Банк обязан представлять налоговым органам информацию о наличии и операциях по счетам организаций

Опубликовано: 12.05.2024

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 248-ФЗ наименование статьи 86 настоящего Кодекса изложено в новой редакции, вступающей в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 86. Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля

ГАРАНТ:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 241-ФЗ пункт 1 статьи 86 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2016 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

1. Банки открывают счета, депозиты и предоставляют право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств:

1) российским организациям, иностранным некоммерческим неправительственным организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации через отделения, аккредитованным филиалам, представительствам иностранных организаций, индивидуальным предпринимателям - при наличии сведений о соответствующих идентификационном номере налогоплательщика, коде причины постановки на учет в налоговом органе, дате постановки на учет в налоговом органе, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

2) иностранным организациям, не указанным в подпункте 1 настоящего пункта, нотариусам, занимающимся частной практикой, адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, - при предъявлении указанными лицами соответствующего свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Информация об изменениях:

Пункт 1.1 изменен с 1 апреля 2020 г. - Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

1.1. Банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов электронных средств платежа, перечисленных в настоящем пункте.

Информация сообщается в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Порядок сообщения банком об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов электронных средств платежа, перечисленных в настоящем пункте, в электронной форме устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Формы и форматы сообщений банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, об изменении реквизитов счета, вклада (депозита), о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов электронных средств платежа, перечисленных в настоящем пункте, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 1 января 2021 г. - Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ

2. Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом.

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения налоговых проверок указанных лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 настоящего Кодекса, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 настоящего Кодекса.

Налоговыми органами могут быть запрошены справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) иностранных организаций, реорганизованных или ликвидированных организаций могут быть запрошены налоговыми органами в банках, если указанные организации являлись участниками сделки (операции) и (или) совокупности сделок (операций) с лицом, в отношении которого проводится налоговая проверка либо у которого истребуются документы (информация) в соответствии со статьей 93.1 настоящего Кодекса.

Справки о наличии счетов организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, могут быть запрошены налоговыми органами в случае, если в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного или излишне взысканного налога указан счет, сведения о котором не представлены в налоговый орган в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Статья 86 дополнена пунктом 2.1 с 17 марта 2021 г. - Федеральный закон от 17 февраля 2021 г. N 6-ФЗ

2.1. Банки обязаны выдавать налоговым органам имеющиеся в распоряжении копии паспортов лиц, имеющих право на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента, доверенностей на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента, документов, определяющих отношения по открытию, ведению и закрытию счета клиента (включая договор на открытие счета, заявление на открытие (закрытие) счета, договор на обслуживание с использованием системы "клиент - банк", документы и информацию, предоставляемые клиентом (его представителями) при открытии счета), карточек с образцами подписей и оттиска печати, а также информацию в электронной форме или на бумажном носителе о бенефициарных владельцах (включая информацию, полученную банком при идентификации бенефициарных собственников), выгодоприобретателях (включая информацию в отношении отдельных операций или за определенный период), представителях клиента в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом.

Копии документов (информация), указанные в абзаце первом настоящего пункта, могут быть запрошены налоговыми органами:

в отношении организации (индивидуального предпринимателя) - в случаях проведения налоговой проверки в отношении этого лица, истребования у него документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 настоящего Кодекса, вынесения в отношении этого лица решения о взыскании налога и (или) принятия решения о приостановлении операций по счетам этого лица, решения о приостановлении переводов его электронных денежных средств, решения об отмене приостановления операций по счетам этого лица и (или) решения об отмене приостановления переводов электронных денежных средств этого лица;

в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговой проверки в отношении этого лица либо истребования у него документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 настоящего Кодекса;

в отношении организации (индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем) - на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 240-ФЗ в пункт 3 статьи 86 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Запросы в банк направляются налоговыми органами в электронной форме. Форма (форматы) и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Форма и порядок представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Форматы представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 241-ФЗ в пункт 4 статьи 86 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2016 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

4. Правила, предусмотренные пунктами 1.1 - 3 настоящей статьи, применяются также в отношении счетов, открываемых для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, а также в отношении корпоративных электронных средств платежа указанных лиц, используемых для переводов электронных денежных средств.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении счетов инвестиционного товарищества, открываемых участником договора инвестиционного товарищества - управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, для осуществления операций, связанных с ведением общих дел товарищей по договору инвестиционного товарищества, и в отношении корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств по таким операциям.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 29 сентября 2019 г. - Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

5. Обязанности, предусмотренные пунктом 1.1 настоящей статьи, исполняются также кредитной организацией, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации такой организации в течение семи дней со дня наступления соответствующего события.

Обязанности, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, исполняются также кредитной организацией, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации такой организации в течение семи дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Банки

При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.

Как установлено п. 1 ст. 93 НК РФ, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.

В силу п. 3 ст. 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.

На основании п. 4 ст. 93 НК РФ отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

В случае такого отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, как закрепляет п. 1 ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Судебная практика свидетельствует, что банки требования налоговых органов по истребованию в ходе выездной проверки информации по счетам налогоплательщиков — клиентов банков законными не признают, в то время как налоговые органы на местах полагают, что выписки по расчетным счетам клиентов банков могут быть затребованы в порядке ст. 93 НК РФ.

По мнению банков, обязанность представлять выписки о движении денежных средств по счетам клиентов связана только с соблюдением положений ст. 86 НК РФ и лишь в случаях проведения мероприятий налогового контроля в отношении клиентов банка, при этом в рамках выездной налоговой проверки налогоплательщика-банка выписки по счетам клиентов не могут быть истребованы в соответствии со ст. 93 НК РФ, так как проводимые клиентами расчетные операции не влияют на налогообложение банка.

В соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).

Указанная информация может быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя).

В силу ст. 331 НК РФ аналитический налоговый учет доходов и расходов, полученных (понесенных) банком в виде процентов по долговым обязательствам, ведется в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 328 НК РФ.

В п. 2 ст. 328 НК РФ указано, что проценты, уплачиваемые банком по договору банковского счета, включаются налогоплательщиком в налоговую базу на основании выписки о движении денежных средств по банковскому счету налогоплательщика.

Относительно того, основано ли на нормах НК РФ требование о представлении для налоговой проверки выписок о движении денежных средств по счетам клиентов банка, в судебной практике единой позиции нет.

Часть судов поддерживают налогоплательщика по данному вопросу и удовлетворяют требования о признании неправомерным решения налогового органа о привлечении налогоплательщика (банка) к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление по требованию налогового органа расширенных выписок по счетам клиентов налогоплательщика. В качестве такого примера можно привести Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.05.2008 № А56-30650/2007. Рассмотрим это судебное разбирательство подробнее.

Налоговый орган в ходе проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика (банка) в порядке ст. 93 НК РФ направил требование о представлении в 10-дневный срок со дня получения необходимых для проведения проверки документов: расширенных выписок банка (с указанием номера корреспондирующего счета, наименования и ИНН плательщика/получателя и назначения платежа) в электронном виде либо на бумажном носителе по перечисленным в требовании банковским счетам; договоров открытия и ведения указанных счетов, карточек с образцами подписей и оттиска печати нескольких организаций — клиентов банка.

Во исполнение требования налогоплательщик представил в налоговый орган договоры открытия и ведения счетов клиентов перечисленных организаций. В отношении расширенных выписок по счетам клиентов налогоплательщика, карточек с образцами подписей и оттиском печати налогоплательщик направил в адрес налогового органа мотивированный отказ. В обоснование своего отказа представить названные документы налогоплательщик сослался на то, что их истребование противоречит ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон № 395-1) и влечет нарушение банковской тайны. Кроме того, налогоплательщик считает, что спорные документы могут являться основанием для проверки формирования облагаемой налогом на прибыль базы его клиентов, но не самого банка как налогоплательщика.

По результатам проверки налоговый орган принял решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ.

В обоснование принятого решения налоговый орган указал на непредставление налогоплательщиком затребованных документов. Согласно подп. 1 п. 2 ст. 291 НК РФ проценты за использование денежных средств, находящихся на банковских счетах, относятся к расходам банков от осуществления банковской деятельности и учитываются при исчислении налогооблагаемой прибыли.

Налогоплательщик не согласился с решением налогового органа и оспорил его в судебном порядке.

Позиция суда изложена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 04.05.2008 № А56-30650/2007. Она заключалась в следующем.

Из п. 1 ст. 126 НК РФ следует, что ответственность наступает в случае непредставления документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Иное толкование данной нормы о налоговой ответственности является расширительным и недопустимым.

Согласно ст. 30 Закона № 395-1 отношения между кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основании договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом. В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия.

Обязательства банка по договору банковского счета закреплены в п. 1 ст. 845 ГК РФ, согласно которому банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Налогоплательщик вел учет на основании утвержденного Банком России Положения о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации (далее — Положение) и утвержденного Банком России Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации (далее — Положение Банка России от 03.10.2002 № 2-П), а также на основании утвержденных самим налогоплательщиком форм первичных документов.

Материалами дела подтверждается, что налогоплательщик представил в налоговый орган договоры банковского счета; мемориальные ордера; акты сверки по ведению комиссии; выписки банка по лицевым счетам балансового счета 70107; справки по лицевым счетам клиентов о расчетах между налогоплательщиком и клиентами; тарифы расчетно-кассовых операций юридических лиц, действовавшие у налогоплательщика в проверяемый период; расчет процентов на остатки по расчетным счетам клиентов; регистры налогового учета по услугам расчетно-кассовых операций, которые содержат сведения обо всех доходах налогоплательщика, полученных за указанный период.

Требование же налогового органа о предоставлении расширенных банковских выписок по расчетным счетам клиентов налогоплательщика противоречит п. 1 ст. 93 НК РФ. Форма расширенной выписки с содержанием, указанным в требовании налоговой инспекции, в качестве единого документа не утверждена ни одним нормативным актом Банка России и не содержится в Общероссийском классификаторе управленческой документации ОК 011-93 (ОКУД), утвержденном Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.12.1993 № 299, в разделе 0400000 «Унифицированная система банковской документации».

Налоговый орган ни в акте проверки, ни в решении не ссылается на акт законодательства о налогах и сборах, которым предусмотрена обязанность налогоплательщика составлять и вести упоминаемые им «расширенные выписки».

Расширенные выписки по расчетным счетам организаций — клиентов налогоплательщика не являются документами, на основании которых последним формируется налоговая база по налогу на прибыль, поскольку данные документы не содержат информации о хозяйственных операциях самого банка как проверяемого налогоплательщика. Исходя из п. 2 ст. 328 НК РФ и ст. 331 НК РФ порядок включения в налоговую базу, облагаемую налогом на прибыль, процентов банка как налогоплательщика осуществляется на основании выписки о движении денежных средств по счету самого банка, а не организаций — клиентов налогоплательщика, с которыми он заключил договоры банковского счета. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 31 НК РФ и ст. 93 НК РФ налоговый орган вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика не любые, а только необходимые для проведения проверки документы, служащие основанием для исчисления и уплаты им налогов.

Таким образом, налогоплательщик не мог представить истребуемые налоговым органом спорные документы ввиду их отсутствия у него.

При таких обстоятельствах в действиях налогоплательщика отсутствует состав правонарушения, предусмотренный п. 1 ст. 126 НК РФ.

Есть и прямо противоположное судебное решение по аналогичному делу. ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 07.11.2006 № А29-3812/2006А пришел к противоположным выводам, указывая на правомерность истребования в рамках выездной налоговой проверки банка выписок о движении денежных средств по клиентским счетам.

Суд руководствовался абз. 1 п. 3 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», согласно которому налоговые органы имеют право получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения) справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения.

С учетом изложенного суд пришел к выводу, что налоговый орган правомерно потребовал от банка представления справок по счетам организаций в целях получения информации об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях банка.

Таким образом, неправомерность истребования налоговым органом у банка информации по счетам клиентов при проведении налоговой проверки в отношении банка, очевидно, придется доказывать в суде.

Действующие в сфере налогов документы в основном возлагают совершение определенных действий на налогоплательщика.

Обязанности банковских учреждений по осуществлению налогового контроля

В отдельных ситуациях предусматривается особый субъект, именуемый налоговым агентом.

Однако бывают и случаи, когда обязанности возлагаются на лицо, не имеющее отношения к внесению сумм в бюджет налогоплательщиком. Примером таких организаций выступают банки, на которые распространяются определенные требования в ходе осуществления налогового контроля.

Порядок действий этих организаций определен в ст. 86 НК. Первая обязанность банка, которая связана с налоговым контролем, связана с процедурами открытия и закрытия счетов, а также депозитов и изменением любых реквизитов.

Если в кредитное учреждение обращается лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, либо представительство зарубежной неправительственной организации, то на него возлагается задача проверить наличие присвоенного ИНН и документы о внесении сведений о клиенте в соответствующий реестр.

При обращении частных нотариусов или адвокатов проверке подлежат соответствующие документы, подтверждающие налоговый учет.

Кроме того, банки должны направлять в налоговую инспекцию по месту своего расположения соответствующую информацию в 3-дневный срок с момента проведения любой из указанных операций. Течение этого периода начинается со следующего дня после выполнения владельцем счета подконтрольных действий.

Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля, дополняются необходимостью удовлетворения запроса налоговой инспекции, касающегося информации о счетах, вкладах, а также депозитах клиента. Она может включать как данные о текущих остатках сумм, так и об осуществленных расчетах. Документы должны направляться в течение 3-х дней.

Лица, в отношении которых налоговые органы могут запрашивать информацию

Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля, связаны со следующими субъектами:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • Физические лица, не относящиеся к ИП. Среди них выделяются частные нотариусы и адвокаты, осуществляющие деятельность посредством адвокатского кабинета;
  • управляющие товарищи, на которых соответствующим соглашением возложены обязанности по налоговому учету и распоряжению аккумулированными денежными средствами.

Обязанности банков по информированию относятся к счетам как корпоративных, так и частных клиентов.

Порядок сообщения банком фактов, связанных со счетами

Правила формирования и направления в налоговые органы предполагают предоставление следующих данных:

Положением ЦБ N 311-П утвержден порядок предоставления соответствующей информации. Согласно закону, документы могут направляться только в электронной форме.

Технические требования к реализации процесса обмена установлены указанным положением ЦБ.

Кредитная организация и налоговая инспекция обязаны обеспечить безопасность передаваемых данных, чтобы соблюсти банковскую и налоговую тайны.

Форма сообщения банка о счетах

В отношении каждого события, о котором банк обязан сообщать в налоговую инспекцию, предусмотрена отдельная форма. Все они установлены приказом ФНС.

Если речь идет об открытии или закрытии счета, то используется одна и та же форма. Такое сообщение содержит код лица, который обозначает категорию налогоплательщика.

Форма сообщения об изменении реквизитов счета предусматривает уведомление об одной из следующих ситуаций:

  • о новом номере счета;
  • о размещении счета в другом подразделении кредитной организации. Если речь идет о случаях, которые предполагают смену БИК и КПП банковского подразделения, либо переименование, не связанных с реорганизацией, то ответственные лица могут не направлять эти сведения;
  • если происходит смена управляющего товарища в инвестиционном товариществе. Если это физлицо меняет фамилию, имя или отчество, данные направлять не нужно. Аналогичное правило действует в отношении юридических лиц, если их новое наименование не связано с реорганизацией.

Форма уведомления, касающаяся изменения реквизитов КЭСП, наряду с указанными выше, выше предполагает передачу данных о новом номере «электронных денег».

Остальные формы дублируют требования, которые касаются вопросов заполнения.

Указанным выше приказом регламентируется и формат, использующийся для направления документов. К нему предъявляются следующие технические требования:

  • формат файлов должен соответствовать стандарту XML, с определенной кодировкой;
  • имя, присвоенное файлу, должно иметь буквенно-цифровое значение, где каждый символ обозначает определенный параметр.

Выполнение запроса, направленного налоговым органом

Если открытие счетов и вкладов должно сопровождаться автоматическим сообщением в налоговый орган, то данные, предусмотренные ч.2 ст. 86 НК, могут направляться только на основании запроса, переданного налоговым органом.

Контролирующие внесение обязательных платежей структуры могут запросить следующие документы:

  • справки о наличии счетов налогоплательщика, включая данные об остатках средств на них на текущую дату;
  • выписки, которые содержат информацию о движениях денег на счетах и вкладах;
  • справки со сведениями об остатках электронных денежных средств и переводах последних.

Основные требования

1. Требования к юридической стороне запроса.

Закон устанавливает ряд ограничений, касающихся оснований подачи запроса. Он должен быть мотивирован. Это требование считается соблюденным в следующих случаях:

  • если обращение касается организации, ИП, частного нотариуса или адвоката. При этом, оно должно быть связано с проверками этого клиента банка либо с проверками контрагента держателя счета. Кроме того, такие запросы считаются допустимыми в случае взыскания налога, а также приостановления операций по счетам, либо отмены последнего;
  • в случае, если счет принадлежит физическому лицу, не являющемуся ИП, то возможности налоговиков более ограничены. В отношении этого клиента должна осуществляться налоговая проверка либо проверка его контрагента. Подача запроса потребует согласия руководителя вышестоящей инспекции, либо должностного лица, занимающего должность не ниже заместителя руководителя ФНС;
  • мотивированным считается обращение налогового органа, действующего на основании иностранного запроса. При этом, такой порядок должен предусматриваться условиями международного договора;
  • если речь идет об иностранных компаниях, либо ликвидированных и реорганизованных российских юрлицах, то обращение может подаваться в рамках проверки их контрагента.

2. Требования к технической стороне.

Согласно ст. 86 НК, обращения налоговых инспекций должны направляться в электронной форме. Необходимо, чтобы они соответствовали всем техническим параметрам, изложенным в приказе ФНС.

3. Требования к банкам при ответе на запросы.

Банкам дается 3 дня на предоставление запрошенных данных. Как и само обращение, ответ направляется в электронном виде.

Требования к содержанию и форме необходимых справок подробно изложены в приказе ФНС. Любое отклонение от требований этого акта может быть приравнено к невыполнению банком соответствующих обязанностей.

Как и в случае с сообщениями, направляемыми по инициативе кредитной организации, информационный обмен должен гарантировать безопасность банковской и налоговой тайны.

1. Банки открывают счета, депозиты и предоставляют право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств:

1) российским организациям, иностранным некоммерческим неправительственным организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации через отделения, аккредитованным филиалам, представительствам иностранных организаций, индивидуальным предпринимателям — при наличии сведений о соответствующих идентификационном номере налогоплательщика, коде причины постановки на учет в налоговом органе, дате постановки на учет в налоговом органе, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

2) иностранным организациям, не указанным в подпункте 1 настоящего пункта, нотариусам, занимающимся частной практикой, адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, — при предъявлении указанными лицами соответствующего свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

1.1. Банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов электронных средств платежа, перечисленных в настоящем пункте.

Информация сообщается в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Порядок сообщения банком об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов электронных средств платежа, перечисленных в настоящем пункте, в электронной форме устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Формы и форматы сообщений банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, об изменении реквизитов счета, вклада (депозита), о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов электронных средств платежа, перечисленных в настоящем пункте, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

2. Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом.

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения налоговых проверок указанных лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 настоящего Кодекса, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 настоящего Кодекса.

Налоговыми органами могут быть запрошены справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) иностранных организаций, реорганизованных или ликвидированных организаций могут быть запрошены налоговыми органами в банках, если указанные организации являлись участниками сделки (операции) и (или) совокупности сделок (операций) с лицом, в отношении которого проводится налоговая проверка либо у которого истребуются документы (информация) в соответствии со статьей 93.1 настоящего Кодекса.

3. Запросы в банк направляются налоговыми органами в электронной форме. Форма (форматы) и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Форма и порядок представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Форматы представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Правила, предусмотренные пунктами 1.1 — 3 настоящей статьи, применяются также в отношении счетов, открываемых для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, а также в отношении корпоративных электронных средств платежа указанных лиц, используемых для переводов электронных денежных средств.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении счетов инвестиционного товарищества, открываемых участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, для осуществления операций, связанных с ведением общих дел товарищей по договору инвестиционного товарищества, и в отношении корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств по таким операциям.

5. Обязанности, предусмотренные пунктом 1.1 настоящей статьи, исполняются также кредитной организацией, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации такой организации в течение семи дней со дня наступления соответствующего события.

Обязанности, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, исполняются также кредитной организацией, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации такой организации в течение семи дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Комментарий к Ст. 86 НК РФ

В соответствии с пп. «а» п. 7 ст. 10 Федерального закона от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее — Закон N 134-ФЗ) в ст. 86 НК РФ были внесены изменения, которые вступили в силу с 1 июля 2014 г.

В силу п. 1 ст. 86 НК РФ банки обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения информацию:

об открытии или о закрытии счетов, вкладов (депозитов);

об изменении реквизитов счетов, вкладов (депозитов) организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;

о предоставлении права или прекращении права организаций, индивидуальных предпринимателей использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств;

об изменении реквизитов корпоративных средств платежа.

Информация должна быть сообщена в электронной форме в течение 3 дней со дня соответствующего события.

Порядок сообщения банком вышеуказанной информации должен быть установлен Банком России по согласованию с ФНС России. Указанное положение абз. 4 п. 1 ст. 86 Налогового кодекса РФ не претерпело изменений.

В целях реализации действовавших ранее и действующих в настоящее время положений п. 1 ст. 86 НК РФ Банком России по согласованию с ФНС России было утверждено Положение от 7 сентября 2007 г. N 311-П «О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита)».

Согласно п. п. 1.1 и 1.2 вышеуказанного Положения Банка России банк должен сформировать сообщение в электронном виде об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счета, вклада (депозита) клиента по форматам, установленным ФНС России.

Передача электронного сообщения осуществляется банком через территориальное учреждение Банка России и Центр информационных технологий Банка России в уполномоченный налоговый орган для последующей доставки электронного сообщения в налоговый орган по месту нахождения банка.

Приказом ФНС России от 23 мая 2014 г. N ММВ-7-14/292@ утверждены формы и форматы сообщений банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа.

Электронное сообщение о счете, вкладе (депозите) клиента банка, открытом в его филиале, может также оперативно формироваться этим филиалом и направляться банком через указанный филиал в уполномоченный налоговый орган.

В соответствии с пп. «б» п. 7 ст. 10, п. 4 ст. 24 Закона N 134-ФЗ п. 2 ст. 86 НК РФ изложен в новой редакции, вступившей в силу с 1 июля 2014 г.

Согласно новой редакции п. 2 ст. 86 НК РФ были введены новые правовые основания для получения налоговыми органами от банков справок (выписок) по счетам, вкладам (депозитам) и об электронных денежных средствах:

а) в части организаций, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатский кабинет, — в случае истребования у этих лиц документов (информации) в соответствии со ст. 93.1 НК РФ;

б) в части физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — в случае наличия согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ.

ФНС России в Письме от 29 мая 2014 г. N ЕД-4-2/10322 «О запросах в банки с 01.07.2014 и об ответственности банков с 02.05.2014» обратила внимание, что до внесения изменений в Приказы ФНС России от 25 июля 2012 г. N N ММВ-7-2/518@, ММВ-7-2/520@ налоговым органам при направлении запросов в банки по указанным основаниям рекомендуется в формах в мотивировочной части соответствующих запросов (в том числе с учетом рекомендаций, доведенных Письмом ФНС России от 29 декабря 2012 г. N АС-4-2/22680@) указывать основания, используя шаблоны согласно Приложению 1 к Письму ФНС России от 29 мая 2014 г. N ЕД-4-2/10322 «О запросах в банки с 01.07.2014 и об ответственности банков с 02.05.2014».

Поправки к закону вступили в силу

Налоговая сможет получить от банка больше информации, но только по запросу

Налоговая сможет получить от банка больше информации, но только по запросу

Фото: Роман Данилкин / 63.RU

С сегодняшнего дня в силу вступают поправки к Налоговому кодексу, которые заранее успели всех взбудоражить. Много говорилось о том, что у ФНС стало больше доступа к банковской тайне, а делиться тайнами (особенно банковскими) мало кому захочется. Мы разобрались, что именно поменялось и какую информацию налоговая теперь может получить.

Что произошло?

В феврале Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации. Среди прочего изменения вносятся в статью 86, которая регламентирует обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля. В ней появляется подпункт 2.1, обязующий банки по запросу в течение трех дней делиться с налоговой дополнительной информацией.

Что теперь будет знать налоговая?

На самом деле ФНС и так получала много информации — банки обязаны сообщать налоговикам об открытии или о закрытии счетов, вкладов, изменении реквизитов и многом другом. Изменения дают налоговой возможность узнать информацию не только о том, на кого счет открыт, но и о том, кто пользуется им по доверенности. По запросу банк должен предоставить копии паспортов лиц, имеющих доступ к деньгам на счете, доверенности, договор на открытие счета и использование интернет-банка, карточки с образцами подписей и оттиска печати, а также информацию о бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях и представителях клиента.

Данные могут узнать в любой момент?

Нет, информация предоставляется по запросу. Законом предусмотрен конкретный список ситуаций, когда ФНС может затребовать информацию у банка. Например, основанием для запроса про организацию или ИП может стать налоговая проверка, истребование документов, решение о взыскании налога, приостановлении операций или отмене приостановления. Данными физлица могут поинтересоваться при согласии руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя ФНС или его заместителя, а также при проведении налоговой проверки либо истребовании у него документов. И, наконец, данные могут потребовать на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами.

Зачем это нужно?

В ФНС объясняют, что изменения «вводятся для повышения эффективности риск-ориентированного подхода при проведении налогового контроля и предотвращения ущерба от недобросовестных налогоплательщиков, применяющих различные схемы для ухода от налогов». Если совсем просто: налоговая сможет увидеть всех аффилированных лиц, а не только номинальных директоров компаний или владельцев счета.

— Раньше налоговая видела компанию и директора, а кто совершал операции, было непонятно, потому что это уже были внутренние документы, — объясняет экономист Максим Марамыгин. — В налоговую документы уходили за подписью директора. Сейчас они могут посмотреть, кто помимо директора имеет доступ к счету, хотя формально никак не числится.

— Эти нововведения — первый шаг по выводу из тени физических лиц. По юридическим лицам и ИП налоговая и так может получить достаточный объем информации, и всем было понятно, что попытка пролить свет на финансовые отношения рано или поздно доберется и до «физиков», — объясняет Денис Валдеев, юрист компании «Бенефактум». — У принятого закона свои цели: во-первых, преследование обналичивания денег. Во-вторых, тот же 115-й закон о легализации денежных средств, полученных преступным путем. Сейчас достаточно большой объем граждан, которые не имеют официального заработка, налоги не отчисляют, при этом по их счетам бегают огромные денежные суммы. Соответственно, у налоговой задача номер один — обложить эти доходы налогом.

Но принятый закон эту задачу полностью не решает, уверен эксперт: с одной стороны, ФНС получит больше информации о счете и его владельцах, с другой стороны, в законе прописан механизм, по которому информация предоставляется только в рамках камеральных проверок и только по согласованию с вышестоящим налоговым органом.

— Этот механизм частично является защитным от злоупотреблений налоговиками. Но принятый закон — это только первый шаг, ФНС однозначно будет добиваться того, чтобы все денежные операции в стране были прозрачными, — отмечает юрист.

Читайте также: