Ставка налогов 2015 узбекистан

Опубликовано: 05.05.2024

База данных "Законодательство Узбекистана" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Узбекистана

Общие сведения

Основным законом, регулирующим налоговые правоотношения в Республике Узбекистан, является Налоговый кодекс .

Именно Налоговый кодексустанавливает, изменяет и отменяет налоги и иные платежи в государстве. Другие акты законодательства, которые регулируют вопросы налогообложения, не могут быть противоречащими Кодексу.

Особенностью налогового законодательства Узбекистана является то обстоятельство, что ставки по налогам устанавливаются не Налоговым кодексом, а решением Президента Республики Узбекистан ежегодно. Кроме того, подзаконными актами устанавливаются различные списки и перечни, необходимые для целей исчисления налогов, например, перечни видов деятельности, подлежащих упрощенному налогообложению, подакцизных товаров и т.п. Поэтому иные нормативные правовые акты являются важной составной частью налогового законодательства, поскольку именно от них зависит конечная сумма, подлежащая уплате, тогда как Налоговый кодекс устанавливает общие правила налогообложения, а также их особенности для некоторых категорий плательщиков.

Налоговым законодательством Узбекистана предусмотрено чрезвычайно большое количество налогов и сборов.

В целом налоговую систему можно охарактеризовать как двухуровневую, поскольку все налоги делятся на: общегосударственныеи местные

Общегосударственные налоги

Налог на прибыль юридических лиц. Плательщики – юридические лица (кроме некоммерческих организаций). Объект – прибыль, база – разница между доходами и расходами в определенном периоде. В 2016 году ставка составляет от семи с половиной до тридцати пяти процентов.

Налог на доходы физических лиц. В 2016 году ставка является прогрессивной (зависящей от величины дохода), минимум составил семь с половиной процентов.

Налог на добавленную стоимость. Плательщики – предприятия, имеющие обороты, подлежащие обложению данным налогом, а также импортеры товаров. В 2016 году ставка налога составляет двадцать процентов от стоимости товаров.

Акцизный налог. Плательщики –лица, которые производят или ввозят подакцизную продукцию. Перечень подакцизных товаров утверждается Президентом. В 2016 году к подакцизным были отнесены: из товаров местного производства – алкогольная, табачная, спиртосодержащая продукция, нефтепродукты, драгметаллы и ювелирные изделия, автомобили и т.д. Из импортируемых к подакцизным отнесен широкий спектр товаров и продуктов питания. Необходимо отметить то обстоятельство, что в республике к подакцизным отнесено очень большое количество товаров по сравнению с другими странами СНГ.

Налоги и специальные платежидля пользователей недрами: налог за пользование недрами, налог на сверхприбыль, бонусы (подписной и коммерческого обнаружения). База налога за пользование недрами – стоимость добытых ископаемых. В 2016 году ставка зависит от вида полезного ископаемого и составляет от трех с половиной до тридцати процентов. Подписной бонус взимается в твердой сумме, в 2016 году его размер установлен кратным минимальной заработной плате и зависит от вида ископаемого. Ставка бонуса коммерческого обнаружения составила 0.1 процента от стоимости добытого объема. Ставка налога на сверхприбыль составила 50 процентов.

Налог за пользование водными ресурсами. Плательщики – лица, осуществляющие водопотребление и водопользование. Объект – водные ресурсы на поверхности земли и под ней, база – объем потребленной воды. Ставка на 2016 год зависит от цели использования, вида источника воды и личности плательщика, минимальный размер за кубометр составил 20.6 сум, максимальный – 11500.

Налог на имущество юридических лиц. Плательщики – юридические лица-собственники имущества (за исключением некоммерческих организаций). Объект налогообложения - основные средства, объекты незавершенного строительства, оборудование и т.п. База – стоимость объекта. Ставка на 2016 год равняется пяти процентам.

Налог на имущество физических лиц. Плательщики – собственники недвижимости. База – его инвентарная стоимость. Ставка зависит от характеристик недвижимости, на 2016 год колеблется в пределах от полутора до двух с половиной процентов.

Земельный налогс юридических и физических лиц. Плательщики - собственники и законные владельцы земельных участков. База – площадь участка. Ставка на 2016 год ставится в зависимость от местонахождения и назначения земель. Налог, уплачиваемый физическими лицами, поступает в местный бюджет.

Налоговым законодательством установлен целый ряд обязательных платежей в социальные фонды, а также различных сборов (госпошлина, таможенные платежи).

Законом предусмотрено несколько упрощенных налоговых режимов, таких как единый налоговый платеж, единый земельный налог, фиксированный платеж.

Местные налоги и сборы

Земельный налог с физических лиц.

Налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры. Плательщики – юридические лица (кроме некоммерческих). Объект – прибыль, которая осталась у предприятия после уплаты налога на прибыль. Ставка на 2016 год составляет восемь процентов.

Налог на потребление бензина, дизельного топлива, газа для транспортных средств. Плательщики – юридические лица, осуществляющие продажу данных продуктов потребителю. На 2016 год ставка колеблется от двухсот тридцати до трехсот тридцати пяти сум за литр проданного топлива.

Сбор за право розничной торговлиотдельными видами товаров и оказание отдельных услуг, перечень которых устанавливается дополнительно. Ставка зависит от вида товаров и услуг.

Налоговое законодательство Узбекистана: достоинства и недостатки.

Характеризуя узбекскую систему налогового законодательства, необходимо отметить, что сам по себе главный налоговый закон является современным, прогрессивным. Он не только устанавливает перечень обязательных платежей в бюджет, но и провозглашает принципы налогового законодательства, детально регламентирует различные процедуры налогового учета и контроля, устанавливает ответственность участников налоговых правоотношений за нарушение законодательства. Если все написанное в Кодексе не остается просто "на бумаге", а неукоснительно соблюдается, то, с учетом достаточно высокого налогового бремени, это благоприятно сказывается на собираемости налогов и наполнении бюджета. А подробная и тщательная детализация процедур налогового контроля со стороны государства обеспечивает плательщикам прозрачность налоговой системы, ясность и простоту прочтения и применения закона.

Но все же при всех вышеперечисленных положительных характеристиках налоговой системы Узбекистана нельзя не отметить и ее отрицательную особенность, к коей можно отнести отсутствие четкого закрепления в основном законе налоговых ставок, а также понятий, перечней и списков, необходимых для целей налогообложения. Их частое изменение в любую сторону не способствует созданию условий, благоприятных для налогоплательщиков, поскольку является признаком нестабильности налоговой системы. Налогоплательщик никогда не может быть уверен, что через некоторое непродолжительное время налоговое бремя не увеличится настолько, что станет непосильным, тем более, при сравнительном анализе налоговых ставок за последние три года наблюдается тенденция их постепенного повышения.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Механизм уплаты НДС в Узбекистане не противоречит нормам, актуальным для других стран.

Но решение, которое было принято в переходный период, не было достаточно продуманным. Именно так считают ведущие экономисты страны.

Налог в Узбекистане

Особенности налоговой системы РУ

Система налогообложения Узбекистана соответствует положениям, описанным в налоговом кодексе страны.

Главной особенностью системы является то, что ставки налогов устанавливаются не НК, а решением главы государства. Это происходит каждый год.

А также наблюдается ежегодное утверждение списков и перечней, которые необходимы для целей исчисления налогов в Узбекистане.

К ним следует отнести перечни видов деятельности юридических лиц – они подлежат упрощенному налогообложению. Это также относится к подакцизным товарам.

Основные государственные налоги, которые платят граждане страны, представлены в таблице:

Название налога Размер (%)
На прибыль 7–35
На доходы 7,5
Специальные платежи (сверхприбыль) 50
На имущество 5

Виды основных местных сборов:

  • благоустройство – 8%;
  • потребление бензина (для владельцев ТС) – 2%;
  • право розничной торговли – количество процентов зависит от типа оказываемых услуг.

Ставка и размер НДС

В декабре 2018 года в налоговое законодательство страны были внесены некоторые изменения. Они вступили в силу в 2019 году.

Изменения и дополнения нашли отражение в следующих законодательных актах:

Плательщики налога

Оплачивать свою деятельность, и делать взносы в узбекский бюджет, обязаны предприниматели:

  • Реализующие сельхозпродукцию. Продукция собственного производства является исключением.
  • Оказывающие услуги брокера.
  • Оказывающие услуги аудитора.
  • Оказывающие консалтинговые услуги.
  • Занимающиеся общественным питанием.
  • Занимающиеся гостиничным хозяйством.
  • Осуществляющие торговлю (оптово-розничную, оптовую, розничную).
  • Занимающиеся строительством.

Советуем посмотреть вебинар о налогообложении в Узбекистане в 2021 году.

Что относится к обороту по реализации

К обороту по реализации работ и услуг следует отнести:

  • Отгрузку товаров.
  • Уставной капитал.
  • Передачу имущества (безвозмездную).
  • Обмен имущества на иные услуги, работы и товары, предусмотренные узбекским законодательством.
  • Передачу имущества сотруднику в счёт з/п.
  • Передачу материалов и товаров в соответствии с договором займа.
  • Передачу имущества в финансовую аренду (также сюда относится лизинг).
  • Отгрузку вещей (принимаются во внимание условия рассрочки платежей).
  • Предоставление помещения в аренду.
  • Передачу прав на результат интеллектуального труда. Дополнительно предоставляется право на использование интеллектуального продукта.

Более подробную информацию можно узнать по ссылке.

Определение облагаемого и необлагаемого оборота

Если имеется необлагаемый и облагаемый оборот, расчёт осуществляется на основе суммы НДС:

  • По товарам, которые были приобретены для личных нужд.
  • НДС, что приходится на облагаемый оборот. Сюда же относится оборот, который облагается по ставке в 0%.

К товарам, необлагаемым оборотом, следует отнести:

  • Те, что реализуются за пределами РУ.
  • Освобождённые от НДС.

Если плательщик совершает необлагаемые и облагаемые обороты одновременно, то «входной» НДС обязательно распределяется.

Сумма налога на добавленную стоимость определяется 2 способами:

  • Раздельным.
  • Пропорциональным.

Выбранный способ закрепляется в учётной политике. Заменять его на протяжении календарного года нельзя.

Место, где реализуются товары

Общеустановленным местом, где реализуются товары, является территория Узбекистана.

При этом должно быть выполнено хотя-бы одно из двух условий:

  • В момент погрузки и перевозки товар находится в пределах узбекских границ, или на других территориях, которые находятся под юрисдикцией этого государства.
  • Товар находится в Узбекистане, но не грузится и не перевозится.

Как определяется налогооблагаемая база

Для определения налогооблагаемой базы необходимо учесть следующие показатели:

  • Убытки, которые имели место в прошлых периодах.
  • Размер уменьшения прибыли, облагаемой налогом.
  • Льготы по НДС.
  • Вычитаемые расходы.
  • Доход (в совокупности).

Корректировка базы

Налогоплательщики могут сами корректировать налоговые обязательства. Они должны основываться на ценах, которые имеются на рынке.

Если налогоплательщик замечает, что в процессе заключения сделки цена отклоняется от рыночной, он может самостоятельно внести корректировки, и осуществить уплату налога.

Налогоплательщик имеет право платить:

  • Авансовые платежи по налогу на прибыль организаций.
  • НДПИ.
  • НДС.

При этом учитываются налоговые периоды, которые завершаются в течение 1 календарного года. При этом обязательно рассматривается стоимость сделки, которая заключается с взаимозависимым лицом.

При импорте

Право на вычет НДС, который оплачивается при ввозе продукции на территорию Узбекистана, есть только у плательщиков – индивидуальных предпринимателей и организаций.

Ввоз товаров в Узбекистан

Налоговая база при транспортировке товаров на территорию Узбекистана определяется на основании их таможенной стоимости

Для нерезидентов

В соответствии с 207 статьей НК, работа, которая выполняется нерезидентами республики, является для организации, действующей на территории РУ, оборотом, который облагается НДС.

Здесь имеется важное условие: местом реализации должен быть именно Узбекистан.

Вне зависимости от того, является организация плательщиком НДС или нет, по работам, которые выполняются нерезидентом, возникает обязательство по осуществлению всех выплат.

А также предприятие обязуется составить отчётность по НДС.

Форма отчётности обязательно включает в себя:

  • Сведения о налогоплательщике.
  • Расчёт налога на добавленную стоимость по всем услугам, которые были получены от нерезидентов республики.

Освобождение оборота от НДС

Необлагаемым является оборот по реализации продукции (а также услуг и товаров) за пределами РУ. Место реализации должно быть определено в соответствии с указаниями налогового кодекса.

А также не облагается налогом оборот в виде остатков товаров, которые относятся к категориям, перечисленным в налоговом кодексе.

Заключение

Возврат НДС в Узбекистане с 28 мая 2019 года осуществляется в течение 7 рабочих дней.

Это стало актуальным после внесения изменений в Положение о порядке возврата суммы превышения долга на добавленную стоимость, которая была образована в результате применения «нулевой ставки».

Теперь налогоплательщик избавлен от необходимости обращения в территориальные ГНУ. Апеллировать он теперь может сразу в налоговый комитет.

Вместо акта сверки задолженности к ходатайству следует приложить сведения по реализации продукции и поступлению денег.

Основными направлениями налоговой политики на 2021 год являются сохранение основных налоговых ставок по НДС, налогу на прибыль, налогу на доходы физлиц и другое.

Названы изменения налоговой политики в 2021 году

Минфин подготовил проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой политики на 2021 год», пишет пресс-служба ведомства.

Основными направлениями налоговой политики на 2021 год являются сохранение основных налоговых ставок по НДС (15%), налогу на прибыль (15%, для отдельных категорий 20%), налогу на доходы физических лиц (12%), налогу на имущество юридических лиц (2%), земельному налогу за земли сельскохозяйственного назначения (0,95%), социальному налогу (хозсубъекты – 12% и бюджетные организации - 25%), налогу с оборота (базовая ставка 4%).

Вместе с тем, налоговая политика на 2021 год направлена на продолжение налоговых реформ, предусматривающих обеспечение прямого действия Налогового кодекса, дальнейшей поддержки экспортеров, справедливого распределения налоговой нагрузки и повышения эффективного использования природных ресурсов.

Законопроектом предусматривается включение в состав Налогового кодекса ставок акцизного налога, земельного налога, налога за пользование водными ресурсами и налога на доходы физических лиц, установленных в фиксированном размере), а также отдельных норм, связанных с применением этих ставок.

На 2020 год эти ставки были установлены Законом «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год».

На 2021 год данные ставки изменены следующим образом:

а) по акцизному налогу предусматривается выравнивание большинства ставок акцизного налога при импорте и производстве. Вместе с тем, ставки акцизного налога, установленные в абсолютной сумме, проиндексированы (с учетом отмены их предусмотренной индексации с 1 апреля 2020 года).

В связи с этим, ставки акцизного налога индексируются с 1 февраля 2021 года. При этом, ставки на алкогольную продукцию включая пиво, а также на табачную продукцию индексируются в 2 этапа: с 1 февраля 2021 года, - с учетом отказа их индексации в 2020 году, и с 1 сентября 2021 года – в среднем на 7,5%;

По 73 товарным позициям предлагается отменить акцизный налог по импорту, в частности, по пищевой продукции (20 видов товаров (соки, сыр, творог, маргарин, кондитерские мучные изделия, колбасы и аналогичные мясные продукты и т.д.)), по электротехническим товарам (35 видов товаров (холодильники, телевизоры, газовые плиты, пылесосы, стиральные машины и т.д.)) и т.д. Это позволит обеспечить равные условия субъектам предпринимательства.

Для юридических лиц, оказывающих услуги мобильной связи, снижается ставка акцизного налога с 20 до 15 процентов.

б) по земельному налогу устанавливаются базовые налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения, в разрезе регионов республики в абсолютной величине, с учетом их индексации на 15 процентов.

Ежегодная индексация ставок земельного налога за земли несельскохозяйственного назначения связана с тем, что ставки установлены в абсолютной величине (сум) и позволит сохранить долю земельного налога в общих поступлениях.

При этом, конкретный размер налоговых ставок будет определяться органами государственной власти на местах на основании ставок, установленных Налоговым кодексом, с применением повышающих и понижающих коэффициентов, в зависимости от их экономического развития и престижности района.

в) по налогу за пользование водными ресурсами ставки устанавливаются в разрезе категории налогоплательщиков, а также в части объема воды, используемого на определенные цели, что влечет за собой ведение раздельного учета объема водных ресурсов, используемого на различные цели в целях исчисления налога. Данная мера направлена на обеспечение рационального и эффективного использования водных ресурсов.

Налоговые ставки по налогу за пользование водными ресурсами индексируются на 15 процентов, а для отдельных отраслей экономики - на 30 процентов, с целью поэтапного доведения этих ставок до единой налоговой ставки, установленной для предприятий промышленности. Сохраняются ставки налога за пользование водными ресурсами на уровне 2020 года для предприятий коммунального обслуживания, а в части объема воды, используемого для полива сельскохозяйственных земель и разведения (выращивания) рыбы, включая дехканские хозяйства, устанавливается единая налоговая ставка в размере 40 сум за 1 куб.м.

Законопроектом предусмотрено расширение круга предприятий, уплачивающих НДС независимо от объема выручки, за счет: стационарных торговых точек по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво, а также рынков и торговых комплексов. Это позволит создать равные условия осуществления деятельности и предотвратить занижения поступлений по налогу за счет переноса доли прибыли от предприятий плательщиков НДС к лицам, не уплачивающим данный налог.

В условиях коронавирусной пандемии Указом Президента Республики Узбекистан от 3 апреля 2020 года № УП-5978 было предусмотрено, что в период

с 1 апреля по 31 декабря 2020 года плательщики налога на добавленную стоимость, оборот по реализации товаров (услуг) которых не превышает 1 млрд. сумов в месяц и применяющие электронные счета-фактуры, вправе исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость на ежеквартальной основе. Данную норму предлагается сохранить и в дальнейшем, и предусмотреть ее как постоянную в Налоговом кодексе.

Законопроектом предусматривается возможность зачета НДС, уплаченного (подлежащего уплате) по фактически полученным товарам (услугам), не зависимо от суммы поступления валютной выручки. Это позволит поддержать экспортеров, осуществляющих отгрузку товаров на экспорт на условиях консигнации (с отсрочкой платежа), и не допускать отвлечения оборотных средств. Такое право было только у текстильных предприятий в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 5 мая 2020 года № УП-5989 «О неотложных мерах по поддержке текстильной и швейно-трикотажной промышленности».

В целях упрощения порядка исчисления пенсий предлагается унифицировать ставки социального налога для отдельной категории физических лиц.

Так законопроектом предусматривается, что самозанятые граждане, ученики школы «Уста — шогирд» - в период их работы до достижения 25 лет, дехканские хозяйства, а также граждане Республики Узбекистан, работающие за границей по найму на основе трудового договора, граждане Республики Узбекистан, работающие в торговых домах, представительствах (в том числе без образования юридического лица), организациях, созданных (открытых) в иностранных государствах государственными органами и другими организациями Республики Узбекистан уплачивают социальный налог в сумме не менее 1 размера базовой расчетной величины в год для исчисления трудового стажа. Соответственно для этой категории плательщиков в законопроекте уточняется срок уплаты социального налога.

Законопроектом предусматривается увеличение пониженной ставки по налогу на имущество юридических лиц с 0,2 до 0,4 процентов и понижающего коэффициента с 0,1 до 0,25, применяемого к ставкам земельного налога с юридических лиц, в отношении отдельных объектов и земельных участков. Это позволит поэтапно довести их до базовой ставки налога на имущество и земельного налога.

Напомним: пониженная ставка по налогу на имущество и понижающий коэффициент к ставкам земельного налога были введены с 1 января 2020 года, в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы. Данная мера была введена с целью эффективного и рационального использования объектов недвижимости, а также в целях обеспечения полного учета земельных участков, принадлежащих юридическим лицам.

С отменой единого земельного налога (с 1 января 2020 года), для фермерских хозяйств был сохранен порядок обложения земель сельскохозяйственного назначения, исходя из их нормативной стоимости с целью исчисления земельного налога. С этого же периода этот порядок был распространен также и на остальных юридических лиц, имеющих земли сельскохозяйственного назначения. При этом для плодоовощеводческих сельскохозяйственных предприятий (с 1 января 2019 года) и дехканских хозяйств был сохранен порядок исчисления земельного налога исходя из ставки, установленной в зависимости от категории земель (орошаемые и неорошаемые) и балл-бонитета.

С целью установления единого порядка налогообложения земель сельскохозяйственного назначения законопроектом предусматривается распространение порядка исчисления земельного налога, исходя из нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий, на плодоовощеводческие сельскохозяйственные предприятия и дехканские хозяйства. Ставка налога будет установлена как для земель сельскохозяйственного назначения.

По налогу за пользование недрами унифицируются ставки по отдельным строительным полезным ископаемым. Это создаст дополнительные условия для освоения месторождений нерудных полезных ископаемых и обеспечения их эффективной добычи, особенно из русел рек.

Больше новостей в Телеграм-канале @RepostUZ.

С 2019 года НДФЛ уплачивается по единой ставке 12%, расчет сдается ежемесячно, а уплата – не позднее срока его представления. Ставка налога на дивиденды и проценты физлиц-резидентов снижается с 10 до 5% (см. ЗРУ-508 от 24.12.2018 г.).

Шкала по НДФЛ отменяется и устанавливается единая ставка

По налогу на доходы физических лиц – резидентов вместо действующей 4–ступенчатой шкалы налогообложения в 2019 году вводится единая ставка – 12% (ст. 181 НК). Дивиденды и проценты, выплачиваемые физлицам – резидентам, облагаются теперь налогом по ставке 5% (в 2018 году – 10%).

Отмена действующего порядка расчета НДФЛ:

значительно снизит налоговую нагрузку на фонд оплаты труда, что очень важно как для работников, так и для работодателей;

упростит порядок исчисления налога, что особенно важно для бухгалтеров.

Платить больше НДФЛ теперь будут арендодатели – владельцы имущества. Ставка для них также будет 12%. Напомним, что ранее они уплачивали налог по минимальной ставке – 7,5% в 2018 г. Также увеличится налог и с других доходов, которые облагались по минимальной ставке:

дополнительные выплаты за работу в высокогорных, пустынных и безводных районах;

за выполнение временных сельхозработ по направлению предприятий и организаций;

безвозмездно полученные от физлиц доли, паи и акции;

от продажи физлицами собственной недвижимости.

При непредставления физлицом справки с места прежней основной работы или ИНН НДФЛ удерживался по максимальной ставке. Теперь в связи с отменой шкалы доходы физлица в этом случае будут облагаться без применения льгот, предусмотренных абзацем четвертым пункта 1 статьи 179 (материальная помощь) и статьей 180 НК. Также утрачивает смысл норма о подаче заявления в бухгалтерию на удержание налога по максимальной ставке при получении физлицом доходов не по месту основной работы или от других юрлиц.

Отменяется норма, согласно которой работодатель обязан был в течение 30 дней письменно сообщить в ГНИ о суммах, выплаченных работнику после прекращения с ним трудового договора.

Сокращается перечень физлиц, полностью освобожденных от налогообложения

Из перечня исключены (ч. 1 ст. 180 НК):

военнослужащие Минобороны, МВД, МЧС, СГБ, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и таможенных органов, а также военнообязанные, призванные на учебные или поверочные сборы, – по суммам денежного довольствия, денежных вознаграждений и других выплат, полученных ими в связи с несением службы (исполнением служебных обязанностей);

судьи Конституционного и Верховного судов, судов по гражданским и уголовным делам, экономических, административных и военных судов, а также работники органов прокуратуры, имеющие классные чины, – по доходам, полученным ими в связи с исполнением служебных обязанностей.

Расчет будет сдаваться ежемесячно

Отчетным периодом для налоговых агентов, удерживающих НДФЛ у источника выплаты дохода, теперь является месяц (ст. 183 НК). Сведения о суммах начисленных и фактически выплаченных доходов и суммах удержанного налога на доходы физических лиц (прил. № 2 к постан. МФ и ГНК, рег. МЮ № 2439 от 22.03.2013 г.) должны представляться ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, а по итогам года - в срок представления годовой финотчетности.

Теперь в сведениях отражается информация в разрезе каждого физлица о начисленных:

доходах в виде оплаты труда, суммах удержанного НДФЛ и уплаченных взносов на ИНПС;

имущественных доходах (за исключением процентов и дивидендов)
и доходах в виде материальной выгоды, суммах удержанного у источника выплаты НДФЛ.

По физлицам, получившим доходы не по месту основной работы, в течение 30 дней после окончания налогового периода в ГНИ представляется специальная справка. Теперь в ней отражаются только доходы в виде материальной выгоды, не обложенные у источника выплаты.

Срок уплаты ограничивается

НДФЛ уплачивался налоговым агентом одновременно с представлением документов в обслуживающий банк для получения денежных средств. С 2019 года срок уплаты ограничивается сроком представления расчета.

При представлении документов на получение аванса по зарплате за первую половину месяца налог по-прежнему не уплачивается. Также сохранен срок уплаты налога при натуральных выплатах, разрешенных законодательством, – в течение 5 дней после окончания месяца, в котором они произведены.

Порядок налогообложения по декларации о доходах скорректирован

Подлежащие налогообложению доходы, полученные физлицом из двух и более источников, облагались налогом на основании декларации, если к ним не применялась максимальная ставка (ст. 189 НК).

В связи с отменой шкалы налогообложения и установлением единой ставки налога декларацию в этих случаях теперь представлять не нужно.

Также декларация о доходах не представляется, если с доходов,
полученных налогоплательщиком не по месту основной работы, НДФЛ был удержан по его заявлению. Исключение составляют доходы, полученные из источников:

за пределами Узбекистана;

не являющихся налоговыми агентами.

Предварительная декларация по доходам от аренды недвижимости не нужна

С 1 января 2019 года договоры аренды недвижимого имущества обязательно ставятся на учет в налоговых органах (Положение, рег. МЮ № 3077 от 11.10.2018 г.). Поэтому представлять предварительную декларацию по доходам от аренды недвижимости теперь не нужно. Внесены изменения и в порядок уплаты налога по таким доходам. Налог уплачивается, как и прежде, ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за месяцем получения дохода. Так как предварительная декларация не представляется, основанием для уплаты будет служить извещение налогового органа.

"Ваш налоговый адвокат", 2006, N 2

Узбекистан, как и большинство других государств региона, имеет относительно простую налоговую систему с невысокими налоговыми ставками. Существует шесть общегосударственных налогов, а также два муниципальных, применяющихся по всей стране, и еще четыре - в столице (Ташкент), Республике Каракалпакстан и некоторых других регионах.

На общегосударственном уровне взимаются:

  • налог на доходы (прибыль) юридических лиц;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизный налог;
  • налог за пользование недрами;
  • налог за пользование водными ресурсами.

К местным налогам и сборам относятся:

  • налог на имущество;
  • налог на землю;
  • налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры;
  • налог с физических лиц на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств;
  • сбор за право торговли, включая лицензионные сборы на право торговли отдельными видами товаров;
  • сбор за регистрацию юридических лиц, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Обязательные взносы на социальное страхование регулируются отдельными законодательными актами вне пределов Налогового кодекса Республики Узбекистан (далее - НК Узбекистана). Общий размер обязательных взносов сравним со ставкой ЕСН в России. По состоянию на 1 января 2006 г. он составлял 25% заработной платы.

Особенностью налоговой системы Узбекистана являются обширные полномочия исполнительной власти, поэтому НК Узбекистана, будучи небольшим по объему документом (Общая часть состоит из 12 статей), не может полноценно регулировать налоговые отношения без конкретизирующих его нормы актов, принимаемых на уровне правительства и Государственного налогового комитета. Более того, правительство вправе самостоятельно устанавливать льготы и в ряде случаев даже менять ставки основных налогов.

Корпоративное налогообложение

Налог на прибыль в Узбекистане - классический, т.е. корпоративная прибыль облагается налогом сначала на уровне компании, затем налог удерживается с суммы распределенной прибыли у источника ее получения. Двойное налогообложение межкорпоративных дивидендов не предотвращено.

Налогом на прибыль облагается полученная в любых странах мира прибыль юридических лиц - налоговых резидентов Узбекистана. Юридические лица являются резидентами для целей налога на прибыль, если они учреждены в соответствии с законодательством Узбекистана или их головное предприятие расположено в Узбекистане. Нерезиденты уплачивают налог на доход из узбекских источников. Других налогов на корпоративную прибыль не предусмотрено.

Налогооблагаемая прибыль. Прибыль определяется как весь доход от предпринимательской деятельности, инвестиций (дивиденды, проценты, роялти), отчуждения активов, иных доходов, уменьшенных на величину производственных и других расходов (например, финансовых).

Прибыль от прироста капитала облагается налогом как обычная прибыль. Убытки от продажи амортизируемого имущества, используемого более трех календарных лет, могут вычитаться. Допускается перенос убытков на срок не более пяти лет с ограничением вычета до 50% налогооблагаемой прибыли текущего налогового периода.

Некоторые виды прибыли освобождены от налога, например прибыль от городских услуг общественного транспорта (кроме такси), непредпринимательский доход некоммерческих юридических лиц, определенный доход организаций с иностранными инвестициями, реинвестированные дивиденды (за рядом исключений).

Вычитаемые расходы. В целом налогоплательщики могут вычесть только прямо разрешенные к вычету расходы, связанные с получением прибыли. Все расходы должны быть обоснованы документально. Расходы подразделяются на следующие категории:

  • суммы, связанные с торговлей или бизнесом (т.е. стоимость производства, затраты на заработную плату, амортизация и т.д.);
  • расходы на обслуживание и ремонт, научные исследования, эксплуатацию объекта;
  • страховые платежи и другие расходы (например, финансовые).

Некоторые расходы (представительские, рекламные, на добровольное страхование, командировочные) лимитированы правительством в целях налогообложения. Существуют также дополнительные возможности вычета специфических расходов, например расходы банков и страховых компаний на резервы по безнадежным долгам.

Некоторые непредпринимательские расходы (например, нацеленные на поддержку образовательных, коммунальных, медицинских, социальных служб и учреждений на балансе налогоплательщика) подлежат вычету в пределах финансирования, установленного местными властями.

Амортизация обязательна и должна быть начислена независимо от того, действительно ли компания получает прибыль. Амортизируемым имуществом являются основные средства, за исключением земли. Нормы амортизации установлены в размере от 5 до 20% для различных групп активов (всего этих групп пять). Активы, переданные в длительную аренду, амортизируются на балансе арендатора.

На 2006 г. ставка налога на прибыль установлена в размере 12%.

Дивиденды и другие виды распределения прибыли компаниями-резидентами иным таким же компаниям подлежат обложению налогом у источника по ставке 10%. Это максимальная ставка. Акционер не включает дивиденды в налоговую базу, если имеет подтверждение об удержании налога. НК Узбекистана не устраняет каскадное налогообложение перераспределяемых дивидендов. Иностранные дивиденды при получении включаются в налогооблагаемую прибыль и подлежат налогообложению по общей ставке 10%.

Проценты, уплаченные компаниями-резидентами другим таким же компаниям, подлежат обложению налогом только у источника по ставке 10%. Освобождены от налога проценты по государственным ценным бумагам. Проценты, получаемые из-за рубежа, включаются в налогооблагаемую прибыль и облагаются по общей ставке 10%.

Администрирование и уплата налога. Налоговым периодом является календарный год, и соответственно налогом облагается прибыль, полученная в течение календарного года. Налогоплательщик самостоятельно рассчитывает налог нарастающим итогом и уплачивает в течение года авансовыми платежами.

Компании, имеющие за отчетный квартал прибыль в размере более 200 МРОТ, уплачивают текущие платежи по налогу на прибыль до 15-го числа каждого месяца в размере 1/3 квартальной суммы налога.

Предварительные согласования с налоговыми органами. В настоящее время в Узбекистане отсутствует система предварительных согласований с налоговыми органами. Однако налогоплательщик вправе получать в налоговых органах бесплатные консультации и информацию по вопросам налогового законодательства.

Налог на имущество относится к местным налогам. Им облагаются основные средства юридических лиц (кроме земли) и нематериальные активы, а также стоимость незавершенного строительства. Объектом налогообложения для физических лиц является стоимость находящихся в их собственности жилых домов, квартир, дачных и садовых домиков, гаражей и иных строений, помещений и сооружений.

Налогом не облагается следующее имущество юридических лиц:

  • объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, находящиеся на балансе налогоплательщика;
  • продуктопроводы, пути сообщения (включая автомобильные дороги), линии связи и энергопередачи;
  • спутники связи;
  • городской пассажирский транспорт (кроме такси, в том числе маршрутного), автомобильный транспорт общего пользования, а также транспорт по перевозке пассажиров в пригороды;
  • оборудование, приобретенное за счет иностранного кредита, на срок погашения не более пяти лет;
  • имущество, полученное в лизинг, на срок действия договора лизинга;
  • имущество некоммерческих организаций, кроме имущества, используемого для предпринимательской деятельности;
  • имущество, используемое для нужд учреждений народного образования и культуры;
  • имущество жилищно-коммунального и другого городского хозяйства общегражданского назначения;
  • имущество вновь созданных юридических лиц в течение двух лет с момента регистрации. Эта льгота не распространяется на организации, созданные на базе производственных мощностей и основных фондов ликвидированных (реорганизованных) юридических лиц, их филиалов и структурных подразделений, а также на юридические лица, созданные на базе предприятий, при условии, что они работают с оборудованием, арендованным у этих предприятий.

Помимо перечисленных льгот местные власти могут предоставлять дополнительные льготы.

На 1 января 2006 г. налоговая ставка для юридических лиц составляет 3,5%.

Администрирование. Юридические лица обязаны самостоятельно ежеквартально рассчитывать налоговую задолженность. Налог должен вноситься по частям, ежемесячно до 20-го числа каждого месяца.

Налог на землю платят физические и юридические лица, имеющие в собственности, во владении или пользовании земельные участки.

У юридических лиц налогом облагаются следующие категории земельных участков:

  • приобретенные в собственность;
  • предоставленные во владение для ведения сельского или лесного хозяйства;
  • предоставленные в пользование для строительства предприятий, зданий и сооружений либо в иных целях;
  • право владения и пользования которыми перешло вместе с переходом права собственности на предприятия, здания или сооружения.

Не подлежат налогообложению земельные участки:

  • общего пользования городов, городских поселков и сельских населенных пунктов (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, арычная сеть, кладбища и т.п.);
  • общего пользования коллективного садоводства, виноградарства и огородничества, коллективных гаражей;
  • водного фонда (земли, занятые реками, озерами, водохранилищами, каналами, морями, ледниками, болотами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также полосы отвода по берегам водоемов, предоставленные в установленном порядке предприятиям, учреждениям и организациям для нужд водного хозяйства);
  • занятые под спортивные сооружения, стадионы, спортивные площадки, бассейны, объекты технических видов спорта и другие физкультурно-оздоровительные комплексы, места отдыха и оздоровления матерей и детей, санаторно-курортные учреждения и дома отдыха, учебно-тренировочные базы;
  • отведенные под строительство объектов, включенных в инвестиционную программу Республики Узбекистан, на период срока строительства;
  • сельскохозяйственного назначения и лесного фонда научных организаций, опытных, экспериментальных и учебно-опытных хозяйств, научно-исследовательских организаций и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, используемые непосредственно для научных и учебных целей;
  • предоставленные в пределах норм, установленных законодательством для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, сроком на два года с момента выделения земельных участков.

При использовании земель не по прямому назначению льготы не применяются. От уплаты налога на землю освобождаются:

  • некоммерческие организации, кроме использующих земельные участки для предпринимательской деятельности;
  • учреждения культуры, образования, здравоохранения, труда и социальной защиты населения независимо от подчиненности за земельные участки, отведенные для осуществления возложенных на них задач;
  • дехканские (фермерские) хозяйства сроком на два года с момента государственной регистрации.

Налоговые ставки установлены правительством с учетом местоположения, способов использования и качества земли. Лица, не использующие предоставленную им землю в течение двух лет, уплачивают налог в трехкратном размере налоговой ставки.

Администрирование. Юридические лица сами рассчитывают сумму налога и уплачивают ее поквартально до середины следующего квартала.

Международное налогообложение юридических лиц

Юридические лица - резиденты уплачивают налог с дохода (включая доходы от прироста капитала), полученного в любой стране мира. Налог с иностранных дивидендов рассчитывается как с обычной прибыли.

В Узбекистане в одностороннем порядке не устранено двойное налогообложение. Однако согласно международным соглашениям с другими государствами об устранении двойного налогообложения зачет предоставляется в отношении налогов на прибыль, уплаченных за границей. Налог, подлежащий зачету, не может превышать сумму налога с такой прибыли в Узбекистане.

Прибыль юридических лиц - нерезидентов, ведущих деятельность через постоянное представительство, подлежит налогообложению. В НК Узбекистана отсутствует определение постоянного представительства. Оно содержится в Инструкции Министерства финансов и Государственного налогового комитета от 15 октября 2004 г. N 87, 2004-36 об обложении налогом на прибыль доходов иностранных юридических лиц. Данное понятие не предусматривает минимального срока функционирования строительной площадки, образующей постоянное представительство.

Определение постоянного представительства, данное в законодательстве Узбекистана, также включает место:

  • связанное с исследованием природных ресурсов, обработкой, упаковкой, продажей товаров;
  • хранения товаров, лабораторию;
  • предоставления услуг по обеспечению работы промышленного оборудования;
  • деятельности, связанной с эксплуатацией игровых автоматов, компьютерных и других сетей связи, транспортной инфраструктуры;
  • исполнения договора аренды оборудования, если контракт предусматривает дополнительные услуги и прочее обслуживание через командированный персонал.

Если такие действия осуществляются в срок менее чем 183 дня в календарном году, нерезидент может выбрать режим удержания налога, как если бы он не имел постоянного представительства. Доход, полученный постоянным представительством, подлежит обложению по ставкам, установленным для резидентов. Помимо этого взимается дополнительный налог по ставке 10% с переводимой за пределы Узбекистана прибыли такого представительства, что аналогично взиманию налога на дивиденды у источника, применяемого в отношении прибыли юридических лиц - резидентов.

В отношении имущества, находящегося в Узбекистане, нерезиденты уплачивают налог по общим правилам (которые приведены выше).

Администрирование. Для целей применения договора об устранении двойного налогообложения нерезидент должен предварительно либо в течение трех лет с момента удержания налога представить в налоговые органы свидетельство о регистрации, выданное иностранными налоговыми органами и подтверждающее резидентство в стране, с которой заключен соответствующий договор.

Удержание налогов у источника. Дивиденды и проценты, уплаченные нерезидентам, облагаются налогом у источника по ставке 10%. Лицензионные и арендные платежи, плата за услуги и другие доходы из узбекских источников, не связанных с постоянным представительством (кроме платежей за импортированные в Узбекистан товары), облагаются у источника по ставке 20%. Доход от международного фрахта и услуг телекоммуникации облагается по ставке 6%, страховые и перестраховочные услуги - по ставке 10%.

Законодательство об уклонении от уплаты налогов. Законодательство Узбекистана не содержит общих положений о недействительности сделок, направленных на уход от налогов или на уклонение от их уплаты, а также правил о недостаточной капитализации, сравнимых со ст. 269 "Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам" НК РФ.

Трансфертное ценообразование. НК Узбекистана позволяет налоговым органам совершать перерасчет налога при отклонении цен от рыночных в сделках взаимозависимых лиц.

  • компании-учредители и их дочерние общества;
  • юридические лица, образованные одним и тем же юридическим лицом;
  • юридические лица, образованные одним и тем же физическим лицом, или группой, или родственниками.

НК Узбекистана не содержит каких-либо правил определения рыночной цены.

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также юридические и физические лица, импортирующие товары и услуги. НДС начисляется на поставки товаров и услуг внутри страны, а также на их импорт.

Единая ставка НДС составляет 20%.

Список освобожденных от НДС товаров и услуг весьма обширен и, в частности, включает:

  • услуги страхования;
  • депозиты, переводы денег;
  • сделки с ценными бумагами;
  • услуги общественного транспорта;
  • образовательные услуги;
  • приватизационные услуги;
  • лизинговые платежи.

От налога освобожден импорт лекарств и медицинских товаров, а также оборудование:

  • для инвестиционных проектов, финансируемых из фондов, получивших гарантии правительства;
  • используемое в качестве основного вклада иностранного инвестора;
  • предназначенное для модернизации производства;
  • поставленное по договорам лизинга.

Нулевая ставка применяется к экспорту товаров, обработке товаров в Узбекистане под специальными таможенными режимами и к международным транспортным услугам.

Администрирование. Налогоплательщики обязаны ежемесячно представлять отчеты до 15-го числа следующего месяца и ежегодные отчеты к 15 февраля следующего года. Если налогоплательщик импортировал услуги в течение месяца, о них нужно сообщить в дополнительной декларации, которая также должна быть подана до 15-го числа следующего месяца. НДС, подлежащий уплате ежемесячно, перечисляется тремя взносами: 15-го и 25-го числа текущего месяца и 5-го - следующего. НДС на импортированные товары уплачивается в пункте таможенного оформления. НДС в отношении импортированных услуг должен быть перечислен в течение пяти дней после даты получения услуг.

Акцизом облагаются произведенные в Узбекистане подакцизные и широкий перечень импортируемых товаров. Следует отметить, что ставки акцизного налога устанавливаются правительством, изменяются несколько раз в год и внешне больше напоминают таможенные пошлины.

Читайте также: