Изменение и разделение объекта налогообложения является

Опубликовано: 14.05.2024

girl-2573111_1920.jpg

В нашей практике нередко возникали ситуации, когда в ходе налоговых проверок органы ФНС выявляли расхождение в объекте налогообложения, который был указан в налоговой декларации и в уведомлении о применении специального налогового режима, в частности упрощенной системы налогообложения (УСН). Затем следовало привлечение к налоговой ответственности с доначислением налога, штрафа и пени. Но всегда ли это обоснованно и возможно ли доказать отсутствие своей вины? Давайте разбираться.

Указанный в уведомлении объект налогообложения нельзя изменить произвольно.

Небольшая предыстория: пару месяцев назад к нам обратилась индивидуальная предпринимательница. С началом пандемии коронавируса ее бизнес понес крупные убытки и она решила закрыться. Выплатила все положенные отчисления в Пенсионный и прочие фонды и отправила уведомление в налоговую. Спустя время ей оттуда позвонили и огорошили – вы нарушили закон, в отношении вас начали проверку. В перспективе – штраф, пеня и доначисление налога.

Оказалось, что проблема в следующем – открывая несколько лет назад ИП, женщина выбрала УСН (упрощенная система налогообложения) с выплатой налогов «с доходов», а все это время платила по системе «доходы минус расходы». Почему так случилось, это отдельный разговор, но факт остаётся фактом – все эти годы налоговая, проверяя декларации предпринимательницы, не замечала ошибку. Освобождает ли это бизнес-вумен от ответственности и нет ли здесь вины налоговой?

Начнем с главного, с понятийной базы. Налоговый кодекс знает два объекта налогообложения в рамках упрощенной системы налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов (ч. 2 ст. 346.14 НК РФ) . Налогоплательщик может изменять их ежегодно, но только с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря предыдущего года (Письмо Минфина России от 14.10.2015 N 03-11-11/58878).

То есть, подчеркивает закон, выбор объекта налогообложения, сделанный в уведомлении о применении упрощенной системы налогообложения, является обязательным и не может быть изменен после начала налогового периода. Почему же нельзя менять его «по ходу дела»? На наш взгляд причины этого кроются в том, что Налоговый кодекс не предусматривает возможность исправления ошибок в уведомлении о переходе на УСН. Также возможность для налогоплательщика менять объект налогообложения усложнит налоговый контроль и ущемит права одних налогоплательщиков перед другими, что является недопустимым.

Чем грозит несовпадение объекта налогообложения в уведомлении о применении УСН и в налоговой декларации?

Но представим, что при проверке выясняется, что предприниматель выбрал один объект, а платит по-другому. В этом случае налоговая запросит у налогоплательщика пояснения относительно расхождения объектов. За их непредставление налогоплательщика, скорее всего, оштрафуют на сумму 5 тыс. рублей. А если он не подаст уточненную налоговую декларацию, то его ждет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (п.1 ст. 122 НК РФ) . Также, скорее всего, ему доначислят налоги.

В каких случаях можно избежать привлечения к налоговой ответственности?

Но вернемся к нашему случаю. Как быть, если добросовестный налогоплательщик все эти годы честно платил налоги и даже не подозревал, что нарушает? И где были глаза у налоговой? Ведь каждый отчетный период они получали декларацию и никто из сотрудников даже не потрудился проверить, а по тому ли объекту налогообложения платится налог?

Признаемся честно, в нашей истории все закончилось без определенного результата – предпринимательница получила консультацию, после чего пообещала подумать и исчезла. Но если бы она все же решила работать с нами, то победа, скорее всего, была бы на нашей стороне и вот почему:

1. Налоговый контроль должен проводиться своевременно.

Суды в своих решениях отмечают, что налоговая обязана своевременно контролировать и принимать меры в отношении состоящих на учете налогоплательщиков. В том числе требовать представления налоговой отчетности и приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках. Отсутствие возражений со стороны налоговой и отсутствие предъявления каких-либо требований к налогоплательщику по результатам камеральных налоговых проверок означает фактическое признание правильности выбора объекта налогообложения. Этот принцип, в частности , отражен в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 8 мая 2019 г. по делу N А40-245402/2017.

2. Заявление о переходе на УСН носит уведомительный характер. Важнее – фактическое поведение налогоплательщика и представленная налоговая декларация.

Вывод из всей этой истории следующий: на налогоплательщике лежит обязанность представления надлежащим образом заполненной декларации. Обязательна проверка совпадения объекта налогообложения с тем, что указано в уведомлении. Также нужно сохранять документы подтверждающие направление уведомления об изменении объекта налогообложения в налоговую инспекцию, к ним относится опись вложения и почтовое уведомление о вручении. Но стоит помнить, что не всегда привлечение к налоговой ответственности правомерно, ведь безоговорочное принятие однотипной налоговой декларации государственным органом в течение нескольких налоговых периодов подряд может доказывать фактическое признание правомерности заполнения декларации.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Оптимизация налогообложения

Понятие налоговой оптимизации

На протяжении последних лет деятельность, именуемая или , занимает все более важное место в повседневной практике различных предприятий и организаций. На многих крупных предприятиях даже введена специальная должность для работников, отвечающих за данную деятельность, - специалист по налоговому планированию. К сожалению, результатом зачастую крайне непродуманных и неосторожных действий стало то, что о налоговой оптимизации сейчас принято говорить как о явлении полукриминальном, вполголоса, тщательно скрывая любые усилия предприятия в направлении минимизации налоговых платежей. Надо сказать, что такое отношение подогревается и со стороны налоговых органов, а также органов налоговой полиции, фактически обЪявляющих все мероприятия, связанные с налоговой оптимизацией, незаконными [1] .

_Вместе с тем, изначально понятие отнюдь не предполагает какого-либо нарушения закона со стороны хозяйствующего субЪекта. Налоговое планирование является лишь составным элементом системы финансового планирования любого предприятия, таким же как, например, планирование издержек, связанных с приобретением товаров. Никто не оспаривает право предпринимателя самостоятельно выбирать поставщика товарно-материальных ценностей для своего предприятия и согласовывать с ним в рамках закона условия поставки. Аналогично не может быть оспорено и право каждого субЪекта предпринимательской деятельности выбирать любые предусмотренные законом правовые формы хозяйственной деятельности таким образом, чтобы обеспечить наиболее приемлемый для данного предприятия режим налогообложения и оптимальный уровень налоговых платежей.

Данное право участников хозяйственного оборота следует из целого ряда положений действующего российского законодательства. В соответствии со статьей 35 Конституции _РФ право частной собственности охраняется законом, а согласно статье 45 Конституции РФ каждый имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Пункт 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Налог же, в силу положений статьи 8 Налогового кодекса РФ, представляет собой ни что иное, как форму безвозмездного изЪятия части собственности субЪекта предпринимательской деятельности. Таким образом, следует признать, что законодатель признает право налогоплательщика принимать меры, направленные на защиту своей собственности, в том числе путем законного сокращения обЪема налоговых обязательств [2] .

Возможность осуществления налоговой оптимизации обусловлена также тем, что, во-первых, действующее гражданское законодательство допускает осуществление хозяйственной деятельности в различных правовых формах по выбору субЪекта предпринимательской деятельности (например, путем создания юридического лица или путем заключения договора простого товарищества), а различные правовые формы предполагают различный порядок налогообложения; во-вторых, часто налогоплательщик вправе выбирать непосредственно режим налогообложения для своего предприятия (например, упрощенная или общая система налогообложения); в-третьих, законодательство о налогах и сборах предоставляет налогоплательщику возможность выбирать различные методы учета хозяйственных операций для целей налогообложения по своему усмотрению (например, выбор метода списания стоимости материалов на расходы в целях налогообложения), а также принимать по своему усмотрению иные решения, непосредственно влияющие на налогообложение (например, использовать или не использовать право на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость).

Все указанные выше решения должны приниматься руководителями предприятий обдуманно, на основе всестороннего анализа последствий того или иного шага, в том числе влияния каждого мероприятия на обЪем налоговых обязательств предприятия.

На основании изложенного, налоговое планирование и налоговая оптимизация являются не только возможными, но и жизненно необходимыми для каждого предприятия.

Наиболее приемлемым определением понятия представляется следующее:

Налоговая оптимизация - это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов [3] .

Набор инструментов налоговой оптимизации, совокупность применяемых при этом схем и методов постоянно изменяется, в первую очередь, в связи с изменением законов и иных нормативных актов, а также в связи с изменением правовой оценки тех или иных действий органами, осуществляющими применение правовых норм (судами, налоговыми органами). Вследствие нестабильности внешней правовой среды предприятие не может осуществить налоговую оптимизацию применительно к своей деятельности раз и навсегда, необходимо постоянно отслеживать все происходящие изменения и корректировать в соответствии с ними осуществляемые мероприятия по налоговой оптимизации. Наиболее существенные изменения влекут необходимость пересмотра всей схемы финансово-хозяйственной деятельности предприятия и, возможно, кардинального ее изменения.

Именно такого рода изменения, которые неизбежно повлекут пересмотр набора применяемых предприятиями инструментов налоговой оптимизации, имеют место в настоящий момент в налоговом законодательстве РФ в связи с внесением существенных изменений в главу 25 (а также иные главы) Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 29 мая 2002 г. ї57-ФЗ, а также в связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2002 года ї104-ФЗ , которым введены в действие с 1 января 2003 года глава 26.2 Налогового кодекса РФ и глава 26.3 .

В связи с изложенным актуальность деятельности по налоговому планированию и разработки мероприятий, направленных на налоговую оптимизацию, сегодня чрезвычайно высока.

Налоговая оптимизация и уклонение от уплаты налогов.

Вопрос необходимости разграничения налоговой оптимизации, как правомерных действий налогоплательщика, и уклонения от уплаты налогов, как противоречащего закону деяния, неоднократно рассматривался различными авторами [4] . Главным и единственным критерием отличия этих двух способов уменьшения налогов является, конечно, наличие или отсутствие в действия налогоплательщика нарушения действующих норм права. В случае наличия такого нарушения действия налогоплательщика могут повлечь, в зависимости от конкретных обстоятельств, уголовную или налоговую ответственность. Налоговая же оптимизация, в отличие от уклонения от уплаты налогов, будучи основанной на законе, ответственности повлечь не может.

При всей кажущейся простоте указанного критерия, правильное определение того, являются действия налогоплательщика правомерными или нет, требует учета сразу нескольких моментов:

Таким образом, строить схемы налоговой оптимизации исключительно на законодателя, представляется неразумным. При оценке правовой основы той или иной схемы целесообразно оценивать, на что была направлена действительная воля законодателя, и исходить именно из нее.

Безусловно, такой подход основан не на строгом понятии или , поскольку в случае пробела в законодательстве действия налогоплательщика, безусловно, должны признаваться правомерными, тем более, что в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, а согласно статье 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Однако, с учетом реалий сегодняшнего дня, когда правила статьи 5 Налогового кодекса РФ успешно законодателем практически с момента принятия Налогового кодекса РФ, а пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ применяется судами чрезвычайно редко, экономически нецелесообразно принимать во внимание исключительно буквальный смысл той или иной нормы.

В качестве свежего примера может быть приведен пункт 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация_ подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ, не превысил 11 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж). Из буквального толкования статьи 346.12 Налогового кодекса РФ следует, что индивидуальные предприниматели, которые пунктом 1 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ также поименованы налогоплательщиками применительно к упрощенной системе налогообложения, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения независимо от фактического размера дохода за предшествующие девять месяцев. Однако сомнения в правильности такого толкования вызывает пункт 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ, согласно которому если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн. рублей, или собственность амортизируемого имущества налогоплательщика-организации превысит 100 млн. рублей, такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.

В связи с наличием указанной нормы существуют опасения, что законодатель в действительности не имел в виду исключить применение ограничения дохода для перехода на упрощенную систему налогообложения к налогоплательщикам - индивидуальным предпринимателям. Возможно, в данном случае имеет место техническая ошибка, допущенная при разработке текста нормативного правового акта, которая в дальнейшем будет устранена законодателем и не исключено, что . Таким образом, представляется нецелесообразным переходить на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 года тем индивидуальным предпринимателям, доход которых не соответствует ограничению, установленному пунктом 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

Подводя итог вышесказанному, следует резюмировать, что вопрос о правомерности тех или иных действий налогоплательщика, направленных на снижение размера налоговых обязательств, далеко не всегда является простым и для ответа на него требует тщательного анализа конкретных обстоятельств дела.

Виды налоговой оптимизации.

С точки зрения применяемых методов налоговая оптимизация может быть классифицирована на оптимизацию через разработку приказа об учетной и налоговой политике организации, через замену или разделение правоотношений, через непосредственное воздействие на обЪект налогообложения путем его изменения или сокращения его количественных характеристик, использование предусмотренных законом льгот и освобождений и т.д. Подробно классификация мероприятий по налоговой оптимизации по данному основанию рассмотрена в литературе [5] .

С точки зрения периода действия мероприятия по налоговой оптимизации могут быть разделены на перспективную или стратегическую налоговую оптимизацию, эффект от которой имеет место в течение длительного периода деятельности субЪекта предпринимательской деятельности, и налоговую оптимизацию отдельных хозяйственных операций, эффект от которой имеет разовый характер.

Перспективная налоговая оптимизация предусматривает выбор наиболее приемлемой с точки зрения налогообложения правовой формы осуществления хозяйственной деятельности, построение схемы финансово-хозяйственной деятельности с учетом наиболее типичных отношений, в которых участвует данный субЪект предпринимательской деятельности, разработку соответствующей учетной и налоговой политики, а также применение иных методов, имеющих долгосрочное влияние на размер налоговых обязательств налогоплательщика.

Налоговая оптимизация отдельных хозяйственных операций осуществляется путем выбора оптимального вида гражданско-правового договора, подлежащего заключению, определения условий договора, установления порядка совершения конкретных действий в ходе осуществления хозяйственной операции (например, передачи имущества, оплаты товара и т.д.).

Классификация налоговой оптимизации по различным основаниям представлена на Схеме.

Объект налогообложения - это реализация обстоятельств, имеющих оценку.

Понятие объекта налогообложения

Налоговое законодательство закрепляет за налогоплательщиками обязанность по уплате налогов. Сегодня НК РФ содержит большое количество налогов, которые имеют множество элементов в своем составе. Наиболее важным из них является объект налогообложения, установленный как обстоятельство назначения того или иного налога.

При наличии объекта возникает обязанность уплачивать налоги. К объектам относятся прибыль организации, имущество доходы и расходы, а также все прочие объекты, имеющие количественную и качественную характеристику.

Налоги, установленные законодательством к взиманию с физических и юридических лиц, имеют самостоятельные объекты, которые определяются в соответствии со второй частью Налогового кодекса, а также с учетом 38 статьи. Значение объекта налогообложения представлено также в рамках статьи.

Принципы объектов налогообложения

Субъекты и объекты налогообложения установлены во второй части НК РФ. Основным элементом налогообложения является его объект. Налогоплательщики объект налогообложения должны определять четко, поскольку только при наличии у налогоплательщика объекта возникает обязанность уплачивать налоги. Основными принципами объектов налогообложения являются следующие.

Во-первых, любое имущество, предназначенное для реализации, признается товаром. Минфин России определяет, что также признать товаром к примеру, можно любое недостроенное здание, которое предназначено для реализации. Кроме того, Минфин России отмечает, что конструкторские разработки и созданная документация без предварительного заказа разработчикам также признается готовым товаром.

Не относится к имуществу доля в уставном капитале. Четко разграничивает НК и услуги для целей налогообложения, поскольку работа имеет ярко выраженный материальный результат, а услуга – нет. При этом услуга реализуется в момент того, как закончится ее оказание.

Выбор объекта налогообложения производится физическим лицом или организацией в зависимости от требуемого налога.

В НК РФ определены цели того или иного объекта для уплаты налогов. Основной целью является само существование налога, которое невозможно без наличия объекта, с которого он исчисляется.
Характеристика объектов налогообложения

Статья 38 не дает наименование объекта налогообложения. При этом понятие раскрывается, но через перечисление обстоятельств, которые могут быть объектами, с указанием их основных признаков. Так, объектом налогообложения могут быть имущество, доходы, расходы, прибыль и реализация товаров, работ, услуг. Перечень не является исчерпывающим, и законодательство допускает существование иных объектов, которые должны иметь стоимостную или физическую характеристику. Значение объекта налогообложения в том, что, благодаря ему возникает право появления обязанности по уплате налогов

Объект налогообложения - это обязательный элемент налогового контроля, без которого налог просто не может существовать. Объект налогообложения определяется по федеральным, региональным и местным налогам налоговым законодательством. При реализации прав согласно статье 12 НК РФ на установление налогов органами государственной власти местного самоуправления, объект налогообложения не может быть определён ими законодательно.

Среди всех обязательных элементов налогообложения только объекту посвящена целая глава Налогового кодекса. Перечисленные в статье виды налогообложения значительно различаются, и чтобы осуществить выбор объекта налогообложения, необходимо ознакомиться с законодательством.

Так, прибыль - это всего лишь бухгалтерская запись, а имущество - это предмет материального мира, который должен обязательно иметь собственника, поскольку без него данный объект налогообложения просто не будет существовать.

Учет объектов налогообложения осуществляется в рамках налогового учета. Конечные данные в декларациях по налоговому и бухгалтерскому учету могут отличаться.

Виды объектов налогообложения

Перечень объектов налогообложения выглядит следующим образом. По Федеральным налогам объектами являются:

  • реализация работ, товаров на территории России, а также по НДС;
  • реализация подакцизных товаров, произведенных на территории России;
  • доход полученный налогоплательщиком;
  • водные объекты для забора воды гидроэлеватора и прочих нужд необходимо для водного налога,
  • полезные ископаемые, добытые на территории России необходимы для налога на добычу полезных ископаемых.

Региональные налоги и предполагает следующие объекты налогообложения:

  • для транспортного налога - это транспортные средства: автомобили, мотоциклы, вертолеты, яхты;
  • для налога на игорный бизнес это игровые автоматы, букмекерские конторы;
  • имущество, учтенное на балансе.

Местные налоги предполагают, что объектом налогообложения являются земельные участки – для определения земельного налога.

Сборы не являются налогами, поэтому требования налогового законодательства об установление объекта налогообложения по сборам не является обязательным.

Классификация объектов налогообложения

Классификация объектов налогообложения выглядит следующим образом:

  • прибыль является результатом деятельности, осуществляемой предпринимателями или юридическими лицами на свой страх и риск. Прибыль представляет собой объект налога на прибыль;
  • доходы всегда связаны с получением какой-либо выгоды. Доходы также связаны с коммерческой деятельность и определяются как группа операцией государственного сектора. Доход – объект налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

Классификатор относит к объектам налогообложения и расходы. Но расход влияет на размер налоговой базы для исчисления налога на прибыль. Помимо этого, стоит сказать, что каждый налог имеет свой объект налогообложения.

Имущество как объект налогообложения

Гражданское законодательство к имуществу относит деньги, вещи, интеллектуальную собственность и другое. Данная норма закрепляется в ГК РФ. В НК РФ это правило идентично.

Вещи делятся на оборотоспособные и необоротные, при этом объектом могут быть только оборотоспособные вещи и ограниченные в обороте, поскольку только они могут реализовываться. К недвижимым вещам относятся земельные участки, здания и сооружения. К недвижимым относятся также морские суда, космические объекты.

Движимое имущество - это деньги и ценные бумаги.

Переход права собственности определяется порядком установленным гражданским законодательством России. Поскольку в состав имущества для целей налогообложения включаются и деньги они как символы имеют определенную форму, поэтому могут определяться как вещи.

Товар как объект налогообложения

По Налоговому законодательству товар относится к торговой деятельности и для целей налогообложения этим понятием определяется собственность для реализации. Товар обязательно должен обладать оборотоспособностью. Спорным моментом является рассмотрение имущественных прав, как товара. Налоговое законодательство не имеет такой нормы, а вот гражданское свидетельствует о том, что имущественные права – товар.

Операции, признаваемые объектом налогообложения

Операции, которые могут являться объектом налогообложения, закреплены второй частью Налогового кодекса РФ в отношении отдельно взятых налогов. Так, к примеру, налог на добавленную стоимость имеет следующие операции: обороты по реализации товаров, ввоз товара на территорию России.

По акцизам операциями являются реализация акцизных товаров на территории России, передача сырья для производства подакцизных товаров, передача подакцизных товаров в структуре организации. Для дальнейшего производства существуют и прочие операции, которые по налоговому законодательству признаются объектами налогообложения. Для их определения необходимо обратиться к соответствующим налогам во второй части НК РФ.

Работа для целей налогообложения

Работа для целей налогообложения - это такая деятельность, которая в результате имеет материальное выражение и реализуется для удовлетворения потребностей третьих лиц. Работа не может рассматриваться отдельно от товара и материальный результат может выражаться не только как создание отдельной вещи, например, постройка здания, но также улучшение качества их примеру ремонт или реконструкция.

Налоговый кодекс предпринимательскую деятельность Объектом налогообложения исполняется в рамках трудового договора, который заключён между работодателем и отдельным наемным работником. Работа может выполняться в рамках разных договоров примеры договора подряда, а также договора о технических или научно-исследовательских работах. Это правило закреплено статьей 38 НК РФ.

Услуга для целей налогообложения

Услуга для целей налогообложения - это такая деятельность, в результате которой образуется нематериальный продукт. В отличие от работы результат услуги неосязаем и отдельно не может быть реализован. Услуги предоставляются по различным видам договоров в соответствии со статьями 39-41 НК РФ.

Идентичные товары (работы, услуги)

Идентичными товарами и услугами признаются такие товары и услуги, которые имеют сходные данные. Они могут отличаться внешне, но в функциональном плане должны быть схожими. При этом услуги и работы, считающиеся идентичными, должны иметь схожую репутацию и товарный знак. Определения идентичных и однородных товаром закреплено Налоговым Кодексом, для того, чтобы определить объект налогообложения, к примеру, по уплате единого налога, более точно.

Однородные товары и однородные работы (услуги)

В отличие от идентичных, товары, имеющие сходные характеристики и выполняющие одинаковые функции называются однородными. Они взаимозаменяемы и их свойство определяется качеством, производителем и репутацией на рынке. Кроме того, здесь учитываются такие свойства как уникальность и объем производства. Понятие однородных и идентичных товаров закрепляется Федеральным Законом «О контрактной системе в сфере закупок».

Значение объектов налогообложения

Значение объекта налогообложения достаточно велико. Объекты налогообложения имеют стоимостные характеристики. Их значение велико, прежде всего, потому, что существование объекта необходимо для самого существования налога. Если нет объекта соответственно налог не может быть исчислен правильно.

Изменение объекта налогообложения влечет за собой изменение применяемого налога.

При этом сокрытие объекта налогообложения влечет за собой уголовную ответственность за неуплату налогов.

Таким образом, налоговая регуляция объектов налогообложения осуществляется в рамках Налогового кодекса по статье 38. Объект налогообложения для каждого налога свой и установлен второй частью Кодекса. Для правильного исчисления налогов необходимо знать основные объекты налогообложения.

2.1 Элементы налога и способы взимания налогов

Наиболее полное определения понятия «налог» дано в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Налог — это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог считается установленным, и у налогоплательщика возникает обязанность, его уплачивать, если в законодательном порядке определены все элементы налога, а именно:

  • субъект налогообложения;
  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговая ставка;
  • налоговый период;
  • льготы по налогу;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Говоря о «субъекте налога», важно отличать это понятие от понятия «носитель налога».

Субъект налога , или налогоплательщик, — это лицо, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) на другое лицо, являющееся тем самым конечным его плательщиком, или носителем налога. Это происходит в основном при взимании косвенных налогов. Если налог непереложим, то субъект и носитель налога совпадают в одном лице. Если налог переложим, то субъект и носитель не совпадают в одном лице. Таким образом, под субъектом налога подразумевается лицо, которое формально обязано платить налог. Носитель налога — лицо, которое фактически его уплачивает. Это разграничение играет большую роль в теории налогообложения.

Действующим налоговым законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков (субъекта налогообложения) признаются:

  • юридические лица;
  • физические лица;
  • физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Объект налогообложения — это предмет, подлежащий налогообложению.

Действующим законодательством предусмотрены следующие объекты налогообложения:

  • прибыль;
  • стоимость реализованных товаров (работ, услуг);
  • совокупный доход физических лиц;
  • транспортные средства;
  • имущество, находящееся в собственности физических и юридических лиц и др.

Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог.

Налоговая база — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Она служит для количественного измерения объекта налогообложения и является величиной, с которой непосредственно исчисляется налог.

Например, при уплате транспортного налога объектом налогообложения являются транспортные средства, а налоговой базой — физическая характеристика транспортного средства (мощность двигателя в лошадиных силах); при уплате налога на прибыль объектом налогообложения становится прибыль, а налоговой базой — стоимостное выражение прибыли (прибыль, полученная в рублях или валюте); при уплате налога на доходы физических лиц объектом налогообложения выступают доходы физического лица, а налоговой базой — стоимостная и иная характеристика доходов (доходы, полученные в денежной или натуральной форме и т.д.).

Налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу налоговой базы.

Различают процентные и твердые налоговые ставки.

Процентные ставки устанавливаются непосредственно к налоговой базе и могут быть:

  • пропорциональными;
  • прогрессивными;
  • регрессивными.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налоговой базы. Указанные ставки обычно применяются при обложении земельными налогами. В РФ согласно действующему законодательству такие ставки нашли широкое применение при обложении акцизным налогом.

Твердые ставки также используются при уплате транспортного налога, когда исполнительный орган субъекта Федерации устанавливает фиксированную сумму налога на единицу налоговой базы (на 1 лошадиную силу).

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к налоговой базе. Примером пропорциональной ставки могут служить определенные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.

Прогрессивные ставки построены таким образом, что они растут по мере увеличения налоговой базы. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой или сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всей налоговой базы. Если применяется сложная ставка, то происходит деление налоговой базы на части, и каждая последующая часть облагается по повышенной ставке.

В данный момент российским налоговым законодательством прогрессивные налоговые ставки не предусмотрены.

Регрессивные ставки уменьшаются с увеличением налоговой базы.

За налоговый период принимается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Для каждого налога установлен свой налоговый период, это может быть один год, один квартал или один месяц. По одному налогу возможно установление одного или нескольких налоговых периодов.

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков определенные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере.

Действующим законодательством предусмотрена следующая система льгот:

  • необлагаемый минимум;
  • освобождение от уплаты налогов некоторых лиц или категорий налогоплательщиков;
  • снижение налоговых ставок;
  • изъятие из налогообложения отдельных элементов объекта налога.

Например, малые предприятия при переходе на упрощенную систему налогообложения освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, единого социального и налога на имущество. Граждане, имеющие на своем попечении несовершенны детей или осуществляющие благотворительные взносы в некоммерческие организации, имеют право на необлагаемый минимум при расчете налога на доходы физических лиц и др.

Существует несколько способов уплаты налогов.

Кадастровый способ предполагает использование кадастра реестра, который устанавливает типичный перечень объектов, классифицируемых по внешним признакам. С его помощью определяется средняя доходность объекта налогообложения.

Взимание налога у источника дохода называют безналичным способом уплаты налога, т.е. налогоплательщик получает доход за вычетом удержанного налога.

Взимание налога по декларации по налогу на доходы физических лиц представляет собой изъятие налога после его получения. Однако в большинстве случаев подача декларации является отчетным действием.

Административный способ предусматривает возможность уплаты налога на основании налогового уведомления, выписанного налоговым органом.

Для каждого налога существует свой порядок уплаты .

Единовременный платеж в течение определенного времени после окончания отчетного периода.

Например, по единому налогу на вмененный доход отчетным периодом установлен квартал. Декларацию нужно подавать ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а уплачивать налог по декларации — до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Единовременный платеж не позднее подачи декларации или одновременно с ней.

Авансовые платежи в течение всего налогового периода и соответствующая доплата (или возмещение) в течение определенного времени после окончания налогового периода

Под сроком уплаты налога подразумевается конкретная дата, в течение которой налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет соответствующего уровня. Сроки уплаты налогов подразделяются на декадные, ежемесячные, квартальные, годовые.

Перечисленные элементы представляют собой объединяющее начало для всех налогов. С помощью этих элементов в законах о налогах, собственно, и устанавливается вся налоговая процедура, предусматривающая порядок и условия расчета налога. Важно, что само понятие каждого элемента налога универсально, оно используется в налоговых процессах всеми странами. Эти элементы налога использовались уже в древних государствах с момента его зарождения.

Если решили поменять систему налогообложения, эта статья для вас. Бухгалтеры рассказывают, какие заявления и в какие сроки оформить, чтобы не ошибиться. В статье — примеры для упрощенки, патента и вмененки.

бухгалтеры Модульбанка

Зачем менять систему налогообложения

Поменять систему налогообложения, Налоговый кодекс:

Есть два повода поменять систему налогообложения: по желанию или по требованию налогового кодекса.

В зависимости от системы размер налогов может отличаться в несколько раз, поэтому одному бизнесу больше подходит патент, другому — упрощенка 15% или 6%.

Магазин закупил запчасти на 70 000 тысяч рублей и продал за 100 000.

Представим, что магазин на упрощенке 6%. Он платит налог с дохода: доход — сто тысяч, налог — 6000, или шесть процентов от ста тысяч.

Теперь посчитаем налог на упрощенке 15%. Налог — это разница между доходами и расходами, которую надо умножить на пятнадцать процентов. Получается, магазин платит 4500 рублей и сокращает налог почти в полтора раза.

У каждой системы свои критерии. Например, индивидуальный предприниматель не вправе работать на патенте, если у него в штате больше пятнадцати сотрудников. Допустим, магазин начинал на патенте, потом увеличил штат, и теперь обязан перейти на другую систему налогообложения.

Штрафы за недоплату налогов — 122-я статья Налогового кодекса

По Налоговому кодексу, компания сама следит, отвечает ли она критериям системы налогообложения. Если нет, придется переходить на другую систему, иначе образуется долг по налогам. А за это полагается штраф.

«Росагро-консалтинг» перешла с общей системы на упрощенку шесть процентов.

Сначала всё было в порядке: «Росагро» отвечала требованиям работы на УСН 6% и платила налоги, сколько нужно.

Потом другая компания выкупила долю в «Росагро» — пятьдесят процентов. В Налоговом кодексе есть требования для упрощенки: доля одной компании в другой должна быть не больше четверти. Выходит, «Росагро» больше не может работать на УСН 6% и обязана перейти на другую систему налогообложения.

«Росагро» не поменяла систему и платила налоги по-старому три года. Через три года налоговая пересчитала налоги «Росагро» так, будто она работает на общей системе налогообложения, и потребовала доплатить 11,8 миллиона рублей.

Судебное дело на Российском налоговом портале

Правила перехода на другую систему

Статьи Дела:

Есть общие правила для смены системы налогообложения, они подходят для любой системы.

Убедиться, что компания подходит под критерии системы налогообложения. Каким компаниям какая система налогообложения подходит — отдельная тема, мы рассказываем об этом в статьях «Дела». Еще можно посмотреть таблицу налоговой: в таблице — сравнение всех систем. Основные критерии:


Заполнить заявление о переходе на другую систему. Заявление — документ, в котором компания говорит налоговой, что хочет перейти на новую систему. Без заявления компания не вправе считать и платить налоги по-новому.

У налоговой два похожих термина: «заявление» и «уведомление». Для патента и вмененки компания заполняет заявление, а для упрощенки — уведомление, по смыслу это одно и то же. Просто знайте, что есть два термина.

Заявление можно заполнять от руки или на компьютере и потом распечатать. Требования налоговой:

  • использовать чернила черного, фиолетового или синего цвета;
  • нельзя исправлять ошибки в распечатанном или написанном заявлении;
  • нельзя распечатывать заявление на одном листе с двух сторон.

Ошибаться в заявлении нельзя. Опечатка — тоже ошибка: если в заявлении «Иваан» вместо «Иван», налоговая вправе вернуть заявление.

Подготовить копии документов. При переходе на упрощенку нужно подтвердить, что бизнес подходит под ее условия. Для этого делаете копии документов:

  • декларацию о прибыли;
  • справку об остаточной стоимости;
  • среднесписочную численность сотрудников;
  • данные о доле участия других компаний.

Для перехода на патент и вмененку подтверждающие документы не нужны.

Подождать, пока налоговая поменяет систему. Налоговая рассматривает заявления на патент и вмененку пять рабочих дней. Для упрощенки ждать ответа от налоговой не нужно, но стоит сохранить подтверждения, что подавали заявление. Если подавали заявление лично, подходит копия заявления с отметкой налоговой, если по почте — опись вложений.

Убедиться, что налоговая изменила систему. Способы зависят от того, какую систему вы выбираете. Для патента налоговая выдает патент, это и есть подтверждение. Для ЕНВД — уведомление, а для упрощенки — ничего. Зато можно попросить письмо, где налоговая говорит: «Да, ИП Машкина А.А. на упрощенке 6%».

Для подтверждения о переходе на упрощенку подходит запрос в налоговую. Открываете сайт и в свободной форме пишете, какое письмо нужно от налоговой. Она ответит за тридцать рабочих дней. Пример запроса:

Прошу предоставить информационное письмо (форма 26.2-7), которое подтверждает, что ИП применяет упрощенную систему налогообложения. Объект налогообложения — «Доходы».

ИП Машкина Мария Марьевна,

Бухгалтерия клиентам Модульбанка: считаем налоги, сдаем отчетность, сами разговариваем с налоговой. Бесплатно, за 11 000 рублей в год или за 21 000 рублей в квартал, в зависимости от сложности.

Упрощенка 6% или 15%

Об упрощенке, 346.11-я статья Налогового кодекса

Упрощенка, или УСН — одна из систем налогообложения. Она «упрощенная», потому что компании отчитываются раз в год и платят один налог.

Вопросы и ответы об упрощенке 6%

Упрощенная система бывает двух видов: «Доходы» и «Доходы минус расходы». Они отличаются расчетом налогов.

Читайте также: