Анализ налогообложения банка на примере банка

Опубликовано: 15.05.2024


В мире на сегодняшний день множество налоговых систем. Главная задача этой статьи – разобраться в особенностях системы уплаты налогов коммерческими банками в России и сопоставить её с системой налогообложения в других странах.

Теоретической и методологической базой данного исследования являются нормативные и законодательные акты, информация о финансовых отчетах консолидированного характера, баланса бухгалтерии и данных, представляемых держателям акций конкретной организации, статьи в экономических и финансовых изданиях России, электронные ресурсы с материалом по данной теме, учебные пособия, материалы и обязательно результаты проведенных исследований. Все это позволит увидеть самую обширную картину того, насколько эффективна система налогообложения коммерческих банков в России.

Рынок банковских услуг сегодня один из ключевых, в специализацию которого входят банки. Банк – это организация, осуществляющая кредитную деятельность, которая имеет аккредитацию на выполнение банковских операций: размещение денежных средств от собственного имени и за свой счет при условии возврата, срочности, платности, ведение и открытие банковских счетов физических и юридических лиц, привлечение валютных средств во вклады юридических и физических лиц [3].

Главное условие, которое необходимо выполнить, чтобы создать рыночное хозяйство – наладить функционирование банковской системы. На банки возложена весьма серьезная роль, при помощи них государство реализует стратегические и тактические цели инвестиционной, инновационной политики, проблемы регулирования доходов населения и внешнеэкономической деятельности.

Самое главное для исправной работы банковской системы – это развитие системы уплаты налогов организаций, которые занимаются кредитными операциями. Прочие организации, занимающиеся кредитными операциями в РФ и банки, сталкиваются с трудностями при налогообложении, во многом имеющие дело с неразрешенностью и противоречивостью некоторых аспектов закона о налогах.

Как правило, банк может выступать в 3 позициях, а именно:

– В качестве самостоятельного налогоплательщика;

– В качестве налогового агента;

– В качестве посредника между государством и налогоплательщиками.

Банк обязуется оплачивать несколько типов налогов местного, регионального и федерального масштаба. Все налоги, уплачиваемые коммерческими банками, указаны в ст. 19, 20, 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.91 г. № 2118-1. С вступлением в силу с 05.05.2016 г. изменений во II часть Налогового Кодекса, банки уплачивают налоги и сборы, предусмотренные ст. 13, 14, 15 части I Налогового Кодекса РФ.

Налоги федерального масштаба: НДС, НДФЛ и др., регионального масштаба: имущественный налог, транспортный налог и прочие, местные налоги: земельный налог. Рассмотрим коротко некоторые примеры налогов [4].

1. Налог на прибыль организации. Согласно налоговому законодательству РФ, этот тип налогообложения представляет собой реальную прибыль, которая остается в распоряжении банка после вычета текущих расходов.

2. Налог на добавленную стоимость. Стоит отметить, что по большей части банковские услуги не облагаются налогом по причине того, что отчасти банковские тарифы не базируются на себестоимости, зато на них прямым образом сказывается уровень рисков и конкуренции.

3. Налог на имущество организаций. Такая система налогообложения применима к банковскому имуществу, как движимому, так и недвижимому, находящемуся в собственности.

4. Земельный налог. Оплата данного налога имеет место быть только тогда, когда здание, в котором располагается офис банка, находится в личной собственности банка.

Банк, являясь плательщиком налогов, в обязательном порядке ведет налоговый учет доходов и расходов, путем занесения перечня сделок и операций в журнал аналитического учета, в строгом соответствии с правилами. Такой вид учета отражает каждую сделку, которую заключил или совершил банк. Сюда относятся: покупка и продажа драгоценных камней и металлов, долговые обещания, операции хозяйственного характера, и прочие банковские операции. В аналитическом учете отражается дата совершения операции, стоимость, количество, качество или же иные показатели, необходимые для данного учета [2].

Отличным примером, для проведения сравнительного анализа банков коммерческой деятельности РФ, служат банки США. Налоговая система Америки разительно отличается от налоговой системы, применяемой в России. К примеру, ставка для банка и для корпораций одинакова. В первую очередь учитывается не добавленная стоимость, не потребительские и даже не производственные налоги, а доход. Рассмотрим схему налогов, которыми облагаются корпорации и на основе полученной информации выявим особенности, которые присущи налоговой системе национального и коммерческого банка.

Система уплаты налогов корпорациями:

1. Определить уровень доходов;

2. От суммы общего дохода отнять доход, который не подлежит налогообложению;

3. Провести налоговые вычеты с целью определения налога на чистый доход по ставке налога.

Наиболее наглядно и четко видно систему налогообложения коммерческих банков на примере уплаты налогов банком ПАО «Росбанк». Росбанк является частью группы Societe Generale – лидирующего универсального европейского банка с более чем 150-летней историей, который на протяжении всего периода своей деятельности демонстрирует способность к росту, противостоянию внешним вызовам и успешной адаптации к изменениям. До недавнего времени, Росбанк являлся открытым акционерным обществом, с принятием нового закона об обществах, произошло переименование в публичное акционерное общество (ПАО).

Данный банк является одним из основных операторов рынка валют в Дальневосточном регионе. Банком производятся валютные операции на внутреннем и мировом валютном рынке. Общая сумма операций конверсии за 2015 год превышает отметку в 2050 миллионов долларов США, сюда же относятся операции по приобретению и реализации валют по клиентским заявкам на общую сумму в 2348 миллионов долларов США, стоит отметить, что данный показатель почти в 3 раза выше, чем в 2013 году [5].

Стоит подчеркнуть, что основные налоги, которые уплачивает банк это:

Налог на прибыль организации;

Налог на доходы физических лиц;

Налог на добавленную стоимость;

Налог на имущество организации;

Прочие виды налогов.

Стоит отметить, что банк может уйти от обязанности по ведению раздельного учета НДС, уплаченного поставщикам, при приобретении товаров (работ, услуг), применяя п. 5 ст. 170 НК РФ. В таком случае банк включает в затраты, при исчислении налога на прибыль организаций принимаемые к вычету суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом, полученная ими по операциям вся сумма НДС, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет.

Сроки уплаты налога и порядок исчисления:

– Квартал – налоговый период;

– Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого квартала.

– Рассчитывается как общая сумма налога, уменьшенная на сумму налоговых вычетов;

Налогообложение банков производится по налоговой ставке 18 %.

Налогообложение производится по расчетной ставке 18/118 в случаях, если коммерческий банк выступает в качестве налогового агента, при удержании налога.

Коммерческий банк, приобретая на территории Российской Федерации товары (услуги, работы) у иностранных партнеров, не состоящих в качестве налогоплательщиков на учете в налоговых органах, является налоговым агентом, который обязан исчислить, удержать у иностранной организации и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС. При этом, налоговую базу по НДС определяет банк, как сумму дохода зарубежной организации от реализации данных продуктов (услуг, работ).

Также, банк считается налоговым агентом, арендуя у органов гос. власти и управления и органов районного самоуправления федеральные активы, актив субъектов РФ и городской актив. При этом, налоговая основа по НДС ориентируется банком, как сумма арендной платы с учетом налога. Банк должен исчислить, вычесть из прибыли, уплачиваемой арендодателю, и перечислить в бюджет необходимую сумму НДС;

– при реализации имущества, подлежащего учету по цене с учетом уплаченного НДС;

– при получении банком валютных средств в виде авансовых платежей, в счет грядущего предложения, передачи имущественных прав.

База, как налогов, так и сборов рассчитывается как сумма выплат и прочих вознаграждений, начисленных налогоплательщиком за налоговый период в пользу физических лиц. Текущее налогообложение исследуемого банка рассчитывается на основе сумм, ожидаемых возмещений из бюджета или к уплате в бюджет, в отношении налогооблагаемых убытков или прибыли, в предшествующие и текущие периоды.

Российская налоговая система далека от совершенства в собственной законодательной базе. «Пробелами» в Налоговом кодексе злоупотребляет основная масса хозяйствующих субъектов государства. Важна кропотливая проработка всех нормативно-правовых актов и законов, касающихся налогообложения, тем более в сфере кредитных организаций, т.к. здоровая банковская среда – задаток финансового благополучия любой страны.

Для достижения данной цели необходимо принять срочные меры. В передовых российских критериях целенаправленно было бы установить дифференцированный расклад к налогообложению коммерческих банков. В частности, целенаправленно использовать меньшую ставку налога на выгоду, в случае если банк постоянно ориентирует прибыль не на выплату дивидендов, а на наращивание денежных средств банка, кредитование реального раздела экономики, становление работы за рубежом.

При оптимизации налогообложения коммерческих банков нужно не только инициировать их на финансирование компаний реального раздела экономики, но и ограничивать их в способностях по уклонению от уплаты налогов. Из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что роль налоговой регулировки растет в связи с тем, что нужно проводить меры по налоговому стимулированию и сделать конкретные банковские операции неэффективными или же труднореализуемыми [1].

Большая собираемость налогов нуждается в серьёзных преобразованиях в налоговом законодательстве. Улучшение налогообложения коммерческих банков посодействует увеличению налоговой прибыли страны. А это в первую очередь, ускорит процесс становления страны и совершенствования экономики.

Подводя итог, можно сделать вывод об особенной роли банков как субъектов налогообложения, специфике как налогов, которые они должны платить, так и их посреднической роли, регламентированной законодательством. Следует заметить, что тема настоящего исследования очень актуальна, особенно в силу меняющегося законодательства в области налогообложения, и требует внимательного и последовательного дальнейшего изучения.

Особенности налогообложения прибыли коммерческого банка на примере пао кб "восточный"

ID (номер) заказа

ПЛАН ДИПЛОМА: ВВЕДЕНИЕ (Во введении необходимо отразить следующее:  обоснование выбора темы, ее актуальность;  характеристику степени разработанности темы в отечественной и зарубежной науке;  основную цель и задачи работы;  объект и предмет исследования;  научную новизну (если есть);  методы исследования;  характеристику практической значимости исследования;  представление структуры работы 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ 1.1 Коммерческий банк как субъект экономических и налоговых отношений 1.2 Состав и структура налога на прибыль, уплачиваемого кредитным учреждением 1.3 Особенности формирования налоговой базы по налогу на прибыль в коммерческом банке 2. Анализ действующей системы налогообложения коммерческого банка на примере ПАО КБ "Восточный". 2.1 Финансово-экономическая характеристика деятельности ПАО КБ "Восточный" 2.2 Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль в КБ в 2014-2016гг 2.3 Анализ структуры налоговых платежей и налоговой нагрузки ПАО КБ "ВОСТОЧНЫЙ" 3. ПУТИ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БАНКА 3.1 Необходимость процесса реформирования в сфере налогообложения прибыли коммерческого банка 3.2 Основные направления совершенствования налогообложения прибыли кредитного учреждения Заключение (В заключении ВКР отражаются следующие аспекты:  актуальность изучения проблемы в целом или ее отдельных аспек- тов;  целесообразность применения тех или иных методов и методик;  сжатая формулировка основных выводов, полученных в результа-те проведения исследования. После заключения располагается библиографический список. На ка-ждый источник из списка литературы обязательно должна быть ссылка в тексте. Список литературы должен состоять не менее чем из 50 наимено-ваний источников.) Объем каждой главы 20-25 стр Годовые и другие отчетности по банку имеются на их официальном сайте

Закажите подобную или любую другую работу недорого

city
city
bush
bush

Вы работаете с экспертами напрямую,
не переплачивая посредникам, поэтому
наши цены в 2-3 раза ниже

Цены ниже – качество выше!
Цены ниже – качество выше!

Последние размещенные задания

Сетевое Планирование и Управление

Лабораторная, теория принятия решений

Срок сдачи к 20 мая

В задании необходимо выполнить на основе исходных данных, которые представлены в таблице. Номер задания для каждого студента должен соответствовать его порядковому номеру в учебном журнале. Аналитик

Другое, Планирование Производства

Срок сдачи к 27 мая

Написать эссе на тему:"органы исполнительной власти"

Эссе, конституционное право

Срок сдачи к 26 мая

Выполнить лабораторную работу

Лабораторная, Физическая химия

Срок сдачи к 24 мая

Внеоборотные активы организации и основные фонды

Доклад, правовое обеспечение профессиональной деятельности

Срок сдачи к 25 мая

Решить 2 задачи

Решение задач, Теория радиотехнических сигналов

Срок сдачи к 20 мая

Поиск информации, Современные образовательные системы и процессы

Срок сдачи к 29 мая

Состав и порядок разработки финансового плана на предприятии

Курсовая, корпоративные финансы

Срок сдачи к 25 мая

Требование к контрольной работе и вариант(17), конспекты прикрепила!!

Контрольная, Финансовые рынки и институты

Срок сдачи к 21 мая

Решение задач, Техника транспорта»

Срок сдачи к 22 мая

Внеоборотные активы организации и основные фонды

Решение задач, экономика организации

Срок сдачи к 25 мая

Контрольная, сопровождение в инклюзивном образовании

Срок сдачи к 25 мая

Тема курсовой работы. «лица, подлежащие уголовной ответственности по.

Библиографическая ссылка на статью:
Сергеева В.Ю. Оценка прибыльности коммерческого банка с использованием отчета о финансовых результатах // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2019/08/16679 (дата обращения: 12.04.2021).

Основным показателем при анализе результатов деятельности любого коммерческого банка является полученная прибыль, которая определяется как разница между поступившими доходами и произведенными расходами за отчетный период. Источником такой информации прежде всего является отчет о финансовых результатах, состоящий из двух разделов – «Прибыли и убытки» и «Прочий совокупный доход». Оценка доходности деятельности банка позволяет руководству сформировать кредитную, инвестиционную и процентную политику, выявить менее прибыльные операции и разработать мероприятия, направленные на получение банком максимальной прибыли [1, с. 510]. На примере одного из крупнейших региональных банков Центрального федерального округа – ПАО «Курскпромбанк» – проведем анализ доходов и расходов с целью изучения основных источников прибыли банка и перспективных направлений его деятельности, используя отчет о финансовых результатах данного учреждения. В таблице 1 представлены данные о прибылях и убытках ПАО «Курскпромбанк» за 2016-2018 гг. [2].

Таблица 1 – Данные о прибылях и убытках ПАО «Курскпромбанк», тыс. руб.

Раздел 1. Прибыли и убытки

1. Процентные доходы, всего

1.1 от размещения средств в кредитных организациях

1.2 от ссуд, предоставляемых клиентам, не являющихся кредитными организациями

1.4 от вложения в ценные бумаги

2 Процентные расходы, всего

2.1 по привлеченным средствам кредитных организаций

2.2 по привлеченным средствам клиентов, не являющихся кредитными организациями

2.3 по выпущенным долговым обязательствам

3. Чистые процентные доходы (отрицательная процентная маржа)

4. Изменение резерва на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, средствам, размещенным на корреспондентских счетах, а также начисленным процентным доходам, всего, в том числе:

4.1 изменение резерва на возможные потери по начисленным процентным доходам

5. Чистые процентные доходы (отрицательная процентная маржа) после создания резерва на возможные потери

10 Чистые доходы от операций с иностранной валютой

11 Чистые доходы от переоценки иностранной валюты

14 Комиссионные доходы

15 Комиссионные расходы

18 Изменение резерва по прочим потерям

19 Прочие операционные доходы

20 Чистые доходы (расходы)

21 Операционные расходы

22 Прибыль (убыток) до налогообложения

23 Возмещение (расход) по налогам

24 Прибыль (убыток) от продолжающейся деятельности

26 Прибыль (убыток) за отчетный период

Рост чистых непроцентных доходов от операций с иностранной валютой ПАО «Курскпромбанк» на 23,17% в отчетном году связан с повышением доходов от купли-продажи безналичной валюты, от обменных операций физических лиц и от конверсионных операций. Комиссионные доходы, представленные комиссиями по расчетным операциям, по платным услугам, за инкассацию, и т.д., на протяжении всего изучаемого периода имеют положительную динамику, что говорит об активизации банком операций по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов. Прочие операционные доходы, наоборот, имеют негативную динамику и по сравнению с базисным годом снизились почти на 30%.

Что касается статей расходов, то здесь ситуация также является неоднозначной. За отчетный год наблюдается снижение процентных расходов на 7,48% или на 65702 тыс. руб. На значительное падение показателей повлияло снижение процентных расходов по привлеченным средствам клиентов, не являющихся кредитными организациями. Именно они составляют наибольшую долю в структуре процентных расходов – 99,8% в отчетном году. Резервы на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, средствам, размещенным на корреспондентских счетах, а также начисленным процентным доходам увеличиваются на протяжении всех лет и в 2018 г. составляют 493069 тыс. руб., что более чем в 15 раз превышает размер просроченной задолженности. Комиссионные непроцентные расходы наряду с доходами также имеют положительную динамику: в 2017 г. их рост составил 7,21%, а в 2018 г. – 26,43%. Увеличение операционных расходов в отчетном году на 21406 тыс. руб. связано с увеличением сумм затрат на персонал, на амортизацию основных средств, на страхование вкладов и на профессиональные услуги. Негативным моментом является то, что темпы роста комиссионных расходов значительно выше темпов роста комиссионных доходов: 5,93% против 26,43%.

Несмотря на снижение суммы доходов по операционному виду деятельности банка, прибыль за отчетный период продолжила свой ежегодный рост и в 2018 г. составила 519004 тыс. руб., что на 55% больше по сравнению с базисным 2016 г.

Второй раздел отчета о финансовых результатах «Прочий совокупный доход» представлен показателями о других результатах деятельности, не нашедших отражения в прибылях и убытках, но отраженных по другим статьям собственного капитала (таблица 2) [3].

Таблица 2 – Данные о прочем совокупном доходе ПАО «Курскпромбанк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в проведении анализа налогообложения коммерческих банков на примере ПАО КБ «Акцент-Банк», а также разработке теоретических и практических рекомендаций и предложений по проблемам совершенствования налогообложения коммерческих банков в Российской Федерации как особой группы участников налоговых отношений. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать методы налогового воздействия государства на банковскую деятельность;
- определить права, обязанности и ответственность банков в сфере налогообложения;
- разработать пути и методы совершенствования налогообложения коммерческих банков на основе анализа действующей системы налогообложения коммерческого банка.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические и организационно-правовые основы налогообложения коммерческих банков
1.1. Роль налогообложения банков в укреплении банковской системы РФ
1.2. Коммерческие банки как участники налоговых правоотношений
1.3. Правовое регулирование налогообложения КБ в России
Глава 2. Порядок исчисления и уплаты налогов коммерческого банка на
примере ПАО КБ "Акцент Банк"
2.1. Особенности расчета налога на прибыль и прочих налогов на примере
ПАО КБ "Акцент Банк"
2.2. Анализ налоговой нагрузки на примере ПАО КБ "Акцент Банк"
Глава 3. Совершенствования системы налогообложения коммерческих
Банков РФ
3.1. Проблемы налогообложения банков и пути их решения
3.2. Направления совершенствования налогообложения отдельных операций
В коммерческих банках
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

Институт экономики и права (филиал) Образовательного учреждения

профсоюзов высшего профессионального образования

«Академия труда и социальных отношений» в г. Севастополе

Факультет права, экономики и менеджмента

Кафедра экономики и менеджмента

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему «Особенности налогообложения коммерческих банков»

____________очная___________ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

(очная, вечерняя, МОГ, ПВД, заочная, сокращенная)

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 080105.65 «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ _____«БАНКОВСКОЕ ДЕЛО»_________

Выполнил студент _________________ Е.Е. Мартыненко

Научный руководитель __________________ к.т.н., В.В. Спиридонов

Заведующий кафедрой __________________ к. э.н., Р.А.Новикова

Севастополь – 2014

Глава 1. Теоретические и организационно-правовые основы

налогообложения коммерческих банков

1.1. Роль налогообложения банков в укреплении банковской системы РФ

1.2. Коммерческие банки как участники налоговых правоотношений

1.3. Правовое регулирование налогообложения КБ в России

Глава 2. Порядок исчисления и уплаты налогов коммерческого банка на

примере ПАО КБ "Акцент Банк"

2.1. Особенности расчета налога на прибыль и прочих налогов на примере

ПАО КБ "Акцент Банк"

2.2. Анализ налоговой нагрузки на примере ПАО КБ "Акцент Банк"

Глава 3. Совершенствования системы налогообложения коммерческих

3.1. Проблемы налогообложения банков и пути их решения

3.2. Направления совершенствования налогообложения отдельных операций

в коммерческих банках

Налогообложение коммерческих банков - проблема чрезвычайно сложная, поскольку коммерческие банки являются не только крупными налогоплательщиками, но и экономическими субъектами, платежеспособность которых имеет большое общественное значение. Актуальность темы обусловлена ролью банков в системе экономических отношений и их воздействием на макроэкономические процессы рыночной экономики в условиях глобализации. Коммерческие банки - второй уровень двухуровневой банковской системы Российской Федерации, которая состоит из Банка России и коммерческих банков. Коммерческие банки составляют систему, которая обеспечивает жизнеспособность национальной экономики. Выступая в роли посредников, банки выполняют важную роль в процессе реализации денежно-кредитной политики, участвуют в процессе эффективного перераспределения накоплений и инвестиций в условиях рыночной экономики и в обеспечении стабильности всей банковской системы. Поскольку банки принимают на себя риски, которые в условиях кризиса особенно высоки, они могут оказаться неплатежеспособными и потерпеть банкротство.

В ситуации, когда наблюдается снижение доходности и финансовой устойчивости коммерческих банков, появляется необходимость исследования экономических отношений, связанных с финансовой стабильностью, как коммерческого банка, так и самого государства. Речь идет, прежде всего, о проблемах в сфере налогообложения коммерческих банков. Реформирование налоговой системы Российской Федерации привело к тому, что налоговый метод стал основным методом мобилизации доходов бюджетной системы страны. Однако процесс реформирования налоговой системы еще не завершен, и в отдельных отраслях экономики все еще остаются проблемы в сфере налогообложения, что в значительной мере относится к банковской деятельности. Налогообложение коммерческих банков - проблема чрезвычайно сложная, поскольку они являются не только крупными налогоплательщиками, но и экономическими субъектами, платежеспособность которых имеет большое общественное значение. С банковских счетов хозяйствующие субъекты в безналичном порядке рассчитываются за купленные товары, произведенные работы, оказанные услуги, осуществляют платежи в бюджет, на банковских счетах находятся безналичные денежные средства организаций, с банковских счетов осуществляется выплата заработной платы, банки осуществляют кредитование организаций и населения, в банках находятся вклады граждан. Неплатежеспособность коммерческих банков чревата экономическими затруднениями для их многочисленных клиентов, задержкой выплаты заработной платы, возрастанием социальной напряженности. Вопрос надежности и ликвидности коммерческих банков - это не только атрибут современной политики их выживания, но и стратегия развития коммерческих банков.

От того, как будут развиваться и функционировать коммерческие банки, во многом зависит их прибыль, а значит, и увеличение доходов федерального, регионального и местных бюджетов. В условиях финансовой нестабильности в стране меняются макроэкономические показатели, негативное влияние которых будет сказываться еще длительный период. В этой кризисной ситуации банки должны принимать реальные меры по поддерживанию экономики, стимулированию развития ее отдельных отраслей, улучшению режима возврата ссуд, организации нормальных взаимоотношений с клиентами, вести грамотный экономический анализ кредитных вложений, что отразится на формировании их налоговой базы. В этой связи возникает необходимость формирования такой системы налогообложения банков, которая стимулировала бы их деятельность в направлении увеличения вложений средств в реальный сектор экономики, позволила бы увеличить их доходы, а, следовательно, балансовую прибыль, способствовала бы увеличению суммы уплачиваемых налогов, поступающих в бюджеты разных уровней. Необходимо продумать систему льготного налогообложения прибыли банков, полученной от кредитования малого бизнеса, сельского хозяйства, отраслей реального сектора экономики, наукоемких отраслей экономики и др. Необходимо отметить, что система налогообложения должна рассматриваться не только как средство изъятия в бюджет денежных средств, но и как способ регулирования деятельности коммерческих банков. Нельзя забывать, что бесперебойное функционирование банковской системы имеет принципиальное значение для экономики в целом. Цель налогообложения коммерческих банков должна состоять в том, чтобы они оставались крупными, экономически сильными налогоплательщиками, надежным источником доходов бюджета. Коммерческие банки выделяются в особую группу участников налоговых отношений, в связи с тем, что в финансово-кредитной системе они выполняют двоякую роль. С одной стороны, они являются плательщиками налогов и на общих основаниях производят платежи в бюджеты всех уровней. С другой стороны, они являются посредниками между государством и налогоплательщиками, так как осуществляют исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налоговых платежей в соответствующие бюджеты. В этом случае от банков во многом зависят своевременность и полнота уплаты налогов другими налогоплательщиками. Особая роль коммерческих банков как участников налоговых правоотношений заключается в том, что налоговое законодательство возлагает на них особые обязанности по предотвращению налоговых правонарушений другими плательщиками налогов. Проблему налогового регулирования деятельности коммерческих банков необходимо рассматривать как с позиции обеспечения устойчивости и стабильности банковской системы в целом, так и с позиции влияния банков на основные направления и темпы экономического развития страны. Здесь роль налогового регулирования деятельности банков особенно значительна в направлении поощрения осуществления банками финансовых операций с точки зрения их соответствия проводимой государством экономической политике. В настоящее время российская налоговая система во многом приобрела признаки европейских налоговых систем, так как создавалась в основном на базе зарубежного опыта с учетом специфики развития российской экономики. Однако в реальности имеют место значительные отличия действующего в России налогового законодательства от зарубежного.

Цель дипломной работы заключается в проведении анализа налогообложения коммерческих банков на примере ПАО КБ «Акцент-Банк», а также разработке теоретических и практических рекомендаций и предложений по проблемам совершенствования налогообложения коммерческих банков в Российской Федерации как особой группы участников налоговых отношений.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- исследовать методы налогового воздействия государства на банковскую деятельность;

- определить права, обязанности и ответственность банков в сфере налогообложения;

- разработать пути и методы совершенствования налогообложения коммерческих банков на основе анализа действующей системы налогообложения коммерческого банка.

Объектом исследования является ПАО КБ «Акцент-Банк».

Предметом исследования является налогообложение коммерческих банков, целью которого является то, чтобы коммерческие банки оставались крупными, экономически сильными налогоплательщиками, надежным источником доходов бюджета.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

1.1 Коммерческие банки как участники налоговых правоотношений

Банковская система является одной из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики.

Основываясь на практических аспектах деятельности коммерческих банков, в том числе и в России, можно подчеркнуть следующее. Банки - специфический сектор экономики, осуществляющий: лицензирование; валютный контроль; обеспечение расчетов между организациями; привлечение и размещение средств организаций и физических лиц. Это незаменимые субъекты финансово-хозяйственных отношений, которые: осуществляют кассовое исполнение бюджета; являются центрами концентрации капитала и, следовательно, практически единственными реальными инвесторами; выполняют функции налоговых агентов в силу повышенных обязательств по сравнению с другими налогоплательщиками.

Банки как субъекты финансового рынка имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.

Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные таким образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, которые не выпускают своих собственных долговых обязательств.

Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, которые все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров.

Во взаимоотношениях с налоговыми органами банк выступает в трех лицах:

- непосредственно как самостоятельный налогоплательщик;

- как посредник между государством и налогоплательщиками, через которого осуществляют финансово-хозяйственные операции другие налогоплательщики (предприятия, организации, граждане) и который в силу указанного может предоставить налоговым органам специфические услуги, в том числе необходимую информацию для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов в бюджет;

- как налоговый агент (в части исчисления, удержания налогов из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщиками, и перечисления их в бюджет).

Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков, изложены в ст. 86 НК РФ, где указывается, что:

1) банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Банк обязан сообщить об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение пяти дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета;

2) банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

В Налоговом кодексе Российской Федерации в качестве субъектов налоговых отношений названы: налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые агенты, налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы), таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации). Таким образом, в специфические самостоятельные участники налоговых отношений банки и кредитные учреждения прямо не выделены. Однако в отдельных статьях Налоговый кодекс РФ устанавливает статус, права и обязанности банков, что фактически определяет их важнейшую роль в отечественной налоговой системе.

Практически при любом способе уплаты налога (через налогового агента, путем самостоятельной уплаты, через сборщиков налогов и т.д.) деньги до бюджета доходят путем безналичных перечислений. При этом налоговое отношение замыкается на банке.

Реализация данного отношения производится с участием банка, который осуществляет продвижение суммы налогового платежа от налогоплательщика до государства, что завершается зачислением данных денег в соответствующий государственный денежный фонд (в бюджет или во внебюджетный денежный фонд).

Государство, отстаивая свои фискальные интересы, применило систему регулирования, посредством налогового законодательства, деятельности банков, связанную с безналичным перечислением сумм налогов, то есть так или иначе связанную с налогообложением.

В итоге расчетное правоотношение, связанное с проведением суммы налогового платежа до соответствующего государственного денежного фонда, приобретает отчетливое налогово-правовое свойство. Выразилось это, в первую очередь, в том, что само перечисление суммы налогового платежа путем списания этой суммы с банковского счета налогоплательщика и зачисления ее на бюджетные или иные счета государства трансформировалось из частноправовой обязанности банка перед клиентом в публично-правовую обязанность банка перед государством.

В итоге имеет место следующая система правоотношений:

- материальное налоговое правоотношение, субъектами которого являются налогоплательщик и государство и назначением которого выступает уплата налога. Данное отношение в рассматриваемой системе носит характер основного правоотношения;

- организационное налоговое правоотношение, субъектами которого выступают государство, банк и клиент банка, выступающий одновременно налогоплательщиком. Назначение данного отношения - организация проведения суммы налогового платежа в порядке безналичного перечисления через банк, в котором налогоплательщик является владельцем счета, от этого налогоплательщика к государству. Данное отношение в рассматриваемой системе носит характер налогового расчетного правоотношения и является вспомогательным применительно к основному, материальному, налоговому правоотношению.

Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления им в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного остатка на счете налогоплательщика. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (п.2 ст.45 НК РФ).


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 14.01.2020 2020-01-14

Статья просмотрена: 1308 раз

Библиографическое описание:

Рожкова, И. А. Особенности налогообложения коммерческих банков / И. А. Рожкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 350-352. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66304/ (дата обращения: 18.05.2021).

В данной статье рассмотрены вопросы по уплате налогов банками, механизма урегулирования работы банков, а также изучаются отношения банков с налоговыми организациями.

Ключевые слова: система налогообложения, коммерческий банк, экономика, налоги.

На современном этапе экономика приобрела сильно выраженную рыночную направленность, и именно банковская система является основным элементом структуры отношений экономического характера. Коммерческие банки в налоговой системе Российской Федерации являются одними из самых крупных инвесторов в экономическую систему нашей страны. На данный момент, в условиях экономического спада проявляется упадок финансовой активности, стабильности и прибыльности банков — данный факт говорит об усилении внимания, а именно мониторинге экономических отношений, которые связаны не только лишь с коммерческими банками, но и самим государством. Именно поэтому, вопрос о проведении оптимизации уплаты налогов коммерческими банками на сегодняшний день является актуальным.

Как известно, банк может иметь три направленности в своей деятельности:

– выступать в качестве самостоятельного налогоплательщика;

– выступать в качестве налогового агента;

– выступать в качестве связующего звена между налогоплательщиком и государством.

Исходя из того, что банк является налогоплательщиком, следует то, что он в обязательном порядке ведет налоговый учет расходов и доходов, занося все виды операций и сделок в журнал аналитического учета, согласно правилам ведения налогового учета. Данный вид учета отражает каждую сделку и операцию, который осуществил банк. К ним относят: продажу и покупку драгоценных металлов и камней, сделки хозяйственной направленности, долговые обещания и другие банковские операции и сделки. Также следует отметить, что при аналитическом учете прописывается дата, количество, стоимость, качество и иные данные, которые необходимы при данном учете. [5].

Для проведения параллели, то есть сравнительного анализа коммерческой деятельности банков России, стоит взять для примера коммерческую деятельность банков Соединенных Штатов Америки. Налогообложение и налоги в Америке сильно отличаются от налоговой системы в РФ. В качестве примера, можно привести ставку для банка и корпораций — она одинакова. В американской системе налогообложения добавленная стоимость, производственные налоги и потребительские налоги отходят на задний план, основным элементом учета является доход [2].

Для того, чтобы рассмотреть особенности, которые присущи системе налогообложения коммерческого и национального банка, нужно рассмотреть схему налогов, которыми уплачивают корпорации.

Схема системы уплаты налогов корпорацией:

  1. Определяем уровень доходов;
  2. Находим разницу между суммой общего дохода корпорации и дохода, который не подвергается налогообложению;
  3. Проводим налоговые расчеты с целью определения налога на чистый доход по определенной ставке налога.

Перечислим основные налоги, которые уплачивают коммерческие банки:

1) Налог на доходы физических лиц;

2) Налог на прибыль организации;

3) Налог на имущество организации;

4) Налог на добавленную стоимость;

5) Другие виды налогов.

Важным является тот факт, что банк может уклониться от одной из своих обязанностей, а именно ведение раздельного учета НДС, которые уплачивается поставщиками, при приобретении товаров, услуг или работ, используя пункт 5 статьи 170 Налогового Кодекса РФ. В этом случае банк включает затраты, при исчислении налога на прибыль организации принимаемые к вычету НДС, которые уплачены поставщиками по приобретенным товарам, услугам или работам. Как итог, полученная ими сумма НДС по совершенным операциям, облагается налогом и поделит уплате в бюджет [1].

Порядок исчисления и сроков уплаты налогов:

– Квартал — налоговый период;

– Сумма налога, которая подлежит уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода (квартала);

– Просчитывается как общая сумма налога, которая уменьшается на сумму налоговых вычетов.

Приобретая на территории России товары, услуги или работы у иностранных представителей, не являющихся налогоплательщиками и не состоящих на учете в налоговых органах, то коммерческий банк является налоговым агентом, который обязан удержать, исчислить НДС у иностранной организации.

Коммерческий банк, может выступать налоговым агентом, еще в одном случае — арендуя у органов государственной власти и органов местного самоуправления федеральные активы и городской актив. Как итог, сумма НДС просчитывается банком, как сумма арендной платы с учетом уплаты налога. Банк обязан вычесть, исчислить из прибыли, уплачиваемой арендодателю, и перевести необходимую сумму НДС в бюджет.

Налоги и сборы рассчитываются как сумма выплат и вознаграждений, которые начисляются налогоплательщиком за налоговый период в пользу физических лиц. Налогообложение исследуемого банка рассчитывается по сумме, ожидаемых возмещений к уплате в бюджет или из бюджета, в отношении налогооблагаемых прибыли и убытков, в текущий и предшествующий периоды.

Налоговая система Российской Федерации не совершенна из-за собственного налогового законодательства. «Дырами» в налоговом законодательстве пользуется большинство организаций и предприятий, и банки не исключение. Важно провести тщательную работу по устранению «пробелов» как в налоговом законодательстве, так и во всех нормативно-правовых актах и законах. Ведь здоровая банковская сфера — это важная составляющая финансового благополучия нашей страны.

Для того, чтобы достигнуть финансового благополучия и вывести экономику страны на новый уровень нужно принимать срочные меры. Во-первых, нужно установить дифференцированный расклад к налогообложению коммерческих банков. Во-вторых, целенаправленно ввести меньшую ставку налога на выгоду, если банк постоянно ориентирует прибыль не на выплату дивидендов, а на увеличение, то есть наращивание денежных средств. В-третьих, вести активную банковскую деятельность за рубежом.

Проводя оптимизацию налогообложения коммерческих банков, надо не только инициировать их на финансирование организаций реального раздела экономики, но и ограничивать их способности по уклонению от уплаты налогов и сборов. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что роль налогового регулирования увеличивается из-за того, что необходимо принимать меры по налоговому стимулированию и сделать банковские сделки и операции труднореализуемыми или же неэффективными [4].

Малая собираемость налогов нуждается в преобразованиях в налоговом законодательстве. Улучшение налогообложения коммерческих банков станет толчком к увеличению налоговой прибыли страны, а это в свою очередь, наладит процесс совершенствования экономики страны.

Таким образом, можно сделать вывод об особенной роли банков, как субъектов налогообложения, налогов, которые они платят, так и их второстепенной роли, регламентированной законодательством. Отметим, что тема данного исследования актуальная, особенно в силу меняющего законодательства в области налогообложения, что в свою очередь требует последовательного и внимательного изучения при ведении любой деятельности.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.09.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2019).
  2. Александров И. М. Налоговые системы России и зарубежных стран /И. М. Александров. — М.: Бератор-Пресс, 2018.
  3. Балашова И. А. Налог на прибыль организаций и перспективы его развития в России // Современные проблемы финансового регулирования и учета в агропромышленном комплексе. — 2018 — № 1. — С. 128–133.
  4. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение. — М.: Издательство Юрайт, 2019.
  5. Чипуренко Е. В. Налоговая нагрузка предприятия: анализ, расчет, управление / Е. В. Чипуренко. — М.: Налоговый вестник, 2017.

Читайте также: