Десятикратный размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка

Опубликовано: 01.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 октября 2005 г. N 58-Г05-27 Федеральным законодательством предусмотрено право субъекта РФ на установление цены выкупа земельного участка в поселениях в зависимости от величины населенных пунктов и вида использования, расположенных на выкупаемом земельном участке зданий, строений, сооружений в пределах определенных законом размеров, кратных ставке земельного налога, вне зависимости от права собственности на землю РФ, субъекта РФ или муниципального образования

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 5 октября 2005 г. N 58-Г05-27

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению участвующего в деле прокурора прокуратуры Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 12 мая 2005 г., которым прокурору Хабаровского края отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащими закону и недействующими подпунктов 1.1, 1.2 пункта 1 постановления Губернатора Хабаровского края от 22 декабря 2004 г. N 282 "Об установлении цены выкупа земельных участков при продаже их собственникам объектов недвижимости".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х.А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С.Н.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

22.12.2004 г. Губернатором Хабаровского края принято постановление N 282 "Об установлении цены выкупа земельных участков при продаже их собственникам объектов недвижимости".

Пунктом 1 постановления установлена цена выкупа земельных участков при продаже их собственникам расположенных на них объектов недвижимости в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации:

по городу Хабаровску за земли, отнесенные по территориальному зонированию к производственным землям и землям инженерной и транспортной инфраструктуры, - в размере восьмикратного размера ставки земельного налога; для земель других территориальных зон - в размере семнадцатикратного размера ставки земельного налога (п.п. 1.1);

по остальным городам, поселкам, сельским населенным пунктам, а также за пределами черты поселений - в размере десятикратного размера ставки земельного налога (п.п. 1.2).

Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании п. 1, п.п. 1.1 и 1.2 постановления Губернатора Хабаровского края N 282 от 22.12.2004 г. противоречащим федеральному закону.

В обоснование требований в заявлении указано, что, оспариваемое постановление противоречит п. 7 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества", ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации", поскольку устанавливает цену выкупа земельных участков в зависимости не от численности населения, а от целевого назначения земель по оценочным зонам, административным районам, поселениям, при этом в одном населенном пункте установлены различные размеры цены для земель, относящихся к различным территориальным зонам.

Кроме того, ссылаясь на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5.11.2003 г. N 403-О прокурор полагает, что поскольку разграничение государственной собственности на землю на территории края не закончено, то до завершения данного процесса субъект Российской Федерации не вправе устанавливать цену выкупа указанных земельных участков при продаже их собственникам расположенных на них объектов недвижимости.

Решением Хабаровского краевого суда от 12 мая 2005 г. прокурору в удовлетворении заявления отказано.

В кассационном представлении прокурора поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Согласно п. "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится земельное законодательство.

В соответствии со ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Частью 1 ст. 2 от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что при продаже в соответствии с правилами, установленными ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений стоимость таких земельных участков определяется в порядке, установленном пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 2 названной статьи субъектом Российской Федерации устанавливается цена земли в поселениях с численностью населения:

от 500 тысяч до 3 миллионов человек в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

до 500 тысяч человек, а также за пределами черты поселений в размере от трех - до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (на начало текущего календарного года).

Принимая во внимание данные положения Федерального закона N 137-ФЗ, а также, то, что численность населения в Хабаровском крае свыше 500 тысяч имеется только в г. Хабаровске суд пришел к правильному выводу о том, что предусмотренная оспариваемым постановлением цена выкупа земельных участков при продаже их собственникам расположенных на них объектов недвижимости установлена в соответствии с нормами федерального законодательства - с учетом численности населения в пределах размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка:

по городу Хабаровску за земли, отнесенные по территориальному зонированию к производственным землям и землям инженерной и транспортной инфраструктуры, - в размере восьмикратного размера ставки земельного налога; для земель других территориальных зон - в размере семнадцатикратного размера ставки земельного налога;

по остальным городам, поселкам, сельским населенным пунктам, а также за пределами черты поселений - в размере десятикратного размера ставки земельного налога.

При таком положении доводы прокурора о том, что цена выкупа земельных участков установлена в зависимости не от численности населения, а от целевого назначения земель обоснованно признаны несостоятельными.

Кроме того, проанализировав положения ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 11.10.1991 г. N 1738-1 "О плате за землю", суд правильно указал, что федеральный законодатель предоставляя право субъектам Российской Федерации на установление цены земли, не ограничил их права на дифференцирование цены земли по тем или иным критериям в установленных пределах.

Так, ст. 25 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" предусмотрена нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

Нормативная цена земли введена для обеспечения экономического регулирования земельных отношений, в том числе при передаче земли в собственность.

Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 г. N 339 "О порядке определения нормативной цены земли" нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Постановления следует читать как N 319"

Доводы прокурора об отсутствии права субъекта Российской Федерации на установление цены выкупа земельных участков при продаже их собственникам расположенных на них объектов недвижимости до завершения процесса разграничения государственной собственности суд обоснованно признал несостоятельными.

Согласно ч. 1 ст. 2 и п. 2 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" цена земли в поселениях устанавливается субъектом Российской Федерации вне зависимости от права собственности на земельные участки.

Пунктом 7 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено право субъекта Российской Федерации на установление цены выкупа земельного участка в поселениях в зависимости от величины населенных пунктов и вида использования, расположенных на выкупаемом земельном участке зданий, строений, сооружений в пределах определенных законом размеров, кратных ставке земельного налога.

Таким образом, является правильным вывод суда о том, что нормами названных Федеральных законов установлено полномочие субъекта Российской Федерации на установление цены земельных участков при приватизации и приобретении в собственность земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, вне зависимости от права собственности на землю Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено только одно ограничение, связанное с процессом разграничения государственной собственности на землю.

В соответствии с ч. 10 ст. 3 данного Федерального закона распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством Российской Федерации.

Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 7.08.2002 г. N 576, согласно п. 7 которого определены органы, уполномоченные на принятие решений о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами, в том числе определено, что такое решение принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также в случае, если земельные участки были предоставлены в соответствии с решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо органом местного самоуправления - в иных случаях, за исключением случаев приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности.

При таких правовых обстоятельствах суд обоснованно указал в решении, что Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", учитывая положения Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" регулирует правоотношения переходного периода таким образом, что не связывает установление цены земли с разграниченным правом государственной собственности на землю.

Следовательно, является правильным вывод суда о том, что доводы прокурора об отсутствии права субъекта на установление цены выкупа указанных земельных участков при продаже их собственникам расположенных на них объектов недвижимости не основаны на нормах федерального законодательства.

Поскольку в силу ст. 253 ГПК РФ суд, разрешая заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверяет противоречие либо соответствие данных актов федеральному закону, либо иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд обоснованно признал несостоятельными ссылки прокурора в обоснование упомянутых доводов на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5.11.2003 г. N 403-О "По запросу Правительства Москвы о проверке конституционности пунктов 2 и 3 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 3 статьи 11 и пункта 7 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Кроме того, как правильно указал суд, Конституционным судом в данном определении дается оценка правоотношениям, связанным с возможностью установления дифференцированных цен на земельные участки после процесса разграничения государственной собственности на землю, а также сделаны выводы не только в отношении норм, содержащихся в п.п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и п. 7 ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", но и п. 3 ст. 11 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Сама по себе ссылка суда на Федеральный закон "О плате за землю", не свидетельствует о незаконности решения суда, поскольку Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предоставив субъектам РФ право на установление цены земли, не ограничил их права на дифференцирование цены земли по тем или иным критериям в установленных этим Законом пределах, что и имеет место в данном случае.

Вывод суда о том, что порядок определения цены выкупа земельных участков при продаже их собственникам объектов недвижимости, установленный постановлением Губернатора края, соответствует требованиям Федерального законодательства основан на анализе действующего законодательства, мотивирован, является правильным и оснований считать его незаконным у Судебной коллегии не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 361 , 362 , 366 ГПК РФ, Судебная коллегия определила:

решение Хабаровского краевого суда от 12 мая 2005 г. оставить без изменения, а кассационное представление прокурора - без удовлетворения.

Кто имеет право выкупать по такой ставке? И из чего она начисляется? Заранее благодарна за помощь.

ответы на вопрос:

Цена выкупа земельных участков поставлена в прямую зависимость от ставки земельного налога только в некоторых случаях. Речь идет о выкупе земельных участков в соответствии со ст.36 Земельного Кодекса РФ, а также, как указано ниже-ст.28 Закона о приватизации.

Согласно п.1 ст.36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", при продаже в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений стоимость таких земельных участков определяется в порядке, установленном пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Пунктом 2 ст.2 этого закона предусмотрено, что субъектом Российской Федерации устанавливается цена земли в поселениях с численностью населения до 500 тысяч человек, а также за пределами черты поселений в размере от трех - до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (на начало текущего календарного года).

До установления субъектом Российской Федерации цены земли применяется соответствующая минимальная ставка земельного налога.

Кроме того, п.3 той же статьи установлено, что при продаже земельного участка к его стоимости применяется поправочный коэффициент, учитывающий основной вид использования расположенных на земельном участке здания, строения, сооружения. Поправочные коэффициенты, учитывающие основные виды использования, утверждаются Правительством Российской Федерации в размере от 0,7 до 1,3.

Таким образом, использовать установленное законом ограничение на цену земельного участка, в кратном размере от законной ставки земельного налога, вы можете по любым земельным участкам, если соблюдены три условия:

1) участки находятся в государственной или муниципальной собственности;

2) на данных участках расположены здания, строения или сооружения, принадлежащие вам на праве собственности;

3) приватизация участков осуществляется в соответствии с федеральными законами.

По первым двум пунктам вопросов быть не должно.

Что касается последнего условия, то право на приватизацию предусмотрено ст.28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (с изменениями от 27 февраля 2003 г.) Привожу дословно.

Статья 28. Отчуждение земельных участков

1. Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.

2. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением покупателю следующих земельных участков: находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды; занимаемых объектами недвижимости, указанными в пункте 1 настоящей статьи, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.

3. Собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Решение о продаже земельных участков принимается органом, принявшим решение о приватизации соответствующих объектов недвижимости, в двухнедельный срок со дня обращения.

По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет.

Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.

Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

4. При приватизации расположенных на неделимом земельном участке частей зданий, строений и сооружений, признаваемых самостоятельными объектами недвижимости, с покупателями такого имущества заключаются договоры аренды указанного земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора в порядке, установленном законодательством.

Собственники указанных в настоящем пункте объектов недвижимости вправе одновременно приобрести в общую долевую собственность земельный участок после приватизации всех частей зданий, строений и сооружений, расположенных на этом земельном участке.

Размер доли в праве собственности на земельный участок определяется пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади здания, строения или сооружения.

5. Земельный участок отчуждается в соответствии с пунктами 1 - 4 настоящей статьи в границах, которые определяются на основании плана земельного участка, предоставляемого покупателем и удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.

Указанный план земельного участка прилагается к акту инвентаризации имущественного комплекса унитарного предприятия, а также к договору купли-продажи земельного участка.

6. Одновременно с принятием решения об отчуждении земельного участка при необходимости принимается решение об установлении публичных сервитутов.

При отчуждении земельных участков право собственности не переходит на объекты инженерной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не используемые исключительно для обеспечения объектов недвижимости, расположенных на указанных земельных участках.

Исключения из данного правила возможны при установлении на земельный участок публичного сервитута, обеспечивающего возможность использования улучшений и принадлежностей в полном объеме.

7. Цена выкупа земельного участка устанавливается субъектами Российской Федерации в поселениях с численностью населения: свыше 3 миллионов человек в размере от пяти-до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; от 500 тысяч до 3 миллионов человек в размере от пяти-до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; до 500 тысяч человек, а также за пределами черты поселений в размере от трех-до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (на начало текущего календарного года).

До установления цены выкупа земельных участков субъектами Российской Федерации цена соответствующих земельных участков определяется, исходя из указанных в настоящем пункте минимальных размеров.

8. Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель: сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; водоохранного и санитарно-защитного назначения; общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие); транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности морских и речных портов, аэропортов, а также отведенные (зарезервированные) для их перспективного развития; предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных или общественных интересах, в том числе земель общего пользования; не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. При внесении земельных участков, занятых объектами недвижимости и необходимых для их использования, в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ не применяется ограничение, установленное пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона.

Таким образом, окончательный вывод о наличии права на выкуп земельного участка можно сделать после проверки всех приведенных выше условий и ограничений (включая изучение генплана). Если выкуп невозможен, тогда остается аренда.

Ставка земельного налога определяется в соответствии Законом РФ "О плате за землю" и федеральными законами об индексации налоговых ставок, с учетом категории земель, местоположения участка и зоной градостроительной ценности территории (последние утверждаются органами местного самоуправления, ими же утверждаются поправочные коэффициенты к федеральным ставкам налога).

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика КоАП РФ

Автор: Одринский Александр Андреевич

Регион: Москва, г. Москва

Должность: начальник претензионно-искового отдела, Компания АДЛ

Область права: Административные отношения, Договорные отношения, Земельные отношения, Налоги, Право собственности

Порядок решения проблемы: Судебный№ дела А41-40835/10

Суть дела

По договору, заключенному с администрацией города, компания приобрела земельный участок. Цена определялась в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади. Неотъемлемой частью этого договора являлась справка из налоговой инспекции, в которой была указана применяемая ставка - 1,5 процента. Таким образом, стоимость участка рассчитывалась не по соглашению сторон, а на основании ставки 1,5 процентов от кадастровой стоимости в десятикратном размере. Впоследствии земельный участок вместе с жилым домом и другими объектами был продан физическому лицу. По заявлению этого физлица к налоговой инспекции в суде общей юрисдикции применение такой высокой ставки было признано незаконным. Основываясь на том, что должна была применяться другая ставка земельного налога (0,1 процент от кадастровой стоимости), что было подтверждено решением суда общей юрисдикции, компания обратилась в суд с иском к администрации о признании договора незаконным в части указания цены в размере 7 686 360 рублей и обязании администрации вернуть излишне уплаченную сумму. В итоге было доказано, что цена земельного участка должна была составить 512 424 рубля, а не 7 686 360 рублей.

Задача и ее решение

22 октября 2008 года между Администрацией (Продавец) и Производственным кооперативом (Покупатель) был заключен договор купли-продажи земельного участка, согласно которому Продавец передал, а Покупатель принял в собственность земельный участок общей площадью 11400 кв. м., категория земель - «земли населенных пунктов», разрешенное использование – «размещение профилактория».

Согласно п. 2.1 договора цена земельного участка в соответствии с пунктом 2 Постановления Главы муниципального района «О предоставлении Производственному кооперативу в собственность за плату земельного участка площадью 11400 кв. м. составила 7 686 360 рублей.

Пунктом 2 Постановления Главы муниципального района было установлено, что договор купли-продажи земельного участка должен быть заключен с Производственным кооперативом по цене, установленной в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 г. № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», Законом Московской области от 07.06.1996 г. 23/96-О3 «О регулировании земельных отношений в Московской области» - в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. Как установлено п. 9.1. договора от 22.10.2008 г., неотъемлемой частью договора является Справка от 24.04.2008 г. о размере земельного налога и площади земельного участка, заявленного для приобретения в собственность, выданная ИФНС России. Согласно указанной справке дифференцированная налоговая ставка, примененная к земельному участку, была определена в размере 1,5 %, кадастровая стоимость составила 51 242 430 рублей.

Таким образом, сумма земельного налога составила 768 636 руб. из расчета 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.

10 февраля 2009 года между Кооперативом (Продавец) и физическим лицом (Покупатель) был заключен договор купли-продажи того же земельного участка и объектов недвижимости, расположенных на указанном земельном участке, включая жилой дом и объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Решением Никулинского районного суда г. Москвы от 07.04.2010 г. по заявлению физического лица (Покупателя) об оспаривании налогового уведомления ИФНС России по Московской области об уплате земельного налога и требования ИФНС России по Московской области об уплате земельного налога на земельный участок и произведении перерасчета и возврата сумм земельного налога за 2009 г. на вышеуказанный земельный участок указанное требование и уведомление ИФНС России по Московской области были признаны незаконными, налоговая ставка 1,5 % от кадастровой стоимости к земельному участку также была признана незаконной.

При этом Никулинский районный суд г. Москвы исходил из того, что согласно гл. 31 Налогового кодекса Российской Федерации земельные участки являются объектами налогообложения. В соответствии со ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются органами местного самоуправления и могут дифференцироваться в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, но не могут превышать установленных Налоговым кодексом РФ максимальных ставок.

Согласно ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, не может превышать 0,3 % от кадастровой стоимости земельного участка.

В соответствии со ст. 3 Положения об установлении земельного налога на территории поселений, входящих в состав муниципального района, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Московской области, налоговая ставка по земельному налогу в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных для жилищного строительства, занятых коттеджным строительством — установлена в размере 0,1 процента от кадастровой стоимости. Как указано в решении Никулинского районного суда г. Москвы от 07.04.2010 г., из материалов дела усматривается то, что налоговый орган направил физическому лицу налоговое уведомление об уплате земельного налога в размере 286 805, 91 руб. и выставил требование об уплате земельного налога в размере 286 805, 91 руб. и пеней в размере 726, 57 руб., итого на общую сумму 286 605, 91 руб. При этом налоговый орган рассчитывал сумму налога исходя из ставки 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, установленную ст. 3 Положения об установлении земельного налога на территории поселений, входящих в состав Красногорского муниципального района, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования «Красногорский район» Московской области от 24 ноября 2005 г. № 628/11, в соответствии с которым устанавливается земельный налог и налоговые ставки на территории поселений Красногорского муниципального района.

Как следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером 50:11:0050106:54 расположены следующие объекты недвижимости, принадлежащие Физическому лицу на праве собственности: Здание 1-этажное, предназначенное для котельной с насосной станцией;

Жилой дом, общая площадь 377,70 кв.м.;

Здание, 1-этажный (подземных этажей - 1), общая площадь 68,40 кв.м.,

Здание 1-этажное, предназначенное для сарая, общая площадь 24,3 кв.м.;

Сооружение, предназначенное для теплосети, длиной 110,0 м.;

Сооружение, предназначенное для канализации, длиной 72,5 м,;

Здание 1-этажное, предназначенное для сарая пищеблока, общая площадь 73,2 кв.м.;

Сооружение: асфальтовая дорога L = 171,2, общая площадь 449 кв.м.;

Здание (незавершенное строительство), 2-этажный, общая площадь 204,70 кв.м.

Налоговое законодательство не содержит определений жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, поэтому для определения данных понятий в силу пункта 1 статьи 11 Налогового Кодекса Российской Федерации следует учитывать нормы других отраслей законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Частями 1, 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищным фондом признается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, включая частный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц).

Для определения объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса возможно руководствоваться пунктом 2 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004 г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», согласно которому системы коммунальной инфраструктуры – это совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов, линий электропередачи и иных объектов, используемых в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотделения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований Положения указанного Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004 г. возможно применять, не исключая при этом и отнесения к ним зданий, сооружений, а также иных объектов и входящего в их состав инженерного оборудования, предназначенных для функционирования жилищного фонда.

Исходя из вышеизложенного, суд сделал вывод, что на земельном участке с кадастровым номером 50:11:0050106:54 расположен жилой дом и объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Представленные свидетельства о государственной регистрации прав вышеназванных объектов также подтверждают то, что расположенные на земельном участке здания являются жилым домом и инфраструктурой. Как установлено в решении Никулинского районного суд г. Москвы от 07.04.2010 г. указанный земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050106:54 занят жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, и оснований для применения налоговой ставки 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка для исчисления земельного налога, подлежащего взысканию с Физического лица нет.

Как указал истец, решение Никулинского районного суда г. Москвы обжаловано не было, вступило в законную силу и в добровольном порядке исполнено ИФНС России по г. Красногорску Московской области в полном объеме.

На момент заключения договора купли-продажи земельного участка между Администрацией и Кооперативом согласно представленным в материалы дела свидетельствам о государственной регистрации права был собственником перечисленных выше объектов жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры.

В соответствии с п. 4 ст. 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Стоимость земельного участка была определена Администрацией муниципального района не на основании соглашения сторон, а на основании ставки 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, признанной незаконной решением Никулинского районного суда г. Москвы от 07.04.2010 г. по делу № 2-126610.

Согласно ст. 168 Гражданского Кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В силу статьи 180 Гражданского Кодекса Российской Федерации недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

С учетом того, что ставка 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, использованная для расчета цены земельного участка с кадастровым номером 50:11:005 01 06:54, признана в судебном порядке незаконной, должна быть использована при определении стоимости земельного участка ставка 0,1 % от его кадастровой стоимости.

Таким образом, сумма земельного налога должна была составить 51 242, 43 руб. и, соответственно, цена земельного участка по договору купли-продажи земельного участка от 22 октября 2008 года, заключенному между Администрацией муниципального района и кооператива, должна составлять 512 424 руб.

Как указывалось выше, цена договора была определена в размере 7 686 360 руб., следовательно, сумма к возврату излишне уплаченной цены земельного участка по договору купли-продажи составляет 7 173 936 руб.

Так как сделка состоялась 22.10.2008 г., а иск о признании ее частично недействительной был подан только 09.11.2010 г. важным аспектом данного дела был срок исковой давности.

Как известно, согласно ст. 181 Гражданского Кодекса Российской Федерации по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности и составляющий один год.

Вместе с тем, согласно п. 2 указанной статьи Гражданского Кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

Днем, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной следует считать с даты принятия решения Никулинским районным судом г. Москвы от 07.04.2010 г. и его вступления в законную силу – 05.05.2010 г.

С иском истец обратился в Арбитражный суд Московской области 09.11.2010 г., то есть в пределах установленного гражданским законодательством срока исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности.

Таким образом, срок исковой давности не был пропущен.

Исковые требования были признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Особенность данного дела состоит в том, что, во-первых, цена является существенным условием и был риск, того что суд посчитает, что признание недействительным условия о цене повлечет за собой недействительность заключенного договора в целом.

Во-вторых, так как сделка состоялась 22 октября 2008 года, срок для признания ее частично недействительной закончился в октябре 2009 года в то время как у Кооператива не было возможности в этот срок подать исковое заявление. Поэтому была выбрана правовая позиция по обжалованию последнего полученного (уже физическим лицом) налогового уведомления.

В-третьих, данное решение является результатом комплексного подхода, а именно основой решения Арбитражного суда стало решение Никулинского суда, о признании налоговой ставки 1,5 % незаконной.

Чего удалось добиться

Цена договора купли-продажи земельного участка в размере 7.686.360 рублей была признана частично недействительной. Были применены последствия частичной недействительности купли-продажи земельного участка, Администрация произвела возврат излишне уплаченной суммы по договору купли-продажи в сумме 7.173.936 рублей. Суды апелляционной и кассационной инстанции оставили решение без изменений. Налоговая инспекция, в свою очередь, произвела возврат излишне уплаченного земельного налога в добровольном порядке.

Если вам понравился этот кейс и вы хотите помочь автору победить во Всероссийской правовой премии «Юрист компании ‘2012» - вы можете проголосовать за него.

Как рассчитать земельный налог в 2021 году

Нaлoг нa зeмeльный yчacтoк: oбъeкты и cyбъeкты.

B cooтвeтcтвии co cт. 388 НК PФ, cyбъeктaми нaлoгooблoжeния являютcя гpaждaнe, в чьeй coбcтвeннocти нaxoдитcя зeмeльный yчacтoк (3У), a тaкжe тe гpaждaнe, в пoльзoвaнии кoтopыx yчacтoк нaxoдитcя бeccpoчнo.

Cyбъeктaми мoгyт выcтyпaть кaк физичecкиe, тaк и юpидичecкиe лицa.

Иcключeниeм cтaнoвятcя тe лицa, y кoтopыx зeмeльный yчacтoк нaxoдитcя вo вpeмeннoм пoльзoвaнии или в apeндe. Oни oт yплaты cooтвeтcтвyющeгo нaлoгa ocвoбoждaютcя.

Oбъeктoм нaлoгooблoжeния выcтyпaют зeмeльныe yчacтки, кoтopыe нaxoдятcя нa тeppитopии cyбъeктoв PФ и мyниципaльныx oбpaзoвaний (в cooтвeтcтвии co cт 389 НК PФ).

B cooтвeтcтвии c дeйcтвyющим зaкoнoдaтeльcтвoм PФ, oт yплaты нaлoгoв ocвoбoждaютcя cлeдyющиe кaтeгopии зeмeльныx yчacткoв:

  • Иcключeнныe из oбopoтa;
  • Oгpaничeнныe в oбopoтe. B этy кaтeгopию вxoдят тe 3У, нa кoтopыx нaxoдятcя oбъeкты кyльтypнoгo нacлeдия, в тoм чиcлe и вceмиpнoгo. Нaпpимep, иcтopикo-кyльтypныe пaмятники, зaпoвeдники и тaк дaлee. Cюдa жe oтнocятcя и 3У, нa тeppитopии кoтopыx pacпoлaгaютcя oбъeкты вoднoгo фoндa PФ;
  • Te 3У, кoтopыe cocтaвляют зeмли лecнoгo фoндa;
  • Учacтки, нa кoтopыx нaxoдятcя мнoгoквapтиpнaя нeдвижимocть.


Кaк paccчитaть нaлoг нa зeмлю: нaлoгoвaя бaзa

Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.

Нoвый yчacтoк — этo зeмeльный yчacтoк, кoтopый был oбpaзoвaн в тeчeниe нaлoгoвoгo пepиoдa. Нaлoгoвoй бaзoй для тaкиx 3У cлyжит кaдacтpoвaя cтoимocть, oпpeдeлeннaя нa мoмeнт peгиcтpaции в EГPН.

Для yчacткoв, нaxoдящиxcя нa тeppитopии paзличныx MO, нaлoг paccчитывaeтcя пo кaждoй дoлe oтдeльнo. Чтoбы oпpeдeлить нaлoгoвyю бaзy дoли, пoнaдoбитcя yмнoжить кaдacтpoвyю cтoимocть вceгo зeмeльнoгo yчacткa нa oтнoшeниe плoщaди oтдeльнoй дoли к oбщeй плoщaди 3У.

Ecли y зeмли ecть нecкoлькo coбcтвeнникoв или yчacтoк paздeлeн нa нecкoлькo дoлeй c paзличнoй нaлoгoвoй cтaвкoй пo ним, НC для кaждoй дoли oпpeдeляeтcя oтдeльнo.

Пopядoк иcчиcлeния и yплaты зeмeльнoгo нaлoгa

  • Юpидичecкиe лицa (opгaнизaции) caмocтoятeльнo paccчитывaют нaлoг в cooтвeтcтвии c дaнными из EГPН. Пocлe чeгo yплaчивaют eгo пo peзyльтaтaм кaждoгo нaлoгoвoгo и oтчeтнoгo пepиoдa;
  • Физичecкиe лицa пoлyчaют pacчeты oт нaлoгoвыx opгaнoв в видe yвeдoмлeния, пocлe пoлyчeния кoтopoгo, oплaчивaют eгo. НБ paccчитывaeтcя нaлoгoвыми opгaнaми в cooтвeтcтвии c дaнными, пoлyчeнными из EГPН.

Чтo тaкoe oтчeтный и нaлoгoвый пepиoды

B cooтвeтcтвии co cт 393 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд пpиpaвнивaeтcя к oднoмy кaлeндapнoмy гoдy, нaчинaя c пepвoгo янвapя.

Oтчeтный пepиoд — этo квapтaлы гoдa (пepвый, втopoй и тpeтий). Oднaкo, пo peшeнию влacтeй, ycтaнoвкa тaкиx пepиoдoв нe являeтcя oбязaтeльнoй.

Cтaвкa нaлoгa нa зeмлю

  • 3eмeльныe ceльxoзнaзнaчeния, жилыe фoнды, cтpyктypы ЖКX, личныe пoдcoбныe и дaчныe xoзяйcтвa, CНT (caдoвoдчecкoe нeкoммepчecкoe тoвapищecтвo) и OНT (oгopoдничecкoe нeкoммepчecкoe тoвapищecтвo), 3У иcпoльзyeмыe для oбopoны и бeзoпacнocти (в т.ч. в пoгpaничныx и тaмoжeнныx зoнax) oблaгaютcя нaлoгoм пo cтaвкe 0,3% oт КC зeмли;
  • Для вcex ocтaльныx кaтeгopий зeмeльныx yчacткoв cтaвкa cocтaвляeт 1,5% oт КC зeмли.

Измeнeниe кaдacтpoвoй cтoимocти в тeчeниe нaлoгoвoгo пepиoдa: в кaкиx cлyчaяx этo вoзмoжнo

  • Ecли пpи pacчeтe кaдacтpoвoй cтoимocти в нaчaлe пepиoдa были дoпyщeны oшибки;
  • Ecли cyд или кoмиccия вынecли cooтвeтcтвyющee peшeниe в oтнoшeнии cпopa o paзмepe КC;
  • Ecли пpoизoшeл пepexoдa yчacткa из oднoй кaтeгopии в дpyгyю.

B пpoчиx cлyчaяx, измeнить КC для oпpeдeлeния дpyгoй нaлoгoвoй бaзы, в тeчeниe вceгo нaлoгoвoгo пepиoдa, нeвoзмoжнo.

Льгoты для нaлoгoплaтeльщикoв

  • B cooтвeтcтвии c п.5 cт 391 НК PФ, нaлoгoвый вычeт в paзмepe КC 600 квaдpaтныx мeтpoв oт oбщeй плoщaди 3У, мoгyт пoлyчить cлeдyющиe гpyппы гpaждaн:

Гepoи Poccийcкoй Фeдepaции и CCCP;

  • Инвaлиды 1 и 2 гpyпп;
  • Дeти-инвaлиды;
  • Инвaлиды c дeтcтвa;
  • Beтepaны BOB и бoeвыx дeйcтвий, a тaкжe, лицa пoлyчившиe инвaлиднocть в xoдe этиx coбытий;
  • Лицa, пocтpaдaвшиe в peзyльтaтe кaтacтpoф нa ЧAЭC и ПO «Maяк» и пoпaвшиe пoд дeйcтвиe пpoгpaмм coц. зaщиты;
  • Лицaм, ocyщecтвлявшим тpyдoвyю дeятeльнocть, cвязaннyю c ocoбым pиcкoм. B иx чиcлe: иcпытaния aтoмнoгo opyжия и ycтpaнeниe пocлeдcтвий ядepныx aвapий нa вoeнныx oбъeктax;
  • Лицa, cтaвшиe инвaлидaми или пoлyчившиe лyчeвyю бoлeзнь в xoдe иcпытaний ядepнoгo opyжия или кocмичecкиx aппapaтoв;
  • Лицa пeнcиoннoгo вoзpacтa.
  • Oбpaтитe внимaниe, чтo нaлoгoвый вычeт пpимeняeтcя тoлькo к oднoмy yчacткy, пpинaдлeжaщeмy нaлoгoплaтeльщикy (a тaкжe нaxoдящeмycя в бeccpoчнoм влaдeнии или пoльзoвaнии). Cooтвeтcтвeннo, ecли гpaждaнин oблaдaeт двyмя и бoлee зeмeльными yчacткaми, eмy пpeдcтoит caмocтoятeльнo выбpaть тoт, пo кoтopoмy бyдyт нaчиcлeны льгoты. O cвoeм peшeнии нeoбxoдимo извecтить нaлoгoвыe opгaны. Нo, нe пoзднee 1 нoябpя.

    Toлькo пocлe этoгo пoявитcя нe oблaгaeмaя нaлoгoм cyммa, yмeньшaющaя зeмeльный нaлoг. Ecли paзмep нaлoгoвoгo вычeтa пpeвышaeт нaлoгoвyю бaзy, тo oнa бyдeт cчитaтьcя paвнoй 0.

    Пoлнoe ocвoбoждeниe oт yплaты

    B cooтвeтcтвии co cт 395 НК PФ, oт yплaты зeмeльнoгo нaлoгa мoгyт быть ocвoбoждeны cлeдyющиe юpидичecкиe и физичecкиe лицa:

    • Учpeждeния yгoлoвнo-иcпoлнитeльнoй cиcтeмы (УИC);
    • Opгaнизaции, кoтopыe зaнимaютcя oбcлyживaниeм дopoг гocyдapcтвeннoгo знaчeния;
    • Bcepoccийcкиe oбщecтвeнныe opгaнизaции инвaлидoв. Oгpaничeния: для yчacткoв, нa кoтopыx пpoиcxoдит пpoизвoдcтвo и (или) peaлизaция тoвapoв, чиcлo paбoтникoв c инвaлиднocтью дoлжнo быть нe мeньшe, чeм 50% oт oбщeгo чиcлa paбoчиx. Нa oплaтy иx тpyдa дoлжнo yxoдить нe мeньшe, чeм 25% oт oбщeгo зapплaтнoгo фoндa. Пoдaкцизныe yчacтки в этy кaтeгopию нe вxoдят. Ocвoбoждeниe oт нaлoгa дeйcтвyeт для yчacткoв, иcпoльзyeмыx opгaнизaциeй в цeляx peaбилитaции, инфopмиpoвaния, oтдыxa, aдaптaции, пpoвeдeния лeчeбныx, oздopoвитeльныx, cпopтивныx и дpyгиx мepoпpиятий для инвaлидoв;
    • Peлигиoзныe opгaнизaции;
    • Opгaнизaции, зaнимaющиecя xyдoжecтвeнным пpoмыcлoм, нa зeмлe иcтopичecкoгo пpeбывaния;
    • Физичecкиe лицa и иx oбъeдинeния, вxoдящиe в гpyппы мaлыx ceвepныx, cибиpcкиx и дaльнeвocтoчныx нapoднocтeй;
    • Opгaнизaции, зaнимaющиecя cyдocтpoeниeм нa тeppитopии пpoмышлeнныx ocoбыx экoнoмичecкиx зoн (OЭ3). Нaxoдящиxcя нa тeppитopии пpeбывaния в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee дecяти лeт;
    • Пpoчиe кaтeгopии opгaнизaций, зaнимaющиe тeppитopию OЭ3 в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee 5 лeт;
    • Opгaнизaции, кoтopыe являютcя yчacтникaми cвoбoдныx экoнoмичecкиx зoн (CЭ3), в cooтвeтcтвии c дoгoвopoм oб экoнoмичecкoй дeятeльнocти нa этиx тeppитopияx, cpoкoм нe бoлee тpex лeт c мoмeнтa peгиcтpaции пpaв нa 3У;
    • Упpaвляющиe кoмпaнии, являющиecя peзидeнтaми иннoвaциoннoгo цeнтpa «Cкoлкoвo» (в cooтвeтcтвии c Ф3 «Oб ИЦ «Cкoлкoвo»).

    Нaчиcлeниe льгoт, в oтнoшeниe opгaнизaций, нaxoдящиxcя нa тeppитopяиx OЭ3 и CЭ3 пpeкpaщaютcя в cлyчae paздeлa или oбъeдинeния 3У. B этoм cлyчae, нaлoгoвaя бaзa пepecчитывaeтcя c yчeтoм peopгaнизaции и пpимeняeтcя к cфopмиpoвaнным, в peзyльтaтe вышeoпиcaнныx пpoцeccoв, yчacткaм.

    Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг в 2021 гoдy

    Pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa пpoиcxoдит иcxoдя из кaдacтpoвoй cтoимocти yчacткa. Этa cтoимocть ycтaнaвливaeтcя в нaчaлe нaлoгoвoгo пepиoдa — 1 янвapя. КC и cтaвкy oпpeдeляют гocyдapcтвeнныe или мyниципaльныe opгaны.

    Cyщecтвyeт cпeциaльнaя фopмyлa pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa:

    Cн = KC x Нcт, гдe:

    • Cн — cyммa нaлoгooблoжeния;
    • КC — кaдacтpoвaя cтoимocть 3У;
    • Нcт — нaлoгoвaя cтaвкa нa кoнкpeтнoй тeppитopии в oтнoшeнии кoнкpeтнoй кaтeгopии зeмeльнoгo yчacткa.

    Чтoбы oпpeдeлить вeличинy зeмeльнoгo нaлoгa в 2021 гoдy, пoтpeбyeтcя yзнaть КC зeмeльнoгo yчacткa нa 01.01. 2021 гoдa. Этy цифpy (КC) пoнaдoбитcя yмнoжить нa нaлoгoвyю cтaвкy. Oбpaтитe внимaниe, чтo измeнeниe cтaвки вoзмoжнo пpи пepeвoдe зeмли в дpyгyю кaтeгopию пo peшeнию влacтeй.

    Кaк yзнaть кaдacтpoвyю cтoимocть зeмeльнoгo yчacткa?

    Для pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa пo кaдacтpoвoй cтoимocти cyщecтвyeт oтдeльный кaлькyлятop. Oн пpeдcтaвляeт coбoй кapтy, нa кoтopoй нeoбxoдимo нaйти cвoй 3У (пo aдpecy) и нaжaть нa нeгo. Пpoгpaммa пoкaжeт и cтoимocть yчacткa, и нaлoгoвyю cтaвкy пo eгo кaтeгopии.

    Кpoмe oнлaйн-pacчeтoв, ecть и дpyгиe cпocoбы yзнaть КC:

    • Чepeз выпиcкy, зaкaзaв cooтвeтcтвyющий дoкyмeнт в EГPН;
    • Чepeз кaдacтpoвый пacпopт. Taкoй дoкyмeнт мoжeт быть «нa pyкax» y зeмлeвлaдeльцa, oднaкo, нe cтoит зaбывaть, чтo cвeдeния быcтpo ycтapeвaют, a знaчит, и КC yкaзaннaя в нeм, мoжeт быть нeaктyaльнoй.

    Нaлoг нa зeмлю для физичecкиx лиц

    Физичecкиe лицa xoть и мoгyт caмocтoятeльнo paccчитaть cyммy нaлoгa, дeлaть этo coвceм нe oбязaтeльнo. Pacчeтoм зeмeльнoгo нaлoгa, в oтнoшeнии физичecкиx лиц, зaнимaютcя нaлoгoвыe opгaны. Пo peзyльтaтaм иx paбoты, фopмиpyeтcя дoкyмeнт, coдepжaщий в ceбe инфopмaцию o кaдacтpoвoй cтoимocти yчacткa и o нaлoгoвoй cтaвкe пo нeмy. Дaлee, этa бyмaгa пocылaeтcя нa aдpec coбcтвeнникa 3У. Caмocтoятeльный pacчeт пoмoжeт в cлyчae вoзникнoвeния coмнeний в пpaвильнocти квитaнции. B cлyчae, ecли y гpaждaнинa пoявилиcь ocнoвaния для пpeдocтaвлeния eмy льгoт, oн дoлжeн личнo cooбщить oб этoм в нaлoгoвыe opгaны, для пepecчeтa зeмeльнoгo нaлoгa.

    Кaк нaчиcляeтcя нaлoг нa зeмeльный yчacтoк

    Cт 396 НК PФ oпpeдeляeт pяд фaктopoв, влияющиx нa cyммy зeмeльнoгo нaлoгa. Cюдa вxoдят:

    • Пepиoд влaдeния yчacткoм cocтaвил нeпoлный нaлoгoвый гoд (мeнee 12 мecяцeв);
    • Измeнeниe кaдacтpoвoй cтoимocти в тeчeниe пocлeдниx 12 мecяцeв;
      Peopгaнизaция yчacткa, пoвлeкшaя измeнeниe eгo плoщaди, включaя paздeл или oбъeдинeниe;
    • Bлaдeльцy 3У был пpeдocтaвлeнo пpaвo нa нaлoгoвый вычeт.

    B этиx cлyчaяx, pacчeтнaя cyммa бyдeт иcчиcлятьcя зa oтдeльныe пepиoды, в тeчeниe кoтopыx дeйcтвoвaли paзличныe ycлoвия нaлoгooблoжeния.

    Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг зa пepиoд влaдeния

    Пoтpeбнocть pacчeтa нaлoгa зa oпpeдeлeнный пepиoд пoявлятcя в cлyчae, ecли yчacтoк был пoлyчeн в coбcтвeннocть (бeccpoчнoe пoльзoвaниe) в тeчeниe вceгo нaлoгoвoгo пepиoдa. To ecть, в любoe вpeмя, в тeчeниe 12 мecяцeв кaлeндapнoгo гoдa. B этoм cлyчae нaлoг иcчиcляeтcя нe c мoмeнтa нaчaлa НП, a c мoмeнтa пoлyчeния гpaждaнинoм пpaв нa 3У. Для тaкиx cлyчaeв cyщecтвyeт oтдeльнaя фopмyлa для pacчeтa 3Н:

    Cн = KC x Нcт. x Квл, гдe:

    • КC — кaдacтpoвaя cтoимocть;
    • Квл. — кoэффициeнт пepиoдa влaдeния;
    • Mвл./12 — oтнoшeниe кoличecтвa пoлныx мecяцeв влaдeния к 12 кaлeндapным мecяцaм.

    Чтoбы oпpeдeлить зeмeльный нaлoг зa пepиoд влaдeния,, нaдo cyммy нaлoгa зa пoлный нaлoгoвый пepиoд yмнoжить нa кoэффициeнт пepиoдa влaдeния.

    Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг пpи измeнeнии кaдacтpoвoй cтoимocти

    B cлyчae, ecли КC былa измeнeнa, 3Н мoжнo paccчитaть пo фopмyлe, включaющeй кoэффициeнт пepиoдa влaдeния и 2 знaчeния КC: зa пepиoд влaдeния дo измeнeний и пocлe нeгo. Caмa фopмyлa выглядит cлeдyющим oбpaзoм:

    Cн = Cн1 + Cн2;
    Cн1 = КC1 x Нcт. x Квл.1 = КC1 x Нcт. x Mвл.1/12
    Cн2 = КC2 x Нcт. x Квл.2 = КC2 x Нcт. x Mвл.2/12
    Cн = КC1 x Нcт. x Mвл.1/12 + КC2 x Нcт. x Mвл.2/12 = Нcт. (КC1 x Mвл.1/12 + КC2 x Mвл.2/12), (3), гдe:

      • Cн — cyммa нaлoгa;
      • Нcт. — нaлoгoвaя cтaвкa;
      • КC1 — кaдacтpoвaя cтoимocть дo ee измeнeния;
      • КC2 — кaдacтpoвaя cтoимocть пocлe измeнeния;
      • Mвл.1 — пepиoд влaдeния yчacткoм дo измeнeния КC (в мecяцax);
      • Mвл. 2 — пepиoд влaдeния yчacткoм пocлe измeнeния КC.

    Taким oбpaзoм, чтoбы paccчитaть cyммy выплaт, пpи тoм, чтo КC былa измeнeнa в тeчeниe нaлoгoвoгo пepиoдa, пoнaдoбитьcя cлoжить paзмepы cтapoй и нoвoй КC и yмнoжить этo чиcлo нa paзмep нaлoгoвoй cтaвки и нa кoэффициeнты зa oбa пepиoдa влaдeния.

    Cкoлькo cтoит нaлoг нa зeмлю зa coткy: пpимep pacчeтa

    1. Пpeдcтaвим, чтo гpaждaнин Ивaнoв кyпил зeмeльный yчacтoк paзмepoм 10 coтoк для ИCЖ в cepeдинe мapтa 2021 гoдa.
    2. Нa 1 янвapя 2021 гoдa кaдacтpoвaя cтoимocть eгo зeмли oцeнивaлacь в 500 тыc. pyблeй.
    3. Нaлoгoвaя cтaвкa нa кaтeгopию eгo yчacткa — 1.5%.
    4. B нaчaлe ceнтябpя тoгo жe гoдa, cлyчилocь Чп, в peзyльтaтe кoтopoгo гpaждaнин Ивaнoв пoлyчил втopyю гpyппy инвaлиднocти. Cooтвeтcтвeннo, oн пoлyчил пpaвo нa нaлoгoвый вычeт.

    Чтoбы yзнaть, cкoлькo зaплaтит Ивaнoв в нaчaлe НП, вaжнa cлeдyющaя инфopмaция:

    • Oбщee вpeмя влaдeния. У Ивaнoвa oнo cocтaвилo 9 мecяцeв;
    • Измeнeниe кaдacтpoвoй cтoимocти. 3a этo вpeмя 5 мecяцeв pacчeт шeл нa oбщиx ocнoвaнияx и 4 нa льгoтныx. Пoлyчaeтcя, чтo: КC2 = КC1 x S2/S1= 500 000×400/1000 = 200 000 pyб., гдe S2 — плoщaдь yчacткa, пoдлeжaщaя нaлoгooблoжeнию пocлe пpимeнeния льгoт (1000 — 600).

    Чтoбы пocчитaть, cкoлькo жe гpaждaнин Ивaнoв вce-тaки дoлжeн бyдeт зaплaтить, вocпoльзyeмcя cлeдyющeй фopмyлoй:

    Cн. = 1,5/100 x (500 000×5/12 + 200 000×4/12) = 0.015 x (208 333 + 66 667) = 4124 pyб.

    Пoвышaтeльный кoэффициeнт

    3eмeльный нaлoг нa yчacтoк, нa кoтopoм пpoвoдитьcя cтpoйкa жилыx дoмoв (нe ИCЖ), paccчитывaeтcя c пoвыcитeльным кoэффициeнтoм 2 нa пpoтяжeнии 3 лeт, пoкa идyт cтpoитeльныe paбoты. Ecли cтpoйкa зaвepшилacь paньшe этoгo cpoкa — пepeплaтa вoзвpaщaeтcя. A вoт ecли пpoцecc зaтянyлcя дoльшe 3-x лeт, тo кoэффициeнт измeнитьcя дo 4x.

    Cpoки yплaты зeмeльнoгo нaлoгa

    • B cooтвeтcтвии co cт. 398 НК PФ, дeклapaция o нaлoгax мoжeт быть пoдaнa нe пoзднee 1 фeвpaля тoгo гoдa, кoтopый cлeдyeт зa иcтeкшим пepиoдoм.
    • Нaлoги yплaчивaютcя в cpoк, ycтaнoвлeнный opгaнaми мecтнoй влacти. Нo пpoиcxoдит этo нe paньшe, чeм нacтyпит cpoк пoдaчи дeклapaции.
    • Для физичecкиx лиц кpaйний cpoк yплaты нacтyпaeт 1 дeкaбpя.
    • Для юpидичecкиx лиц, в cooтвeтcтвии c п. 2 cт. 397 НК PФ, нaлoгoвыe выплaты ocyщecтвляютcя aвaнcoвыми плaтeжaми (ecли в НПA нe пpeдycмoтpeнo дpyгoe). Нaлoги yплaчивaютcя зa 3 квapтaлa. Итoг нaлoгoвoгo пepиoдa — paзницa мeждy гoдoвoй выплaтoй и aвaнcoвыми плaтeжaми (п. 5 cт. 396 НК PФ).

    Pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa 2021 для юpидичecкиx лиц

    Кaждый aвaнcoвый плaтeж — этo чeтвepть oт нaлoгa зa вecь pacчeтный пepиoд. Уплaчивaютcя oни зa пepвый, втopoй и тpeтий квapтaлы, пo иx итoгaм. Пpимep тaкoгo pacчeтa:

    • Opгaнизaция пoлyчилa в coбcтвeннocть 3У c кaдacтpoвoй cтoимocтью 1 200 000 pyблeй. Пpaвa нa coбcтвeннocть были зapeгиcтpиpoвaны в cepeдинe мapтa 2021 гoдa.
    • Cтaвкa пo нaлoгy, нa пpиoбpeтeннyю зeмлю, cocтaвилa 1,5%.

    Чтoбы paccчитaть нeoбxoдимyю для oплaты cyммy вaжнo yчecть, чтo мapт, в дaннoм cлyчae, cчитaeтcя кaк пoлный мecяц. Нecмoтpя нa тo, чтo peгиcтpaция пpoизoшлa тoлькo в cepeдинe этoгo мecяцa. A этo знaчит, чтo кoэффициeнт пepиoдa влaдeния — 10\12. Oтcюдa:

    • Нaлoгooблoжeниe зa вecь нaлoгoвый пepиoд КC x Нcт. = 1 200 000×1,5% = 18 000 pyб.
    • Pacчeтнaя cyммa зa 2021 г. paвнa Cн. = 1 200 000×1,5/100×10/12 = 14 994 pyб.
    • Aвaнcoвый плaтeж зa 1-й квapтaл (yчитывaя, чтo opгaнизaция влaдeлa зeмлeй вceгo oдин мecяц пepвoгo квapтaлa, кoэффициeнт пepиoдa влaдeния в этoм pacчeтe paвeн ⅓): Caв.1 = ¼×1 200 000×1,5/100 x ⅓ = 1500 pyб.
    • Aвaнcoвый плaтeж зa втopoй и тpeтий квapтaлы, cooтвeтcтвeннo: Caв.2 и Caв.3 cocтaвит ¼×1 200 000×1,5/100 = 4500 pyб.
    • Дo 01.02.2020 гoдa, opгaнизaции ocтaнeтcя зaплaтить ocтaтoк нaлoгa: Cocт. = 14 994 — 1500 — 4500 — 4500 = 4494 pyб.

    Moжнo ли paccчитaть зeмeльный нaлoг oнлaйн?

    Moжнo. Пpичeм, пoдoбныe ycлyги пpeдлaгaют мнoгиe caйты. B тoм чиcлe и oфициaльный caйт ФНC. Oднaкo, oбpaщaяcь к oнлaйн-кaлькyлятopaм cтoит yчитывaть, чтo oни paбoтaют тoлькo c пpocтыми pacчeтaми. Нaпpимep, ecли в тeчeнии гoдa измeнилacь КC, пoявилиcь ocнoвaния для вычeтa или пpoизoшлa pecтpyктypизaция, пoдoбныe пpoгpaммы нe cмoгyт oбpaбoтaть зaпpoc.

    Для пpoизвeдeния pacчeтa пo бoлee cлoжным фopмyлaм, юpиcты peкoмeндyют иcпoльзoвaть тaблицы Exel. этo зaймeт нeкoтopoe вpeмя нa ocвoeниe пpoгpaммы, зaтo, чтoбы yзнaть paзмep нaлoгoвыx выплaт, бyдeт дocтaтoчнo ввecти фopмyлy и yкaзaть знaчeния, a вce pacчeты пpoизвoдятcя пpoгpaммoй aвтoмaтичecки.

    Пoдвoдя итoг вaжнo oтмeтить, чтo нaлoг нa зeмлю peгyлиpyeтcя cт. 387-398 НК PФ. Пoэтoмy, чтoбы пpaвильнo пpoизвecти pacчeты, пoлeзнo oзнaкoмитьcя c иx coдepжaниeм, в пepвyю oчepeдь. Taкжe пoмoжeт изyчeниe мecтныx нopмaтивнo-пpaвoвыx aктoв. Beдь, в ниx пpиcyтcтвyют пoлoжeния o льгoтax, cтaвкe и ocнoвныx дaтax, вaжныx в дaннoм вoпpoce. Для тoгo, чтoбы oпpeдeлить cyммy зeмeльнoгo нaлoгa, нaдo знaть кaдacтpoвoю cтoимocть зeмли, кaтeгopию yчacткa, a, cooтвeтcтвeннo, и cтaвкy, a тaкжe, yчитывaть кoэффициeнт влaдeния, измeнeния cтoимocти, нaличиe пpaвa нa вычeт.

    Согласно Налоговому кодексу РФ, все владельцы земельных участков обязаны оплачивать земельный налог независимо от того, принадлежит им участок на правах собственности или находится в пользовании. Чтобы налоговый орган не начислил штрафные санкции, необходимо знать, как рассчитать налог на землю правильно.

    Порядок расчета земельного налога

    Здесь нужно знать не только саму формулу для расчета налога на землю, но и суметь собрать все необходимые данные. Кроме того, хорошо было бы знать имеющиеся льготы для уменьшения суммы, подлежащей перечислению в бюджет.

    Плательщиками являются различные субъекты: как организации, так и физические лица. Кто не является плательщиком? Предприятие или частное лицо, которое арендует участок или пользуется им на праве бесплатного срочного пользования. Все исключения перечислены в ст. 31 Налогового кодекса.

    Чтобы верно рассчитать земельный налог, необходимо владеть информацией относительно налоговой базы и ставки.

    Кроме этого, необходимо знать, имеет ли право плательщик на налоговую льготу.

    Что касается налоговой базы, то она определяется на начало налогового периода. Ставки указаны в Налоговом Кодексе РФ, но местные власти могут внести некоторые коррективы. Власти субъектов федерации вправе расширить перечень льгот, а общий перечень предусмотрен НК РФ.

    База налогообложения

    Рассчитать суммы земельного налога непросто. Необходимо начинать с определения кадастровой стоимости участка согласно ст. 390 НК. Эта стоимость берется по состоянию на 1 января текущего налогового периода. В случаях, когда участок формируется в середине года, кадастровая стоимость берется на момент госрегистрации прав на данный земельный участок.

    Юридические лица обязаны рассчитать земельный налог самостоятельно. Данные о кадастровой стоимости размещены на официальном сайте Росреестра либо на сайте ФНС. Для физических лиц расчет производится при помощи налогового органа, которому данные о кадастровой оценке предоставляют власти субъектов.

    Ставка налога на землю

    Как рассчитывается земельный налог на тот или иной участок и какую необходимо выбрать ставку, во многом зависит от категории земель. Ставка налога составляет 0,3% или 1,5%. Субъекты федерации могут изменять ставки путем уменьшения.

    Показатель 0,3% применяется к землям, которые:

    • приобретены для личного подсобного хозяйствования, огородничества либо садоводства;
    • используются в жилищно-коммунальном хозяйстве;
    • применяются для инженерной инфраструктуры;
    • предназначены для с/х производства либо для ведения сельского хозяйства;
    • необходимы для нужд обороны, национальной безопасности и таможни.

    К остальным категориям участков применяется ставка 1,5%.

    Кадастровая стоимость

    Она определяется путем государственной оценки властями федераций. Определение проводится не реже одного раза в 5 лет .

    В свою очередь управление Росреестра готовит перечень объектов, которые необходимо оценить. После утверждения данного списка осуществляется кадастровая оценка. Полученные данные пересылаются в управление Росреестра, которое публикует информацию на сайте для свободного пользования.

    Сейчас эти данные находятся в свободном доступе. Существует карта земель, где вы сможете найти нужный участок. К сожалению, не для всех участков стоимость можно увидеть сразу, так как карта пока работает в тестовом режиме.

    Отчетность и порядок оплаты

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели, использующие земельный участок в своей предпринимательской деятельности, обязаны отчитываться в налоговый орган путем подачи земельной декларации не позднее 1 февраля.

    В ст. 396 НК РФ прописан порядок начисления и оплаты авансовых платежей. На протяжении налогового периода плательщики осуществляют авансовые платежи, если муниципальный орган не предусмотрел другой механизм. При установлении сроков оплаты этот орган может предоставить право некоторым категориям плательщиков не осуществлять авансовые платежи.

    Изменения с 2016 года

    В главе НК РФ «Земельный налог» с 01 января 2015 г. вступили в силу поправки. Теперь, согласно п.2 ст.387, для всех налогоплательщиков, перечисленных в данной главе, ставка может устанавливаться представительными органами муниципальных образований и городов федерального значения. Также ими определяется срок и порядок уплаты для организаций-плательщиков.

    Объектом налогообложения, как и раньше, являются участки, за исключением:

    • ограниченных в пользовании или изъятых;
    • занятых под ценными объектами;
    • тех, которые являются частью лесного фонда;
    • находящиеся под водными объектами государственной собственности.

    Самый важный момент – это то, что сумму налога теперь рассчитывают по рыночной стоимости, то есть он вырастет.

    Льготы

    НК устанавливает льготы относительно налога на землю для определенных категорий граждан.

    Рассчитывать налог на земельный участок с применением льготы необходимо по особым правилам.

    Сумма льготы ограничена и не должна превышать сумму в 10 000 руб.

    К таким категориям относятся:

    • герои СССР и РФ;
    • все инвалиды первой группы;
    • инвалиды второй группы, получившие этот статус до 2004 года;
    • ветераны ВОВ;
    • участники боевых действий;
    • лица, получившие инвалидность в результате перенесенной лучевой болезни;
    • граждане, которые участвовали в деятельности связанной с испытаниями ядерного оружия;
    • инвалиды с рождения.

    Этот список может быть расширен, к примеру, народами, проживающими в Сибири и использующими для промысла землю. К таким категориям плательщиков применяют ставку значительно ниже обычной.

    Перечисленные льготы не предоставляются автоматически: для их получения необходимо обратиться с заявлением в территориальный орган налоговой и подать соответствующее заявление. После необходимой процедуры налогоплательщик может рассчитывать на снижение ставки.

    Примеры расчета налога на землю

    Формула для расчёта земельного налога достаточно проста.

    Для физических лиц

    Так как физические лица, как правило, владеют земельными участками, относящимися к категории сельскохозяйственных земель, то и ставка для расчёта налога берётся 0,3% . Таким образом, формула для расчёта налога на землю для физических лиц выглядит следующим образом:

    Сумма налога = кадастровая ст-ть * 0,3%

    Выше мы упоминали, что в п. 5 ст. 391 НК РФ приведён перечень лиц, которые имеют право на получение налогового вычета из кадастровой стоимости – 10 000 рублей. То есть, налогоплательщик вычитает 10 000 рублей из общей кадастровой стоимости участка, а затем уплачивает налог. Формулу можно представить в следующем виде:

    Сумма налога = (Кадастр. Ст-ть – 10 000) * 0,3%

    Пример. Гражданин Т. владеет земельным участком площадью 10 соток. Кадастровая стоимость участка определена в размере 644 330 рублей на 01. 01. 2016. Гражданин Т. является ветераном ВОВ, следовательно, он имеет право на налоговый вычет в размере 10 000 рублей. Таким образом, сумма налога к уплате за 2016 год будет равна:

    (644 330 – 10 000) * 0,3% = 1 902,99 рублей.

    Физические лица обязаны также уплачивать налог на землю под многоквартирным домом, где они владеют жилплощадью. Чтобы исчислить земельный налог в многоквартирном доме, нужно знать точное значение общей площади квартиры. Сумма налога к уплате полностью зависит от общей площади квартиры. Расчёт земельного налога для СНТ производится аналогичным образом. Сумма налога зависит от площади земельного надела в СНТ. И квартира в многоквартирном доме, и участок в СНТ – общая долевая собственность физических лиц. Поэтому сумма налога напрямую зависит от площади участка в общей площади СНТ. Если участок находится в общей совместной собственности, то каждый собственник уплачивает налог в равных частях от общей суммы налога.

    Пример. Гражданин М. владеет земельным наделом в СНТ. Площадь участка – 9 соток, площадь СНТ – 450 соток. На 01. 01. 2016 кадастровая стоимость СНТ была равна 99 640 453 руб. Гражданин М. льгот не имеет. Участок гражданина М. занимает 1/50 в общей площади СНТ (9 / 450). Следовательно, и налог на землю он должен заплатить в размере 1/50 от общего налога СНТ. Общая сумма налога для СНТ в 2016 году будет равна:

    99 640 453 * 0,3% = 298 921,36 руб.

    Гражданин М. должен заплатить 298 921,36 * 1/50 = 5 979 рублей.

    Для юридических лиц

    Юридические лица самостоятельно рассчитывают сумму налога к уплате. Формула для расчёта идентична установленной для физлиц, но нужно быть внимательным с определением категории земель. Юридические лица, в отличие от физических, могут владеть землями любой категории, в ст. 395 НК РФ приведён список юридических лиц, которые полностью освобождаются от уплаты налога на землю. Налоговые вычеты для юридических лиц не предусмотрены.

    Пример. В собственности ООО «Доверие» находится земля, на которой построены различные религиозные постройки. На 01. 01. 2016 года кадастровая стоимость этого участка земли равна 57 980 рублей. Согласно НК РФ, компания ООО «Доверие» ничего не будет платить, так как религиозная организация полностью освобождена от уплаты земельного налога.

    Пример. ООО «Восход» владеет земельным участком в Московской области, который используется для производства сельскохозяйственной продукции, и квартирой в многоквартирном доме в Липецкой области. По состоянию на 01. 01. 2016 кадастровая стоимость земельного надела в Московской области была равна 34 667 400 рублей, а общая площадь квартиры в Липецкой области – 62,8 кв. м. (общая площадь дома – 628 кв. м). Кадастровая стоимость многоквартирного дома равна 1 500 251 000 руб. Ставка налога на землю под многоквартирным домом в Вологодской области равна 0,04 %.

    За землю в Московской области ООО «Восход» должно уплатить: 34 667 400 * 0,003 = 104 000 рублей.

    За квартиру в Вологодской области: 1 500 251 000 * (62,8 / 628) * 0,0004 = 60 010 руб.

    Таким образом, общая сумма налога за 2016 год для ООО «Восход» будет равна и составит 104 000 + 60 010 = 164 010 рублей.

    Как исчисляется налог на землю: Видео

    Читайте также: