Становление взглядов на роль налогов как инструмента фискальной политики

Опубликовано: 16.05.2024

date image
2020-05-11 views image
50

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Государство признано вносить в экономику стабилизирующее воздействие, обеспечивая наилучшие условия для экономического роста. Для выполнения задач оно должно располагать необходимыми ресурсами. Частично они могут быть найдены за счет ценных источников, например, доходов государственных предприятий.

Однако в рыночной экономике основной производственной единицей является не государственное, а частное предприятие. Поэтому для формирования государственных ресурсов правительство изымает часть доходов предприятий и граждан. Изъятый доход, меняя собственника, превращается в налог. Налоги — обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую. Фискальная функция — основная, характерная для всех государств. С ее помощью создаются государственные денежные фонды и материальные условия для функционирования государства. Экономическая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных отношений оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение государства с участниками производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику, на все стадии воспроизводственного процесса. Современная налоговая система включает различные виды налогов.

Основную их группу составляют прямые и косвенные налоги. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество. Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения.

В современных условиях в связи с расширением социальных функций государства широкое распространение получили взносы в фонд социального страхования. Они по своей сущности являются целевыми налогами, поскольку имеют определенное назначение. В зависимости от органа, который взимает налог и распоряжается его суммой, различают государственные и местные налоги.

Государственные налоги взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства и направляются в государственный бюджет. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль корпораций, таможенные пошлины и т. п. Местные налоги взимаются местными органами власти на соответствующей территории и поступают в местный бюджет. Местные власти взимают преимущественно индивидуальные акцизы и поимущественный налог.

Налоги по их использованию подразделяются на общие, они поступают в единую кассу государства, и специальные (целевые) (например, налог на продажу бензина, топлива, смазочных масел в США направляется в дорожный фонд). В зависимости от характера взимания налоговых ставок налоги подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональный налог — это налог, ставка которого одинакова для всех облагаемых сумм. Налог, средняя ставка которого повышается по мере роста суммы, называется прогрессивным. Регрессивный налог предполагает уменьшение процента изъятия из суммы по мере ее роста. К последнему виду налогов относятся, как правило, косвенные налоги. Соотношение различных видов налогов на различных ступенях развития общества менялось.

В ХIХ — начале XX веков главную роль играли косвенные налоги, после Второй мировой войны ведущую роль стали играть прямые налоги. Для современной налоговой системы характерен рост взносов в фонд социального страхования, который по темпам роста опережает как прямые, так и косвенные налоги. Можно выделить три ступени развития взглядов на роль налогов в реализации государственных интересов: — на начальных этапах рыночной экономики налоги рассматривались исключительно в фискальных интересах как средство пополнения государственной казны; — затем пришли к выводу о необходимости ввести ограничения в фискальную функцию налогообложения.




Таким ограничением стало требование не подрывать воспроизводительный процесс в микроэкономике; — для настоящего времени стало характерным стремление все в большей степени использовать налоги для корректировки хозяйственных пропорций в обществе.

В развитых странах это направление налоговой политики получило более широкое развитие. Считается, что налоги не должны гасить стремление производителя наращивать выпуск продукции. Это позволит ему нащупать и рассчитать зону положительного эффекта масштаба производства, при котором возможно получать наибольшую прибыль на вложенный капитал.

В этом случае возрастают не только доходы предпринимателя, но и государства, казна которого пополнится дополнительными ресурсами, ибо возросшие доходы позволяют увеличить сумму собираемых налогов.

Следующая ступень развития концепции налогообложения связана с пониманием того, что манипуляция налоговыми ставками, увязка налогов с использованием ресурсов превращают их в мощный регулятор хозяйственных пропорций. Например, введение платы за ресурсы (землю, чистую воду и др.) способствует экономии ресурсов в хозяйственной деятельности.

Плата за землю обычно ведет к увеличению высоты производственных зданий. Снижение налоговых ставок или введение режима ускоренной амортизации стимулирует рост производства. Ужесточение же налоговых ставок его тормозит.

Во второй половине XX в. налоги активно используются как регулятор общего равновесия рыночного хозяйства. В частности, такое использование налогов предусматривается в многочисленных антициклических программах. Эти программы отводят различную роль налогам как регуляторам экономики, что зависит от концепции, которой руководствуется правительство.

Принципы налогообложения проявляются в способах взимания налогов. Таких принципов достаточно много. Принцип выгоды предполагает увязку налога с используемым ресурсом. Например, тот, кто использует чистую питьевую воду в технических целях, должен платить налог за нее. Принцип пожертвования исходит из того, что за использование благ, предоставляемых государством отдельным гражданам или предприятиям, платят все, в том числе те, кому эти блага не достаются. Таковым является налог на фонд заработной платы, отчисляемый в пенсионный фонд.

Современное налогообложение доходов опирается на использование прогрессивных ставок. Ставки возрастают по мере увеличения доходов. Прогрессивное налогообложение учитывает разные возможности социальных слоев населения в финансировании государственных расходов.

Принцип равенства. Равенство налогов на доходы предприятий разной формы собственности обеспечивает равные стартовые условия для их развития. В таком случае конкуренция должна реально отразить заложенные в налогах условия для эффективного хозяйствования.

В командно-административной системе, которая не учитывала законы рынка, налоговые привилегии всегда сопровождали государственное и коллективное хозяйствование. Частное хозяйство, по существу, было «задушено» налогами.

Среди принципов налогообложения обычно называют гибкость и адаптивность его к меняющимся общественно-политическим потребностям. Однако в этой гибкости следует соблюдать меру, не подрывая устойчивость действующего налогообложения. Если ставки налогов постоянно меняются, как в современной России, да еще и задним числом, бизнес теряет ориентиры, необходимые для выработки долгосрочной стратегии. Инвестиционная деятельность обрастает дополнительными рисками, что укрепляет стремление бизнеса ограничиваться исключительно спекулятивными операциями.

Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, величины получаемых им доходов. Нарушение этого принципа подрывает действия рынка, уменьшает количество налогоплательщиков, уменьшает предложение товаров. У потребителей чрезмерная тяжесть налогообложения уменьшает спрос, что ведет к сокращению емкости рынка и тем самым угнетающе действует на стимулы производства. Очень сложен для выполнения принцип исключения двойного и многократного налогообложения.

Необходимость соблюдения этого принципа осознается всеми государствами, но редко кому удается полностью ему следовать. Например, налогообложение акционерных компаний обычно строится на двойном налогообложении. Налогом облагаются нераспределенная прибыль компании и дивиденды ее членов. Такая система действует в странах Бенилюкса, США, Швеции, Швейцарии, России.

Решением исключения много кратного налогообложения используемого сырья является введение налога на добавленную стоимость. При использовании этого налога надбавка к цене сырья, возникающая при прохождении продукта по производственной цепочке, облагается налогом всего один раз. Налогом облагаются только те результаты деятельности, которые добавляются к полученному извне полуфабрикату. В налогообложении важно соблюсти принцип, исключающий возможность переложения налогового бремени.

В странах с развитой рыночной экономикой налог на прибыль считается не самым лучшим налогом, так как предприниматель обычно пытается включить этот налог в цену в целях компенсации удорожания издержек. В результате налоговое бремя перекладывается на покупателя. Именно он оплачивает налог, а предприниматель выступает, по существу, собирателем этого налога.

Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, удобными и понятными для всех субъектов налогообложения. В странах развитого рынка основным налогом является личный по доходный налог или налог на физических лиц. В США доля налога на прибыль составляет в системе федеральных налогов всего лишь 10 %, в то время как налог на личный доход приближается к его половине, а в России почти с точностью наоборот.

Библиографическая ссылка на статью:
Фатеева Ю.В. Налоговая система как инструмент фискальной политики государства РФ // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/11/6109 (дата обращения: 13.04.2021).

Выполнение основных функций и направлений государства требует финансовых средств, главным источником получения которых являются налоги.

Налоги представляют собой обязательные платежи, уплачиваемые организациями и физическими лицами в пользу государства.

Разные виды налогов включаются в налоговую систему, которая является важным инструментом по взиманию и распределению национального дохода.

Основная функция налоговой системы является фискальная, нацеленная на пополнение государственного бюджета.

Налоги в России взимаются согласно трем уровням налогообложения: федерального, регионального, и местного, входящих в консолидированный государственный бюджет.

Контроль и надзор за выполнением налогового законодательства возлагается на федеральную налоговую службу, которая находиться в непосредственном подчинении Министерства финансов РФ.

Данные Федеральной налоговой службы (ФНС) по налоговым начислениям и поступлениям в консолидированный бюджет РФ показаны в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 – Налоговые начисления и поступления в бюджет РФ (в млрд.руб.)

Начислено к уплате

Консолидированный бюджет
субъектов РФ

По данным ФНС за период с 2009 по 2013 годы наблюдается рост налоговых поступлений. Сумма поступлений превышает сумму начислений и составляет следующую разницу: в 2009 году – 33,3%, в 2010 году-30,3%, в 2011году- 30,9%, в 2012 году- 26,6%, а в 2013 году – 31%.

Таблица 2- Налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ (в млрд.руб.)

на 1 августа 2013года

на 1 августа 2014года

консолидированный бюджет субъекта
Российской Федерации

консолидированный бюджет субъекта
Российской Федерации

Налог на прибыль, доходы

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации

Налоги на имущество

Налоги, сборы и регулярные платежи за
пользование природными ресурсами

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет

Налог, взимаемый в связи с применением
упрощенной системы налогообложения

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Единый сельскохозяйственный налог

Налог взимаемый в связи с
применением патентной системы налогообложения

Налог взимаемый в виде
стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения

Итого налоговых поступлений

Налоговые поступления на январь-июль 2013 и 2014года основную часть обеспечения, составляют: налог на прибыль и доходы, налоги, на товары реализуемые на территории российской федерации (НДС, акцизы) и налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами.

Суммы задолженности по налогам и сборам отражены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3 -Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам (в млрд.руб.)

на 1 августа 2014 года

Всего задолженность перед бюджетом по
налогам и сборам

Задолженность невозможная к взысканию налоговыми
органами

Задолженность за период с 2009 по 2013 года выросла на 10,2%,в том числе недоимка организаций на 19%, урегулированная задолженность на 4%, а задолженность невозможная к взысканию налоговыми органами сократилась на 25%.

По данным ФНС общая сумма задолженности на январь-июль 2014 года составляет 795,3млрд. руб. из которой доля НДС на товары,
реализуемые на территории РФ составляет 45%, налога на прибыль- 23%, акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ -6%.

Для улучшения уровня налогообложения в РФ и борьбе с задолженностью по налогам и сборам налоговой службой в 2014-2017 годах планируются следующие основные направления деятельности:

‑ обеспечение повышения эффективности работы по противодействию применения схем уклонения от налогообложения и
выявлению сокрытой налоговой базы в отношении налогоплательщиков;

‑ повышение качества контрольных мероприятий;

‑ повышение эффективности взыскания сумм, доначисленных по результатам налоговых проверок;

- содействовать отказу налогоплательщиков от непрозрачных и низкоэффективных схем ведения бизнеса;

- принимать все меры по повышению поступлений от применения мер принудительного взыскания задолженности и урегулирования задолженности путем проведения зачета, а также обеспечения роста эффективности взыскания;

- проведение мониторинга по выполнению антикоррупционных мероприятий в ФНС России и предоставление информации в Минэкономразвития России;

Таким образом, важность налоговой системы неоценима в поступлении финансовых средств в бюджет государства необходимых в области социальной зашиты граждан, а также в регулировании других областей экономики.

Библиографический список

  1. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие/ Е.А. Киселева. – М.: КНОРУС,2009.
  2. Официальный портал федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru ;
  3. Официальный портал Федеральной налоговой службы. URL: http://www.nalog.ru.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

© 2021. Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий».

Главная > Курсовая работа >Государство и право

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Всероссийская государственная налоговая академия министерства финансов РФ»

НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

кандидат филол. наук, доцент

II) Фискальная политика государства

1)Понятие, цели и задачи

2)Типы фискальной политики

3)Достоинства и недостатки

1)Понятие, функции и виды

2)Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики

IV) Налоги и сборы как инструменты фискальной политики государства

Основные направления налоговой политики РФ на 2010-2012гг

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями. В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности. Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, так же важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства.

Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие (введён с 01.01.92). Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в эти законы были внесены изменения и дополнения.

Фискальная политика государства

1) Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система

регулирования правительством экономики с помощью изменений государственных

расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с целью изменения

реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения

Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной

политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно

болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды, формы финансовой

политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.

Современная фискальная политика определяет основные направле­ния

использования финансовых ресурсов государства, методы финан­сирования и

главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических

условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с

тем используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые

мето­ды регулирования экономики.

К прямым методам относятся способы бюджетного регулирования.

Средст­вами государственного бюджета финансируются:

- затраты на расши­ренное воспроизводство;

- непроизводительные расходы государст­ва;

- развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.;

- проведение структурной политики;

- содержание военно-промышленно­го комплекса и т.п.

С помощью косвенных методов государство воздействует на

финан­совые возможности производителей товаров и услуг и на размеры

Важную роль здесь играет система налогообложе­ния. Изменяя ставки налогов на

различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый

минимум доходов и т.п., госу­дарство стремится добиться возможно более

устойчивых темпов эконо­мического роста и избежать резких взлетов и падений

К числу важных косвенных методов, содействующих накоплению капитала,

относится политика ускоренной амортизации. По существу, государство

освобождает предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли, искусственно

перераспределяемой в амортизационный фонд.

2)Типы фискальной политики

В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых

методов экономическая наука различает два типа фискальной политики

- изменение трансфертных платежей,

- манипулирование налоговыми ставками

- изменения в налоговых поступлениях,

- пособия по безработице и другие социальные выплаты,

Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать

влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым

на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической

ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным

колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных

Дискреционная фискальная политика

Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное

ма­нипулирование налогами и правительственными расходами с целью изме­нения

реального объема национального производства и занятости, контро­ля над

инфляцией и ускорения экономического роста.

Выделяют два вида дискреционной политики:

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия)

осуществляется в период спада, депрессии, включает повышение государственных

расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета.

В краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада

экономики и предполагает увеличение госрасходов , снижение налогов или

комби­нирование этих мер.

В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к

расширению предложения факторов производства и росту экономического

Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы,

сопровождающейся ограни­чительной кредитно-денежной политикой Центрального

Банка и изменением оптимизации структуры государственных рас­ходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция)

Основными инструментами фискальной политики является государственные („ли правительственные) расходы и налоги.

Государственные (или правительственные) расходы - это затраты на содержание института государства, а также правительственные закупки товаров и услуг.

Как правило, государственные закупки подразделяют на закупки для собственного потребления государства, которые наиболее стабильны, и закупки для регулирования рынка. Эти расходы отражаются в расходной части государственного бюджета. В современном обществе смешанной экономики роль государственных расходов чрезвычайна важна.

В странах с развитой рыночной экономикой государство как покупа-тель обеспечивает реализацию до 20% ВНП. Для этого существует система государственного заказа, привлекающая фирмы гарантированным рынком сбыта, налоговыми и кредитными льготами, отсутствием риска неплатежей и т.д. Поэтому государственные расходы и налоги - это важнейшие инструменты государственного регулирования экономики, определяющие уровень совокупных расходов, объемы национального производства, заня-тость населения.

Значительное место в государственных расходах занимают трансфертные платежи.

Кроме того, трансфертные платежи представлены как выплаты по страхованию (или социальное обеспечение), по старости, выплаты работникам в связи с несчастными случаями и профзаболеваниями кормильцев и инвалидам, выплаты процентов по государственному долгу.

Трансфертные платежи формируются за счет налогообложения, в том числе подоходного налога, отчислений трудящихся в фонды социального страхования, частной благотворительности и т.д. Таким образом, с помощью трансфертных платежей осуществляется перераспределение доходов в пользу более бедных.

Налоги представляют собой второй важнейший инструмент фискальной политики. Налоги есть нормативная форма обложения доходов физических и юридических лиц, характеризующаяся обязательностью и срочностью платежа. Они представляют собой доход государства, необходимый для его нормального функционирования.

Использование налогов в качестве инструмента централизованного воздействия на экономическое развитие государства имеет длительную историю. Первый денежный поголовный налог на граждан был введен еще в Римской империи во II в. н. э.

По мере развития обмена и экономической цивилизации денежные налоги вытесняют другие виды платежей, в том числе и натуральный, и становятся господствующими.

Практика экономической жизни располагает широким спектром видов налогов. По платежеспособности и методу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платежеспособности.

Косвенные налоги - это обязательные платежи, включаемые в цену товара или услуги. Значительную их часть образуют акцизы.

По использованию налоги подразделяют на общие, поступающие в общую доходную часть бюджета, и специальные (целевые).

В соответствии с государственным устройством и бюджетной структурой налоги подразделяются на государственные и местные. Государственные налоги взимаются центральным правительством на основании госу-дарственного законодательства и направляются в государственный бюджет. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль с корпораций, таможенные пошлины и т.п. Местные налоги взимаются местными органами власти на соответствующей территории и поступают в местный бюджет. Местные власти взимают преимущественно индивидуальные акцизы и поимущественный налог.

Соотношение различных видов налогов на различных ступенях развития общества менялось. В XIX - начале ХХ веков главную роль играли косвенные налоги, после Второй мировой войны ведущую роль стали играть прямые налоги. Для современной налоговой системы характерен рост взносов в фонд социального страхования, который по темпам роста опережает как прямые, так и косвенные налоги.

Можно выделить три ступени развития взглядов на роль налогов в реализации государственных интересов:

S на начальных этапах рыночной экономики налоги рассматривались исключительно в фискальных интересах как средство пополнения государственной казны,

затем пришли к выводу о необходимости ввести ограничения в фискальную функцию налогообложения. Таким ограничением стало требование не подрывать воспроизводственный процесс в микроэкономике,

для настоящего времени стало характерным стремление все в большей степени использовать налоги для корректировки хозяйственных пропорций в обществе.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Под фискальной (налоговой) политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного обращения.

Содержимое работы - 1 файл

курсовая- фискальная политика- макроэкономика.docx

Глава 1. Теоретические основы фискальной политики. Налоги РФ.

    1. Понятие и сущность фискальной политики.

Под фискальной (налоговой) политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного обращения. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики.

Фискальная политика распространяет свое действие на основные элементы государственной казны (фиска). Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. В условиях рыночной экономики это стержневая часть государственной экономической политики. Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды, формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.

Среди многочисленных задач фискальной политики, образующих так называемое дерево целей, основными являются:

1. устойчивый рост национального дохода,

2. умеренные темпы инфляции,

3. полная занятость,

4. сглаживание циклических колебаний экономики.

Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Фискальная политика в зависимости от механизмов ее регулирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов).

Под дискреционной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами. Ее еще называют активной фискальной политикой. Она может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым- изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения), политику ускоренной амортизации.

Автоматическая (пассивная, недискреционная) фискальная политика объясняется существованием встроенной стабильности. Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики. К ним относят: изменения налоговых поступлений, системы пособий по безработице и социальные выплаты.

Сущность фискальной политики.

Посредством фискальной политики государство регулирует систему мер в области правительственных закупок товаров и услуг, а также налогообложения. Слово «фискальный» латинского происхождения и в переводе означает казенный. В России в эпоху Петра I фискалами называли должностных лиц, которые надзирали за сбором налогов и финансовыми делами. В современной экономической литературе фискальная политика ассоциируется с государственным регулированием правительственных расходов и налогообложением. Государственные расходы на приобретение товаров и услуг существенно влияют на размеры валового и чистого внутреннего продукта. В нашей стране такие закупки обычно называют госзаказом, который финансировался из госбюджета. По сути дела фискальная политика является рычагом, с помощью которого государство может влиять на экономику. Поэтому необходимо рассмотреть, каким образом государство с помощью этой политики воздействует на достижение равновесного объема национального производства, экономической стабильности и полной занятости. Чтобы понять принципы государственного регулирования, необходимо четко выделить два компонента фискальной политики. Это правительственные расходы на закупку товаров и услуг, с помощью которых можно увеличить или уменьшить совокупные расходы, а тем самым воздействовать на объем национального производства. К правительственным расходам относятся все бюджетные ассигнования, направленные на строительство дорог, школ, больниц, учреждений культуры, осуществление экологической и энергетической программ и другие общественные нужды и потребности. А также это государственная налоговая политика, которая предполагает всесторонний учет тех факторов, которые могут стимулировать либо тормозить экономическое развитие и благосостояние общества.

С помощью фискальной политики государство непосредственно может влиять на развитие экономики, добиваясь ее устойчивого роста, стабильности цен и полной занятости дееспособного населения. Такая политика заключается в том, чтобы вовремя предвидеть спад производства и рост безработицы, а также нарастание инфляционных процессов в экономике и соответствующим образом воздействовать на них. При наступающем спаде производства увеличивает государственные расходы и сокращает налоги с целью увеличения совокупных расходов и инвестиций. Тем самым оно содействует подъему производства и увеличению занятости. При наступлении инфляции, напротив, государственные расходы уменьшаются, а налоги увеличиваются.

    1. Налоги как основной инструмент фискальной политики и их виды.

Налоги — обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством. Как правило, эти выплаты не только обязательны, но и безвозмездны принудительны. Налоги необходимы, так как государство с их помощью воздействует на многие экономические и социальные процессы. Они помогают поощрять либо подавлять определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество денег и денежное обращение, воздействовать на инвестиционную активность предпринимателей, функционирование рынка ценных бумаг, равновесие между совокупным спросом и предложением.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.

Фискальная функция - основная, характерная для всех государств. С её помощью создаются государственные денежные фонды и материальные условия для функционирования государства.

Экономическая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных отношений оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение государства с участниками производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику, на все стадии воспроизводственного процесса.

Современная налоговая система включает различные виды налогов. Основную их группу составляют прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество.

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения.

В современных условиях в связи с расширением социальных функций государства широкое распространение получили взносы в фонд социального страхования. Они по своей сущности являются целевыми налогами, поскольку имеют определенное назначение.

В зависимости от органа, который взимает налог и распоряжается его суммой, различают государственные и местные налоги. Государственные налоги взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства и направляются в государственный бюджет. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль корпораций, таможенные пошлины и т.п. Местные налоги взимаются местными органами власти на соответствующей территории и поступают в местный бюджет. Местные власти взимают преимущественно индивидуальные акцизы и поимущественный налог.

Налоги по их использованию подразделяются на общие, они поступают в единую кассу государства, и специальные (целевые) (например, налог на продажу бензина, топлива, смазочных масел в США направляется в дорожный фонд).

В зависимости от характера взимания налоговых ставок налоги подразделяются на: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональный налог это налог, ставка которого одинакова для всех облагаемых сумм. Налог, средняя ставка которого повышается по мере роста суммы, называется прогрессивным. Регрессивный налог предполагает уменьшение процента изъятия из суммы по мере ее роста.

К последнему виду налогов относятся, как правило, косвенные налоги.

Можно выделить три ступени развития взглядов на роль налогов в реализации государственных интересов:

∙ на начальных этапах рыночной экономики налоги рассматривались исключительно в фискальных интересах как средство пополнения государственной казны;

∙ затем пришли к выводу о необходимости ввести ограничения в фискальную функцию налогообложения. Таким ограничением стало требование не подрывать воспроизводительный процесс в микроэкономике;

∙ для настоящего времени стало характерным стремление все в большей использовать налоги для корректировки хозяйственных пропорций в обществе.

По Keйнcy, во время спада налоги снижаются для стимулирования производства. Во время подъема, наоборот, - налоги возрастают, что позволяет затормозить рост инвестиций, предупредив перегрев экономики нарастающими диспропорциями. Рост налоговых поступлении во время подъема позволит выплатить, государственную задолженность, которая образовалась в депрессивный период для финансирования государственных расходов.

    1. Итоговые цифры. О поступлении администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет за 11 месяцев

В январе — ноябре 2009 года в федеральный бюджет поступило 2718 млрд. руб. администрируемых налоговой службой доходов, что на 30% меньше, чем за аналогичный период 2008 года. Однако показатели, заложенные на 2009 год в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», в части поступлений, за которые ответственны ФНС России, выполнены. Бюджет получил дополнительно 108 млрд. руб.

Основная масса доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (40%), налога на добычу полезных ископаемых (32%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (6%). Налог на прибыль организаций в январе — ноябре 2009 года внесен в федеральный бюджет в объеме 168 млрд. руб. По сравнению с аналогичным периодом 2008 года данная сумма уменьшилась в 4,2 раза, что обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций и снижением с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5 до 2%. Суммы убытков, заявленные налогоплательщиками, выросли в 2 раза и за 1-е полугодие 2009 года составили столько же, сколько за весь 2008 год. Значительные объемы убытков зафиксированы в металлургии, машиностроении и банковском секторе.

Поступления единого социального налога в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в январе — ноябре 2009 года составили 452 млрд. руб. и по сравнению с тем же периодом 2008 года выросли на 3,6 млрд. руб., или на 1%. Поступления НДС с операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ за 11 месяцев 2009 года — 1086 млрд. руб., то есть по сравнению с январем — ноябрем 2008 года на 10% выше. А вот налог на добавленную стоимость по товарам, ввозимым в Россию из Республики Беларусь, за 11 месяцев текущего года внесен в бюджет в объеме 27 млрд. руб., что на 27% меньше, чем за аналогичный период 2008 года. Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет за январь — ноябрь 2009 года равны 74 млрд. руб. и снизились относительно января — ноября 2008 года на 35%.

Тенденции к уменьшению объема поступлений ярко проявились в отношении налога на добычу полезных ископаемых. Так, в январе — ноябре 2009 года в федеральный бюджет перечислено лишь 877 млрд. руб., то есть поступления НДПИ сократились в 1,7 раза, что напрямую обусловлено снижением цен на нефть.

Страховые взносы за январь — ноябрь 2009 года зачислены в следующих размерах: в ПФР — 1127 млрд. руб. (на 1% больше, чем в январе — ноябре 2008 года), в ФСС России (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования, то есть без учета выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т. п.) — 58 млрд. руб. (на 15% меньше), в ФФОМС — 81 млрд. руб. (на 1% больше) и ТФОМС — 147 млрд. руб. (соответствует уровню аналогичного периода 2008 года).

Внешняя торговля по Сибирскому Федеральному округу в 2008 году ( млн. долларов США)

Читайте также: