Экологический сбор это налог или нет

Опубликовано: 02.05.2024

Кто должен платить экологический сбор в 2020 году
Экологический сбор в 2019 — 2020 годах — кто платит его и чем он принципиально отличается от других платежей, перечисляемых в бюджет РФ в рамках норм природоохранного законодательства? Каким образом следует исчислять экологический сбор?

Если у Вас есть конкретный вопрос по данной теме, просто напишите эксперту WhatsApp +79169906144 – Бесплатно

Экологический сбор 2020 — это налог?

В соответствии со ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ экологический сбор классифицируется как неналоговый доход федерального бюджета России. Экологический сбор должен уплачиваться фирмами и ИП, являющимися производителями либо импортерами изделий, которые по факту утери потребительских качеств подлежат утилизации. Сбор начисляется также в отношении упаковки, в которой поставляется товар.
ВАЖНО! Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утв. распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р.
В отношении только упаковки сбор уплачивается, если (ст. 24.5 закона № 89-ФЗ, пп. 2, 2(1) Правил взимания экологического сбора, утв. постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073):товар не является готовым к употреблению;товар реализуется производителям колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним.
Сбор не уплачивается субъектами, осуществляющими утилизацию изделий (их упаковки) с соблюдением соответствующих нормативов утилизации (см. распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 № 2971-р). Однако если производитель или импортер взял на себя обязанность утилизировать отходы, но норматив по утилизации не выполнил, сбор ему придется заплатить.
Денежные средства, поступающие в федеральный бюджет РФ за счет экологического сбора, предполагается направлять на финансирование различных государственных программ, связанных с обеспечением защиты окружающей среды. Например, по строительству заводов, перерабатывающих мусор, полигонов для обезвреживания опасных веществ и др.

Администратор экологического сбора — Росприроднадзор.

Данное ведомство является получателем соответствующих платежей, а также субъектом контроля отчетности по нему. Экологический сбор — обязательство, которое многие представители бизнеса рассматривают как весьма схожее с платой за загрязнение окружающей среды. Но отождествлять их неправильно. Почему — расскажем далее.Экологический сбор и плата за загрязнение окружающей среды
Плату за негативное влияние на окружающую среду российские фирмы и ИП вносят уже давно — с 2002 года. Данное обязательство регулируется положениями закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, а также ст. 23 закона № 89-ФЗ. Администратор у обоих платежей один и тот же — Росприроднадзор.
Несмотря на отнесение обоих платежей к общей юридической отрасли — экологическому праву, экологический сбор и плата за загрязнение окружающей среды (называемая также налогом за негативное воздействие на окружающую среду) — совершенно разные обязательства.

Кто должен вносить оплату за негативное воздействие на окружающую среду

Эту обязанность исполняют фирмы и ИП, производственная деятельность которых сопровождается:

  • образованием отходов, требующих консервации на специальных объектах (полигонах, свалках);
  • химическими выбросами в атмосферу;
  • загрязнением водоемов сточными водами.

Расчет платежа по ставке экологического сбора, нормативу утилизации и объему товара

Формула расчета рассматриваемого платежа следующая:
ЭС = С × Т × Н,
где: ЭС — сумма экологического сбора;
С — ставка сбора;
Т — масса утилизируемого товара в тоннах либо количество единиц товара, подлежащих утилизации;
Н — норматив утилизации, установленный законодательно (выражается в десятых долях).
На данный момент действуют законодательно утвержденные:нормативы по сбору (постановление № 2971-р с 01.01.2018, № 2491-р до 01.01.2018);ставки по экологическому сбору (постановление Правительства РФ от 09.04.2016 № 284).
Объем утилизируемых товаров плательщик рассчитывает сам. Если товары частично утилизируются, то в формулу, рассмотренную выше, включается только неутилизированный объем товаров. То есть если, например, из 1 т использованных аккумуляторов утилизировано 200 кг, то в расчет сбора включаются 800 кг изделий.
Сведения о расчете сбора передаются в Росприроднадзор. Подать их туда за прошедший год нужно до 15 апреля следующего года (т. е. за 2019 год — до 15.04 2020). В этот же срок нужно уплатить экологический сбор за 2019 год (п. 2 постановления Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).Итоги
Фирмы и ИП, выпускающие или импортирующие товары, входящие в перечень из постановления № 2970-р, и не утилизирующие их самостоятельно, по факту утраты потребительских свойств данных товаров, должны уплачивать экологический сбор, а также направлять отчеты о нем в Росприроднадзор.

Заплати экосбор в 2021 году и живи спокойно

Заплати экосбор в 2021 году и живи спокойно

Кто заплатит экологический сбор в 2021 году?

В Российском законодательстве закреплено несколько видов неналоговых платежей в бюджет, связанных с сохранением экологии (утилизационный сбор, плата за загрязнение окружающей среды, плата операторам вывоза и переработки отходов). Требование утилизировать собственный товар и упаковку после их использования было закреплено в законодательстве еще в 2015 году. Именно тогда вступили поправки в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в ред. от 07.04.2020 г.) «Об отходах производства». Экологический сбор – это неналоговый доход федерального бюджета Российской Федерации. Экологический сбор должен уплачиваться производителями или импортерами изделий, которые после завершения эксплуатации подлежат утилизации, начисляется также и в отношении упаковки, в которой поставляется товар. Если товары и упаковка товаров импортируются не в целях последующей реализации потребителям, а для собственных нужд, то импортеры не уплачивают экологический сбор и не представляют отчетность. С 2021 года в соответствии с приказом Росприроднадзора отчет на бумаге можно сдать в исключительных случаях.

Производителям и импортерам товаров предложено два варианта действий: собрать свою продукцию после ее использования конечными потребителями и утилизировать собственными силами, а затем отчитаться перед Росприроднадзором. Но поскольку утилизировать собственную отработанную продукцию и упаковку сложно, дорого, а иногда и вовсе невозможно, то был предложен второй вариант – заплатить экологический сбор.

Неуплата экологического сбора с 2021 года наказывается административной ответственностью в виде штрафа, поскольку в силу вступила новая ст. 8.41.1 КоАП РФ, предусматривающая штрафы за его неуплату: должностное лицо – от 5000 до 7000 руб.; ИП – трехкратный размер неуплаченного сбора, но не менее 250 000 руб.; организация – трехкратный размер неуплаченного сбора, но не менее 500 000 руб.

Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержден распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 №3721-р. Здесь также установлены нормативы для различных типов утилизируемых товаров, за которые необходимо уплачивать экологический сбор, чтобы определять объем этих товаров (так же, как и упаковочных материалов для них). Например, для аккумуляторов в 2021 году норматив по экологическому сбору равен 22%. Это означает, что организация (или ИП), которые осуществляют утилизацию отработанных аккумуляторов, должны заплатить сбор 20% от их общего объема.

В отношении только упаковки сбор уплачивается, если: товар не является готовым к употреблению; товар реализуется производителям колесных транспортных средств (шасси и прицепов к ним). Сбор не уплачивается субъектами, осуществляющими утилизацию изделий (их упаковки) с соблюдением соответствующих нормативов утилизации. В том случае, если производитель или импортер взял на себя обязанность утилизировать отходы, но норматив по утилизации не выполнил, сбор ему придется заплатить.

Утилизация (демонтаж, деструктуризация) – это не вывоз мусора на полигон, а многоэтапный процесс. Сюда не включается предварительная обработка, обезвреживание, сжигание и т.д. Утилизация подразумевает – рециклинг, регенерацию, рекуперацию.

Следует отметить, что денежные средства, поступающие в федеральный бюджет Российской Федерации за счет экологического сбора, предполагается направлять на финансирование различных государственных программ, ориентированных на защиту окружающей среды (строительство заводов по переработке мусора, полигонов для обезвреживания опасных веществ и др.). Администратором экологического сбора является Росприроднадзор, а также данное ведомство является субъектом контроля отчетности по экологическому сбору.

Экологический сбор и плата за загрязнение окружающей среды это одно и то же?

Платежи за негативное влияние на окружающую среду российский бизнес производит уже давно с 2002 года. Порядок уплаты данного сбора регулируется Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в ред. от 07.04.2020 г.) «Об отходах производства», администратором выступает также Росприроднадзор.

Платежи за негативное влияние на окружающую среду производят организации и ИП, если их производственная деятельность сопровождается: образованием отходов, требующих консервации на специальных объектах (полигонах, свалках); химическими выбросами в атмосферу; загрязнением водоемов сточными водами.

Таким образом, экологический сбор и платежи за загрязнение окружающей среды это разные виды неналоговых сборов.

Порядок расчета экологического сбора

Формула расчета экологического сбора следующая:

ЭС = С х Т х Н,

где: ЭС – сумма экологического сбора;
C – ставка сбора;
Т – масса утилизируемого товаров тоннах или количество единиц товара, подлежащих утилизации;
Н – норматив утилизации, установленный законодательно (выражается в десятых долях).

В настоящее время действуют законодательно утвержденные: нормативы по утилизации и ставки по экологическому сбору.

Объем утилизируемых товаров плательщик рассчитывает сам, если товары частично утилизируются, то в формулу включается только неутилизированный объем товаров (например, если из 1 т использованных аккумуляторов утилизировано 200 кг, то в расчет сбора включаются 800 кг).

Какие отчеты необходимо представить плательщикам?

Отчетность по экологическому сбору состоит из четырех форм:
– декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации. Форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417 (в ред. от 25.07.2018) «Об утверждении Положения о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки»;

– отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров. Форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 №1342 (в ред. от 17.10.2018) «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров»;

– расчет суммы экологического сбора. Форма утверждена Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488 «Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора»;

– отчет об объектах утилизации и местах сбора отходов от использования товаров.

На сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) появилась информация о новом порядке представления расчета Экологического сбора согласно требованиям, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 31.07.2020 № 920 «Об определении формата, структуры, порядка подтверждения принятия и представления расчета экологического сбора в форме электронного документа, а также телекоммуникационных сетей, используемых для передачи расчета экологического сбора в электронной форме», зарегистрированном в Минюсте 28.12.2020 г. «Об определении формата, структуры, порядка подтверждения принятия и представления расчета экологического сбора в форме электронного документа, а также телекоммуникационных сетей, используемых для передачи расчета экологического сбора в электронной форме». Срок предоставления отчетности:

– до 1 апреля 2021 года представляется: декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации за 2020 год; отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров;

– до 15 апреля 2021 года представляется: расчет суммы экологического сбора и производиться уплата экологического сбора.

Что изменится в скором времени?

Полтора года обсуждения изменения института расширенной ответственности производителей и импортеров за отходы товаров и упаковки (РОП) закончились тем, что с 2022 года бизнес будет вынужден утилизировать их на 100%, и поскольку это невозможно, весь процесс «совершенствования» будет заключаться в обязательной оплате экосбора. Каким образом, государство обеспечит стопроцентную утилизацию пока не понятно, но анонсирована полная цифровизация и прозрачность системы, что обеспечит снижение платежей для населения. С 2022 года для упаковки, доля которой в бытовых отходах составляет 30-50%, вводится требование стопроцентной утилизации. Организациям исполнить РОП с 2022 г. будет возможно, если: заключить прямой договор с утилизатором, переработать отходы на своих мощностях или заплатить экосбор.

В Ассоциации «Промышленность за экологию» (РусПЭК, включает корпорации, ответственные за производство большей части товаров в упаковке, – Pepsico, Coca Cola, Nestle, Tetra Pak и др.), отмечают, что за четыре года существования РОП в отрасли никаких особых изменений к лучшему не произошло, компании так и не смогли доказать эффективность своей деятельности по управлению отходами. Получается, что в настоящее время население фактически оплачивает утилизацию отходов, а бизнес не заинтересован в применении более экологичных материалов, поэтому государство разрабатывает новые правила, чтобы стимулировать утилизацию отходов. Планируется оцифровка всей отрасли, включая учет потоков выпуска товаров и упаковки, объемов их продаж, сбора, транспортировки и утилизации. Вновь созданная информационная система позволит реализовать принцип перекрестной отчетности с введением реестра утилизаторов, фиксацией выпускаемой на рынок упаковки и товаров.

Вопрос о новом экологическом налоге поднимался 31 октября 2018 года на Всероссийском налоговом форуме в Торгово-промышленной палате РФ. По мнению Елены Лебединской, директора Департамента доходов Минфина, ведомство уже несколько лет занимаемся проблемой всех неналоговых платежей, в том числе и тех, которые не связаны с экологией. Цель этой работы — «чтобы все было понятно, предсказуемо и не происходило каких-то неожиданных изменений», создание свода платежей и наведение в них порядка.

Минфин пытался охватить все неналоговые платежи рамочным законом, но ничего из этого не получилось, отметила Елена Лебединская. «Не получилось именно потому, что попытка все охватить единым коротким текстом заведомо не очень эффективная, — добавила она. – Потому что платежей очень много, они разные. Есть группа экологических платежей. Есть еще масса других групп неналоговых платежей, и все они вместе не составляют какую-то однородную сущность».

После этого было принято решение о том, чтобы все-таки выделить те платежи, которые наиболее близки к налогу (то есть у них есть база, ставка и другие признаки налога), и эти платежи кодифицировать в Налоговом кодексе, чтобы все условия были понятны и прозрачны.

К настоящему времени разработан законопроект, который определяет налогоплательщиков экологического налога, объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу, а также дает уточнения по налоговой декларации.

Комментарии Минфина об экологическом налоге

В августе Минфин выпустил Разъяснение от 14.08.2018 «По законопроекту об экологическом налоге». В нем ведомство подчеркнуло, что «не вводит никаких дополнительных экологических платежей». Также в связи с появлением экологического налога не будет увеличена налоговая нагрузка. «При замене экологического сбора на экологический налог его ставка никак не меняется. Также сохраняется возможность уменьшить уплату налога на сумму расходов на действия по снижению ущерба для окружающей среды», — уточняет Минфин.

Предполагается, что инициатива будет только способствовать систематизации подходов к регулированию платежей, которые уплачивает бизнес. Она необходима для того, чтобы сделать процесс более прозрачным и удобным для бизнеса.

Кто будет платить экологический налог?

Налогоплательщиками экологического налога будут организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, которые ведут хозяйственную деятельность, оказывающую негативное влияние на окружающую среду.

В результате их деятельности образуются отходы, которые делятся на 2 вида:

  • Собственно отходы (3 видов),
  • Твёрдые коммунальные отходы.

Экологический налог за образование твёрдых коммунальных отходов будут выплачивать региональные операторы по обращению с твёрдыми и просто коммунальными отходами.

Реакция бизнес-сообщества

Выступая на Всероссийском налоговом форуме, директор Департамента доходов Минфина Елена Лебединская отметила, что на последней встрече рабочей группы по неналоговым платежам обсуждалось в том числе и предложение о переходном периоде в 10 лет в части ответственности бизнеса. По ее словам, с этим предложением всем согласились. «Ни у кого нет желания резко увеличивать ответственности и вводить какие-то репрессивные меры».

Также Лебединская уточнила, что оставшиеся неналоговые платежи Минфин разделил на шесть групп, по ним планируется провести детальный анализ на предмет актуальности и методики регулирования.

Реакцию бизнеса на инициативу Минфина нельзя назвать позитивной. В основном все боятся роста налоговой нагрузки, несмотря на обещания ведомства. Уже известно, что ряд некоммерческих ассоциаций, куда входят крупные производители электроники и бытовой техники, шин и упаковки, направили письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву, в котором дали резкую оценку идее о введении экологического налога. Они просят не отменять возможность утилизации отходов самостоятельно, подчеркивая ее эффективность.

Кто не будет платить экологический налог?

Не будут налогоплательщиками те организации и физические лица, которые

  • осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории при условии подтверждения данной категории соответствующим свидетельством о постановке объекта, осуществляющего негативное воздействие на окружающую среду, на учет в установленном порядке;
  • в результате осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются только твердые коммунальные отходы.

Как уменьшить платежи и чем грозит неуплата

Поправки, как и существующая норма, будут предоставлять для физических лиц и организаций возможность снижать величину экологического налога. Для этого им нужно проводить мероприятия по уменьшению загрязнений окружающей среды, затраты на которые вычитаются из расчетной величины платы за загрязнение.

Нововведениями законопроекта по экологическому налогу является введение больших штрафных санкций за непостановку на учет в соответствующем органе. Сегодня данный вопрос регламентируется ст. 8.45 КоАП РФ, согласно которой предприятием грозит штраф 30 000 – 100 000 рублей. После вступления в силу поправок к НК РФ, нарушителей при отсутствии оснований будут наказывать согласно ст. 16 НК РФ. Штрафные санкции минимально будут составлять 40 000 рублей. При расчете штрафа доход за время ведения деятельности без постановки на учет будет умножаться на ставку 10%.

Интересные факты: граждане, приезжающие отдыхать на Балеарские острова, обязаны уплачивать налог на солнце. Собранные средства направляются правительством на улучшение экологической сферы островов, а также на раздельный сбор мусора и его утилизацию с прибрежной зоны. А как достичь раздельного сбора мусора в России?

За что нужно платить экологический налог?

Статья 3, главы «Экологический налог» Налогового кодекса РФ определят объект налогообложения.

Объектом выступает негативное воздействие на окружающую среду, которое возникает в результате 3 факторов:

  • выброса в атмосферный воздух стационарными источниками загрязняющих веществ, включённых в перечень загрязняющих веществ (далее — выбросы загрязняющих веществ);
  • сброса в водные объекты сточных вод, содержащих вещества, включённые в перечень загрязняющих веществ. (далее — сбросы загрязняющих веществ);
  • образования, хранения, захоронения, накопления, размещения отходов производства и потребления каждого класса опасности.

В чем особенности для малого и среднего бизнеса

Для всех плательщиков налога, за исключением компаний, использующих УСН, и субъектов МСП, находящихся на других налоговых режимах, новый экологический налог будет уплачиваться авансовыми платежами в течение года. Малые и средние организации должны будут представлять только годовые расчеты.

Экологический налог для граждан и субъектов малого, среднего бизнеса, которые имеют исключительно офисную деятельность, не обязателен. Они уплачивают стандартные платежи за вывоз ТКО. Тогда как платить экологический налог в 2021 за размещение ТКО должны региональные операторы, ведущие соответствующую деятельность. При этом размер платы вырастет. Ее расчет будет производиться исхода из цены вывоза кубометра. Конкретные ставки для регионов пока не определены.

Также корпорации помогают охране экологии с помощью маркетинга.

Когда за негативное воздействие не нужно платить экологический налог?

Освобождаются от выплаты налога в трех случаях:

  • Негативное воздействие на окружающую среду, производимое в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней,
  • Размещение отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, при подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • Накопление отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов.

Штраф за неуплату эконалога

Если налог не уплачен, на субъект хозяйственной деятельности накладывается штраф:

  1. В размере 20% от неуплаченной суммы – за неумышленную просрочку;
  2. В размере 40% от неуплаченной суммы – за умышленные действия. Также начисляется неустойка.

Если сумма несвоевременно уплаченных фискальных сборов превысила 5 млн р. за 3 года, виновные лица привлекаются к уголовной ответственности. Размер неустойки составляет 1/300 от ставки рефинансирования Центробанка за каждый день существования задолженности.

Как будет определяться налоговая база для экологического налога?

Именно в механизмах самые главные отличия нового налога от старой платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Налоговая база определяется налогоплательщиком на основе данных производственного экологического контроля по каждому объекту для каждого стационарного источника в отношении каждого загрязняющего вещества, согласно строго определённому классу опасности этого вещества.

При определении налоговой базы учитываются:

  • объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;
  • объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее — лимиты на выбросы и сбросы);
  • объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, лимиты (включая аварийные выбросы и сбросы), указанные в подпункте «б» настоящего пункта;
  • лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

Налоговая декларация: сроки и особенности представления

Налоговая декларация по экологическому налогу отправляется в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика. Представление декларации на бумажном носителе исключается, учитывается только электронный формат и представление документа через оператора электронного документооборота.

Срок — до 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Рассчитывайте плату за негативное воздействие на окружающую среду и экологический сбор с помощью онлайн-сервиса.

Ставки по экологическому налогу

Здесь же устанавливаются размеры налоговых ставок по видам загрязняющих веществ и классу опасности отходов производства и потребления.

Налоговые ставки рассчитываются в рублях на 1 тонну загрязняющего вещества. Например, ставка за выброс аммиака в воздух равняется 138,8 рублям за 1 тонну, а за метан – 108 рублей, сероводород – 686,2 рублей. Ставки определены в статье 4 данной главы.

Загрязняющее вещество В воздух за 1 тонну (руб.) В воду за 1 тонну (руб.)
Аммиак 138,8 14711,7
Борная кислота 275 14711,7
и т.д

По отходам определены следующие налоговые ставки:

Отходы 1 класса опасности (чрезвычайно опасные) 4643,7
Отходы 2 класса опасности (высокоопасные) 1990,2
Отходы 3 класса опасности (умеренно опасные)
Отходы 4 класса опасности (малоопасные)
Отходы 5 класса опасности (практически неопасные): 0
добывающей промышленности 1,1
перерабатывающей промышленности 40,1
прочие 17,3

Представляемая отчетность

Заполнение налоговой декларации происходит только в электронном виде. Налогоплательщик предоставляет и учитывает следующие данные:

  • объем и класс отходов по каждому источнику;
  • ставку и коэффициенты.

Первый показатель определяется путем экологического контроля, а также на основании актов приема-передачи отходов на утилизацию третьим лицам. Все предоставляемые данные, связанные с обращением отходов, должны быть подтверждены контролирующим органом – Росприроднадзором. При заполнении электронной формы указывается место подачи декларации – местное отделение ИФНС.

Порядок заполнения декларации

Форма не заполняется для экспортируемых товаров и упаковок. Включаются в декларацию товары и упаковки, произведенные в России, странах ЕАЭС, третьих странах (после прохождения таможенных процедур).

Декларация производителей заполняется на основании учетных документов, импортеров – таможенных и транспортных. Учитывается каждое наименование и каждая единица товара, а также вес с расхождением от фактического не более килограмма.

Как платить меньше по экологическому налогу?

Те, кто не ведет раздельный учет образования отходов, для них сумма налога будет определятся исходя из максимальной налоговой ставки и единой налоговой базы, определенной по всему объему образования отходов.

Для тех территорий и объектов, которые находятся под особой охраной, предусмотрены дополнительный коэффициент 2.

В пункте 4 статьи «Налоговые ставки» представлены применяемые коэффициенты от 0 до 100. Налогоплательщики обязаны разрабатывать план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности. Если по истечению 6 месяцев не достигаются намеченные планом и программой показатели, то для этого налогоплательщика повышается ставка с коэффициентом 100.

Как платить меньше по экологическому налогу? изображение

Как оптимизировать налоговые расходы?

Узнайте об этом на однодневном образовательном семинаре «Налоговая оптимизация» + дополнительный курс повышения квалификации с выдачей удостоверения.

Семинар ведет кандидат юридических наук Шестакова Екатерина Владимировна. Он пройдет 2 октября 2021 года, начало в 10 часов по московскому времени. Формат участия:

  • Очное на территории СНТА по адресу: Москва, ул. Газетный пер., дом 3-5, ст. метро Охотный ряд (300 метров от Красной площади),
  • Вебинар (онлайн) для жителей регионов России с трансляцией семинара в сети Интернет.

Получите персональную консультацию от эксперта по оптимизации налоговых схем, которая помогла выиграть несколько десятков судебных дел против Налоговой службы
Подробности об образовательном курсе смотрите на официальной странице мероприятия (перейти на страницу)

Стратегические направления экологической безопасности России

Экологические налоги в ЕС являются важным инструментом защиты окружающей среды. Предприятия платят значительные отчисления, которые расходуются на очистные и восстановительные мероприятия.

Компенсация вреда от автомобилей

В России этому вопросу стали уделять больше внимания в последние годы. Правительством разработана “Стратегия экологический безопасности” до 2025 года (утверждена Указом Президента РФ № 176). В документе определены вызовы и угрозы безопасности экологии страны, предложены меры по улучшению текущей ситуации для решения экологических проблем России.

Автомобили причисляются к объектам, которые активно загрязняют воздух. Для решения этой проблемы предлагается заменять бензиновые машины электромобилями. С целью популяризации электрокаров в “Стратегии развития автомобильной промышленности” предлагается ввести экологический налог на автомобиль, с одновременным введением льгот по транспортному налогу для владельцев электрокаров.

Кроме того предлагается внедрять механизмы, увеличивающие стоимость владения старой неэкологичной машиной (повышать транспортные налоги). Это приведет к более активному обновлению автопарка. Существующие эффективные экологические налоги в США и Европе приводят к созданию рециклинговой структуры (возвращение отходов в круговорот производства и потребления) со скоростью выбытия до 8% ежегодно.

Интересные факты: почти все крупные корпорации Европы имеют в своем автопарке электрокары и машины, работающие на биотопливе. В планах корпораций увеличить их долю до 50% общего объема рабочих машин.

Нововведения для курильщиков

Ущерб для атмосферы, который причиняют курильщики, значителен. Поэтому Минздрав предложил свои поправки в проект закона, касающиеся экологического налога на курение. Безусловно, отследить всех граждан с сигаретами налоговые органы не смогут. Поэтому обязанность по уплате экологического налога на курильщиков будет возложена на производителей соответствующих товаров.

Издержки изготовители планируют закладывать в стоимость продукции, поэтому, в конечном счете, возмещать ущерб экологии станут сами курильщики. Точного механизма для данных предложений пока нет, как и нет уверенности, что поправки Минздрава будут учтены при принятии законопроекта.

Таким образом, окончательная замена существующей платы за загрязнение новым экологическим налогом произойдет не в 2021 году, а с 1 января 2021 года. Вместе с тем, некоторые изменения, касающиеся платы за вывоз ТКО, граждане почувствуют раньше.

Коэффициенты вредности

При расчете суммы данного сбора учитывается степень вреда, наносимого предприятием окружающей среде. В зависимости от применяемого коэффициента, плата может быть выше или ниже. Это дополнительно стимулирует предпринимателей принимать адекватные меры по уменьшению НВОС.

В таблице представлены виды воздействий, связанных с размещением отходов, в зависимости от присвоенного им коэффициента.

КоэффициентОсобенности размещения отходов
10Размещение отходов, относящихся к V классу опасности, путем закладки их в специально созданные пустоты горных пород (в добывающей промышленности).
20,3Размещение вредных отходов на специальных объектах, оборудованных согласно установленных требований, без превышения установленных предельных норм.
30,33Размещение отходов IV класса опасности, которые приобрели этот класс после обезвреживания отходов II класса опасности.
40,49Размещение отходов IV класса опасности, которые приобрели этот класс после обезвреживания отходов III класса опасности.
50,5Размещение отходов IV и V классов опасности, приобретших эту степень в процессе утилизации отходов, размещенных в более ранние сроки.
60,67Размещение отходов III класса опасности, которые приобрели этот класс после обезвреживания отходов II класса опасности.

На отдельной странице нашего сайта предлагаем ознакомиться с полной таблицей ставок за НВОС.

Кроме коэффициентов размещения отходов, имеет значение коэффициент инфляции. Поскольку плата устанавливается каждый год, нужно принимать во внимание внутренние экономические факторы. Коэффициент инфляции ежегодно обновляется Постановлением Правительства РФ, в 2021 году он составляет 2,56 (было 2,45) и 2,07 (было 1,98).

Если негативное воздействие превысило установленные лимиты, используется еще один, повышающий коэффициент, он составляет 5 единиц (п. 5 Постановлением Правительства РФ № 632 от 28 августа 1992 г.).

Уже более года подготавливается новый законопроект об изменениях в экологических сборах и экологическом налоге. Платить его будут и предприятия, и предприниматели, и физ. лица уже с начала 2020 года, конечно, при условии, что новое законодательство будет принято.

Цель законопроекта – улучшение экологической ситуации и уменьшение выбросов токсичных веществ в воздух.

Предполагается, что с введением налога бизнес будет активнее внедрять прогрессивные технологии, уменьшающие негативное влияние на природу.

Кто заплатит налог в 2020 году?

Платить придётся всем, кто соответствует следующим критериям:

  • работа в РФ
  • выполнение работ, предполагающих негативное влияние на окружающую среду, то есть получение отходов. От уплаты экологического налога будут освобождены предприятия, отнесенные к 4-ой категории, то есть, оказывающие минимальное воздействие, а также те предприятия и лица, в процессе и результате своей деятельности образуют твёрдые бытовые (коммунальные) отходы

Новый налог за образование ТКО станут платить региональные операторы, работающие с отходами (с ТКО).

Предприятия и физ.лица, которые по новым правилам должны уплачивать налог, будут поставлены на специальный учёт в регионе, где зарегистрировано предприятие.

Уже сейчас известна фиксированная ставка налога на производство веществ, однозначно являющихся опасными, и негативно воздействующими на природу.

  • так при производстве аммиака налог составит 138,8 руб. за 1 т
  • сероводорода – 686, 2 руб. за 1 т
  • метана – 108 руб. за 1 т
  • оксида азота - 138,8 руб. за 1 т
  • ртуть и свинец – 18 тыс. руб. за 1 т. произведённой продукции

Однако есть и очень дорогостоящие в плане экологических сборов вещества. Так за 1 т выбросов бензапирена, если такой факт будет установлен, предприятию придётся заплатить почти 5,5 млн., руб., а за тонну анилина – почти 6 млн. руб.

Если предприятие располагается в регионе с усиленной охраной ОС, оно будет уплачивать налог с повышающим коэффициентом.

В чём юридическая суть

Единый ЭН заменит существующие сегодня платежи и сборы за:

  • размещение токсичных отходов в размерах, превышающих установленные лимиты
  • выброс в воздух летучих веществ, ухудшающих экологическую ситуацию
  • сброс сточных вод в объёмах, превышающих действующие сегодня нормативы

Как планируется налоговая база?

В механизме определения базы заключается основное отличие разрабатываемого налога от взимаемых сегодня налоговых сборов.

Она будет рассчитываться по результатам экологического контроля отдельно для каждого имеющегося постоянного источника отходов, и отдельно для всех выделяемых в ОС веществ, в соответствии с его заранее выявленным классом опасности.

Что должно учитываться:

  • объём загрязняющих веществ, укладывающийся в обозначенные нормативы
  • объём ЗВ в пределах, установленных в данном регионе лимитов на выбросы в воздух, сбросы. В эту же категорию входит и объём попадающих в ОС микроорганизмов
  • выбросы, превышающие установленные нормативы

Оптимизация налогов

Для тех предпринимателей, которые не ведут раздельного учёта образующихся отходов, новый налог будет рассчитываться по максимальной ставке на основе единой базы. Если территория при этом окажется под особой охраной, постоянный коэффициент повышения будет равен двум.

Дальнейший рост экологического налога

Предусматривается, что в дальнейшем налоговые ставки будут привязываться к инфляции, и умножаться на соответствующий коэффициент изменения потребительских цен на товары и услуги.

Экологический налог в 2019 г., что требуется доработать

Пока новый налог нуждается в доработке. По мнению экспертов, потребуется дополнительно разработать каналы, по которым финансы будут поступать на утилизационные предприятия.

Но и существующая система неэффективна, по крайней мере, так утверждают в Минфине. Например, сегодня взыскание задолженности по неуплаченным экологическим сборам возможно сегодня только по суду. А если имеются неуплаты обязательных экологических сборов, на нарушающие законодательство предприятия могут налагаться только административные взыскания.

экологический налог

При вступлении в действие экологического налога задолженности будут взыскиваться в безальтернативном порядке, так же, как страховые взносы. А наличие задолженностей будет расцениваться уже как преступление.

Разработчики налоговых нововведений утверждают, что введение налога не сильно увеличит нагрузку на налогоплательщиков, а вот доходы в бюджет существенно возрастут, из-за того, что возрастёт качество администрирования, то есть скорость взыскания задолженностей и привлечение неплательщиков к ответственности, вплоть до уголовной.

Сборы налога окажутся, опять-таки, по мнению тех чиновников, которые разрабатывают реформу, намного больше, чем платится сегодня за загрязнение ОС. Это даст дополнительную прибыль ещё и потому, что сократятся выплаты в экологические программы из всех бюджетов, включая федеральный и региональный.

Эксперты же пока высказывают неоднозначные прогнозы. Так Анатолий Симонов, глава ассоциации бухгалтеров малого бизнеса, сомневается, что бизнесу такой налог пойдёт на пользу, так как, по его мнению, значительно возрастёт объём отчётности.

Минфин сообщает, что в 2017 году за неблагоприятное воздействие на ОС, было собрано 14.2 млрд. руб. Когда будут сделаны расчёты за 2018 год, предполагается, что общая сумма выплат составит 11.6 млрд. руб. А с налогом в 2019 и последующих годах - 10,3 млрд. руб.

Сегодня многие предприятия платят экологический сбор, потому что не могут утилизировать самостоятельно отходы своего производства. Чаще всего это технологически невозможно, так как сама процедура утилизации очень дорогая, а за продукцию, уже выведенную на рынок, производственное предприятие и вообще не может отвечать.

Также с большинства предприятий сегодня берётся плата за выбросы (и сбросы), приносящие вред ОС, а также сбор за размещение отходов. Иногда суммы приходится платить весьма внушительные, поэтому о систематизации платежей просили и сами бизнесмены.

Замена сборов налогом повысит платежную дисциплину, так как за неуплату налогов предусмотрена более высокая ответственность. А те сбор, которые должны быть уплачены сегодня, и так имеют очевидные признаки налога.

экологический налог

Предполагается, что налоговая база будет определяться налогоплательщиком самостоятельно, а помогать ему в этом будет контроль экологического состояния на производстве.

В пояснительной записке к новому налоговому документу сказано, что сегодня у предприятий нет весомых стимулов к совершению платежей. Соответственно, часто они просто не платятся. Если сборы станут налогом, это позволит значительно поднять собираемость.

В чём плюсы и минусы нового законодательного документа

Обсуждение возможности перевести экологический сбор в разряд налогов идёт уже два года, и уже с конца 2017 года согласовано в двух министерствах, а вот с Минприроды имеются серьёзные разногласия. В документе говорится о делении платежей на две категории, и о включении их в соответствующие реестры. Однако в нём в его нынешней редакции не прописано финансирование деятельности компаний, занимающихся утилизацией. То есть, новый налог предусматривает поступление денег, но непонятно, как их смогут получать профильные предприятия – пока такой механизм не создан.

Большим плюсом нового законопроекта можно назвать его полную прозрачность и большую предсказуемость, так как введение налогов и контроль над ними – прерогатива парламента.

А минус документа, как уже было сказано выше – более жёсткий контроль с повышением фискальной нагрузки.

История экологических сборов и налогов в России

То, что экологические проблемы выделяются в отдельный налог, показывает, что эта проблема стала в последнее время исключительно значимой. Государство выполняет свою экологическую функцию не только в современном обществе, но и на всех этапах развития цивилизации, с учётом, конечно, разного уровня задач. Ранее такая функция называлась «природоохранительной».

Первые законодательные акты о разумном использовании природных ресурсов в России были приняты в 1917 – 1922 годах, и продолжали развиваться в последующие годы. В 1957- 1962 году во всех союзных республиках был принят закон «Об охране природы»,

а после этого в течение 20 лет выполнялась кодификация законодательства о недрах воде, земле.

В 1985 г. были созданы специальные органы, целенаправленно занимающиеся охраной ОС и рациональным использованием природных ресурсов.

экологический налог

Сегодня же назрело создание оптимальной модели экологического управления.

Сегодня экономические методы решения этой проблемы развиты недостаточно хорошо. Так как порядок финансирования тех предприятий, которые занимаются воспроизводством ресурсов, является до сегодняшнего дня бесконтрольным, и даже не имеется надлежащей экономической оценки. На природное сырьё и продукты его прямой переработки директивно устанавливать заниженные цены, что приводило раньше и продолжает приводить сегодня к нерациональному – слишком расточительному его использованию. Большинство предприятий не несёт экономической ответственности даже за значительное загрязнение ОС.

К отраслям и предприятиям, которые предположительно будут платить налоги, относятся, например, все добывающие, химические и металлургические предприятия, весь агропромышленный комплекс, пищевые производства, и полигоны для складирования и хранения ТБО.

Кто платить не будет

Случаи, не облагаемые налогом, несмотря на выраженное негативное воздействие на природу:

  • деятельность, связанная с негативным воздействием, финансируется из бюджета (федерального или регионального)
  • отходы производства не оказывают вредного воздействия
  • отходы накапливаются, но полностью утилизируются за 11 месяцев

Штрафные санкции

Налоговым периодом, как и для остальных видов налогов, будет выбран календарный год.

За просроченные выплаты будут взиматься пени. Если сегодня пеня составляет 1/300 часть от ставки рефинансирования при задолженности сроком до месяца, и увеличивается до 1/150 части при просрочке выплат более чем на 1 месяц.

Штрафы придётся платить и в случае предоставления недостоверных или неправильных расчётов. После принятия положения о новом налоге штраф будет составлять 20% разницы между уплаченной и предварительно рассчитанной суммой.

экологический налог

Предполагается, что налог будет уплачиваться при помощи авансовых платежей в течение одного года. Тогда малый и средний бизнес должны будут предоставлять только годовые расчёты.

Если предприятие малого или среднего бизнеса, а также ИП или физическое лицо будут заниматься только офисной деятельностью. Платить налог они не будут, но при этом будут платить стандартный сбор за вывоз ТКО. Размер платы значительно вырастет, и будет рассчитываться, исходя из стоимости вывоза одного кубометра. Какие при этом будут точные размеры ставок, пока ещё не определено. В случае нарушения налогового законодательства планируется применение штрафных санкций с повышающими коэффициентами на налоговую ставку. Они могут достигать 100. Так налогоплательщики должны разрабатывать и составлять программу экологической эффективности предприятия. Если при проверке окажется, что пункты программы в течение полугода не были выполнены, налоговый коэффициент для предприятия повышается в 100 раз.

Чтобы снизить величину будущего налога, предприятия смогут проводить эффективные мероприятия по снижению загрязнений ОС. Новое в законодательстве об экологическом налоге - это значительный штраф в случае не постановки на учёт в контролирующих органах. Сегодня штраф за такое нарушение составляет от 30 до 100 тыс. руб.

После того как поправки к налогообложению вступят в силу, минимальный штраф будет составлять 40 тыс. руб.

Экологический налог, мнение экспертов из Минприроды

Николай Гудков, спикер Минприроды, считает, что новый налог несомненно наполнит бюджет, но не поспособствует дальнейшему развитию переработки и утилизации отходов, так как механизм перенаправления налогов на проекты, связанные с охраной природы, не предусмотрен.

Так, например, проект федерального уровня «Экология» включает в себя развитие современной инфраструктуры переработки, а введение нового налога снизит поступление средств на его финансирование.

На 2019 год Минприроды запланировало введение 39 новых объекта по переработке отходов в 23-х регионах, а перечень продукции, выпускаемой на таких предприятиях, расширен до 55 наименований. Средства на строительство и введение предприятий в строй поступают из экологических сборов. По мнению спикера, государству сегодня следует развивать и стимулировать « зеленый бизнес», а не повышать налоговую нагрузку на предприятия. Ольга Фильченкова, глава подразделения экономики природопользования министерства, также отметила, что наиболее важно в природоохранных платежах, их целевое использование. Минприроды за последние пять лет неоднократно выдвигало предложения о создании экологических фондов (имеющих целевое назначение) для природопользователей. Кроме того, выдвигались предложения по введению целевого использования выплат, которые предприятия вносят за размещение ТКО. Однако все эти предложения до сих пор не были поддержаны.

экологический налог

Минприроды раскритиковало предложение Минфина и за недостаточную проработку финансового обоснования нового положения о налоге.

Так в Минфине предполагают, что в 2020 г налоговые поступления по плану составят 9,8 млн. руб. Однако уже в 2017 году по данным министерства экологические платежи составили 14 млрд. руб.

Будут действовать также и понижающие коэффициенты в районах новых нефтяных месторождений в северных морях. Два года (2018 и 2019) коэффициент для них будет равен единице, потом на 10 лет снизится до 0,25, и затем только снова поднимется до единицы.

Критику Минприроды вызвало положения нового налогового законопроекта, где в качестве субъектов, которые должны платить экологический налог, указываются и физлица. Это положение не только увеличивает налоговую нагрузку, но и вступает в противоречие с ФЗ об охране ОС, где прямо говорится о том, что платить за негативное воздействие на природу должны юр. лица и ИП, в результате предпринимательской и хозяйственной деятельности которых оказывается такое влияние.

Никто еще не оставлял комментариев. Вы можете стать первым!

Людям становится тяжелее, а власть придумывает новые налоги? Скоро в Налоговый кодекс введут дополнительный сбор для автовладельцев – экологический. Теперь хозяева подержанных машин заплатят больше, так как их транспортные средства не соответствуют мировым экологическим параметрам.

Что такое экологический налог

Автомобили с пробегом покупают от безысходности. Было бы больше денег, залы автосалонов не выдержали бы потока клиентов. Покупая машину, люди не обращают внимание на экологический класс двигателя. Их больше заботит ее стоимость, доступность запчастей и расход топлива на 100 километров.

Теперь при покупке придется учитывать наносимый природе вред. Чтобы платить меньше про 10-летние автомобили лучше позабыть. Удовлетворяющий мировым стандартам транспорт изрядно потреплет кошельки россиян. В подобных машинах применены инновационные технологии, намного повышающие конечную стоимость.

Что такое экологический налог на транспорт

Он не дополняет транспортный сбор, а заменяет его. Законодатели решили не взимать налог с автовладельцев поголовно, а поставили его размер в зависимость от технических характеристик машины:

  • объема выброса в окружающую среду отработанных газов, выделяющихся в процессе использования автомобиля;
  • количества лет, прошедших с момента схода с конвейера (возраст);
  • класса экологичности, к которому отнесен купленный автомобиль.

Статисты подсчитали количество находящихся в эксплуатации автомобилей 10-летнего и более старшего возраста. Данные показали, что подобные авто использует более половины населения страны. Большим спросом они пользуются на Дальнем Востоке. Причиной тому — рядом расположенная Япония. Местные продавцы давно отладили сбыт подержанного транспорта из Страны восходящего солнца.

В России 50% автотранспорта присвоен 1 класс европейского стандарта экологичности, а некоторые авто до него вообще недотягивают. Владельцы таких машин могут и не подозревать, какой урон они наносят природе. Однако это не убережет их от повышенных налоговых коэффициентов. Чтобы платить меньше придется менять автомобиль на современный.

Несмотря на очевидные плюсы (охрана окружающей среды и, как следствие, благотворное влияние на человеческий организм), население не одобряет введение нового налога. Он угнетает автовладельцев подержанных машин. Денег у них и без того немного, так еще возрастет эксплуатация личного транспорта.

Размер экологического налога превысит транспортный. По мере снижения присвоенного машине класса он будет расти. Прогнозируемое повышение налоговой ставки произойдет в 10 раз.

В Европе экологические сборы за машины действуют давно. Введены они и в бывших странах Советского союза, например в Республике Беларусь. Россия не воспользовалась западным опытом раньше из-за отсталости автомобильной отрасли и низкого уровня жизни большей части населения.

Уплата экологического налога на транспорт в 2021 году

Уплата экологического налога на транспорт

Формула расчета уплачиваемой в Налоговую службу суммы включает показатели мощности установленного в автомобиль двигателя. Полученная величина уменьшается или увеличивается в зависимости от региона регистрации транспортного средства. На окончательный размер экологического налога влияет состояние окружающей среды, количество автомобилей у местного населения и состояние дорожного полотна.

Применяя налоговую ставку, работники ФНС обратят внимание на следующие показатели:

  • объем двигателя;
  • класс экологичности машины;
  • возраст автомобиля.

Экологический налог планировали ввести в 2014 году, но помешал разразившийся кризис. По мере выхода экономики в стабильную фазу развития разговоры о спасении экологии мерами финансового воздействия возобновились. К 2021 году введение налога – дело практически решенное.

Зачем это делается? Автомобили в возрасте 10 или более лет не только отравляют воздух. Они небезопасны для хозяев. Со временем механизмы изнашиваются, да и современные технологии предлагают больше сберегающих человеческую жизнь опций. Ведь начиналось все с телеги, а тогда не знали про ремни и подушки безопасности.

На практике замена автопарка в России займет не меньше 5 лет. Это дорого людям со средним достатком. Многие видят в нововведении способ подорвать их семейный бюджет. Среди аргументов против экологического налога приводятся и такие:

  • многократное увеличение взимаемой суммы;
  • рост затрат по эксплуатации подержанных авто, на ремонт которых, итак, приходится постоянно тратиться;
  • если автопарк предпринимателей устарел, они не потянут его обновления и разорятся;
  • увеличатся и государственные расходы, так как придется менять машины организациям с бюджетным финансированием.

Повезет владельцам машин с электрическими двигателями. Экологический налог они не платят. Из-за того, что он заменяет налог транспортный, теперь они ничего не должны государству за использование автомобиля.

Расчет современного транспортного налога

Современный транспортный налог

Собираемый с автолюбителей налог находится в ведении муниципальной власти. В общероссийском масштабе размер транспортного сбора вычисляют по следующему принципу:

  • 2,5 рубля за лошадиную силу – при мощности мотора, не превышающей 100 л.с.;
  • 3,5 рубля – с двигателей до 150 л.с.;
  • 5 рублей – за машины до 200 л.с.;
  • 7,5 рублей – за транспорт до 250 л.с.;
  • 15 рублей стоят оставшиеся автомобили.

Указанные значения меняются по постановлениям власти в регионе. Благодаря этому в зависимости от места регистрации транспорта размер налога на равнозначные машины отличается в 3 раза. Если местных установок нет, применяются обозначенные в списке федеральные расценки.

За физических лиц налог рассчитывает ФНС и отправляет им соответствующие уведомления. Происходит это раз в год. Часть граждан подсчитывают сбор самостоятельно, воспользовавшись специальным калькулятором на сайте Налоговой службы.

Нет сомнений – введение экологического налога ударит по автолюбителям. Их вынуждают покупать новые машины, стоящие намного дороже подержанных. Остается только копить деньги или платить долгосрочный кредит государству в виде повышенного сбора за личный автомобиль.

Чем заменить транспортный налог

Читайте также: