Аудиторское заключение в налоговую за 2019 образец

Опубликовано: 25.04.2024

МАТЕРИАЛЫ

  • Cтатьи
  • Лучшее
  • Автоматизация учета
  • Аудит
  • Бухучет
  • Консалтинг
  • Оценка
  • Управление персоналом
  • Юриспруденция


АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СДАЕТСЯ В НАЛОГОВУЮ

АЗ.jpg

Давайте разберемся, что нужно знать?

В дополнение к годовой бухгалтерской отчетности, организация обязана предоставить в налоговую аудиторское заключение.

Также новая форма бухгалтерского баланса содержит отметку, обязателен ли для нее аудит (да / нет), в случае, если это так — заполняет в соответствующих полях наименование аудитора.

Важно понимать, что даты направления отчетности и результатов проведения аудиторской проверки могут не совпадать. Подать заключение в налоговую можно:

• Вместе с годовой отчетностью;
• либо не позднее 10 рабочих дней после даты, которой подписано аудиторское заключение , но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Как и в каком формате, организация может уведомить налоговый орган?

• в ИФНС по месту нахождения организации;
• в электронном виде через операторов ЭДО (подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью);
• в формате PDF вместе с отчетностью либо в формате, утвержденном Приказом ФНС № ММВ-7-6/16@ (если документ направляется отдельно).

* Для малого бизнеса в текущем году сделано исключение: аудиторское заключение за 2019 год можно сдать в бумажном виде.
Остальным компаниям при неисполнении правил указанным выше – налоговый орган откажет в принятии заключения.

Что будет если сдать аудиторское заключение?

В случае, если организация аудиторское заключение в налоговую не предоставила (либо сделала это не вовремя), будут применяться санкции согласно ст. 19.7 КоАП РФ. Штраф до 5 000 рублей

*В случае, когда обязательный аудит проведен, есть заключение, но документ так и не поступил в ИФНС.

За непроведение обязательного аудита, грозят санкции применят согласно ст. 15.11 КоАП за грубое нарушение бухучета до 10 000 руб. за первичное нарушение, при повторном нарушении руководителя могут дисквалифицировать на срок до 2 лет.

НО И ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЕ

Не забудьте опубликовать аудиторское заключение на сайте Федерального ресурса, не позднее трех рабочих дней с даты подписания аудиторского заключения.

За не размещение сведений на сайте Федресурс предусмотрена административная ответственность согласно п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере до 50 000 рублей, а в случае повторного правонарушения - дисквалификация должностного лица от 1 года до 3 лет.

Можно ли заплатить штраф и не сдавать аудиторское заключение?

К сожалению, нет. Нужно понимать, что даже если вы оплатили штраф, аудиторское заключение все равно придется сдать. Эти положения закреплены в примечание 1, ст.15.11 КоАП, а также п.1 и п2. 2ст. 15.11 КоАП.

Как снизить стоимость проведения обязательного аудита?

На самом деле, способ снизить затратную часть только 1 - провести аудит удаленно.

Процесс практически ничем не отличается от классического аудита с выходом на предприятие аудитора. Выглядит это так:

• До начала проверки, аудитор высылает запрос с перечнем документов необходимых для начала проведения проверки.
• Аудитор удаленно, подключается к вашей базе 1С(или другой продукт), анализирует регистры бухгалтерского учета.
• На базе анализа регистров, формирует запрос необходимых для проверки первичных учетных документов, которые вы можете выслать по безопасному каналу связи в скане.
• Получаете аудиторское заключение заказным письмом и в электронном виде.

Экономия от проведения удаленного аудита может достигать 20% от первоначальной стоимости услуги. Рассчитать стоимость проведения аудита можно по ссылке КАЛЬКУЛЯТОР СТОИМОСТИ АУДИТА. https://www.avuar.ru/calc/

Кто подлежит обязательному аудиту?

Обязательному аудиту подлежат организаций вне зависимости от организационно-правовой формы(Полный перечень опубликован на сайте Минфина РФ.)

Также аудит финансовой(бухгалтерской) отчетности обязаны проводить организации отвечающие следующим критериям.

• Выручка юридического лица за предшествующий год превысила 400 млн.руб. и/или активы баланса превысили 60 млн. руб.
• Компании, которые составляют консолидированную бухгалтерскую отчетность.
• Акционерные общества
• Компании, публично размещающие ценные бумаги
• Банки, страховые компании и некоторые другие согласно ФЗ-307 «Об аудиторской деятельности», 208-ФЗ «О консолидированной отчетности


Вопросы нам часто задают по этому поводу. Вот решили комплексно ответить. Представляю вашему вниманию материал, подготовленный аудиторами группы компаний «Налоги и финансового право» под руководством директора по аудиту Звягина Дмитрия Сергеевича.

Аудит и обязательный аудит

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», определенная категория организаций обязана проходить обязательную независимую проверку финансово-хозяйственной деятельности (аудит). За отказ или несоблюдение сроков юридическому лицу и его руководству придется отвечать перед законом.

Ответственность за отсутствие обязательного аудита — это штрафные санкции, которые применяются к организациям, перечисленным в законе «Об аудиторской деятельности». Для них независимая проверка бухгалтерии обязательна. О том, какие штрафные санкции за отсутствие аудиторского заключения существуют, расскажем далее.

С точки зрения собственника финансовые затраты на аудиторскую проверку балансируются уверенностью в достоверности данных для анализа финансового положения бизнеса, подготовленных бухгалтерской службой, тестируется качество бухгалтерской службы как составной части организации, выявляются риски финансовых потерь.

Когда аудит становится обязательным

Обязательному аудиту подлежат отдельные типы организаций вне зависимости от организационно-правовой формы. К числу таких организаций, в частности, относятся:

— акционерные общества (в том числе ЗАО);

— организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

— жилищные накопительные кооперативы (ст.54 Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»);

— застройщики (ст.18 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ);

— организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг;

— негосударственным пенсионным или иным фондом;

Полный перечень организаций, которые обязаны проводить аудиторскую проверку, опубликован на сайте Минфина РФ.

Кроме того, в общем случае, аудит обязателен, если финансовые показатели организации достигли следующих значений:

— выручка превышает 400 млн. рублей;

— валюта баланса превышает 60 млн. рублей.

Финансовые показатели берутся за год, предшествующий отчетному. То есть необходимость проведения аудита за 2019 год определяется по результатам анализа финансовых показателей за 2018 год.

В какой срок должно быть подготовлено аудиторское заключение

Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта.

При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п.5 ст.18 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

То есть аудиторское заключение за 2019 год должно быть составлено не позднее 31.12.2020 г.

Публикация бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения

В отдельных случаях организация обязана опубликовать свою отчетность, например:

— жилищные накопительные кооперативы (ст.21 Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»);

— ООО в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг (Федеральный закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»);

— организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (Федеральный закон от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ);

— публичные акционерные общества, а также непубличные акционерные общества в случае, когда число их акционеров превышает 50 или в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг (ст.92 Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»);

— консолидированную отчетность, если такая отчетность составляется (ст.7 Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»).

В случае наличия обязанностей по опубликованию бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна публиковаться вместе с аудиторским заключением не позднее 3 дней с момента составления аудиторского заключения (п.10 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ). Опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.

Например, требования к содержанию годового отчета акционерных обществ установлены в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком РФ от 30.12.2014 г. № 454-П (далее по тексту — Положение). Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, подлежащего обязательному аудиту, раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности (п.71.4 Положения).

Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с отражением, среди прочего, перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, мнения аудиторской компании (индивидуального аудитора) о достоверности вышеуказанной отчетности с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.

Ответственность

За отсутствие (непредставление, не опубликование) аудиторского заключения на Федресурсе законодательством предусмотрена административная ответственность: п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 5000 до 50000 рублей, а в случае повторного правонарушения — дисквалификация должностного лица от 1 года до 3 лет.

Последствия непроведения обязательного аудита (штрафы)

1. Штрафы со стороны налоговых органов, органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ (ст.28.3 КоАП).

За не предоставление аудиторского заключения в налоговый орган ответственность не установлена (ст. 14 Закона № 402-ФЗ; подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ), тем не менее, налоговый орган, установив при проверке отсутствие у проверяемого лица аудиторского заключения, вправе составить протокол об административном правонарушении.

Статьей 15.11 КоАП РФ предусмотрены штрафы за грубое нарушение правил бухгалтерского учета и отчетности, в том числе и за отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным). Сумма штрафа для руководителя за отсутствие заключения составляет от 5 000 до 10 000 руб., а при повторном нарушении — от 10 000 до 20 000 руб., либо руководителю грозит дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.

Также отмечаем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» к информации (материалам), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества относятся, в том числе годовой отчет общества и заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам его проверки, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторское заключение и заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам проверки такой отчетности.

Таким образом, отсутствие аудиторского заключения является нарушением требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ и влечет за собой наложение штрафа:

— на граждан в размере от 2 до 4 тысячи рублей;

— на должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года;

— на юридических лиц — от 500 тысяч до 700 тысяч рублей.

2. Штрафы со стороны Банка России

Самые серьезные санкции могут быть наложены Банком России.

Публичное АО обязано раскрывать годовой отчет и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ст.92 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее по тексту — Закон № 208-ФЗ). Требования к содержанию годового отчета акционерных обществ установлены в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком РФ от 30.12.2014 г. № 454-П

Не опубликованиеакционерным обществом на странице в сети Интернет, равно как и непредставление акционерам, аудиторского заключения в установленный срок является нарушением требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках. Раскрытие информации не в полном объеме (бухгалтерская отчетность должна раскрываться вместе с аудиторским заключением), и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц — от 30.000 до 50.000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;

— на юридических лиц — от 700.000 до 1.000.000 рублей. (п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ).

3. Штрафы со стороны Росстата

За непредставление аудиторского заключения к комплекту представляемой в Росстат бухгалтерской отчетности (в случае обязательного аудита), организации и ее должностному лицу может грозить административный штраф (ст.19.7 КоАП РФ):

— от 300 до 500 рублей (на должностных лиц);

— от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (на юридических лиц).

При этом наложение штрафа не освобождает организацию от обязанности представить аудиторское заключение в органы статистики (п.4 ст.4.1 КоАП РФ).

Отметим, что срок хранения аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности не ограничен (ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 402-ФЗ; ст. 408 Перечня, утв. Приказом Минкультуры от 25.08.2010 г. № 558).

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете составляет 2 года со дня совершения административного правонарушения (ст.4.5 КоАП РФ).

Перспектива

В настоящее время самая жесткая мера ответственности применяется в отношении непредставление информации акционерам. Иные штрафные санкции для крупных компаний имеют незначительный размер. Примеров судебных решений, когда суд подтверждает обоснованность наложения штрафа на организацию исключительно за не опубликование аудиторского заключения, в арбитражной практике довольно мало.

1) отделением по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации постановлением от 16.06.2017 № 17-6094/3110 был наложен штраф на ЗАО «Бийский крупяной комбинат «Наладчик» в размере 500 тысяч рублей по части 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ на основании непредставления аудиторского заключения к годовому общему собранию акционеров. Решением АС Алтайского края от 5 октября 2017 г. по делу № А03-11802/2017 штраф был отменен (заменен на предупреждение), но только на основании доказательства вины аудиторской организации в несвоевременном представлении аудиторского заключения.

2) постановлениями ЦБ РФ от 27.02.2014 N 59-01-05-77-ЮЛ-16-4667/3110-1, N 59-01-05-77-ЮЛ-16-4668/3110-1 ЗАО «МТО» привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ, назначен штраф в размере 500 000 руб. Решениями судов нескольких инстанций наложенный штраф оставлен в силе.

Учитывая, что размер административных санкций не обеспечивает должным образом исполнение обязанности по обязательному прохождению аудиторской проверки в 2019 году Минфином РФ подготовлен Проект Федерального закона «О внесении изменений в КоАП РФ (в части установления ответственности за непредставление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в государственный информационный ресурс)».

Проектом закона предусмотрено дополнить главу 15 КоАП РФ статьей 15.11.1. Размер штрафа по данному проекту будет зависеть от того, необходимо ли проведение обязательного аудита. Если да — то штраф существенно больше. Так, согласно данному проекту, несвоевременное представление юрлицом отчетности, а равно представление ее в неполном составе может повлечь наложение штрафа до 200 тыс. руб.; до 500 тыс. руб. — если такая отчетность подлежит обязательному аудиту. В случае непредставления отчетности размер штрафа для юрлиц в отношении отчетности, подлежащей обязательному аудиту, может составить до 700 тыс. рублей.

Таким образом законопроект расширяет сферу применения существенных штрафов не только в части их применения Банком России к публичным акционерным обществам, но и к любым организациям, подлежащим обязательному аудиту.

Законопроект подготовлен 29.06.2018 г., но до настоящего времени не внесен на рассмотрение в Государственную думу РФ.

В этой связи отметим, что согласно недавно опубликованному проект Кодекса об административных правонарушений, подготовленного Минюстом РФ, штраф предполагается установить в еще большем размере. Так, штрафы за несдачу бухотчестности в ГИРБО, в т.ч. и аудиторского заключения предполагается довести до 1 500 000 рублей.

Аудиторское заключение представляет собой документ финансовой или бухгалтерской отчетности установленной формы. В нём содержится мнение как аудиторской организации, так и частного аудитора о достоверности финансовая или бухгалтерской документации.

Аудиторское заключение обладает достоверностью, то есть возможностью видения реального положения результатов хозяйственной деятельности предприятия и его финансовом и имущественном положении. За достоверность сведений, отображаемых в аудиторском заключении несёт ответственность аудитор. Но за сбор и подготовку и финансовой (бухгалтерской) отчетности несет ответственность руководство предприятия, заказавшее проведение аудита (аудируемое лицо). Аудиторское заключение составляется по инициативному, обязательному и аудиту по специальным аудиторским заданиям.

Структура аудиторского заключения

Чаще всего предусмотрена единая форма аудиторского заключения. Сам документ составляется на русском языке, для выражения стоимостных показателей используются рубли.

Структура аудиторского заключения включает в себя следующие пункты:

  • наименование “аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности”;
  • адресат (в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации, как правило, адресуется собственнику аудируемого лица, совету директоров и т.п.);
  • сведения об аудиторе, которые содержат в себе: организационно-правовую форму аудиторской организации, ее наименование; место нахождения (адрес); номер, дату свидетельства о государственной регистрации; номер, дату, наименование органа, предоставившего аудиторской организации лицензию на осуществление аудиторской деятельности, срок ее действия; членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении;
  • сведения об аудируемом лице включают в себя: организационно-правовую форму аудируемого лица, его наименование, место нахождения (адрес), номер, дата свидетельства о государственной регистрации.;
  • вводная часть содержит сведения о периоде представления информации в финансовой отчетности, составе этой отчетности (форму № 1 «Бухгалтерский баланс», форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках», приложения к формам № 1, 2, пояснительную записку), разграничении ответственности между аудитором и аудируемым лицом;
  • часть, описывающая объем аудита;
  • часть, содержащая мнение аудитора;
  • дата аудиторского заключения (проставляется на момент окончания его проведения);
  • подпись аудитора (под “аудитором” понимается руководитель аудиторской организации и руководитель аудиторской проверки с указанием номера, типа квалификационного аттестата и срока его действия).

Виды аудиторского заключения

Существует безоговорочно положительное (немодифицированное) и модифицированное аудиторское заключение. Первый тип аудиторского заключения дается только в том случае, когда аудитор полностью уверен, что финансовая отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица. В том случае, если не соблюдается что-то из ниже изложенное, а именно:

  • предъявляются ограничения объема работы аудитора;
  • есть разногласия относительно выбранной учетной политики;
  • есть сложности в раскрытии информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.
  • Аудитор предоставляет модифицированное аудиторское заключение. При этом данный тип заключения в обязательной порядке должен содержать:
  • факторы, влияющие на мнение аудитора;
  • отказ от выражения мнения;
  • мнение с оговоркой (выражается в том случае, когда отказ предъявить невозможно, но разногласия относительно выбранной учетной политики исключают выдачу немодифицированного аудиторского заключения);
  • отрицательное мнение относительно финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Причины выдачи того или иного вида заключения обязательно реабилитируются отдельным пунктом.

Ложное аудиторское заключение выдается без проведения проверки. Тот факт, что оно является ложным можно признать исключительно в судебном порядке.

Особенности оформления

К оформлению аудиторского заключения любого вида предъявляются следующие основные требования.

Оно должно быть подписано руководителем аудитора или уполномоченным руководителем лицом, проводившим аудит (возглавлявшим проверку). Подписи должны в обязательном порядке быть скреплены печатью. Непосредственно к заключению прикладывается финансовая (бухгалтерская) отчетность с указанием даты, подписанная и заверенная печатью аудируемого лица. все листы должны быть пронумерованы, собраны в единую брошюру и опечатаны печатью аудитора.

Дата подписания аудиторского заключения должна соответствовать дате, когда был завершен аудит, но не ранее даты подписания или утверждения финансовой отчетности аудируемого лица.

Юридическая сторона вопроса

Основной документ, который используется при составление аудиторского заключения, является стандарт № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года за № 696. Он содержит единые требования к форме и содержанию аудиторского заключения.

Федеральный стандарт № 10 «События после отчетной даты» содержит требования по действиям аудитора в отношении событий, произошедших после даты подписания аудиторского заключения, но до даты представления пользователям финансовой отчетности.


С 2020 года бухотчетность переезжает на ПМЖ в налоговую. Что было «раньше» и что будет «теперь»?

Ну и что тут такого, всегда экземпляр бухгалтерской отчетности сдавали в налоговую, что такого изменится с нового года? Это, конечно, так, но представьте себе, например, что вы работали с кем-либо уже очень-очень долго. А потом появляется кто-то другой и говорит вам: окей, теперь я за него, но ты не волнуйся, всё почти на прежних условиях, ты же меня знаешь и я тебя знаю… Вроде ничего особенного, но отныне всегда будет « раньше » и будет уже « теперь ».

Раньше «владельцами» бухотчетности был Росстат, и оттуда растекались реки информации, питающие единое экономическое пространство нашей страны. Это было закреплено в самых истоках — Федеральном законе о бухгалтерском учете (п. 1 ст. 18). В налоговую мы же сдавали отчетность, так сказать, комплементарно, по норме Налогового кодекса (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Теперь реализован всеми обожаемый принцип одного окна, только прорублено окно напрямую в налоговые инспекции. С 2020 года заново переписаны нормы ФЗ о бухгалтерском учете (ст.18). Бухотчетность всех организаций будет включена в единую систему — Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, сокращенно ГИР БО. Функции по его ведению возложены на Федеральную налоговую службу. Вся бухгалтерская информация будет в одних «налоговых» руках и весь доступ к ней только через налоговые органы. В статистику больше бухгалтерскую отчетность не сдаем!

Росстат был всеядным, как хочешь, так и сдавай туда бухгалтерскую отчетность, хочешь ногами-руками, хочешь по почте, хочешь по электронке (Приказ Росстата от 31.03.2014 N 220). С экземпляром для налоговой было то же самое.

Обязательное аудиторское заключение сдавалось только в Росстат. В налоговую сдавать аудиторское заключение не требовалось. Если не брать особые случаи, то аудит обязателен, когда сумма активов в году, предшествующему отчетному, — более 60 миллионов (это строка 1600 баланса) или выручка более 400 миллионов рублей.

За непроведение обязательного аудита штрафа нет, но теоретически можно оштрафовать за непредставление сведений по ст. 19.7 КоАП (ну если вы аудит провели, но заключение не предоставили), — это для организаций от трех до пяти тысяч рублей и для должностных лиц от 300 до 500 рублей. За отсутствие же аудиторских заключений за прошлые периоды по статье 15.11 КоАП могут оштрафовать на сумму от пяти до десяти тысяч рублей.

Если прикинуть стоимость аудита, без размышлений о том, полезно это или нет для фирмы, то даже такие штрафы гораздо дешевле тех затрат, которые уйдут на аудиторскую проверку. Поэтому многие особо обязательным аудитом и не «заморачивались», а на запросы статистики можно было и отписаться.

Теперь аудиторское заключение подлежит представлению в налоговую инспекцию. К тому же, прямо в бланк формы бухгалтерского баланса добавили специальные окошечки для галочки о том, подлежит ли отчетность аудиту (Приказ Минфина России от 19.04.2019 N 61н).

Сроки остались прежними. Аудиторское заключение представляется вместе с отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Отлынивать от обязательного аудита будет сложней, ведь теперь получение такого документа — это вотчина налоговой, со всеми привычными механизмами воздействия на налогоплательщиков.

Вполне вероятно, что статьи КоАП с ответственностью за непредставление заключения и отсутствие аудита «расчехлят».

Получить бухгалтерскую отчетность можно бесплатно через Росстат. Работало это как-то не очень прозрачно, и на официальном сайте так просто этот шлюз не найдешь. Если кто-то другого мнения, то поправьте.

Налоговой службой анонсировано, что с мая 2020 года будет доступны данные о бухгалтерской отчетности за 2019 год на бесплатной основе по точечному запросу, как это обычно реализовано на сайте ФНС, через ИНН или ОГРН.

На платной основе можно будет получить доступ без ограничений ко всему массиву информации по бухгалтерской отчетности. Такое абонентское обслуживание, как его называет ФНС, будет доступно с мая 2020 года и обойдется в 200 тысяч рублей в год.

В ФЗ о бухгалтерском учете, в переписанную статью 18, зашили обязанность представлять исправленную бухгалтерскую отчетность не позднее чем через десять рабочих дней со дня, следующего за днем внесения в нее исправлений. Ответственности за нарушение срока пока нет.

И напоследок, как и раньше, после сдачи бухгалтерской отчетности будем ждать писем с пояснениями по контрольным соотношениям с налоговой отчетностью, но теперь уже в новом качестве полноценного администратора бухгалтерской информации.


О.И. Прохорова
автор статьи, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Ежегодно Минфин России публикует рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций. Не стал исключением 2019 год. Рекомендации изданы и содержат ряд принципиальных положений, касающихся проведения аудита и составления бухгалтерской отчетности за 2019 год (приложение к письму Минфина России от 27.12.2019 N 07-04-09/102563).

Годовая отчетность - рекомендации аудиторам

Разъяснения Минфина подготовлены с учетом обобщения практики применения законодательства РФ об аудиторской деятельности и бухгалтерском учете. Они актуальны для аудиторов и для специалистов бухгалтерии, которые непосредственно участвуют в подготовке бухгалтерской отчетности. Определены вопросы, на которые необходимо обратить особое внимание при проведении аудита, в числе которых:

  • независимость и деловая репутация аудиторской организации;
  • правила внутреннего контроля в целях применения Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон 115-ФЗ);
  • применение принципа существенности при планировании и проведении аудита бухгалтерской отчетности.

Минфин в своих рекомендациях делает акцент на независимость аудитора. Он отмечает, что «независимость аудиторской организации, аудитора заключается в отсутствии имущественной, родственной или иной зависимости аудиторской организации, аудитора от аудируемого лица, его учредителей (участников), руководителей и иных должностных лиц, а также других лиц (в случаях, предусмотренных федеральными законами)». С 1 марта 2020 года будет действовать новая редакция Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций.

Особое место в рекомендациях занимает тема противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Это связано с усилением контроля со стороны государства и банков за сомнительными операциями организаций и ИП, с повышением ответственности аудиторов и лиц, оказывающих бухгалтерские услуги, в вопросе пресечения незаконной деятельности.

С 2019 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 18.03.2019 N 33-ФЗ уточнены и конкретизированы обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, в системе ПОД/ФТ (Информационные сообщения Минфина России от 10.04.2019 N ИС-аудит-29 и от 12.04.2019 N ИС-учет-17).

В ситуации, когда при проверке у аудитора появляются основания полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица осуществляются или могут быть осуществлены в целях ПОД/ФТ, он обязан уведомить об этом Росфинмониторинг (Информационное письмо Росфинмониторинга от 23.11.2018 г. N 56, Информационное сообщение Минфина России от 07.12.2018 N ИС-аудит-25). Это в равной степени распространяется на лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг (Статьи 7, 7.3 и 7.5 Закона 115-ФЗ).

Годовая отчетность – что учесть бухгалтеру

В рекомендациях Минфин разъясняет порядок сдачи бухгалтерской отчетности за 2019 год вместе с аудиторским заключением.

Начиная с отчетности за 2019 год, представлять бухгалтерскую отчетность нужно в налоговую инспекцию только в электронном виде (ч. 3 ст. 18 Закона N 402-ФЗ, пп.4 п. 1 Закона N 444-ФЗ). В течение 2020 года сдать отчетность на бумаге могут субъекты малого предпринимательства. Электронная бухочетность будет включена в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - ГИРБО).

Обязательный экземпляр бухотчетности представляется в налоговый орган не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (ч. 5 ст. 18 Закона N 402-ФЗ). Если бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в электронном виде вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (ч. 5 ст. 18 Закона N 402-ФЗ).

Минфин уточняет, что аудиторское заключение (вместе с годовой бухгалтерской отчетностью, в отношении которой проведен аудит), выпущенное до даты представления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности, надо сдать в налоговую инспекцию вместе с проаудированной отчетностью. Таким образом, до 31 марта 2020 года надо представить в налоговую инспекцию аудиторское заключение, уже составленное к этой дате.

Аудиторское заключение в отношении отчетности за 2019 год, датированное после 31 марта 2020 года, представляется в налоговый орган в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря 2020 года. В этом случае к аудиторскому заключению надо приложить сопроводительное письмо. Последнее передается в виде электронного документа с применением формата, утвержденного приказом ФНС России от 18 января 2017 г. N ММВ-7-6/16@ "Об утверждении формата документа, необходимого для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах". В соответствии с приказом ФНС России от 13 ноября 2019 г. N ММВ-7-1/570@ для представления аудиторского заключения в виде электронного документа применяется формат PDF.

Порядок представления годовой бухгалтерской отчетности и ее электронный формат утверждены приказами ФНС России соответственно от 13.11.2019 г. N ММВ-7-1/569@ и от 13.11.2019 г. N ММВ-7-1/570@. Российским законодательством не предусмотрено представление в ГИРБО консолидированной финансовой отчетности.

Список сложных вопросов - проверьте свой отчет

Традиционно в своих рекомендациях Минфин анализирует отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности, наиболее актуальные за отчетный период.

В 2019 году организации должны были применять новую редакцию ПБУ 3/2006. Так, по новым правилам, в случае отсутствия официального курса ЦБ РФ пересчет стоимости актива или обязательства, выраженной в иностранной валюте, в рубли производится по кросс-курсу соответствующей валюты, рассчитанному исходя из курсов иностранных валют, установленных ЦБ РФ. В рекомендациях Минфин указывает, что обязанность использовать какой-либо определенный источник в целях получения кросс-курса отсутствует. Это могут быть информационные системы Reuters или Bloomberg (Приложение к Письму Минфина России от 27.12.2019 N 07-04-09/102563, Письмо Банка России от 14.01.2010 N 6-Т).

Кроме того, изменения были внесены:

Но в 2019 году новую редакцию выше указанных ПБУ можно было применять добровольно, а с 2020 года это становится обязательно.

В случае, если организация приняла решение досрочно, с 1 января 2019 г., применять ПБУ 18/02 в новой редакции, то в годовой бухгалтерской отчетности за 2019 г. показатели, характеризующие налог на прибыль, должны раскрываться в отчете о финансовых результатах с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 19.04.2019 г. N 61н.

Кроме того, организация могла принять решение досрочно, с 1 января 2019 г., применять ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды", утвержденный приказом Минфина России от 16.10.2018 г., а обязательное применение его предусмотрено с бухгалтерской отчетности за 2022 год. Если организация не воспользовалась правом применять ФСБУ 25/2018 досрочно, с 1 января 2019 г., то при составлении годовой бухгалтерской отчетности за 2019 г. арендные отношения в бухучете отражаются по-старому. Т.е. формирование информации об объектах, возникающих при заключении договора аренды и получении (предоставлении) имущества, должно производиться в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденными до 1 января 2013 г.

Добровольное применение новых стандартов бухгалтерского учета необходимо раскрыть в годовой бухгалтерской отчетности.

В разъяснениях Минфин затронул вопрос отражения в учете распределения и выплаты дивидендов. В частности, в Отчете о движении денежных средств в разделе "Денежные потоки от финансовых операций" выплата дивидендов (иных платежей по распределению прибыли в пользу собственников (участников)) отражается в сумме, включающей сумму налога на прибыль или НДФЛ.

В рекомендациях Минфин напоминает о возможности познакомиться с важными материалами по бухучету на сайте Минфина России. Это может быть особенно актуально в период реформирования бухгалтерского учета в РФ, когда периодически появляются новые документы и разъяснения. Своеобразным переходным периодом в реформе будет 2020 год. С отчетности за 2020 год все организации должны будут сдавать только электронную годовую отчетность.

Читайте также: