Анализ практики взимания налога

Опубликовано: 14.05.2024

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть основные элементы НДС, изучить принцип и особенности взимания НДС, определить объем доходов от налога в российской экономике, рассмотреть возможные варианты развития или изменения расчета налога.
Для достижения вышепоставленной цели необходима реализация следующих задач:
Анализ сущности налогообложения добавленной стоимости;
Порядок расчета НДС и виды ставок;
Анализ механизма взимания НДС;
Роль НДС в доходах государства;
Предложение путей совершенствования взимания НДС.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические основы налога на добавленную стоимость………….
История возникновения и сущность налога на добавленную стоимость…………
Характеристика основных элементов НДС…………
Глава 2 Анализ действующей практики взимания НДС в РФ……………
2.1. Анализ динамики уплаты поступления в бюджетную систему РФ…
2.2. Анализ и характеристика ошибок, связанных с уплатой НДС………
Глава 3 Совершенствование взимания НДС в РФ………………..
3.1. Недостатки практики налогообложения и пути их преодоления………
3.2. Мероприятия, направленные на устранение ошибок, связанных с уплатой НДС…
Заключение……………………………………………………………….
Библиографический список……………………………….

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ НАЛОГАМ.doc

Глава 1 Теоретические основы налога на добавленную стоимость………….

    1. История возникновения и сущность налога на добавленную стоимость…………
    2. Характеристика основных элементов НДС…………

Глава 2 Анализ действующей практики взимания НДС в РФ……………

2.1. Анализ динамики уплаты поступления в бюджетную систему РФ…

2.2. Анализ и характеристика ошибок, связанных с уплатой НДС………

Глава 3 Совершенствование взимания НДС в РФ………………..

3.1. Недостатки практики налогообложения и пути их преодоления………

3.2. Мероприятия, направленные на устранение ошибок, связанных с уплатой НДС…

В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Основное место в отечественной налоговой системе занимают косвенные налоги. В настоящее время к ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и акцизные сборы, тарифно-таможенные сборы, импортно-экспортные пошлины и сборы. Наиболее существенную роль как в составе данных налогов и сборов, так и в составе доходных источников бюджета играет НДС. Обложение данным налогом охватывает как товарооборот на внутреннем рынке, так и оборот, складывающийся при осуществлении внешнеторговой деятельности России со странами ближнего и дальнего зарубежья.

НДС – федеральный налог, который был введен в РФ с 1 января 1992 года в связи с переходом к рыночной экономике и упразднением такого мощного источника доходов в бюджет государства, как налог с оборота. С момента своего введения, ставка НДС претерпевала некоторые изменения, что объяснялось приспособлением нового вида налога к новой российской экономической действительности.

НДС охватывает товарооборот на всех стадиях, является одним из самых распространенных налогов в РФ, в связи с этим, рассматриваемые в работе аспекты являются актуальными, а изучаемый материал полезен для каждого, чья деятельность, так или иначе, связана с экономикой.

Цель данной работы – рассмотреть основные элементы НДС, изучить принцип и особенности взимания НДС, определить объем доходов от налога в российской экономике, рассмотреть возможные варианты развития или изменения расчета налога.

Для достижения вышепоставленной цели необходима реализация следующих задач:

    • Анализ сущности налогообложения добавленной стоимости;
    • Порядок расчета НДС и виды ставок;
    • Анализ механизма взимания НДС;
    • Роль НДС в доходах государства;
    • Предложение путей совершенствования взимания НДС.

Глава 1. Теоретические основы налога на добавленную стоимость.

1.1. История возникновения и сущность налога на добавленную стоимость.

Самым эффективным нововведением в финансовой политике и практике последней трети нашего столетия стало, пожалуй, широкое распространение налога на добавленную стоимость – НДС. Некоторые страны используют другие наименования: налог на товары и услуги (Канада, Новая Зеландия), налог на потребление (Япония). В многовековой истории налогового права НДС - относительно новый вид косвенного налогообложения.

«В конце 80-х - начале 90 годов он был установлен в государствах Восточной Европы (Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Словакии, Чехии), а также в некоторых странах СНГ (Белоруссия, Казахстан). И хотя налог на добавленную стоимость находит все более широкое распространение в мировой практике, его часто называют «европейским налогом», отдавая должное как самому месту появления нового налога, так и роли НДС в становлении и развитии западноевропейского, а сегодня уже - общеевропейского, интеграционного процесса. Достаточно сказать, что НДС является важным источником бюджетной базы Европейского сообщества: на данный момент каждая страна - участница ЕС перечисляет 1,4 % поступлений от налога в «европейский» бюджет. Первенство в изобретении налога на добавленную стоимость принадлежит Франции. В основе его лежало развитие методики взимания и применения налога с оборота, которое прошло последовательно три этапа. Первый был ознаменован переходом в 1937 году от налога с оборота к единому налогу на производство. Второй - созданием в 1948 году системы раздельных платежей, в соответствии с которой каждый производитель платил налог с общей суммы своих продаж за вычетом налога, входящего в цену купленных им комплектующих, с разницей в один месяц. Третьим этапом стало собственно введение в налоговую практику в 1954 году вместо единого налога на производство налога на добавленную стоимость» 1 .

Изобретение налога принадлежит французскому финансисту Морису Лоре. Он описал схему действия НДС и обосновал его преимущества перед налогом с оборота, выражающиеся в устранении каскадного эффекта при взимании последнего. Однако в течение более чем десяти лет НДС применялся в экспериментальном, так сказать «локальном варианте, а опытным полигоном для его применения послужило зависимое от Франции африканское государство Кот ди Вуар.

Налог на добавленную стоимость является сравнительно молодым налогом. Большинство из ныне действующих налогов были введены в практику в XIX веке. Некоторые налоги, такие как акцизы, земельный налог, известны еще с древних времен. НДС стал применяться лишь в XX веке.

Широкое распространение НДС получил благодаря подписанию в 1957 году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому страны его подписавшие должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1967 году вторая директива Совета ЕЭС провозгласила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 года. В том же 1967 году налог на добавленную стоимость начал функционировать в Дании, в 1968 году в ФРГ. Шестая директива Совета ЕЭС 1977 года окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе.

Последние уточнения в механизм обложения НДС были сделаны в 1991 году десятой директивой, и ее положения были включены во все налоговые законодательства стран-членов ЕЭС.

«Обширная география распространения НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики. Во Франции налог на добавленную стоимость в том виде, который он имеет сегодня, был введен 1 января 1968 году с вступлением в силу Закона Пятой Республики N 66-10. Своей целью Закон ставил: объединить, упростить и обобщить порядок взимания и исчисления налога на добавленную стоимость с тем, чтобы превратить его в единый и современный налог на производственные расходы (издержки).

В 7О-е годы распространение НДС стало общеевропейским. Этому в значительной степени способствовало принятие ЕЭС 17 мая 1977 года специальной директивы об унификации правовых норм, регулирующих взимание налога на добавленную стоимость в странах - членах Сообщества, в которой НДС утверждался в качестве основного косвенного налога, и устанавливалось его обязательное введение для всех стран - членов ЕЭС до 1982 года. Для стран же имеющих намерение в будущем вступить в Сообщество, необходимым условием становилось наличие функционирующей системы НДС. Налог на добавленную стоимость относится к семье налогов, удерживаемых с оборота. Последние появились в 1916 году в Германии и облагали по пропорциональной шкале ставок оборот предприятия в течение определенного времени» 2 .

Широкому распространению НДС способствовали соответствующие решения Европейского Экономического Сообщества, которые утверждали НДС в качестве основного косвенного налога для стран-участниц ЕЭС. Одним из необходимых условий вступления в эту влиятельную европейскую организацию является наличие в стране-претенденте функционирующей системы налог на добавленную стоимость. «Основными причинами роста популярности НДС являются:

-возможность вступления в ЕЭС;

-стремление увеличить государственные доходы за счет налогов на потребление. НДС способствует значительному увеличению поступлений в бюджет страны по сравнению с другими налогами;

-НДС позволяет оперативно проводить налоговые операции

-НДС более эффективен, по сравнению с налогом с продаж в розничной торговле, для создания льготных условий налогообложения отдельных товаров и услуг» 3 .

Вместе с тем, несмотря на популярность НДС, опыт зарубежных стран, в частности Великобритании, показывает, что во многих случаях его использование довольно сложно и требует множества дополнительных уточнений и исключений из общих правил.

В настоящее время НДС введен во всех странах ЕЭС.

С 1992 года НДС действует во всех странах Содружества независимых государств. «В Российской Федерации НДС, так же, был введен в 1992 году для продукции, производимой на ее территории, а с 1 февраля 1993 года распространен также на ввозимые, на ее территорию импортные товары за исключением тех, по которым в законодательном порядке установлены льготы» 4 . Он заменил налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование дохода бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций. В России, начиная с 1 января 2004 года, НДС становится решающим налогом во всей системе налогообложения. Причем в РФ НДС имеет одно принципиальное отличие от западного аналога, а именно - он распространяется на многие денежные сделки и операции, которые и в странах ЕС, и в других западных странах не являются объектом обложения НДС (пени, штрафы, некоторые банковские операции и т.д.). В связи с этим реальные ставки НДС в РФ, т.е. ставки, соответствующие международным стандартам, выше официально объявленных.

Дата публикации
Суббота, 08.04.2000

Авторы
С. Синельников А. Золотарева Е. Шкребела С. Баткибеков И. Трунин Е. Серова И. Храмова В. Масленкова Ю. Бобылев П. Кадочников О. Луговой

Серия
Научные труды

В работе рассматриваются некоторые вопросы налогового администрирования и основные блоки российской налоговой системы: налог на прибыль, НДС, подоходный налог, акцизы, налог на недвижимость, налог на сверхприбыль при добыче углеводородного сырья, единый сельскохозяйственный налог, налог на малый бизнес. Приводится теоретическое обоснование соответствующих налогов, анализ их преимуществ и недостатков, обсуждается мировая и российская практика их применения, а также обосновываются предложения по их реформированию. Одна из глав работы посвящена моделированию динамики налоговых обязательств и оценки налогового потенциала территорий.

Содержание

ТОМ 1

Введение 7
Глава 1 Некоторые проблемы налогового администрирования 31
Введение 31
1. Проблемы определения субъекта налогового обязательства 36
2. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения 54
3. Проблема соотношения прав налогоплательщиков и полномочий налоговых органов в российском законодательстве 73
Глава 2 Налогобложение прибыли предприятий 123
Введение 123
1. Общие основы налогообложения предприятий 128
2. Международный опыт взимания налога на доходы корпораций 173
3. Налог на прибыль в России: история, основные проблемы 188
4. Предложения по совершенствованию налога на прибыль в России 194
Приложение 1. Изменения в технике взимания налога на прибыль и его динамика в 1992-1998 годах 237
Приложение 2. Таблицы расчета налоговых обязательств для примеров 252
Библиография 314
Глава 3 Подоходное налогообложение 320
Введение 320
1. Теоретические аспекты подоходного налогообложения 323
2. Практические аспекты подоходного налогообложения 343
3. Российская практика подоходного налогообложения 349
4. Концепция реформирования подоходного налогообложения 378
Заключение 399
Приложение 402
Библиография 416
Глава 4 налог на добавленную стоимость 422
Введение 422
1. Экономические основы введения НДС. Налог на добавленную стоимость и другие косвенные налоги 423
2. Макроэкономические и учетные подходы к определению базы налога на добавленную стоимость 452
3. Взимание ндс по методу возмещения (фактурному методу) и методу вычитания. Сравнительный анализ. 458
4. Принципы страны происхождения и страны назначения при взимании НДС 469
5. Вопросы налогообложения ндс операций с недвижимостью 476
6. Ценовые эффекты НДС 482
7. Проблемы установления ставок налога на добавленную стоимость 485
Приложение 1. Теоретические основы установления ставок косвенных налогов 504
8. Основные методы уклонения от уплаты ндс 512
9. Международный опыт взимания налога на добавленную стоимость 524
11. Основные направления реформирования системы НДС в российской федерации 572
Заключение 602
Библиография 607

ТОМ 2

Глава 5 Акцизы 7
Введение 7
1.Теоретические аспекты акцизного налогообложения 10
2. Практические аспекты акцизного налогообложения 14
3. Обзор российского законодательства и практики акцизного налогообложения в России 28
4. Концепция реформирования акцизного налогообложения 50
Заключение 62
Библиография 64
Глава 6 Налогообложение недвижимости 67
Введение 67
1. Теоретические аспекты налогообложения недвижимости 68
2. Практические аспекты налогообложения недвижимости 81
3. Обзор существующего законодательства в РФ (налог на имущество, налог на имущество физических лиц, налог на землю) 87
4. Предложения по оптимизации налогообложения недвижимости 90
Заключение 94
Библиография 96
Глава 7 Налогообложение малого бизнеса 97
Введение 97
1. Обзор международного опыта и возможных подходов к налогообложению малого бизнеса 103
2. Предложения по налогообложению малого бизнеса в Российской Федерации 135
Заключение 164
Приложение 166
Библиография 169
Глава 8 Налогообложение в сельском хозяйстве 173
1. Налогообложение сельского хозяйства в развитых странах 173
2. Украина: опыт введения единого сельскохозяйственного налога 212
3. Обзор отечественного опыта налогообложения сельского хозяйства 223
Библиография 280
Глава 9. Налогообложение сверхприбыли от добычи углеводородов 284
Введение 284
1. Налогообложение сверхприбыли от добычи углеводородов: мировой опыт 286
2. Налогообложение сверхприбыли от добычи углеводородов в России 306
Заключение 351
Библиография 355
Глава 10 Моделирование динамики налоговых обязательств, оценка налогового потенциала территорий 359
1. Моделирование налоговых обязательств в консолидированный бюджет РФ 359
2. Моделирование налоговых обязательств по регионам 429
Приложение 1. Результаты статистического анализа налоговых обязательств 495
Приложение 2. Результаты оценок налогового потенциала регионов 502

Проблемы налоговой системы России: теория, опыт, реформа
Том 1, Том 2 Москва, 2000
Авторский коллектив: Введение – С. Синельников, глава 1 – А. Золотарева; глава 2, 7 – Е. Шкребела; глава 3, 5, 6 – С. Баткибеков; глава 4 – И. Трунин; глава 8 – Е. Серова, И. Храмова, В. Масленкова; глава 9 – Ю. Бобылев; глава 10 – П. Кадочников, О. Луговой, С. Синельников, Е. Шкребела.
Под редакцией: М. Алексеева, С. Синельникова
Выпускающие редакторы: Н. Главацкая, Л. Лопатников
Компьютерный дизайн: А. Астахов , М. Слободинский
ISBN 5-93255-019-8
Настоящая работа подготовлена и издана на средства гранта, предоставленного Институту экономики переходного периода Агентством международного развития США

Библиографическая ссылка на статью:
Дедова О.В., Ермакова Л.В., Мельгуй А.Э. Принципы взимания налога на добавленную стоимость // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/05/67334 (дата обращения: 23.04.2021).

Основой косвенного налогообложения в Российской Федерации является налог на добавленную стоимость (НДС), правила взимания которого предусматривают обложение налогом каждого факта реализации продукта с момента его производства и заканчивая приобретением конечным потребителем.

Каждый факт реализации увеличивает стоимость продукта и влечет за собой уплату налога на добавленную стоимость, сумма которого определяется как разница между величиной налога, начисленной продавцом при реализации продукта, и величиной налога, уплаченной при приобретении данного продукта у поставщика [3,5].

Категория плательщиков НДС разнообразна и включает как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей, в том числе тех, которые признаются плательщиками налога по операциям, связанным с перемещением товаров через таможенную границу РФ [4].

Теория косвенного налогообложения предусматривает два метода налогообложения добавленной стоимости: прямой и косвенный. При прямом методе определяется добавленная стоимость продукта и исходя из ее размера исчисляется сумма налога. Например, в основном цена продукта включает три главных компонента – материальные затраты, оплату труда и прибыль. Элементами добавленной стоимости будут только оплата труда и прибыль. Таким образом, исходя из данной концепции, сумма НДС будет определяться по следующей формуле:

НДС = (ОТ + П) * Ст (1)

НДС – сумма налога, подлежащая уплате в бюджет;

ОТ – оплата труда персонала;

На практике применение прямого метода исчисления налога вызывает большое количество проблем, решать которые порой не представляется возможным. Поэтому при исчислении НДС используют косвенный метод расчета, который не предусматривает определение размера добавленной стоимости в цене продукта [2]. При косвенном методе в самом общем виде цена товара все также складывается из трех основных компонентов – материальных затрат, оплаты труда и прибыли:

ЦТ = МЗ + ОТ + П (2)

ЦТ – цена товара;

МЗ – материальные затраты.

Исходя из этого, добавленная стоимость будет выражена как разница между ценой реализации товара и материальными затратами на его производство:

ДС – добавленная стоимость.

Сумма НДС будет равна:

НДС = (ЦТ-МЗ) * Ст = ЦТ * Ст – МЗ * СТ (4)

Практически все современные системы налогообложения применяют данный метод исчисления НДС. В соответствии с ним, продавцом продукта уплате в бюджет подлежит сумма налога на добавленную стоимость, которая является разницей между исчисленным налогом с цены реализации продукта и уплаченным НДС при приобретении сырья, материалов и услуг, необходимых для его создания, либо сумма НДС, уплаченная при приобретении данного продукта с целью последующей перепродажи.

Практикой международной торговли выработано два, кардинально отличающихся друг от друга, принципа косвенного налогообложения внешнеторговых сделок: по стране происхождения или по стране назначения [1].

Первый принцип предусматривает обложение НДС экспортируемых товаров и услуг при освобождении от налогообложения импортных операций. То есть при пересечении государственных границ продукт облагается НДС только в той стране, где был произведен. Недостатком данного принципа, ограничивающим его широкое распространение в налоговую практику, является то, что налоговое бремя на экспортируемые из страны товары и услуги, может оказаться значительно выше, чем на их импортируемые аналоги. Это приведет к тому, что собственная продукция в стране будет иметь худшие конкурентные условия, чем импортируемая.

Поэтому наиболее распространенным в мировой практике является принцип обложения НДС внешнеторговых операций по стране назначения. В этом случае уже импортируемые товары и услуги облагаются НДС, а экспорт освобожден от налогообложения. Преимуществом данного метода является то, что аналогичные товары и услуги в пределах одного государства облагаются по одной ставке НДС и имеют одинаковые конкурентные условия в части косвенного налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Следует отметить, что действующий режим налогообложения внешнеторговых операций существенно влияет на распределение налоговой базы между государствами, осуществляющими обмен товарами и услугами. Принцип налогообложения внешнеторговых операций по стране происхождения увеличивает налоговую базу той страны, чей экспорт в страну-партнера преобладает над импортом из нее. Использование принципа налогообложения по стране назначения приведет к кардинально противоположным результатам.

Широкое внедрение в международную практику именно этого принципа связано с тем, что значительно сокращаются издержки на таможенный контроль. Это объясняется тем, что не требуется оценка таможенной стоимости импорта, которая необходима при налогообложении налогом на добавленную стоимость внешнеторговых операций по принципу страны происхождения продукта.

Таким образом, косвенное налогообложение в части налога на добавленную стоимость является сложным процессом, который строится на международном опыте данных отношений и требует серьезного анализа при разработке и применении законодательных и подзаконных актов, регулирующих эту сферу налогообложения. При этом необходимо учитывать интересы государства и обеспечить такие условия для отечественных производителей товаров и услуг, которые, по крайней мере, не ухудшали их конкурентные возможности по сравнению с иностранными производителями.

Библиографический список

  1. Дедова О.В., Мельгуй А.Э., Ковалева Н.Н. Налогообложение НДС товаров при осуществлении внешнеторговых операций // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2015. – №9. – с. 58-67.
  2. Гудкова О.В., Дворецкая Ю.А., Ермакова Л.В. Оптимизация налоговой нагрузки торговой организации / В сборнике: Наука и образование в социокультурном пространстве современного общества. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. – Смоленск: ООО «НОВАЛЕНСО», 2016. – С. 58-66.
  3. Ковалева Н.Н., Сабадашев А.Г. Особенности налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей // // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2010. – №2. – с. 23-27.
  4. Кузнецова О.Н. Международные налоговые отношения: проблемы и перспективы развития // Молодой ученый. – 2014. – №21 (80). – С. 353-355
  5. Хоружий Л.И., Дедова О.В. Бухгалтерский учет расчетов по НДС при применении специальных налоговых режимов // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2013. – №9. – с. 29-37.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 13:51, курсовая работа

    Описание работы

    Цель курсовой работы заключается в определении основных принципов налогообложения физических лиц и раскрытии сущность налога на доходы физических лиц. Для достижения цели поставлены задачи:
    - рассмотреть предпосылки развития налогообложения физических лиц в России;
    - изучить элементы налога;
    - ознакомиться с механизмом взимания и уплаты налога путем ознакомления с нормативно-правовой базой для НДФЛ;
    - дать рекомендации по совершенствованию данного вида налога в стране.

    Содержание работы

    Введение …………………………………………………………….………..3
    Глава 1 Теоретические основы налогообложения доходов физических лиц……………………………………………………………………………………4
    1.1 Предпосылки развития подоходного налогообложения физических лиц в России…………….…………………………………………………………………4
    1.2 Элементы налога. Ставки налога..……………………………………….7
    Глава 2 Анализ практики взимания НДФЛ и пути его совершенствования ……………………….……. ………………………. 13
    2.1 Механизм исчисления и уплаты НДФЛ .……………………. 13
    2.2 Налоговые вычеты и их характеристика …………………..…………. 17
    2.3 Пути совершенствования НДФЛ в России……………………. 24
    Заключение……………………………………………………………………29
    Библиографический список………………

    Файлы: 1 файл

    НДФЛ на проверку.doc

    Глава 1 Теоретические основы налогообложения доходов физических лиц……………………………………………………………………… ……………4

    1.1 Предпосылки развития подоходного налогообложения физических лиц в России…………….……………………………………………… …………………4

    1.2 Элементы налога. Ставки налога..……………………………………….7

    Глава 2 Анализ практики взимания НДФЛ и пути его совершенствования ……………………….……. ………………………. . 13

    2.1 Механизм исчисления и уплаты НДФЛ .……………………. 13

    2.2 Налоговые вычеты и их характеристика …………………..…………. 17

    2.3 Пути совершенствования НДФЛ в России……………………. 24

    Библиографический список………………………………………………. 31

    Согласно классификации Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР) подоходный налог - это вид налогового платежа, включающий подоходный налог с населения (индивидуальный подоходный налог) и налог на прибыль корпораций (корпорационный налог или налог на прибыль юридического лица).

    Налог на доходы физических лиц занимает одно из основных мест (четвертое по налоговым поступлениям в консолидированный бюджет) в налоговой системе Российской Федерации и непосредственно влияет как на формирование бюджетов страны.

    Не смотря на то, что данный вид налога является одним из самых собираемых, он является и самым противоречивым. На протяжении многих лет принцип налогообложения доходов граждан менялся. Не прекращаются доводы о противоречии фиксированной ставки налога принципам справедливости. Плоская шкала для НДФЛ неоднократно подвергалась и подвергается критике. Принцип однократности взимания налога также не находит своего подтверждения когда речь заходит о дивидендах физического лица.

    Тема курсовой работы на современном этапе развития экономики является особо актуальной, поскольку реформирование подоходного налогообложения является важнейшим направлением в сфере совершенствования налоговой системы Российской Федерации. От того, насколько правильно построена система взимания налога на доходы физических лиц, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

    Предметом анализа является порядок взимания и формирования налога на доходы физических лиц.

    Цель курсовой работы заключается в определении основных принципов налогообложения физических лиц и раскрытии сущность налога на доходы физических лиц. Для достижения цели поставлены задачи:

    - рассмотреть предпосылки развития налогообложения физических лиц в России;

    - изучить элементы налога;

    - ознакомиться с механизмом взимания и уплаты налога путем ознакомления с нормативно-правовой базой для НДФЛ;

    - дать рекомендации по совершенствованию данного вида налога в стране.

    При написании работы использованы труды зарубежных и отечественных ученых, специалистов в области теории и практики налогообложения физических лиц, социальной политики государства, законодательные и нормативно-правовые акты по налогообложению, материалы периодических изданий, научных конференций. Изучению и разработке социально-экономических аспектов налогообложения доходов физических лиц посвящены работы ведущих российских экономистов и социологов: Панков В.Г., Воронцова Н.С., Игнатов А.В., Грузин П.П., Арутюнова О.Л., Шереметьева Э.Л., Ильин А.В., Лермонтов Ю.Л., Черник Д.Г., Брызгании Л.В., Тимофеева О.Ф., Некипелов Н.А., Перов А.В., Сокол М.П., Терентьева С.Н., Клочкова И.В., Левадная Т.Н. Владимирова М.П., Черника, Т.Ф и т.д.

    Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования фискальных элементов налога на доходы физических лиц способствуют расширению его теоретической базы, необходимой для обеспечения эффективного функционирования налога на доходы физических лиц в РФ. Практическая значимость данного исследования состоит в том, что отдельные результаты работы могут быть использованы для целей реформирования действующей системы налогообложения доходов физических лиц и адресованы органам законодательной власти при разработке норм налогового законодательства.
    Глава 1 Теоретические основы налогообложения доходов физических лиц

    1.1 Предпосылки развития подоходного налогообложения физических лиц в России

    Предпосылкой для создания современного налога на доходы физических лиц было издание Закона РСФСР от 07.12.1991 N 1998-1 «О подоходном налоге». Переход к исчислению подоходного налога для всех категорий плательщиков, исходя из совокупного годового дохода - основная отличительная черта этого Закона. В отношении всех видов доходов документом были установлены единая система льгот и единая прогрессивная шкала ставок, которая практически ежегодно корректировалась.

    Вместо множества шкал введена единая прогрессивная шкала (Приложение 1). 1

    Частое изменение шкалы ставок первоначально происходило по причине инфляции, которая росла в первые годы экономической реформы. Стремительная девальвация рубля заставляла также пересматривать суммы дохода, с которых налог удерживается по соответствующим ставкам.

    Следует отметить, что при невысокой роли подоходного налога в общих доходах всей бюджетной системы России, его поступления составляют пятую часть налоговых доходов территориальных бюджетов – бюджетов муниципальных образований и регионов России. Соответственно, у местных властей возникло разумное опасение, что снижение предельной ставки подоходного налога повлечет за собой сокращение пополнения их бюджетов. В силу отсутствия реальных административных механизмов по борьбе с уклонением от уплаты налогов и высокой для России номинальной ставкой объем уклонения от уплаты подоходного налога достиг таких масштабов, что привел, в результате, к пониманию необходимости снижения ставки подоходного налога, как важного условия легализации «теневых» доходов бизнеса.

    Так же важным является решение о включении в облагаемые доходы денежного довольствия военнослужащих, за исключением проходящих военную службу «срочников». Это увеличило налогооблагаемую базу и фактически явилось своего рода трансфертом доходов из федерального бюджета в бюджеты регионов, в которых дислоцируются воинские подразделения.

    Невысокая роль в налоговой системе подоходного налога заключалась не только в низких значениях доли этого налога в общих налоговых поступлениях, но и в слабой перераспределительной функции, вытекавшей из использования различных механизмов уклонения в основном высокодоходными налогоплательщиками. В этой ситуации возможность увеличения поступлений налога за счет увеличения предельной ставки налога была ограничена, так как при слабом налоговом контроле эта мера могла привести к увеличению стимулов к уклонению от налога. В таких условиях сокращение предельной ставки налога и гармонизация совокупной ставки обложения прибыли предприятий и заработной платы, наряду с усилением администрирования, должны были спровоцировать сокращение сокрытия доходов от налогообложения.2

    Наряду со снижением ставки, реформа была нацелена на сокращение количества льгот и на переход на шедулярную систему налогообложения Существенным шагом к упрощению расчета налога стал переход на шедулярную систему, которая основана на принципе обложения всех доходов у источника получения. Проведенный экономистами анализ предпосылок, положений и итогов реформы налога на доходы физических лиц в России позволяет сформулировать основные факторы воздействия реформы на тенденцию поступления налога в бюджет, усиление налогового администрирования и влияния на социальные тенденции в обществе. С целью построения теоретических гипотез о воздействии проведенной реформы экономистами использовались модели уклонения от налогообложения типа модели Аллингема–Сандмо.

    К числу наиболее существенных выводов, вытекающих из проведенного анализа предреформенной ситуации, можно отнести следующие:

    Малая роль подходного налога в России обуславливалась 3-мя главными факторами: низким уровнем дохода населения, в первую очередь, заработной платы как основной составляющей базы налога; высокой сложностью налогового законодательства в результате многочисленных изменений и дополнений; слабостью администрирования налога и, как следствие, высоким уровнем уклонения от него.3

    Вывод: Задача увеличения налоговых поступлений, после реформирования законодательства, регулирующего подоходный налог, частично были реализованы. Так поступление данного вида налога выросло в 2001 году более чем на 45 % по сравнению с 2000 годом. В 2002 году поступления возросли ещё примерно на 40 %. Однако значительная часть увеличения поступлений была вызвана не изменением в системе, а рядом объективных причин, таких как рост экономики России, увеличение номинального доход в вследствие инфляционных процессов, и частично, сокращением масштабов уклонения от уплаты подоходного налога вследствие снижения ставки налога. Реформа 2001 года частично справилась с поставленной задачей, но за 13 лет неизменного существования система подоходного налогообложения она все более подвергается критике специалистов, как нуждающаяся в глубоких преобразованиях область налогового права.

    1.2 Элементы налога. Ставки налога

    С введением в действие с 1 января 2001 года положенной главы 23 «Налог на доходы физических лиц» часть II НК РФ в отношении доходов, полученных физическими лицами по правоотношениям, возникшим с 1 января 2001 года и вводится уплата налога на доходы физических лиц.

    НДФЛ как и всякий налог содержит ряд элементов.4

    Рассмотрим элементы НДФЛ на рисунке:

    Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

    Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

    - от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

    К доходам от источников в Российской Федерации относятся:

    - дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;

    - страховые выплаты при наступлении страхового случая;

    - доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или смежных прав;

    - доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации;

    - доходы от реализации: недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации; акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций; долей участия в уставном капитале организаций, полученные от участия в инвестиционном товариществе;

    - вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации;

    - пенсии, пособия, стипендии или аналогичные выплаты;

    - доходы, полученные от использования любых транспортных средств, в связи с перевозками;

    - доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи, линий оптико-волоконной и беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории Российской Федерации;

    - иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.

    Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:

    - государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;

    - пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов.

    При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.5

    Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

    Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

    Читайте также: