Пени в период действия налоговой отсрочки начисляются да нет

Опубликовано: 15.05.2024

Начисление пеней за период действия отсрочки или рассрочки по уплате налога

Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате. При этом НК РФ не содержит положений, прямо предписывающих начислять либо не начислять пени на период действия отсрочки или рассрочки по уплате налога (п. 3 ст. 75 НК РФ).

В свою очередь принятие уполномоченным органом решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога на законных основаниях переносит срок уплаты налога на более поздний срок (п. 1 ст. 61, п. 1 ст. 64). В связи с чем для начисления пеней на отсроченную (рассроченную) налоговую задолженность нет оснований (постановление ФАС Центрального округа от 11.09.2007 N А48-4283/06-6).

Однако на суммы налога (сбора), которые не были уплачены налогоплательщиком за все время со дня, установленного для уплаты налога, и до дня вступления в силу решения о предоставлении отсрочки или рассрочки, пени начисляются в общем порядке в соответствии со ст. 75 НК РФ. То есть начисление пеней прекращается только при принятии положительного решения по вопросу предоставления отсрочки или рассрочки. Указанные пени включаются в сумму задолженности, в отношении которой выносится решение о предоставлении отсрочки или рассрочки (п. 8 ст. 64 НК РФ).

Внимание

Одной из форм изменения срока уплаты налога является инвестиционный налоговый кредит (п. 3 ст. 61, п. 1 ст. 66 НК РФ).

В отличие от отсрочки или рассрочки по уплате налога инвестиционный налоговый кредит (ИНК) представляет собой изменение срока уплаты налога в период действия договора об ИНК, то есть текущих (будущих) платежей. Такая форма переноса срока уплаты налогов не предполагает возникновение задолженности по налогу, в отношении которого заключен договор ИНК, а значит и начисления пени, до заключения соответствующего договора. На сумму предоставленного кредита, впоследствии поэтапно погашаемую налогоплательщиком, предусмотрено начисление процентов (как и в большинстве случаев на сумму отсроченной или рассроченной задолженности).

В случае, если в предоставлении отсрочки (рассрочки) отказано, пени будут продолжать начисляться вплоть до дня уплаты налогоплательщиком соответствующего налога (сбора) (либо до дня истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу, способом обеспечения уплаты которого служили пени). См. п. 11 письма ФНС России от 24.12.2013 N СА-4-7/23263, письмо Минфина России от 29.10.2008 N 03-02-07/2-192, постановления Президиума ВАС РФ от 03.06.2008 N 1868/08, от 06.11.2007 N 8241/07.

Спорным остается вопрос начисления пеней на сумму неуплаченного налога в случае, если налоговый орган принял решение об отказе в предоставлении отсрочки (рассрочки), которое впоследствии налогоплательщик успешно оспорил.

Многие суды приходят к выводу, что факт признания отказа в предоставлении отсрочки недействительным не является безусловным основанием для неначисления пеней в связи с несвоевременной уплатой налога. Отмечается, что пока решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога не принято, обязанность по уплате пени сохраняется. А если налогоплательщик считает, что в результате неправомерного отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки) ему были причинены убытки, то он вправе обратиться за защитой нарушенных интересов (ст.ст. 12, 16 ГК РФ, пп. 14 п. 1 ст. 21, ст. 35 НК РФ). См. постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 19.01.2009 N Ф04-7704/2008(17423-А67-37), от 24.12.2008 N Ф04-7942/2008(18143-А67-15), от 10.12.2008 N Ф04-7741/2008(17540-А67-15), от 19.11.2008 N Ф04-7186/2008(16320-А67-40). Такой подход представляется вполне логичным.

Альтернативное мнение выражено в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 01.02.2011 N Ф07-13969/2010 (определением ВАС РФ от 27.06.2011 N ВАС-7193/11 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ). Судьи пришли к выводу, что при незаконном отказе в предоставлении отсрочки (рассрочки) период просрочки уплаты налога для целей начисления пеней следует исчислять со дня, установленного для уплаты налога, до даты вынесения налоговым органом решения об отказе в предоставлении отсрочки (рассрочки). Подобный вывод содержится и в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.11.2008 N А33-3762/2008-Ф02-5391/2008. Здесь судьи отталкивались от срока, в течение которого должно было быть принято решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) - 30 дней со дня получения заявления налогоплательщика. Начисление пеней признано правомерным за период просрочки уплаты налога до момента истечения срока для принятия решения о предоставлении отсрочки (рассрочки)*(2).

*(1) В отличие от отсрочки или рассрочки по уплате налога инвестиционный налоговый кредит (ИНК) представляет собой изменение срока уплаты текущих (будущих) платежей по налогам. Такая форма изменения срока уплаты налогов не предполагает возникновение задолженности по налогу, в отношении которого заключен договор ИНК, а значит и начисления пени до заключения соответствующего договора.

*(2) Стоит отметить, что в период, рассматриваемый судами, действовали положения п. 7 ст. 64 НК РФ, ограничивающие уполномоченный орган в возможности отказа заинтересованному лицу в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога при наличии определенных оснований. Иными словами, в некоторых случаях уполномоченный орган обязан был предоставить отсрочку (рассрочку) по уплате налога и не вправе был принимать решение об отказе в изменении срока уплаты налога.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок " Энциклопедия решений. Налоги и взносы " - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения

Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

Материал приводится по состоянию на май 2021 г.

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы

При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.

Постановление Правительства от 02.04.2020 № 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (в ред. постановления Правительства РФ от 24.04.2020 № 570), далее – Правила.

Комментарий

С 06.04.2020 действуют новые правила отсрочки и рассрочки задолженности по налогам, авансовым платежам и страховым взносам (включая взносы "на травматизм"). Отсрочка (и рассрочка) предоставляется не автоматически, а по заявлению заинтересованного лица. Ею могут воспользоваться несколько категорий налогоплательщиков.

1. Организации и предприниматели, работающие в наиболее пострадавших отраслях, перечень которых с кодами ОКВЭД утвердило Правительство. Основной вид деятельности заявителя (согласно ЕГРЮЛ или ЕГРИП на 01.03.2020) должен быть в этом перечне, входить в субъекты малого и среднего предпринимательства необязательно.

2. Стратегические, системообразующие и градообразующие организации, чья деятельность не названа в перечне, но по ним принято отдельное решение Правительства РФ. Правила отбора системообразующих организаций, которые могут получить отсрочку (рассрочку), утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.05.2020 № 651.

Надо пояснить, что к стратегическим относятся организации, которые перечислены в перечне, утв. распоряжением Правительства РФ от 20.08.2009 № 1226-р (пп. "б" п. 13 Правил).

К системообразующим относятся организации, перечисленные в перечне, утв. Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития РФ, от 20.03.2020 № 3 (пп. "в" п. 13 Правил).

Градообразующей признается организация, если среднее количество застрахованных лиц по данным РСВ за последние четыре отчетных периода составляет более 5000 человек (пп. "г" п. 13 Правил).

Кроме того, в целях получения отсрочки (рассрочки) под организациями, реализующими социально значимые товары (услуги), понимаются те, у которых за последние 2 налоговых периода сумма реализации товаров по ставке НДС 10 % составила более 30 % от общей суммы реализации (пп. "а" п. 13 Правил).

3. Арендодатели торговых площадей. Для них предусмотрены особые правила отсрочки (рассрочки), которые рассмотрены в отдельной статье.

Правила предусматривают различные сроки отсрочки в зависимости от объемов снижения выручки и характеристик заявителя (п. 12 Правил).

По каким налогам (взносам) предоставляется отсрочка?

Под отсрочку (рассрочку) подпадают налоги, авансовые платежи и взносы, срок уплаты которых приходится на период с 1 января по 31 декабря 2020 года, за некоторым исключением.

Для отдельных пострадавших налогоплательщиков (приведены в приложении к Постановлению № 409) отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена почти по всем налогам и авансовым платежам (включая НДС). Исключения два: акцизы и НДПИ (пп. "а" п. 2 Правил).

Для остальных пострадавших налогоплательщиков, включая стратегические, системообразующие, градообразующие организации, а также организации, реализующие социально значимые товары, исключений больше: НДС, акцизы, НДПИ, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (пп. "б" п. 2 Правил).

Эти правила введены в действие с 24.04.2020 постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 № 570. До этого все заинтересованные пострадавшие лица не имели права на отсрочку (рассрочку) только по НДПИ и акцизам.

Отсрочка (рассрочка) предоставляется со срока уплаты налога (авансового платежа), взноса, установленного НК РФ, законодательством субъекта РФ или нормативно-правовым актом органов муниципальной власти (п. 7 Правил).

Кто и на какой срок может получить отсрочку?

Для большинства организаций действуют следующие правила отсрочки.

Отсрочка на 1 год предоставляется при соблюдении одного из условий (пп. "а" п. 11 Правил):

  • снижение доходов более чем на 50 %;
  • наличие убытков при одновременном снижении выручки более чем на 30 %.

Отсрочка на 9 месяцев предоставляется при соблюдении одного из следующих условий (пп. "б" п. 11 Правил):

  • снижение доходов более чем на 30 %;
  • наличие убытков при одновременном снижении доходов более чем на 20 %.

Отсрочка на 6 месяцев предоставляется, если доход снижается более чем на 20 % (пп. "в" п. 11 Правил).

Отсрочка на 3 месяца предоставляется в остальных случаях, среди которых (п. 3 и пп. "г" п. 11 Правил):

  • снижение доходов более чем на 10 %;
  • снижение доходов от реализации товаров (работ, услуг) более чем на 10 %;
  • снижение доходов от реализации товаров (работ, услуг) по нулевой ставке НДС более чем на 10 %

(применяется только для тех налогоплательщиков, у которых объем реализации по нулевой ставке превышает 50 % от общего объема);

  • получение убытка по данным деклараций по налогу на прибыль за отчетные периоды 2020 года при условии, что за 2019 год убытка не было.
  • Особые правила предусмотрены для стратегических, системообразующих, градообразующих организаций, крупнейших налогоплательщиков или организаций, реализующих социально значимые товары (или услуги). Они могут получить отсрочку на срок:

    • 1 год – при снижении дохода более чем на 30 %;
    • 9 месяцев – при снижении доходов более чем на 20 %;
    • 6 месяцев – при снижении доходов более чем на 10 %;
    • 3 месяца – при одном из условий:
      • получение убытка за период 2020 года при условии, что за 2019 год убытка не было;
      • снижение доходов от реализации товаров (работ, услуг) более чем на 10 %;
      • снижение доходов от реализации товаров (работ, услуг) по нулевой ставке НДС более чем на 10 % (применяется только теми, у кого объем реализации по нулевой ставке превышает 50 % от общего объема).

    Отметим, что срок отсрочки может быть уменьшен в заявлении.

    Кто и на какой срок может получить рассрочку?

    Рассрочка предоставляется по графику погашения равными долями не реже одного раза в месяц с того месяца, в котором вынесено решение о предоставлении рассрочки.

    Для большинства организаций она предоставляется на срок до трех лет по выбору заявителя при соблюдении одного из условий (п. 12 Правил):

    • снижение доходов более чем 50 %;
    • наличие убытков при одновременном снижении доходов более чем на 30 %.

    Для стратегических, системообразующих, градообразующих организаций или крупнейших налогоплательщиков сроки рассрочки такие:

    • до 5 лет – при снижении доходов более чем на 50 %;
    • до 3 лет – при снижении доходов более чем на 30 %.

    В заявлении может быть указан меньший срок рассрочки.

    Как рассчитать доходы и убытки в целях предоставления отсрочки или рассрочки?

    Одно из оснований для отсрочки и рассрочки – определенный размер снижения доходов в целом или только доходов от реализации. Для его расчета следует сравнить показатели за квартал 2020 года до подачи заявления на отсрочку (рассрочку) с показателями за аналогичный период 2019 года (абз. 1 п. 4 Правил). Если организация была создана или предприниматель зарегистрирован в 2019 году, то для сравнения берутся данные за два квартала, предшествующие кварталу, в котором подано заявление (абз. 3 п. 4 Правил).

    При этом если заявление подано во 2-м квартале 2020 г., то заинтересованное лицо вправе представить на рассмотрение показатели за этот квартал и заявить об отсрочке (рассрочке) в пределах сумм, указанных в декларациях (расчетах) за этот период (абз. 2 п. 4 Правил). Если организация применяет общий режим налогообложения, то размер доходов определяется по декларации по налогу на прибыль, а размер доходов от реализации товаров (работ, услуг) – по декларации по НДС за соответствующий период (абз. 2 п. 4 Правил).

    Для тех, кто применяет УСН, размер доходов берется из заявления об отсрочке (рассрочке), представление вместе с заявлением декларации не является обязательным условием. Проверка указанных сведений проводится налоговой уже после представления отсрочки (рассрочки) и получения декларации за 2020 год (п. 7 Правил).

    Наличие убытка определяется по данным декларации по налогу на прибыль за отчетный период, предшествующий тому кварталу, в котором подается заявление (абз. 4 п. 4 Правил).

    Как получить отсрочку или рассрочку?

    Чтобы получить отсрочку или рассрочку налогов за 2020 год, нужно подать в налоговую:

    • заявление до 1 декабря 2020 года, указав в нем срок отсрочки или рассрочки (п. 7 Правил). См. рекомендуемую форму заявления;
    • обязательство соблюдать условия предоставления рассрочки или отсрочки, а также график погашения задолженности. Представляется одновременно с заявлением до 1 декабря 2020 (п. 7 Правил). См. рекомендуемую форму обязательства;
    • декларации (расчеты) с исчисленными суммами налогов, авансовых платежей, страховых взносов, указанными в заявлении об отсрочке (рассрочке);
    • декларации и (или) расчеты, по данным которых устанавливается право на отсрочку (рассрочку).

    Без подачи деклараций (расчетов) налоговый орган не сможет проверить указанные в заявлении данные и вынести решение об отсрочке (рассрочке). Поэтому заявление будет рассматриваться только после их подачи. Однако из этого правила есть исключение. Те, кто применяют УСН, могут не подавать заранее декларации, подтверждающие право на отсрочку (рассрочку). Налоговый орган должен вынести решение по данным, указанным в их заявлении. Проверку обоснованности отсрочки (рассрочки) налоговый орган проведет уже после представления декларации за 2020 год. Эти правила введены с 24.04.2020 постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 № 570. Напомним, что и до этих изменений ФНС России утверждала, что декларации (расчеты) необходимы.

    При отсрочке на срок до 6 месяцев иные подтверждающие документы в налоговую не подаются (п. 9 Правил).

    При оформлении отсрочки и рассрочки на срок свыше 6 месяцев заявитель дополнительно должен предоставить:

    • в залог недвижимое имущество с кадастровой стоимостью, превышающей сумму задолженности;
    • поручительство (банковскую гарантию), соответствующее требованиям ст. 74, 74.1 и п. 2.1 ст. 176.1 НК РФ.

    Обращаться следует в налоговую по месту нахождения организации (для крупнейших – по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков) или по месту жительства предпринимателя (п. 6 Правил).

    Кто не может претендовать на отсрочку или рассрочку?

    Не могут претендовать на рассрочку или отсрочку организации (предприниматели), если основного вида их деятельности нет в перечне пострадавших отраслей (по данным ЕГРЮЛ или ЕГРИП на 01.03.2020).

    Если деятельность организации названа в перечне, то срок уплаты налога не может быть изменен (п. 5 Правил, п. 1 и п. 3 ст. 62 НК РФ):

    • если на заявителя возбуждено уголовное дело по признакам преступления в сфере налогообложения (пп. 1 п. 1 ст. 62 НК РФ);
    • есть достаточные основания полагать, что заявитель воспользуется отсрочкой (рассрочкой) для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство (пп. 3 п. 1 ст. 62 НК РФ);
    • по налогу на прибыль организаций, который уплачивается по консолидированной группе налогоплательщиков (п. 3 ст. 62 НК РФ).

    Отметим, что налоговые агенты не могут претендовать на отсрочку и рассрочку (п. 9 ст. 61 НК РФ).

    Можно ли получить отсрочку по уплате страховых взносов "на травматизм"?

    Отсрочка (рассрочка) по страховым взносам "на травматизм" предоставляется ФСС России на основании информации, полученной от налоговых органов. Причем отсрочка (рассрочка) по взносам "на травматизм" предоставляется на те же сроки, что указаны в решении налогового органа (п. 6 Постановления).

    Полагаем, что для получения такой отсрочки (рассрочки) следует обратиться в территориальный орган ФСС с соответствующим заявлением (п. 1 ст. 26.4 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

    Если налоговый орган отменил решение об отсрочке (рассрочке), то отменяется также и решение ФСС об отсрочке (рассрочке) взносов "на травматизм" и начисляются пени со дня, установленного для уплаты взносов (п. 6 Постановления).

    Начисляются ли пени и проценты при отсрочке или рассрочке?

    Отсрочка (и рассрочка) в связи с коронавирусом предоставляется по тем же правилам, что и рассрочка (отсрочка) в связи с причинением ущерба в результате стихийных бедствий и иных обстоятельств непреодолимой силы по пп. 2 п. 1 ст. 64 НК РФ (5 Правил). Поэтому проценты на сумму задолженности не начисляются (п. 4 ст. 64 НК РФ).

    Пени также не начисляются со дня, установленного НК РФ для уплаты налогов и взносов (п. 8 Правил). Однако если налоговый орган обнаружит, что условия предоставления отсрочки не соблюдались, то отменит свое прежнее решение и доначислит пени со дня, установленного НК РФ для уплаты налогов или взносов (п. 10 Правил).

    С момента подачи заявления о рассрочке (отсрочке) до принятия по нему решения задолженность не взыскивается, одновременно замораживаются сроки для направления требований о уплате и принятия решения о взыскании (п. 7 Правил).

    Смотрите также

    • Утверждены формы, рекомендуемые ФНС России для получения рассрочки (отсрочки) по уплате налогов в связи с коронавирусом
    • ФНС России рассказала, как получить отсрочку (рассрочку) по уплате налогов
    • Перенос сроков уплаты налогов и сдачи отчетности, а также другие налоговые льготы в связи с коронавирусом
    • Отсрочка (рассрочка) по налогам для арендодателей торговых площадей

    Не пропускайте последние новости - подпишитесь
    на бесплатную рассылку сайта:

    • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
    • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
    • ваш e-mail не передается третьим лицам;

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Налоговые штрафы
    Фото Евгения Смирнова, Кублог

    Если налоговые платежи перечисляются в бюджет с опозданием (то есть с нарушением установленных сроков), то помимо самих налогов необходимо дополнительно уплатить еще и пени. Расчет пеней является, пожалуй, одной из самых рутинных задач, которую приходится решать бухгалтеру. Впрочем, для ее успешного выполнения ему нужно учесть ряд нюансов.

    В начале напомним основные тезисы, касающиеся исполнения обязанности по уплате налога, определенные п. 3 ст. 45 НК РФ:

    • обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком только после предъявления им соответствующего поручения в банк. Данное поручение подтверждает перечисление денежных средств на счет Федерального казначейства;
    • на банковском счете налогоплательщика, предъявляющего поручение, должна быть достаточная сумма денежного остатка на момент совершения платежа.

    Что такое пеня по налогам?

    Словом, пеня является средством обеспечения своевременной уплаты налога. Но не только. Кроме того, пени могут быть начислены также в случаях выявления налоговиками занижения суммы налогового платежа или перечисления налоговым агентом налоговых платежей позже установленного срока.

    Случаи, когда пени не начисляются

    • арест имущества налогоплательщика на основании решения налогового органа;
    • арест денежных средств или иного имущества налогоплательщика, а также приостановление операций по счетам в банках на основании решения суда;
    выполнение письменных рекомендаций уполномоченных органов.

    Важная деталь: в первых двух случаях освобождение от уплаты пеней работает лишь в период действия указанных в них обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисление пеней на сумму налога, подлежащую уплате (абз. 2 п. 3 ст. 75 НК РФ).

    Порядок начисления пени

    Иными словами, для определения величины пени нужны сумма налоговой задолженности и период просрочки (п. 3 ст. 75 НК РФ).

    Однако при исчислении периода просрочки (за который начисляются пени) необходимо учесть одну особенность: налоговым законодательством точно определен лишь первый день такого периода – день, следующий за установленным днем уплаты налога или сбора. О последнем дне расчетного периода в п. 3 ст. 75 НК РФ не сказано ни слова. Зато в п. 4 названной статьи содержится важная оговорка – пеня определяется за каждый день просрочки.

    Предположим, что налогоплательщик уплатил налог с нарушением установленного срока: не 25 июля, а лишь 16 августа 2016 года. Какой день – 15 или 16 августа следует считать последним днем просрочки? Возможны варианты.

    Два мнения по поводу одного дня

    Сказанное означает следующее. К примеру, налог на прибыль по сроку должен быть уплачен 28 июля 2016 года. Однако налогоплательщик платежное поручение направил лишь на следующий день, то есть 29 июля. Формально в описанной ситуации имеется однодневная просрочка. Но! В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ период просрочки начинается с 29 июля, то есть в день, когда в банк подано платежное поручение, а налог (как отмечено в Письме № 03‑02‑07/39318) считается уплаченным. Получается, что в данном случае нет никакой просрочки. Идем дальше.

    Обозначенная позиция финансистов отличается от мнения налоговиков относительно последнего дня периода просрочки. Последние при расчете величины пеней, как правило, руководствуются разъяснениями, содержащимися в п. 57 и 61 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, где сказано (практически дословно), что пени начисляются по день фактического погашения недоимки.

    Иными словами, налоговики настаивают на включении дня погашения налоговой задолженности в период для расчета пеней, тогда как финансисты считают, что этот день следует исключить из расчета. То есть предметом разногласий представителей двух контролирующих ведомств является день погашения задолженности.

    Учитывать (или нет) его при определении размера пени – решать вам, исходя из возможных рисков. Со своей стороны добавим, что финансисты в Письме № 03‑02‑07/39318 высказали (на наш взгляд) более обоснованную точку зрения по анализируемому вопросу, нежели высшие арбитры, которые ограничились, по сути, лишь указанием на необходимость включения спорного дня в период просрочки, при этом никак не аргументируя свою позицию.

    Но вернемся к нашему примеру. Учитывая разъяснения Минфина, получается, что пени налогоплательщик должен исчислить за 21 день, то есть с 26 июля по 15 августа.

    Итак, для расчета пени нужны сумма налоговой задолженности и две даты – определенный налоговым законодательством срок уплаты налога и дата погашения недоимки.

    Формула расчета пени

    Сумма налоговой задолженности

    Региональное Управление федеральной налоговой службы рассказывает, как коронавирус повлиял и повлияет на жизнь налогоплательщиков. В ИНТЕРВЬЮ УФНС представлены наиболее актуальные вопросы с комментариями специалистов.

    - На кого распространяется особый порядок рассмотрения заявлений налогоплательщиков о получении отсрочки (рассрочки) взыскания налогов?

    На данный момент такой порядок распространяется в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в отраслях туризма и авиаперевозок, а также в сферах физической культуры и спорта, искусства, культуры и кинематографии.

    - Налоговые органы запрашивают один из видов обеспечения – залог, поручительство или банковскую гарантию. Что будут требовать от организации, пострадавшей в результате чрезвычайных обстоятельств?

    Всем территориальным налоговым органам дано указание предоставлять право выбора конкретного способа обеспечения налогоплательщику (в случае причинения ему ущерба в результате обстоятельств непреодолимой силы).

    Таким образом, для обеспечения исполнения обязательств налогоплательщику необходимо представить на выбор:
    - банковскую гарантию,
    - поручительство платежеспособного лица,
    - залог недвижимого (или иного ликвидного) имущества.

    - Куда обращаться с заявлением об отсрочке (рассрочке) по уплате налогов?

    Заявление и пакет документов подаются в Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица.

    Если организация состоит на учете в межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам или в межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, находящейся в ее непосредственном подчинении, заявление подается в соответствующую межрегиональной инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

    - Каким образом будет осуществляться взыскание налоговых платежей в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации в отношении налогоплательщиков, относящихся к отрасли авиаперевозок, туризма, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, искусства, культуры и кинематографии?

    Суть отсрочки взыскания состоит в том, что меры взыскания принимаются в предельные сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации. Требование об уплате налога, сбора, страховых взносов направляется в пределах трех месяцев с момента просрочки платежа. Решение о взыскании долга за счет денежных средств с банковских счетов принимается в течение двух месяцев после наступления срока по требованию.

    Таким образом, процедура обращения взыскания на денежные средства начнется в пределах 5 (пяти) месяцев после наступления срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, установленного законодательством.

    - Президент 25 марта 2020 года в обращении к гражданам России сообщил, «о необходимости компаниям малого и среднего бизнеса предоставить отсрочку по всем налогам, за исключением НДС, на ближайшие шесть месяцев. А для микропредприятий, кроме такой отсрочки по налогам, дать ещё и отсрочку по страховым взносам в социальные фонды». Как и когда будет представляться отсрочка?

    В соответствии с поручением ФНС России от 25 марта в отношении компаний и предпринимателей, сведения о которых включены в единый реестр малого и среднего предпринимательства, до 1 мая не будут применятся меры принудительного взыскания задолженности. Для данной отсрочки мер взыскания не требуется дополнительно обращаться в налоговые органы.

    Для реализации возможности получения отсрочки на шесть месяцев ведется работа по изменению законодательства. После принятия необходимых изменений будет определен порядок получения отсрочки погашения долгов после 1 мая.

    - Будут ли начисляться пени на сумму накопленной задолженности за период действия приостановления взыскания в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, объявленного 25 марта 2020 года?

    Вопрос о возможности начисления пеней в период моратория на взыскание в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства будет решен при изменении законодательства во исполнение поручений Президента Российской Федерации при определении порядка получения 6-месячной отсрочки погашения долгов.

    - Президент 25 марта 2020 года в обращении к гражданам России сообщил, что «о необходимости компаниям малого и среднего бизнеса предоставить отсрочку по всем налогам, за исключением НДС, на ближайшие шесть месяцев. Будут ли отозваны уже принятые меры взыскания и приостановки по счетам?

    Нет. Приостановление мер взыскания предусмотрено с 25 марта 2020 года. Суммы задолженности, которые взысканы до этой даты относятся к периодам 2019 года.

    - Президент 25 марта 2020 года в обращении к гражданам сообщил о поддержке, в том числе отсрочке по налогам в отношении пострадавших от коронавирусной инфекции отраслей. Кто относится к пострадавшим отраслям?

    Перечень сфер деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции, устанавливается Правительством.

    По поручениям Правительства налоговыми органами организована работа по отсрочке взыскания в срок не ранее 1 мая путем направления требований об уплате налога и принятия решений о взыскании в отношении налогоплательщиков, относящихся к отраслям туризма, авиаперевозок, физической культуры, спорта, а также искусства, культуры и кинематографии.

    Работа идет по спискам, предоставленным уполномоченными министерствами и ведомствами, либо по представленным ими кодам основного вида экономической деятельности.

    25 марта приостановлено до 1 мая применение мер взыскания, а также принятие решений о приостановлении операций по счетам для обеспечения исполнения решения о взыскании задолженности в отношении налогоплательщиков, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Все данные меры применяются налоговыми органами самостоятельно, подачи заявлений со стороны налогоплательщиков не требуется.

    1. На кого распространяются Правила предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховым взносам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409?

    Отсрочку или рассрочку в соответствии с указанными Правилами могут получить организации и индивидуальные предприниматели в случае одновременного наличия 2-х следующих условий:

    1) Отнесения налогоплательщика к заинтересованным лицам, то есть включение основного вида осуществляемой деятельности по состоянию на 01.03.2020 (по ОКВЭД, содержащемуся в ЕГРЮЛ либо в ЕГРИП), в сферы деятельности, наиболее пострадавшие в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (перечень таких отраслей определен постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434);

    2) Снижение доходов более чем на 10 процентов или

    снижение доходов от реализации товаров (работ, услуг) более чем на 10 процентов, или

    снижение доходов от реализации товаров (работ, услуг) по операциям, облагаемым НДС по ставке 0 процентов, более чем на 10 процентов, или

    получение убытка по данным налоговых деклараций по налогу на прибыль за отчетные периоды 2020 года при условии, что за 2019 год убыток отсутствовал.

    Источник: Пункты 1-3 Правил, утвержденных постановлением от 02.04.2020 № 409, Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 434

    2. Распространяются ли Правила предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховым взносам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 на налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения?

    Для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, основной мерой поддержки является перенос установленных сроков уплаты налогов в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ № от 02.04.2020 № 409.

    По платежам, по которым сроки не перенесены, отсрочка (рассрочка) в соответствии с Правилами осуществляются в случае, если срок их уплаты наступил и налогоплательщиком предоставлены необходимые налоговые декларации (расчеты) и иные документы, предусмотренные законодательством о налогах и сборах для установления права на отсрочку (рассрочку).

    Источник: Пункт 1 постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409

    3. Можно ли подать заявление о предоставлении отсрочки (рассрочки) до установленного срока представления деклараций (который был перенесен в соответствии с п.3 постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409), но уже по наступившим срокам уплаты налогов?

    Положительное решение по заявлению может быть принято только лишь в случае поступления в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов) и иных предусмотренных законодательством о налогах и сборах документов, необходимых как для расчета показателей, установленных пунктами 3, 11 и 12 Правил.

    Источник: Пункты 2, 3, 11, 12 Правил, утвержденных постановлением от 02.04.2020 № 409

    4. В какие налоговые органы и в какие сроки необходимо обращаться с заявлением о предоставлении отсрочки (рассрочки) и какие документы необходимы для предоставления отсрочки или рассрочки в соответствии с Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховым взносам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409?

    Заявление можно подать до 01.12.2020 в налоговый орган по месту нахождения (жительства) налогоплательщика, а для лиц, относящихся к категории крупнейших налогоплательщиков налоговый орган по месту его учета в качестве крупнейшего налогоплательщика. Документы, необходимые для предоставления отсрочки:

    на срок до 6-ти месяцев:

    (рекомендуемые образцы документов размещены на сайте ФНС России).

    для предоставления отсрочки на срок свыше 6-ти месяцев и рассрочки дополнительно предоставляются

    · обеспечение (залог, поручительство, банковская гарантия);

    · график погашения (в случае обращения за предоставлением рассрочки).

    Источник: Пункт 6-7 Правил, утвержденных постановлением от 02.04.2020 № 409

    5. На какой срок может быть предоставлена отсрочка или рассрочка в соответствии с Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховым взносам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409?

    Отсрочка может быть предоставлена на срок от 3-х месяцев до 1 года.

    На срок от 3-х до 6 месяцев при снижении доходов от 10 до 20 %;

    На срок более 6 месяцев до 1 года при снижении доходов более чем на 30-50% либо наличия убытков при одновременном снижении доходов более чем на 30%.

    Рассрочка может быть предоставлена от 3-х до 5-ти лет.

    На срок 3 года при снижении доходов более чем на 50% либо наличии убытков при одновременном снижении доходов более чем на 30%.

    От 3-х до 5 лет рассрочка может быть предоставлена стратегическим, системообразующим, градообразующим организациям, крупнейшим налогоплательщикам при снижении доходов от 30 до 50%.

    Источник: Пункты 11, 12 Правил, утвержденных постановлением от 02.04.2020 № 409

    6. По каким налогам может быть предоставлена отсрочка или рассрочка в соответствии с Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховым взносам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409?

    По федеральным, региональным, местным налогам, страховым взносам, срок уплаты которых наступил в 2020 году (начиная с 01.01.2020) за исключением:

    · налога на добычу полезных ископаемых;

    · налогов, уплачиваемых налоговыми агентами;

    · страховых взносов в части сумм, связанных с формированием средств для финансирования накопительной пенсии;

    · страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (отсрочка или рассрочка предоставляется Фондом социального страхования РФ).

    По заявлениям, в которых содержится просьба предоставить отсрочку или рассрочку в соответствии с Правилами по налоговым платежам, срок уплаты которых не наступил, будет вынесено решение об отказе в изменении срока уплаты (п. 2 Правил).

    Источник: Пункты 2, 5 Правил, утвержденных постановлением от 02.04.2020 № 409

    7. Может ли быть предоставлена отсрочка по пеням и штрафам в соответствии с Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховым взносам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.0.2020 № 409?

    Нет, Правилами не предусмотрено предоставление отсрочки (рассрочки) по уплате пеней и штрафов. Пени в отношении отсроченной (рассроченной) суммы основного долга, не начисляются в соответствии с пунктом 8 Правил без дополнительных заявлений.

    Источник: Пункты 2, 5, Правил, утвержденных постановлением от 02.04.2020 № 409

    8. Будут ли начисляться пени на суммы налогов, которые заявлены налогоплательщиком к отсрочке в соответствии с Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховым взносам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409?

    В случае принятия налоговым органом решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов в соответствии с Правилами, ни пени, ни проценты за пользование бюджетными средствами на те суммы налогов, в отношении которых принято такое решение, начисляться не будут, а начисленные ранее пени будут сторнированы.

    Источник: Абз.2 п.4 ст.64 НК РФ, п. 8 Правил, утвержденных постановлением от 02.04.2020 № 409

    9. Может ли быть предоставлена отсрочка по доначисленным суммам налогов в соответствии с Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховым взносам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409?

    Может, но только лишь в отношении тех сумм налогов, установленный Налоговым кодексом срок уплаты которых приходится на 2020 год.

    Источник: Пункт 2 Правил, утвержденных постановлением от 02.04.2020 № 409

    Также допускается направление обращения в произвольной форме о предоставлении о отсрочки или рассрочки через сервис «Обратиться в ФНС России». Но к такому обращению должны быть приложены сканированные образы заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки), обязательства соблюдения условий отсрочки (рассрочки), графика погашения задолженности при необходимости.

    Документы об обеспечении исполнения обязательств (залог, поручительство, банковская гарантия) предоставляются только на бумажном носителе.

    Источник: Пункт 7 Правил, утвержденных постановлением от 02.04.2020 № 409

    11. В какой срок рассматривается заявление об отсрочке (рассрочке)? Не будут ли взыскиваться суммы, пока не будет вынесено решение?

    Максимальный срок - 30 рабочих дней с момента получения заявления налоговым органом.

    При этом территориальным органом предписано по возможности сокращать сроки рассмотрения таких заявлений.

    С момента подачи заявлений меры взыскания применяться не будут.

    Источник: Пункт 15 Порядка, утв. приказом ФНС России от 16.12.2016 №ММВ-7-8/683@

    12. Какие особенности рассрочки (отсрочки) для стратегических, системообразующих организаций, лиц, реализующих социально-значимые товары, крупнейших налогоплательщиков?

    Для таких лиц установлена возможность удлинения сроков отсрочки или рассрочки. При этом для них сохраняются условия по отношению к пострадавшим отраслям и отрицательной динамике доходов и (или) прибыли/убытков.

    Источник: Пункты 3, 11-14 Правил, утвержденных постановлением от 02.04.2020 № 409

    13. Можно ли получить отсрочку или рассрочку, если ОКВЭД из списка пострадавших отраслей не относится к основным.

    Нет, по условиям Правил, обязательным признаком для отнесения к претендентам на меры поддержки является отражение в ЕГРЮЛ/ЕГРИП кода основного вида экономической деятельности, относящегося к перечню пострадавших отраслей.

    Источник: Пункт 1 Правил, утвержденных постановлением от 02.04.2020 № 409

    14. Может ли получить отсрочку или рассрочку субъект МСП, не относящийся к пострадавшим отраслям?

    Нет. На отсрочку или рассрочку могут претендовать организации и индивидуальные предприниматели из отраслей, наиболее пострадавших от распространения коронавирусной инфекции. Перечень таких отраслей утвержден постановлением Правительства России от 03.04.2020 №434.

    Источник: Пункт 1 Правил, утвержденных постановлением от 02.04.2020 № 409

    15. Можно ли подать заявление об отсрочке или рассрочке по платежам, срок уплаты которых не наступил?

    Нет. Правилами установлено их применение только в отношении обязанностей, срок исполнения которых наступил (в 2020 году).

    Источник: Пункт 2 Правил, утвержденных постановлением от 02.04.2020 № 409

    16. Если налогоплательщик приложил не все документы, необходимые для получения отсрочки или рассрочки, можно ли их предоставить дополнительно?

    Да, до момента вынесения решения налоговым органом.

    Источник: Пункт 7 Правил, утвержденных постановлением от 02.04.2020 № 409; пункт 6 рекомендаций, доведенных до территориальных налоговых органов письмом ФНС России от 06.04.2020 №ЕД-20-8/42@

    17. Если налоговым органом вынесено решение об отказе по причине отсутствия документов, ненаступпления сроков уплаты платежей, отсутствия необходимых данных в заявлении и по другим причинам, которые устранены - можно ли подать заявление повторно?

    Да. Повторная подача заявлений об отсрочке (рассрочке), если она ранее не предоставлялась, допускается. При такой подаче важно не допустить повтора недостатков, по которым было вынесено решение об отказе.

    Источник: Пункт 7 Правил, утвержденных постановлением от 02.04.2020 № 409

    18. Нужно ли подавать заявление для переноса сроков уплаты в первом полугодии субъектам МСП, относящимся к пострадавшим отраслям?

    Нет, не нужно. Перенос сроков в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ № 409 от 02.04.2020 осуществляется автоматически. С учетом этого, поскольку отсрочка или рассрочка предоставляются по наступившим срокам уплаты, заявительный порядок по ним не действует.

    Источник: Пункт 1 постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409

    Получайте свежие нормативные акты в удобном формате!
    Загрузите бесплатное приложение «Нормативные акты для бухгалтера» для Windows!

    Читайте также: