Закон о налоговых льготах при осуществлении инвестиционной деятельности

Опубликовано: 03.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НК РФ
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

На текущей неделе Президент РФ подписал комплекс проектов федеральных законов, вносящих поправки в Налоговый Кодекс РФ в части установления налоговых льгот и преференций для ряда хозяйствующих субъектов и доработанного порядка исчисления и уплаты акцизов.

Налоговые льготы для инвесторов

По закону региональный инвестиционный проект, которому предоставляются льготы, не может быть направлен на добычу и переработку нефти, газа и газового конденсата, оказание услуг по их транспортировке, производство подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей, а также осуществление деятельности, по которой применяется налоговая ставка по налогу на прибыль в размере 0 процентов.

Другим ограничением является то, что на земельных участках, на которых предполагается реализация инвестиционного проекта, не должны располагаться здания, сооружения, находящиеся в собственности физических лиц или организации, не являющейся участником инвестиционного проекта. Исключение составляют подъездные пути, коммуникации, трубопроводы, электрические кабели и другие объекты инфраструктуры.

При этом объем капитальных вложений не может быть менее 50 миллионов рублей при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников и 500 миллионов рублей при условии осуществления вложений в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр. Причем каждый региональный инвестиционный проект реализуется единственным участником.

Налогоплательщиком - участником регионального инвестиционного проекта признается российская организация, которая получила статус участника регионального инвестиционного проекта. Организация получает статус участника регионального инвестиционного проекта со дня включения ее в реестр участников региональных инвестиционных проектов. При этом такие налогоплательщики на протяжении всего срока применения налоговых льгот должны отвечать одновременно целому ряду законных требований.

В частности, государственная регистрация такого юридического лица должна быть осуществлена на территории субъекта РФ, в котором реализуется региональный проект, она не должна иметь в своем составе обособленных подразделений, расположенных за пределами территории данного субъекта, не применять специальных налоговых режимов, не являться участником консолидированной группы налогоплательщиков.

Кроме того, такая организация не должна являться НКО, банком, страховой организацией, негосударственным пенсионным фондом, не должна быть участником иного реализуемого регионального инвестиционного проекта, а также обязана иметь в собственности или в аренде на срок не менее чем до 1 января 2024 года земельный участок, на котором планируется реализация регионального проекта.

Для организаций - участников инвестиционного проекта, удовлетворяющим вышеуказанным условиям, в течение 10 лет реализации инвестиционного проекта будет действовать нулевая ставка налога на прибыль. Данная ставка будет действовать в части, зачисляемой в федеральный бюджет.

Размер налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, не будет превышать 10 процентов в течение 5 налоговых периодов, начиная с момента получения первых доходов от реализации товаров, произведенных в результате реализации проекта. Однако данная ставка не может быть менее 10 процентов в течение следующих пяти налоговых периодов. При этом закон предоставляет регионам возможность устанавливать более низкие ставки налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов.

Преференции при добыче углеводородов

В первую очередь это касается льгот по НДС. Так, при реализации углеводородного сырья, добытого на морском месторождении, продуктов его технологического передела, а также работ и услуг по его перевозке и транспортировке, налогообложение будет производиться по нулевой ставке НДС. Одновременно с этим устанавливаются налоговые льготы в части налога на имущество и транспортного налога.

В соответствии с законом не являются объектом налогообложения морские стационарные и плавучие платформы, передвижные буровые установки и буровые суда. Наряду с этим предусмотрено освобождение организаций, осуществляющих деятельность по добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении, от уплаты налога на имущество организаций.

Для этого имущество организации должно быть расположено во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне либо в российской части дна Каспийского моря, и использоваться для разработки морских месторождений углеводородного сырья, включая геологическое изучение, разведку, проведение подготовительных работ. Освобождение от налогообложения действует при условии, что вышеперечисленные критерии будут действовать в течение не менее 90 календарных дней в течение одного календарного года.

В свою очередь ставка налога на прибыль организаций для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении, установлена в размере 20 процентов.

Акцизы

Общее увеличение акцизов запланировано на 2016 год. В частности, на алкогольную продукцию ставки акцизов вырастут на 10% по отношению к ставкам, установленным на 2015 год. На вина увеличение ставок составит 11%, а на пиво – 5%.

Значительное повышение ожидает ставки на табачную продукцию - на сигареты и папиросы они повысятся на 25%. И это только специфические ставки, плюс к этому адвалорная ставка будет повышена на 6 процентов. На легковые автомобили ставки акцизов в 2016 году предполагается увеличить в среднем на 10%. На автомобильный бензин класса 5 ставка акциза вырастет на 23%, а на дизельное топливо того же класса – на 14%.

Помимо повышения ставок, закон корректирует порядка исчисления и уплаты, а также администрирования акцизов. По новым правилам налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при представлении в налоговый орган банковской гарантии не позднее 25-го числа месяца, в котором у налогоплательщика возникает обязанность представления декларации по акцизам.

Наряду с этим уточняется порядок уплаты акциза производителями алкогольной продукции или подакцизной спиртосодержащей продукции, осуществляющими закупку этилового спирта в государствах-членах Таможенного союза. Кроме того, функция по утверждению формы и порядка представления в налоговые и таможенные органы уведомления о максимальных розничных ценах на табачную продукцию передается от Минфина РФ налоговикам и таможне.


Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, с 1 апреля вступил в силу Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», регулирующий отношения в связи с осуществлением инвестиций на основании соглашения о защите и поощрении капиталовложений. Одновременно внесены поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы РФ (Федеральные законы от 01.04.2020 № 70-ФЗ и от 01.04.2020 № 71-ФЗ).

Вводится специальный инвестиционный режим для организаций, реализующих инвестиционные проекты с использованием нового механизма - соглашения о защите и поощрении капиталовложений (далее – СЗПК).

Стороны СЗПК

Соглашение заключается между частным субъектом - организацией, реализующей проект (российское юридическое лицо, в том числе проектная компания), - и публично-правовым образованием - субъектом РФ, на территории которого предполагается реализация инвестиционного проекта (возможно также участие РФ и/или муниципального образования (МО)).

Предусматривается возможность заключения СЗПК как по инициативе частных субъектов (частная проектная инициатива, реализуемая в заявительном порядке), так и по инициативе органов исполнительной власти (публичная проектная инициатива, реализуемая в декларационном конкурсном порядке).

Предмет СЗПК

Предметом соглашения является реализация нового инвестиционного проекта в одной из сфер экономики, за исключением следующих видов деятельности:

  • игорный бизнес;
  • производство табачной и алкогольной продукции;
  • добыча нефти и газа;
  • оптовая и розничная торговля;
  • деятельность финансовых организаций;
  • строительство жилых домов, деловых и торговых центров.

В обмен на капиталовложения инвесторам могут быть предоставлены меры государственной поддержки в виде возмещения затрат на энергетическую, транспортную, коммунальную, социальную и цифровую инфраструктуры, необходимые для реализации инвестиционного проекта, а также на уплату процентов по привлеченным для этого кредитам и займам.

В зависимости от объема капиталовложений инвесторам также будут предоставлены стабилизационные оговорки, гарантирующие неприменение в течение определенных сроков актов (решений), ухудшающих условия ведения деятельности, связанной с реализацией проекта, в частности, актов (решений):

  • об изменении мер государственной поддержки;
  • об изменении порядка предоставления прав на земельный участок;
  • об установлении дополнительных обязанностей и уменьшении объема прав владельцев земельных участков;
  • об изменении процедур, связанных с градостроительной деятельностью и др.

При объеме капиталовложений не менее 10 млрд руб. предметом стабилизационной оговорки может быть также:

  • увеличение ставок вывозных таможенных пошлин;
  • увеличение ставок или расширение объектов обложения при определении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, за пользование водными объектами, утилизационного и экологического сборов.

Срок применения стабилизационной оговорки не может превышать:

  • 6 лет – если инвестиции не превышает 5 млрд руб.;
  • 15 лет - при объеме инвестиций более 5 млрд руб., но менее 10 млрд руб.;
  • 20 лет – если инвестиции составляют 10 млрд руб. и более.

Указанный срок при определенных условиях может быть однократно продлен на 6 лет.

При этом акты (решения) об изменении законодательства о налогах и сборах, увеличении ставок вывозных таможенных пошлин и изменении мер государственной поддержки не применяются в течение всего срока, предусмотренного СЗПК, в то время как стабилизационная оговорка в отношении остальных актов (решений) действует только в течение 3 лет со дня их вступления в силу.

Изменения в НК РФ в части стабилизации налоговых правоотношений

Изменения не предусматривают предоставления каких-либо налоговых льгот для инвестора.

Статья 5 НК РФ дополнена пунктом 4.3, предусматривающим стабилизационную оговорку в отношении действия актов законодательства о налогах и сборах. Сфера действия оговорки зависит от субъектного состава СЗПК с публичной стороны.

в дополнение к № 1:

в дополнение к № 1:

Особенности применения налоговой стабилизационной оговорки:

  • не распространяется на вновь вводимые налоги и сборы, если они вводятся взамен отмененного платежа, имевшего схожий объект обложения;
  • не распространяются на акты, устанавливающие льготы по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам, а также условия и сроки применения и прекращения их действия;
  • действует при условии ведения раздельного учета объектов налогообложения, налоговой базы и сумм налогов по налогам, подлежащим уплате при исполнении СЗПК и при осуществлении иной деятельности, а также раздельного учета доходов (расходов).

О чем подумать, что сделать

  • оценить экономическую целесообразность применения предлагаемых условий налоговой стабилизации, землепользования и градостроительной деятельности, предоставления мер поддержки;
  • рассмотреть возможность заключения СЗПК (в том числе в отношении начатых проектов);
  • отслеживать принятие нормативных актов (по плану - к 1 июля) с учетом того, что полноценная работа механизма будет запущена только после утверждения Правительством РФ подзаконных актов. Хотя в нынешней ситуации эта работа, наверняка, затянется.

Помощь консультантов

Юристы компании «Пепеляев Групп» готовы оказать комплексное правовое сопровождение, включая помощь в подготовке заявления о заключении СЗПК и сопутствующих документов; содействие в заключении СЗПК, включая участие в переговорном процессе с органами государственной власти; а также помощь при взаимодействии с налоговыми и иными контролирующими органами, иные юридические услуги в ходе производственной деятельности.

О развитии законодательства, направленного на стимулирование инвестиционной деятельности на Дальнем Востоке и иных регионах России, мы будем информировать вас и дальше.

С одной стороны, постоянно идут разговоры о повышении инвестиционной привлекательности для физических лиц, с другой - государство регулярно придумывает новые издержки, чтобы «жизнь медом не казалась», а казна пополнялась. О том, какое налогообложение инвестиционной деятельности для российских вкладчиков предусмотрено в 2021 году буду разбираться для вас далее в этом материале.

Изменения вступают в силу, как правило, в начале года. Согласно последним инновациям, если прибыль превышает 5 млн. в год, то ставка НДФЛ увеличивается до 15%. Итоговый показатель формирует и доход от акций, и с депозитов, и даже прибыль, полученная при продаже недвижимости. В целом - все источники денег, поэтому как никогда важно разобраться в нюансах и подводных камнях.

Оглавление:

Нужно ли платить налог от инвестиций

Да, однозначно да. По законодательным правилам нашей страны, налогообложение инвестиций - обязательный атрибут деятельности физических лиц, независимо от того, какое время вы в сегменте инвестиций и сколько заработали. Фактически многое - это налог на прибыль, например, после торговли на бирже за вас платит брокер, но с денег клиента, с депозита - банк, с аренды - вы сами. Традиционно, налогообложение происходит по формуле простого процента, а вот инвестирование (начисление прибыли по депозитам в банках, онлайн-проектах) по формуле сложного процента, а как она работает можно узнать из материала на www.gq-blog.com.

Налоговая ставка для частных инвесторов в России

Рассматривая общие нормы, стоит обозначить: в России резиденты должны платить 13% как налог на доход физических лиц, а нерезиденты - 30%. Налог - как бы не хотелось его не платить, является обязательным условием деятельности не только крупных компаний, но и обычного инвестора с небольшим капиталом для вложений. Предлагаю разобраться в определенных нюансах по типичным инвестиционным инструментам, чтобы понимать, сколько же получим в итоге, отминусовав все, что нужно. Это позволит оценивать возможные риски, и просчитывать потенциальную доходность.

Депозиты

Сегодня с прибыли изымается 13%, и банк в этом случае является налоговым агентом, автоматически оплачивая издержки из вашей прибыли и отдавая «чистые» деньги на руки. Согласно новому Закону, начиная с 2022 года, налогом будет облагаться не весь доход по депозитам, а лишь прибыль за вычетом необлагаемого процентного дохода. Он зависит от ключевой ставки на начало года, например, на 1 января 2021 она составляла 4,25%. При этом доход не должен быть выше за год, чем 1 млн. рублей. Значит оплатить издержки нужно будет с максимальной суммы до 42500 рублей. Если выше - применяется другая налоговая норма.

Недвижимость

Актуальные виды налогообложения предусматривают оплату издержек собственников различного вида недвижимости, согласно Налоговому Кодексу. Поскольку любая недвижимость является потенциальной инвестиций (вы можете продать ее дороже, чем купили или сдать в аренду), то такой инструмент также в списке «обязательных» для инвесторов во время составления декларации.

Налоговые ставки для собственников недвижимости

Размер налоговой ставки, % Объекты и их особенности
0,1 от кадастровой стоимости С гаражных построек, помещений, приспособленных для жилья, недвижимых комплексов, машино-мест, зданий, с площадью не больше 50 кв.м, предназначенных под ИЖС, личных подсобных хозяйств, содержание садов, огородных участков, дач, постройки, что в стадии строительства, если они в будущем будут применены под жилье.
2% Недвижимое имущество, что оценено свыше 300 млн. руб.
0,5 Все остальные объекты.

Для физических лиц расчет производят работники налоговой службы, а вот юридические должны это делать самостоятельно.

Фондовый рынок

Система налогообложения подразумевает, что прибыль, полученную на торговле акциями или облигациями, нужно уменьшить на 13% (или 30%, если физическое лицо не резидент России). Но вот есть определенные нюансы, если зарабатываете на акциях и облигациях иностранных компаний или государств. Ключевая разница сосредоточена в таких аспектах:

  1. В случае приобретения иностранных акций, разница между покупкой и продажей формируется в рублях. Например, купили 10 ценных бумаг за 30 долларов, когда курс был 65 рублей за 1$. Продали за те же 30$, но доллар оценивался в 75 рублей. С каждых 10 рублей нужно оплатить налог.
  2. В случае торговли корпоративными облигациями, необходимо добавить купонный доход. Представим: купили облигацию по 95% с купоном 10%, и при этом выплачивали его вам последний раз квартал назад. К цене облигации добавляется 2,5%, а общая сумма в день покупки - 97,5%. Еще через квартал вы продали облигацию по 99%, но купонный налог уже оставляет 5%. Таким образом, налог государству на доход оплатите на сумму разницы между 104% и 97,5%.

Валютные операции

Представим ситуацию: вы разобрались, что такое валютные пары, и решили на них заработать. Разумеется, без услуг брокера вам не обойтись. Налог изымается с учетом разницы между тем, что продали и тем, что купили - фактически это вся прибыль. Плюс, нужно оплатить услуги брокера и депозитария. Если разница между покупкой и продажей отрицательная (продали дешевле, чем купили), сумма облагаемого налога уменьшается.

Рассмотрим на простом примере. Вы купили ценных бумаг на 200 тысяч рублей, продали на 250 тысяч, получив 50 тыс. чистой прибыли. Затем вы купили на 200 тысяч, а продали на 190 тысяч, получив убыток 10 тыс. рублей. В итоге, за операции вы получили чистый доход 40 тыс. рублей, из которых нужно оплатить государству 13%.

Льготы по налогообложению инвестиций

Актуальное налогообложение инвестиционной деятельности физических лиц предусматривает определённые льготы, но их, к слову, не так много. На самых популярных остановлюсь далее.

  1. Если вы владеете недвижимостью меньше 3-х лет, затем ее продаете, то платите 13% подоходного налога. Но если больше 5, то издержки не взымаются. Валюта также приравнивается к имуществу.
  2. Налоговый вычет, но не более чем 52 тысяч рублей на средства, что лежат на брокерском счету не менее 3-х лет.

За что платит инвестор

Меня всегда интересовал вопрос - почему я должна платить государству, когда сама заработала на стартовый капитал для инвестирования, и почему принципы налогообложения учитывают только финансовую поддержку самой страны, а не отдельных вкладчиков? В нашей стране, как и в других государствах, используется правило пропорционального налогообложения - чем выше прибыль, тем больше размер налоговых издержек, но в случае фиксированного процента. Суммируя все, что сказано выше, можно подвести черту - за что же платит налоги инвестор:

  • за недвижимость в случае владения, продажи ее или на прибыль, полученную от аренды;
  • за прибыль по депозитам;
  • за разницу между затраченными и полученными деньгами в случае покупки акций, облигаций;
  • на доход от дивидендов как иностранных, так и российских компаний, и по сути, вложения в бизнес с целью получения дохода, являются аналогичным инструментом.

Рекомендую наперед узнавать не только, какой потенциальный доход можно получить, но и во сколько обойдутся услуги брокера, депозитария, как именно происходит налогообложение инвестиций, например, открывая счет в «Тинькофф», есть инструкция и калькулятор с указанием всех вычетов. Часто государство путает понятия «спекулянт» и «инвестор», хотя в первом случае нет ничего плохого - это способ получения денег на основе своих знаний, оценки рынка и быстрого решения о покупке или продаже активов.

Обратите внимание: потери по работе с ценными бумагами сальдировать нельзя. Таким образом, не получится учитывать убыток от потери в цене акции, что куплена в долларах, и прибыль от продажи фьючерса на курс евро/доллар. А вот юридическое лицо это сделать может, поскольку налоги начисляются на сальдированную прибыль. Принципиально наперед узнать не только о том, что такое фьючерсы, но и то, как начисляется налог. Важно обозначить термин «бумажный доход». Например, в 2018 году купили акцию, и она растет в цене, но вы ее не продаете, хотя учитываете, что, продав в 2021 или 2022 придется заплатить издержки. На срочном рынке налог взымается в конце каждого торгового дня.

Ежегодно меняются условия, как в сегменте налогообложения строительных организаций, так и для инвесторов, чем суммарный депозит в банках превышает 1 млн. рублей. Необходимо помнить, что налоговый период начинается с 1 января и длится 1 календарный год. По его истечению необходимо подавать налоговую декларацию. Остается пожелать каждому разобраться в нюансах оплаты издержек, эффективности каждого инвестиционного инструмента, чтобы вложить свои средства безопасно и регулярно получать солидный доход.

Автор: Орлова О. Е., эксперт журнала

С 2020 года участники специальных инвестиционных контрактов приобретают статус самостоятельной категории налогоплательщиков, которым в особом порядке прописаны правила льготирования инвестиционной деятельности. Одновременно изменена содержательная часть системы налогового поощрения. Например, снят ряд ограничений, что делает этот способ инвестирования более выгодным и доступным. Грядущие изменения дают весомый повод заострить внимание на особенностях налогообложения участников специальных инвестиционных контрактов.

Что такое специальный инвестиционный контракт?

Правовое регулирование специального инвестиционного контракта базируется на нормах гл. 2.1 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее – Закон № 488-ФЗ)[1].

Участниками специального инвестиционного контракта (далее – СПИК) выступают, с одной стороны, инвестор, с другой – совместно Российская Федерация, субъект РФ и муниципальное образование. Инвестор обязуется, вложив в проект собственные и (или) привлеченные средства, в предусмотренный СПИК срок реализовать инвестиционный проект по внедрению (разработке и внедрению) технологии, применение которой позволяет осуществлять производство промышленной продукции, конкурентоспособной на мировом уровне. Освоение серийного производства промышленной продукции на основе указанной технологии[2] должно осуществляться на территории РФ, и (или) на континентальном шельфе РФ, и (или) в исключительной экономической зоне РФ. Вторая сторона контракта – Российская Федерация, субъект РФ и муниципальное образование – обязуется в пределах своих полномочий в течение срока действия СПИК обеспечивать стабильность условий ведения хозяйственной деятельности для инвестора и применять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные СПИК в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, СПИК – это сделка, в результате которой инвестор приобретает налоговые преференции и другие меры государственной поддержки в обмен на обязательство произвести конкурентоспособную промышленную продукцию. СПИК заключается по результатам проведения открытого или закрытого конкурсного отбора. Лицо приобретает статус налогоплательщика – участника СПИК со дня включения сведений о заключении СПИК в реестр, указанный в п. 7.3 ч. 1 ст. 6 Закона № 488-ФЗ[3].

Обратите внимание

Статус участника СПИК дает право претендовать на льготы в части налогов на прибыль и на имущество организаций, транспортного и земельного налогов. С учетом установленной НК РФ классификации налогов льготы по налогу на прибыль принимаются на федеральном и региональном уровнях, в отношении иных налогов – на уровне субъекта РФ и муниципального образования соответственно.

Для использования льгот в качестве участника СПИК нельзя быть:

участником консолидированной группы налогоплательщиков;

резидентом особой экономической зоны любого типа или территории опережающего социально-экономического развития;

участником (правопреемником участника) регионального инвестиционного проекта;

участником свободной экономической зоны и (или) резидентом свободного порта Владивосток;

налогоплательщиком, применяющим специальные налоговые режимы.

В случае прекращения действия СПИК инвестор утрачивает статус налогоплательщика – участника СПИК со дня прекращения действия контракта, при расторжении СПИК – со дня включения сведений о его расторжении в реестр.

В случае расторжения СПИК в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения принятых обязательств налоги, не уплаченные в связи с применением пониженных налоговых ставок, подлежат доначислению и уплате в бюджет. В частности, в силу п. 4 ст. 284.9 НК РФ исчисление налога на прибыль производится без учета применения пониженных налоговых ставок за весь период реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен СПИК. Исчисленная сумма налога подлежит уплате по истечении отчетного или налогового периода, в котором СПИК был расторгнут, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей за отчетный период или налога за налоговый период.

Новации законодательства о СПИК.

Федеральным законом от 02.08.2019 № 269-ФЗ (далее – Закон № 269-ФЗ) путем добавления в НК РФ ст. 25.16 «Налогоплательщики – участники специальных инвестиционных контрактов» и 284.9 «Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой организациями, имеющими статус налогоплательщика – участника специального инвестиционного контракта» введено раздельное регулирование региональных инвестиционных проектов и специальных инвестиционных контрактов.

Кроме структурных изменений, названным законом внесен ряд принципиальных новшеств. В частности, исчезло ранее действовавшее временное ограничение (до 2025 года) в применении льгот. Теперь ч. 2 ст. 18.2 Закона № 488-ФЗ для заключения СПИК установлен срок до 31.12.2030. Также сняты требования к размеру инвестиций. Дополнительно к этому у участников СПИК появилась возможность (при условии ведения раздельного учета) воспользоваться льготой по налогу на прибыль в отношении той части прибыли, которая получена в рамках СПИК. Ранее пониженные ставки налога действовали лишь при условии, что доля доходов от реализации продукции по СПИК составляла не менее 90 % всех доходов.

Из неприятных изменений – сокращение потенциального размера господдержки со 100 до 50 %, что снижает привлекательность статуса участника СПИК по сравнению с участниками региональных инвестиционных проектов и прочими налогоплательщиками, которые воспользовались инвестиционным налоговым вычетом.

Льготы по налогу на прибыль.

Для организаций – участников СПИК ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, составляет 0 % (п. 1.14 ст. 284 НК РФ). Ставка налога, подлежащего зачислению в региональные бюджеты, законами субъектов РФ может быть снижена до 0 % (п. 3 ст. 284.9 НК РФ)[4]. Пониженная (вплоть до нуля) налоговая ставка действует начиная с налогового периода, в котором была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в рамках СПИК, до отчетного (налогового) периода, в котором организация утратит статус налогоплательщика – участника СПИК. При этом размер льготы по налогу на прибыль имеет лимит в виде величины, равной 50 % объема капитальных вложений в инвестиционный проект, размер которых предусмотрен СПИК[5].

Участник СПИК имеет право применять пониженные ставки по налогу на прибыль:

ко всей налоговой базе, если доходы от реализации товаров, произведенных в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен СПИК, составляют не менее 90 % всех доходов;

к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен СПИК, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в рамках реализации указанного инвестиционного проекта, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности[6].

При этом выбранный способ определения налоговой базы должен быть закреплен в учетной политике и не подлежит изменению в течение срока, на который заключен СПИК.

Ускоренный порядок начисления амортизации.

Подпунктом 6 п. 1 ст. 259.3 НК РФ разрешено применение специального коэффициента, но не выше 2 к норме амортизации в отношении основных средств, включенных в первую – седьмую амортизационные группы и произведенных в соответствии с условиями СПИК. Правила отнесения амортизируемых основных средств к произведенным в соответствии с условиями СПИК утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.04.2017 № 484.

Льготы по налогу на имущество организаций.

Региональным законодательством в отношении участников СПИК могут предусматриваться льготы по налогу на имущество. Например, в Пермском крае обнулена ставка налога на имущество организаций на срок действия СПИК начиная с налогового периода, в течение которого заключен СПИК. При выбытии объектов основных средств в течение трех лет со дня применения по отношению к ним налоговой ставки 0 % налог подлежит уплате в общеустановленном порядке (см. Закон Пермского края от 08.10.2015 № 549-ПК).

Субъекты РФ спешат закрепить налоговые льготы на предстоящий (2020) год. Так, в Тюменской области на 2020 год продлено действие ставки налога на имущество в размере 0 % в отношении имущества, созданного или модернизированного в рамках реализации СПИК (п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона Тюменской области от 05.11.2019 № 62 «О предоставлении налоговых льгот на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов отдельным категориям налогоплательщиков»).

Льготы по земельному налогу.

Право предоставлять преференции в отношении земельного налога принадлежит муниципалитетам. В частности, Законом г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге» субъекты инвестиционной деятельности, в том числе являющиеся стороной СПИК, заключенного с органом государственной власти города Москвы, уплачивают налог в размере 0,7 % суммы налога, исчисленной в отношении земельных участков, используемых в ходе реализации инвестиционных приоритетных проектов города Москвы (то есть снижение земельного налога превышает 99 %). Решением Думы г. Костромы от 20.10.2005 № 84 «Об установлении земельного налога на территории города Костромы» на срок действия контракта полностью освобождены от налогообложения участки, используемые для осуществления инвестиционного проекта, включенного в реестр инвестиционных проектов Костромской области.

Стабильность налоговых условий для инвестора.

На срок действия СПИК ст. 18.4 Закона № 488-ФЗ и п. 4.1 ст. 5 НК РФ гарантируется стабильность условий ведения хозяйственной деятельности для инвестора, под чем подразумевается следующее. Положения актов законодательства о налогах и сборах в части увеличения и (или) отмены пониженных налоговых ставок, предусмотренных для налогоплательщиков – участников СПИК, и (или) в части отмены или изменения условий предоставления налоговых льгот и иных преференций (включая особый порядок и сроки уплаты, порядок исчисления налогов и сборов), установленных для таких налогоплательщиков, не применяются в отношении указанных налогоплательщиков до наступления наиболее ранней из следующих дат:

1) даты утраты налогоплательщиком статуса участника СПИК;

2) даты окончания сроков действия налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения контракта, если указанные даты наступают ранее даты утраты статуса налогоплательщика – участника СПИК.

Вышеобозначенные гарантии распространяются на акты законодательства о налогах и сборах в части налогов на прибыль и на имущество организаций, транспортного и земельного налогов и применяются при условии соответствующей оговорки в СПИК.

Как полагает Минфин (Письмо от 10.08.2017 № 03-03-05/51254), исходя из смысла ст. 5 НК РФ и ее задачи – обеспечить стабильность налоговых условий исполнения СПИК на весь срок его реализации – вопрос о неприменении норм, ухудшающих положение налогоплательщиков – участников СПИК, необходимо решать для каждого такого контракта в отдельности, с учетом даты его заключения. В частности, норма о неприменении отдельных положений актов законодательства о налогах и сборах, установленная п. 4.1 ст. 5 НК РФ, действует для каждого СПИК в отношении актов, принятых после его заключения и ухудшающих положение соответствующего участника по сравнению с состоянием на дату вступления в силу такого контракта с этим налогоплательщиком.

В результате обособления участников СПИК в специальную категорию налогоплательщиков правовые нормы по поощрению их деятельности стали компактнее, проще и понятнее. Само по себе совмещение в Налоговом кодексе льгот как налогового, так и инвестиционного характера создает затруднения в толковании норм. Особенно страдали участники СПИК, регулирование деятельности которых производилось главным образом путем ссылок и оговорок. С 2020 года данная методологическая уязвимость в НК РФ устранена, что на фоне отмены ограничения по сумме проекта и сроков льготирования позволит увеличить число лиц, заинтересованных в получении статуса участника СПИК

[1] До 13.08.2019 регулирование СПИК осуществлялось в соответствии со ст. 16 Закона № 488-ФЗ. Нормы данной статьи продолжают распространяться на СПИК, действующие на 13.08.2019.

[2] Перечень современных технологий утверждается Правительством РФ.

[3] Участниками СПИК признаются также лица, которые подлежат автоматическому включению уполномоченным органом в реестр в порядке, установленном п. 2 ст. 25.16 НК РФ.

[4] Пониженные ставки по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, установленные для организаций, заключивших СПИК без участия Российской Федерации до 01.01.2019, действуют до налогового периода, в котором действие контракта прекращено либо он расторгнут (п. 6 ст. 3 Закона № 269-ФЗ, Письмо Минфина России от 07.08.2019 № 03-03-05/59410).

[5] Порядок расчета совокупного объема расходов и недополученных доходов бюджетов, образующихся в связи с применением мер стимулирования, устанавливается методикой, указанной в п. 8 ч. 2 ст. 18.3 Закона № 488-ФЗ.

[6] Право на использование льгот к базе от деятельности, осуществляемой в рамках СПИК, распространяется на участников, заключивших контракт с 02.09.2019 (даты вступления в силу Закона № 269-ФЗ), а также с 01.01.2017 до 02.09.2019, если он в качестве меры стимулирования предусматривает льготу по налогу на прибыль.

Общество реализовало региональный инвестиционный проект.

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона об инвестициях области при реализации инвестиционных проектов на территории области инвесторам может быть предоставлена государственная поддержка при условии утверждения инвестиционных проектов Администрацией области (разрешительный порядок). Государственная поддержка предоставляется в форме установления льготных пониженных ставок в целом по организации по налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в бюджет области, и (или) налогу на имущество организаций.

Общество обратилось в пределах срока, установленного областным законом, за получением налоговых льгот. К заявке Инвестора и пакету документов претензий нет. Прилагаемый к пакету документов расчет использования налоговых льгот показывает, что налоговая льгота может быть использована Инвесторов за 3 отчетных периода в пределах налогового периода, начиная с отчетного периода, в котором начала действовать налоговая льгота.

Согласно областному закону началом срока действия налоговых льгот следует считать 1-е число отчетного периода, в котором произошло связанное с реализацией инвестиционного проекта первоначальное увеличение стоимости имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств. При этом, налоговая льгота предоставляется на 5 лет с начала срока действия налоговых льгот.

". Право пользования налоговыми льготами может быть реализовано инвестором в налоговых периодах, в которых налоговые льготы, за период, прошедший с начала срока действия налоговых льгот, утвержденного Администрацией области, не превысят 50% суммы осуществленных инвестиций по проекту за период, прошедший с начала срока действия налоговых льгот. Если по итогам налогового периода налоговые льготы превысят вышеуказанные ограничения, Инвестор утрачивает право пользования налоговыми льготами в налоговом периоде за отчетный год. " (цитата положений областного закона).

Комитет полагает, что Инвестор не сможет воспользоваться налоговой льготой, поскольку в налоговом периоде налоговая льгота превысит 50% суммы осуществленных инвестиций по проекту (ограничения по сумме). Превышение ограничений является основанием для утраты налоговой льготы. Зачем тогда давать заключения, созывать комиссии, предоставлять льготу Инвестору?

Вышеописанное основание утраты права пользования налоговыми льготами установлено лишь областным законом, в НК РФ такие основание не указаны. У Инвестора возникает спор с налоговым органом и Администрацией области относительно законности и применимости на практике положений областного закона о налоговых льготах для инвесторов:

1. Если начало срока действия налоговых льгот связано с отчетным периодом, почему утрата налоговых льгот связана с налоговым периодом?

Как нам поясняет налоговый орган положения областного закона, он считает правомерным подачу по 2 отчетным периодам в пределах налогового периода налоговых деклараций по авансовым платежам по налогу на имущество по ставке 2,2% до начала срока действия налоговых льгот, а затем после предоставления налоговых льгот Инвестору подачу налоговой декларации за 9 месяцев по налогу на имущество по ставке 0,01%, при этом при подаче годовой декларации корректировка налоговой ставки производиться не будет, будет действовать 0,01%. Однако, в случае утраты права пользования налоговой льготой в налоговом периоде ситуация прямо противоположная: если Инвестор исчерпает налоговую льготу за два отчетных периода, то по итогам налогового периода налоговый орган доначислит налог по ставке 2,2%, начиная с первого отчетного периода.

Инвестор считает, что если начало срока действия налоговых льгот связано с отчетным периодом, то и окончание (утрата) правом пользования налоговых льгот тоже должна быть связана с налоговым периодом, а не отчетным (по аналогии с 284.3 НК РФ)

2. Право пользования налоговыми льготами - право, а не обязанность налогоплательщика. В случае предоставления налоговых льгот, предусмотренных областным законом, имеет ли право Инвестор воспользоваться положениями ст. 21, 56 НК РФ и приоставить использование налоговой льготы на один или несколько налоговых периодов? Законом области не описаны права Инвестора на использование налоговых льгот, отказ от них или приостановку. Налоговый орган считает, что Инвестор не имеет права на приостановку, поскольку это предусмотрено НК РФ, а не областным законом.

Судебной практики по толкованию и применению областного закона нет. НК РФ устанавливает иной порядок расчета и уплаты налога на имущество. Понимаем, что юридически у комитета нет замечаний к пакету документов, а у комиссии - для отказа в предоставлении налоговой льготы в соответствии с областным законом; что вопрос сбора налогов не в ведении комиссии. Но все делается для того, чтобы основанием для отказа комиссией являлись не основания для отказа в предоставлении налоговых льгот, указанные в областном законе, а основания утраты права пользования налоговой льготой, указанные для налогоплательщика -Инвестора и налогового органа.

Просим совета и мнения коллег.

Исполнительное производство: практические решения

Исполнительное производство: практические решения

Налоговые последствия и риски заключения договоров

Налоговые последствия и риски заключения договоров

Правовое регулирование международных расчётных операций

Правовое регулирование международных расчётных операций

Комментарии (3)

каша какая-то, пишите яснее.

1) первая ссылка верная? там нет ни ч. 1, ни нормы, которую вы приводите.
2) субъект РФ может устанавливать СВОИ условия и порядок применения льгот, если они не противоречат НК РФ. Ограничение срока использования льготы через достижение "50%" не представляется противоречащим НК РФ.
3) у вас описание льготы условное? не могу себе представить как льгота по налогу на имущество за 1-5 лет может достичь 50% от суммы вложений.
4) приостановить льготу можно, но если срок ее действия 3 (5?) года, исчисляемых подряд, а именно это усматривается в вашем случае, то по истечению этого срока вы теряете право на льготу.
5) и еще, вам уже комитет согласовал льготу или вы только подали туда пакет документов?

Сергей, спасибо за комментарий!
Сразу приношу свои извинения за возможно непрофессиональные вопросы в области налогового права. Это мой первый опыт в получении налоговых льгот.
1) исправляюсь: ссылку я делала на статьи 5,6 Закона Псковской области от 12.10.2005 № 473-ОЗ «О налоговых льготах и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Псковской области».

2. Государственная поддержка согласно вышеуказанному Закону области предоставляется Инвестору в форме установления льготных пониженных ставок в целом по организации по налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в бюджет области, и (или) налогу на имущество организаций. Нашу организацию больше интересую пониженные ставки по налогу на имущество.
Налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога (ст. 372 НК РФ). Налоговые ставки не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено статьей 380 НК РФ. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Далее, согласно подпункту 3 части 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Согласно ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими, включая возможность уплачивать налог в меньшем размере. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Вы пишите, что "субъект РФ может устанавливать СВОИ условия и порядок применения льгот, если они не противоречат НК РФ. Ограничение срока использования льготы через достижение "50%" не представляется противоречащим НК РФ» . Я верно использую ссылки на ст. 21,56 НК РФ в подтверждение полномочий субъекта РФ?

3. Описание льготы не условное, к сожалению. Общество владеет крупными объектами недвижимости. Дополнительно реализует инвестпроект (строит новый объект). Балансовая стоимость основных средств после реализации инвестпроекта составила около 1,3 млрд рублей. Со всего имущества уплачивается налог на имущество. Согласно областному закону льгота по налогу на имущество предоставляется организации. Организацией в ходе инвестпроекта был реализован подпроект , по которому возможно получить налоговую льготу в пределах 50% от размера осуществленных инвестиций. Размер инвестиций в основные средства составил 22 млн. рублей, налоговая льгота - 11 млн рублей (50% от размера инвестиций).
в законе области так излагается понятие «налоговая льгота»:
- в статье 5 Закона области указано, что ". государственная поддержка Инвестору предоставляется в форме установления льготных ставок налогов. " (налог на имущество организаций по ставке 0,01% - прим. мое);
- в части 3 статьи 6 закона области вводится понятие "налоговые льготы в форме льготных ставок налогов по инвестиционному проекту";
- далее в части 5 статьи 6 Закона области говорится о том, что ". Право пользования налоговыми льготами может быть реализовано инвестором в налоговых периодах, в которых налоговые льготы, за период, прошедший с начала срока действия налоговых льгот, утвержденного Администрацией области, не превысят 50% суммы осуществленных инвестиций по проекту за период, прошедший с начала срока действия налоговых льгот. Налоговые льготы за период, прошедший с начала срока действия налоговых льгот, определяются как рассчитанная за налоговые периоды, в которых инвестором реализовано право пользования льготами, разница между суммой налогов, исчисленных без учета льгот, и суммой налогов, исчисленных с применением льготных ставок."
Комитет считает, что налоговая льгота определяется как разница между суммой налога, исчисленной по ставке 2,2% и суммой налога, исчисленной по ставке 0,01%. Но в моем понимании, данный расчет является расчетом экономии средств по уплате налога на имущество при использовании льготной ставки налога.
Используя расчет, установленный областным законом, у организации за 2016 год налог на имущество по ставке 2,2% составляет к уплате 28 млн., а по ставке 0,01% - 130 тыс. налоговая льгота - 27,87 млн. рублей, что, естественно превышает 50% от размера осуществленных инвестиций.
Такое определение налоговой льготы в законе области схоже с порядком определения суммы налога на имущество организаций, подлещей уплате в бюджет, только из суммы исчисленного налога вычитаются произведенные авансовые платежи.
Не понимаю, законна ли такая формулировка налоговой льготы в областном законе, не противоречит ли она НК РФ, ведь в законе области установлено также, что налоговая льгота предоставлена в форме льготных ставок налога ?
Учитывая такой порядок расчета налоговой льготы по закону области нельзя ее назвать налоговой льготой в форме льготной ставки налога в размере 0,01%. Исходя из расчета, льготная ставка будет составлять 2,19%.
Я запуталась((((
В моем понимании прочтения НК РФ, размер налога на имущество при использовании налоговой льготы в форме льготной ставки по налогу на имущество должен рассчитываться исходя из произведения налоговой базы на льготную ставку налога: 1,3 млрд*0,01%=130 000 рублей. Или я ошибаюсь? При таком использовании налоговой льготы она, естественно не может быть использована инвестором за один налоговый период.
У меня в голове остается неразрешенным такой вопрос:
Налоговый период по налогу на имущество включает в себя отчетные периоды. Расчет налога производиться как произведение налоговой ставки на налоговую базу, при расчете авансовых платежей используется ¼ ставки. Законом области установлены отчетные периоды. Уставлено, что налоговые льготы могут предоставляться на 5 лет с 1 числа отчетного периода, в котором произошло увеличение стоимости ОС (например, с 01.07.2016-01.07.20121г.). При этом, прекращение использования льготы возможно в связи с истечением срока в отчетном периоде, а утрата права пользования льготой в связи с превышением 50% только в налогом периоде. В случае прекращения налоговой льготы в отчетном периоде налоговый орган принимает декларации со ставками 0,01% и 2,2% без пересчета налога по единой ставке, а в случае утраты – пересчитывает все отчетные периоды по ставке 2,2%. Но, ведь, организация может допустить превышение 50% и в течение отчетного периода? Ведь можно, используя логику налогового органа, в тех отчетных периодах, где нет превышения 50% делать расчет по ставке 0,01%, а в том, в котором произошло превышение, уже по ставке 2,2%?

5. по приостановку вообще ничего не понимаю((((, не было практики и у бухгалтеров.
Налоговая льгота предоставляется на 5 лет. Я себя почти убедила в том, что если будет предоставлена налоговая льгота, организация может подать заявление на приостановку использования налоговой льготы на один или несколько налоговых периодов, чтобы не нарушить условия закона области о превышении 50% и не утратить право пользования налоговой льготой. За срок приостановки реализовать иное имущество организации, уменьшить налоговую базу таким образом, чтобы с учетом положений закона налоговая льгота не превышала 50% произведенных инвестиций, и по истечении срока приостановки начать использовать налоговую льготу более одного налогового периода, но в пределах срока предоставления налоговой льготы.

6. Льготу еще не предоставили. Документы находятся на рассмотрении. По закону области превышение 50% порога не входит в перечень оснований для отказа в предоставлении налоговой льготы. Превышение 50% - основание утраты налоговой льготы в налоговом периоде, а это отношения налогоплательщика и налогового органа. Но Комитет пытается упорно привязать основание утраты налоговой льготы как основание для отказа в предоставлении налоговой льготы.

в дополнение привожу положения письма Минфина России от 28.04.2008 № 03-02-07/1-163:
". При этом не следует подменять налоговые ставки по налогу на прибыль организаций . налоговыми льготами (льготами по налогам).
Кроме того, представляется необходимым отметить, что налоговые ставки и налоговые льготы могут устанавливаться законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции, в порядке и пределах, предусмотренных Кодексом, законами субъектов Российской Федерации о налогах (пункт 4 статьи 1, пункт 3 статьи 12, пункт 2 статьи 53, пункты 1, 2 статьи 56 Кодекса).

Получается, такая форма налоговой льготы в виде льготной налоговой ставки не может существовать.

Читайте также: