Организация контрольной работы налоговых органов

Опубликовано: 12.05.2024


Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры играет государственное регулирование, которое позволяет осуществлять социально-экономические функции. Финансовая система, образующая централизованные фонды денежных средств и выполняющая возложенные на него функции и задачи, является важнейшим механизмом государственного регулирования [1].

Основным инструментом государственного регулирования является налоговый контроль. Налоговый контроль представляет собой совокупность форм и методов государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов.

Целью данной статьи является изучение проблем налогового контроля и пути их решения. Главным средством мобилизации и расходования ресурсов является государственный бюджет. Все это позволяет политической власти воздействовать на экономику посредством стимулирования приоритетных отраслей экономики, проведение государственных социальных программ, направленных на поддержку наименее защищенных слоев населения. Указанный факт говорит о том, что успех экономического реформирования в нашей стране напрямую зависит от того, насколько бюджетная политика соответствует требованиям времени [2].

Налоговый контроль с целевой направленностью является одной из форм управленческого учёта. В узком смысле налоговый контроль представляет собой специализированный контроль со стороны государственных органов за соблюдением налогового законодательства, своевременностью уплаты налогов и сборов, полнотой уплаты обязательных платежей юридическими и физическими лицами. С позиции налогового права налоговый контроль, возлагаемый на налоговые инспекции, является формой реализации контрольной функции налогов, обеспечивая и охраняя имущественные права государства.

Налоговые инспекции в целях обеспечения соблюдения налогового законодательства на постоянной основе проводят мероприятия по усилению налогового контроля. Постоянный рост потребностей государства в финансовых средствах требует постоянного наполнения бюджета налоговыми поступлениями. К сожалению, несвоевременная уплата налогов, сборов и других обязательных платежей физическими и юридическими лицами стала частым явлением для налоговых агентов. По этой причине возникает проблема проведения эффективной государственной фискальной политики [3].

Контроль за соблюдением законодательства в налоговой сфере осуществляется налоговыми органами. Функции органов налогового контроля в соответствии с НК РФ исполняют налоговые и таможенные органы. Контроль за соблюдением налогового законодательства в рамках своей компетенции в той или иной мере осуществляет множество государственных органов, начиная с Прокуратуры Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации и заканчивая органами внутренних дел. Государственные органы, осуществляя контрольные полномочия, так или иначе, вовлечены в работу по контролю за соблюдением налогового законодательства [4].

В соответствии с требованиями налогового законодательства на налоговую службу возлагаются следующие функции по контролю и надзору:

– соблюдение законодательства РФ о налогах и сборах, принятых в соответствии с ними нормативных актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов, сборов и иных обязательных платежей;

– за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

– за правильность исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

– за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;

– за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Налоговые органы в праве:

– проводить проверки, подтверждающие соблюдение всех аспектов налогового законодательства;

– требовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие право на получение различных вычетов, льгот, документы подтверждающие статус освобождения от обязанности налогоплательщика, и другие документы, являющиеся основанием для уплаты или неуплаты налогов, сборов и других обязательных платежей;

– налагать арест на имущество и «замораживать» банковские счета плательщиков;

– производить осмотр складских, торговых, производственных помещений и территорий, проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;

– расчетным путем определять суммы налогов, подлежащие к уплате налогоплательщиков в бюджет. В случае отказа от уплаты или несвоевременной уплаты налога в бюджет, взыскивать недоимки, пени, налагать штрафы с соответствии с законодательском РФ о налогах и сборах;

– регистрировать или ликвидировать предприятия.

Для таможенных органов налоговый контроль заключается во взимании налогов и пошлин при перемещении товаров через таможенную границу. В этой сфере платежи взимаются в соответствии с таможенным законодательством, федеральными законами, положениями НК РФ [5].

В научном подходе налоговый контроль имеет двухсторонний смысл. С одной стороны – это совокупность всех норм и правил, установленных законом, регулирующие все виды отношений по ведению, взиманию и установлению налогов и льгот. С другой стороны – своеобразная система органов государственного управления, к которым относятся и налоговые органы.

Целью налогового контроля является препятствование ухода от налогообложения.

В налоговой практике существуют три формы налогового контроля – это учет налогоплательщиков, выездные и камеральные проверки. Учет налогоплательщиков заключается как в обычной процедуре постановки и снятия с учета налогоплательщиков, так и в выявлении организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность незаконно [6].

Основной задачей камеральных проверок является проверка правильности заполнения и составления налоговых документов, деклараций, различных документов о деятельности налогоплательщика. Камеральная проверка начинается с предоставления документов в налоговые органы.

Процесс камеральной проверки осуществляется в течение трех месяцев со дня предоставления декларации в налоговые органы. По окончанию проверки составляется акт, в котором указывается, были ли выявлены нарушения в ходе камеральной проверки. В случае установленных нарушений налоговый орган сообщает о своем решении налогоплательщику требование внести изменения в налоговую декларацию или предоставить пояснения. Разъяснения по поводу расхождения данных, плательщик обязан предоставить в налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня получения требования в письменном виде по почте или лично или по электронной почте с использованием электронной подписи. Налоговый орган вправе запросить дополнительные сведения или документы у налогоплательщика в тех случаях, когда:

– заявлен НДС к возмещению;

– предоставлены отчетности по НДПИ, а так же связанные с использованием природных ресурсов;

– предоставлены декларации по налогу на прибыль организаций или на доходы физических лиц участниками инвестиционного договора или товарищества.

Третий вид налогового контроля – это выездные налоговые проверки. Процедура проведения такой проверки у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и юридических лиц, имеет некоторые различия. Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика, но в случае с физическим лицом без согласия налогоплательщика и всех проживающих в жилых помещениях, поверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции. Исключением являются индивидуальные предприниматели. В случае, если плательщик препятствует проведению проверки, налоговые органы вправе определить сумму налога расчетным путём на основании имеющихся о налогоплательщике данных. Проверка проводится в течение двух месяцев. Срок может быть продлен до 4–6 месяцев в следующих случаях:

– информация, полученная налоговым органом, свидетельствует о возможном нарушении законодательства или требует дополнительной проверки;

– на территории проверки случилось чрезвычайное происшествие;

– налогоплательщик не предоставил необходимые документы, востребованные налоговыми органами.

Налогоплательщик обязан предоставить все необходимые документы по требованию инспекторов для ознакомления. Для юридических лиц выездная проверка проводится в отношении налога на прибыль организаций. В этом и состоит незначительное отличие проведения выездной проверки у физических и юридических лиц. Остальные пункты проведения проверки одинаковы для всех участников. Данный вид налогового контроля считается наиболее действенным.

Несмотря на предусмотренные законом меры ответственности за нарушение налогового законодательства, процедура налогового контроля нуждается в доработке.

Широкое распространение получила проблема отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок. В группу наиболее подверженных попаданием под выездную налоговую проверку попадают те организации, которые:

– предоставили неточные сведения в декларации;

– не предоставляли отчетность в течение нескольких периодов или систематически не предоставляют отчетность;

– имеют более трех расчетных счетов;

– организации, чей показатель результативности проведенного анализа отличается от установленного предельно значения по отрасли.

Сюда так же можно отнести налогоплательщиков, у которых выявлены факты неоднократного нарушения налогового законодательства [7].

Для систематизации процесса отбора налогоплательщиков ФНС РФ разрабатывает единое программное обеспечение. Но всё же наиболее эффективным методом налогового контроля остается перепроверки предприятий, у которых зафиксированы факты сокрытия налогов в крупных и особо крупных размерах. Это позволит проконтролировать акты предыдущих проверок и достоверность текущего учета.

На сегодняшний день нередкими стали случаи уклонения налогоплательщиками от уплаты налогов в связи с неведением бухгалтерского учета или его ведения, но с нарушениями установленного порядка. Проверочные работы с данной категорией налогоплательщиков характеризуются повышенной сложностью из-за невозможности определения налоговой базы.

Одним из наиболее приоритетных направлений совершенствования налогового контроля является урегулирование споров в судебном и досудебном порядке. Но стоит отметить, что наиболее эффективной формой налогового контроля остается контрольная работа. Жесткие сроки взыскания задолженностей и другие законодательные изменения привели к ограничению полномочий налоговых органов. Такое ограничение привело к увеличению потери риска на бесспорное взыскание. Несмотря на повышенные требования к налоговым органам, с каждым годом число доначислений по результатам проверок неуклонно растет. Из-за некачественно проведенных проверок, несоблюдение установленных законом процедур, недостаточностью доказательств налоговых правонарушений, суд и вышестоящий орган принимаю решения по искам и жалобам в пользу налогоплательщика. [8]

Для решения выше перечисленных проблем налоговые органы намерены повышать эффективность контрольной работы, а так же работы при регистрации и снятии с учета налогоплательщиков. Для этого необходимо:

1. Повысить уровень качественного и количественного анализа сведений, включенных в информационные ресурсы налоговых органов.

2. Совершенствовать существующую законодательную, регулирующую осуществление и организацию налогового контроля в целом.

Все вышеизложенное говорит о том, что важнейший фактор повышения эффективной работы налоговых органов – это совершенствование действующих процедур налогового контроля, а именно:

– преобразование системы оценки работы инспекторов;

– расширения требований к системе отбора налогоплательщиков для проведения проверок;

– совершенствование форм и методов налоговых проверок.

Стоит отметить, что предложенные варианты решения проблемы проведения эффективной государственной фискальной политики, которая могла бы обеспечить экономическую безопасность России, не являются исчерпывающими, так как с постоянным развитием системы налогообложения, необходимо искать новые пути и методы улучшения контрольной работы налоговых органов [9].

В настоящее время проводится реформирование структуры и функций налоговых органов с целью повышения эффективности результатов их работы. В этой связи особого внимания заслуживает определение наиболее действенных форм и методов налогового контроля, значительно повышающих объем налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.

Основной формой налогового контроля являются налоговые проверки, которые позволяют наиболее полно проследить за своевременностью, полнотой и правильностью выполнения налогоплательщиком своих обязанностей. Остальные формы налогового контроля используются в качестве вспомогательных методов выявления налоговых правонарушений или могут применяться для сбора доказательств по выводам, которые содержатся в акте проверки. В частности, такими вспомогательными формами налогового контроля могут быть истребование документов, получение пояснений налогоплательщика или показаний свидетелей, осмотр помещений (территорий) и предметов, привлечение специалиста, сопоставление данных о расходах и доходах физических лиц, экспертиза, учет налогоплательщиков. Порядок осуществления налогового контроля, формы его проведения, а также права и обязанности участников мероприятий налогового контроля регулируются положениями главы 14 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

В настоящее время налоговые органы все большее внимание уделяют камеральным проверкам, в том числе сопровождающимся запросом дополнительных документов. Углубленные камеральные проверки проводятся по отдельным налогам в отношении крупных налогоплательщиков, по налогоплательщикам, заявившим льготу по налогу, по налогоплательщикам, заявившим к возмещению крупные суммы НДС по внутренним оборотам, по налогоплательщикам, заявившим возмещение налога по экспортным операциям.

Налоговый контроль за деятельностью налогоплательщиков усиливается в настоящее время посредством увеличения числа проводимых углубленных камеральных проверок и повышения их результативности. Рассмотрим особенности работы налоговых органов по проверке хозяйственной деятельности налогоплательщиков - юридических лиц в 2004 году на примере данных УМНС России по Московской области. Среди всех проверок, проводившихся налоговыми органами в I квартале 2004 года, 90 % являются камеральными; соответственно, менее 10 % составляют выездные налоговые проверки, что объясняется высокой трудоемкостью их проведения.

Следует отметить, что в I квартале 2004 года около 40 % общей суммы дополнительно начисленных платежей по результатам налоговых проверок составляют пени за несвоевременную уплату платежей, взыскиваемые в бесспорном порядке.

В настоящее время многие налогоплательщики допускают нарушения налогового законодательства, что приводит к налоговым санкциям, налагаемым налоговыми органами. Налоговая санкция - это мера ответственности (как правило) в виде штрафа за совершение налогового правонарушения. Наложение налоговой санкции носит имущественный характер и связано с принудительным изъятием у нарушителя части его собственности. Поэтому в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации и НК РФ взыскание штрафов, предусмотренных за совершение налоговых правонарушений, осуществляется только в судебном порядке.

Налоговым правонарушением признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) действие или бездействие налогоплательщика, налогового агента, за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 настоящего Кодекса).

Наиболее часто встречающимися налоговыми правонарушениями, выявленными налоговыми органами в I квартале 2004 года, являются следующие:

- непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ);

- неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ);

- непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ);

- грубое нарушение правил учета доходов и расходов (ст. 120 НК РФ).

При этом в I квартале 2004 года в ходе проведенной контрольной работы 58 % от общей суммы доначислений налогов, штрафных санкций были сделаны по результатам выездных налоговых проверок и 11 % - по результатам камеральных налоговых проверок. При этом выездными налоговыми проверками было охвачено около четверти проверявшихся налогоплательщиков - юридических лиц.

По данным налоговых органов, в 2004 году нарушения налогового законодательства выявлены у 40 % хозяйствующих субъектов, подвергнувшихся налоговым проверкам.

Особое внимание при проверках налоговые органы уделяют организациям, имеющим "нулевые" отчеты или не подающим отчетность в налоговые органы. По большинству юридических лиц, не представлявших отчетность в налоговые органы, материалы направлены в органы внутренних дел для установления места нахождения этих лиц. Кроме того, налоговые органы приостанавливали операции по счетам организаций, которые не представляли отчетность. Если организация длительное время не представляла отчетность в налоговый орган, то дело о ее ликвидации направлялось в арбитражный суд.

Следует отметить, что при проведении налоговых проверок, например, по налогу на прибыль организаций нарушения налогового законодательства выявлены у каждой пятой из проверенных организаций, по НДС - у каждой третьей проверенной организации.

В I квартале 2004 года среди проведенных камеральных проверок 26 % составили проверки тех налогоплательщиков - хозяйствующих субъектов, которые обеспечивали основные поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет. При этом доначисления, полученные в результате проверок этих налогоплательщиков, составили более 70 % от общего объема поступлений по камеральным налоговым проверкам.

Рассмотрим типичные нарушения налогового законодательства, которые выявляются налоговыми органами в результате проведения проверок. Среди нарушений, встречающихся по всем видам налогов, следует выделить:

- уклонение от подачи налоговой декларации, несвоевременную подачу или подачу налоговой декларации с заведомо неверными данными;

- нарушение порядка хранения документов, связанных с налогообложением, неправильное оформление документов (в том числе договоров, счетов-фактур, платежных документов). Это относится, в первую очередь, к документам, подтверждающим право на налоговые вычеты, а также к документам, подтверждающим достоверность и целесообразность осуществления хозяйственных операций;

- действия налогоплательщиков, направленные на неправомерное уменьшение налогов или уклонение от их уплаты, а именно представление налогоплательщиком документов или сведений, содержащих недостоверную информацию, на основании которых уменьшается сумма налогов, фактически причитающаяся к уплате. При этом налогоплательщики часто объясняют такие случаи необходимостью налоговой оптимизации в целях снижения налогового бремени, хотя разница между уклонением от уплаты (с использованием не вполне законных способов) и налоговой оптимизацией (которая предполагает четкое следование законодательным актам) вполне очевидна;

- несвоевременную уплату налогов.

Можно выделить следующие часто встречающиеся нарушения налогового законодательства по отдельным видам налогов:

- наличие оснований, препятствующих применению права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика (например, неполное отражение сумм выручки от реализации продукции);

- возмещение сумм НДС по товарно-материальным ценностям при условии их использования на непроизводственные цели, а также по приобретенным основным средствам, которые не были введены в эксплуатацию; - освобождение от уплаты НДС при отсутствии подтверждающих документов (например, в случае реализации услуг образовательными учреждениями, не имеющими соответствующих лицензий);

- отсутствие раздельного учета в случае реализации товаров, облагаемых по разным налоговым ставкам (10 и 18 %);

- занижение суммы выручки путем невключения безвозмездной передачи товаров работникам, сумм штрафов за невыполнение договорных обязательств;

- отсутствие или ненадлежащее оформление документов, подтверждающих факт реализации товаров на экспорт (например, отсутствие первичных документов, подтверждающих отпуск товара, - товарно-транспортных накладных, платежных поручений об оплате товаров фирмой, зарегистрированной в Российской Федерации);

по налогу на прибыль организаций:

- отсутствие или ненадлежащее оформление документов, подтверждающих осуществление расходов, которые учитываются при определении налоговой базы (например, документов, подтверждающих командировочные или представительские расходы);

- полное списание затрат на расходы без учета соответствующих нормативов;

- неправильный расчет амортизации имущества (необоснованное применение повышающих коэффициентов, снижение срока полезного использования нематериальных активов);

- занижение сумм полученных доходов (например, невключение в налоговую базу стоимости безвозмездно полученного имущества);

- значительное завышение расходов на оплату труда, в том числе с учетом тех расходов, которые должны осуществляться после уплаты налога на прибыль;

- необоснованное завышение прочих расходов (например, расходов на маркетинговые исследования, которые непосредственно не связаны с осуществлением производственной деятельности организации или с заключением конкретных хозяйственных договоров);

по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу:

- невключение в налоговую базу всех доходов, выплаченных физическим лицам, особенно в натуральной форме (например, оплаты проезда или отдыха работников);

- заключение договоров, меняющих порядок налогообложения (например, заключение вместо договора гражданско-правового характера договора купли-продажи, а вместо договора дарения - договора безвозмездного пользования, что значительно уменьшает налоговые выплаты);

- применение индивидуальными предпринимателями, перешедшими на специальные налоговые режимы, налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц - социальных, имущественных, стандартных, профессиональных;

- отсутствие у физического лица документов, подтверждающих право на льготы (удостоверения инвалида, свидетельства о рождении ребенка);

- непредставление (или представление с нарушениями) расчета налога с материальной выгоды при предоставлении работнику беспроцентной ссуды;

- непредставление (или представление позже установленного срока) в налоговые органы сведений о выплаченных физическим лицам доходах.

По нашему мнению, совершенствование системы налогового контроля необходимо проводить в том числе посредством повышения эффективности камеральных и выездных проверок, что может быть достигнуто следующими мероприятиями:

- создание единой информационной базы налоговых органов, включающей данные о налогоплательщиках и социально-экономическом состоянии регионов, среднестатистические данные по отраслям и категориям налогоплательщиков, а также другие сведения, отражающие деятельность хозяйствующих субъектов;

- разработка методов проведения по отраслям анализа достоверности информации, приведенной в налоговой отчетности;

- разработка и внедрение автоматизированной системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;

- разработка эффективных методов определения налоговой базы в отношении различных видов деятельности и косвенных параметров, характеризующих деятельность организаций;

- совершенствование порядка определения очередности налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок и выявление приоритетных отраслей экономики, в отношении которых необходимо разработать методики камеральных проверок;

- создание базы данных налоговых нарушений, выявленных в результате проведения камерального контроля, для использования в выездных налоговых проверках и т.д.

Выступая на мероприятии в Москве в октябре 2019 года, Константин Новоселов, заместитель начальника Контрольного управления ФНС России, рассказал о влиянии технологий на развитие налогового контроля.

Содержание

По итогам работы налоговых органов за 8 месяцев 2019 года в консолидированный бюджет РФ поступило более 15 трлн. рублей, что на 10,9% или 1,5 трлн. рублей больше, чем в аналогичном периоде 2018 года. При этом в федеральный бюджет поступило 8,3 трлн. рублей (рост на 10,6% или 800 млрд. рублей, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Высокие темпы поступлений, по оценке ведомства, демонстрируют все основные налоги: налог на прибыль, НДС, НДФЛ и налог на добычу полезных ископаемых.

В 2020 году ФНС планируется продолжить глобальный вектор контрольной работы, который был задан ранее, плановую работу по тем же направлениям, что и в прошлые годы. Вместе с тем, существенно наращиваются возможности ИТ-систем ведомства. Именно они сегодня оказываются первым звеном в контролирующем взаимодействии налоговой службы с корпоративными налогоплательщиками.

Основные направления развития контрольной деятельности ФНС России

По словам Константина Новоселова, ФНС системно занимает позицию снижения административной нагрузки на бизнес и последовательно осуществляет соответствующие мероприятия. Так, за 8 месяцев 2019 года количество выездных проверок сократилось на 35%: если за 8 месяцев 2018 года было проведено 9,4 тыс. проверок, то за 8 месяцев 2019 года - 6100.



Один из основных документов, которыми руководствуется служба, - «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», разработанный Министерством финансов РФ. Он, в частности, определяет ряд системных мер, направленыых на стимулирование инвестиций. Среди них важное значение имеет формирование справедливых конкурентных условий.

«

»

Новоселов также подчеркнул, что в этом стратегическом ключе и министерство финансов, и ФНС, и другие институциональные организации реализовывают мероприятия по улучшению администрирования доходов бюджетной системы. Что касается ФНС, в частности, это ведомство рассматривает в качестве основного инструмента улучшения налогового администрирования системы цифровизации деятельности.

«

»

Один из позитивных результатов такого подхода, полагают в ведомстве, заключается в формировании новой тенденции: рост добровольных поступлений по результатам контрольно-аналитической работы налоговых органов. Подразумевается ситуация, когда налоговый орган, изучив результаты аналитической обработки данных по компании, направляет налогоплательщику требование с предоставлением пояснений, задает перечень вопросов. А бизнес, увидев риски, в добровольном порядке уточняет свои налоговые обязательства. В результате дополнительные денежные средства поступают в бюджет без проведения выездных налоговых проверок.

Доля таких поступлений по итогам 8 месяцев 2019 года достигла 39%, показав рост на уровне 22% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.

За счет роста налоговой дисциплины удалось значительно снизить административную нагрузку, уверен Константин Новоселов. Например, в 2018 году количество проверок по сравнению с 2017 годом снизилось на 30%: сегодня, по оценке специалиста, выездными проверками охвачено всего два налогоплательщика из 1 тыс., а по малому бизнесу, который использует специальные налоговые режимы, ФНС проверяет одну компанию из 4 тыс.

«

»

Чиновник разъясняет, в чем заключается смысл такого стимулирования: это экономия на санкциях. Если в ходе выездной проверки заходит речь о применении схем уклонения от уплаты налогов, то, как правило, эти действия оцениваются как умышленные и подлежат штрафу размере 40%, а не 20%, как в случае с добровольным уточнением налоговых обязательств.

В зоне особого внимания ФНС – задача повышения собираемости зарплатных налогов. Кроме того, планируется дальнейшее развитие налогового мониторинга - новой формы налогового контроля, которая дает возможность крупным компаниям поддерживать расширенное информационное взаимодействие с налоговым органом, включая доступ к данным компании в режиме реального времени.

По данным Константина Новоселова, 52 крупные компании планируют присоединиться к проекту налогового мониторинга в 2020 году.

«

»

По его оценке, этот механизм фактически позволяет реализовать риск-ориентированный подход на транзакционном уровне и проверять только те операции, которые содержат элементы риска.

Интеграция данных для работы контрольного блока ФНС России

Работа по интеграции данных для аналитической обработки данных налогоплательщиков началась несколько лет назад в рамках работ по созданию единой информационной среды налоговых и таможенных органов на базе информационных систем ведомств. ФНС совместно с таможенной службой создает национальный сегмент прослеживаемости импортных товаров: это позволит оперативно выявлять случаи их незаконного ввоза и оборота, а также пресекать раздувание среднерыночных цен.

Новая система позволит идентифицировать товарные потоки по номенклатуре. На первом этапе будет прослеживаться 10 товарных групп: транспортные средства промышленного назначения, промышленное оборудование, мониторы и проекторы, холодильники и холодильное оборудование, стиральные и посудомоечные машины, детские коляски и кресла для автомобилей.

Важное направление интеграции данных – использование информации, которая поступает в ФНС в рамках автоматического обмена ею с другими странами. Сегодня, по словам Константина Новоселова, она приходит из более, чем 60 стран, включая Кипр, Люксембург, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Маврикий, Сейшельские острова. По итогам 2018 года к списку добавятся такие важные юрисдикции, как Австрия, Панама, Швейцария, Латвия и другие.

«

»

Он добавил, что с 2020 года экономить на уплате налогов при выплатах за рубеж станет сложнее, потому что 1 мая 2019 года был подписан федеральный закон № 79-ФЗ «О ратификации многосторонней конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения».

«

»

ИТ в борьбе с фирмами-однодневками

Количество компаний с признаками фирмы-однодневки, по оценке ведомства, составляет сегодня около 4% от общего количества юридических лиц, зарегистрированных в ЕГРЮЛ. Для такого анализа используется, в первую очередь, разработанная в ФНС система анализа НДС (АСК НДС 2), а также система, работающая с онлайн-данными контрольно-кассовой техники.

«

»

Появление такого стандарта, полагает чиновник, существенно активизировало деятельность по созданию саморегулируемых организаций (СРО) в ряде сегментов экономики. В частности, создана ассоциация добросовестных участников зернового рынка агропромышленного комплекса РФ, которая уже насчитывает более 8 тыс. участников. Ведется также отраслевой проект по повышению прозрачности рынка клининга и технической эксплуатации. В рамках него в мае начал функционировать реестр добросовестных facility-операторов. Это означает, что заказчики могут оценить потенциальных контрагентов еще на стадии выбор оператора услуг. Кроме того, у участников рынка появился стимул для повышения открытости, отмечает Константин Новоселов.

Стимулирование открытости данных со стороны компаний

Согласно нынешнему законодательству, ФНС России предоставляет данные об отдельных показателях финансово-хозяйственной деятельности профессиональных участников рынка, которые дали согласие на публичное раскрытие этой информации. Кроме того, следует иметь в виду, что налоговой тайной не являются сведения, которые не перечислены в ст. 102 Налогового кодекса «Налоговая тайна», например, сведения по налоговой нагрузке в части уплачиваемых налогов, по выручке и т.д. Эти данные широко используются различными онлайн-сервисами. Фактически любой желающий может самостоятельно проанализировать, какую налоговую нагрузку несет та или иная компания.

Компании, участники вышеуказанных СРО, например, добровольно раскрывают некоторые дополнительные данные о показателях финансово-хозяйственной деятельности.

«

»

Сервисы прозрачности бизнеса ФНС

ФНС планирует обеспечить доступность данных, которые тот или иной налогоплательщик решил открыть миру, всем пользователям услуг ведомственного сайта. В частности, предполагается сделать ее доступной через личный кабинет налогоплательщика как логичное продолжение уже работающего информационного сервиса «Калькулятор налоговой нагрузки». Калькулятор позволяет оценить, например, как выглядит собственная компания или потенциальный контрагент с точки зрения налоговой нагрузки по тому или иному виду экономической деятельности. Он входит в состав комплексного сервиса «Прозрачный бизнес», который предоставляет в концентрированном виде всю открытую информацию, которая есть на сайте ФНС по тому или иному юридическому лицу.

Всего на сайте ФНС доступно более 50 электронных сервисов. Ряд низ них образует отдельный блок «Проверьте, не рискуете ли вы или ваш бизнес».

Оценка благонадежности компании

Тема проверки добросовестности контрагента в русле цифровизации аналитической деятельности ФНС приобретает новое звучание. Ранее этот вопрос был четко описан в постановлении пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». В нем с самого начала устанавливалось: «Судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны». Понятие должной осмотрительности контрагента рассматривалось в контексте данной нормы как обязательное требование, которому должна следовать любая компания.

Современная, так называемая, «антиуклонительная» статья 54.1 Налогового кодекса, которая введена федеральным законом №163-ФЗ от 18.07.2017, такого понятия в явном виде не использует.

«

»

Ведомство предоставляет на своем сайте доступ пользователям ко всем сведениям, которые являются открытыми.

«

»

Само ведомство ведет постоянную аналитическую работу по выявлению зон налоговых рисков, используя всю доступную информацию, включая анализ взаимоотношений межу компаниями, которые связаны с формированием налоговой базы.

В основу аналитических правил положена концепция системы планирования выездных проверок, которая была сформирована еще в 2007 году. Она включает 12 критериев, которые ведомство рекомендует, в частности, для самостоятельной оценки рисков налогоплательщиком:

  1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности);
  2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
  3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период;
  4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
  5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ;
  6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы;
  7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;
  8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);
  9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.;
  10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами);
  11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики;
  12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Как рассказал Константин Новоселов, деятельность компаний автоматически анализируется в соответствии с этими критериями. По результатам обработки данных формируется перечень компаний с наибольшими налоговыми рисками. Далее по ним проводится детальный анализ товарных потоков, денежных потоков и др. Эта работа выполняется также с помощью специального ПО. Например, специальный внутренний сервис службы позволяет анализировать в автоматизированном режиме банковские выписки налогоплательщиков.

«

»

Особое внимание ФНС уделяет 12-му критерию - деятельности с высоким налоговым риском. Он охватывает анализ ситуаций, связанных с взаимодействием с фирмами-однодневками. Для выявления таких взаимосвязей используется также система АСК НДС 2, которая позволяет увидеть «налоговые разрывы».

«

»

В результате компания может стать объектом внимания ФНС из-за того, что она оказалась включена в цепочки «подозрительных» бизнес-связей.

Чиновник призывает контролировать такие ситуации и самостоятельно проверять своих контрагентов на благонадежность. Процесс проверки начинается с анализа выписки ЕГРЮЛ или ЕГРИП, но, конечно, присутствие в соответствующем реестре не гарантирует добросовестность автоматически. Следует изучить другие параметры деятельности, на которые также обращает внимание налоговая служба. Например, на адрес регистрации контрагента. Если он совпадает с адресом массовой регистрации или фактическое местонахождение не совпадает с адресом регистрации, это должно вызвать сомнения в благонадежности. ФНС в таком случае делает в своих данных соответствующую пометку и учитывает при анализе.

Кроме того, чиновник рекомендует использовать информационные сервисы государственных структур: ресурс Федеральной службы судебных приставов, единый федеральный реестр сведений о банкротстве, единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов, картотека арбитражных дел, реестр недобросовестных подрядных организаций.

«

»

Судебная практика по «антиуклонительной» статье Налогового кодекса

Ведомство работает в рамках данной правовой нормы более двух лет, и судебная практика по этому направлению только формируется.

ФНС разъясняет: статья говорит о том, что компания имеет право отразить в расходах по налогу на прибыль и в вычетах по НДС затраты по сделке, если целью этой сделки не является уход от уплаты налогов. Причем, сделка должна фактически соответствовать норме закона, а не быть формальной. То есть, если налогоплательщик создает фиктивный документооборот для уклонения от уплаты налогов, то, поясняет Новоселов, закон нарушается. Поскольку речь идет о такой тонкой материи, как соответствие не букве, а духу закона, ФНС пристально следит за формирующейся судебной практикой.

По данным ведомства, около 70 судебных дел такого плана прошли рассмотрение по существу в судах первой инстанции, и в подавляющем количестве случаев решения приняты в пользу налоговых органов. Три определения из этих судебных актов дошли уже до Верховного суда РФ, и суд отказал в передаче дел в судебную коллегию по экономическим спорам, рассказывает Константин Новоселов:

Малый бизнес освободили от плановых проверок на 2021 год. Но он не распространяется на внеплановые проверки - только на плановые, которые проводятся 1 раз в 3 года.

Какие проверки возможны, каких ожидать и что делать - читайте далее.

Какие проверки

Налоговым кодексом предусмотрены плановые и внеплановые проверки (согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ). Оформили информацию о них в таблице ниже.

Виды проверок / Свойства

Проверки, которые проводятся по заранее установленному плану.

Проверки, которые проводятся по уведомлению налогового органа.

по заявлению потребителей либо третьих лиц.

Основание для визитов налоговых инспекторов

Налоговые органы обязаны регулярный осуществлять контроль (согласно требованиям налогового законодательства).

отсутствие реакции на предписание налогового органа в рамках оговоренного срока;

если проверка является условием для выдачи специального разрешения (лицензии) или разрешения (согласования);

обращение граждан (с доказательствами) об угрозе и причинению вреда организацией или бизнесменом жизни, здоровью граждан, животных, растений, окружающей среде, объектам культурного наследия народов России, безопасности государства;

нарушение прав потребителей; нарушения требований к маркировке товаров;

обнаружение фактов, которые могут вести к нарушениям;

отдельное поручение Президента РФ, Правительства РФ, требование прокурора на основании предоставленных фактов.

Согласно налоговому Законодательству налоговая проверка обязательно произойдет по факту предоставления налоговой отчетности — сообщается на официальном сайте ФНС.

Плановые и внеплановые проверки бывают следующих подвидов:

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства на основе налоговой декларации, данных бухгалтерского учета и других документов.

Проверка начинается после подачи декларации в налоговый орган без уведомления налогоплательщика и длится около 3-х месяцев.

Истребование документов у налогоплательщика,

Истребование документов у контрагентов,

Участие переводчика или стороннего эксперта,

Осмотр документов и предметов с согласия налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка - проверка с посещением представительства организации и проводится в отношении налога на прибыль организации.

Срок проведения - 1-6 месяцев (зависит от вида проверки и используемых инструментов).

требование документов (информации),

получение экспертного заключения,

Вместе с этим в Налоговом Законодательстве закреплено понятие налоговых рисков — возможных финансовых убытков вследствии визита налоговой инспекции. Хотя четкого определения нет.

По результатам налоговой проверки в случае обнаружения нарушения предприниматель привлекается к ответственности (требования фнс об этом изложены в ст 101 НК РФ и Федеральном законе от 16.11.2011 N 321-ФЗ).

Так как же узнать об ожидаемых проверках и минимизировать налоговые риски? Читайте далее.

Актуальный ежегодный график планов проверок


Сайт Генеральной прокуратуры РФ.

Введите ИНН, ОГРН или наименование искомой организации — получите информацию из базы данных ФНС с информацией по проведению выездных и камеральных налоговых проверок.


Скриншот результата проверки

В 2021 году произошло обновление налогового законодательства.

На 2021 год мораторий продлен

Документ устанавливает, что в 2021 году действует мораторий (продолжается с 2020 года) на проведение плановых выездных проверок в отношении юридических лиц и ИП, субъектов малого бизнеса. Соответствующее постановление было подписано Михаилом Мишустиным, сообщает Министерство Экономического Развития.

Однако, как и раньше инспекторы ФНС будут проверять следующие субъекты мсп:

осуществляющие деятельность в социальной сфере,

сфера теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения и повышения энергетической эффективности,

предприятия из области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Малые предприятия этих сфер будут подвергаться налоговому мониторингу и другим методам проверки налоговой инспекции — в соответствии с п.9 ст. 9 закона № 294-ФЗ.

Кроме этого, государственный орган контроля проверит:

компании, использующие производственные объекты из категории чрезвычайно высокого или высокого уровня налоговый рисков, либо попадающие в 1 и 2 класс опасности, либо в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля;

субъекты малого предпринимательства, в отношении которых есть вступившее в законную силу постановление о назначении административной ответственности за совершение грубого нарушения требований КоАП, дисквалификации или административного приостановления деятельности (с возможной блокировкой расчетного счета);

Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.

ВНИМАНИЕ! Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление

Подготовьте следующие документы:

Заявление об исключении из плана проверок (форма по ссылке).

Если у вас ООО, сделайте копию бухгалтерской отчётности.

Если вы ИП, подготовьте копию отчета по УСН или НДФЛ.

Для организаций всех форм, нужна копия отчета для налоговой о численности персонала.

Эти документы подавайте в орган, который назначил проверку — информацию смотрите в плане проверок.

В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки и до 2021 года включать вас в план больше не должны.

Несмотря на мораторий, государственный контроль в 2021 году будет осуществляться. Каким образом? Читайте далее.

В 2021 году ФНС может обойти мораторий на законном основании

Государственной думой был принят Федеральный Закон N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Он одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года. Вступил в силу 1.07.2021 года.

Данный закон вводит новые формы внеплановых налоговых проверок, согласно которым налоговые инспекторы вправе проверять бизнес.

Контрольная закупка — создание ситуации для сделки — для оценки обязательных требований при продаже. Проводится без предварительного уведомления.

Мониторинговая сделка — сделка с последующим направлением товаров или услуг на экспертизу на соответствие их (приобретенных товаров или услуг) требуемому качеству. Также проводится без предварительного уведомления.

Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).

Инспекционный визит — осмотр предприятия без предварительного уведомления владельца (представителя бизнеса). Также проводится по согласованию с прокуратурой (исключения — те же, что и в пункте про выборочный контроль).

Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.

Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.

Выездная проверка — мероприятие по проверке соблюдения обязательных требований и оценке качества выполнения этих требований.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.

Выездное обследование — визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Проводится без информирования о процедуре.

Также вводятся так называемые “профилактические мероприятия”:

информирование — размещение соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах;

обобщение правоприменительной практики — подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;

меры стимулирования добросовестности — мероприятия по нематериальному поощрению добросовестных контролируемых лиц. Подробная информация — на сайте контрольного органа;

объявление предостережения — объявление контрольным органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;

консультирование — бесплатные разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля, муниципального контроля;

самообследование — самостоятельная оценка соответствия обязательным требованиям законодательства;

профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Порядок проведения данных мероприятий также обозначен в соответствующем федеральном законе.

Сдаем налоговую отчетность в 3 клика

Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные

формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС

создают счета и договора

напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.


Выбирайте правильные кассы и недорогих помощников в бизнесе.

Дата публикации: 02.04.2021

Самошкина (Лебедь) Е. А.

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

B соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» существуют категории хозяйствующих субъектов, для которых аудит является обязательным. Аудит предполагает независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Налоговый аудит как отдельный вид аудита этим Законом не выделяется, но он является составной частью аудита. Кроме того, экономические субъекты часто заинтересованы проверять налоговый учёт и налоговую отчетность перед очередной проверкой со стороны ФНС. Поэтому для снижения налоговых рисков организации проведение налогового аудита представляется актуальным[1].

Аудит налогов может проводиться аудиторской организацией в рамках специального задания по рассмотрению налоговых отчетов с целью выражения независимого мнения о степени достоверности и соответствия нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды.

Аудит налоговой отчетности необходим в целях определения:

  • правильности исчисления применимых к деятельности компании налогов;
  • состояния обязательных выплат на текущий период;
  • правомерности использования налоговых льгот;
  • степени соответствия системы ведения налогового учета требованиям законодательства.

Проведение налогового аудита предполагает несколько этапов:

1) экспертизу системы налогообложения;

2) экспертизу учетной политики для целей налогообложения;

3) проверку правильности исчисления налогов и осуществления выплат;

4) составление отчета с описанием ошибок, выявленных в ходе проверки, и формулировка предложений по их устранению.

Налоговый аудит осуществляется системой как внутреннего контроля, так и внешнего аудита.

Внутренний контроль и аудит на предприятиях являются важнейшей частью современной системы управления ими.

Каждое предприятие должно самостоятельно организовывать систему налогового учета, закрепив ее положения в учетной политике для целей налогообложения.

Предварительная оценка существующей системы налогообложения включает:

  • общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения экономического субъекта;
  • определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
  • проверку методики исчисления налоговых платежей;
  • правовую и налоговую экспертизу системы хозяйственных взаимоотношений;
  • оценку документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
  • предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Выполнение данных процедур позволит рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций в организации и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценка уровня налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.

Проверка и доказательство верности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды при внешнем аудите может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам. Налоговая отчетность, которая предоставляется по установленным формам (налоговые декларации, расчеты по налогам, справки об авансовых платежах), и правомерность использования налоговых льгот должны проверяться при проведении аудита.

Сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются и анализируются путем их сопоставления с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского учета и отчетности. Аудиторская организация имеет право проверять первичные документы проверяемого экономического субъекта, получать разъяснения от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета, а также наблюдать за процессом проведения инвентаризации и участвовать в осмотре объектов, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или являющихся объектом налогообложения.

В рамках аудиторской проверки часть информации по налогам аудитор получает при проверке затрат, расчетов с поставщиками и покупателями, финансовых результатов. При анализе системы налогового учета аудитору необходимо установить правильность определения налоговых баз и составления налоговых деклараций, точность расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате. А для этого необходимо проверить наличие всех необходимых первичных документов, договоров по различным финансово-хозяйственным операциям, а также соответствие указанных в расчетах данных данным бухгалтерского учета и подтвердить соответствие финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству[2].

С целью избежать арифметических погрешностей рекомендовано проводить по каждому расчету сверку данных бухгалтерского учета, на основании которых составлен расчет. И еще проверяется оперативность представления налоговых деклараций и расчетов, своевременность уплаты налогов.

Полученную в процессе выяснения информацию аудитор регистрирует в собственных рабочих документах, выявляет значимость погрешностей и их воздействие на правдивость отчетности, при надобности корректирует план проверки.

Предварительно ознакомившись, аудитор должен составить мнение об особенностях системы налогообложения экономического субъекта, и поэтому он начинает с аудита налоговой отчетности. Целью такой проверки является выражение мнения о достоверности налоговой отчетности и соответствия во всех существенных аспектах законодательным нормам. А вот что касается задачи, то здесь необходимо подобрать достаточные аудиторские подтверждения о достоверности налоговой отчетности.

Руководство аудируемого лица несет ответственность за соблюдение действующего налогового законодательства, полноту, точность отражения налогооблагаемых показателей и налогов, а также за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.

При подготовке рекомендаций и предложений аудиторская организация должна соблюдать принцип осторожности суждений и выводов сообщая о налоговых рисках которые могут возникнуть у аудируемого лица при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве. Любыерекомендации и расчеты, сделанные аудиторской организацией, должны содержать ссылки на действующие нормативные документы.

При проведения налогового аудита следует рассматривать сначала, осуществляется ли деятельность клиента в соответствии с установленными нормативными актами, пока не получены доказательства противного. Вместе с тем аудиторская организация должна проявить некоторый профессиональный скептицизм в отношении рассматриваемых документов, учитывая вероятность нарушений налогового законодательства экономическим субъектом[3].

Аудитору необходимо установить какие полномочия предоставлены руководителю проверяемой организации собственниками по распределениюприбыли остающейся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, ознакомиться с приказами, касающимися данноговопроса.

Результатом аудита налогового учета является:

  • подтверждение правильности и обоснованности расчетов по налоговымобязательствам организации за определенныйпериод;
  • оценка методов, в расчете налогов вспорныхситуациях;
  • анализ существующей методики оценки остатковнезавершенного производства и готовойпродукции;
  • анализ ведения и организации раздельного учета по НДС иразработка методик по оптимизацииналогообложения НДС;
  • подготовка рекомендаций по разделению рекламных расходов нанормируемые и ненормируемые и др.

Обязанность уплачивать установленные налоги и сборызакреплена в Конституции Российской Федерации. Право на взимание налогов и сборов с населения является признаком каждого государствадругими словами, главнымусловием для существования и выполнения социально-значимых функций самого государства.

Налоговый аудит представляет собой проведение контрольной работы за своевременностью уплаты и правильностью исчисления налогов в бюджет, вне зависимости от проверяющего субъекта, его целевой направленности и характера отношений с проверяемой организацией.

К сожалению, следует отметить, что экономические субъекты предпринимают недостаточно мер для сокращения нарушений в сфере налогов и налогообложения. Об этом свидетельствуют результаты проверок налоговых органов (см. таблицу).

Сведения об организации и проведении камеральных
и выездных налоговых проверок за 2015 год

Всего по России

Дополнительно начислено платежей (включая
налоговые санкции и пени), тыс. рублей

Читайте также: