Анализ динамики таможенных пошлин

Опубликовано: 15.05.2024


CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петров А.Д., Чесноков А.В., Петрушина О.М.

Статья посвящена анализу динамики таможенных платежей перечисляемых в федеральный бюджет РФ в 2017-2019 гг. Обозначена роль таможенных платежей как доходной статьи федерального бюджета. Выявлены основные проблемы, связанные уплатой таможенных платежей в федеральный бюджет РФ. Сформулированы основные предложения по решению проблем таможенного администрирования , совершенствованию порядка уплаты и контроля за полнотой уплаты таможенных платежей .The article analyzes the dynamics of customs payments transferred to the Federal budget of the Russian Federation in 2017-2019 The role of customs payments as a revenue item of the Federal budget is outlined. The main problems related to the payment of customs payments to the Federal budget of the Russian Federation are identified. The main proposals for solving the problems of customs administration , improving the payment procedure and monitoring the completeness of customs payments are formulated.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петров А.Д., Чесноков А.В., Петрушина О.М.

Текст научной работы на тему «Анализ поступления таможенных платежей в бюджет РФ»

АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТ РФ

А.Д. Петров, студент

А.В. Чесноков, студент

О.М. Петрушина, канд. экон. наук, доцент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

Аннотация. Статья посвящена анализу динамики таможенных платежей перечисляемых в федеральный бюджет РФ в 2017-2019 гг. Обозначена роль таможенных платежей как доходной статьи федерального бюджета. Выявлены основные проблемы, связанные уплатой таможенных платежей в федеральный бюджет РФ. Сформулированы основные предложения по решению проблем таможенного администрирования, совершенствованию порядка уплаты и контроля за полнотой уплаты таможенных платежей.

Ключевые слова: таможенные платежи, таможенное администрирование, внешнеэкономическая деятельность, таможенная пошлина, акциз, НДС, таможенные сборы.

Для Российской Федерации внешнеэкономическая деятельность служит одним из способов пополнения доходной части федерального бюджета. Все таможенные пошлины и налоги, взимаемые при перемещении товаров, перечисляются в федеральный бюджет РФ. Одной из функций таможенных органов является - фискальная. Содержание фискальной функции таможенной политики заключается в пополнении государственного бюджета за счет взимания ввозных и вывозных таможенных пошлин, таможенных сборов, налога на добавленную стоимость, акцизного

Из данных таблицы 1 можно увидеть, что таможенные платежи играют большую роль в доходе федерального бюджета. Несмотря на введение санкций в отношении РФ и, как следствие, уменьшение товарооборота в последние годы, доходы от таможенных платежей в 2019 году увеличились на 25,2% по сравнению с 2017 годом и уменьшились на 5,5% по сравнению с 2018 годом. В 2019 году доля таможенных

сбора с товаров и других предметов при перемещении через таможенную границу. Совершенствование механизма уплаты таможенных платежей является приоритетным в развитии ФТС в целом, так как в противном случае, его недостатки и проблемы приведут к уменьшению собираемости таможенных платежей и будут негативно сказываться на экономическом развитии государства [1].

Таможенные платежи являются одной из наиболее значимых статей доходов федерального бюджета (табл. 1).

платежей составила 28,7%, что на 1,6% меньше по сравнению с показателем 2017 года и на 3,3% меньше по сравнению с 2018 годом. В большей степени такое изменение было связано с увеличением доходов самого федерального бюджета на суммы 4880,4 млрд. рублей и 1021,7 млрд. рублей, что составило 32,3% и 5,4%, соответственно.

Таблица 1. Доля таможенных платежей в федеральном бюджете и их динамика

Название 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019 в % к

Федеральный бюджет 15 088,9 18 947,6 19 969,3 132,3 105,4

Таможенные платежи 4 575,7 6 063,2 5 729,1 125,2 94,5

Доля таможенных платежей в федеральном бюджете, % 30,3 32,0 28,7 - -

Исходя из всего вышеперечисленного, можно прейти к выводу о том, что на сегодняшний день таможенные платежи в среднем составляют 30% доходов федерального бюджета, следовательно, им должно оказываться особое внимание. На таможенные органы возложена задача по увеличению объёмов собираемости таможенных пошлин и налогов, путём совер-

По данным таблицы 2 видно, что общая сумма таможенных платежей за анализируемый период то увеличивается, то уменьшается. Так за в 2019 году она составила 5729,1 млрд. руб., что на 25,2% больше по сравнению с 2017 годом и на 5,5% меньше по сравнению с 2018 годом. На уменьшение общей суммы таможенных платежей за 2019 год существенное влияние оказало уменьшение поступлений от вывозной таможенной пошлины. В отчётном году данные поступления составили 2291,3 млрд. руб., что на 16,4% больше по сравнению с базисным годом и на 24,3% меньше по сравнению с 2018 годом. Из общей суммы таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет в 2019 году на долю НДС пришлось 2613,4 млрд. руб., что на 37,5% больше по сравнению с 2017 годом и на 15,9% больше по сравнению с 2018 годом. На долю ввозной таможенной пошлины в 2019 году пришлось 618,2 млрд. руб., что на 22,2% больше по сравнению с базисным годом и на 6,8% больше по сравнению с 2018 годом. Сумма иных таможенных платежей за

шенствования таможенных операций, внесение предложений по совершенствованию законодательной базы, предупреждение и минимизация преступлений и правонарушений среди участников ВЭД.

Наглядно динамика поступления таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет Российской Федерации в 2017-2019 годах представлена в таблице 2.

анализируемый период имеет тенденцию к увеличению. Так в 2019 году они составили 97,4 млрд. руб., что на 8,3% меньше по сравнению с 2017 годом и на 10,8% больше по сравнению с 2018 годом. Также заметно снижение акциза в 2019 году. Его показатель уменьшился на 6,8% по сравнению с 2018 годом, однако, по сравнению с базисным годом в отчётном году наблюдается значительное увеличение поступлений от акциза в федеральный бюджет. Увеличение акциза в 2019 году по сравнению с 2017 годом составило 16,8%. Незначительное уменьшение в общей сумме таможенных платежей в отчётном периоде составили таможенные сборы [3].

Далее, следует определить долю каждого вида таможенных платежей и проследить их динамику в общей структуре таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет РФ.

На основании таблицы 3 следует изучить структуру перечисленных в федеральный бюджет РФ таможенных платежей и их изменение за анализируемые периоды.

Таблица 2. Динамика поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет,

Таможенные платежи 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019 в % к

НДС 1900,8 2255,5 2613,4 137,5 115,9

Ввозная таможенная пошлина 506,0 578,6 618,2 122,2 106,8

Вывозная таможенная пошлина 1968,3 3025,7 2291,3 116,4 75,7

Акциз при ввозе товаров 76,0 95,2 88,8 116,8 93,2

Таможенные сборы 18,4 20,3 20,0 108,7 98,5

Иные платежи 106,2 87,9 97,4 91,7 110,8

Итого 4575,7 6063,2 5729,1 125,2 94,5

Таблица 3. Структура таможенных платежей, перечисленных в доходную часть бюдже-

Таможенные платежи 2017 г. 2018 г. 2019 г. Изменения (+/-) в 2019 г.

НДС 41,54 37,20 45,61 +4,07 +8,41

Ввозная таможенная пошлина 11,06 9,54 10,79 -0,27 +1,25

Вывозная таможенная пошлина 43,02 49,91 40,00 -3,02 -9.91

Акциз 1,66 1,57 1,55 -0,11 -0,02

Таможенные сборы 0,40 0,33 0,35 -0,05 +0,02

Иные таможенные платежи 2,32 1,45 1,70 -0,62 +0,25

Итого 100,0 100,0 100,0 - -

Исходя из сведений, представленных в таблице 3, можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в структуре таможенных платежей занимают вывозная таможенная пошлина и НДС. В отчётном году доля вывозной таможенной пошлины составила 40%, что на 3,02 пп. меньше по сравнению с 2017 годом и на 9,91 пп. меньше по сравнению с 2018 годом. Такая тенденция объясняется уменьшением объёмов экспорта в 2019 году [2]. Значительную часть в структуре таможенных платежей занимает НДС. Так в 2019 году его доля составила 45,61%, что на 4,07 пп. больше по сравнению с 2017 годом и на 8,41 пп. больше по сравнению с 2018 годом. Наименьший удельный вес занимают таможенные сборы. В отчётном периоде на их долю приходилось 0,35%, что на 0,05 пп. меньше по сравнению с 2017 годом и на 0,02 пп. больше по сравнению с 2018 годом. За анализируемый период произошло снижение доли по таким видам таможенных платежей как ввозная таможенная пошлина и акциз. Доля ввозной таможенной пошлины в структуре таможенных платежей в 2019 году составила

10,79%, что на 0,27 пп. меньше по сравнению с 2017 годом и на 1,25 пп. больше по сравнению с 2018 годом. Снижение доли акциза незначительно. По отношению к 2017 и 2018 годам их % в 2019 году снизился на 0,11 пп. и 0,02 пп. соответственно. Доля иных таможенных платежей в отчетном году составила 1,7%, что на 0,62 пп меньше по сравнению с 2017 годом и на 0,25 пп больше по сравнению с 2018 годом.

На основании вышеизложенного материала, можно сделать вывод о том, что наибольший вес в структуре таможенных платежей на протяжении трёх лет представляют вывозная таможенная пошлина -в среднем около 45%; НДС - порядка 40% в среднем; ввозная таможенная пошлина занимает чуть более 10% от общей суммы; акциз - примерно 1,5%; иные таможенные платежи занимают - 1,8% в среднем и наконец самую незначительную часть составляют таможенные сборы - 0,36%.

Более наглядно структура таможенных платежей и её динамика представлена ниже на рисунке.

Таможенное оформление и таможенный контроль

В результате реформы сегодня в России функционирует единая сеть из 8 электронных таможен и 16 центров электронного декларирования (ЦЭДов). В ЦЭДах сконцентрировано около 98% всех электронных деклараций на товары (в 2019 году – 67,9%).

В 2020 году оформлено более 4,9 млн деклараций на товары. Автоматически зарегистрировано более 3,8 млн деклараций, автоматически выпущено – более 1 млн деклараций.

В электронном виде зарегистрировано около 922 тыс. транзитных деклараций (ЭТД), что составляет 99,69% общего количества транзитных деклараций. Автоматически зарегистрировано более 270 тыс. ЭТД, автоматически выпущено – более 57,9 тыс. ЭТД.

Среднее время осуществления таможенных операций в отношении поставок, не идентифицированных как рисковые, составило 1 час 16 минут при импорте и 40 минут при экспорте.

Таможенные платежи

По итогам 2020 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 4 751,8 млрд руб., в т.ч. 3 444 млрд руб. при импорте и 1 148,1 млрд руб. при экспорте товаров.

В 2020 году во всех таможенных органах применялась технология централизованного учета таможенных и иных платежей, уплачиваемых участниками ВЭД с применением единого ресурса

лицевых счетов (ЕЛС). По состоянию на 31 декабря 2020 года в ресурсе ЕЛС открыто 881,6 тыс. счетов.

Таможенными органами взыскано задолженности по уплате таможенных платежей и пеней на 23,9 млрд руб., что на 7,6% выше показателя 2019 года (22,2 млрд руб.). В 2020 году 95% уведомлений о не уплаченных в установленный срок таможенных платежах направлено плательщикам через Личный кабинет.

В 2020 году общая сумма предоставленных льгот по уплате таможенных платежей составила 729,97 млрд руб., что в 1,6 раза выше показателя 2019 года (в 2019 году – 453 млрд руб.).

В 2020 году таможенными органами выдано организациям-импортерам алкогольной и табачной продукции более 1 млрд акцизных марок, что на 32,8 % больше, чем в 2019 году (836 млн акцизных марок).

Реализация системы управления рисками (СУР)

В результате применения мер по минимизации рисков таможенными органами в 2020 году возбуждено 27 081 дело об АП и 420 уголовных дел. Дополнительно взыскано более 21,3 млрд руб., принято 22 561 решение об отказе в выпуске товаров и 10 657 решений о запрете ввоза/вывоза товаров.

Доля результативных таможенных досмотров увеличилась с 28,2% в 2019 году до 33,8% в 2020 году. Результативность применения всех мер по минимизации рисков возросла до 50,1% (в 2019 году – 48,1%). Обеспечена автоматизация процесса выявления рисков на уровне 90% (в 2019 году – 85%).

По состоянию на 1 января 2021 года к категории низкого уровня риска, отнесено 11 140 организаций (по состоянию на 1 января 2020 года – 10 664 организации). На их долю приходилось

75% от общего количества оформленных в 2020 году деклараций на товары и 83% перечисленных в федеральный бюджет таможенных платежей (в 2019 году – 67% декларационного массива и 83% уплаченных таможенных платежей).

К категории высокого уровня риска отнесено 8 042 организации (в 2019 году – 9 659 организаций), среднего уровня риска – 99 141 организация (в 2019 году – 96 345 организаций).

Защита прав на объекты интеллектуальной собственности

В 2020 году таможенными органами выявлено 13,3 млн единиц контрафактной продукции. Предотвращен ущерб правообладателям на сумму свыше 4,7 млрд руб.

Правоохранительная деятельность

В 2020 году таможенные органы Российской Федерации возбудили более 2 тыс. уголовных дел и свыше 114,5 тыс. дел об административных правонарушениях.

Российские таможенные органы в ходе таможенного контроля лиц, транспортных средств и грузов, следующих через границу России, а также в ходе оперативно-розыскных мероприятий, проводимых самостоятельно или во взаимодействии с российскими и зарубежными правоохранительными органами, изъяли из незаконного оборота в 1594 случаях 9,2 тонны наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и сильнодействующих веществ. Оценочная стоимость изъятых наркотических средств превышает 680 млн рублей.

Таможенный контроль после выпуска товаров и работа мобильных групп ФТС России

В 2020 году в целях снижения административной нагрузки на бизнес количество таможенных проверок по сравнению с 2019 годом сократилось на 30% (с 2286 до 1603). При этом повысилась их эффективность: общая сумма доначисленных денежных средств составила 24 млрд рублей (на 39% выше аналогичного периода 2019 года – 17,2 млрд рублей). Средняя сумма доначислений по результатам одной таможенной проверки составила 15 млн рублей (в 2 раза выше показателя 2019 года – 7,5 млн рублей).

В результате проверочной деятельности мобильных групп, осуществляемой вблизи определенных участков государственной границы РФ с использованием беспилотной авиации Росгвардии и вертолетной техники ФТС России, в 2020 году проверено более 70 тыс. транспортных средств.

В результате выявлено 5,6 тыс. транспортных средств, перевозивших 77 тыс. тонн товаров с нарушениями законодательства Российской Федерации (в том числе 829 тонн санкционной продукции). Возвращено в сопредельные государства 59 тыс. тонн товаров; уничтожено около 2 тыс. тонн товаров; изъято и задержано для проведения дополнительных проверочных мероприятий более 16 тыс. тонн товаров.

Специалист таможенного дела

+7 920 717 69 98 (whatsapp, viber)
e-mail: info@customsspec.ru

Аналитика
Анализ таможенных платежей

Анализ таможенных платежей показал, что по итогам 2019 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 5 729,1 млрд. рублей, что на 334,1 млрд. рублей или на 5,5% меньше по сравнению с 2018 годом.

  • налог на добавленную стоимость – 2 613,4 млрд. рублей (в 2018 году – 2 255,5 млрд. рублей);
  • ввозные таможенные пошлины – 618,2 млрд. рублей (в 2018 году – 578,6 млрд. рублей);
  • вывозные таможенные пошлины – 2 291,3 млрд. рублей (в 2018 году – 3 025,7 млрд. рублей);
  • акцизы при ввозе товаров – 88,8 млрд. рублей (в 2018 году – 95,2 млрд. рублей);
  • таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами – 25,0 млрд. рублей (в 2018 году – 16,3 млрд. рублей);
  • таможенные сборы – 20,0 млрд. рублей (в 2018 году – 20,3 млрд. рублей);
  • иные платежи – 72,4 млрд. рублей (в 2018 году – 71,6 млрд. рублей).

Задание по формированию доходов федерального бюджета выполнено на 101,59 % (рисунок 1).

Анализ таможенных платежей: выполнение задания по администрируемым ФТС России доходам, в миллиардах рублей

Рисунок 1 — Анализ таможенных платежей: выполнение задания по администрируемым ФТС России доходам, в миллиардах рублей

Динамика перечислений таможенных и иных платежей, администрируемых ФТС России, в доход федерального бюджета в 2012 – 2019 годах представлена на рисунке 2.

Анализ таможенных платежей: динамика перечислений таможенных и иных платежей, администрируемых ФТС России, в доход федерального бюджета в 2012 – 2019 годах, в миллиардах рублей

Рисунок 2 — Анализ таможенных платежей: динамика перечислений таможенных и иных платежей, администрируемых ФТС России, в доход федерального бюджета в 2012 – 2019 годах, в миллиардах рублей

Анализ уплаты таможенных платежей показал, что при ввозе товаров наблюдается положительная динамика (рисунок 3), а при вывозе товаров – отрицательная (рисунок 4).

Анализ таможенных платежей: динамика перечислений таможенных платежей в доход федерального бюджета при импорте в 2012 – 2019 годах, в миллиардах рублей

Рисунок 3 — Анализ таможенных платежей: динамика перечислений таможенных платежей в доход федерального бюджета при импорте в 2012 – 2019 годах, в миллиардах рублей

динамика перечислений таможенных платежей в доход федерального бюджета при экспорте в 2012 – 2019 годах, в миллиардах рублей

Рисунок 4 — Анализ таможенных платежей: динамика перечислений таможенных платежей в доход федерального бюджета при экспорте в 2012 – 2019 годах, в миллиардах рублей

В 2019 г. ФТС России проведена работа, направленная на повышение эффективности таможенного администрирования и внедрение передовых информационных технологий в целях оптимизации процесса уплаты таможенных платежей.

Во всех таможенных органах применялась технология удаленной уплаты таможенных платежей лицами, осуществляющими декларирование товаров в электронной форме. За 2019 год сумма таможенных и иных платежей, уплаченных с применением технологии удаленной уплаты, составила 1 226,16 млрд. рублей (21,4% от общей суммы таможенных и иных платежей, перечисленных в федеральный бюджет) и увеличилась по сравнению с аналогичным показателем 2018 года на 39,9% (в 2018 году – 876,26 млрд. рублей и 535,19 млрд. рублей в 2017 году) (рисунок 5).

динамика уплаты таможенных и иных платежей, с применением технологии удаленной уплаты, в миллиардах рублей

Рисунок 5 – Анализ таможенных платежей: динамика уплаты таможенных и иных платежей, с применением технологии удаленной уплаты, в миллиардах рублей

С применением указанной технологии уплачено 93,3% от общей суммы таможенных и иных платежей с применением микропроцессорных пластиковых карт (в 2018 году – 82,4%).

С 1 июля 2019 года завершился перевод в единый ресурс лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, то есть всех плательщиков таможенных пошлин (налогов), которым присвоен идентификационный номер налогоплательщика (далее – ИНН).

По состоянию на 31 декабря 2019 года в ресурсе ЕЛС открыто 396 454 единых лицевых счета плательщиков таможенных пошлин (налогов) (рисунок 6), в том числе:

  • 164 587 единых лицевых счетов российских юридических лиц;
  • 615 единых лицевых счетов иностранных юридических лиц, состоящих на налоговом учете в Российской Федерации;
  • 231 252 единых лицевых счета российских физических лиц и индивидуальных предпринимателей.

количество открытых лицевых счетов в 2017-2019 годах

Рисунок 6 – Анализ таможенных платежей: количество открытых лицевых счетов в 2017-2019 годах

В 2018 году по заявлениям участников ВЭД открыто 77 278 единых лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов. Общая сумма денежных средств, уплаченных в счет таможенных и иных платежей юридическими лицами-плательщиками, использующими ресурс ЕЛС, составила 4 577,87 млрд. рублей (74,3% от общей суммы денежных средств, уплаченных юридическими лицами в счет таможенных и иных платежей) (рисунок 7).

доля уплаченных платежей в федеральный бюджет с использованием технологии единых лицевых счетов

Рисунок 7 — Анализ таможенных платежей: доля уплаченных платежей в федеральный бюджет с использованием технологии единых лицевых счетов

Доля денежных средств, уплаченных в счет таможенных и иных платежей юридическими лицами, состоящими на учете в налоговых органах Российской Федерации, составила в 2019 году 100% от общей суммы денежных средств, уплаченных юридическими лицами.

В 2019 году проведена доработка сервисов АПС «Личный кабинет участника ВЭД» (далее – Личный кабинет участника ВЭД), в котором в электронном виде размещаются документы по взысканию задолженности участников ВЭД (уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей и пеней, уведомления о взыскании таможенных платежей за счет денежного залога и за счет авансовых платежей), а также информация о лицах, в отношении которых действуют решения о приостановлении операций по счетам плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) в банке и переводов его электронных денежных средств. С 4 августа 2019 года уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей и пеней направляются лицам, имеющим доступ в Личный кабинет участника ВЭД, только в электронном виде через личный кабинет плательщика. С 25 февраля 2019 года взыскание задолженности по таможенным платежам и пеням осуществляется исходя из принципа налогового учета плательщика. ФТС России разработан Порядок использования автоматизированной подсистемы учета и контроля задолженности по уплате таможенных платежей Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов должностными лицами отделов таможенных платежей.

С января 2019 года таможенные органы работают в условиях сниженной нормы ввоза товаров для личного пользования, перемещаемых в рамках международной электронной торговли, с 1000 евро до 500 евро в месяц.

По итогам 2019 года в отношении данной категории товаров уплачено 942,8 млн. рублей, что в 2,8 раза больше, чем в 2018 году (325,3 млн. рублей).

Количество отправлений, выпущенных с уплатой таможенных платежей, увеличилось в 4 раза с 57 735 шт. до 248 357 шт.

При оформлении экспресс-грузов ФТС России внедрила для использования физическими лицами технологию удаленной уплаты таможенных платежей, которая позволяет им получать квитанцию для уплаты платежей в электронном виде в личном кабинете либо на сайте оператора таможенных платежей и оплачивать платежи с любого мобильного устройства, не являясь для этого в таможню.

В 2019 году началось применение новой технологии уплаты таможенных платежей в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях (далее – МПО), которая позволяет покупателю перечислять денежные средства в счет будущих таможенных платежей непосредственно в момент покупки в зарубежном интернет-магазине.

При этом уплата таможенных платежей осуществляется от имени физических лиц назначенным оператором почтовой связи с использованием авансовых платежей.

За 2019 год с применением данной технологии уплачено 6,7 млн. рублей в отношении 2 353 МПО. При этом объемы уплаченных таможенных платежей ежемесячно увеличиваются.

В условиях дальнейшего снижения не облагаемых платежами норм именно эта технология представляется наиболее перспективной как в отношении МПО, так и в отношении экспресс-грузов.

Для целей распространения данной технологии на экспресс-грузы ФТС России подготовлены предложения по внесению дополнений в Федеральный закон № 289-ФЗ, а также проект приказа Минфина России.

С 1 января 2020 года не облагаемая таможенными платежами норма снижена с 500 евро за календарный месяц до 200 евро за одно отправление.

Поручением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2019 г. № ДМ-П2-10367р поручено рассмотреть на площадке Евразийской экономической комиссии вопрос дальнейшего снижения необлагаемых таможенными платежами норм ввоза товаров для личного пользования, перемещаемых в рамках международной электронной торговли.

По состоянию на 1 января 2020 года общая сумма задолженности участников ВЭД по таможенным платежам и пеням перед таможенными органами составила 26,8 млрд. рублей, в том числе по таможенным платежам – 21,6 млрд. рублей, по пеням – 5,2 млрд. рублей. По сравнению с 2018 годом общая сумма задолженности по таможенным платежам и пеням уменьшилась на 22,4 млрд. рублей или на 45,5% (рисунок 8).

Анализ таможенных платежей: динамика состояния задолженности по уплате таможенных платежей и пеней в 2012 – 2019 годах, в миллиардах рублей

Рисунок 8 — Анализ таможенных платежей: динамика состояния задолженности по уплате таможенных платежей и пеней в 2012 – 2019 годах, в миллиардах рублей

За 2019 год таможенными органами было взыскано таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней на сумму 22,2 млрд. рублей, в том числе таможенных платежей – 20,7 млрд. рублей, пеней – 1,5 млрд. рублей. По сравнению с 2018 годом сумма взысканной задолженности по уплате таможенных платежей и пеней увеличилась на 9,7 млрд. рублей или в 1,8 раза (рисунок 9).

динамика взыскания таможенных платежей и пеней в 2017 – 2019 годах, в миллиардах рублей

Рисунок 9 — Анализ таможенных платежей: динамика взыскания таможенных платежей и пеней в 2017 – 2019 годах, в миллиардах рублей

В результате применения мер по минимизации рисков в рамках системы управления рисками таможенными органами в 2019 году дополнительно взыскано 32 млрд. рублей, что на 10,5 млрд. рублей больше, чем в 2018 году (21,5 млрд. рублей) (рисунок 10).

динамика взыскания таможенных платежей в результате применения мер по минимизации рисков в 2017 – 2019 годах, в миллиардах рублей

Рисунок 10 — Анализ таможенных платежей: динамика взыскания таможенных платежей в результате применения мер по минимизации рисков в 2017 – 2019 годах, в миллиардах рублей

По результатам проведения контроля таможенной стоимости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, в 2019 году дополнительно взыскано в федеральный бюджет 20,6 млрд. рублей, что на 0, 3 млрд. рублей меньше, чем в 2018 году (рисунок 11).

динамика взыскания таможенных платежей в результате контроля таможенной стоимости в 2017 – 2019 годах, в миллиардах рублей

Рисунок 11 — Анализ таможенных платежей: динамика взыскания таможенных платежей в результате контроля таможенной стоимости в 2017 – 2019 годах, в миллиардах рублей

В 2019 году по результатам деятельности таможенных органов при осуществлении контроля правильности классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС принято 42 491 решение по классификации товаров (в 2018 году – 42 620 решений), доначислено таможенных платежей на сумму 10 233,2 млн. рублей (в 2018 году – 9 248,2 млн. рублей), взыскано 8 519,4 млн. рублей (в 2018 году – 8 159,4 млн. рублей) (рисунки 12 и 13).

динамика доначисления таможенных платежей в результате контроля правильности классификации товаров в 2017 – 2019 годах, в миллионах рублей

Рисунок 12 — Анализ таможенных платежей: динамика доначисления таможенных платежей в результате контроля правильности классификации товаров в 2017 – 2019 годах, в миллионах рублей

динамика взыскания таможенных платежей в результате контроля правильности классификации товаров в 2017 – 2019 годах, в миллионах рублей

Рисунок 13 — Анализ таможенных платежей: динамика взыскания таможенных платежей в результате контроля правильности классификации товаров в 2017 – 2019 годах, в миллионах рублей

По фактам неправильной классификации товаров в 2019 году возбуждено 1 823 дела об АП по фактам, доначислено таможенных платежей и наложено штрафов на сумму 138,2 млн. рублей, взыскано 74,8 млн. рублей. В 2018 году возбуждено 1 854 дела об АП, доначислено таможенных платежей и наложено штрафов на сумму 119,2 млн. рублей, взыскано 82,3 млн. рублей (рисунок 14).

динамика доначисления и взыскания таможенных платежей и штрафов по фактам неправильной классификации товаров в 2017 – 2019 годах, в миллионах рублей

Рисунок 14 — Анализ таможенных платежей: динамика доначисления и взыскания таможенных платежей и штрафов по фактам неправильной классификации товаров в 2017 – 2019 годах, в миллионах рублей

В 2019 году таможенными органами принято 9 952 решения о корректировке сведений о происхождении товаров, что в 3,4 раза больше по сравнению с 2018 годом (2 906 решений). Дополнительно начислено таможенных платежей на основании решений таможенных органов о корректировке сведений о происхождении товаров на общую сумму 967 млн. рублей, что в 8 раз больше по сравнению с 2018 годом (118,9 млн. рублей). В 2017 году таможенными органами принято 2 047 решений о корректировке сведений о стране происхождения товаров, что на 8% больше по сравнению с 2016 годом (1 889 решений). Сумма доначисленных таможенных платежей составила 12,1 млн. рублей (рисунок 15).

динамика доначисления таможенных платежей на основании решений о корректировке сведений о происхождении товаров в 2017 – 2019 годах, в миллионах рублей

Рисунок 15 — Анализ таможенных платежей: динамика доначисления таможенных платежей на основании решений о корректировке сведений о происхождении товаров в 2017 – 2019 годах, в миллионах рублей

При контроле обоснованности предоставления тарифного преференциального режима таможенными органами в 2019 году было отказано в предоставлении (восстановлении) тарифных преференций по 5 737 ДТ на общую сумму 733,8 млн. рублей (в 2018 году – по 5 747 ДТ на сумму 780,3 млн. рублей) (рисунок 16).

динамика отказа в предоставления преференциального режима в 2017 – 2019 годах, в миллионах рублей

Рисунок 16 — Анализ таможенных платежей: динамика отказа в предоставления преференциального режима в 2017 – 2019 годах, в миллионах рублей

По результатам проведенных таможенных экспертиз факты нарушения права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании выявлены в 9 760 случаях (52% от общего количества таможенных экспертиз), доначислено в федеральный бюджет 5 млрд. рублей, что на 1,5 млрд. рублей больше чем в 2018 году (3,5 млрд. рублей) (рисунок 17).

динамика доначисления таможенных платежей по результатам проведенных таможенных экспертиз в 2017 – 2019 годах, в миллиардах рублей

Рисунок 17 — Анализ таможенных платежей: динамика доначисления таможенных платежей по результатам проведенных таможенных экспертиз в 2017 – 2019 годах, в миллиардах рублей

Проведенный анализ показал, что по большинству показателей контрольной деятельности таможенных органов за правильностью исчисления и уплаты таможенных платежей наблюдается положительная динамика.

Современные тенденции налогового администрирования в Российской Федерации (Бакирова Р.Р., Губайдуллин Б.Ф. и др.) // Экономика, предпринимательство и право. № 2 / 2020

Статья в журнале

Цитировать:
Немирова Г.И. Администрирование таможенных платежей как индикатор развития экономики России // Экономическая безопасность. – 2019. – Том 2. – № 3. – С. 245-253. – doi: 10.18334/ecsec.2.3.100643.

Аннотация:
В статье рассматривается администрирование таможенных платежей как индикатор развития экономики России. В результате комплексное исследование механизма администрирования таможенных доходов в совокупности с развитием внешнеторговой деятельности позволило выделить такие функции таможенных платежей как фискальную, регулирующую и контрольную. Представленный анализ подтвердил, что, по сути, таможенные доходы представляют индикатор развития экономики страны, внешнеторговой деятельности и финансового потенциала государства.

Ключевые слова: механизм администрирования, таможенные платежи, индикатор развития, финансовый потенциал, экономика России

В условиях активного влияния глобальной экономики на экономическое развитие государств одной из стратегических целей в России выдвинуто обеспечение экономической безопасности Российской Федерации. Достижение данной цели может быть достигнуто посредством эффективного управления экономикой, составной частью которого является внешнеэкономическая деятельность.

Важным институтом управления внешнеэкономической деятельностью и одновременно индикатором развития экономики являются таможенные платежи. Результативность применения данного института зависит от бюджетно-налогового и таможенного законодательства государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и национального законодательства непосредственно каждого из государств, включённых в состав ЕАЭС, а также от заявленных стратегических целей государств.

Следует отметить, что ЕАЭС создал благодатную основу для интеграции экономик: сформирована единая таможенная территория с единым правовым таможенным законодательством для совершения таможенных операций и таможенного контроля, применения таможенных платежей. Единое правовое поле и снятие таможенных барьеров позволило эффективнее организовывать внешнеэкономические связи между государствами-членами ЕАЭС.

Однако развитие государств в условиях открытой экономики и включения в торгово-экономические отношения в ЕАЭС обнажило и внутренние проблемы, выявило угрозы экономической безопасности некоторых государств, например, в России, вытекающие из налогового законодательства. В частности, ставки налога на добавленную стоимость (НДС), задекларированные в Налоговом кодексе РФ в размере 20 % (ранее 18 %) обусловливают менее конкурентоспособные для ведения бизнеса условия, например, с Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, где основная ставка НДС равна 12 %. Справочно: при условии применения единого таможенного законодательства в части применения ввозных таможенных пошлин, единого таможенного тарифа, ставки вывозных таможенных, таможенных сборов, налога на добавленную стоимость и акцизов, уплачиваемых при ввозе товаров в Российскую Федерацию, регулируются национальным законодательством.

Данный аспект налогового законодательства имеет двоякое влияние на развитие экономики и формирование доходов бюджета, служит индикатором конкурентоспособности товаров, создания благоприятных условий для ведения бизнеса и повышения уровня жизни населения, поскольку конечными потребителями товаров и услуг становится население, именно оно при покупке товаров оплачивает НДС в виде косвенного налога. С одной стороны, предполагается, что увеличение налоговой ставки позволит повысить объем налоговых доходов бюджета. Однако исторический опыт развития государств, в том числе и России, свидетельствует об обратном явлении. С другой стороны, нестабильное налоговое законодательство, к тому же направленное на увеличение налоговой нагрузки, вызывает недоверие у бизнеса и населения, и как следствие отток капитала из страны. Центробанк России отмечает, что чистый отток капитала, например, частного сектора в 2018 году вырос в 2,7 раза по сравнению с предыдущим годом и составил 67,5 млрд долларов.

«Одной из основополагающих проблем теории экономической безопасности является отсутствие единства в вопросе о роли и месте таможенных органов в системе обеспечения экономической безопасности» [5, с. 66]. При этом анализ доходов федерального бюджета (по данным Федерального казначейства) позволяет констатировать динамичное увеличение доходов бюджета с 2006 по 2018 годы. Динамика изменения доходов федерального бюджета тесно коррелириует с нефтегазовыми доходами бюджета. Однако в период введения запретов и ограничений по отношению к российским товарам, доходы федерального бюджета изменили структуру: нефтегазовые доходы бюджета с 2014 по 2016 годы имеют тенденцию снижения, в то время как за тот же период, общие доходы, обусловленные увеличением, нефтегазовых доходов бюджета продолжили расти (рис.1). В этой связи возникает вопрос, всё же, что послужило причиной роста доходов в столь неблагоприятных условиях? Ответ прост: основная причина – это рост цен на энергоносители.


Рисунок 1. Динамика изменения доходов федерального бюджета

(за 2016 -2018 годы, в млрд руб.)

Высокая доля во внешнеторговом обороте России товаров топливно-энергетического сектора и зависимость бюджета от нефтегазовых доходов нацеливает на необходимость систематического контроля порядка перемещения таких товаров через таможенную границу ЕАЭС и механизма администрирования данных источников бюджета.

Однако «внедрение методологии реализации бюджета на основе выделения нефтегазовых и нефтегазовых доходов, введение в теорию и практику таких понятий, как нефтегазовый баланс бюджета, нефтегазовый дефицит бюджета, нефтегазовый трансферт в бюджет, которые становятся основными показателями в процессе бюджетного планирования, в корне не меняют ситуацию зависимости бюджета от сырьевых ресурсов» [2, с. 155]. Соответственно, ориентировать налоговую и таможенную политику следует на стимулирование выпуска инновационной продукции, конкурентоспособной на внешнем рынке.

Влияние глобальной экономики оказывает хоть и опосредованное, но всё же значимое влияние на развитие экономики России. Как показывает исторический опыт развития государств, в условиях кризисной и посткризисной экономики, как правило, возрастает роль таможенных платежей. В Российской Федерации таможенные платежи в доходах федерального бюджета варьируют от 35 до 50 процентов. «Соотношение динамики изменения объема таможенных платежей, объема внешнеторгового оборота, объема экспорта и импорта товаров отражают, что в диаграмме изменения объема администрированных таможенных платежей идентичны изменениям показателей внешней торговли» [4, с. 98].

Ретроспективный анализ таможенных платежей с позиции индикатора развития экономики страны на основе исследования внутренней структуры формируемых доходов бюджета в разрезе нефтегазовых и нефтегазовых доходов бюджета позволяет проследить механизм развития отраслей экономики.

В соответствии со статьей 96.6 Бюджетного кодекса РФ к нефтегазовым доходам относятся: налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья; вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти. На основе статистического анализа данных за последние 13 лет отмечаем, что основными отраслями, формирующими доходы российского государства, выступают нефтяная и газовая отрасль.

Констатируем при этом, что согласно Указу Президента РФ от 13 мая 2017 года «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», «основными задачами по повышению эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализации конкурентных преимуществ экспортно-ориентированных секторов экономики выступают расширение номенклатуры и объема экспорта не сырьевой продукции, географии внешнеэкономических и инвестиционных связей, отвечающих национальным интересам России» [1].

Структурный анализ доходов бюджета, в разрезе доходов, формируемых за счёт совершения импортных операций, позволяет выявить также определенные тенденции, вызванные национальным таможенным и налоговым законодательством, которые требуют пристального внимания на перспективу развития с позиции возможных угроз экономической безопасности (рис.2).


Рисунок 2. Динамика изменения доходов федерального бюджета, в разрезе доходов, формируемых за счёт совершения импортных операций

(за 2016 – 2018 годы, в млрд руб.)

Суть кроется в следующем: в условиях введения запретов и ограничений федеральный бюджет теряет доходы в виде ввозных таможенных пошлин. При этом отмечаем, что в данном случае снижаются также доходы и бюджетов государств-членов ЕАЭС, поскольку ввозные таможенные пошлины распределяются согласно определенным нормативам отчислений и в бюджеты других государств-членов ЕАЭС.

Обращая внимание, что таможенные платежи занимают в доходах федерального бюджета выше четверти совокупного объёма, Федеральная таможенная служба во главе с Министерством финансов РФ предпринимает усиление деятельности по администрированию таможенных платежей, активно внедряя информационные технологии, которые позволяют, с одной стороны, увеличить сроки совершения таможенных операций. К числу таких технологий следует отнести автоматическую регистрацию деклараций и автоматический выпуск товаров, удалённый выпуск товаров. С другой стороны, информационные технологии обеспечивают более эффективный таможенный контроль, как наиболее результативный следует отметить, механизм прослеживаемости товаров, позволяющий раскрывать теневой бизнес, тем самым привлекать дополнительные источники в доход бюджета. Также изменяются ставки акцизов по отдельным видам товаров, согласно изменениям налогового законодательства Российской Федерации.

Современные тенденции налогового администрирования в Российской Федерации (Бакирова Р.Р., Губайдуллин Б.Ф. и др.) // Экономика, предпринимательство и право. № 2 / 2020

Комплексное исследование механизма администрирования таможенных доходов в совокупности с развитием внешнеторговой деятельности в системе формирования экономического и финансового потенциала страны позволяет выделить такие функции таможенных платежей как фискальную, регулирующую и контрольную. Представленный анализ подтвердил, что, по сути, таможенные доходы представляют индикатор развития экономики страны, внешнеторговой деятельности и финансового потенциала государства и позволяют проанализировать механизм формирования бюджетной политики государства.

Целесообразно объём и структуру таможенных платежей включить в качестве одного из индикаторов обеспечения экономической безопасности в финансовой сфере, а уровень развития внешнеэкономической деятельности отразить в качестве индикатора развития экономики. «О важности учета данных индикаторов, хотя и в иной интерпретации обращают внимание и другие учёные» [3, с. 15].

Подробнее об авторе:

Интенция внедрения профессиональных стандартов (Слободской А.Л., Гриднева М.А. и др.) // Экономика труда. № 3 / 2018

Статистический анализ динамики и структуры таможенных платежей в РФ [16.03.17]

Тема: Статистический анализ динамики и структуры таможенных платежей в РФ

Тип: Доклад | Размер: 132.46K | Скачано: 74 | Добавлен 16.03.17 в 12:54 | Рейтинг: 0 | Еще Доклады

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РФ

Фискальная политика своей эффективностью, в значительной степени обеспечивает экономические интересы государства. В этих процессах с одной стороны участвуют органы исполнительной власти такие, как: Федеральная таможенная служба (далее ФТС), Федеральная налоговая служба (далее ФНС) и др. С другой же стороны – сами субъекты налогообложения, а именно, юридические и физические лица. Так, как именно ФТС занимается пополнением значительной часть бюджета Российской Федерации, то необходимо обратить особое внимание на изучение динамики таможенных платежей, поскольку они являются системообразующим компонентом в пополнении федерального бюджета.

Стоит отметить, что на их долю приходится порядка 50% всех поступлений в бюджет России. Также система таможенных платежей играет существенную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности нашей страны и стран ЕАЭС в целом. Выполнение фискальной функции таможенной службы происходит за счет взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Целью данной работы является – статистический анализ динамики поступлений таможенных платежей в федеральный государственный бюджет Российской Федерации в период с 2006 по 2016 года.

Для изучение выбранной цели необходимо решить следующие задачи: – Изучить понятие и назначение таможенных платежей;

– Выделить виды таможенных платежей;

– Провести статистический анализ и показать динамику поступления таможенных платежей в федеральный бюджет;

Методологической основой для исследования явились:

- Логический метод анализа и синтеза

- Методы группировки и сравнения

- Метод прогнозирования и статистический метод.

Само понятие таможенных платежей в Таможенном кодексе Таможенного союза (далее ТК ТС) не закреплено, в нем лишь перечислены виды таможенных платежей. Поэтому, можно встретить множество трактовок этого понятия. Воспользуемся наиболее распространённым.

Таможенные платежи — это обязательные платежи, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

В ТК ТС перечислены следующие виды таможенных платежей:

  1. Ввозная таможенная пошлина;
  2. Вывозная таможенная пошлина;
  3. Налог на добавленную стоимость, который взимается при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;
  4. Акциз, который взимается при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;
  5. Таможенные сборы за таможенные операции.

Кроме перечисленных имеются также:

  • Компенсационные пошлины;
  • Специальные пошлины;
  • Антидемпинговые пошлины;

Эти пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств-членов ЕАЭС и (или) законодательством государств- членов ЕАЭС и взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины.

Декларант, или заинтересованное лицо производит уплату таможенных платежей до принятия, или одновременно с принятием таможенной декларации в валюте РФ или в иностранных валютах, по курсу ЦБ РФ. Согласно ст. 70 ТК ТС, таможенная пошлина является одним из видов таможенных платежей. А согласно статье 11 НК РФ таможенные пошлины это неналоговый доход бюджета, в то время как в развитых странах они причисляются к косвенным налогам. В этом и состоит главное отличие РФ от стран с развитой экономикой.

В России, таможенная пошлина является основным видом таможенных платежей, так как значительная часть таможенных процедур подразумевают ее взимание. Что касается понятия, то таможенная пошлина – обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Основные функции таможенных пошлин:

  1. Фискальная – взимание таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.
  2. Протекционистская – применяется для защиты национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции путем изменения импортных пошлин;
  3. Балансировочная - связана с экспортными пошлинами, установленными с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Проведем визуализацию перечислений таможенных платежей в доход федерального бюджета в период с 2006 по 2016 год.

Рисунок 1. Динамика перечислений таможенных платежей в доход федерального бюджета в 2006—2016 годах.

Рисунок 1. Динамика перечислений таможенных платежей в доход федерального бюджета в 2006—2016 годах.

В ходе анализа приведенных данных замечено, что на всем протяжении анализируемого периода наблюдаем превышение фактических объемов таможенных платежей над соответствующими плановыми величинами, что объясняется определенного рода «перестраховкой» ФТС при составлении плана.

Если говорить о 2016 году, то за 11 месяцев, перечисления ФТС в федеральный бюджет составили 4,9 трлн рублей. Эта цифра оказалась на 6,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом в сентябре 2016 года падение оказалось довольно существенным. Так, в первый месяц осени бюджет получил от таможни на 17,3% меньше, чем в то же время годом ранее: сумма составила 385,65 млрд рублей.

Еще в середине июля экс-глава ФТС Андрей Юрьевич Бельянинов отмечал, что ситуация с перечислением денег в бюджет остается напряженной. Стоит отметить, годовой план на 2016 год составлял 4,73 трлн рублей.

В 2015 кризис и санкции не обошёл стороной ни одну сферу деятельности и год по праву можно назвать трудным. Особенно сильно пострадала внешняя торговля, поступления от которой и формируют наибольшую долю в федеральном бюджете. В 2015 году ФТС отчиталась об итогах по сбору таможенных платежей, где отметила, что достичь этого удалось благодаря «системной целенаправленной работе, включающей развитие информационных технологий, оптимизацию применения системы управления рисками, использование форм контроля после выпуска товаров в сочетании с правоохранительной деятельностью». Однако, если рассмотреть данные, то окажется, что достижений нет, а то, что удалось собрать, никак не связано с эффективными изменениями в таможенном администрировании. Как было сказано в сообщении, на 30 декабря 2015 года сумма доходов от внешнеэкономической деятельности, администрируемых таможенными органами в федеральном бюджете составила 4910,7 млрд рублей. Таможенники плановое задание даже немного перевыполнили - на 30,3 млрд рублей. Само плановое значение в течение 2015 года менялось не один раз. К примеру, ещё в апреле глава ФТС А.Ю Бельянинов в своём интервью отметил, «что плановые обязательства составляют 5,7 трлн рублей, и меньше таможенные органы не соберут». На практике же оказалось иначе. А если сравнить результаты 2014 и 2015 годов, то разница становится заметна невооруженным глазом - объем поступлений сократился на 30%.

Если провести динамику в период январь-декабрь 2015-2016,то в некоторые месяцы таможня перечисляла и почти вполовину меньше, чем в прошлом году.

Рисунок 2. Динамика поступлений платежей в федеральный бюджет от таможенных органов в январе-декабре 2015-2016.)

Рисунок 2. Динамика поступлений платежей в федеральный бюджет от таможенных органов в январе-декабре 2015-2016.)

Необходимо отметить, что в 2015 году произошло сильное сокращение объемов декларирования. По данным ФТС, с января по ноябрь 2016 года количество поданных деклараций на товары сократилось с 4,27 млн до 3,9 млн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и особенно сильный спад помимо января наметился в ноябре, хотя ещё несколькими годами ранее именно на осенние месяцы приходился рост активности в сфере ВЭД.

Рисунок 3. динамика объемов декларирования в апреле 2015- ноябре 2016.

Рисунок 3. динамика объемов декларирования в апреле 2015- ноябре 2016.

Безусловно, причиной тому стало сокращение производства многих видов товаров, уход с российского рынка крупнейших автомобильных производителей, ухудшение отношений с Украиной и другими странами, санкции и многое другое. Даже небольшой положительный эффект от роста объемов экспорта некоторых товаров, в частности - продовольствия и техники, не смог компенсировать внешнеторговые потери. Кроме того, высокие тарифы на грузоперевозки, нерешенная ситуация с книжками МДП также не прибавили желания иностранным партнерам что-либо экспортировать в Россию. Да и отечественному бизнесу стало ещё тяжелей работать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Афонин П.Н. Таможенная статистика. – СПб.: Издательский центр «Интер- медия», 2013. – 160 с.

2. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» [Элек- тронный ресурс] // URL: http://customs.ru/index.php?option=com_newsfts&view=category&id=185&Itemid=2099 (дата обращения: 10.12.2016 г.).

3. Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 05.04.2016) "О таможенном тарифе"

4. Пансков В.Г. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в России: учебно-методическое пособие / В.Г. Пансков, В.В. Федоткин. – М.: Финан- сы и статистика; ИНФРА-М, 2008. – 236 c.

5. Романова Е.В. Таможенные платежи / Е.В. Романова. – СПб.: Питер, 2012. – 188 c.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Читайте также: