Десятина это налог взимаемый в пользу

Опубликовано: 15.05.2024

Десятина выступала мерой участка земли, имеющего форму прямоугольного параллелограмма с двумя вариантами его сторон:

  • 80 и 30 саженей - «тридцатка»;
  • 60 и 40 саженей - «сороковка».

Ей дали название «казенная десятина» и сделали основной русской мерой земли.

Трактовка данного понятия

Десятина – это русская единица измерения в древние времена в отношении земельной площади, которая была приравнена к 2400 квадратным саженям (около 1,09 гектара) и использовалась на Руси до введения специальной метрической системы.

Также стоит дать определение термину «сажень» – русская мера длины, которая определяется усредненными размерами тела человека. Так, например, малая сажень – от плеча до пола, а косая – от внутренней стороны стопы левой ноги до верхней точки пальцев поднятой правой руки.

десятина это

Факты из истории касаемо данного понятия

Известно, что в конце XV века земельную площадь было принято измерять двумя четвертями. Десятина земли представляла собой такую геометрическую фигуру, как квадрат со сторонами, равными 1/10 версты (2500 кв. саженей). В соответствии с межевой инструкцией, датируемой 1753 годом, ее размер был приравнен к 2400 квадратным саженям (1,0925 га).

десятина земли

Типология старорусской меры земли

В период конца XVIII — начала XX вв. также применялась десятина, площадь которой была представлена такими ее разновидностями, как:

  1. Косая - 80 на 40 саженей (3200 квадратов).
  2. Круглая - 60 на 60 саженей (3600 квадратов).
  3. Сотенная - 100 на 100 саженей (10000 квадратов).
  4. Бахчевая - 80 на 10 саженей (800 квадратов) и др.

Затем, по окончании Октябрьской революции, ввиду перехода к метрической системе, согласно декрету СНК РСФСР, датированному 14 сентября 1918 года, мера десятина ограничивалась в использовании, а с 1 сентября 1927 года запрещалась вообще.

мера десятина

Вместе с ней остались в прошлом и другие распространенные в те времена единицы измерения:

  • вершок (0,045 м);
  • аршин (0,71 м);
  • верста (1,06 км);
  • сажень (2,13 м).

Стоит еще раз напомнить, что десятина земли равна была в переводе на наши единицы измерения 1,09 гектара.

десятина земли равна

Иной аспект употребления рассматриваемого понятия

Десятина в Древней Руси – это еще и своего рода налог, взимаемый в пользу клира, властей или религиозной общины. Для ее сбора при кафедрах епископов даже существовало специальное должностное лицо – десятильник.

В ту эпоху десятина – это также округа небольших размеров в епархиях, которые были в ведении у вышеуказанных должностных лиц, а затем – у поповских старост. Кроме них, в данных округах после Стоглавого собора возникают десятские священники, осуществляющие некоторые из обязанностей вышеуказанного должностного лица. Их выбирали в Москве еще в начале XVIII века.

десятина в древней руси это

Происхождение рассматриваемого термина

Нелишне еще раз напомнить, что десятина в Древней Руси - это дань, которую платили русичи орде в эпоху татаро-монгольского ига. Система управления в те времена была представлена такими должностями, как десятник, сотник, тысячник, князь. И в таком виде она просуществовала не одну сотню лет. Как уже стало понятно, в данной системе присутствует однокоренное слово – десятник. Это неслучайный момент.

Данное слово означает выборную должность, то есть выбирается один кандидат из десяти хорошо знакомых друг другу, например, крестьян. Этот человек был занят урегулированием различного рода вопросов внутри данной общины и представлял ее интересы в рамках села, сотни и т. д. Ему помогали остальные члены общины – крестьяне.

Данная поддержка носила как физический характер – отработка дополнительного времени в хозяйстве десятника, так и своего рода материальный – передача части своего урожая. Таким образом, 1 десятина равнялась 10% либо рабочего времени, либо собранного урожая. Это выступало так называемой лептой, которая вносилась каждым членом общины, кроме самого десятника, в общее дело.

1 десятина

Материальная форма десятины

Это могли быть и фрукты, и зерно, и овощи, и вино, а позднее и животные, которые расценивались как произведение земли. Никогда рассматриваемая дань не выступала в роли денег, так как в законе Моисеевом прописано, что она от всех произведений земли принадлежит Господу. Деньги применялись исключительно для ее покупки в городе и никогда не выступали замещающим эквивалентом.

Десятина – это была дань в виде животных и даров земли. Нигде не указано в Священных Писаниях, что это могут быть купюры или банковские чеки, которые необходимо класть на церковный поднос каждую неделю, как это происходит в современных церковных учреждениях при соответствующих соборах.

Десятина: это сколько

Известно, что по библейским текстам Израилю заповедовалось жертвовать десятину на протяжении семи лет. Она была подразделена на три вида. Согласно Ветхому Завету, первая десятина передавалась священникам и левитам в размере 10 - 100% от всей совокупности произведений земли за первый шестилетний цикл.

Вторая - отдавалась по праздникам и составляла 10 - 90% от оставшейся части после передачи десятины левитам. Она поедалась пред лицом Господа. Данная десятина отделялась только на первый, второй, четвертый и пятый год. Третья - отдавалась бедным в размере 10 – 90%. Рассматриваемый вид дани откладывался исключительно на третий и шестой год. Ни один из ее видов не переносился на седьмой (субботний) год.

Ответить на вопрос: «Десятина - это сколько?» - в современном аспекте затрудняются даже сами церковные служители.

десятина это сколько

История десятины в христианстве

Впервые о данном понятии услышали из Ветхого Завета. Заключалось это упоминание в контексте того, что все дары Земли принадлежат Господу, и удержание даже самой маленькой ее части расценивалось как акт воровства у Бога. Ни одного верующего не посещала даже мысль о том, чтобы не отдать десятину.

В эпоху Ветхого Завета не существовало храма или церкви, ввиду чего Ной, Авель и другие верующие осуществляли пожертвование в пользу десятин непосредственно под открытым небом. Разрешалось при желании каждому человеку возводить личный жертвенник, куда можно было приносить дань Богу.

Однако через некоторое время Господь избрал народ и конкретных людей для осуществления богослужений и процедуры сбора десятины. Все без исключения приносили ее в период скитания Моисея три раза в течение года.

Таким образом, десятина – это своего рода помощь храму, заключающаяся в поддержании его деятельности и служения, которая выступала заработной платой священникам, а также их помощникам, проповедующим как в домах, так и в храме.

Такие обряды осуществлялись до пришествия Иисуса Христа и его распятия на Голгофе. После такого рода жертвы последовало разрушение храма в Кальварии, и некоторые христиане истолковали это как отмену десятины. Однако в Новом Завете можно увидеть, что ее никто не отменял. Даже в отсутствие храмов десятину все еще продолжали отдавать, потому что она являлась необходимым средством для мирского существования как священнослужителей, так и религии в целом. Она стала не столько средством для обеспечения жизнедеятельности, сколько своего рода символом веры и покорности.

Десятины собирали для священников и апостолов, вещающих свои проповеди как в Иерусалиме, так и по всему миру. Для подтверждения слов Иисуса в отношении продолжения существования законов о ее сборе, содержащихся в текстах Ветхого Завета, приверженцы христианства приводят пример из его речи: «Не нарушить пришел я, но исполнить».

Значение числа 10 в христианстве

Оно выражает своего рода совершенство в отношении божественного порядка и выступает третьем числом в священной цепочке - 3, 7, 10. Цифра "десять" свидетельствует об отсутствии недостатка, что полный цикл завершен. А рассматриваемая дань выражает именно столько, сколько необходимо.

Можно подчеркнуть следующие моменты в священной истории, ознаменованные числом 10, а именно:

1. Завершение эпохи древности Ноем произошло в X веке (Быт.5).

2. Десять основополагающих священных заповедей в христианстве.

3. Молитва Господа состоит из десяти главных моментов.

4. В роли десятины было представлено то, что человек должен отдать Богу.

5. Искупление души выражалось в 10 гер. (0,5 сикля).

6. Десятью язвами был представлен цикл Божьего суда над Египтом (Исх.9:14).

7. Власть антихриста подразумевала 10 царств, выраженных десятью рогами четвертого зверя и десятью пальцами ног истукана Навуходоносора. Было десять народов, которыми должен будет обладать Авраам по обетованию.

8. 10 покрывал накрывали скинию (Исх.26:1).

9. Огонь с небес сходил точно 10 раз.

10. Десятью девами выражают полноту призванных: верных и неверных.

Таким образом, данное число было выбрано Господом неслучайно, так как, еще раз стоит напомнить, это третье по счету число, сопряженное с совершенством.

Послесловие

Подытожив все вышеизложенное, можно выделить три основных определения рассматриваемого термина, в частности:

1. Десятиной церковной выступала десятая часть совокупного дохода, которая взималась церковными учреждениями с населения. В Древней Руси она была установлена князем Владимиром Святым после великого Крещения Руси и предназначена для Киевской Десятинной церкви, а впоследствии приобрела окрас повсеместного налога, взимаемого соответствующими религиозными организациями, кроме монастырей.

2. Десятиной служил церковный округ в России, определенная часть епархии до начала XVIII века. Во главе стоял человек, занимающий специальную должность – десятник. Его функции с начала 1551 года частично перекочевали к десятским священникам и поповским старостам.

3. Десятина земли – старорусская мера площади земельного участка. С конца XV века она первоначально рассчитывалась двумя четвертями и имела вид квадрата, стороны которого были равны 0,1 версты (2500 кв. саженей). Впоследствии, согласно межевой инструкции, датируемой 1753 годом, рассматриваемая мера земли приравнивалась к 2400 квадратным саженям (1,0925 га).

Что касается современного восприятия данного библейского закона относительно десятины, то каждый верующий решает для себя сам, стоит ему отдавать выше рассмотренную дань или нет и в каком размере.

Глава 2.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ.

§ 6. Налоги – главный источник государственного бюджета. Историческая эволюция налогообложения.

Налоги – один из наиболее давних финансовых инструментов государства. Известно, что в Древней Греции и Риме существовало около 200 видов налогов, в том числе налог на рабов, а также арендные платежи за использование рабов (в Древней Греции, в частности в Спарте, рабы не находились в частной собственности, а являлись собственностью государства и сдавались в аренду гражданам). В Древнем Риме по́дать (пошлину) собирали с каждой провинции, а также с некоторых городов. Сборщики подати назывались мытарями и считались обманщиками и ворами.

Одним из первых ввёл систему государственных податей царь Дарий – правитель Древней Персии. Все сатрапии должны были платить строго фиксированные денежные пошлины серебром с учётом площади обрабатываемой земли и степени её плодородности. В труде Геродота сохранился подробный перечень этих податей. Согласно этому свидетельству нам известно, что подвластные персидским царям народы платили в общей сложности около 2322 кг серебра, не считая сатрапии, которая вносила пошлину золотым песком. Кроме денежных налогов необходимо было платить подать натурой: зерном, фруктами, вином, скотом, коврами, одеждой, золотыми или серебряными сосудами.

В Месопотамии податями облагалось использование оросительных сооружений, а с купцов брали налог за торговлю товарами. Граждане Рима в мирное время налоги не платили, а в военное платили с учётом их достатка. Сумму налога (ценза) каждые пять лет определяли чиновники-цензоры согласно заявлениям граждан о своём имущественном состоянии и семейном положении. Это заявление – прообраз современной декларации о доходах. По мере превращения в метрополию Рим вводил в колониях коммунальные (местные) налоги, также зависящие от размеров состояния жителей. Римские граждане, проживающие вне Рима, облагались государственными и местными налогами. В случае победных войн налоги уменьшались, а иногда государственный налог полностью отменялся. Необходимые расходы компенсировались взиманием контрибуций с завоёванных земель. Местные налоги всегда взимались регулярно. Во время правления Августа Октавиана (63 до н. э. – 14 н. э.) во всех провинциях огромной Римской империи была проведена реформа налогообложения.

В Византии (Восточная Римская империя) в ранний период (до VIII в.) существовал 21 вид налогов. Основные налоги: подушная подать; поземельный налог; сборы на оснащение армии и рекрутов (для освобождения от воинской службы), покупку лошадей; пошлины на продажу товаров (10–12,5%), выдачу государственных актов; налог «на воздух» (штраф, взимаемый, если размеры построенного здания превышали установленные); сбор за повышение в должности (для сенаторов, чиновников, военных); чрезвычайные налоги (на строительство флота, содержание воинских частей) и др. Налоги разделялись на прямые и косвенные. В Риме к прямым относили поземельный налог (десятина), налог на число фруктовых деревьев, включая виноградные лозы, налоги на недвижимость, «живой инвентарь» (рабы, крупный рогатый скот), ценности. Помимо этого, жителям провинций нужно было платить подушную подать. К косвенным налогам относились налог с оборота (10%), особый налог с оборота при торговле рабами (4%), налог на освобождение рабов (5% рыночной стоимости), налог с наследства (5%) – только для граждан Рима (полученные от него средства направлялись на выплату пенсий профессиональным солдатам).

Во Франции в период правления Филиппа IV (1268–1314) были заложены основы государственной налоговой системы. Филипп обложил налогами всех подданных. Бароны платили налоги в размере1/50 доли своего имущества; мирская знать (включая членов Ордена тамплиеров) – 1/100 доли, а также десятичную пошлину; города – налог с торгового оборота (в виде пошлины «с очага» – 0,33 ливра); итальянские купцы – ломбардийскии налог. Введённый королём косвенный налог с продававшихся в стране товаров назывался в народе «дурным». Непомерно высокие налоги привели к народным волнениям в стране и в подвластной Фландрии.

Когда появились первые налоги на Руси, точно неизвестно. В первом дошедшем до нас литературном памятнике «Повести временных лет» о дани говорится как о чём-то традиционном. Историки считают, что пополнение княжеской казны за счёт сбора налога (дани) с членов племенных союзов (общин) стало систематическим начиная с VIII в.

Князь Олег дань с подвластных племён «мира для» стал собирать после своего утверждения в Киеве. Новгородцы должны были платить Олегу 300 слитков серебра массой по 200 г каждый. Затем Олег обложил данью древлян, которые ранее платили подати хазарам.

Экономическая сущность налогов. Налоги – обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с физических лиц и организаций в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, а также экономические отношения между государством и налогоплательщиком в виде отчуждения налогоплательщиком части получаемого дохода в пользу государства. Налог выражает экономические отношения между государством и налогоплательщиком (физическим или юридическим лицом) по поводу отчуждения части полученного налогоплательщиком дохода в пользу государства. Целью изъятия является формирование государственного бюджета для обеспечения государственных расходов. Уплата налога всегда рассматривалась как проявление добродетели граждан. Так, во времена Великой французской революции люди, уплатившие налог в размере трёхдневного заработка, приобретали политические права и обеспечивали себе гарантии от гильотины.

Налоги выполняют важную социально-экономическую роль. Во-первых, они являются главным источником формирования доходов государственного бюджета, во-вторых, влияют на развитие производства, способствуя его росту или, наоборот, сокращению, и, в-третьих, могут влиять на уровень цен и рост инфляции. Кроме того, налоги выполняют активные социальные функции – определяют степень социальной справедливости, влияя на доходы различных слоёв населения. Таким образом, налоги выполняют фискальную, экономическую и социальную функции. Фискальная функция налогов предполагает образование государственных денежных доходов для функционирования государства; экономическая – их использование для воздействия на экономику; перераспределительная позволяет в определённой степени выравнять условия жизни населения – богатые платят больше, бедные – меньше.

Социальные налоги – это отчисления в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости, фонд медицинского страхования (табл. 2). Величина социальных налогов жёстко увязана с расходами на заработную плату физическим лицам предприятия, поддаётся количественному измерению и включается в себестоимость продукции в качестве самостоятельной статьи затрат – отчисления на социальные нужды. Необходимость социальных налогов в настоящее время никем не оспаривается, а перспектива их применения зависит от политики государства в области социального страхования и пенсионного обеспечения. Спорной является величина ставки налога (процент от дохода).

Таблица 2

Фонд Какие выплаты осуществляет фонд
Пенсионный Пенсия по старости, по инвалидности, по потере кормильца и др.
Социального страхования Оплата «больничного листа» (пособия по временной нетрудоспособности)
Занятости Пособие по безработице, оплата обучения новой профессии
Обязательного страхования (ОМС) Медицинские услуги, прописанные в особом перечне, например, обслуживание детей в поликлиниках, прививки, профилактические осмотры и др.

Налоговая система объединяет две органично связанные составляющие: систему налоговых платежей и налоговый механизм.

Система налоговых платежей – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых на всей территории государства либо на её отдельных территориальных образованиях (субъектах федерации, муниципалитетах) в порядке, утверждённом налоговым законодательством.

Налоговый механизм объединяет совокупность всех средств и методов начисления, взимания и распределения налоговых доходов по бюджетным уровням в соответствии с действующим налоговым законодательством.

С позиции экономической теории налоговая система представляет собой систему экономических отношений между государством, с одной стороны, и его гражданами и хозяйствующими субъектами, с другой стороны, по поводу перераспределения части ВВП в пользу государства.

Использование государством налоговой системы с целью изменения или стабилизации экономической, социальной, политической, экологической, демографической или какой-либо иной ситуации в стране или её внешнеэкономических отношений называется налоговой политикой государства. Посредством изменения системы налоговых платежей и налогового механизма государство формирует новые направления налоговой политики. Благодаря введению новых налогов или отмены действующих, изменению величины налоговых ставок, снятию или расширению налоговых льгот, отсрочке налоговых платежей государство может влиять на развитие процесса инвестиционной предпринимательской активности, стимулировать или ослаблять покупательную способность населения, ограничивать или поощрять ввоз в страну зарубежных товаров. Всё это будет проявлением определённых направлений государственной налоговой политики.

Изменения в государственной налоговой политике реализуются посредством осуществления налоговых реформ – изменения налогового законодательства. В современной мировой практике изменения налоговых ставок и налоговых льгот являются наиболее распространёнными направлениями налоговых реформ.

В основе налоговой политики лежат три главных принципа. Она должна быть нейтральной, справедливой и эффективной. Однако трудно назвать хотя бы одну систему, которая соответствовала бы этим критериям. Нейтральность системы налогообложения проявляется в том, что теоретически налоги носят разумный, логически обоснованный и соразмерный характер.

• фискальная, экономическая, социальная и распределительная функции налогов

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чём состояла историческая необходимость налогов?

2. Приведите примеры налогов в разных странах в различные исторические эпохи.

3. Какие функции выполняют налоги?

4. Какие принципы лежат в основе налоговой политики государства?

главная
Выведено слов: 50 из 1043

  • Вид спортивной мужской причёски
  • Зверь с яблоком на спине
  • Колючий, но симпатичный зверёк
  • Короткая "колючая" причёска
  • Короткая причёска
  • Короткая причёска с колючим названием
  • Котлетка или причёска
  • Почти лысая стрижка
  • Симпатичный колючий зверёк
  • Сухопутный собрат ёршика
  • У него дырочка в правом боку (песен.)
  • мужская причёска
  • причёска дыбом
  • резиновый свистун из песни
  • (6) ЁКАНЬЕ -
    • испуганные движения сердца
    • толчки сердца от испуга
    (4) ЁЛКА -
    • "берёт на лапу" игрушками
    • Главная героиня Новогодн. праздника
    • Дерево, приглашённое в гости
    • Детский новогодний праздник с играми и танцами
    • Домашнее дерево с 1 по 14 января
    • Зимний праздник в Кремле
    • Непременный новогодний атрибут
    • Новогодн. дерево со стеклян. "плодами"
    • Новогодний "склад" подарков
    • Пушистая новогодняя красавица
    • на фото женщина, певица
    • праздник со Снегурочкой
    • принарядившееся дерево
    (6) ЁЛОЧКА -
    • "Метель ей пела песенку”
    • Нарядная, которая на праздник к нам пришла
    • Обычный узор при укладке паркета
    • нарядная, что к нам пришла
    • срубленная под корешок
    (7) ЁМКОСТЬ -
    • Вместилище для жидких и сыпучих тел
    (5) ЁРНИК -
    • Да он просто издевается!
    • Озорник и безобразник, пустой шутник и повеса
    • Озорной гуляка и повеса (устар.)
    • Повеса волокита, насмешник
    • Повеса, озорник (устар.)
    • Старое название повесы
    (3) ЁРШ -
    • "Опьяняющая" рыба
    • Какую рыбу можно выпить?
    • Пиво без водки - деньги на ветер, а пиво с водкой - что будет
    • коктейль по-русски
    • колючий, но в уху пойдёт
    • скорпена
    (5) ЁРШИК -
    • "Шомпол" для мытья бутылок
    • Бутылочный "шомпол"
    • Чем чистят не только бутылку, но и дуло пистолета?
    • Шомпол для бутылок
    (3) ААВ -
    • Корифей эстонской оперы
    • Мэтр эстонской оперы
    • Опера "Викерцы" (эст. композитор)
    • Опера "Викерцы" (эстонский композитор)
    • Опера "Викинги" (эст. композитор)
    • Опера "Викинги" (эстонский композитор)
    • Эст. композитор и хоровой дирижёр
    • Эстонский композитор и дирижер, автор оперы "Викинги"
    • Эстонский композитор и хоровой дирижёр
    • Эстонский композитор, автор оперы "Викерцы"
    • Эстонский композитор, автор симфонический поэмы "Жизнь"
    • Эстонский композитор, автор хоровых песен "Утро", "Певец", "Хмель", "Исчез в ночи"
    • Эстонский корифей оперы
    • Эстонский мастер оперы
    (5) ААВИК -
    • эстонский композитор
    (3) ААК -
    • "Плывучий" голландец
    • Вид парусника
    • Др.-герм. судно для перевозки вин
    • Древнегерманск. парусная баржа
    • Древнегерманск. парусное судно
    • Древнегерманская парусная баржа
    • Древнегерманский парусник
    • Древнегерманское судно для перевозки вин
    • Древнее парусное грузовое судно
    • Древняя парусная баржа
    • Одномачтовое плоскодонное судно, использовавшееся на Нижнем Рейне для перевозки вин
    • Парусник-"голландец"
    • Парусное плоскодонное судно типа баржи
    • Парусный "голландец"
    (3) ААЛ -
    • Вид населенного пункта в Туве
    • Дух из оперы якутского композитора Г.И.Литинского "Нюргун Боотур"
    • Поселение у тувинцев-кочевников
    (7) ААЛБООТ -
    • Одномачтовая парусная лодка в Нидерландах
    (8) ААЛТОНЕН -
    • Финский скульптор, автор монументов: "Дружба", "Мир"
    (4) ААЛЫ -
    • Имя киргизского поэта Токомбаева
    (4) ААПА -
    • Безлесный тип болота на севере Евразии
    (5) ААРГХ -
    • Супермен из фантастических романов Андрея Белянина
    (4) ААРЕ -
    • Один из главных притоков Рейна
    • Приток Рейна в Швейцарии
    • Река Швейцарского плоскогорья
    • Река в Европе
    • Река в Швейцарии, левый приток Рейна
    • Река, рождённая в Бернских Альпах
    (5) ААРНЕ -
    • Финский фольклорист, автор фундаментального "Указателя сказочных типов"
    (5) ААРОН -
    • Библейский первосвященник
    • Брат и помощник пророка Моисея
    • Брат пророка Моисея
    • В Библии - первый первосвященник Еврейского народа, брат пророка и законодателя Моисея
    • Во время отсутствия Моисея именно он по требованию народа изготовил золотого тельца
    • Говорил с людьми по велению бога Яхве
    • Кто замещал библейского Моисея, пока тот общался с Яхве?
    • Кто из библейских героев превратил свой посох в змею на глазах у фараона?
    • Моисей был косноязычен, и вещать за него был вынужден старший брат, прозванный "устами Моисея". Как звали брата?
    • Первый ветхозаветный первосвященник
    • Первый первосвященник, брат Моисея
    • Первый священник из Ветхого Завета
    • Толмач при библейском Моисее
    • Элвис . Пресли
    (11) ААРОНОВЩИНА -
    • В старообрядчестве согласие, отделившееся во 2-й половине 18 века от филипповцев
    (5) ААРРА -
    • Бог в древнеарабской мифологии - покровитель города Босра
    • Бог плодородия у арабов
    (3) ААХ -
    • Бог Луны у египтян
    • В египетской мифологии - божество луны, почиталось в Фивах
    • Египетский бог Луны
    (4) ААЮН -
    • Город в Западной Сахаре, иначе Эль-Аюн
    (2) АБ -
    • "Вода" по-арабски
    (3) АБА -
    • Арабская мужская одежда, длинный шерстяной плащ с прорезями для рук, служивший и постелью
    • Левый приток Томи
    • На какой реке стоит город Прокопьевск?
    • Плащ у арабских кочевников
    • Редкое сукно и плащ из него
    • Шерстяной плащ бедуина
    • плащ у арабских народов
    (6) АБАГАР -
    • Печатный или цельногравированный молитвенник-амулет у болгар и сербов в XVII-XVIII веках
    (6) АБАДАН -
    • Город-порт в Иране
    • Иранский порт
    • Опера украинского композитора Ю.С.Мейтуса
    • Портовый город в Иране
    (4) АБАЖ -
    • Анидаг, Йагупоп, Нушрок, ..
    • Квакающий приятель Анидаг
    • Министр Йагупопа
    • Министр из свиты Йагупопа
    • Министр короля Йагупопа
    • Министр при дворе Йагупопа
    • Отрицательный персонаж "Королевства Кривых зеркал"
    • министр в правительстве Нушрока
    • приятель Нушрока (сказ.)
    • противник Оли и Яло (сказ.)
    (6) АБАЖУР -
    • "Колокол" на лампе
    • "Наряд" для настольной лампы
    • "Нахлобучка" для настольной лампы
    • "Парашют" над лампой
    • "Шапка" лампы
    • "Шляпа" для потолочной лампы
    • "Шляпка" для настольной лампы
    • "шляпа" для лампы
    • "шляпа" лампы
    • В четвертой по счету статье словаря Даля приводится синоним этого слова - "тенник"
    • Головной убор околпаченной лампы
    • Если защемляет нос пенсне, а носит монету портмоне, то что склоняет свет?
    • Зонтик над лампочкой
    • Колпак лампы
    • Колпак на лампе, создающий уют
    • Колпак настольной лампы
    • Колпак светильника
    • Колпак торшера
    • Колпак, которому все до лампочки
    • Колпак, создающий уют
    • Косо прорезанное тюремное окно
    • Лампочкина "шляпка"
    • Прикрытие для лампы
    • Световая покрышка
    • Скажите по-французски "отражающий свет"
    • Тряпичный собрат стеклян. плафона
    • Тряпичный собрат стеклянного плафона
    • У модницы шляпка, а что у лампы?
    • Чем "околпачен" светильник?
    • Шляпа для торшера
    • Шляпка светильника для создания нужной освещенности
    • колпак для лампы
    (4) АБАЗ -
    • Денежка персов
    • Древнеперсидская монета
    • Мелкая серебряная монета, распространённая в старину на Кавказе
    • Монета Древней Персии
    • Персидская мера веса, равная 368 гр
    • Старинная персидская монета
    • Эта иранская серебряная монета, широко распространенная в XVI-XVII вв в странах Кавказа, Ближнего Востока и Средней Азии, получила свое название по имени иранского шаха Аббаса I
    (6) АБАЗИН -
    • Представитель народа России (Карачаево-Черкессия)
    (8) АБАЗИНЕЦ -
    • Представитель северокавказского народа, родственного абхазам и адыгам
    (8) АБАЗИНКА -
    • Представительница северокавказского народа, родственного абхазам и адыгам
    (6) АБАЗИЯ -
    • Нарушение способности ходить при сохранности других движений ног
    (4) АБАЙ -
    • . Кунанбаев (поэт-просветитель)
    • Казахский поэт-просветитель
    • Поэт Кунанбаев
    (4) АБАК -
    • "Компьютер" древнего мира
    • Архитектурная деталь: плита над колонной
    • В архитектуре - верхняя часть капители колонны
    • Верхняя плита пилястры
    • Верхушка капители
    • Греческий предок калькулятора
    • Допотопные счёты древних греков
    • Древние счеты с пятеричной системой счисления
    • Именно этому предмету посвящена первая статья "Математического энциклопедического словаря"
    • Калькулятор Пифагора
    • Компьютер времен Дедала и Икара
    • Плита на верху капители
    • Пращур компьютера
    • Предок канцелярских счётов
    • С этого счетного устройства начинается история компьютера
    • Счёты Пифагора
    • Счёты времён Пифагора
    • Счёты для Пифагоровых расчётов
    • Счёты наших пращуров
    • доисторический компьютер
    • допотопные счёты
    • прапрадед компьютера
    (5) АБАКА -
    • Банан с Филиппин
    • Банан, родом с Филиппин. островов
    • Банан, родом с Филиппинских островов
    • Банановая пенька родом из Манилы
    • Бананово-текстильная пенька
    • Какое слово можно получить из слова "Кааба" путём перестановки букв
    • Манильская пенька
    • Манильский гашиш, растёт на Филиппинах
    • Пенька из Филиппин
    • Перевёртыш слова Акаба
    • Поменяйте буквы в слове "Акаба"
    • Филиппинская пенька
    • Филиппинский банан
    • Филиппинский текстильный банан
    • Что можно получить из слова "Кааба", если в нём поменять местами буквы
    • манильная пенька
    (6) АБАКАН -
    • "Облака плывут в . "
    • "Отец + река" по-хакасски
    • В Японии Токио, а что в Хакасии?
    • В какой город плывут облака из песни Александра Галича?
    • Впадает в Красноярское водохранилище
    • Город правительства Хакасии
    • Наша республиканская столица с двойником Эйфелевой башни
    • Переведите на хакасский язык "отец + река"
    • Река, впадающая в Енисей
    • Республика со столицей Хакасия
    • Столица Республики Хакасия
    • Столица Хакасии и приток Енисея
    • Хакасская река, лев. приток Енисея
    • Хакасская река, левый приток Енисея
    • Центр Республики Хакасия
    (5) АБАКО -
    • Итальянский композитор
    (8) АБАЛАКИН -
    • Малая планета
    (8) АБАЛАКОВ -
    • Известный советский альпинист, именем которого назван пик на Памире
    (7) АБАНДОН -
    • Отказ грузовладельца от своих прав на застрахованное имущество при уплате ему страховой суммы
    • Полная утрата судна
    (5) АБАНТ -
    • Прадед Персея
    • Сын Посейдона и нимфы Аретусы
    (6) АБАРИД -
    • Житель мифической страны гипербореев в древнегреческой мифологии
    (6) АБАРИС -
    • В греческой мифологии житель Гипербореи, прорицатель и жрец Аполлона
    (4) АБАС -
    • Циклоп из якутских мифов
    (5) АБАСИ -
    • Египетский хлопок
    • Хлопок из Египта
    (5) АБАЧА -
    • Глава государства Нигерия, председатель Временного правящего совета
    (8) АБАШИДЗЕ -
    • Грузинский поэт

    (c) Новый сканвордист - ответы на все сканворды 2021

    Ф.Бэкон в работе «Об истинном величии королевств и республик» писал: «. Налоги, взимаемые с согласия народа, не так ослабляют его мужество; примером тому могут служить пошлины в Нидерландах и до известной степени субсидии в Англии. Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народа. Пусть государства, стремящиеся к могуществу, не дают слишком расплодиться знати и дворянству, ибо простой народ становится при этом тупым и забитым и работает только на господ».

    В ФРГ, в земле Северный Рейн-Вестфалия в небольшом городе Зигбурге, находится музей истории налогообложения. В нем собрана коллекция документов и фактов, рассказывающая о развитии человеческой цивилизации в сфере налогообложения.

    В Библии говорится: «И всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня» (Пятикнижие Моисея. Левит 27. Строфа 30). Не может вызывать сомнений, что еще до авторов Библии первые властители древности считали, что их божественное происхождение само по себе не обеспечит им финансовую неприкосновенность и что культ их обожествления нуждается в финансовых средствах, которые канонизировались в «жертве».

    В древности налоги требовалось возвести в ранг святыни, чтобы никто не смел их ставить под сомнение. Возникшая в античные времена религиозная завуалированность налогов благодаря христианству была сохранена в Европе на следующие полторы тысячи лет.

    Налогообложение, начавшееся в древности с «десятины», достигло ко времени средневековых крестьянских восстаний половины крестьянских доходов, т.е. отличалось постоянным ростом.

    Уже к моменту рождения Христа налог считался известным методом взимания денег в пользу государства.

    Повествование о рождении Христа в Евангелии от Луки начинается словами: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сирию. И пошли все записываться, каждый в свой город».

    Переписи населения делались в те времена в целях определения числа налогоплательщиков. Любопытно, что указом римского императора каждому предписывалось пройти перепись в том городе, где он родился, что было не очень удобно, особенно для купцов.

    Одной из архаичных начальных форм налогообложения было жертвоприношение. Вильгельм Герлоф, исследователь истории налогообложения, следующим образом охарактеризовал преобразование добровольной жертвы богам в обязательное приношение: «Приношение стало выплатой или сбором». Но дело в том, что религиозные общины храмов и его служителей выполняли значительную часть тех задач, которые выполняют коммунальные предприятия. Священнослужители храмов являлись прообразом чиновников. Храмы и их служители нуждались в постоянном поступлении средств, т.е. в жертвах и пожертвованиях, которые сегодня трудно классифицировать однозначно как налоги или жертвоприношения.

    В теократических государствах, таких как Египет, Иудея и Самария, где светский властитель являлся одновременно верховным священнослужителем, или в странах с фундаменталистским исламом невозможно разграничить жертву и налог.

    В то же время в Древней Греции и республиканском Риме жертвоприношения для храмов и богов были важными и почти единственными примерами прямых сборов с граждан.

    В древних демократических государствах с республиканским режимом прямые налоги собирались лишь в очень редких случаях. Общественным делом - res publics - граждане занимались сами. Государственные должности были почетными, их исполняли на общественных началах.

    Строительство дорог, крепостей и других объектов осуществлялось гражданами или рабами бесплатно. Поэтому граждане не платили налогов. Прямые денежные сборы взимались с побежденных народов и купцов. Пошлины и другие косвенные налоги взимались с входивших в порты судов, у городских ворот и на рынках в расчете на ввозимые, складируемые и продаваемые товары. Эти налоги являются древнейшими сборами, упоминающимися в письменных источниках. Их сборщики, мытари, не пользовались любовью. В Новом Завете они упоминаются наряду с грешниками.

    Косвенные налоги более примитивны и грубы, чем прямые, но поэтому с ними легче манипулировать и легче взимать. Косвенный налог взимают с потребителя конкретного товара, он включен в его цену. Поэтому он не заметен для потребителя, его величина не известна потребителю.

    Сбор их настолько прост, что в древности мытарям не нужно было уметь читать и писать, они должны были знать только счет, чтобы соответствовать должности.

    На ранних стадиях развития государства и в слаборазвитых современных экономиках преобладают косвенные налоги, прямые налоги преобладают в странах с развитой экономикой, с высоким уровнем образования населения и налаженным учетом его доходов.

    Одним из первых прямых налогов была десятина. Она была чем-то вроде арендной платы за землю феодалу, передавшему землю крестьянину для обработки. Вносилась она в виде десятой части собранного урожая.


    Существительное "десятина" появилось в российском языке несколько столетий назад. За время своего существования оно приобрело несколько значений, и некоторые из них на сегодняшний день уже не актуальны. Однако это не повод забывать их - ведь это часть истории. Давайте же узнаем, что значило это слово когда-то и как оно трактуется сегодня.

    Десятина как единица измерения

    До Революции 1917 г. каждый житель Царской России знал, что десятина - это единица для измерения земельной площади.

    Эта мера возникла и активно применялась еще во времена Киевской Руси. Правда, в тот исторический период она еще не имела точно определенного размера. Наиболее распространенная разновидность десятины в Древней Руси - это квадрат с длиной стороны в 50 саженей (еще одна устаревшая единица измерения, равная 2,16 м). Его общая площадь была равна одной десятой квадратной версты. Отсюда, кстати, и возникло название "десятина".

    десятина это в древней руси

    Стоит отметить, что существовало несколько их видов. При этом самой распространенной была так называемая казенная десятина, которая фигурировала в официальной документации. Именно она являлась наиболее часто используемой поземельной мерой в Российской империи вплоть до ее заката.

    При этом казенная десятина - это была уже другая фигура. Не квадратный отрезок земли, а прямоугольный. Его именовали в зависимости от длины его меньшей стороны - "тридцаткой" (при размере 80 и 30 саженей) или "сороковкой" (60 и 40 саженей).

    История десятины на Руси и в Царской России

    Первые письменные упоминания об этой единице измерения датируются XIV в. Но, учитывая количество войн на всей территории Руси, сопровождающихся пожарами, в которых гибли документы, историки полагают, что десятина как мера начала активно применяться раньше.

    Как уже было сказано выше, на протяжении нескольких столетий эта единица не имела точно размера, а поэтому в разные исторические эпохи отличалась. Из-за этого в разные периоды зафиксированное в документах количество территории, принадлежащей тому или иному человеку, могло меняться. Это, естественно, вызывало многочисленные споры и переделы.

    десятина это

    Чтобы разрешить подобную проблему, уже в 1753 г. была введена казенная десятина (это 2400 квадратных саженей). Именно она наряду с хозяйственной косой, хозяйской круглой, сотенной и бахчевой активно использовалась вплоть до внедрения метрической системы. Данное событие произошло уже после Октябрьской революции в сентябре 1918 г.

    Кстати, несмотря на подобное изменение, десятина продолжала играть роль единицы измерения еще девять лет, пока в 1927 г. не был наложен категорический запрет на ее использование.

    Десятина земли - это сколько в современных единицах измерения

    Эта мера давно устарела, но упоминание о ней можно нередко встретить в литературе. Причем это не только произведения классиков, написанные несколько столетий назад, но и некоторые современные исторические романы. В связи с этим их читателям часто бывает интересно знать ответ на вопрос: десятина земли - это сколько в сотках, гектарах или даже квадратных метрах? Ведь таким образом они могут лучше представить размеры территории, на которой происходит действие произведения.

    В произведениях XVIII-XIX вв., как правило, речь идет о казенной единице, а она равна 10 925 м². Если перевести это в сотки - десятина будет 109,25 ар, или 1,0925 гектара. Что касается других видов, то помимо казенной чаще всего упоминается круглая хозяйственная. По размеру она превышает хозяйственную косую и равна 3600 квадратным саженям. Зная это, можно посчитать: круглая хозяйственная десятина - это сколько соток (ар)? Правильным ответом будет - 163,881.

    Кстати, перевод с единиц метрической системы можно осуществить с помощью практически любого онлайн-калькулятора мер и величин. Обычно в нем указана казенная десятина земли. Но встречаются и более продвинутые программы подобного толка, в которых гектары и сотки можно перевести и в какой-нибудь другой вид этой меры. Чаще всего - в хозяйственную круглую. Так что, если есть время и желание, можно попробовать.

    Еще один способ трактования слова

    Помимо названия единицы измерения, описываемое существительное применялось в административно-территориальном делении Патриаршей области в Российской империи в XVII-XVIII столетиях. В то время десятина - это была единица измерения церковно-административных округов, на которые делилась епархия. Начальник каждой из них именовался "десятильником". В конце XIX в. подобное название было заменено на термин "благочиние".

    "Десятина" как топоним

    Изучаемое слово также стало названием некоторых населенных пунктов, которые входят в состав Российской Федерации и Украины. В России это небольшой городок в Вологодской области и деревня в Новгородской области. На территории Украины так называется село, расположенное в западной части страны - в Волынской области.

    Значение слова "десятина" с точки зрения религии

    Изучаемый термин имеет еще один способ толкования, причем в этом значении он продолжает активно применятся и по сей день. Так называется налог в пользу церкви, равный десятой части дохода каждого из прихожан.

    десятина на руси

    Чаще всего эта подать характерна для христианских деноминаций, а также иудаизма. Интересно, что в разные периоды истории отношение к ней было различным. В одно время взимание десятины производилось государством, и данный налог был обязательным. В другие периоды уплата этой подати становилась добровольной.

    История появления десятины

    Принято считать, что возникновение традиции жертвовать на нужды храма десятую часть приобретенного связано с именем легендарного Авраама. По преданию, после того как Господь даровал мужчине победу над его многочисленными врагами, в благодарность он пожертвовал иерусалимскому первосвященнику Мелхиседеку десятую часть от всей добычи. В дальнейшем подобная традиция стала популярной среди потомков Авраама.

    Десятина у евреев

    В обязательный налог для любого еврея десятина превратилась во времена Моисея. После освобождения из египетского рабства потомки Авраама оказались перед необходимостью не просто создать новое независимое государство, но и систему законов, по которой будут жить его граждане. В Библии говорится, что придумывать законы и правила евреям не пришлось. Ведь во время их пребывания в пустыне Всевышний сам даровал им Закон, по которому им надлежало жить и верить. Именно в нем десятина впервые становится обязательным налогом.

    десятина у евреев

    В случае с еврейским народом существование подобной подати было вполне обоснованным. Дело в том, что одно из колен Израиля (левиты) брало на себя функции священнослужителей. Чтобы они могли полноценно выполнять обязанности, касающиеся служения Богу, и не отвлекались, остальные одиннадцать колен брали на себя обязанности по их содержанию (левиты были единственными, кто не имел собственной земли). Для этой цели и взималась десятина.

    В свою очередь каждый из священников также отдавал одну десятую часть из получаемых денег, продуктов или товаров для нужд главного из них - первосвященника. Стоит отметить, что полученные таким путем средства левиты тратили не только на собственные нужды, но и на благотворительность, поддерживая вдов и сирот.

    Десятина в христианстве

    С возникновением христианства в его основу были заложены многие еврейские традиции, среди них и вышеупомянутый налог. Изначально он не был обязательным, и платить его можно было по собственному усмотрению. Вот только желающих жертвовать всегда было не очень много. Тем более, что до становления христианства главенствующей религией Римской империи большинство лиц, ее исповедующих, были небогаты.

    Когда же все граждане Рима добровольно-принудительно стали христианами, богачи не больно-то спешили расставаться с десятой частью имущества. Чтобы поощрять их, в 567 г. н. э. на Турском соборе было решено преподносить десятину как необязательный налог. При этом подчеркивая, что уплата его свидетельствует об истинной вере прихожанина.

    десятина в христианстве

    Однако подобная попытка давить на совесть не возымела ожидаемого эффекта, так как обладатели огромных состояний часто лишены ее. Поэтому большинство из них все так же продолжали не платить подать или делали это крайне нерегулярно. Таким образом, новый закон затронул лишь небогатых прихожан, которые и до этого старались вносить десятину. После этой неудачи в 585 г. на Маконском соборе этот налог был объявлен обязательным, а не платившие его отлучались от церкви.

    Чуть больше чем через двести лет Карл Великий пошел еще дальше и назначил уголовные наказания всем неплательщикам, в зависимости от их злостности. При этом король также выдвинул и ряд требований к духовенству. В частности им было позволено тратить на себя лишь одну треть полученных денег, вторая же часть шла на постройку и содержание церковных зданий, а третья должна была тратиться на благотворительность.

    К сожалению, от прекрасной идеи Карла Великого (использовать десятину на благие дела, а не только на удовлетворение растущих нужд духовенства) вскоре осталась только обязательность ее уплаты. Причем в будущие годы церковь стала требовать не только часть доходов от земледелия (как было изначально), но и ото всей остальной деятельности. Дошло до того, что даже проституток вынуждали приносить в храм десятину, не забывая при этом корить их за недостойность ремесла.

    церковная десятина

    В будущие несколько столетий происходили настоящие баталии при разделе собранной десятины. Так, не только Папа Римский требовал львиную долю от всех денег для содержания своего двора, но и многие европейские монархи. При этом простой народ, купечество, рыцарство и менее знатное дворянство было не в восторге от растущего количестве нахлебников. Поэтому с началом эпохи реформации большинство европейских стран постепенно стали отменять этот обязательный налог и прочие религиозные поборы. На данный момент у большинства христианских деноминаций десятина не является обязательным налогом. При этом многие из них вернулись к принципу Турского собора 567 г.

    Церковная десятина

    С принятием христианства в Киевской Руси, как и в других государствах, был введен упомянутый налог. Однако в отличие от европейских стран вся его тяжесть ложилась на княжеские плечи. Иными словами, после того как правитель собирал десятину на землях своих подданных, именно он платил этот налог. Причем и со своих собственных доходов в том числе.

    Десятина у османов

    Подобный налог использовался не только у иудеев и христиан, но и в некоторых мусульманских странах.

    десятина - это что у соманов

    Так, во времена Османской империи жителей завоеванной ими Болгарии принуждали платить десятину. Правда, шла она не на нужды духовенства, а турецким феодалам. В отличие от европейцев, у османов гражданам хотя бы честно говорили, кому и куда идут их деньги, а не прикрываясь именем Бога для осуществления поборов.

    Читайте также: