Декларация по налогу на доходы иностранных организаций рб

Опубликовано: 11.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ВЭД


Емельяненко Елена Александровна, ведущий эксперт-консультант Департамента правовой поддержки компании ПРАВОВЕСТ

В настоящее время многие организации работают с контрагентами Республики Беларусь за пределами РФ. При заключении договорных отношений белорусские контрагенты указывают, что нерезидент удерживает с российской организации 15 процентов налога от суммы стоимости выполненных работ (услуг). В этом случае бухгалтеру следует проверить, должна ли российская организация платить налог на прибыль в нашей стране. Рассмотрим данную ситуацию подробнее.

При этом в Законе Республики Беларусь от 22.12.1991 N 1330–ХII «О налоге на доходы и прибыль» сказано, что иностранная организация, имеющая в соответствии с международным договором Республики Беларусь право на полное или частичное освобождение от налога доходов из источников в Республике Беларусь, должна подать заявление о снижении или об отмене налога в порядке, утвержденном Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

Согласно ст. 311 НК РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами РФ, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в полном объеме с учетом расходов, произведенных в Российской Федерации и за ее пределами. Выплаченные российской организацией по законодательству иностранных государств суммы налога засчитываются и при уплате налога в Российской Федерации. Размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных российской стороной за пределами нашей страны, не должен превышать сумму налога, подлежащего уплате в России 3.

Таким образом, зачет уплаченных в иностранных государствах налогов производится при фактической уплате налога на прибыль в РФ лишь в случае, если полученные российской организацией за пределами РФ доходы были включены в налоговую базу при уплате налога на прибыль в России. От этого зависит возникновение права на зачет в РФ уплаченного российской стороной в иностранном государстве налога в том налоговом (отчетном) периоде, в котором он был фактически уплачен за границей. Однако необходимо определить сумму налога с дохода, полученного за пределами РФ, выше которой налог, фактически уплаченный российской организацией в иностранном государстве, не может быть принят к зачету (то есть следует установить предельную сумму зачета, которая отражается по строке 240 листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций).

Если предельная сумма зачета превысит фактически уплаченную в иностранном государстве сумму налога, зачет будет предоставляться на всю сумму налога. То есть сумма налога на прибыль, исчисленная в соответствии с положениями российского налогового законодательства, уменьшится на сумму фактически уплаченного за границей аналогичного налога, что и составит сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в РФ. Обратите внимание: предельная сумма зачета определяется в следующем порядке. К сумме исчисленных по российскому налоговому законодательству доходов, полученных за пределами РФ, с учетом аналогичным образом исчисленных расходов, произведенных в связи с получением таких доходов, для зачета по строке 240 листа 02 налоговой декларации применяется ставка налога на прибыль 4. Полученная предельная сумма зачета сравнивается с суммой налога, фактически уплаченной в Республике Беларусь.

В случае превышения предельной суммы зачета над фактически уплаченной в иностранном государстве суммой налога зачет предоставляется на всю сумму налога, то есть сумма налога на прибыль, исчисленная согласно положениям гл. 25 НК РФ, уменьшается на сумму фактически уплаченного за границей аналогичного налога. Если же сумма налога, фактически уплаченного с доходов в Республике Беларусь, превышает предельную сумму зачета, то сумма налога на прибыль в РФ уменьшается только на исчисленную предельную сумму зачета. Причем бухгалтеру необходимо не только рассчитать предельную сумму зачета, но и показать всю сумму доходов, полученных от источников в Республике Беларусь, налоговым органам. Приказ МНС РФ от 23.12.2003 N БГ-3-23/709@ утвердил форму специальной налоговой декларации о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами РФ, и инструкцию по ее заполнению. Указанную декларацию представляют в налоговые органы по месту постановки на учет в целях зачета сумм налога на прибыль (доход), уплаченного (удержанного) в иностранном государстве.

Для налогов, уплаченных самой организацией, к декларации прилагается документ, свидетельствующий об уплате (удержании) налога за пределами РФ, а для налогов, удержанных иностранной организацией в соответствии с ее законодательством и международным договором, – подтверждение иностранного лица, выступающего в роли налогового агента 5. В последнем случае таким документом будет являться справка или подтверждение налогового агента об удержании налога у источника выплаты в иной форме 6. При рассмотрении возможности зачета сумм налога на прибыль, удержанного с доходов российской организации в иностранном государстве налоговыми агентами в соответствии с законодательством Республики Беларусь или международным договором, налоговые органы РФ могут запрашивать следующие документы:

  • копии договора (контракта), на основании которых российская организация получала доход вне территории РФ, а также акты сдачи-приемки работ (услуг);
  • копии платежных документов, подтверждающих уплату налога вне российской территории;
  • документальное подтверждение от налогового органа иностранного государства о фактическом поступлении налога, удержанного с доходов российской организации, в бюджет иностранного государства.
Если белорусская организация, руководствуясь нормой законодательства своего государства, все же удерживает налог с дохода российской стороны, то его можно засчитать при уплате налога на прибыль в РФ. Для зачета сумм налога, выплаченных российской организацией на территории Республики Беларусь, с которой у РФ заключен и действует международный договор об избежании двойного налогообложения, российская организация должна включить полученные за пределами РФ доходы в налоговую базу при уплате налога на прибыль в России и представить декларацию по налогу на прибыль вместе с налоговой декларацией о доходах, полученных от источников за пределами РФ, а также все вышеперечисленные документы.

1) ст. 7 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущества»

3) п. 3 ст. 311 НК РФ

5) п. 3 ст. 311 НК РФ

6) Письмо Управления МНС РФ по г. Москве от 22.09.2004 N 26-12/61660

Постановлением МНС от 15.01.2021 N 2 (далее — Постановление N 2) изменены некоторые формы налоговых деклараций, установленные постановлением МНС от 03.01.2019 N 2, а также уточнен порядок их заполнения. Рассмотрим, что изменилось в декларации по налогу на доходы иностранных организаций, в порядке ее заполнения и в порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, с какого момента нужно будет отчитываться по-новому.

Новая форма декларации

Декларации по налогу на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее — декларация по налогу на доходы), представляется по форме согласно приложению 5. Это приложение изложено в новой редакции .

Титульный лист обновленной декларации почти не изменился.

Поменялись местами подстрочные примечания и , их содержание сохранено.

Уточнена позиция с датой в строке, в которой проставляется отметка о представлении декларации в соответствии с п. 4 ст. 44 НК. Ранее в этой строке указывалась «Дата прекращения иностранной организацией деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство», а теперь указывается «Дата прекращения на территории Республики Беларусь деятельности иностранной организации, ее представительства, постоянного представительства». Данная позиция уточнена в связи с изменениями в п. 4 ст. 44 НК, введенными с 1 января 2021 года. Такие же уточнения внесены и в другие налоговые декларации, в которых присутствует данная позиция (в частности, в декларации по НДС, по земельному налогу).

Раздел I «Расчет по налогу на доходы» тоже принципиально не изменился.

В шапке раздела уточнено название поля, в котором указывается учетный номер плательщика в стране регистрации или его аналог (при наличии). Ранее это поле имело название: «Номер, присвоенный иностранной организации налоговым (финансовым) органом иностранного государства (при наличии)». Аналогичные изменения внесены в шапку раздела II декларации.

Форма и реквизиты таблицы с расчетом налога и таблицы со сведениями о документах (информации), подтверждающих (не подтверждающих) статус иностранной организации в качестве фактического владельца дохода, не изменились.

Однако между ними теперь располагается новая таблица. В ней указывается информация о подтверждении постоянного местонахождения: дата (при наличии), номер подтверждения, период его действия, форма представления подтверждения, а также код страны, компетентный орган которой выдал подтверждение. Данная таблица заполняется в том случае, когда применены льготы, предусмотренные международным договором об избежании двойного налогообложения . В подстрочном примечании поясняется, что в качестве формы представления подтверждения нужно будет указать один из следующих кодов:

01 Подтверждение, заверенное на бумажном носителе компетентным органом иностранного государства
02 Копия подтверждения, заверенная инспекцией МНС
03 Графический образ подтверждения
04 Заявление по форме согласно приложению 1 или приложению 2 к Инструкции о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, международной организации, утвержденной настоящим постановлением
05 Выписка из международного справочника «The Bankers Almanac», международного каталога «BIC Directory», международного электронного каталога «Bankers World Online» или международного справочника «Airline Coding Directory»
09 Иное

Раздел II «Другие сведения» почти полностью сохранен в прежнем виде.

Незначительные уточнения произошли в шапке раздела (о них упомянуто выше).

Сокращено наименование стр. 3.2 табличной части (исключенный фрагмент выделен жирным шрифтом):

Было Стало
3.2. заключение аудиторской организации (аудитора) либо налогового органа иностранного государства, подтверждающее на дату возникновения обязательств по уплате налога на доходы сумму дохода участника (участников) иностранной организации 3.2. заключение, подтверждающее на дату возникновения обязательств по уплате налога на доходы сумму дохода участника (участников) иностранной организации

Данная корректировка обусловлена изменениями в НК: помимо заключения аудиторской организации (аудитора) либо налогового органа иностранного государства с 2021 года принимается заключение лица, осуществляющего деятельность по налоговому консультированию в иностранном государстве . Чтобы не загружать стр. 3.2 перечислением всех лиц, которые могут представить заключение, в наименовании строки эти лица теперь не конкретизируются.

Из таблицы исключена строка 4, в которой ранее проставлялась отметка о том, что к декларации по налогу на доходы прилагаются сведения о размере и составе использованных льгот согласно приложению к форме данной декларации. Исключение этой строки не влияет на порядок заполнения и представления сведений о льготах.

Приложение к декларации «Сведения о размере и составе использованных льгот» не претерпело кардинальных изменений.

В него внесены редакционные правки:

— последняя графа таблицы, в которой указывается сумма налога на доходы, не поступившая в бюджет в связи с использованием льготы, теперь пронумерована — это графа 5;

— в реквизите под табличной частью уточнено, что подписать данное приложение может руководитель организации (индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо) или уполномоченное им лицо. Ранее физическое лицо не упоминалось в реквизите. Напомним, физические лица по отдельным видам доходов с 2019 года признаются налоговыми агентами. В отношении этих доходов они обязаны представлять декларацию .

Подстрочное примечание приведено в соответствие с изменениями в НК, согласно которым с 2021 года вводится новая льготная ставка (6%) по доходам от участия в зарегистрированных в Республике Беларусь инвестиционных фондах . Эта льгота тоже должна отражаться в приложении:

Было Стало
Включается информация о сумме использованных льгот по доходам, подлежащим отражению в графе 7 раздела I налоговой декларации (расчета) по налогу на доходы, а также в случаях применения ставок налога на доходы, установленных подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса Республики Беларусь, и ставок налога на доходы, пониженных по сравнению со ставками, установленными подпунктами 1.2 — 1.5 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса Республики Беларусь. Не включается информация о льготах по международным договорам Республики Беларусь по вопросам налогообложения, в том числе возникающих в связи с применением установленных такими договорами ставками налога Включается информация о сумме использованных льгот по доходам, подлежащим отражению в графе 7 раздела I налоговой декларации (расчета) по налогу на доходы, а также в случаях применения ставок налога на доходы, установленных подпунктом 1.1 и абзацем третьим подпункта 1.2 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса Республики Беларусь, и ставок налога на доходы, пониженных по сравнению со ставками, установленными абзацем вторым подпункта 1.2 и подпунктами 1.3-1.5 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса Республики Беларусь. Не включается информация о льготах по международным договорам Республики Беларусь, в том числе возникающих в связи с применением установленных такими
договорами ставок налога

Уточнен порядок заполнения декларации

Постановлением N 2 внесены изменения в Инструкцию о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок (далее — Инструкция о заполнении деклараций).

1. Появилось исключение из правила, обязывающего каждую сумму дохода соответствующего дохода отражать в разделе I декларации отдельной строкой. Этот исключительный случай описан в ч. 2 п. 55 Инструкции .

2. В ч. 2 п. 55 Инструкции добавлена новая норма, которая позволяет налоговым агентам не заполнять гр. 4 раздела I «Дата начисления дохода (платежа)», если отсутствует сумма налога к уплате. В этом случае налоговый агент сумму доходов одного вида в такой строке вправе отразить в целом за налоговый период. Напомним, для организаций и ИП налоговым периодом является квартал, а физические лица (не ИП) вправе выбрать налоговый период: квартал или год .

3. Внесены уточнения в порядок заполнения в декларации реквизитов иностранной организации. В частности, конкретизировано, что в декларации указывается учетный номер плательщика в стране регистрации или его аналог, а реквизит «Код страны» заполняется как цифровой код страны согласно ОКРБ 017-99 «Страны мира» .

4. Отменена обязанность должностного лица налогового органа проставлять на уточненной декларации отметку о возврате суммы налога или его зачете .

5. Установлен порядок заполнения графы 10 «Ставка налога на доходы по законодательству Республики Беларусь» и графы 11 «Ставка налога на доходы по международному договору» раздела I декларации .

6. Конкретизирован порядок заполнения графы 12 «Основание для применения льгот и (или) пониженной ставки налога на доходы» . В частности, если примененная льгота установлена:

— распоряжением Президента, то в гр. 12 необходимо указать наименование распоряжения, его номер, дату принятия, а также абзац, подпункт, пункт, статью;

— международным договором (но не об избежании двойного налогообложения) — в гр. 12 указывается название международного договора. Например, Конвенция ООН 1946 года «О привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций», позволяющая освободить доходы ООН от налогообложения; международные договоры, применяемые к доходам по кредитам, займам, которые предоставляются некоторыми банками (Европейским банком реконструкции, Европейским инвестиционным банком, Северным инвестиционным банком);

— международным договором об избежании двойного налогообложения — в гр. 12 указывается код страны, с которой заключен договор, предусматривающий примененную льготу. В этом случае нужно будет заполнить таблицу, находящуюся в разделе I под расчетом налога и содержащую информацию о подтверждении постоянного местонахождения.

Изменения в порядке подтверждения резидентства

Корректировки внесены в Инструкцию о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, международной организации (далее — Инструкция о подтверждении резидентства).

1. Исключено уточнение по поводу издательства «Reed Business Information» международного справочника «The Bankers Almanac» . Данная корректировка вызвана аналогичными изменениями в ч. 13 п. 1 ст. 194 НК.

2. В п. 2 Инструкции добавлены новые части, регулирующие порядок подтверждения резидентства в случаях, когда один из налоговых агентов предоставляет в свою ИМНС оригинал бумажного подтверждения и список других налоговых агентов, для которых данное подтверждение тоже необходимо. Налоговым агентам, указанным в списке, не придется представлять в свои ИМНС ни заверенную копию подтверждения, направленную в их дело налоговым органом, в который был представлен оригинал подтверждения, ни оригинал подтверждения с его переводом.

3. Добавлено уточнение о том, что копии с оригинала подтверждения или с графического образа представляются в налоговый орган только в случае представления документов, с которых они сделаны, в налоговый орган на бумажном носителе. Напомним, такие копии должны быть заверены подписью должностного лица налогового агента. Печатью их заверять не обязательно .

4. Внесено дополнение, согласно которому в случаях, когда вместе с подтверждением резидентства, которое оказалось не соответствующим требованиям данной Инструкции, было представлено заявление о зачете (возврате) налога, налоговый орган в сроки, установленные для осуществления этих административных процедур, письменно сообщит об этом налоговому агенту (иностранной организации) .

Ввод в действие

Согласно ч. 1 п. 2 Постановления N 2 декларации, подлежащие представлению за налоговый период (налоговые периоды) 2020 года, представляются по формам и в соответствии с порядком их заполнения, установленными до вступления в силу данного постановления. Постановление N 2 вступает в силу с 10 февраля 2021 года .

Напомним, налоговым периодом по налогу на доходы является календарный квартал (для налоговых агентов-физлиц (не ИП) — квартал или год) . Декларация по налогу на доходы за IV квартал 2020 года должна была быть представлена не позднее 20 января 2021 года по ранее действовавшей форме . Срок представления первой декларации текущего года — не позднее 20 апреля 2021 года). Следовательно, декларации по налогу на доходы, представляемые за налоговые периоды 2021 года, необходимо заполнять по новой форме в соответствии с новым порядком.

Если налоговые агенты будут подавать в 2021 году уточненные декларации по налогу на доходы за налоговые периоды прошлых лет, их следует заполнять по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения и (или) дополнения . В частности, уточненные декларации за I — IV кварталы 2020 года, представляемые в 2021 году (до или после 10 февраля), заполняются по старой форме, действовавшей в 2020 году.

Доходы иностранных организаций, облагающиеся налогом на прибыль при выплате

дивиденды, выплачиваемые иностранной организации — акционеру (участнику) российских организаций;

Например: одним из учредителей российского ООО является иностранная организация, по окончании отчетного периода принято решение о распределении прибыли и выплате дивидендов.

доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации;

Например: при выходе из состава учредителей ООО иностранная организация получает выплату, превышающую взнос иностранного участника в уставный капитал ООО.

процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации: государственные и муниципальные эмиссионные ценные бумаги, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов; иные долговые обязательства российских организаций;

Например: доходы в виде процентов, полученные иностранной организацией по договору займа с российской организацией.

доходы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности;

Например: выплаты иностранным организациям за использование авторского права на произведения литературы, искусства или науки, патентов, товарных знаков, секретной формулы и т.п.

доходы от реализации акций (долей) организаций, более 50% активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), кроме акций, признаваемых обращающимися на организованном рынке ценных бумаг согласно п. 9 ст. 280 НК РФ;

Например: российская организация приобрела у иностранной организации — нерезидента долю в российском ООО. По данным бухгалтерского баланса в стоимости активов российского ООО доля недвижимости составляет 52%.

доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;

Например: российская организация приобретает здание на территории РФ у иностранной организация, которая не состоит на учете в налоговых органах.

доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации;

Например: российская организация арендует у иностранной организации недвижимое имущество, находящееся на территории РФ, российская организация получила в лизинг от иностранной организации движимое имущество для использования на территории РФ.

доходы от международных перевозок;

Например: российская организация заказывает морскую перевозку между портами, находящимися за пределами РФ;

штрафы и пени за нарушение российскими лицами договорных обязательств.

Например: российская организация выплачивает в пользу иностранной организации неустойку за несоблюдение условий договора поставки.

  • иные аналогичные доходы.
  • Комментарий к п. 10: Мы видим, что список облагаемых доходов иностранной организации, открыт. Как разобраться, является ли доход «аналогичным»? Налоговым агентам помогут сориентироваться выводы Минфина РФ и судебная практика, из которых следует, что аналогичность доходов заключается не в схожести их с видами доходов, перечисленных в подпунктах РФ, а в том, что «аналогичные» доходы, не связанны с предпринимательской деятельность на территории РФ. Это так называемые «пассивные» виды доходов.

    К сожалению позиция контролирующих органов по «аналогичным» доходам не всегда однозначна. Иногда имеют место попытки «переквалификации» активных доходов в «пассивные». В частности, случаются споры с налоговыми органами по доходам от консультационных услуг, за предоставление информации (см. постановления ФАС ДО от 27.03.2008 N Ф03-А73/08-2/509, Президиума ВАС от 08.07.2008 N 3770/08, письмо Минфина РФ от 23.06.2014 N 03-00-08/2/29954).

    Перечисленные в пунктах доходы иностранной организации облагаются налогом на прибыль независимо от формы, в которой они получены (п. 3 ст. 309 НК РФ).

    Например, доходы могут быть перечислены на счет организации, переданы в натуральной форме, могут быть произведены зачет требований, прощение долга.

    Напоминаем, что не подлежат обложению налогом на прибыль у источника выплаты доходы, полученные иностранной организацией от оказания услуг на территории РФ, если они не приводят к образованию постоянного представительства в РФ (п. 2 ст. 309 НК РФ). Это доходы от предпринимательской деятельности, которая не носит постоянного характера на территории РФ и не выполняется на регулярной основе.

    Например, иностранная организация получает вознаграждение за разовые работы по пуско-наладке оборудования, для проведения работ в РФ командируются работники иностранной организации на срок 2 недели (п.2 ст.308 НК РФ).

    Применение норм об устранении двойного налогообложения

    В общем случае нормы главы 25 НК РФ (см. п. 2 ст. 284, ст. 310 НК РФ) предусматривают следующие налоговые ставки налога на прибыль по доходам иностранных организаций от источников в РФ, не связанных с деятельностью через постоянное представительство:

    10% — по доходам от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок;

    15% — по доходам в виде дивидендов и процентов по долговым обязательствам российских организаций;

    20% — по всем остальным доходам, с учетом отдельных нюансов, перечисленных в ст. 310 НК РФ.

    При налогообложении доходов иностранной организации ставки налога, прописанные в НК РФ, применяются не всегда. Налогообложение доходов иностранной организации от источников в РФ производится с применением положений международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения (ст. 7 НК РФ).

    Как правило, в таких договорах установлены льготные ставки налога на доходы, или предусмотрено полное освобождение отдельных видов доходов резидентов договаривающихся государств в стране их выплаты.

    Например, статьей 11 Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Никосия, 5 декабря 1998 г.) предусмотрено, что «проценты» (доходы от долговых требований любого вида) подлежат налогообложению только в государстве, резиденту которого они выплачиваются. Это значит, что выплата процентов по займу полученному российской организацией от кипрской организации на территории РФ налогообложению не подлежат.

    Льготные условия налогообложения, предусмотренные международными договорами не применяются автоматически, право на их использование иностранная организация должна подтвердить (ст. 312 НК РФ). Для этого налоговый агент должен располагать следующими документами, полученными от иностранной организации:

    Справка, подтверждающая постоянное местонахождение иностранной организации в государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение) об устранении двойного налогообложения, заверенная компетентным органом иностранного государства. Форма такой справки устанавливается внутренним законодательством этого иностранного государства.

    Минфин РФ считает, что документы, подтверждающие обязанность иностранной организации уплачивать налоги в определенном иностранном государстве, аналогичные свидетельству о постановке на учет в налоговом органе такого иностранного государства, не могут являться подтверждающими постоянное местонахождение иностранной организации в иностранном государстве для целей устранения двойного налогообложения (см. например, письмо Минфина РФ от 31.05.2016 г. N 03-08-05/31265).

    Документы, подтверждающие, что иностранная организация имеет фактическое право на получение дохода. Эти документы должны подтверждать, не только наличие правовых оснований для непосредственного получения дохода иностранной организацией, но и то, что это лицо является непосредственным выгодоприобретателем («бенефициаром»), то есть лицом, которое фактически получает выгоду от полученного дохода и определяет его дальнейшую экономическую судьбу.

    Перечень таких документов в НК РФ не установлен, документы могут быть оформлены в произвольном виде, законодатель не ограничивает налоговых агентов каким-либо перечнем, отдавая предпочтение содержательной части полученной налоговым агентом информации.

    Если на момент выплаты дохода иностранной организации российская организация — источник выплаты дохода не располагает подтверждением, предусмотренным п.1 ст. 312 НК РФ, то она производит удержание налога по ставке, предусмотренной п. 1 ст. 310 НК РФ для соответствующего вида дохода.

    НК РФ предусматривает возврат ранее удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам, в отношении которых международными договорами РФ, регулирующими вопросы налогообложения, предусмотрен особый режим налогообложения, при условии представления подтверждения того, что эта иностранная организация на момент выплаты дохода имела постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ имеет международный договор. Порядок такого возврата предусмотрен п.2 ст.312 НК РФ.

    Исполнение обязанности налогового агента

    Налоговыми агентами по налогу на прибыль признаются российские организации или иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и производящие выплаты иностранным организациям не связанным с постоянным представительством в РФ, доходов от источников в РФ.

    При этом не имеет значения, является ли организация, выплачивающая доход плательщиком налога на прибыль. Согласно нормам НК РФ, организации, применяющие специальные налоговые режимы (УСН, ЕСХН, ЕНВД) не освобождены от исполнения обязанностей налогового агента при выплате доходов иностранной организации (п.4 ст.286, п.3 ст. 346.1, п.2 ст. 346.11, п.4 ст. 346.26 НК РФ).

    Исчисление налога и его удержание налоговый агент обязан произвести непосредственно при выплате дохода, а перечислить удержанную сумму налога в бюджет налоговый агент должен не позднее дня, следующего за днем выплаты (или иной передачи) дохода иностранной организации (п. 2 ст. 287 НК РФ).

    Налоговая база при этом определяется в полной сумме дохода, за исключением доходов от реализации акций (пп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ) и доходов от продажи недвижимого имущества, находящегося на территории РФ (пп. 6 п. 1 ст. 309 НК РФ). По таким доходам налоговая база может быть уменьшена на понесенные расходы в соответствии со ст. 268 и 280 НК РФ. Естественно, расходы иностранной организации должны быть подтверждены документально.

    Налоговая база по доходам иностранной организации и сумма удержанного налога исчисляется в валюте, в которой иностранная организация получает свой доход (п. 5 ст. 309 НК РФ).

    По итогам отчетного (налогового) периода, в сроки, установленные НК РФ для представления декларации по налогу на прибыль, налоговый агент представляет в налоговый орган по месту своего учета налоговый расчет о суммах дохода, выплаченных иностранным организациям (п.4 ст.310, п.3 и п. 4 ст.289 НК РФ). Форма налогового расчета и инструкция по его заполнению утверждена Приказом ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@.

    Ответственность налогового агента

    В общем случае за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок суммы налога для налоговых агентов предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 20% от суммы налога, подлежащей удержанию и (или) перечислению ( ст. 123 НК РФ). Кроме этого с налогового агента могут быть взысканы пени (п.п. 3, 4, 7 ст.75 НК РФ).

    При этом надо учитывать активно применяемую налоговым органом судебную позицию, что в случае неудержания налога при выплате денежных средств иностранному лицу с налогового агента могут быть взысканы как налог, так и пени, начисляемые до момента исполнения обязанности по уплате налога (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, письма ФНС России от 10.08.2016 N СД-4-3/14590@, от 22.08.2014N СА-4-7/16692).

    Иностранные компании, которые получают доходы в РФ, должны платить с них налоги. Только в одних случаях они сами рассчитываются с российским бюджетом, а в других за них это делают налоговые агенты. Все зависит от того, как работает инофирма – через постоянное представительство РФ или без него. От этого зависит и то, кто отчитывается по доходам иностранной фирмы – она сама или налоговый агент. Если у агента есть подтверждение того, что доходы относятся к постоянному представительству, он может не указывать в своем расчете по налогу на прибыль данные об этих доходах.

    Плательщики налога на прибыль перечислены в статье 246 НК РФ. К ним относят:

    1) российские организации – коммерческие и некоммерческие;

    2) иностранные организации, которые осуществляют деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получают доходы от источников в РФ.

    С сумм выплаченных дивидендов, а также доходов иностранных фирм, которые работают не через постоянные представительства, налог в бюджет перечисляют компании, которые выплачивают соответствующие доходы. В данном случае эти организации выступают в роли налоговых агентов и платят налог в бюджет за налогоплательщика – иностранную фирму.

    Как инофирма платит налог

    Налог с доходов, полученных от деятельности постоянного представительства, иностранная организация рассчитывает и уплачивает самостоятельно – по каждому отделению. Налог на прибыль по итогам года, а также авансовые платежи по налогу с доходов она уплачивает в те же сроки, что и российские фирмы (п. 1 ст. 246, ст. 307 НК РФ).

    Налог с доходов от источников в РФ, если такие доходы не связаны с деятельностью российских отделений иностранной организации, исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет налоговый агент (п. 4 ст. 286, п. 1 ст. 309, ст. 310 НК РФ).

    Таким образом, как подчеркивается в комментируемом письме, понятие “постоянное представительство” при налогообложении иностранных компаний имеет не организационно-правовое значение. Оно определяет деятельность иностранной организации и возникновение обязанности самостоятельно уплачивать налог на прибыль в РФ.

    В таблице 1 мы представили, как распределяются обязанности по уплате налога и декларированию доходов у иностранных фирм.

    Постоянное представительство

    В целях налогообложения прибыли постоянным представительством (отделением) иностранной организации в РФ признается ее обособленное подразделение или иное место деятельности, через которое она регулярно осуществляет в России предпринимательскую деятельность. На практике она может выполнять работы, оказывать услуги, продавать товары со складов на территории РФ и др. через филиал, представительство, отделение, бюро, контору, агентство и другое обособленное подразделение (ст. 7, п. 2 ст. 306 НК РФ).

    В большинстве случаев иностранные фирмы-резиденты сами платят налог на прибыль. При этом они облагают налогом доходы, полученные (ст. 307 НК РФ):

    • от производственной, торговой и посреднической деятельности на территории РФ (за вычетом расходов на их получение);
    • от сдачи в аренду имущества своего представительства (за минусом расходов на его содержание), от реализации акций и недвижимости в России;
    • от использования прав на объекты интеллектуальной собственности, от международных перевозок и др.

    С таких доходов ставка налога на прибыль составляет 20%. В том числе в федеральный бюджет платится 3%, в региональный – 17%. Если в РФ у инофирмы несколько отделений, которые работают через постоянные представительства, то налог на прибыль она должна рассчитывать по каждому из них. Налог на прибыль и авансовые платежи по нему зарубежные компании-резиденты платят в том же порядке, что и российские фирмы. И налоговые декларации они сдают по тем же правилам.

    Таблица 1. Уплата налога иностранной фирмы

    Налоговый агент

    Налог на прибыль с доходов иностранной организации исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджетную систему РФ налоговый агент по особым ставкам (в зависимости от вида дохода). Налоговый агент “подключается”, если доход выплачивается (п. 4 ст. 286, п. 1, 1.1 ст. 309 НК РФ):

    • иностранной организации, у которой нет постоянного представительства в РФ;
    • иностранной организации, у которой есть постоянное представительство в РФ, но выплачиваемый доход не связан с деятельностью этого представительства.

    Налоговые агенты исчисляют, удерживают и перечисляют в бюджет налог с доходов иностранной организации при каждой выплате ей дохода (п. 1 ст. 310 НК РФ).

    Перечислить удержанный налог налоговый агент должен не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода (п. 6, 7 ст. 6.1, п. 2, 4 ст. 287, п. 1 ст. 310 НК РФ).

    Перечень доходов иностранной организации, облагаемых налогом на прибыль у источника выплаты – налогового агента, установлен пунктом 1 статьи 309 НК РФ. Перечень этот открытый. К доходам, облагаемым у налогового агента, относятся, в частности:

    • дивиденды;
    • доходы от реализации недвижимого имущества на территории РФ;
    • доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории РФ;
    • доходы от международных перевозок.

    Приказом ФНС России от 02.03.2016 № ММВ-

    7-3/115@ утверждена форма налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, порядок ее заполнения, а также формат представления в электронной форме (далее – Расчет). Эту форму должны заполнять налоговые агенты.

    Расчет подается в налоговый орган по месту нахождения организации (налогового агента) не позднее 28 календарных дней после окончания отчетного периода по всем случаям выплаты дохода иностранной фирме и удержания налога на прибыль.

    Сведения о доходах иностранных организаций, которые освобождены от налога на прибыль, также отражают в Расчете за тот период, в котором налоговый агент выплатил эти доходы. Документ, подтверждающий право на льготное налогообложение, указывают в строке 160 подраздела 3.2 раздела 3 Расчета.

    Когда агент может не удерживать налог

    Агент может не удерживать налог в случаях, указанных в пункте 2 статьи 310 НК РФ. В частности, если налоговый агент уведомлен, что выплачиваемый доход относится к деятельности постоянного представительства иностранной организации.

    В комментируемом письме Минфин России разъяснил, что в этом случае в распоряжении налогового агента должна быть нотариальная копия свидетельства о постановке получателя дохода на налоговый учет, оформленная не ранее чем в предыдущем налоговом периоде. Таково требование подпункта 1 пункта 2 статьи 310 НК РФ. И еще условие: этот документ иностранная фирма должна предоставить агенту до даты выплаты дохода.

    В Расчете агента сумма дохода иностранной организации, относящейся к постоянному представительству получателя дохода в РФ, не отражается. За них иностранная компания отчитается сама.

    Эксперт “НА” В.Ю. Кирпичников

    image_pdf
    image_print

    Илья Назаров

    Многие российские граждане имеют зарубежный доход. В сентябре 2018 года состоялся первый автоматический обмен налоговой информацией за 2017-й год. Неизвестно, как он прошел на практике, однако, многие иностранные государства (в частности Кипр) заявили о полной передаче сведений о счетах российских налоговых резидентов в Россию.

    Вопрос о самостоятельном декларировании дохода, получаемого на зарубежные счета, становится все более актуальным. В настоящей статье будут рассмотрены основные вопросы, затрагивающие налоговые и валютные обязательства лиц, получающих доходы от источников за пределами РФ.

    Зарубежный доход — основные виды

    Наиболее распространенными видами дохода от источников за пределами РФ являются:

    • заработная плата по трудовому договору с нерезидентом (например, летчики, работающие на иностранные авиакомпании);
    • процентный доход по депозиту, открытому в иностранном банке;
    • доход в виде дивидендов от компаний-нерезидентов;
    • доход в виде нераспределённой прибыли КИК (при определенных условиях)
    • доход от сдачи в аренду квартиры, расположенной за рубежом;
    • доход от доверительного управления, купонный, дивидендный доход от ценных бумаг иностранных эмитентов;
    • доход от продажи ценных бумаг иностранных эмитентов (в том числе, например, доход от доверительного управления деньгами в иностранном банке);
    • доход от продажи квартиры (машины и т.д.) за рубежом;
    • доход от продажи чего-либо нерезиденту (например, мебели с своем загородном доме за границей)
    • доход от оказания услуг нерезиденту;
    • любой иной доход, зачисляемый на зарубежный счет;

    Налоговые последствия

    В случае, если налоговый резидент РФ получает доход от источников за пределами РФ (зарубежный доход), то он обязан самостоятельно в срок до 30 апреля (см. наш Налоговый календарь) каждого года задекларировать такой доход, исчислить и уплатить с него налог — НДФЛ. Ставка НДФЛ, применяемая для резидентов — 13%. С 2021 года — 13% с доходов до 5 млн руб. и 15% с суммы превышения.

    Обращаю внимание, что обязанность по декларированию и уплате налога с зарубежного дохода в РФ лежит только на налоговых резидентах РФ, т.е. лицах, которые по итогам конкретного отчетного налогового периода (год) находились в РФ более 183 дней (при этом, неважно, когда именно лицо стало «набирать» указанные 183 дня, главное, что в отчетном году лицо суммарно в течение 12 следующих друг за другом месяцев находилось на территории РФ).

    Избежание двойного налогообложения. Зачет налога, уплаченного в иностранном государстве

    Какую сумму налога необходимо доплатить в России

    В случае, если с полученного за рубежом дохода иностранное государство удерживает налог (например, такое может происходить при получении дохода от сдачи в аренду недвижимости, выплате заработной платы и т.п.) и с этим государством у России имеется соответствующее соглашение об избежании двойного налогообложения (Список международных договоров об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами), то Вы вправе зачесть сумму налога, уплаченного в иностранном государстве по соответствующей ставке, с налогом, подлежащим уплате в РФ по ставке 13-15%. Если сумма уплаченного за рубежом налога — выше 13-15%, то в РФ ничего платить не нужно (но и возврата налога — также не предусмотрено). Если сумма уплаченного за рубежом налога — меньше 13-15%, то в РФ необходимо будет доплатить до 13-15%.

    Какие документы необходимо приложить в качестве подтверждения уплаты налога за границей

    В соответствии с п.3 ст.232 НК РФ в качестве подтверждения уплаты налога за пределами РФ к декларации 3-НДФЛ необходимо приложить любой из следующих документов (нотариально удостоверенный перевод на русский язык без апостиля):

    • документ, подтверждающий сумму полученного в иностранном государстве дохода и уплаченного с этого дохода налога в иностранном государстве, выданный (заверенный) уполномоченным органом соответствующего иностранного государства. В таком документе должны быть отражены вид дохода, сумма дохода, календарный год, в котором был получен доход, а также сумма налога и дата его уплаты налогоплательщиком в иностранном государстве (для данный целей подойдет, например, справка из местного налогового органа, в которой было бы указано, что Вы за такой-то отчетный период получили определенную сумму дохода, с которой был удержан налог в таком-то размере);
    • копия налоговой декларации, представленной в иностранном государстве вместе с копией платежного документа об уплате налога;
    • если налог был удержан у источника выплаты дохода налоговым агентом (например в случае с заработной платой от работы по трудовому договору) — необходим документ, выданный таким налоговым агентом, в котором содержались бы сведения о суммах дохода в разрезе каждого месяца соответствующего календарного года, а также о суммах налога, удержанных у источника выплаты дохода в иностранном государстве;

    При этом, суммы налога, уплаченного в иностранном государстве, могут быть заявлены в декларациях 3-НДФЛ в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором были получены такие доходы — п.2 ст.232 НК РФ.

    Какие расходы возможно принимать к вычету при определении базы по НДФЛ

    Обращаю Ваше внимание, что очень часто в некоторых странах при расчете базы возможно принимать к вычету некоторые связанные с доходом расходы — например, при получении за рубежом арендных платежей в некоторых странах возможно принять в расходы коммунальные платежи, платежи, связанные с недвижимостью и т.д. Таким образом, даже если ставка в такой стране будет выше 13%, то фактически уплаченная сумма налога может оказаться меньшей, чем 13% с общей суммы дохода (т.к. в РФ базой будет являться вся сумма дохода, без каких-либо расходов). Таким образом для верного расчета рекомендую именно сравнить две суммы — сумму дохода, полученного в иностранном государстве и сумму налога, уплаченного в иностранном государстве — и оценить, составляет ли сумма налога больше либо меньше 13%.

    Необходимо ли подавать декларацию 3-НДФЛ, если сумма удержанного за границей налога — больше 13%

    Налоговая рассматривает возможность зачета зарубежного налога как ПРАВО налогоплательщика, для реализации которого налогоплательщик в обязательном порядке должен задекларировать полученный за рубежом доход и сумму удержанного там налога (с приложением подтверждающих документов) в декларации 3-НДФЛ даже если сумма налога превышает 13%. Если не задекларировать доход и налог, то существует большой риск того, что налоговая откажет в праве на зачет зарубежного налога и обяжет уплатить в России 13%.

    Как я писал выше, место уплаты налога по разным видам дохода, а также ставки налога регулируются соглашениями об избежании двойного налогообложения с конкретными государствами. Возможность зачета уплаченного налога также возможна только в случае наличия такого соглашения между РФ и страной, где Вы заплатили налог. В случае, если такое соглашение не заключено или не ратифицировано (напр., с Эстонией), то налог возможно будет необходимо заплатить дважды — в стране — источнике выплаты и в стране налогового резидентства получателя дохода.

    Ответственность за неуплату налога

    1) ст. 119 НК РФ — непредставление декларации — штраф 5% от суммы неуплаченного налога за каждый полный и неполный месяц просрочки (начиная с 01 мая), но не более 30% и не менее 1 000 руб.

    Срок давности — 3 года с 01 мая года, в котором необходимо было подать Декларацию 3-НДФЛ

    Если прибыль была получена налогоплательщиком в 2014 г., то декларация 3-НДФЛ должна быть подана до 30 апреля 2015 г.
    Срок давности истекает: 01.05.2015 г.+ 3 года = 01.05.2018 г.

    2) ст.122 НК РФ — Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога — 20% от суммы неуплаченного налога (40% — если будет доказан умысле на неуплату налога)

    Срок давности — 3 года с 01 января года следующего за годом, в котором необходимо было уплатить НДФЛ в бюджет.

    ПРИМЕР:

    Срок давности привлечения к налоговой ответственности за неуплату налога с доходов, полученных в 2017 году, начинается исчисляться с 01.01.2019 и составляет 3 года, т.е. решение о привлечении к ответственности не может быть вынесено позднее 01.01.2022 года.

    При этом, решение в рамках налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. То есть в 2021 году налоговый орган может вынести решение о проведении проверки только в отношении 2020, 2019 и 2018 периодов.

    Единственный случай, когда в 2021 году возможно привлечь к ответственности за неуплату налога с доходов, полученных в 2017 году — если решение налогового органа о проведении проверки вынесено в 2020 году.

    Налогоплательщик освобождается от ответственности за данное правонарушение, если им самостоятельно исчислен и уплачен в бюджет налог ДО того, как ФНС направило налогоплательщику соответствующее предписание. ВАЖНО! При этом, в случае, если Вы планируете заплатить/доплатить просроченный налог — Вам необходимо ВНАЧАЛЕ заплатить сумму налога и пени по квитанциям и только ПОТОМ подать в налоговый орган декларацию 3-НДФЛ . В таком случае будет считаться, что Вы самостоятельно исполнили обязанность по уплате налога ДО выявления нарушения со стороны налогового органа, что повлечет освобождение от ответственности за неуплату налога по ст.122 НК РФ.

    3) пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки (начиная с 15 июля)

    4) ст.ст. 198 УК РФ — уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере.

    Срок давности — 2 года

    Валютное регулирование и валютный контроль

    Как правило, в большинстве случаев зарубежный доход зачисляется на зарубежный счет, открытый российским налоговым резидентом в иностранном банке. В этой связи, если российский налоговый резидент является также и российским валютным резидентом, то он обязан:

    При этом статусы налогового и валютного резидента РФ соотносятся следующим образом:

    • налоговые резиденты — п.2 ст.207 НК РФ — лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Указанный период не прерывается на периоды выезда лица за пределы РФ на срок менее шести месяцев для лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья;
    • валютные резиденты — ст.1 ФЗ-173 «О валютном регулировании и валютном контроле» — граждане РФ и иностранные граждане, имеющие российский ВНЖ.

    Валютное законодательство РФ — ФЗ-173 «О валютном регулировании и валютном контроле» — устанавливает, что с 2020 года зачисление валютными резидентами РФ денежных средств от валютных нерезидентов на их зарубежные банковские счета возможно по любым основаниям, при условии, что такой банковский счет открыт в стране, с которой у России имеется соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией или в стране ЕАЭС — п.5.2. ст. 12 ФЗ 173 «О валютном регулировании и валютном контроле».

    Ответственность за нарушение валютного законодательства

    Напоминаю, что штраф за совершение незаконных валютных операций по зарубежному счету составляет от 75% до 100% от суммы незаконной валютной операции — ст.15.25 КоАП РФ.

    Как ФНС может узнать о наличии у лица дохода за рубежом

    Информация о наличии у российского налогового резидента иностранного счета, а также данные об остатках на начало и конец отчетного периода, а также суммы всех поступлений и списаний по счету будет передана в РФ в рамках автоматического обмена налоговой информацией, который впервые состоялся в сентябре 2018 года за 2017 год. Передача информации в дальнейшем будет осуществляться в сентябре каждого года за прошедший год.

    Читайте также: