Автоматизация налогового контроля в россии

Опубликовано: 16.05.2024

Налоговый мониторинг придет насмену устаревшим формам контроля. Фото: iStock

Мониторинг Федеральная налоговая служба применяет с 2016 года. Он подразумевает взаимодействие фискальных органов и бизнеса в дистанционном формате. Компании добровольно предоставляют налоговикам онлайн-доступ к своим информационным системам, данным бухгалтерской и налоговой отчетности. Взамен же могут рассчитывать на снижение числа проверок. Фискальные органы не запрашивают документы, поскольку могут отслеживать все процессы в режиме реального времени. Проверке подвергаются только операции, которые содержат элементы риска. Трудозатраты компаний на сопровождение налогового контроля в таком формате снижаются более чем на треть.

Фото: Дмитрий Астахов/ТАСС

Фото: Дмитрий Астахов/ТАСС

Благодаря особому инструменту налогового мониторинга - мотивированному мнению - компании могут запрашивать позицию налогового органа о правильности налогообложения конкретной сделки или операции. Это дает определенность в части бизнес-планирования. Своевременное устранение рисков, на которые укажут инспекторы, избавляет от возможных санкций.

Сейчас подключаться к налоговому мониторингу могут лишь крупные компании с годовым оборотом не менее 3 млрд рублей и активами на 3 млрд рублей. Сумма уплаченных ими налогов за предыдущий год должна составлять не менее 300 млн рублей.

Подписанная председателем правительства концепция предполагает снижение планки по совокупной сумме уплаченных за год налогов до 100 млн рублей. В нее также разрешат включать уплаченные страховые вносы. Минимальные требования к суммарному объему годовых доходов налогоплательщика и к совокупной стоимости активов также предлагается снизить втрое - до 1 млрд рублей. При этом компании для подключения к налоговому мониторингу не обязательно будет соответствовать всем трем критериям. Достаточно подходить по одному из них.

Концепция подразумевает составление и ведение налоговой службой карты отраслевых рисков участников налогового мониторинга, формирование риск-профилей компаний, автоматическое выявление рисков и оповещение о них налогоплательщиков.

Фото: Scott Olson / Staff / Getty Images

Фото: Scott Olson / Staff / Getty Images

Реализация заявленных планов позволит заметно расширить число потенциальных участников налогового мониторинга - до 3879 компаний к 2022 году и до 7827 - к 2024 году, уточняется в документе. Результатом развития этого инструмента станет снижение административной нагрузки на бизнес и влияния человеческого фактора при проведении налогового контроля, сокращение числа споров ФНС с налогоплательщиками, уменьшение потока бумажных документов, которые предоставляются в фискальное ведомство, и переход на электронный документооборот. Кроме того, ФНС сможет оперативнее выявлять и предупреждать нарушения, допускаемые налогоплательщиками.

Налоговый мониторинг сегодня уже используют "Аэрофлот", РЖД, "Ростех", "Газпром", ВТБ, "Мегафон", МТС, ООО "Гугл" (российская "дочка" Google) - всего 44 компании. Они обеспечивают 12,25% налоговых поступлений в бюджет. В 2020 году на этот формат должны перейти еще 52 компании, в том числе 32 с госучастием, уточняли ранее в Федеральной налоговой службе.

Михаил Мишустин, председатель правительства РФ о налоговом мониторинге:

В первую очередь это совместная оценка рисков, когда компания абсолютно откровенна и налоговая служба оценивает риски до начисления платежей по всем видам налогов и сборов.


CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Потапов Алексей Александрович

Данная статья посвящена проблеме совершенствования системы налогового администрирования в рамках реализации налоговой политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Представлены современные подходы к определению сущности и содержания понятия « налоговое администрирование », выявлены его концептуальные положения. Показана необходимость поиска новых технологий и механизмов совершенствования налогового администрирования , обеспечивающих его мобильность и маневренность. Особое внимание уделено налоговому как технологии налогового администрирования . Рассмотрены особенности применения налогового контроллинга как неотъемлемой части общей системы интегрированного контроллинга в процессе налогового администрирования . Описан механизм реализации функций налогового контроллинга с позиции интегрированного контроллингового подхода.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Потапов Алексей Александрович

AUTOMATION OF TAX CONTROL

This article is devoted to the improvement of the tax administration in the implementation of the tax policy of the Russian Federation for 2018 and the planning period of 2019 and 2020. Modern approaches to the determination of the nature and content of the term « tax administration », revealed his conceptual points. Shows the need for new technologies and mechanisms to improve the tax administration to ensure its mobility and maneuverability. Particular attention is paid to the tax as a technology of tax administration . The features of controlling the application of the tax as part of an overall integrated system of controlling the process of tax administration . A mechanism of implementing the functions of controlling tax from the position of an integrated approach to controlling.

Текст научной работы на тему «Автоматизация налоговго контроля»

AUTOMATION OF TAX CONTROL Potapov А.А. (Russian Federation) Email: Potapov241@scientifictext.ru

Potapov Aleksey Aleksandrovich - Master's Student,

DEPARTMENT OF ACCOUNTING, ANALYSIS AND AUDIT, FACULTY OF ECONOMICS, VOLGOGRAD INSTITUTE OF MANAGEMENT - BRANCH RUSSIAN ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION UNDER THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION, VOLGOGRAD

Abstract: this article is devoted to the improvement of the tax administration in the implementation of the tax policy of the Russian Federation for 2018 and the planning period of 2019 and 2020. Modern approaches to the determination of the nature and content of the term «tax administration», revealed his conceptual points. Shows the need for new technologies and mechanisms to improve the tax administration to ensure its mobility and maneuverability. Particular attention is paid to the tax as a technology of tax administration. The features of controlling the application of the tax as part of an overall integrated system of controlling the process of tax administration. A mechanism of implementing the functions of controlling tax from the position of an integrated approach to controlling. Keywords: tax administration, tax control, efficiency of tax control.

АВТОМАТИЗАЦИЯ НАЛОГОВГО КОНТРОЛЯ Потапов А.А. (Российская Федерация)

Потапов Алексей Александрович - студент магистратуры, кафедра учета, анализа и аудита, факультета экономики, Волгоградский институт управления - филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Волгоград

Аннотация: данная статья посвящена проблеме совершенствования системы налогового администрирования в рамках реализации налоговой политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Представлены современные подходы к определению сущности и содержания понятия «налоговое администрирование», выявлены его концептуальные положения. Показана необходимость поиска новых технологий и механизмов совершенствования налогового администрирования, обеспечивающих его мобильность и маневренность. Особое внимание уделено налоговому как технологии налогового администрирования. Рассмотрены особенности применения налогового контроллинга как неотъемлемой части общей системы интегрированного контроллинга в процессе налогового администрирования. Описан механизм реализации функций налогового контроллинга с позиции интегрированного контроллингового подхода.

Ключевые слова: налоговое администрирование, налоговый контроль, эффективность налогового контроля.

Налоговое администрирование в настоящем году должно продолжить держать курс к переходу на «цифровую прозрачность данных». Сегодня налоговые органы знают все о своих налогоплательщиках.

Платформы, которые создаются фискальным органом, для интеграции информационных ресурсов с таможенным органом, банками, ЗАГС, Росфинмониторингом позволяют ФНС применять, изменять методы налогового контроля:

1. непрерывно работать с гигантским массивом данных;

2. совершенствовать налоговый контроль в целом.

С помощью внедрение в контрольную работу налоговых органов инновационных технологий позволило полностью поменять основу налоговых проверок. Эффект от внедрения новых технологий не заставил себя ждать. Также изменения налогового законодательства, поддержки правоохранительных и судебных органов, все это привело к положительному результату.

Планы Федеральной Налоговой Службы в ближайшем будущем — интеграция систем АСК НДС, ККТ и Маркировка, чтобы обеспечить транспарентность, эти системы позволят иметь абсолютную прозрачность рынка на основе достоверной информации о товарообороте в масштабах страны.

Примеры улучшения автоматизации налогового администрирования.

На основании Закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который был принят 22 февраля 2018 г. Углубленное изучение данного законопроекта наталкивает на выводы о том, что изменения обязательных проверок раз в три года будет изменено за счет риск-ориентированного подхода. Это приведет не только к увеличению срока между проверками, но и освобождает от проверок тех, кому присвоена низкая категория риска. Бизнесмены получат данные привилегии в случае добросовестного поведения и хорошей истории проверок.

Рискориентированный подход будет поощрять открытость и лояльность контролеров к законопослушному бизнесу.

В 2019 году ФНС продолжит улучшения автоматизации налогового контроля и совершенствование методологии проверок с учетом новых инструментов. Итогом проведенной работы, будет означать обновление реформы налогового контроля. Для этого нужно построить деятельности ФНС России на 2019 год, который будет предусматривать решение следующих задач:

1. Нужно создание единого механизма таможенного и налогового администрирования. Цель данного объединения будет направлена на отслеживание «всю цепочку прохождения товаров — от нахождения на границе до конкретных потребителей». В мае 2018 года данное мероприятие хотели провести, но отказались. По-моему, мнению, это очень важно для нашей страны.

2. Совершенствование АИС «Налог-3». Данное программное обеспечение до сих пор находиться в бета-стадии, нужно доработать программное обеспечение системы, улучшить управления рисками до использования при назначении плановых налоговых проверок.

3. Ввод в опытную эксплуатацию программного обеспечения для анализа транзакций и связей налогоплательщиков, а также выявления типовых схем уклонения от налогообложения. Завершение поставленной цели ожидается в 2019 году.

В данный момент, ФНС имеет доступ ко всем платежам, которые проходят через РКЦ Центрального банка. Итогом проделанной работы будет интеграция данных налоговой с данными онлайн-ККТ, это приведет к полному контролю ФНС всей цепочку формирования НДС в России.

Получив данные таможни, банков, онлайн-ККТ и счетов-фактур из налоговых деклараций можно, объединить товарный и денежный оборот.

Так же стоит отметить, что инспекторы должны применить автоматический анализ взаимосвязей для поиска доказательств недобросовестных согласованных действий. Они представляют собой алгоритмы контроля, которые должны сопоставлять законные и незаконные

связи: учредители, руководители и признаки, которые могут говорить о скрываемом взаимодействии и о какой-то подконтрольности:

3. Общее местонахождение.

Оно должно в точности следовать правилам цифровой трансформации государственного контроля. Камеральная налоговая проверка идет к полному бесконтактному общению с налогоплательщиком. Контрольные соотношения по всем налоговым декларациям будут исключительно математические. А те данные, которые вызывают подозрения, нужно будет передать аналитическому отделу и на выездную проверку.

4. Нужно создать такую систему-сервис для налогоплательщиков на ОСНО с помощью которой, будет доступна бухгалтерская отчетность и сведения о контрагенте:

1. налоговые правонарушения;

2. налоговый режим;

3. среднесписочная численность работников;

4. суммы, уплаченные контрагентами по каждому налогу за год;

5. сумма недоимки по налогам;

6. задолженность по пеням и штрафам.

5. В личном кабинете, желательно бы наблюдать оценки налогоплательщиков по принятым критериям риска. И если мы хотим видеть, каким должен быть добросовестный налогоплательщик, значит в личном кабинете должны быть рекомендации как соответствовать этим критериям. То есть каждый налогоплательщик в своем личном кабинете сможет узнать, что именно налоговики считают «плохим», а что «хорошим». И все это будет интерактивно, через сайт или приложение на вашем телефоне.

6. Автоматическое уведомление налогоплательщиков на ОСНО о возможных нарушениях налогового законодательства.

Список литературы /References

1. Александров И.М. Налоги и налогообложение / И.М. Александров. М.: Дашков и К, 2017. 317 с.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (Части первая и вторая). М.: Юркнига,

3. Ценообразование и налогообложение / ред. И.К. Салимжанов. М.: Велби, 2017. 424 c.

4. Почему ФНС знает о бизнесе почти все? [Электронный ресурс] // Бухгалтерия.ру.

Минфином России утверждены Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.

Один из разделов документа раскрывает меры по совершенствованию налогового администрирования в 2021-2023 годах. Все они перечислены нами ниже в настоящем материала.

Изменения в налоговом администрировании в 2021-2023 годах

Налоговый мониторинг - уменьшение пороговых требований и увеличение объёма доступной для налоговиков информации. Министерство финансов РФ планирует снижение пороговых требований для вхождения налогоплательщиков в налоговый мониторинг с целью расширения количества его потенциальных участников. Кроме того, будут совершенствоваться аппаратные возможности налогового мониторинга и информационное взаимодействие налоговиков со смежными государственными базами данных с целью снижение административной нагрузки на налогоплательщиков. Попросту говоря, в рамках налогового мониторинга объём получаемой ВНС информации о налогоплательщике будет настолько велик, что исключит необходимость в выездных, и даже камеральных налоговых проверках.

Кодификация законов и норм о ККТ - интеграция законодательства о ККТ в нормы налоговых законов. Предлагается устранение законодательства о применении контрольно-кассовой техники в качестве самостоятельных законов и подзаконных нормативных актов. Все нормы о ККТ будет включены в налоговый кодекс. Налоговики получат официальное право на применение оперативных мероприятий: контрольных закупок и негласного наблюдения. Проверки ККТ, как самостоятельная форма контроля будут отменены, они будут включены в качестве одной из мер налогового контроля в НК РФ. Увеличится объём бесконтактного налогового администрирования, в том числе статистического наблюдения, будут внесены масштабные изменения в нормы Налогового кодекса о применения ККТ при осуществлении удалённых расчётов при продаже товаров (работ, услуг).


Единый налоговый платёж - уплата всех налогов одной платёжкой. Институт единого налогового платежа предполагается ввести с 2022 года (хотя многие эксперты предполагают, что он может быть введён и раньше). Новшество позволит уплачивать, одним платежом все налоги. Уплаченную в бюджет сумму налоговые органы по установленным Налоговым кодексом РФ правилам распределять в уплату налогов, пеней, процентов и штрафов. При этом будут исключены случаи при которых долгое время по одним налогам (в один уровень бюджета) числилась переплата, а по другим - недоимка.

Приостановление операций по счетам - налоговики будут предупреждать. На ФНС РФ будут возложена обязанность информирования налогоплательщиков о том, что к нему будут применены меры по обеспечению уплаты налогов в бюджет - приостановление операций по счетам в банках (за непредоставление налоговой декларации).

Квалификация налоговой декларации, как не предоставленной. Этот вопрос в настоящее время имеет большое количество споров, зачастую незначительный дефект при заполнении налоговой декларации квалифицируется налоговиками как её непредоставление. Конец такой практике положат изменения в НК РФ, которые определят исчерпывающий перечень случаев, когда налоговая декларация считается непредоставленной.

Развитие электронного документооборота - личные кабинеты, налоговые уведомления в электронной форме. Бумажный документооборот между налогоплательщиком и налоговым органом будет постепенно устранятся. Все налоговые уведомления будут направляться налоговиками через личные кабинеты. Исключения будут предусмотрены для инвалидов, пенсионеров, малоимущих граждан, несовершеннолетних, граждан предпенсионного возраста, а так же некоторых других категорий граждан. В первую очередь систему электронных налоговых уведомлений реализуют к крупных городах - миллионниках

Возмещение НДС в заявительном порядке - на основе электронных банковских гарантий. Предлагается введение института электронной банковской гарантии для возмещения НДС в заявительном порядке, логистика предоставления банковской гарантии и возмещения НДС будет прозрачной и оперативной.

Налоги на операции с Биткоином и другими цифровыми валютами. Особенно старается здесь Минфин, предвкушая увеличение количества операций с цифровыми валютами и стараясь наложить на них «лапу». Законопроект внесён Минфином в Госдуму и по мнению экспертов весьма не идеален, в первую очередь, с точки зрения понятийного аппарата при налогообложении цифровых валют.

Получение налоговиками информации от кредитных организаций, в том числе, иностранных. Для осуществления налогового контроля возможности налоговиков получения информации от кредитных организаций будут расширены, в том числе будет увеличена оперативность предоставления данных. Еще налоговики смогут получать сведения от иностранных банков через запрос компетентного органа иностранного государства.

Банк России и ФНС РФ обменяются «таинственной информацией». Информация составляющая банковскую тайну и информация, составляющая налоговую тайну будут направляться налоговиками - ЦБ РФ, а регулятором - ФНС РФ в соответствии с новыми нормативными актами, свободней, чаще и в большем объёме.

Сроки хранения первички увеличат. Первичные документы, необходимые для исчисления, удержания и перечисления налогов будут храниться не 4, а 5 лет, изменения будут внесены в законодательство в ближайшее время.

Налоговые льготы инвестиционного характера. Будут предоставляться на основе инвестиционных соглашений с Правительством РФ пери условии выполнения условий указанных соглашений.

Ещё Минфин обещает привести законодательство о налогах и сборах в соответствии с изменениями в Конституцию РФ, поправки в которую были одобрены всенародным голосованием.


ФНС — одно из самых технологичных ведомств в России. Однако многих бизнесменов почему-то все еще удивляет, что налоговый контроль становится тотальным, а фискальные органы могут узнавать о нас все в режиме реального времени.

Можно сказать, что для бизнеса налоговая служба стала примером для подражания. Экономика в стагнации, доходы бизнеса и потребителей не растут, но собираемость налогов каждый год ставит рекорды. Рост сборов в 2018 году составил 114 процентов. В 2017 году динамика была примерно такая же. Растет ли бизнес двукратными темпами?

Такой успех ФНС принесла цифровая трансформация. Однако ведомство не собирается останавливаться на достигнутом и продолжает совершенствовать системы контроля над бизнесом. Расскажу, как будут контролировать компании и предпринимателей через 5–10 лет.

Три главные технологии для контроля над бизнесом сегодня

ФНС успешно использует и развивает три основные системы контроля.

АСК НДС-2. С помощью этой системы налоговики мониторят весь процесс создания добавленной стоимости в режиме реального времени. Система автоматически сопоставляет декларации, находит разрывы в цепочке НДС, составляет риск-профиль каждого налогоплательщика.

Система демонстрирует феноменальную эффективность. За три года среднероссийский налоговый разрыв по НДС сократился в девять раз: с 9 процентов в начале 2016 года до 1 процента на конец 2018-го. В результате не платить НДС или заниматься незаконным возмещением из бюджета стало практически нереально.

Компании взялись за оптимизацию других налогов, но через три-пять лет не останется и такой возможности.

В 9 раз сократилось количество нарушений, связанных с НДС, за последние три года

АСК НДС-2 — часть более широкой автоматизированной информационной системы (АИС) «Налог-3». В эту систему также входят данные о регистрации юрлиц и ИП, о банковских счетах юридических и физлиц, IP-адресах от операторов связи. Плюс информация от таможни, которая позволяет контролировать импорт по ЕАЭС.

Вскоре фискальные органы применят принципы АСК НДС-2 к другим видам налогов и всей системе «Налог-3». Как это будет работать, в ФНС не говорят ни официально, ни в частных беседах.

Онлайн-кассы. С их помощью анализируют оптовые и розничные продажи. В ближайшей перспективе они помогут обеспечить контроль наличности на уровне 100 процентов.

Наши источники в ФНС говорят, что в ведомстве рассматривается вопрос об отказе практически от всей отчетности для розничной торговли. А налоговую базу для налогоплательщика будут формировать не по налоговым периодам, а в режиме реального времени.

Национальная информационная система маркировки и прослеживаемости товаров. Маркировка — средство идентификации, чтобы проследить весь путь товара от производителя или от границы до конечного потребителя. Система вытесняет с рынка контрафакт и фальсификат, а также пресекает серые схемы. Благодаря этому государство сможет управлять поставками и быстро выводить из оборота недоброкачественные партии товаров.

Сейчас уже обязательна маркировка меховых изделий, алкоголя, лекарств. В этом году перечень товаров расширится. Маркировать начнут: сигареты, обувь, духи, шины, фотоаппараты, постельное белье, верхнюю одежду.

Помимо этого, готовится запуск пилотного проекта по маркировке пива, минеральной воды, чая, а также готовой молочной продукции. До 2024 года должна заработать единая система маркировки товаров.

проконсультироваться

Тотальный контроль в будущем

По нашим сведениям, ФНС в конце 2018 года объединила потоки данных из АИС «Налог-3», онлайн-касс, системы маркировки и прослеживаемости товаров в единую информационную мегасистему на основе Big Data. Это целая сеть больших информационных центров по сбору, обработке и анализу огромного объема данных. Нам известно о трех таких дата-центрах: основном в Подмосковье (Дубна) и резервных-дополнительных в Волгоградской и Нижегородской областях. Используются искусственный интеллект, машинное обучение, межмашинный обмен данными и другие передовые технологии.

Мегасистема не ограничится только перечисленными компонентами. Туда же будут передаваться данные всех загсов и архивов, то есть информация обо всем населении. Уже сейчас туда возможно подгрузить всю сетевую аналитику, данные из соцсетей, компьютеров и телефонов, которые мы открыто сообщаем.

Пока система работает в пилотном режиме — данные не систематизированы и не сопоставлены должным образом. Но это вопрос ближайших трех-пяти лет. А в следующие год-два ФНС будет тестировать и отлаживать работу своих дата-центров.

Уже сейчас в США искусственный интеллект предсказывает время и место совершения возможного преступления. В России цифровые технологии будут выявлять сведения о налоговых обязательствах и правонарушениях.

В итоге налоговые обязательства будут исполняться полностью автоматически. Сегодня мы настраиваем автоплатежи за услуги ЖКХ, а через три-пять лет налоги будут автоматически списывать с расчетных счетов компаний. Пени, штрафы и недоимки за нарушения — тоже. А если не согласен, то доказывать это придется скорее в офлайне, чтобы было сложнее.

Такие перемены не фантастика — подобное мы уже проходили во взаимоотношениях с ГИБДД. Гаишников сократили, зато увеличили количество видеокамер, которые фиксируют нарушения. В итоге «отмазаться» взятками больше не получается, приходится платить в бюджет бешеные штрафы. Аналогично перестраивается работа ФНС.

Есть в таких переменах и положительные стороны. У бизнеса появится простой и быстрый доступ к господдержке и госуслугам, включая получение налоговых вычетов и возмещений. То же самое относится к банковским и другим услугам. Значительно уменьшится объем отчетности.

Наверняка бонусом станет серия внутренних налоговых амнистий — как сейчас это делается для возврата в Россию активов из-за рубежа.


Что говорит ФНС

В декабре 2018 года глава ФНС Михаил Мишустин анонсировал следующий этап развития налоговой службы. После полной цифровизации будет создана «адаптивная платформа» налогового администрирования. Платформа будет работать только с цифровыми источниками данных и оперировать в режиме реального времени. Это станет переходом к новой форме взаимодействия с налоговой.

Первая стадия цифровизации ФНС выражалась в создании веб-сайтов, веб-порталов и персональных электронных сервисов. Вторая стадия, которая реализуется сейчас, — это мобильные приложения, индивидуальные проактивные сервисы. Процесс займет еще несколько лет.

По словам главы ФНС, налоговые сервисы должны быть интегрированы в бизнес-среду. Все налоговые обязательства будут исполняться автоматически, а экономика станет прозрачной. ФНС считает, что границей перехода к «новой прозрачности» станет практическая реализация в экономике интернета вещей (IoT) в 2025–2035 годах.

Через 10–15 лет ФНС видит себя как сервисную службу, которая постоянно тесно взаимодействует с «цифровыми процессами» внутри компании-налогоплательщика. В том же режиме будет проверяться корректность уплаты налогов.

ФНС сообщила, что стремится перейти к более доверительным отношениям с налогоплательщиками, снизить административную нагрузку на бизнес, сократить количество и срок проверок. Сейчас их число снижается за счет применения методов аналитики. В 2018 году только благодаря «аналитическим системам» бюджет получил дополнительные 345 млрд руб. Налоговый контроль смещается в сторону риск-ориентированных моделей и профилактики нарушений.

Пример партнерских отношений с налогоплательщиками — введение такого вида контроля, как налоговый мониторинг. Это замена традиционных проверок на онлайн-взаимодействие, когда компания предоставляет ФНС удаленный доступ к своим информационным системам.

Участники налогового мониторинга могут выбрать способ взаимодействия с ФНС в зависимости от собственной технической оснащенности.

ФНС приводит следующие данные по участникам налогового мониторинга:

  • 36% предоставляют доступ в учетную систему организации;
  • 25% обеспечивают доступ в аналитическую витрину данных, где организация публикует информацию для налогового органа;
  • 39% обмениваются информацию по телекоммуникационным каналам связи.

проконсультироваться

Останутся ли преступные схемы в будущем?

Через 10 лет исчезнут все старые схемы по уходу от налогов и отмыванию денег. С учетом тенденций мы вовсе перестанем пользоваться наличными деньгами.

Исчезнут серые зарплаты. Контроль поступлений на счет работника вызовет вопросы к компании при любых подозрительных выплатах. Исчезновение наличных скажется на теневом секторе.

Номинальных руководителей будут вычислять сразу, как и реальных бенефициаров. Анализ данных из электронных источников сделает поиск настоящих выгодоприобретателей моментальным.

Вывести деньги без налогов будет невозможно. Офшорные зоны исчезнут или станут прозрачными. Каждая внутренняя и внешняя операция компании будет видна налоговикам в режиме реального времени, поэтому схемы с займами, завышением стоимости и прочие махинации бухгалтерии тоже исчезнут. Большое количество промежуточных операций потеряет эффективность, так как искусственный интеллект сможет мгновенно их обработать.

Но можно предположить, что на смену старым придут новые модели легализации доходов. Вероятно, будут использоваться криптовалюты или иные виды валют.

Обнальщиков заменят хакеры, а схемы по выводу денег — системы для взлома. Как сейчас некоторые люди с помощью proxy обходят блокировки сайтов, так в будущем акцент сделают на обходе систем контроля. Технический прогресс не только на стороне ФНС. На рынке появятся услуги теневых программистов, а валютные операции будут проводиться через аналог нынешнего даркнета.

Появятся новые законы и лазейки в них. Вряд ли в ближайшие 20 лет законодательство станет совершенным, а коррупция исчезнет. Изменения в законах будут не только перекрывать старые варианты вывода денег, но и создавать новые.

Остались вопросы по этим и другим темам?

Свяжитесь с нами, мы поможем:

На повестке дня 40-страничный документ, который называется «План деятельности ФНС России на 2021 год». Этот План был утвержден Министерством финансов только 19 февраля 2021 года, и совсем недавно он появился в открытом доступе. Я внимательнейшим образом все 40 страниц проштудировал, и некоторые вещи вам из этого Плана процитирую. Советую дочитать статью до конца, потому что самое интересное припасено напоследок.

План деятельности ФНС России на 2021 год

Этот План деятельности ФНС России касается любых более-менее взрослых физических лиц, у которых есть какая-нибудь банковская карта. Также этот План касается всех бизнесменов. То есть этот План охватывает всех нас.

На что направлен План?

План направлен на развитие системы налогового администрирования, на развитие налоговой и таможенной системы и регулирование производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров.

При этом первый раздел Плана посвящен, конечно же, налоговому контролю.

«Организация и проведение налогового контроля налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов с применением аналитических инструментов, выявление сокрытой налоговой базы и недостоверной информации при расчете налогов, сборов и страховых взносов».

Все эти системы направлены на то, чтобы аналитическим путем выявлять сокрытую налоговую базу и взыскивать соответствующие недоимки, пени и штрафы.

Будет сделана «Актуализация и совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе разработка предложений по внесению изменений в соглашения Федеральной налоговой службы с органами исполнительной власти, правоохранительными органами и др. по вопросу противодействия от уклонения уплаты налогов».

Есть соглашение между ФНС и правоохранительными органами, согласно которому они должны информацией друг с другом делиться. Например, налоговики должны немедленно передавать информацию, если у вас сумма недоимки тянет на уголовное преступление. А полиция должны делиться своей информацией. Эта работа будет продолжена и усовершенствована.

И аналогично будет проведена совместная работа по выявлению объектов налогообложения с ФТС. Чтобы в результате этой аналитической работы от налоговиков не ушла ни одна копейка.

«Реализация отраслевых проектов по пресечению незаконных схем уклонения от уплаты налогов в сельскохозяйственной отрасли, а также в сфере осуществления автомобильных грузоперевозок и транспортно-экспедиционного обслуживания».

Вспоминаю, когда 2 - 3 года назад они взялись за клининговые компании. И у меня тогда спрашивали: «Кто будет следующим?» Я тогда назвал эти 3 отрасли, также еще называл строительный бизнес. Почему-то строительный бизнес упущен. Должны были заняться и строительным бизнесом тоже.

Дальше усовершенствуют налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Здесь будет мониторинг и соответствующие разъяснение Минфина. Также нас ждет проведение проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Про АИС «Налог-3»

«Внедрение в промышленную эксплуатацию прикладного программного обеспечения АИС «Налог-3» в части реализации дашборда по управленческой отчетности и прикладной подсистемы «Экспедитор данных».

Что из себя представляет система АИС «Налог-3», а также что такое дашборд и подсистема «Экспедитор данных»? В АИС «Налог-3» можно найти абсолютно всю информацию о физических лицах, юридических лицах, ИП-шниках, по оборотам, доходам, расходам, налоговым платежам, вся история взаимосвязей и т. д.

А дашборд – это панель управления. И эта панель управления будет усовершенствована так, чтобы министерства и ведомства с помощью подсистемы «Экспедитор данных» могли более эффективно за вами наблюдать. И это будет запущено в промышленную эксплуатацию в 2021 году.

Следующее, что будет запущено в промышленную эксплуатацию, касается бухгалтерской отчетности в АИС «Налог-3».

«Развитие прикладного программного обеспечения АИС “Налог-3”, реализующего функции государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (ресурс БФО) путем дополнения в ресурс БФО бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год».

Это будет введено, чтобы все министерства и ведомства видели всех как на ладони.

Давайте посмотрим, что у нас дальше.

«Разработка “Аналитического портала ФНС России” на официальном сайте ФНС России для отражения индикаторов эффективности работы ФНС России и налоговых индикаторов развития экономики на основании официальных данных, полученных в процессе администрирования».

И все то, что я перечислил, делается, чтобы вам, бизнесменам, стало легче. Давайте теперь взглянем на следующий раздел.

«Развитие инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля»

То есть нас всех будут подвергать риск-анализу и дистанционному автоматическому контролю. Для этого, внимание, запланировано кое-что интересное.

«Повышение качества налогового администрирования в части проведения дистанционного автоматизированного контроля. Обеспечение полноты учета выручки в целях правильного формирования налогооблагаемой базы».

Это будет введено приказом ФНС России. Также эта система будет введена в промышленную эксплуатацию в рамках АИС «Налог-3».

«Ввод в промышленную эксплуатацию программного обеспечения АИС “Налог-3”, реализующего автоматизацию функции контроля за применением контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

Полный автоматический контроль! А к этому будет подстыкована система, которая тоже в этом году вступит в промышленную эксплуатацию.

«Реализация мероприятий по созданию национальной системы прослеживаемости товаров».

И все, доходы контролируются в автоматическом режиме. Выручка торговых и розничных сетей контролируется, прослеживаемость контролируется. Все это стыкуется. Ну, кайф!

Дальше налоговики усовершенствуют план работы с ФССП по повышению эффективности взыскания задолженности по обязательным платежам.

Также будет создан единый государственный реестр арбитражных управляющих. И арбитражные управляющие подпадут под контроль налоговиков, чтобы никто не договорился с теми, кого они банкротят. Чтобы арбитражные управляющие качественно, в рамках субсидиарной ответственности, искали имущество. Система контроля арбитражных управляющих будет пристыкована к АИС «Налог-3» как подсистема.

Налоговики стыкуют разные модули, как космический корабль, наращивают объемы.

Аналогично будет введено в промышленную эксплуатацию программное обеспечение «Налоговые споры». Все тоже под козырьком теперь, налоговые споры будут под козырьком аналитиков из ФНС России, чтобы никто ни в коем случае там не мог договориться.

Дальше, коллеги. Также в промышленную эксплуатацию будет введена еще одна платформа.

«Автоматизация процесса досудебного обжалования на проведенные контрольно-надзорные мероприятия».

«Развитие платформы Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), расширение прозрачности процесса рассмотрения материалов жалобы на всех этапах ее «жизненного цикла», требование Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

«Разработка автоматизированных методов контроля за исполнением организациями финансового рынка положений главы 20.1 НК РФ «Автоматический обмен финансовой информацией с иностранными государствами (территориями)».

Как я уже говорил, банки потихоньку начнут обмениваться информацией с налоговиками. И начнут с этого. Дальше поговорим о том, что автоматический обмен банковской информацией с налоговиками к концу года будет запущен. Я об этом сто раз уже говорил. Может быть, кто-то думал, что я шучу. Нет, я не шутил. Я об этом знал еще в прошлом году.

Пока что это были цветочки. Ягодки будут дальше. Я же обещал ответить на вопрос: «Зачем все это делается?» Все, что я читал, это, конечно же, приведет к более качественному обслуживанию налогоплательщиков, и в разделе «Организация работы с налогоплательщиками» запланировано многое.

«Обеспечение функционирования мониторинга, контроля качества и оценки результатов предоставления государственных услуг с сохранением уровня удовлетворенности не менее 90 процентов в 2020 году».

То есть налогоплательщики, будет удовлетворены качеством работы, услуг, предоставляемых ФНС России благодаря всем этим системам, не меньше чем на 90 %. Или еще одно хорошее дело от налоговиков:

«Проведение Дня открытых дверей по информированию граждан о законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах, порядке и сроках уплаты налога на доходы физических лиц (в случае улучшения ситуации с распространением новой коронавирусной инфекции)».

Это же здорово, что налоговики будут информировать, как платить налоги.

С 1 июля 2021 года будет утвержден формат электронной доверенности. Если декларация подписана не директором, то у подписавшего должна быть электронная доверенность, иначе у вас не примут декларацию.

Или, например, налоговики, придумали еще одну подсистему:

«Внедрение прикладной подсистемы “УСН-онлайн”, реализующей возможность аналитического учета доходов в оперативном режиме и исключения обязанности предоставления налоговой декларации субъектами МСП».

Все, за нас посчитают все налоги. Кнопку нажал, все списали.

Добрались наконец до конца документа. Эту информацию прочитайте внимательно. Это коснется всех вас. И в 2021 году это будет введено, внимание, в промышленную эксплуатацию.

«Создание цифровой платформы для обмена сведениями о налогоплательщике при оказании финансовых и иных услуг».

А кто оказывает нам финансовые и иные услуги? Банки. Но речь тут идет не только о них. Тут еще и иные услуги указаны. Какие? Не сказано. Может быть, услуги ломбардов и лизинговых компаний. Я не знаю, что они имеют в виду. Но с банками точно с 2021 года заработает цифровая платформа для обмена сведениями о налогоплательщике.

И естественно, налоговики, с помощью этой цифровой платформы начнут получать всю нужную им информацию о налогоплательщиках (физических и юридических лицах). Если, например, будут вопросы о происхождении денег на вашей карте, робот выставит требование дать пояснения. И если ваши требования не удовлетворят налоговиков, то вас ждут санкции и штрафы.

Аналогично будет контролироваться крипта и электронные деньги. Эти системы будут запущены и введены в промышленную эксплуатацию в этом году.

«Создание цифровой аналитической платформы и передачи данных в органы государственной власти».

Отлично! То есть будет запущена цифровая платформа по сбору данных, как минимум, от организаций, оказывающих финансовые услуги, то есть от банков. А затем вся эта информация будет доступна органам государственной власти.

Для меня тут вообще ничего нового. Но для вас, возможно, есть новинки. Еще одна система будет запущена в опытную эксплуатацию.

«Развитие электронного документооборота в хозяйственной деятельности, в том числе перевод в электронную форму выставляемых хозяйствующими субъектами счетов-фактур».

Я вам больше скажу, планируется в ближайшие пару лет стандартизировать вообще все документы во всех организациях. И после этой стандартизации, когда система будет запущена, налоговики получат доступ к вашим «внутренностям».

И как нам уже было объявлено (первый раз это было еще в апреле 2018 года) господином Мишустиным: «Мы сможем взимать налоги самостоятельно, без участия налогоплательщиков буквально с каждой транзакции». Я не цитирую Мишустина, но идею воспроизвел точно.

Ну, что вам еще сказать? Ну, конечно же, в эксплуатацию будет запущена «Автоматизация процессов налогообложения физических лиц с доходов в виде процентов по банковским вкладам». Ну, здоров же! Чик – денежку забрали. Кайф!

«Создание программного обеспечения и ИТ-инфраструктуры Ведомственного центра ФНС России».

Супер, у нас будет создан целый ведомственный центр.

«Развитие обеспечивающей подсистемы “Большой мониторинг” (ОП БМ) АИС «Налог-3».

Честно, не знаю, что имеется в виду под системой «Большой мониторинг». Не знаю. Вот это для меня новое. Честно вам скажу.

Будет создана АИС «Налог-4». Тоже не знаю, что в ней будет.

«Разработка концепции автоматизированной информационной системы ФНС России четвертого поколения в условиях динамического внешнего окружения с учетом применения технологий импортозамещения».

Ну, наверное, хватит. Я коротко ознакомил вас с Планом деятельности ФНС России на 2021 год, утвержденным Министерством финансов.

И мы с вами видим, что все цели направлены на автоматический электронный цифровой налоговый контроль. Я не хочу за вас делать выводы. Мне, наоборот, интересно ваше мнение. Почитайте и напишите свое мнение в комментарии. Мы с вами прекрасно понимаем, к чему все эти системы контроля введут.

Добавьте сюда все новые законы о контроле НДС, о стыковке счетов-фактур и деклараций по НДС с прослеживаемостью товаров. Добавьте сюда маркировку всего и вся. И все это будет встроено вот в эти подсистемы, системы.

Читайте также: