Анализ налоговых поступлений в налоговых органах

Опубликовано: 02.05.2024


CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалева Елена Сергеевна

В статье рассматривается текущее состояние налоговой системы в России. Представлен обзор показателей динамики налоговых консолидированных бюджетов за последние несколько лет

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ковалева Елена Сергеевна

ANALYSIS OF TAX REVENUES TO THE RUSSIAN BUDGET

The article considers the current state of tax system in Russia. The review of indicators of dynamics of tax consolidated budgets for the last several years is presented

Текст научной работы на тему «Анализ налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации»

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (24), 2019

Ковалева Елена Сергеевна, студентка факультета биологической технологии ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России

АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ

Аннотация: в статье рассматривается текущее состояние налоговой системы в России. Представлен обзор показателей динамики налоговых консолидированных бюджетов за последние несколько лет.

Ключевые слова: государственный бюджет, налоговая система, финансовая система, налоговое поступление, дефицит, экономический рост.

Kovaleva Elena Sergeevna, student of the faculty of Biotechnology and Chemical technology, Kursk State Medical University.

ANALYSIS OF TAX REVENUES TO THE RUSSIAN BUDGET

Abstract: the article considers the current state of tax system in Russia. The review of indicators of dynamics of tax consolidated budgets for the last several years is presented.

Keywords: state budget, tax system, financial system, tax revenues, expenditure items, deficit, economic growth.

В современном мире налоговые поступления являются обязательными отчислениями и формируют большую часть доходов бюджетов разных

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (24), 2019

уровней, являясь основным источником денежных средств государства. Своевременность и полнота уплаты налогов и сборов, влияют на экономическую безопасность страны и на качество жизни общества в целом [1].Для целей исследования влияния налоговых платежей на состояние экономики страны проведен анализ государственного бюджета. О состоянии государственного бюджета можно судить по доходным и расходным статьям. К доходным статьям относятся налоговые поступления, а также неналоговые платежи. Анализ статистических данных позволяет сделать вывод о динамике поступлений и изучить структуру.

Таблица - Динамика налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2016-2018 годах [2].

Доходы налоговые На 1 сентября, млрд. Руб.

2016 г. 2017 г. 2018 г.

Налог на прибыль 1594 1752 2050

НДФЛ 1874 2028 2281

Налог на имущество организаций 552 622 715

Налоговые и неналоговые доходы 5379 5839 6568

Поступление налога на прибыль увеличилось на 6% в 2016 году, (1594 млрд. рублей), в 2017 г.- на 10% (1752 млрд. рублей), и на 17% в 2018 по сравнению с 2017 годом (2050 млрд. рублей). Поступление НДФЛ возросло на 7% в 2016 году, в 2017 на 8%, и в 2018 на 12% относительно уровня предыдущего года. Поступление налога на имущество организаций выросло на 7% в 2016 году, в 2017 на 13%, в 2018 на 15%. Таким образом поступление налоговых и неналоговых доходов возросло на 7% в 2016 году, в

2017 на 9% и на 12% в 2018, что свидетельствует о росте эффективности налоговой политики страны. Анализ расходной части бюджета показал, что расходы на выплату заработной платы составили 2001 млрд. рублей в 2016 году, 2115 млрд. рублей в 2017 и 2 435 млрд. рублей в 2018. Расходы инвестиционного характера увеличились на 3% в 2017 и сократились на 7% в

2018 году. Таким образом, было установлено, что расходы были профинансированы в объеме 5871 млрд. рублей в 2016 году, 6253 млрд. рублей

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (24), 2019 в 2017 увеличившись на 7%, и 6 871 млрд. рублей, с ростом на 10% в 2018. Отмечено, что расходы превышают доходы по каждому году. Так в 2016 году они превысили 492 млрд. рублей, в 2017 на 414 млрд. рублей и в 2018 на 303 млрд. рублей. Таким образом, можно сказать, что состояние государственного бюджета является дефицитным, однако отмечается спад дефицита, что свидетельствует об увеличении производства и экономическом росте в стране.

Считается, что небольшой уровень бюджетного дефицита неопасным и не стремится изменить ситуацию, т.к. если государство будет ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может затормозить развитие экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов [3, 4]. Стабильность финансовой системы государства, включая исполнение социальных обязательств, реализацию государственных программ, направленных на поддержку и развитие экономики, повышение обороноспособности страны, напрямую зависит от объемов и динамики налоговых поступлений. В настоящее время налоговые поступления составляют почти 70 % от объема доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, что иллюстрирует эффективность действующей налоговой системы.

1. Анализ налоговых поступлений в Российской Федерации за 2015-2016 год/ Novalnfo [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://novainfo.ra/article/12677

2. Справка по исполнению консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 1 сентября 2018 года/ Минфин России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=124804

3. Буневич К.Г. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Изд-во Московского института экономики, управления и права, 2010.- 95с.

4. Наджафова М.Н. Влияние структурного кризиса на бюджетную политику России // Иннов: электронный научный журнал. 2018. № 3 (36). С. 26.

date image
2014-02-02 views image
7766

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Целью данного анализа является принятие управленческих решений на основе получения комплексной аналитической информации, необходимой для их принятия. Как правило, выделяют внутренних и внешних пользователей этой аналитической информации.

Внутренним пользователем является руководство ФНС России, которому аналитическая информация необходима при принятии управленческих решений, касающихся установления и корректировки заданий по мобилизации контролируемых налогов и сборов, доводимых до Управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации.

Внешними пользователями комплексной аналитической информации являются Правительство Российской Федерации и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, принимающие управленческие решения по формированию доходов бюджета и вырабатывающие меры по увеличению поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

Анализ налоговых поступлений состоит из следующих направлений:

- анализ поступлений налогов и сборов в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации, по уровням бюджетной системы, по отраслям, по видам и группам налогов;

- анализ выполнения задания по мобилизации в федеральный бюджет контролируемых ФНС России налогов и сборов по Российской Федерации и по УФНС России по субъектам Российской Федерации в целом и по видам налогов;

- анализ задолженности по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям и ее структуры по Российской Федерации в целом и по субъектам, отраслям, видам и группам налогов;

- анализ применяемых методов налогового администрирования в целях принудительного взыскания задолженности или ее реструктурирования.

Анализ поступлений налогов и сборов начинается с исследования общих показателей, таких, как поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет страны в целом по Российской Федерации (по субъекту Российской Федерации). При его проведении используется данные статистической налоговой отчетности по форме № 1 — НМ (раздел 1).

Прежде всего рассматривается общий объем поступлений налоговых и неналоговых доходов нарастающим итогом с начала года за весь отчетный период.

Сам по себе объемный показатель не имеет большой ценности, поэтому отслеживается его динамика: рассчитываются темпы роста поступлений налогов и сборов за текущий период по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Затем сопоставляются темпы роста поступлений каждого из предыдущих периодов по отношению друг к другу. Сравнение этих темповых показателей позволяет определить тенденцию изменения поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет.

Данная тенденция оценивается с применением двух основных показателей:

1. Валовой внутренний продукт (ВВП).

2. Индекс потребительских цен (ИПЦ) — инфляция.

ВВП используется при расчете удельного веса поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет в объеме ВВП. При этом показатель отношения объема поступивших налогов и сборов к ВВП характеризует налоговую нагрузку. Одновременно при анализе этого показателя за ряд лет можно сделать вывод о повышении (снижении) уровня собираемости налогов.

ИПЦ используется при выявлении действительных тенденций в изменении динамики поступлений налогов. С помощью ИПЦ определяется темп роста поступлений налогов в реальном выражении. Вычислить его можно путем деления темпа роста поступлений налогов на ИПЦ, выражающий уровень инфляции, и полученный результат умножить на 100.

Пример: Предположим, в исследуемом году темп роста налоговых поступлений в целом по России составил Тр = 132%, а ИПЦ = 108,6%, тогда:

ТR = -------- * 100 = 121,5%

Темп роста поступлений налогов и сборов в реальном выражении составил 121,5%. Иными словами, за год налоговые поступления выросли в действительности на 21,5%.

Величина ТR = 121,5% > 100% указывает на то, что рост поступлений налогов и сборов произошел за счет не только инфляции, но и других факторов (улучшение налогового администрирования, изменений в законодательстве о налогах и сборах и др.).

Таким образом, для анализа используются следующие показатели:

- объем поступлений налогов и сборов;

- темп роста поступлений налогов и сборов в номинальном выражении Тр ;

- темп роста поступлений налогов и сборов в реальном выражении ТR ;

- индекс потребительских цен ИПЦ (инфляция);

- темп роста ВВП (всегда приводится органами государственной статистики в реальном выражении, т.е. с учетом индекса-дефлятора);

- налоговая нагрузка на ВВП (ВРП).

С помощью указанной системы показателей проводится сравнительный анализ. Его этапы:

1. Сравнение темпа роста поступлений налогов и сборов в реальном выражении с темпом роста ВВП и заключение о том, что произошел (или не произошел) реальный рост поступлений.

2. Анализ темпа роста поступлений налогов и сборов в реальном выражении (в сравнении со 100%) на предмет причин его роста.

3. Сравнение налоговой нагрузки на ВВП (ВРП) в текущем и предыдущем году. На основании разницы этих показателей определяется, насколько она выросла или сократилась, что косвенно характеризует изменение уровня собираемости налогов и сборов.

4. Анализ структуры консолидированного бюджета по видам налогов. Определяется, за счет поступлений каких основных налогов он формируется. Рассчитывается суммарная доля этих налогов и конкретный вклад каждого налога в формирование консолидированного бюджета. При этом приводятся не только относительные показатели (удельный вес поступлений по налогу в общих поступлениях в консолидированный бюджет и их динамика), но и абсолютные показатели поступления того или иного налога.

5. Анализ темпов роста поступлений по различным видам налогов. Если по какому-либо налогу произошло снижение объема поступлений или темпа их роста, то данный факт подвергается тщательному изучению в целях выявления причин, приведших к снижению.

6. Анализ поступлений налогов и сборов в территориальном разрезе. Если это анализ в целом по Российской Федерации, то анализируются поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет по субъектам Российской Федерации, а если это анализ на региональном уровне, то анализируются поступления налогов и сборов по территориальным единицам (районам, инспекциям) субъекта РФ.

7. Анализ поступлений налогов и сборов по крупнейшим и основным налогоплательщикам, определение их вклада в объем поступлений в целом по Российской Федерации (региону).

Отраслевой анализ поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет осуществляется по следующим направлениям:

- поступления по отраслям экономики и промышленности;

- темпы роста по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года;

- изменение доли отрасли в общей сумме налогов в сравнении с соответствующим периодом предыдущего года.

Аналогичные исследования проводятся и по задолженности, за исключением темповых показателей, поскольку при анализе задолженности используется показатель темпа роста не к соответствующему периоду предыдущего года, а по отношению к началу года, т.е. прослеживаются изменения за период с начала года.

Проводится также анализ динамики поступлений и задолженности в отраслевом разрезе по видам налогов, в том числе оценивается влияние изменений, внесенных в законодательство о налогах и сборах.

Исследуется динамика поступления и задолженности по налогам и сборам каждой отдельной отрасли в сопоставлении с динамикой общеэкономических показателей (динамики производства, уровнем инфляции).

В отраслевом анализе на региональном уровне используются следующие показатели:

- валовой региональный продукт;

- объем выпуска промышленной продукции как в натуральном, так и в денежном выражении в разрезе основных отраслей промышленности;

- место и роль региона в общей и отраслевой системе экономики России (в том числе, удельный вес отрасли);

- выручка от реализации продукции, работ и услуг;

- объемы дебиторской и кредиторской задолженности;

- финансово-экономическое состояние предприятий основных отраслей региона, в том числе, количество и соотношение прибыльных и убыточных предприятий;

- крупнейшие налогоплательщики региона;

- объемы экспортных поставок в разрезе отраслей экономики региона;

- налоговая нагрузка в стоимостном и натуральном выражениях;

- налоговая нагрузка на отрасли по начисленным платежам и фактическим поступлениям;

- уровень собираемости налогов по отдельным предприятиям отрасли.

Все приведенные показатели необходимо соотносить с общероссийскими.

Эти показатели образуют целостную систему и позволяют выявить причины неравномерной налоговой нагрузки на предприятия одной отрасли, расположенные как в одном, так и в разных регионах.

Анализ поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ и местный бюджет осуществляется по аналогичной схеме.

Анализ выполнения налоговыми органами установленного задания по мобилизации в федеральный бюджет налогов и сборов.

Анализ выполнения задания осуществляется по следующим направлениям:

1. Расчет процента выполнения задания. Приводится установленное задание по мобилизации в федеральный бюджет налогов и сборов на отчетный период (нарастающим итогом), фактические поступления, рассчитывается процент выполнения задания и определяется сумма дополнительно полученных доходов (недополученных доходов) федерального бюджета.

2. Определение показателя отношения поступлений налогов и сборов к ВВП и рассмотрение данного показателя в динамике.

3. Сравнение процента выполнения задания и показателя налоговой нагрузки в динамике. Ситуация, когда при невыполнении задания показатель налоговой нагрузки на ВВП в отчетном периоде текущего года превышает показатель предыдущего года, указывает на то, что, несмотря на невыполнение установленного задания, уровень собираемости налогов возрастает, что позволяет положительно оценить результаты деятельности налоговых органов.

4. Анализ помесячной динамики выполнения совокупного задания.

5. Определение перечня Управлений ФНС России (при анализе на федеральном уровне) либо Инспекций ФНС России (при анализе на региональном уровне), не выполнивших установленного задания, с указанием уровня выполнения задания и суммой недополученных налогов и сборов.

6. Анализ налоговых доходов бюджетов различных уровней в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

экономические науки

  • Шишканова Ольга Владимировна , бакалавр, студент
  • Вол­гог­радс­кий го­су­дарст­вен­ный аг­рар­ный уни­вер­си­тет
  • НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
  • НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ
  • НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ
  • НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ

Похожие материалы

  • Особенности учетно-аналитического обеспечения управления собственным капиталом сельскохозяйственных организаций волгоградской области
  • Место групп компаний в современных реалиях
  • Роль рекламы в бизнесе
  • Кредитные деривативы как инструмент минимизации кредитных рисков
  • Рынок банкострахования: тенденции и перспективы

Налоговая система современного государства выступает фундаментом финансовой политики. В связи с чем ее четкость и рациональность напрямую влияют как на экономический рост и потенциал страны, так и на ее непосредственное благосостояние и качество жизни населения. От рационального планирования и реализации налоговой политики во многом зависит выполнение возложенных на государство задач. Для государства в целом эффективность налоговой политики определяется как первостепенное увеличение доходов за счет налоговых поступлений (платежей), а также как развитие налогооблагаемой базы.

Изучив имеющиеся теоретические разработки и существующие точки зрения по обозначенной проблеме, можно рекомендовать следующий порядок выполнения анализа налоговых платежей:

  1. Анализ абсолютных и относительных показателей поступления налоговых платежей;
  2. Оценка структуры налоговых платежей;
  3. Анализ задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации.

Для проведения налогового анализа и использования его результатов необходимо располагать соответствующей информационной базой, что потребовало глубокого анализа действующего законодательства и финансово-экономической ситуации в стране.

Полученные результаты были изучены в динамике, что в дальнейшем может позволить эффективно осуществлять меры по налоговой оптимизации.

Итак, в таблице 1 рассмотрим абсолютные показатели поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации.

Таблица 1. Абсолютные показатели поступления администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2013-2015 гг., млрд. рублей

Абсолютное значение показателя

Всего поступило в консолидированный бюджет РФ

в федеральный бюджет

в консол-е бюджеты субъектов РФ

Налог на прибыль организаций

в федеральный бюджет

в консол-е бюджеты субъектов РФ

Налог на доходы физических лиц

в федеральный бюджет

в консол-е бюджеты субъектов РФ

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

в федеральный бюджет

в консол-е бюджеты субъектов РФ

Имущественные налоги в консол-е бюджеты субъектов РФ

Налог на добычу полезных ископаемых

в федеральный бюджет

в консол-е бюджеты субъектов РФ

Утилизационный сбор
в федеральный бюджет

На основе представленных данных в таблице 1 можно сделать вывод, что поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по всем показателям имеют тенденцию к росту.

В консолидированный бюджет Российской Федерации в 2015 году поступило администрируемых федеральной налоговой службой доходов 13 788,3 млрд. рублей, или на 2461,10 млрд. рублей больше чем в 2013 году.

 Динамика поступлений налоговых платежей в бюджет РФ за 2013 2015 гг., млрд. рублей
Рисунок 1. – Динамика поступлений налоговых платежей в бюджет РФ за 2013 – 2015 гг., млрд. рублей

Данная диаграмма наглядно показывает, что налоговые поступления как в консолидированные бюджеты субъектов РФ, так и в федеральный бюджет имеют положительную динамику или другими словами тенденцию к росту на протяжении всего исследуемого периода.

В таблице 2 рассмотрим с относительной стороны как изменялись налоговые платежи.

Таблица 2. Относительные показатели поступления администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2013-2015 гг., млрд. рублей

Абсолютное значение показателя

Относительные показатели роста

Темп роста 2014 г. к 2013 г.

Темп роста 2015 г. к 2014 г.

Всего поступило в консолидированный бюджет РФ

в федеральный бюджет

в консол-е бюджеты субъектов РФ

Налог на прибыль организаций

в федеральный бюджет

в консол-е бюджеты субъектов РФ

Налог на доходы физических лиц

в федеральный бюджет

в консол-е бюджеты субъектов РФ

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

в федеральный бюджет

в консол-е бюджеты субъектов РФ

Имущественные налоги в консол-е бюджеты субъектов РФ

Налог на добычу полезных ископаемых

в федеральный бюджет

в консол-е бюджеты субъектов РФ

Утилизационный сбор
в федеральный бюджет

В консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году поступления составили 12 670,2 млрд. рублей, что на 11,3%больше, чем в 2013 году. А в 2015 году поступило 13 788,3 млрд. рублей, или на 8,8% больше, чем в 2014 году.

Налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году поступило 2 372,8 млрд. рублей, или на 14,5% больше, чем в 2013 году, а в 2015 году на 9,5% больше, чем в 2014 году.

Налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году поступило 2 688,7 млрд. рублей, или на 7,6% больше, чем в 2013 году и в 2015 году на 4,4% больше, чем в 2014 году.

Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2014 году поступило 2 181,4 млрд. рублей, или на 16,8% больше, чем в 2013 году. В 2015 году поступило 2 448,3 млрд. рублей, или на 12,2% больше, чем в 2014 году.

Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году составили 999,0 млрд. рублей, или на 4,9% больше, чем в 2013 году. В 2015 году поступления составили 1 014,4 млрд. рублей, или на 1,5% больше, чем в 2014 году.

Имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году поступило на 6,1% больше, чем в 2013 году и в 2015 году на 11,9% больше, чем в 2014 году.

Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году поступило 2 904,2 млрд. рублей, или на 12,8% больше, чем в 2013 году. А в 2015 поступило 3 226,8 млрд. рублей, или на 11,1% больше, чем в 2014 году.

В федеральный бюджет в 2014 года поступило на 14,7% больше, чем в 2013 году, и на 10,7% в 2015 году больше, чем в 2014 году.

В консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2014 году поступило на 8,3% платежей больше, чем в 2013 году, и в 2015 году на 7,0% больше, чем в 2014 году.

Далее оценим структуру налоговых поступлений в бюджет России.

Таблица 3. Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2013-2015 гг. , млрд. рублей

Абсолютное значение показателя

Удельный вес показателя, %

Всего поступило в консолидированный бюджет РФ

в федеральный бюджет

в консол-е бюджеты субъектов РФ

Налог на прибыль организаций

в федеральный бюджет

в консол-е бюджеты субъектов РФ

Налог на доходы физических лиц

в федеральный бюджет

в консол-е бюджеты субъектов РФ

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

в федеральный бюджет

в консол-е бюджеты субъектов РФ

Имущественные налоги в консол-е бюджеты субъектов РФ

Налог на добычу полезных ископаемых

в федеральный бюджет

в консол-е бюджеты субъектов РФ

Утилизационный сбор
в федеральный бюджет

Наибольший удельный вес в структуре налоговых платежей за весь исследуемый период имеют

  • Налог на прибыль организаций – более 18%
  • Налог на доходы физических лиц – более 20 %
  • Налог на добычу полезных ископаемых– более 22%

Из общей суммы 2013 года поступления в федеральный бюджет составили 47,4 %, а в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации –52,6%. Из общей суммы 2014 года поступления в федеральный бюджет составили 49%, а в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации –51%. Из общей суммы 2015 года поступления в федеральный бюджет составили 49,9%, а в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации –50,1%.

На диаграммах приставленных ниже отразим структуру поступлений администрируемых ФНС России доходов по уровням бюджета РФ

Структура поступлений администрируемых ФНС РФ доходов по уровням бюджета РФ в 2013 2015 гг.
Рисунок 2. Структура поступлений администрируемых ФНС РФ доходов по уровням бюджета РФ в 2013 – 2015 гг.

Отдельно рассмотрим структуру налоговых платежей 2015 года на рисунке 3.

Формирование всех доходов в 2015 году на 80% было обеспечено за счет поступления НДПИ – 23%, налога на прибыль – 19%, НДФЛ – 20% и НДС – 18%. В 2014 году совокупная доля указанных налогов также составляла 80%.

Структура налоговых платежей в РФ в 2015 году, %
Рисунок 3. Структура налоговых платежей в РФ в 2015 году, %

Далее в таблице 5 рассмотрим поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-апреле 2015-2016 гг.

В консолидированный бюджет России в январе-апреле 2016 г. определилось администрируемых Службой доходов 4731,7 миллиардов рублей, или же на 3,5% меньше, нежели в январе-апреле 2015 г.

Образование всех доходов в январе-апреле 2016 г. на 79% гарантированно за счет зачисления налога на прибыль в размере 23%, НДС - 21%, НДФЛ - 18%, НДПИ - 17%. В январе-апреле 2015 г. совокупная часть отмеченных налогов составляла 81%.

Налога на доход предприятий в консолидированный бюджет России в январе-апреле 2016 г. зачислилось 1078,9 миллиардов рублей, или же на 6,8% меньше, нежели в январе-апреле 2015 г. Налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет России в январе-апреле 2016 г. зачислилось 862,6 миллиардов рублей, или же на 7,1% больше, нежели в январе-апреле 2015 г.

Таблица 5. Поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-апреле 2015-2016 гг., млрд. рублей

январь-апрель 2015 г.

январь-апрель 2016 г.

Всего поступило
в консолидированный бюджет РФ

в федеральный бюджет

в консол-е бюджеты субъектов РФ

Налог на прибыль организаций

в федеральный бюджет

в консол-е бюджеты субъектов РФ

Налог на доходы физических лиц
в консол-е бюджеты субъектов РФ

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

в федеральный бюджет

в консол-е бюджеты субъектов РФ

Имущественные налоги
в консол-е бюджеты субъектов РФ

Налог на добычу полезных ископаемых

в федеральный бюджет

в консол-е бюджеты субъектов РФ

Утилизационный сбор
в федеральный бюджет

Налога на добавленную стоимость на товары (работы или услуги), реализуемые на территории России, в федеральный бюджет в январе-апреле 2016 г. зачислилось 986,4 миллиардов рублей, или же на 6,0% больше, нежели в январе-апреле 2015 г. Поступления в консолидированный бюджет России, по сводной группе акцизов, в январе-апреле 2016 г. составили 398,8 миллиардов рублей, или же на 18,7% больше, нежели в январе-апреле 2015 г.

Имущественных налогов в консолидированный бюджет России в январе-апреле 2016 г. зачислилось 345,4 миллиардов рублей, или же на 0,5% меньше, нежели в январе-апреле 2015 г.

Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет России в январе-апреле 2016 г. зачислилось 801,8 миллиардов рублей, или же на 26,1% меньше, нежели в январе-апреле 2015 г.

В федеральный бюджет России в январе-апреле 2016 г. определилось 2238,9 миллиардов рублей, что на 8,8% меньше по сравнению с января по апрель 2015 г. В консолидированные бюджеты субъектов России в январе-апреле 2016 г. определилось 2492,8 миллиардов рублей, или же на 1,8% больше по сравнению с января по апрель 2015 г.

Рассмотрим задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации за 2013 – 2015 гг.

Таблица 6. Структура задолженности перед бюджетной системой РФ, млрд р.

Совокупная задолженность перед бюджетной системой РФ (включая пени и налоговые санкции), всего

не подлежащая взысканию налоговыми органами

Отсроченная, реструктурированная задолженность

Взыскиваемая судебными приставами

Приостановленная к взысканию по решению суда или вышестоящего налогового органа

Приостановленная к взысканию по банкротству

Задолженность, невозможная к взысканию (подлежит списанию налоговыми органами)

В таблице показаны данные, отражающие структуру налоговой задолженности перед ФНС России по состоянию на отчетные даты: 1 января 2014 г., 1 января 2015 г. и 1 января 2016 г. Анализ структуры задолженности перед бюджетной системой Российской Федерации показал, что общая задолженность за 2014 г. возросла на 2,28 %, а за 2015 г. ее объем сократился на 2,23 % (100% - 97,77%).

При этом тенденцию к росту имеют неурегулированная задолженность (9,84 и 0,44 % соответственно), приостановленная к взысканию по решению суда или вышестоящего налогового органа (1,84 и 0,54 % соответственно) и задолженность, невозможная к взысканию, т.е. подлежащая списанию налоговыми органами (33,6 в 2014 году). Из приведенных данных видно, что имеется негативная тенденция к росту неурегулированной налоговой задолженности.

Динамика совокупной задолженности перед бюджетной системой РФ за 2013 2015 гг.
Рисунок 4. Динамика совокупной задолженности перед бюджетной системой РФ за 2013 – 2015 гг.

Проанализировав показатели налоговых платежей перейдем к еще одному важному аспекту в деятельности ФНС – налоговому контролю.

Главная задача налоговых органов — контроль за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства, а также за правильностью начисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

Основной конфигурацией налогового контроля является налоговая проверка, которая предполагает собой действие налогового органа по контролю за точностью или правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей в бюджет. Налоговые проверки в соответствии с российским законодательством о налогах и сборах подразделяют на камеральные и выездные и регламентируются ст. 88 «Камеральная налоговая проверка» (далее КНП) и ст. 89 «Выездная налоговая проверка» (далее ВНП). Согласно своей эффективности и роли именно налоговые проверки занимают основное позиция из числа контрольных мероприятий налогового контроля.

Главным источником анализа налоговых проверок или показателей налогового контроля в Российской Федерации служит данные отчетов о результатах контрольной работы налоговых органов формы № 2-НК, размещенных на официальном сайте ФНС России (nalog.ru). Рассмотрим и проанализируем показатели налогового контроля за 2013 – 2015 гг.

Таблица 7. Показатели налогового контроля проведенного в России в 2013 году

Дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени), тыс. рублей


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 14.02.2020 2020-02-14

Статья просмотрена: 1370 раз

Библиографическое описание:

Кисель, А. И. Анализ поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет России / А. И. Кисель. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 161-165. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67314/ (дата обращения: 18.05.2021).

Проведение анализа статистической отчетности поступления налогов и сборов необходимо для выявления взаимосвязи между налоговой политикой и количеством собираемых налогов и платежей. Понимание структуры, объёма и динамики налоговых доходов бюджета позволяет определить текущие проблемы налоговой системы и пути их решения, в первую очередь, для увеличения объема налоговых поступлений. Помимо этого, эта информация необходима для более полного изучения экономической ситуации страны в целом.

В данной статье приведены результаты анализа состава и структуры поступлений в бюджет Российской Федерации за период 2007–2017 годы.

Ключевые слова: бюджет, доходы бюджета, налоговые доходы, анализ доходов.

Косвенным регулятором развития экономики страны, поддерживающим и обеспечивающим выполнение базовых функций государства, являются налоги. Они составляют крупную часть доходов государства, тем самым формируя государственный бюджет. Согласно данным Министерства финансов Российской федерации сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих налоговых платежей в среднем составила 90 % от всех доходов бюджета (по итогам 2014–2018 г.г.), что в перерасчёте на процент от ВВП равно 30,3 % (за тот же период). Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации за последние пять лет представлены в таблице 1.

Анализируя уровень налоговой нагрузки в Российской Федерации по видам налогов, регулярно выделяют нефтегазовые доходы, поскольку по сей день сохраняется высокая степень зависимости экономики от внешней конъюнктуры на сырьевых рынках и сырьевого сектора в целом.

Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2014–2018гг. (% кВВП).

2014

2015

2016

2017

2018

Налоговые доходы и платежи

Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов

Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов

*Источники данных: ВВП — Росстат (данные по состоянию на 02.04.2018), доходы бюджета расширенного правительства — Федеральное казначейство

Согласно данным, приведённым в таблице 1, среднее значение доходов от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов, за период с 2014 года по 2018 составили 23,3 % от всех доходов консолидированного бюджета Российской Федерации. Это является одной из наиболее острых проблем бюджетной устойчивости страны. Непредсказуемые колебания цен на углеводороды оказывают значительное воздействие не только на основные показатели экономики, но и применение экономических стратегий. Например, при росте цен на нефтепродукты мы видим падение интереса к долгосрочным стратегиям, что приводит к усилению экономического отставания страны. Для минимизации макроэкономических рисков зависимости экономики от сырьевых доходов и обеспечение макроэкономической стабильности в случае внезапного обвала цен, в России были созданы нефтегазовые фонды.

Из таблицы 1 мы также видим, что налоговая нагрузка на экономику в РФ в 2018 году увеличилась относительно 2017 года на 2,45 процента, с 30,27 до 32,72 (процентов к ВВП). Однако налоговая нагрузка без учёта дохода от сырьевого сектора фактически осталась на том же уровне. Рост произошёл за счёт изменения курса валют и коэффициента Кк в формуле расчёта показателя, характеризующего особенности добычи нефти, вследствие чего увеличились таможенные пошлины на нефть и налог на добычу полезных ископаемых.

Динамика поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по уровням бюджета за десять лет приведена в таблице 2.

Поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ по уровням бюджета (миллиардов рублей).

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Всего

консолидированный бюджет РФ

консолидированные бюджеты субъектов РФ

Государственные внебюджетные фонды

*Источник данных: Федеральная налоговая служба.

Поступления в бюджетную систему РФ показывают стабильный рост, и за 10 лет они увеличились на 167,8 %. Средний тем роста составил 11,9 % в год. И это с учётом 2009 года — единственного за десять лет наблюдений уменьшения поступлений в бюджет, связанного, в первую очередь, с мировым финансовым кризисом и падением цен на нефть. Важно отметить, что это увеличение практически равномерно распределено между федеральным бюджетом и бюджетом субъектов РФ. Темп роста федерального бюджета был больше темпа роста бюджета субъектов РФ на 2,8 % в год и составил 10,7 % в год. Благодаря этому, к 15 году они фактически сравнялись в количественном показателе. Общая динамика поступлений в бюджет РФ и соотношение федерального бюджета к бюджету субъектов РФ для наглядности приведена на рисунке 1.

Общая структура поступлений, администрируемых федеральной налоговой службой, в бюджет Российской Федерации представлена в таблице 3.


Рис.1. Динамика всех поступлений в бюджетную систему Российской Федерации

По данным таблицы 3 можно сказать, что все сборы и платежи также имеют положительную динамику, средний рост составил 10,4 процента в год. Значительное падение зафиксировано только у налога на прибыль организаций и платежей за пользование природными ресурсами из-за внешней конъюнктуры 2009 года. Платежи за пользование налоговыми ресурсами показывают ещё незначительное снижение к 2016 году и резкий скачок к 2017 году (на 29,1 %). Основной рост произошёл за счет налога по добыче полезных ископаемых на нефть и вывозных таможенных пошлин на нефть, газ и нефтепродукты. Налог по добыче нефти вырос на 27,8 %, а таможенные пошлины на 26,6 %.

Самый крупный рост зафиксирован в акцизах. За десять лет сумма собираемых акцизов увеличилась в 5,2 раза. Средний темп роста составил 18,7 % в год. Такое значительное повышение собираемых акцизов связано, в первую очередь, с изменением ставок и нормативов распределения. Согласно данным федеральной налоговой службы РФ основную долю в 2017 году составили акциз на табачную продукцию — 37,7 % и акцизы на топливо (автомобильный бензин и дизельное топливо) — 37,8 %.

Поступление налоговых платежей исборов, администрируемых федеральной налоговой службой, вконсолидированный бюджет Российской Федерации (миллиардов рублей).

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Всего

Налог на прибыль

Платежи за пользование природными ресурсами

Налог на имущество

Налоги со специальным налоговым режимом

*Источник данных: Федеральная налоговая служба.

Помимо платежей за пользование природными ресурсами и акцизов, значительное изменение своего вклада в общую картину за 10 лет внес налог на прибыль организаций. Но важно отметить, что первые два значительно увеличили свою долю в бюджет (в 1,4 раза и в 2,25 раза соответственно), а налог на прибыль уменьшил её с 31 % в 2007 до 19 % в 2017 году. На прирост налога на прибыль могли воздействовать такие факторы, как наращивание экспортной выручки и положительные курсовые разницы. Общее соотношение поступлений за 2007 и 2017 год приведено на рисунке 2.

Из диаграммы видно, что налог на имущество тоже укрепил свои позиции. В 2017 году его доля от всех поступлений составила 7 %. Большая часть из них составляет налог на имущество организаций — 68,5 %. За 10 лет поступления за счёт налога на имущество выросли в 4 раза, в среднем по 15,7 % в год. Стоит отметить, что характер роста самый равномерный из всех видов поступлений.


Рис. 2. Сравнение структуры поступлений в бюджет РФ за 2007 и 2017 год

Достаточно плавное и стабильное увеличение показывают и поступления налогов на доходы физических лиц. Это связано с тем, что на эти виды налогов внешние условия имеют лишь косвенное влияние. Средний темп роста составил 10,2 % в год. Лишь в 2009 мы видим заметное снижение темпов роста, сумма НДФЛ за год практически не изменилась. На рост этого вида налогов влияет не только рост заработной платы населения, но и уменьшение теневой экономики в области оплаты труда.

Как и доля НДФЛ, доля налога на добавленную стоимость в пополнении бюджета осталась на прежнем уровне. С учётом падения в 2008 и снижения темпов роста в 2013, средний темп роста составил 10 %. На размер налога влияет изменения объёмов реализации товаров, работ, услуг.

Несмотря на то, что налоги со специальным налоговым режимом имеют не только самую нестабильную динамику, но и наименьший темп роста, поступления по ним увеличились в полтора раза за десять лет. Специальные налоговые режимы существуют для создания благоприятного налогового климата с целью вывода из теневого оборота предпринимателей, контроль за деятельностью которых сложен или неэффективен. По размеру поступлений и охвату налогоплательщиков самым значимым специальным налоговым режимом является упрощённая система налогообложения. И увеличение поступлений говорит о том, что увеличилась как собираемость данного вида налогов, так и количество выведенных из теневого сектора потенциальных налогоплательщиков.

В заключение можно отметить, что поступления в бюджеты Российской Федерации всех уровней показывают уверенный рост в абсолютном значении, но темпы прироста уменьшаются. Замедление темпов роста налоговых платежей проявляет наличие проблем в экономике страны, падение покупательской способности, инвестиционной привлекательности и снижение деловой активности.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Инспекция является территориальным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальным предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, представляет в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.

Содержание работы

1.Анализ налоговых поступлений на примере Межрайонной ИФНС России № 1 г. Боровичи.
1.1.Организационно-экономическая характеристика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Новгородской области.
1.2.Анализ поступления налоговых платежей по Межрайонной ИНФС России № 1 по Новгородской области.
1.3.Анализ показателей налоговых поступлений в разрезе по налогам.
1.4. Анализ задолженности по налогам в Межрайонной ИФНС России № 1 По Новгородской области.
2.Анализ налоговой системы РФ.
2.1.Анализ поступления администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-ноябре 2011 года.
3.Анализ налоговой политики РФ.
3.1 Сущность и значение налоговой политики.
3.2.Анализ налоговой нагрузки на экономику Современной России.
3.3. Основные направления налоговой политики на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годы.
Список использованной литературы.
Приложения.

Файлы: 1 файл

@Кристина налоговые поступления.doc

Рис. 1. Структура Межрайонная ИФНС России № 1по Новгородской области

Управление работой инспекции осуществляется руководством ИМНС. На него возложены функции по координации, планированию, регулированию, анализу, контролю за работой отделов налоговой инспекции.

1.2.Анализ поступления налоговых платежей по Межрайон ной ИНФС России № 1 по Новгородской области

В Межрайонной ИФНС России № 1 по Новгородской области отделом анализа и налоговой статистики планируются суммы поступлений налогов и других платежей с предприятий на месяц, квартал, год. Эти плановые показатели рассчитываются исходя из проведённых проверок предприятий, предполагаемого дохода предприятий и т.д. Затем отдел сравнивает и анализирует плановые показатели с фактическими поступлениями за соответствующий период, рассчитывая не только отклонения, но и по каким причинам они произошли.

Рассмотрим выполнение бюджетных назначений за 2010 год (таблица 1).

Выполнение бюджетных назначений за 2010 год

по Межрайонной ИФНС России № 1 по Новгородской области, тыс. руб.

12 месяцев 2010 года

Всего по бюджетной системе:

Федеральный бюджет, в том числе

Налог на прибыль

Налог на прибыль

Налог на имущество организаций

Боровичский муниципальный район

Хвойнинский муниципальный район

Пестовский муниципальный район

Мошенской муниципальный район

Консолидированный бюджет области

Как видно из таблицы 1 всего поступлений по бюджетной системе фактически меньше, чем плановые показатели, и составили за 2010 год -329180 тыс. руб. или 88,7%, а по сравнению с 2009 годом на 22987 тыс. руб. или 89,4%.

Поступления в федеральный бюджет по НДС, налогу на прибыль за 2010 год суммы фактических поступлений выше, чем плановые показатели, т.е. налог на прибыль составил – 11702 тыс. руб. или 126,9%, а НДС на – 23437 тыс. руб. или 105%. Поступления доходов в федеральный бюджет в 2009 году по сравнению с 2010 годом НДС составило 128,9%, а по налогу на прибыль 164,7%. Из данных можно сделать вывод, что в федеральный бюджет поступление налогов положительное и превышает показатели с предыдущими годами.

Поступления налогов в областной бюджет составил 80,7% по сравнению фактических поступлений с плановыми. Наибольший % поступлений в 2010 году по областному бюджету составил налог на имущество организаций – 99,8%, транспортный налог – 99,6%, НДФЛ -94,5%. По налогу на прибыль сумма фактических поступлений снизила плановый показатель на 298734 тыс. руб. или на 70,2%. Плановый показатель по этому налогу - 1002833 тыс. руб., а сумма фактических поступлений составила 704099 тыс. руб. Из данных можно сделать вывод, что поступления налогов в областной бюджет отрицательное и снижены все показатели с предыдущим годом.

Из муниципальных районов на первом мете по данным таблицы по поступлениям Мошенской район – 103,0%, на втором месте Боровичский район 101,9%.

Снижение поступлений доходов по Межрайонной ИФНС № 1 По Новгородской области произошло из-за неплатёжеспособности крупных налогоплательщиков. Хотя следует сказать, что в отношении этих предприятий налоговая инспекция проводила определённую работу по уменьшению и принудительному взысканию сумм недоимки.

Таким образом, Межрайонная ИФНС России № 1 по Новгородской области не выполнила план по поступлению налогов за указанный период.

Динамика индикативных показателей поступления доходов в федеральный бюджет по Межрайонной ИФНС № 1 по новгородской области за 11 месяцев 2009 и за 2009 в целом, тыс. руб.

Читайте также: