Анализ социально экономических последствий изменений таможенных пошлин

Опубликовано: 13.05.2024

Стенограмма выступления Е. Н. Бричевой на конференции «Таможня 2020 – новые вызовы», организованной ООО «Мультисервисная платежная система».

Ряд решений, принятых Комиссией, самым непосредственным образом затрагивали фискальную составляющую. Уже в марте – апреле 2020 года был принят ряд Решений Комиссии, которые были направлены на преодоление тех негативных последствий, которые повлекла за собой ситуация с новой инфекцией. Так, Советом Комиссии были приняты Решения от 16 марта 2020 г. № 21 и от 3 апреля 2020 г. № 33, которые установили тарифные льготы в отношении средств индивидуальной защиты, дезинфицирующих средств, диагностических реагентов, отдельных видов медицинского оборудования и материалов, товаров критического импорта, отдельных видов лекарственных средств и товаров медицинского назначения. Более того, на сегодняшний день уже достигнута договоренность о продлении до 31 марта 2021 года действия этих тарифных льгот в отношении отдельных компонентов и материалов для производства лекарственных и дезинфицирующих средств, медицинских препаратов, респираторов, защитных очков, резиновых перчаток, некоторых медицинских изделий и аппаратуры, а также боксов и носилок для транспортировки пациентов. Соответствующее решение, предусматривающее его ретроспективное применение, уже направлено в страны для подписания (прим. Решение Совета ЕЭК от 1 октября 2020 г. № 86 «О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 и Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 марта 2020 г. № 21» опубликовано 06.11.2020 г.). То есть те, кто сегодня ввиду отсутствия продленной льготы не может ею воспользоваться, в дальнейшем (после вступления в силу Решения, продлевающего действие таких тарифных льгот в отношении ряда товаров) сможет обратиться за возвратом таможенных пошлин.

Были приняты Решения Комиссии в сфере таможенного регулирования. Так, внесены изменения в Решение Совета ЕЭК от 20 декабря 2017 г. № 109, которыми продлен с 12 до 18 месяцев предельный срок временного нахождения на территории Союза отдельных категорий товаров. Позднее в отношении указанных товаров была дана возможность совершить необходимые таможенные операции не в течение месяца, как это установлено ТК ЕАЭС, а в течение четырех месяцев. Это было сделано для того, чтобы вся эта сложная ситуация и новые обстоятельства работы как таможенных органов, так и бизнеса не создали непреодолимых препятствий для совершения необходимых таможенных операций, а невозможность совершения их в те сроки, которые были установлены до принятия этих Решений, не повлекла административных наказаний, взыскания таможенных платежей и так далее.

Что мы имеем сегодня, над чем мы работаем.

Начинается работа по внесению изменений в Таможенный кодекс Союза. 14 октября состоялось первое заседание рабочей группы, в состав которой вошли представители государственных органов государств-членов Союза на уровне заместителей руководителей данных государственных органов и руководителей их структурных подразделений, представители бизнес-сообщества и представители таможенного блока Евразийской экономической комиссии. Это было установочное заседание, на котором согласовали регламент работы. Регламент работы рабочей группы формировался, естественно, с учетом опыта работы по подготовке Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Задача рабочей группы, в первую очередь, обеспечить комплексность рассмотрения всех вопросов, по которым будут готовиться поправки в Таможенный кодекс или разрабатываться новые проекты международных договоров по таможенным вопросам.

По каждому из направлений, по которым будет вестись работа в рамках подготовки поправок в Таможенный кодекс, будут определены кураторы. Это и уже озвученная тема интернет-торговли, и вопросы таможенного транзита.

Нужно сказать, что оба вопроса обозначены в качестве стратегических направлений развития евразийской интеграции до 2025 года и предусматривают создание соответствующих механизмов, соответствующего регулирования. Причем, если говорить о таможенном транзите, то речь идет о создании единой системы транзита, предусматривающей, возможно, присоединение к ней и стран, не являющихся участницами Союза.

Наряду с этими крупными блоками уже сформированы и поправки редакционного, уточняющего характера, поправки, направленные на устранение выявленных в рамках правоприменения пробелов. Таких поправок уже порядка 300, и я не исключаю, что их будет больше по итогам обсуждений. Комиссия свои предложения тоже подготовила, и мы опирались, конечно, на ту информацию, которую черпали и из открытых источников, и из обращений таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.

Несмотря на то, что Комиссия не обладает компетенцией по толкованию норм Кодекса, на самом начальном этапе применения главного акта в сфере таможенного регулирования Комиссией был выработан подход о необходимости формирования единой правоприменительной практики, что в определенной степени легче, чем последующая корректировка разных подходов. Поэтому Комиссия все вопросы, которые поступали от бизнеса или государственных органов, внимательно изучала, вырабатывала свою позицию и информировала об этой позиции и заявителей, и таможенные органы. Более того, мы эти позиции делали открытыми для неограниченного количества лиц, размещая на сайте Евразийской экономической комиссии.

Конечно, не по всем вопросам решение находилось легко, просто и быстро. Вот один из вопросов, который рассматривался на последнем заседании консультативного комитета по таможенному регулированию: вопрос о праве таможенного представителя при декларировании товаров от имени декларанта в рамках помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита предоставлять обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных платежей. Разное прочтение одних и тех же норм, к сожалению, не дает нам на сегодняшний день единого мнения о возможности или невозможности предоставления таможенным представителем такого обеспечения. По итогам обсуждения, этот вопрос мы будем рассматривать дальше, обсуждение предложено провести в рамках экспертной группы по таможенным платежам. Такая экспертная группа была создана в прошлом году, но, к сожалению, пандемия не позволила нам активно начать использовать ее ресурсы и механизмы. Первый вопрос, который мы будем обсуждать в рамках заседания экспертной группы – обеспечение, которое может или не может предоставляться таможенным представителем при таможенном транзите.

Второй блок вопросов, который видится весьма полезным обсудить в рамках экспертной группы, это вопросы, связанные с заполнением декларации на товары в условиях электронного декларирования, в условиях возможности обмена информацией. Нынешний порядок заполнения платежных граф декларации на товары сложный и отчасти неоднозначный. Как мне кажется, есть достаточно поводов для того, чтобы его существенно упростить, сделать более понятным и тем самым, исключить нарекания со стороны таможенных органов в адрес декларантов о некорректном заявлении соответствующих сведений, дать возможность таможенным органам понятным образом администрировать и контролировать правильность исчисления таможенных платежей, в условиях действия механизма зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин дать возможность странам анализировать их начисление и уплату.

Если говорить о корректировке Решения № 257, то пользуясь, случаем, я бы уже сейчас обратила ваше внимание на то, что с 1 января 2021 года вступают в силу поправки, связанные с изменением порядка указания сведений о происхождении товаров. Эти поправки нашли свое отражение в Решении № 126, которое было принято достаточно давно, в июле 2019 года, но его вступление в силу было отложено в связи с тем, что белорусская сторона наложила вето на это Решение, объясняя некоторыми вопросами, связанными с применением непреференциальных и преференциальных правил в их совокупности. Тогда не смогли ввести новый механизм и новый порядок. Сейчас договоренности достигнуты, по их итогам было принято Решение Евразийского межправительственного совета о вступлении в силу Решения № 126, и с 1 января 2021 года правила заполнения сведений о происхождении товара в декларации на товары меняются. Базовым будет посыл об указании в декларации на товары непреференциального происхождения. В тех случаях, когда лицо претендует на применение тарифных преференций, дополнительно нужно будет указать преференциальное происхождение.

Для многих тема с двумя происхождениями в отношении одного и того же товара кажется странной, сложной и, действительно, в мировой практике подходы могут быть и бывают разные. Кто-то идет по пути установления единых правил происхождения для любых целей и затем устанавливает дополнительные требования для применения тарифных преференций, кто-то идет по пути установления разных правил происхождения товаров для разных целей. Когда готовился Договор о Евразийском экономическом союзе, мы пошли по второму пути. Такой путь предполагает применение непреференциальных правил для целей применения мер таможенно-тарифного регулирования, кроме тарифных преференций, для целей ведения таможенной статистики, для применения специальных, антидемпинговых и компенсационных мер, а преференциальных правил – только для целей применения тарифных преференций. При таком подходе возможны различия между преференциальными и непреференциальными правилами. Это приводит к тому, что один и тот же товар (как правило, конечно, речь идет о товарах, которые изготовлены из иностранных товаров в стране-партнере) с точки зрения преференциальных правил может иметь одно происхождение, а с точки зрения непреференциальных правил – другое. За прошедшее время (последние год-полтора) выстраивается общее понимание, и вопросов по этой тематике поступает значительно меньше.

Если проанализировать те обращения, которые поступают в Евразийскую экономическую комиссию в последнее время (я имею ввиду тематику – платежи, стоимость, происхождение), то все-таки большая часть касается вопросов происхождения товаров. Это и вопросы, связанные с соблюдением странами-партнерами требований административного сотрудничества, обменом информацией о том, кто выдает сертификаты, кто подписывает, как подписывает и так далее. Это и вопросы, связанные с электронной сертификацией и верификацией. Здесь нужно сказать, что такая возможность в соответствующих международных соглашениях закладывается, но конкретные механизмы взаимодействия выстраиваются между таможенными органами наших государств и теми госорганами или организациями, которые в странах-партнерах выдают сертификаты о происхождении товара. И роль Комиссии здесь, в общем-то, минимальна – только информировать о том, есть такие механизмы или нет. Это вопросы, которые затрагивают порядок заполнения сертификатов, требования к заполнению сертификатов. И здесь нужно помнить и иметь ввиду, что, если в рамках применения преференциальных правил определения происхождения установлены формы сертификатов и требования к заполнению конкретных граф этих сертификатов, то когда мы говорим о непреференциальном подтверждении происхождения товаров, то, во-первых, нужно помнить о том, что сертификаты будут требоваться только в случае, когда ввозятся товары, аналогичные тем, в отношении которых установлены специальные, антидемпинговые или компенсационные меры, зависящие от происхождения товара. Во-вторых, непреференциальные правила не устанавливают формы сертификатов. Непреференциальные правила устанавливают лишь некоторые требования и указывают, какая информация должна содержаться в сертификате. Этот сертификат может быть оформлен по любой форме, но содержать необходимую информацию с тем, чтобы таможенные органы имели возможность провести соответствующий таможенный контроль.

Еще одно направление, по которому поступает достаточно большое количество обращений это вопросы, связанные с восстановлением тарифных преференций. Соответствующие нормы о восстановлении тарифных преференций предусмотрены и в соглашениях, в рамках которых применяются тарифные преференции, и в правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран. Одновременно Таможенный кодекс Союза наделил Комиссию полномочиями на установление порядка восстановления тарифных преференций. И если в соответствующих правилах обычно дается посыл о возможности восстановления тарифных преференций в течение года с момента выпуска товаров, если при декларировании таких товаров происхождение не было определено или подтверждено либо лицо не заявило о таких преференциях, то Комиссия в своем Решении от 22.02.2019 № 64 дополняет эти случаи возможностью восстановления тарифных преференций в случае, когда выпуск товаров произведен таможенным органом с применением тарифных преференций, но по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров таможенными органами выявлено несоблюдение условий предоставления тарифных преференций. В этом случае восстановить тарифные преференции можно за пределами 12-месячного срока. И когда готовилось соответствующее решение, это был один из тех плюсов, которые мы обозначали, обосновывая целесообразность принятия этого решения.

Если таможенный орган провел таможенный контроль после выпуска товаров, а при таможенном декларировании не было вопросов, у декларанта должна быть возможность восстановить тарифные преференции. Но только в том случае, если при декларировании не были представлены фальсифицированные или поддельные документы. Если в сертификате о происхождении товаров таможенным органом выявлена ошибка в заполнении, то у декларанта должно быть право получить новый сертификат и представить его для восстановления тарифных преференций, даже если это происходит за пределами года после декларирования товаров. Еще раз поясню: эти особенности, связанные с восстановлением тарифных преференций, когда соответствующее решение таможенным органом было принято после выпуска товаров, обусловлены теми формами и сроками проведения таможенного контроля, которые установлены Таможенным кодексом.

Говоря о платежном блоке вопросов нельзя не сказать о таможенной стоимости. По этому направлению большая часть Решений принята: это и Решения о правилах применения методов определения таможенной стоимости, и об особенностях проведения таможенного контроля, и об отложенном определении таможенной стоимости и т.д.

На этом не останавливаемся. В ноябре состоится заседание экспертной группы по вопросам таможенной стоимости, в рамках которой будут рассмотрены некоторые технические правки в уже принятые решения, на них не буду останавливаться. Но два вопроса, предлагаемых к обсуждению, на мой взгляд, заслуживают внимания.

Один из них – включение транспортных расходов в таможенную стоимость товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом. В рамках той компетенции, которая предусмотрена Кодексом, об определении иного места, до которого транспортные расходы подлежат включению в таможенную стоимость товаров, подготовили соответствующий проект решения, который в ноябре выносим на суд экспертной группы по таможенной стоимости. В дальнейшем этот проект в установленном порядке будет вынесен на общественное обсуждение в рамках оценки регулирующего воздействия. Призываю всех заинтересованных поучаствовать в этой дискуссии.

И второе решение, которое будет обсуждаться по вопросам таможенной стоимости – это дополнение порядка применения отложенного определения таможенной стоимости еще одним случаем. В настоящее время такой механизм может быть применен только в случае, если ввозятся биржевые товары и товары, в таможенную стоимость которых должны включаться лицензионные платежи или часть дохода, полученного после продажи товаров. Теперь предлагается дополнить еще и случаем, когда ввозятся товары, цена которых в договоре прямо не определена, но определены механизмы расчета этой цены. И эти механизмы зависят от характеристик товаров, определяемых после декларирования товаров.

Возвращаясь к тематике Таможенного кодекса и тематике того, над чем мы будем в дальнейшем работать, я бы хотела еще обратиться ко всем слушателям. Таможенным блоком Комиссии сейчас проводится исследование о том, каким видят таможенное администрирование не только таможенные службы, но и бизнес. Задача такого исследования – «нащупать» те направления, которые, может быть, не являются столь глобальными, как таможенный транзит или интернет-торговля, но по которым также нужно двигаться дальше, обсуждать, сближать позиции государств-членов Союза, возможно, где-то минимизировать национальный сегмент в регулировании таможенных правоотношениях. В заключение своего выступления я хочу обратиться с просьбой принять участие в таком исследовании. Государственные органы нам потихонечку отвечают, уже пришли мнения и Российской стороны, и Кыргызстана. Вот бизнес, к сожалению, не очень активен в этой затее. Информация о том, где можно пройти это исследование, есть и на сайте Комиссии в новостной ленте, и на странице Евразийской экономической комиссии Facebook, ну а мы, используя результаты такого опроса, будем искать пути дальнейшего совершенствования, с тем, чтобы все-таки обеспечивать баланс интересов государства и бизнеса. Спасибо».

Ольга Сергеевна Олигер, эксперт Общественного совета при ФТС России: Спасибо большое, Елена Николаевна. Поступило несколько вопросов. Основной вопрос – не предусмотрена ли очередность принятия поправок по их важности?

Е.Н. Бричева: Насколько мне известно, это пока не обсуждалось. Сейчас нужно провести первое обсуждение тех поправок, которые есть, и дальше, в зависимости от того, как пройдет это обсуждение, наверное, можно будет делать вывод о принятии согласованных поправок и продолжении обсуждения тех, где остаются какие-то разногласия. Очевидно, ответ на этот вопрос в первую очередь будет зависеть от воли сторон, поскольку мы говорим о международном договоре.

О.С. Олигер: Второй вопрос логично вытекает из первого – когда примерно может произойти принятие поправок, связанных с интернет-торговлей?

Е.Н. Бричева: Я бы не стала строить однозначных прогнозов, коллеги, поскольку одно дело разработать международный договор, договориться по его нормам, что может занимать достаточно длительный период. Затем, порой, не менее длительный период требуется для подготовки к подписанию, ратификации и вступления в силу этого акта.

О.С. Олигер: Наших участников действительно очень волнуют сроки принятия Решений, введения в действие новых норм и по традиции вопрос, который уже находится на повестке несколько лет. А когда ждать авансовых платежей в счет уплаты таможенных пошлин?

Е.Н. Бричева: По авансовым платежам ситуация пока не изменилась. Рассчитывать на быструю ратификацию, наверное, нельзя было изначально. Ратификация всегда проходит по национальным правилам и, соответственно, она может затягиваться на достаточно длительное время. На сегодняшний день ратификационные процедуры завершены в Российской Федерации, в Республике Беларусь и в Республике Армения. Казахстан проинформировал о вероятности завершения всех ратификационных процедур к концу этого года, а Киргизия – в начале следующего года. Вступление в силу поправок в Договор о Союзе в части авансовых платежей предусмотрено с первого числа месяца, следующего за месяцем получения последней ратификационной грамоты. А это по самым оптимистичным прогнозам – не ранее первого квартала следующего года.

Современные тенденции налогового администрирования в Российской Федерации (Бакирова Р.Р., Губайдуллин Б.Ф. и др.) // Экономика, предпринимательство и право. № 2 / 2020

Статья в журнале

Цитировать:
Немирова Г.И. Администрирование таможенных платежей как индикатор развития экономики России // Экономическая безопасность. – 2019. – Том 2. – № 3. – С. 245-253. – doi: 10.18334/ecsec.2.3.100643.

Аннотация:
В статье рассматривается администрирование таможенных платежей как индикатор развития экономики России. В результате комплексное исследование механизма администрирования таможенных доходов в совокупности с развитием внешнеторговой деятельности позволило выделить такие функции таможенных платежей как фискальную, регулирующую и контрольную. Представленный анализ подтвердил, что, по сути, таможенные доходы представляют индикатор развития экономики страны, внешнеторговой деятельности и финансового потенциала государства.

Ключевые слова: механизм администрирования, таможенные платежи, индикатор развития, финансовый потенциал, экономика России

В условиях активного влияния глобальной экономики на экономическое развитие государств одной из стратегических целей в России выдвинуто обеспечение экономической безопасности Российской Федерации. Достижение данной цели может быть достигнуто посредством эффективного управления экономикой, составной частью которого является внешнеэкономическая деятельность.

Важным институтом управления внешнеэкономической деятельностью и одновременно индикатором развития экономики являются таможенные платежи. Результативность применения данного института зависит от бюджетно-налогового и таможенного законодательства государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и национального законодательства непосредственно каждого из государств, включённых в состав ЕАЭС, а также от заявленных стратегических целей государств.

Следует отметить, что ЕАЭС создал благодатную основу для интеграции экономик: сформирована единая таможенная территория с единым правовым таможенным законодательством для совершения таможенных операций и таможенного контроля, применения таможенных платежей. Единое правовое поле и снятие таможенных барьеров позволило эффективнее организовывать внешнеэкономические связи между государствами-членами ЕАЭС.

Однако развитие государств в условиях открытой экономики и включения в торгово-экономические отношения в ЕАЭС обнажило и внутренние проблемы, выявило угрозы экономической безопасности некоторых государств, например, в России, вытекающие из налогового законодательства. В частности, ставки налога на добавленную стоимость (НДС), задекларированные в Налоговом кодексе РФ в размере 20 % (ранее 18 %) обусловливают менее конкурентоспособные для ведения бизнеса условия, например, с Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, где основная ставка НДС равна 12 %. Справочно: при условии применения единого таможенного законодательства в части применения ввозных таможенных пошлин, единого таможенного тарифа, ставки вывозных таможенных, таможенных сборов, налога на добавленную стоимость и акцизов, уплачиваемых при ввозе товаров в Российскую Федерацию, регулируются национальным законодательством.

Данный аспект налогового законодательства имеет двоякое влияние на развитие экономики и формирование доходов бюджета, служит индикатором конкурентоспособности товаров, создания благоприятных условий для ведения бизнеса и повышения уровня жизни населения, поскольку конечными потребителями товаров и услуг становится население, именно оно при покупке товаров оплачивает НДС в виде косвенного налога. С одной стороны, предполагается, что увеличение налоговой ставки позволит повысить объем налоговых доходов бюджета. Однако исторический опыт развития государств, в том числе и России, свидетельствует об обратном явлении. С другой стороны, нестабильное налоговое законодательство, к тому же направленное на увеличение налоговой нагрузки, вызывает недоверие у бизнеса и населения, и как следствие отток капитала из страны. Центробанк России отмечает, что чистый отток капитала, например, частного сектора в 2018 году вырос в 2,7 раза по сравнению с предыдущим годом и составил 67,5 млрд долларов.

«Одной из основополагающих проблем теории экономической безопасности является отсутствие единства в вопросе о роли и месте таможенных органов в системе обеспечения экономической безопасности» [5, с. 66]. При этом анализ доходов федерального бюджета (по данным Федерального казначейства) позволяет констатировать динамичное увеличение доходов бюджета с 2006 по 2018 годы. Динамика изменения доходов федерального бюджета тесно коррелириует с нефтегазовыми доходами бюджета. Однако в период введения запретов и ограничений по отношению к российским товарам, доходы федерального бюджета изменили структуру: нефтегазовые доходы бюджета с 2014 по 2016 годы имеют тенденцию снижения, в то время как за тот же период, общие доходы, обусловленные увеличением, нефтегазовых доходов бюджета продолжили расти (рис.1). В этой связи возникает вопрос, всё же, что послужило причиной роста доходов в столь неблагоприятных условиях? Ответ прост: основная причина – это рост цен на энергоносители.


Рисунок 1. Динамика изменения доходов федерального бюджета

(за 2016 -2018 годы, в млрд руб.)

Высокая доля во внешнеторговом обороте России товаров топливно-энергетического сектора и зависимость бюджета от нефтегазовых доходов нацеливает на необходимость систематического контроля порядка перемещения таких товаров через таможенную границу ЕАЭС и механизма администрирования данных источников бюджета.

Однако «внедрение методологии реализации бюджета на основе выделения нефтегазовых и нефтегазовых доходов, введение в теорию и практику таких понятий, как нефтегазовый баланс бюджета, нефтегазовый дефицит бюджета, нефтегазовый трансферт в бюджет, которые становятся основными показателями в процессе бюджетного планирования, в корне не меняют ситуацию зависимости бюджета от сырьевых ресурсов» [2, с. 155]. Соответственно, ориентировать налоговую и таможенную политику следует на стимулирование выпуска инновационной продукции, конкурентоспособной на внешнем рынке.

Влияние глобальной экономики оказывает хоть и опосредованное, но всё же значимое влияние на развитие экономики России. Как показывает исторический опыт развития государств, в условиях кризисной и посткризисной экономики, как правило, возрастает роль таможенных платежей. В Российской Федерации таможенные платежи в доходах федерального бюджета варьируют от 35 до 50 процентов. «Соотношение динамики изменения объема таможенных платежей, объема внешнеторгового оборота, объема экспорта и импорта товаров отражают, что в диаграмме изменения объема администрированных таможенных платежей идентичны изменениям показателей внешней торговли» [4, с. 98].

Ретроспективный анализ таможенных платежей с позиции индикатора развития экономики страны на основе исследования внутренней структуры формируемых доходов бюджета в разрезе нефтегазовых и нефтегазовых доходов бюджета позволяет проследить механизм развития отраслей экономики.

В соответствии со статьей 96.6 Бюджетного кодекса РФ к нефтегазовым доходам относятся: налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья; вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти. На основе статистического анализа данных за последние 13 лет отмечаем, что основными отраслями, формирующими доходы российского государства, выступают нефтяная и газовая отрасль.

Констатируем при этом, что согласно Указу Президента РФ от 13 мая 2017 года «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», «основными задачами по повышению эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализации конкурентных преимуществ экспортно-ориентированных секторов экономики выступают расширение номенклатуры и объема экспорта не сырьевой продукции, географии внешнеэкономических и инвестиционных связей, отвечающих национальным интересам России» [1].

Структурный анализ доходов бюджета, в разрезе доходов, формируемых за счёт совершения импортных операций, позволяет выявить также определенные тенденции, вызванные национальным таможенным и налоговым законодательством, которые требуют пристального внимания на перспективу развития с позиции возможных угроз экономической безопасности (рис.2).


Рисунок 2. Динамика изменения доходов федерального бюджета, в разрезе доходов, формируемых за счёт совершения импортных операций

(за 2016 – 2018 годы, в млрд руб.)

Суть кроется в следующем: в условиях введения запретов и ограничений федеральный бюджет теряет доходы в виде ввозных таможенных пошлин. При этом отмечаем, что в данном случае снижаются также доходы и бюджетов государств-членов ЕАЭС, поскольку ввозные таможенные пошлины распределяются согласно определенным нормативам отчислений и в бюджеты других государств-членов ЕАЭС.

Обращая внимание, что таможенные платежи занимают в доходах федерального бюджета выше четверти совокупного объёма, Федеральная таможенная служба во главе с Министерством финансов РФ предпринимает усиление деятельности по администрированию таможенных платежей, активно внедряя информационные технологии, которые позволяют, с одной стороны, увеличить сроки совершения таможенных операций. К числу таких технологий следует отнести автоматическую регистрацию деклараций и автоматический выпуск товаров, удалённый выпуск товаров. С другой стороны, информационные технологии обеспечивают более эффективный таможенный контроль, как наиболее результативный следует отметить, механизм прослеживаемости товаров, позволяющий раскрывать теневой бизнес, тем самым привлекать дополнительные источники в доход бюджета. Также изменяются ставки акцизов по отдельным видам товаров, согласно изменениям налогового законодательства Российской Федерации.

Современные тенденции налогового администрирования в Российской Федерации (Бакирова Р.Р., Губайдуллин Б.Ф. и др.) // Экономика, предпринимательство и право. № 2 / 2020

Комплексное исследование механизма администрирования таможенных доходов в совокупности с развитием внешнеторговой деятельности в системе формирования экономического и финансового потенциала страны позволяет выделить такие функции таможенных платежей как фискальную, регулирующую и контрольную. Представленный анализ подтвердил, что, по сути, таможенные доходы представляют индикатор развития экономики страны, внешнеторговой деятельности и финансового потенциала государства и позволяют проанализировать механизм формирования бюджетной политики государства.

Целесообразно объём и структуру таможенных платежей включить в качестве одного из индикаторов обеспечения экономической безопасности в финансовой сфере, а уровень развития внешнеэкономической деятельности отразить в качестве индикатора развития экономики. «О важности учета данных индикаторов, хотя и в иной интерпретации обращают внимание и другие учёные» [3, с. 15].

Подробнее об авторе:

Интенция внедрения профессиональных стандартов (Слободской А.Л., Гриднева М.А. и др.) // Экономика труда. № 3 / 2018

Современные тенденции налогового администрирования в Российской Федерации (Бакирова Р.Р., Губайдуллин Б.Ф. и др.) // Экономика, предпринимательство и право. № 2 / 2020

Статья в журнале

Цитировать:
Немирова Г.И. Администрирование таможенных платежей как индикатор развития экономики России // Экономическая безопасность. – 2019. – Том 2. – № 3. – С. 245-253. – doi: 10.18334/ecsec.2.3.100643.

Аннотация:
В статье рассматривается администрирование таможенных платежей как индикатор развития экономики России. В результате комплексное исследование механизма администрирования таможенных доходов в совокупности с развитием внешнеторговой деятельности позволило выделить такие функции таможенных платежей как фискальную, регулирующую и контрольную. Представленный анализ подтвердил, что, по сути, таможенные доходы представляют индикатор развития экономики страны, внешнеторговой деятельности и финансового потенциала государства.

Ключевые слова: механизм администрирования, таможенные платежи, индикатор развития, финансовый потенциал, экономика России

В условиях активного влияния глобальной экономики на экономическое развитие государств одной из стратегических целей в России выдвинуто обеспечение экономической безопасности Российской Федерации. Достижение данной цели может быть достигнуто посредством эффективного управления экономикой, составной частью которого является внешнеэкономическая деятельность.

Важным институтом управления внешнеэкономической деятельностью и одновременно индикатором развития экономики являются таможенные платежи. Результативность применения данного института зависит от бюджетно-налогового и таможенного законодательства государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и национального законодательства непосредственно каждого из государств, включённых в состав ЕАЭС, а также от заявленных стратегических целей государств.

Следует отметить, что ЕАЭС создал благодатную основу для интеграции экономик: сформирована единая таможенная территория с единым правовым таможенным законодательством для совершения таможенных операций и таможенного контроля, применения таможенных платежей. Единое правовое поле и снятие таможенных барьеров позволило эффективнее организовывать внешнеэкономические связи между государствами-членами ЕАЭС.

Однако развитие государств в условиях открытой экономики и включения в торгово-экономические отношения в ЕАЭС обнажило и внутренние проблемы, выявило угрозы экономической безопасности некоторых государств, например, в России, вытекающие из налогового законодательства. В частности, ставки налога на добавленную стоимость (НДС), задекларированные в Налоговом кодексе РФ в размере 20 % (ранее 18 %) обусловливают менее конкурентоспособные для ведения бизнеса условия, например, с Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, где основная ставка НДС равна 12 %. Справочно: при условии применения единого таможенного законодательства в части применения ввозных таможенных пошлин, единого таможенного тарифа, ставки вывозных таможенных, таможенных сборов, налога на добавленную стоимость и акцизов, уплачиваемых при ввозе товаров в Российскую Федерацию, регулируются национальным законодательством.

Данный аспект налогового законодательства имеет двоякое влияние на развитие экономики и формирование доходов бюджета, служит индикатором конкурентоспособности товаров, создания благоприятных условий для ведения бизнеса и повышения уровня жизни населения, поскольку конечными потребителями товаров и услуг становится население, именно оно при покупке товаров оплачивает НДС в виде косвенного налога. С одной стороны, предполагается, что увеличение налоговой ставки позволит повысить объем налоговых доходов бюджета. Однако исторический опыт развития государств, в том числе и России, свидетельствует об обратном явлении. С другой стороны, нестабильное налоговое законодательство, к тому же направленное на увеличение налоговой нагрузки, вызывает недоверие у бизнеса и населения, и как следствие отток капитала из страны. Центробанк России отмечает, что чистый отток капитала, например, частного сектора в 2018 году вырос в 2,7 раза по сравнению с предыдущим годом и составил 67,5 млрд долларов.

«Одной из основополагающих проблем теории экономической безопасности является отсутствие единства в вопросе о роли и месте таможенных органов в системе обеспечения экономической безопасности» [5, с. 66]. При этом анализ доходов федерального бюджета (по данным Федерального казначейства) позволяет констатировать динамичное увеличение доходов бюджета с 2006 по 2018 годы. Динамика изменения доходов федерального бюджета тесно коррелириует с нефтегазовыми доходами бюджета. Однако в период введения запретов и ограничений по отношению к российским товарам, доходы федерального бюджета изменили структуру: нефтегазовые доходы бюджета с 2014 по 2016 годы имеют тенденцию снижения, в то время как за тот же период, общие доходы, обусловленные увеличением, нефтегазовых доходов бюджета продолжили расти (рис.1). В этой связи возникает вопрос, всё же, что послужило причиной роста доходов в столь неблагоприятных условиях? Ответ прост: основная причина – это рост цен на энергоносители.


Рисунок 1. Динамика изменения доходов федерального бюджета

(за 2016 -2018 годы, в млрд руб.)

Высокая доля во внешнеторговом обороте России товаров топливно-энергетического сектора и зависимость бюджета от нефтегазовых доходов нацеливает на необходимость систематического контроля порядка перемещения таких товаров через таможенную границу ЕАЭС и механизма администрирования данных источников бюджета.

Однако «внедрение методологии реализации бюджета на основе выделения нефтегазовых и нефтегазовых доходов, введение в теорию и практику таких понятий, как нефтегазовый баланс бюджета, нефтегазовый дефицит бюджета, нефтегазовый трансферт в бюджет, которые становятся основными показателями в процессе бюджетного планирования, в корне не меняют ситуацию зависимости бюджета от сырьевых ресурсов» [2, с. 155]. Соответственно, ориентировать налоговую и таможенную политику следует на стимулирование выпуска инновационной продукции, конкурентоспособной на внешнем рынке.

Влияние глобальной экономики оказывает хоть и опосредованное, но всё же значимое влияние на развитие экономики России. Как показывает исторический опыт развития государств, в условиях кризисной и посткризисной экономики, как правило, возрастает роль таможенных платежей. В Российской Федерации таможенные платежи в доходах федерального бюджета варьируют от 35 до 50 процентов. «Соотношение динамики изменения объема таможенных платежей, объема внешнеторгового оборота, объема экспорта и импорта товаров отражают, что в диаграмме изменения объема администрированных таможенных платежей идентичны изменениям показателей внешней торговли» [4, с. 98].

Ретроспективный анализ таможенных платежей с позиции индикатора развития экономики страны на основе исследования внутренней структуры формируемых доходов бюджета в разрезе нефтегазовых и нефтегазовых доходов бюджета позволяет проследить механизм развития отраслей экономики.

В соответствии со статьей 96.6 Бюджетного кодекса РФ к нефтегазовым доходам относятся: налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья; вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти. На основе статистического анализа данных за последние 13 лет отмечаем, что основными отраслями, формирующими доходы российского государства, выступают нефтяная и газовая отрасль.

Констатируем при этом, что согласно Указу Президента РФ от 13 мая 2017 года «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», «основными задачами по повышению эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализации конкурентных преимуществ экспортно-ориентированных секторов экономики выступают расширение номенклатуры и объема экспорта не сырьевой продукции, географии внешнеэкономических и инвестиционных связей, отвечающих национальным интересам России» [1].

Структурный анализ доходов бюджета, в разрезе доходов, формируемых за счёт совершения импортных операций, позволяет выявить также определенные тенденции, вызванные национальным таможенным и налоговым законодательством, которые требуют пристального внимания на перспективу развития с позиции возможных угроз экономической безопасности (рис.2).


Рисунок 2. Динамика изменения доходов федерального бюджета, в разрезе доходов, формируемых за счёт совершения импортных операций

(за 2016 – 2018 годы, в млрд руб.)

Суть кроется в следующем: в условиях введения запретов и ограничений федеральный бюджет теряет доходы в виде ввозных таможенных пошлин. При этом отмечаем, что в данном случае снижаются также доходы и бюджетов государств-членов ЕАЭС, поскольку ввозные таможенные пошлины распределяются согласно определенным нормативам отчислений и в бюджеты других государств-членов ЕАЭС.

Обращая внимание, что таможенные платежи занимают в доходах федерального бюджета выше четверти совокупного объёма, Федеральная таможенная служба во главе с Министерством финансов РФ предпринимает усиление деятельности по администрированию таможенных платежей, активно внедряя информационные технологии, которые позволяют, с одной стороны, увеличить сроки совершения таможенных операций. К числу таких технологий следует отнести автоматическую регистрацию деклараций и автоматический выпуск товаров, удалённый выпуск товаров. С другой стороны, информационные технологии обеспечивают более эффективный таможенный контроль, как наиболее результативный следует отметить, механизм прослеживаемости товаров, позволяющий раскрывать теневой бизнес, тем самым привлекать дополнительные источники в доход бюджета. Также изменяются ставки акцизов по отдельным видам товаров, согласно изменениям налогового законодательства Российской Федерации.

Современные тенденции налогового администрирования в Российской Федерации (Бакирова Р.Р., Губайдуллин Б.Ф. и др.) // Экономика, предпринимательство и право. № 2 / 2020

Комплексное исследование механизма администрирования таможенных доходов в совокупности с развитием внешнеторговой деятельности в системе формирования экономического и финансового потенциала страны позволяет выделить такие функции таможенных платежей как фискальную, регулирующую и контрольную. Представленный анализ подтвердил, что, по сути, таможенные доходы представляют индикатор развития экономики страны, внешнеторговой деятельности и финансового потенциала государства и позволяют проанализировать механизм формирования бюджетной политики государства.

Целесообразно объём и структуру таможенных платежей включить в качестве одного из индикаторов обеспечения экономической безопасности в финансовой сфере, а уровень развития внешнеэкономической деятельности отразить в качестве индикатора развития экономики. «О важности учета данных индикаторов, хотя и в иной интерпретации обращают внимание и другие учёные» [3, с. 15].

Подробнее об авторе:

Интенция внедрения профессиональных стандартов (Слободской А.Л., Гриднева М.А. и др.) // Экономика труда. № 3 / 2018

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ВЭД
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком.

В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.

Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

  • инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
  • свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
  • конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

Виды таможенных пошлин

Таможенная пошлина (customs duty) — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
  • протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  • балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Таможенные пошлины могут классифицироваться по способу взимания, объекту обложения, характеру, происхождению, типам ставок и способу вычисления.

В зависимости от объекта обложения выделяют:

  • импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
  • экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства.. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
  • транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
Таможенная пошлина накладывается на таможенную стоимость товара — нормальную цену товара, складывающуюся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации. Номинальная ставка пошлины указывается в импортном тарифе и лишь приблизительно свидетельствует об уровне таможенной защиты страны.

Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

Существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию.

Аргументы против тарифов

Противники тарифов обычно строят свою аргументацию на следующем:

Тарифы замедляют экономический рост. Анализ на основе теории общего равновесия показывает, что экономическое благосостояние малой страны снижается от введения импортного тарифа в любом случае. Экономическое благосостояние большой страны также снижается во всех случаях, кроме одного, когда эффект улучшения условий торговли перекрывает экономические потери, возникающие от введения тарифа.

Но поскольку импорт большого государства является экспортом других стран или группы стран, то условия торговли большой страны могут улучшиться только за счет ухудшения условий торговли, а следовательно, и уровня благосостояния в странах, являющихся ее торговыми партнерами. Следовательно, в любом случае воздействие тарифов на мировую экономику в целом отрицательно, поскольку они ведут к снижению объема международной торговли.

Одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильность международной торговли и международной экономики в целом. Торговые партнеры страны, применившей в одностороннем порядке импортный тариф для защиты своих производителей от наплыва более дешевых товаров из-за рубежа, рискуют испытать на себе ответные тарифные санкции, которые чаще всего затрагивают основные товары их экспорта.

События могут развиваться по схеме «действие—противодействие» до тех пор, пока торговля не сократится настолько и отрицательные экономические последствия этого будут настолько велики, что страны сядут за стол переговоров и согласуют уровни тарифов, которые устраивают каждую из них.

Тариф приводит к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифа вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается.

Такое скрытое перераспределение доходов в пользу государства (особенно в небогатых странах, где среднедушевой доход не очень велик) может привести к возникновению новых и усугублению существующих социальных противоречий. Кроме того, импортный тариф приводит к общему повышению уровня цен и, как неизбежное следствие, стоимости жизни в стране.

Тариф на импортные товары косвенно подрывает экспорт страны, осложняя проблемы платежного баланса. Во многих странах экспортные товары включают в себя импортные детали и компоненты, рост цен на которые приводит к росту издержек на производство экспортной продукции, которая становится менее конкурентоспособной на мировых рынках.

Кроме того, тариф, сокращая импорт, который является экспортом другой страны, сокращает ее экспортные доходы и, следовательно, возможность импортировать из первой страны. Спрос на экспортные товары уменьшается, что ведет к сворачиванию производства и обострению проблем занятости. Исследования влияния импортного тарифа на экспорт семи латиноамериканских стран в послевоенное время показали, что по меньшей мере половина номинального размера импортного тарифа оплачивается экспортерами, которые страдают от его введения.

Тариф ведет к сокращению общего уровня занятости. Защищая рабочие места на местных предприятиях, производящих товары, конкурирующие с импортом, импортный тариф в то же время приводит к сокращению занятости в экспортном и других связанных с ним секторах. Сокращение экспорта из-за ограничения импорта может оказаться настолько значительным, что положительное влияние от введения тарифа на уровень занятости в отраслях, конкурирующих с импортом, может быть перекрыто отрицательным влиянием на занятость в экспортных отраслях.

Более того, занятые в отраслях, конкурирующих с импортом, из-за растущих издержек производства будут требовать повышения своей зарплаты. Чтобы не допустить оттока рабочей силы в эти отрасли, экспортные секторы тоже поднимут зарплату, что скажется на росте издержек и сократит конкурентоспособность производимых ими товаров и, следовательно, экспорт в целом.

Аргументы в защиту тарифов

Тариф — защита молодых отраслей (infant industry argument). Новые отрасли промышленности, которые еще только нарождаются в одних странах, но уже достаточно сильно развиты в других, нуждаются во временной таможенной защите со стороны государства. Без такой защиты, хотя бы на период становления, наплыв дешевых иностранных товаров погубит новую отрасль, не дав ей развиться.

Тариф — средство стимулирования отечественного производства. Этот аргумент, интенсивно эксплуатировавшийся развивающимися странами, был несколько позже подхвачен и в России. Поскольку местная промышленность не в состоянии конкурировать с более дешевыми товарами, производимыми за рубежом с помощью более совершенной технологии, постольку она нуждается в защите с помощью импортного тарифа. Более того, его отсутствие может привести к потере рабочих мест в результате сокращения производства, что наложит дополнительное бремя на бюджет, делая необходимыми выплаты пособий по безработице.

В результате растущей безработицы упадет жизненный уровень, возникнут социальные трения. Сторонники этого аргумента пренебрегают перераспределительным характером любого тарифа, который может обеспечить одной стране выгоду только за счет другой. Страны, сокращая с помощью тарифа импорт и сохраняя занятость в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной.

Тариф — важный источник бюджетных доходов. Этот аргумент в пользу введения таможенных тарифов также традиционно активно эксплуатируется развивающимися странами и странами с переходной экономикой, включая Россию. В условиях низкой финансовой и налоговой дисциплины многие из этих стран просто не в состоянии собрать причитающиеся государству налоги с населения и предприятий и, следовательно, не могут поддерживать на необходимом уровне социальные выплаты, финансирование обороны, охрану общественного порядка и пр.

Налог на импорт или экспорт, каковым являются таможенные пошлины, организационно собрать гораздо легче, чем многие другие виды налогов, поскольку в большинстве стран он должен уплачиваться в момент физического пересечения товаром таможенной границы государства. Контроль за ключевыми дорогами, пересекающими границу, и портами с помощью небольшой таможенной службы во многих случаях оказывается намного дешевле, чем создание разветвленной государственной системы сбора налогов, которая была бы в состоянии обеспечить их уплату всеми субъектами экономической жизни.

Тариф — защита национальной безопасности, международного престижа страны, ее культуры и традиций. Эти аргументы относятся к разряду внеэкономических аргументов, периодически возникающих в защиту тарифа у тех или иных заинтересованных политических сил и групп. Аргументы такого типа обычно высказываются группировками, лоббирующими за те отрасли, которые либо неконкурентны на мировом рынке, либо производят продукцию, находящуюся на поздних стадиях своего жизненного цикла.

Очень часто подобные аргументы выдвигаются политически весомыми монопольными производителями неконкурентной продукции, которые собираются получить весь экономический выигрыш от введения тарифа. Соображения национальной безопасности, обязывающие каждую страну иметь на своей территории минимум необходимого производства на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств, исторически неоднократно служили аргументом, обосновывающим введение импортного тарифа во многих странах, например на нефть в США в 1959 — 1973 годах.

Однако после нефтяного кризиса выяснилось, что куда разумнее и дешевле создать стратегические запасы нефти по ценам мирного времени, нежели поддерживать с помощью тарифа менее эффективное по сравнению с зарубежным национальное производство. Итак, существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа.

Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию. Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях — мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.

Резюме

Инструменты государственного регулирования международной торговли делятся на тарифные — те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные — все прочие. Государства могут придерживаться политики свободной торговли, открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции, торговой политики протекционизма, защищающей внутренний рынок от иностранной конкуренции, или умеренной торговой политики, в каких-то пропорциях сочетающей элементы свободы торговли и протекционизма.

В большинстве стран основная задача правительства в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Воздействие государственных механизмов регулирования международной торговли на экономическое положение страны может быть описано через понятия излишков потребителя и излишков производителя.

Таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком. Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

В результате введения тарифа любой страной возникает несколько экономических эффектов. Эффекты дохода и передела являются перераспределительными эффектами импортного тарифа и представляют собой перемещение доходов от одних субъектов экономической деятельности к другим и не ведут к потерям для экономики в целом. Эффекты защиты и потребления представляют в совокупности эффекты потери экономики от введения тарифа.

В случае малой страны введение импортного тарифа не может изменить мировые цены и улучшить ее условия торговли настолько, чтобы компенсировать негативное воздействие тарифа на экономику. Тариф либо перераспределяет доходы внутри экономики, либо ведет к прямым экономическим потерям. Никакого положительного экономического эффекта, ведущего к экономическому росту в тех или иных секторах, не возникает.

Введение импортного тарифа большой страной вызывает экономические эффекты, близкие экономическим эффектам, возникающим при введении такого тарифа малой страной. Исключением является эффект дохода, который в случае большой страны распадается на две части — эффект внутренних доходов, показывающий перераспределение доходов от потребителей к государству внутри страны, и эффект условий торговли, показывающий перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны в результате улучшения ее условий торговли.

Импортный тариф оказывает положительное воздействие на экономику страны только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращения внутреннего потребления товара.

Существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию.

Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях — мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.

PDF (Rus)

Целью нашего исследования стал анализ рисков пандемии нового коронавируса, оказывающих влияние на динамику современной мировой экономики, а также оценка соответствующих последствий и рисков, которые приведут к формированию новой модели организации взаимодействий в международной торговле, осуществлению прямых иностранных инвестиций и пересмотру детерминант глобального экономического роста. Характер воздействия нынешней пандемии на сложившуюся систему международных экономических отношений, в отличие от предыдущих глобальных кризисов, является беспрецедентно жестким, что обусловило ряд противоречий в развитии глобальных цепочек создания стоимости, потоков международной торговли, трансформацию условий внешнего финансирования. Автор полагает, что важнейший вызов пандемии – не только в восстановлении экономики и экономической активности, удержании темпов роста производительности труда, но и в предотвращении роста неравенства в формировании возможностей управления глобальными рисками и дисбалансами. Тенденции к локализации международной торговли и репатриации глобальных цепочек создания стоимости выступают в виде риска существенного замедления международного обмена, что противоречит канонам и стратегиям развития внешнеэкономических связей тех стран, которые обеспечили свой экономический рост за счет расширения участия в международной торговле и привлечения прямых иностранных инвестиций. По мнению автора, новая волна международного экономического сотрудничества стран способна дать новый импульс международной торговле, движению капитала и динамике экономической мобильности.

PDF (Rus)

С внешней повесткой экономической политики новой президентской администрации Дж. Байдена связывают определенные ожидания смягчения протекционистских мер, иных ограничений в торгово-экономическом взаимодействии Соединенных Штатов с другими странами. Меры по борьбе с «недобросовестными практиками», в том числе с нарушениями прав интеллектуальной собственности, условиями трансферта американских технологий иностранным компаниям остаются в фокусе политики Соединенных Штатов. Применение Соединенными Штатами торговых ограничений в конце второго десятилетия затронуло не только значительную часть товарного импорта, но и проявилось в усилении экспортного контроля. Накопленный объем повышенных тарифов в сочетании с новыми элементами экспортного контроля США могут оказывать сдерживающее влияние на развитие международной торговли, восстановление экономического роста. Вступление в силу (в 2020 г.) Закона о реформе экспортного контроля в Соединенных Штатах стало основой для нового этапа ограничительных практик, охватывающих экспорт, реэкспорт продукции и технологий из Соединенных Штатов, с целью предотвращения доступа к новейшим американским технологиям, которые могли бы быть использованы в других странах. Совершенствование системы экспортного контроля, иных ограничений рассматривается в Соединенных Штатах как инструмент обеспечения национальной безопасности, укрепления своих позиций в мире и торможения развития соперников.

PDF (Rus) PDF (Rus)

Статья посвящена анализу мировой индустрии видеоигр. Рассмотрена структура игровой индустрии, которая включает в себя производителей из разных стран мира. В результате проведенного исследования показано неоднозначное влияние пандемии COVID-19 на мировую индустрию видеоигр. Выделены пострадавшие от введения карантинных мер и самоизоляции подразделения мировой индустрии видеоигр: отмена или перенос на 2021 г. игровых выставок, соревнований, конференций. Среди положительных изменений можно выделить рост объемов продаж видеоигр, увеличение количества пользователей и, соответственно, количества часов игр онлайн. При проведении исследования использовались такие общенаучные методы, как анализ, синтез, классифицирование, исторический. Количественный метод был использован для анализа динамики экономических показателей мирового рынка видеоигр. Графическое представление позволило визуализировать полученные данные. Источником информации при проведении исследования послужили монографии и статьи зарубежных и отечественных ученых, данные аналитических агентств в сфере видеоигр в мире, интернет-ресурсы, специализирующиеся на анализе рынка и потребительском поведении, аналитические данные Всемирного экономического форума и др. Научная новизна исследования состоит в комплексном анализе игровой индустрии, который не проводился ранее, в беспрецедентных условиях пандемии COVID-19.

PDF (Rus)

Вопрос сверхэксплуатации в развивающихся странах в эпоху глобальных цепочек стоимости (ГЦС) напрямую связан с вопросом о взаимосвязи экономического и социального продвижения стран в ГЦС. Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена узкой ее представленностью в научном поле, сохранением низкого уровня жизни рабочей силы в развивающихся странах несмотря на рост производительности труда и переход к производству товаров с более высокой добавленной стоимостью. В данной статье рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются низко- и среднеквалифицированные работники развивающихся стран: крайне низкий уровень оплаты труда, социальная незащищенность и гендерное неравенство. Часто причиной консервации такого положения становится низкая цена товаров, которую устанавливают компании-покупатели, контролирующие ГЦС. Международные организации и СМИ систематически привлекают внимание общественности к данной проблеме, что привело к усилению контроля за условиями труда со стороны головных компаний ГЦС. Тем не менее во многих отраслях положение работников все еще остается неудовлетворительным, что указывает на недостаточность принимаемых в этом направлении мер. По мнению автора, значительное улучшение условий труда затруднительно без участия от-раслевых и межотраслевых профессиональных союзов работников.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

PDF (Rus)

Заключение двусторонних соглашений о свободной торговле (ССТ) в XXI в. продолжает оставаться важным направлением развития международных экономических отношений. Страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) также включились в эти процессы, заключив ССТ с Вьетнамом, Ираном, Сингапуром и Сербией. Евразийская экономическая комиссия инициировала изучение целесообразности подписания ССТ с очередными партнерами: Индонезией и Монголией. Данная статья посвящена обсуждению вероятных последствий заключения ССТ с Индонезией. Авторы анализируют сходства и различия экономик этих стран и меру их взаимодополняемости. Проведен обзор структуры и некоторых тенденций взаимной торговли. Даются оценки возможных количественных эффектов либерализации торговли товарами между тремя ключевыми странами ЕАЭС (Россией, Беларусью, Казахстаном) и Индонезией. Использованы модель частичного равновесия SMART (из инструментария WITS) и расчеты бюджетных потерь в случае взаимного обнуления ввозных пошлин на основе базы данных Международного торгового центра (Trademap.org). Рассчитаны вероятные последствия либерализации для основных секторов взаимной торговли. Сделаны выводы относительно экономической целесообразности либерализации торговли товарами между ЕАЭС и Индонезией.

PDF (Rus) PDF (Rus)

В настоящей работе проводится анализ процессов цифровизации в АСЕАН, определяется стратегия цифровизации для интеграционного блока, приводится релевантная динамика показателей уровня цифровизации. Анализ цифровых индикаторов выявил стремительно растущий уровень распространения информационно-коммуникационных технологий и динамичное развитие цифровой экономики в целом. Несмотря на цифровой потенциал АСЕАН, остается ряд проблемных вопросов, таких как государственное регулирование, защита от цифрового мошенничества, защита прав интеллектуальной собственности. Успешной инициативой для развития уровня диджитализации в Азиатско-Тихоокеанском регионе могут стать разработка соответствующих правовых рамок, развитие транспортной инфраструктуры, использование инструментов государственно-частного партнерства и бюджетных стимулов. Для лидерства в цифровой гонке для стран – членов Ассоциации целесообразным представляется организация учебных тренингов, создание рабочих мест в цифровых отраслях, развитие проектов социального воздействия(social impact bonds, SIB), создание глобальной цифровой экосистемы.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

PDF (Rus)

На основании проведенного исследования датских мультинациональных компаний было выявлено, что для организации их работы характерны стратегии расширения и выхода на зарубежные рынки посредством открытия производств. Причиной этому малый размер внутреннего рынка Дании, большой спрос на продукцию компаний за рубежом, особенности географического положения. Российский рынок содержит в себе много возможностей для датских компаний по увеличению клиентской базы, улучшению каналов сбыта, выгодного размещения производства как за счет географического и экономического положения (возможность беспошлинной транспортировки товаров внутри ЕАЭС), так и за счет доступа к ресурсам. В то же время российская сторона заинтересована в притоке прямых иностранных инвестиций, появлении новых рабочих мест, особенно в удаленных районах страны, изучении и внедрении новых методик руководства и организации производства. Немаловажным фактором выступает наличие особых экономических зон, преимуществами которых может воспользоваться иностранная компания. В данной статье рассмотрены бизнес-проекты, которые могли бы быть перспективны в условиях санкционных ограничений и выгодны обеим сторонам. Особое внимание в статье уделено фармацевтическому сектору, логистическим услугам, энергетической сфере.

ТАМОЖЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

PDF (Rus)

В современной мировой торговле доля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, возрастает из года в год. Это можно объяснить прежде всего тем, что наиболее развитые страны предпочитают экспортировать высокотехнологичную и наукоемкую продукцию, при производстве которой используются самые современные технологии. Таким образом, интеллектуальная составляющая стала одним из основных компонентов в цене товаров потребительского рынка. Параллельно росту товарооборота увеличивается объем контрафактной продукции, совершенствуются механизмы фальсификации, возникают новые проблемы в отношении охраны объектов интеллектуальной собственности в условиях чрезвычайных ситуаций. Все эти проблемы требуют своевременного решения. Именно поэтому контроль за перемещением таких товаров, а также правильное определение их таможенной стоимости становится одним из приоритетных направлений деятельности таможенных органов Российской Федерации. Эти факты определяют актуальность темы статьи. В данной статье рассмотрены вопросы, касающиеся контроля за товарооборотом товаров, перемещаемых и реализуемых с нарушением прав правообладателей, а также их таможенной стоимости, которая в последующем отражается на сумме таможенных платежей, подлежащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза. Определены механизмы совершенствования контроля таможенной стоимости товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

Читайте также: