Признаки по которым определяется превышение критической точки налогообложения

Опубликовано: 13.05.2024

Для определения безубыточности производства продукции рассмотрим взаимосвязь между выручкой, прибылью, переменны ми и постоянными затратами.

Общие затраты производства, которые делятся на постоянные (ПОСТЗ) и переменные затраты (ПЕРЗ), можно представить в ви де равенства:

где р1 — переменные затраты на единицу изделия; К — объем производства.

Выручка от реализации определяется отношением:

где Ц — цена единицы изделия.

Тогда связь между прибылью, выручкой, постоянными и пере менными затратами характеризуется соотношением:

Оценим влияние выручки и затрат на прибыль исходя из предположения, что прибыль предприятия должна быть неотрицатель ной, т.е. ПРП > О

Если прибыль предприятия равна нулю: ПРП = О, то этом случае выручка предприятия равна затратам, т.е. пред приятие имеет нулевую прибыль: ПРБ = О, В = ЗАТ.

Основные показатели, характеризующие такую ситуацию:

1. Удельная маржинальная прибыль

2 . Критический объем производства

3. Запас производственной прочности, диапазон производственной прочности, уровень производственной прочности

4. Маржинальная прибыль

5. Критический объем выручки

6. Запас финансовой прочности

7. Диапазон финансовой прочности

8. Уровень финансовой прочности

____________________________________________________________________________________________

Удельная маржинальная прибыль.

Разность между ценой единицы продукции и переменными за тратами на ее производство называется маржинальной прибылью на единицу продукции или удельной маржинальной прибылью

Критический объем производства.

Объем производства и реализации, при котором предприятие имеет нулевую прибыль, называется критическим - Ккр (точка безубыточности).

Значение критического объема производства (Ккр) определя ется из соотношения:

С увеличением критического объема снижается прибыль пред приятия. Основными факторами, влияющими на величину крити ческого объема производства, являются:

увеличение постоянных затрат, приводящее к увеличению критического объема производства, соответственно с уменьшением постоянных затрат уменьшается критический объем производ ства;

увеличение переменных затрат на единицу продукции при неизменной цене, приводящее к увеличению критического объема производства, соответственно с уменьшением переменных затрат на единицу продукции уменьшается критический объем производ ства;

увеличение цены реализации при неизменных переменных затратах на единицу продукции, приводящее к уменьшению крити ческого объема производства.

Очевидно, что критический объем производства уменьшается в том случае, если темп роста постоянных затрат меньше, чем темп роста маржинального дохода на единицу продукции.

_________________________________________________________________________________________

Запас производственной прочности.

Разность между фактическим (Кфакт) и критическим объемом производства (Ккр) характеризует запас прочности производства в натуральном выражении (ЗПР):

Если Кфакт > Ккр, то от производства и реализации продукции предприятие получает прибыль, если значение ЗПР отрицательное, то предприятие от производства и реализации данной продукции имеет убытки.

При Кфакт > Ккр можно задать диапазон производственной прочности -ДПП и уровень производственной безопасности У(ЗПП):

Чем больше значение Упрб, тем эффективнее производство и сбыт данной продукции.

Маржинальная прибыль.

Разность между выручкой от продаж и переменными затратами называется маржинальной прибылью (МПР). Это та часть выруч ки от реализации продукции, которая остается на покрытие посто янных затрат и образования прибыли:

Критический объем выручки.

Критический объем выручки (или порог рентабельности) (Вкр), при которой прибыль равна нулю, определяется по формуле:

Запас финансовой прочности.

Разность между фактической и критической выручкой характе ризует запас финансовой прочности предприятия (ЗФП):

Если значение запаса финансовой прочности отрицательное, то основная деятельность предприятия является убыточной. Если значение ЗФП > 0, то производственная деятельность предпри ятия неубыточная.

Диапазон финансовой прочности.

Отношение критического объема выручки к фактической величине

Налоговая система и ее принципы. Как писал Бенджамин Франклин, «в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги (безо всякого встречного удовлетворения).

Налоги появляются с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства. Государство должно иметь средства для выполнения своих функций, основными из которых являются:

1) определение правил ведения экономической деятельности – «правил игры» (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.);

2) поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей, обеспечение экономического роста);

3) производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);

4) социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т. д.);

5) борьба с отрицательными внешними эффектами (экологическая безопасность и др.).

Средствами для оплаты расходов государства в первую очередь выступают налоги. Поскольку услугами государства (которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоговая система включает в себя: а) субъект налогообложения (кто должен платить налог); б) объект налогообложения (что облагается налогом); в) налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой. Чтобы рассчитать сумму налога (T), следует величину налогооблагаемой базы (BT) умножить на налоговую ставку (t):

Принципы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом в его великом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 г. По мнению Смита, налоговая система должна быть, во-первых, справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных); во-вторых, понятной (налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он); в-третьих, удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику); в-четвертых, недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

В основу современной налоговой системы положены принципы справедливости и эффективности. Налоговая система должна обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов на микроуровне (уровне отдельного производителя). Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).

Виды налогов. Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные. Прямой налог – это налог на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т. п.). К прямым налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство, налог на имущество, налог с владельцев транспортных средств и др. Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – это один и тот же агент.

Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку данный налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость – НДС (этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе России), налог с оборота, налог с продаж, акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, ювелирные изделия, меха), таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров).

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах две трети налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой аналогичную долю налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения). По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений в условиях обесценения денег.

В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: 1) пропорциональный налог; 2) прогрессивный налог; 3) регрессивный налог.

При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода, поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода. Прямые налоги (за исключением подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными. С точки зрения способа установления налоговой ставки пропорциональными налогами выступают также косвенные налоги.

Пропорциональный налог

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Пример прогрессивного налога – подоходный налог. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако она вряд ли содействует повышению эффективности производства.

Прогрессивный налог

При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

Регрессивный налог

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях не наблюдается – прямых регрессивных налогов нет. Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они занимают в доходе покупателя (а не с точки зрения установления ставки налога), являются регрессивными, причем чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является.

Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги. Поскольку косвенный налог – это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1 %, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб. – лишь 0,05 %.

В макроэкономике налоги также делятся на автономные и подоходные. Автономные (или аккордные) налоги (?Т) – это налоги, которые не зависят от уровня дохода. Подоходные налоги зависят от уровня дохода, их величина определяется по формуле: tY, где t – налоговая ставка, Y – совокупный доход (национальный доход или валовой внутренний продукт).

Сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна


Различают среднюю и предельную ставки налога. Средняя ставка налога – это отношение налоговой суммы к величине дохода:

tср = (Т / Y) ? 100 %.

Предельная ставка налога – это величина прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода (она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при росте дохода на единицу).

Предположим, что в экономике действует прогрессивная система налогообложения и доход до 50 тыс. долл. облагается налогом по ставке 20 %, а свыше 50 тыс. долл. – по ставке 50 %. Если человек получает 60 тыс. долл. дохода, то он выплачивает сумму налога, равную 15 тыс. долл. (50 ? 0,2 + 10 ? 0,5 = 10 + 5 = 15), т. е. 10 тыс. долл. с суммы в 50 тыс. долл. и 5 тыс. долл. с суммы, превышающей 50 тыс. долл., т. е. с 10 тыс. долл. Средняя ставка налога будет равна 15 / 60 = 0,25, или 25 %, а предельная ставка налога равна 5 / 10 = 0,5, или 50 %.

Соотношение средней и предельной налоговых ставок позволяет определить систему налогообложения: а) при прогрессивной системе налогообложения предельная ставка налога больше средней; б) при пропорциональной системе налогообложения средняя и предельная ставки налога равны; в) при регрессивной системе налогообложения предельная ставка налога меньше средней.

Ставка процента (t), которая используется в формуле макроэкономической налоговой функции, представляет собой предельную налоговую ставку, и величина налоговой суммы рассчитывается по отношению к приросту величины валового внутреннего продукта или национального дохода.

Воздействие налогов на экономику. Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

1. Совокупный спрос. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса – потребительские расходы и инвестиционные расходы и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (рис. 10.1, б). И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос (рис. 10.1, а).


Рис. 10.1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос:

а) снижение налогов; б) рост налогов

Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от AD1 до AD2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Следовательно, эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает и рост уровня цен (от Р1 до Р2) и вследствие этого является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов (рис. 10.1, б).

2. Совокупное предложение. Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а уменьшение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Опыт подробного изучения воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р. Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции экономической теории предложения Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис. 10.2), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т. е. логических рассуждений и теоретического умозаключения.) В своем анализе Лаффер исходил из налоговой функции: Т = tY, т. е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой активности и величину налоговых поступлений.


Рис. 10.2. Кривая Лаффера

Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (tопт), при которой налоговые поступления максимальны (Тmax). Если увеличить ставку налога (например, до t1), то уровень деловой активности снизится и налоговые поступления сократятся (до Т1) вследствие уменьшения налогооблагаемой базы. Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 1980-х гг. предложил такую меру, как снижение ставки налога (и на доходы экономических агентов, и на прибыль корпораций). По его мысли, ставки подоходных налогов, существовавшие в американской экономике, превышали оптимальную величину, поэтому экономика находилась на «плохой стороне» кривой (точка А). Снижение ставок подоходного налога (от t1 до tопт), по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (т. е. роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы: во-первых, преодолеть стагфляцию и, во-вторых, увеличить (в результате роста налогооблагаемой базы) налоговые поступления в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита. При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию (рис. 10.1, а), влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (от Y1 до Y *) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2) (рис. 10.3) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.


Рис. 10.3. Воздействие снижения налогов на совокупное предложение

Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства, но и важным инструментом стабилизации экономики.

2.Теория прав собственности рассматривает проблемы …

Размывания прав собственности

Спецификации прав собственности

Многообразия форм собственности в современной экономике

Возникновения прав собственности

3.Признаки, по которым определяется превышение критической точки налогообложения…

Непропорционально медленный рост поступлений в бюджет или их сокращение при очередном повышении налоговой ставки

Уменьшение капитальных вложений, снижение темпов экономического роста и ухудшение материального положения населения

Скрытое и явное уклонение от налогов (рост теневой экономики)

Широкая дифференциация налогов

Разнообразие льгот отраслям и фирмам

4.Косвенные налоги…

Налог на прибыль

Налог на недвижимость

5.К принципам рационального природопользования относятся…

соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды и ответственность за экологические правонарушения

Получение максимальной экономической прибыли при использовании природных ресурсов субъектами хозяйственной деятельности

Международное сотрудничество в решении экологических проблем

Гласность в работе и тесная связь с общественными организациями в решении экологических проблем

6. Задачи территориального регулирования экономики…

Обеспечение эффективной территориальной специализации, которая ведет к повышению эффективности экономики страны

Организация регионального хозяйственного комплекса как единого целого

Повышение уровня жизни населения, проживающего в регионе

Поддержание сбалансированности национальной экономики

7. Из перечисленных пунктов к ситуации поиска ренты относится:

Когда аграрное лобби проталкивает в парламенте решение об увеличении субсидий фермерам

Рассмотрение парламентом закона о более полном изъятии природной ренты у нефтедобывающих компаний

Когда региональное правительство обеспечивает пенсионерам бесплатный проезд на общественном транспорте

требование законодательного собрания об увеличении рентных платежей за пользование землями, находящимися в государственной собственности

8. Наиболее предпочтительные инструменты государственного регулирования агропромышленного производства…

Дотирование и компенсация части затрат сельхозпроизводителей

Повышение доступности кредитных средств

1. метод расчета и анализа денежных потоков

показывать основные источники притока и направления отто­ка денежных средств;

оперативно делать выводы относительно достаточности средств для платежей по текущим обязательствам;

использовать полученную информацию для прогнозирования денежных потоков;

контролировать все поступления и направления расходования денежных средств, так как денежный поток непосредственно связан с регистрами бухгалтерского учета (главной книгой, журналами-ордерами и иными документами);

показывает куда вложены деньги, и таким образом по­зволяет определить взаимосвязь полученной прибыли с денеж­ным потоком;

при использовании в оперативном управлении денежными по­токами дает возможность контролировать соотношение между финансовым результатом и собственными оборотными сред­ствами;

позволяет выявить наиболее проблемные места в деятельности предприятия (скопления иммобилизованных денежных средств) и разработать пути выхода из критической ситуации.

2. Анализ денежных потоков с точки зрения объемов может быть

(1) то есть связан с определенной конкретной целью,

(2)связан с деятельностью отдельного подразделения,

(3)охватывает все стороны деятельности пидприемства.

3. Основные возможные причины дефицита денежных средств

· падение объема продаж, обусловленное потерей одного или более крупных покупателей и недостатками в управлении ассортиментом продукции;

· слабого финансового планирования;

· отсутствия финансовой службы;

· несвоевременное погашение дебиторской задолженности;

· сильная конкуренция на отдельных сегментах рынка;

· высокая налоговая нагрузка;

4. Сопоставьте ответы

Притоки по инвестиционной деятельности

Оттоки по инвестиционной деятельности

· -поступление выручки от реализации внеоборотных активов;

· - поступление выручки от продажи ценных бумаг и прочих финансовых вложений;

· - поступления от погашений займов, предоставленных другим организациям;

· - получение дивидендов и процентов.

· - оплата, приобретенных внеоборотных активов;

· - оплата, приобретенных финансовых вложений;

· - выдача авансов на приобретение внеоборотных активов и финансовых вложений;

· - предоставление займов другим организациям;

· - вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций.

Вопросы с установлением порядка порядком

1.Управление денежными потоками

Анализ денежных потоков(1)

Контроль за поступлением и использованием денежных средств(4)

Планирование денежных потоков(2)

оптимизация денежных потоков(3)

2. С учетом обеспечения выполнения перечисленных функций контроллинг денежных потоков предприятия на предприятии строится по следующим основным эта­па

Определение видов и сферы контроллинга(2)

Построение системы мониторинга показателей, включаемых в контроллинг денежных потоков (5)

Формирование системы приоритетов контролируе­мых показателей(3)

Определение объекта контроллинга.(1)

Разработка системы количественных стандартов контроля(4)

Формирование системы алгоритмов действий(6)

Вопросы со свободным ответом:

1.Метод регулирования валютного курса путем изменения Центральным банком учетной ставки с

целью оптимизации притока валютных средств — это:

валютная дисконтная политика

2. Основным методом регулирования естественных монополий является:

3. Основы государственного устройства Российской Федерации, системы управления, в том числе и

4. Государственные Минимальные Социальные Стандарты применяется для определения показателя:

Бюджетные полномочия местного самоуправления определяются …
Концепцией регионального социально-экономического развития территории
Финансовой автономией территории
Государственным законодательством
Степенью капитализации средств хозяйствующих субъектов, расположенных в данном регионе

Необходимость государственного регулирования обосновывается представителями …
Направления экономической теории
Классического
Неоклассического
Кейнсианского

Кейнсианская антиинфляционная политика включает …
Повышение учетной ставки
Сокращение дефицита госбюджета
Увеличение государственных расходов
Сокращение налоговых ставок

Решение проблемы внешних эффектов по Р. Коузу предполагает …
Уплату нарушителем единовременного штрафа
Решение вопроса между производителем экстерналий и пострадавшими без привлечения государства
Решение вопроса между производителем экстерналий и пострадавшими в суде
Введение государством налога на производителей экстерналий

В структуру банковской системы России не входит(ят) …
Центральный банк России
Сбербанк Российской федерации
Региональные коммерческие банки
Фондовые биржи

Часть совокупных расходов, на которую государство может влиять непосредственно:
Частные инвестиции
Импортируемые товары и услуги
Объем государственных закупок товаров и услуг
Расходы домохозяйств

Учебная дисциплина, лежащая в основе главных положений и понятий дисциплины ЭОС
Психология
Экономическая теория
Маркетинг
Логистика

Эффективным является такой объем чистого общественного блага …
Когда благо производится с наименьшими издержками
Когда общественные предельные издержки производства блага равны общественным предельным выгодам его потребления
При котором никто не ограничен в его потреблении
Когда частные предельные издержки производства блага равны общественным предельным выгодам его потребления

Антициклическое регулирование экономики направлено на …
Сокращение кризисного падения производства
Ускорение экономического роста
Стабилизацию экономического развития
Увеличение численности занятых в производстве работников

К функциям государства в рыночной экономике не относится
Законотворческая деятельность
Поддержание конкурентной среды
Установление цен на продукцию частного сектора
Антициклическое регулирование экономики

«Разрыв бедности» — это …
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума
Абсолютная величина национального дохода, необходимого для того, чтобы доходы всего бедного населения поднялись до уровня прожиточного минимума
Доля национального дохода, от которого общество предпочло бы отказаться для того, чтобы в обществе возникло равномерное распределение дохода

Кейнсианское направление экономической теории может быть определено как …
Экономика предложения
Экономика спроса
Теории экономики свободного предпринимательства
Институциональная экономика

Фискальная функция налогов заключается в …
Собирании средств для государственного бюджета
Стимулировании различных форм производственной деятельности
Перераспределении национального дохода
Контроле за движением цен на товары и услуги

Государственные расходы увеличивают реальный ВВП когда государственные расходы …
Направляются на закупки товаров и услуг, а не на оплату труда чиновников
Финансируются за счет выпуска государственных займов
Не вытесняют равновеликого объема расходов в негосударственном секторе экономики
Сопровождаются увеличением предложения денег

Признаки, по которым определяется превышение критической точки налогообложения
Широкая дифференциация налогов
Уменьшение капитальных вложений, снижение темпов экономического роста и ухудшение материального положения населения
Скрытое и явное уклонение от налогов (рост теневой экономики)
Непропорционально медленный рост поступлений в бюджет или их сокращение при очередном повышении налоговой ставки

В рамках институционального подхода границы государства определяются …
Его захватнической политикой
Его способностью осуществлять контроль на определенной территории и облагать налогом граждан
Политической волей лидеров государства
Установлением формальных «правил игры» на определенной территории

Циклический характер развития экономики проявляется в …
Колебаниях экономической конъюнктуры
Периодических спадах деловой активности
Периодических подъемах деловой активности
Стагнации экономики страны

Термин, наиболее точно выражающий отказ государства от жесткого вмешательства в управление экономикой
Разгосударствление
Национализация
Акционирование
Демонополизация

Макроэкономическая модель экономики страны создается для …
Отражения идеального функционирования экономики
Анализа влияния эндогенных переменных на экзогенные в экономической системе
Точного отражения процессов, протекающих в экономике
Выявления принципиальных экономических связей и пропорций между элементами национальной экономики и осуществления экономических прогнозов

Сумма всех расходов хозяйствующих субъектов страны на иностранные товары за вычетом доходов, полученных от продажи товаров за рубежом является …
Сальдо торгового баланса
Национальным потреблением
Национальными сбережениями
Чистым импортом

Косвенные налоги
Таможенные пошлины
НДС
Акцизы
Налог на недвижимость

По масштабам изъятия дополнительными не являются налоги на …
Доходы
Наследство
Имущество
Транспортные средства

Чем более развитой является рыночная экономика, тем функции государства в ней …
Слабее
Сильнее
Нейтральнее
Многообразнее

Среди инструментов денежно-кредитной политики государства нет …
Операций на открытом рынке
Рефинансирования банков
Изменений в налоговой базе
Депозитных операций

Главная целевая установка социально-экономического развития страны
Рост благосостояния народа
Повышение уровня благосостояния правящего класса
Борьба с инфляцией монетаристскими методами
Повышение уровня денежных доходов населения

Принцип распределения налогового бремени используется при анализе налогообложения …
Субъектов хозяйственной деятельности (физических и юридических лиц)
Транснациональных корпораций, действующих на территории РФ
Российских и иностранных юридических лиц
Отдельных экономических районов в пределах одного государства

Для определения величины национального дохода необходимо …
Вычесть из величины ВВП сумму амортизационных отчислений за данный период времени и сумму косвенных налогов
Вычесть из величины ВНП сумму косвенных налогов
Прибавить к ВВП сумму государственных социальных трансфертных платежей

Утверждение: «Если децентрализация не влияет на уровень издержек, то децентрализованное принятие решение в отношении поставки локального общественного блага, либо эффективнее централизованного, либо не уступает ему с точки зрения эффективности» является …
Гипотезой Тибу
Теоремой о централизации
Теоремой о децентрализации

Экономическая роль государства проявляется в …
Структурных преобразованиях
Экономических функциях
Реформировании экономики
Развитии конкуренции

Сумма объема потребления и объема сбережения за текущий период времени равна …
Величине инвестиций и затрат на потребительские товары
Объему дохода
Объему всех выкупленных ценных бумаг и сбережений населения
сумме средств, вложенных в производство и израсходованных в нематериальной сфере

При обосновании налоговой политики следует четко определить границы налогообложения. Многовековая история развития налогов убедительно показывает, что налогообложение имеет определенные пределы.

Немаловажное значение в налоговой политике имеет понятие справедливости. Справедливость в налогообложении относительна, изменяется по мере развития производительных сил, культуры, исторических традиций и т.д. Учение о справедливости в налогообложении распадается на два вопроса: кто должен платить налоги и как достигнуть уравнительности?

В вопросе о том, кто должен платить налоги, большинство ученых и практиков едины в том, что должен действовать принцип всеобщности налогообложения. Вместе с тем широкое распространение получило мнение о том, что малые доходы должны быть освобождены от налогов. Многие экономисты отмечали, что надо освобождать от налога доход, который обеспечивает условия, необходимые для здоровой жизни, но без какого-либо превышения этого уровня. Величина дохода, который освобождается от налога, различается по странам и временным периодам.

Важную роль для национальной экономики имеет обоснование оптимального налогового бремени. Начиная с XIX в. делаются попытки сравнивать налоговое бремя различных стран. Сопоставление налогового бремени связано с целым рядом трудностей: различна покупательная способность денег, нелегко суммировать государственные и местные налоги, сложно классифицировать доходы и расходы, учитывать различия в составе населения.

Разные ученые выдвигали различные подходы к обоснованию налогового бремени. Предлагалось, например, определять его как отношение суммы налогов на душу населения к платежеспособности. Отдельные экономисты считали, что предпочтительнее сравнивать суммы дохода, остающиеся после уплаты налогов. В настоящее время практически все пришли к единому мнению, что наиболее достоверную картину, позволяющую сравнивать отдельные страны, дает доля налогов в валовом внутреннем продукте.

Сопоставлять налоговое бремя России и зарубежных стран без учета социальных программ и обязанностей государств нельзя. Сравнение уровней налоговых изъятий в развитых, развивающихся странах и странах с переходной экономикой некорректно еще и потому, что существует корреляционная зависимость между уровнем благосостояния страны (ВВП на душу населения) и максимально возможной долей налоговых изъятий. Общей закономерностью является то, что при относительно низком экономическом развитии страны имеет место тенденция уменьшения и налогового бремени.

Экономической теорией верхняя граница налогового бремени определена в пределах 30 - 50% доходов. Считается, что за пределами оптимальной ставки налогообложения находится "налоговая ловушка", при которой невыгодны инвестиции и расширение производства. Российское налоговое бремя, по мнению многих экспертов, превышает "налоговую ловушку". Налоги в России выполняют несвойственную им функцию перераспределения всего валового продукта, а не только дохода. В такой ситуации отечественные производители хронически испытывают недостаток средств для поддержания нормального процесса расширенного воспроизводства.

В поисках оптимальной схемы налогообложения ученые с помощью эмпирических методов пытались найти предельные ставки налогов, выше которых предприниматели теряют стимул к производству. Широкую известность приобрела кривая Лаффера, названная по имени американского экономиста А. Лаффера. Согласно его исследованиям рост ставки налога только до определенного значения ведет к увеличению налоговых поступлений, дальнейшее же ее повышение обусловливает, напротив, их уменьшение. Кривая Лаффера отражает объективную зависимость. В то же время установить конкретное расположение критической точки на кривой очень трудно, и она определяется эмпирическим путем. При этом необходимо учитывать множество факторов как в сфере производства и обращения, так и в сфере потребления.

Теоретические предложения в области налогообложения не всегда приносят желаемый результат на практике. Например, в США в 1980-х гг. администрацией президента Р. Рейгана были приняты предложения экономистов по снижению налогов. Предполагалось, что возросшая интенсивность труда возместит потери налоговых поступлений. Однако в реальности предсказания на основе кривой Лаффера о том, что доходы возрастут после снижения налогов, оказались неверными. В результате из-за сокращения федеральных доходов федеральный бюджет в 1983 г. характеризовался огромным дефицитом - около 200 млрд долл. Следовательно, при принятии конкретных решений в области налогообложения помимо налоговой политики нужно руководствоваться политикой в области цен, доходов, процентов.

Читайте также: