Цели налогообложения обеспечение развития научно технического прогресса

Опубликовано: 13.05.2024

Кудрявцев А.Н.
профессор кафедры экономики и коммерции, к.соц.н., доцент


Kudryavtsev A.N.
Professor of the Department of Economics and Commerce, Candidate of Sociology, Associate Professor

Аннотация: Научно-технический прогресс создал средства, благодаря которым внешние достижения культуры стали достоянием миллионов людей, но он же создал невиданные возможности для манипуляции сознанием людей в чуждых им целях и жизненных установках. Проблемы связаны также с генной инженерией. Еще менее предсказуемыми, чем генные манипуляции, представляются наши взаимоотношения с машинами или их – с нами.
Научно-техническая революция усиливает противоречия между индивидом и обществом. Но техника сама по себе не может быть ни нравственной, ни безнравственной. Это характеристики человеческого использования техники, которые зависят от общественных отношений.
Ключевые слова: Научно-технический прогресс, манипулирование сознанием, генная инженерия; стандартизация поведения, потребления, стиля жизни, экзокортекс, отчуждения человека, виртуальная реальность, противоречие «индивид и общество», моральные ценности, кризис цивилизации, невежество, тотальный рынок.


Abstract: Scientific and technological progress has created the means by which the external achievements of culture became the property of millions of people, but he also created unprecedented opportunities for manipulating the consciousness of people in the goals and objectives that are alien to them. Problems are also associated with genetic engineering. Even less predictable than gene manipulation is our relationship with the machines or theirs - with us.
The scientific and technological revolution strengthens the contradictions between the in-division and the society. But technology itself can not be moral or immoral. These are the characteristics of the human use of technology, which depend on social relations.

Ключевые слова: Научно-технический прогресс, манипулирование сознанием, генная инженерия; стандартизация поведения, потребления, стиля жизни, экзокортекс, отчуждения человека, виртуальная реальность, противоречие «индивид и общество», моральные ценности, кризис цивилизации, невежество, тотальный рынок.

Keywords: scientific and technical progress, manipulation of consciousness, genetic engineering; standardization of behavior, consumption, lifestyle, exocortex, alienation of a person, virtual reality, the contradiction "individual and society", moral values, crisis of civilization, ignorance, total market.

Научно-технический прогресс создал средства, благодаря которым внешние достижения культуры стали достоянием миллионов людей, но он же создал невиданные возможности для манипуляции сознанием людей в чуждых им целях и жизненных установках. Научный технический прогресс принес опасность новых бедствий, мы их не будем перечислять – они известны. В науке и научных изобретениях нарушен закон «не навреди», а большая часть открытий проводятся под лозунгом «Открытие ради Открытия».

Еще одна проблема, связанная с генной инженерией. Некоторые ученые без страха пытаются воздействовать на гены человека. Но «гены в организме человека выполняют обычно закодированы более чем в одном гене. Из-за этой особенности, известной как плейротропия, воздействие на какой-то один ген может иметь самые неожиданные последствия» [4, 5].

Плюс необходимо учесть, что человеческая интеллектуальность состоит из множества разных способностей, закодированных в огромном числе генов, и не имеет высокой наследственности, тогда как естественный отбор действует лишь в отношении наследуемых качеств.

Еще менее предсказуемыми, чем генные манипуляции, представляются наши взаимоотношения с машинами или их – с нами. Фактически мы уже находимся в зависимом положении от машин, а еще больше – от источников питания для них. Представьте себе, если хотя бы на сутки отключилось электричество – практически сбои во всем и т.п. И ещё один парадокс – «чем активнее мы создаем их (машины) для удовлетворения собственных нужд, тем больше наша жизнь оказывается приспособленной уже к их потребностям…». В книге «Дарвин среди машин» американский писатель Джордж Дайсон (George Dyson) писал: «Все, что делают люди для облегчения управления компьютерными сетями, становится одновременно, хотя и по иным причинам, облегчением для компьютерных сетей». Задачи управления людьми: Дарвиновская эволюция может пасть жертвой собственного успеха, поскольку не будет успевать за порожденными ею самой недарвиновскими процессами» [4, 5].

К тому же мы уже устойчиво сталкиваемся с тем, что человек безо всякого осмысления следует шаблону, произошла стандартизация не только в производстве, но и в поведении, общении, форме жизни, и человек теряет качество человечности, индивидуальности и превращается в быдло. А если мы обратим внимание на действие закона избыточности, который гласит о том, что чтобы постоянно совершать новые скачки в своем развитии – человек должен обладать разнообразием. В итоге техника делает скачки, усложняется, а сам индивид находится в ступоре и разрыв более увеличивается, а далее встанет вопрос, нужна ли эта масса, проще ее утилизировать, так как в этом мире могут жить только «гении» или «полубоги», которые в ходе развития техники также исчезнут.

И сегодня нам уже рисуют подобную картинку. «.. Нащупывается линия изменения человека: разнообразие должно быть получено без нарушения того стандарта, вокруг которого построена техногенная цивилизация последних веков. А это можно получить лишь дополнением, обогащением возможностей тела, ничего в человеке не убирая. Поэтому потенциальное деление общества … пойдет … по пути снижения издержек на поддержание стандартного тела. Смена поколений – самое затратное, что вообще может быть в существовании организма. … Единственной инструментальной трансформацией человека можно рассматривать экзокортекс: компьютер, который будет дополнением, продолжением мозга… Финал этого процесса – перенос самого сознанния в компьютер и утрата привычной телесности» [1, 3].

Но как можно создать аналог тому, что изучено на 10%, и понять до конца? Человек – это весь космос и как это загнать в машину?

Но это будет, или же мы просто предполагаем? А пока сегодня применение новых технологий приводит к отчуждению человека уже и от окружающего мира, а психотехники, трансформирующие сознание, в свою очередь способствуют его виртуализации. «Современные информационные технологии уже сейчас позволяют создавать картины реальности, котрые в сознании людей заменяют действительность, поэтому есть основание считать, что максимально широкое понимание виртуальной реальности предполагает тотальное прельщение человека под влиянием имаго – символа сферы, зазывающего его покинуть своей душой естественный богосотворенный мир» [5, 4].

Научно-техническая революция усиливает противоречия между индивидом и обществом, уничтожает или обесценивает нравственные добродетели.

Создавая общество материального изобилия, научно-техническая революция усиливает противоречия между потребностями и долгом, между достоинством и счастьем. Она превращает индивида в рациональное животное, которое сознательно приспосабливается к существующим условиям, лишает его автономной личностной инициативы.

Техника и наука – суть средств, с помощью которых человек увеличивает возможности своих рук и своей головы, они являются продолжением и развитие его телесной и духовной сущности, новыми органами и формами его преобразующей предметной деятельности. Человеческая деятельность всегда субъективна, то есть основана на сознательном и глубоко личностном «почему» данного действия. Через свою мотивацию личность вплетена в контексте общественных отношений. Субъективность предполагает наличие сознательно поставленной цели, а цель – осознанный интерес. А поскольку машина не есть субъект деятельности, поскольку она не относится к миру – она не может быть и носителем духовных нравственных ценностей.

Техника сама по себе не может быть ни нравственной, ни безнравственной – это характеристика человеческого использования техники, которое зависит от общественных отношений. Все новые достижения науки и техники и их практическая реализация неимоверно расширяют «спектр» человеческих потребностей, а это ведет и к их изменению в иерархии ценностей.

Сами достижения опять-таки не нравственны и не безнравственны, их моральная характеристика зависит от целей, которым они подчинены, от их включения в сферу интересов. Основа и источник моральных ценностей – это отношение «личность – общество», а не отношение «человек – машина».

Техники, информационные технологии очерчивают модель должного поведения личности в ее взаимоотношениях с другими людьми. Прогресс общества характеризуется не только завоеваниями науки и техники, но и выработкой норм и оценок поведения, отражающих потребности и возможности социальной системы по совершенствованию отношений между личностью и обществом.

Многие социологи с тревогой констатируют ослабление под воздействием научно-технической революции традиционных моральных стимулов, поиски смысла жизни, уменьшение влияния религии, различных иррациональных и ограничительных табу фетишей и мифов, обесценение воинских доблестей и патриотизма, чести, героизма и т.д. Иногда кризис традиционных взглядов, норм и ценностей в современном обществе сравнивают с кризисом времен, позднего Средневековья, связанным с крахом прежних представлений, верований, с распространением пессимизма и оккультизма.

Нет сомнений в том, что кризис культуры и цивилизации имеет своим катализатором новые возможности техники воздействовать на сознание и психику человека. «Индустрия массовой культуры» рекламы и пропаганды получает новые средства для манипулирования сознанием и чувствами масс, насаждение индивидуализма, морального безразличия и т.п. Однако первопричину этого кризиса следует искать не в научно-техническом прогрессе, а в природе социально-экономического строя. НТР сама по себе не создает никаких новых элементов в нравственном зле, которые не были уже порождены сложившимся строем, а только ускоряет эскалацию аморализма, пороков, органически присущих сформировавшемуся строю.

«В наше время, – говорит Маркс, – все как бы чревато своей противоположностью. Мы видим, что машины, обладающие чудесной силой сокращать и делать плодотворнее человеческий труд, приносят людям голод и изнурение. Новые, до сих пор неизвестные источники богатства, благодаря каким-то странным , непонятным чарам, превращаются в источники нищеты. Победы техники как бы куплены ценой моральной деградации. Кажется, что, по мере того, как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом других людей либо же рабом своей собственной подлости. Даже чистый свет науки не может, по-видимому, сиять иначе, как только на мрачном фоне невежества. Все наши открытия и весь наш прогресс как бы приводят к тому, что материальные силы наделяются интеллектуальной жизнью, а человеческая жизнь, лишенная своей интеллектуальной стороны, низводится до степени простой материальной силы» [3, 4].

Излишний корпоративизм (бюрократизм) и ориентация на прибыль изначально подавляют трудовую мотивацию и способность личности к самореализации. Результаты деятельности подменяются здесь стремлением адаптироваться и выжить [2, 32].

С одной стороны, социальная стабильность есть условие построения социального государства в России, с другой стороны – лишь в условиях сформировавшегося социального государства возможна минимизация социальных угроз и устранение долговременной социальной сплоченности.

Господство тотального рынка и других форм отчуждения человека от результатов его руда привела к тому, что творческая деятельность в мире отчуждения сводится к тому, что когда субъект, его деятельность подчинена рынку, деньгам, потребительству, его потребности, мотивы и ценности будут определяться только этими ориентирами.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что научно-техническая революция, прогресс – это не причина происходящих явлений, а лишь катализатор. Их основная проблема – это идеология, точнее рыночная идеология уже изжила себя и вошла в противоречие с историческим ходом развития цивилизации. Рынок – это не просто путь к деградации человека, это его гибель.

Американский философ и поэт Р.У. Эмерсон писал: «Истинный показатель цивилизации – не богатство и не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, который воспитывается страной».

С чего начать? Хотя бы с реального создания социального государства с идеологией: «чем выше мои возможности, тем скромнее мои желания. Спокойствие и достаток окружающих в обществе – залог моего спокойствия» и т.д.

Декларация об использовании научно-технического прогресса в интересах мира и на благо человечества

Принята резолюцией 3384 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 10 ноября 1975 года

отмечая, что научно-технический прогресс стал одним из важнейших факторов развития человеческого общества,

учитывая, что научно-технический прогресс, создавая все более широкие возможности улучшения условий жизни людей и народов, в ряде случаев может порождать социальные проблемы, а также угрожать правам человека и основным свободам,

отмечая с тревогой, что научно-технические достижения могут быть использованы в целях усиления гонки вооружений, подавления национально-освободительных движений и лишения отдельных лиц и народов их прав человека и основных свобод;

отмечая также с тревогой, что научно-технические достижения могут повлечь за собой опасность для гражданских и политических прав отдельного лица или группы лиц и для человеческого достоинства,

отмечая назревшую необходимость в полной мере использовать научно-технический прогресс на благо человека и нейтрализовать нынешние и возможные в будущем отрицательные последствия некоторых научно-технических достижений,

признавая, что научно-технический прогресс имеет большое значение для ускорения социального и экономического развития развивающихся стран,

учитывая, что передача научно-технических знаний является одним из основных путей ускорения экономического развития развивающихся стран,

вновь подтверждая право народов на самоопределение и необходимость уважения прав человека, свобод и достоинства человеческой личности в условиях научно-технического прогресса,

торжественно провозглашает, что:

1. Все государства содействуют международному сотрудничеству в целях использования результатов научно-технического прогресса в интересах укрепления международного мира и безопасности, свободы и независимости, а также в целях экономического и социального развития народов и обеспечения прав и свобод человека в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

2. Все государства принимают соответствующие меры, с тем чтобы предотвратить использование достижений науки и техники, в частности государственными органами, для ограничения или вмешательства в осуществление прав человека и основных свобод, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека, Международных пактах о правах человека и других соответствующих международных документах.

3. Все государства принимают меры, направленные на то, чтобы достижения науки и техники служили целям удовлетворения материальных и духовных потребностей всех слоев населения.

4. Все государства воздерживаются от любых действий, влекущих использование научно-технических достижений для нарушения суверенитета и территориальной неприкосновенности других государств, вмешательства в их внутренние дела, ведения агрессивных войн, подавления национально-освободительных движений, проведения политики расовой дискриминации. Такие действия не только являются грубым нарушением Устава Организации Объединенных Наций и принципов международного права, но и представляют собой недопустимое извращение целей, которые должны направлять научно-технический прогресс на благо человечества.

5. Все государства сотрудничают в создании, укреплении и развитии научно-технического потенциала развивающихся стран в целях ускорения осуществления социальных и экономических прав народами этих стран.

6. Все государства принимают меры, направленные на то, чтобы все слои населения могли пользоваться благами науки и техники, и на защиту этих слоев как в социальном, так и в материальном плане, от отрицательных последствий, которые могут быть результатом неправильного применения достижений научно-технического прогресса, в том числе их неправильного применения с целью посягательства на права отдельного лица или группы лиц, особенно в отношении уважения частной жизни и защиты человеческой личности и ее физической и интеллектуальной неприкосновенности.

7. Все государства принимают необходимые меры, включая законодательные, в целях обеспечения того, чтобы использование достижений науки и техники способствовало наиболее полному осуществлению прав человека и основных свобод без какой бы то ни было дискриминации по признаку расы, пола, языка или религиозных убеждений.

8. Все государства принимают эффективные меры, включая законодательные, в целях предотвращения и недопущения использования научно-технических достижений в ущерб правам человека и основным свободам и достоинству человеческой личности.

9. Все государства принимают, когда это необходимо, меры с целью обеспечения соблюдения законодательства, гарантирующего права и свободы человека в условиях научно-технического прогресса.

Государственная научно-техническая политика – это составная часть социально-экономической политики, которая:

  • выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности;
  • определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Научно-техническая политика определяет основные цели, формы и методы деятельности государства в научно-технической сфере:

  • Государство призвано создавать современную инфраструктуру науки и готовить научно-технические кадры, предоставлять государственное финансирование и приоритетное материально-техническое обеспечение фундаментальных исследований, долгосрочных государственных научно-технических программ, поддержку приоритетных направлений развития науки и техники.
  • Государство также ведет статистику в научно-технической сфере, обеспечивает создание рынка научно-технической продукции, оценивает научно-технический уровень исследований, новых технологий и техники, осуществляет экспертизу научно-технических проектов, налаживает научно-техническое сотрудничество другими государствами.

Главные принципы государственной научно-технической политики:

  • демократизация и децентрализация управления в сфере науки и техники;
  • учет требований экологической безопасности;
  • поддержка (первоочередная) научно-технических работ, которые обеспечивают разрешение важнейших проблем развития путем отбора научно-технических приоритетов;
  • сбалансированность развития фундаментальных и прикладных исследований;
  • поддержка конкуренции и предпринимательства в научно-технической сфере;
  • создание и развитие рынка научно-технической продукции;
  • участие научно-технической общественности в формировании и реализации государственной научно-технической политики.

Прямое государственное регулирование научно-технической деятельности осуществляют при помощи таких форм и методов:

  • определение государственных приоритетов развития науки и техники;
  • формирование и реализация национальных, государственных и межгосударственных научно-технических программ;
  • формирование и размещение государственного заказа;
  • бюджетное финансирование определенных видов научно-технической деятельности;
  • проведение государственной научно-технической экспертизы;
  • создание системы научно-технической информации;
  • ведение патентно-лицензионной деятельности;
  • проведение метрологии, стандартизации и сертификации продукции в научно-технической сфере;
  • формирование и поощрение научно-технических кадров.

Приоритетные направления развития науки и техники на основании комплексного прогноза социально-экономического и научно-технического развития государства определяет Верховная Рада Украины по представлению Кабинета Министров.

Прогнозирование обеспечивают государственные институции: главные институты министерств и ведомств вместе с институтами НАН Украины.

Государственные органы и научные организации разрабатывают соответствующую концепцию с определением целей, ожидаемых экономических и социальных результатов, структурных изменений в производстве и обосновывают нужные для этого ресурсы. Концепцию рассматривает Кабинет Министров Украины, одобренная концепция является основанием для формирования государственных научно-технических программ научных исследований, создание и освоение новых видов техники и технологии.

Государственные научно-технические программы являются главными средствами реализации национальных программ и приоритетных направлений развития науки и техники. Их формируют и реализуют на основании целевых проектов и разработок, отобранных на конкурсных основах.

Для разрешения важных заданий в отрасли научно-технической деятельности введен государственный заказ, который обеспечивают финансированием и поддерживают материально-техническими ресурсами.

Неотъемлемым элементом государственного регулирования научно-технической деятельности является государственная научно-техническая экспертиза, которую осуществляют с целью обеспечения научной обоснованности структуры и содержания приоритетных направлений развития науки и техники, соответствующих научно-технических программ и проектов, определения социально-экономических и экологических последствий научно-технической деятельности, анализа эффективности использования научно-технического потенциала.

Государство проводит определенную политику в формировании и поощрении научно-технических кадров, в частности обеспечивает их подготовку и переподготовку, в том числе, за пределами Украины, внедряет систему аттестации кадров, государственные и именные премии в области науки и техники и тому подобное.

Важной формой государственного регулирования развития науки и техники является создание и функционирование системы научно-технической информации, в которую входят территориальные сети центров первичного сбора и проработка всех видов научно-технических данных, государственные центры, научные библиотеки.

Особенно важное значение для дальнейшего роста темпов научно- технического прогресса и повышения на его основании эффективности национального производства в Украине имеет патентование, продажу и покупку лицензий. С этой целью Кабинет Министров выдал соответствующие рекомендации по патентно-лицензионному делу. Все изобретения в Украине должны быть защищены от их неоплачиваемого использования другими странами, для чего есть патентование изобретений за границей. Патентование за границей изобретений, сделанных в пределах Украины, а также изобретений, сделанных за границей гражданами Украины, проводят по предложению соответствующих министерств и ведомств.

Патентно-лицензионная деятельность обеспечивает регулирование всего комплекса правовых и экономических отношений, связанных с созданием, защитой и использованием интеллектуальной собственности.

Государство также регулирует научно-техническую деятельность путем внедрения государственного надзора за соблюдением стандартов, норм и правил. Эту функцию выполняет Государственный комитет Украины со стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт Украины) и его территориальные органы.

С целью создания экономически благоприятных условий для научно-технической деятельности государство применяет финансово-кредитные и налоговые рычаги:

  • создание инновационных фондов, содействие организации и деятельности коммерческих инновационных банков, систем страхования научно-технической деятельности;
  • введение льготного налогообложения и кредитования, применение ускоренной амортизации основных фондов предприятий, которые выполняют работы с приоритетных направлений научно-технического прогресса соучаствуют ли в формировании инновационных фондов.

Государственный инновационный фонд создают из бюджетных средств, которые выделяет государство для поддержки научно-технической деятельности, взносов юридических и физических лиц. Для оперативного разрешения вопросов материально-технического обеспечения развития и использования достижений науки и техники в Украине создают государственный резерв материально-технических и сырьевых ресурсов, который является составляющей Государственного инновационного фонда.

Для субъектов научно-технической деятельности были внедрены налоговые льготы. В частности, государственные учебно-воспитательные заведения, научные учреждения и организации, деятельность которых полностью или частично финансируют из бюджета, освобождены от уплаты налогов. В Украине некоторое время использовали и другие налоговые льготы. Например, прибыль опытно-конструкторских, конструкторско-технологических организаций и опытных производств при этих учреждениях облагали налогом в размере 20% от ставки налога для предприятий Украины. Прибыль (доход) опытных заводов, доля опытной продукции которых составляет не меньше 80%, облагали налогом в размере 50% этой ставки. Прибыль (доход) предприятий и организаций, полученная вследствие выполнения работ за государственными научно-техническими программами, программами Государственного фонда фундаментальных исследований и Государственного инновационного фонда, не облагали налогом. Налогооблагаемый доход субъектов научно-технической деятельности уменьшали на сумму в размере 50% расходов предприятий (кроме капитальных вложений) на проведение собственными силами или научными организациями научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, подготовку и освоение новых прогрессивных технологий и видов продукции, выполняемых за счет прибыли, который есть в распоряжении предприятий.

Главным средством реализации общегосударственных (национальных) научно-технических программ являются государственные (межведомственные), отраслевые (многоотраслевые) и региональные (территориальные) программы.

Государственные научные и научно-технические программы формирует Министерство Украины по делам науки и технологий на основании целевых проектов и разработок, отобранных на конкурсных основах.

Объемы финансирования общегосударственных (национальных) научно-технических программ ежегодно определяет Верховная Рада Украины во время принятия Закона Украины о Государственном бюджете Украины.

Положение о государственных научных и научно-технических программах утверждает Кабинет Министров Украины.

Масштабное финансирование НИОКР, требующее постоянного расширения государственных ассигнований, заменяется из-за хронической дефицитности бюджета косвенными методами стимулирования научно-технического прогресса, главным из которых является налоговая политика. При этом правительство четко определяет приоритетные начала отдельных отраслей и компаний в соответствии с потребностями национальной экономики. Налоговые мероприятия осуществляются по нескольким направлениям.

Первое направление касается налоговых и амортизационных льгот, которые поощряют развитие научных исследований юридических лиц. В зависимости от потребностей экономики изменяется размер налоговых льгот, появляются новые льготы или приостанавливается действие старых и т. п.

Важной налоговой льготой для предприятий, действующей почти во всех капиталистических странах, является инвестиционный кредит (скидка), устанавливаемый в процентах к стоимости закупленных производственных фондов. Сумма кредита исключается из подсчитанного налога на прибыль корпораций, в то время как обычная налоговая скидка вычитается из суммы дохода, и не влияет на стоимость основного капитала. Таким образом, создается возможность для расширения инвестиций в новое оборудование за счет собственных ресурсов, образовавшихся в результате неплатежа налога, что равнозначно удешевлению машин и оборудования.

В США эта льгота введена в 1962 г., но в последующие годы ее размер менялся не раз и действие приостановилось. Первоначально американские компании обрабатывающей промышленности имели скидку в 7% общей стоимости закупленного оборудования, если срок его службы составлял 8 лет; в 4,66 и 2,33% - для оборудования со сроком службы 6 - 8 и 4-6 лет соответственно. Право на получение скидки наступало только после ввода нового оборудования в эксплуатацию, а не при его покупке. В соответствии с налоговой реформой 1986 г. этот кредит отменен, но компенсирован значительным снижением ставок налога на прибыль корпораций. Скидка сохранена для оборудования, введенного в 70-х годах в соответствии с принятой тогда энергетической программой, которая предусматривала энергосбережение или развитие и использование альтернативных источников энергии (солнца, ветра, приливной силы волны и т. п.).

Канадские компании имеют инвестиционный кредит в размере 10 - 25% суммы текущих и капитальных затрат на научные исследования и разработки в зависимости от размера компании и ее территориального расположения.

В развитых капиталистических странах имеется большое количество специальных налоговых льгот, поощряющих научную работу частных компаний. В США к таким льготам относится единовременный вычет из облагаемого дохода расходов на НИОКР, впервые введенный в 1954 г. Эта льгота дает право компаниям рассматривать расходы на НИОКР как текущие производственные затраты и исключать их из облагаемого налогом дохода единовременно или в течение ряда лет. Подобная льгота действует в большинстве развитых капиталистических стран.

В последние годы появилась новая специальная налоговая льгота - налоговый кредит на прирост расходов на НИОКР. В США закон 1981 г. разрешил особый вычет из суммы налога на прибыль корпораций, установленный в определенном проценте к дополнительным расходам на НИОКР в текущем году по сравнению с соответствующими среднегодовыми затратами на эти цели за какой-либо предшествующий период (обычно 3 года). Эта льгота поощряет более активное наращивание затрат на НИОКР, так как определяется не от всей суммы расходов на указанные цели, а от их прироста. В Японии так же, как в США, действует налоговый кредит на прирост расходов на научные исследования и разработки.

Особые преимущества предоставлены японским промышленным компаниям, которым разрешено создавать резервные фонды для гарантии от потерь при осуществлении расходов на НИОКР, которые не подлежат обложению налогом на прибыль корпораций.

Большое значение для обновления основного капитала имеет политика ускоренной амортизации, которая позволяет списывать стоимость основного капитала в более короткие сроки и по более высоким ставкам (нормам амортизации), создавая возможность для массовой модернизации производственных фондов, в том числе используемых для НИОКР.

Начало этой политике положила Великобритания. Она ввела в середине 40-х годов так называемую "первоначальную скидку", которая давала право компаниям амортизировать в первый год эксплуатации основного капитала значительно больше стоимости, чем при равномерном списании. Затем нормы амортизации машин, оборудования и промышленных зданий неоднократно повышались. В период 1972 - 1980 г. в целях преодоления явной технической отсталости промышленности действовала так называемая "свободная" норма амортизации, достигавшая даже 100% стоимости оборудования. В настоящее время норма амортизации снижена до 50% стоимости новых машин и оборудования, но все еще остается одной из самых высоких в развитых капиталистических странах.

В ФРГ в середине 80-х годов введены повышенные амортизационные ставки (до 40%) для нового научного оборудования, капиталовложений в научное исследование и других расходов на НИОКР.

Американское законодательство 80-х годов предусмотрело резкое уменьшение сроков списания (10 лет - для зданий, 5 лет - для оборудования, 3 года - для транспортных средств вместо действовавших ранее 12, 7 и 5 лет соответственно). Переход к новым нормам амортизации обеспечивал в первые 1 - 2 года наибольшую долю списаний, что создавало дополнительные стимулы для увеличения инвестиций. По официальной оценке они должны возрасти за 1980 - 1990 гг. в 4,8 раза. Согласно налоговой реформе 1986 г. установлено некоторое ограничение применения американскими компаниями ускоренной амортизации основных средств. Оно касается вложения средств в строительство коммерческих и конторских зданий. Кроме того, с учетом инфляции стоимость списываемого капитального оборудования будет выражаться не в ценах его покупки, а в ценах данного момента. Это, конечно, выгодно компаниям, поскольку с ростом цен на оборудование суммы амортизационных списаний возрастают, а налоги сокращаются.

Налогово-амортизационные мероприятия капиталистических государств, воздействуя на объем средств компаний, создают возможность обновлять основной капитал, увеличивать инвестиции в более производительное оборудование.

Государство оказывает воздействие на развитие так называемых "зарождающихся" отраслей. Традиционной формой защиты их от конкуренции иностранных товаров остается политика высоких таможенных пошлин. Хотя в целом таможенный барьер повсеместно понижен, но капиталистические страны периодически прибегают к нему для охраны новых наукоемких отраслей.

Второе направление налоговой политики связано со стимулированием возникновения частных научных учреждений, которые в США получили название бесприбыльных, или некоммерческих, исследовательских институтов. Эти учреждения создаются, как правило, на базе благотворительных фондов или средств, выделяемых частным бизнесом на филантропические цели. В большинстве капиталистических стран отчисления от прибыли в фонды на указанные цели полностью либо в значительной степени освобождены от обложения. Впервые налоговые льготы, обеспечившие благоприятный климат для появления таких институтов, были введены в 30-е годы американским правительством. Эти институты выполняют исследования по контрактам с правительством или частными компаниями. В США к ним относятся Брукингский институт, Стэнфордский исследовательский институт и др.

Кроме того, капиталистическое государство стимулирует кооперацию компаний в сфере научных исследований. Американские фирмы имеют возможность создавать научно-исследовательские партнерства, стимулом для которых служат крупные налоговые льготы, обеспечивающие получение больших доходов от реализации исследований. Доходы этих коллективных объединений, используемые для финансирования исследований, разработок и внедрения новой техники и технологии, полностью освобождаются от налога на прибыль корпораций.

Налоговые стимулы начали применяться в 80-е годы для частных компаний, которые занимаются разработкой фундаментальных проблем. В прошлом государство в основном само финансировало такие разработки. Однако в связи с нехваткой собственных средств теперь используются косвенные стимулы для привлечения частного капитала к разработке теоретических вопросов. В США законом 1986 г. введена новая скидка с налога на прибыль корпораций в размере 20% их расходов на фундаментальные исследования, выполняемые совместно с университетами и вузами по контрактам. Кроме того, компании, которые предоставляют высшим учебным заведениям оборудование и научные приборы, получили повышенные размеры налоговых скидок.

Масштабы налогово-амортизационных льгот свидетельствуют о высоком уровне стимулирования научно-технического прогресса. В 80-е годы в государственных бюджетах ряда капиталистических государств стали приводиться оценки предоставленных налоговых льгот - как сумма недополученных бюджетом доходов, так и расходы, соответствующие сумме предоставленных налоговых льгот. Объем средств, недополученных федеральным бюджетом США за 1983 - 1988 гг. в результате использования компаниями налоговых льгот на НИОКР (145 млрд. дол.), равен объему инвестиций в новые здания и оборудование отраслей обрабатывающей промышленности в 1985 г. Сумма налоговых льгот корпорациям в Японии составила в 1986 г. почти 1 /3 общей суммы поступлений в государственный бюджет налога на прибыль корпораций. Доля необлагаемой прибыли предприятий, фирм, компаний в развитых капиталистических странах составляет 40 - 60%, что позволяет им направлять значительные средства на расширение производства, обновление основных фондов и в сферу НИОКР.

В целом косвенная форма стимулирования научно-технического прогресса, создающая общие благоприятные условия бизнесу для совершенствования производства и развития научных исследований, вызывает активизацию частного предпринимательства, усиление роли монополий в финансировании науки и техники.

На стимулирование научно-технического прогресса оказывает определенное влияние приобретение государством патентов и лицензий для частного капитала 1 . В настоящее время большое значение приобретает лицензионная или технологическая торговля. Это явление послевоенных лет, а с середины 50-х годов - важная форма внешнеэкономической экспансии. Международная торговля лицензиями и патентами концентрируется у 5 ведущих капиталистических стран, на них приходится более 78% технологического оборота. Эта торговля поглощает до 20% расходов на НИОКР промышленно развитых стран. Лидером здесь, бесспорно, являются США. В 80-е годы их поступления от продажи патентов и лицензий по абсолютной сумме превосходили совокупные поступления Великобритании, ФРГ, Японии и Франции в 3 раза. Однако в последние годы наблюдается тенденция к понижению. Главными покупателями американских патентов и лицензий являются Япония и ФРГ, они покупают больше, чем продают, причем первая - более чем в два раза. Вплоть до последних лет в основе научно-технической политики Японии лежал принцип: широкое заимствование, быстрое усовершенствование и оперативное внедрение в производство зарубежных научно-технических достижений. За последние 30 лет общее количество лицензий, приобретенных Японией, составило 42 тыс., причем половина закуплена в США.

1 ( Патент - это документ, удостоверяющий исключительное право изобретателя на изобретение. Владелец патента может выдать лицензию, т. е. разрешение физическому или юридическому лицу на использование запатентованного изобретения.)

Можно сделать следующие обобщения. Научно-техническая политика капиталистических государств многопланова. Государственное стимулирование научно-технического прогресса в развитых странах в современных условиях является объективной необходимостью и осуществляется в двух основных формах: прямое финансирование государством программ НИОКР и поощрение НИОКР частных и государственных предприятий путем создания для них льготных условий. Система льгот во всех странах имеет некоторые общие черты. Она замкнута на единый платеж компаний в государственный бюджет - налог на прибыль корпораций, к которому применяются всевозможные скидки, льготы, вычеты, направленные на стимулирование научно-технического прогресса. Льготы дифференцируются по отраслям, виду оборудования и сфере деятельности и гибки по времени действия и целям введения. Каждая льгота имеет целевой характер. Ведется официальный статистический учет и анализ налоговых льгот. Различия в практике применения разных форм стимулирования НТП состоят в пропорциях сочетания налоговых и амортизационных льгот.

В целом научно-технический прогресс в условиях капитализма присваивается крупным капиталом, получающим сверхприбыли на основе "научной" эксплуатации наемного труда.


Стимулирование НТП — одна из наиболее важных функций современного государства.
Научно-технический прогресс «поставляет» экономике новые станки, машины и оборудование, новые технологии и материалы, совершенствует способы организации труда, заставляет работников повышать образование и квалификацию, приобретать новые профессии. Его достижения развивают экономику, повышают эффективность производства и производительность труда.

От состояния экономики зависят материальные и финансовые возможности государства. Чем выше уровень развития экономики, тем больше его возможности и тем оно сильнее. Только успешно функционирующая экономика способна обеспечить сильное государство.

Вот почему государство всегда заинтересовано в научно-техническом прогрессе и предпринимает специальные меры по его стимулированию.
В развитых странах большинство научных исследований осуществляется в лабораториях крупных частных фирм. По оценкам экономистов, 700 таких фирм контролируют 80-90% передовых научных исследований, проводимых сегодня в мире. Крупные фирмы имеют значительные преимущества в проведении научно-исследовательских работ: им доступны масштабные и дорогостоящие проекты, связанные с длительным фундаментальным поиском, что позволяет вести многоцелевые исследования, объединяющие ученых и специалистов разных наук. Они могут финансировать параллельную разработку нескольких проектов, и коммерческие успехи одних исследователей могут компенсировать убытки других.

Распределение научных исследований по регионам мира также является неравномерным. Основная их часть приходится на развитые страны. Особенно выделяются США, Япония, Германия, Великобритания и Франция.

Государство стимулирует несколько направлений научно-технического прогресса.
М первую очередь поощряется создание машин и механизмов, шшышающих производительность труда. В последнее время наиболее передовой считается техника, которая осуществляет комплексную автоматизацию труда. Ее созданию способствует применение компьютеров и роботов. Так, применение компьютерного управления повышает производительность в десятки раз.

Несмотря на большие инвестиции уровень и темпы комплексной питомнтизации трудовых процессов пока ниже, чем предполагалось. Солдпны лишь анклавы (обособленные участки) комплексной автоматизации в отдельных отраслях промышленности (автомобильной, нефтеперерабатывающей и авиационно-космической).

Однако ожидается, что завершение компьютеризации предприятий вместе с дальнейшим совершенствованием робототехники уже в ближайшие годы приведут к лавинообразной автоматизации труда.
Государство способствует разработке и внедрению наиболее прогрессивных технологий, которые обеспечивают создание продукции высочайшего качества, отвечающей современным требованиям. Сегодня к разряду таких технологий относятся прежде всего информационно-компьютерные, биологические, космические и ядерные.

Наибольшие результаты и достижения приходятся на информационно-компьютерные и биологические технологии. Это обстоятельство является важным при выборе приоритетов государственной научно-технической политики.

Биотехнология — совокупность производственных методов (способов), основанных на использовании живых организмов и биологических процессов.
В перспективе, по прогнозам ученых, наиболее передовые технологии будут связаны с разработками искусственного интеллекта, сохранения здоровья человека и охраной природы. В США уже сейчас в структуре государственных расходов на научные исследования приоритет принадлежит медицине и наукам о жизни (свыше 40%).
На мировом рынке высокотехнологичных товаров первые места занимают Япония, США, Германия, затем следуют Франция и Великобритания.

Создание высокотехнологичных товаров требует проведения научных исследований. Это исключительно сложный вид экономической деятельности, связанный со значительными материальными затратами, неопределенностью конечного результата и риском. Чтобы научные исследования были успешными, они проводятся широким фронтом и охватывать как можно больше сопряженных областей. Усилия для их выполнения должны объединяться и координироваться.

Решение такой задачи под силу только государству. Оказание помощи развитию науки — его важнейшая задача.
Науку определяют как систему знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления. Наука — это всегда получение новых знаний. Заниматься наукой значит добывать новые знания: не копировать и не повторять, что сделано другими, а приращивать знания. Например, когда ваш друг рассказывает о книге, просто описывая то, что прочел, он только повторяет, что сделал автор книги, и его знания не является научными. Но если он, закончив школу и затем университет, займется анализом прочитанных книг, будет делать выводы и заключения о поступках героев и действиях авторов, доказывать свою точку зрения и излагать ее на страницах журналов и в лекциях, то налицо приращение знаний. Вы сможете сказать, что ваш друг занимается наукой. Научные исследования делятся на теоретические и прикладные. Теоретические исследования называются также теоретико-методологическими, поскольку они проводятся в области теории (обобщения имеющихся знаний о предметах, вещах, явлениях), или в области методологии (определения способов, методов изучения предметов, вещей, явлений). Прикладные научные исследования можно назвать также практическими. Они направлены на изучение возможностей применения на практике результатов теоретических исследований. Поэтому их проведение обычно сопровождается опытами, экспериментами.

Особую роль играют фундаментальные исследования. К ним относятся основополагающие, создающие основу представлений человека о мироздании и своем месте в нем. Строго говоря, любые теоретико-методологические исследования являются фундаментальными.
Как государству удается объединять разрозненные научные исследования, координировать и держать под своим контролем? Что предпринимается для оказания помощи науке?

С этой целью государство разрабатывает общенациональные программы научно-технического развития, в которых исходя из своих интересов и потребностей устанавливает приоритетные (главные) направления научных исследований, пути их осуществления и способы финансирования.
Чтобы заинтересовать научные коллективы и отдельных ученых в работе по этим программам, создается целый ряд государственных стимулов: например, льготное налогообложение, льготное кредитование, выдача безвозвратных субсидий, помощь в обеспечении оборудованием и материалами для проведения экспериментов.

Наибольшие государственные средства на развитие науки и техники затрачиваются в США. Благодаря государственной поддержке американские специалисты отличаются исключительно высоким уровнем технического и информационного обеспечения. Значительную часть средств государство направляет на стимулирование проведения научных исследований в рамках общенациональных программ. Главным инструментом в таком стимулировании выступают льготы по налогообложению.

Значительными объемами государственного финансирования науки выделяется Япония, Пока она намного уступает США. В Японии развернута широкомасштабная работа по стимулированию научных исследований в рамках общенациональных программ. Наряду с льготным налогообложением действуют такие стимулы, как предоставление льготных кредитов, государственных субсидий, начисление сниженных нормативов амортизации для оборудования научно-исследовательских институтов и лабораторий. Налоговые льготы имеют все японские фирмы, которые проводят исследования, представляющие интерес для государства. В настоящее время к таким исследованиям относятся разработка новейших технологий, в особенности биотехнологий, создание новых материалов и робототехники.

Как правило, основная часть государственных ресурсов, выделяемых на общенациональные программы, осваивается частными предприятиями. Меньшая часть предоставляется государственным научным организациям. В последние годы отмечается значительная активность частных предприятий в выполнении таких работ.

В некоторых странах общенациональные программы выполняются на основе контрактного метода. Это предполагает проведение конкурсного отбора исполнителей работы. Научно-исследовательский коллектив, который побеждает в конкурсе, получает от государства финансовое, материальное и техническое обеспечение. После выполнения работ контракт прерывается.

В последние годы много говорят и пишут о проектах «большой науки». К ним относятся крупные дорогостоящие исследовательские проекты, которые осуществляются на уникальном, специально созданном оборудовании (например, ускорителях электронных частиц, космических станциях, установках глубокого бурения на суше и в океане). Примером такого проекта служит создание лекарственных препаратов против СПИДа. Как правило, ни одна страна не может себе позволить самостоятельную реализацию таких проектов. Поэтому единственный способ их выполнения — международное сотрудничество. Так, для создания в Швейцарии сверхмощного ускорителя элементарных частиц были объединены усилия ученых 18 стран.
Кроме временных научных коллективов государство содержит постоянные государственные научно-исследовательские институты, лаборатории и центры. Обычно в них проводятся фундаментальные научные исследования, которые отличаются долгосрочностью и получением отдаленных результатов. Такие исследования не приносят быстрой прибыли и не всегда под силу частным предприятиям, особенно небольшим. Это исследования государственного масштаба. Доля фундаментальных исследований в общей сумме государственных расходов на научно-техническое развитие составляет в большинстве развитых стран примерно 15-20%.

Отмечается особая активность небольших научно-исследовательских фирм, которые занимаются рисковым предпринимательством. Они ведут поиск принципиально новых научных решений, которыми не рискуют заниматься крупные фирмы.

Небольшие специализированные фирмы активны в таких сферах, как производство интегральных схем, средств математического обеспечения, волоконной оптики, освоения достижений генной инженерии. Эти фирмы нередко служат питательной средой, в которой зарождаются авангардные производства и передовые технологии. В наибольшей мере такие фирмы распространены в США. Только за последние два десятилетия их число выросло здесь более чем в 100 раз.

В некоторых странах под руководством государства создаются исследовательские центры. Их назначение — ускорить развитие наиболее важных в данный момент областей науки и техники. Обычно в этих центрах объединяются производственные предприятия, научно-исследовательские лаборатории и университеты. Когда головной организацией выступает университет, то они получают название технологических парков (технопарков).

Технологический парк (технопарк) — научно-исследовательский центр, возглавляемый университетом и созданный для проведения теоретических исследований и практического освоения полученных результатов.

В России примером технопарка является научно-исследовательский центр, возглавляемый Белорусским государственным университетом (БГУ). В этом технопарке разрабатываются и осваиваются самые передовые технологии, которые затем распространяются по всей России. Технопарк состоит из шести предприятий, функционирующих в стенах университета. Их особенность — использование научного потенциала главного вуза страны. Работники предприятий — научные сотрудники и преподаватели, а также аспиранты и студенты. Оборудование — научная аппаратура и приборы, принадлежащие университету. Направления деятельности — научные разработки и исследования университетских ученых. Например, в деятельности предприятия «Унитехпром» используются разработки университетских химиков. Продукция этого предприятия позволяет обеспечивать потребности страны в медицинских диагностиках. Предприятие «Унид-рагмет» с помощью ученых университета разработало и освоило более 30 уникальных технологий извлечения драгоценных металлов и свыше 20 методик анализа их содержания в различных видах лома и отходов. Ежегодно в БГУ заключается множество научно-производственных контрактов с фирмами разных стран (например, Китая, Индии, Южной Кореи, Ирана, Сирии).

В результате научно-производственной деятельности Белорусского университета государство получает порядка 3-4 млн. долларов в год.
Важной частью государственного стимулирования научно-технического прогресса является развитие образования. Образовательный уровень населения — важнейший фактор развития экономики. Но подсчетам экономистов, увеличение продолжительности обучения на 1 год ведет к росту ВВП примерно на 3%. Сегодня экономическое превосходство в мире невозможно достичь без превосходства п образовании.

Валовой внутренний продукт (ВВП) — стоимость продукции и услуг за вычетом затрат на их производство (т.е. за вычетом промежуточного потребления), созданных в стране в течение определенного промежутка времени (например, года).

Практически во всех странах образованием управляет государство. Оно организует работу этой важнейшей отрасли экономики, контролирует и финансирует ее.

Современный этап научно-технического прогресса требует ускорения подготовки работников высшей квалификации. Наиболее быстрыми темпами высшее образование развивается в США, Канаде, Франции, Германии, а также Австралии, Бельгии и Новой Зеландии.
Удельный вес работников высшей квалификации особенно велик в США. Эта страна занимает ведущие позиции по доле ученых и инженеров в общей структуре работающих. Здесь на 1000 занятых приходится 298 специалистов высшей квалификации, в Германии — 210, Франции — 165.
Россия также относится к числу стран с относительно высоким образовательным уровнем работающих. Почти каждый пятый имеет высшее образование. Доля таких специалистов постоянно растет.

Читайте также: