Задачи решаемые ввозными и вывозными пошлинами регулирование развития национальной экономики

Опубликовано: 26.04.2024

Таможенное регулирование

Таможенное регулирование — это управление внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), осуществляемое с целью пополнения бюджета и для защиты отечественного производителя. Его целью является экономическая безопасность и достижение стабильного экономического роста. У России, как члена Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС), общее с ним таможенное пространство. Поэтому юридической основой таможенного регулирования в России является Таможенный Кодекс ЕАЭС и Федеральный закон о таможенном регулировании 289. Эти законодательства гармонизированы между собой и позволяют полностью регламентировать все нюансы таможенного регулирования. Более того именно вопросы таможенного регулирования подтолкнули страны объединиться в таможенный союз. Таможенное регулирование ВЭД в России осуществляют таможенные органы.

Федеральный закон о таможенном регулировании 289 ФЗ

Федеральный закон о таможенном регулировании 289 ФЗ появился в связи с принятием нового Таможенного Кодекса ЕАЭС и вступил в силу в 2018 году. Этот закон направлен на реализацию международных договоров между Россией и ЕАЭС и на обеспечение экономической безопасности России. Он призван на национальном уровне регулировать отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров, а также вопросы таможенного регулирования в России. Этот закон состоит из 8 разделов и насчитывает более чем 500 страниц, он полностью охватывает правовые основы таможенного регулирования.

Федеральный закон о таможенном регулировании 289-ФЗ от 3 августа 2018 года
О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Виды таможенного регулирования

Предметом таможенного регулирования являются отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров. При этом применяются меры таможенного тарифного регулирования, а также меры нетарифного регулирования: запреты и ограничения, связанные с защитой рынка от: недобросовестной конкуренции, некачественных товаров не соответствующих требованиям безопасности. Виды таможенного регулирования делят на две группы: тарифное таможенного регулирования и нетарифного таможенное регулирование.

Таможенно тарифное регулирование

Таможенно тарифное регулирование ВЭД применяется для защиты отечественных производителей от зарубежной конкуренции и для пополнения бюджета с помощью ставок таможенных пошлин на ввозимые и вывозимые товары.

Основным инструментом тарифного регулирования является тариф. Методы его применения устанавливаются законодательством. Таможенный тариф – это ставки таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС. Размер ставок устанавливается законодательно, в соответствии с принятой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). В отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, применяются таможенные преференции. Кроме того, преференции предусмотрены при торговле со странами, входящими в ЗСТ.

Кроме определения ставок таможенных пошлин на товары, устанавливается порядок их применения: определение таможенной стоимости товара, страны происхождения товара.

Нетарифное регулирование

Нетарифное регулирование служит для защиты отечественных производителей от зарубежной конкуренции, при резко возросшем импорте товаров, а также при ввозе импортных товаров по заниженным, демпинговым ценам. Меры нетарифного регулирования используются для контроля вывоза продукции, например, для ограничения вывоза товаров для стимулирования обрабатывающей промышленности. Эти меры применяют для поддержания баланса между спросом и предложением, а также для стабилизации цен на товары ограничительными и запретительными методами. Меры нетарифного регулирования используются, чтобы оградить рынок от некачественных товаров, не соответствующих требованиям безопасности.

Нетарифное регулирование – это совокупность мер по управлению ввозом товаров (импорт) и вывозом товаров (экспортом), включающее в себя разрешительные и запретительные, ограничительные меры.

Меры прямого ограничения

1) Квотирование - это ограничение по количеству или стоимости на определённое время ввозимых (импортная квота) или вывозимых (экспортная квота) товаров.

  • Глобальные – устанавливают количество конкретного товара, которое можно ввезти;
  • Сезонные – устанавливают период времени для ввоза товара;
  • Тарифные – устанавливают количество товара, которое можно ввезти по установленным тарифам или совсем без уплаты пошлины.

Размер квот устанавливается на Правительственном уровне.

2) Лицензирование – это контроль за ввозом и вывозом конкретных товаров с помощью выдачи компетентными органами лицензий.

  • для временного ограничения ввоза или вывоза товаров;
  • для контроля над ввозом или вывозом опасных товаров, неблагоприятно воздействующих на окружающую среду и человека;
  • для предоставления исключительного права;
  • для выполнения международных обязательств.

Специальные защитные меры

Это меры, служат для предотвращения нанесения ущерба экономике из-за резко возросшего импорта товаров или из-за ввоза товаров по заниженным, демпинговым ценам. В качестве таких мер используется:

  • Специальные пошлины – применяются при резко возросшем импорте;
  • Антидемпинговая пошлина – применяются при ввозе товаров по демпинговым ценам;
  • Компенсационные пошлины - применяются при ввозе товаров, получивших субсидию со стороны иностранного государства.

Меры технического регулирования

Это меры по ограничению ввоза в страну некачественных товаров, не соответствующих регламентам: национальному и союзному. Разрешается ввоз только тех товаров, на которые оформлен подтверждающий документ: Декларация или Сертификат соответствия.

Другие меры регулирования

Это меры, связанные с соблюдением действующего законодательства и обеспечением безопасности использования перемещаемых, ввозимых или вывозимых товаров. Предотвращения угрозы для жизни и здоровья граждан, а также их имущества. Они регулируются выдачей разрешительных документов:

Заградительные пошлины взимаются помимо ввозных таможенных пошлин. Их можно ввести только на определённый срок и по специальному Решению Правительства России. Все запреты и ограничения опираются на законодательную базу.

Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности

Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности позволяет успешно решить все поставленные цели: фискальные – пополнение бюджета, так и протекционистские – защита отечественных производителей. Главная цель – это экономическая безопасность и стабильный рост, поддержание баланса между спросом и предложением.

Мировой опыт свидетельствует, что даже в условиях развитой рыночной экономики существует объективная необходимость в государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Государство при этом призвано защищать интересы своих производителей, принимать меры по всемерному увеличению экспорта, привлечению иностранных инвестиций, защите интересов хозяйствующих субъектов, законодательно закреплять условия существования во внешнеторговой деятельности и контроля за их неукоснительным соблюдением, как резидентами, так и нерезидентами. В целом государственное регулирование внешней торговли представляет собой систему мер воздействия различных общественных институтов и государственных органов на внешнеторговые связи с целью наиболее эффективного использования преимуществ международного разделения труда.

Государственное регулирование экономики в целом осуществляется посредством различных форм и методов, важнейшими из которых являются прогнозирование, планирование и программирование. В условиях государственного регулирования внешнеторговой деятельности прогнозирование преследует цели формирования стратегии и приоритетов в развитии национальных отраслей, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции и вписаться мировой рынок. Планирование направлено на координирование позиций государственного и частного сектора в области внешней торговли, в процессе планирования на каждые 3-5 лет намечаются необходимые объемы промышленной продукции, размеры капитальных вложений, размеры желаемого роста производства и т.д. Программирование осуществляется через соответствующие программы.

Мировая практика рыночной экономики выработала достаточно эффективные принципиальные подходы и механизмы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, хотя в этой сфере до сих сталкиваются 2 противоречивые тенденции: протекционизм, т.е. защита собственного производства от иностранной конкуренции и либерализация, т.е. предоставление возможно большей свободы доступа зарубежных товаров и услуг на внутренний рынок. Практически все государства стремятся к поиску компромисса между протекционистскими мерами и либерализацией внешнеторговой деятельности резидентов и нерезидентов.

В соответствии с мировой практикой государства используют 2 набора методов регулирования:

экономические (тарифные, косвенные); административные (нетарифные, прямые).

Экономические методы – это стимулирование или дестимулирование участников внешнеторговой деятельности осуществить или воздержаться от совершения конкретных операций (сделок). Для этой цели используются такие экономические инструменты как налоги, пошлины, субсидии, льготное кредитование и страхование, валютное регулирование, направление из госбюджета ресурсов на развитие экспортных производств и информационной инфраструктуры внешнеторговой деятельности и т.д. Косвенным подобное регулирование считается потому, что при этом государство не запрещает осуществление внешнеторговых операций, а только регулирует уровень прибыльности соответствующих операций и тем самым эффективно воздействует на решение хозяйствующих субъектов о целесообразности их проведения.

В условиях развитой рыночной структуры экономические методы являются наиболее действенными. При этом, как правило, всяческими льготами стимулируется экспорт и в некоторых случаях ограничивается импорт, в частности, высокими ввозными пошлинами. Обычно льготы являются не дискриминационными, чтобы создавать равные условия для всех участников внешней торговли.

Главным инструментом в руках государства при регулировании внешней торговли является использование тарифного регулирования посредством таможенного тарифа. Таможенный тариф – это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин на товары, провозимые через границу данной страны, устанавливаемый на законодательном уровне. Таможенный тариф является наиболее распространенным инструментом государственного регулирования внешней торговли, действующим через механизм ценообразования.

Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяются протекционистская и фискальная. Протекционистская функция связана с защитой национальных производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при реализации их на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.

Административные (нетарифные) методы государственного регулирования внешнеторгового оборота включают многочисленные мероприятия, ограничивающие использование иностранных товаров на внутреннем рынке страны. По мнению специалистов во внешнеторговом обороте используется более пятидесяти видов нетарифных ограничений.

По классификации ГАТТ/ВТО нетарифные ограничения подразделяются на 5 основных групп:

количественные ограничения импорта и экспорта, к которым относятся квотирование и лицензирование; таможенные и административные импортно-экс-портные формальности, включая антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров, таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы; стандарты и требования к качеству товаров, включая санитарные и фитосанитарные нормы, промышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров; ограничения, заложенные в механизме платежей: скользящие сборы, импортные депозиты, льготы для отдельных отраслей и предприятий, механизм валютных курсов; участие государства во внешнеторговых операциях, а именно: субсидирование производства и экспорта товаров, система государственных закупок, государственная торговля.

Количественные ограничения непосредственно регламентируют количество ввозимого в страну товара и вывозимого за ее пределы. Из всех видов нетарифных барьеров они получили наибольшее распространение. На практике сложилось два основных направления применения количественных ограничений: квотирование и лицензирование.

Квотирование – административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, в основе которой лежит ограничение государственной властью ввоза (вывоза) товаров в определенном количестве или сумме за установленный период посредством импортных (экспортных) квот. Квотирование реализуется через систему лицензирования.

Лицензирование – регулирование внешнеторговой деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Основными видами лицензий являются разовая и генеральная. Разовая лицензия – письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое уполномоченным органом конкретной фирме на осуществление 1 внешнеторговой сделки. Генеральная – разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок.

В следующей группе нетарифных ограничений наибольшее распространение имеют антидемпинговые пошлины, которые применяются в случаях ввоза на таможенную территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза на момент ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в стране. Основная цель применения – нейтрализация негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.

В основе следующей группы лежат так называемые технические барьеры, устанавливающие необходимость проверки соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов и технических норм. Устанавливаются либо в законодательном порядке, либо ассоциациями производителей.

Если правительство считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета. Субсидии могут быть прямыми и косвенными. Прямое финансирование осуществляется в виде выплат экспортеру дотаций из бюджета после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Косвенные – скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по налогам, льготные условия страхования, передача экспортным компаниям правительственных заказов по завышенным ценам и т.д.

Национальное хозяйство современных цивилизованных стран неоднородно по своей социально-экономической структуре. Так, в США, Великобритании, Франции, Германии и других странах есть государственные предприятия, мощные частные корпоративные объединения, частные фирмы, весьма распространен малый бизнес. В совокупности эти структуры образуют смешанное хозяйство. Имеющая место неоднородность государственного и негосударственного, государственного и домашнего хозяйств позволяет говорить о современной смешанной экономике как о многосекторной. Многосекторность и многопрофильность – это не только наличие многих равноправных секторов и типов хозяйства, но и их взаимодействие между собой. В экономике оно реализуется государством, частными корпорациями и рынком.

Национальное хозяйство даже малых государств неоднородно, оно состоит из различных региональных структур, отличающихся не только профилем предприятий, но и характером организационно-управленческой деятельности. В результате в пределах национального хозяйства не избежать комбинирования методов и принципов управления производством. В свою очередь методы и формы государственного регулирования влияют не только на отдельные секторы хозяйства, но и на содержание и размеры самого государственного сектора. В экономике получают развитие смешанные производственные структуры. Речь идет о создании государственно-частных и совместных предприятий, складывающихся на базе национальных и иностранных производств.

Переход к новой экономической системе, базирующейся на рыночных началах, потребовал серьезных институциональных изменений в экономике. Одно из них – образование новых субъектов хозяйствования, адекватных этой системе. Новые субъекты хозяйства, адекватные новым экономическим условиям, формируются двумя основными способами. Во-первых, это реформирование государственного сектора, реорганизация существовавших ранее предприятий путем их приватизации, преобразования в новые организационно-правовые формы, выделения структурных частей предприятий в самостоятельные хозяйственные единицы. Во-вторых, это создание совершенно новых предприятий, когда их участники собирают начальный капитал и проходят в соответствии с принятыми процедурами государственную регистрацию. Снятие ограничений на создание новых предприятий, а также ограничений относительно размеров частных предприятий резко интенсифицировало институциональные изменения в экономике.

Становление смешанной экономики – необходимое условие рыночных преобразований. Ведь рынок предполагает экономическое взаимодействие ряда субъектов рыночных отношений, без чего невозможно создать такой атрибут рынка, как конкуренция. Без конкуренции и рынок – не рынок, и экономика – не экономика. Поэтому в переходный период необходимо демонополизировать, разгосударствить государственный сектор в национальной экономике, создать частный сектор, который ранее отсутствовал.

При командно-административной системе господствовал монополизм в экономических отношениях, а главным монополистом выступало государство, которое было основным покупателем продукции, оно же являлось главным, исключительным распределителем ресурсов: финансовых средств, техники, трудовых ресурсов, удобрений и т. д. Предприятия искали различные пути доступа к этим ресурсам, и очень часто дело складывалось так, что одни получали достаточно ресурсов, иногда в избытке, другие оказывались обделенными ими. В условиях отсутствия конкуренции предприятия, располагающие ресурсами, не были заинтересованы в их рациональном использовании, а предприятия, лишенные необходимых средств, не могли интенсивно развивать производство. Функционирующие производственные звенья действовали как обособленные друг от друга «мирки», экономически связанные с государственной структурой власти.

Переход к рынку предполагает создание конкурентообразующей среды. Ее структурными элементами должны стать не просто хозяйствующие субъекты, а различные собственники. Для рынка не важно, будут ли эти хозяйствующие субъекты называться по-прежнему или превратятся в акционерные общества, важно, чтобы они были собственниками используемых в производстве ресурсов и производимой продукции, реализовать которую могли бы по своему усмотрению. Не важно также, к какой форме собственности эти хозяйствующие субъекты относятся - общественной, кооперативной или частной. Важно, чтобы они были реальными собственниками и имели возможность самостоятельно распоряжаться объектами этой собственности. Необходимо, чтобы хозяйствующий субъект мог самостоятельно выбрать вид производственной деятельности, форму собственности, способ организации производства и в своих интересах использовать полученные результаты. Обеспечить указанные условия можно посредством реформирования отношений собственности.

Темпы преобразования отношений собственности определяют процесс развития конкуренции в переходной экономике. Поскольку прибыль, как известно, не является непосредственной целью экономической деятельности государства, объективно ослаблен интерес государственных предприятий к ее увеличению. Кроме того, бюджетные ограничения для государственных предприятий, как показывает практика, являются намного более мягкими, чем для негосударственных. Государство, как правило, длительное время поддерживает свои убыточные предприятия посредством бюджетного финансирования и льготного кредитования, не допуская тем самым их банкротства. В силу названных причин преобладание государственной собственности на средства производства на первых этапах перехода к рынку сдерживает развитие конкуренции. Но чем быстрее идет процесс приватизации, тем выше становится доля негосударственных предприятий на рынке и тем выше эффективность конкурентного рыночного механизма.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в обществе можно создать огромный слой частных собственников, но если они будут замыкаться на внутреннем потреблении, будут полностью зависимы от государственно-административной системы управления, рынок создан не будет. Примером может служить недавняя история Китая, где широкомасштабное развитие получило мелкотоварное производство, особенно в сфере сельского хозяйства. Это позволило на первом этапе в сжатые сроки решить продовольственную проблему, но не решило проблему формирования национального рынка. Аналогичная ситуация наблюдалась в период НЭПа. В обоих случаях был дан толчок развитию национальной экономики, но отнюдь не национального рынка, был сформирован слой собственников-потребителей, но не собственников-производителей.

Общество в настоящее время крайне нуждается в предпринимателях-производителях, способных сформировать капиталы, создать новые рабочие места на производстве. Пока такой функции предприниматели не выполняют. Они заняты накоплением собственного богатства, материализацией его в виде строительства коттеджей, гаражей, приобретения квартир, машин, приватизации земельных участков и т.д.

Фактор права собственности выступает определяющим в развитии предпринимательства. Только собственник может самостоятельно принимать решения и воздействовать на их результативность. Предприниматель стремится приумножить свою собственность, ибо она обеспечивает свободу выбора сферы бизнеса, установления цен, распределения дохода, принятия управленческих решений, гарантий риска и т.д.

Таким образом, под предпринимателем следует понимать собственника, обладающего специальными навыками организации и ведения производства, сферы услуг или научного изыскания, видящего перспективу развития общественного дела и умеющего оценивать его результативность, общественную и личную целесообразность. В формировании такого класса собственников-предпринимателей состоит одна из главных задач создания смешанной экономики, которая предполагает наличие различных форм хозяйствования, базирующихся на разных формах собственности. Развитие смешанной экономики как раз и способствует выбору товаропроизводителями форм собственности и хозяйствования.

Вместе с тем, существует ряд трудностей, тормозящих развитие предпринимательства в переходной экономике: неразвитая инфраструктура по поддержке и обслуживанию малого предпринимательства, трудности получения кредитов (особенно на долгосрочные проекты) и их погашения в условиях высоких ставок банковского процента, поборы (рэкет) со стороны криминальных структур, а нередко и со стороны разного рода чиновников, низкий уровень безопасности и т.п.

С преобразованием административно-командной системы хозяйствования даже традиционно советские хозяйственные структуры обретают не только административную, но и экономическую самостоятельность. В их действиях и экономических расчетах начинают проявляться элементы самостоятельных товаропроизводителей, ориентированных на рынок и способных функционировать в условиях рынка. Предприятия, вступая в отношения друг с другом, все больше руководствуются рыночными критериями и стимулами, сообразуясь с реально складывающейся экономической обстановкой. Это касается как непосредственно производства продукции, так и ее распределения, реализации, решения социальных вопросов жизни населения.

Учитывая, что в переходной экономике государственный сектор еще будет продолжать играть весомую роль, формирование субъектов рыночных отношений должно предполагать не только стимулирование частного предпринимательства, но и преобразование государственных предприятий. Суть этих преобразований состоит в том, чтобы разграничить права и обязанности госпредприятий, в значительной степени вывести их из-под государственной опеки, создать экономические и правовые предпосылки для их экономической ответственности за результаты хозяйственной деятельности вплоть до банкротства и закрытия, уравнять предприятия всех форм собственности в отношении предпринимательского риска.

При обосновании рыночных форм хозяйствования необходимо исходить из следующих организационно-экономических принципов:

  • экономической целесообразности. Следует освоить и внедрить такие формы хозяйствования и собственности, которые бы сопровождались если не ростом, то по крайней мере прекращением спада производства;
  • нельзя все и вся разрушать. Надо сохранить социальную базу, обеспечить всем жителям страны равные права пользования производственной и социальной инфраструктурой;
  • при выборе форм собственности и форм хозяйствования необходимо учитывать менталитет нации, использовать преимущества местных условий, обеспеченность трудовыми ресурсами и т.д.;
  • надо быть крайне осторожным при определении приоритетов в развитии тех или иных форм хозяйствования, ибо бесперспективное производство может сыграть регрессивную роль;
  • необходимо обеспечивать постепенный переход от одних форм предпринимательской деятельности к другим, от менее развитых форм собственности к более развитым;
  • не следует забывать о принципе добровольности выбора форм хозяйствования.

Для рыночной экономики индустриально развитых стран характерна следующая структура отношений собственности:

  • ведущая роль принадлежит крупным акционерным компаниям с достаточно высокой концентрацией капитала;
  • за ними следует большое количество средних и мелких хозяйств с акционерной или частной собственностью;
  • существенная роль в большинстве индустриальных стран принадлежит государственной и муниципальной собственности, особенно в тех секторах экономики, которые не могут руководствоваться чисто коммерческой деятельностью.

Основным условием функционирования рыночной экономики является оптимизация структуры производства и народного хозяйства в целом. Структурная трансформация экономики – сложный, многоплановый процесс, охватывающий, в частности, совершенствование отраслевых пропорций производства, оптимизацию воспроизводственных пропорций, совершенствование территориальной структуры производства, наконец, оптимизацию его размерной (масштабной) структуры. Совершенствование организационной структуры общественного производства предполагает рациональное сочетание крупных, средних и малых предприятий как составляющих его размерной структуры.

Современные тенденции налогового администрирования в Российской Федерации (Бакирова Р.Р., Губайдуллин Б.Ф. и др.) // Экономика, предпринимательство и право. № 2 / 2020

Предварительное информирование таможенных органов (Афонин П.Н., Хрунова А.Л.) // Экономические отношения. № 1 / 2017

Статья в журнале

Цитировать:
Немирова Г.И. Администрирование таможенных платежей как индикатор развития экономики России // Экономическая безопасность. – 2019. – Том 2. – № 3. – С. 245-253. – doi: 10.18334/ecsec.2.3.100643.

Аннотация:
В статье рассматривается администрирование таможенных платежей как индикатор развития экономики России. В результате комплексное исследование механизма администрирования таможенных доходов в совокупности с развитием внешнеторговой деятельности позволило выделить такие функции таможенных платежей как фискальную, регулирующую и контрольную. Представленный анализ подтвердил, что, по сути, таможенные доходы представляют индикатор развития экономики страны, внешнеторговой деятельности и финансового потенциала государства.

Ключевые слова: механизм администрирования, таможенные платежи, индикатор развития, финансовый потенциал, экономика России

В условиях активного влияния глобальной экономики на экономическое развитие государств одной из стратегических целей в России выдвинуто обеспечение экономической безопасности Российской Федерации. Достижение данной цели может быть достигнуто посредством эффективного управления экономикой, составной частью которого является внешнеэкономическая деятельность.

Важным институтом управления внешнеэкономической деятельностью и одновременно индикатором развития экономики являются таможенные платежи. Результативность применения данного института зависит от бюджетно-налогового и таможенного законодательства государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и национального законодательства непосредственно каждого из государств, включённых в состав ЕАЭС, а также от заявленных стратегических целей государств.

Следует отметить, что ЕАЭС создал благодатную основу для интеграции экономик: сформирована единая таможенная территория с единым правовым таможенным законодательством для совершения таможенных операций и таможенного контроля, применения таможенных платежей. Единое правовое поле и снятие таможенных барьеров позволило эффективнее организовывать внешнеэкономические связи между государствами-членами ЕАЭС.

Однако развитие государств в условиях открытой экономики и включения в торгово-экономические отношения в ЕАЭС обнажило и внутренние проблемы, выявило угрозы экономической безопасности некоторых государств, например, в России, вытекающие из налогового законодательства. В частности, ставки налога на добавленную стоимость (НДС), задекларированные в Налоговом кодексе РФ в размере 20 % (ранее 18 %) обусловливают менее конкурентоспособные для ведения бизнеса условия, например, с Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, где основная ставка НДС равна 12 %. Справочно: при условии применения единого таможенного законодательства в части применения ввозных таможенных пошлин, единого таможенного тарифа, ставки вывозных таможенных, таможенных сборов, налога на добавленную стоимость и акцизов, уплачиваемых при ввозе товаров в Российскую Федерацию, регулируются национальным законодательством.

Данный аспект налогового законодательства имеет двоякое влияние на развитие экономики и формирование доходов бюджета, служит индикатором конкурентоспособности товаров, создания благоприятных условий для ведения бизнеса и повышения уровня жизни населения, поскольку конечными потребителями товаров и услуг становится население, именно оно при покупке товаров оплачивает НДС в виде косвенного налога. С одной стороны, предполагается, что увеличение налоговой ставки позволит повысить объем налоговых доходов бюджета. Однако исторический опыт развития государств, в том числе и России, свидетельствует об обратном явлении. С другой стороны, нестабильное налоговое законодательство, к тому же направленное на увеличение налоговой нагрузки, вызывает недоверие у бизнеса и населения, и как следствие отток капитала из страны. Центробанк России отмечает, что чистый отток капитала, например, частного сектора в 2018 году вырос в 2,7 раза по сравнению с предыдущим годом и составил 67,5 млрд долларов.

«Одной из основополагающих проблем теории экономической безопасности является отсутствие единства в вопросе о роли и месте таможенных органов в системе обеспечения экономической безопасности» [5, с. 66]. При этом анализ доходов федерального бюджета (по данным Федерального казначейства) позволяет констатировать динамичное увеличение доходов бюджета с 2006 по 2018 годы. Динамика изменения доходов федерального бюджета тесно коррелириует с нефтегазовыми доходами бюджета. Однако в период введения запретов и ограничений по отношению к российским товарам, доходы федерального бюджета изменили структуру: нефтегазовые доходы бюджета с 2014 по 2016 годы имеют тенденцию снижения, в то время как за тот же период, общие доходы, обусловленные увеличением, нефтегазовых доходов бюджета продолжили расти (рис.1). В этой связи возникает вопрос, всё же, что послужило причиной роста доходов в столь неблагоприятных условиях? Ответ прост: основная причина – это рост цен на энергоносители.


Рисунок 1. Динамика изменения доходов федерального бюджета

(за 2016 -2018 годы, в млрд руб.)

Высокая доля во внешнеторговом обороте России товаров топливно-энергетического сектора и зависимость бюджета от нефтегазовых доходов нацеливает на необходимость систематического контроля порядка перемещения таких товаров через таможенную границу ЕАЭС и механизма администрирования данных источников бюджета.

Однако «внедрение методологии реализации бюджета на основе выделения нефтегазовых и нефтегазовых доходов, введение в теорию и практику таких понятий, как нефтегазовый баланс бюджета, нефтегазовый дефицит бюджета, нефтегазовый трансферт в бюджет, которые становятся основными показателями в процессе бюджетного планирования, в корне не меняют ситуацию зависимости бюджета от сырьевых ресурсов» [2, с. 155]. Соответственно, ориентировать налоговую и таможенную политику следует на стимулирование выпуска инновационной продукции, конкурентоспособной на внешнем рынке.

Влияние глобальной экономики оказывает хоть и опосредованное, но всё же значимое влияние на развитие экономики России. Как показывает исторический опыт развития государств, в условиях кризисной и посткризисной экономики, как правило, возрастает роль таможенных платежей. В Российской Федерации таможенные платежи в доходах федерального бюджета варьируют от 35 до 50 процентов. «Соотношение динамики изменения объема таможенных платежей, объема внешнеторгового оборота, объема экспорта и импорта товаров отражают, что в диаграмме изменения объема администрированных таможенных платежей идентичны изменениям показателей внешней торговли» [4, с. 98].

Ретроспективный анализ таможенных платежей с позиции индикатора развития экономики страны на основе исследования внутренней структуры формируемых доходов бюджета в разрезе нефтегазовых и нефтегазовых доходов бюджета позволяет проследить механизм развития отраслей экономики.

В соответствии со статьей 96.6 Бюджетного кодекса РФ к нефтегазовым доходам относятся: налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья; вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти. На основе статистического анализа данных за последние 13 лет отмечаем, что основными отраслями, формирующими доходы российского государства, выступают нефтяная и газовая отрасль.

Констатируем при этом, что согласно Указу Президента РФ от 13 мая 2017 года «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», «основными задачами по повышению эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализации конкурентных преимуществ экспортно-ориентированных секторов экономики выступают расширение номенклатуры и объема экспорта не сырьевой продукции, географии внешнеэкономических и инвестиционных связей, отвечающих национальным интересам России» [1].

Структурный анализ доходов бюджета, в разрезе доходов, формируемых за счёт совершения импортных операций, позволяет выявить также определенные тенденции, вызванные национальным таможенным и налоговым законодательством, которые требуют пристального внимания на перспективу развития с позиции возможных угроз экономической безопасности (рис.2).


Рисунок 2. Динамика изменения доходов федерального бюджета, в разрезе доходов, формируемых за счёт совершения импортных операций

(за 2016 – 2018 годы, в млрд руб.)

Суть кроется в следующем: в условиях введения запретов и ограничений федеральный бюджет теряет доходы в виде ввозных таможенных пошлин. При этом отмечаем, что в данном случае снижаются также доходы и бюджетов государств-членов ЕАЭС, поскольку ввозные таможенные пошлины распределяются согласно определенным нормативам отчислений и в бюджеты других государств-членов ЕАЭС.

Обращая внимание, что таможенные платежи занимают в доходах федерального бюджета выше четверти совокупного объёма, Федеральная таможенная служба во главе с Министерством финансов РФ предпринимает усиление деятельности по администрированию таможенных платежей, активно внедряя информационные технологии, которые позволяют, с одной стороны, увеличить сроки совершения таможенных операций. К числу таких технологий следует отнести автоматическую регистрацию деклараций и автоматический выпуск товаров, удалённый выпуск товаров. С другой стороны, информационные технологии обеспечивают более эффективный таможенный контроль, как наиболее результативный следует отметить, механизм прослеживаемости товаров, позволяющий раскрывать теневой бизнес, тем самым привлекать дополнительные источники в доход бюджета. Также изменяются ставки акцизов по отдельным видам товаров, согласно изменениям налогового законодательства Российской Федерации.

Современные тенденции налогового администрирования в Российской Федерации (Бакирова Р.Р., Губайдуллин Б.Ф. и др.) // Экономика, предпринимательство и право. № 2 / 2020

Комплексное исследование механизма администрирования таможенных доходов в совокупности с развитием внешнеторговой деятельности в системе формирования экономического и финансового потенциала страны позволяет выделить такие функции таможенных платежей как фискальную, регулирующую и контрольную. Представленный анализ подтвердил, что, по сути, таможенные доходы представляют индикатор развития экономики страны, внешнеторговой деятельности и финансового потенциала государства и позволяют проанализировать механизм формирования бюджетной политики государства.

Целесообразно объём и структуру таможенных платежей включить в качестве одного из индикаторов обеспечения экономической безопасности в финансовой сфере, а уровень развития внешнеэкономической деятельности отразить в качестве индикатора развития экономики. «О важности учета данных индикаторов, хотя и в иной интерпретации обращают внимание и другие учёные» [3, с. 15].

Глава 7.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ. ВАЛЮТНЫЕ КУРСЫ.

§ 19. Свободная торговля и протекционизм. Всемирная торговая организация (ВТО)*

В мировой торговле ещё с древних времён действуют две противоречивые тенденции – к либерализации внешней торговли и к усилению протекционистской политики. В периоды ровного поступательного развития мировой экономики, как правило, преобладает тенденция свободной торговли. Но как только наступают трудные времена, правительства часто вводят протекционистские меры, повышая ввозные пошлины на импортные товары, ужесточая требования к вывозу капитала и т.д. Другие страны, естественно, принимают ответные меры по ограничению импорта из этой страны. В результате ущерб, нанесённый экспортным отраслям, как правило, перекрывает выгоды от ограничения импорта.

В 1947 г. был создан предшественник ВТО – Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Его главными задачами были снижение торговых барьеров в любых формах в международном движении товаров и услуг. Высший орган ГАТТ – конференция по торговле, в которой участвуют все министры торговли стран-членов. Штаб-квартира располагается в Женеве (Швейцария). В 1994г. ГАТТ был преобразован во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Основная цель ВТО осталась прежней – либерализация международной торговли на основе многостороннего механизма регулирования торговых связей, роста производства и торговли товарами и услугами, рационального использования источников сырья, сохранения окружающей среды. Руководящие органы ВТО – Конференция министров (высший орган ВТО), которая собирается каждые два года, Генеральный совет, Комитет по урегулированию разногласий, Комитет по торговой политике.

Под общим руководством Генерального совета ВТО действуют Совет по торговле товарами (Goods Council), Совет по торговле услугами (Services Council) и Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIP’S Council). Каждый из этих органов осуществляет наблюдение за функционированием соответствующих соглашений (приложения 1А – Многосторонние соглашения по торговле товарами; 1B – Генеральное соглашение по торговле услугами – ГАТС; 1С – Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность) и может создавать вспомогательные органы, если это потребуется.

ВТО следует всем соглашениям, принятым ранее ГАТТ. Необходимо отметить, что все соглашения имеют подвижный характер и непрерывно совершенствуются подразделениями ВТО в соответствии с процедурами, а также условиями, диктующими необходимость их согласования. При этом любые торговые правила, зафиксированные в двусторонних переговорах, автоматически распространяются на все страны – члены ГАТТ (ВТО).

Многосторонние переговоры в рамках ГАТТ – ВТО получили название раундов. Их результатом было устранение импортных квот и снижение таможенных тарифов с 40% в 1948 г. до 5% в настоящее время. В 1986–1993 гг. в ходе восьмого «Уругвайского раунда» были подписаны наиболее важные соглашения по устранению барьеров и либерализации международной торговли, в том числе по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности. Этот раунд завершился подписанием Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС).

Всемирная торговая организация управляется непосредственно её членами и не является законодательным органом. Она позволяет странам организованно вести переговоры посредством форума. Для принятия решения требуется достижение консенсуса со стороны всех стран-участниц, поскольку правило большинства голосов в данном случае не действует.

Сейчас ВТО, которая стала более влиятельной организацией, чем ранее ГАТТ, является международной организацией по глобальному регулированию международной торговли путём применения эффективных средств, согласования обстоятельств и претворения в жизнь торговых правил. В состав этой организации входит 186 стран. На страны – члены ВТО приходится более 90% всей мировой торговли (табл. 7).

Таблица 7

СТРАНЫ – ЧЛЕНЫ ВТО (2005)

Регион мир Число стран-участниц Число стран, подавших заявление о приёме Число потенциальных участников
Всего148 (90,6%)*31 (8,4%)*22 (1,0%)*
В том числе:
Африка41 (1,8%)4 (0,2%)8 (0,2%)
Северная и Южная Америка33 (19,9%)1 (0,0%)1 (1,0%)
Азиатско-Тихоокеанский регион28 (30,0%)10 (6,2%)11 (0,7%)
Европа и СНГ30 (44,3%)16 (2,0%)

В скобках указана доля стран в мировом экспорте.

Россия подала заявку на вступление в ВТО в 1993 г. и с тех пор вела переговоры со странами – участниками ВТО, которые имели торговые претензии к России. В результате в декабре 2011 г. между Россией и ВТО было подписано соглашение о её вступлении в эту организацию. Однако полноправным членом ВТО Россия станет после ратификации этого соглашения парламентом страны.

России по наследству от распавшегося СССР досталась слабая вовлечённость в международную торговлю. Промышленность страны в 90-е гг. была в тяжёлом состоянии. Торговать, кроме нефти, газа, леса и другого сырья, было нечем. Чтобы получить хотя бы минимальные объёмы валюты для развития страны, приходилось наращивать добычу нефти и газа для поставок на мировые рынки. Экспортировались также железная руда, цветные металлы и лес. Готовые изделия в структуре экспорта (в основном военная техника) составляли всего 3% от общего объёма. Эта крайне нерациональная структура экспорта, однако, сохранилась и в первое десятилетие XXI в. В настоящее время две трети валютных поступлений дают нефть и нефтепродукты, газ, уголь, лесоматериалы, цветные и чёрные металлы. Экономика страны, по существу, представляет собой сырьевой придаток мирового рынка. Экспорт сырья и энергоресурсов, по всей видимости, ещё долго будет основным источником валютных поступлений России (рис. 7).


Рис. 7. Основные экспортные товары в России.

Идеальной является ситуация, при которой страна вывозит товары с высокой добавленной стоимостью, т.е. готовые изделия, наукоёмкую продукцию. Но это невозможно для всех стран, поскольку они различаются по уровню развития факторов производства. Какого бы высокого уровня развития страна ни достигла, всё равно какие-то изделия в другой стране будут производить на более высоком технологическом уровне и продавать их по более конкурентной цене (теория сравнительных издержек). По мере повышения уровня жизни (в результате роста доходов) приоритетной становится задача повышения общественной производительности, производительности отечественного труда и качества товаров. Это создаёт базу для модернизации и массового внедрения инноваций, что расширяет базу экспортного потенциала страны.

В своё время японские предприниматели сконцентрировали усилия на производстве единичных товаров по западным лицензиям. Доведя эти товары до совершенства, их стали поставлять на мировой рынок, не занятый другими странами, либо вытесняя конкурентов. В результате японские промышленные товары в 70-х гг. ХХ в. завоевали весь мир. Причём прорыв Японии на мировом рынке состоялся по ограниченному числу отраслей (автомобиле-, судостроение, электроника, полупроводники, современное технологическое оборудование и др.). Тем же путём пошла Южная Корея, затем – страны АСЕАН и Китай с Индией.

Современная политика России направлена на либерализацию внешнеторговой деятельности. Но сам процесс либерализации проходит крайне противоречиво. Часто на внешнеторговую деятельность вводятся ограничения путём принятия постановлений и инструкций различных государственных органов. А в условиях кризиса нередко используются административные методы регулирования внешнеторговых связей – наращивание всевозможных пошлин, бюрократическое регулирование.

Перед современной Россией стоит очень сложная задача: с одной стороны, допустить конкуренцию иностранных товаров, чтобы повысить эффективность экономики, с другой – защитить отечественную промышленность от иностранной конкуренции. Однако защита отечественной промышленности должна осуществляться экономическими методами: субсидированием отраслей, в том числе сельского хозяйства, льготным финансированием и кредитованием предприятий в сфере мелкого предпринимательства, созданием крупного государственного сектора экономики, предприятия которого занимались бы возведением инфраструктуры, жилищным строительством и др. Однако пока структура отечественного экспорта и импорта крайне несбалансированна. Из общего объёма экспорта в настоящее время основная доля приходится на нефть, газ, железорудные и цветные металлы, лес и т.п., а не на готовые изделия. Показатель «обрабатывающее производство» приходится в основном на ограниченные продукты, например автомобили (в том числе сборку иностранных марок в России). Большая доля приходится на поставки военной техники и запчастей к ней в страны – партнёры по военно-техническому сотрудничеству. Импортирует Россия в основном весь спектр продукции машиностроения, продовольствие, товары народного потребления самого широкого ассортимента.

Поэтому важнейшей задачей страны является становление новой технологической базы машиностроения, химической промышленности, переработка нефти и газа, лесной продукции, развитие лёгкой промышленности и фармацевтики, модернизация всей экономики, её инфраструктуры на инновационной базе. В этом случае отечественная внешняя торговля, её международные торговые позиции будут более эффективными и весомыми на мировом рынке.

• Совет по торговле товарами (Goods Council)

• Совет по торговле услугами (Services Council)

• Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIP’S Council)

• структура внешней торговли

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ *

1. С какой целью был создан ГАТТ (ВТО)?

2. Какие подразделения действуют в рамках ВТО? За что они отвечают?

3. Какие товары преобладают в экспорте России, а какие в импорте?

4. Напишите эссе (сочинение-размышление) на тему «Что принесёт России вступление в ВТО?».

5. Защищают ли высокие торговые пошлины национальные интересы?

6. Считаете ли вы структуру внешней торговли России рациональной? Что, на ваш взгляд, можно было бы в ней изменить?

1. Международная торговля имеет огромное значение для экономик всех стран и практически для каждого человека. Она обусловлена мотивами выгоды, прибыли компаний, когда товар продаётся за границей по большей цене, чем на внутреннем рынке. Вывоз товаров из страны называется экспортом, ввоз – импортом. При этом государства стремятся сбалансировать величину стоимости экспорта и импорта, избегать роста отрицательного торгового сальдо. Мировая торговля значительно ускоряет процесс интернационализации факторов производства (производительных сил), способствует усилению процессов международного разделения труда (МРТ), экономическому росту страны, её специализации, введению новых технологий, повышению производительности труда.

2. По мере развития национальной экономики возрастают её масштабы и эффективность, а это является стимулом для вывоза товаров и услуг на внешние рынки. При этом обеспечивается возможность экспорта готовых изделий и сокращение экспорта природных ресурсов.
Объёмы мировой торговли в последние годы составляют свыше 40% совокупного мирового продукта, превышая 20 трлн долл. Темпы роста мировой торговли обгоняют темпы роста валового мирового продукта. Особенно быстро росли товарные потоки между тремя центрами традиционного капитализма: США – Западная Европа – Япония в 60–90-е гг. ХХ в.

3. В последнее десятилетие произошли существенные изменения в структуре мировой торговли. Лидирующие позиции занял Китай, который осуществляет глобальную торговую экспансию, уступая по объёмам торговли лишь США и ЕС. В результате в настоящее время основной поток товаров и услуг на международной арене приходится на США, Китай, страны ЕС, Японию и Канаду.

4. В мировой торговле действуют две противоречивые тенденции – к либерализации внешней торговли и к усилению протекционистской политики. В периоды стабильного экономического роста, как правило, преобладает тенденция к либерализации. В периоды экономических спадов и кризисов правительства часто вводят целый комплекс протекционистских мер, что в конечном счёте негативно влияет на национальный рынок, обедняет ассортимент торговли, а иногда приводит к дефициту товаров.

5. Для развивающихся стран и стран с переходной экономикой международная торговля остаётся слабым звеном. В экспорте этих стран преобладают сырьевые товары, а в импорте – готовые машины, оборудование и продовольствие. Это касается и стран – участников СНГ, которые в основном экспортируют сырьё. Общий спад производства, введение экспортного контроля, дезорганизация платёжной системы – основные причины сокращения объёмов внешней торговли.

6. Важную роль в международной торговле играет механизм валютных курсов, который обеспечивает автоматическое регулирование универсальной меры стоимости товаров и услуг, ввозимых или вывозимых страной (экспортно-импортные операции).

7. Регулирует международную торговлю Всемирная торговая организация (ВТО). С помощью переговоров страны на многосторонней основе сокращают торговые барьеры и упрощают механизмы мировой торговли. В то же время для дальнейшей либерализации торговли необходима разработка международной стратегии, которая будет противодействовать регионализму, ведущему в конечном счёте к новым разновидностям протекционизма.

8. Россия в структуре международной торговли специализируется на экспорте сырья (нефти, газа, сырого леса, продукции ВПК и металлургии). Для изменения ситуации необходимо форсировать развитие современного машиностроения, осуществить диверсификацию всей экономики, создать современную инфраструктуру, решить проблемы территориальных разрывов региональной экономики. Только тогда может быть решена задача модернизации всей экономики, что позволит России занять достойное место в системе мировой торговли.

Читайте также: