Членство в политической партии выдвижение кандидатов в депутаты по одномандатному уплата налогов

Опубликовано: 15.05.2024

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

  • Генеральная прокуратура
  • Прокуратуры субъектов
  • Главная военная прокуратура
  • gvp.gov.ru

О Генпрокуратуре России

  • История органов прокуратуры
  • Виртуальный музей

Документы

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Правовое просвещение

Контакты

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Рус
  • Eng

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

  • Судебная практика по гражданским делам
  • Судебная практика по административным делам
  • Судебная практика по экономическим спорам

Полномочие на принятие коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии решения о выдвижении кандидатов должно быть предусмотрено законом и уставом партии

Зарегистрированный кандидат в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 К. обратилась в суд с требованием об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии округа Муром Владимирской области от 09.08.2013 о регистрации по тому же округу кандидата Е., ссылаясь на ряд нарушений избирательного закона, в том числе указывала на выдвижение Ершова А.М. кандидатом в депутаты органом, не имеющим на то полномочий.

Решением суда от 19.08.2013, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ, заявление К. удовлетворено.

Согласно статье 35 Федерального закона 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях».

Решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

Уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований на повторных и дополнительных выборах принимается соответственно уровню выборов коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.

В случае отсутствия регионального или местного отделения политической партии уставом политической партии может быть предусмотрено, что такое решение вправе принять при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии.

Из приведенных положений Федерального закона «О политических партиях» следует, что кроме общего правила, в соответствии с которым решения о выдвижении политической партией, ее региональными отделениями кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления принимаются на съезде партии, конференции или общем собрании ее региональных отделений, решение о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) может быть принято коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии на повторных и дополнительных выборах, а также в случаях отсутствия регионального или местного отделения политической партии, если это предусмотрено уставом политической партии.

Бесспорно установив, что Политическая партия «Российская партия пенсионеров за справедливость» имеет региональное отделение во Владимирской области, что выборы в Законодательное Собрание Владимирской области шестого созыва не являются ни повторными, ни дополнительными, суд сделал правильный вывод об отсутствии у Президиума Центрального совета Политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость», как коллегиального, постоянно действующего руководящего органа политической партии, полномочий на принятие решения о выдвижении кандидатов.

Учитывая, что несоблюдение требований к выдвижению кандидата в силу подпункта «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является основанием отказа в регистрации кандидата, суд принял правильное решение об отмене оспариваемого постановления избирательной комиссии.

Несостоятельной признал суд ссылку на пункт 7 статьи 25 Федерального закона «О политических партиях» о том, что уставом политической партии могут быть предусмотрены дополнительные условия принятия решений о выдвижении кандидатов, поскольку в данной норме речь идет о возможности установления в уставе партии дополнительных условий принятия решений о выдвижении кандидатами теми органами, к полномочиям которых принятие таких решений отнесено законом.

Между тем, согласно пункту 15 части 2 статьи 23 Устава Политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» принятие решения о выдвижении тайным голосованием от Партии кандидата, списка кандидатов в депутаты законодательных органов государственной власти относится к исключительной компетенции Президиума Центрального Совета партии в случае, если законом предусмотрено, что перечисленные действия может осуществлять орган, уполномоченный уставом политической Партии.

Однако, как указывалось выше, под случаи, при наступлении которых решение о выдвижении кандидатов в соответствии с уставом партии вправе принять ее коллегиальный, постоянно действующий руководящий орган, выдвижение кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва Политической партией «Российская партия пенсионеров за справедливость» не подпадает (Определение Верховного Суда РФ от 02.09.2013 № 86-АПГ13-9).

Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

"Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016 года:

3. Вопросы, связанные с выдвижением кандидатов, списка кандидатов

Кандидат, являвшийся членом одной политической партии, может быть выдвинут другой политической партией для участия в выборах только в случае прекращения его членства в первой политической партии.

Г. обратился в суд с заявлением об отмене решения избирательной комиссии о регистрации З. кандидатом в депутаты, ссылаясь на то, что З., выдвинутый кандидатом от политической партии "А", одновременно является членом политической партии "В", где его членство в установленном порядке не прекращено.

В силу пункта 3.1 статьи 36 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий.

Проанализировав представленные документы (решение партии "В" о принятии З. в члены названной партии на основании его письменного заявления, заявление-анкету З., адресованное партии "В", о его согласии участвовать в предварительном внутрипартийном голосовании по определению кандидатур для последующего выдвижения кандидатом в депутаты, письменное сообщение секретаря местного отделения партии "В" о нахождении З. на учете в их организации согласно записи в журнале учета членов партии), суд пришел к выводу о том, что на момент выдвижения З. кандидатом в депутаты от партии "А" он являлся членом партии "В" и находился на партийном учете по месту жительства.

Кроме того, суд отметил, что согласно пункту 6 статьи 23 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ и Уставу политической партии "В" член партии может состоять на партийном учете только в одном региональном отделении партии - по месту постоянного или преимущественного проживания. Положения Устава политической партии "В" З. обязан был знать как член этой партии. Вместе с тем в нарушение названных норм З. подал заявление о выходе из партии в отделение партии "В" не по месту своего жительства, указанного во всех партийных документах, а в отделение политической партии, находящееся в другом районе, при этом указав в заявлении место своего жительства. Заявление о выходе из партии в отделении партии "В", в котором З. состоял на партийном учете, зарегистрировано не было.

При таких обстоятельствах, руководствуясь подпунктом "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, суд пришел к выводу об удовлетворении требований Г. и об отмене решения избирательной комиссии о регистрации З. кандидатом в депутаты.

Судебной коллегией по административным делам данное решение суда оставлено без изменения (определение от 26 августа 2014 г. N 127-АПГ14-1).

Аналогичная позиция отражена в определении Судебной коллегии по административным делам от 1 сентября 2014 г. N 16-АПГ14-10, от 2 сентября 2014 г. N 16-АПГ14-13).

Первый финансовый отчет, представляемый в избирательную комиссию, должен быть оформлен в соответствии с требованиями законодательства.

Политическая партия "А" обратилась в суд с заявлением об отмене постановления избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов в депутаты, выдвинутого политической партией "К", ссылаясь в том числе на представление политической партией "К" первого финансового отчета с недостатками при его заполнении.

В силу пункта 9 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ законом может быть предусмотрено представление избирательным объединением одновременно с иными документами для регистрации первого финансового отчета.

В данном случае такая обязанность предусмотрена законом субъекта Российской Федерации.

Согласно региональному законодательству в отчет должны быть включены сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета. Последним днем представления документов для регистрации списка кандидатов являлось 30 июля 2014 г.

Установив, что первый финансовый отчет политической партии "К" содержал сведения о размере избирательного фонда, источниках его формирования, а также о расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда, также по состоянию на 30 июля 2014 г., суд пришел к выводу о необоснованности требований "А" в данной части.

Судебной коллегией по административным делам данное решение суда оставлено без изменения (определение от 9 сентября 2014 г. N 16-АПГ14-16).

См. другие пункты "Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016 года):

  • Неуказание сведений о судимости - основание для отказа в регистрации кандидата в депутаты
  • Непредставление кандидатом в депутаты сведений о роде занятий - отказ в регистрации
  • Отмена решения избиркома о регистрации кандидатом в депутаты: нет сведений об образовании, имуществе за рубежом
  • Количество, подлинность подписей депутатов для выдвижения кандидата на выборах губернатора
  • Признание недостоверными или недействительными подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов
  • Требования к подписным листам: форма, средства на оплату изготовления
  • Выдвижение кандидатов в депутаты: членство в другой партии, финансовый отчет
  • Полномочия избиркома
  • Предвыборная агитация: авторские права, подкуп избирателей
  • Сроки для обжалования решений избирательной комиссии

Депутат – должностное лицо, представляющее интересы граждан в законодательных и представительных органах власти. А еще должность «народного избранника» – это престиж и множество привилегий. Но стать депутатом в своем городе не всегда просто, ведь сначала нужно заслужить доверие жителей.

  • Совет №1: учтите требования к кандидатам
  • Совет №2: определитесь, как будете баллотироваться
  • Совет №3: изучите законы
  • Совет №4: выберите округ
  • Совет №5: соберите документы
  • Совет №6: откройте избирательный счет
  • Совет №7: соберите подписи
  • Совет №8: агитируйте
  • Вуаля

Готовы все преодолеть?

Совет №1: учтите требования к кандидатам

Согласно Федеральному закону №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», депутаты избираются гражданами муниципалитета на срок не менее двух и не более пяти лет. К своим полномочиям выбранный служитель народа должен приступить в день его избрания.

Однако стать депутатом может не каждый. Выставляя свою кандидатуру на выборы, кандидат должен:

  • быть старше 21 года;
  • иметь российское гражданство и проживать на территории РФ;
  • являться дееспособным;
  • не иметь судимостей и психических расстройств.

Наличие высшего образования необязательно. Однако оно играет важную роль при формировании имиджа. Изучая биографию кандидата, избиратели обращают внимание на образование, семейное положение, опыт работы на управляющих должностях, внешний вид, личные качества.

Чем выше уровень доверия избирателей, тем больше шанс занять должность.

Совет №2: определитесь, как будете баллотироваться

Кандидат в депутаты может выдвигаться двумя способами:

  • от определенной политической партии;
  • самостоятельно (как самовыдвиженец).

В первом случае нужно выбрать партию, вступить в нее и зарекомендовать себя активным, ответственным и инициативным членом.

Обычно партийным выдвиженцам доверяют больше, потому что у любой политической партии уже есть свой круг сторонников в народе.

Самовыдвиженцев не знают, поэтому заслужить доверие сложнее. Также самовыдвиженцы могут баллотироваться только на выборы по одномандатному округу – определенному городскому участку.

Когда кандидат принадлежит к политической партии, то голосовать будут за нее в целом. И чем выше положение члена в партийном списке, тем больше шансы, что именно он окажется в числе депутатов.

Совет №3: изучите законы

Перед тем как баллотироваться в депутаты в своем городе, кандидату нужно внимательно изучить действующее законодательство, в том числе:

  • Федеральный закон №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002;
  • Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции от 01.09.2019;
  • Избирательный кодекс или иные законодательные акты, утвержденные в муниципалитете и касающиеся избрания на депутатскую должность.

Далее процесс выдвижения будет зависеть от того, является ли кандидат представителем партии или самовыдвиженцем. В первом случае будет проще. Во втором все проблемы и вопросы придется решать самостоятельно.

В любом случае действовать придется в несколько этапов.

Совет №4: выберите округ

Чаще всего его выбирают по месту жительства кандидата. Полный список городских округов можно получить в Территориальной избирательной комиссии.

Выдвинуть свою кандидатуру можно в течение 30 дней после того, как районное муниципальное собрание объявит о проведении выборов.

Совет №5: соберите документы

В обязательный пакет входят:

  • паспорт, удостоверяющий личность кандидата;
  • заявление о намерении баллотироваться (в нем обязательно нужно указать принадлежность к определенной партии, если таковая имеется);
  • документ об образовании;
  • сведения о месте службы или работы в настоящий момент;
  • данные о размере и источниках доходов, имуществе кандидата.

Представителям политических партий дополнительно потребуется предоставить протокол, составленный во время очередного партийного заседания. В документе должно быть указано, что партия действительно назначила конкретное лицо в качестве своего кандидата.

Совет №6: откройте избирательный счет

К этому пункту можно приступать после того, как все документы приняты избиркомом, а взамен выдана справка, необходимая для открытия счета. Вместе со справкой и паспортом кандидат должен прийти в банк и открыть счет.

Совет №7: соберите подписи

Если депутат является самовыдвиженцем, ему потребуется заручиться подписями от граждан, готовых поддержать его на выборах. Чтобы понять, сколько подписей нужно собрать, необходимо разделить 0,5% от числа избирателей на количество мандатов. Например, в округе с 30 000 жителей и пятью мандатами нужно собрать подписи всего лишь от 30 человек.

Совет №8: агитируйте

После завершения всех подготовительных этапов кандидат может приступать к предвыборной кампании и агитации избирателей.

Агитировать можно несколькими способами – в печатных, радио- и телевизионных СМИ, в интернете, на уличных баннерах, с помощью личных встреч с людьми.

Любые расходы на агитацию должны быть оплачены из избирательного счета кандидата, а печать материалов разрешается только в аккредитованных типографиях.

Иллюстрация

За последние пять лет число кандидатов в депутаты выросло в разы у всех парламентских партий, в том числе от «Единой России» — в пять раз, от КПРФ — в 4,6 раза, от «Справедливой России» — в 4,9, от ЛДПР — в 3,7 раза. Мёдом намазано?

Государственную думу ошибочно продолжают называть нижней палатой парламента. Никто не спешит исправлять запись об этом и в Википедии. На самом деле в Федеральном собрании — парламенте Российской Федерации, частью которого является Госдума, никаких этажей нет. И понятие «Федеральное собрание Российской Федерации» никакой правовой содержательной нагрузки не несёт, как и «парламент Российской Федерации». У него нет ни отца, ни матери. Это не избираемый, не назначаемый, не формируемый, не коллегиальный, не коллективный — никакой не практический, а умозрительный орган.

По Конституции Федеральное собрание является постоянно действующим органом, но вывеску с этим наименованием даже не на что и некуда повесить, даже если возникло бы такое желание. Это тот самый случай, когда есть части неведомого целого, которые так и не образуют целого, а функционируют раздельно. Даже оказываясь раз в год на заслушивании президентского послания, этот конституционный сбор депутатов Государственной думы и сенаторов Российской Федерации вместе не считается их общим собранием и не оканчивается принятием какого-либо общего решения. В истории был один или два случая, когда потребность в этом возникала, чтобы выразить солидарную позицию. Функцию как бы общего решения палат Федерального собрания выполнило совместное решение Совета Госдумы и Совета (внутренний орган палаты) Совета Федерации. Правовых полномочий на это как не было, так и нет. Поэтому заявления и обращения к мировому парламентскому сообществу и парламентам отдельных стран мира по актуальной повестке осуществляют то Госдума, то Совет Федерации, а то и почти синхронно обе палаты, но не Федеральное собрание.

В регламенте Совета Федерации указано, что Совет Федерации является «палатой Федерального собрания — парламента Российской Федерации — представительного и законодательного органа Российской Федерации». Прописано не обоснованно. Это сам Совет Федерации — представительный и законодательный орган, как и Госдума, по факту. В статье 94 Конституции, правда, записано, что Федеральное собрание является таким органом, но этого явления никто никогда воочию не видел.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

  • 17.05.21 Праймериз «Единой России». Почему нельзя партиям верить на слово?
  • 10.05.21 Это будущие депутаты, если их не остановить: конкурс красоты для Госдумы
  • 10.04.21 Дума принимает законы, которые невозможно понять, не для людей. А для кого?
  • 09.04.21 Выберут ли в новую Думу кого-нибудь «новенького» в одномандатных округах?

Примеров в шести тысячах федеральных законов, аналогичных описанному, немерено. В законодательстве сохраняются понятия, которые не имеют правового содержания или не приобретают его в правоприменяющих документах. Наличие в законе декларативных и принципиально нереализуемых норм — законодательный косяк, какими бы благими причинами он ни объяснялся. Умение различать пустопорожние нормы и не выдумывать такие же — главный тест для депутатского IQ и критерий способности кандидата в депутаты к законотворчеству. Он вряд ли будет применен в преддверии 19 сентября, когда состоятся выборы депутатов Государственной думы Российской Федерации. Кого конкретно будут выдвигать политические партии, конечно, их внутрипартийное дело, но чем пристальнее будет внимание к степени открытости и демократичности процедур отбора будущих депутатов в партиях, тем больше надежд на то, что палата качественно обновится.

И одновременно — этих надежд нет. Потому что правовой первоисточник сегодняшней ситуации, как и правового государства, в одном месте и в одном тексте. В законе о политических партиях. В бытность Е. Примакова руководителем депутатской фракции «Отечество — Вся Россия», когда и принимался закон, он настаивал на необходимости самым детальнейшим образом прописать в законе все мельчайшие действия партии по подбору кандидатов и исключению любой декларативности из их программных документов. Учтено всё это не было. По закону партии оказались максимально свободны в определении своих представителей в депутаты без какой-либо ответственности перед государством за их неспособность реализовать предоставленное право на законоустройство. Государственных ограничений, появившихся в законе, всего два. Первое: политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты граждан, являющихся членами иных политических партий. Второе: при выдвижении кандидатов политическая партия обязана опубликовать свою предвыборную программу.

Всё то, что не ограничено, стало трактоваться как свобода действий, хотя такая трактовка к нормам публичного права никакого отношения иметь не должна. В результате ключевое понятие «выдвижение» в депутаты стало восприниматься как угодно широко и многосторонне. Не как итоговое действие политической партии по презентации государству своих представителей в парламент, а как процесс, который может начинаться с детских пеленок. В «Единой России» придумали, что выдвижению от партии должно в обязательном порядке предшествовать самовыдвижение гражданина, в том числе никакого отношения к партии и не имеющего. Все будущие депутаты должны стать изначально самовыдвиженцами. И даже те, кто уже десятки лет является обладателем депутатского мандата или удостоверения сенатора, должны пройти процедуру самовыдвижения. Только избранные личности могут быть «выдвиженцами без самовыдвижения», если их выдвинет председатель партии.

Руководство «Единой России» намерено выдвинуть кандидатов во всех 225 одномандатных округах. Число региональных групп избирательного партийного списка вырастет с 36, которые были на выборах в Госдуму в 2016 году, до 60. Это делается для того, чтобы регион группы максимально совпадал с его административными границами. Во главе групп поставят губернаторов или федеральных министров вне всякого конкурса. Самовыдвиженцами они себя не заявят. Остальные 300 плановых мандатов будут распределены по результатам партийных праймериз.

Федеральным законодательством партийные праймериз никак не оговариваются, хотя по факту они являются формой экстравыборной работы с избирателями за пределами избирательной кампании. Так, на праймериз дополнительных выборов депутата Государственной думы по Новгородскому одномандатному избирательному округу №134 в общей сложности за четырех претендентов пришло проголосовать 25 тысяч граждан РФ, которые, конечно, затем пришли и на избирательный участок в единый день голосования. В аналогичном мероприятии в городе Орле приняло участие 67 тысяч граждан. 40 тысяч человек проголосовало в ходе праймериз в преддверии одномандатных выборов в Госдуму по Серовскому округу в Свердловской области. И так далее.

Если в ходе праймериз избирателям передаются материальные блага, то это не осуждаемый законом, но фактический подкуп с отсроченным ответным эквивалентом. Или как минимум нечестная конкуренция. Более того, вряд ли кому бы то ни было придет в голову интересоваться происхождением средств даров в современной эпидемситуации. В Белгородской области участник прошедшего предварительного голосования и депутат горсовета из ООО — посредника по торговому трансферу разного рода семян передал врачам областной станции скорой помощи 500 одноразовых халатов, а в районную больницу — аппарат для дезинфекции и СИЗы. В Смоленске участник предварительного голосования, депутат горсовета передал приборы для кварцевания в детсады №7, «Аист», «Светлана» и прогимназию «Полянка». В Воронежской области участник предварительного голосования, исполнительный директор конструкторского бюро «включился в волонтерскую работу по оказанию помощи ветеранам предприятия». В Оренбурге директор спортивной школы, участник предварительного голосования передал свыше 50 ноутбуков для школьников из малообеспеченных семей. В Магаданской области участник предварительного голосования передал посудомоечные машины и 15 компрессорных ингаляторов, используемых для лечения или профилактики заболеваний дыхательных путей, в инфекционный госпиталь Магаданской областной больницы.

Писав об этом, ИА REGNUM, не рассчитывало, что в «Единой России» откажутся от праймериз, но, возможно, существенно подкорректируют условия его проведения. Напрасно. Вопреки требованиям закона о политических партиях и собственного устава, партфункционеры продолжают свою методу. Очередное самовыдвижение-выдвижение участников предварительного голосования «Единой России» стартовало 15 марта и окончится 29 апреля. Сама процедура пройдет с 24 по 30 мая. Итоги предварительного голосования подведут 1 июня. После этого списки кандидатов «Единой России» утвердит съезд партии. У новичков эта процедура вызывает доверие, а старожилы, понимая, что к чему, рассматривают ее как необходимую формальную процедуру. Хотя, возможно, кое-что щекочет им нервы: всё-таки само голосование будет натуральным. В нём примут участие те же самые граждане, которые придут на выборы и 19 сентября.

За месяц для участия в предварительном голосовании заявились 8000 человек. 41% из них — беспартийные. Средний возраст кандидатов — 43 года. 29% — действующие депутаты различных уровней. Больше трети — представители малого и среднего бизнеса. 12% — работники сферы образования, 10% — занимаются муниципальным управлением. Вряд ли кого-либо из участников смущает, что весь процесс выстроен квазидемократическим образом. Хотя в партии полным-полно руководящих и управленческих структур, для подготовки и проведения праймериз создан федеральный организационный комитет (ФОК) из 17 человек. Персональный состав ФОК утвердили 170 членов генерального совета партии «Единая Россия» по согласованию с 19 членами бюро высшего совета этой же партии.

Что он призван сделать? За пять дней сформировать все региональные организационные комитеты, определив количественный и персональный состав каждого из них. Реально? Нет, самостоятельно это сделать ФОК не может, но соответствующий протокол, что дело сделано, будет подписан.

Далее ФОК должен:

— осуществить контроль за соблюдением положения о праймериз во всех регионах;

— подготовить и провести предварительное голосование, включая утверждение форм всех документов и порядок их заполнения, оказание правовой, методической, организационно-технической и иной помощи организационным комитетам и счетным комиссиям, исключение кандидата из списка кандидатов; согласование перечня помещений участковых счетных комиссий, определения нормативов технологического оборудования (кабин для голосования, ящиков для голосования и прочее).

Всю эту работу, понятно, выполнит аппарат партии, но право отчитаться перед председателем партии будет предоставлено сенатору А. Карелину, руководителю федерального оргкомитета. Телекартинка готова.

Есть и такая функция у ФОК в соответствии с положением, смысл слов которой понимает только автор текста: «Осуществление мер по организации единого порядка установления итогов голосования счетными комиссиями».

Как точно сработает оргкомитет, никто из участников праймериз знать не может, потому что здравому уму понять невозможно, для чего вообще в состав комитета пригласили В. Желонкина, генерального директора АО «Коммерсантъ», главного редактора газеты «Коммерсантъ», Ф. Мухаметшина, председателя Государственного Совета Республики Татарстан, А. Мясникова, телеврача, М. Осеевского, президента ПАО «Ростелеком», О. Сироту, сыродела, и других. Очевидно, что их место — на телеэкране или в президиуме, а не в КПП при входе в партийное здание. Возможно, звездный состав ФОК нужен, чтобы обеспечить соответствующий антураж председателю партии и бэк-вокал пресс-встрече Д. Медведева по поводу того, как, засучив рукава и не считаясь с чинами и званиями, партия работает с народом. Помните картину М. Соколова «В. И. Ленин на Всероссийском субботнике в Кремле 1 мая 1920 года»? Кстати, сохранились фотографии с того субботника. На одной из них видно, как Владимир Ильич вместе с другими людьми несёт бревно, причём держит его с толстого конца. Говорят, что в мемуарах почти тысячи человек найдено сообщение об участии в переноске бревна. В 1957 году была выпущена почтовая марка, на которой изображен Ленин с бревном, но уже в одиночку.

Понять невозможно, как известные люди, принимая предложение, связанное с партией: идти ли на самовыдвижение, не оспаривая эту внепартийную, по существу, процедуру или соглашаясь с декоративным партийным фасадным творчеством, не оказываются в когнитивном диссонансе. Спать-то ложатся сами с собой, а не с партбилетом. К тому же в положении о предварительном голосовании прописано, что ФОК ФОКом, а организационно-методическое сопровождение возлагается на центральный исполнительный комитет партии и региональные исполкомы и организация голосования «осуществляется с учетом рекомендаций центрального исполнительного комитета партии». Перед кем, спрашивается, несет ответственность ФОК?

Юристы партии понимают всю противоречивость ситуации, поэтому в положении о праймериз на всякий случай записали: предварительное голосование не входит в сферу регулирования законодательства Российской Федерации о выборах. Оно не является выборами депутатов Государственной думы и не является процедурой выдвижения кандидатов, федерального списка кандидатов в депутаты Государственной думы. Были бы уверены в абсолютной законности — не записывали бы. И тут же — «предварительное голосование организуется и проводится в целях предоставления возможностей гражданам Российской Федерации участвовать в политической жизни общества». То есть по существу — все процедуры выборные, а по форме — внутрипартийные. Как бы еще не премьерный спектакль, но уже последняя генеральная репетиция.

Государство, разрешив партиям выдвижение депутатов, рассчитывало на то, что единственным критерием принятия решения о кандидатах во власть окажется мнение самой партии о своих же товарищах, известных по членству в партии. Без всяких внешних подсказок. В конце концов, это же не футбол или хоккей с их трансферами и заёмными спортсменами. Это внутригосударственные «олимпийские игры», к участию в которых за национальную сборную не могут быть допущены граждане другого государства. Праймериз — западный чужеродный образчик, вредный для нашей патриотической практики. Гражданам Российской Федерации для реализации своего конституционного права избирать власть никакие генеральные репетиции или внутрипартийные олимпийские игры, как бы их не называли, не нужны. А такая многоходовка для реализации пассивного избирательного права, права быть избранным в органы власти, суть которой в преувеличении собственного имиджа за счет связи с авторитетом вождей, вред для нашей политической системы. И вред для партий, освобождающий партначальство от личной ответственности за кадровые решения.

Выдвижение кандидатов в депутаты

Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами в депутаты непосредственно либо в составе списка кандидатов избирательным объединением. В соответствии со ст. 36 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы» выдвижение федерального списка кандидатов осуществляется политической партией.

Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя.

группы избирателей, обладающих активным избирательным правом при голосовании за данного кандидата, с уведомлением об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов.

Гражданин РФ, замещавший должность Президента РФ и досрочно прекративший исполнение полномочий Президента РФ в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.

Гражданин Российской Федерации, замешавший должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности в отставку по собственному желанию, также не может быть выдвинут кандидатом на данную должность.

Не может быть выдвинут кандидатом в депутаты и гражданин Российской Федерации, не обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах.

В связи с изменением избирательного законодательства расширен круг лиц, которые не обладают пассивным избирательным правом и соответственно не могут быть выдвинуты кандидатами в депутаты или быть включенными в федеральные списки кандидатов от политических партий. Это относится к лицам, имеющим гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, а также к лицам, чья деятельность носит экстремистский характер. Ограничение пассивных избирательных прав было введено Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 64-ФЗ и для граждан, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющих на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления.

Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам. Данное правило не применяется при выдвижении кандидата одним и тем же избирательным объединением одновременно на одних и тех же выборах по одномандатному (или многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов. Кандидат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения.

О выдвижении кандидата и списка кандидатов в соответствующую избирательную комиссию представляется письменное уведомление в порядке, установленном законом.

Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в соответствующую избирательную комиссию уведомления и представляемого вместе с уведомлением заявления (в письменной форме) выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование и код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий).

Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность не более чем к одной политической партии либо к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке. Кроме того, он должен указать свой статус в данной политической партии или общественном объединении при условии представления вместе с уведомлением и заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения.

Вместе с уведомлением и заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

В соответствии с новой редакцией п. 2 ст. 33 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав» было введено небесспорное правило о том, что в случае наличия у кандидата наряду с гражданством Российской Федерации гражданства иностранного государства в заявлении указываются сведения об иностранном гражданстве кандидата, дата и основания его приобретения. Но законодатель на этом не остановился и, как уже отмечалось, Федеральным законом от 25 июля 2006 г. № 128-ФЗ вообще лишил данных граждан пассивного избирательного права закрепив отказ в регистрации кандидата в депутаты граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Однако законодатель оставил п. 2 ст. 33 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» с учетом действия абз. 3 ст. 6 Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей», по которому предполагается частичное пассивное избирательное право для таких граждан на выборах в органы местного самоуправлении при условии, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. В постсоветский период было заключено шесть таких договоров.

На сегодня действуют договоры с республиками Казахстан. Армения. Туркменистан (в одностороннем порядке денонсирован туркменской стороной) и Киргизия. Договор с Республикой Грузия, подписанный 15 сентября 1995 г., до сих пор не вступил в силу, а договор с Республикой Беларусь уже прекратил действие.

Кроме того, в случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении указываются такие сведения. Вместе с тем обращает на себя внимание и тот факт, что не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, не только осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, но и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления (федеральные законы от 5 декабря 2006 г. № 225-ФЗ, от 26 апреля 2007 г. № 64-ФЗ).

Вместе с уведомлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. В заявлении кандидата указываются: отсутствие имущества, принадлежащего ему на праве собственности; неполучение в течение года, предшествующего году назначения выборов, доходов, сведения о которых должны также представляться; согласие кандидата баллотироваться по соответствующему избирательному округу. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга (супруги) кандидата.

При выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей 5000 избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию эти сведения, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.

Документы, указанные выше, кандидат (кроме выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично. Документы могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если тот болен или находится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. При этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые.

Избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представленных ими в соответствующие компетентные органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки этих сведений, в течение 10 дней, а по отдельным сведениям (п. 3 ст. 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав граждан) — в течение 20 дней. Если указанное представление поступило за 10 и менее дней до дня голосования, соответствующие органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный самой избирательной комиссией.

Избирательная комиссия доводит до избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией. Она направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений.

Установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в федеральные органы государственной власти должен составлять не менее 40 дней (при досрочных выборах — не менее 30 дней), при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации — не менее 30 дней, при выборах в органы местного самоуправления — не менее 20 дней. Избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе оно вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе.

Выдвижение кандидатов, списков кандидатов общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.

Выдвижение кандидатов (списков кандидатов) от общероссийских избирательных объединений осуществляется тайным голосованием на федеральных съездах (конференциях) объединений при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, на конференциях (собраниях) региональных отделений либо на федеральных съездах (конференциях) объединений при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Федерации, на собраниях местных либо региональных отделений объединений при проведении выборов в органы местного самоуправления. Порядок выдвижения кандидатов (списков кандидатов) от избирательных объединений, зарегистрированных в органах юстиции субъектов Федерации, определяется законами этих субъектов.

Ранее в поддержку кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых непосредственно избирателями, избирательными объединениями, собирались подписи избирателей в порядке и количестве, определяемых федеральными законами, законами субъектов Федерации.

Максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов (списков кандидатов), не могло превышать 2% избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа. Подписи могли собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат даст согласие на выдвижение. Ныне, как известно, все партии представляют документы для регистрации своих кандидатов без сбора подписей, за исключением регистрации кандидата в Президенты РФ для партий, не представленных в парламентах. Там хоть в значительно сокращенном объеме требуется для них сбор подписей.

Право сбора подписей избирателей принадлежит совершеннолетнему дееспособному гражданину Российской Федерации. Установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, должен составлять не менее 40 дней (при досрочных выборах — не менее 30 дней).

Сохранен сбор подписей и для проведения референдума. Подписи могут собираться со дня, следующего за днем получения комиссией уведомления о регистрации инициативной группы по проведению референдума. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. Установленный законом субъекта Российской Федерации период сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации должен составлять не менее 30 дней, а в поддержку инициативы проведения местного референдума — не менее 20 дней.

Подписи собираются только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, и среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей, участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений закона, являются недействительными.

Оплата этой работы осуществляется только из средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, фонда референдума, созданного инициативной группой по проведению референдума. Законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума обязаны составить список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума, а также нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц.

Если у кандидата имеется судимость, эти сведения должны указываться в подписном листе.

Читайте также: