Что говорит библия о налогах

Опубликовано: 22.09.2024

Сегодня мы едем в магазин на кредитном автомобиле, чтобы купить мебель в рассрочку для квартиры, приобретенной в ипотеку. Лозунг «Покупай сейчас, а плати позже» сформировал целое поколение потребителей, для которых приобретение в долг стало привычкой. А почему нет? Ведь последнюю модель смартфона или новейшее авто можно получить немедленно, даже если в кошельке нет ни копейки.

«Живи на яркой стороне и плати за удовольствие простыми комфортными платежами!» – призывает реклама. Однако жизнь в долг несет с собой безрадостную реальность.

Существует несколько синонимов слова «долг»: быть обязанным, в недостатке, на крючке, под давлением, в стеснении. Вполне очевидно, что ни одна реклама, призывающая купить в кредит, не использует подобных слов. Не скажет рекламодатель и о том моральном давлении, которое испытывает каждый должник, оказавшийся неспособным вовремя рассчитаться с банком. А также умолчит о проблемах в семье, неизбежно возникающих из-за долгов. И даже не напомнит о той категории людей, которая, не справившись с натиском коллекторов, решилась на крайние меры.

Что говорит Библия
о долге?

Точка зрения Библии совершенно ясна. «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» – говорится в послании к Римлянам 13:8. Из книги Притч 22:7 мы узнаем, почему не следует влезать в долги: «Богатый господствует над бедным, и должник делается рабом заимодавца».

Когда находишься в долгу, то попадаешь в положение слуги по отношению к своему кредитору. И действительно, чем больше затягивает долг, тем больше зависим от того, кому должны. У нас даже нет полной свободы выбора в принятии решений, куда потратить заработанные деньги, потому что по закону мы обязаны отдать их заимодавцу.

В 1 Коринфянам 7:23 Павел пишет: «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков». Бог Отец отдал Своего Сына, выкупив нас из рабства греха. И Господь хочет, чтобы мы служили Ему, а не банкам и кредиторам. Писание четко предостерегает не делаться рабами людей, в том числе и через долги.

Долг считается проклятием

Отсутствие долгов – это награда за послушание Богу. «Если ты, когда перейдете [за Иордан], будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня: то Господь, Бог твой, поставит тебя выше всех народов земли. И придут на тебя все благословения сии. и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы» (Втор. 28:1-2,12).

А вот долги – это проклятие за непослушание Богу. «Если же не будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые Я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя. Пришелец, который среди тебя, будет возвышаться над тобою выше и выше, а ты опускаться будешь ниже и ниже. Он будет давать тебе взаймы, а ты не будешь давать ему взаймы; он будет главою, а ты будешь хвостом» (Втор. 28:15,43-44).

Долг порождает самонадеянность

Когда человек берет в долг, он предполагает, что в будущем сможет зарабатывать столько, чтобы рассчитаться по своим обязательствам. Планирует, что с работой или с бизнесом все будет хорошо и никаких кризисных ситуаций не случится. Писание не поощряет подобной самонадеянности: «Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль», вы, которые не знаете, что (случится) завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое. » (Иаков. 4:13-15).

К тому же Писание призывает уметь жить по средствам и быть довольными тем, что у нас есть: «Великое приобретение быть благочестивым и довольным» (1Тим.6:6).

В каких случаях
долг допустим?

В то же время в определенных ситуациях Библия допускает возможность просить материальной или финансовой помощи у других, беря что-то в займы. Это касается тех ситуаций, когда человек попадает в чрезвычайные обстоятельства. Иисус Христос приводит такой пример в Лук. 11:5-10. К человеку поздно вечером пришел гость, а у хозяина нет хлеба, чтобы гостя накормить. Тогда хозяин идет к соседу и настойчиво просит того дать хлеб взаймы. Ясно, что в данной ситуации у человека есть острая необходимость просить хлеб в долг. Кроме того, он берет столько, сколько реально сможет отдать.

Как избавиться
от долгов

1. Молитва

Помните, Господь заинтересован в том, чтобы избавить вас от долгов. Он награждает тех, кто старается жить по Его воле: как только вы начинаете последовательно отдавать деньги, Он помогает распрощаться с долгом. Поэтому смело просите Его о помощи и руководстве.

2. Составьте список

всех ваших долгов

В этот список включите и кредиты с процентами, и долги по налогам, и займы у родственников. Такое подробное перечисление поможет определить приоритетность возвращения необходимых сумм.

3. Составьте

график выплат

Установите для себя точную дату расчета с каждым заимодавцем. Это поможет видеть ясную финансовую картину и радоваться приближению дня полного освобождения от долгов.

4. Составьте

письменный бюджет

Бюджет помогает планировать на будущее и анализировать свои расходы, чтобы узнать, где можно сэкономить. К тому же это очень эффективный способ уменьшить количество спонтанных покупок.

5. Составьте список

всего вашего имущества

Оцените свое имущество в денежном эквиваленте и подумайте, что можно продать для погашения долга. Размышляйте не о том, что вы чего-то лишитесь, а о том, насколько быстрее приблизитесь ко дню освобождения от всех долгов.

6. Подумайте о

дополнительном заработке

При этом примите решение отдавать все заработанные сверх вашего обычного дохода деньги только на покрытие долгов, а не на увеличение расходов.

7. Постарайтесь

больше не одалживать

Один из способов не влезать в новые долги – это всегда платить за покупку наличными или дебетовыми карточками. Статистика показывает, что люди, пользующиеся кредитками, платят на треть больше. Кредитные карты искажают реальную картину расходов.

8. Измените стиль жизни

Чтобы быстрее избавиться от долгов, нужно, конечно, сократить расходы. Некоторые продают свой большой дом и переезжают в дом поменьше. Или продают автомобиль, взятый в кредит, и покупают за наличные автомобиль поскромнее.

9. Не сдавайтесь

С самого начала у вас появится тысяча причин для того, чтобы остановить или отложить процесс освобождения от долгов. Не поддавайтесь этому искушению! Не останавливайтесь до тех пор, пока не достигнете цели – жизни, не обремененной долгами. Да, отдавать долги – очень тяжелый труд, но свобода стоит таких стараний.

Общество говорит: «Покупайте сейчас, а платите потом. Вы достаточно сильны для того, чтобы пользоваться займами и кредитами».

Писание же говорит: «будьте довольными тем, что есть, и доверьте свое обеспечение Богу. Он не сторонник долгов. Он хочет, чтобы мы были свободны для служения Ему».

Книги Вет­хого Завета

1. Даров не при­ни­май, ибо дары сле­пыми делают зрячих и пре­вра­щают дело правых ( Исх.23:8 ).

2. Ибо Гос­подь, Бог ваш, есть Бог богов и Вла­дыка владык, Бог вели­кий, силь­ный и страш­ный, Кото­рый не смот­рит на лица и не берет даров ( Втор.10:17 ).

3. Не извра­щай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослеп­ляют глаза мудрых и пре­вра­щают дело правых ( Втор.16:19 ).

4. Про­клят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и про­лить кровь невин­ную! И весь народ скажет: аминь ( Втор.27:25 ).

5. Когда же соста­рился Самуил, то поста­вил сыно­вей своих судьями над Изра­и­лем. Имя стар­шему сыну его Иоиль, а имя вто­рому сыну его Авия; они были судьями в Вир­са­вии. Но сыно­вья его не ходили путями его, а укло­ни­лись в корысть и брали подарки, и судили пре­вратно ( 1Цар.8:1–3 ).

6. Итак, да будет страх Гос­по­день на вас: дей­ствуйте осмот­ри­тельно, ибо нет у Гос­пода Бога нашего неправды, ни лице­при­я­тия, ни мздо­им­ства ( 2Пар.19:7 ).

7. При­но­сите жертвы правды [пра­вед­но­сти] и упо­вайте на Гос­пода ( Пс.4:6 ).

8. Гос­поди! кто может пре­бы­вать в жилище Твоем? Кто может оби­тать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непо­рочно и делает правду, и гово­рит истину в сердце своем; кто не кле­ве­щет языком своим, не делает искрен­нему своему зла и не при­ни­мает поно­ше­ния на ближ­него своего; тот, в глазах кото­рого пре­зрен отвер­жен­ный, но кото­рый боя­щихся Гос­пода славит; кто кля­нется, хотя бы злому, и не изме­няет; кто серебра своего не отдает в рост и не при­ни­мает даров против невин­ного. Посту­па­ю­щий так не поко­леб­лется вовек ( Пс.14:5 ).

9. Не погуби души моей с греш­ни­ками и жизни моей с кро­во­жад­ными, у кото­рых в руках зло­дей­ство, и кото­рых правая рука полна мздо­им­ства ( Пс.25:9–10 ).

10. Так опу­стеет дом нече­сти­вого, и огонь пожрет шатры мздо­им­ства ( Иов.15:34 ).

11. Нече­сти­вый берет пода­рок из пазухи, чтобы извра­тить пути пра­во­су­дия ( Прит.17:23 ).

12. При­тес­няя других, мудрый дела­ется глупым, и подарки портят сердце ( Еккл.7:7 ).

13.Князья твои — зако­но­пре­ступ­ники и сообщ­ники воров; все они любят подарки и гоня­ются за мздою; не защи­щают сироты, и дело вдовы не дохо­дит до них ( Ис.1:23 ).

14. Горе тем, кото­рые храбры пить вино и сильны при­го­тов­лять креп­кий напи­ток, кото­рые за подарки оправ­ды­вают винов­ного и правых лишают закон­ного! ( Ис.5:22–23 ).

15. Тот, кто ходит в правде и гово­рит истину; кто пре­зи­рает корысть от при­тес­не­ния, удер­жи­вает руки свои от взяток, заты­кает уши свои, чтобы не слы­шать о кро­во­про­ли­тии, и закры­вает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет оби­тать на высо­тах; убе­жище его — непри­ступ­ные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссяк­нет ( Ис.33:15–16 ).

16. Так гово­рит Гос­подь: за три пре­ступ­ле­ния Изра­иля и за четыре не пощажу его, потому что про­дают пра­вого за серебро и бед­ного – за пару сан­да­лий ( Ам.2:6 ).

17. Ибо Я знаю, как мно­го­чис­ленны пре­ступ­ле­ния ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги пра­вого, берете взятки и извра­ща­ете в суде дела бедных ( Ам.5:12 ).

18. Главы его судят за подарки и свя­щен­ники его учат за плату, и про­роки его пред­ве­щают за деньги, а между тем опи­ра­ются на Гос­пода, говоря: не среди ли нас Гос­подь? не постиг­нет нас беда! ( Мих.3:11 ).

19. Руки их обра­щены к тому, чтобы уметь делать зло; началь­ник тре­бует подар­ков, и судья судит за взятки, а вель­можи выска­зы­вают злые хоте­ния души своей и извра­щают дело ( Мих.7:3 ).

Книги Нового Завета

1. Тогда один из две­на­дцати, назы­ва­е­мый Иуда Иска­риот, пошел к пер­во­свя­щен­ни­кам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они пред­ло­жили ему трид­цать среб­рен­ни­ков; и с того вре­мени он искал удоб­ного случая пре­дать Его ( Мф.26:14–16 ).

2. Ибо извнутрь, из сердца чело­ве­че­ского, исхо­дят злые помыслы, пре­лю­бо­де­я­ния, любо­де­я­ния, убий­ства, кражи, лихо­им­ство, злоба, ковар­ство, непо­треб­ство, завист­ли­вое око, бого­хуль­ство, гор­дость, безум­ство, — все это зло извнутрь исхо­дит и осквер­няет чело­века ( Мк.7:21–23 ).

3. Волхв Симон пред­ла­гал апо­сто­лам взятку за дар Свя­того Духа: Симон же, увидев, что через воз­ло­же­ние рук Апо­столь­ских пода­ется Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я воз­ложу руки, полу­чал Духа Свя­того. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в поги­бель с тобою, потому что ты помыс­лил дар Божий полу­чить за деньги ( Деян.8:18–20 ).

4. И как он гово­рил о правде, о воз­дер­жа­нии и о буду­щем суде, то (пра­ви­тель) Феликс пришел в страх и отве­чал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя. Притом же наде­ялся он, что Павел даст ему денег, чтобы отпу­стил его: посему часто при­зы­вал его и бесе­до­вал с ним ( Деян.24:25, 26 ).

5. А блуд и всякая нечи­стота и любо­с­тя­жа­ние не должны даже име­но­ваться у вас, как при­лично святым ( Еф.5:3 ).

6. Но я писал вам не сооб­щаться с тем, кто, назы­ва­ясь братом, оста­ется блуд­ни­ком, или лихо­им­цем, или идо­ло­слу­жи­те­лем, или зло­ре­чи­вым, или пья­ни­цею, или хищ­ни­ком; с таким даже и не есть вместе ( 1Кор.5:11 ).

7. Ни воры, ни лихо­имцы, ни пья­ницы, ни зло­ре­чи­вые, ни хищ­ники — Цар­ства Божия не насле­дуют ( 1Кор.6:10 ).

8. Итак, умерт­вите земные члены ваши: блуд, нечи­стоту, страсть, злую похоть и любо­с­тя­жа­ние, кото­рое есть идо­ло­слу­же­ние, за кото­рые гнев Божий грядет на сынов про­тив­ле­ния ( Кол.3:5–7 ).

9. И всё, что дела­ете, делайте от души, как для Гос­пода, а не для чело­ве­ков, зная, что в воз­да­я­ние от Гос­пода полу­чите насле­дие, ибо вы слу­жите Гос­поду Христу. А кто неправо посту­пит, тот полу­чит по своей неправде, у Него нет лице­при­я­тия ( Кол.3:23–25 ).


ПОЧЕМУ МЕНОВЩИКИ — РАЗБОЙНИКИ?

И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников
(Мф 21:12–13).

tkachenko_g
tkachenko_g

ЧЕМ ЦЕННА ЛЕПТА?

И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое (Мк 12:41–44).

Выражение «внести свою лепту» давно и прочно вошло в наше словоупотребление. Обычно предполагается, что это некий весьма скромный вклад. Однако Христос, напротив, оценивает две лепты вдовы выше всех богатых подношений. Что же представляла собой эта сумма — две лепты во времена земной жизни Спасителя?

Лепта — самый мелкий номинал для обозначения денежных сумм той эпохи. Название монеты — римское. Но тот факт, что вдова опустила свой дар в сокровищницу Храма, указывает, что монета была иудейской чеканки. Дело в том, что кроме тирских статиров римские оккупационные власти разрешили иудеям чеканить мелкую медную монету — пруту. Вероятнее всего, упомянутая в Новом Завете лепта была разновидностью иудейской пруты. Как можно увидеть в тексте Евангелия, две лепты составляли кодрант — также мелкую медную монету. Четыре кодранта были равны одному медному же ассарию. А вот шестнадцать ассариев можно было обменять уже на серебряный динарий. Столько составляла тогда плата наемному работнику за один день. На эти деньги можно было купить ягненка. То есть вдова положила в сокровищницу 1/64 стоимости ежедневного заработка рабочего. В переводе на сегодняшний счет это примерно рублей двадцать. Но это было всё, что вдова имела. Больший уровень нищеты трудно себе представить. Однако Господь воздает награду, обращая внимание не на то, сколько человек жертвует, а на то, сколько у него остается после этой жертвы. Поэтому и сегодня каждый из нас не должен смущаться тем, что, возможно, у него недостаточно средств на дела милосердия в трудные времена. Обладая даже самым мизерным достатком, можно и нужно помогать ближним в ту меру, которая нам доступна. И пускай это будут совсем небольшие деньги. В любом случае, они, наверное, будут уж никак не меньше двух лепт вдовы по стоимости. Но зато и никак не ниже этих же двух лепт по цене в очах Господа.

КАКОЙ ТАЛАНТ САМЫЙ ВАЖНЫЙ?

Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал, и кланяясь ему, говорил: государь! Потерпи на мне, и я всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились, и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня. Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф 18:23–35).

Сегодня слово «талант» воспринимается исключительно в контексте еще одной евангельской притчи — о закопанных талантах.

Подразумевается, что это некая полученная от рождения способность, которую нельзя, что называется, зарывать в землю, а нужно непременно развивать. Однако в античном мире это слово имело куда более прозаический смысл и обозначало меру веса. Изначально, в Греции он был равен одной стандартной амфоре воды, примерно 26 литров. Со временем талантами стали измерять деньги. Например, у иудеев серебряный талант весил примерно 44 кг. Но это вовсе не значит, будто существовала огромная монета такого веса. Талант был исключительно счетной единицей и употреблялся для определения очень больших денежных сумм. Так, в переводе на римские монеты талант во времена земной жизни Спасителя был равен 6000 динариев. Нетрудно сосчитать, что должнику из притчи нужно было заплатить царю шестьдесят миллионов динариев. И эта абсолютно невозможная к выплате сумма была ему прощена, после чего он отказался простить уже своему должнику неизмеримо меньший долг, за что и был наказан.

Понятно, что в притче Господь говорит о прощении вообще любых согрешений, в которых перед нами виновны наши ближние. Но во времена финансовых и экономических кризисов буквальный смысл этой притчи зачастую тоже становится актуальным: у людей по разным причинам появляются друг перед другом долги, которые они не в состоянии отдать в обещанный срок. И, наверное, здесь-то как раз самое время вспомнить притчу о немилосердном заимодавце, вспомнить о том, что, сколько бы денег у нас ни было, все они — не наши, все получены нами в управление от Господа. Который, до поры не требует с нас отчета об их употреблении. Но рано или поздно этот отчет придется дать каждому из нас. И, возможно, единственным оправданием тогда для кого-то сможет стать прощенный или отсроченный долг, за который он не стал терзать должника, подобно безжалостному заимодавцу из притчи

Введение

Во многих христианских церквях (деноминациях, сектах, конфессиях) как правило, их пастыри и начальники, сегодня проповедуют в своём служении – сбор Десятины, со своих прихожан или паствы, опираясь при этом на Ветхий Завет и закон Моисея.

Правильно ли это, нужно ли поступать подобным образом в эпоху Нового Завета и как распоряжаться материальными благами, которые даёт Бог, нам с вами? Давайте разберём эти вопросы в нашей статье и посмотрим, как же нужно поступать с деньгами в церкви Божьей?

История Десятины

История Десятины

Десятина это – десятая часть чего-либо. Это слово наиболее употребимо применительно к практике собирания десятой части дохода прихожанина в пользу религиозной общины в иудаизме, христианстве и других религиозных традициях.

Десятина уходит корнями во времена Авраама и позднее оформлена религиозным каноном в Торе (первые пять Книг Ветхом Завете). Как мы понимаем Десятина – это одна десятая часть (10%) от целого (от 100%).

Согласно Танаху (Ветхий Завет), десятина была известна евреям ещё задолго до времён Моисея и восходит к Аврааму, который дал первосвященнику Мелхиседеку десятую часть всей добычи, полученной им от четырёх побеждённых царей.

Таким образом, Авраам дал десятину Мелхиседеку (царю и священнику от Бога) [Быт 14:20; Евр 7:1-6], а Иаков его внук, также обещал отдать десятую часть своего имущества Богу [Быт 28:20-22]. И всё это, происходило от их свободного волеизъявления.

20 и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего.
(Быт14:20).

1 Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей,
2 которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию [имени] царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира,
3 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.
4 Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.
5 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.
6 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.
(Евр 7:1-6).

20 И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться,
21 и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, —
22 то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть.
(Быт 28:20-22).

Закон Моисеев требовал от народа Израильского платить десятину со всех урожаев и скота [Лев 27:30-34; Втор 14:22-26]. Эти десятины были нужны для содержания колена Левина (Левитов), которым Бог не дал удела (земли) в земле Израильской.

А также для помощи бедным и нуждающимся в земле Израиля, чтобы от них (от десятин) могли питаться и жить странники, пришельцы, сироты и вдовы [Чис 18:21-24; Втор 14:27-29; 26:12-15].

30 И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня;
31 если же кто захочет выкупить десятину свою, то пусть приложит к [цене] ее пятую долю.
32 И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу;
33 не должно разбирать, хорошее ли то, или худое, и не должно заменять его; если же кто заменит его, то и само оно и замен его будет святынею и не может быть выкуплено.
34 Вот заповеди, которые заповедал Господь Моисею для сынов Израилевых на горе Синае.
(Лев 27:30-34).

27 И левита, который в жилищах твоих, не оставь, ибо нет ему части и удела с тобою.
28 По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год и клади [сие] в жилищах твоих;
29 и пусть придет левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые [находятся] в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать.
(Втор 14:27-29).

Иногда случалось и такое, что некоторые забывали свою обязанность платить десятину, и тогда, они были строго осуждаемы Богом [Неем 13:10-12; Мал 3:7-12]. Другие, наоборот, выплачивали всё до «копейки», но сердца их были жестоки и надменны [Ам 4:4-5; Мф 23:23].

7 Со дней отцов ваших вы отступили от уставов Моих и не соблюдаете их; обратитесь ко Мне, и я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф. Вы скажете: «как нам обратиться?»
8 Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями.
9 Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня.
10 Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?
11 Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф.
12 И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф.
(Мал 3:7-12).

23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
(Мф 23:23).

Десятина сегодня

Десятина сегодня

Как мы увидели выше, повеление давать десятину было частью «закона Моисеева» [Евр 7:5]. Оно входило в левитское священнослужение, в рамках которого, люди получили – закон [Евр 7:11].

Священнослужение изменилось, и с ним изменился закон [Евр 7:12]. Так как десятина была частью священнослужения и закона, который был изменен, отсюда следует, что заповедь о десятине была аннулирована [Евр 7:18-19].

5 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.
6 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.
7 Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.
8 И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет.
9 И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в [лице] Авраама дал десятину:
10 ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.
11 Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, — ибо с ним сопряжен закон народа, — то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?
12 Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.
13 Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.
14 Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.
15 И это еще яснее видно [из того], что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной,
16 Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.
17 Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
18 Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности,
19 ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.
(Евр 7:5-19).

Человек, который решает соблюдать какую-то часть закона Моисеева, становится «обязанным соблюсти весь закон» [Гал 5:3]. Десятина является «частью того закона – закона Моисеева» [Евр 7:5], поэтому те, кто решает давать десятину сегодня, должны также соблюдать и субботу, и жертвоприношения, и обрезания и т.п. постановления закона.

С другой стороны, поступать так означает опять быть «рабами Ветхого Закона», но ведь Христос освободил нас [Гал 5:1]. Таким людям Павел говорил и говорит: «Нет вам пользы от Христа» [Гал 5:2], и добавляет: вы «отделились от Христа, отпали от благодати» [Гал 5:4].

1 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
2 Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.
3 Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.
4 Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,
5 а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.
6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
(Гал 5:1-6).

Сегодня, христианам предписано Богом, давать столько – сколько они в состоянии дать или пожертвовать [1 Кор 16:1-2]. Христиане должны «выделять достаточные материальные средства, без сожаления, не из-за необходимости, но по доброй воли» [2 Кор 9:6-7].

Мы сами должны определять, сколько мы можем дать на пожертвования для нужд церкви (собранию) [2 Кор 9:7]. Любовь нашего сердца поможет нам действовать согласно истине, законам Бога и Его воли [2 Кор 8:1-15; ср. Деян 20:35]. Так поступая, мы не ошибёмся.

1 При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских.
2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.
(1 Кор 16:1-2).

5 Посему я почел за нужное упросить братьев, чтобы они наперед пошли к вам и предварительно озаботились, дабы возвещенное уже благословение ваше было готово, как благословение, а не как побор.
6 При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.
7 Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
8 Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело,
9 как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.
10 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей,
11 так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.
12 Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу.
(2 Кор 9:5-12).

1 Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским,
2 ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия.
3 Ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель:
4 они весьма убедительно просили нас принять дар и участие [их] в служении святым;
5 и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, [потом] и нам по воле Божией;
6 поэтому мы просили Тита, чтобы он, как начал, так и окончил у вас и это доброе дело.
7 А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам, — так изобилуйте и сею добродетелью.
8 Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви.
9 Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.
10 Я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года.
11 Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку.
12 Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет.
13 Не [требуется], чтобы другим [было] облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность.
14 Ныне ваш избыток в [восполнение] их недостатка; а после их избыток в [восполнение] вашего недостатка, чтобы была равномерность,
15 как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка.
(2 Кор 8:1-15).

От состояния сердца.

Заключение

Таким образом, мы увидели, что сбор десятины сегодня в наши дни, не является необходимым условием в церкви Христа. Мы свободны от выполнения этого обряда, мы не обязаны давать 10% от всего чем владеем, хотим ли мы этого или нет, сейчас этого делать не нужно.

Но, мы должны быть милостивыми, сострадательными, добрыми к другим и если мы в состоянии помочь финансово кому либо, то мы должны это сделать (дать денег нуждающемуся).

Почему мы всё же должны это делать (уделять средства нуждающимся)? Да потому, что это одна из форм христианского служения в церкви Христа, а также, одно из условий жизни истинного христианина (дела) [ср. Иак 2:13-26].

В церкви в наши дни, всё же остаётся такой обряд как «сбор пожертвований» [2 Пет 1:19-21; ср. 1 Кор 14:37; ср. 1 Кор 16:1-2; ср. Рим 15:25-26]. Но, как мы и говорили выше, мы не обязаны давать десятину от своего достатка, мы лишь должны дать то, что мы хотим и то, что мы можем.

Что говорит Библия о бизнесе? Каковы русские купеческие традиции? Как вести торговое дело по-Божьи? Какие святые помогают бизнесменам?

Торговля всегда была делом сложным и опасным. В древние времена и средневековье купцам приходилось везти товары из-за тридевять земель. На караваны и корабли нападали разбойники, кто-то становился добычей стихии, кто-то умирал в пути от болезней, не выдержав трудностей. Во времена предреволюционные риск для жизни снизился, но по-прежнему оставалась вероятность разориться, стать жертвой аферистов, угодить в долговую тюрьму.

В наши дни бизнес тоже подстерегают немало опасностей — организованная преступность, трудности с кредитованием, происки конкурентов и многое другое.

Поэтому люди, занимающиеся торговым делом, просят помощи у Бога. И правильно делают.

Как относится к бизнесу Библия?

В Книге книг немало упоминаний о торговле и купцах в положительном контексте.

Ис. 23.8. «которого купцы были князья, торговцы — знаменитости земли»;

Мф. 25:27. «тебе следовало вложить мои деньги у менял, и я, придя, вернул бы своё с прибылью»;

Деян 16.14. «и торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала»;

Ис. 23.18. «торговля его и прибыль его будут посвящаемы Господу»;

Мф. 25.9. «пойдите лучше к продающим и купите себе».

Торговля, как и в наши дни, знакомила граждан с новинками из соседних стран, помогала ремесленникам и крестьянам сбыть свою продукцию. Благодаря ей развивались международные отношения и производства. Приёмный отец Иисуса, праведный Иосиф, будучи плотником, тоже торговал своими изделиями или отдавал их торговцам для сбыта.

Порой благочестие и способность к спасению души сравнивается в Библии с финансовыми операциями.

Так, в притче о талантах, хозяин упрекает раба, который не отдал деньги в рост, а зарыл. На самом деле речь идёт о человеке, который скрыл и не преумножил свои лучшие качества, данные Творцом, этим огорчив Его. «Надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25:26-30).


И притча о жемчужине, где говорится о человеке, который множество мелких жемчужин меняет на одну крупную. Подразумевается милость Бога к праведникам, которые по своей душевной чистоте превосходят обычных людей. «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Мф. 13, 45-46).

Читатели могут спросить: а как же изгнание Христом торгующих из Храма?

Это не повод считать, что торговля неугодна Богу. Причина Его поступка иная. Вспомним, что приносили в жертву в Храме: волов, овец, голубей. Продавцы и покупатели увлечённо рядились о цене. Соответственно, грязь и шум там были, как на крестьянском дворе. А ведь рядом находилась Святая святых с Ковчегом завета…

Отметим, что сегодня в каждом храме продают свечи, иконы. Но всё происходит тихо и пристойно. Чему учит библейский сюжет? Не погружайтесь всецело в мирскую суету.

Бог видит нас в любой ситуации и может в любое время остановить тех, кто забыл о Нём.

Купеческие традиции на Руси

Семейные ценности купечества

Будучи выходцами из крестьянской среды, купцы хранили православную веру чистой, незамутнённой современными влияниями. В семье царствовал патриархальный уклад, важные решения принимал старший мужчина в роду. Сыновья обычно продолжали дело отца. Дочерям выбирали женихов родители.


Помните, в комедии «Женитьба Бальзаминова» дядя-купец выставляет за дверь главного героя, молодого чиновника, который сватается к его племяннице? Дабы не промотал приданого.

Самостоятельные решения молодёжи считались бунтом и становились поводом для лишения наследства. На этом основании писатели порой обвиняли купцов в мракобесии и самодурстве. Кстати, сегодня такие же обвинения слышат православные консерваторы. Ничто не ново под луной.

Купцы, в свою очередь, критически относились к европейским трендам, как сказали бы сегодня. Так, в одной из моих любимых книг «В лесах и на горах» отец-купец приходит в ужас от модного платья своей дочери с откровенным декольте. Жених, подаривший платье, получает отказ, хотя он богат. Дело не в деньгах, а в морали.

Отношение к женщине в купеческой среде зависело от того, как она себя проявляла. Дочерью руководили, жене покровительствовали, но если женщина оказывалась в роли богатой сироты или вдовы с капиталом, она сама могла развивать своё дело, записаться в купеческую гильдию и с нею считались, как с каждым преуспевающим человеком.

Честное купеческое слово

При сделках разного рода решающую роль играла честность. Долгое время купцы не заключали договоры на бумаге, но скрепляли их рукопожатием. «Между купцами — одно рукобитье», гласит поговорка.

Купец Сергей Иванович Четвериков после смерти отца, который оставил крупные долги, пообещал рассчитаться со всеми кредиторами. Ему понадобилось на это 36 лет! За это время большинство кредиторов забыли о долгах, но Четвериков продолжал рассчитываться, пока не выплатил весь долг. Благодаря такой честности, его компания приобрела безграничное уважение в деловом мире.

Репутация честного человека открывала новые возможности, обеспечивала поддержку и большой кредит в трудный час. Это была лучшая реклама.

Сегодня бизнесмен, генеральный директор Пётр Базунов рассуждает о православном предпринимательстве:

«У деловых отношений должна быть здравая суть, которая будет удерживать их в конструктивном русле. Нельзя, например, предлагать к продаже то, в чем ты не уверен, что оно нужно покупателю. Это попытка обмана, которую нельзя потом понять и оправдать. Нельзя, пользуясь своим положением, заставлять продавца отдавать почти задаром то, что тебе нужно, и что ты знаешь, он уже предлагает тебе за вполне приемлемую цену. В нашем бизнесе в нашей культуре не должно быть насилия и манипуляций».

Торговое дело по-Божьи, значит, не по лжи.

Купцы заботились о своих работниках, как отмечают в мемуарах их современники. Проявляли щедрость и повышали в должностях более усердных. Порой воспитывали из приёмышей-сирот новых предпринимателей. Великодушие и покровительство, это тоже по-Божьи.

Купцы не вкладывали средства в дела противозаконные и безнравственные. Вряд ли кто-то из них отсыпал бы денег на современный спектакль или фильм непристойной тематики, даже если он принесёт дивиденды.

Такой подход актуален и в наши дни. Архиепископ Амвросий, ректор Московской духовной академии, подчёркивает:

«Для православного человека недопустима деятельность, связанная с коррупцией, с подкупом, с отмыванием денег, с наркоторговлей, с индустрией безнравственности. Все, что противоречит евангельскому образу жизни, безусловно, не может быть положено в основу экономической или предпринимательской деятельности человека, который заявляет о себе как о христианине». Чистота помыслов и благие цели, это тоже по-Божьи.

Главные благотворители

Купцы тратили огромные суммы на благотворительность. Введите в поиск Интернета фразу «церковь построена купцом», и увидите десятки красивейших фото. Старинные церкви, которым сотни лет, начиная со времён Иоанна Грозного, заканчивая предреволюционным периодом. Без купеческой щедрости Россия была бы лишена многих архитектурных памятников.


церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках

Один из примеров, церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках, которая долго служила образцом при возведении российских храмов. Построена по заказу купца Григория Никитникова в 1628-1651 годы. По смерти он упокоился в усыпальнице под её сводами.

Благодаря своему великодушию многие негоцианты остались в истории.

Так, купец Гаврила Солодовников (1826-1901) из своего капитала в 22 миллиона, 20 миллионов пожертвовал на благотворительность, остальное оставил родственникам.

Его радениями появились: роддом в Серпухове, Детские приюты и профессиональные школы в Серпуховском уезде, женские училища в Тверской, Архангельской, Вологодской, Вятской губерниях. Кстати, обучение женщин в те времена поддерживали просвещённые люди. Представьте, сколько бедной молодёжи бесплатно получили образование, благодаря этому купцу и вышли в люди.

Среди благотворителей: семейство Бахрушиных, Морозовых, фон Дервиз, Третьяков, всех не перечесть, истории на несколько томов.

Добрые традиции купечества:

— Строительство храмов, пожертвования на монастырские нужды.

— Возведение и финансирование сиротских приютов, богаделен, больниц.

— Меценатство, попечение о талантливых людях и образовательных учреждениях.

— Создание музеев, собирание лучших произведений искусства для них.

Святые «третьего» сословия

Купечество считалось на Руси третьим сословием, после духовенства и аристократии.

Любовь к Богу и стремление каждый поступок сверять с Заповедями порождали в купеческих семьях чад, которые стремились к монашеской жизни. Родители не препятствовали им. Такой оказалась судьба Серафима Саровского.


Серафим Саровский

Его отец был хозяином нескольких кирпичных заводов в Курске. Незадолго до своей смерти он начал строительство собора в родном городе, но почил. И дело его продолжила супруга. Когда младший сын, Прохор, будущий преподобный Серафим, решил уйти в монастырь, она поддержала его решение.

Ныне Курск украшает Сергиево-Казанский собор, а Русскую церковь озаряет образ преподобного Серафима.

Преподобный Иринарх Ростовский, в миру Илья, был из купеческого сословия. В тридцать лет он принял постриг. И после восьми лет обычного монашества, тридцать лет прожил в затворе. Именно он благословил Минина и Пожарского на борьбу с польскими оккупантами.

Преподобный Серафим Вырицкий, в миру Василий, тоже был из купцов. До пострижения в монахи отмечен Священным Синодом как щедрый благотворитель. Десятки тысяч рублей золотом отдал на храм и добрые дела. Во время Великой Отечественной войны, будучи ветхим старцем, Серафим часами молился, склонив колени на камень в саду. Под снегом, под дождём, в любую погоду старец просил у Бога победы для русских войск. И дожил до неё. Перед смертью, в 1949 году ему явилась Богородица и указала десницей на небо.

Из купеческой среды вышли много Оптинских старцев, Игумен Оптиной пустыни Моисей, игумен Саровской пустыни Исайя, игумен Малоярославецкого Никольского монастыря Антоний и много других молитвенников за Россию.

Какие святые помогают бизнесменам?

Чтобы стать успешным предпринимателем, принято, прежде всего, обращаться к подвижникам, которые были не чужды руководящей или торговой деятельности.

Святые равноапостольные царь Константин и царица Елена были могущественными владыками и богатыми людьми. Они занимались строительством в своих обширных владениях. К ним обращаются с молитвой основатели фирм и политики, чтобы преуспеть.

Николай Угодник никогда не позволит своему почитателю обеднеть. При жизни он был епископом и жертвователем на добрые дела. Также он странствовал и был способен остановить морскую бурю, чтобы сохранить корабль. Поэтому к нему стоит обращаться тем, кто перевозит товары на дальние расстояния.


Николай Чудотворец

Иосиф Волоцкий при жизни построил монастырь, который быстро разбогател. Святой проявлял талант в хозяйственных делах, финансировании и организации работ.

Иоанн Воин охраняет имущество и дом молящегося от грабителей и недоброжелателей.

Иоанн Сочавский был торговцем и благотворителем.

Икона Божьей Матери «Экономисса», что значит «Домостроительница», помогает пережить кризис и достичь процветания. Также она покровительствует тем, кто возводит или приобретает себе дом, а также занимается строительством.


Икона Божьей Матери «Экономисса» или «Домостроительница»

Икона Божьей Матери «Спорительница хлебов» способствует обильному урожаю. Она помощница хлеборобов.

Икона Божьей Матери «Хлебная» заботится о материальном достатке в целом и помогает в экстремальных обстоятельствах: безработица, большие убытки, потеря уверенности в себе.

Также принято обращаться к святым, не занимавшимся предпринимательством, но проявляющим особое милосердие.

Матрона Московская отвечает на все просьбы, в том числе финансового характера.

Аспекты православного предпринимательства

Лучшие традиции русских купцов развивают современные православные предприниматели России.

1.«Умная благотворительность» — это не просто финансовая помощь, а созидательные и просветительские проекты, направленные на позитивное изменение мышления и условий жизни сограждан.

Бизнесмен создаёт православную социальную сеть. Пользователи сети укрепляются в своей вере, узнают христианские новости, вместе молятся. Находят новых друзей и любовь. Это меняет настроения в обществе и жизнь людей к лучшему.

Предприниматель открывает центр помощи бездомным. Не просто предоставляет крышу надо головой, но восстанавливает документы, даёт работу, защищает матерей от ювенальной юстиции, следит за трезвостью подопечных. Это спасение душ человеческих.

Активные граждане вкладывают средства в организации https://media.elitsy.ru/istorii/inkljuzivnye-masterskie-dlja-osobennyh-ljudej/, где работают инвалиды. В школы и тьюторов для них. Помогают людям с ограниченными возможностями жить полной жизнью, а не прозябать в четырёх стенах. Блаженны милостивые.

2. Корпоративная социальная ответственность — это осознание ответственности бизнеса перед народом. Поддержка национальных традиций — крепкой семьи, уважения к старшему поколению, нравственности. Важный аспект — отношение к экологии страны и здоровью населения. Отказ от производства вредной продукции.

3. Сотрудничество с российскими партнёрами. Покупка товаров не за рубежом, а на родине. Инвестиции в российские заводы, а не в зарубежные. Заключение сделок с соотечественниками. Приём на работу россиян, а не мигрантов даже при условии, что последние обходятся дешевле.

4. Помощь провинции. Есть примеры, когда выходцы из русской глубинки, которые создали в столице крупный бизнес, затем вкладывают деньги в свою малую родину.

Есть два уроженца нашего района, которые поступили так, безвозмездно украсив свои посёлки: центр выложили плиткой, отремонтировали ряд зданий, поставили красивые фонари в старинном стиле. Среди реализованных проектов — огромный храм Александра Невского, который я вижу каждый день.

Читайте также: