают с нашим сервисом

заданий и консультаций

заданий и консультаций

выполнено и сдано
за прошедший год

Тысячи студентов доверяют нам
Тысячи студентов доверяют нам

Сайт бесплатно разошлёт задание экспертам.
А эксперты предложат цены. Это удобнее, чем
искать кого-то в Интернете

Размещаем задание

Отклик экспертов с первых минут

С нами работают более 15 000 проверенных экспертов с высшим образованием. Вы можете выбрать исполнителя уже через 15 минут после публикации заказа. Срок исполнения — от 1 часа

Цены ниже в 2-3 раза

Вы работаете с экспертами напрямую, поэтому цены
ниже, чем в агентствах

Доработки и консультации
– бесплатны

Доработки и консультации в рамках задания бесплатны
и выполняются в максимально короткие сроки

Гарантия возврата денег

Если эксперт не справится — мы вернем 100% стоимости

На связи 7 дней в неделю

Вы всегда можете к нам обратиться — и в выходные,
и в праздники

placed_order

Эксперт получил деньги за заказ, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Безопастная сделка

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы
над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем
возврат полной уплаченой суммы

line
line
line
line
line

line
line
line
line
line

Создание заказа

Выбор эксперта

Выполненное задание

Написание отзыва


Поможем вам со сложной задачкой

С вами будут работать лучшие эксперты.
Они знают и понимают, что работу доводят
до конца

ava
executor

С нами с 2014
года

Помог студентам: 2 281 Сдано работ: 2 281
Рейтинг: 88 207
Среднее 4,99 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 034 оценки

ava
executor

С нами с 2015
года

Помог студентам: 4 515 Сдано работ: 4 515
Рейтинг: 74 054
Среднее 4,7 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

2 000 оценок

avatar
executor_hover

С нами с 2016
года

Помог студентам: 995 Сдано работ: 995
Рейтинг: 59 761
Среднее 4,75 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

569 оценок

line

avatar
executor_hover

С нами с 2013
года

Помог студентам: 1 655 Сдано работ: 1 655
Рейтинг: 55 933
Среднее 5 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 027 оценок


1. Сколько стоит помощь?

Цена, как известно, зависит от объёма, сложности и срочности. Особенностью «Всё сдал!» является то, что все заказчики работают со экспертами напрямую (без посредников). Поэтому цены в 2-3 раза ниже.

Специалистам под силу выполнить как срочный заказ, так и сложный, требующий существенных временных затрат. Для каждой работы определяются оптимальные сроки. Например, помощь с курсовой работой – 5-7 дней. Сообщите нам ваши сроки, и мы выполним работу не позднее указанной даты. P.S.: наши эксперты всегда стараются выполнить работу раньше срока.

3. Выполняете ли вы срочные заказы?

Да, у нас большой опыт выполнения срочных заказов.

4. Если потребуется доработка или дополнительная консультация, это бесплатно?

Да, доработки и консультации в рамках заказа бесплатны, и выполняются в максимально короткие сроки.

5. Я разместил заказ. Могу ли я не платить, если меня не устроит стоимость?

Да, конечно - оценка стоимости бесплатна и ни к чему вас не обязывает.

6. Каким способом можно произвести оплату?

Работу можно оплатить множеством способом: картой Visa / MasterCard, с баланса мобильного, в терминале, в салонах Евросеть / Связной, через Сбербанк и т.д.

7. Предоставляете ли вы гарантии на услуги?

На все виды услуг мы даем гарантию. Если эксперт не справится — мы вернём 100% суммы.

8. Какой у вас режим работы?

Мы принимаем заявки 7 дней в неделю, 24 часа в сутки.

date image
2015-03-20 views image
3692

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



В условиях глобализации и интеграционных процессов все большую роль играют наднациональные институты финансового регулирования. Эта роль особенно усилилась с 2008 г. в условиях глобального финансового кризиса.

Отдельные элементы национального финансового регулирования существовали и ранее в рамках деятельности международных финансовых организаций (Международного валютного фонда, структур Всемирного банка, региональных банков реконструкции и развития), но за редким исключением основным механизмом финансового регулирования выступали займы этих организаций правительствам стран, получающих помощь, приводящие к увеличению гос. долга центрального правительства (в отдельных случаях – государственного долга субъектов федерации), а также субъектам хозяйствования.

Следует отметить, что даже в случае использования исключительного кредитного механизма (займов) международных финансовых организаций нельзя говорить только о денежно-кредитных методах регулирования экономических и социальных процессов, так как суммы заимствований главным образом поступают в соответствующие бюджеты бюджетных систем стран-заемщиков, обслуживание и погашение долговых обязательств осуществляется за счет бюджетных средств. Но даже когда реальным заемщиком по займам международных организаций выступают отдельные субъекты хозяйствования, как правило, формируются государственные долговые обязательства, так как такие займы предусматривают государственные гарантии.

В настоящее время наряду с займами используются и механизмы безвозмездного предоставления средств в виде грантов и т.д. Нередко финансовая помощь междунродных финансовых организаций или других национальных институтов (например, институтов Европейского союза) сопровождается политическим давлением одной страны (группой стран) на другие или спекулятивным выбиванием помощи.

8 - Методы регулирования территориальных пропорций. Разграниче­ние налоговых полномочий между органами власти разных уровней. Меж­бюджетные трансферты в системе регулирования территориальных про­порций.

Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетного регулирования (регулирующие доходы; дотации, субсидии, субвенции бюджетам других уровней бюджетной системы), финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований. Финансовое воздействие на территориальную структуру происходит также в связи с изменением состава налогов. Например, отмена налога с продаж в 2003 г. значительно сократила собственные доходы отдельных региональных бюджетов (например, Москвы и Санкт- Петербурга).

Основными методами финансового регулирования социальной структуры общества являются использование прогрессивной ставки подоходного налога, высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость, льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами, а также различные социальные выплаты и льготы.

Традиционно проблема распределения расходных полномочий в рамках бюджетного федерализма рассматривается с учетом двух принципиально важных элементов. Первый предполагает разграничение трех различных видов обязательств или видов полном о чий, которые учитываются при распределении расходов между различными уровнями власти:

· определение объема и качества предоставляемых государственных услуг, уровня власти, на который возлагается ответственность за это определение, выработка стандартов и контроль за их соблюдением;

· финансирование требуемого объема государственных услуг (ответственность за финансирование также может распределяться и фактически распределяется между уровнями государственной власти);

· предоставление конкретных услуг, организация самого процесса оказания услуг как непосредственно за счет институтов, находящихся в государственной собственности (с со ответствующим государственным или муниципальным финансированием), так и через частный сектор.




Межбюджетные трансферты -это средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ.

· Межбюджетные трансферты осуществляются через Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд компенсаций.

· Существующие в настоящее время в России межбюджетные трансферты можно разделить на следующие группы:

· нецелевые (блочные) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;

· Формы межбюджетных трансфертов в РФ, предоставляемые из Федерального бюджета

· Проблема правового регулирования межбюджетных отношений в Российской Федерации вновь стала особо актуальной в связи с введением в действие с 1 января 2005 г. новой редакции гл. 16 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Изменилось не только название гл. 16, но и содержание. Если раньше гл. 16 именовалась "Межбюджетные отношения", то в новой действующей редакции она называется "Межбюджетные трансферты", а термин "межбюджетные отношения" используется в БК РФ лишь однажды, в его ст. 6 определяется понятие межбюджетных отношений. Действующая редакция гл. 16 посвящена непосредственно межбюджетным трансфертам. В ней определяются:

· 1) формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального, региональных и местных бюджетов;

· 2) условия предоставления межбюджетных трансфертов;

· 3) общие положения о фондах, формируемых в составе федерального, региональных и местных бюджетов, из которых предоставляются межбюджетные трансферты.

9 - Налоговые методы регулирования отраслевых и социальных пропорций. Дилемма между налоговыми и неналоговыми методами финансового регулиро­вания при разработке и реализации финансовой политики.

Налоговое регулирование относится к косвенным методам государственного воздействия на социально-экономическое развитие общества. В основе налогового регулирования, как и других косвенных методов государственного влияния субъектов. Экономическая природа налогов создает основу для использования их в качестве стимула предпринимательской деятельности.

Налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.); амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации );
различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муниципальный заказ, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государственные и муниципальные гарантии); с бюджетными расходами связаны также льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов.

Отдельные методы государственного финансового регулирования могут быть использованы комплексно. Так, нередко государственные инвестиции на долевых началах в тот или иной проект могут рассматриваться частными инвесторами как государственные гарантии.

Финансовые методы воздействия на экономику и социальные процессы можно разделить на две группы: бюджетные (различные формы бюджетных расходов, государственные и муниципальные гарантии и др.) и налоговые. При осуществлении финансового регулирования возникает дилемма: какие методы использовать преимущественно?

Большой объем бюджетных расходов требует изменения пропорций между объемами финансовых ресурсов органов государственной власти (местного самоуправления) и финансовых ресурсов предпринимателей, что может отрицательно сказаться на общем уровне предпринимательской активности.


Налоговые методы финансового регулирования включают: применение повышенной, пониженной и нулевой ставки налога; изменение налоговой базы; возврат налога или его части; применение пропорциональной, прогрессивной и регрессивной шкалы налогообложения; освобождение от уплаты налогов тех или иных лиц; отсрочки, рассрочки налоговых платежей, налоговые кредиты; введение специальных налоговых режимов для отдельных категорий плательщиков (например, для субъектов малого бизнеса) или в границах отдельных территорий государства (особых экономических зон).

Можно привести примеры использования налоговых методов государственного финансового регулирования:

  • варьирование ставки налога — российское налоговое законодательство устанавливает основную ставку налога на доходы физических лиц — 13%, но доходы, полученные в виде выигрышей в лотереях, конкурсах облагаются по ставке 35%;
  • воздействие на налоговую базу — во Франции налоговая база по налогу на прибыль уменьшается на расходы, если:
  • в результате этих расходов произошло уменьшение чистых активов,
  • они произведены в связи с хозяйственной деятельностью налогоплательщика и не связаны с неправомерным использованием руководством корпоративных фондов, если они учтены и документальны подтверждены;
  • воздействие на налоговую базу — налоговое законодательство разных стран (например, Испании) учитывает в виде вычетов, уменьшающих налоговую базу по налогу на при- быль, расходы на финансирование научных разработок на сумму, равную или превышающую установленной законодательством;
  • возврат налога — в Китае возврат НДС (налога на добавленную стоимость) происходит только при экспорте товаров с высокой степенью переработки, при экспорте сырья такого возврата нет;
  • применение прогрессивной шкалы налогообложения — в большинстве стран подоходное налогообложение является прогрессивным — чем больше доход физического лица или домохозяйства, тем выше ставка налога;
  • освобождение от уплаты налога — российское налоговое законодательство предусматривает заявительный характер освобождения от уплаты НДС при небольшом обороте субъектов малого бизнеса;
  • рассрочки и отсрочки налоговых платежей — в конце 2008 г. в Российской Федерации в качестве антикризисной меры было предусмотрено право сумму авансового платежа по НДС за квартал разбить на месячные платежи, в Великобритании — компаниям, наиболее пострадавшим в результате кризиса, были предоставлены отсрочки по НДС;
    введение специальных налоговых режимов — упрощенная система налогообложения субъектов малого бизнеса применяется во многих странах, когда единый налог заменяет группу налогов, уплачиваемых в рамках традиционной системы. Также известны примеры введения льготного режима налогообложения на территории особых экономических зон — в Китае, например, такие зоны обеспечили значительный прирост иностранных инвестиций и выступили «локомотивом» развития всей экономики страны.

Отмена или введение налога влияет не только на объем финансовых ресурсов налогоплательщиков (соответственно изменяя отраслевые и социальные пропорции), но и на уровень обеспеченности финансовыми ресурсами отдельных территорий.

В странах, где практикуется закрепление за несколькими бюджетами поступлений от одного налога, отмена налога или изменение нормативов отчислений от этого налога изменит уровень бюджет- ной обеспеченности отдельных территорий.


С налоговым регулированием непосредственно связан такой метод государственной финансовой поддержки, как «ускоренная амортизация». Повышенные нормы амортизационных отчислений уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, а затем уменьшают налоговую базу по налогу на имущество.


Законодательством разных стран по-разному классифицируются поступления от таможенных пошлин и сборов, а также отчисления на социальное страхование.


К неналоговым методам финансового регулирования относятся различные формы предоставления бюджетных средств производителям товаров, работ и услуг, другим публичным правовым образованиям (дотации, субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, бюджетные инвестиции, гранты и др.); государственные и муниципальные гарантии; государственные и муниципальные заказы; государственные заимствования, социальные выплаты населению; бюджетное финансирование услуг, предоставляемых населению бесплатно. Законодательством разных стран используются разные термины, обозначающие вы- деление бюджетных средств юридическим и физическим лицам.


Выделение бюджетных средств другим публично-правовым образованиям (межбюджетные трансферты) в экономической литературе и законодательстве отдельных стран могут называться грантами, целевыми или нецелевыми трансфертами и т.д. В отдельных странах широко применяются нецелевые трансферты, в других — только целевые.

Государственный (муниципальный) заказ является важным методом (инструментом) поддержки производителей товаров, работ и услуг, при этом бюджетные средства поступают им как выручка от реализации. Производители при этом экономят на расходах на рекламу, других формах поиска потенциальных покупателей. Повышается деловая репутация исполнителей государственных (муниципальных) заказов. Нередко цена государственных закупок превышает рыночные цены на данную продукцию.

Например, превышение цены по государственным закупкам зерна над рыночной ценой в отдельных странах может составлять до 80% (в Новой Зеландии). Порядок размещения заказов для государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации с 1 января 2014 г. регламентируется Федеральным за- коном от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Информацию о государственных (муниципальных) заказах в Российской Фе- дерации можно найти на сайте Федерального казначейства — www.roskazna.ru или специализированном портале, посвященным государственным (муниципальным) закупкам, — www.zakupki.gov.ru.

Государственные (муниципальные) гарантии не связаны непосредственно с предоставлением бюджетных средств, но за счет снижения рисков могут влиять на ставку процента по банковским кредитам, размер страховых тарифов, уровень цен при заключении сделок на товарные поставки. Расходование бюджетных средств при предоставлении государственных (муниципальных) гарантий происходит лишь в случае невыполнения обязательств лица, получившего такую гарантию. Данный метод финансового регулирования увеличивает объем государственных или муниципальных долговых обязательств, поэтому имеет количественные ограничения, определяемые общим объемом ограничений по таким обязательствам.

Государственные заимствования на основе выпуска государственных ценных бумаг являются методом регулирования финансового рынка. «Оттягивая» на покупку государственных ценных бумаг временно свободные средства, поступившие на финансовый рынок, государство может влиять на другие сегменты рынка: рынок корпоративных ценных бумаг, рынок межбанковских кредитов, валютный рынок. Сметное или подушевое бюджетное финансирование учреждений, предоставляющих бесплатные для населения образовательные, медицинские услуги, услуги в сфере культуры, обеспечивает доступность таких услуг.

Отдельным объектам государственного финансового регулирования соответствуют свои методы. Основными методами воздействия на отраслевые пропорции являются налоговые методы, бюджетные субсидии и инвестиции, государственные (муниципальные) заказы, государственные (муниципальные) гарантии. Основные методы воздействия на территориальные пропорции — межбюджетные трансферты и бюджетные кредиты. Социальные пропорции регулируются налоговыми методами, социальными выплатами, через бюджетное финансирование учреждений, оказывающих услуги в области образования, здравоохранения, культуры.

Финансовое регулирование происходит, с одной стороны, че­рез стимулирование одних сегментов экономической системы путем концентрации в них финансовых ресурсов и, с другой сто­роны, через сдерживание иных сегментов на основе ограничения объема поступающих в них финансовых ресурсов.

Т.о. финансовое регулирование - это воздействие на экономические и соц. процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обес­печение развития передовых технологий и социальной стабильнос­ти, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования. Например, предоставление налоговых льгот малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям в рамках программы поддержки малого бизнеса или государственные и муниципальные заказы некоммерческим организациям и др.

Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно че­рез другие объекты.

Перекрестное субсидирования - это ситуация, при которой эффект от государственной поддержки получает хозяйствующий субъект, не являющийся объектом регулирования. Например, в рамках государственной поддержки сельскохозяйственных производи­телей последним предоставляются бюджетные субсидии для льготного приобретения сельскохозяйственного оборудования.

Среди финансовых методов воздействия на экономику и соци­альные процессы наиболее распространены бюджетные (различ­ные формы бюджетных расходов, государственные и муници­пальные гарантии и т.п.) и налоговые. Каждому объекту финансового регулирования соответствуют определенные методы.

Методами государственного финансового регулирования отрас­левых пропорций являются:

· различные формы государственной поддержки организа­ций, ИП.

· с бюджетными расходами связаны также льготное кредито­вание и страхование

Методы финансового регулирования территориальных пропор­ций. Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетно­го регулирования (регулирующие доходы; дотации, субсидии, субвенции бюджетам других уровней бюджетной системы), фи­нансирование целевых программ поддержки и развития отдель­ных регионов и муниципальных образований.

Основными методами финансового регулирования социальной структуры общества являются использование прогрессивной ставки подоходного налога, высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость, льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами, а также различные социальные выплаты и льготы.

Среди методов государственного финансового регулирования основная роль принадлежит налогам.

Налоги являют­ся важнейшим стабилизатором антициклического регулирова­ния развития экономики, стимулируя спрос на инвестиции вовремя депрессии и ограничения его в период максимального эко­номического подъема. Косвенное и подоходное налогообложе­ние определяют объемы личного потребления, платежеспособ­ного спроса, что, в свою очередь, влияет на объемы производства потребительских товаров и услуг.

Рыночные методы ведения хозяйства создают потребность в решении задачи борьбы с монополизмом производителя, нару­шающим главное условие рынка - конкуренцию между предпри­нимателями. Наравне с другими методами государственного ре­гулирования (антимонопольное законодательство, свободный внешний рынок и т.д.) решению этой проблемы способствуют и налоговые методы, в частности таможенное регулирование. При снижении ставок таможенных пошлин на соответствующий импортный товар мировой рынок заставляет отечественных монополистов снижать внутренние цены на свою продукцию (при ус­ловии открытого доступа этой продукции на внутренний рынок). Одновременно высокие ставки таможенных пошлин могут ис­пользоваться для защиты национальных производителей – такая политика получила название протекционизма.

Определенное воздействие на процессы производства, накопления оказывают также различные формы и методы предос­тавления бюджетных средств субъектам хозяйствования (субси­дии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государствен­ные и муниципальные заказы) в качестве государственных мер поддержки отдельных отраслей и видов деятельности.

Переход на рыночные отношения потенциально благоприятствует НТП, но для этого нужен поддерживаемы й государством механизм финансового обеспечения и стимулирования НИОКР,

Источником финансирования научных грантов, размещае­мых на конкурсных условиях являются бюд­жетные средства. Фонды финансирования научных исследований могут создаваться органами государствен­ной власти вместе с коммерческими организациями. (например, Российский фонд технологического развития, с работ).

Обязательной составной частью финансового механизма НТП является система материального стимулирования научно-­технических достижений. В РФ авторам научных открытий, лауреатам государственных и именных пре­мий выплачиваются крупные денежные вознаграждения. При использовании патентов на изобретение размер вознаграждения автору устанавливается по соглашению сторон. Одним из инстру­ментов финансового регулирования данной сферы деятельности являются государственные пошлины на заявку, регистрацию и продление патента..

Финансовое регулирование социальной сферы

Финансовыми методами воздействия на социальные процессыявляются:

1) финансирование гарантированных государством прямых денежных выплат гражданам (пенсии, пособия, стипендии, компенсации, субсидии, денежная материальная помощь);

2) финансирование льгот отдельным категориям граждан при оплате или получении товаров и услуг;

3) государственная финансовая поддержка жизненно важных отраслей экономики, ориентированных на производство потребительских товаров и услуг первой необходимости;

4) налоговое регулирование доходов граждан и юридических лиц (дифференциация налоговых ставок, налоговые льготы, в том числе направленные на стимулирование благотворительной деятельности);

5) бюджетное финансирование учреждений социальной сфе­ры (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание), а также государственная поддержка других некоммер­ческих организаций, действующих на рынке подобных услуг для обеспечения их доступности населению;

6) финансовое стимулирование создания новых рабочих мест, а также начала индивидуальной предпринимательской деятельности, финансирование общественных работ;

7) государственное финансовое регулирование рынка жилья;

8) содействие развитию финансового рынка, участники которого ориентированы на «мелких» вкладчиков, инвесторов, страхователей, создание спец. механизма защиты их интересов.

В РФ за счет средств бюджетов разных уровней и государственных социальных внебюджетных фондов финансируются выплаты, называемые социальными трансфертами:

. пенсии по старости, потере кормильца, инвалидности, за выслугу лет;

· пособия при временной и постоянной нетрудоспособнос­ти, на детей, на погребение, по безработице, вынужденным миг­рантам;

· стипендии студентам, в том числе социальные стипендии

студентам из малоимущих семей;

· материальная помощь малоимущим гражданам.

Предоставление социальных льгот основано, как правило, на бюджетном субсидировании поставщика услуг. Бюджетное субсидирование производства товаров и услут - это одна из форм государственной финансовой поддержки отраслей, производящих потребительские товары и товары первой необходимости наряду с налоговыми льготами, а также государственными и муниципальными заказа­ми.

Одним из методов сглаживания дифференциации доходов разных социальных групп, обеспечения доступности жизненно важных товаров и услуг является налоговое регулирова­ние. В целях предотвращения резких раз­личий в уровне жизни отдельных социальных групп практически во всех странах мира используется система налого­обложения доходов граждан с установлением необлагаемого уров­ня доходов, равного прожиточному минимуму.

Налоговые методы регулирования соц.процессов связаны со стимулированием благотворительной деятель­ности физических и юридических лиц, а также установления до­полнительных к государственным гарантиям выплат, которые осуществляет работодатель в пользу своих работников (добро­вольное медицинское страхование, дополнительное пенсионноеобеспечение, оплата образовательных услуг, услуг, связанных сподnержанием здоровья, дополнительные выплаты женщинам, имеющим детей, и т.п.). Российским налоговым законодатель­ством освобождается от уплаты ндс передача товаров и имуще­ства в благотворительных целях. Организации, а также граждане, получающие имущество в благотворительных целях, не отражают эти поступления как доход, учитываемый в целях обложения со­ответственно налогом на прибыль организаций и налогом на до­ходы физических лиц. Работодатели, производящие социальные выплаты или оплату социальных услуг в пользу своих работников из чистой прибыли, могут уменьшить на данную сумму единый социальный налог (пенс. Обесп-е).

Государственное финансовое регулирование занятости населе­нuя.

Государство может проводить активную и пассивную политику на рынке труда. Пассивная политика свя­зана с компенсацией потери заработка, - выплата пособия по безработице, выплата материальной помощи для малоимущих. Активная государственная политика занятости населения связана с созданием или стимулированием создания новых рабочих мест и организацией общественных работ

Государственное финансовое регулирование рынка жилья.

Большое значение для обеспечения населения жильем в на­шей стране имеет развитие ипотечного кредитования. Государственное финансовое регулирование данного процесса может осуществляться через механизм предоставления государственных гарантий по банковским ипотечным кредитам, бюджетного субсидирования ссудного процента, а также долевого участия бюд­жетных средств в финансировании строительства жилья наряду со средствами частных инвесторов. Государствен­ное участие в ипотечных программах осуществляется органами власти субъектов РФ.

На федеральном уровне в рамках пенсионной реформы в це­лях организации пенсионных накоплений предусмотрена воз­можность инвестирования средств для финансирования накопи­тельной части трудовой пенсии в ипотечные ценные бумаги.
скачать

Читайте также: