Корпоративный налог в россии 2020

Опубликовано: 13.05.2024

Старший юрист Департамента международного налогового планирования Юридической фирмы Клифф

специально для ГАРАНТ.РУ

Что такое налоговый маневр в IT-отрасли?

Это "народное название" нового пакета налоговых льгот для российских IT-компаний. О налоговом маневре в этой отрасли (еще он получил название IT-маневр), в рамках которого предполагалось существенно снизить налог на прибыль и страховые взносы, впервые заговорил премьер-министр РФ Михаил Мишустин в июне 2020 года. Далее намерение провести IT-маневр подтвердил Владимир Путин в своем публичном выступлении 23 июня, указав, что предлагаемые ставки налога будут одними из самых низких в мире.

В итоге 31 июля 2020 года был принят Федеральный закон № 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее – Закон № 265-ФЗ), которым были внесены соответствующие изменения в режим налогообложения IT-компаний. Изменения вступают в силу с 1 января 2021 года.

Чем отличается новый режим налогообложения от ранее действующего?

Изменения коснулись режима налогообложения доходов от ПО и баз данных НДС, налогом на прибыль организаций, а также обложения страховыми взносами.

Основным отличием ИТ-маневра от действующего в настоящий момент режима является изменение порядка налогообложения доходов от программного обеспечения НДС. В текущей редакции подп. 26 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса от НДС освобождаются операции по передаче прав на любое ПО и любые базы данных на основании лицензионных, в том числе сублицензионных договоров, а также на основании договоров об отчуждении исключительных прав.

С 2021 года от НДС освобождается передача прав на ПО, в том числе, передача через Интернет при соблюдении следующих условий:

  • ПО включено в специальный реестр российского ПО. В настоящее время в реестр включено более 7,1 тыс. наименований ПО, причем с августа по октябрь текущего года в реестр включено более 230 наименований ПО и баз данных (за тот же период прошлого года в реестр было добавлено около 150 наименований), что может свидетельствовать о высокой заинтересованности во льготе производителей ПО;
  • порядок включения в реестр регулируется Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 12365. Для включения в данный реестр необходимо, чтобы исключительные права на ПО (базу данных) были законно получены на территории РФ (введены в гражданский оборот в РФ) или экземпляры программы (базы данных) свободно распространялись в РФ; менее 30% выручки от передачи прав использования на такие ПО (базу данных) приходилось на договоры с иностранными лицами; ПО, права на которое передаются, не является государственной тайной. Кроме того, необходимо, чтобы исключительное право на ПО (базу данных) без ограничений по территории и сроку действия принадлежало российскому лицу (лицам), в том числе российской коммерческой организации, не менее 50% прямого или косвенного участия в которой принадлежат гражданам РФ, российским публичным образованиям (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования) или российским некоммерческим образованиям. Помимо указанных выше, Постановлением Правительства № 1236 установлены также дополнительные критерии: ПО не управляется и не обновляется принудительно из-за границы; обслуживание и техническая поддержка ПО осуществляется российской организацией без преимущественного владения иностранными лицами или гражданином РФ;
  • права на ПО, которые буду передаваться, не включают в себе права распространения рекламы в Интернете, и (или) получения доступа к ней, размещения предложений о покупке / продаже товаров (работ, услуг, имущественных прав) в Интернете, поиска информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключения сделок. То есть теперь льгота по НДС станет недоступна для торговых площадок, а также практически любого ПО, на котором есть рекламные баннеры или иное продвижение собственных или чужих товаров (услуг). При этом, льгота потенциально может быть применима, например, к компьютерным играм, продуктам в сфере информационной безопасности, системам управления процессами, образовательному ПО и другим.

Налог на прибыль

Важной составляющей IT-маневра стало существенное снижение ставки по налогу на прибыль для компаний в IT-сфере – 3% вместо 20%.

Так, согласно п. 4 ст. 1 Закона № 265-ФЗ льготы по налогу на прибыль предусмотрены для двух категорий компаний, работающих в сфере ИТ: для российских организаций, разрабатывающих и реализующих ПО, оказывающих услуги по его модификации, адаптации, установке, тестированию и сопровождению ПО и баз данных, а также для организаций, которые занимаются проектированием и разработкой изделий электронной компонентной базы и электронной продукции.

Для организаций из первой группы для получения льготы по налогу на прибыль необходимо соблюдение следующих условий:

  • получение документа о государственной аккредитации компании в сфере ИТ в Порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2007 г. № 7586. После принятия Закона № 265-ФЗ в данное Постановление не вносились изменения, однако возможно внесение их в будущем;
  • не менее 90 % от суммы доходов компании получено в виде доходов от отчуждения экземпляров ПО (баз данных), разработанных компанией, отчуждения исключительных прав (передачи прав на использование такого ПО и базы данных, обновления к ним, в том числе через Интернет), а также доходов от оказания услуг по разработке, адаптации и модификации ПО, установке, тестированию и сопровождению ПО и баз данных. То есть льгота касается самостоятельно разработанного ПО. При этом, такие доходы не должны включать доходы от передачи прав на распространение или получение доступа к рекламе в Интернете, размещения предложений о покупке и продаже товаров (услуг, работ, имущественных прав) и поиска информации о потенциальных продавцах и покупателях, а также заключения соответствующих сделок. При расчете доли доходов в нее не включаются доходы в виде курсовой разницы и курсовой разницы, возникшей от переоценки выданных (полученных) авансов (п. 2, п. 11 ч. 2 ст. 250 НК РФ), а также доходы от уступки прав требования долга, который возник при признании доходов от операций в IT-сфере;
  • не менее 7 сотрудников за отчетный период (среднесписочная численность).

Для организаций второй категории требования являются аналогичными – включение в реестр (в настоящее время существует только проект Постановления Правительства РФ "О ведении реестра организаций, оказывающих услуги (осуществляющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции"), получение не менее 90% доходов от соответствующих доходов (доходов от реализации услуг (работ) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции) и наличие среднесписочной численности работников не менее 7 человек в течение отчетного периода.

Также в рамках изменений по налогу на прибыль, отменяется возможность амортизации в отношении электронно-вычислительной техники, ранее предусмотренная п. 6 ст. 259 НК РФ. Теперь расходы на приобретение ЭВМ можно учесть в налоговой базе в качестве материальных расходов.

Условия для применения пониженных тарифов страховых взносов аналогичны перечисленным выше условиям в отношении налога на прибыль (включение в соответствующий реестр, получение не менее 90% доходов от указанных видов деятельности, минимальная среднесписочная численность сотрудников не менее 7 человек). С 2021 года пониженные тарифы страховых взносов являются следующими:

  • на обязательное пенсионное страхование – 6%;
  • на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 1,5%
  • на обязательное медицинское страхование – 0,1%.

Таким образом, общая нагрузка по страховым взносам составит 7,6%. Напомню, что в текущей редакции нормы п. 5 ст. 427 НК РФ организации в сфере ИТ могут претендовать на пониженные тарифы по страховым взносам в общем размере 14 % (на ОПС – 8 %, на случай ВНиМ – 2 %, на ОМС – 4 %).

Подводя итог, следует отметить, что несмотря на то, что некоторые представители ИТ-индустрии негативно отзывались об изменениях в налогообложении НДС, в силу которых на льготу может претендовать меньшее число компаний, чем раньше, и более высокую эффективную ставку налогообложения при использовании ПО, чем в аналогичных режимах в иностранных государствах (например, IP-box на Кипре дает возможность использования эффективной ставки налогообложения доходов от использования программного обеспечения в размере 2,5 %), IT-маневр может стать эффективным инструментом для ряда компаний в сфере ИТ, чья деятельность с использованием ПО не связана с рекламой и реализацией товаров (услуг).

С этим видом системы налогообложения сталкиваются предприниматели, ведущие бизнес за пределами Российской Федерации. Часто с корпоративным сбором встречаются компании, деловые партнеры которых зарегистрированы в иностранных государствах.

Какова ставка корпоративного подоходного налога (КПН)?

Корпоративный подоходный налог – это денежный сбор, взимаемый с полученной юридическими лицами прибыли. В роли налогоплательщика выступают не только корпорации, как можно было подумать исходя из названия, но и любые предприятия, имеющие статус юридических лиц. В Российский Федерации аналогом выступает налог на прибыль.

Корпоративный подоходный налог

Зарубежные страны в целях наполнения государственного бюджета активно используют КПН. Размер налоговой ставки меняется в зависимости от страны применения налога и составляет (в порядке убывания):

  • 40,55% – применяется в Египте для нефтедобывающей отрасли. Однако страховые компании, инвестиционные фонды и банки платят в этой стране 40% КПН. Базовой считается ставка равная 20%.
  • 37% – для Таиланда. В этой стране он носит прогрессирующий характер и в своем минимальном выражении равен 10%.
  • 35% взимает Испания. Малый бизнес здесь платит либо 30%, либо 20%. Все зависит от того, насколько прибыльным было предприятие в текущем году. Для кооперативов предусмотрена 20% налоговая ставка, для ПИФов – 10%.
  • 33,48% – в Японии. Сюда же добавляются надбавки префектуры и муниципальных образований.
  • 33,99% – базовая ставка КПН в Бельгии. Используется прогрессивная система налогообложения.
  • 33% собирают в Турции.
  • 30% – в Великобритании для предприятий, получивших совокупный доход в течение года больше 300 000 фунтов. Налоговые ставки здесь ежегодно меняются в зависимости от полученной компанией прибыли. Если доход составляет менее 300 000, то ставка снижается до 20%.
  • 28,5% – в Люксембурге. Однако сюда уже заложен муниципальный сбор и взнос в фонд для неработающих граждан. В чистом виде ставка равна 21%. Из суммы выплаченных дивидендов забирают 15% налога. Доход по процентам налогообложению не подлежит.
  • 28% равен КПН в Финляндии.
  • 27–25% составляет сбор в Португалии. Предприятиям малого бизнеса, ежегодный доход которых меньше установленного предела, ставка КПН снижается до 20%.
  • 25, 5% собирают с юридических лиц в Нидерландах, если годовая прибыль превысила 200 000 евро. При доходе компании 40–200 тысяч евро платят 23,5%. Когда заработано меньше 40 000 евро – 20%. Дивиденды налогом не облагаются.
  • 25% – базовая ставка в Ирландии, Барбадосе и Австрии. Все австрийские бизнесмены платят КПН по единой процентной ставке. Тогда как в Ирландии принято решение установить ее для торговых компаний на уровне 12,5%. Правительство Барбадоса заинтересовано в привлечении в страну крупных международных компаний, поэтому налог для них составляет 1%-2,5%. Предприятия малого бизнеса этой страны платят 15%.
  • 20% оплачивают в Словении. На территории этого государства действуют специальные экономические зоны, которым необходимо заплатить 10% налога.
  • 17,5% процентов составляет КПН с основного дохода в Казахстане. В этой стране принята система деления дохода по категориям. Кроме основного, в нее входят: доходы от местных источников (15%), прибыль от продажи сельскохозяйственной продукции (10%), заработок нерезидентов, имеющих постоянное представительство (15%).
  • 17% – в Сингапуре.
  • 15% платят в Германии и Кипре. Однако дополнительно к сумме корпоративного налога немецким предпринимателям придется заплатить солидарную надбавку в размере 5,5%. На Кипре 15% ставка принята для дивидендов, а базовая составляет 10%. С прибыли по процентам берут те же 10%.
  • 10% составляет ставка в Болгарии. Она снижается для предприятий, создающих рабочие места в регионах со сложной экономической ситуацией, а также для граждан с ограниченными возможностями. Пользуются льготами при уплате КПН и предприятия, производящие сельскохозяйственные товары.

Резидентом признается компания, имеющая статус юридического лица. Считаться таковым позволяет регистрация и наличие постоянного юридического адреса на территории страны ведения бизнеса. Нерезидентом считается компания, ведущая предпринимательскую деятельность при посредничестве представительства или филиала.

Как платят корпоративный подоходный налог резиденты

Все доходы, получаемые резидентами, облагаются корпоративным налогом. Зарубежные компании, работающие через постоянные представительства, в вопросе его уплаты приравниваются к резидентам. Уплаченный в другом государстве КПН освобождает российские компании от налога на прибыль на территории собственной страны.

КПН для резидентов

Шаги компании-резидента по уплате корпоративного сбора выглядят следующим образом:

  • в конце года подсчитывается совокупная прибыль организации;
  • по соответствующим процентным ставкам определяется размер КПН;
  • на основании вычисленных данных подается налоговая декларация;
  • производится оплата.

Если налог не будет уплачен в течение 3–9 месяцев (зависит от страны) по окончании отчетного года, то применяются штрафные санкции. Некоторые страны предпочитают оплату на основе авансовых платежей.

Как платят корпоративный подоходный налог нерезиденты

С доходов российских компаний, занимающихся предпринимательской деятельностью в зарубежном государстве, но не имеющих там постоянного представительства, корпоративный налог не взимается. Они обязаны заплатить налог на прибыль в бюджет России.

КПН для нерезидентов

Компания, получившая доход в результате товарно-денежных отношений с зарубежными партнерами, в момент перечисления средств обязана документально доказать, что она является резидентом другого государства и конечным получателем денег.

  • при получении выплаты от зарубежного партнера, поскольку он вынужден уменьшить ее на размер КПН;
  • при уплате налога на прибыль, в соответствии с законом Российской Федерации.

Вернуть несправедливо взысканные деньги получится, если доказать иностранной налоговой службе необоснованность этого действия. Здесь понадобится много времени и серьезная поддержка подтверждающих документов.

Второй вариант компенсации непредвиденных налоговых затрат заключается в том, чтобы зачесть уплаченный КПН при оплате налога на прибыль в России. При этом российские фискальные органы потребуют справку об уплате КПН в зарубежном государстве.

Елена Кулакова

С 1 января 2021 года вступили в силу изменения главы 23 НК. Теперь с доходов, превысивших 5 млн рублей, НДФЛ надо платить по ставке 15 %. Расскажем, кого это касается, как посчитать налог по новым правилам и как платить НДФЛ по повышенной ставке.

  • Кто применяет прогрессивную ставку по НДФЛ
  • Особые правила расчёта в 2021 и 2022 году
  • Как считать НДФЛ, если налоговая база превышает 5 млн рублей
  • Как считать налоговую базу для прогрессивной ставки НДФЛ
  • Как платить НДФЛ в 2021 году

Кто применяет прогрессивную ставку по НДФЛ

Изменения в главу 23 НК РФ внёс Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ. Согласно новой редакции, налоговая ставка устанавливается в следующих размерах (ст. 224 НК РФ):

  • 13 % — если сумма налоговых баз за налоговый период равна или меньше 5 млн рублей.
  • 650 тыс. рублей и 15 % от суммы налоговых баз, превышающей 5 млн рублей, — если сумма налоговых баз за налоговый период составляет более 5 млн рублей.

Новую ставку применяют все налоговые агенты, от которых физлица получают доходы (п. 1 ст. 226 НК РФ): российские организации и ИП, нотариусы, адвокаты, обособленные подразделения иностранных организаций в РФ.

Как считать налоговую базу для прогрессивной ставки НДФЛ

Налоговые базы, к которым применяется прогрессивная налоговая ставка, мы собрали в таблице. Для резидентов и не резидентов РФ перечень доходов отличается (п. 2.1 ст. 210 НК РФ, абз. 3-7, 9 п. 3 ст. 224 НК РФ).

* Не применяется данная ставка к доходам резидентов РФ, облагаемым по ставкам, предусмотренным п. 1.1, 2, 5 и 6 ст. 224 НК РФ.

Каждая из перечисленных баз определяется в отношении доходов физического лица — налогового резидента РФ отдельно. Это общее правило, которое закреплено налоговым кодексом (п.2.статьи 210). К каждому доходу применяются разные вычеты и получается своя база. Совокупность всех баз будут сравнивать с 5 млн рублей с 2023 года. А в 2021 и 2022 гг. с 5 млн будут сравнивать каждую базу самостоятельно.

Таким образом, с 1 января 2021 года введена повышенная ставка НДФЛ в размере 15 % в отношении совокупности всех налогооблагаемых доходов физического лица — налогового резидента РФ, превышающих за налоговый период 5 млн рублей.

Особые правила расчёта в 2021 и 2022 году

В отношении доходов, полученных в 2021 и 2022 году, налоговые ставки, установленные п. 1 и п. 3.1 ст. 224 НК РФ, применяются к каждой налоговой базе отдельно (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2020 № 372-ФЗ).

Это значит, что если совокупность всех налоговых баз за 2021 год превышает 5 млн рублей, а каждая база в отдельности не достигла этого размера, то ставка 15 % к доходам физлица не применяется.

Пример

Зарплата Михаила 300 000 рублей. За 12 месяцев 2021 года база составляет 3 600 000 рублей. Это основная налоговая база. Дополнительно в марте ему выплачены дивиденды в размере 2 500 000 рублей.

Сумма баз за налоговый период равна 6,1 млн рублей, что превышает 5 млн рублей. Но каждая база в отдельности меньше 5 млн рублей, поэтому ставка 15 % в этом случае не применяется. НДФЛ с доходов Михаила удержат по ставке 13 % и с зарплаты, и с дивидендов.

Как считать НДФЛ, если налоговая база превышает 5 млн рублей

НДФЛ надо исчислять на дату фактического получения дохода. Налог рассчитывается нарастающим итогом с начала года. Это применимо ко всем доходам, начисленным физлицу за налоговый период, если в отношении них действует прогрессивная ставка. При этом зачитывается сумма налога, удержанная в предыдущие месяцы текущего года.

При исчислении суммы налога не нужно учитывать доходы, которые налогоплательщик получил от других налоговых агентов.

Пример

Директору ООО ежемесячно выплачивается зарплата 700 000 рублей. Вычеты не предоставляются.
Для расчёта НДФЛ за каждый месяц надо определить налоговую базу нарастающим итогом с начала налогового периода. В зависимости от размера базы, к ней применяется прогрессивная ставка налога и зачитывается налог, удержанный в предыдущие месяцы.

  • Январь. Налоговая база — 700 000 рублей, НДФЛ — 91 000 рублей (700 000 × 13 %).
  • Февраль. Налоговая база за 2 месяца — 1 400 000 рублей, НДФЛ — 91 000 рублей ((700 000 + 700 000) × 13 % – 91 000 (НДФЛ за январь)).
  • Март. Налоговая база — 2 100 000 рублей, НДФЛ — 91 000 рублей, (700 000 × 3 × 13% – 182 000 (НДФЛ за январь и февраль).

Расчёт налога с апреля по июль будет аналогичным. Каждый месяц бухгалтер ООО будет удерживать из зарплаты директора 91 000 рублей и перечислять ему 609 000 рублей.

С августа налоговая база превысит 5 млн рублей и составит 5 600 000 рублей (700 000 рублей × 8 месяцев). Теперь к базе, превышающей 5 млн рублей, будет применяться ставка 15 %. Вот как это работает.

  • Август. Налоговая база — 5 600 000 рублей, НДФЛ — 103 000 рублей (650 000 + (5 600 000 — 5 000 000) × 15 % – 637 000).
  • Сентябрь. Налоговая база — 6 300 000 рублей, НДФЛ — 105 000 рублей (650 000 + (6 300 000 — 5 000 000) × 15 % – 740 000).

За октябрь-декабрь налог нужно будет рассчитывать в таком же порядке. В каждом из месяцев удержанный с зарплаты НДФЛ составит 105 000 рублей, а директор получит на счёт 595 000 рублей.

Общая сумма НДФЛ за год равна 1 160 000 рублей, из которых 510 000 рублей составляет налог, исчисленный по ставке 15% с суммы дохода, превышающей 5 млн рублей. Для сравнения: если бы прогрессивной ставки не было, за год заплатили бы НДФЛ на сумму 1 092 000 рублей.

Как платить НДФЛ с 2021 года

Если на момент уплаты исчисленная и удержанная у физлица сумма НДФЛ превысила 650 000 рублей с начала года, — платите налог в следующем порядке (п. 7 ст. 226 НК РФ):

  • отдельно уплатите по ставке 13 % сумму НДФЛ в части, не превышающей 650 тыс. рублей, которая относится к части налоговой базы до 5 млн рублей включительно;
  • отдельно уплатите по ставке 15 % часть суммы НДФЛ, превышающую 650 тыс. рублей, относящуюся к части налоговой базы, превышающей 5 млн рублей.

При уплате налога по ставке 15 % в платежном документе укажите КБК 182 1 01 02080 01 1000 110 (Приказ Минфина РФ от 12.10.2020 № 236Н).

Доходы, превышающие 5 млн рублей, и НДФЛ по ставке 15 % подлежат отражению в отдельных разделах 6-НДФЛ. Подробнее об этом мы рассказали в статье «Новая форма расчёта 6-НДФЛ с 2021 года».

  • Как заполнить платёжное поручение по налогам и взносам
  • Новая форма расчёта 6-НДФЛ с 2021 года
  • РСВ в 2021 году: новая форма и правила заполнения
  • МРОТ — 2021: изменения
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Я Бухгалтер

Самые важные статьи на почту раз в месяц

Галина, там ведь дальше написано, что с 5 млн будут сравнивать совокупность баз с 2023 года. А то что каждая база определяется отдельно, закреплено, как общее правило, налоговым кодексом. Вот как как написано в статье 210:
"2. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
2.1. Совокупность налоговых баз, в отношении которой применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, включает в себя следующие налоговые базы, каждая из которых определяется в отношении доходов физических лиц - налоговых резидентов Российской Федерации ОТДЕЛЬНО: (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

1) налоговая база по доходам от долевого участия (в том числе по доходам в виде дивидендов, выплаченных иностранной организации по акциям (долям) российской организации, признанных отраженными налогоплательщиком в налоговой декларации в составе доходов); (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

2) налоговая база по доходам в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

3) налоговая база по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

4) налоговая база по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

5) налоговая база по операциям займа ценными бумагами; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

6) налоговая база по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

7) налоговая база по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

8) налоговая база по доходам в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании (в том числе фиксированной прибыли контролируемой иностранной компании); (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

9) налоговая база по иным доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса (далее в настоящей главе - основная налоговая база). (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ) "

То есть, налоговые базы вычисляются всегда отдельно, а вот сравнивать с 5 млн в 2021-2022 надо каждую базу, а с 2023 совокупность баз.
Ошибка в формулировке есть, но не в том что базы определяются отдельно, а в том что " . начнёт действовать с 2023 года. " - оно уже действует.
Исправим текст. Спасибо за замечание.

К радости многих налогоплательщиков, изменения по налогу на прибыль с 1 января 2020 года не столь масштабны как, например, по имущественным налогам, некоторые поправки носят технический характер. Мы расскажем, на какие моменты следует обратить внимание.

«Амортизационные» поправки

С 1 января 2020 года в п.1 ст. 256 НК РФ будет четко установлено, что к амортизируемому имуществу относятся результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности первоначальной стоимостью более 100 тыс. руб. (п.1 ст.256 НК РФ в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ (далее — ФЗ N 325-ФЗ)).

В настоящее время Минфин РФ и ФНС РФ также разъясняют, что нематериальные активы (НМА) первоначальная стоимость которых менее установленного норматива (100 тыс. руб.) не амортизируются, а включаются в состав материальных расходов в полной сумме по мере их ввода в эксплуатацию в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ (Письмо Минфина России от 31.08.2012 N 03-03-06/1/450, Письмо ФНС России от 01.11.2011 N ЕД-4-3/18192).

Амортизация основных средств в 2020 году

С 1 января 2020 года будет исключено положение, по которому срок полезного использования расконсервированного объекта нужно продлевать на период консервации (абз. 6 п. 3 ст. 256 НК РФ в ред. ФЗ N 325-ФЗ)

Как и прежде по основным средствам, переведенным по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем перевода на консервацию, начисление амортизации не производится. Амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла расконсервация (п. 2 ст.322 НК РФ в ред. ФЗ N 325-ФЗ)

Безвозмездное пользование

Основные средства, переданные в безвозмездное пользование, с 1 января 2020 года не будут исключаться из состава амортизируемого имущества (п.3 ст.256 НК РФ в ред. ФЗ N 325-ФЗ). Но в целях налога на прибыль учесть сумму начисленной амортизации в расходах будет нельзя (п. 16.1 ст. 270 НК РФ введен ФЗ N 325-ФЗ).

Метод амортизации

С 1 января 2020 года менять метод начисления амортизации можно будет только один раз в пять лет (абз. 4 п. 1 ст. 259 НК РФ в ред. ФЗ N 325-ФЗ). Сейчас НК РФ содержит только ограничение на переход с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации чаще одного раза в пять лет.

Расходы на ремонт в 2020 году

С 1 января 2020 года будет уточнено, что к расходам на ремонт относятся не только расходы на ремонт основных средств, но и иного имущества (п. 1 ст. 260 НК РФ в ред. ФЗ N 325-ФЗ).

Жаль, что в отношении возможности учета расходов на ремонт арендованного имущества, не являющемся амортизируемым, уточнения в данную статью не внесены. Но Минфин РФ разъяснял, что расходы на ремонт неамортизируемого имущества могут учитываться на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов при условии, что такие расходы обоснованы и документально подтверждены (Письмо Минфина РФ от 01.02.2011 N 03-03-06/1/51).

«Иностранные» дивиденды

С 1 января 2020 года в ст.250 НК РФ будет уточнено, что для целей налога на прибыль к доходам от долевого участия в других организациях, выплачиваемым в виде дивидендов, относится, в частности, доход, выплачиваемый иностранной организацией в пользу российской организации, являющейся акционером (участником) этой иностранной организации, при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, вне зависимости от порядка налогообложения такой выплаты в иностранном государстве (п. 1 ч. 2 ст. 250 в ред. ФЗ N 325-ФЗ). Т.е. квалификация дохода в качестве дивидендов не соотносится с тем, пропорционально или непропорционально доли в уставном капитале распределяется доход.

Учет убытков в 2020 году

На 1 год — до 31 декабря 2021 года продлили пятидесятипроцентное ограничение на уменьшение налоговой базы при переносе убытков предыдущих лет (п.2.1 ст.283 НК РФ в ред. ФЗ N 325-ФЗ)

Также с 1 января 2020 года будет установлено, что налогоплательщик — правопреемник не сможет учесть убытки, полученные реорганизованной организацией, если в ходе проверки налоговые органы установят, что основной целью реорганизации был учет убытков (п. 5 ст. 283 НК РФ в ред. ФЗ N 325-ФЗ).

Нулевая ставка по налогу на прибыль в 2020 году

С 1 января 2020 года для организаций, имеющих статус налогоплательщика — участника специального инвестиционного контракта ставка налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет (при соблюдении определенных условий) установлена в размере 0 процентов (пп. 1.14. п.1 ст. 284 НК РФ введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 269-ФЗ (далее — ФЗ N 269-ФЗ)). Кроме того, законами субъектов Российской Федерации для таких налогоплательщиков может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации (абз. 10 п.1 ст.284 НК РФ введен ФЗ N 269-ФЗ)

Особенности применения налоговых ставок участниками специального инвестиционного контракта определены новой статьей 284.9 НК РФ (введена ФЗ N 269-ФЗ).

Также с 1 января 2020 года вводится нулевая ставка и особенности ее применения для музеев, театров и библиотек, учредителями которых являются субъекты Российской Федерации или муниципальные образования (п. 1.13 ст. 284 и ст.284.8 НК РФ введены Федеральным законом от 26.07.2019 N 210-ФЗ (далее — ФЗ N 210-ФЗ)). В частности, одно из условий применения ставки 0% — доходы от деятельности музеев, театров, библиотек, учитываемые по налогу на прибыль, должны составлять не менее 90 процентов всех налогооблагаемых доходов (п.2 ст.284.8 НК РФ введен ФЗ N 210-ФЗ).

«Безвозмездные» расходы

С 1 января 2020 в составе внереализационных расходов можно будет учитывать затраты на создание объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность (пп. 19.4 п. 1 ст. 265 НК РФ введен ФЗ N 210-ФЗ). Такие расходы будут признаваться на дату передачи объектов в государственную или муниципальную собственность (пп.1 п.7 ст.272 НК РФ введен ФЗ N 210-ФЗ).

Т.е. налогоплательщики-застройщики смогут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль организаций на сумму расходов по созданию объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность (Письмо Минфина России от 11.07.2019 N 03-07-03/51202).

Кстати, еще с 1 июля 2019 года безвозмездная передача объектов социально-культурного назначения в казну республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, в муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования не является объектом обложения НДС (пп.2 п.2 ст.146 НК РФ в ред. Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ).

Проценты у специализированных застройщиков

С 1 января 2020 года специализированные застройщики, заключившие кредитные договоры с уполномоченным банком, на предоставление целевого кредита в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве. » будут учитывать в расходах проценты по такому кредиту на дату их уплаты, т.е. «кассовым методом» (пп. 12 п.7 ст.272 НК РФ введен ФЗ N 325-ФЗ).

ИП стали налоговыми агентами

С 1 января 2020 года обязанности налогового агента по налогу на прибыль при выплате доходов иностранным организациям возлагается не только на организации, но и индивидуальных предпринимателей (п.1 ст.310 НК РФ в ред. ФЗ N 325-ФЗ).

В главу 25 НК РФ будут внесены и другие поправки, касающиеся узкого круга налогоплательщиков: уточнят порядок подтверждения освобождения от налога на прибыль резидентов «Сколково», особенности инвестиционного налогового вычета и др.

Общую сумму сборов, которые взимаются с предпринимателя или частного лица в установленном законодательством порядке, называют системой налогообложения. На 2020 год для российских ИП, ООО и организаций другой формы собственности предусмотрено 6 налоговых режимов. Рассмотрим подробнее, в чем разница между ними. Какую систему налогообложения выбрать?

Налогообложение в России делиться на 6 видов:

  • традиционное (общее) выбирается автоматически, в случае если бизнесмен не указал другую форму сборов (ОСН);
  • упрощенная система (УСН);
  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  • патентная система налогообложения (ПСН для ИП с определенным видом деятельности);
  • налог на профессиональную деятельность (НПД) для самозанятых граждан.

Ответ на вопрос, как выбрать форму налогообложения для ИП или ООО, зависит от объема деятельности компании, от результатов, которые хочет получить ее владелец. Например, для представителей малого бизнеса популярно пользоваться УСН, ЕНВД и ПСН. При таких режимах составляется минимальное количество отчетных документов. Проценты налоговых отчислений по сравнению с ОСН не настолько велики.

Основные виды налогообложения

Характеристика общей системы налогообложения

При регистрации новой компании или ИП автоматически устанавливается общая система сборов налоговых отчислений, если при этом не было подано заявление перехода на спецрежим. На ОСН выплачиваются следующие виды перечислений:

  • для индивидуальных предпринимателей – НДФЛ (налог на доход физических лиц) и НДС;
  • для ООО – НДС, налог на прибыль и имущество. Их платят все без исключения предприниматели и физические лица.

При необходимости назначаются и другие виды выплат федерального и регионального значения (транспортный, земельный, акцизный, водный налог). Для предприятий на ОСН необходимым условием является ведение бухгалтерской отчетности и своевременная сдача ее в ФНС.



Упрощенная система налогообложения

Самой удобной и популярной для малого и среднего бизнеса в Российской Федерации является УСН или, так называемая «упрощенка». Для получения права воспользоваться данной системой предприятие должно соответствовать следующим условиям:

  • у компании нет филиалов;
  • количество сотрудников до 100 человек;
  • стоимость основных финансовых фондов на бухгалтерском учете составляет сумму не выше 150 млн руб.;
  • отсутствует производство акцизных товаров, добычи и продажа полезных ископаемых;
  • доход юридического лица за последние 9 месяцев предыдущего года при переходе на УСН не должен превышать 112,5 млн рублей.

Упрощенная система налогообложения имеет два вида сборов: процентная ставка с доходов или с доходов с вычетом расходов. При этом размер выплат будет различаться. На УСН «Доходы минус расходы» выгодно работать тем компаниям, расходы которых составляет больше 60% от годового оборота.

Упрощенная система налогообложения

Единый налог на вмененный доход

ЕНВД применяется только в отношении организаций, выполняющих розничную торговлю и оказание услуг населению. Особенностью налога заключается в том, что его размер считается по величине предполагаемого дохода, который вменяется (устанавливается) государством. С 2021 года этот режим налогообложения отменяется.

Единый сельскохозяйственный налог

ЕСХН специально предназначен для предприятий, относящихся к сфере сельскохозяйственной деятельности. Налог применяется в случае, если у организации доход от реализации сельхозпродукции составляет больше 70%. Единый налог заменяет все остальные сборы: НДФЛ, НДС и другие.

Патентная система налогообложения

ПСН применяется только для индивидуальных предпринимателей. Патент на осуществление деятельности приобретается на срок до 1 года. Его стоимость не зависит от фактического дохода ИП и выплачивается авансом.

Для данной формы налогообложения существует ряд ограничений:

  • ИП должен иметь до 15 наемных сотрудников;
  • для бизнеса не заключается договоры о доверительном управлении имуществом и совместной деятельностью;
  • при розничной торговле или для предприятий общественного питания площадь зала должна быть не более 50 м2;
  • доходный лимит предпринимательской деятельности составляет до 60 млн рублей в год.

К плюсам патентной системы налогообложения относится отсутствие отчетности и простой налоговый учет. Право на патент утрачивается при нарушении вышеуказанных условий.

Плюсы и минусы систем налогообложения в России

Налог на профессиональную деятельность

В соответствии с законодательством РФ в 2020 году для самозанятых доступен НПД, который действует пока в 23 регионах страны. Налог на профессиональную деятельность представляет специальный режим, при котором граждане платят сбор в 4% от перечислений физических лиц, 6% ¬ от юридических лиц и ИП. Это позволяет легально проводить бизнес, получать прибыль от подработок и не быть оштрафованным за незаконное предпринимательство. Учет доходов проводится автоматически в мобильном приложении «Мой налог», при этом не требуется составлять и сдавать налоговую отчетность и декларацию. Фиксированные страховые взносы самозанятые граждане тоже не уплачивают. Претендовать на данный вид налогообложения могут следующие категории предпринимателей:

  • помощники по хозяйству, уходу за больными и детьми;
  • репетиторы, коучи и онлайн-консультанты;
  • стилисты, парикмахеры, мастера по маникюру и педикюру, косметологи;
  • работники клининговых компаний по уборке нежилых и жилых помещений;
  • фрилансеры, копирайтеры, веб-дизайнеры;
  • видео- и фотооператоры, монтажеры, звукорежиссеры;
  • администраторы социальных групп и видеоблогеры
  • продавцы товаров собственного производства;
  • реставраторы одежды, швеи и вязальщицы;
  • таксисты и отвечающие за грузоперевозки;
  • работники строительных и отделочных специальностей;
  • организаторы культурно-массовых мероприятий, праздников, мастер-классов;
  • работники курьерской службы.

Деятельность самозанятых граждан при выплате НПД считается законной и не вызывает вопросов со стороны налоговой службы.

Читайте также: