Охарактеризуйте сущность и функции акциза

Опубликовано: 14.05.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 05:46, курсовая работа

Краткое описание

Акцизы — старейшая форма косвенного налогообложения, первое упоминание о них относится к эпохе Древнего Рима. Уже тогда существовали акцизы на соль и некоторые другие предметы массового потребления. С развитием товарно-денежных отношений акцизная форма налогообложения становится доминирующей, хотя в дальнейшем, по мере развития прямого подоходно-имущественного обложения, акцизы несколько сдали свои позиции.

Содержание работы

Введение 3
1. Глава. Теоретические основы акцизого исчисления 6
1.1 Экономическая сущность 6
1.2 Функции и роль акцизов 12
2. Глава. Методика исчисление акцизов 16
2.1 . Плательщики и объект налогообложения 16
2.2 Определение налоговой базы и порядок исчисления акциза 20
2.3 Проблемы исчисления акцизов 28
2.4 Перспективы развития действующего механизма исчисления и уплаты акцизов 32
Заключение 36
Список используемой литературы 38

Содержимое работы - 1 файл

кур_акц с оформл2.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИНАСОВ И КРЕДИТА

Специальность «Прикладная информатика в экономике»

по дисциплине: «Налоги с юридических лиц»

«Экономическая сущность и функции акцизов»

Выполнила: студентка С1517му гр.

Дата сдачи работы на кафедру……

«___» _________________ 2011 г.

1. Глава. Теоретические основы акцизого исчисления 6

1.1 Экономическая сущность 6

1.2 Функции и роль акцизов 12

2. Глава. Методика исчисление акцизов 16

2.1 . Плательщики и объект налогообложения 16

2.2 Определение налоговой базы и порядок исчисления акциза 20

2.3 Проблемы исчисления акцизов 28

2.4 Перспективы развития действующего механизма исчисления и уплаты акцизов 32

Список используемой литературы 38

Введение

Становление современной российской налоговой системы, создание нормативно-правовой основы ее функционирования, а также процесс активного законотворчества в сфере налогообложения, развивающийся в Российской Федерации в течение последних нескольких лет, вызывают необходимость комплексного научного анализа причин, сущности и последствий отдельных аспектов происходящих явлений.

Система косвенных налогов, являясь составной частью налоговой системы, обеспечивает поступление значительной части финансовых ресурсов государства.

Акцизы — старейшая форма косвенного налогообложения, первое упоминание о них относится к эпохе Древнего Рима. Уже тогда существовали акцизы на соль и некоторые другие предметы массового потребления. С развитием товарно-денежных отношений акцизная форма налогообложения становится доминирующей, хотя в дальнейшем, по мере развития прямого подоходно-имущественного обложения, акцизы несколько сдали свои позиции. Однако и по сей день акцизы используются в налоговых системах практически всех стран и играют заметную роль в формировании

Акцизами в России всегда облагались некоторые дефицитные товары либо отдельные виды таких товаров, без которых граждане обойтись не могли и потому были вынуждены их покупать, несмотря на взимание акцизов. В разное время это были совершенно разные товары.

Например, до революции в России существовали табачный, спичечный, нефтяной и сахарные акцизы. И поскольку это были товары массового личного или промышленного потребления, за счет такого обложения бюджет Российской империи получал 61% всех доходов. В 20-е годы, на заре советской власти, акцизами облагались соль, сахар, керосин и спички – в нищей стране брать налоги было больше не с чего.

В СССР акциз использовался в период новой экономической политики, что обусловливалось острой нуждой государства в денежных средствах. Плательщиками акциза были преимущественно государственные предприятия. Система акциза была отменена налоговой реформой 1930-1931 гг. В СССР слово «акциз» употреблялось только для характеристики соответствующих налогов капиталистического государства, хотя в 80-е годы налог с оборота по алкогольной продукции составлял более 10% всех бюджетных доходов. После распада СССР в России вновь введена система акциза.

Товары, с которых взимаются акцизы, обычно обладают общей характерной чертой: спрос на эти товары малоэластичен по отношению к уровню дохода. Акцизы были одним из первых налогов, вводимых в периоды экономической трансформации, поскольку этот налог относительно легко вводить и следить за его уплатой. Эти административные преимущества проистекают из способности налоговых органов осуществлять контроль над физическим объемом определенных товаров вместо того, чтобы полагаться на бухгалтерские книги для взимания налога.

Исторически, акциз считался налогом на производство, а не на потребление, и налагался на производителя, как правило, по месту производства. Этот налог существовал, или существует, на базе фиксированной суммы в расчете на единицу продукции, что дополняет административные преимущества налога. Кроме того, налог может давать значительные доходы, в особенности в расчете на единицу административных издержек, если перечень подакцизных товаров тщательно продуман и включает лишь ограниченный круг товаров.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что акцизы являются важным источником налоговых поступлений в переходной экономике. Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее высока на самом первом этапе переходного периода, благодаря относительной легкости их сбора и четкому определению налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению к личным доходам, и поэтому бюджетные поступления от них стабильны. Следует также отметить, что относительная неэластичность акцизов по отношению к доходам вызовет падение относительной важности акцизных доходов с началом экономического роста.

Целью работы является исследование теоретических и практических аспектов акцизного налогообложения. В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать сущность акцизов как одного из элементов налоговой системы;.

2. Рассмотреть функции акцизов

3. Проанализировать структуру налоговой базы акцизов, правила их

исчисления и изменения налоговых ставок;

4. Рассчитать на конкретном примере акциз;

1. Глава. Теоретические основы акцизого исчисления

1.1 Экономическая сущность

В настоящее время акцизы используются в налоговых системах практически всех стран рыночной экономики, что связано с их значительным влиянием на формирование финансовых ресурсов государства. Являясь федеральным налогом, акцизы выступают одним из основных источников формирования доходов бюджетов всех уровней, подчеркивая тем самым свою высокую фискальную значимость. В настоящее время в доходах федерального бюджета РФ они занимают третье место после НДС и таможенных пошлин.

Следует отметить, что взимаемый в доход бюджета акциз не является ни показателем качества подакцизной продукции, ни показателем эффективности производства подакцизной продукции.

Сумма акциза включается производителем подакцизной продукции в ее цену и фактически перекладывается на потребителя. С целью ослабить его негативное влияние на малообеспеченные слои населения в число подакцизных товаров традиционно включают предметы роскоши и товары, пользующиеся повышенным спросом, производство которых не столь дорогостояще ( спиртные и табачные изделия, бензин и т.п.). Таким образом, введение акциза препятствует образованию сверхвысокой прибыли у производителей подакцизной продукции. С этой же целью акцизами облагаются компании, добывающие минеральное сырье.

Акцизы были одним из первых налогов, вводимых в периоды экономической трансформации, поскольку этот налог относительно легко вводить и следить за его уплатой. Эти административные преимущества проистекают из способности налоговых органов осуществлять контроль над физическим объемом определенных товаров вместо того, чтобы полагаться на бухгалтерские книги для взимания налога.

Для достижения этой цели акцизы должны быть, во-первых, просты как в организации, так и в применении, что достигается за счет поддержания минимального перечня подакцизных товаров. В настоящее время большинство стран ограничило список подакцизных товаров табаком, алкоголем и определенным ассортиментом нефтепродуктов. Доходы от этих товарных групп высоки, круг их производителей относительно узок и большинство товарных категорий четко определены. Во-вторых, ставки налога не должны быть слишком высоки. Если же местные акцизы значительно выше соответствующих налоговых ставок в соседних странах, проблемой может стать контрабанда. Кроме того, если ставки акцизов слишком высоки, может возрасти нелегальное производство, в особенности кустарное производство алкогольных товаров. Подобное производство может стать опасным для общественного здоровья, обеспокоенность которым и было одной из причин введения налога. В-третьих, налог должен взиматься как можно раньше в цепочке начисления добавленной стоимости, т.е. он должен взиматься либо в момент пересечения таможенной границы страны, либо в момент производства (или отгрузки).

Отличительной чертой современных акцизов являются два следующих фактора. Во-первых, налог начисляется либо на стоимость, либо на единицу продукции с поправкой на инфляцию. Налог в процентах от стоимости сложно применять на стадии производства из-за трудности расчета заводской цены на момент отгрузки. Эта проблема может быть решена с использованием справочных рыночных цен, когда налог на стоимость рассчитывается на основе этой цены, после чего по этому результату рассчитывается стоимость единицы продукции и взимается налог на стадии производства. Другим приемлемым вариантом может быть взимание налога с единицы продукции с поправкой на инфляцию в случаях, когда относительные цены изменяются незначительно, а инфляция высока. Во-вторых, методы налогообложения добавленной стоимости используются для кредитования акцизов, уплаченных за ресурсы, использованные для производства подакцизной конечной продукции, например, крепленых вин. Иными словами, следует избегать каскадной схемы акцизов и использовать методы аналогичные НДС, обеспечивая тем самым взимание акциза как налога только на конечную продукцию.

Основными отличиями акцизов от прочих налогов и обязательных платежей на потребление являются, во-первых, их специфическая сфера применения — потребление конкретного товара (услуги) или группы товаров (услуг) и, во-вторых, — безъэквивалентность. Если первое отличает акцизы от таких налогов на потребление с широкой базой обложения, как НДС или налог с продаж, то второе — от всевозможных платежей и сборов за пользование общественными товарами или услугами (гербовые сборы, сборы за пересечение границы и т.д.)

При взимании акцизов используются адвалорная, специфическая и смешанная ставки акцизов.

Адвалорной ставкой налога называют такую ставку, при которой сумма налога исчисляется в процентах от стоимости товара, а специфической ставкой — фиксированная сумма налога на единицу товара. Выбор между специфическим и адвалорным налогообложением может зависеть от того, производятся ли подакцизные товары на территории конкретной страны или нет.

В большинстве стран применяются оба вида ставок и, таким образом, соблюдается баланс между плюсами и минусами обоих методов акцизного налогообложения. Кроме того, следует иметь в виду, что в любом случае подакцизные товары облагаются НДС, который сам по себе является адвалорным налогом.

В сущности, выбор между специфической и адвалорной ставками налогообложения является выбором между налогообложением подакцизного товара на основе потребляемого количества и на основе его стоимости. В соответствии с этим принципом, специфические ставки применяются в мире в основном к товарам, имеющим негативные социальные эффекты (алкогольная и табачная продукция), а адвалорные — к предметам люкса, в этом случае налогообложение в основном служит перераспределительным целям.

Вопрос об определении налогооблагаемой базы акцизов особенно актуален в случае применения адвалорной ставки. В этом случае вхождение прочих налогов в облагаемую базу акцизов может существенно изменить обязательства по акцизам.

В случае с товарами, к которым применяется специфическая ставка акциза, вопрос об определении налогооблагаемой базы сталкивается с проблемой определения единицы подакцизного товара, к которому применяется акциз. Например, в случае с сигаретами налогооблагаемой единицей может служить либо пачка, либо определенное количество сигарет, либо вес сигарет.

Как правило, в состав налогооблагаемой базы подакцизных товаров, к которым применяется адвалорная ставка акциза, входят лишь таможенные пошлины и таможенные сборы.

Уплата акцизов может осуществляться несколькими способами: с применением акцизных марок; с применением так называемых налоговых бондов — ценных бумаг, эмитированных частными банками и страховыми компаниями, гарантирующих уплату налога по товарам, находящимся на территории склада или производственной территории, в случае, если фактический плательщик не выполнит своих налоговых обязательств; уплата наличным платежом.

К преимуществам применения акцизных марок относится относительная простота в администрировании и контроле за уплатой. Фактически контроль за уплатой сводится к физическому контролю за наличием марок на подакцизных товарах и за их количеством. Одним из главных недостатков акцизных марок является возможность их подделки, а также невозможность их использования в случаях неделимости подакцизного товара (например, бензин), а также при обложении услуг. С целью контроля за уплатой акциза или же применения по назначению льготируемых подакцизных товаров (в основном, горючего) иногда применяется их окраска. Акцизные марки используются в основном при уплате акцизов на алкогольные товары (в случае их розничной реализации в емкостях малых объемов), на табачные изделия (в случае их продажи в пачках или коробках) или же на парфюмерные изделия.

Применение налоговых бондов. В случае, если обязательство по налогу возникает в момент производства, а между стадией производства подакцизной продукции и ее реализацией существует значительный разрыв во времени, может применяться гарантирование уплаты налога с применением налоговых бондов. Приобретение данных ценных бумаг позволяет осуществлять хранение, а также переработку подакцизных товаров на специальных территориях без немедленной уплаты акциза. Подобная отсрочка предоставляется в связи с тем, что эмитенты бондов (коммерческие банки или страховые компании) гарантируют уплату налога в случае неисполнения своих обязательств фактическим налогоплательщиком — держателем бонда.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие, сущность акциза

Для России налогообложение акцизом всегда играло важную роль в ее экономическом развитии. Конечно, главным образом это относится к акцизам на традиционные алкоголь и табак. Издавна акциз считался важным источником пополнения доходной части казны. В годы первой мировой войны в результате введения запрета на торговлю алкогольной продукцией резко снизились поступления в бюджет, и было принято решение значительно повысить акциз на другие товары первой необходимости – спички и керосин. Во времена всем известного НЭПа также собиралось большое количество видов акцизов – налогообложению подлежали чай, сахар, спички, нефтяная продукция и т.д.

Акциз - один из видов косвенных налогов на реализуемые товары и услуги, включаемый непосредственно в их стоимость.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Функции акцизов 410 руб.
  • Реферат Функции акцизов 240 руб.
  • Контрольная работа Функции акцизов 190 руб.

Акциз взимается в процессе реализации в розничной сети произведенной продукции.

Основное отличие акцизного налогообложения от НДС состоит в том, что акциз ограничивается определенного рода товарами или их группой. Еще одним важным моментом является то, что акциз безэквивалентен, что и отличает его от прочих налоговых сборов и обязательных платежей, таких как, например, гербовый сбор или сбор за пересечение границы.

Принято условно выделять три группы акцизов:

  1. К первой из них относятся всем известные и поэтому так называемые традиционные акцизы – на табачную и алкогольную продукцию. Применяя налогообложение акцизом к этой группе товаров, государство своего рода ограничивает потребление вредных для здоровья человека продуктов.
  2. Вторая группа акцизов – акцизы на горюче-смазочные материалы. Акцизы данной группы выполняют роль не только фискальную, присущую всем налогам, но и выступают в качестве средства платежа за использование автодорог и как метод корректировки отрицательных экстерналий.
  3. К третьей группе акцизов относят налогообложение предметов роскоши и люксовых товаров. Здесь напрямую не прослеживается фискальная функция налогообложения, но более четко прослеживается действие перераспределительной роли акциза. Ведь потребители групп товаров, относимых к классу люкс являются наиболее состоятельные люди.

Роль акцизного налогообложения в экономике

Государство обладает мощными рычагами воздействия на экономику через регулирование стоимости конкретных товаров и услуг, что в конечном счете влияет и на уровень их потребления. В связи с этим государство вправе увеличивать или наоборот снижать ставки налога на подакцизные товары. Зачастую процедура налогообложения акцизом становится камнем преткновения между крупными производителями товаров и поставщиками, представительствами разных государств, в частности касательно вопросов выполнения различных международных торговых соглашений.

Важно отметить, что через применение акцизов происходит поощрение производств, требующих больших капиталовложений, стимулирование местного производственного сектора, регулирование торгового баланса страны через введение дополнительных акцизов на ввозимые на территорию страны товары в дополнение к уже установленным таможенным сборам и пошлинам.

В общем и целом, экономический функционал акцизного налогообложения сводится к вполне конкретным его выражениям:

  • Фискальная функция акциза – здесь акциз играет роль постоянного финансового источника для выполнения государством его социально-экономических, политических и прочих функций
  • Регулирующая функция акциза – через механизм взимания акциза происходит регулирование уровня потребления конкретных видов и групп товаров. При этом важно, что акциз взимается с тех товаров, которые не относятся к товарам первой необходимости, поэтому изменение уровня их потребления не несет никакого ущерба конечному потребителю
  • Стимулирующая функция акциза – здесь акциз выступает в качестве дополнительного источника поступлений доходов в бюджет, что дает возможность финансировать дополнительно конкретные сектора экономики, которые в конкретный временной период в этом нуждаются
  • Перераспределительная функция акциза – с помощью акциза государство имеет возможность осуществлять финансовую поддержку наименее обеспеченных слоев населения и малоимущих граждан. Иначе говоря, акциз – один из способов поддержания социальной справедливости.

Акцизы – федеральный налог, входящий в налоговую систему РФ. Это косвенный налоговый платеж, включаемый в цену товаров определенного перечня. Акцизами облагается вся стоимость продукта, и они уплачиваются в бюджет один раз.

Порядок исчисления и уплаты акцизов определен Налоговым кодексом и Методическими рекомендациями по применению гл. 22 «Акцизы» части второй Налогового кодекса РФ.

Отличительной особенностью акцизов, от других налогов, является то, что ими облагается вся стоимость реализованных подакцизных товаров (либо весь объем реализованной или полученной продукции в натуральном выражении). Перечень подакцизных товаров устанавливается государством.

В России акцизы всегда играли важную фискальную роль. Прежде всего, это относится к акцизам на алкогольную продукцию: хмельные напитки – квас, пиво и питной мед с давних времен считались на Руси неплохим источником пополнения казны. Помимо акцизов на алкогольную продукцию в России издавна широко использовались акцизы на предметы массового потребления (введение акциза на соль, закончилось его отменой в результате народных "соляных" бунтов).

Часть вторая Налогового кодекса РФ (НК РФ) (разд. 8 «Федеральные налоги»
гл. 22 «Акцизы»).

Налогоплательщиками акциза признаются:

– лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с ТК.

Организации и иные лица признаются налогоплательщиками, если они совершают предусмотренные НК РФ операции с подакцизными товарами.

Подакцизными товарами считаются:

– спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

– спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 %;

– автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с);

– моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

– реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров;

– продажа лицами переданных им уполномоченными на то государственными органами конфискованных или бесхозяйных подакцизных товаров, а также подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;

– передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам;

– передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров (за исключением указанных в НК случаев передачи произведенного прямогонного бензина и денатурированного этилового спирта);

– передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;

– передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);

– передача на территории РФ организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества);

– передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;

– передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;

– ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;

– получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции;

– получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.

Налоговые ставки. Налогообложение подакцизных товаров предусматривает применение в отношении каждого вида объекта налогообложения твердой, адвалорной или комбинированной налоговой ставки.

Твердая (специфическая) налоговая ставка рассчитывается в абсолютной сумме на единицу измерения.

Адвалорная налоговая ставка вычисляется в процентах на единицу измерения.

Комбинированная налоговая ставка предполагает определенное сочетание элементов специфической и адвалорной налоговой ставки.

Налоговая база устанавливается отдельно по каждому виду подакцизного товара. Налоговая база при реализации (передаче) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров определяется в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок.

Не включаются в налоговую базу полученные налогоплательщиком средства, не связанные с реализацией подакцизных товаров.

Налоговая база по операциям реализации подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары в виде:

– авансовых или иных платежей;

– оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров;

– пополнения фондов специального назначения;

– в счет увеличения доходов;

– процента (дисконта) по векселям.

В отношении подакцизных товаров, для которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Налоговым периодом признается календарный месяц.

Акциз есть косвенный налог, который включается в цену продукции, товаров и в итоге уплачивается конечным потребителем их. В НК РФ акцизам посвящена глава 22, в которой подробно рассматриваются вопросы налогообложения подакцизных товаров и особенности применения акциза. В нашем материале изложена наиболее важная информация, касающаяся этого косвенного налога: каков экономический смысл акциза, как он влияет на цену товара, каковы недостатки и преимущества акцизного механизма.

Акцизы в налоговой системе РФ

Акциз взимается с организаций и предпринимателей, работающих с определенными НК РФ видами товаров, в том числе и при перемещении через границу (таможню) со странами — членами Евразийского экономического союза.

Классификационные признаки акциза:

  • федеральный налог (по принадлежности к властному и управленческому уровню);
  • платеж юрлиц и ИП (по принадлежности к субъектам, уплачивающим его);
  • нецелевой платеж (средства, полученные от взимания акциза, не направлены на финансирование строго определенных проектов или мероприятий);
  • косвенный налог (по методу изъятия);
  • неокладный налог, исчисляемый и уплачиваемый самим плательщиком (по способу обложения);
  • регулирующий налог, зачисляемый в федеральную казну и в бюджеты регионов (по полноте прав использования).

Целью применения акциза, помимо общей, присущей всем налогам, – наполнения бюджета, является регулирование с помощью этой надбавки к цене спроса на наиболее востребованные потребителем товары.

Подакцизные и неподакцизные товары

Облагаемыми акцизом товарами законодатель признает:

  • спирты и содержащую их продукцию;
  • напитки, содержащие алкоголь;
  • табак, изделия из него, в том числе и употребляемый нагреванием, жидкий никотин, электронные сигареты;
  • легковые авто и мотоциклы;
  • бензин, ДТ, моторные масла, керосин авиационный, средние дистилляты (например, топливо печное и судовое), сырье нефти;
  • газ природный (в контексте международных договоров РФ);
  • параксилол, бензол, ортоксилол.

Из общего правила есть исключения. Так, не облагаются акцизами содержащие спирт: лекарства, ветпрепараты (если они разлиты в малые емкости, не более 100 мл), парфюмерия и косметика (до 90% включительно спиртосодержания, разлита в емкости по 100 мл, имеется механизм для разбрызгивания, если процент спирта до 80, пульверизатор не нужен; либо если процент спирта составляет до 90, а объем розлива до 3 мл); отходы спиртопроизводства, сусло, виноматериалы.

Алкогольные напитки, более чем на 0,5% содержащие спирт, облагаются так же, за некоторым исключением. Существует правительственный Перечень пищевой продукции, куда в том числе входят и товары со спиртосодержанием более 0,5%, и они не облагаются акцизом (документ утв. Постановлением Прав-ва №1344 от 9/11/17 г.). К ним, например, относят напитки брожения, квасы, пряные напитки до 1,2% крепости включительно, кисломолочные продукты (ст. 181 НК РФ, Перечень, утв. пост. №1344).

Облагаемые и необлагаемые операции

Операциям, облагаемым акцизами, посвящена ст. 182 НК РФ. Объекты обложения налогом изложены в ней с учетом присущих им нюансов.

Основу составляют такие операции, как:

  • продажа подакцизой номенклатуры на территории России;
  • реализация конфиската, бесхозных товаров либо тех, на которые поступил отказ в пользу государства;
  • передача подакцизных товаров из давальческого сырья;
  • ввоз товаров подакцизного характера;
  • получение (оприходование) этилового спирта-денатурата;
  • получение бензина прямогонного.

На заметку! Под оприходованием, согласно НК РФ, понимается момент принятия подакцизного товара на бухгалтерский учет.

Не относят к операциям, облагаемым акцизом, согласно НК РФ, следующие:

  • передача облагаемого акцизом товара внутри организации, по подразделениям;
  • продажа подакцизной номенклатуры на экспорт;
  • первичная реализация конфиската, бесхозных товаров, относящихся к подакцизным, которые должны быть переданы государству, переработаны, уничтожены;
  • аналогично — ввоз таких же товаров, от которых произошел отказ, на территорию РФ, либо размещенных в особой портовой экономической зоне и т.п.

Подробности освобождения от налога содержит ст. 183 Кодекса.

На заметку! Освобождение от акциза может быть применено только в случае обособленного учета «льготных» операций.

Акциз в цене товара

При совершении операций с подакцизными товарами определяется, согласно установленным ставкам, сумма акциза. Она включается в цену товарной номенклатуры. Каждый хозяйствующий субъект, совершающий такие операции, рассчитывает сумму налога, которая подлежит перечислению в бюджет. Затем при реализации бизнес-партнеру эта обязанность переходит к нему. Процесс происходит до тех пор, пока не определится конечный покупатель, потребитель товара. Фактически на нем и лежит бремя обложения акцизом. Таков механизм регулирования потребления подакцизных товаров.

Ставки по акцизам устанавливаются трех видов:

  • твердая, или фиксированная, на единицу продукции, товара;
  • адвалорная, или в процентах от стоимости;
  • комбинированная, или сочетающая в себе признаки первого и второго вида.

Конкретные значения ставок на тот или иной облагаемый налогом товар указаны в ст. 193 НК РФ. Так, в текущем году применяются ставки:

  • на бензин класса 5 — 12 314 руб./т., а не соответствующий этому классу — 13 100 руб./т;
  • авто с мощностью двигателя от 90 до 150 л.с. — 47 руб./1 л.с.;
  • сигареты и папиросы — 1890 руб./тыс. шт. +14,5% от максимальной цены в розницу, но не менее 2 568 руб./тыс. шт.;
  • газ природный — ставка 30% (если иных положений нет в международных договорах).

Формулы расчета акциза:

  • А= Нб * СтА — для твердых или процентных ставок.
  • А= Нб * СтА + Д% * Цмакс – для комбинированных ставок.

Здесь А – расчетная сумма акциза, Нб – налоговая база (в натуре или в рублях), СтА – ставка в процентах или в рублях за единицу товара, продукции, Д% – процентная доля, Цмакс – максимальная цена товара в розницу.

Важно! При определении налоговой базы следует руководствоваться нормами ст. 187 НК РФ. По каждому товару она определяется обособленно.

Преимущества и недостатки акцизной системы

Применение акцизов в налоговой системе, как уже отмечалось выше, носит характер регулирующий, в отношении тех товаров, которые государство считает роскошью, или вредящих здоровью граждан. По сути акциз – это завуалированный «штраф» за приобретение таких товаров. По мысли законодателей, акцизы позволяют:

  • стабильно наполнять бюджет;
  • стимулировать потребление и производство в определенном «правильном» русле.

Однако на практике у этого явления две стороны, и экономисты, социологи не прекращают полемику по вопросу применения акцизов и их постоянного повышения.

Например, повышение цен за счет акцизов на табак и алкоголь приводит к тому, что население, употребляющее указанные товары, переходит на более дешевые, зачастую контрафактные аналоги, качество которых отследить невозможно.

Положительный эффект, свидетельствующий об уменьшении потребления вышеуказанных товаров, возможен, как показывает мировой опыт, лишь в долгосрочной перспективе (более четверти века) и в ограниченном количестве мировых держав (в настоящее время это произошло в Италии и Швейцарии). Тем не менее у «акцизного» метода борьбы за здоровье нации много сторонников среди законодателей – ставки продолжают увеличиваться год от года.

Похожая ситуация и с акцизами на автомобили, бензин. Часть специалистов считает применение к этим товарам указанного налога правомерным, отмечая, что автомобиль все еще остается роскошью для населения, особенно в сельской местности. В то же время, по их мнению, увеличение акцизов в этой сфере приведет рынок авто:

  • к снижению количества автомобилей в крупных городах;
  • к переходу на производство электромобилей.

Заключение

С помощью косвенных налогов — акцизов — государство не только пополняет свой бюджет, но и регулирует спрос на определенные товары: табак, алкоголь, автомобили и др. Операции с этими товарами облагаются акцизом. Законодатель предусматривает и ряд исключений. Налоговая база по каждому подакцизному товару рассчитывается отдельно. Ставки по акцизам применяются твердые, в процентах и комбинированного характера. Значения ставок регулярно изменяются, как правило, в сторону повышения.

В гл. 22 НК РФ подробно рассматриваются вопросы налогообложения акцизами операций с подакцизными товарами.

Положительным моментом применения акцизных рычагов регулирования спроса является стабильный приток средств в бюджет. Повышение за счет акцизов цены вредных для здоровья товаров может уменьшить потребление и снизить негативные последствия их использования (автомобили, табак, алкоголь). Эту точку зрения разделяют не все специалисты, указывая, что потребитель в таком случае стремится перейти на более дешевые аналоги того же товара и эффект может оказаться обратным.

Постоянное повышение налогового бремени отрицательно сказывается и на экономике в целом.

Акцизы – разновидность косвенного налога на отдельные виды товаров. Акцизами облагаются, как правило, высокорентабельные товары для изъятия в доход государственного бюджета полученной производителями
сверхприбыли. Они включаются в структуру цены подакцизной продукции и во многом определяют ее уровень, играют важную роль в области фискальной политики государства, а равно как инструмент регулирования оборота товаров повышенного спроса.

В то же время акцизы - весьма специфичный вид налога с особыми требованиями к разработке системы обложения ими. Моменты, которые необходимо обязательно учитывать, когда речь идет о возможном изменении акцизов в будущем.

1. Фискальная функция акцизов, как и в целом косвенных налогов, играет основную роль в слаборазвитых странах третьего мира и бывших советских республиках по понятным причинам - их проще собирать, и они значительно меньше зависят от итогов экономического развития, в отличие от прямых налогов на прибыль, доходы, имущество.

В Российской Федерации, по мере динамичного экономического роста и стабилизации положения дел в бюджетной системе, доля акцизов в структуре доходов федерального бюджета снизилась с 13,7% в 2001 году до 2,7%.

2. Акцизы играют особую роль в регулировании оборота товаров повышенного спроса, производство и реализация которых отличаются высокой рентабельностью, а спрос характеризуется малой эластичностью. В современной России подакцизные товары - это алкогольные и табачные изделия, нефтепродукты, а также автомобили и мотоциклы (хотя по последней категории поступления акцизов очень невелики). Очевидно что акцизы должны изымать часть сверхприбыли, в то же время их завышение приводит к росту теневого оборота подакцизных товаров, появлению алкогольных, бензиновых и прочих суррогатов, а также росту цен на легальном рынке. Здесь каждый раз необходимо находить определенный компромисс.

3. Считается, что в определенной степени манипуляция акцизами на табачные изделия и алкоголь, влекущее повышение их цен, способствует снижению их потребления, особенно подростками. Хотя в этом случае все достаточно относительно и если поднимаются цены на водку, население, что называется, начинает не меньше пить, а меньше есть (либо прибегает к суррогатам). С другой стороны, в возрасте 12-16 лет денежные средства на покупку спиртного и сигарет у населения ограничены, и если подростки не выработают вредные привычки хотя бы до 18-20 лет, больше шансов, что они не будут прибегать к ним в будущем.

При разработке любых мероприятий по преобразованию акцизного обложения необходимо учитывать все перечисленные объективные противоречия, находя каждый раз наилучшее разрешение между ними. Ведь за кажущимся простым и быстрым увеличением сборов от их повышения можно упустить вероятность больших потерь в перспективе.

Повышать акцизы надо так, чтобы, с одной стороны, не убить потребительский спрос, а с другой, чтобы не спровоцировать теневой оборот подакцизных товаров. Как уже случалось в истории современной России на рынке бензина и алкогольной продукции.

Действующий порядок исчисления и уплаты акцизов предусмотрен главой 22 Второй (особенной) части Налогового Кодекса РФ (НК), введенная в действие с 1 января 2001 года. Подакцизным товарами стали спирт и спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, табачная продукция, нефтепродукты, автомобили.

С этого времени в сфере исчисления и уплаты акцизов произошли довольно существенные изменения. В отношении обложения операций с нефтепродуктами принципиальные преобразования были осуществлены с начала 2003 года, а с. 2007 г.- табачной продукции.

Основные цели реформирования акцизного обложения – обеспечение собираемости акцизов, сокращение теневого оборота подакцизных товаров, а по части алкоголя и табака - стимулирование цивилизованного их потребления.

Подобная категория налогов далеко не во всех странах называется акцизами. Достаточно часто встречаются и другие названия акцизов: (с. 123 Лыкова)

• в США - так называемые федеральные пошлины (duties), которые установлены на пиво, спиртные напитки, сигареты, бензин и некоторые другие товары, а также специальный (акцизный) налог с продаж в некоторых штатах;

• в Китае - налог на потребление, которым облагаются табачные изделия, алкогольная продукция, пиво, косметические товары, некоторые виды транспортных средств и топлива;

• в Германии - налог на табак и на спиртоводочные изделия;

• в Канаде - акцизные налоги и акцизные сборы.

В более узком и традиционном для России смысле под термином «акцизы» обычно понимается лишь определенный, более узкий круг косвенных налогов, связанных с товарами, повышение цен на которые не может существенно ограничить их потребление (табак, алкоголь, некоторые предметы роскоши и ряд других). Этой категории товаров (в том числе и первой необходимости), как правило, присуща относительно пониженная эластичность спроса по цене.

Российское законодательство на протяжении длительного времени включало в состав подакцизных товаров кроме традиционных еще и некоторые виды минеральных ресурсов – нефть, включая газовый конденсат, и природный газ. Но акцизы на нефть были отменены с 1 января 2002г., а акцизы на природный газ – с 2004г. В настоящее время Россия в целом соответствует мировой налоговой практике.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также: