Что такое налоговая прозрачность

Опубликовано: 03.05.2024


Налоги выступают основным источником доходов государственного бюджета разного уровня. Это обязательный, регулярный и безвозмездный платеж, который изымается из физических и юридических лиц.

Определенные задачи государства испытывают необходимость в создании системы налогов. История государства на каждом этапе своего развития и становления влияли на налоговую систему, тем самым изменяя порядок налогов, вид и способ оплаты. Поэтому на основе организации системы налогов можно сделать характеристику ее развития.

Разработка и создание системы налогообложения были в основном построены на Конституции РФ и Налогового кодекса. Система налогов в России состоит из трех уровней, где устанавливаются отдельные налоги. К ним относят региональные, федеративные и муниципальные.

В основе налоговой системы России лежит Налоговый кодекс и до сегодняшнего дня он продолжает действовать как основной нормативный документ, который состоит из двух частей:

  1. Общая часть, где представлены: управление налогами, принципы налоговой системы, порядок начисления налогов, налоговая отчетность и ее контроль.
  2. В специальной части Налогового кодекса представлен порядок начисления отдельных налогов каждого из трех уровней.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Система налогообложения и ее основные принципы

Чтобы обеспечить эффективно - работающую систему налогов, необходимо, прежде всего, придерживаться основных требований Налогового кодекса, принципов и деталей. В истории налоговой системы существую 4 принципа построения системы налогообложения:

  • принцип справедливости. Основывается на соответствии налогов налогоплательщика и общим требованиям системы налогов;
  • принцип определенности, когда налогоплательщик осведомлен об условии начисления и сроках уплаты налогов;
  • принцип удобства, предусматривает создание максимально комфортных условий уплаты налогов;
  • принцип экономии, выражается в минимальных затратах налогов по отношению с размером величины поступлений обязательных налогов.

На сегодняшний день в практике российской налоговой системы, существуют такие основные положения:

  • налоги и сборы являются обязательными для всех субъектов по налоговому законодательству, и предусматривается равные условия налогообложения. Согласно законодательству уплата налогов осуществляется на основе фактической способности гражданина;
  • в налоговом законодательстве не предусмотрено ущемление и дискриминация прав и обязательств налогоплательщика;
  • ставка налога остается неизменной, несмотря на гражданство, размер капитала или форму собственности предпринимательской деятельности;
  • практически все налоги и сборы построены на основе экономики, поэтому не могут быть представлены в произвольной форме;
  • налоги являются обязательными тогда, когда они предусмотрены Налоговым кодексом;
  • в налоговом законодательстве предусмотрены все требования, касающиеся порядка начисления и уплаты налогов.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

По каким критериям оценивается налоговая система

На качество работы системы налогообложения влияют такие основные показатели: все уровни бюджета имеют равновесие, наблюдается стабильность ценовой политики, обеспечивается рост и эффективность объёмов производства.

Современную систему налогообложения России можно оценить по таким критериям:

  1. Равные условия налогового обязательства, которые основаны на справедливости. Налоги должны уплачиваться всеми гражданами страны, а не отдельными. Но налог также будет зависеть от финансового состояния граждан и рода его деятельности;
  2. Экономическая лояльность позволяет оказывать влияние на экономические субъекты и эффективно распределять ресурсы.
  3. Административная простота предусмотрена для эффективного оценивания расходов, которые распределяются на уплаты налогов. Критерии простоты оказывается влияние на размер затрат и их функциональные особенности;
  4. Вариативный критерий. Его наличие позволит оценивать возможности системы налогов адаптироваться к разным экономическим условиям и изменениям;
  5. Налоговая прозрачность. Налоговая система может проводить контроль налогоплательщиков.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

guarantees

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

guarantees_shield

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

417 419 оценок star
star
star
star
star

star
star
star
star
star

star
star
star
star
star

star
star
star
star
star

close

arrow

star
star
star
star
star

arrow

close

arrow

star
star
star
star
star

arrow

close

arrow

star
star
star
star
star

arrow

close

arrow

star
star
star
star
star

arrow

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Сайт работает по московскому времени:

vk

Принимаем к оплате visa
webmoney
mastercard
yamoney

А.О. Перегудов,
Директор по развитию бизнеса СФЭИ, курирующий проект АСТРА
Канд. экон. наук
Artem.Peregudov@interfax.ru
tp.interfax.ru

В случае совершения контролируемых сделок организация обязана подать соответствующее Уведомление в налоговые органы в срок не позднее 20 мая года следующего за отчетным. Налоговый контроль цен имеет право осуществлять только Центральный аппарат ФНС России и только в отношении контролируемых сделок.

Данное нововведение повлекло большое количество споров о разграничении полномочий территориальных УФНС и Центрального аппарата ФНС России, а также о самой возможности проводить налоговые проверки цен в отношении неконтролируемых сделок. Судебная практика долгое время складывалась неоднозначно. Эта неопределенность существовала до тех пор, пока Верховный суд не обозначил следующее:

  • Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, не может быть предметом выездных и камеральных налоговых проверок 2 ;
  • Цены в контролируемых сделках проверяет Центральный аппарат ФНС России. Наличие необоснованной налоговой выгоды в неконтролируемых сделках проверяют территориальные налоговые органы в рамках выездных и камеральных налоговых проверок 3 ;
  • Территориальный налоговый орган ОБЯЗАН проверять своевременность представления Уведомления о контролируемых сделках и достоверность указанных в нем сведений 4 .

Помимо указанных нововведений, в настоящее время значительно изменился подход налоговых органов к проведению налоговых проверок. Так, если ранее выездные налоговые проверки проходили спустя несколько лет после завершения отчетного года, то в настоящий момент налоговый контроль преимущественно осуществляется в режиме online, о чем свидетельствуют следующие факты:

  • С введением в эксплуатацию автоматизированной системы контроля НДС значительно увеличилась прозрачность НДС и теперь налоговому органу намного проще отслеживать всю цепочку от производителя до конечного потребителя;
  • Интеграция баз данных таможенных органов в информационные системы ФНС России позволили повысить качество предпроверочного анализа;
  • Появилась новая форма налогового контроля – Налоговый мониторинг (предоставление доступа сотрудникам ФНС в учетную систему компании взамен на отмену выездных налоговых проверок);
  • Практикуется новый порядок применения контрольно-кассовой техники: передача данных о реализованных товарах, работах и услугах в налоговый орган в режиме реального времени;
  • Увлечение прозрачности в той или иной отрасли стало возможным за счёт маркировки отдельных категорий товаров;
  • Осуществляется постоянный анализ движений по расчетным счетам компаний.

Кроме того, налоговые проверки стали более «прицельными», «адресными». Для обеспечения эффективности различных форм налогового контроля Центральный аппарат ФНС России провел маркетинговые исследования всех основных отраслей, в результате чего налоговый орган владеет информацией о порядке ценообразования, всех рыночных индикаторах, о ключевых игроках и структуре рынка. Также при проведении налоговых проверок в отношении контролируемых сделок Центральный аппарат ФНС России активно использует информацию, полученную территориальным налоговым органом в рамках выездных и камеральных налоговых проверок.

Центральный аппарат проводит очень глубокий предпроверочный анализ, запрашивает и получает большой массив данных, причём компания даже не подозревает о том, что ее проверяют. Если по результатам проведенного анализа будет выявлено, что компания использует нерыночные цены во внутригрупповых сделках, налоговый орган вызовет главного бухгалтера для предоставления пояснений. Поскольку доказательная база формируется налоговым органом достаточно основательно, компании в большинстве случаев соглашаются с налоговым органом и самостоятельно корректируют свои налоговые обязательства. При этом необходимо отметить, что налоговая проверка не инициировалась. В случае если компания отказывается провести самостоятельную корректировку, налоговый орган открывает налоговую проверку, получает дополнительную информацию о сделках налогоплательщика, за счет чего усиливает свою позицию. В итоге компании, как правило, соглашаются с ФНС и самостоятельно корректируют налоговые обязательства.

Прецедентов судебных разбирательств по налоговым проверкам контролируемых сделок в связи с описанным выше подходом налогового органа — единицы.

Первое дело связано с нефтяной компанией «Дулисьма». Данная организация подписала мировое соглашение с налоговыми органами еще до начала судебного процесса.

Второе дело — с участием «Уралкалия» – в первой инстанции налогоплательщику удалось отстоять свою позицию, но Девятый арбитражный апелляционный суд был на стороне ФНС. Сумма доначислений составила 1 млрд. руб.

В следствии того, что налоговые проверки контролируемых сделок были организованы описанным выше образом, статистика стала совершенно непоказательной. Налоговые проверки не инициируются, компании проводят самостоятельные корректировки своих налоговых обязательств, задача налогового органа по доначислениям выполняется. Какое количество «принудительных» корректировок компании осуществили «самостоятельно» — неизвестно.

Проводимый глубокий и всеобъемлющий предпроверочный анализ позволяет добиться практически стопроцентного доначисления и, если компания не анализировала собственные сделки самостоятельно, шансов отстоять свою позицию практически нет.

Здесь важно обратить внимание, что в результате разнонаправленной судебной практики и отсутствия прозрачности налоговых проверок в восприятии некоторых руководителей сформировались некоторые ложные представления о возможностях избежания либо "смягчения" тех или иных составляющих налогового контроля, имеющие своим следствием некорректную оценку собственных рисков и степени собственной ответственности:

Ожидание компаний

Обоснование несостоятельности ожидания компаний

Миф 1. Компания представляет в налоговые органы Уведомление о контролируемых сделках в срок. И, в связи с тем, что налоговые проверки цен не проводились, никакая дополнительная информация ЦА ФНС России не запрашивалась, готовить документацию считаем не целесообразным.

Компания обязана представить документацию в налоговые органы в течение 30 дней. Этого не достаточно для проведения глубокого анализа сделок, даже с привлечением аудиторов. Только предварительный анализ сделок позволяет снизить вероятность налоговых доначислении, минимизировать их размер, а также освободить от штрафа.

Миф 2. Компания относится к категории малых в связи с чем, вероятность того, что она вызовет интерес у Центрального аппарата, невысока

Масштаб бизнеса не является критерием для проведения налоговых проверок.

Миф 3. За подготовку документации в Группе отвечает головная компания

Головная компания может взять на себя подготовку документации, при этом ответственность за налогообложение остается на Главном бухгалтере и Генеральном директоре данного юридического лица.

Миф 4. Компания или Головная компания Группы привлекает аудиторов для подготовки документации в связи с чем, налоговые риски отсутствуют.

Аудитор готовит обоснование цен по итогам года. И, если сделки совершались по нерыночным ценам, обосновать это будет невозможно, либо сформировать сильную позицию будет крайне сложно.

Миф 5. Налоговый орган проверяет только сырьевые рынки и / или сделки с оффшорными юрисдикциями.

Налоговые проверки нефти и нефтепродуктов были инициированы только по итогам 2012 года. По итогам этих проверок были выработаны подходы и методики проверки. В настоящий момент фокус налоговых проверок с «биржевых» отраслей смещается. Особое внимание вызывают сделки с независимыми компаниями, зарегистрированными в оффшорах (оборот от 60 млн. руб. в год) и сделки с взаимозависимыми компаниями нерезидентами (независимо от суммы оборота контролируются все сделки).

Таким образом, с одной стороны, Центральный аппарат ФНС России анализирует контролируемые сделки, с другой стороны, неконтролируемые сделки проходят налоговый контроль в рамках выездных и камеральных налоговых проверок территориальным налоговым органом. Так, если территориальный налоговый орган выявляет нерыночное ценообразование с вытекающим отсюда получением необоснованной налоговой выгоды, УФНС применяет правила трансфертного ценообразования для определения размера этой выгоды, что тоже приводит к налоговым доначислениям.

Описанная «схема налоговых проверок» обеспечивает тотальный налоговый контроль всех сделок, совершаемых между взаимозависимыми компаниями.

Согласно информации, раскрываемой на сайте ФНС России, сумма налоговых доначислений по неконтролируемым сделкам значительно превышает сумму доначислений по контролируемым сделкам (3,1 млрд. руб. и 2,1 млрд. руб. соответственно), а величина самостоятельно корректировки налоговой базы составила около 70 млрд. руб.

Сравнивая последствия, с которыми сталкиваются компании в ходе проверок контролируемых и неконтролируемых сделок, можно отметить следующее:

Параметр сравнения

Контролируемые сделки

Неконтролируемые сделки

Налог на прибыль

По внутрироссийским сделкам возможно проведение самостоятельной корректировки и уменьшение налоговых обязательств другой стороны сделки

Самостоятельная корректировка невозможна

с 01.01.2017 года 40%

1/300 ключевой ставки за каждый день

1/300 ключевой ставки за каждый день

ИТОГО

Налоговый риск группы заключается:

Налоговый риск группы заключается = налог + штраф + пеня

На основании представленного сопоставления можно сделать вывод, что налоговые риски компаний в части проверок неконтролируемых сделок существенно выше, чем в контролируемых сделках. В этой связи в целях обеспечения эффективного управления налоговыми рисками и их минимизации представляется целесообразной реализация следующих мер, которые уже практикуют многие крупные и средние компании:

  1. Рентабельность всех сделок с взаимозависимыми лицами необходимо тестировать на соответствие рыночному интервалу в процессе бюджетирования;
  2. При совершении сделок в течение года все сделки с взаимозависимыми лицами должны проходить проверку на рыночность;
  3. В качестве целевого значения рентабельности при планировании следует использовать медиану рыночного интервала — это значительно снижает вероятность того, что фактическая рентабельность сделки окажется за пределами рыночного коридора;
  4. По всем контролируемым сделкам необходимо формировать документацию, что позволяет освободить компанию от штрафа;
  5. По всем неконтролируемым сделкам с взаимозависимыми лицами в момент совершения сделок и по итогам года нужно проводить тестирование рентабельности на вхождение в рыночный интервал для минимизации риска необоснованной налоговой выгоды;
  6. Обосновывать цены сделок следует в момент их совершения, а не в конце года, поскольку сформированный факт, который не проходил проверку, обосновать крайне сложно;
  7. Для достижения наибольшей эффективности управления налоговыми рисками важно обеспечить вовлечение всех ключевых подразделений в трансфертное ценообразование.

1 Юзвак М.В. Контроль за ценами в неконтролируемых сделках // Налоговед. 2013. № 8.
2 Определение Верховного суда РФ от 11.04.2016 N 308-КГ15-16651 по делу N А63-11506/2014
3 Апелляционное определение ВС РФ от 12.05.2016 N АПЛ16-124
4 Определении ВС РФ от 17.05.2016 N 305-КГ16-3837 по делу N А40-71494/2015

Посещение Федеральной налоговой службы. Осмотр модели помещения инспекции ФНС

Посещение Федеральной налоговой службы. Осмотр модели помещения инспекции ФНС

Перед совещанием Дмитрий Медведев осмотрел новую модель помещения инспекции Федеральной налоговой службы.

Совещание о развитии системы налогового мониторинга

Из стенограммы:

Принятые решения

Д.Медведев: Мы встречаемся в налоговой службе, для того чтобы обсудить достаточно интересный институт, так называемый налоговый мониторинг, который начал работать с 1 января 2015 года, функционирует уже несколько лет. Он позволяет налоговикам получать доступ к данным бухгалтерского и налогового учёта компаний, которые заключили с Федеральной налоговой службой соответствующее соглашение, с высокой точностью оценить налоговые обязательства компании. Как я понимаю, это удобно для всех. То есть выигрывают все – и представители налоговых властей, и, что не менее важно, бизнес.

Совещание о развитии системы налогового мониторинга

Совещание о развитии системы налогового мониторинга

Участники совещания

Список участников совещания о развитии системы налогового мониторинга, 13 февраля 2019 года

Во-первых, снижаются трудозатраты на администрирование налогов, это достаточно серьёзная, масштабная работа, в крупных компаниях в особенности. Все данные можно получить, никуда не выезжая. С другой стороны, растут доходы государства, поскольку выявлять ошибки и доплачивать налоги можно в оперативном режиме. Бизнес – а это, я считаю, исключительно важно – в большинстве случаев освобождается от камеральных и выездных налоговых проверок, это всегда большая головная боль для компании. От неожиданных визитов, которые далеко не всегда полезны для хозяйственной деятельности, когда почти вся структура, вся компания начинает работать на эту проверку, нормальный ритм сбивается. Дело даже не в каких-то нарушениях, а в том, что это само по себе достаточно серьёзное испытание.

По сути, мониторинг позволяет минимизировать персональное взаимодействие контролёра и проверяемого за счёт расширения инструментов дистанционного контроля. И самое главное, что присоединение к этому мониторингу формирует правильные поведенческие условия, поскольку на него соглашаются те компании, которые хотят быть открытыми (или готовы быть открытыми) для общества и государства, кто хочет продемонстрировать прозрачность своей работы клиентам, партнёрам по бизнесу. То есть согласие на налоговый мониторинг среди прочих факторов позволяет бизнесу формировать позитивный имидж самой компании, репутацию открытой и современной компании.

За последние годы количество участников налогового мониторинга выросло с 7 до 44 компаний. Эти компании обеспечивают более 12% всех налоговых поступлений в федеральный бюджет.

Я позвал руководителей компаний, это все очень крупные российские компании, лидеры экономики. И здесь присутствует несколько дочерних обществ крупных международных корпораций.

Опыт налоговой службы может быть полезен и в работе других контрольных служб. Нужно переходить в целом от жёстких действий, которые осуществляются уже постфактум, в режиме реагирования, – к превентивным мерам, профилактике. Перестраивать работу таким образом, чтобы смещать акцент с ответственности на предотвращение тех проблем, которые потенциально могут возникнуть.

И информационные технологии – в этом смысле наша налоговая служба является наиболее передовой организацией – позволяют всё это делать, работать в прозрачном режиме. Надеюсь, что опыт Федеральной налоговой службы в этой части будет полезен и для других органов управления. Особенно с учётом того, что сейчас мы готовим довольно серьёзную реформу контрольно-надзорной деятельности.

Я просил бы коллег высказаться. Сначала послушаем руководителя ФНС.

Пожалуйста, Михаил Владимирович (обращаясь к М.Мишустину).

Доклад Михаила Мишустина на совещании о развитии системы налогового мониторинга

Доклад Михаила Мишустина на совещании о развитии системы налогового мониторинга

В первую очередь мы хотим сегодня показать систему налогового мониторинга, доложить Вам о результатах работы, связанных с введением в России систем налогового мониторинга. Вы сказали, что к ней подключилось уже 44 компании. Если говорить об основе такого расширенного взаимодействия с налогоплательщиками, то в первую очередь это открытие информационных систем крупных компаний, что практически ведёт к отсутствию у них камеральных выездных налоговых проверок. Сделано это на основе принципа добровольного совместного соблюдения требований налогового законодательства, который известен во всём мире.

Развитие налогового мониторинга у нас в России началось с 2012 года. Я хочу поблагодарить коллег, которые начинали с нами этот проект – это компания «Роснефть», компания «Эрнст энд Янг», ряд других компаний, с кем мы отработали до 2015 года все основные элементы, связанные с системами налогового мониторинга и уже имплементировали с 1 января 2016 года это в нашу жизнь. Нефтяная и газовая отрасли, банки, металлургия, энергетика, машиностроение – это основные отрасли, компании которых участвуют в налоговом мониторинге.

Мы как раз проверили, 12,25% федерального бюджета эти компании обеспечивают.

Критерии, которым должна соответствовать компания, чтобы стать участником налогового мониторинга, – это оборот более 3 млрд рублей, активы компании тоже более 3 млрд рублей, совокупные уплаченные налоги в течение года во все уровни бюджета должны быть больше 300 млн рублей. Таких компаний чуть больше 1,8 тыс., соответственно, они так или иначе думают, размышляют, многие пока делают свои аналитические прогнозы, вкладываться ли им в изменение своих систем для того, чтобы сделать такой мониторинг возможным.

Д.Медведев: Это затратная история?

М.Мишустин: Да. Первые, кто прошли (я надеюсь, может быть, сегодня коллеги скажут, сколько они потратили) – это «САБ», ряд других компаний, в том числе 1С, которые предоставляют такие услуги.

Сначала об истории развития системы налогового мониторинга. Это стало идеей в 2005 году, которую реализовали в Голландии, Ирландии и Соединённых Штатах Америки. Называлось это горизонтальной системой мониторинга с соответствующими расширенными отношениями налогоплательщиков и налоговых органов. Позже 24 страны присоединились к этим системам. Мы постарались сделать так, чтобы все последние инновации, в первую очередь возможность работы онлайн с этими системами, были реализованы в нормативной базе и требованиях к системе внутреннего контроля в Российской Федерации. Нормативная база, которая у нас создана, соответствует всем международным стандартам. В первую очередь это риск-менеджмент – стандарт ИСО 31000. Это стандарты ОЭСР, стандарты аудиторов. На сегодняшний день, в том числе по оценкам наших зарубежных коллег, ОЭСР, мы полностью соответствуем требованиям, которые международные организации предъявляют к налоговому мониторингу.

Что важно? В первую очередь это совместная оценка рисков, когда компания абсолютно откровенна и налоговая служба оценивает риски до начисления налогов по всем видам соответствующих налогов и сборов. В частности, мы взяли интегрированные показатели, по налогу на прибыль компании видят в разы больше рисков, чем налоговая служба. Если компании важно понимать ситуацию, она запрашивает мотивированное мнение, или рулинги, налоговой службы. Таких рулингов выпущено 30, более чем на 116 млрд рублей по совокупной налоговой базе.

Д.Медведев: Каково правовое назначение так называемого рулинга? На него могут ссылаться потом другие компании как на прецедент или нет?

М.Мишустин: Вы имеете в виду прецедентное право, чтоб потом в судах…

Д.Медведев: У нас нет прецедентного права в стране, мы не англосаксонская страна. Я про другое: ссылаться на то, что уже аналогичным образом соответствующий казус был разрешён?

М.Мишустин: Нет. Мотивированное мнение в этом смысле выпущено только в сторону компаний. Мы хотели сегодня показать дерево уровня зрелости систем внутреннего контроля, которое компании сами оценили. Это совместная оценка налоговиков и тех, кто участвует в налоговом мониторинге.

Нас радует, что если говорить о ста баллах полного соответствия зрелой системе внутреннего контроля, то средняя оценка уровня зрелости сегодня составила 48 баллов, то есть примерно половина. Но точно абсолютно, что практически все компании, в том числе присутствующие, – добросовестные, хотят полной прозрачности своей финансовой отчётности.

Больше вопросов к матрице рисков, описанию контроля, оценке эффективности контроля. То, над чем мы сейчас работаем, те KPI, которые компании ставят на будущее, чтобы быть более прозрачными.

И наконец, преимущества. Вы говорили в своём вступительном слове, что, без сомнения, сокращаются трудозатраты компаний на сопровождение мероприятий налогового контроля – более 30%. Колоссально сокращается количество истребованных документов. На сегодняшний день мы фиксируем на 77% сокращение таких требований. Почти наполовину снижается резерв по неопределённым налоговым позициям. И соответственно, закрытие годового периода проходит в три раза быстрее – за квартал всё закрывают. Особенно это касается крупных, больших корпораций с большими соответствующими операциями.

В заключение своей презентации я бы хотел сказать несколько слов о развитии налогового мониторинга. Дмитрий Анатольевич, мы бы хотели обратиться к Вам для того, чтобы было соответствующее поручение компаниям с государственным участием – рассмотреть возможность налогового мониторинга такого режима. Соответственно, при такой возможности идти на этот режим, потому что он снижает издержки компании, создаёт прозрачность и, конечно, повышает для нас достоверность налоговой отчётности.

Далее – вопрос о создании единой с налоговой службой системы выявления и оценки рисков и внедрении инструмента согласованной налоговой базы, который повысит соответствующий уровень прогнозирования поступления налогов и сборов.

И наконец, роботизация налогового контроля на основе стандартного файла налогового аудита, что практически позволит нам без каких-то ручных операций проверять все соответствующие соотношения, которые необходимы для исполнения налоговых обязательств компании.

Мы хотели также продемонстрировать на примере уважаемого нашего налогоплательщика, компании «Аэрофлот», как видит и налоговый инспектор, и сотрудник системы внутреннего контроля или финансовый директор «Аэрофлота» её налоговую бухгалтерскую отчётность.

Д.Медведев: Пожалуйста, Виталий Геннадьевич.

Впервые за много лет ФНС планирует «включить свет в темной комнате» — открыть налоговые тайны организаций для всех желающих. С 1 августа 2018 года начнет работу сервис «Прозрачный бизнес», который сделает доступной информацию о численности работников организации, применяемых режимах налогообложения и об участии в консолидированных группах налогоплательщиков. Еще через два месяца в сервисе появятся сведения о доходах и расходах организаций, суммах уплаченных налогов, сборов и страховых взносов.

А с 1 декабря 2018 года открытость распространится и на информацию о налоговых недоимках и задолженности по пеням и штрафам, а также о налоговых правонарушениях организаций. Аналогичная информация о страховых взносах появится в сервисе в 2019 году. Закрытыми останутся только данные стратегических предприятий и крупнейших налогоплательщиков — по задумке законодателей, они станут «прозрачными» только в 2020 году.

Логика государства понятна: открытость данных поможет лучше оценить контрагента, убедиться, что он не является фирмой-однодневкой, и проявить должную осмотрительность — в данном случае это вполне конкретное понятие, активно используемое налоговиками в ходе проверок. Предполагается, что если компания не проявила «должную осмотрительность» при выборе контрагента, а тот оказался фирмой-однодневкой, то и вычет по НДС такой компании не положен.

Однако запуск сервиса откладывался уже два раза и в результате отчасти опоздал. Федеральным законом от 18.07.2017 № 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» в НК РФ введена ст. 54.1, согласно которой основным критерием, подтверждающим обоснованность получения налоговой выгоды, является реальность осуществляемых операций. А проблема должной осмотрительности уходит на второй план.

Поэтому использовать сервис для минимизации претензий от налогового органа уже не получится. А проверку контрагентов в целях реальной безопасности бизнес делал совсем другими способами, не дожидаясь сервиса от ФНС.

Плюсы и минусы

И все же сервис будет полезен для предпринимателей:

— Он, безусловно, повысит прозрачность бизнеса — компании не смогут врать на тендерах или при переговорах о том, что у них в штате «сотни дипломированных специалистов в требуемой отрасли» или «многомиллионные контракты».

Но у прозрачности, конечно, есть и обратная сторона, и иногда она будет вредить предпринимателям:

— Возрастает цена ошибки. Например, если компания случайно заплатила налоги некорректно, но быстро урегулировала претензии налоговой инспекции, то об этой оплошности мог никто и не узнать. Теперь же эти сведения могут стать клеймом на ее репутации (отсутствие претензий со стороны налоговой часто являются критерием для выбора контрагентов).

— Легче станет работать рейдерам. Часто рейдерам для атаки на бизнес необходимо максимально изучить его. Конечно, при рейдерских атаках нередко используется административный ресурс, и все требуемые сведения достаются из закрытых источников. Но теперь — даже «рейдеры-любители» смогут легко получать необходимую информацию.

— Учитывая не очень успешный опыт предыдущих попыток запуска сервиса, есть риск, что и сейчас он будет запущен со сбоями. Например, нечаянно раскроются лишние сведения. Или часть сведений будет указана некорректно. Хотя ФНС и является одним из лидеров среди госорганов по автоматизации своей деятельности, сюрпризы вполне возможны.

К чему нужно быть готовым

Чтобы не потерять важного клиента и не проиграть тендер, необходимо до публикации сведений понимать, какие данные о вашем бизнесе отобразятся в сервисе ФНС. А значит, нужны внутренние процедуры юридического и налогового комплаенса: они занимают немного времени, но при правильной организации помогают заблаговременно выявлять проблемы и устранять их до того, как они станут публичными.

Регулярно отслеживайте информацию на сервисе. В налоговой службе тоже работают люди, и они (как, впрочем, и роботы) могут ошибаться. Если вы увидите недостоверные сведения о вашей компании — необходимо будет немедленно обжаловать в налоговой их публикацию и добиться исправления ошибок.

Мониторьте своих основных контрагентов при каждом обновлении сведений в сервисе. Если вы увидите динамичное падение выручки или сокращение персонала — это сигнал, что компания может перестать платить по своим счетам или не сможет выполнить все обязательства перед вами.

Что дальше

Учитывая общий тренд на цифровизацию госуправления, контролирующие органы, скорее всего, и дальше будут расширять список публикуемых сведений. Возможно, нас ждет раскрытие данных и других ведомств (в том числе ФТС). Но хотелось бы, чтобы со временем для бизнеса стала доступной и информация о рискованных контрагентах и цепочках, полученная налоговыми органами с помощью электронного декларирования и обработки big data программой АСК НДС. Ведь целью ФНС должно являться не наказание нарушителей, а помощь бизнесу в том, чтобы эти нарушения не допускать.

Мутулова Светлана Сергеевна, аспирант кафедры "Финансовое право" ФГОБУ ВПО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации".

Исследование уровня прозрачности налоговой системы в России является актуальным предметом научно-практической публикации. В статье предложены изменения в налоговое законодательство, которые могут способствовать повышению прозрачности налоговой системы.

Ключевые слова: парафискалитет, налоговая система, налоговая политика, Налоговый кодекс.

The author of the article raises the issue of correlation of parafiscalitets and transparency of Russian tax system. In the article specific changes in tax legislation are suggested, which can become measures make Russian tax system more transparent.

Key words: parafiscalitet, tax system, tax policy.

В последнее время среди ученых, занимающихся проблемами финансового права, стали популярными проблемы регулирования особого рода платежей, которые принято называть парафискалитетами, парафискальными сборами и т.д. В настоящей статье предлагается взглянуть на проблему парафискалитетов с точки зрения налоговой политики, а именно прозрачности налоговой системы.

В современных публикациях отмечается, что, несмотря на уже имеющиеся достижения российской налоговой политики: выраженное снижение налоговой нагрузки на предпринимательство, осуществление важных мероприятий по упрощению налоговой системы страны путем установления закрытого перечня налогов, сокращения числа и унификации налоговых баз, правил и порядка уплаты конкретных налогов, формирование налоговой политики страны на долгосрочный период еще не закончено. Данные проблемы серьезно влияют на инвестиционный климат в стране, нарушают систему доходов бюджета, ухудшают инвестиционную привлекательность, затрудняют инновационное развитие. В этой связи основной задачей становится создание прозрачной, стабильной и простой налоговой системы . В условиях общего кризиса экономики формирование рациональной налоговой политики играет решающую роль в успешном развитии государства. Пожалуй, еще более важным обстоятельством является то, что порядок налогообложения и практическая реализация этого порядка влияют на функции общественных финансов. Особенность переходных экономик в этой ситуации заключается в том, что государственные институты, необходимые для осуществления этих функций в целом и, в частности, дающие возможность эффективно взимать установленные налоги, не сформированы. Опыт налоговых реформ в различных странах показывает, что в стране с переходной или развивающейся экономикой необходимо формирование простой и легко администрируемой налоговой системы. Почти во всех случаях введение налоговой системы, требующей сложных административных процедур или сложного декларирования, особенно на первых этапах перехода к рыночной экономике, не приводит к положительным результатам .

Беспалов М.В. Налоговая политика государства в условиях современного экономического кризиса // Налоги. 2009. N 5. С. 2 - 5.
Налоговая реформа в России: проблемы и решения. В 2-х т. Т. 1. ИЭПП, 2003. С. 23.

"Приоритетной целью налоговой политики является обеспечение необходимых условий для экономического развития и инвестиций в экономику. Не допускается применение налогов, отдельных налоговых режимов или методов налогового регулирования, наказывающих или создающих барьеры для вложений в развитие экономической инфраструктуры или в рост национального производства" .

Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование: Учебное пособие. М.: Экономистъ, 2006. С. 345.

Не будет преувеличением оценить ситуацию с правовым регулированием парафискалитетов в России как крайне неопределенную. Нет единого понимания парафискалитетов ни среди ученых, ни среди практиков. Равно как нет ни законодательной базы, ни последовательной судебной практики. В этой ситуации разрастание числа разного рода платежей, которые не являются налогами, но как минимум имеют признаки обязательности, становится фактором неопределенности для инвестиций, причем как внутренних, так и иностранных.

Последовательный подход к вопросам правового регулирования парафискалитетов - важная составляющая совершенствования российской налоговой политики и инвестиционного климата.

В ряде зарубежных публикаций мы можем встретить радикальный подход: специалисты международных организаций, в т.ч. специалисты Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, оценивают парафискалитеты как нежелательное явление в финансовой системе государства, поскольку законодательство о квазиналогах непрозрачно. С целью совершенствования налоговой системы специалисты Организации по экономическому сотрудничеству и развитию рекомендуют отказаться от парафискалитетов как можно скорее, поскольку они делают всю налоговую систему непрозрачной .

Dasgaard T. The tax system in Korea: More Fainess and Less Complexity Required. Economics Department Working papers. N 271. P. 30.

Представляется, что парафискалитеты уже вошли в финансовую практику и от них вряд ли возможно отказаться, поэтому более разумно установить четкое и максимально прозрачное правовое регулирование.

В немецкой правоприменительной практике признана необходимость наличия парафискалитетов, но при этом "законодатель может воспользоваться сбором только в рамках преследования цели, которая выходит за пределы обычного финансирования. Особый сбор может взиматься только с определенной группы, которая находится в специфических отношениях с той целью, которая преследуется при взимании сборов. Поступления от сборов должны расходоваться на нужды группы. Если какая-либо задача финансируется за счет особого сбора в течение длительного времени, то законодатель должен регулярно проверять, есть ли необходимость сохранять в силе решение о введении особого сбора, или нужно его изменить по причине изменившихся обстоятельств и прежде всего из-за отсутствия цели финансирования или достижения этой цели" .

Остерло Л., Джобс Т. Конституционные принципы налогов и сборов ФРГ // Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации 2003 / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Издательско-консультационная компания "Статус-Кво 97", 2004. С. 77 - 104.

Формирование взвешенного подхода к регулированию парафискалитетов - задача не одного дня, а может быть, и не одного года. В то же время проведение последовательной налоговой политики России и совершенствование инвестиционного климата требуют принятия срочных мер. Нам думается, что такие меры могут носить переходный характер.

В качестве конкретной переходной меры мы можем предложить внести изменения и дополнения в ст. 3 "Основные начала законодательства о налогах и сборах" НК РФ. Статья может быть дополнена формулировкой о том, что иные платежи, которые не обладают всеми признаками налогов и сборов и не предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, в т.ч. платежи, взимаемые в пользу лиц публичного права, могут устанавливаться и взиматься на территории Российской Федерации только в порядке исключения, когда иной способ финансирования не целесообразен.

При этом п. 3 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации может быть дополнен требованием о пересмотре законодательства о парафискалитетах на предмет обоснованности продолжения финансирования соответствующих целей с помощью парафискального платежа.

В законодательстве необходимо установить требование об учете парафискальных платежей. Специальной нормой Налогового кодекса Российской Федерации следует возложить учет парафискалитетов, например, на Министерство финансов Российской Федерации. Только при наличии публичного реестра парафискалитетов у инвесторов появляется реальная возможность достоверно оценить эффективность своих инвестиций на территории России.

Возможно, такие меры могут показаться слишком простыми и не учитывающими множество нюансов парафискальных платежей, но такого рода изменения могут стать действенным переходным механизмом вплоть до создания научно обоснованной системы норм о парафискалитетах.

Четкость и ясность требований к регулированию парафискалитетов, требование о том, что они могут вводиться только в исключительных случаях, повышают уровень прозрачности налоговой системы и способствуют улучшению инвестиционного климата в России.

Читайте также: