Социальный трансферт налоговые поступления государственный бюджет профицит государственный заем

Опубликовано: 29.04.2024

Тема 2. Государственное регулирование экономики

Практическая работа 1

Целью данного практикума является закрепление вопросов формирования бюджетного дефицита (профицита), определение влияния государственного долга на экономику, усвоение теории А. Лаффера.

Задачами практикума являются:

Оглавление

Задачи на определение бюджетного дефицита (профицита)

Задача 1

Постановка задачи: Государственные расходы на экономику составляют 5000 ден. ед., налоги поступили в размере 7000 ден. ед. Трансферты населению составляют 1100 ден. ед. Государственные долг составляет 9000 ден. ед., по нему государство выплачивает ежегодно 10 %. Определите состояние государственного бюджета.

Технология решения задачи: Государственный бюджет – это свод доходов и расходов в экономике. Основу доходов составляют налоги (7000), расходы включают государственные расходы на экономику, трансферты, выплату процентов по государственному долгу (5000 + 1100 + 0,1 * 9000 = 7000). Состояние бюджета характеризует сальдо (разница между доходами и расходами). В данном случае расходы равны доходам.

Ответ: бюджет сбалансирован.

Задача 2

Постановка задачи: В 2006 году в стране Х собрали налогов в размере 35 млн у. е., таможенные сборы составили 12 млн у. е., неналоговые поступления в бюджет составили 20 млн у. е. В этом же году государственные закупки товаров и услуг составили 38,4 млн у. е., трансферты 14,7 млн у. е., проценты по государственному долгу 17,6 млн у. е. Определите состояние государственного бюджета.

Технология решения задачи: Сначала определяются доходы бюджета: 35 + 12 + 20 = 67 млн у. е. Затем подсчитываются расходы бюджета: 38,4 + 9,7 + 17,6 = 65,7 млн у. е. Доходы больше расходов на 67 – 65,7 = 1,3 млн у. е.

Ответ: существует бюджетный профицит в размере 1,3 млн у. е.

Задача 3

Постановка задачи: Государственные расходы на ВНП равны 500 у. е., налоги составляют 0,4 Y, трансферты – 0,2Y. Государственный долг страны 1000 у. е., ставка процента по государственному долгу 10 % годовых. Определите сальдо бюджета, если в стране создан ВНП в размере 2000 у. е.

Технология решения задачи: сначала определяются поступления в бюджет, в данном случае высчитываются налоги: 0,4 * 2000 = 800 у. е. Затем рассчитываются расходы бюджета:

500 + 0,2 * 2000 + 0,1 * 1000 = 1000 у. е. Расходы превышают доходы, следовательно, создается бюджетный дефицит в размере 800 – 1000 = 200 у. е.

Ответ: бюджетный дефицит в размере 200 у. е.

Задача 4

Постановка задачи: Государственные расходы на ВНП равны 7000 у. е., налоги составляют 0,6Y, трансферты – 0,25Y. Государственный долг страны 10 000 у. е., ставка процента по государственному долгу 15 % годовых. Определите структурный и циклический дефицит, если в стране создан ВНП в размере 20 000 у. е., потенциальный ВНП составляет 25 000 у. е.

Технология решения задачи: Сначала определяется фактический дефицит:

Структурный дефицит определяется по формуле

, где T* – налоги в условиях полной занятости ресурсов, Tr* – трансферты в условиях полной занятости. Подставив значения, получаем:

Циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным бюджетным дефицитом: 2000 – 250 = 1750 у. е.

Ответ: структурный равен 250 у. е., циклический – 1750 у. е.

Задачи на взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга

Задача 5

Постановка задачи: Государственный долг страны на начало года составлял 2000 у. е., ставка уплачиваемого процента по гос. долгу составляет 8 % годовых. Расходы государства на ВНП за текущий год равнялись 1500 ден. ед., трансферты – 20 % ВНП. Доходы государственного бюджета равны 40 % ВНП. Определите бремя долга на конец года, если созданный в стране ВНП составляет 5000 у. е.

Технология решения задачи: Сначала определяется государственный долг на конец года. Для этого государственный долг на начало года складывается с бюджетным дефицитом.

Бюджетный дефицит составил: 0,4 * 5000 – (1500 + 0,2 * 5000 + 0,08 * 2000) = 2000 – 2660 = –660 у. е.

Следовательно, государственный долг возрастет на 660 у. е. и составит 2660 у. е.

Затем определяется бремя долга – отношение долга к ВНП.

Бремя долга = 2660: 5000 *100 % = 53,2 %.

Задача 6

Постановка задачи: Функция налогов имеет вид: Т = 300 + 0,1Y, трансферты населению , государственные закупки составляют 400. Потенциальный объем производства Y* = 3000 у. е. Что произойдет с государственным долгом, если фактический объем национального производства соответствует потенциальному?

Технология решения задачи: Чтобы ответить на вопрос, надо определить состояние государственного бюджета, для чего надо сосчитать доходы и расходы бюджета. Доходы в данном случае равны налоговым поступлениям: Т = 300 + 0,1 * 3000 = 600 у. е. Расходы включают государственные закупки и трансферты:

400 + 400 – 0,2 * (3000 – 3000) = 800 у. е. Таким образом, расходы больше доходов, т. е. существует бюджетный дефицит в размере 200 у. е. На эту сумму увеличится государственный долг.

Ответ: государственный долг вырастет на 200 у. е.

Задачи на расчет налоговых мультипликаторов

Задача 7

Постановка задачи: Потребление определяется формулой С = 0,75у v + 400. Каким будет налоговый мультипликатор?

Технология решения задачи: Мультипликатор определяется по формуле: Предельная склонность к потреблению: (1 – Предельная склонность к потреблению). При этом мультипликатор имеет знак минус. Подставив значения, получим:

Задача 8

Постановка задачи: Потребление задано функцией С = 0,75 Y v + 300, государственные расходы 200 у. е., налоги равны 0,4 Y, инвестиции равны 600. Определите национальный доход, потребление и налоговые платежи. Подсчитайте налоговый мультипликатор.

Технология решения задачи: Определим национальный доход: ;

0,55 Y = 1100, отсюда Y = 2000,

потребление С = 0,75 (2000 – 0,4 * 2000) + 300 = 1200;

налоги равны 0,4 * 2000 = 800. Чтобы определить налоговый мультипликатор, надо учесть пропорциональное налогообложение:

. Подставим значения в формулу

mналог = 0,75: [(1 – 0,75)* (1 – 0,4)] = 0,75: 0,15 = –5.

Ответ: Y = 2000, C = 1200, T = 800, mналог = –5.

Задача 9

Постановка задачи: На основе данных таблицы определите, какое налогообложение в данном случае действует (пропорциональное, прогрессивное, регрессивное). Вычислите налоговый мультипликатор, если потребляется 80 % дохода.

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №10 «Государственный бюджет»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие государственного бюджета.
  • Сальдо бюджета. Сбалансированный, дефицитный, профицитный бюджет.
  • Консолидированный бюджет. Бюджетная система Российской Федерации.
  • Доходы и расходы государственного бюджета.
  • Источники финансирования дефицита бюджета. Государственный долг.

Глоссарий по теме: государственный бюджет, сальдо бюджета, консолидированный бюджет, доходы государственного бюджета, расходы государственного бюджета, государственный долг, источники финансирования дефицита бюджета.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В переводе с английского «budget» (бюджет) – это сумка или кошелёк. Словарное определение понятия следующее:

Государственный бюджет – основной финансовый план государства на определённый период времени, объединяющий главные доходы и расходы государства и имеющий силу закона.

Главный финансовый документ действительно имеет силу закона, поскольку разрабатывается Министерством финансов РФ, утверждается и принимается Госдумой РФ, исполняется Правительством РФ, проверяется на исполнение Счётной палатой РФ.

Государственный бюджет состоит из расходной и доходной частей.

Доходная его часть показывает, откуда поступили средства для бюджета. Главный источник доходной части бюджета – это налоги. Именно в этой форме бюджет получает около 75% всех доходов. Кроме того, источниками доходной части являются так называемые неналоговые доходы: доходы от внешнеэкономической деятельности (например, торговля с другими странами); доходы от имущества, принадлежащего государству; поступления из целевых бюджетных фондов (фонды социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, пенсионные фонды); доходы от государственных облигаций. Это так называемые внутренние неналоговые доходы. Не стоит забывать и внешние неналоговые поступления, т.е. средства, которые иностранные государства предоставляют на возвратной основе, по сути являющиеся процентными ссудами.

Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются собранные государством средства. Государство через бюджет перераспределяет полученные доходы и направляет средства на реализацию государственной экономической политики, а именно на реализацию функций государства как важнейшего социального института и достижение его целей. В нашей стране расходы бюджета направлены на социальное обеспечение, поддержание обороноспособности, правоохранительную деятельность, государственное управление, обслуживание государственного долга, предоставление дотаций предприятиям, развитие инфраструктуры (связь, транспорт, внешнее энергоснабжение и др.).

Бюджетная политика предполагает определённое соотношение между доходной и расходной частями бюджета. Разность между доходами и расходами бюджета называется сальдо.

Бюджет считается сбалансированным, если доходы равны расходам. Сальдо такого бюджета равно нулю.

Дефицитный бюджет имеет отрицательное сальдо. Это значит, что расходы выше доходов.

Бюджет профицитный, если расходы ниже полученных доходов. Профицитный бюджет имеет положительное сальдо.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

У бюджета федерации есть определённая иерархия. Государственный бюджет отражает доходы и расходы федеральных органов власти, региональный бюджет — региональных (краевых, областных и т.д.), муниципальный — муниципальных. Свод бюджетов всех уровней называется консолидированным бюджетом.


Рисунок 1 – Консолидированный бюджет

Если же госбюджет испытывает дефицит, то государство вынуждено искать внутренние и внешние источники покрытия бюджетного дефицита.

К внешним источникам финансирования относятся государственные займы. Это могут быть займы у международных организаций, иностранных банков, полученные как на льготных, так и на коммерческих условиях, либо займы у правительств иностранных государств.

Внутренние источники решения вопроса дефицитности бюджета – это, прежде всего, займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств посредством выпуска государственных облигаций и эмиссия денег.

Использование каждого названного способа решения бюджетного дефицита имеет свои недостатки, поскольку практически за каждым способом стоит государственный долг.

Государственный долг – это сумма задолженности государства кредиторам по внутренним и внешним обязательствам, включая начисленные по ним проценты. Выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной суммы долга называется обслуживанием долга.

Если государство использует внешние займы, то образуется государственный долг перед иностранными государствами и организациями, и обслуживание долга становится длительным и обременительным процессом, прежде всего, для будущих поколений. Если государство использует внутренние источники решения бюджетного дефицита, например, эмиссию наличных денег, то возникает угроза инфляции. Если инфляция принимает угрожающие размеры, то государство вынуждено сокращать бюджетные расходы. В ситуации выпуска ценных бумаг, т.е. внутреннего займа, образуется государственный долг перед гражданами и предприятиями внутри страны.

Очевидно, что каждый гражданин страны заинтересован в том, чтобы финансовый план государства был рационально составлен и ответственно расходовался.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Определите бюджетное сальдо, принимая во внимание все условия государственной бюджетной политики.


Рисунок 2 – Пример задания практического модуля

Для того, чтобы определить сальдо государственного бюджета – разность между его доходами и расходами – в соответствии с заданными условиями, необходимо следовать следующему алгоритму, решая первую задачу:

1. Из суммы государственных доходов вычесть расходы:

1000 – 900 = 100 ден. ед.

2. Определить сумму, которую государство должно выплачивать, обслуживая государственный долг:

6000 ⋅ 0,05 = 300 ден. ед.

3. Приняв во внимание, что сальдо госбюджета – 100 ден. ед., а на обслуживание долга необходимо 300 ден. ед., получаем:

100 – 300 = –200 ден. ед.

Таким образом, очевидно, что бюджетное сальдо равно –200 ден. ед., что говорит о дефицитном бюджете. Дефицитный бюджет всегда имеет отрицательное сальдо.

Вторая задача решается аналогично:

1. Из суммы государственных доводов вычесть расходы:

1200 – 900 = 300 ден. ед.

2. Определить сумму, которую государство должно выплачивать, обслуживая государственный долг:

6000 ⋅ 0,05 = 300 ден. ед.

3. Приняв во внимание, что сальдо госбюджета – 300 ден. ед., а на обслуживание долга необходимо 300 ден. ед., получаем:

300 – 300 = 0 ден. ед.

Таким образом, очевидно, что бюджетное сальдо равно 0 ден. ед. что говорит о сбалансированном бюджете. Сальдо такого бюджета равно нулю.

Ответ: на рисунке 3.


Рисунок 3 – Пример решения задания практического модуля

2. В таблице представлены доходы государственного бюджета. Распределите перечисленные под таблицей доходы, группируя их по источникам поступления.


Рисунок 4 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, необходимо:

  • актуализировать понятие «налоги» (обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства), акцентируя внимание на том, что налог – это прежде всего принудительный платеж;
  • ответить на вопрос о том, кто осуществляет взносы на социальное страхование. Получив ответ на этот вопрос, станет очевидно, что граждане, осуществляя отчисления на социальное страхование, вносят в определённой степени принудительные платежи;
  • сформулировать определение понятия «приватизация» (форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки), обратив внимание, что приватизация может предполагать продажу, следовательно, и доход;
  • прибыль от государственных предприятий – это, безусловно, не налог, но доход.

Ответ: на рисунке 5.


Рисунок 5 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 140–142.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М. : Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 112–120.

14.1 Если доходы бюджета страны равны 900 млрд. евро, а расходы на социальные нужды составляют 400 млрд. евро, государственные закупки товаров и услуг – 350 млрд. евро, проценты по обслуживанию государственного долга – 100 млрд. евро, то государственный бюджет имеет _________ млрд. евро. ○ профицит 50 ○ дефицит 50 ○ профицит 450 ○ профицит 150

Решение 14.1:

Если доходы бюджета превышают его расходы, то образуется профицит бюджета; а если доходы меньше расходов, то возникает дефицит бюджета. В нашем примере бюджет имеет профицит в 50 млрд евро:

.

14.2 Государственные закупки товаров и услуг составили 100 ден. ед., трансферты – 60 ден. ед., налоговые поступления – 220 ден. ед., государственный бюджет сведен с ________________ ден.ед. ○ профицитом в 40 ден. ед. ○ дефицитом в 180 ен. ед. ○ профицитом в 120 ден. ед. ○ профицитом в 60 ден. ед

Решение 14.2:

Под государственными расходами понимают затраты государства на закупки материальных благ и услуг и государственных трансфертов. Доходы государства формируются из налоговых поступлений. Государственные расходы составили
ден. ед. Налоговые поступления больше, чем государственные расходы на 60 ден. ед.

.

Бюджет сведен с профицитом в 60 ден. ед.

14.3 Определите размер дефицита (профицита) государственного бюджета, если налоговые поступления – 250, неналоговые доходы – 150, государственные расходы – 300, государственные трансферты – 150, расходы по обслуживанию государственного долга – 50. Дефицит 100

Решение 14.3:

Под государственными расходами понимают затраты государства на закупки материальных благ и услуг , государственных трансфертов и расходов на обслуживание государственного долга. Доходы государства формируются из налоговых поступлений и неналоговых доходов. Если государственные расходы превышают доходы, то бюджет дефицитен и наоборот.

Государственные расходы равны = 300 + 150 + 50 = 500

Государственные доходы равны = 250 + 150= 400

Государственные расходы превышают доходы на величину: 500 – 400 = 100.

14.4 Мультипликатор сбалансированного бюджета равен … ○ отношению дохода к расходам государственного бюджета ○ приросту дохода при одновременном увеличении государственных закупок и налоговых поступлений на единицу ○ отношению прироста дохода к сумме изменений государственных закупок и налоговых поступлений ○ отношению прироста дохода к приросту государственных закупок

Решение 14.4:

Мультипликатор сбалансированного бюджета — равное увеличение государственных расходов и налогов вызывает увеличение дохода на величину, равную приросту государственных расходов и налогов.

14.5 Установите правильную последовательность результатов увеличения государственных закупок товаров и услуг, если первоначально государственный бюджет был сбалансирован. ○ 1 увеличение совокупного спроса ○ 2 рост объемов производства ○ 4 образование дефицита бюджета на величину меньшую роста государственных расходов ○ 3 увеличение налоговых поступлений в государственный бюджет

Решение 14.5:

При сбалансированном бюджете величина государственных расходов соответствует величине государственных расходов. Если при таком бюджете увеличатся государственные закупки товаров и услуг, то произойдет увеличение совокупного спроса (AD). Как следствие – увеличится объем национального производства. Так как налогооблагаемая база увеличится, то возрастут налоговые поступления в бюджет и появится дефицит бюджета на величину, меньшую увеличению государственных расходов.

1 – увеличение совокупного спроса

2 – рост объемов производства

4 – образование дефицита бюджета на величину меньшую роста государственных расходов

3 – увеличение налоговых поступлений в государственный бюджет

14.6 Профицит государственного бюджета достиг 300 ден.ед., налоговые поступления составили 1500 ден.ед., трансферты – 300 ден. ед., расходы на закупку товаров и услуг … ○ 1200 ден.ед. ○ 2100 ден.ед. ○ 1800 ден.ед. ○ 900 ден.ед.

Решение 14.6:

Профицитный бюджет предполагает превышение государственных доходов над расходами. Налоговые поступления – это доходы государства, а трансферты и государственные расходы на закупку товаров и услуг – это расходы.

Профицит (300)= доходы (1500) – расходы (300 + Х). Отсюда государственные расходы на закупку товаров и услуг = 900 ден.ед.

14.7 К фактору, сдвигающему кривую IS, не относится … ○ дефицит государственного бюджета ○ уровень государственных закупок ○ изменение объемов инвестиций при существующей процентной ставке ○ уровень потребительских расходов

Решение 14.7:

Каждая точка на кривой IS (инвестиции-сбережения) показывает такую комбинацию процентной ставки и национального дохода, при которой наступает равновесие на товарном рынке. Кривая IS может изменить свое положение под влиянием факторов, изменяющих совокупный спрос (АD). К этим факторам относятся потребительские расходы домашних хозяйств, государственные закупки и инвестиционные расходы фирм. Следовательно, дефицит государственного бюджета никак не влияет на положение кривой IS.

14.8 Если увеличатся закупки товаров, то кривая IS … ○ станет более пологой ○ сдвинется вправо ○ станет более крутой ○ сдвинется влево

Решение 14.8:

Каждая точка на кривой IS (инвестиции-сбережения) показывает такую комбинацию процентной ставки и национального дохода, при которой наступает равновесие на товарном рынке. Кривая IS может изменить свое положение (сдвинуться параллельно вправо или влево) под влиянием факторов, изменяющих совокупный спрос (АD). К этим факторам относятся потребительские расходы домашних хозяйств, государственные закупки и инвестиционные расходы фирм.

Государственный бюджет – это финансовый план национальной экономики, разрабатываемый и исполняемый органами государственной власти в течение одного года.

Он имеет форму и силу законодательного документа. Бюджет государства представляет собой основу финансовой системы страны. С его помощью государственная власть может воздействовать на экономику, используя инструменты налогово-бюджетной политики.

К функциям государственного бюджета относят:

  1. Регулирование денежных потоков в государстве.
  2. Укрепление связей между центральным аппаратом управления, региональными и местными органами власти.
  3. Информирование населения о политических решениях власти.
  4. Определение параметров экономической политики.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Профицит государственного бюджета 440 руб.
  • Реферат Профицит государственного бюджета 230 руб.
  • Контрольная работа Профицит государственного бюджета 200 руб.

Процесс анализа, планирования, исполнения и контроля над результатами использования государственных денег называется бюджетным. В России за разработку бюджета на следующий год отвечает Федеральное собрание. Ответственным органом за его исполнение является Федеральное казначейство. В его ведении находятся кассовые операции, а также полномочия по открытию и закрытию счетов бюджета, присвоению им определенных режимов.

С экономической точки зрения бюджет помогает сформировать спрос, так как от количества потребления зависит объем поступления налоговых выплат в государственную казну. Через бюджет государства в развитых странах проходит до 40% внутреннего валового продукта. Он оказывает влияние на формирование ключевых макроэкономических показателей.

Составными частями бюджета являются его доходы и расходы. Доходы складываются из налоговых и неналоговых поступлений. Большая часть расходов связана с обеспечением работы государственного аппарата управления, а также поддержания военной безопасности. Часть средств идет на обеспечение социальных и экономических программ государства.

Профицит бюджета государства

Разработка бюджета требует соблюдения принципа сбалансированности. То есть, объем доходов должен соответствовать статьям запланированных расходов. Создание бюджета на очередной год предполагает соблюдение этого правила, но на практике бюджет становится профицитным или дефицитным. В случае, если расходы превышают доходы говорят о дефиците бюджета. Государство предпринимает шаги по сокращению расходов, удержанию баланса бюджета. Иногда происходят ситуации, когда доходы превышают расходы. В этом случае наблюдается профицит бюджета.

Профицит представляет собой положительное сальдо баланса бюджета государства. Он может быть первичным, рассчитанным без учета стоимости обслуживания государственного долга. Вторичный профицит рассчитывается с учетом выплат по внешним и внутренним заимствованиям.

Если бюджет государства испытывает профицит, то это положительным образом сказывается на:

  1. Увеличении золотовалютных запасов.
  2. Снижении государственного долга.
  3. Увеличении расходов.

Но профицит не всегда является благом для национальной экономики. Он может стать следствием более жесткой экономической политики, что приведет к уменьшению оборотных средств, снижению ликвидности кредитных организаций. Считается, что государство, субсидируя отрасли экономики способствует снижению уровня безработицы, что помогает выйти из экономического кризиса, поэтому состояние дефицита бюджета является более выигрышным.

Влияние профицита зависит от грамотности расходования излишков доходов. В случае, если они применяются для долгосрочного инвестирования, страна в будущем сможет увеличить свои доходы. Профицит не является главной целью бюджета. Его размер оценивается, как и в случае дефицита, процентной долей в отношении к внутреннему валовому продукту.

Управление профицитом бюджета

Профицит бюджета наблюдается у стран, торгующих сырьем. Наибольший показатель профицита характерен для стран Ближнего Востока, таких как Кувейт, Бруней, Катар. Так же избыток средств в бюджете есть у Макао и Норвегии. Развитые страны испытывают дефицит бюджета, а быстро развивающиеся страны стараются придерживаться контролируемого дефицита.

В большинстве случаев при планировании бюджета складывается его дефицит. Уполномоченные органы применяют тактику использования бюджета с целью формирования профицита. При создании первичного профицита, часть его доходов идет на уменьшение государственного долга. То есть, доходы бюджета за вычетом кредитов и займов превышают его расходы за вычетом государственного долга.

Возникновение профицита бюджета регламентируется Бюджетным кодексом РФ. Для его управления используются следующие методы:

  1. Сокращение доходов от продажи государственного имущества.
  2. Направление средств на погашение облигаций государственного займа.
  3. Увеличение расходов бюджета.

Так как большая часть доходов бюджета складывается из налоговых поступлений, то управление профицитом часто сводится к уменьшению налогового бремени на население страны.

Профицит бюджета может проявиться при полной занятости. Такой показатель используется для оценки политического курса без его привязки к уровню деловой активности. С его помощью можно определить эффективность налоговой политики государства. Профицит бюджета в этом случае рассчитывается по формуле:

Бюджетный профицит = налоговая ставка • выпуск – государственные закупки – трансфертные платежи

Эта формула позволяет отследить природу профицита. В случае, если показать выпуска будет ниже показателя полной занятости, то профицит бюджета будет превышать фактическое его значение.

Несмотря на то, что профицит бюджета является показателем развития экономики, государством принимаются меры по его снижению. Первым методом является уменьшение доходов от эксплуатации государственной собственности. Так же сокращается продажа ресурсов и природных запасов. Часть средств направляется на уплату задолженностей перед внутренними субъектами и внешними контрагентами. Может осуществляться передача части средств другим уровням бюджета. Последним методом сокращения профицита можно назвать преобразования в налоговой политике страны. Однако, снижение налоговых ставок может привести к дестабилизации других экономических процессов, перегреву экономики.

Государственный бюджет

В предыдущей публикации я немного объяснил, что такое экономика страны, а сейчас хочу рассмотреть ее главный финансовый документ — государственный бюджет. Ознакомившись с этой статьей, вы узнаете, что такое бюджет государства, как и зачем он формируется, из чего складываются доходы и расходы государственного бюджета и много другой полезной информации на эту тему. Обо всем этом далее по порядку.

  1. Суть государственного бюджета
  2. Функции государственного бюджета
  3. Дефицит и профицит государственного бюджета
  4. Доходы государственного бюджета
  5. Расходы государственного бюджета

Суть государственного бюджета

У государства, как и у любого субъекта хозяйствования, есть свой бюджет. Причем, ввиду масштабов его деятельности, бюджет государства тоже можно назвать наиболее серьезным и масштабным финансовым документом.

Государственный бюджет — это финансовый план доходов и расходов страны на последующий период (как правило — календарный год), который принимается на законодательном уровне, а в дальнейшем исполняется, но может подлежать корректировкам.

В каждой стране перед началом нового календарного года принимают бюджет на следующий год, который подробно расписывается в Законе о бюджете. Этот Закон, как и другие нормативные акты страны, является обязательным для исполнения, но при невозможности его исполнить к Закону о бюджете принимают разного рода дополнения (поправки).

В государстве могут сосуществовать бюджеты разных уровней, например, бюджет страны, бюджеты областей/регионов, бюджеты городов и т.д.

Функции государственного бюджета

Рассмотрим основные функции государственного бюджета, то есть, для чего вообще его принимают.

  1. Планирование доходов и расходов на предстоящий год;
  2. Регулирование финансовых потоков в государстве;
  3. Информирование населения и субъектов хозяйствования об экономической политике на предстоящий год.

Фактически, государственный бюджет является показателем осуществления государством своих функций: именно при помощи бюджета решаются вопросы макроэкономического регулирования в стране. Благодаря бюджету, формируются доходы и расходы хозяйствующих субъектов в государстве, включая население, регулируются объемы производства и торговли, формируются различные резервные фонды. Государственный бюджет самым прямым образом влияет на формирование важнейших экономических показателей страны.

Вот только самые ключевые моменты, на которые влияет бюджет государства:

  • ВВП;
  • Инвестиции (приток и отток капитала);
  • Реальные доходы граждан;
  • Уровень цен;
  • Уровень денежной массы в обращении;
  • Уровень инфляции;
  • Ставки по кредитам;
  • Валютный курс;
  • Объемы экспорта и импорта.

Дефицит и профицит государственного бюджета

Доходы и расходы государственного бюджета всегда стараются планировать так, чтобы они совпадали. Если получается такое равенство, то это сбалансированный бюджет. Однако, на практике идеального равенства достичь практически не удается, поэтому бюджет может приниматься с дефицитом или профицитом.

Дефицит государственного бюджета — это превышение расходной части над доходной. Образовавшаяся разница и является размером дефицита.

Профицит государственного бюджета — это превышение доходной части над расходной. Образовавшаяся разница и является размером профицита.

Конечно, дефицит бюджета — это более негативное явление, чем профицит, ведь его надо за счет чего-то покрывать: это может быть дополнительная денежная эмиссия, внешние или внутренние займы, расходование средств резервных фондов и т.д. Но и слишком большая величина профицита бюджета тоже нежелательна — это будет свидетельствовать о неумении грамотно распределить поступившие доходы.

Теперь давайте вкратце рассмотрим структуру доходов и расходов государственного бюджета.

Доходы государственного бюджета

Доходы госбюджета — это денежные средства, которые планируется получить в бюджет на протяжении планируемого периода.

Прежде всего, доходы государственного бюджета можно разделить на 3 категории:

  1. Налоговые поступления — все, предусмотренные законодательством налоговые платежи: налоги, сборы разных уровней, пени, штрафы.
  2. Неналоговые поступления — платежи, в бюджет, не связанные с налогами и сборами: арендная плата, доходы от приватизации госимущества, прибыль государственных предприятий, выручка от оказания платных услуг, перераспределение средств из бюджетов других уровней, финансовая помощь, проценты по вкладам, доходы от ценных бумаг и т.д.
  3. Доходы целевых бюджетных фондов.

Как правило, существенно преобладающей является первая категория.

Кроме того, доходы государственного бюджета можно разделить на:

  • Собственные — доходы, закрепленные именно за бюджетом государства;
  • Регулирующие — доходы, поступающие в бюджеты других уровней с обязательным перечислением части средств в общий бюджет страны.

Расходы государственного бюджета

Расходы госбюджета — это денежные средства, которые планируется выплатить из бюджета на протяжении планируемого периода. Расходы оплачиваются за счет доходов.

Все расходы государственного бюджета можно разделить на 2 большие группы:

  1. Капитальные расходы — это фактически инвестиции — вложения средств в разные активы, проекты, с целью их развития и дальнейшего извлечения прибыли. В частности, в эту категорию затрат входят расходы на научную деятельность, инновации.
  2. Текущие расходы — расходы на текущую деятельность, обеспечение функционирования государственного аппарата, государственных и бюджетных учреждений разных уровней.

Чем выше доля первой категории в структуре бюджета государства, тем выше перспективы развития страны.

Также расходы государственного бюджета можно классифицировать по направлениям расходования средств:

  • Расходы на образование;
  • Расходы на здравоохранение;
  • Расходы на оборону;
  • Социальные расходы;
  • Расходы на погашение и обслуживание внутренних и внешних долгов;
  • Расходы на формирование государственных резервов;
  • Расходы на государственную поддержку отраслей народного хозяйства;
  • И т.д.

Теперь вы имеете определенное представление о том, что такое бюджет государства, как он формируется, из чего состоит, какие функции обеспечивает. Думаю, что информация всегда будет полезной для более грамотного толкования экономических новостей и понимания сути многих процессов, происходящих в экономике государства.

На этом все. Увидимся в других публикациях на Финансовом гении — сайте, где вы можете повысить свой уровень финансовой грамотности и узнать много интересной и полезной информации в области финансов и экономики.

Читайте также: