Письмо налоговой службы о налоговом маневре в it отрасли

Опубликовано: 30.04.2024

Дмитрий Кузьмин

Под налоговым маневром следует понимать совокупность льгот для бизнесов, работающих в сфере информационных технологий. Меры налоговый поддержки сформулированы в Федеральном законе от 31.07.2020 № 265-ФЗ. Они действуют бессрочно.

Разработать этот закон власти решили в период пандемии. На встрече с IT-сообществом президент Владимир Путин заметил, что благодаря маневру налоги для отрасли в России станут самыми низкими в мире.

Закон вступил в силу 1 января 2021 года. Рассказываем, какие существенные изменения появились в Налоговом кодексе и как их оценивает IT-сообщество.

Как снизился налог на прибыль

Ключевым изменением в Налоговом кодексе стало существенное снижение ставки налога на прибыль — теперь IT-компании платят 3 % вместо прежних 20 %. Чтобы применять льготный режим, нужно соответствовать особым требованиям.

Для разработчиков ПО

Пониженную ставку могут применять российские компании, которые разрабатывают и реализуют программное обеспечение, оказывают услуги по его модификации, адаптации, установке, тестированию и сопровождению. Важно соблюсти три требования.

1. Нужно получить государственную аккредитацию компании в сфере IT. Подготовьте заявление о предоставлении аккредитации и справку о деятельности компании за подписью руководителя. Затем отправьте документы в министерство связи и массовых коммуникаций — лично в отделении в Москве, по почте с описью вложения на адрес «125375, г. Москва, Тверская д.7» или на портале Госуслуг.

Услуга предоставляется в течение 30 дней. В ответ на заявление вы должны получить выписку из реестра аккредитованных организаций, где будет указан ваш номер. Передавать документы в налоговую и фонды не нужно, министерство известит их самостоятельно в течение недели. Но будьте готовы предоставить выписку, если налоговая решит проверить правомерность использования IT-маневра вашей организацией.

Поддерживать среднесписочную численность сотрудников в компании — 7 человек или больше. Если компания не новая, то такая же численность по отчетам должна быть в течение 9 месяцев до начала перехода на пониженную налоговую ставку.

Более 90 % выручки должно относится к IT. Причем четко определены критерии доходов. Под IT-деятельностью понимают продажу ПО и баз данных, отчуждение исключительных прав на программы и базы, их разработку, адаптацию, модификацию, установку, тестирование и обслуживание.

Обратите внимание: в IT-доходы нельзя включать доходы от распространения рекламы, размещения предложений о продаже или покупке для клиентов, поиска информации о потенциальных продавцах. Проще говоря, продавцы рекламы в интернете, даже с использованием рекламных сервисов, под льготную ставку не попадают.

Для проектировщиков и разработчиков «железа»

Еще один получатель льгот — компании, которые проектируют и разрабатывают изделия электронной компонентной базы и электронной продукции. Требования к ним аналогичные, только вместо регистрации аккредитации нужно попасть в реестр министерства промышленности и торговли РФ.

Чтобы это сделать, отправьте в ГИС Промышленности копию устава организации, справку о наличии лицензионных соглашений на торговые марки систем проектирования, свидетельство о регистрации топологии интегральных схем или подтверждение постановки на бухучет результатов собственной разработки. Весь перечень нужной документации и порядок включения в реестр приводится в Постановлении Правительства от 31.12.2020 РФ № 2392.

В остальном так же — не меньше 7 человек в штате и 90 % доходов получены от IT-деятельности.

Обратите внимание: больше нельзя применять возможность амортизации в отношении электронно-вычислительной техники — раньше это было прописано в п. 6 ст. 259 НК РФ, но новый закон отменил этот пункт. Зато появилась возможность записать расходы на покупку ЭВМ в качестве материальных расходов в налоговую базу.

Как сократились страховые взносы

Условия получения аналогичны перечисленным в разделе выше — льготы доступны IT-компаниям, которые есть в реестрах, получают 90 % дохода от IT и держат в штате минимум 7 человек.

С 1 января пониженные тарифы составили:

  • На обязательное пенсионное страхование — 6 %. До этого действовали нормы в 8 %.
  • На случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 1,5 %. Ранее — 2 %.
  • На обязательное медицинское страхование — 0,1 %. Ранее — 4 % взносов.

Опрошенные нами представители IT-отрасли считают, что подобная льгота должна подстегнуть бизнес к выходу из зоны «серых» зарплат.

Callibri с 2015 года аккредитована в качестве IT-компании. Аккредитация — довольно простая процедура с минимальными требованиями. Главное — попасть в ОКВЭД, держать от 7 человек в штате и иметь 90 % доходов именно от IT-деятельности. За счет этой аккредитации мы получали хороший бонус, взносы с зарплаты уменьшились со стандартных 32,2 % до 14,2 %. С 2021 года эту льготу «прокачали», теперь с зарплаты мы платим всего лишь 7,6 %. Это выгодно.

Если человек на руки получает 100 000 руб., то обычная компания с учетом НДФЛ заплатит со счета 152 000, а IT-бизнес сейчас потратит только 124 000 руб. Любая IT-компания должна платить «белую» зарплату, это ненамного дороже, чем оплата в конверте.

Иван Шкиря
CEO компании «Гудок» и основатель сервиса Callibri

Какие изменения произошли с НДС

До 2021 года от НДС освобождались операции по передаче прав на любое ПО и любые базы данных. Причем речь шла как об лицензионных и сублицензионных, так и о договорах об отчуждении исключительных прав. С 1 января порядок изменился, льготы стали иными.

С 2021 года не платить НДС могут компании, которые включили ПО в специальный реестр российского ПО. Правила его формирования регулируются Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236. Для попадания в реестр нужно подать заявление в Минкомсвязи — это делают на специальном ресурсе с помощью аккаунта Госуслуг.

Чтобы ПО включили в реестр, нужно соблюсти несколько условий.

  • Исключительные права на ПО или базу данных должны быть законно получены на территории РФ. Или экземпляры программы свободно распространяются в РФ.
  • На договоры с иностранными лицами приходится не больше 30 % выручки от передачи прав.
  • Права на ПО не являются гостайной.
  • Важно, чтобы исключительные права на ПО принадлежали российскому лицу без ограничений по территории и сроку действия. Причем если права принадлежат коммерческой организации, в ней должно быть не менее 50 % прямого или косвенного участия граждан РФ или российских публичных или коммерческих образований.
  • Программой или базой данных нельзя управлять или принудительно обновлять ее из-за границы.

Прежде чем ПО включат в реестр, его проверят на предмет соответствия правилам в Экспертном совете при Минкомсвязи России. Все правила есть в Постановлении № 1236. Еще можно ориентироваться на методические рекомендации Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ.

Самое страшное в налоговом маневре — отмена льготы по уплате НДС. На реальном рынке просто взять и повысить цены на 20 % невозможно, рынок такое не простит. А исходящего НДС, за счет которого можно снизить выплаты в бюджет, у IT-компаний практически нет.

Структура наших расходов такая: ФОТ, услуги подрядчиков, которые все на УСН, офис, который тоже часто на УСН, маркетинг, который частично на УСН. Я посчитал, что без льготы мы бы смогли компенсировать не более 15 % от упавшего сверху НДС.

Нам повезло, мы смогли попасть в реестр российского ПО, чтобы не платить НДС. Потратили на это три месяца. Нас действительно проверяли, заставили упростить установку сервиса, превратить его в такое решение, которое буквально бабушка сможет установить с дискеты.

Но льготы по НДС подходят далеко не всем. Например, в реестр не смогут попасть разработчики сайтов или софта под заказ.

Иван Шкиря
CEO компании «Гудок» и основатель сервиса Callibri

Еще одно ограничение — права на ПО не должны включать в себя права на распространение рекламы или получению доступа к ней, а также на размещение предложений о покупке или продаже или поиска информации о потенциальных покупателях или продавцах.

Таким образом, льготы по НДС теперь недоступны IT-компаниям, которые являются торговой площадкой или сервисом по размещению рекламы, а также компаниям, которые продают ПО с рекламными баннерами.

Если условия не соблюдены, применяется стандартный порядок налогообложения — НДС 20 %, при отсутствии у компании других льгот.

Разъяснения Минфина с примерами

Совместно с IT-компаниями, ФНС и Минцифры разработал Письмо от 18.12.2020 № 03-07-07/111669, в приложении к которому приводятся примеры конкретных ситуаций.

В документе ведомство обращает внимание на то, что указанные кейсы в части применения пониженных ставок по прибыли и страховым взносам распространяются только налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов), которые реализуют собственные программы ЭВМ и баз данных, то есть являются их разработчиками.

Примеры, которые приведены в письме, касаются следующих налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов):

  • оператора электронной торговой площадки;
  • тех, у кого есть исключительные права на комплексное ПО, обеспечивающее функционирование системы электронного документооборота;
  • тех, у кого есть исключительные права на ПО по управлению отношениями с клиентами (CRM);
  • тех, у кого есть исключительные права на ПО, позволяющее проводить анализ и проверки контрагентов;
  • тех, у кого есть исключительное право на ПО для организации процесса создания, редактирования и управления сайтом (CMS);
  • тех, кто на основании лицензионного договора получил права на использование ПО и с письменного согласия лицензиара предоставляет право использования этого ПО другому лицу по сублицензионному договору;
  • тех, у кого есть исключительные права на ПО, включенное в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных.

Коротко о плюсах и минусах налогового маневра в IT

Налоговый маневр повышает конкурентоспособность IT-компаний за счет льгот на налоги и взносы:

  • тарифы страховых взносов в сумме снизились с 14 % до 7,6 %;
  • ставка налога на прибыль сократилась с 20 % до 3 %.

При этом есть и минусы — отменены льготы по НДС, если только компания не занесет свое ПО в реестр российских разработок. Если этого не сделать, придется платить стандартную ставку в 20 %.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

В результате принятия ФЗ № 265-ФЗ отдельные аспекты налогообложения IT-компаний с 01.01.2021 подлежат существенным изменениям, в частности, касающиеся налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций и страховых взносов.

В настоящем обзоре мы представим комплексный анализ всех нововведений, а также порядок и условия их применения.

Льгота по НДС

Льгота заключается в освобождении от обложения НДС операций по реализации (передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

  • исключительных прав на программы для электронно-вычислительных машин (далее – ЭВМ) и базы данных, включенные в единый реестр;
  • прав на использование указанных программ и баз данных.

При этом, права на использование таких программ и баз данных могут передаваться не только путем заключения лицензионного договора, но также путем предоставления к ним удаленного доступа через интернет.

Необходимо отметить, что реализация прав на использование обновлений к указанным программам, базам данных и дополнительным функциональным возможностям также освобождается от обложения НДС.

Для получения указанной льготы передаваемые по лицензионному договору программное обеспечение должно быть включены в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, опубликованном на официальном сайте Минкомсвязи России. В случае если в указанном реестре сведения о передаваемом ПО или базе данных отсутствуют, операции по передаче исключительных прав или прав на использование такого ПО (базы данных) не освобождаются от обложения НДС.

Необходимо отметить, что освобождение от обложения НДС вышеуказанных операций не распространяется на передачу прав на использование программ для ЭВМ и баз данных, если эти права состоят в получении возможности:

  • распространять рекламу интернете или получать доступ к ней;
  • размещать в интернете предложения о приобретении или реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав;
  • осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях и продавцах или заключать сделки.

Льгота по налогу на прибыль организаций

Льгота заключается в применении ставки по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 3% и ставки по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 0%. Соответственно, суммарная ставка по налогу на прибыль для организаций, имеющих право на указанную льготу, составляет 3%.

Получение данной льготы предусмотрено для двух категорий организаций:

1. К первой группе относятся организации:

  • осуществляющие деятельность в области IT;
  • разрабатывающие и реализующие разработанные ими программы для ЭВМ, базы

данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи или оказывающие услуги по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных;

  • устанавливающие, тестирующие и сопровождающие программы для ЭВМ и базы данных.

2. Ко второй группе организаций, имеющих право на получение льготы по налогу на прибыль, относятся организации, которые осуществляют деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

Для применения организациями пониженных ставок требуется одновременное соблюдение следующих условий:

  • организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо организация включена в реестр российских организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2392);
  • доля доходов от операций в сфере IT по итогам отчетного или налогового периода составляет не менее 90% от суммы всех доходов, полученных организацией;
  • среднесписочная численность работников организации за отчетный (налоговый) период составляет не менее семи человек.

Необходимо отметить, что в случае, если по итогам налогового (отчетного) периода организация не выполняет хотя бы одно из указанных условий, она утрачивает право применения пониженных ставок по налогу на прибыль с начала года, в котором допущено несоответствие вышеуказанным условиям.

Льгота по страховым взносам

Льгота заключается в возможности применения российскими организациями, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, разрабатывающих и реализующих разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающими услуги по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных, устанавливающих, тестирующих и сопровождающих программы для ЭВМ, базы данных, пониженных тарифов страховых взносов:

  • на обязательное пенсионное страхование – 6%;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 1,5%;
  • на обязательное медицинское страхование – 0,1%.

Таким образом суммарная величина тарифов по страховым взносам составляет 7,6%.

Для получения организациями указанной льготы обязательно их соответствие следующим требованиям:

  • получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или свидетельства, удостоверяющего регистрацию организации в качестве резидента технико- внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны;
  • среднесписочная численность сотрудников организации за расчетный (отчетный) период составляет не менее семи человек;
  • доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам отчетного (расчетного) периода составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период.

При этом важно, что если организация утратит аккредитацию либо статус резидента технико-внедренческой или промышленно-производственной ОЭЗ или по итогам очередного периода перестанет соответствовать одному из вышеуказанных условий, то страховые взносы необходимо будет пересчитать с начала года по стандартным тарифам.

Порядок определения доходов от IT-деятельности

В доходы от деятельности в области IT включаются доходы от:

  • реализации экземпляров разработанных организацией программ для ЭВМ (баз данных);
  • передачи исключительных прав на разработанные ею программы, базы данных, прав на их использование по лицензионному договору (в том числе путем предоставления удаленного доступа через Интернет к программам и базам данных, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности).
  • услуг (работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники). Это могут быть программы, базы данных собственной разработки или разработанные другими лицами (программы, базы данных организаций-партнеров) (письмо Минфина России от 04.12.2020 № 03-03-06/1/106185);
  • услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению программ и баз данных, которые организация разработала либо адаптировала или модифицировала. Адаптированные, модифицированные программы, базы данных могут быть как собственной разработки, так и разработанными другими лицами (программы, базы данных организаций-партнеров)[1].

Исключение составляют доходы от предоставления прав использования программ (баз данных), состоящих в распространении рекламы в Интернете, получении доступа к ней, размещении предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав, в поиске информации о потенциальных покупателях (продавцах), заключении сделок. Их не нужно учитывать в составе доходов от деятельности в IT‑сфере.

Например, не нужно учитывать доходы от предоставления прав на программы, позволяющие участвовать в торгово-закупочных процедурах в электронной форме, размещать рекламу и предложения о продаже товаров (работ, услуг) на электронной торговой или рекламно-торговой площадке (приложение к письму Минфина России от 18.12.2020 № 03-07-07/111669).

Приведенный выше перечень доходов от IT-деятельности является исчерпывающим. Какие-то иные доходы (в частности, вознаграждения за предоставление прав на использование топологий микросхем, секретов производства (ноу-хау) по лицензионным договорам) к сфере IT отнести нельзя[2].

Для IT-компании, созданной в результате выделения (разделения) и получившей исключительные права на программу (базу данных) в порядке правопреемства, имеется особенность. Такая компания может учесть названные доходы при расчете 90% доли, в том числе в случае, когда программу (базу данных) разработала реорганизованная организация[3].

Сумму доходов необходимо определять по данным налогового учета, исключив из нее:

  • доходы в виде курсовых разниц;
  • доходы в виде субсидий, указанных в п. 4.1 ст. 271 НК РФ;
  • доходы от уступки прав требования долга, возникшего при признании доходов от деятельности в области IT.

При подсчете доли доходов, дающей право на применение льготной ставки налога, не учитываются доходы, которые не формируют налоговую базу по налогу на прибыль. Это относится, в частности, к полученным средствам целевого финансирования, например, грантам. Это правило действует только если ведется раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 1.15 ст. 284 НК РФ, Письмо Минфина России от 24.08.2020 № 03‑03‑07/74034).

Пограничные ситуации применения IT-льгот

Стоит понимать, что в отношении операций по реализации прав на программное обеспечение и базы данных, которые состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в интернете, получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в интернете, осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) или заключать сделки, не действует освобождение от НДС. Доходы по таким операциям не учитываются в числителе при расчете доли доходов от IT-деятельности при расчете доходов для применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций и страховым взносам.

Однако в письме Минфина России от 18.12.2020 № 03-07-07/111669 приведено несколько типовых ситуаций, когда передача прав на программу по лицензионному договору не подпадает под рассматриваемое исключение и налогоплательщик может воспользоваться освобождением от НДС, если программа включена в соответствующий реестр, а также квалифицировать полученные доходы в качестве доходов от IT-деятельности:

  • программа обеспечивает электронный документооборот. Пользуясь программой, клиенты могут создавать, изменять, хранить, передавать, обменивать, согласовывать, искать документы. В том числе клиенты могут обмениваться с контрагентами договорными документами, подписанными квалифицированной электронной подписью;
  • программа позволяет управлять отношениями с клиентами (CRM), автоматизировать процессы их обслуживания, сбора данных, планирования, бюджетирования, проведения и анализа результатов маркетинговых кампаний и программ лояльности, отслеживания статуса выполнения заказов, контроля процесса продаж. В числе прочего с помощью такой программы можно рассылать сообщения через электронную почту и сервисы обмена мгновенными электронными сообщениями. Характер распространяемой в них информации не влияет на освобождение от НДС. Даже если лицензиар распространяет рекламную информацию (например, рассылает по собственной базе клиентов сообщения об акциях и скидках), препятствий для применения освобождения нет;
  • программа позволяет проводить анализ и проверку контрагентов на основании информации из широкого круга источников (ЕГРЮЛ, информационные базы судов, Росстата, данные торговых площадок и т.д.) и отслеживать изменения в ней;
  • программа предназначена для организации процесса создания, редактирования и управления сайтом (CMS). Пользуясь ею, лицензиат получает возможность конструировать сайт, например, сайт для интернет-магазина. Характер размещаемой на нем информации для освобождения от НДС значения не имеет. Даже если на созданном с помощью программы сайте разместить рекламную информацию или предложения о реализации товаров, применению освобождения от НДС по пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ это не препятствует.

Конкуренция IT-льгот с льготами для резидентов «Сколково»

Резиденты проекта «Сколково» еще до введения IT-маневра уже имели право на ряд льгот. В частности, при соблюдении ряда условий, имели право в течение первых 10 лет с момента присвоения статуса на:

  • освобождение от уплаты НДС;
  • освобождение от уплаты налога на прибыль;
  • применение по страховым взносам ставки 14%.

Сравнивая льготы в рамках IT-маневра и льготы для резидентов «Сколково» становится видно, что применение льгот в рамках IT-маневра резидентам «Сколково» выгодно в части страховых взносов. В тоже время, применять освобождение от уплаты налога на прибыль и НДС выгоднее, применяя статус резидента «Сколково».

Возможно ли в таком случае комбинировать налоговые льготы? Минфин России в письме от 28.09.2020 № 03-03-10/84983 ответил утвердительно.

Финансовое ведомство разъяснило, что выбор налогоплательщиками осуществляется по каждому платежу отдельно и не зависит от преференций по другим платежам. Например, если по страховым взносам компания выбрала льготу в рамках IT-маневра, то по налогу на прибыль она может воспользоваться преференцией для участника проекта «Сколково» и наоборот.

О «деловой цели» использования IT-льгот

Снижение налоговой нагрузки в рамках IT-маневра неизбежно вызовет желание многих компаний воспользоваться данным преимуществом. После введения IT-льгот некоторое крупные многопрофильные компании задумались о выведении существующих IT-подразделений в отдельные бизнес-единицы, с целью получить возможность воспользоваться льготами.

Однако везде, где есть налоговая выгода, могут возникнуть претензии со стороны налоговых органов о признании её необоснованной. Об этом напомнила ФНС России в письме от 21.01.2021 № СД‑4‑2/561@.

Так, ФНС России в целом не ставит под запрет выделение существующих IT‑подразделений в новые юридические лица. Вместе с тем налоговая служба обратила внимание, что создание IT-компании в результате реорганизации существующих юридических лиц должно исследоваться налоговыми органами в каждом отдельно взятом случае на предмет наличия признаков «дробления бизнеса», когда единственной целью этих действий является получение права на применение пониженных ставок налога на прибыль организаций и тарифов страховых взносов.

В то же время налоговая служба признает создание IT-компании, применяющей пониженные ставки по налогу на прибыль организаций и тарифы страховых взносов, при отсутствии искажений, направленных на создание видимости соблюдения условий их применения, в качестве правомерной деловой цели, полностью соответствующей целям введения пониженного уровня обложения для IT-компаний.

Что это может значить для бизнеса? Выделение из существующей «материнской» компании не должно преследовать цель налоговой экономии. Например, приведенные ниже ситуации наверняка вызовут претензии со стороны налоговых органов:

  • единственным заказчиком вновь созданного IT-подразделения остается «материнская» компания;
  • в результате выделения и снижения выручки/количества персонала «материнской компании» она получила возможность применять и применяет специальный налоговый режим (УСН);
  • вновь выведенное IT-подразделение, в которое трудоустроен большой штат «материнской компании», не имеющий отношения к IT-разработкам.

Поэтому при реорганизации существующих юридических лиц с целью выделить IT-подразделение, которое подпадает под льготный режим, собственники заранее должны готовить обоснование для такой операции. В будущем, при проведении проверки или возникновении вопросов со стороны налогового органа компания должна представить логичное и экономически обоснованное объяснение о наличии деловой цели для выделения IT-подразделения в отдельное юридическое лицо. Например, такой деловой целью может являться:

  • развитие IT-направления в качестве самостоятельной бизнес-единицы;
  • обособление IT-подразделения в качестве профессионального IT-участника для участия в процедурах закупок и тендерах;
  • перепрофилирование IT-активов;
  • диверсификация рисков от развития IT-направления, например, при разработке нового продукта и защита существующего (основного, непрофильного) бизнеса от рисков неудачи.

К сожалению, невозможно привести исчерпывающий перечень обоснований деловой цели или вариантов рискованных действий без изучения каждой конкретной ситуации. Поэтому наиболее безопасным будет заранее готовить обосновывающие материалы, в том числе с привлечением профессиональных консультантов, при планировании бизнес-решений. А собственникам бизнеса рекомендуем в таком случае задать себе простой вопрос: какие преимущества, помимо налоговых, я получу при выделении IT- подразделения в отдельное лицо? Если ответом будет понятная и выгодная бизнес- стратегия, то шансы выиграть спор с налоговой инспекцией значительно повышаются.

[1] письмо Минфина России от 04.12.2020 № 03-03-06/1/106185

[2] письмо Минфина России от 23.11.2020 № 03‑03‑06/1/101948

[3] Письмо Минфина России от 10.12.2020 № 03-03-10/108118


Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Государственной Думой принят закон, которым реализован налоговый маневр в IT-отрасли[1].

Вот ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание.

1. Льгота по налогу на прибыль для IT-компаний

Закон вводит льготу по налогу на прибыль для IT-компаний – ставка по налогу на прибыль устанавливается в размере 3%.

Критерии для получения этой льготы те же, что и для получения льготы по страховым взносам (сформулированные в ст. 427 НК РФ): компания должна быть разработчиком ПО, быть аккредитованной в Минкомсвязи России, иметь среднесписочную численность не менее 7 человек и получать не менее 90% доходов от определенной деятельности в сфере IT.

Одновременно утрачивает силу п. 6 ст. 259 НК РФ, который предусматривал право IT-компаний единовременно списывать расходы на приобретение электронно-вычислительной техники, не применяя к ним общий порядок амортизации.

2. Снижение ставки страховых взносов и корректировка условий для применения этой льготы.

Закон снижает ставку страховых взносов до 7,6% и корректирует перечень тех видов деятельности, доходы от которых должны учитываться при определении 90-процентного барьера для получения льготы по страховым взносам (и налогу на прибыль, так как условия сформулированы одинаково).

Что в виды доходов от IT-деятельности добавилось?

Можно учесть доходы от предоставления прав использования ПО по лицензионным договорам, в том числе «путем предоставления удаленного доступа» к ПО по сети «Интернет». Для целей льготы учитываются и доходы от предоставления обновлений к ПО и дополнительных функциональных возможностей.

Можно вспомнить дела "Мэйл.ру Геймз"[2] по льготе по НДС. Компания не платила НДС с тех самых «дополнительных функциональных возможностей». Пользователь скачивал игру и играл в нее бесплатно, однако приобретал дополнительные предметы — доспехи, оружие и прочее. Долгое время компания судилась с налоговиками по поводу возможности применения льготы в отношении этих дополнительных функциональных возможностей ПО, доказывая, что они тоже представляют собой по сути передачу прав на использование программ для ЭВМ. Споры закончились, когда "Мэйл.ру Геймз" получила-таки положительное разъяснение от ФНС[3].

Аналогичный вопрос рано или поздно возник бы в отношении льготы по страховым взносам. Должны ли учитываться для целей льготы доходы от предоставления этих самых дополнительных функциональных возможностей? Закон положительно ответил на этот вопрос.

Что из доходов от IT-деятельности убрали?

Во-первых, в законе прямо предусмотрено, что доходы должны быть получены от реализации экземпляров ПО собственной разработки, предоставление исключительных прав и прав пользования по лицензионным договорам в отношении ПО собственной разработки.

Сейчас такой оговорки в условии о доходах нет, хотя в подп. 3 п. 1 ст. 427 НК РФ сказано, что льгота предоставляется «для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы». Это давало основание Минфину и ФНС комментировать, что в видах деятельности, от которых должны быть получены доходы, должны учитываться только продажа экземпляров и предоставление прав пользования на разработанное самим налогоплательщиком ПО.

Как толковать это нововведение? Законодатель раньше не имел этого в виду, и можно было учитывать доходы и от несобственного ПО? Или раньше имелось в виду то же самое, просто принятый закон поправил недостаточно четкие формулировки? Посмотрим, как будет складываться практика.

Во-вторых, прямо исключены доходы от предоставления прав использования ПО, если такие права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию и (или) получать доступ к ней, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети интернет, осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.

Таким образом, льгот лишены те компании, которые разрабатывают ПО для целей рекламы, заключения сделок на платформе, поиска потенциальных продавцов и покупателей. Не важно, что эти IT-компании разрабатывали программы и базы данных и предоставляли к ним доступ по лицензионному соглашению.

В-третьих, теперь для целей льготы в сумму доходов для определения 90-процентного порога не включаются доходы от уступки прав требования долга, возникшего при признании тех доходов, которые перечислены в перечне учитываемых для целей применения льготы.

Такое дополнение позволит IT-компаниям передать право требования к неоплатившему IT-товары и услуги (работы) должнику, и не лишиться права применять льготу.

3. Льготы для компаний в сфере проектирования и разработки изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

Закон также предусматривает льготу по налогу на прибыль (ставку в размере 3%) для компаний, которые осуществляют деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции. Условия – включение в определенный реестр, среднесписочная численность не менее 7 человек, получение не менее 90% доходов от реализации услуг (работ) по проектированию и разработке этих изделий. Для этих же компаний введена льгота по страховым взносам.

4. Трансформация льготы по НДС.

Наконец, закон корректирует условия для применения льготы по НДС (в отношении передачи исключительных прав и прав на использование программ для ЭВМ и баз данных) согласно подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Самое главное изменение – существенным образом сужены субъекты льготы. Закон предполагает сохранение этой льготы только для ПО, включенного в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Ведение этого реестра предусмотрено статьей 12.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Одно из условий включения ПО в этот Реестр состоит в том, что правообладателем ПО должен быть либо гражданин РФ, либо российское публичное образование (РФ, субъект РФ, муниципальное образование), либо российская коммерческая организация, доля прямого или косвенного участия в которой граждан РФ и/или российских публичных образований составляет более 50%.

Из новой редакции нормы во втором чтении исчезла ссылка на «лицензионный договор» как основание для льготирования передачи прав на использование ПО. С одной стороны, это дает дополнительные опции для освобождения от НДС операций по использованию российского ПО. С другой стороны, это потребует от налогоплательщиков тщательного правового анализа в каждом конкретном случае, с тем чтобы убедиться в том, что совершенная операция действительно может рассматриваться как передача права на использование ПО.

comment.jpg
Законом дополнена формулировка льготы. В новой редакции будет предусмотрено, что льгота по НДС предоставляется и в том случае, если права на ПО передаются путем удаленного доступа через сеть «Интернет», а также в отношении обновлений к ПО и дополнительных функциональных возможностей.

Еще одно немаловажное изменение – условия применения льготы по НДС, по налогу на прибыль и страховым взносам максимально сближены. Как и в отношении прибыли и страховых взносов, льготу по НДС не получат те компании, которые передают права на ПО с целью получения пользователями возможности распространять рекламу, искать потенциальных продавцов и покупателей и заключать сделки на платформе.

О чем подумать, что сделать

Закон вносит существенные изменения в порядок налогообложения IT-компаний. Эти изменения вступают в силу с 1 января 2021 г. Чтобы подготовиться к ним, мы рекомендуем:

  • проверить, выполняются ли компанией условия для целей применения льгот для IT-сферы и, соответственно, получает и (или) сохраняет ли компания право на льготы с учетом принятого закона;
  • убедиться, что формулировки договоров и первичных документов не препятствуют получению льгот и внести необходимые изменения;
  • осуществить необходимые подготовительные действия для цели применения льгот с 2021 г.

IT-Компаниям, получающим доход от ПО для целей распространения рекламы, поиска контрагентов и заключения сделок, и имеющим в своей структуре собственное подразделение разработчиков ПО, стоит рассмотреть возможные деловые выгоды от выделения такого подразделения в отдельное юридическое лицо. Разумеется, такое выделение должно быть направлено на достижение деловых целей и сопровождаться реальными изменениями в организационном взаимодействии и управлении.

Помощь консультанта

На основе разностороннего опыта консультационной и судебной работы по вопросам налогообложения IT-компаний мы готовы более детально разъяснить содержание новых норм, оценить их применение к конкретным хозяйственным операциям и ситуациям, подготовить обоснование реструктуризации бизнеса и проработать иные вопросы, связанные с адаптацией компаний к налоговому маневру.

CEO S4 Consulting

Айгуль Шадрина, CEO S4 Consulting, рассказывает, какие льготы сможет получить IT-компания в 2021 году, как работать с ними и как это отразится на налоговой нагрузке бизнеса.

Налоговый маневр в IT отрасли

31 июля 2020 года был подписан закон о «налоговом маневре в IT отрасли» (п. 1 ФЗ-265 от 31.07.2020). Этот закон говорит о льготах по налогу на прибыль и страховым взносам, но вводит также ограничение на реализацию ПО и услуг по разработке без обложения НДС. Насчет этого в одно время поднялся большой шум в комьюнити IT-предпринимателей. Однако с НДС не все так просто, мы это разберем ниже.

Льготы, которые сможет применять IT-компания с 2021 года:

15%, как у обычных компаний (пункт 9 (а, б) статьи 2 №102-ФЗ от 01.04.2020). Льгота распространяется на всех сотрудников, от уборщиц до генерального директора.

  • Снижение налога на прибыль до 3% вместо 20% для IT-компаний на общей системе налогообложения.
  • Льгота по освобождению реализации от НДС работает, если организация внесет свое ПО и базы данных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
  • Подробнее рассмотрим вопрос с НДС.

    Льгота по НДС регулируется п.п. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. До 31.12.2020 формулировка закона позволяет не облагать НДС реализацию от предоставления прав на использование ПО и при продаже исключительных прав на это ПО.

    Конкурс ВТБ – придумай имя голосовому помощнику и выиграй Iphone 12

    Если перевести на понятный язык, то до 31 декабря 2020 года любая компания, которая разрабатывает программный IT-сервис и предоставляет доступ в этот сервис по лицензионному договору, может не облагать эту реализацию НДС. То же самое касается компаний, которые ведут разработку на заказ, только в их случае нужно передавать исключительные права на использование ПО (по сути передача интеллектуальной собственности).

    С 01.01.2021, чтобы воспользоваться этой льготой, потребуется включить разработанное ПО и базы данных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (п. 1 ФЗ-265 от 31.07.2020). Это будет дополнительное бюрократическое препятствие для получения льготы IT-компанией, особенно для компаний, которые осуществляют заказную разработку (аутсорсинг).

    В этом законе отдельно отмечается, что льготой не смогут воспользоваться площадки, которые дают возможность рекламного размещения (например, рекламная площадка желтого поисковика).

    Дополнительные особенности работы с этим «льготным НДС»:

    1. IT-компания, работающая на ОСН (общей системе налогообложения) и реализующая свое ПО с помощью этой льготы без НДС, не сможет принять входящий НДС к вычету, который был направлен на эту реализацию (п. 1 ст. 171 НК РФ, п. 4 ст. 166 НК РФ). Если компания для разработки ПО пользовалась услугами и товарами подрядчиков с НДС, то она не сможет принять к вычету этот НДС от подрядчика.
    2. Однако в этом случае (пункт 1) компания на ОСН сможет учесть размер НДС в стоимости товаров и услуг, тем самым уменьшив налог на прибыль (п.п. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ). Например, компания купила услугу у поставщика на ОСН за 120 рублей, в том числе 20 рублей НДС. Если реализация компании не облагается НДС, то организация примет в расходы 120 рублей (100 рублей стоимость услуг, 20 рублей НДС). Если организация облагает реализацию НДС, то организация примет в расходы 100 рублей (только стоимость товара), а НДС примет к вычету.
    3. Если покупателем IT-компании является компания на ОСН, которая требует входящий НДС, чтобы принять его к вычету, то IT-компания должна выставить реализацию с НДС по 20% ставке. Иначе покупатель не сможет принять НДС к вычету (отсылка к первому пункту).
    4. Если покупателем IT-компании является компания на УСН и IT-компания не будет пользоваться льготой (будет выставлять реализацию с 20% НДС), то в этом случае покупателю не будет выгодно сотрудничать с такой компанией, потому что она не сможет принять НДС к вычету. Если же IT-компания будет использовать льготу, то предложение для покупателя на УСН будет таким же, как от других подрядчиков на УСН.

    Если подытожить, то:

    1. Небольшие IT-компании в основном работают на УСН 6% или УСН 15%, поэтому маневр в НДС и по налогу на прибыль их будет мало касаться.
    2. IT-компании, которые работают на ОСН — это в основном крупные IT-компании, работающие с крупными заказчиками, которые так же на ОСН. Они, скорее всего, вообще не применяют эту льготу, чтобы давать НДС к вычету для своих покупателей.
    3. Компании на ОСН, которые оказывали услуги по разработке сайта для подрядчиков на УСН, не смогут применять льготу, потому что не смогут зарегистрировать сайт в реестре.

    Так что нельзя однозначно сказать, что условное «лишение льготы по НДС» значительно увеличит налоговую нагрузку компании на ОСН или отвернет множество клиентов. Нужно считать.

    Ниже приведена таблица с размером ставок до 2021 и после 2021 года.

    photo

    Как получить льготы и как с ними работать

    Для того чтобы применять льготы с 2021 года, организация должна получить аккредитацию Минцифры и включить свое ПО в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных:

    1. Выручка от реализации ПО и баз данных должна составлять не менее 90%. Причем для давно функционирующей организации выручка считается за девять месяцев предыдущего года (организация хочет применять льготы в 2021, значит, за 9 месяцев 2020 года у нее должна быть выручка от реализации ПО в 90%), а для недавно созданной — за последний квартал (организация открылась в 2021 году, сдала квартальную отчетность, и если выручка от реализации ПО составляет 90%, то она может применять льготы).
    2. Среднесписочное количество сотрудников должно составлять не менее семи человек, по максимальному количеству ограничений нет. Условия соблюдения критерия для давно функционирующих организаций и для недавно открытых такие же, как для выручки. Среднесписочное число рассчитывается следующим образом = [общее количество сотрудников за девять месяцев или за последний квартал, которые были в компании] / [девять месяцев или три месяца].
    3. Для получения льгот по НДС потребуется подать документы через сайт реестра. Главные условия получения льгот: чтобы ПО попадало в коды продукции (их можно найти в приложении №1 к официальной методичке с сайта реестра), чтобы ПО попадало в нужный класс программного обеспечения (приложение №2 из официальной методички), чтобы организация имела исключительные права на ПО, доля участия граждан РФ составляла более 50% (пункт 2). Полные официальные требования указаны в правилах ведения реестра, пункт 5.

    Как получить льготы

    Налог на прибыль и страховые взносы

    Чтобы получить льготы по страховых взносам и налогу на прибыль, нужно заполнить два документа для аккредитации в Минцифре:

    С получением льготы по НДС придется попотеть:

    1. Нужен аккаунт организации в ЕСИА (по сути, Госуслуги). Если вы хоть раз сдавали отчетность по ООО, ваш бухгалтер уже должен был создать учетную запись.
    2. Нужна ЭЦП для подписи заявлений.
    3. Нужно подать заявление о регистрации ПО в реестр через сайт реестра (пункт 19). Авторизация в реестре происходит через ЕСИА. Вам потребуется зайти в личный кабинет и подать заявление: указать необходимые данные и приложить пакет документов. Список документов указан в официальной инструкции. Среди этих документов: устав; документы, подтверждающие исключительность права владения ПО; техническая документация и другие.
      Исчерпывающий список документов для подачи заявления представлен в этом документе (пункт 14 и 15).

    Решение о регистрации заявления принимается в течение 20 рабочих дней после подачи всех документов (пункт 36).

    Далее заявление рассматривается Экспертным советом по программному обеспечению Минцифры. Решение может приниматься до 65 рабочих дней (пункт 10), но обычно происходит быстрее.

    По регламенту общий срок включения ПО в реестр составляет до 85 рабочих дней (

    3,5 месяца), так что если вы хотите с 2021 применять освобождение от НДС, то лучше уже сейчас подавать документы на регистрацию (тем более что вас могут развернуть, если, например, подадите не те документы или не предоставите всю информацию).

    На сайте реестра можно посмотреть, какое ПО находится в реестре. Сейчас там порядка 8140 программных продуктов.

    Как работать после получения льгот, чтобы сохранить право их использования

    Налог на прибыль и страховые взносы

    Вам нужно будет соблюдать пропорцию по выручке на уровне 90% и поддерживать уровень среднесписочного количества сотрудников не менее чем из семи человек.

    В договорах нужно внимательно обратить внимание на наименование услуги. Оно должно содержать формулировку «Разработка программного обеспечения для электронно-вычислительных машин» или «Разработка базы данных для электронно-вычислительных машин». Формулировки можно взять прямо из условий применения льготы на сайте Минкомсвязи.

    photo

    В остальном нужно следить за первичкой так же, как по другим документам, чтобы были все подписи и печати, корректные реквизиты с суммами.

    Минцифра будет контролировать выполнение этих требований с помощью статистической отчетности, которую обязаны предоставлять юридические лица, прошедшие аккредитацию.

    Главный критерий освобождения от НДС — наличие ПО в реестре. Исключить ПО из реестра могут по следующим причинам (пункт 68):

    1. Если организация самостоятельно подаст сведения об исключении ПО из реестра.
    2. Если организация передаст исключительные права на ПО организации, которая имеет в своем капитале более 50% иностранного присутствия (подпункт (а) пункта 5 и 42 Правил).
    3. Если обнаружится факт передачи недостоверных данных организацией в реестр при подаче заявления о включении в реестр и при изменении сведений.
    4. Один раз в год уполномоченный орган будет проверять действительность данных в реестре. Если будут найдены несоответствия, то ПО исключат из реестра. Методика проведения проверки устанавливается уполномоченным органом. (Пункт 30(4) Правил).
    5. Если организация не уведомит об изменениях в ПО в течение пяти рабочих дней после вступления в силу этих изменений. Например, уведомлять нужно при изменении следующих параметров:
    • названия ПО;
    • кода продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции;
    • адреса с документацией по ПО;
    • класса ПО;
    • адреса страницы, на которой размещена информация по стоимости ПО;
    • остальные пункты можно найти в пункте 30 и 4 Правил.

    Государство оставило возможность освобождения реализации от НДС при продаже ПО, но сделала процедуру получения «льготы» бюрократизированной. Компаниям придется потратиться на хорошего юриста и поддерживать актуальность данных в реестре. Юридические компании берут за эту услугу от 80 до 200 тысяч рублей.

    Таблица требований к организациям до 31.12.2020 и после 01.01.2021 года:

    photo

    Что поменяется для IT-компаний после налогового маневра

    Сравним, какая налоговая нагрузка будет у IT-компании в 2020 году и в 2021 году при условии наличия аккредитации в Минкомсвязи и отсутствии регистрации ПО в реестре.

    • Выручка = 50 млн рублей в год без учета НДС;
    • Расходы на подрядчиков и товары = 10 млн рублей в год без учета НДС;
    • Зарплата на руки по всем сотрудникам = 17,4 млн рублей в год;
    • НДФЛ = 2,6 млн рублей в год;
    • НДС с выручки = 50 * 20% = 10 млн рублей в год;
    • НДС входящий с подрядчиков = 10 млн * 20% = 2 млн рублей в год.

    Для ОСН

    Отдельно выделим комбо, которое может значительно сократить налоговую нагрузку IT-компании без пляски с включением ПО в реестр:

    1. Компании нужно получить аккредитацию Минцифры, чтобы получить льготы по страховым взносам.
    2. Компании нужно стать резидентом «Сколково». Подробно разберем этот кейс в следующей статье.

    Резидентство позволяет получить освобождение от уплаты НДС (п. 1, ст. 145.1 НК РФ) и налога на прибыль (п.1, ст. 246.1 НК РФ).

    Для общей системы налогообложения получатся следующие значения:

    photo

    Налоговая нагрузка для компаний на ОСН до и после 01.01.2021 года

    Если организация не будет регистрировать свое ПО в реестре и начнет выставлять НДС с реализации, то у организации появится НДС в размере 10 млн рублей в год. При этом организация сможет принять входящий НДС к вычету и уменьшить НДС к уплате (вместо 10 млн рублей уплатит 8 млн рублей).

    Отметим, что НДС — это не налог организации, а косвенный налог. Это значит, что НДС платит покупатель организации, а организация его только перечисляет в бюджет — является налоговым агентом.

    Если рассмотреть уплату в данном примере, то исходящий НДС в 10 млн рублей платит покупатель организации, а 2 млн рублей входящего НДС платит сама организация.

    Если рассматривать это в рамках рынка, то для клиентов ваши услуги станут дороже на 20%, если ранее им не требовался входящий НДС. Соответственно, вы можете их потерять, если они находятся на УСН, потому что им будет выгоднее обратиться к компании на УСН.

    Если у вас все клиенты ОСН, то для вас в плане НДС ничего не изменится. Если у вас множество клиентов на УСН, то в этом случае вы можете уменьшить стоимость услуг за счет прибыли компании (что нелогично делать), либо придется регистрировать ПО в реестре.

    Расход компании на страховые взносы после получения льготы уменьшится практически в два раза (с 14% до 7,6%). По налогу на прибыль выгода получается в

    семь раз (с 20% до 3%).

    Так что налоговый маневр для компаний на ОСН выходит не таким уж и плохим. Крупные компании все равно работают с НДС и льготу все же можно получить, но процесс значительно усложняется. Но существенный минус присутствует — для покупателей на УСН услуги станут на 20% дороже, если компания-разработчик не внесет свое ПО в реестр.

    Для УСН 6%

    photo

    Для компаний на УСН 6% будет значительная экономия на страховых взносах, сумма налога УСН 6% уменьшается на величину страховых взносов, но не более чем на половину от суммы налога УСН 6% (подпункт 3 пункта 3.1 статьи 346.21 НК РФ). Формула расчета налога такая:

    Сумма УСН 6% = [Выручка * 6%] — [сумма страховых взносов]

    Если сумма страховых взносов больше, чем [выручка * 6%]/2, то размер УСН 6% можно уменьшить только на [выручка * 6%]/2. Например такая ситуация вышла в нашем примере:

    • 50 000 000 * 6% = 3 000 000 рублей;
    • 3 000 000 / 2 = 1 500 000 рублей;
    • 1 500 000 Итоговая налоговая нагрузка IT-компаний до 2020 года и с 2021 года

    Ранее формулировка п.п. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ позволяла делать сайты и не выставлять НДС (сайт попадает под определение программы для ЭВМ по статье 1261 ГК РФ), то с 01.01.2021 это будет невозможно. У вас просто не примут заявку на регистрацию этого ПО, вы не сможете вписать корректные коды продукции и класс ПО.

    Если вы работали на ОСН и ваши основные заказчики были на ОСН, то вы почувствуете сильное облегчение налоговой нагрузки из-за снижения страховых взносов и налога на прибыль (с НДС изменений не будет). Ваша налоговая нагрузка может получиться ниже, чем у компаний на УСН 6%.

    Если вы работаете на ОСН и пользовались льготой, чтобы делать реализацию без НДС для подрядчиков на УСН, то вам придется внести свое ПО в реестр. А если вы разрабатывали сайты, то вы больше не сможете применять льготу по НДС.

    Если вы на ОСН и ваши основные заказчики — иностранные компании не из России, ваша налоговая нагрузка будет практически нулевая или даже государство будет доплачивать вам (за счет вычетов по НДС). Зависит от структуры расходов.

    Если вы на УСН 15% или УСН 6%, то у вас будет значительная экономия — в два раза — на страховых взносах.

    Если вы хотите сократить свою налоговую нагрузку до минимума, получайте аккредитацию в Минцифре и становитесь участником «Сколково».


    Фото на обложке: Shutterstock/Akira Kaelyn
    Изображения в тексте предоставлены автором


    Отельеры смогут учитывать комиссию Booking.com и НДС за нее в качестве расходов или оформлять налоговый вычет. Такие разъяснения после обращения «Опоры России» дала Федеральная налоговая служба (ФНС). Хотя на эти платежи может приходиться до 25% от оборота гостиницы, из-за разницы в подходе к оформлению документов отельерам не удавалось убедить местные инспекции в осуществлении трат. Выиграть от разъяснений ФНС могут и другие отрасли.

    Документы:

    Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), могут использовать для подтверждения расходов документы, оформленные по обычаям делового оборота иностранного государства, в случае если те прямо или косвенно подтверждают траты. Об этом говорится в ответе ФНС (есть у “Ъ”) на обращение «Опоры России», ранее просившей проработать вопрос о совершенствовании порядка налогообложения операций по оказанию иностранными организациями электронных услуг в РФ. Поводом послужили сложности, возникающие у отельеров при работе с Booking.com. В ФНС на вопросы “Ъ” не ответили.

    Отельеры ежемесячно платят Booking.com комиссию за совершенные на платформе бронирования, ее размер участники рынка оценивают в 15–35%. НДС за эти услуги гостиницы традиционно платили самостоятельно, но в 2019 году Booking.com взял это на себя, включая выплату в выставляемый счет. Это связано со вступлением в силу закона о «налоге на Google», который обязывает компании платить налог за услуги, оказанные российским налоговым резидентам. По словам президента Ассоциации отелей Казани и Татарстана Гульнары Сафиной, отельеры до сих пор не могли подтвердить эти выплаты в налоговых органах для корректного расчета налога на прибыль. Booking.com предоставляет гостиницам стандартные голландские формы отчетности, переведенные на русский язык, а инспекторы настаивали на предоставлении бумаг, оформленных по российским стандартам, поясняет она.

    Вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников говорит, что за последние два года отельеры на местах многократно обращались в территориальные органы ФНС по вопросу учета комиссии и НДС Booking.com, но не получали внятного ответа. «Налоговые аудиторы прямо говорили о невозможности использования форм закрывающих документов от Booking.com для зачета при налогообложении из-за несоответствия законодательству», — рассказывает он.

    Обосновать в ФНС сделанные Booking.com платежи для гостиниц важно: расходы на оплату комиссии сервису и НДС, по оценкам «Опоры России», доходят до 25% от оборота небольшого отеля.

    Госпожа Сафина поясняет, что средства размещения, работающие по УСН, так могут учесть их в качестве расходов, что позволит уменьшить налоговую базу, которая рассчитывается по системе «доходы минус расходы». На долю УСН, согласно оценкам «Опоры России», сейчас приходится 80% российских средств размещения — весь малый и средний бизнес. Оставшиеся 20% работают в рамках основной системы налогообложения и до сих пор также сталкивались со сложностями. По закону участники рынка могут произвести вычет уплаченного Booking.com НДС из общей суммы налога, но сделать это ранее также не удавалось из-за технических несоответствий, рассказывает госпожа Сафина. Теперь ФНС в своих разъяснениях указала, что препятствий для реализации налогоплательщиком права на вычет НДС не выявлено.

    Юрист Forward Legal Федор Закабуня отмечает, что данные ФНС разъяснения увеличивают шансы налогоплательщиков на положительное рассмотрение вопроса о правомерности вычетов по НДС и учета расходов для целей налога на прибыль при возникновении недопонимания с территориальными надзорными органами. Эксперт поясняет, что позиция ФНС — универсальная и применима для всех компаний, приобретающих услуги в электронной форме у иностранных организаций. Отельеры — действительно не единственные представители бизнеса, сталкивающиеся со сложностями. Аналогичные проблемы при расчете налогов также возникают у разработчиков мобильных приложений, говорил “Ъ” главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян.

    Источник: Коммерсантъ, 16/02/2021

    Юридическое агентство «Персона Грата» оказывает правовую поддержку туристическим компаниям в следующих вопросах:

    - Консультации юриста
    - Договоры для турфирм в соответствии с требованиями законодательства 2021: готовые формы, индивидуальная разработка
    - Услуги по регистрации/перерегистрации предприятий и фирм: ООО, ИП. Подготовка комплекта учредительных документов без регистрации
    - Внесение изменений в учредительные документы, изменение юридического адреса, состава учредителей, наименования предприятия
    - Аутсорсинг: юридическое и бухгалтерское обслуживание туристических компаний
    - Правовая помощь туристическим компаниям в связи с отказами от туров и расторжением договоров в ситуации с пандемией COVID-19
    - Досудебное производство: подготовка претензий, исковых заявлений и прочих процессуальных документов
    - Судебное сопровождение: защита интересов турфирм в суде, подготовка юридической позиции и мотивированного отзыва на исковое заявление
    - Суд. Арбитраж: ведение дел, исполнительное производство, защита от взыскания

    Читайте также: