Перевод обязанности по уплате налога на другое лицо

Опубликовано: 30.04.2024


Федеральным законом от 30.11.16 г. № 401-ФЗ были внесены изменения в п. 1 ст. 45 НК РФ, согласно которым третьим лицам разрешается оплачивать налоги за налогоплательщика, но при этом они не вправе требовать возврата налоговых платежей.

Таким образом, уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом.

Оформление платежного поручения

Федеральная налоговая служба России в письме от 17.03.17 г. № ЗН-3-1/1850@ приводит информацию, как следует заполнять платежные документы, если фактически за организацию -налогоплательщика платеж производит другое лицо. Для правильной идентификации плательщика и перечисленных денежных средств в бюджет необходимо руководствоваться следующим:

  • в поля для «ИНН» и «КПП» плательщика необходимо внести данные организации-налогоплательщика;
  • в поле «Плательщик» должна быть указана информация о фактическом плательщике — наименование юридического лица или Ф.И.О. физлица;
  • в поле «Назначение платежа» указываются ИНН и КПП организации — фактического плательщика или ИНН физлица — фактического плательщика, а также наименование организации-налогоплательщика. Инфор­мация о плательщике выделяется знаком «//«;
  • в поле «Статус плательщика» нужно внести статус лица, чья обязанность по перечислению средств в бюджет исполняется. Например, для юрлиц при уплате налогов или страховых взносов указывается 01, для ИП — 09 и 13 — для физлиц.

Гражданско-правовые отношения

Для того чтобы налоговая инспекция не посчитала налоговые платежи, оплаченные третьим лицом, безвозмездной помощью следует оформить договор займа между налогоплательщиком и лицом, которое исполняет за него налоговые обязательства.В соответствии с п. 1 ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

По общему правилу договор денежного займа предполагает уплату заемщиком процентов. Однако стороны могут договориться о предоставлении беспроцентного займа, при этом условие о предоставлении зай­ма без уплаты процентов за пользование заемными средствами должно быть предусмотрено договором (п. 1 ст. 809 ГК РФ).

Бухгалтерский учет

Сумма денежных средств, выданных по договору займа и подлежащих возврату заемщиком, не признается расходом организации применительно к п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 г. № 33н, поскольку при выдаче займа не происходит выбытия активов (денежных средств), приводящего к уменьшению экономических выгод или капитала организации.

В данном случае предоставленный заем является беспроцентным. Поэтому он не включается в состав финансовых вложений организации, так как не выполняется условие п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.02 г. № 126н, а учитывается в качестве дебиторской задолженности.

Соответственно предоставление такого займа отражается записью по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 51 «Расчетные счета» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н).

При возврате заемщиком денежных средств в погашение займа у организации-заимодавца не возникает дохода (п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 6.05.99 г. № 32н).

По рассмотренным операциям с учетом изложенного в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов, производятся следующие бухгалтерские записи:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 68 — сумма беспроцентного займа отражена в составе налоговых платежей;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76 — отражен возв­рат займа.

Налоговый учет

НДС

Операции по предоставлению и возврату займов в денежной форме объектом обложения НДС не являются (п.п. 1 п. 2 ст. 146, п.п. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ). Аналогичный вывод в отношении операции по передаче заимодавцем заемщику денежных средств содержится в письме ФНС России от 29.04.13 г. № ЕД-4-3/7896. А в отношении операций по передаче и возврату денежных средств — в письме Минфина России от 29.11.10 г. № 03-07-11/460.

Налог на прибыль организаций

Денежные средства, переданные по договору займа, а также суммы, полученные в счет его погашения, не учитываются для целей налогообложения прибыли в составе расходов и доходов (п. 12 ст. 270, п.п. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ).

1. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом.

Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога.

2. Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Взыскание налога в судебном порядке производится:

1) с лицевых счетов организаций, если взыскиваемая сумма превышает пять миллионов рублей;

2) в целях взыскания недоимки, возникшей по итогам проведенной налоговой проверки, числящейся более трех месяцев:

за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), - с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий);

за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), - с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);

за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), - с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий), если с момента, когда организация, за которой числится недоимка, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, произошла передача денежных средств, иного имущества основному (преобладающему, участвующему) обществу (предприятию) и если такая передача привела к невозможности взыскания указанной недоимки;

за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), - с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), если с момента, когда организация, за которой числится недоимка, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, произошла передача денежных средств, иного имущества зависимому (дочернему) обществу (предприятию) и если такая передача привела к невозможности взыскания указанной недоимки.

Если налоговым органом в указанных случаях будет установлено, что выручка за реализуемые товары (работы, услуги) поступает на счета нескольких организаций или если с момента, когда организация, за которой числится недоимка, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, произошла передача денежных средств, иного имущества нескольким основным (преобладающим, участвующим) обществам (предприятиям), зависимым (дочерним) обществам (предприятиям), взыскание недоимки производится с соответствующих организаций пропорционально доле поступившей им выручки за реализуемые товары (работы, услуги), доле переданных денежных средств, стоимости иного имущества.

Положения настоящего подпункта также применяются, если налоговым органом в указанных случаях будет установлено, что перечисление выручки за реализуемые товары (работы, услуги), передача денежных средств, иного имущества основным (преобладающим, участвующим) обществам (предприятиям), зависимым (дочерним) обществам (предприятиям) были произведены через совокупность взаимосвязанных операций, в том числе в случае, если участники указанных операций не являются основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями).

Положения настоящего подпункта также применяются, если налоговым органом в указанных случаях будет установлено, что перечисление выручки за реализуемые товары (работы, услуги), передача денежных средств, иного имущества производятся лицам, признанным судом иным образом зависимыми с налогоплательщиком, за которым числится недоимка.

При применении положений настоящего подпункта взыскание может производиться в пределах поступившей основным (преобладающим, участвующим) обществам (предприятиям), зависимым (дочерним) обществам (предприятиям), лицам, признанным судом иным образом зависимыми с налогоплательщиком, за которым числится недоимка, выручки за реализуемые товары (работы, услуги), переданных денежных средств, иного имущества.

Стоимость имущества в указанных в настоящем подпункте случаях определяется как остаточная стоимость имущества, отраженная в бухгалтерском учете организации на момент, когда организация, за которой числится недоимка, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки;

3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика;

4) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога возникла по результатам проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

2.1. Взыскание налога не производится в случае неуплаты или неполной уплаты налога декларантом, признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и (или) иным лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, представленной в соответствии с указанным Федеральным законом.

Взыскание налога на основании настоящего пункта не производится при соблюдении одного из следующих условий:

1) если обязанность по уплате такого налога возникла у декларанта и (или) иного лица в результате совершения до 1 января 2015 года операций, связанных с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом (имущественными правами) и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в специальной декларации, представленной в период с 1 июля 2015 года по 30 июня 2016 года, либо с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в такой специальной декларации;

2) если обязанность по уплате такого налога возникла у декларанта и (или) иного лица до 1 января 2018 года в результате совершения операций, связанных с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом (имущественными правами) и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в специальной декларации, представленной в период с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года, либо с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в такой специальной декларации. При этом положения настоящего подпункта не распространяются на обязанность по уплате налогов, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса, подлежащих уплате в отношении прибыли и (или) имущества контролируемых иностранных компаний;

3) если обязанность по уплате такого налога возникла у декларанта и (или) иного лица до 1 января 2019 года в результате совершения операций, связанных с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом (имущественными правами) и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в специальной декларации, представленной в период с 1 июня 2019 года по 29 февраля 2020 года, либо с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в такой специальной декларации. При этом положения настоящего подпункта не распространяются на обязанность по уплате налогов, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса, подлежащих уплате в отношении прибыли и (или) имущества контролируемых иностранных компаний.

3. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи:

1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;

1.1) с момента передачи физическим лицом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления;

2) с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;

3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;

4) со дня вынесения налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога;

5) со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с настоящим Кодексом на налогового агента;

6) со дня уплаты декларационного платежа в соответствии с федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами;

7) со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика или со счета иного лица в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа в счет возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации в результате преступлений, за совершение которых статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность. При этом зачет суммы указанных денежных средств в счет исполнения соответствующей обязанности по уплате налога производится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

8) со дня принятия налоговым органом в соответствии со статьей 45.1 настоящего Кодекса решения о зачете суммы единого налогового платежа физического лица в счет исполнения обязанности налогоплательщика - физического лица по уплате транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц;

9) со дня предъявления налоговым агентом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств в счет уплаты налога по результатам налоговой проверки в случае неправомерного неудержания (неполного удержания) соответствующих сумм налога налоговым агентом со счета налогового агента в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

4. Обязанность по уплате налога не признается исполненной в следующих случаях:

1) отзыва лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога, или возврата банком такому лицу неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;

2) отзыва организацией, которой открыт лицевой счет, или возврата органом Федерального казначейства (иным уполномоченным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов) организации неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;

3) возврата местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи либо многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг физическому лицу наличных денежных средств, принятых для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации;

4) неправильного указания налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;

5) если на день предъявления налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик (иное лицо) имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.

5. Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Пересчет суммы налога, исчисленной в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации осуществляется по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату уплаты налога.

6. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.

7. Поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

При обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.

Заявление об уточнении платежа может быть представлено на бумажном носителе или в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговый орган вправе требовать от банка на бумажном носителе копию поручения на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации, оформленного налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика. Банк обязан представить в налоговый орган копию указанного поручения в течение пяти дней со дня получения требования налогового органа.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, на основании заявления об уточнении платежа налогоплательщика налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации.

При обнаружении налоговым органом ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налоговый орган в течение трех лет со дня перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации самостоятельно принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации.

Решение об уточнении платежа принимается в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, если это уточнение не повлечет за собой возникновения у налогоплательщика недоимки.

При уточнении платежа налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

Налоговый орган уведомляет налогоплательщика о принятом решении об уточнении платежа в течение пяти дней со дня принятия этого решения.

Правила, установленные настоящим пунктом, применяются также в отношении единого налогового платежа физического лица.

8. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

9. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.

Абзац утратил силу с 1 января 2021 года. - Федеральный закон от 01.10.2020 N 312-ФЗ.

286-основа.jpg

НК РФ допускает уплату налога за налогоплательщика иным лицом. Некоторым спорным вопросам, связанным с исполнением обязанностей налогоплательщика по уплате налога другими лицами, а также изменениям в расчете пеней посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

Может ли организация в добровольном порядке уплатить налог за другую организацию?

С 30 ноября 2016 года исполнение третьим лицом или лицами обязанности налогоплательщика по уплате налога прямо разрешено НК РФ (пункт 1 статьи 45 НК РФ).

Сумма налога может быть уплачена за налогоплательщика иным лицом как в полном объеме, так и частично, как в установленный срок, так и досрочно или в погашение задолженности, в том числе за периоды до 30 ноября 2016 года.

До указанной даты действовал запрет исполнения налоговых обязанностей третьими лицами (за исключением прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаев). Более того, Конституционный суд указывал, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно, от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет (определение от 22.01.2004 № 41-О).

Возможно ли уплатить за другую организацию страховые взносы?

С 1 января 2017 г. третьи лица вправе перечислять за других плательщиков страховые взносы.

Итак, в настоящее время на основании пунктов 1, 8, 9 статьи 45 НК РФ уплата налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов возможна любым третьим лицом: одной организацией за другую, одним физическим лицом за другого, организацией за физическое лицо, физическим лицом за организацию.

С учетом мнения ФНС, перечисление денежных средств в уплату налога целесообразно осуществлять в безналичном порядке (письмо от 25.01.2018 № ЗН-3-22/478@).

Отметим, что уплата третьим лицом за обязанное лицо неналоговых платежей законодательством не предусмотрена (письма Минфина от 21.05.2018 № 23-01-06/34205, от 15.10.2018 № 23-01-06/73878).

Распространяются ли правила уплаты на налогового агента?

Распространяются, но с оговорками (пункт 8 статьи 45 НК РФ). Во-первых, в пункте 9 статьи 226 НК РФ сохранен запрет на уплату налоговыми агентами- организациями и индивидуальными предпринимателями НДФЛ за физическое лицо.

Во-вторых, при уплате налога за налогового агента имеются в виду суммы, удержанные налоговым агентом при выплате дохода в пользу российских лиц.

При этом судебная практика допускает взыскание с налогового агента налога, неудержанного при выплате доходов иностранным лицам (пункт 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Учитывая изложенное, в таких случаях и уплата налога третьим лицом за налогового агента возможна, даже если налог налоговым агентом удержан не был.

Может быть уплачена за налогоплательщика сумма налога по конкретной операции?

Применительно к статье 45 НК РФ речь идет о сумме налога, подлежащей уплате в бюджет. Согласно статье 52 НК РФ данная сумма за налоговый период исчисляется исходя из налоговой базы, налоговой ставки, налоговых льгот. В указанном значении «сумма налога» не равнозначна «сумме налога», исчисленной по конкретной операции и предъявляемой покупателю.

Видимо по этой причине, в письме Минфина от 09.06.2017 № 03-02-07/1/37101 сказано, что НК РФ не предусматривает уплату НДС покупателем за продавца при приобретении у него товаров (работ, услуг).

Аналогичный вывод следует из письма ФНС от 17.04.2018 № СД-4-3/7280@.

Как оформить оплату налога за налогоплательщика третьим лицом?

Для целей признания обязанности по уплате налога исполненной не требуется представления в налоговые органы дополнительных документов. Например, соглашения о взаимозачете, доверенностей и т.п.

Уплату налога подтверждают распоряжения о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

Как заполняется распоряжение на уплату налогов при уплате их за налогоплательщика третьим лицом?

Нужно использовать Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина от 12.11.2013 № 107н ( в редакции от 05.04.2017 № 58н).

Вправе ли третье лицо, уплатившее налог за налогоплательщика, потребовать его возврата из бюджета?

Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет денежных средств с банковского счета на счет Федерального казначейства (подпункт 1 пункта 3 статьи 45 НК РФ).

Иное лицо не является обязанным по уплате налога перед бюджетом. Во избежание рисков бюджетных потерь пунктом 1 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что третье лицо, уплатившие налог за налогоплательщика, не вправе требовать возврата из бюджетной системы уплаченного за налогоплательщика налога. Поэтому в возврате третьему лицу налога будет отказано.

Вместе с тем, соответствующие права принадлежат налогоплательщику, то есть им может быть подано заявление о зачете- возврате сумм налога. В том числе в отношении сумм налога, уплаченных за него третьим лицом. Например, при одновременной уплате налога налогоплательщиком и третьим лицом, при уплате налога за налогоплательщика несколькими лицами, при основаниях для возврата госпошлины (письмо Минфина от 10.07.2018 № 03-05-06-03/47751).

Может ли третье лицо заявить о проведении зачета излишне уплаченной им суммы в счет исполнения обязанности по уплате налога третьего лица?

Минфин считает, что нет (письмо от 06.03.2017 № 03-02-08/12572). Но по смыслу статьи 45 НК РФ проведение зачета является способом исполнения обязанности по уплате налога наряду с собственно уплатой налога посредством предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств в бюджетную систему.

Отсутствие в статье 78 НК РФ положений, корреспондирующих положениям в статье 45 НК РФ, не означает запрет на проведение зачета излишне уплаченной налогоплательщиком суммы по его заявлению в счет погашения налоговой задолженности третьего лица.

Допустима ли уплата налога за иное лицо в период действия решения о приостановлении операций по счету?

Минфин полагает, что на подобный платеж будет распространяться режим приостановления операций по счету (письмо от 16.04.2018 № 03-02-08/26061).

Однако, согласно пункту 1 статьи 76 НК РФ, приостановление операций по счетам не распространяется на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов. Указания на то, что такие операции должны относиться только к уплате налога налогоплательщиком за самого себя, в НК РФ не содержится.

Как учитываются расходы налогоплательщика при уплате за него налогов третьим лицом?

Для налогоплательщиков налога на прибыль суммы налогов, сборов, страховых взносов, начисленные в установленном НК РФ порядке, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подпункт 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ).

При методе начисления данные расходы учитываются на дату начисления (подпункт 1 пункта 7 статьи 272 НК РФ). Нужно иметь ввиду, что одна и та же сумма не может быть учтена в расходах повторно (пункт 5 статьи 252 НК РФ). Поэтому при учете в составе расходов сумм начисленного налога последующее возмещение расходов третьего лица по уплате налога не уменьшает доходы налогоплательщика.

Также не следует забывать, что при общем режиме налогообложения не учитываются в расходах собственно налог на прибыль организаций, суммы налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю товаров, работ, услуг, имущественных прав (если иное не предусмотрено НК РФ), суммы торгового сбора.

Так, если налогоплательщиком сумма НДС, которая должна быть предъявлена покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), уплачивается за счет собственных средств, то такая сумма НДС в целях налогообложения прибыли не учитывается (письмо Минфина от 31.10.2018 № 03-07-11/78170).

Налогоплательщик, использующий кассовый метод, может учесть сумму налогов в составе расходов по подпункту 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ, когда он уплатил их за себя самостоятельно. При возмещении расходов лицу, уплатившему за него налог, − учесть их по основанию, в соответствии с которым производится возмещение.

Есть ли особенности учета расходов налогоплательщиками специальных налоговых режимов?

Налогоплательщиками ЕСХН и УСН применяется кассовый метод признания расходов. При наличии задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности.

Данные затраты учитываются в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность либо задолженность перед иным лицом, возникшую вследствие уплаты этим лицом за налогоплательщика сумм налогов, сборов и страховых взносов. Причем, если для плательщиков ЕСХН данные расходы разнесены на отдельные виды (подпункты 23 и 23.1 пункта 1 статьи 346.5 НК РФ), то для плательщиков УСН – нет (подпункт 3 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ).

Учитывается ли в расходах третьего лица оплата налога за налогоплательщика?

Учитывается при наличии встречного представления со стороны налогоплательщика, когда имеет место возмездный характер взаимоотношений между ними. В этом случае расходы учитываются иным лицом не как оплата налога, а по соответствующим основаниям главы 25 НК РФ, или отражаются как задолженность по долговому обязательству.

Если уплата третьим лицом налога не предполагает возмещения от налогоплательщика, то такие расходы при определении налоговой базы у третьего лица не учитываются на основании пункта 16 статьи 270 НК РФ как безвозмездно переданное имущество (письмо Минфина от 28.06.2017 № 03-03-06/1/40668).

Но напомню, что для признания обязанности по уплате налога исполненной, гражданско- правовые основания перечисления за налогоплательщика налога значения не имеют (письмо ФНС от 26.09.2017 № ЗН-3-22/6394@).

Налог за налогоплательщика - организацию оплатила другая организация при отсутствии обязательств налогоплательщика по возмещению подобных расходов. Возникает ли у организации внереализационный доход?

Ситуация спорная. Практика применения норм, связанных с уплатой налога, сбора, страховых взносов за плательщика третьими лицами, еще не сформирована.

С одной стороны, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, признаются внереализационными доходами (пункт 8 статьи 250 НК РФ). Если сохранение денежных средств признавать равнозначным их получению, датой возникновения дохода следует считать дату оплаты налога за плательщика третьим лицом.

Возможно толкование, согласно которому при оплате за организацию налога, передачи имущества (работ, услуг), имущественных прав не происходит, следовательно, положения пункта 8 статьи 250 НК РФ применению не подлежат.

Кроме того, для определения налоговых последствий при уплате налогов иным лицом следует учитывать перечень доходов, освобождаемых от налогообложения налогом на прибыль организаций, содержащийся в статье 251 НК РФ.

Новое прочтение может получить норма подпункта 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ об отсутствии у организации дохода при уменьшении ее кредиторской задолженности по уплате взносов иным образом в соответствии с законодательством РФ. В письме Минфина России от 25.11.2014 № 03-03-10/59910 была отражена точка зрения, согласно которой уменьшение сумм кредиторской задолженности по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов может быть результатом погашения такой задолженности путем перечисления денежных средств за должника.

Уменьшение кредиторской задолженности организации по уплате налогов иным образом в рассматриваемом случае производится в соответствии с законодательством РФ: посредством ее погашения в соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 45 НК РФ иным лицом.

При следовании данной позиции, у организации не возникает дохода, облагаемого налогом на прибыль. Вместе с тем, если расходы на уплату налогов были ранее признаны, то их придется восстановить (пункт 33 статьи 270 НК РФ).

Предположим, работодатель хочет оплатить задолженность по имущественным налогам за своего работника…

Не важно, является ли физическое лицо работником или нет, организация вправе уплатить за него налог на имущество физических лиц, транспортный налог, земельный налог.

Уплата организацией налога за физическое лицо будет признаваться исполнением обязанности по уплате налога соответствующего физического лица (подпункт 1 пункта 3 статьи 45 НК РФ).

Такая оплата будет признаваться доходом, облагаемым НДФЛ?

Для целей налогообложения НДФЛ не признаются доходами суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, уплаченных в соответствии с НК РФ за налогоплательщика иным физическим лицом (пункт 5 статьи 208 НК РФ).

Наличие у физического лица - налогоплательщика или у физического лица, осуществляющего уплату налога за налогоплательщика, статуса индивидуального предпринимателя в данном случае значения не имеет.

Упоминание об организациях в пункте 5 статьи 208 НК РФ отсутствует. Однако это не должно само по себе являться основанием для признания доходом физического лица сумм налогов, уплаченных за него организацией.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой согласно статье 212 НК РФ.

Доходом физического лица признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая при возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Она определяется в соответствии с главой 23 НК РФ (пункт 1 статьи 41 НК РФ).

К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика (подпункт 1 пункта 2 статьи 211 НК РФ).

Оплату организацией налогов за физическое лицо нельзя отнести ни к доходам, полученным физическим лицом в натуральной форме (поскольку оплата налога не является оплатой товаров (работ, услуг, имущественных прав), ни к доходам в виде материальной выгоды.

Но ведь при оплате налога за физлицо его обязанность признается исполненной?

В постановлениях Конституционного Суда сказано, что в обязанности налогоплательщиков платить налоги воплощен публичный интерес всех членов общества (постановления от 17.12.1996 № 20-П, от 12.10.1998 № 24-П, от 14.07.2005 № 9-П). Иными словами, уплата налога в интересах конкретного физического лица не производится.

При этом налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы (налога) подлежит взносу в казну.

Представляется, что сделанные Конституционным судом выводы применимы как к ситуации самостоятельного исполнения обязанности по уплате налога, так и к ситуации уплаты за налогоплательщика налога иным лицом. Таким образом, при перечислении за физическое лицо денежных средств в счет уплаты им налога, у физического лица не возникает право распоряжения данными средствами.

Учитывая изложенное, поскольку доход, подлежащий налогообложению НДФЛ, у такого физического лица отсутствует, организация при уплате за физическое лицо налога не должна признаваться налоговым агентом.

Доход может возникнуть в случае возврата физическому лицу по его заявлению из бюджетной системы по тем или иным причинам сумм налога, уплаченных за него организацией.

Уплата налога за налогоплательщика другим лицом может вызывать интерес, в том числе и по причине роста ставки пени?

В отношении недоимки, образовавшейся по состоянию на 1 октября 2017 года, пени начисляются исходя из одной трехсотой ставки рефинансирования (ключевой ставки) Центрального банка.

С 1 октября 2017 года применяется новая редакция пункта 4 статьи 75 НК РФ о размере пени.

За просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) ставка пени не меняется. Но за просрочку исполнения организацией обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней ставка возрастает до одной стопятидесятой ключевой ставки, действующей в период, начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.

Тем самым, с 1 ноября 2017 года для организаций- налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков страховых взносов в отношении задолженности, образовавшейся после 1 октября 2017 года, пени начисляются по ставке, увеличенной в два раза.

В отношении какой задолженности применяется повышенная ставка пени?

Повышенная ставка пени может касаться организаций, не уплативших сумму налога, дата уплаты которого наступила с 01.10.2017 (письмо Минфина от 01.08.2017 № 03-02-07/1/48936). Обратим внимание, что 1 октября 2017 года являлся нерабочим днем, поэтому следует считать дату со 2 октября 2017 года.

Имеется в виду не момент обнаружения налоговым органом недоимки, а ее возникновения. Следует обращать внимание на корректность расчета пеней налоговым органом в отношении недоимки при проверках за периоды до 01.10.2017 и последующие периоды (решение ФНС от 05.10.2018 № СА-4-9/19520).

Применительно к размеру ключевой ставки в 7,5% годовых несвоевременная уплата означает пользование денежными средствами по ставке 18,25% годовых. Причем пени в расходах не учитываются (пункт 2 статьи 270 НК РФ).

Начисляются ли пени за день погашения недоимки?

Пени начисляются со дня, следующего за установленным законодательством днем уплаты налога. В пунктах 57, 61 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57 указывалось, что пени начисляются по день фактического погашения недоимки.

Но, по мнению Минфина, пени не начисляются за день, в котором просрочка исполнения обязанности по уплате налога отсутствует (письмо от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318). В этой связи, в день исполнения обязанности по уплате налога пени начисляться не должны. Налоговые органы следовали позиции Минфина (письмо ФНС от 06.12.2017 № ЗН-3-22/7995@).

Это позволяло без ущерба для налогоплательщика фактически переносить уплату налога на один день.

Что изменилось в вопросе начисления пени?

Федеральным законом от 27.11.2018 № 424-ФЗ уточнен порядок начисления пени, предусмотренный пунктом 3 статьи 75 НК РФ. Согласно поправкам, пеня начисляется по день исполнения обязанности по уплате налога включительно.

При этом введено максимальное ограничение на сумму пеней: она не может превышать размер недоимки. Расчеты показывают, что при действующих в настоящее время условиях, превышение суммы недоимки возможно по прошествии более 5 лет начисления пени.

Новые положения о порядке начисления пени будут применяться в отношении недоимки по налогу, срок уплаты которой наступил с 28 декабря 2018 года.

В отношении недоимки, возникшей до указанной даты, пени по-прежнему не должны начисляться за день исполнения обязанности по уплате налога. С другой стороны, к сумме такой пени ограничения по предельному размеру не применяются.

Автор: Е. П. Зобова

Как правильно оформить процедуру исполнения обязанности по уплате налога иным лицом? Какие налоговые последствия могут при этом возникнуть у налогоплательщика и иного лица?

По общему правилу налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. При этом обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы. В данном случае под самостоятельной уплатой налогов понимается уплата налога налогоплательщиком от своего имени и за счет своих собственных средств (п. 1 ст. 45 НК РФ).

Более года назад появилась возможность уплаты налога за налогоплательщика иным лицом. Соответствующие изменения в указанную норму вступили в силу 30.11.2016.

Как правильно оформить процедуру исполнения обязанности по уплате налога иным лицом? Какие налоговые последствия могут при этом возникнуть у налогоплательщика и иного лица? Читайте в предложенном материале.

Причины, по которым возникает необходимость уплаты налогов за иное лицо.

Внося изменения в ст. 45 НК РФ, законодатель преследовал одну цель: улучшение условий исполнения обязанности по уплате налогов. Отметим, что в рассматриваемой ситуации интересы налоговиков, как главных сборщиков налогов и страховых взносов, и бизнеса (в лице организаций и индивидуальных предпринимателей) совпали:

во-первых, чем больше возможностей у налогоплательщика исполнить свои обязательства – в данном случае уплатить налоги, тем проще и удобнее это сделать;

во-вторых, на практике многие организации объединены в так называемые холдинги, хотя де-юре они состоят из самостоятельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. И чтобы лишний раз не перекидывать деньги со счета на счет, проще сразу уплатить налоги за нужное лицо;

в-третьих, нередко встречается ситуация, когда необходимо срочно погасить налоговую задолженность, например, для участия в тендере, а денег на счете нет, но это готов сделать учредитель организации или контрагент.

Можно привести еще ряд причин, по которым у организаций и индивидуальных предпринимателей возникает необходимость уплаты налогов за иное лицо или иным лицом. В настоящее время такая возможность есть.

К сведению:

НК РФ не предусмотрен зачет излишне уплаченных налогоплательщиком или излишне взысканных с налогоплательщика налогов, пеней и штрафов в счет предстоящих платежей или погашения недоимки, задолженности по пеням и штрафам иного лица (Письмо Минфина России от 06.03.2017 № 03-02-08/12572).

Правила уплаты налогов иным лицом.

Основные правила уплаты налогов иным лицом следующие:

1. Уплата налога (страховых взносов) может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. НК РФ не устанавливает никаких ограничений в отношении иного лица, соответственно, таким лицом может быть юридическое или физическое лицо, имеющее или не имеющее никакого отношения к налогоплательщику, то есть любое третье лицо (Письмо ФНС России от 11.05.2017 № ГД-4-8/8767@). В Письме ФНС России от 15.09.2017 № БС-4-21/18529@ прямо сказано, что при определении понятия «иное лицо» необходимо руководствоваться п. 2 ст. 11 НК РФ об определении понятия «лица (лицо)» для целей применения актов законодательства о налогах и сборах, то есть под иным лицом понимаются организации и (или) физические лица.

2. Данный порядок применяется не только в отношении налогов, но и в отношении страховых взносов, сборов, пеней, штрафов и распространяется на плательщиков налогов, страховых взносов, сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Никаких исключений по видам налогов и сборов НК РФ не установлено. Напомним также, что действие НК РФ не распространяется на страховые взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 3 ст. 2 НК РФ). Соответственно, эти страховые взносы страхователь должен уплатить только самостоятельно.

3. Уплата налога по конкретной операции реализации товаров (работ, услуг) Налоговым кодексом не предусмотрена (Письмо Минфина России от 09.06.2017 № 03-02-07/1/37101). Например, покупатель при приобретении у продавца товаров (работ, услуг) не может уплатить налог на прибыль с данной конкретной операции.

4. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета иного лица, в случае уплаты им налога за налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

5. Обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае отзыва лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, или возврата банком такому лицу неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ, в случае наличия ошибок в платежном поручении, также при отсутствии достаточных средств на счете.

6. Поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н (далее – Приказ № 107н).

7. Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы РФ уплаченного за налогоплательщика налога. Это означает, что с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога в налоговый орган должен обратиться налогоплательщик, то есть лицо, в отношении которого был произведен платеж (Письмо Минфина России от 14.06.2017 № 03-05-06-03/36715).

Обратите внимание:

Поскольку положение пп. 7 п. 3 ст. 45 НК РФ (возмещение ущерба, причиненного налоговыми преступлениями) дополнительно гарантирует защиту прав налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов, плательщиков сборов, налоговых агентов, оно на основании п. 3 ст. 5 НК РФ имеет обратную силу и распространяется на платежи, внесенные третьими лицами за налогоплательщиков до вступления рассматриваемых изменений в силу, то есть до 30.11.2016.

Соответственно, обязанность налогоплательщика-предприятия по уплате налога считается исполненной в день уплаты налога за него иным лицом (например, генеральным директором этого предприятия) ранее 30.11.2016 (письма Минфина России от 28.02.2017 № 03-02-08/11089, ФНС России от 14.08.2017 № СА-18-22/749@).

Особенности заполнения платежных поручений при уплате налога за иное лицо.

В связи с предоставлением права уплаты налогов за иное лицо Приказом от 05.04.2017 № 58н были внесены изменения в Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденные Приказом № 107н. Это сделано в целях обеспечения достоверного учета налоговых платежей, перечисленных иным лицом: расчетный документ должен быть заполнен плательщиком правильно, чтобы на основании него можно было бы четко определить, чья обязанность по уплате налоговых платежей исполняется.

При заполнении платежного поручения на уплату налогов за иное лицо проблем с заполнением реквизитов получателя платежа не возникает – указываются реквизиты налогового органа, но нужно особое внимание обратить на заполнение реквизитов плательщика платежа (см. таблицу):

в полях «ИНН» и «КПП» плательщика необходимо указать значение ИНН и КПП плательщика, за которого уплачивается налог;

поле «КПП» плательщика заполняется только при уплате налога за юридическое лицо;

в поле «Плательщик» необходимо указать информацию о лице, оформившем платежное поручение;

для данной категории плательщиков не предусмотрен новый статус.

Таким образом, в реквизитах «ИНН» и «КПП» плательщика указываются значения ИНН и КПП плательщика, чья обязанность по уплате платежей в бюджетную систему РФ исполняется, а в реквизите «Назначение платежа» – значения ИНН и КПП лица, осуществляющего платеж (Информационное письмо ЦБ РФ от 21.06.2017 № ИН-017-45/31).

Поле платежного поручения

«ИНН» плательщика (60)

ИНН плательщика, чья обязанность по уплате налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ исполняется

Если у плательщика – физического лица ИНН отсутствует, то допускается указать ноль («0»), но при этом необходимо в поле «Код» проставить уникальный идентификатор начисления (УИН – индекс документа)

«КПП» плательщика (102)

Значение КПП плательщика, чья обязанность исполняется

При исполнении обязанности по уплате платежей за физических лиц в реквизите «КПП» плательщика указывают ноль («0»)

Информация о плательщике, осуществляющем платеж

– для юридических лиц – наименование юридического лица, исполняющего обязанность плательщика по уплате платежей в бюджетную систему РФ;

– для индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя, отчество (при его наличии) и в скобках «ИП»;

– для физических лиц – фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица

«Назначение платежа» (24)

ИНН и КПП лица (для индивидуальных предпринимателей, физических лиц только ИНН), осуществляющего платеж

Данная информация указывается первой в реквизите «Назначение платежа». Для разделения информации об ИНН и КПП используется знак «//».

Для выделения информации о плательщике от иной информации, указываемой в данном поле, используется знак «//».

Затем указывается наименование налогоплательщика, чья обязанность

исполняется (для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя, отчество (при его наличии) и в скобках – «ИП», для физических лиц – фамилия, имя, отчество (при его наличии) и адрес регистрации по месту жительства или адрес регистрации по месту пребывания (при отсутствии места жительства)

«Статус плательщика» (101)

Статус того лица, чья обязанность по уплате налоговых платежей исполняется

При исполнении обязанности:

– юридического лица – «01»;

– индивидуального предпринимателя – «09»;

– физического лица – «13»

Если третье лицо, которое уплатило налог за налогоплательщика, допустило ошибку в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшую неперечисление этого налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, то налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату указанного налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. Отметим, что подать соответствующее заявление вправе только сам налогоплательщик, а не иное лицо, которое фактически произвело платеж.

Хотелось бы отметить еще один важный момент: независимо от того, кто фактически производит уплату налогов, лицу, за которое они уплачиваются, необходимо иметь копию (реквизиты) платежного поручения, на основании которого прошел платеж. В дальнейшем это значительно облегчит взаимодействие с налоговыми органами.

Документальное оформление отношений с иным лицом.

Если за налогоплательщика (налогового агента, плательщика страховых взносов) налоги (страховые взносы, сборы) уплачены третьим лицом, то между этими лицами должны быть оформлены документы, на основании которых был проведен платеж в бюджет.

Статья 45 НК РФ не предусматривает ограничений в части перечисления платежей в бюджетную систему РФ. При этом для целей учета налоговыми органами поступлений платежей, уплаченных иными лицами, не имеет значения, по каким гражданско-правовым основаниям произведено перечисление за налогоплательщика соответствующего платежа (Письмо ФНС России от 26.09.2017 № ЗН-3-22/6394@).

Также законодательство РФ о налогах и сборах не содержит требований к источникам формирования средств, за счет которых должна осуществляться уплата налогов (страховых взносов) (Письмо ФНС России от 11.05.2017 № ГД-4-8/8767@).

Из приведенных тезисов следует, что НК РФ не содержит специальных норм, направленных на регулирование отношений между налогоплательщиком и иным лицом при исполнении последним обязанности по уплате налога за налогоплательщика. Согласно разъяснениям, представленным в Письме ФНС России от 15.09.2017 № БС-4-21/18529@, указанные отношения могут регулироваться исходя из гражданского законодательства с учетом принципа свободы в установлении участниками соответствующих отношений своих прав и обязанностей на основе договора (например, договора поручения и т. п.) и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора в соответствии со ст. 1, 421 ГК РФ.

Поскольку граждане и юридические лица свободны в заключении договора, на практике возможны разные варианты документального оформления взаимоотношений налогоплательщика и третьего лица, уплатившего за него налоги, например:

если в качестве иного лица выступает контрагент, являющийся дебитором налогоплательщика, то можно заключить договор поручения или соглашение на перечисление налога в бюджет за налогоплательщика, или налогоплательщик может просто написать письмо своему контрагенту с просьбой уплатить налог, который затем будет зачтен в счет погашения дебиторской задолженности;

если налогоплательщика и его контрагента не связывают в данный момент договорные отношения, то можно заключить договор займа (процентный или беспроцентный) на сумму уплаченного в бюджет налога;

если в качестве иного лица выступает учредитель организации, то можно заключить как договор займа, так и договор дарения с физическим лицом (п. 1 ст. 572 ГК РФ) или договор безвозмездного целевого финансирования с организацией.

Отметим, что сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться обязательно в письменной форме (пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ). Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК РФ).

Документальному оформлению отношений с лицом, уплатившим за налогоплательщика налог, нужно уделить особое внимание, поскольку в зависимости от выбранного варианта документального оформления операции по уплате налога иным лицом будут разными налоговые последствия.

Рассмотрим, например, ситуацию, когда за организацию уплатило налог на прибыль иное лицо. Какие возможны последствия с точки зрения уплаты налога на прибыль в этом случае для налогоплательщика?

Первый вариант: иное лицо – контрагент, являющийся дебитором (не важно организация это или индивидуальный предприниматель), с которым имеются договорные отношения по поставке товара (выполнению работ, оказанию услуг). Налогоплательщик-организация заключает со своим контрагентом договор поручения на уплату налога или просто пишет ему письмо с просьбой уплатить налог на прибыль. В данном случае никаких дополнительных налоговых последствий для целей исчисления налога на прибыль не возникает ни для той, ни для другой стороны.

Второй вариант: организацию не связывают никакие договорные отношения с иным лицом, уплатившим за нее налог на прибыль, а для уплаты этого налога был заключен договор займа. В соответствии с п. 1 ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей, в нашем случае – с момента уплаты налога на прибыль за организацию в бюджет. По общему правилу договор денежного займа предполагает уплату заемщиком процентов, но стороны могут договориться и о предоставлении беспроцентного займа (ст. 809 ГК РФ).

Денежные средства, полученные по договору займа, а также суммы, полученные в счет его погашения, не учитываются для целей налогообложения прибыли в составе доходов (пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ). Соответственно, никаких налоговых последствий для целей исчисления налога на прибыль для организации и третьего лица также не возникает.

Третий вариант: иное лицо – учредитель организации. Если учредитель заключает с организацией договор займа, то действуют правила, приведенные во втором варианте.

Если учредитель – физическое лицо заключает договор дарения или учредитель – юридическое лицо оформляет договор безвозмездного целевого финансирования с организацией, то определяющим фактором будет размер доли этого учредителя (физического лица или организации). Согласно пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно:

а) от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) передающей организации;

б) от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) получающей организации и на день передачи имущества получающая организация владеет на праве собственности указанным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде);

в) от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) этого физического лица.

При соблюдении приведенных критериев предоставление безвозмездной помощи учредителем организации налогообложению не подлежит. Если приведенные условия не выполняются, то вся сумма уплаченного иным лицом налога на прибыль будет являться внереализационным доходом организации на основании п. 8 ст. 250 НК РФ как безвозмездно полученное имущество.

В 2017 году налоги, сборы, страховые взносы за налогоплательщика может уплатить иное лицо. Никаких ограничений по видам налогов и сборов, а также по суммам налогов и лицам, которые могут это сделать, НК РФ не установлены. При этом лицо, уплатившее за налогоплательщика налоги в бюджет, не вправе требовать возврата уплаченной суммы.

Приказом № 107н установлены особенности оформления платежного поручения при уплате налогов за иное лицо.

Важным моментом является документальное оформление взаимоотношений между налогоплательщиком и иным лицом, которое провело платеж в бюджет. От этого зависят налоговые последствия для целей уплаты налога на прибыль организации.

Исполнение обязанности по уплате налога может быть как добровольным (уплата налога), так и принудительным (взыскание налога).

Добровольность понимается как самостоятельное исчисление и уплата налога налогоплательщиком без применения мер государственного принуждения.

Налоговая обязанность считается исполненной надлежащим образом, когда налог уплачен полностью и в срок. Срок исполнения налоговой обязанности устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому конкретному налогу.

По общему правилу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. В исключительных случаях исполнение налоговой обязанности может быть возложено на третьих лиц. Так, допускается возложение обязанности налогоплательщика по исчислению, удержанию и перечислению налогов в бюджет на налоговых агентов (ст. 24 НК РФ), уплата налогов через законного или уполномоченного представителя (ст. 26 НК РФ) и т.д.

Налог должен быть уплачен за счет средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Моментом исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов является тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло.

Налог не признается уплаченным в следующих случаях:

отзыв налогоплательщиком или возврат банком налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление суммы налога в бюджет;

неправильное указание налогоплательщиком в платежном поручении суммы налога, номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя;

если на день предъявления налогоплательщиком в банк (иной уполномоченный орган) платежного поручения на перечисление сумм налога у налогоплательщика имеются иные неисполненные требования, которые подлежат исполнению в первую очередь, а на его счете нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в срок, установленный в требовании об уплате налога, налоговым органом производится принудительное взыскание налога в порядке, предусмотренном ст. ст. 46, 47 (для организации или индивидуального предпринимателя) и ст. 48 НК РФ (для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем).

Принудительное взыскание осуществляется поэтапно.

1 этап. Направление налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога в соответствии со ст. 69 НК РФ. Требование об уплате налога является предупредительной мерой, цель которой — напомнить налогоплательщику об имеющейся у него недоимке и предупредить о неблагоприятных последствиях неуплаты налога. Требование направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога и должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере начисленных пеней, сроке уплаты налога, сроке исполнения требования, мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения налоговой обязанности, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком, а также данные об основаниях взимания налога и ссылки на конкретные нормы закона.

этап. Взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке. Решение о взыскании принимается только в отношении налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей не позднее двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. По истечении двухмесячного срока налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) причитающейся к уплате суммы налога (ст. 46 НК РФ).

этап. Взыскание налога за счет иного имущества налогоплательщика. Эта мера применяется при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организации или отсутствии информации о ее счетах.

Обращение взыскания на имущество производится в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, но с учетом тех сумм, которые уже списаны в бесспорном порядке со счетов налогоплательщика. При этом одновременное обращение взыскания и на денежные средства, и на имущество налогоплательщика недопустимо.

Взыскание налогов с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, всегда осуществляется только в судебном порядке. Исковое заявление подается в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Рассмотрение дел производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится последовательно, в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных ст. 48 НК РФ.

Зачет или возврат излишне уплаченного налога, сбора, пеней, штрафа производится в соответствии с нормами, установленными ст. 78 НК РФ.

Если налогоплательщик по ошибке, в результате незнания налогового законодательства либо по иным причинам заплатил в бюджет больше, чем требовалось, излишне уплаченные суммы могут быть:

зачтены в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам;

направлены на погашение недоимки по иным налогам;

направлены на погашение задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения;

Читайте также: