Декрет о замене продовольственной и сырьевой разверстки продовольственным налогом

Опубликовано: 13.05.2024

Декрет всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом // Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. Сб. документов. М.. 1957. Т. 1. С. 225-227.

1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств, разверстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом.

2. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем разверстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. Общая сумма налога должна быть постоянно уменьшаема, по мере того как восстановление транспорта и промышленности позволит Советской власти получать продукты сельского хозяйства в обмен на фабрично-заводские и кустарные продукты.

3. Налог взимается в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем.

4. Налог должен быть прогрессивным; процент отчисления для хозяйств середняков, маломощных хозяев и для хозяйств городских рабочих должен быть пониженным.

Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального налога.

Старательные хозяева-крестьяне, увеличивающие площади засева в своих хозяйствах, а равно увеличивающие производительность хозяйств в целом, получают льготы по выполнению натурального налога.

8. Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у земледельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства.

Обмен допускается в пределах местного хозяйственного оборота как через оперативные организации, так и на рынках и базарах.

1. Что такое «продразверстка»? Когда и в связи с чем она была введена?

2. Какие события повлияли на решение заменить разверстку продовольственным налогом?

3. Как в документе формулируются цели введения натурального налога?

4. Как взимался налог? Какие льготы предусматривались?

5. На основе документа сделайте вывод о значении данного Декрета.

6. Какая связь данного Декрета с восстанием моряков в Кронштадте? с «малой гражданской войной»?

Декларация об образовании СССР (30 декабря 1922 года)

Декларация об образовании Союза Советских Социалистических республик // История Советской Конституции. Сб. документов 1917-1957. М., 1957. С. 214-215.

. Все эти обстоятельства повелительно требуют объединения советских республик в одно союзное государство, способное обеспечить и внешнюю безопасность, и внутреннее хозяйственное преуспевание, и свободу национального развития народов.

Воля народов советских республик, собравшихся недавно на съезды своих Советов и единодушно принявших решение об образовании «Союза Советских Социалистических Республик», служит надежной порукой в том, что Союз этот является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем, что новое союзное государство является достойным увенчанием заложенных еще в октябре 1917 года основ мирного сожительства и братского сотрудничества народов, что оно послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран мировую Социалистическую Советскую Республику.

1. Какие обстоятельства способствовали объединению республик?

2. Какие проекты объединения существовали? В чем различия между ними?

3. В соответствии с каким проектом произошло объединение?

4. С какой целью создавалось союзное государство? Какие принципы были положены в его основу?

5. Какие идеи и принципы объединения не выдержали проверку временем?

6. В чем значение образования СССР?

Советско-германский Договор о ненападении (Пакт Риббентропа-Молотова), подписан 23 августа 1939 г.

Пакт Молотова-Риббентропа // Оглашению подлежит: СССР – Германия, 1939 – 1941: Документы и материалы. М., 1991.

Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга как отдельно, так и совместно с другими державами.

В случае, если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая Договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу. .

Ни одна из Договаривающихся Сторон не будет участвовать в какой-нибудь группировке держав, которая прямо или косвенно направлена против другой стороны.

В случае возникновения споров или конфликтов между Договаривающимися Сторонами по вопросам того или иного рода, обе стороны будут разрешать эти споры или конфликты исключительно мирным путем в порядке дружественного обмена мнениями или в нужных случаях путем создания комиссий по урегулированию конфликта.

Настоящий договор заключается сроком на десять лет с тем, что, поскольку одна из Договаривающихся Сторон не денонсирует его за год до истечения срока, срок действия договора будет считаться автоматически продленным на следующие пять лет. .

Составлен в двух оригиналах, на немецком и русском языках, в Москве, 23 августа 1939 г.

По уполномочию Правительства СССР В. Молотов За Правительство Германии И. Риббентроп.

1. Почему и на каких условиях был заключен советско-германский договор?

2. О чем договорились СССР и Германия? Отвечал ли этот договор нормам международного права?

3. Как изменилась международная ситуация в результате этих соглашений?

В марте 1921 года ВЦИК принял решение о замене продразверстки продналогом. Так правительство попыталось облегчить положение крестьян.

Предыстория

Первая мировая война подорвала сельское хозяйство Российской империи. Количество посевных площадей уменьшилось более чем на 20 %, в связи с чем уменьшился и валовый сбор зерна, картофеля и других культур. В результате ряд крупных промышленных городов испытывал серьезный дефицит хлеба и прочих продуктах. Страна находилась на грани продовольственного кризиса.

Большевики, захватив власть в октябре 1917 года, сразу же приступили к решению вопроса с продовольствием. Они ввели учет продуктов и товаров первой необходимости, а также призвали население к борьбе с «кулаками» и спекулянтами.

Продовольственный налог 1921 г.

К весне 1918 года ситуация с продовольствием обострилась, в связи с чем правительство пошло на крайние меры. В мае был выпущен декрет, предоставляющий чрезвычайные полномочия наркому продовольствия в борьбе с сельской «буржуазией, укрывающей хлебные запасы». Местные продовольственные органы получили право изымать излишки хлеба у крестьян.

К концу 1918 года из-за Гражданской войны хлебные запасы центра России иссякали, а выполняемость заготовительных планов была очень низкой. По этой причине в январе 1919 года правительство объявило о введении продразверстки. Она представляла собой систему принудительных заготовок сельхозпродуктов, которая заключалась в централизованном «разверстании» (распределении) между губерниями обязательных норм поставок государству продовольствия.

Проведение данной продовольственной политики привело к тяжелым экономическим и социальным последствиям. В связи с запретом продажи хлеба и зерна существенно сократились товарно-денежные отношения, что делало невозможным восстановление экономики. Кроме того, из-за продразверстки ухудшились отношения между селом и властями. Крестьяне, работающие за бесценок, с оружием в руках выступали против Советов.

Издание Декрета

В начале 1921 года поднялся вопрос об отмене продразверстки. 8 февраля члены Политбюро утвердили решение о замене разверстки на продовольственный налог.

Продовольственный налог 1921 г.

В марте 1921 года на X съезде партии Ленин, нарком продовольствия Царюпа и делегаты из «хлебных центров» выступили с докладами по вопросу «натурналога». Эти доклады вызвали бурные споры среди членов партии. Но в итоге съезд принял резолюцию о замене разверстки натурналогом.

21 марта 1921 года ВЦИК на основании решения съезда РКП(б) издал декрет «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом». Он содержал следующие пункты:

  • в целях укрепления крестьянского хозяйства заменить разверстку натурналогом.
  • налог должен быть меньше предыдущего обложения (в период продразверстки).
  • сумма натурналога должна быть рассчитана так, чтобы покрыть основные потребности РККА, пролетариата и «неземледельческого населения».
  • продналог берется в виде процента или доли от произведенных в хозяйстве продуктов (с учетом его урожайности, количества иждивенцев и домашнего скота).
  • налог должен быть прогрессивным, т.е. процент отчисления для хозяйств городских рабочих, малоимущих и «середняков» должен быть сниженным.
  • сдача продуктов заканчивается в обусловленные законодательством сроки.
  • ответственность за выполнение продналога возлагается на каждого хозяина, а круговая порука отменяется.
  • для контроля за взиманием продналога на местах создаются организации крестьян, в которую входят плательщики разных размеров налога.
  • все продовольственные запасы, оставшиеся после выполнения налога, могут быть использованы хозяевами для личного потребления, укрепления хозяйства и обмена на товары и продукты.
  • хозяевам, сдавшие продовольственные излишки сверх налога, предоставляются товары широкого потребления и предметы сельхозинвентаря.

Внедрение

28 марта 1921 года СНК издал Декрет «О размере продовольственного натурального налога на 1921-1922 гг.». Правительство утвердило размер натурналога на 1921-22 гг. — не более 240 миллионов пудов зерна (вместо 423, которые должны были быть заготовлены за этот же период путем продразверстки).

Продовольственный налог 1921 г.

Вскоре аналогичные декреты были приняты и в других советских республиках. В Белоруссии и на Украине продналог был введен весной, в Армении и Грузии – летом.

Отказ большевиков от «военного коммунизма» и переход к новой экономической политике (нэп)
Необходимо запомнить

После завершения Гражданской войны экономическое положение в России было критическим. Но серьёзной угрозы для власти большевиков уже не было. В целях нормализации экономической и социальной жизни в стране на X съезде РКП(б) было принято решение о введении новой экономической политики (нэпа).

В стране была отменена продразвёрстка, был введён продналог. Легализованы рыночные отношения. Развитие новых товарно-денежных отношений повлекло за собой восстановление всероссийского рынка, частного капитала, сформировалась банковская система страны. Были введены прямые и косвенные налоги, которые стали главным источником доходов государства. К концу 1922 г. появилась устойчивая денежная единица – червонец, который обеспечивался золотом или иными ценностями. Увеличился национальный доход, материальное положение граждан стало более устойчивым. В итоге НЭП к 1928 г. привёл к заметному экономическому росту и определённому улучшению ситуации в стране.

Отказ большевиков от «военного коммунизма» и переход к новой экономической политике (НЭП)

На каждой из карточек дано понятие, вспомните эти определения, проверьте себя, перевернув карточки.

Декрет СНК «О потребительской кооперации» (дополнительная сцена с объясняющим содержанием)

Статья № 150.

Декрет Совета Народных Комиссаров.

О потребительской кооперации.

Декретом Совета Народных Комиссаров об единых рабоче-крестьянских потребительских обществах, изданным 20 марта 1919 г. (Собр. Узак. 1919 г. № 17, ст. 191), кооперации было передано всё дело технического распределении продуктов и предметов первой необходимости; в области же заготовок права потребительской кооперации были ограничены вследствие установления системы государственных развёрсток в отношении почти всех продуктов сельского хозяйства.В настоящее время в силу постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 21 марта 1921 г. (Собр. Узак. 1921 г. № 26, ст. 147) о замене продовольственной и сырьевой развёрстки натуральным налогом и о свободном обмене оставшихся у населения, после выполнения налога, излишков отпадают все вышеупомянутые, ограничения и кооперация получает право заготовлять всякого рода, продукты сельского хозяйства.

В виду изложенного, в отмену декрета от 20 марта 1919 г. Совет Народных Комиссаров постановляет:

Ст. 1. Все граждане Р.С.Ф.С.Р. объединяются в потребительские общества. Все граждане данной местности включаются в единое потребительское общество. Каждый гражданин приписывается к одному из распределительных пунктов потребительского общества.

Ст. 2. В городах, фабрично-заводских и сельских населенных пунктах, независимо от их размеров, не может быть более одного потребительского общества.

Потребительские общества могут обслуживать два или более близлежащих населённых пунктов (Многолавочный кооператив).

Ст. 3. В пределах одного потребительского общества допускается объединение граждан по более мелким территориальным единицам или группам лиц, занятых одним и тем же промыслом или профессией.

Все подобного рода объединения обязаны регистрироваться в Правлении того единого потребительского общества, в районе деятельности коего они образовались.

Вступление в члены такого рода объединения и выход из них являются добровольными. Одновременно каждый гражданин не может, быть членом более чем одного потребительского объединения.

Ст. 4. Все указанные объединения имеют право через единое потребительное общество, в районе которого они действуют, приобретать всякого рода продукты и предметы при помощи дополнительных взносов (денежных и натуральных) со своих участников.

Полученные таким порядком продукты и предметы распределяются между участниками данного объединения.

Ст. 5. Потребительским обществам предоставляется право обмена и скупки излишков сельскохозяйственного производства, а равно кустарных и ремесленных изделий и сбыт их. При этом кооперативным организациям предоставляется право закупать у самостоятельных сельских и городских производителей, крестьян, кустарей, ремесленников и кооперативов — произведения их хозяйства, заключая с каждым производителем, группами производителей или кооперативами всякого рода договоры, не противоречащие Советскому законодательству, как-то: на заготовку, поставку, переработку, хранение, очистку, сборку вышеуказанных продуктов, снабжение орудиями и материалами и принимать по таковым договорам на себя обязательства.

Ст. 6. Потребительские общества имеют право организовывать предприятия по добыче и обработке продуктов, а также устраивать огороды, молочные фермы и другие предприятия подобного рода, выполнять поручения в области снабжения, заготовок и распределения, даваемые добровольными потребительскими объединениями, учреждениями и отдельными лицами.

Ст. 7. На потребительские общества государством возлагаются следующие обязанности:

а) выполнение обязательных заданий продовольственных органов в области заготовок и обмена изделий фабрично-заводской и кустарной промышленности на продукты сельского хозяйства;

б) распределение в стране всех предметов продовольствия и широкого потребления, заготовленных государством и полученных с национализированных фабрик и заводов, концессионных предприятий и вывезенных из-за границы.

Ст. 8. Никакие предметы продовольствия и широкого потребления, предоставляемые населению государством, не могут распределяться среди населения иначе, как через посредство потребительской кооперации.

Примечание. Изъятия из этого правила устанавливаются специальными постановлениями Совета Народных Комиссаров и Совета Труда и Обороны.

Ст. 9. Потребительским обществам, и их союзам предоставляется право взимать со своих членов вступительные взносы как в денежном, так и в натуральном виде.

Примечание. В обществах, в которых установлены членские взносы, беднейшим группам населения особыми правилами должна быть обеспечена возможность участия в потребительском обществе.

Ст. 10. Во главе единого потребительского общества стоит правление в составе не менее трех лиц и контрольно-ревизионный орган, избираемые на общем собрании членов. Правом избирать, и быть избираемым во все органы управления и контроля потребительских обществ пользуются все граждане, за исключением тех, кои лишены избирательного права согласно конституции Р.С.Ф.С.Р.

Ст. .11. Единые потребительские общества объединяются в губернские союзы (Губсоюзы). Правления Союзов избираются собранием уполномоченных от Союза, согласно особой инструкции.

Ст. 12. Срок выборов, а также досрочных перевыборов в единых потребительских обществах и их Союзах назначается Всероссийским Центральным Союзом Потребительских Обществ (Центросоюзом) по соглашению с местными Исполнительными Комитетами. В остальном порядок деятельности единых потребительских обществ регулируется нормальным уставом.

Ст. 13. Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета имеет право ввода в состав Правления единых потребительских обществ и их объединений своих представителей на равных правах с выборными членами Правления.

Ст. 14. В области выполнения едиными потребительскими обществами и их объединениями обязательных для них государственных заданий Народный Комиссариат Продовольствия осуществляет руководство и контроль над их деятельностью.

Ст. 15. Все права и обязанности потребительской кооперации, предусмотренные настоящим положением, с изданием последнего становятся правами и обязанностями ныне действующих по декрету от 20 марта 1919 г. единых потребительских обществ.

Ст. 16. Проведение в жизнь настоящего декрета и издание соответственных инструкций поручается Центросоюзу.

Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).

Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров Н. Горбунов.

Секретарь Совета Народных Комиссаров Л. Фотиева.

Война за хлеб, начинавшаяся в 1918 году введением продовольственной диктатуры, подходила к концу. Она могла закончиться намного раньше, если бы поставки продуктов питания продолжались на минимально необходимом уровне. Вопрос о введении стабильного налогообложения, вместо конфискаций, поднимался уже в апреле 1918 года.

В "Очередных задачах Советской власти", опубликованных 28 апреля 1918 года, В.И.Ленин писал: "Но, чтобы стать сильнее и чтобы прочнее встать на ноги, мы должны перейти к этим последним приемам, мы должны заменить контрибуцию с буржуазии постоянным и правильно взимаемым поимущественным и подоходным налогом, который даст больше пролетарскому государству и который требует от нас именно большей организованности, большего налажения учета и контроля."

Однако эти планы рухнули после захвата противниками Советской власти самых богатых хлебных районов. Вместо правильного налогообложения пришлось прибегнуть к конфискациям. Через полгода после установления "продовольственной диктатуры" была предпринята попытка введения натурального налога.

30 октября 1918 года ВЦИК утвердил декрет "Об обложении сельских хозяев натуральным налогом в виде отчисления части сельскохозяйственных продуктов".

Однако для осуществления этого решения требовался мощный аппарат, для создания которого не было людей. Таким образом, вместо натурального подоходного дохода, 11 января 1919 года была введена продразверстка, которая раскладывалась по губерниям.

На X съезде РКП(б) В.И.Ленин напомнил делегатам: "Закон о налоге датирован 30 октября 1918 года. Он был принят — этот закон, вводящий натуральный налог с земледельцев, — но в жизнь он не вошел. За его объявлением последовало в течение нескольких месяцев несколько инструкций, и он остался у нас непримененным.

С другой стороны, взятие с крестьянских хозяйств излишков означало такую меру, которая в силу военных обстоятельств была нам навязана с абсолютной необходимостью, но которая сколько-нибудь мирным условиям существования крестьянского хозяйства не отвечает."

После многих месяцев ожесточенных боев с белогвардейцами, завершившихся убедительными победами, идея замены продразверстки натуральным налогом была предложена Ю.Лариным и Л.Д.Троцким в феврале 1920 года. Год спустя они с определенной иронией напоминали своим товарищам о своих предложения, которые могли бы предотвратить многие восстания, но в условиях еще незаконченной войны Ленин на эти уступки идти не захотел.

О введении продовольственного налога снова заговорили в феврале 1921 года в разгар многочисленных крестьянских восстаний и петроградских забастовок. Вопрос о замене продразвёрстки продналогом был рассмотрен на заседании Политбюро ЦК РКП(б) 8 февраля 1921 г. по докладу Н.Осинского (В.В.Оболенского) "О посевной кампании и положении крестьянства".

16 февраля 1921 г. Политбюро решило открыть дискуссию "О замене развёрстки продналогом". Первые статьи на эту тему были опубликованы в "Правде" 17 и 26 февраля. В извещениях о созыве X съезда от 12 и 20 декабря 1920 года никаких упоминаний о продналоге еще не было.

Однако уже при открытии съезда 8 марта 1921 года председательствовавший сообщил об изменении порядка дня: "Пункт 5-й - очередные задачи хозяйственного строительства - мы предлагаем в этой формулировке выбросить, заменив его двумя пунктами: 1) обсуждением вопроса о продразверстке и продналоге и 2) докладом комиссии, избранной ЦК, по вопросу о топливном кризисе."

В отчетном докладе В.И.Ленин разъяснил: "Это дело самое важное для нас. дать крестьянину возможность известной свободы в местном обороте, перевести разверстку на налог, чтобы мелкий хозяин мог лучше рассчитать свое производство и сообразно с налогом устанавливать размер своего производства."

Отвечая на замечания о недостаточной подготовленности отмены продразверстки, Председатель Совнаркома сказал: "Кто-то из ораторов, кажется, Рязанов, упрекнул меня лишь в том, что налог явился будто бы в моей речи откуда-то сразу, не будучи подготовленным обсуждением. Это неправильно. Я удивляюсь только, как перед партийным съездом ответственными товарищами делаются такие заявления. Дискуссия о налоге была открыта несколько недель тому назад в "Правде"."

Ленин не скрывал, что переход к натуральному налогу, расширяет рамки всячески ограничивавшейся частной торговли.

Он говорил: "Можно ли это сделать, теоретически говоря, можно ли до известной степени восстановить свободу торговли, свободу капитализма для мелких земледельцев, не подрывая этим самым корней политической власти пролетариата? Можно ли это?

Можно, ибо вопрос — в мере. Если бы мы оказались в состоянии получить хотя бы небольшое количество товаров и держали бы их в руках государства, в руках имеющего политическую власть пролетариата, могли бы пустить эти товары в оборот, - мы бы, как государство, к политической власти своей прибавили экономическую власть."

В.И.Ленин поставил вопрос не просто о налоговой реформе, но и о частичной денационализации и реформе кооперации. Характерно, что многие оппозиционные группы, спорившие с официальными докладчиками, возражать против замены продразверстки продналогом не стали. По итогам дискуссии были приняты три коротких решения. Отмена разверстки была оформлена в виде соответствующей резолюции из 9 пунктов.

В ней говорилось: "1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельцем своими хозяйственными ресурсами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств, разверстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом.

2. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем разверстки обложения. 8. Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у земледельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства. Обмен допускается в пределах местного хозяйственного оборота."

С отменой продразверстки была связана резолюция о кооперации, предложенная Лениным: "Ввиду того, что резолюция IX съезда РКП об отношении к кооперации вся построена на признании принципа разверстки, которая теперь заменяется натуральным налогом, X съезд РКП постановляет: Указанную резолюцию, отменить.

Съезд поручает ЦК выработать и провести в партийном и советском порядке постановления, которые бы удучшали и развивали строение и деятельность кооперативов в согласии с программой РКП и применительно к замене разверстки натуральным налогом".

Таким образом, детализация намеченной реформы целиком зависела от правительства. Еще короче была резолюция, предложенная Е.А.Преображенским: "Съезд поручает пересмотреть в основе всю нашу финансовую политику и систему, тарифов и провести в советском порядке нужные реформы".

Официально продразверстка была отменена декретом ВЦИК от 21 марта 1921 года.

Рамки будущего натурального налога устанавливались согласно резолюции X съезда РКП(б):

"2. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем разверстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения.

Общая сумма налога должна быть постоянно уменьшаема по мере того, как восстановление транспорта и промышленности позволит Советской власти получать продукты сельского хозяйства в обмен на фабрично-заводские и кустарные продукты.

3. Налог взимается в виде процентов или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем.

4. Налог должен быть прогрессивным; процент отчисления для хозяйств середняков, маломощных хозяев и для хозяйств городских рабочих должен быть пониженным. Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального налога.

Старательные хозяева - крестьяне, увеличивающие площади засева в своих хозяйствах, а равно увеличивающие производительность хозяйства в целом, получают льготы по выполнению натурального налога."

Важным пунктом была отмена круговой поруки, широко использовавшейся в дореволюционном налогообложении и в рамках продразверстки:

"7. Ответственность за выполнение налога возлагается на каждого отдельного хозяина, и органам Советской власти поручается налагать взыскания на каждого, кто не выполнил налога. Круговая ответственность отменяется."

28 марта Совнарком принял декрет "О размере продовольственного натурального налога на 1921-1922 гг.", в котором говорилось:

"Вместо 423 миллионов пудов зерновых продуктов, которые должны были быть собраны в 1920 - 21 гг. с территории Республики, не считая Украины и Туркестана, путем государственной разверстки, установить во исполнение Постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета о замене разверстки налогом (Собр. Узак., 1921, № 26, ст. 147) размер продовольственного натурального налога на 1921-22 гг. в сумме не свыше 240 миллионов пудов зерновых продуктов при среднем урожае.

Совет Народных Комиссаров постановляет в ближайший же срок опубликовать во всеобщее сведение точные ставки налога применительно к урожайности по отдельным губерниям, а равным образом порядок, сроки и способы взимания этого налога."

Вслед за декретами РСФСР были приняты аналогичные решения в других Советских республиках. 27 марта чрезвычайная сессия Всеукраинского ЦИК приняла решение о замене продразверстки продовольственным налогом, а уже 29 марта правительство УССР издало декрет о нормах и размере налога.

В Азербайджане продразверстку отменили в мае 1921 года. Немедленных результатов от реформы никто не ожидал. Крестьянам еще предстояло оценить выгоды новой системы налогообложения по сравнению с продразверсткой.

В разных регионах величина льгот оказалась различной. На Алтае в результате неурожая продналог оказался таким же разорительным, как и продразверстка. В Кабарде натуральный налог получился в три раза меньше продразверстки. Поневоле приходилось корректировать "продналоговую кампанию".

Однако поворот от конфискаций к стабильным налогам был уже необратимым. На смену войне пришел мир, основы которого были заложены в 1917 году.


1. Ю.А.Поляков. К вопросу о содержании и этапах аграрной революции в СССР. Вопросы истории. 1962. № 8.

2. Ю.А.Поляков. Ещё раз о некоторых вопросах истории аграрной революции. Вопросы истории. 1963. № 2.

3. Ю.А.Поляков. Некоторые вопросы перехода к нэпу. Вопросы истории КПСС. 1963. № 12.

4. Ю.А.Поляков. Переход к НЭПу и советское крестьянство. М. 1968.

5. Ю.А.Поляков. 1921 г.: победа над голодом. М. 1975.

6. В.И.Ленин. Доклад о замене разверстки натуральным налогом 15 марта. ПСС. 5-е издание. Т. 43. С. 70.

7. С.А.Есиков. Переход от развёрстки к налогу. Россия нэповская: политика, экономика, культура. Тезисы Всесоюзной научной конференции (25-27 июня 1991 г.). Новосибирск. 1991.

8. С.А.Есиков. В очередной раз о переходе к нэпу. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов. Грамота. 2009. № 2 (3). C. 37-40.

9. Э.Б.Генкина. Переход Советского государства к новой экономической политике (1921-1922 гг.). М. 1954.

10. СССР в период восстановления народного хозяйства. 1921 - 1925 гг. М. 1955.

11. П.В.Карпов. В.И.Ленин об укреплении союза рабочего класса и крестьянства в период перехода Советского государства к новой экономической политике (1921 - 1922 гг.). Труды Ленинградского библиотечного института. Т. 7. Л. 1960.

12. С.П.Трапезников. Ленинизм и аграрно-крестьянский вопрос. В 2-х томах. М. 1967.

13. А.И.Федотов, Д.Н.Ватулин. К вопросу о продналоге и продналоговой политике партии. Вопросы, истории КПСС. 1967. № 5.

14. А.Г.Введенская. Продналоговая политика Советского государства и ее влияние на восстановление производства сельского хозяйства Сибири в начале нэпа. Вопросы истории и философии. Сборник аспирантских работ. Иркутск. Иркутский педагогический институт. 1966.

15. Постановление Президиума ВЦИК о замене разверстки натуральным налогом. 15 марта. Декреты Советской власти. Т. 13. 1 февраля - 31 марта 1921 г. М. 1989. С. 204.

16. Е.М.Хенкин. Очерки истории борьбы Советского государства с голодом (1921—1922). Красноярск. 1988.

17. В.А.Поляков. Российская деревня в 1922 году: апогей голода первый итог продналога. Вестник Челябинского государственного университета. 2009.

18. В.В.Кулин. Переход от продразверстки к продналогу в Тамбовской губернии. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. В 2-х частях. Ч. II. Тамбов. Грамота. 2014. № 2 (40). C. 112-115.

16 марта 1921 года был закрыт Х съезд РКП(б). Его участники приняли решение о замене продразвёрстки продналогом, завершившее эпоху военного коммунизма и давшее старт новой экономической политике в Советской России.

Военный коммунизм и Х съезд

Продовольственные проблемы в России возникли во время Первой мировой войны. На фоне двух революций и Гражданской войны они обострились. Начиная с 1918 года большевики пытались решать их, прибегая к политике военного коммунизма. Она предполагала установление продовольственной диктатуры со стороны государственных органов, запрет на свободную продажу хлеба и, самое главное, принуждение крестьян сдавать «излишки» продовольствия по фиксированным ценам.

С 1919 года в Советской России начала действовать система централизованного распределения по определённым территориям норм поставок продуктов государству, известная как продразвёрстка. При этом нормы сдачи продовольствия зачастую рассчитывались без учёта реальных возможностей крестьян, а денежные знаки, которыми рассчитывались за продукты, быстро обесценивались. Поэтому продразвёрстки часто превращались в силовые реквизиции, осуществляемые специальными продотрядами и органами местной власти, известными как комбеды (комитеты бедноты).

Ситуация особенно сильно обострилась в 1920—1921 годах. До этого крестьяне опасались, что победа белого движения приведёт к изъятию у них земли в пользу помещиков. Однако после того, как белая гвардия была разбита на Юге России, угроза исчезла, и крестьяне не видели смысла в продолжении политики военного коммунизма и продразвёрсток. Более того, протестные настроения проникли в армию и на флот, которые в значительной степени были укомплектованы выходцами из крестьян. В то же самое время большевикам по-прежнему были необходимы продукты для поддержки жителей городов, рабочих и военных. По России прокатилась волна антибольшевистских восстаний.

«Хозяйство находилось на нуле или близко к тому. Не хватало ни еды, ни руды, а если они и были в наличии, отсутствовала возможность подвезти их туда, где они были необходимы. Большевистские верхи начали осознавать, что они не могут управлять страной, которая больше не хочет жить, не имея средств к существованию и перспектив к улучшению ситуации», — рассказал в беседе с RT доцент РГГУ Александр Крушельницкий.

Ситуация максимально накалилась в начале марта 1921 года, когда восстали войска кронштадтского гарнизона и находившиеся в Кронштадте экипажи кораблей Балтийского флота. Большевики не смогли договориться с участниками Кронштадтского мятежа и бросили против них сохранившие лояльность власти воинские части.

Социально-экономическое положение в стране стало одной из центральных тем на Х съезде РКП(б), открывшемся 8 марта 1921 года в Москве. После обсуждения проблем партийного строительства, агитации и развития профсоюзов, участники съезда перешли к продовольственной политике. С докладом по данному вопросу выступил Владимир Ленин. Он подчеркнул, что положение крестьян стало крайне тяжёлым, и дал понять, что «только соглашение с крестьянством может спасти социалистическую революцию в России». В связи с этим он призвал заменить продразвёрстку менее обременительным продналогом и разрешить свободный обмен излишков продовольствия в пределах «местного хозяйственного оборота».

Кроме того, участники Х съезда подвергли критике деятельность продотрядов, а также признали целесообразность проведения денежной реформы и восстановления полноценной внешнеэкономической деятельности. Предложения Ленина были официально поддержаны.

«Следует отметить, что единогласной поддержки новой экономической политики среди большевиков изначально не было. В частности, против неё выступал Лев Троцкий. Но Ленин смог настоять на своём», — подчеркнул профессор МПГУ Василий Цветков .


  • В.И. Ленин, К.Е. Ворошилов, Л.Д. Троцкий и другие среди делегатов Х партсъезда РКП(б), вернувшихся после подавления Кронштадтского восстания.
  • © Wikimedia

Съезд завершился 16 марта 1921 года. Сразу после его окончания исполнительные органы власти приступили к реализации конкретных мер, направленных на изменение экономической политики в стране.

«Необходимо было дать людям надежду и подкрепить её реальными изменениями к лучшему», — подчеркнул Александр Крушельницкий.

Новая экономическая политика

Исполняя решения Х съезда, ВЦИК 21 марта 1921 года принял декрет «О замене продовольственной и сырьевой развёрстки натуральным налогом». Документ официально прекратил действие продразвёрстки, ввёл прогрессивный натуральный налог, отменил круговую имущественную ответственность в сёлах, заменив её индивидуальной, а также — разрешил крестьянам свободно использовать запасы продовольствия и фуража «для улучшения и укрепления своего хозяйства».

По словам доцента исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Юрия Щетинова, переход к новой экономической политике осуществлялся постепенно.

В мае 1921 года Совнарком провёл частичную денационализацию малых предприятий и запустил процесс децентрализации производства. В губерниях, выполнивших продразвёрстку за прошлый год, была разрешена торговля сельхозпродукцией и другими товарами.

В августе советское правительство с целью обеспечения рентабельности производства перевело на хозрасчёт большую часть крупных государственных предприятий. Фабрики и заводы получили право продавать свою продукцию по самостоятельно установленным ценам, а также создавать тресты и синдикаты. Менее чем за полтора года 90% крупных промышленных предприятий объединились в 421 трест. На предприятиях при этом восстанавливалась денежная оплата труда.

Частные лица, кооперативы и артели могли брать в аренду госпредприятия. А бывшие владельцы нефункционировавших национализированных предприятий получили возможность вернуть их в собственность.

В 1922 году ВЦИК ввёл официальные правовые гарантии для частных собственников, а крестьяне получили возможность использовать наёмный труд и брать в краткосрочную аренду дополнительные земельные наделы.


  • Золотой червонец 1923 года, получивший название «Сеятель»
  • © Wikimedia/ Антон Фёдорович Васютинский

Ещё одним важным экономическим новшеством стала проведённая в 1922—1924 годах денежная реформа. В её рамках в обращение была введена твёрдая валюта — приравненные к десятирублёвым золотым монетам царской чеканки червонцы. Их эмиссия производилась исходя из роста производства и торговли. Новые денежные знаки обеспечивались драгоценными металлами и иностранной валютой.

Кроме того, в рамках реализации новой экономической политики было разрешено создавать коммерческие банки и акционерные общества. В стране возродилась широкая сеть торговых предприятий и ярмарок, появились товарные биржи. Доля частной торговли в розничном товарообороте достигала по разным оценкам от 40 до 80%.

Как отмечают историки, НЭП начал менять социальную структуру общества. Согласно данным переписи населения 1926 года, представители «несельскохозяйственной буржуазии» и члены их семей составили около 1,6% жителей СССР или около 2,34 млн человек. В сёлах формировалась прослойка зажиточных крестьян.

В 1920-е годы уровень промышленного развития Советского Союза стал приближаться к тому, который существовал в России до Первой мировой войны.

«НЭП оказал сильное влияние на советское общество в целом. Это был глоток свободы. Оживилась старая интеллигенция, начали издаваться различные журналы», — отметил Юрий Щетинов.


  • Картина «Нэпманы». Художник В. В. Лебедев, 1926 год, Русский музей (Санкт-Петербург)

Валовая продукция сельского хозяйства в 1921—1927 годах выросла почти вдвое, был устранён продовольственный дефицит. По словам Александра Крушельницкого, несмотря на позитивную динамику в промышленности и сельском хозяйстве, целый ряд социально-экономических проблем НЭП устранить не смог.

Как отмечают историки, расцвет частной торговли вызывал раздражение у многих рядовых участников Октябрьской революции и Гражданской войны. А попытки властей повысить цены на промышленную продукцию, продаваемую сельхозпроизводителям, привели к всплеску недовольства среди крестьян. Кроме того, НЭП не мог решить задачу качественного рывка в индустриальном развитии страны. Поэтому в конце 1920-х годов советское руководство начало от него постепенно отказываться, а в 1931 году — запретило частную торговлю. СССР полностью перешёл к политике индустриализации и коллективизации.

«Продолжать политику НЭПа — означало обрекать себя на длительный, эволюционный путь развития. Часть партийного руководства считала, что за это время внешние силы могут съесть СССР в стремлении завладеть ресурсами, которыми тот обладал. Перевооружать армию и развивать военную экономику в условиях НЭПа было провальной идеей», — резюмировал Александр Крушельницкий.

Читайте также: