Можно ли уточнить платеж из одной налоговой в другую

Опубликовано: 02.05.2024

Формирование заявления об уточнении платежа в налоговую службу происходит в случаях, когда налогоплательщик, будь то ИП или юридическое лицо, допускает в платежном поручении какую-либо неточность.

Что дает право на уточнение платежа

Право на исправление ошибок в платежном поручении дает налоговый кодекс, а точнее пункт 7 статьи 45 НК РФ. Однако следует отметить, что не все сведения можно исправлять на основании этой законодательной нормы.

Что можно, а что нельзя корректировать

Есть ряд ошибок, которые признаются в платежных поручениях не критическими, т.е. подлежащими редактированию (например, неверно поставленный КБК – код бюджетной классификации, ИНН, КПП, наименование организации и т.д.) и именно они исправляются при помощи подачи соответствующего заявления в налоговую инспекцию.

Одновременно с этим существуют неточности, которые откорректировать описанным выше образом не получится:

  • неверно указанное название банка-получателя денег;
  • неправильный номер счета федерального казначейства.

В случаях, когда отправитель платежа допустил ошибки в таких реквизитах, функция по оплате взноса или налога не будет признана выполненной, а значит деньги придется перечислять заново (включая пени за просрочку, если таковая возникнет).

Что будет, если не подать заявление

В противном случае, опять же придется перечислить налог или взнос еще раз, а требовать возврат ранее уплаченной суммы и отмену начисленных пени можно будет только через судебную инстанцию.

Более того – не исключены и административные санкции со стороны налоговой службы (в виде достаточно крупных штрафов).

Кто составляет документ

Обычно обязанность по формированию заявления об уточнении платежа в налоговую инспекцию лежит на сотруднике отдела бухгалтерии, который производил платеж, или на главном бухгалтере. При этом само заявление должно быть подписано не только работником, который его составлял, но и руководителем фирмы.

Особенности составления заявления

Заявление об уточнении платежа в налоговую службу на сегодняшний день не имеет унифицированной единой формы, так что сотрудники организаций и предприятий получают возможность писать его в произвольном виде или, если в компании есть разработанный и утвержденный шаблон документа – по его образцу. Главное при этом, чтобы соблюдались нормы делопроизводства в плане структуры документа, а также вносились некоторые обязательные сведения.

В «шапке» нужно указать:

  • адресата: наименование и номер отделения налоговой службы, в которое отправляется заявление, его месторасположение, должность, фамилию-имя-отчество руководителя территориальной инспекции;
  • аналогичным образом в бланк вносится информация о компании-заявителе;
  • затем посередине строки пишется название документа, а чуть ниже ему присваивается исходящий номер и проставляется дата составления.

В основной части заявления следует написать:

  • какая именно ошибка была допущена, с указанием ссылки на платежное поручение (его номер и дату);
  • далее необходимо внести правильную информацию. Если речь идет о каких-то суммах, их лучше писать цифрами и прописью;
  • ниже желательно дать ссылку на норму закона, которая допускает внесение уточненных данных в ранее поданные документы;
  • если к заявлению прикладываются какие-то дополнительные бумаги, это надо отразить в бланке отдельным пунктом.

На что обратить внимание при оформлении бланка

Так же как к тексту заявления, к его оформлению никаких особенных требований не предъявляется, так что формировать его можно на простом листе любого удобного формата (обычно А4) или на фирменном бланке организации.

Писать заявление можно от руки или печатать на компьютере.

Главное, чтобы в документе имелась «живая» подпись руководителя компании-заявителя или лица, уполномоченного действовать от его имени (при этом использование факсимильных автографов, т.е. отпечатанных каким-либо методом запрещено).

Заверять бланк при помощи печати строгой необходимости нет — это нужно делать только в том случае, если применение штемпельных изделий закреплено в нормативно-правовых актах предприятия.

Заявление следует делать в двух экземплярах, один из которых передается в налоговую инспекцию, а второй остается на руках представителя организации, но только после того, как специалист налоговой поставит на нем отметку о принятии документа.

Как передать заявление

Заявление можно передать разными путями:

  1. Наиболее простой, быстрый и доступный – прийти в налоговую лично и отдать бланк из рук в руки инспектору.
  2. Допустима также передача при помощи представителя, но только если у него на руках есть нотариально заверенная доверенность.
  3. Возможна и отправка заявления через обычную почту заказным письмом с уведомлением о вручении.
  4. В последние годы распространение стал получать еще один способ: переправка различного рода документации в государственные службы учета и контроля через электронные средства связи (но в этом случае у отправителя должна быть официально зарегистрированная электронная цифровая подпись).

После отправки документа

Когда специалисты налоговой инспекции получат заявление, они обязаны будут его проверить. Иногда (далеко не во всех случаях) производится и сверка платежей с налогоплательщиком.

Через пять дней после того, как заявление будет передано в налоговую, инспекторы обязаны будут принять какое-либо решение и известить о нем заявителя.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


Уточнить свои налоговые платежи можно по правилам, прописанным в ст. 45 НК РФ. Так, данной нормой установлено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджет, он вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами (далее – Порядок).

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик (в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено НК РФ, в установленный законодательством срок. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом в его адрес требования об уплате налога.

Об исполнении и неисполнении обязанности по уплате налога

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

В силу п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Положением о правилах осуществления перевода денежных средств.

Подпунктом 4 п. 4 ст. 45 НК РФ установлен ряд случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной. К ним, в частности, относится неправильное указание налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога:

– номера счета Федерального казначейства;

– наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджет.

При этом если в платежном поручении неправильно указан КБК или статус плательщика налога, это не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной (письма Минфина России от 19.01.2017 № 03‑02‑07/1/2145, ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@).

Таким образом, если ошибка налогоплательщика не привела к неуплате налога, то он вправе уточнить свой платеж. Процедура уточнения невыясненного платежа прописана в п. 7 ст. 45 НК РФ.

Как работают налоговики с невыясненными платежами?

– платежи по расчетным документам, в полях которых не указана (неверно указана) информация налогоплательщиком (либо банком при формировании электронного платежного документа);

– платежи, которые невозможно однозначно определить к отражению в информационных ресурсах налоговых органов.

Вся информация о работе с невыясненными платежами собирается в ведомости невыясненных поступлений. В ней налоговики отражают:

– платежи, отнесенные казначейством на соответствующий КБК по учету невыясненных поступлений;

– платежи, оформленные налогоплательщиками с нарушением Правил № 107н, что привело к невозможности отражения их в карточках расчетов с бюджетом либо информационных ресурсах налоговых органов, в которых производится учет соответствующих поступлений;

– платежи, которые не могут быть однозначно классифицированы для отражения в карточках конкретных налогоплательщиков;

– платежи, по которым у налогоплательщиков не открыты карточки расчетов с бюджетом.

Хотите уточнить платеж? Сообщите об этом в ИФНС!

Документ, переданный налоговикам, должен содержать обращение с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. К заявлению необходимо приложить подтверждающие произведенный платеж документы.

Обратная связь с налоговиками

Форма соответствующего информационного сообщения представлена в приложении 2 к Порядку. В сообщении контролеры укажут, что поручение на перечисление налога оформлено с нарушением установленных Правилами № 107н требований, при этом будет названо конкретное произведенное налогоплательщиком нарушение. Нарушения могут быть следующего характера:

– отсутствие либо указание несуществующего (неверного) КБК, кода ОКТМО;

– не указан (неверно указан) ИНН плательщика;

– несоответствие ИНН наименованию плательщика;

– отсутствие либо неверное указание КПП плательщика;

– указание несуществующего (неверного) ИНН получателя;

– отсутствует, указан несуществующий (неверный) КПП получателя;

– налогоплательщик не состоит на учете в налоговом органе;

– уплата налога производится за третьих лиц;

– отсутствие либо неверное указание основания платежа или номера счета получателя и его наименования;

– отсутствие открытой карточки расчета с бюджетом налогоплательщика;

отсутствие либо неверное указание статуса плательщика, налогового периода.

После получения информационного сообщения о необходимости уточнения реквизитов поручения на перечисление налога плательщик представляет в инспекцию заявление о необходимости данного уточнения.

При поступлении в налоговый орган заявления налогоплательщика об уточнении вида и принадлежности платежа налоговый орган в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного заявления выносит соответствующее решение (форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-1/731@).

К сведению

В случае если ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании электронного платежного документа, налоговый орган после сверки расчетов с плательщиком вправе сделать запрос в данное кредитное учреждение с целью получения копии расчетного документа, оформленного плательщиком на бумажном носителе.

Порядок проведения сверки регламентирован п. 3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами».

Итог взаимодействия с ИНФС по невыясненным платежам

О принятом решении об уточнении платежа налогоплательщика уведомят в течение пяти дней после принятия данного решения.

Уточнение реквизитов на уплату страховых взносов

Во-первых, уточнение реквизитов в расчетных документах по уплате страховых взносов не производится в том случае, если сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Это закреплено в п. 9 ст. 45 НК РФ.

Во-вторых, порядок уточнения реквизитов в платежных документах зависит от даты совершения платежа.

Если платеж совершен за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в ПФР (до передачи администрирования страховых взносов ФНС), то заявление об уточнении реквизитов необходимо представить в отделение ПФР.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит его и вынесет соответствующее решение, которое направит в ИФНС. Одновременно с данным решением осуществляется и передача суммы пени, подлежащей уменьшению либо доначислению, пересчитанной по состоянию на 01.01.2017. На основании полученных от ПФР сведений налоговики отразят решение и сумму пени в лицевом счете плательщика.

Если же денежные средства поступили после 01.01.2017, то заявление должно быть подано в налоговую инспекцию. Контролеры в таком случае направляют в ПФР запрос с приложением копий заявления плательщика и платежного документа.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит заявление и направит в инспекцию сообщение о возможности (или об отсутствии таковой) проведения соответствующих мероприятий по уточнению реквизитов. А ИНФС на основании данного сообщения примет решение об уточнении платежа. Пересчет пеней при этом будет осуществлен налоговиками в автоматизированном режиме с даты фактической уплаты платежа.

Налоговое законодательство наделяет налогоплательщиков правом уточнить в ИФНС свои ошибочные налоговые платежи (как и платежи по страховым взносам), выставляя при этом одно условие: ошибка в оформлении платежного документа на перечисление налога (страховых взносов) не должна повлечь неперечисления денежных средств в бюджет.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ Минфина России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами. С указанной даты контролеры во взаимодействии с налогоплательщиками будут руководствоваться положениями данного документа.

Помимо этого, в целях правильного заполнения расчетных документов ФНС планирует проводить масштабную работу по информированию налогоплательщиков о значениях реквизитов, необходимых для заполнения полей платежных документов, путем размещения соответствующей информации на стендах в территориальных налоговых органах. Сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства можно получить в ИФНС и при постановке на учет (п. 6 ст. 32 НК РФ). Также напомним, что на сайте высшего налогового ведомства можно найти любой реквизит, необходимый для заполнения расчетных документов.

Нередки случаи, когда на практике добросовестный налогоплательщик сталкивается с негативными последствиями бездействия налоговых органов по передаче контейнера с лицевым счетом налогоплательщика. Такая ситуация, например, возникает, когда организация меняет свое местонахождение, в связи с чем меняется налоговый орган постановки на учет или когда меняется уровень налогового администрирования, в том числе, крупнейших налогоплательщиков, негативные последствия могут возникнуть также в случае открытия обособленных подразделений.

К сожалению, на практике часто возникает ситуация, при которой налоговый орган по каким-то причинам свою обязанность не исполняет.

И каков же ожидать результат? Ответ очень прост - у новой налоговой инспекции не будет сведений налоговой отчетности компании, а также сведений об уплате соответствующих сумм налоговых платежей.

Конечно, не исключено, что негативных последствий для налогоплательщика может и не возникнуть, однако велика вероятность, что в случае перехода в течение календарного года из одной инспекции в другую, сведения об уплате, например, авансовых платежей будут отсутствовать, что повлечет выявление якобы существующей недоимки.

Дальнейшие действия налогового органа, в котором была осуществлена постановка на учет, будут вполне стандартными. В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса РФ будет выставлено требование об уплате суммы налога с пенями и наложением штрафов за неуплату соответствующего налога.

Что может сделать в данном случае добросовестный налогоплательщик? На мой взгляд, логичным ходом в данном случае для налогоплательщика является представление в налоговый орган заявления на проведение сверки расчетов с бюджетом в порядке, предусмотренном подпунктом 5.1. пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ.

При этом обращаю Ваше внимание, что предпочтительным способом передачи такого заявления является именно нарочное представление. Объясню почему.

В случае запроса на представление сведений об уплате и исчислении того или иного налога, налоговый орган, скорее всего, откажет в принятии к обработке такого запроса ввиду отсутствия у него данных первичной декларации, несмотря на закрытый перечень оснований для такого отказа, перечисленных в пункте 2.15 Методических рекомендаций по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее – Методические рекомендации), утвержденных приказом ФНС России от 13.06.2013 № ММВ-7-6/196@, в соответствии с которыми информация по запросу налогоплательщика может не предоставляться в случаях:

  • направления запроса налогоплательщиком в налоговый орган, в компетенцию которого не входит предоставление информации по запросу;
  • несоответствия запроса налогоплательщика установленному формату;
  • направления представителем налогоплательщика запроса без приложения к нему информационного сообщения о представительстве, подтверждающего в установленном порядке полномочия представителя на получение информации по запросу.

В случае представления нарочно у налогового органа отсутствуют какие-либо основания для отказа в принятие заявления или подготовке акта сверки, в том числе, такое распространенное «основание» как отсутствие технической возможности. Ваше заявление в любом случае дойдет до налогового инспектора в отдел работы с налогоплательщиками и весьма вероятно, что он обратит свое внимание на несостыковки технического характера.

Напоминаю, что в соответствии с пунктом 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного Приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@, налоговый орган обязан провести сверку расчетов, если с такой инициативой обращается налогоплательщик.

Представив заявление на сверку, в котором Вы опишите ситуацию и заявите о своем намерении погасить все свои налоговые обязательства, возникшие на основании действующего законодательств, Вы сможете лично переговорить с налоговым инспектором, объяснить ему свою позицию в результате чего, налоговый инспектор осознает, что у него нет другого выбора, кроме как запросить на основании служебной записки не переданный контейнер налогоплательщика с его лицевым счетом.

При этом хочу обратить Ваше внимание на то, что налоговики будут намекать Вам или напрямую говорить о том, что это Ваша «забота» отыскать контейнер со своим лицевым счетом. Я призываю Вас не идти на поводу. Помните, что обязанность по обеспечению информационного обмена, в том числе по передачи данных налогоплательщика в электронной форме – это обязанность налоговых органов, а никак не налогоплательщика.

Если налоговый инспектор, проводящий сверку не хочет идти Вам навстречу и решать сложившуюся по вине налоговых органов проблему, смело подавайте жалобу в вышестоящий налоговой орган в порядке, предусмотренном статьей 138 Налогового кодекса РФ.

Не стоит воспринимать обжалование действий налогового органа как что-то из ряда вон выходящее. Это вполне стандартная процедура, которая направлена не на создание конфликта с налоговым органом, а на защиту прав и законных интересов налогоплательщика. Более того, это совершенно необходимая процедура для борьбы с не только с конкретной ситуацией, но также и рядом других аналогичных процедур. Устоявшейся практики по разрешению подобных конфликтов в настоящее время нет, поэтому довольно часто возникает вопрос, как должна строиться аргументация такого обжалования. Дело в том, что налоговые органы чаще всего отказываются мотивировать свои акты реальными причинами отказа (неисполнением обязанности по передаче соответствующего контейнера с лицевым счетом налогоплательщика).

На мой взгляд налогоплательщику следует обратиться к следующим актам нормативного и ненормативного характера, а также к материалам судебной практики предложенным ниже.

Прежде всего, обратим внимание на то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекса РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей.

Согласно требованиями статьи 84 Налогового кодекса РФ в случае изменения места нахождения организации и снятия ее в связи с этим с учета в налоговом органе по месту прежнего нахождения постановка этой организации на учет в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения.

Внушает сдержанный оптимизм наличие в свежем Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» положений, которые могут быть использованы для разрешения рассматриваемой ситуации.

Так, по мнению Высшего Арбитражного Суда РФ, необходимо исходить из того, что изменение места учета налогоплательщика само по себе не влияет на состояние его правоотношений с налоговыми органами (пункт 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Налогоплательщику важно помнить о существовании письма ФНС РФ от 30.05.2006 № ШС-6-14/550@, в соответствии с которым не допускается вынесение налоговыми органами решений с целью их признания недействительными при последующем обращении налогоплательщика в суд. Визирование проектов решений осуществляется с учетом судебной практики по соответствующим вопросам и аналогичной аргументации.

Как отмечается в уже названном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ при рассмотрении заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) налоговых органов судам необходимо учитывать, что в силу пункта 3 части 4 и пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ при признании указанных решений, действий (бездействия) незаконными, в резолютивной части судебного акта должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в том числе путем совершения определенных действий, принятия решения.

В качестве аргумента в защиту своих прав и законных интересов налогоплательщик может использовать также положения Письма ФНС России от 18.10.2013 № ЕД-4-3/18669 «Об отделах налогообложения юридических лиц».

Первый абзац названного письма делает отсылку также к пункту 1 статьи 30 Налогового кодекса РФ, а также к статьям 1-2 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».

Федеральная налоговая служба РФ подтверждает и декларирует единообразие применяемых механизмов реализации возложенных на налоговые органы функций и задач, а также применение единого методологического подхода к применению норм законодательства о налогах и сборах, что в целом должно означать выработку таких механизмов и соответственно устранение несогласованности действий налоговых органов, в том числе, по вопросам, рассмотренным в настоящей статье.

Если Вашей организации посчастливилось стать крупнейшим налогоплательщиком, то, помимо приведенных выше доводов, Вы можете использовать дополнительные доводы.

Начать стоит с позиции Конституционного суда РФ, выраженной в Определении от 08.11.2005, согласно которому обеспечением гарантий прав крупнейших налогоплательщиков также служит то, что налоговый орган является звеном единой системы налоговых органов, как это предусматривает пункт 1 статьи 30 Налогового кодекса РФ (абзац 4 пункта 2 мотивировочной части Определения).

Таким образом, налоговые органы любых уровней могут и обязаны обеспечить внутренний обмен и передачу информации при реализации налогоплательщиком прав и обязанностей. Именно благодаря этому могут сохраняться публичные интересы, поименованные в части 3 статьи 55 Конституции РФ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 раздела 1 Приложения 2 к Приказу Минфина России от 09.08.2005 № 101н «Об утверждении положений территориальных налоговых органов Федеральной налоговой службы», межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, не являясь территориальными органами, входят в единую централизованную систему налоговых органов. Стоит отметить, что ситуация с не передачей контейнера с лицевым счетом налогоплательщика зачастую связана с изменением уровня администрирования или открытия крупнейшим налогоплательщиком обособленных подразделений по месту нахождения имущества.

В этой связи стоит руководствоваться положениями Приказ Минфина РФ от 11.07.2005 № 85н «Об утверждении Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков», в соответствии с которыми остановка на учет крупнейшего налогоплательщика в данном случае осуществляется в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Также, в соответствии с абзацем 2 пункта 7 указанного Приказа, передача сведений осуществляется в электронном виде по каналам связи с использованием электронной цифровой подписи налоговыми органами самостоятельно. Налогоплательщик не участвует в этой процедуре, поэтому и предложения налоговых органов куда-либо обращаться, представляется совершенно необоснованным.

Конечно, невозможно полностью исключить риск принятия налоговым органом решения, игнорирующего указанные позиции высших судебных инстанций, а также самих высших налоговых органов.

Однако такое решение будет крайне спорным и повлечет за собой обжалование со значительной долей вероятности на признание такого решения недействительным.

В качестве заключения хочется подвести некоторые итоги.

Несмотря на то, что налоговые органы не всегда исполняют установленные законом обязанности, у налогоплательщика достаточно правовых методов для того, чтобы защищать свои установленные законом права и добиваться от налоговых органов корреспондирующего исполнения обязанностей.

Будьте решительны на этом поприще и не забывайте, что если у Вас есть сомнения и неясности, вызванные неоднозначными положениями Налогового кодекса РФ, трактоваться они должны (прежде всего Вами) в Вашу пользу, согласно положениям подпункта 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ.

В декабре 2015 г. ООО сменило юридический адрес и налоговую инспекцию, которая находится в том же городе. В 2016 г. обнаружили ошибки в платежных поручения по НДФЛ в части налогового периода, указан не тот год. В «старой» налоговой наша карточка закрыта, а в «новой» налоговой не правят и не принимают заявление на уточнение.

Будем сдавать отчет 2-НДФЛ и налоговая предъявит нам «как бы» недоимку. Как быть? Как уточнить платеж?

Согласно п.п. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента.

В п. 4 ст. 45 НК РФ приведен исчерпывающий перечень случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной:

1) отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ;

2) отзыва налогоплательщиком-организацией, которой открыт лицевой счет, или возврата органом Федерального казначейства (иным уполномоченным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов) налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ;

3) возврата местной администрацией либо организацией федеральной почтовой связи налогоплательщику — физическому лицу наличных денежных средств, принятых для их перечисления в бюджетную систему РФ;

4) неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства;

5) если на день предъявления налогоплательщиком в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством РФ исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.

Таким образом, поскольку налог в Вашем случае был зачислен в бюджетную систему РФ, он считается уплаченным и не может быть признан недоимкой.

В соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений.

При обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

По предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов.

Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа.

Налоговый орган вправе требовать от банка копию поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, оформленного налогоплательщиком на бумажном носителе.

Банк обязан представить в налоговый орган копию указанного поручения в течение 5 дней со дня получения требования налогового органа.

В предусмотренном случае на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства.

При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Фе-дерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

О принятом решении об уточнении платежа налоговый орган уведомляет налогоплательщика в течение 5 дней после принятия данного решения.

При этом правила ст. 45 НК РФ распространяются и на налоговых агентов (п. 8 ст. 45 НК РФ).

Ст. 84 НК РФ установлено, что в случаях изменения места нахождения организации снятие ее с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация состояла на учете.

Постановка на учет организации в налоговом органе по новому месту ее нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа соответственно по прежнему месту нахождения организации.

Приказом ФНС РФ от 18.01.2012 г. № ЯК-7-1/9@ утверждены Единые требования к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня.

П. 3 раздела XI «Порядок закрытия карточек “РСБ” местного уровня» приказа установлено, что при передаче российских организаций в иной налоговый орган передача карточек «РСБ» осуществляется в составе пакета документов.

При этом закрытие карточек «РСБ» осуществляется после процедуры снятия с учета в одном налоговом органе и постановки на учет в другом налоговом органе.

После проверки отражения в карточке «РСБ» операций по начислению, уплате платежей, а также всем вынесенным решениям, влияющим на величину начисленных и уплаченных сумм платежей, выводится сальдо расчетов плательщика с бюджетом по состоянию на дату снятия с учета.

При наличии недоимки или переплаты в налоговом органе по старому месту учета в налоговом органе по новому месту учета открываются карточки «РСБ» с ОКТМО по старому месту учета, за исключением карточек «РСБ» по федеральным налогам и сборам, в полном объеме зачисляемым в доход федерального бюджета.

Открытие карточек «РСБ» переданных из другого налогового органа организаций осуществляется при условии постановки их на учет в налоговом органе соответственно с присвоением ИНН (с использованием ранее присвоенного ИНН) и КПП (для юридических лиц).

Карточки «РСБ» открываются после завершения процедуры постановки на учет в налоговом органе.

Президиум ВАС РФ в п. 6 постановления от 30.07.2013 г. № 57 указал, что в соответствии с требованиями ст. 84 НК РФ в случае изменения места нахождения организации и снятия ее в связи с этим с учета в налоговом органе по месту прежнего нахождения постановка этой организации на учет в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения.

Принимая во внимание положения ст. 30 НК РФ, согласно которым налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, судам необходимо исходить из того, что изменение места учета налогоплательщика само по себе не влияет на состояние его правоотношений с налоговыми органами.

Поэтому по поданным ранее и не рассмотренным налоговым декларациям, заявлениям (например, по декларации, в которой заявлен к возмещению НДС, по заявлению о возврате излишне уплаченных сумм налога, по заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога и др.) налоговый орган по прежнему месту учета соответствующего налогоплательщика обязан вынести решения по существу, а также совершить необходимые действия, связанные с принятием и исполнением этих решений.

Поскольку до изменения места нахождения Вы не подавали в ИФНС по прежнему адресу соответствующее заявление, то Вы подаете заявление в ИФНС по новому адресу.

Напомним, что «старая» ИФНС передала в «новую» ИФНС Вашу карточку по расчетам с бюджетом.

Справочная / Всё про налоги

Что делать с переплатой или задолженностью по налогу?

В процессе работы предприниматель иногда сталкивается с ситуацией, когда за ним числится переплата или задолженность по тому или иному налогу. И главный вопрос, который волнует налогоплательщика в этот момент, — какие будут санкции за неверное исчисление или уплату налога.

Самые распространенные причины образования переплаты или задолженности по налогу:

  • Естественные причины. Переплата налога может образоваться по естественным причинам. Пример: в 2021 году предприятие первые 9 месяцев имело доход, исчисляло с него налог и своевременно уплачивало авансовые платежи. В 4 квартале доходы отсутствовали или предприятие терпело убыток. В этом случае сумма произведенных за 9 месяцев авансовых платежей по налогу УСН может превысить сумму исчисленного по итогам года налога, и за предприятием будет числиться переплата.
  • Ошибки в исчислении налога. Переплата или задолженность может появиться, когда были допущены ошибки при исчислении налога и, соответственно, была произведена неверная его уплата. При обнаружении ошибок предприятие подает уточненный отчет за тот период, в котором образовалась ошибка в исчислении налога. Если неверное исчисление налога повлекло занижение суммы налога, то предприятию грозят штрафы и пени, причем довольно значительные (по ст. 122 НК РФ — до 40% от неуплаченной суммы налога).

Ошибки в платежных документах на уплату налога. Ошибки в платежке могут привести к серьезным последствиям. В зависимости от того, в каком именно поле платежки допущена ошибка, можно определить её критичность для налогоплательщика. Не каждая ошибка приводит к неперечислению налога в бюджет, и в ряде случаев обязанность налогоплательщика по уплате налога все равно считается исполненной.

Для того, чтобы платеж считался перечисленным, следующие поля платежного поручения должны быть заполнены верно:
Наименование банка получателя (поле 13);
Реквизиты банка получателя ( поля 14,15 ).

Остальные ошибки в платежном поручении, согласно ст. 45 НК РФ не влекут неперечисление налога в бюджет. В частности, ошибки в полях:

Счет получателя (поле 17) — с 2019 года уточнить можно и платежи, которые попали на неверный счёт Федерального казначейства;
Наименование получателя (поле 16);
ИНН — КПП получателя (поле 61 и 103);
КБК (поле 104);
Код ОКТМО (поле 105);
Основание платежа (поле 106);
Налоговый период (поле 107);
Номер документа (поле 108);
Дата документа (поле 109);
Тип платежа (поле 110);
Дата (к полю 4);
Статус плательщика (поле 101);
Назначение платежа (поле 24).

Ошибки в данных полях могут привести к тому, что платеж «повиснет» в «невыясненных платежах» в Федеральном казначействе, и налогоплательщику необходимо будет обратиться в инспекцию с заявлением об уточнении платежа (п. 7 ст. 45 НК РФ). Но обязанность по уплате налога будет считаться исполненной. Есть прецеденты, когда обязанность по уплате налога считалась исполненной при указании несуществующего КБК.

  • Неверная сумма в платежке (поле 7) может привести к образованию переплаты или задолженности по налогу. Все, что нужно в таком случае, — доплатить налог или решить, что делать с переплатой.

Сдавайте отчётность в три клика

Эльба — онлайн-бухгалтерия для ИП и ООО. Сервис подготовит отчётность, посчитает налоги и освободит время для полезных дел.

Если у предприятия имеется задолженность по налогам или сборам, то её следует погасить как можно скорее. Чем быстрее предприятие погасит задолженность, тем меньше будет сумма пеней. И не стоит забывать про необходимость оплаты самих пеней и штрафов. В случае их неуплаты средства могут быть взысканы с расчетного счета предприятия и даже за счет его имущества через суд.

Для того чтобы узнать суммы переплат и задолженностей, а также те КБК налогов, на которых они образовались, лучше всего сделать сверку с налоговой.

Если имеется переплата по какому-либо налогу, то согласно ст. 78 НК РФ предприятие может:

На практике решение вопроса о возврате (зачете) сумм переплат осложняется еще и тем, что налоговики часто не учитывают арбитражную практику и руководствуются ведомственными интересами. Это может быть причиной для проведения камеральной проверки, особенно, когда предприятие подает уточненный отчет в связи с уменьшением суммы исчисленного налога.

Как итог – переплата по налогу лучше, чем недоимка. Переплата может служить своего рода страховкой на случай выявления недоимки по данному налогу, например, в случае налоговой проверки. Из судебной практики следует, что компания может быть освобождена от ответственности за несвоевременную уплату налога, даже если переплата налога образовалась позже, чем задолженность. Главное, чтобы компания заявила об имеющейся переплате и произвела зачет до назначения проверки.

Читайте также: