Налоги контроль вэд страхование рисков и возможности в 2021 году

Опубликовано: 16.05.2024

В последние годы российские власти держат курс на либерализацию валютного законодательства, ведь это всегда означает увеличение возможностей для бизнеса и появление новых правовых и финансовых механизмов. Как сообщают профильные чиновники, основная цель валютной либерализации – экономия государственного ресурса. Но в то же время, это позволит сделать «глубокий вдох» участникам ВЭД. Рассмотрим, какие нововведения планируются в валютном законодательстве в 2021 году.

В 2021 году продолжат действовать штрафы за нерепатриацию валютной выручки

В октябре 2020 года Правительством РФ был принят Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (далее – План по восстановлению экономики). Документ принят в целях поддержки российского бизнеса в период кризисной ситуации и содержит ряд мер по поддержке различных направлений бизнеса. Одно из таких направлений – увеличение экспорта и поддержка импортозамещения. В рамках данного направления указано различное количество мер, в том числе направленных на изменение правил валютного контроля в сторону его ослабления.

Эти меры включают:

  • поэтапную отмену репатриации валютной выручки для участника ВЭД;
  • освобождение участника ВЭД от обязанности по репатриации в случае получения банковской гарантии от российского банка;
  • увеличение оснований для зачета встречных требований или новации обязательств по внешнеторговым контрактам;
  • внедрение риск-ориентированного подхода к контролю за «сомнительными валютными операциями» участников ВЭД.

Вместе с предложенными выше мерами в первоначальной версии Плана по восстановлению экономики предлагалось приостановить взимание штрафов за нерепатриацию валютной выручки по внешнеторговым контрактам и займам с 1 апреля 2020 года до 1 июля 2021 года. Но позднее, в финальной сентябрьской редакции Плана, от данной меры решили отказаться. Во второй половине 2020 года после возобновления валютных проверок количество выявленных валютных правонарушений и начисленных штрафов нашим клиентам – компаниям увеличилось, и мы предполагаем, что подобная тенденция продолжится и в 2021 году.

Система выявления сомнительных валютных операций заработает в 2022 году

Ключевая инициатива Правительства — это введение механизма сомнительных валютных операций и внедрение риск-ориентированного подхода к контролю за такими операциями. Этот механизм призван в будущем заменить традиционную систему валютного контроля в российских банках и ослабить государственный контроль за валютными правонарушениями. Еще в 2018 году Минфин предлагал ввести в Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — 173-ФЗ) понятие «сомнительной валютной операции». Напомним, что к признакам сомнительных операций (Положение ЦБ РФ от 02.03.2012 N 375-П), относятся, в частности, запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или законной цели, излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности, необоснованная поспешность в проведении операции, внесение изменений в сделку непосредственно перед началом ее реализации и т. д.

При выявлении сомнительной валютной операции предлагалось разрешить ЦБ РФ приостановить операцию и обязать передавать соответствующие сведения в контролирующие органы. В списке ведомств, которые должны были заниматься контролем и обработкой сведений о сомнительных валютных операциях, значились ФНС, ФТС, Росфинмониторинг, МВД, Генпрокуратура, СК, ФСБ и уполномоченные банки.

Сейчас та же инициатива, но уже с другим набором вводных, содержится в Плане по восстановлению экономики. Здесь механизм «сомнительных валютных операций» объясняется введением риск-ориентированного подхода к валютному контролю. Это подход, по словам Силуанова, даст возможность отойти от практики тотального контроля за участниками ВЭД.

Механизм работы системы выявления сомнительных валютных операций

Как предположительно будет работать система выявления сомнительных валютных операций? Разработанный законопроект на данный момент не опубликован, его представление в Государственную Думу запланировано на июль 2021 года, а принятие – на февраль 2022 года.

Предполагается, что риск-ориентированный подход может быть реализован в двух сценариях. В текущей редакции статьи 23 173-ФЗ, органы валютного контроля (банки) представляют в органы валютного контроля сведения обо всех валютных операциях клиентов, проводимых с их участием. Одним из возможных сценариев является изменение данной нормы в части объема сведений, передаваемых органам валютного контроля.

  • первый сценарий

Согласно первому возможному сценарию, банки будут передавать сведения в ведомства только в отношении выявленных сомнительных валютных операций. Это позволит существенно снизить нагрузку на работу контролирующих органов и инициировать валютные проверки более точечно.

  • второй сценарий

Согласно второму сценарию, передача информации о валютных операциях продолжится в прежнем режиме, но валютные проверки будут инициироваться автоматически в отношении сомнительных операций и выборочно – в отношении отдельных валютных операций. В обоих сценариях потребуется внесение изменений в административные регламенты контролирующих органов о проведении валютных проверок в части оснований для начала процедуры валютной проверки.

К 2024 году планируется полная отмена репатриации для сырьевых контрактов в рублях

Еще одна инициатива, которая обсуждается участниками ВЭД уже более 10 лет – это отмена требования о репатриации валютной выручки по внешнеторговым контрактам. Напомним, что репатриация валютной выручки представляет собой обязанность резидента по зачислению валютной выручки или возврату авансов за непоставленные товары или неоказанные услуги на свои счета в российских банках. Основная задача данной меры – защита российской экономики от оттока капиталов.

Позиция профильных ведомств в последние годы сводилась к тому, что репатриация — это пережиток советского прошлого, и в реальности российский бизнес уже давно эффективно использует зарубежные торговые структуры, которые выступают закупщиками или торговыми агентами, и на которых оседает большая часть прибыли.

В августе 2019 года в 173-ФЗ были внесены изменения, по которым полностью отменены требования о репатриации по экспортным несырьевым контрактам, сумма обязательств и оплата по которым предусмотрена в рублях. Для аналогичных рублевых сырьевых контрактов была введена поэтапная отмена репатриации:

  • начиная с 1 января 2020 года – только в отношении не более 10% от суммы контракта;
  • с 1 января 2021 года – не более 30%;
  • далее, поэтапно, заканчивая 2024 годом, планируется полная отмена репатриации.

Несмотря на то, что рубли не являются популярной валютой коммерческих сделок с иностранными партнерами, законодателем был сделан первый шаг в сторону либерализации валютного законодательства в России.

Законопроект о поэтапной отмене требования о репатриации валютной выручки будет внесен в ноябре 2021 года

В августе 2020 года ЦБ РФ поддержал Минфин в инициативе по дальнейшей либерализации валютного законодательства в части требований о репатриации валютной выручки, и в Государственную Думу РФ был внесен законопроект, который предлагает поэтапную отмену обязательной репатриации иностранной валюты по аналогии с репатриацией в рублях для сырьевых экспортеров. Статус рассмотрения данного законопроекта до настоящего момента не изменился. Тем не менее, в качестве одной из мер, предложенных в Плане по восстановлению экономики, указана поэтапная отмена требования о репатриации валютной выручки. Срок внесения законопроекта – июнь 2021 года, принятия федерального закона – ноябрь 2021 года.

Одна из основных инициатив участников ВЭД в последние годы, наряду с полной отменой требований репатриации выручки по внешнеэкономическим контрактам, было создание более гибкого правового регулирования с применением механизмов зачета встречных требований и новации обязательств. Планом по восстановлению экономики предлагается добавить случаи, в которых зачет встречных требований и новация обязательств могу быть признаны в целях исполнения обязанности по репатриации выручки.

Предложенные изменения, в целом, являются позитивными шагами в сторону полной отмены валютного контроля в РФ. Либерализация будет проходить поэтапно и займет продолжительное время. На 2021 год намечено множество изменений режима внешнеторговой деятельности. Мы рассчитываем, что такие изменения увеличат доступ российских участников ВЭД к внешним рынкам и позитивно скажутся на увеличении объемов российского экспорта.

Даты обучения

Новые возможности ВЭД в 2021 году : как работать по новым правилам и на что обратить внимание. Правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности . Риски экспорта и импорта : как их избежать.

Новое в валютном регулировании и контроле с 2021гг

Преступления и наказание в сфере ВЭД.

Особенности внешнеэкономической деятельности в рамках СНГ и ЕАЭС.

Транспортное обеспечение ВЭД.

В стоимость семинара входит:

· комплект для записей (блокнот, ручка),

· питание участников (кофе-брейки, обеды),

· авторские методические материалы,

· дополнительно можно получить сертификат ИПБР (для аттестованных профбухгалтеров),

· гарантированный ответ на Ваш вопрос, присланный за 3 дня до начала мероприятия на электронную почту

Программа курса

Признаки необычных внешнеторговых сделок

Как можно управлять рисками во время экспорта и импорта

Международные торговые договоры : правовое регулирование и основные риски

О чем надо помнить при заключении контракта с иностранный компанией.

Международное право и международные соглашения :

Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.).

Инкотермс 2020 и специфика его применения для «внутренних» поставок.

Выбор базиса поставки товара и налоговые последствия (риск случайной гибели, учет расходов).

Особенности определения момента перехода риска случайной гибели на товар от Продавца к Покупателю и

момента перехода права собственности. Когда они могут совпадать. Какими документами это можно подтвердить.

Национальное право и коллизионная норма России.

Новые контролируемые внешнеторговые сделки

Особенности покупки и реализации товара на территории иностранных государств.

Преступления и наказание в сфере ВЭД

Регулирование валютных отношений в России в 2021гг

Новый зачет встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных с нерезидентами внешнеторговых договоров с 2021г и новые освобождения от репатриации валюты с 2021 гола.

Новые отчеты о движении средств по счетам за рубежом с 2021г

Либерализация ограничений на совершение валютных операций резидентами с 2020 года.

Отказ от валютного контроля при экспорте за репатриацией рублевой выручки при выполнении определенных условий

Новая административная и уголовная ответственность за валютные правонарушения.

Новые права и обязанности налоговых органов, как органов валютного контроля

Снижение нагрузки на экспортёров с 2021 года.

Почему появилась необходимость в трансферабельных (переводных) аккредитивах с 2020г.

Новые правила отслеживания товаров в 2021г

Новые уведомления о перемещении товаров, новая отчетность по операциям с прослеживаемыми товарами. , новая декларация, новые счета-фактуры , раздельный учет товаров , новые штрафы.

Безошибочный учет импортных товаров.

Формирование полной себестоимости импортного товара. Разбор ошибок

Правила таможенного оформления импорта в 2021гг

Корректировка таможенной стоимости ввезенных товаров , когда и как отразить доначисленный НДС в книге покупок

Как учесть НДС, который вернула таможня

Когда НДС, уплаченный на таможне, не принимается к вычету

Переход права собственности и риска случайной гибели на товар в международном контракте-- понятия идентичные ?

Случаи совпадения и не совпадения. Документооборот. Налогообложение. .

Влияние базиса поставки на расчет цены импортного товара. Примеры .

Реализация импортных товаров без ввоза на территорию РФ ( документация, расходы для налога на прибыль,

Реализации иностранцами иностранных товаров с таможенного склада в РФ . Как определить момент перехода прав собственности на покупателя .

Поставка иностранному комитенту товара из-за границы . Налогообложение.

Особенности заполнения книги покупок «по-импортному» .

Перепродажа импорта: критичные ошибки в счете-фактуре

Особенности бухучета и налогового учета импорта по договорам в валюте..

Налоговый учет предоплаты в валюте в случая расторжения договора (выявления брака)

Посреднические договоры

Агент приобретает товар в режиме импорта для принципала от своего имени: вычет НДС, заполнение книг покупок , продаж и журналов

Экспорт 2021 года : корректировка правил для экспортера

Когда реализация товара иностранному покупателю не является экспортом

Когда невозможно доказать реальность экспортных поставок

Необходимое условие определения места реализации товара для экспорта

Как влияет момент смены собственника на применение ставки НДС 0 %

Подтверждение нулевой ставки НДС на основании временных деклараций?

Особенности формирования бух и налоговой отчетности при получении от покупателя предоплаты

Особенности экспортного НДС:

Новый порядок подтверждения нулевой ставки НДС при перевозке товара в режиме транзита через Казахстан или Белоруссию в третьи страны с 01.02.2019г

Транзит товара из иностранного государства в Казахстан через РФ. Что с НДС ?

Декларируем запоздавшие экспортные НДС-вычеты

Поставка товара через комиссионера. Документооборот. Налогообложение посредника.

Консигнационный склад: подтверждение ставки 0%

Неподтвержденный экспорт

Документы для обоснования нулевой ставки не собраны- рекомендации ФНС

Об учете в расходах НДС, уплаченного по неподтвержденному экспорту

Как исчислять срок принятия к вычету НДС, уплаченного по неподтвержденному экспорту

Порядок заполнения счетов-фактур, книг покупок и продаж , декларации при подтвержденном и неподтвержденном экспорте.

Особенности экспорта работ ( услуг ) с июля 2019 года

Новый порядок расчета пропорции облагаемых и не облагаемых НДС операций для вычета "входного" налога; Вычет НДС при "экспорте" работ и услуг

Кто он , налоговый агент по НДС .

Правила определения места реализации услуг по НДС ( дальнее зарубежье, СНГ, ЕАЭС) и их отличия

К чему приводит отсутствие специальных контрактных оговорок по сделкам с иностранцами

Налоговые обязательства по НДС при заключении сделок с иностранными организациями

НДС при импорте услуг: как правильно платить налог? Исключения для работ/услуг определенных видов

Условия, при которых российская компания одновременно становится налоговым агентом по НДС и по доходам.

Исчисление и уплата налога , специфика выставления счетов-фактур ( корректировочных) (в том числе по авансам), отражения в книге покупок и продаж заполнение раздела 2 декларации

Российский посредник- налоговый агент - для инострной компании .( счета-фактуры, кн покупок , продаж)

Агент, приобретающий товары( работы,услуги) по поручению принципала ( РФ) у иностранца

Налог на доходы иностранных юридических лиц в 2020-2021гг ( дальнее зарубежье , СНГ и ЕАЭС)

Почему с 1 января 2021 года экономить на уплате налогов при выплатах за рубеж станет сложнее

Новые требования ФНС к подтверждению бенефициара и что делать. если доход выплачен не бенефициару.

Когда налогообложение иностранного лица осуществляется в соответствии с нормами российского законодательства без применения Международных соглашений.

Налогообложение отдельных доходов иностранцев. Примеры.

Порядок заполнения налогового расчета о выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов .Позиция Минфина и ФНС .

Проблемы зачета российской организацией налога, уплаченного (удержанного) в иностранном государстве, в целях налога на прибыль.

Особенности импорта – экспорт товаров ( работ, услуг) на территории государств ЕАЭС в 2020-2021гг

Наиболее распространенные схемы . Налогообложение . Вопросы-ответы

Транспортное обеспечение экспедиторами и перевозчиками ВЭД в 2021 году.

Заказчик- резидент РФ, Исполнитель – иностранец

Заказчик – резидент РФ , Исполнитель – член ЕАЭС

Заказчик член ЕАЭС , Исполнитель – резидент РФ – транзитная перевозка.

Оказание услуг по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки . Позиция ВАС, ВС РФ

Специфика документооборота , налогообложение , международное страхование грузов и страхование гражданской ответственности перевозчика и экспедитора. Их отличие.

Когда российский заказчик становится налоговым агентом иностранного перевозчика(экспедитора) по НДС и одновременно по налогу на доходы. Исключения.

Особенности перевозок внутри СНГ, ЕАЭС , а также перевозках грузов автомобильным транспортом из иностранного государства через РФ в государство- члена ЕАЭС.

Преступления и наказание в сфере ВЭД. Обновленный КоАП РФ

Преподаватели

Практикующий аттестованный аудитор с 1995 года.

Опыт налогового планирования , участие в налоговых спорах , подготовка заключений и рекомендаций по спорным вопросам налогообложения.. Многолетний опыт проведения аудиторских проверок

Активно представляет интересы налогоплательщиков в налоговых органах .

Автор публикаций по бухучету и налогообложению в ведущих специализированных изданиях

Преподаватель курсов повышения квалификации для аудиторов профессиональных бухгалтеров и налоговых консультантов


  • Приказ Минфина России от 1 февраля 2021 г. N 11н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 17 июля 2014 г. N 61н "Об утверждении Типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы"
    ФНС определила порядок работы Межрегиональной инспекции по управлению долгом.
    ФНС урегулировала вопросы деятельности Межрегиональной инспекции по управлению долгом. Она будет в т. ч. представлять интересы государства как кредитора в делах о банкротстве, списывать безнадежные ко взысканию недоимки и задолженность по пеням и штрафам. Прописаны конкретные полномочия и порядок организации работы.
    Расширен перечень функций Межрегиональной инспекции по ценообразованию для целей налогообложения. Она в т. ч. выполняет автоматизированную обработку (сверку), сравнительный и перекрестный анализ сведений, содержащихся в уведомлениях о контролируемых сделках, об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юрлица) и о контролируемых иностранных компаниях. Также инспекция выявляет в указанных сведениях противоречия (несоответствия) и анализирует их.
    Уточнен порядок деятельности Межрегиональной инспекции по камеральному контролю.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 марта 2021 г. Регистрационный № 62874.
  • Постановление Правительства РФ от 23 марта 2021 г. N 448 "Об утверждении Временного порядка предоставления данных расшифровки генома возбудителя новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
    Кабмин установил порядок предоставления информации о новых штаммах коронавируса.
    Федеральные и региональные организации, проводящие молекулярно-генетические исследования вирусов, будут направлять результаты расшифровки генома возбудителя COVID-19 в Центральный НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора. Данные должны передаваться в течение суток с момента их получения.
    Обобщенная информация будет поступать в Роспотребнадзор для оценки эпидемиологической ситуации и организации профилактических мероприятий.
    Постановление вступает в силу со дня опубликования.
  • Поручение Президента РФ от 25 марта 2021 г. "Перечень поручений по итогам встречи с руководителями фракций в Государственной Думе"
    Президент поручил сохранить доплаты сельским пенсионерам при переезде в город и защитить от приставов минимальные доходы граждан.
    Президент поручил Правительству и Думе до 1 мая 2021 г.:
    - рассмотреть вопрос о сохранении повышенного размера выплаты к пенсии тем, кто проработал в сельском хозяйстве не менее 30 лет и уехал на новое место жительства за пределы сельской местности;
    - определить эффективность существующих мер по защите прав и законных интересов детей при отчуждении долей в праве общей собственности на жилые помещения, в которых они проживают.
    До 15 мая 2021 г. Правительство, Дума и регионы должны рассмотреть вопросы:
    - о целесообразности увеличения общего количества квартир, предоставляемых детям-сиротам и детям без попечения родителей, лицам из числа таких детей в одном многоквартирном доме;
    - о возможности дополнительной поддержки семей с одним родителем.
    В период весенней сессии 2021 г. Дума должна принять законы, предусматривающие:
    - защиту от списания приставами со счетов граждан средств, составляющих минимальный доход;
    - развитие электронных форм предоставления услуг в сфере занятости населения, закрепление федеральных полномочий по утверждению стандартов работы региональных служб занятости, а также мониторинг соблюдения таких стандартов.
  • Информационное сообщение Банка России от 26 марта 2021 г. "Отозвана лицензия на осуществление банковских операций у ООО КБ "Мегаполис"
    Банк "Мегаполис" остался без лицензии.
    У ООО КБ "Мегаполис" отозвана банковская лицензия.
    Организация занижала резервы на возможные потери по ссудной и приравненной к ней задолженности, завышала стоимость имущества для сокрытия своего реального финансового положения. Также банк не отражал операции по закупке инвалюты в бухучете и отчетности.
    Банк "Мегаполис" является участником системы страхования вкладов. Поэтому суммы вкладов будут возвращены вкладчикам в размере 100% остатка средств, но не более 1,4 млн руб. в совокупности на одного вкладчика (с учетом начисленных процентов по вкладам).
  • Постановление Правительства РФ от 23 марта 2021 г. N 443 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2021 г. социальных пенсий"
    С апреля вырастут социальные пенсии.
    С 1 апреля социальные пенсии будут увеличены на 3,4%.
    Такие пенсии получают граждане, у которых нет достаточного подтверждённого стажа для начисления страховой пенсии, а также люди с инвалидностью и те, кто потерял кормильца.
    Размер индексации рассчитывается исходя из величины прожиточного минимума пенсионера за 2 предыдущих года. После повышения средний размер социальной пенсии составит 10 183 руб.
    Постановление вступает в силу с 1 апреля 2021 г.
  • Информация Правительства РФ от 25 марта 2021 г. "Правительство возобновляет авиасообщение России с Германией, Венесуэлой, Сирией, Таджикистаном, Узбекистаном и Шри-Ланкой"
    С 1 апреля возобновятся перелеты в Германию, Венесуэлу, Сирию, Таджикистан, Узбекистан и Шри-Ланку.
    С 1 апреля 2021 г. решено возобновить регулярное международное авиасообщение с Сирией, Таджикистаном, Узбекистаном и Шри-Ланкой (по одному рейсу из Москвы каждую неделю), а также с Венесуэлой (Москва - Каракас два раза в неделю).
    Кроме того, с 1 апреля откроется авиасообщение по маршрутам Франкфурт-на-Майне - Москва - Франкфурт-на-Майне пять раз в неделю, Франкфурт-на-Майне - Санкт-Петербург - Франкфурт-на-Майне три раза в неделю, Москва - Берлин - Москва пять раз в неделю и Москва - Франкфурт-на-Майне - Москва три раза в неделю.
    С указанной даты увеличится количество регулярных рейсов с Кубой (до семи раз в неделю по маршруту Москва - Варадеро) и Белоруссией (один рейс в неделю по маршруту Калининград - Минск и по одному рейсу в неделю из международных аэропортов России), а также с Арменией, Азербайджаном, Египтом и ОАЭ по одному рейсу в неделю из международных аэропортов России, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга.
    Возобновятся перелеты в иностранные государства из международных аэропортов Барнаула, Белгорода, Волгограда, Воронежа, Калуги, Краснодара, Липецка, Нальчика, Оренбурга, Саратова, Сочи, Тюмени и Южно-Сахалинска.
    Иностранцы должны иметь при себе отрицательный тест на коронавирус, сделанный методом ПЦР не ранее чем за 72 часа до полета в РФ. Нашим гражданам необходимо сдать ПЦР-тест по прибытии в Россию в течение 72 часов.


Примите участие во Всероссийском спутниковом онлайн-семинаре

"Новеллы и судебная практика по финансовым сделкам"

Спикер: Сарбаш Сергей Васильевич - д.ю.н., судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в отставке, Заслуженный юрист Российской Федерации.

Бухучет и отчетность

  • Организация приобрела автомобиль в лизинг. По договору лизинга балансодержателем является лизингополучатель. Выкупная стоимость составляет 1200 рублей (в том числе НДС), предмет лизинга передается в собственность лизингополучателю по договору купли-продажи. Общая стоимость договора - 2 856 000 рублей (в том числе НДС). Стоимость по договору поставки - 2 465 000 рублей (в том числе НДС). За регистрацию автомобиля была уплачена госпошлина в размере 2500 руб. Организация не применяет ФСБУ 25/2018. 1. Включается ли выкупная стоимость автомобиля в первоначальную стоимость основных средств в бухгалтерском учете в случае, если: выкупная цена предмета лизинга включена в общую сумму договора лизинга; предмет лизинга выкупается на основании отдельного договора купли-продажи? 2. Можно ли в бухгалтерском учете не включать в первоначальную стоимость уплаченную госпошлину, а признать в составе расходов?
  • Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: 1. Предмет лизинга принимается к бухгалтерскому учету лизингополучателем-балансодержателем по первоначальной стоимости, которая определяется исходя из всей суммы лизинговых платежей, причитающихся к уплате по договору лизинга, включая предусмотренную.

Налоги и налогообложение

  • Муниципальное автономное учреждение (МАУ), применяющее общую систему налогообложения, сдает в аренду индивидуальным предпринимателям муниципальное имущество, предоставленное администрацией муниципального образования на праве безвозмездного пользования. Кто в данном случае является налогоплательщиком или налоговым агентом, исчисляет и уплачивает в бюджет НДС: МАУ - арендодатель или арендаторы?
  • По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: При предоставлении в аренду муниципальным автономным учреждением муниципального имущества, предоставленного МАУ в безвозмездное пользование, НДС исчисляет и уплачивает в бюджет МАУ как налогоплательщик. Обоснование позиции: На основании подп. 10.

Гражданское право

  • Какие способы защиты могут быть использованы поставщиком при немотивированном уклонении заказчика по контракту (покупателя) от приемки товара, если товар фактически не передан заказчику (в том числе в отсутствие заявки), а также если товар фактически доставлен заказчику, но тот его не принимает, передаточные документы не подписывает?
  • Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Поставщик вправе требовать оплату за товар, который фактически не передан заказчику ввиду уклонения последнего от приемки, если поставщик своими действиями изъявил намерение поставить товар или предоставил доступ к товару. Если сторонами согласован порядок.

Трудовое право

  • Является ли фотография работника с корпоративным номером телефона (в совокупности) или без него, размещенная на сайте учреждения (вход на сайт работников по локальной сети) и направленная работником учреждения в адрес сторонней организации, персональными данными? Является ли это передачей персональных данных?
  • 1. Гражданское законодательство относит право на изображение к числу личных неимущественных прав, а само изображение - к числу неимущественных благ (глава 8 ГК РФ). Право на охрану изображения гражданина сформулировано в ст. 152.1 ГК РФ, в силу которой обнародование и дальнейшее использование изображения.

Госзакупки

  • Заключен договор по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на закупку сахара. С учетом того, что это биржевой товар и его цена на бирже существенно снизилась относительно согласованной в договоре, возможно ли требовать от поставщика снижения цены? На каком основании, если в договоре возможности изменения цены не предусмотрено?
  • Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Оснований требовать снижения цены не имеется. Цена товара может быть уменьшена исключительно по соглашению сторон. Обоснование вывода: Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Бухгалтерский учет в бюджетной сфере

  • В 2002 году был создан официальный веб-сервер органов местного самоуправления муниципального образования (сайт Администрации города). Создание осуществлялось силами учреждения. В 2009 году сайт зарегистрирован в Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ и внесен в государственный регистр баз данных (выдано регистрационное свидетельство). До 2021 года сайт учитывался на забалансовом счете 01 в условной оценке. Необходимо ли учитывать сайт на балансе учреждения в связи с вступлением с 01.01.2021 в силу федерального стандарта "Нематериальные активы"?
  • Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: С учетом того, что свидетельство о государственной регистрации базы данных подтверждает принадлежность заявителю исключительных прав, полагаем, что бюджетный учет сайта как в 2021 году, так и в прошлые годы должен вестись на балансовом счете 102 00 "Нематериальные.
  • Государственным бюджетным учреждением заключается договор с подрядной организацией на проведение капитального ремонта за счет средств субсидии на иные цели. В ходе ремонтных работ будут получены материальные запасы (металлолом, дрова, использованная сантехника и прочее). Указанные материалы в учреждение не поступают, а остаются в распоряжении подрядной организации. Нужно ли принимать к учету такие материальные запасы? Можно ли заключить договор с подрядной организацией, условиями которого будет предусмотрен зачет встречных требований, или же необходимо, чтобы учреждение полностью исполнило свои обязательства перед подрядчиком путем оплаты ему стоимости произведенных работ, а подрядчик в свою очередь полностью оплатил стоимость полученных материальных запасов? Какими бухгалтерскими записями отразить оба варианта?
  • Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Материальные запасы, полученные в ходе проведения ремонтных работ, являются имуществом учреждения и соответствуют понятию актив, следовательно, перед оформлением передачи подрядчику их следует принять к балансовому учету. При выборе способа расчетов между.


1 апреля 2021 г., Вебинар LF Академии "Десять золотых правил публичных выступлений". Подробнее

1 апреля 2021 г., Экспертная гостиная: "Налоги, контроль, ВЭД: страхование рисков и возможности в 2021 году". Подробнее

14-15 апреля 2021 г., Всероссийский практикум по недропользованию: проблемы лицензирования. Подробнее

Настроить параметры получения рассылки Вы можете, посетив раздел "Рассылки" в настройках Вашей личной страницы.

Ждем Ваши идеи и замечания по рассылке: editor@garant.ru . Реклама в рассылке: adv@garant.ru. Информационное сотрудничество: press@garant.ru.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Екатерина Кищук

Автор: Екатерина Кищук Юрист 1С-WiseAdvice

Екатерина Кищук

Автор: Екатерина Кищук
Юрист 1С-WiseAdvice

Все бизнесмены, которые работают с иностранными партнерами, должны хорошо разбираться в валютном законодательстве. Ведь цена ошибки здесь весьма велика: штрафные санкции могут достигать 100% от суммы сделки. Если же размер невозвращенных средств превысил 9 млн руб., то виновные попадут под уголовное преследование. Рассмотрим, как предотвратить проблемы при проведении операций с валютой и как быть, если нарушение уже допущено.

Законодательная база

Основной документ в этой области – закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании. ».

Положения, которые касаются операций с валютой, можно найти и в других законодательных актах. В первую очередь – это нормативные документы, регулирующие деятельность тех организаций, которые должны осуществлять валютный контроль. Примером может служить закон «О ЦБ РФ».

Кроме того, Центральный банк и другие государственные органы могут издавать собственные нормативные акты в этой области. Здесь в первую очередь нужно упомянуть инструкцию ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И, которая подробно регламентирует порядок документального оформления операций с валютой.

Также необходимо помнить, что если международные договоры, заключенные РФ, касаются валютных операций, то положения таких договоров имеют приоритет перед нормами внутреннего законодательства.

Формы и принципы валютного контроля

Организация контрольной работы ориентирована на то, чтобы вмешательство государства в экономическую деятельность было минимальным и не создавало препятствий для добросовестных бизнесменов:

  1. Экономические методы контроля имеют приоритет над административными.
  2. Вмешательство в проводимые бизнесменами валютные операции допустимо только в рамках, предусмотренных законом.
  3. Единый подход к валютному контролю в рамках внешней и внутренней политики.
  4. Защита прав всех сторон сделки.

Валютный контроль делится на следующие формы:

  1. Предварительный, который осуществляется до проведения операции.
  2. Текущий, который производится непосредственно при реализации контракта и осуществлении валютных расчетов.
  3. Последующий, проводимый после завершения сделки.

Кто осуществляет валютный контроль?

Регулирование в этой области осуществляют:

  1. Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ.
    ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты.
  2. Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами.
    В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.

В функции АВК входит текущий контроль, а в случае необходимости они передают материалы проверок в ОВК.

Сделки, подлежащие валютному контролю

К «подконтрольным» операциям в этой области относятся:

  1. Любые перемещения денег или ценных бумаг через государственную границу.
  2. Любые операции между нерезидентами и резидентами.
  3. Рублевые сделки между нерезидентами.
  4. Валютные сделки между резидентами.

Нужно отметить, что расчеты между резидентами с использованием иностранной валюты в общем случае запрещены. Однако из этого правила закон предусматривает три десятка исключений: расчеты по агентским договорам, при покупке ценных бумаг, оплате командировочных расходов и т.п. Поэтому валютные расчеты между резидентами правильнее назвать «условно-разрешенными».

А вот операции в валюте между резидентами и нерезидентами можно проводить практически без ограничений. Однако эта «свобода» касается только самого факта осуществления операции. Порядок ее оформления, напротив, жестко регламентирован. Основной целью контроля здесь является обеспечение своевременного поступления валютной выручки за товары (работы, услуги) или возврат выданного аванса либо займа.

Причем после изменений, внесенных в законодательство с 1 марта 2018 года, бизнесмены должны при оформлении внешнеторговых сделок сообщать банкам точные сроки поступления валютных средств.

Документы для валютного контроля и сроки подачи СПД

Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.

Сумма

Экспорт

Импорт или кредитование

Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, отмененное с 01.03.2018.

Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания.

По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к. ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами.

СПД представляет собой реестр документов, подтверждающих исполнение контракта, с указанием суммы, и, в случае необходимости, – срока возврата валютных средств.

Срок для оформления СПД – 15 рабочих дней с последнего дня месяца, когда российской стороной был исполнен контракт, например – отгружен товар или оказана услуга. При возврате займа 15 дней нужно отсчитывать от завершения того месяца, когда были возвращены деньги. Такие же правила действуют для возврата иностранным партнером аванса при импорте товаров (п. 8.2 инструкции № 181-И).

Штраф за нарушение валютного контроля

Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.

Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.

Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:

  • 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
  • от 75% до 100% от суммы сделки.

Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.

При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:

Просрочка

Юридические лица

Должностные лица и ИП

При повторном нарушении сумма санкций существенно возрастает и может достигнуть 150 тыс. руб. для юридических лиц и 15 тыс. руб. – для должностных лиц и ИП.

Если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте превысил лимит в 9 млн руб., то начинает работать ст. 193 УК РФ. Тяжесть наказания здесь зависит от суммы «зависших» валютных средств и наличия отягчающих обстоятельств.

Максимальные санкции применяются, в частности, при достижении особо крупных размеров (45 млн руб.) или при использовании «подставного» юридического лица. В этом случае сумма штрафа может достичь 1 млн руб., а срок лишения свободы – 5 лет.

Что делать, если уже нарушил?

Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.

Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.

Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.

Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.

КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства. Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто.

Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.

Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.

Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.

В данном случае можно воспользоваться, например, рекомендациями ФТС РФ (письмо от 10.01.2008 г. № 01-11/217), которые предусматривают комплекс «предупредительных» мер на разных стадиях работы с иностранным партнером.

Также избежать наказания (или, как минимум, получить больше времени для решения проблемы) можно, если продлить срок действия договора. Но важно заключить соответствующее дополнительное соглашение до истечения первоначального срока поступления денежных средств.

Однако, даже приняв все перечисленные выше меры, бизнесмен не может быть полностью уверен в том, что наказания удастся избежать. Судебная практика по данному вопросу противоречива.

Например, письмо с требованием об оплате в одном случае учитывается судом (Постановление 9 ААС от 29.07.2011 г. № А40-29737/11-154-218), а в другом – признается недостаточным (Постановление 18 ААС от 16.12.2015 г. №18АП-14087/2015).

А в Постановлении АС СЗО от 08.11.2017 г. по делу N А42-273/2017 был признан недостаточным целый ряд мер, включающих не только претензии, но и подачу иска. Судьи отметили, что меры были приняты несвоевременно и в итоге цель не была достигнута.

Мы несем полную ответственность за соблюдение правил валютного контроля. При возникновении проблем мы можем провести переговоры с контрагентом, а в случае необходимости – представлять интересы наших клиентов в суде.

Вывод

Основной целью валютного контроля в РФ является обеспечение своевременного поступления в страну сумм, предусмотренных условиями контрактов (экспортная выручка, возврат заемных средств, авансов и т.п.).

Санкции за нарушения в этой области могут равняться всей сумме сделки, а при крупном размере – возможно и уголовное преследование.

Если иностранный партнер не выполнил свои обязательства, то нужно принять все меры к тому, чтобы заставить его исполнить контракт. Так как нельзя заранее предугадать, какие именно действия российской компании будут признаны проверяющими и судом достаточными, следует сделать максимум возможного в рамках законодательства и условий контракта.

Сопровождение внешнеторговых сделок юридических лиц с оформлением всей необходимой документации входит в пакет бухгалтерского обслуживания. Специалисты нашей компании знают все тонкости валютного контроля и несут ответственность за оформление полного пакета документов для проведения валютных операций.

Наши клиенты ведут бизнес с зарубежными партнерами, а мы строго соблюдаем все правила валютного контроля для юридических лиц и отвечаем за безупречность оформления внешнеторговых контрактов и проведения валютных операций для наших клиентов.

В сложных и запутанных ситуациях мы предлагаем нашим клиентам помощь высококлассных юристов 1С-WiseAdvice, которые имеют богатый опыт сопровождения внешнеторговых сделок и еще на этапе заключения контракта смогут исключить риски для бизнеса клиента.

В рамках «регуляторной гильотины» принят Закон, который существенно изменит процедуру проверок бизнеса. Его задача –устранить недостатки действующих норм, регулирующих сферу проверок, а также снизить количество проверок бизнеса.

Пробежимся по основным изменениям.

Разные контролеры не будут проверять соблюдение одних и тех же требований

В законе установили, что проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля недопустима.

Все проверки зафиксируют онлайн

Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий будут отражаться в информационной системе. Все проверяющие смогут следить за проверкой в режиме реального времени в онлайне.

Для этого будут созданы:

  • Единый реестр видов государственного и муниципального контроля (надзора);
  • Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;
  • Информационная система досудебного обжалования;
  • Реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований;
  • Информационные системы контрольных (надзорных) органов.

Реестр видов федерального государственного контроля (надзора) будет сформирован до 01.01.2022.

Риск-ориентированный подход при проведении контрольно-надзорных мероприятий

Он предполагает, что выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание, объем, интенсивность и другие параметры зависят от оценки рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, если контролируемое лицо нарушит обязательные требования. Соответственно, чем выше такой риск, тем чаще и тщательнее будут проверять.

Оценивать эффективность контролирующего органа по количеству проверок запретили

То есть оценка результативности и эффективности деятельности контрольного (надзорного) органа больше не будет зависеть от:

  • проведенных контрольных мероприятий;
  • выявленных нарушений;
  • лиц, привлеченных к ответственности;
  • и т.д.

Это должно способствовать избавлению от так называемой палочной системы, то есть привести к сокращению проверок и наложенных штрафов.

Определены способы сокращения количества проверок

Новый закон предусматривает механизмы, применение которых может существенно сократить количество проверок организаций и предпринимателей.

Например, организация может быть освобождена от проведения плановых проверок при заключении договора страхования рисков причинения вреда (ущерба). Похожее правило предлагается применять и к членам саморегулируемых организаций, в отношении которых саморегулируемая организация проводит контроль.

Предусмотрен также такой способ освобождения от проверок, как признание результатов независимой оценки соблюдения обязательных требований. Законом может быть установлен порядок, при котором организация проходит оценку соблюдения требований закона в независимой аккредитованной организации, а контролирующий орган принимает результаты такой оценки и не проводит дополнительные проверки в случае успешных результатов процедуры оценки.

Введены новые формы контроля и надзора

Наряду с мероприятиями, применяемыми сегодня, закон предусматривает новые способы контроля:

  • выездное обследование (визуальное обследование по месту нахождения (ведения деятельности) организации, гражданина, объекта контроля путем осмотра общедоступных производственных объектов без уведомления контролируемого лица);
  • мониторинговую закупку (закупка товара или заказ работ/услуг для направления на испытание, экспертизу, исследование для проверки соответствия требованиям к безопасности и (или) качеству);
  • выборочный контроль (отбор образцов продукции (товаров) по месту их хранения и (или) реализации с целью подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству);
  • инспекционный визит (визит должностного лица контролирующего органа по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, в ходе которого осуществляется осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов).

Новые виды контроля по замыслу законодателя потребуют меньшего количества издержек со стороны контролируемых лиц, а также помогут сократить время взаимодействия с контролерами или вовсе избежать контактов.

Проверки станут короче

Срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней. По действующим сегодня правилам проверка может длиться до 20 рабочих дней.

Мониторинг вместо плановых проверок

В качестве одного из способов снижения интенсивности контрольно-надзорных мероприятий предлагается мониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом. Он может проводиться при помощи дистанционных технических средств, работающих в автоматическом режиме. Такие устройства будут осуществлять фото- и киносъемку, видеозапись, собирать другую информацию для контролирующего органа. А лицо, находящееся под таким мониторингом, будет освобождено от плановых проверок соблюдения требований, контроль которых осуществляется при проведении мониторинга.

Выездная проверка должна проводиться только в исключительных случаях

По новым нормам выездная проверка может проводиться, только если у контролера нет возможности:

  • удостовериться в полноте и достоверности имеющихся сведений, содержащихся в документах и (или) в объяснениях, полученных от контролируемого лица;
  • оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в части 2 настоящей статьи место совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.

Права контролируемых лиц будут защищены лучше

В частности, закон определяет порядок возмещения вреда, если он был причинен в ходе контрольного мероприятия, порядок досудебного обжалования решений и действий контролирующих органов.

Закреплена также возможность признания решения, принятого по результатам любого контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением (сейчас согласно ст. 20 закона № 294-ФЗ это возможно только в отношении результатов одного мероприятия – проверки). Результаты контрольного (надзорного) мероприятия в этом случае признаются недействительными, а их повторное проведение возможно только по согласованию с прокуратурой.

Вступление в силу и переходные положения

Закон вступает в силу с 1 июля 2021 года. Положения о видах регионального государственного контроля (надзора) и видах муниципального контроля на основе этого закона должны быть приняты не позднее 1 января 2022 года. До их утверждения будут применяться соответствующие положения, принятые по правилам, утвержденным старым Законом.

В первой половине 2021 года мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований закона будут проводиться по утвержденной ранее программе профилактики на 2021 год. В период с 1 июля по 31 декабря 2021 года профилактические мероприятия будут проводиться по правилам нового Закона без утверждения программы профилактики.

Плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, будут проводиться по плану, утвержденному в соответствии со старым Законом. Организация, проведение и оформление результатов проверок, не завершенных на 1 июля 2021 года, будут осуществляться по правилам, действовавшим на дату начала этих проверок.

Читайте также: