Безвозвратностью налогового платежа означает

Опубликовано: 07.05.2024

date image
2018-01-08 views image
1184

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Тесты на 1 рубеж

1.Доходы для целей налогообложения подразделяются на:

+доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, внереализационных доходов

доходы от реализации товаров (работ, услуг) и внереализованные доходы

доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав

2,Применять кассовый метод признания доходов имеют право организации, у которых сумма выручки:

+за предыдущие четыре квартала не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал

за предыдущие три квартала, не превысила 1 млн. руб

не превысила 1 млн. руб. в месяц

3,К доходам от реализации относятся:

+выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, выручка от реализации ранее приобретенных товаров; выручка от реализации имущественных прав

выручка от реализации ранее приобретенных товаров, выручка от реализации имущественных прав

выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, выручка от реализации имущественных прав

4,При методе начисления датой признания доходов от долевого участия в других организациях признаётся:

+дата поступления денежных средств на расчетный расчет

дата осуществления расчетов в соответствии с заключенным договором

последний день отчетного периода

5,При методе начисления доходы от реализации товаров признаются:

+на дату перехода права собственности

на дату поступления денежных средств на расчетный счет

на дату, когда были понесены расходы по получению дохода

6,Доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, при методе начисления признаются:

+в последний день отчетного периода

в первый день отчетного периода

по усмотрению сторон

7,Доходы от сдачи имущества в аренду при методе начисления признаются:

при поступлении денежных средств на расчетный счет

+при осуществлении расчетов в соответствии с условиями договора

по распоряжению руководителя

8,Денежная оценка вклада товарища по договору простого товарищества, производится:

+по соглашению между товарищами

по остаточной стоимости

по рыночной стоимости

В состав внереализационных доходов включаются.

+доходы, распределенные в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе

доходы в виде стоимости безвозмездно полученного имущества от организации, уставный капитал которой более чем на 50% состоит из вклада принимающей организации

суммы в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов в порядке, установленном законодательством РФ

стоимость имущества, полученного в форме залога

Какой нормативно-правовой акт обязывает налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги?

+Налоговый кодекс РФ;

Гражданский Кодекс РФ;

Уголовный кодекс РФ;

Кодекс об административных правонарушениях.

В какой форме производится уплата налога (сбора)? Выберите наиболее полный ответ.В

+наличной денежной форме;

+В безналичной денежной форме;

В денежной форме в валюте РФ;

В денежной форме, преимущественно в валюте РФ. В исключительных случаях, предусмотренных законом, допускается уплата налога в натуральной форме;

При помощи казначейских налоговых освобождений.

Что понимается под безвозвратностью налогового платежа?

Возврат уплаченного налога невозможен;

Возврат налога не производится по истечении срока исковой давности (3 года);

Налоги не возвращаются, а засчитываются в текущие платежи;

Возврат налога возможен в случае предоставления в налоговый орган декларации, где сумма налога заявлена к возмещению;

+Возврат налога возможен в случае его переплаты, предоставления права на налоговые вычеты или реализации налоговой льготы, в порядке, установленном ст. 78 НК РФ. ?

?13,Перечислите лиц, обязанных уплачивать налоги:

Налогоплательщики, налоговые агенты;

Налогоплательщики, сборщики налогов, налоговые агенты;

§ 1. Понятие налога. Основные начала и функции налогообложения

Становление рыночной экономики в Российской Федерации изменило структуру источников обеспечения государства финансовыми ресурсами. Основным источником государственных доходов на данном этапе развития экономики являются налоги.
Под государственным доходом понимаются финансовые (денежные) ресурсы, поступившие из различных источников в распоряжение государства, которые позволяют ему решать задачи публичного характера и осуществлять необходимые государственные функции.
Анализируя источники доходов в федеральный бюджет, можно сделать вывод о том, что в последние годы за счет налогов формируется 75—80% федерального бюджета*.
---------------------
* Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. № 227 “О федеральном бюджете на 2000 год”.

В зависимости от порядка формирования и взимания все обязательные платежи можно разделить на три основные группы: налоги, сборы и пошлины.
Налоги — это взносы, устанавливаемые государством, выступающим в качестве субъекта публичного права, так как оно защищает общезначимые интересы всего народа и действует от его имени. Исходя из этого следует сказать, что всеми вопросами налогообложения должна заниматься исключительно законодательная власть. Основные положения о налогах в нашей стране закреплены Конституцией РФ (ст. 57, 71, 72, 132). Конституционные нормы позволили создать федеральные законы Российской Федерации, которые стали главными источниками налогового права.
За рубежом правовая наука придает большое значение определению понятия налога, поскольку в нем отражена сущность и характерные особенности правоотношений, имеющих место в процессе взимания налогов. Однако в ранее принятом Законе РФ “Об основах налоговой системы” от 27 декабря 1991 г. не проводилось четкой грани между налогом и другими платежами. Согласно ст. 2 данного закона “под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами”*.
---------------------
* ВВС. — 1992 г. — № 11. — Ст. 527.

Следовательно, в нем дано единое определение для налога, сбора, пошлины и другого платежа как обязательного взноса в бюджет соответствующего уровня. Такое недостаточно четкое определение является следствием того, что налоги, пошлины и сборы — категории одного рода, имеющие общие признаки, характерные для всех платежей. К этим признакам законодатель относит такие, как законно установленная форма определения порядка и условий их взимания, обязательность уплаты, принудительный характер изъятия, связь платежа с бюджетом (или внебюджетным фондом), а также безэквивалентность критерия. Однако понятие “налог” следует отделять от понятий “сбор”, “пошлина” и других исходя из следующих причин.
Во-первых, сборы и пошлины взимаются государственными и местными органами за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права. Эти платежи — не элементы услуги, хотя и уплачиваются в связи с ее оказанием. Они не являются ценой услуги, их можно отменить, а органы (учреждения), собирающие эти платежи, будут продолжать заниматься своей основной деятельностью.
Во-вторых, эти платежи взимаются с тех лиц, которые вступают в правовые отношения с соответствующим органом (учреждением) по вопросам получения нужных ему услуг. Плательщик свободно выбирает государственный (или местный) орган и уплачивает необходимую пошлину.
Определение понятия налог носит многогранный характер. Оно является правовой категорией и в то же время в его структуре должны быть элементы прикладного характера.
В определении налога как правовой категории с позиции финансового права должно содержаться главное — поступление средств государству для удовлетворения общественных расходов (налог — основной источник бюджета). Эти поступления основаны на переходе части собственности от организаций и физических лиц к государству.
В прикладной категории налога следует отразить все его основные признаки — нецелевой, безвозмездный, безвозвратный, безусловный, обязательный платеж, вносимый организациями и физическими лицами в бюджет соответствующего уровня.
По нашему мнению, в Налоговом кодексе РФ (далее — НК РФ) в п. 1 ст. 8 дано наиболее сбалансированное определение налога, которое отражает его общие черты и выражает сущность категории налога.
“Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований”.
Таким образом, в понятие “налог” вложены следующие юридические элементы: с одной стороны, это взимание денежных средств для формирования доходной части государственного бюджета; а с другой — одна из форм фискальных платежей.
Из понятия “налог” видно, что оно основано на следующих признаках платежа: обязательность и индивидуальная безвозмездность с указанием формы взимания — отчуждения принадлежащих лицам денежных средств.
Уплата налогов происходит в денежной форме, налоги не могут быть уплачены в натуральной форме. Однако в настоящее время в условиях кризиса неплатежей и общего экономического кризиса делается исключение в виде так называемых “налоговых зачетов”*.
---------------------
* Комментарий к Налоговому кодексу РФ, части первой (постатейный) /Автор комментариев и сост. А.Б. Борисов. — М.: Книжный мир, 1999. — С. 37.

Наиболее спорным является указание на то, что взимание налога происходит в форме отчуждения принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности денежных средств. Законодатель в посылке “в форме отчуждения” по-видимому имел в виду передачу части собственности в пользу государства*.
---------------------
* Отчуждать — передавать (имущество) в пользу другого лица, организации, государства (офиц.) /Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. — 23-е изд., испр. — М.: Рус. яз., 199I. — С. 482.

В гражданском праве отчуждение — один из способов осуществления собственником правомочия распоряжения принадлежащим ему имуществом, т.е. передача имущества в собственность другого лица. Различают отчуждение возмездное (купля-продажа) и безвозмездное (дарение). Однако закон предусматривает случаи отчуждения, которые осуществляются помимо воли собственника (т.е. в принудительном порядке по решению суда).
Однако с юридической точки зрения, наличие в соответствии с законодательством в понятии налога посылки “в форме отчуждения собственности” противоречит нормам Конституции РФ и принятому решению Конституционного Суда РФ по этой проблеме. В п. 3 ст. 35 Конституции РФ установлено, что “никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения”. С точки зрения судебной процедуры, взимание налогов с использованием формы отчуждения собственности влечет за собой предварительное предоставление налогоплательщику равноценного возмещения. А это противоречит основному признаку налога — индивидуальной безвозмездности.
В отличие от определения налога в понятии “сбор” отсутствует признак принудительного (индивидуально-безвозмездного) характера взимания; плательщику этих денежных средств предоставляется право участия или использования материальных и нематериальных объектов, т.е. появляется признак возмездного характера.
Согласно п. 2 ст. 8 НК РФ “Под сбором понимается обязательный взнос, взыскиваемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)”.
Характерный признак сбора то, что его уплата является одним из условий совершения государственными органами, органами местного самоуправления или иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, предоставление определенных прав или выдача разрешений (лицензий).
По мнению С.Д. Шаталова, отсутствие в определении упоминания о поступлении сумм сборов в бюджетную систему или внебюджетные фонды может явиться основанием для обсуждения вопросов о включении или невключении в налоговую систему многочисленных сборов неналогового характера, а также дискуссии о правомерности сборов неналогового характера*.
---------------------
* Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу РФ, части первой (постатейный). - М.: МЦФЭР. 1999. - С. 59.

В НК РФ не сформулированы понятия других платежей неналогового характера, таких, как государственная пошлина, таможенные платежи, таможенная пошлина и пр. Это позволяет использовать определения данных терминов из других источников.
Под государственной пошлиной понимается установленный обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами*.
---------------------
* Закон РФ “О государственной пошлине” от 9 декабря 1991 г. № 2005-1 (в ред. от 13 апреля 1999 г. № 76-ФЗ).

Таможенные платежи — это таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами РФ. Таможенная пошлина — это платеж, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза (п. 18, 19 ст. 18 Таможенного кодекса РФ).
В Российской Федерации реально существуют две формы налогового воздействия: налоговые и неналоговые платежи. В налоговом законодательстве нет разграничения между ними. Такая неопределенность делает возможным “отстранение от уплаты налогов собственника финансовых средств” и перекладывать налоговое бремя на третьи лица.
Основные начала и функции налогообложения. Правовое построение налоговой системы в Российской Федерации основано на руководящих началах, закрепленных в законах или подзаконных нормативных актах. Базовые основополагающие начала установления налогов и сборов субъектов Российской Федерации закреплены в Конституции РФ, Налоговом кодексе РФ.
К основным началам законодательства о налогах и сборах в первую очередь следует отнести: обязательность, безвозмездность и безвозвратность взимания налогов и сборов в государственный бюджет.
Обязательность представляет собой правовую обязанность налогоплательщика по отношению к государству. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ “каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы”. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации (ст. 2 НК РФ, часть первая). Эти отношения не зависят от воли участвующих в нем сторон. Налоговые обязательства возникают у налогоплательщика автоматически, если он обладает комплексом определенных признаков, указанных в законе. Но законодательство должно основываться на признании всеобщности и равенства плательщиков перед налоговым законом. В противном случае налицо верховенство законодательной власти в установлении налогов (ст. 57, 71, 76, 105, 106 Конституции РФ). “Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшение положения налогоплательщиков, обратной силы не имеют” (ст. 57 Конституции РФ).
Безвозмездность означает, что возникновение у налогоплательщика обязательства по передаче части своей собственности государству не влечет за собой возникновение у государства обязательства перед налогоплательщиком дать, сделать, предоставить что-либо именно ему. Налог — это индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств. Государство обеспечивает жизнедеятельность всего общества. Поэтому перед конкретным налогоплательщиком государство не имеет никаких обязательств.
Безвозвратность означает, что, во-первых, при уплате налогов право собственности на часть денежных средств переходит от налогоплательщиков к государству. Во-вторых, переход права собственности на сумму налога является абсолютным и не порождает у государства обязательств по возврату этой суммы или ее эквивалента налогоплательщику.
Несмотря на властный характер указанной статьи, следует отметить, что налогообложение граждан не носит характера наказания, т.е. не является мерой ответственности за какие-либо правонарушения. Взимание налогов и сборов налогоплательщик должен понимать как плату за возможность существования и ведения хозяйственной деятельности на данной территории.
Согласно следующему основному началу законодательством о налогах и сборах не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, а также налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места нахождения капитала. Налогообложение не должно носить дискриминационный характер и иметь различное применение исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных различий между плательщиками налогов.
Недопустимость произвольных налогов и сборов, не имеющих экономического основания, означает, что недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Установленные законом правила и процедуры взимания части собственности физических лиц и организаций в форме налогов и сборов не должны содержать основания, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, либо ограничивающие свободное перемещение в пределах Российской Федерации продукции (услуг) или финансовых средств налогоплательщика.
Государство, являющееся субъектом публичного права, взимает налоги от имени народа и подотчетно ему в расходовании собранных сумм. Поэтому прерогатива установления налогов и сборов и иных платежей принадлежит исключительно законодательной власти. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы или иные платежи (обладающие признаками, предусмотренными законом), если они не предусмотрены Налоговым кодексом РФ либо установлены в ином порядке, чем это определено НК РФ.
Если в процессе правового регулирования налоговых отношений или при применении налогового закона возникают коллизии, то в НК РФ предусмотрено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов и иных платежей).
Каково же значение налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме?
Основные функции налогов: фискальная, регулирующая и контрольная.
Фискальная функция налогов является основной. Она связана с взиманием части доходов физических лиц и организаций с целью формирования средств в государственном бюджете и во внебюджетных фондах. Эти средства расходуются на социальные услуги, хозяйственные нужды, обеспечение безопасности страны, содержание государственного аппарата и организаций непроизводственной сферы, не имеющих собственных доходов, но необходимых обществу (библиотеки, архивы, театры, музеи, научные и учебные учреждения), реализацию других государственных программ. Данная функция отражает основную роль налогов — формирование государственной казны с целью удовлетворения интересов, необходимых для существования общества и государства в целом.
Следующая важнейшая функция налогов в рыночной экономике — регулирующая. Дело в том, что в товарно-денежных отношениях проявляется специфическая особенность налогов — возможность государства регулировать социально-экономические процессы. Эффективно функционирующая рыночная экономика — это регулируемая экономика. И центральное место в системе регулирования принадлежит налогам.
Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях: регулирование рыночных и товарно-денежных отношений; регулирование развития народного хозяйства.
Первое направление регулирования рыночной системы непосредственно с налогами не связано. В данном случае в задачу государства входит создание “правил игры” на рынке. Для этого разрабатываются законы, нормативные акты и иные документы, регулирующие взаимоотношения всех субъектов рыночных отношений: производителей продукции, продавцов, покупателей; банков, фондов различного назначения; товарных и фондовых бирж, а также торговых домов, бирж труда и т.п.
Второе направление связано с регулированием социально-экономических процессов путем использования финансово-экономических методов воздействия государства на интересы граждан страны с целью развития экономики общества.
Не менее важной функцией налогов является контрольная функция. Ее цель — отслеживать полноту и своевременность поступления в государственный бюджет налогов, сборов и иных платежей, а также сопоставлять величину собранных средств с потребностями в них государства и возможностями налогоплательщиков. Результатом такого анализа являются рекомендации по реформированию налоговой системы и бюджетной политики. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции посредством налоговых проверок. В процессе налогообложения данные органы осуществляют контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и физических лиц, за получением доходов гражданами, источниками этих доходов, за использованием имущества, в том числе земельных участков. Лишь такая форма проведения налогового контроля позволяет сделать налоги эффективным механизмом регулирования экономики страны.
Рассмотренные функции налоговой системы осуществляются практически одновременно, поэтому их разграничение носит условный характер. Ясно лишь одно: формы и методы государственного воздействия на экономику основаны на социально-экономических отношениях по поводу распределения и перераспределения доходов. Степень этого воздействия определяется социально-экономической направленностью развития данных отношений.


А. В. Нестерович
автор статьи, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

С 1 января 2019 года вступила в действие статья 45.1 Налогового кодекса РФ. У некоторых экспертов и граждан сложилось мнение, что введение этой статьи предполагает полный перевод уплаты имущественных налогов физических лиц и НДФЛ на добровольную основу.

Единый налоговый платеж физических лиц – что это?

С 1 января 2019 года вступила в действие статья 45.1 Налогового кодекса РФ, которая вводит понятие единого налогового платежа физических лиц.

Предлагаю разобраться, что же такое единый налоговый платеж, а также развеять мифы, которые уже сложились вокруг данного нововведения.

На сегодняшний день согласно положениям статьи 45.1 НК РФ единый налоговый платеж физического лица — это денежные средства, которые гражданин добровольно перечисляет в бюджетную систему Российской Федерации с помощью одного платежного документа для уплаты налога на имущество физических лиц, транспортного и земельного налогов.

Идея единого налогового платежа была заложена законодательным органом еще при объединении имущественных налогов в части установления единого срока уплаты.

Все мы знаем, что в настоящее время срок уплаты транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц установлен как единая дата, в силу последних изменений это 1 декабря. Кроме того, физические лица получают единое налоговое уведомление о начисленных имущественных налогах по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 07.09.2016 N ММВ-7-11/477@.

Рассмотрим особенности уплаты и зачета единого налогового платежа физических лиц

В общем случае единый налоговый платеж физического лица перечисляется в бюджетную систему Российской Федерации по месту жительства физического лица либо по месту пребывания, если отсутствует место жительства в России. При отсутствии у физического лица и того и другого платеж перечисляется по месту нахождения одного из принадлежащих такому лицу объектов недвижимого имущества.

Зачет суммы единого налогового платежа физического лица осуществляется налоговым органом самостоятельно в счет предстоящих текущих платежей либо в счет уплаты недоимки по указанным налогам и (или) задолженности по соответствующим пеням. Причем здесь важно отметить, что зачет осуществляется в счет предстоящих платежей последовательно начиная с меньшей суммы налога. В случае отсутствия недоимки по налогам, зачет осуществляется последовательно начиная с задолженности по пеням с меньшей суммой, а в случае отсутствия задолженности по пеням - начиная с задолженности по процентам с меньшей суммой.

По результатам проведенного зачета налоговый орган сообщает налогоплательщику (физическому лицу) о принятом решении - о зачете суммы единого налогового платежа физического лица - в течение пяти дней со дня наступления установленного срока уплаты соответствующих налогов.

С 2020 года в статью 45.1 НК РФ вносятся изменения. Президент Владимир Путин подписал Федеральный закон, дополняющий положения Налогового кодекса РФ статьей 45.1, в частности, перечень налогов, учитываемых в едином налоговом платеже, дополнен налогом на доходы физических лиц, уплачиваемым в случае представления налоговым агентом сведений о невозможности удержания НДФЛ.

Развенчиваем мифы, сложившиеся вокруг единого налогового платежа

В средствах массовой информации началось бурное обсуждение нововведения как уже действующего с января 2019 года, так и запланированного на 2020 год.

У некоторых экспертов и граждан сложилось мнение, что введение в Налоговый кодекс РФ статьи 45.1 предполагает полный перевод уплаты имущественных налогов физических лиц и НДФЛ на добровольную основу. И эксперты охотно делятся рекомендациями, как заявить в налоговую инспекцию об отсутствии доброй воли на уплату налогов и, соответственно, полного отказа от уплаты имущественных налогов и НДФЛ.

Как бы ни хотелось принять эту радостную новость в качестве щедрого подарка, но придется развеять миф и взглянуть на нововведение с точки зрения практики применения законодательства о налогах. Нормы Налогового кодекса РФ взаимосвязаны между собой. Первая часть НК РФ устанавливает общие понятия и требования, которые полностью применимы для второй части НК РФ. Толковать одну часть без учета другой некорректно и непрофессионально.

Так, в главе 23 «Налог на доходы физических лиц», главе 28 «Транспортный налог», главе 31 «Земельный налог», главе 32 «Налог на имущество физических лиц» второй части НК РФ установлены обязанности по уплате налогов, их сроки уплаты и порядок исчисления. Отмечу, что в названных главах НК РФ отсутствуют условия о добровольной уплате налогов. А вновь введенная статья 45.1 НК РФ не отменяет действие второй части Налогового кодекса РФ по указанным налогам.

Итого: единый налоговый платеж позволяет упростить физлицам процедуру уплаты имущественных налогов, но никак не отменяет обязанность по уплате. А также ЕНП позволит исключить ситуации несвоевременной уплаты налогов в связи с опозданием доставки квитанций на момент наступления срока уплаты.

Иными словами, физическое лицо по всему своему имуществу сможет заплатить имущественные налоги одной суммой без заполнения реквизитов по каждому платежу. А с нового года к уже установленному перечню добавляется НДФЛ, который в силу каких-либо причин не смог удержать налоговый агент. Причем здесь важно отметить, что о ежемесячных удержаниях по НДФЛ с заработной платы в новой редакции статьи 45.1 НК РФ речь не идет.

В информации, выпущенной ФНС России, руководство службы подчеркнуло, что использование единого налогового платежа значительно сократит время, затрачиваемое на оформление платежных документов, а также минимизирует ошибки граждан при заполнении нескольких платежных документов.

Редакцию Т⁠—⁠Ж забросали вопросами про добровольные налоги. Нам присылают видео с подробным разбором новых федеральных законов, которые якобы превратили обязательные платежи в пожертвования. И вроде аж с 2019 года можно не платить налог на имущество, землю, а теперь еще и НДФЛ.

Мы не планировали подробно разбирать эту тему: чего только не напишут в интернете. Но писем с вопросами стало слишком много, а спорное видео набирает сотни тысяч просмотров. Пришла пора разобраться с добровольными платежами в налоговую. Да, такие действительно есть — и их можно не вносить. Но это не значит, что налоги отменили и можно отказаться от них с помощью заявления.

Вот как все обстоит на самом деле: объясняем закон и развенчиваем мифы.

Откуда слухи про добровольные налоговые платежи

В основе слухов о добровольности налогов — федеральный закон № 232-ФЗ. Такой закон на самом деле действует с 1 января 2019 года. Он ввел в налоговый кодекс статью 45.1 о едином налоговом платеже физического лица.

В этой статье налогового кодекса есть формулировка о добровольности. Она и породила слухи о том, что теперь все налоги физических лиц — это жест доброй воли, а вносить их необязательно. Вот несколько тезисов из статей и видео на эту тему:

  1. Налоги физлиц стали добровольными платежами.
  2. Их можно не вносить, потому что теперь это пожертвования.
  3. Платежи в бюджет нигде не учитываются и идут в карман налоговикам.
  4. От уплаты налогов можно отказаться по заявлению.
  5. Такое же заявление нужно написать работодателю, чтобы не платить НДФЛ.
  6. Пенсионеры могут запретить удержание НДФЛ с пенсии.
  7. Платить имущественные налоги не нужно.
  8. Сделать это смогут только те, у кого хватит знаний и силы духа.
  9. ФНС скрывает этот закон.

Все это стало результатом ошибочного толкования закона или желания намеренно ввести людей в заблуждение. А вот как работают эти нормы на самом деле.

Что такое единый налоговый платеж

Единый налоговый платеж — это новая сущность в налоговом кодексе, до 2019 года такого вообще не было. Его суть в том, что налоги физлиц можно платить авансом, не дожидаясь уведомления. Но это добровольный платеж: государство предоставило такую возможность и объяснило, как ею пользоваться, куда платить, когда можно зачесть или вернуть. В Т⁠—⁠Ж об этом платеже еще год назад вышел подробный разбор.

Физические лица платят три налога за свое имущество: на недвижимость, транспорт и землю. Инспекция считает суммы налогов и раз в год присылает уведомления каждому собственнику: вот сколько вы должны заплатить в бюджет до 1 декабря. Платить имущественные налоги — это не право, а конституционная обязанность.

Государство решило, что кто-то из налогоплательщиков захочет платить налоги авансом, не дожидаясь уведомлений. Например, чтобы не тратить всю сумму в конце года, а откладывать частями. Или просто человеку захочется выдать государству беспроцентный кредит. И вот ввели такой механизм — деньги можно в любое время вносить на так называемый авансовый кошелек. Они там лежат до срока уплаты, а потом автоматически списываются в счет начисленных налогов.

О целесообразности этого платежа долго спорили, и она до сих пор не очевидна, но все-таки закон приняли — и возможность вносить налоги авансом теперь есть у каждого.

Единый налоговый платеж на самом деле добровольный

Платить налог на имущество, землю и машину — это обязанность, которую никто никаким законом не отменял. Но платить их авансом с помощью единого налогового платежа — это право. Вы можете вносить деньги на авансовый кошелек, а можете не вносить. Никто не заставит.

Но когда придет время, налоговая инспекция обязательно направит уведомление и будет ждать уплаты начисленных сумм. А если они тем или иным образом не поступят в бюджет, их обязательно взыщут. Причем без суда в привычном понимании. Однажды банк просто спишет деньги с карты — и сослаться на видео с призывами не платить налоги не получится.

Авансовые платежи учитываются на лицевом счете

Говорят, что раз платеж добровольный, то он якобы не будет нигде учитываться. Это неправда. В законе есть целый раздел о том, куда попадают деньги и как потом засчитываются при уплате налогов.

В прошлом году мы проводили эксперимент, чтобы проверить, как работает механизм единого платежа. Не все прошло гладко: в день уплаты налога суммы с авансового кошелька не списались и в личном кабинете появилась задолженность по земельному налогу. Но через несколько дней все исправилось: деньги автоматически погасили остаток долга по имущественным налогам без начисления пеней.

С 2020 года неудобство с зачетом аванса только в последний день устранили. Теперь его засчитают не 1 декабря, а раньше, чтобы к сроку уплаты был понятен остаток. Если решите платить налоги авансом, не переживайте: деньги попадут куда положено, даже если вносить их не за себя.

НДФЛ тоже можно платить через авансовый кошелек

В налоговом уведомлении могут быть указаны не только имущественные налоги. Еще там может быть налог на доходы — но не тот, что удерживает работодатель с зарплаты, а тот, что налоговый агент не смог удержать из вашего дохода.

Например, если банк рефинансировал ипотеку и появилась материальная выгода. Или работодатель выдал подарок дороже 4000 Р , а работник уволился — и не получилось удержать с него НДФЛ. О таких суммах налоговые агенты сообщают в инспекцию, а инспекция указывает долг в уведомлении. Его нужно выплатить до 1 декабря следующего года.

В 2019 году единый налоговый платеж не погашал НДФЛ, его принимали только в счет налога на имущество, землю и транспорт. С 2020 года через авансовый кошелек можно добровольно платить и НДФЛ. Но только тот, что не смог удержать налоговый агент. Налог на доходы по декларации нужно заплатить до 15 июля обычным способом.

Отказаться от налогов по заявлению не получится

Советчики из интернета призывают идти в налоговую инспекцию и писать заявление: я, мол, отказываюсь платить налоги, потому что они стали добровольными, вот вам ссылка на закон. Но это не поможет.

Даже если заявление примут, в ответ придет разъяснение о том, что налоги нужно платить, их не отменяли и могут взыскать принудительно — по судебному приказу или через пристава.

Работникам предлагают отказаться от уплаты НДФЛ — тоже по заявлению на работе. А пенсионеров отправляют в пенсионный фонд, чтобы у них перестали удерживать налог с пенсии. Но работодатель все равно будет выдавать зарплату за вычетом налога на доходы, а НДФЛ с пенсий и так не удерживают.

Как-то специально отказываться от единого налогового платежа не нужно. Если хотите — вносите его через личный кабинет. Если не хотите платить налоги авансом — просто ничего не делайте, писать заявление не придется.

Как законно не платить или уменьшить налоги

Налоги на самом деле можно не платить, значительно их уменьшить или забрать из бюджета то, что туда уже перечислили. Для этого нужно использовать льготы и вычеты, следить за изменениями в законах и правильно их использовать.

Например, нужно вовремя подать заявление о льготе для мамы-пенсионерки, чтобы ее освободили от налога на квартиру и землю. Можно за пять минут прекратить регистрацию машины на свое имя, чтобы не платить за нее транспортный налог после продажи. Или собрать с платных клиник справки о расходах на анализы, лечение зубов и прием лора, чтобы вернуть 13% с помощью социального вычета.

В последнее время появились важные законы, которые помогут избавиться от налогов и сэкономить десятки тысяч рублей:

И это точно не слухи.



Может вы ещё статью сделаете о том, что СССР существует, РФ - это фирма и дальшеянепомнюещечто. Но нас везде обманывают))))


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В п. 1 ст. 45.1 НК РФ с 01.01.2020 Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ внесены изменения.
Единым налоговым платежом физического лица признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства налогоплательщиком - физическим лицом в счет исполнения обязанности по уплате транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц.
Каким образом физическое лицо может осуществить единый налоговый платеж?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Единый налоговый платеж (ЕНП) - это новый (начал работать с 01.01.2019) способ исполнения налоговых обязательств для физических лиц, использование которого позволяет:
- максимально упростить процедуру уплаты имущественных налогов и с 01.01.2020 НДФЛ (в отношении тех сумм налога, которые не смог удержать налоговый агент, и уплачиваемых на основании полученного от налогового органа налогового уведомления);
- сократить время, затрачиваемое на оформление платежных документов;
- минимизировать возможные ошибки, связанные с перечислением средств (неверное указание реквизитов, КБК, ошибки в суммах и т.п.).

Обоснование позиции:
Сразу отметим, что новый способ не исключает прежнего порядка исполнения налоговых обязательств, т.е. по факту получения налогового уведомления из налоговой инспекции отдельными платежами, а лишь упрощает его.
Единый налоговый платеж - это денежные средства, которые гражданин добровольно перечисляет в бюджетную систему Российской Федерации с помощью одного платежного поручения без детализации. Эта сумма зачисляется (можно авансом, не дожидаясь уведомления из инспекции) на соответствующий счет Федерального казначейства для уплаты следующих налогов:
- налога на имущество физических лиц;
- транспортного налога;
- земельного налога;
- НДФЛ (с 01.01.2020). Смотрите Вопрос: Что такое единый налоговый платеж и можно ли им оплачивать НДФЛ? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", октябрь 2019 г.)
- недоимки по указанным налогам и (или) задолженности по соответствующим пеням, процентам, подлежащим уплате в соответствии со ст. 64 НК РФ (п. 1 ст. 45.1 НК РФ; смотрите письмо УФНС России по Новгородской области от 06.08.2018 N 9-18/08970, письмо Минфина России от 15.04.2019 N 03-05-06-01/26594).
Вносить деньги на рассматриваемый счет может как сам налогоплательщик (физическое лицо), так и иное лицо (родители, супруг (супруга), работодатель и т.п.) (п. 2 ст. 45.1 НК РФ). Способы пополнения счета различны, перевести деньги можно (п. 4 ст. 58 НК РФ):
- через банк;
- через Почту России;
- через МФЦ;
- через кассу местной Администрации;
- через сервис "Личный кабинет налогоплательщика" (на главной странице кабинета в центре есть кнопка "Вы можете пополнить авансовый кошелек", нажав на которую можно перейти непосредственно к переводу денег).
Порядку уплаты ЕНП посвящена ст. 45.1 НК РФ, и если говорить в общем, то сводится он к следующему:
1. Физическое лицо перечисляет на специальный счет Федерального казначейства (ФК) указанными выше способами некую денежную сумму. Причем платеж может быть внесен в любое время единовременно или несколькими платежами в течение года, например, каждый месяц по 1000 рублей. Никаких ограничений по перечисляемой сумме не существует. Сумму платежа каждое лицо определяет самостоятельно, исходя из своих налоговых обязательств и финансового положения. Сроки уплаты каждый налогоплательщик определяет также сам, то есть перечислить деньги можно в любой момент, не дожидаясь уведомления от инспекции.
При определении общего размера ЕНП рекомендуем до получения налогового уведомления исходить из суммы налогов, уплаченных за прошлый налоговый период.
То есть, по сути, здесь применяется принцип электронного кошелька - на специальном счете аккумулируются денежные средства, предназначенные для уплаты имущественных налогов (п. 1 ст. 45.1 НК РФ). Хотя понятие "кошелек" в НК РФ и не упоминается, ФНС пользуется именно таким термином. В "Личном кабинете налогоплательщика" даже создан специальный функционал - "Кошелек".
2. Не позднее 30 дней до наступления срока уплаты соответствующих налогов от ИФНС (имущественные налоги - до 1 декабря) приходит налоговое уведомление о суммах имущественных налогов, причитающихся к уплате (п. 2 ст. 52 НК РФ).
На главной странице "Личного кабинета налогоплательщика" отображается информация о сумме ЕНП с возможностью "оплатить сейчас".
Напоминаем, что налогоплательщикам, получившим доступ к сервису "Личный кабинет налогоплательщика", налоговое уведомление в бумажном виде по почте не направляется, а приходит в электронной форме непосредственно в личный кабинет (п. 1 ст. 11.2 НК РФ).
Данные из налогового уведомления следует сравнить с остатком средств, находящихся в "кошельке". Если денег из "кошелька" на уплату налогов не хватает, то нужно довнести туда необходимую сумму или уплатить недостающую часть средств отдельным платежом в счет уплаты того или иного налога.
3. В момент наступления срока уплаты налогов накопленные в "кошельке" деньги налоговая инспекция автоматически спишет в счет уплаты конкретных налогов, а также в счет уплаты недоимки, пеней по ним, в счет уплаты процентов за отсрочку или рассрочку, если таковые имеются (п. 4 ст. 45.1 НК РФ).
Списание будет осуществляться последовательно начиная с меньшей суммы. Причем сначала будут списаны суммы недоимки, затем пени, затем проценты за отсрочку или рассрочку и лишь потом суммы в счет уплаты текущих платежей по имущественным налогам (п. 5 ст. 45.1 НК РФ).
4. На счете "кошелька" может образоваться некий остаток. То есть деньги, уплаченные сверх положенных сумм налоговых платежей, которые налоговая инспекция не зачла в счет предстоящих платежей по уплате налогов, недоимки, пеней или процентов. Эти средства можно:
- оставить в "кошельке" для уплаты налогов в следующих периодах;
- попросить ФНС их вернуть (п. 7 ст. 45.1 НК РФ).
Как было сказано выше, перевести средства в "кошелек" путем осуществления ЕНП имеют возможность не только сами налогоплательщики, но и любые иные лица. А вот требовать возврата этих средств может только сам налогоплательщик (п. 2 ст. 45.1 НК РФ).
Для того чтобы вернуть средства из "кошелька", необходимо написать заявление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14.12.2018 N ММВ-7-8/804@, которое подается в ИФНС по месту жительства (месту пребывания) любым удобным способом: по почте или лично. Кроме того, возможность подачи такого заявления реализована через сервис "Личный кабинет налогоплательщика".
Отметим, что заявление может быть передано в ИФНС в любое время, на любую дату. Если, к примеру, в январе гражданин перевел в "кошелек" некую сумму, а в апреле посчитал необходимым эту сумму вернуть, он имеет полное право претендовать на возврат своих средств. Однако частичный возврат средств, имеющихся в кошельке, невозможен, то есть вернуть часть средств, а другую часть оставить для дальнейшей уплаты налогов, нельзя.
Полученное заявление налоговый орган должен рассмотреть в течение десяти рабочих дней со дня его получения и сообщить о принятом решении налогоплательщику (в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения).
При этом возврат причитающейся физическому лицу суммы налоговый орган обязан осуществить в течение одного месяца со дня получения заявления (п. 7 ст. 45.1 НК РФ). Смотрите также Вопрос: В каком порядке осуществляется возврат денежных средств, уплаченных в качестве единого налогового платежа? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", март 2019 г.)

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- видеоролик, размещенный на сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/8280800/ ), разъясняющий механизм перечисления ЕНП;
- Новый способ уплаты имущественных налогов физлиц - единый налоговый платеж (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, сентябрь 2019 г.);
- Энциклопедия решений. Единый налоговый платеж;
- Энциклопедия решений. Личный кабинет налогоплательщика - физического лица и индивидуального предпринимателя;
- Добровольная уплата имущественных налогов гражданами и иные новшества администрирования. Комментарий к Федеральному закону от 29.07.18 N 232-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования" (Л. Вронская, журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)", N 9, сентябрь 2018 г.);
- Вопрос: В какие сроки налоговый орган произведет зачет суммы единого налогового платежа в счет уплаты имущественных налогов, выставленных налогоплательщику к уплате? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", май 2019 г.)
- Вопрос: На какую дату налоговым органом будет принято решение о проведении зачета единого налогового платежа в счет погашения имеющейся у налогоплательщика задолженности? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", май 2019 г.)
- Вопрос: В течение какого срока после уплаты единого налогового платежа налоговый орган произведет зачет суммы в счет погашения имеющейся у налогоплательщика задолженности? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", май 2019 г.)
- Вопрос: По реквизитам какого налогового органа можно осуществить уплату единого налогового платежа? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", май 2019 г.)
- Вопрос: Что такое "единый налоговый платеж"? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", март 2019 г.)
- Вопрос: Кто может уплатить единый налоговый платеж? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", март 2019 г.)
- Вопрос: Каким образом будет исполнена обязанность по уплате налогов за счет единого налогового платежа? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", март 2019 г.)
- Вопрос: В каком порядке осуществляется зачет единого налогового платежа в счет уплаты имущественных налогов физических лиц? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", март 2019 г.)
- Вопрос: Какая ответственность предусмотрена для налоговых органов в случае нарушения срока возврата единого налогового платежа? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", март 2019 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Войнова Оксана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

26 декабря 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: