Бюджетно налоговая политика учебник

Опубликовано: 26.04.2024


CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Емелин Н.В., Прыткова Н.И.

Статья посвящена налоговой деятельности как незаменимой части экономической политики любого государства . Так, основным выражением бюджетно-налоговой политики считается определение количества налоговых плательщиков и объектов налогового обложения, видов налогов , величины налоговой ставки по тому или иному налогу , налоговых льгот и прочего. В масштабах налоговой деятельности страны определяются вопросы, связанные с равномерностью и пропорциональностью распределения нагрузки налогового обложения, платежного положения конкретных групп налогоплательщиков.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Емелин Н.В., Прыткова Н.И.

BUDGETARY AND TAX (FISCAL) POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Tax activity is considered an indispensable part of the economic policy of any state. Thus, the main expression of fiscal policy is the definition of the number of tax payers and objects of taxation, taxes, the tax rates for a particular tax, tax incentives and other. On the scale of tax affairs of the country, identifies issues related to uniform and proportional load of taxation, payments situation of specific groups of taxpayers.

Текст научной работы на тему «Бюджетно-налоговая (фискальная) политика в Российской Федерации»

Н.В. Емелин, Н.И. Прыткова*

БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ (ФИСКАЛЬНАЯ) ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвщена налоговой деятельности как незаменимой части экономической политики любого государства. Так, основным выражением бюджетно-налоговой политики считается определение количества налоговых плательщиков и объектов налогового обложения, видов налогов, величины налоговой ставки по тому или иному налогу, налоговых льгот и прочего. В масштабах налоговой деятельности страны определяются вопросы, связанные с равномерностью и пропорциональностью распределения нагрузки налогового обложения, платежного положения конкретных групп налогоплательщиков.

Ключевые слова: налоги, налоговая деятельность, бюджет, налоговая политика, налогоплательшики, ставка налога, налогообложение, государство, бюджетно-налоговая политика.

Правовое государство должно обеспечить и учесть интересы частных и публичных налоговых правоотношений. Существующие противоречия между интересами государственной власти и плательщиками налогов. Но, бюджетно-налоговая политика страны обязательно должна быть справедливой, эластичной и способной обеспечить исполнение налоговой администрацией собственных функций, тогда результат ее практического воплощения будет эффективным.

Высокий уровень проживания граждан, устойчивое улучшение экономического положения считаются главными направлениями политики налогового обложения. Большую роль играют экономико-правовые нюансы претворения в жизнь налоговой политической деятельности. Прежде всего, обязаны быть реализованы ключевые ее направления. Одним из приоритетных считается улучшение законодательной базы налогового обложения с преследующей своей целью понижения налоговой нагрузки и обеспечения устойчивого становления экономики.

В перспективе с 2014 по 2016 год, основные приоритеты Правительства России в области налоговой политической деятельности остаются такими же, а именно создание эффективной и эластичной налоговой системы, обеспечивающей экономическую стабильность на среднесрочный и долгосрочный период [1]. Главными целями налоговой политики являются поддержка вложений, улучшение человеческого капитала, увеличение значения активности предпринимателей. Налоговая система РФ обязана сберечь собственную конкурентоспособность на мировом рынке за привлечение вложений, а процедуры налогового администрирования обязаны быть очень удобными для налогоплательщиков. Основным моментом проводимой налоговой политической деятельности считается надобность укрепления сбалансированности экономной системы в России. Аналогично, нужно сберечь неизменность налоговой нагрузки на отрасли, в которых достигнут ее стабильный высокий уровень.

* © Емелин Н.В., Прыткова Н.И., 2014

Емелин Никита Владимирович (econKaf@samsu.ru), Прыткова Наталья Ивановна (econKaf@samsu.ru), кафедра экономики, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Налоговая система и режим отражают особенности отношения государства к предпринимателям, специфику их взаимоотношений, функционирования институтов гражданского общества. Государственная налоговая политика и режим налогообложения влияют на формирование ключевых характеристик каждой составляющей социально-политической модели, формирования безопасности предпринимательства. Налоговая политика государства возникает одной из интегральных характеристик целостной социально-политической модели безопасности предпринимательства, что и обусловливает актуальность данной научной работы.

Анализ научных источников и публикаций свидетельствует, что, с одной стороны, в литературе проблемам системы налогообложения как элемента модели социально-политической безопасности предприятий не уделено достаточного внимания, они остаются малоисследованными. С другой стороны, оптимизации механизмов налогового администрирования с экономической позиции и точки зрения государственного управления уделяется сегодня повышенное внимание, обусловленная трансформациями, которые осуществляются в государстве.

Неоднозначность системы налогового обложения, поскольку нормативная база и законодательная слишком запутаны и трудоемки. Сложность составляет методология расчета взимания налогов. Зачастую появляются споры насчет формулирования статей Налогового кодекса РФ, такие дела нередко доходят и до арбитражного суда [2].

И зачастую суд принимает сторону налоговых плательщиков, собственно заявляя про то, что не многие сотрудники налоговых органов в состоянии, верно, использовать общепризнанных мерок налогового законодательства. Увеличение уровня жизни, постоянный подъем экономического роста, считаются ключевыми направлениями налоговой политической деятельности страны. Большую роль играют экономико-правовые нюансы осуществления налоговой политической деятельности. Прежде всего, обязаны быть реализованы главные ее направления. Одним из главных направлений считается улучшение законодательной базы налогового обложения имеющая цель понижения налоговой нагрузки и обеспечение устойчивого становления экономики страны [3]. В настоящее время ощущается недостаточность комплексного теоретического исследования управления налоговыми рисками, налогового планирования и методологических подходов к его использованию с точки зрения оптимизации социально-политической модели, формирования системы безопасности предпринимательства.

Кроме того, анализ показывает, что недостаточно исследовано влияние налоговой безопасности на достижение экономического выравнивания субъектов предпринимательства. Поэтому определение элементов и характеристик именно налоговой безопасности предпринимательской деятельности является действительно актуальным сегодня.

В данный момент принимается решение вопроса замены имущественного и земельного налогов, единым налогом на недвижимость. Законопроект, который находится в Госдуме призван регулировать социальный аспект налогообложения в целях укрепления состояния народонаселения и соблюдения принципа справедливости налогообложения. Налогообложению отводится основное место посреди экономических рычагов, с помощью которых правительство влияет на социально-экономическое развитие.

В налоговом законодательстве содержится много противоречивых общепризнанных мерок, которые нужно проработать и довести до совершенства. Значение налоговой безопасности часто вырастает по мере перехода к экономике, основанной на рыночных принципах и механизмах хозяйствования. Предоставление государством населению общественных благ и услуг, также их число и качество сильно зависят от налоговой безопасности страны, которая является одной из составляющих безо-

пасности предпринимательства вообще [4]. Поэтому налоговая безопасность предпринимательской деятельности в рамках социально-политической модели диалектически взаимодействует с налоговой безопасности страны.

Бюджетно-налоговая политика страны обязана быть ориентирована на достижение такого состояния налоговой системы, которое характеризуется устойчивостью и стабильностью всех ее элементов, предусматривает способность защищать экономические интересы государства и противостоять внешним и внутренним угрозам, возможность реализации и развития налогового потенциала страны, эффективное использование конкурентных преимуществ налоговой системы в условиях глобализации [4]. Непосредственное влияние на обеспечение налоговой безопасности государства осуществляет существующая система налогообложения, которая выступает подсистемой налоговой системы страны и представляет собой совокупность налогов и сборов, существующих в государстве, и механизма их взимания.

С одной стороны, система налогообложения, что способствует повышению надежности и стабильности предпринимательской деятельности, является одной из определяющих составляющих обеспечения экономического роста государства. От действующих механизмов взимания налогов зависят обеспеченность государства финансовыми ресурсами и развитие субъектов хозяйствования. Кроме, того неэффективность государственной налоговой политики является дестабилизирующим фактором, негативно влияет на экономическую безопасность государства, а также создает условия для развития теневых процессов в экономике.

В налогах и налоговой политике и для государства, и для отдельного субъекта хозяйствования следует рассматривать как компоненты социально-политической модели формирования безопасности предпринимательства, так и факторы риска [3].

Необходимо осознавать сложность вопросов тех. характера. В целях действенного функционирования налогов на недвижимость следует сформировывать общую информационную базу обо всех объектах недвижимости. При определении налоговой информационной базы надлежит учесть общественное положение населения, их прожиточный минимум. Каждому отдельному региону надлежит предоставить возможности по определению объемов налоговых вычислений при определении налоговой облагаемой базы. Такой переход к единому налогу должен произойти к 2018 году по всей Российской Федерации. Но до наступления этого срока, отдельные субъекты Российской Федерации могут самостоятельно вводить такой единый налог на своей территории по мере их готовности.

Налоговые органы считаются ключевым звеном увеличение успешности воздействия налоговой системы. Для достижения укрепления хозяйственных субъектов, нормы налогового законодательства РФ, затрагивающие налоговое обложение юридических лиц обязаны быть ориентированы на увеличение внесения ясности в законодательство и на однозначность его применения налоговыми плательщиками [1]. В настоящий момент выездные налоговые проверки стали менее результативными в следствии неудачных взысканий с налоговых плательщиков доначисление суммы с налогов, потому руководство страны приняло направление на ограничение их числа, и увеличение проведения камеральных налоговых ревизий. Вероятнее всего, что и приведет к уменьшению налоговых поступлений в бюджет страны.

Малоэффективность выездных налоговых проверок, возможно, избежать, если четко осуществлять отбор объектов проверки; качественно проводить предпрове-рочный анализ всей имеющейся информации о налогоплательщике, приобретенной из внутренних и наружных источников. Увеличение налоговых поступлений в бюджет возможно только при точном решении всех критериев правового регулирования вопросов налогообложения [2]. К факторам, которые тормозят про-

цесс роста налоговых поступлений, необходимо отнести налоговое нарушение закона. Абсолютная правовая черта разрешает расценить факты нарушений налогового законодательства.

В налоговом законодательстве Российской Федерации присутствуют нормы, регламентирующие порядок предоставления объяснений по надлежащим вопросам, дозволяющие минимизировать опасности налогоплательщиков в доли непредсказуемых доначислений. Большое налоговое давление, заставляет людей вводить в тень большие денежные средства, в связи с эти сужается сфера банковского кредитования, особенно на долгосрочный период.

Как показывает опыт других стран, уменьшение размеров налоговой нагрузки способствует увеличению числа производства, созданию мотивации чистой и честной предпринимательской деятельности с открытыми денежными потоками. Чем ниже налоги, тем обширнее поле налогообложения и, как результат, общая сумма собранных налогов, а не наоборот, когда налоговая система конфискаци-онного характера заставляет производителей вести теневую политику, во избежание потерь.

Становление принципиально новой модели взаимоотношений между рыночными субъектами и государством в пределах налоговых отношений обусловливает возникновение новых задач в сфере налогообложения, которые требуют учесть налоговую составляющую при разработке и реализации многих решений государственного управления и формирования системы безопасности предпринимательства [4].

Таким образом, возможно, сделать последующие выводы о том, что налоговое законодательство России в настоящий момент довольно противоречиво. Правовые нормы, регулирующие налоговые отношения должны быть доведены до совершенства. При этом необходимо осознавать неоднозначность вопросов касающихся технического направления.

Так же, для эффективного функционирования нового единого налога на недвижимость надлежит сформировать общую информационную базу обо всех существующих единицах недвижимости. Важное значение имеет факт определения единицы налогового обложения и слаженная методология подсчета налоговой базы и сумм налога. В настоящее время складывается то, что выездные налоговые ревизии стали безрезультативными в связи с невозможностью взыскать с налогового плательщика доначисление суммы налогов, вследствие этого управление страны взяло курс на их уменьшение и увеличение числа камеральных налоговых проверок. Однако, данное обстоятельство может привести к уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет. Таким образом, отсутствие эффекта выездных налоговых ревизий реально избежать, в случае если обоснованно совершать отбор объекта для ревизии; качественно проводить предпроверочное исследование информации о налогоплательщике, приобретенной из внутренних и наружных источников.

1. Залибекова Д.З. Правовые формы и методы осуществления налоговой политики в Российской Федерации // Теория и практика общественного развития. 2013. № 12.

2. Залибекова Д.З. Налог на недвижимость: перспективы развития // Казанская наука. 2013. № 9.

3. Тюкавкин Н.М., Цибарева М.Е. Основы государственного регулирования экономики: учебное пособие. Самара, 2012.

4. Тюкавкин Н.М. «Государственная» революция и приватизация в России // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 3.

BecmHUK CaMlY. 2014. № 8 (119)

1. Zalibekova D.Z. Legal forms and methods of tax policy in the Russian Federation. Theory and Practice of Community Development, 2013, no. 12 [in Russian].

2. Zalibekova D.Z. Property tax. Prospects of Kazan science, 2013, no. 9 [in Russian].

3. Tyukavkin NM, Tsibareva ME Fundamentals of state regulation of the economy: a tutorial. Samara, 2012 [in Russian].

4. Tyukavkin N.M. «State revolution» and privatization in Russia. Audit and financial analysis, 2008, no. 3 [in Russian].

N. V. Emelin, N.I. Prytkova * BUDGETARY AND TAX (FISCAL) POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Tax activity is considered an indispensable part of the economic policy of any state. Thus, the main expression of fiscal policy is the definition of the number of tax payers and objects of taxation, taxes, the tax rates for a particular tax, tax incentives and other. On the scale of tax affairs of the country, identifies issues related to uniform and proportional load of taxation, payments situation of specific groups of taxpayers.

Key words: taxes, tax administration, budget, tax policy, nalogoplatelshiki tax rate, taxation, state fiscal policy.

Деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета называется фискальной политикой. Она направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращение инфляции, обеспечение занятости населения.

Государственный бюджет — это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

Бюджет утверждается парламентом страны, а правительство отвечает за его исполнение. Основное место в расходах российского правительства занимают: национальная оборона, правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности и судебная власть, государственное управление, экономическое развитие различных отраслей хозяйства, обслуживание государственного долга, социальное обеспечение. Главные источники доходов государства — налоговые доходы.

Через бюджет государство перераспределяет созданные обществом блага от непосредственных производителей к другим группам. Государство, используя бюджет, может существенно влиять на экономику, стимулировать производство и социальные процессы. Основные рычаги этого влияния — регулирование налогообложения и государственных расходов.

Налоги являются основным источником доходов госбюджета. С различными видами налогов (прямые, косвенные) и конкретными налогами, уплачиваемыми гражданами, вы познакомились в основной школе. Ведущее место в налоговых доходах занимают налоги, уплачиваемые предприятиями: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на внешнюю торговлю и др. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы зафиксирована в Конституции РФ. Некоторые российские предприниматели считают, что единственная возможность сохранить свой бизнес — это уклонение от уплаты налогов, сокрытие от учета части своих доходов. Далеко не все граждане, особенно получающие высокие доходы, вовремя и полностью платят налоги. Это не только затрудняет выполнение государством своих экономических функций в обществе, но и искажает данные о состоянии российской экономики, затрудняет разработку программ ее развития.

Как влияет налоговая политика любого государства на экономику? Если экономика страдает от высокой инфляции, для снижения ее, как вы уже знаете, необходимо уменьшить денежную массу в обращении. Для этого государство увеличивает налоги, снижая тем самым экономическую активность фирм и населения.

Если в экономике страны наблюдается спад производства и потребления, то государство стремится уменьшить налоговое бремя. Это способствует оживлению экономики. У фирм появляются дополнительные средства для выпуска товаров, а потребительская активность населения возрастает в результате роста его платежеспособности.

Регулирование государством своих расходов может способствовать преодолению спада в производстве. Так, в кризисных ситуациях в экономике государство старается увеличить расходы на поддержку особо нуждающихся в помощи предприятий и отраслей хозяйства, расширяет государственную закупку товаров и услуг (например, государственный заказ оборонным предприятиям), стимулируя производителей к развитию производства и сокращая безработицу.

Бюджетная политика также направлена на балансирование (достижение количественного равенства) доходов и расходов, так как значительный рост государственных расходов и недобор налогов приводит к дефициту бюджета — одному из негативных экономических показателей. В этой ситуации государство для покрытия своих расходов вынуждено брать кредиты, которые могли бы быть использованы фирмами, а это сдерживает экономический рост. Государство может покрыть дефицит бюджета, выпустив в обращение дополнительные деньги или взяв в долг у населения. Но возможности кредитования государства населением обычно ограниченны, а выпуск государством новых бумажных денег, не обеспеченных товарами, ведет к инфляции.

Большинство правительств в условиях дефицита госбюджета предпочитает занимать деньги у граждан, хозяйственных и финансовых организаций (отечественных и международных). Сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам называется государственным долгом. Различают внешний и внутренний государственный долг.

Наиболее часто используемая форма одалживания — продажа государственных ценных бумаг. Сумма задолженности государства владельцам его ценных бумаг представляет собой часть государственного долга. Умелое проведение операций с государственными ценными бумагами позволяет не только выгодно привлекать деньги в государственный бюджет, но и влиять на развитие всей экономики. Так, путем покупки и продажи государственных ценных бумаг центральный банк может либо вливать резервы в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда. К каким последствиям в экономике это приводит, вы уже знаете, познакомившись с действием основных механизмов денежно-кредитной политики государства.

Дефицит бюджета и величина государственного долга — важнейшие показатели состояния экономики.

Как видим, государство может проводить и фискальную, и монетарную политику, усиливая или ослабляя те или иные механизмы воздействия на экономику. Выбор варианта регулирования определяется разными факторами, которые были охарактеризованы в вышеизложенном материале.

«Облагать налогом и при этом пользоваться любовью не дано никому».

«Увы, но улучшить бюджет нельзя, не испач­кав манжет».

§ 1. Государственный бюджет и его структура. Бюджеты центральных и местных органов власти

Важнейшим инструментом макроэкономическою регулирования, наря­ду с кредитно-денежной, является и налогово-бюджетная политика государ-ства. 1

Налогово-бюджетная политика - это воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и налогообложения. Налогово-бюджетная политика влияет на уровень национального дохода и, следовательно, на уровень объема произ­водства и занятости, а также на уровень цен; она направлена против неже­лательных изменений экономической конъюнктуры, связанных как с безра­ботицей, так и с инфляцией.

В гл. 20 изучалось влияние кредитно-денежной политики на стабилиза­цию экономики. Примечательно, что после выхода в свет работ Дж. М. Кей-нса в промышленно развитых странах приоритет отдавался не кредитно-денежной (монетарной), а именно налогово-бюджетной политике. В усло­виях глубокой депрессии, по Кейнсу, монетарная политика может оказать­ся неэффективной (по крайней мере, теоретически). Почему именно - об этом подробнее будет сказано в Приложении 2 к настоящей главе. Вывести экономику из состояния депрессии, согласно кейнсианскому подходу, в зна­чительной мере могут автономные инвестиции, осуществляемые за счет го­сударства. Вот почему налогово-бюджетная политика до 1950-х гг. - начала 60-х гг. стояла на первом месте в ряду других инструментов государствен- 1 Английский термин fiscal policy переводится на русский язык по-разному . В одних слу­чаях - как фискальная политика, в других - как налогово-бюджетная политика. См.: Мэнкью Г. Макроэкономика. М.,1994; Гальперин В.М.,Гребенников П.И. и др. Макроэкономика. С-Пб.,1997; Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. 15-е издание. М.,1997; Словарь совре­менной экономической теории Макмиллана. М., 1997. В настоящем издании мы будем ис­пользовать термин налогово-бюджетная политика как более точный по смыслу. Встречаю­щийся в других главах нашего учебника термин фискальная политика не несет в себе никако­го иного смысла, и, если это не оговаривается особо, используется в качестве синонима выра­жения налогово-бюджетная политика.

ного регулирования. Лишь позже, когда спады стали менее глубокими, а инфляция - устойчивой и хронической, кредитно-денежная политика выш­ла на авансцену макроэкономического регулирования.

Итак, если мы хотим выяснить суть налогово-бюджетной политики, нужно рассмотреть, что представляет собой государственный бюджет. Его можно определить как финансовый счет, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определенный период (обычно за год). Государственный бюджет можно рассматривать на стадии его оконча­тельного утверждения законодательной властью как сумму ожидаемых на­логовых поступлений и предполагаемых государственных расходов. Осо­бый интерес представляет собой анализ исполнения государственною бюд­жета, в котором может наглядно проявиться расхождение между намерени­ями правительства и фактическими потоками расходов и доходов.

Помимо федерального государственного бюджета, в ряде стран суще­ствуют и внебюджетные фонды социальной сферы. Так, в Российской Федерации к ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхо­вания, Федеральный фонд занятости населения, Федеральный фонд обя­зательного медицинского страхования.

В странах с федеративным государственным устройством, таких, как США, Россия. Германия и др., принято различать федеральный бюджет и бюджеты штатов (республик), а также местные бюджеты (например, город­ские, муниципальные и т. п.). Разделение полномочий в области налогооб­ложения и расходов между бюджетами разного уровня называется налого­во-бюджетным федерализмом.

В российской статистике принято рассматривать государственные фи­нансы с использованием следующей терминологии:


  • консолидированный бюджет - бюджет, складывающийся из федераль­ного, регионального и местных бюджетов;

  • расширенный бюджет (бюджет «расширенного правительства») -федеральный бюджет в совокупности с внебюджетными фондами

Через государственный бюджет перераспределяется значительная часть (от 35 до 55%) наиионаз1ьного дохода промышленно развитых стран; в Рос­сии накануне финансового кризиса 1998 г. - около 30%. Примечательно. что данные о государственных расходах, а также налоговых изъятиях мо­гут многое сказать о степени вмешательства государства в экономику. Но однозначной зависимости между долей государственных доходов или рас­ходов (в процентном отношении к ВВП) и эффективностью экономическо­го развития страны не существует. Так, например, в СССР уровень госу­дарственной нагрузки на экономику был очень высоким и составлял при­близительно ту же величину, что и в странах с развитой рыночной эконо­микой свыше 50% ВВП. Однако уровень дохода на душу населения и

Налогово-бюджетная система

само «качество жизни» граждан капиталистических и социалистических стран различались не в пользу последних.

Рассмотрим, что представляет собой структура доходной и расходной статей федерального бюджета на примере России.

Исполнение федерального бюджета Российской Федерации

Статьи бюджета, относящиеся к доходной части, не требуют специальных коммен­тариев, за исключением графы «неналоговые доходы». Под ними подразумеваются до­ходы от продажи принадлежащего государству имущества, доходы от государственной собственности или от деятельности, а также доходы от внешнеэкономической деятель­ности. Расходная часть бюджета также весьма очевидна, но пояснения требуют некото­рые отдельные статьи. Так, «Ссуды за вычетом погашений» можно расшифровать сле­дующим образом: из бюджета Российской Федерации выдаются, в частности, кредиты государствам СНГ, и, вместе с тем, в бюджет поступают деньги в счет погашения за выданные кредиты. В 1997 г. ссуды за вычетом погашений составили 0,7% от ВВП. Если эту величину мы сложим с графой «Итого расходов» (17,8% от ВВП), то получим графу «Расходы и ссуды за вычетом погашений» (18,5% от ВВП). Дефицит государ­ственного бюджета рассчитывается как разница между графой «Всего доходов» (12,5% от ВВП) и графой «Расходы и ссуды за вычетом погашений» (18,5% от ВВП), т. е. • 6% от ВВП (погрешность составляет 0,1% от ВВП) и в таблице присутствует цифра -6,1%. Это превышение расходов над доходами должно быть как-то покрыто, или профинан­сировано ровно на такую же величину, но, естественно, с обратным знаком, т. е. 6,1%. Это и называется «Общее финансирование», которое складывается из внутренних зай­мов и внешних займов (складываем статьи «Внутреннее финансирование» и «Внешнее финансирование»). В итоге бюджет у нас сходится: 6,1% = 4%+2,1%, т. е. дефицит бюджета полностью профинансирован внутренними и внешними займами. Подробнее о дефиците государственного бюджета речь пойдет в § 5 настоящей главы.

В странах с федеративным устройством доходы и расходы местных ор­ганов власти имеют несколько иную структуру. В них отсутствуют расхо­ды на национальную оборону, поддержку исследований космоса и др. Но в них относительно большую долю занимают расходы на образование, меди­цинское обслуживание; местные республиканские налоги также отличают­ся от федеральных (см. далее табл. 22.3. в § 2).

В заключение данного параграфа важно отметить, что бюджет - это всегда компромисс между различными социальными группами, которые пред­ставлены в законодательном органе избранными политиками. Ведь утвержде­ние конкретных цифр бюджета - это не абстрактные математические упраж­нения. За утвержденными параметрами расходов стоят такие «бюджетополу­чатели», как работники здравоохранения, образования, регионы, рассчитыва­ющие на дотации, военнослужащие и т. д. При неизменных объемах расходов увеличение бюджетных выплат одним группам населения может осуществ­ляться лишь за счет урезания других статей расходов. Как нам уже извест­но из теории общественного выбора, утверждение парламентом объема и структуры расходов и доходов находится под мощным давлением различ­ных лоббистских групп, что нередко становится причиной принятия неэф­фективных с общественной точки зрения решений (см. гл. 17, § 2, 3).

Основным источником поступлений в доходную часть бюджета являют­ся налоги. В 1998 г. на налоговые доходы приходилось приблизительно 83,5% доходов Федерального бюджета РФ.

Налогово-бюджетная система

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с юриди­ческих и физических лиц. Обязанность граждан платить законно установ­ленные налоги закреплена в ст. 57 Конституции РФ.

В соответствии с новым Налоговым Кодексом РФ (ст. 8) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и фи­зических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйствен­ного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обес­печения деятельности государства. От налога следует отличать сбор, представляющий со­бой обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интере­сах плательщиков юридически значимых действий государственными органами, вклю­чая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Основными категориями в налоговом законодательстве являются поня­тия объекта налогообложения и налоговой ставки. Объектом налогооб­ложения называется имущество, на стоимость которого начисляется налог. Например, при взимании налога на прибыль закон устанавливает, какие виды затрат и в каком размере могут быть отнесены фирмой на себестои­мость продукции, тем самым определяя, какая часть выручки считается прибылью и облагается налогом. Налоговая ставка представляет собой размер налога на единицу обложения.

По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта нало­гообложения. Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный на­лог, хотя с точки зрения истории налогообложения он еще достаточно мо­лод (впервые он был введен в Англии в 1799 г., а в США применяется лишь с 1913 г.). Примерами прямых налогов могут также служить налог на при­быль, налог на наследство и дарения, налог на имущество.

Косвенные налоги, в отличие от прямых, уплачиваются конечным по­требителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. Некоторые из них даже указываются отдельной строкой в счете за товар или на его ценнике. К таким налогам относятся налог на добавленную сто­имость (НДС), налог с продаж, акцизы (аналог налога с продаж, дополни­тельно начисляемый на определенные виды товаров - алкоголь, табак, де­ликатесы, ювелирные изделия и др., который иногда называют «налогом на вредные привычки» или роскошь), таможенные пошлины.

Косвенные налоги являются наиболее весомой частью налоговых пла­тежей в федеральный бюджет РФ. Так, в бюджете РФ на 1998 г. доля дохо­дов государства, полученных за счет косвенных налогов, составляла при­близительно 80% от суммы всех налоговых поступлений.

По характеру начисления на объект обложения налоги и, соответствен­но, налоговые системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по

мере роста объекта налога. Другими словами, владелец большего дохода платит не только большую сумму в абсолютном выражении, но и в относи­тельном по сравнению с владельцем меньшего дохода.

Наиболее характерным примером прогрессивного налога является подо­ходный налог с физических лиц. Ич приведенной ниже таблицы 22.2. мож­но уяснить принцип действия прогрессивной шкалы подоходного налога, действующего в России с 1 января 1998 г.

Регрессивный налог - это налог, который в денежном выражении ра­вен для всех плательщиков, т. е. составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. Это. как правило, косвенные налоги: при покупке облагаемого акцизом товара (например, черной икры) государ­ство не может установить, а продавец получить с покупателя с более высо­ким уровнем дохода сумму по более высокой ставке налога.

Пропорциональный налог - это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения. К та­кого рода налогам, в частности, относятся налоги на имущество предприя­тий и физических лиц. Вне зависимости от различной стоимости имуще­ства разных предприятий при начислении этого налога в России действуют равные ставки налога.

Налогово-бюджетная система

Система налогообложения в России, закрепляемая Налоговым Кодек­сом, представляет собой три уровня: федеральный, региональный и мест­ный. Конкретные виды налогов и сборов в разбивке по уровням представ­лены в таблице 22.3.

Как правило, существует определенный перечень льгот по каждому на­логу. Однако существует особый порядок комплексных налоговых льгот, устанавливаемых государством, которые могут оказывать существенное влияние на процесс воспроизводства. Такими льготами являются ускорен­ная амортизация и инвестиционный налоговый кредит.

472 Глава 22

Политика ускоренной амортизации способствует сокращению сроков амортизационных отчислений путем увеличения размеров годовой нормы отчислений. Таким образом, сокращаются сроки окупаемости оборудова­ния и у производителей появляются стимулы для инвестиций в передовые технологии. Проводя такую политику, государство тем самым отказывает­ся от определенного дохода в виде части налога на прибыль в пользу уве­личения степени конкурентоспособности национальной экономики. Наибо­лее ярким примером политики такого рода служит политика администра­ции Рейгана в США, оказавшая существенное влияние на увеличение тем­пов роста экономики США в 80-х гг.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой отсрочку по уплате части налоговых платежей на определенный срок. По российскому законодательству, воспользоваться такой отсрочкой имеют право предпри­ятия, проводящие НИОКР или техническое перевооружение производства. Кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по регио­нальным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет. Сумма кредита ограничивается 30% от стоимости оборудования и не может пре­вышать 50% от суммы начисленного к уплате налога. Размер процентов по инвестиционному налоговому кредиту устанавливается в пределах от 1/2 до 3/4 ставки рефинансирования ЦБ Р Ф .

Подходы к проблеме справедливости и эффективности распределения на­логового бремени нашли свое отражение в принципах налогообложения.

По принципу получаемых благ физические и юридические лица дол­жны уплачивать налог пропорционально тем выгодам, которые они полу­чили от государства. Наиболее характерным примером его применения яв­ляется налог на бензин, уплачиваемый автовладельцами, средства от кото­рого идут на поддержание дорог в хорошем состоянии. Однако, широкое применение этого принципа, несмотря на его привлекательность с точки зрения справедливости распределения налогового бремени, весьма пробле­матично. Во-первых, невозможно определить степень использования обще­ственных благ, производимых государством, каждым из экономических агентов. Очевидно, что даже в нашем примере с автодорогами от их хоро­шего качества получают дополнительные выгоды не только водители. Во-вторых, принцип полученных благ неприменим в отношении социальных расходов государства - в противном случае нужно было бы перекладывать бремя выплат пособий по безработице на самых же безработных.

Принцип платежеспособности предусматривает, что тяжесть налогово­го бремени должна зависеть от размера получаемого дохода, причем вла­делец более высокого дохода должен платить не только абсолютно, но и относительно более высокие налоги. В основе этого принципа лежит ана­лиз предельной полезности каждой дополнительной единицы получаемого

Налогово-бюджетная система

дохода. Такой подход приводит к выводу, что дополнительный рубль дохо­да менее обеспеченного лица приносит ему большую полезность, чем до­полнительный рубль дохода более обеспеченного. Следовательно, задача состоит в том, чтобы установить такой уровень налогов, при котором раз­ные по величине потери дохода обладали бы равной полезностью для их владельцев. Однако, на практике такая задача вряд ли разрешима. Против­ники этого принципа выдвигают следующие аргументы. Во-первых, в слу­чае его использования неравномерно искажаются результаты рыночной де­ятельности людей; во-вторых, у обладателей высокого дохода либо снижа­ются стимулы к ведению хозяйственной деятельности, либо повышаются стимулы к сокрытию доходов от налогообложения. 1

Рассматривая вопросы налогообложения, мы неоднократно подчеркива­ли определяющую роль налогов в формировании доходов государства. В этом проявляется их собственно фискальная функция (пополнение дохо­дов казны). Однако, помимо задачи обеспечения финансирования государ­ства, налоги могут существенно влиять как на структуру национальной эко­номики, так и на экономическое поведение людей. Эту функцию налогов принято называть регулирующей. Круг задач, которые решает с ее помо­щью государство, можно определить как регулирование качественных и количественных параметров воспроизводства и стимулирование роста об­щественного богатства. Регулирующая функция проявляется в проводимой государством налоговой политике (см. подробнее следующие параграфы данной главы).

Первое направление налоговой политики связано с уровнем и со струк­турой налоговой нагрузки на бизнес. Существующие государственные при­оритеты могут выражаться в таких мерах налогового регулирования, как установление льготных ставок налогов или налоговые освобождения для определенных отраслей экономики или, что встречается достаточно часто на практике, для фирм, представляющих малый и средний бизнес.

Второе направление имеет большое значение для формирования стиму­лов и ожиданий населения и, прежде всего, связано с величиной ставок налога на заработную плату и подоходного налога. Высокий уровень этих налогов может вызвать такие негативные эффекты, как уменьшение эконо­мической активности населения и сокрытие доходов.

Примером разумного подхода к этой проблеме может служить налого­вая политика, проводимая с середины 1980-х гг. в ФРГ. Рост реальных до­ходов населения, наблюдавшийся с начала 60-х гг., привел к тому, что доля

1 Дж. С. Милль так выразил свой взгляд на чту проблему: «Облагать большие доходы более высоким процентом, нежели мелкие, значит облагать налогом трудолюбие и бережливость, наказывать человека за то, что он работал усерднее и сберег больше, нежели его сосед». (Цит. но: Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994. С. 206).

налогоплательщиков, доходы которых облагались по максимальной пре­дельной ставке, за этот период выросла с 5% до 60%. По предложению федерального правительства ФРГ с 1986 г. началась поэтапная реформа подоходного налога. В том же году налоговое бремя уменьшилось на 11 млрд. марок, а в 1988 г. - уже 19 млрд. 1

Очевидно, что при установлении налоговых ставок не стоит забывать о «налоговой таблице умножения», автором которой является английский писатель и сатирик Джонатан Свифт. В 1728 г. он предупреждал полити­ков, что при повышении налогов действие дважды два не означает получе­ния результата, равного четырем, и вполне вероятно может быть равным единице. 2 О закономерностях такого рода арифметики речь пойдет в следу­ющем параграфе.


  • Что такое бюджетно-налоговая политика государства
  • Автоматическая налогово-бюджетная политика как вид фискальной политики
  • Основные инструменты налогово-бюджетной политики
  • Плюсы и минусы фискальной политики
  • Итоги

Что такое бюджетно-налоговая политика государства

Бюджетно-налоговая политика государства — это политика, проводимая в области налогообложения и государственных расходов, направленная на поддержание хорошего уровня занятости населения, стабильной экономики в стране, ну и, конечно же, постоянного прироста ВВП. Эту политику часто называют фискальной.

Основная задача этой политики — регулирование (чаще поддержание) совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.

Слово «фискальная» у многих финансовых работников ассоциируется с налогами. По большому счету так оно и есть — именно этой политикой регулируются ставки налогов и сборов.

Какие цели преследует бюджетно-налоговая политика?

  • стабильный экономический рост в стране;
  • занятость трудовых ресурсов (то есть сведение уровня безработицы к минимуму);
  • стабильный уровень цен (инфляция — это самая большая проблема экономик любых стран).

Есть два вида бюджетно-налоговой политики государства:

Стимулирующая фискальная политика проводится в период экономического кризиса (стагнации экономики). В этом случае просто жизненно необходимо всеми силами стимулировать совокупный спрос или совокупное предложение. Что можно сделать для этого? Используют:

  • повышение государственных закупок товаров и услуг;
  • снижение налогового бремени на предприятия;
  • повышение трансфертов (если это позволяет бюджет).

Все эти меры ожидаемо приведут к увеличению спроса. Как следствие, будет увеличен выпуск продукции, вырастет объем выполненных работ и услуг.

А вот если экономика, наоборот, «перегрелась», то есть возник синдром перекредитования, экономический рост усиленно профинансирован государственными средствами, избыточное вложение средств грозит увеличением инфляции, то проводится сдерживающая фискальная политика. Что это значит:

  • сокращение государственных расходов;
  • увеличение налогов;
  • сокращение трансфертов.

Эти меры приводят к сокращению системы «спрос — предложение». Такая политика регулярно проводится во многих странах для контроля над уровнем инфляции.

Об основных направлениях бюджетно-налоговой политики на ближайшее время вы можете узнать в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Более интересна для нас будет другая классификация фискальной политики.

Дискреционная (объявляется государством).

Характерны следующие маневры:

Автоматическая («встроенные стабилизаторы»).

«Работают» следующие инструменты:

Стоит помнить, что размеры государственных трансфертов всегда меняются в зависимости от состояния экономики в стране

Автоматическая налогово-бюджетная политика как вид фискальной политики

Одним из достоинств данной политики является наличие встроенных стабилизаторов. Таким термином обозначают инструменты, величина которых не меняется, но само наличие их в экономике автоматически стабилизирует ситуацию, стимулируя экономику при спаде и сдерживая при «перегреве». Рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос.

НДС, например, как косвенный налог и часть цены товара, снижается при падении объема продаж и увеличивается при росте выручки. Соответственно, при рецессии экономики поступления от НДС в бюджет снижаются (изъятия из экономики денежных средств уменьшаются), а при «перегреве» экономики поступления налога увеличиваются. Так происходит автоматическая стабилизация.

Кстати, подробно узнать о делении налогов на прямые и косвенные можно здесь.

А вот трансфертные пособия (пособия по безработице и «по бедности») влияют по-другому. При спаде экономики выплаты данных пособий увеличиваются (безработица растет), при росте экономики — уменьшаются (занятость населения увеличивается). Таким образом, выплата данных трансфертов стимулирует совокупный спрос при спаде, уменьшение выплат при подъеме оказывает своего рода сдерживающее влияние на экономику.

Основные инструменты налогово-бюджетной политики

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

  • государственные закупки;
  • налоги;
  • трансферты.

Давайте рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос:

  1. Во-первых, трансферты. Когда государство увеличивает социальные выплаты, при прочих равных и неизменных условиях доход хозяйства (семьи, организации) растет, следовательно, есть финансовая возможность тратить больше — повышается спрос. С другой стороны, если смотреть непосредственно на фирму, получение господдержки дает возможность расширения производства и возможное увеличение инвестиционных расходов. Соответственно, уменьшение выплат ведет к сокращению совокупного спроса.
  2. Во-вторых, это налоги. Здесь ситуация, полностью противоположная трансфертам. Чем выше применяемые ставки налогов, тем меньше совокупный спрос (спрос отталкивается от возможного дохода), сокращается инвестиционный расход (в компаниях уменьшается чистая — нераспределенная — прибыль). Как только ставки налогов снижаются, ситуация меняется в диаметрально противоположную сторону.

Об изменениях в налогообложении с 2020 года читайте в этой рубрике нашего сайта.

  1. Рост государственных закупок ожидаемо ведет к росту совокупного спроса. Так как сами закупки являются частью совокупных расходов.

Поэтому инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для стабилизации экономики в разных фазах экономического цикла. Причем если следовать кейнсианской экономической теории (Кейнс — автор фискальных методов регулирования экономики), все инструменты фискальной политики имеют мультипликативное влияние на экономику страны в целом, поэтому регулирование экономической ситуации в стране стоит вести именно при помощи фискальной политики, в частности путем регулирования государственных закупок как инструмента, наиболее влияющего на совокупный спрос.

О том, в какой форме проводятся тендеры по выбору поставщика по госзакупкам, читайте в материале «В каких тендерах участвуют без электронной подписи».

Плюсы и минусы фискальной политики

У бюджетно-налоговой политики есть немало положительных моментов:

  1. Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект влияния на экономику.
  2. Наличие автоматических стабилизаторов — частичное сглаживание циклических колебаний экономики.
  3. Отсутствие долгого времени между принятием решений по направлению экономики и результатом воздействия (короткий внешний временной лаг).

При этом противники кейнсианского подхода называют несколько недостатков:

  1. Наличие внутреннего лага. То есть между наступлением спада или подъема экономики проходит достаточно длительный процесс утверждения новой политики (все подобные решения должны утверждаться Госдумой РФ для придания им силы закона). Между тем ситуация в стране уже может измениться и принятые решения могут оказаться неактуальными и даже губительными: если меры принимались при рецессии экономики, то их действие при подъеме может, наоборот, вызвать уже «перегрев».
  2. Некая неопределенность. Порой сложно определить момент, когда надо от стимулирующей экономики переходить к сдерживающей. Отсюда может возникнуть некая дестабилизация экономической ситуации.
  3. Дефицит бюджета. Работа большинства инструментов фискальной политики приводит к оттоку денежных средств из бюджета: увеличению госрасходов, трансфертов, снижению ставок налогов. Данный недостаток считается самым крупным.

О критериях эффективности государственного налогового менеджмента читайте в статье «Основные элементы государственного налогового менеджмента».

Итоги

Бюджетно-налоговая политика, равно как и прочие подходы к регулированию экономической жизни страны, имеет свои достоинства и недостатки. Очевидно, что применение этих инструментов действительно может оказывать положительное влияние на экономику.


CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оболенская Марика Фархадовна, Руднева Анастасия Олеговна

В данной статье речь идет о фискальной политике , которая играет основополагающую роль в поддержке устойчивого развития национальной экономики . На сегодняшний день тема реализации бюджетно-налоговой политики достаточно актуальна, так как экономики многих стран переживают далеко не лучший период, и от того, как правительство каждой страны будет ее осуществлять, зависит благополучие всего государства в целом. Целью данного исследования является изучение центральных аспектов фискальной политики , а также ее теоретических и практических основ.This article is about fiscal policy , which plays a fundamental role in sustainable development of the national economy . Today, the topic of implementing fiscal policy is quite relevant, since the economies of many countries are going through far from the best period, and the well-being of the whole country depends on how each will implement it. The aim of this research is to explore the central aspects of fiscal policy , as well as its theoretical and practical foundations.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Оболенская Марика Фархадовна, Руднева Анастасия Олеговна

Текст научной работы на тему «Основы фискальной политики государства»

УДК 338.22 ГРНТИ 06.56.31

ОСНОВЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Оболенская Марика Фархадовна

студентка 1 курса магистратуры факультета «Мировая экономика» Дипломатической академии МИД РФ, г. Москва Руднева Анастасия Олеговна к.э.н., доцент кафедры Мировой экономики Дипломатической академии МИД РФ, г. Москва

FOUNDATIONS OF FISCAL POLICY OF THE GOVERNMENT

В данной статье речь идет о фискальной политике, которая играет основополагающую роль в поддержке устойчивого развития национальной экономики. На сегодняшний день тема реализации бюджетно-налоговой политики достаточно актуальна, так как экономики многих стран переживают далеко не лучший период, и от того, как правительство каждой страны будет ее осуществлять, зависит благополучие всего государства в целом. Целью данного исследования является изучение центральных аспектов фискальной политики, а также ее теоретических и практических основ.

This article is about fiscal policy, which plays a fundamental role in sustainable development of the national economy. Today, the topic of implementing fiscal policy is quite relevant, since the economies of many countries are going through far from the best period, and the well-being of the whole country depends on how each will implement it. The aim of this research is to explore the central aspects of fiscal policy, as well as its theoretical and practical foundations.

Ключевые слова: экономика, макроэкономика, фискальная политика, государственные расходы, налогообложение, государственный бюджет, экономический рост.

Keywords: economy, macroeconomics, fiscal policy, government spending, taxation, government budget, economic growth.

Введение. Стабилизация экономики является основным целеполаганием политики

правительства. Стабильность и развитие национальной экономики гарантируется использованием государством различных инструментов макроэкономического

Одним из наиболее практичных средств макроэкономического регулирования является эффективная бюджетно-налоговая политика, которая предполагает воздействие на величину валового внутреннего продукта, уровень безработицы и инфляции, а также на упорядочение государственных финансов [3].

Современная фискальная политика реализует следующие функции: определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники наполнения государственной казны; формирует достаточный государственный бюджет, а также стимулирует экономический рост. Кроме того, эффективно применяются элементы системы налогообложения, исходя из стратегических приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации.

Фискальная политика играет важную роль в развитии экономики государства, что предполагает значимость понимания ее теоретических основ.

1. Сущность фискальной политики государства

Впервые бюджетно-налоговая политика была внедрена после мирового кризиса 1929-1933 гг. Целесообразность подобной политики обосновал Дж.М. Кейнс [3].

Бюджетно-налоговая политика является неотъемлемой частью государственной финансовой политики, а средства, которые используются для выполнения задач, предусмотренных финансовой политикой (налоги и сборы, доходы бюджета, государственные расходы, государственные кредиты, местные бюджеты и некоторые другие), являются первоочередными инструментами для реализации фискальной политики [5].

В настоящее время под термином «фискальная политика» принято понимать деятельность государства по изменению государственных расходов и налоговых поступлений для увеличения объема производства, занятости и снижения темпов инфляции, т.е. целью фискальной политики является преодоление фиаско рынка в части определенных негативных макроэкономических трендов в контексте реализации в т. ч. бюджетно-налоговой политики.

Необходимо отметить основные задачи фискальной политики. Это: обеспечение финансирования экономической системы, борьба с инфляцией, защита населения от негативных воздействий производственной деятельности, ликвидация безработицы, достижение

внешнеторговой сбалансированности, обеспечение общества общими благами (к примеру, дороги, школы), перераспределение доходов (через налогообложение) и многие другие [6].

Для эффективного достижения

вышеперечисленных цели и задач фискальная политика государства должна быть построена на следующих принципах:

1. Принцип системности.

2. Принцип рациональности централизации и децентрализации.

3. Принцип социальной справедливости.

4. Принцип стабильности.

5. Принцип равенства прав и обязательств для всех форм собственности перед бюджетом.

6. Принцип самоорганизации.

7. Принцип нелинейности.

8. Принцип разграничения расходных полномочий между различными органами центральной и местной власти.

Заметим, что в мировой практике различают два вида фискальной политики: дискреционную и недискреционную (автоматическую). Их сущность и методологические основы освещены во многих научных трудах зарубежных и отечественных ученых [7].

Дискреционная фискальная политика - это целенаправленное законодательное изменение правительством налогов и государственных расходов с целью сбалансирования бюджета; стабилизации экономики; достижения равновесия в экономике; увеличения уровня занятости; снижения темпов инфляции.

фискальная политика основывается на действии встроенных стабилизаторов. Такими

стабилизаторами в экономике являются прогрессивная налоговая система и трансфертные платежи.

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит (или профицит) образуется в результате действия автономных стабилизаторов [8].

В зависимости от фазы делового цикла фискальная политика бывает:

- стимулирующей - реализуется при спаде экономики и имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска, а также снижение уровня безработицы; направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов);

- ограничительной - используется при экономическом буме и имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции, соответственно, она должна быть направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов) [9].

На макроуровне бюджетно-налоговая политика играет важную роль в обеспечении макроэкономической стабильности, которая является предпосылкой для достижения и поддержания устойчивого роста национальной экономики. На микроуровне, благодаря хорошо продуманной налоговой и расходной политике, она может повысить занятость, увеличить инвестиции и производительность.

2. Анализ фискальной политики России

В этом разделе проанализируем фискальную политику Российской Федерации. Основные итоги 2018 года оказались выше прогнозов Минэкономразвития. В частности, ВВП вырос на 2,3% в сравнении с 2017 годом. По данным Минэкономразвития, этот показатель должен был составить 2,0%.

Главный вклад в прирост валовой добавленной стоимости сделали добывающая промышленность, строительство, финансовая и страховая деятельность, а также сектор государственного управления [2]. Повышение совокупного спроса поддерживалось ростом цен на нефть (Рис. 1):

Рисунок 1 - Динамика цен на нефть марки URALS (2017-2018 гг.) (руб./$) (руб./баррель) Источник: построено автором на основе данных Министерства финансов РФ [Электронный ресурс], 2018. Режим доступа: http://www.minfin.ru/ (дата обращения: 10.11.2019)

Прирост инвестиций в основной капитал в 2018 году по сравнению с 2017 годом составил 4,2%. При этом реальные располагаемые доходы

населения выросли только на 0,4%. К началу 2019 года реальные располагаемые доходы населения уменьшились на 1,3% в годовом выражении.

В свою очередь, доходы консолидированного бюджета России и бюджеты государственных внебюджетных фондов в 2018 году показали повышение на 17,1% (с поправкой на

потребительскую инфляцию). Всего в бюджеты бюджетной системы РФ поступило примерно 36917 млрд руб. (Рис. 2).

40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

Неналоговые и прочие доходы

Страховые взносы на обязательное социальное страхование

Рисунок 2 - Доходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов (2017-2018 гг.) (млрд руб.) Источник: построено автором на основе данных Министерства финансов РФ [Электронный ресурс], 2018. Режим доступа: http://www.minfin.m/ (дата обращения: 12.11.2019

Структура доходов консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2018 г. изменилась за счет нефтегазовых поступлений. Выросли доли налоговых и неналоговых доходов, а также прочих доходов в ущерб страховым взносам на обязательное социальное страхование.

Доля последних сократилась с 22% до 20%, несмотря на то, что номинально приток увеличился до 7196 млрд руб. С поправкой на инфляцию прирост страховых взносов на обязательное социальное страхование составил 7,5% по сравнению с 2017 годом. Причина заключалась в увеличении номинальной зарплаты.

Рассмотрим аспект повышения налогов, которые составляют основу бюджетов субъектов РФ (Рис. 3). Наряду с налогом на прибыль упоминаются НДФЛ, приток от которого увеличился на 9,4%, налоги на совокупный доход (+13,1%) и налоги на имущество (+8,8%). В 2018 году рост расходов бюджетов бюджетной системы России возобновился после периода экономии в условиях рецессии, экономических санкций и снижения цен на нефть. Необходимо подчеркнуть, что повышение расходов было связано с выполнением «майских указов» 2012 года накануне президентских выборов 2018 года и проведением Чемпионата мира по футболу в 2018 г. в РФ.

Рисунок 3 - Динамика налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ (2016-2018 гг.) Источник: построено автором на основе данных Министерства финансов РФ [Электронный ресурс], 2018. Режим доступа: http://www.minfin.ru/ (дата обращения: 18.11.2019)

консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2018

году. Значительные расходы приходились на социальную политику - 11997 млрд руб. (Рис. 4).

Рисунок 4 - Структура расходов консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных

внебюджетных фондов (2018 г.) (млрд руб.) Источник: построено автором на основе данных Министерства финансов РФ [Электронный ресурс], 2018. Режим доступа: http://www.minfin.ru/ (дата обращения: 25.11.2019)

Обслуживание государственного и. Средства массовой информации Физическая культура и спорт Социальная политика Здравоохранение Культура, кинематография Образование Охрана окружающей среды Жилищно-коммунальное хозяйство Национальная экономика Национальная безопасность и. Национальная оборона Общегосударственные вопросы

I 917 ( 137 I 332

2000 4000 6000 8000 10000 12000

На втором месте оказались расходы на национальную экономику в размере 4443 млрд руб., на третьем - расходы на образование в размере 3669 млрд руб. Благодаря увеличению финансирования на 14,5% в реальном выражении здравоохранения, расходы на отрасль составили 3316 млрд руб.

Меньше всего расходов пришлось на охрану окружающей среды и средства массовой информации - 147 и 137 млрд руб. соответственно.

Внеплановое повышение доходов обеспечило профицит консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в объеме более 3 трлн руб.

Отметим, что в 2018 году расходы федерального бюджета имели практически те же показатели, что и в 2017 году. В соизмеримых ценах их объем уменьшился на 1,2%.

Номинально сократились расходы на социальную политику, национальную оборону и национальную экономику. Они уменьшились не только в реальном исчислении, но и по номинальным индикаторам.

В наибольшей степени заметно снижение расходов на социальную политику. Это обусловлено тем, что в 2017 году была произведена единовременная выплата пенсионерам, которая не осуществлялась в 2018 году. Расходы составили приблизительно 4582 млрд руб. В соизмеримых ценах 2017 года это снижение оценивалось в 11%.

Если бы расходы на социальную политику не уменьшились, то увеличение финансирования в секторах «Здравоохранение» и «Образование» обеспечило бы целый процентный пункт прироста итоговой суммы расходов бюджета страны. В общем, доля расходов на здравоохранение и образование в структуре федерального бюджета возросла с 6,6% до 7,9%.

В секторе «Межбюджетные трансферты общего характера» наблюдалось 35% прироста. Доля этих расходов увеличилась с 5% до 6,8%. Рост был связан с выполнением «майских указов» 2012 года.

Также в 2018 году был выявлен прирост расходов на охрану окружающей среды и ЖКХ, который составил 20%.

Одной из ключевых проблем фискальной политики выступает теневая экономика,

сокращение удельного веса которой позволило бы повысить эффективность всего механизма государственного регулирования хозяйственного механизма. Речь идет не столько о так называемой «черной экономике», сколько о «серой экономике», которая функционирует с изъятиями в т. ч. налогового законодательства.

Заключение. Обобщая вышесказанное, мы можем сделать следующие выводы. Реализация бюджетно-налоговой политики оказывает влияние на общее состояние национальной экономики, обеспечивает перераспределение национального дохода, а также отвечает за мобилизацию средств в бюджет страны для дальнейшего финансирования государственных программ, которые создают условия для социальной и экономической безопасности в стране.

Фискальная политика концентрирует усилия правительства по следующим направлениям - это финансовые, правовые и организационные меры. Они связаны с формированием и использованием государственных финансов, которые, в свою очередь, обеспечивают реализацию государством своих функций. Упорядочение бюджетно-налоговой политики способствует снижению экзогенных и эндогенных угроз национальной безопасности страны посредством создания стабильной макроэкономической среды для устойчивого развития национальной экономики.

Список использованной литературы

1. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс], 2018. Режим доступа: http://www.minfin.ru/ (дата обращения: 10.11, 12.11, 18.11, 25.11.19)

2. Марчева И.А. Налоги и налогообложение: учебно-методическое пособие. - Нижний

УДК 336.71 ГРНТИ 06.73.55

Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. -108 стр. [Marcheva IA Nalogi i nalogooblozhenie: uchebno-metodicheskoe posobie. - Nizhnii Novgorod: Nizhegorodskii gosuniversitet, 2012; 108. (In Russ).]

3. Руднева А.О. Экономическая теория: Учеб. Пособие. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 255 с. С. 206. [Rudneva AO E'konomicheskaya teoriya: Ucheb. Posobie. - M.: INFRA-M, 2014. - 255 s. S. 206. (In Russ).]

Статьи в периодических изданиях:

4. Алесина А., Ардагна С. Большие изменения в бюджетно-налоговой политике: налоги и расходы, 2011. - 40-68 стр. [Alesina A, Ardagna S Bol'shie izmeneniya v byudzhetno-nalogovoi politike: nalogi i raskhody. 2011; 40-68. (In Russ).]

5. Мэнкью Н., Вайнцерль Г. Исследование оптимальной политики стабилизации экономики, 2015. - 230-72 стр. [Menk'yu N, Vaintserl' G Issledovanie optimal'noi politiki stabilizatsii ekonomiki. 2015; 230-72. (In Russ).]

6. Рамей В. Могут ли государственные закупки стимулировать экономику?, 2014. - 680-85 стр. [Ramei V Mogut li gosudarstvennye zakupki stimulirovat' ekonomiku? 2014; 680-85. (In Russ).]

7. Элмендорф Д., Шейнер Л. Федеральная бюджетная политика с устойчиво низкими процентными ставками, 2017. № 18. - 154-57 стр. [Elmendorf D, Sheiner L Federal'naya byudzhetnaya politika s ustoichivo nizkimi protsentnymi stavkami, 2017. № 18; 154-57. (In Russ).]

8. Суарес С., Хуан К., Филипп В. Оценка локальных фискальных мультипликаторов, 2014. -26-51 стр. [Suares S, Khuan K, Filipp V Otsenka lokal'nykh fiskal'nykh mul'tiplikatorov, 2014; 26-51. (In Russ).]

9. Делонг Б., Саммерс Л. Фискальная политика государства, 2016. - 235-248 стр. [Delong B, Sammers L Fiskal'naya politika gosudarstva, 2016; 235-248. (In Russ).]

АНАЛИЗ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2019 ГОД

Синиченко Олеся Андреевна

к.э.н., доцент, доцент кафедры экономики и финансов Таганрогский институт управления и экономики

В статье рассматриваются основные показатели банковского сектора Российской Федерации за 2019 год. Прошлый год в банковской сфере можно назвать достаточно стабильным. Однако, необходимо особенно отметить такие факты, как очередное снижение ключевой ставки, что привело к снижению ставок по кредитам и депозитам. Автором были проанализированы динамика числа кредитных организаций (динамика отрицательная на протяжении всего рассматриваемого периода, причины: отзыв лицензии, самостоятельный уход с банковского рынка, укрупнение), показатели Т0П-10 банков страны по активам, кредитному портфелю физических и юридических лиц (практические по всем показателям лидирует ПАО «Сбербанк»). В статье также приводятся ключевые изменения в банковском секторе прошлого года, в том числе со стороны законодательства.

Ключевые слова: банковский сектор, Банк России, ключевая ставка, санация, лицензирования кредитных организаций.

Читайте также: