Что такое оперативные налоговые проверки

Опубликовано: 02.05.2024

Налоговый контроль – вид деятельности уполномоченных органов налоговой администрации, реализуемый в различных формах с целью получения информации о соблюдении норм налогового законодательства и проверки полноты и своевременности исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками и иными обязанными лицами.

Можно выделить четыре формы налогового контроля:

– государственный налоговый учет;

– мониторинг и оперативный налоговый контроль;

– камеральный и выездной налоговый контроль;

Основная нагрузка по проведению каждой из указанных форм налогового контроля в России приходится на налоговые органы.

Государственный налоговый учет как форма налогового контроля направлен на решение задач, связанных с учетом лиц, на которых могут возлагаться налоговые обязательства, а также иных, значимых для целей налогообложения элементов (например, учет объектов налогообложения).

Основной задачей мониторинга и оперативного налогового контроля является получение объективной информации о текущей деятельности налогоплательщиков, в том числе контроль налоговых поступлений.

Задачей камерального и выездного налогового контроля является контроль исполнения налоговых обязательств. Основным способом осуществления камерального и выездного налогового контроля является проведение налоговых проверок.

Задачей административно-налогового контроля является контроль за участниками налоговых отношений, наделенных вспомогательными полномочиями в области налогового администрирования. Например, контроль исполнения своих обязанностей сборщиками налогов.

Основными методами государственного налогового учета являются: постановка на учет; внесение изменений в учетные данные; снятие с учета.

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК.

Таким образом, государственный налоговый учет в России осуществляется путем:

– учета лиц, на которых могут возлагаться налоговые обязательства;

– учет объектов налогообложения.

Ведение учета возлагается на налоговые органы.

Законодатель предусмотрел учет только налогоплательщиков, но не плательщиков сборов.

Отличительными особенностями учета налогоплательщиков как формы налогового контроля являются постоянность, непрерывность, всеобщность, императивность процедурного обеспечения. Учет налогоплательщиков относят к числу пассивных форм налогового контроля.

Результатом учета налогоплательщиков является получение следующих категорий информации, которые в дальнейшем могут быть использованы при проведении иных форм налогового контроля:

1) количество и виды налогоплательщиков на определенной территории;

2) точное место их нахождения, в том числе фактический и юридический адреса;

3) иная финансово-учетная информация, например номер расчетного счета в банке;

4) виды осуществляемой ими деятельности и территориальные пределы ее осуществления;

5) размер имущественных активов, находящихся у налогоплательщика;

6) характер связей с другими налоговыми субъектами, например наличие филиалов и представительств;

7) иная значимая для решения задач налогового контроля информация.

Для налогоплательщика необходимость встать на учет в налоговом органе, как правило, возникает с момента возникновения у него обязанности впервые уплачивать налоговые платежи. Однако обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей по постановке на учет в налоговом органе возникает независимо от наличия обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает возникновение обязанностей по уплате налогов или сборов.

НК предполагает возможность проведения учета налогоплательщиков в инициативном или заявительном порядке.

Инициативная процедура постановки на учет означает, что налоговый орган на основе данных и сведений о налогоплательщике самостоятельно принимает меры к постановке налогоплательщиков на учет в налоговых органах. Инициативная постановка на учет может быть произведена до подачи заявления налогоплательщиком. Ранее данная процедура учета была предусмотрена НК только для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а для остальных категорий налогоплательщиков имела рекомендательный характер, в настоящее время производится в отношении большинства категорий налогоплательщиков.

Заявительная процедура постановки на учет предусматривает постановку налогоплательщика на учет только после направления им в адрес налогового органа письменного заявления с просьбой поставить его на учет. Ранее такая процедура была предусмотрена НК для всех категорий налогоплательщиков за исключением физических лиц, в настоящее время – только при постановке на учет организацией своего обособленного подразделения.

Мониторинг и оперативный налоговый контроль преследуют цель получения информации о текущей хозяйственной деятельности налогоплательщика. Посредством мониторинга и оперативного контроля возможно и обеспечение контроля налоговых поступлений.

На сегодняшний день возможности мониторинга и оперативного налогового контроля текущей хозяйственной деятельности налогоплательщиков российскими налоговыми органами практически не используется. Деятельность в сфере мониторинга и оперативного налогового контроля в России практически ограничивается контролем налоговых поступлений, осуществляемым налоговыми органами во взаимодействии с органами казначейства.

Контроль текущей хозяйственной деятельности налогоплательщиков и их налоговых поступлений может производиться в пассивной или активной форме. Пассивный контроль имеет форму наблюдения (мониторинга) за действиями налогоплательщика. Соответственно в случае перехода к активной фазе такая деятельность получит название «оперативный налоговый контроль».

В своей пассивной фазе (фазе налогового мониторинга) методами реализации этой формы налогового контроля, например, могут быть:

– создание налоговых постов.

Хронометражные обследования проводятся налоговыми органами с целью установления фактического дохода налогоплательщика и фактических затрат, связанных с получением дохода.

На сегодняшней день методы и возможности налогового мониторинга применяются налоговыми органами России в весьма небольшом объеме. Методические приемы хронометражных обследований используются, как правило, только в рамках камерального и выездного налогового контроля. Налоговые посты использовались в целях обеспечения контроля за поступлением акцизов лишь на протяжении двух лет с 2005 по 2007 г.

Налоговый мониторинг налоговых поступлений, как правило, сводится к учету налоговых поступлений в бюджет.

При переходе к активной фазе контроля хозяйственной деятельности (оперативному налоговому контролю) состав методов изменяется, и в его состав могут войти:

Из перечисленных методов российские налоговые органы вправе использовать в рамках налогового контроля только метод проведения инвентаризации. При этом, как и в случае с хронометражным обследованием, инвентаризация принадлежащего налогоплательщику имущества, как правило, проводится в рамках выездного налогового контроля. Проведение контрольных закупок и рейдовых проверок в рамках налогового контроля в России не допускается, однако налоговые органы вправе использовать эти методы в своей повседневной профессиональной деятельности. Выявленные при применении таких методов контроля факты нарушений (в том числе и налогового законодательства) признается поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

Оперативный налоговый контроль налоговых поступлений предполагает контроль и анализ погашения налоговых обязательств. Одним из методов такого оперативного налогового контроля является проведение налоговых обследований.

Налоговые обследования могут проводиться в целях:

– сбора сведений о доходах и других объектах налогообложения;

– изучения причин образования задолженности по налоговым обязательствам;

– анализа выполнения налоговых обязательств налогоплательщиками, использующими налоговые льготы.

Одной из особенностей процедуры проведения камерального и выездного налогового контроля в Российской Федерации является объединение законодателем в рамках указанного процесса решения задач как контрольно-проверочного, так и аналитического характера, относимых к сфере налогового расследования. Проведение камерального и выездного налогового контроля позволяет органам налоговой администрации не только проконтролировать соблюдение налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами их обязанностей по исчислению и уплате налоговых платежей, но и в случае выявления фактов нарушения выяснить причины таких отклонений.

Заметим, что в рамках проведения камерального и выездного налогового контроля при решении задач контрольно-проверочного характера и задач, касающихся налогового расследования, налоговые органы пользуются одним и тем же набором процедур, поэтому разграничить указанные виды деятельности на практике зачастую достаточно сложно.

Эта граница проявляется в момент выявления факта отклонения действий проверяемого лица от норм законодательства. До момента выявления этого факта проведение налогового контроля имеет четко выраженный контрольно-проверочный характер. Заметим, что если факт отклонения так и не будет выявлен, то налоговый контроль не выйдет за пределы контрольно-проверочной сферы.

С момента выявления отклонения действий проверяемого от норм законодательства в ходе налогового контроля проверяющими предпринимается попытка выяснения причин и характера этих отклонений, а в случае установления противоправного содержания таких действий – попытка их квалификации. Все указанные действия необходимо расценивать как проведение налогового расследования в режиме налогового законодательства.

Следует обратить внимание, что налоговый контроль «переключается» в режим налогового расследования только в отношении конкретного перечня выявленных отклонений, проверка всех остальных фактов хозяйственной деятельности проверяемого, в которых нарушений не было выявлено, происходит по-прежнему в контрольно-проверочном режиме.

Камеральный налоговый контроль в России осуществляется посредством проведения камеральных налоговых проверок.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Проведение камеральной налоговой проверки позволяет представителям налоговой администрации:

– выявить арифметические ошибки в поступившей от проверяемого отчетности;

– осуществить сверку данных в документах, поступивших из различных источников.

Функции камеральной налоговой проверки. В современной системе налогового администрирования камеральная проверка выполняет две функции:

– контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций;

– отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

Проведение проверки не требует какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

За исключением особых случаев, проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и необходимых документов.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе не ограничиваться имеющимися у него данными о деятельности налогоплательщика и получить дополнительную информацию с использованием предусмотренных методов налогового контроля, в частности путем:

– получения объяснений налогоплательщика;

– истребования дополнительных документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и сборов, правомерность применения налоговых вычетов и льгот;

– назначения экспертизы, проводимой на основании имеющихся у налогового органа документов.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки или противоречия в проверяемых документах и иных сведениях, имеющихся в распоряжении налогового органа, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести необходимые исправления. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов (либо при их отсутствии) налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки.

После подписания один из экземпляров акта остается на хранении в налоговом органе, а другой вручается руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю или их представителям.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик может представить в налоговый орган свои возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

Выездной налоговый контроль в России осуществляется посредством проведения выездных налоговых проверок. Особой разновидностью выездных налоговых проверок являются повторные выездные налоговые проверки. Идентичные по своей сути выездным налоговым проверкам, повторные выездные налоговые проверки имеют некоторые отличия, связанные с процедурой их назначения и проведения.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

– осуществивший постановку подлежащей проверке организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика;

– по месту нахождения организации;

– по месту жительства физического лица.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и местных налогов на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика:

– более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года (за исключением особых случаев, предусмотренных НК);

– две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Указанные ограничения не распространяются на:

– выездные налоговые проверки, осуществляемые в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика;

– повторные выездные налоговые проверки.

Повторные выездные налоговые проверки могут проводиться:

1) вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку– в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

Срок проведения любой выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

Общий перечень налогово-проверочных действий, возможных при проведении выездной налоговой проверки, включает:

– инвентаризацию имущества налогоплательщика;

– осмотр (обследование) помещений и территорий;

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

1) истребования документов (информации);

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.

По итогам любой выездной налоговой проверки в срок не позднее двух месяцев с момента оформления справки о ее проведении должен быть составлен акт налоговой проверки. В содержании акта налоговой проверки в том числе должны быть указаны:

– даты начала и окончания налоговой проверки;

– период, за который проведена проверка;

– наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

– адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;

– сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

– перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

– документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

– выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

После подписания один из экземпляров акта остается на хранении в налоговом органе, а другой вручается руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю или их представителям.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик может представить в налоговый орган свои возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

Указанная форма налогового контроля предполагает контроль за уполномоченными органами по вопросам правильности исчисления, полноты взимания и своевременности перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет.

С точки зрения российского налогового законодательства, применение подобной формы налогового контроля теоретически допустимо и может применяться в первую очередь к лицам, имеющим статус сборщика налога. Однако по своему содержанию контроль указанных лиц мало чем отличается от камерального и выездного налогового контроля налоговообязанных лиц, о котором речь шла выше.

Статья посвящена теме налоговых проверок. В ней описываются виды проверок и их специфика, основания назначения, риски. Поднимается вопрос того, как можно избежать налоговой проверки.

Ведение бизнеса означает, что вам придётся проходить налоговые проверки. Они бывают плановыми (1 раз в 3 года ФНС РФ обязана осуществлять такие мероприятия налогового контроля по отношению к каждой компании и ИП), а также внеплановыми. Последние устраиваются, когда появляется серьёзный повод подозревать нарушения. Первых избежать нельзя, вторых – можно.

Проверки в последние годы стали проводиться реже, однако их эффективность резко возросла. В частности, в 99% случаях они заканчиваются доначислением значительного объёма налогов, пени, штрафов. Нередко по результатам возбуждаются уголовные дела за уклонение от уплаты налогов.

Поэтому вопрос о том, как избежать выездной налоговой проверки, интересует многих предпринимателей. И их легко понять. Но для начала нужно разобраться в том, что вас ждёт.

Виды налоговых проверок

Среди проверок, проводимых налоговыми органами, встречаются не только плановые и внеплановые, но и такие виды как выездная и камеральная. Чем они отличаются друг от друга?

  • проводится непосредственно в ФНС РФ;
  • налогоплательщик о ней далеко не всегда узнаёт;
  • объектом проверки становится сданная в налоговую отчётность;
  • может быть основанием для назначения выездной налоговой проверки;
  • стандартный срок проведения составляет 2 месяца, но он при необходимости продлевается на месяц;
  • по декларациям по НДС осуществляется автоматически.

  • осуществляется на базе предпринимателя (в офисе, инспекторы также могут посетить производственные помещения);
  • стандартно длится 2 месяца, но может быть продлена до 6 или приостановлена, а впоследствии возобновлена;
  • объектом является начисление по конкретному налогу, если проверка тематическая, а также налоговая и бухгалтерская отчётность как таковая за последние 3 года, если проверка – общая;
  • возможно привлечение других правоохранительных органов, например, проведение проверки совместно с сотрудниками ОЭБиПК, если есть основания подозревать, что было совершено экономическое преступление;
  • в настоящем в большинстве случаев приводит к доначислению налогов.

Все проверки проводятся с целью контроля правильности расчёта и отчисления налогов, а также ведения соответствующей отчётности. Большое значение имеет и своевременность. Даже если налогоплательщик всё правильно выплатил, он всё равно может получить штраф при неграмотном подходе к ведению документации.

Налоговая проверка – это всегда большой стресс для компании или ИП. И такие мероприятия негативно сказываются на бизнесе не только в связи со штрафами, но ещё и потому, что отвлекают на себя значительную часть ресурсов. Поэтому их по возможности стоит избегать.

Что и зачем проверяют

Выездная налоговая проверка чаще всего назначается, когда инспекторы обнаруживают нарушения или же получают серьёзные основания заподозрить наличие проблем. Чаще всего к вам могут прийти, если:

  • среди ваших контрагентов есть фирмы-однодневки;
  • вы нерегулярно подаёте декларации и другую отчётность;
  • официально у вас нет прибыли или она очень маленькая;
  • при низком уровне дохода вы постоянно пользуетесь налоговыми льготами;
  • в поступающей из разных источников информации в связи с вами обнаружилось какое-то противоречие;
  • имеется обрыв по цепочке НДС;
  • на вас поступила жалоба в налоговые органы от контрагента или же от бывшего работника.

Проверить могут любую документацию по вам, то есть как данные по конкретной сделке, так и всю информацию по определённому налогу. Но инспекторам ничто не мешает потребовать документы по всей налоговой отчётности за последние 3 года.

Как избежать налоговой проверки

Гарантированного способа избежать налоговой проверки нет. Но можно серьёзно снизить риски её назначения. Для этого стоит придерживаться следующих рекомендаций.

Налоговая нагрузка должна быть не ниже 12%. В противном случае вы рискуете привлечь к себе нежелательное внимание.

Не отражать убытки в бухгалтерской и налоговой отчётности. Естественно, это не касается первых месяцев, когда такое положение дел вполне нормально.

Налоговые вычеты должны соответствовать налоговой нагрузке.

Не допускать роста расхода над ростом доходов. Следите за этим пунктом.

Контролируйте среднемесячную заработную плату. Ваш показатель не должен выбиваться по рынку.

Держать на контроле число сотрудников. Слишком маленькое, например, при явно большом производстве вызывает подозрения.

Контролировать показатели расходов к показателям доходов (не должны сближаться). Выход на «ноль» тоже опасен.

Избегать компаний, которые находятся в списке недобросовестных налогоплательщиков. Нужно внимательно проверять контрагентов.

Оперативно реагировать на требования налоговой о предоставлении пояснений. Отвечайте на любые запросы грамотно и в срок.

Не менять налоговые органы без крайней необходимости.

Учтите, что даже при соблюдении этих негласных правил к вам могут прийти. Но вероятность всё же будет ниже.

Основания проведения внеплановой налоговой проверки

Налоговая проверка может быть проведена внепланово по следующим основаниям:

  • истёк срок, отведённый налоговым органом на устранение нарушений, выявленных в ходе ранее проведенной проверки;
  • руководителем надзорного органа на основании требования прокурора был издан приказ о проведении внеплановой проверки;
  • решение суда.

Если к вам уже пришли, то нужно выполнять все требования инспекторов. Но вообще крайне желательно ничего подобного не допускать. А для этого необходимо внимательно следить за формированием налоговой отчётности (и бухгалтерской, если вы обязаны её вести).

Оптимальный вариант – поручить всё профессионалам на аутсорсинге. Или, как минимум, консультироваться с ними по сложным вопросам. В любом случае решать вам.

Комиссаров Андрей

Руководитель коллегии адвокатов
"Комиссаров и партнеры"

специально для ГАРАНТ.РУ

Еще одна не менее важная проверка, осуществляемая органами исполнительной власти – это налоговая проверка. ФНС России проверяет соблюдение юридическими лицами и ИП законодательства о налогах и сборах.

Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ, посвященной налоговому контролю.

Существует два типа проверок: камеральные (без выезда, проводимые в налоговом органе) и выездные (с визитом по месту нахождения организации).

При камеральной налоговой проверке налоговый орган анализирует изначально имеющиеся в распоряжении у налогового органа документы в отношении налогоплательщика, налоговые декларации, а также документы, предоставленные налогоплательщиком по запросу проверяющего.

Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев и не требует специального решения руководителя налогового органа о ее проведении.

Если камеральная проверка выявляет ошибки, несоответствия или противоречия в документах, проверяющий запрашивает у налогоплательщика пояснения и требует исправления нарушений. Организация в свою очередь может возражать, подкрепляя свои пояснения по факту допущенных ошибок документами бухгалтерского учета. Если по итогам проверки все же будет установлен факт нарушения налогового законодательства, налоговый орган составит акт проверки.

Выездная проверка проводится на основании решения руководства налогового органа непосредственно в помещении по месту нахождения проверяемой организации.

Предметом проверки является правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (не более трех лет ранее предшествующего налогового периода).

Выездная проверка проводится в двухмесячный срок (в исключительных случаях не более четырех месяцев, в особо исключительных случаях – не более шести месяцев).

Течение срока проверки может быть приостановлено в связи с истребованием документов, назначением экспертизы, переводом документов на русский язык, получением информации от иностранных органов. В этом случае действия налогового органа на территории проверяемого юридического лица прекращаются и последнему возвращаются все запрошенные подлинники документов (не считая изъятых в ходе выемки).

Повторная выездная проверка проводится в случаях, если вышестоящий налоговый орган примет решение проверить качество ранее проведенной проверки вашей организации или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларацией по проверяемом налогу с суммой налога в размере меньше ранее заявленного.

Налоговый орган имеет право:

  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика;
  • истребовать документы, необходимые для проверки (при этом требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю организации лично под расписку);
  • производить выемку документов при наличии оснований полагать, что документы, относящиеся к предмету проверки, могут быть сокрыты от проверяющих, подменены, изменены или уничтожены, например, при отказе в предоставлении документов (выемка производится только на основании отдельного мотивированного постановления);
  • вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для целей проверки, в качестве свидетеля для дачи показаний;
  • при воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате;
  • производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы;
  • привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, для участия в осмотре и иных действиях по осуществлению налогового контроля;
  • истребовать у вашего контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика эти документы (информацию);
  • вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы при отказе лица, у которого производится выемка добровольно дать доступ к документам;
  • привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле (экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом налогоплательщик вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы).

Налоговый орган не имеет права:

  • истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление не предусмотрено законом;
  • проводить более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение года (за исключением особых случаев);
  • проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг;
  • без участия понятых проводить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, а также осмотр документов и предметов;
  • требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган;
  • истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок;
  • производить выемку документов и предметов в ночное время;
  • ставить перед привлеченным экспертом вопросы, выходящие за пределы специальных познаний эксперта;
  • привлекать в качестве понятых сотрудников ФНС;
  • причинять неправомерный вред проверяемому и его имуществу.

Краткий порядок действий при появлении проверяющих из ИФНС в вашем офисе.

  • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
  • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и решение о проведении проверки.
  • Предоставьте проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, являющихся предметом проверки.
  • Выдайте проверяющим истребуемые документы лично (через представителя) либо по почте заказным письмом, в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика в течение 10 дней.
  • Если вы не имеете возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то вам необходимо в течение одного дня письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с объяснением причин, и о сроках, в течение которых вы можете представить истребуемые документы. Напомню, что непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ в соответствии со ст. 126 НК РФ.
  • Проверьте наличие у проверяющего постановления о производстве выемки, если таковая производится.
  • Проверьте правильность содержания протокола выемки и описей к нему (там должно содержаться точное указание наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимость предметов).

Последствия проверки

По итогам проверки составляется акт.

В случае если вы не согласны с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вам необходимо представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту с приложением документов, подтверждающих ваши доводы (при наличии).

Далее руководитель налогового органа принимает решение по факту допущенных нарушений налогового законодательства, выявленных в результате проверки. Срок принятия решения составляет 10 дней.

На рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем налогового органа вызывается сам налогоплательщик, который может давать свои пояснения по всем обстоятельствам, связанным с вменяемым ему нарушениями.

В результате рассмотрения материалов проверки налоговый орган устанавливает, имело ли место налоговое правонарушение, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю для получения дополнительных доказательств (на срок не более одного месяца) либо вынести решение о привлечении к ответственности налогоплательщика или об отказе в привлечении к ответственности.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и пеней, а также размер штрафа, указываются срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования решения. Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения проверяемому лицу.

Если проверяющие нарушили вышеописанные правила рассмотрения материалов налоговой проверки, например не обеспечили налогоплательщику возможности присутствовать при рассмотрении материалов проверки, возможности давать объяснения, решение о привлечении к ответственности может быть отменено вышестоящим налоговым органом.

В случае неисполнения в добровольном порядке решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение нарушения, налоговые органы вправе обратиться в суд.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой полицией, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры и Роспотребнадзора, читайте в моих предыдущих авторских колонках.

02-04 марта 2021

г. Москва, офлайн/онлайн

Брызгалин Аркадий Викторович
Сасов Константин Анатольевич
Смирнова Татьяна Степановна
Разгулин Сергей Викторович
Савицкий Алексей Анатольевич

Время проведения: 10:00-17:00

Стоимость для членов ПНК:

- проживающих в Москве и Московской области - 14 000 руб./16 000 руб. (при оплате физ. лицом / организацией)

- проживающих в других регионах России – 7 000 руб. /8 000 руб. (при оплате физ. лицом / организацией)

Стоимость для иных лиц:

- 18 000 руб. / 20 000 руб. ( при оплате физ. лицом / организацией)

Условия: единовременная 100% предоплата и отсутствие задолженности по членским взносам, включая 2020 год.

Участие в практикуме идет в зачет 36 часов повышения квалификации.

Дополнительная информация.

Участники практикума имеют возможность заключить договор об образовании и получить налоговые преимущества:

- получить социальный вычет по НДФЛ в части расходов на обучение (пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ);

- признать в расходах стоимости обучения работников в целях налога на прибыль (пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Программа прак тикума

Налоговые проверки и новые полномочия налоговых органов в 2021 году. Доминанты налогового контроля.

Налоговый контроль: дорожная карта ФНС на 2021 – 2023 г.г.

▫ Изменения в законодательстве по проведению мероприятий контроля в 2021 г. Осуществление дистанционного контроля и инспекторских визитов.

▫ Новый Закон о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле.

▫ Основные критерии налоговых рисков в 2021 г.

▫ Контроль банков за движением денежных потоков на счетах компаний. В каких случаях безналичные расчеты могут заинтересовать Росфинмониторинг.

Оперативная налоговая проверка как новая форма контроля бизнеса.

▫ Интеграция законодательства о ККТ в Налоговый Кодекс: текущие и планируемые поправки.

▫ Процедура проведения оперативной проверки. Права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков.

Представление налоговых деклараций, расчетов.

▫ Расчет штрафа за нарушение срока представления декларации (расчета).

▫ Лица, обязанные представлять отчетность в электронной форме.

▫ Ответственность налогового агента за недостоверные сведения. Условия освобождения от ответственности.

▫ «Ответственное» обособленное подразделение для сдачи отчетности и уплаты налогов. Процедуры уведомления налоговых органов, особенности уплаты налога на прибыль, НДФЛ, налога на имущество организаций.

▫ Изменения в контроле за уплатой имущественных налогов.

Камеральные, выездные, встречные проверки: новации 2021 года, актуальные проблемы и рекомендации эксперта

Автоматическая система контроля за уплатой НДС: как налоговые органы разоблачают схемы необоснованного возмещения НДС.

▫ Когда стоит добровольно уточнить свои обязательства по НДС.

▫ Важные судебные решения по НДС (КС РФ, ВС РФ), которыми должны руководствоваться налоговые инспекторы и налогоплательщики.

▫ Дробление бизнеса – уклонение от уплаты налогов или разумные хозяйственные цели? Как контролирующие органы борются с противозаконными налоговыми схемами и фирмами – «однодневками».

▫ Пределы осуществления прав по статье 54.1 НК РФ. Условия уменьшения налоговой базы (суммы подлежащих уплате налогов). Исполнение обязательства стороной договора, заключенного с налогоплательщиком - проявление налогоплательщиком должной осмотрительности. Риски отказа налогоплательщику в уменьшении налоговой базы.

▫ Налоговая реконструкция и ст. 54.1 НК РФ. Новый подход ВС РФ и ФНС к проявлению должной осмотрительности и доказательствам деловой цели сделки. Как защититься в 2021 г., если контрагента признали техническим.

▫ Последствия пропуска налоговым органом срока проведения проверки.

Вызов на рабочую группу по побуждению налогоплательщика к исполнению / утончению своих налоговых обязательств в связи с совершением операцией, имеющих признаки «схемных» с контрагентами «среднего» и «высокого» уровня риска: как провести встречу в налоговой с наименьшими потерями

Отмена комиссий по легализации налоговой базы по НДФЛ и базы по страховым взносам: что взамен

▫ Как налоговики выявляют «конвертные» схемы выплаты зарплаты.

▫ Совместные проверки налоговых органов и трудовой инспекции по переквалификации гражданско-правовых договоров в трудовые: последствия для налогоплательщиков.

Выездная, встречная проверки: процедуры проведения, границы действия налоговых органов.

▫ Решение о проведении выездной налоговой проверки: условие назначения, «глубина» проверки, вопросы проверки, состав проверяющей группы.

▫ Исчисление срока проверки.

▫ Продление, приостановление проверки.

▫ Вероятность назначения повторной налоговой проверки.

▫ Как подготовиться к проведению налоговой проверки: рекомендации адвоката.

▫ Правила поведения персонала компании во время проверки.

▫ Аудит документов компании в преддверии налоговой проверки: на что обратить внимание.

Допросы и опросы в ходе камеральной, выездной, встречной проверки: особенности, процедуры и правила.

▫ Права налоговых органов при проведении допросов и опросов.

▫ Кто может быть допрошен в качестве свидетелей.

▫ Действия налогоплательщика при вызове на допрос: что важно знать о своих правах и обязанностях.

▫ Особенности подготовки к допросу (инструктаж персонала, выработка и донесение позиции, «управление» показаниями). Участие представителей организации при проведении допроса работника.

▫ Типичные уловки инспекторов на допросе и тактика поведения налогоплательщиков: советы налогового адвоката.

▫ Документальное оформление результатов допроса: на что обратить внимание.

▫ Критерии допустимости доказательств, полученных в ходе допроса.

▫ Оспаривание протокола допроса: судебная практика.

Осмотр территории и помещений, выемка документов предметов: что вправе и не вправе делать налоговые органы. Основание проведения и протокол осмотра.

Затягивание проверки налоговыми органами – нарушение прав налогоплательщика: как бороться.

Акт по итогам проверки. Подготовка возражений к акту, к дополнению к акту.

Как урегулировать налоговый спор на досудебной стадии.

Как формируется практика досудебного оспаривания по налоговым спорам.

Рассмотрение материалов проверки руководителем инспекции как инструмент налоговой медиации. Участие налогоплательщика в рассмотрении материалов налоговой проверки. Как изучать материалы проверки с точки зрения оценки возможностей досудебного урегулирования спора. Уточненные декларации и смягчающие обстоятельства.

Подготовка письменных возражений на акт проверки: практические советы (доказательства, аргументация, подготовка и предоставление письменных и иных доказательств).

Доказательства и доказывание в рамках досудебного и судебного оспаривания требований ФНС.

Налоговая экспертиза как инструмент урегулирования налоговых споров.

▫ Порядок рассмотрения материалов в иерархии налоговых органов (Инспекция – УФНС –ФНС). Апелляционное обжалование в вышестоящих налоговых органах. Требование к форме жалобы. Отмена решения по камеральной проверке вышестоящим налоговым органом. Особенности подачи возражений, жалоб и обращений на бумажном носителе, по ТКС, через сайт ФНС.

Налоговые рассрочки и мировые соглашения.

Согласительные процедуры (рассрочки и отсрочки, мировые соглашения).

Мировые соглашения с ФНС: анализируем практику.

Налоговый спор в суде: как повысить шансы на успех.

▫ Что такое «налоговый спор» и его основные стадии; чем налоговый спор отличается от иных экономических споров.

▫ Как предотвратить налоговый спор? Самозащита на уровне налоговой проверки.

▫ 4 вида судебных налоговых споров и их особенности.

▫ Как правильно подготовить заявление и материалы для суда.

▫ Теория спора и тактика аргументации, как располагать доводы; формальная логика для судебного процесса; тактика успешного аргументирования и полемики.

▫ Доказательства и доказывание: подготовка и представление письменных и иных доказательств.

▫ Психология и эмоциональные особенности судебного налогового спора. Эффективные приемы и чего никогда нельзя делать в налоговом споре.

▫ Типичные ошибки судебных представителей. Многочисленные примеры из конкретных дел.

Порядок проведения налоговых проверок необходимо знать. Что нужно делать, если к Вам пришла налоговая инспекция?

ВНИМАНИЕ: наш налоговый адвокат принимает участие при проверке, а также знает, как готовиться к налоговой проверке правильно, поэтому, обратившись к нам, Вы получите профессиональную юридическую помощь.


Основания проведения налоговой проверки

Для проведения выездной проверки налоговой должно быть основание, в качестве которого выступает согласно ст. 89 НК РФ решение руководителя налогового органа или его зама.

Послужить причиной для принятия вышеуказанного решения о проверке может следующее:

  1. если налоговая нагрузка у подлежащего проверке лица ниже среднего уровня в конкретной сфере;
  2. если организация осуществляет свою деятельность с убытками на протяжении нескольких лет подряд и отражала соответствующие убытки в налоговой отчетности;
  3. если в отчетности указаны значительные суммы налоговых вычетов за тот или иной период;
  4. если работникам выплачивается зарплата, которая ниже среднеотраслевого уровня в субъекте РФ;
  5. если налогоплательщик неоднократно снимался с учета и вставал на учет в налоговых органах, меняя места нахождения;
  6. если налогоплательщик не представил пояснения в ответ на уведомление налоговиков о выявлении несоответствий показателей ведения деятельности, или не представил в налоговую документы, которые запрашивались;
  7. по иным причинам.

ПОЛЕЗНО : смотрите видео про обжалование решения налоговой и участие адвоката в налоговой проверке. Подписывайтесь на канал YouTube для возможности получать бесплатные консультации по налогам и иным вопросам через комментарии к роликам:

Порядок налоговой проверки

  1. Решение о выезде принимает руководитель налогового органа, поэтому Вам следует уделить внимание реквизитам данного решения (кем подписано? какое лицо проверяет?). Если решение ненадлежаще оформлено, тогда у нас появляется шанс его обжаловать в свою пользу.
  2. Следует помнить, что проверка охватывает только три последних года деятельности, поэтому брать больший период налоговая не имеет права, кроме того, налоговая не может дважды за календарный год выезжать к вам с проверкой по одним и тем же налогам. Кроме того, выезду налоговой предшествует запрос документов, на который налогоплательщик направляет ответ налоговой на запрос. Срок проверки составляет не более 2х месяцев (в исключительных случаях до трех месяцев). Порядок выездных налоговых проверок не должен быть нарушен.
  3. По итогам проверки составляется акт. В нем должны быть прописаны нарушения, выявленные в ходе проверки, выводы по указанным нарушениям, ссылки на конкретные нормы Налогового кодекса РФ. Эти моменты важны, так как на основании них будет вынесено решение, которое можно обжаловать.
  4. Но подвергнуть проверки можно и сам акт, Наголовый кодекс РФ дает двухнедельный срок для предоставления возражений, которые рассматриваются в присутствии налогоплательщика (нарушение данной процедуры тоже может послужить основанием для отмены решения). По результатам такой процедуры возможно назначение дополнительной проверки. Ее назначение будет свидетельствовать о недостаточности сведений, для привлечения к ответственности.

Сроки проведения налоговой проверки

Выездная налоговая проверка осуществляется в срок не превышающий два месяца. Указанный отрезок времени начинается со дня принятия решения о проведении проверки и заканчивается днем составления справки, подтверждающей проведение контрольного мероприятия.

Срок проведения налоговой проверки по решению руководителя УФНС либо лица его замещающего может быть увеличен до шести месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ), а в случае если контролирующий орган приостанавливал налоговую проверку, максимальный срок может составить один год. Законодателем оставлен открытым перечень для увеличения периода проверки, что фактически оставляет данный вопрос на усмотрение налогового органа.

Стоит отметить, что срок проведения налоговой проверки обособленного структурного подразделения организации составляет один месяц и не может быть продлен.

Приостановление выездной налоговой проверки

По решению руководителя УФНС либо лица его замещающего выездная налоговая проверка может быть приостановлена. В п. 9 ст. 89 НК РФ указаны следующие основания приостановления контрольного мероприятия:

  • истребование информации, сведений, документов;
  • назначение экспертизы;
  • официальный запрос информации от иностранных государственных органов;
  • перевод проверяемого материала на русский язык.

УФНС вправе приостанавливать контрольное мероприятие несколько раз в зависимости от необходимости в вышеуказанных действиях, но, в любом случае, совокупный период приостановления проверки не должен превышать шести месяцев.

Последствия выездной налоговой проверки

Наиболее благоприятным вариантом для налогоплательщика является отсутствие каких-либо последствий после проведения налоговым органом выездной проверки. При таком раскладе руководителем или заместителем УФНС выносится решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности, а в акте, составленном УФНС по завершении контрольного мероприятия отсутствуют сведения о выявлении нарушений и необходимости произведения доначислений.

На практике это скорее редкость, чем распространенный вариант. Основной целью выездной налоговой проверки является выявление недобросовестных налогоплательщиков, фактов уклонений от уплаты налогов, а это в свою очередь означает, что девять из десяти налоговых проверок приведут к дополнительным начислениям налогов, пеней, штрафов. В зависимости от размера выявленной задолженности будет рассмотрен вопрос об уголовной ответственности проверяемого лица, а также субсидиарной ответственности налогоплательщика за ущерб, причиненный бюджету неуплатой предусмотренных налогов.

Возражения на акт налоговой проверки

Результатом проверки должен быть соответствующий акт, который подлежит вручению лицу, которое проверяли.

Получив акт лицо должно с ним ознакомиться. Если после изучения акта лицо, которое проверяла налоговая, будет не согласно с фактами, отраженными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих, то оно праве в течение одного месяца со дня, когда получило акт, предоставить в налоговую возражения в письменной форме на акт.

В возражениях лицо указывает реквизиты акта, с которым не согласно, а далее отражает, с какой информацией в акте не согласно и почему, каким обстоятельствам не соответствуют факты, указанные в акте и чем это подтверждается. В подтверждение своих возражений лицо может приложить документы к возражениям. Возражения подлежат направлению в адрес налоговой, которая проводила проверку и составила акт.

Как избежать налоговой проверки?

Полностью исключить вероятность проведения выездной налоговой проверки в какой-либо организации не представляется возможным, но и налоговые органы не в состоянии проверить всех. Для того, чтобы свести к минимуму вероятность проведения выездного контрольного мероприятия следует учитывать риск-ориентированный подход УФНС при составлении плана проверок. Иными словами, чем выше риски финансово-хозяйственной деятельности, тем выше вероятность налоговой проверки, следовательно, для того, чтобы избежать налоговой проверки следует уменьшать следующие экономические риски:

  • отражение в отчетности убытков в течение двух и более лет;
  • налоговая нагрузка ниже среднего в регионе в аналогичной сфере;
  • низкая рентабельность;
  • рост расходов превышает рост доходов;
  • частая смена налогового органа, в котором организация поставлена на учет;
  • заработная плата сотрудников ниже, чем в среднем в регионе;
  • иные обстоятельства, которые лучше уточнить у нашего адвоката в ходе консультации.

Тщательный анализ и профилактика указанных финансово-хозяйственных рисков способна свести к минимуму вероятность проведения в отношении подобного юридического лица выездной налоговой проверки, но полностью обезопасить бизнес от дополнительных пеней и штрафов можно только при полном соблюдении налогового законодательства.

Адвокат по налоговым проверкам в Екатеринбурге

При осуществлении проверки налоговой у конкретного налогоплательщика, такая проверка может сопровождаться со стороны налогоплательщика привлеченными третьими лицами, которые обладают юридическими знаниями в области налогового права и/или работают в соответствующей сфере и знают налоговое и бухгалтерское законодательство.

При сопровождении налоговой проверки третьим лицом, последнее оказывает помощь в подготовке и предъявлении документов проверяющим, в общении с проверяющими, в отстаивании интересов налогоплательщика при предоставлении возражений, при обжаловании действий и решений налоговой.

Наши налоговые адвокаты готовы оказать помощь по сопровождению налоговых проверок, а также по защите интересов доверителя.

Вышеизложенное свидетельствует о необходимости плательщику налогов досконально изучать реквизиты, нормативное обоснование нарушений, выводы налоговой, указанные в документах, трезво подвергая все сомнению. А в случае возникновения вопросов – обратиться к нам за получением юридической помощи.

Читайте еще по вопросам налоговой проверки


Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры" А.В. Кацайлиди

Читайте также: