Актуальные проблемы налоговой системы в условиях цифровой экономики

Опубликовано: 04.05.2024

Rawpixel / Depositphotos.com

Целью программы "Цифровая экономика в РФ", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р, является создание такой экосистемы, где данные в цифровой форме будут являться ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, и где будет обеспечено эффективное взаимодействие между гражданами, бизнесом и государством.

Участники круглого стола, который прошел в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, обсудили необходимость разработки налоговых льгот на электронную торговлю, особенности налогообложения этой сферы, а также упрощение и ускорение отдельных административных процедур.

Проблемы налогового законодательства в цифровой экономике в России

По мнению ведущего научного сотрудника отдела методологии противодействия коррупции Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Юрия Трунцевского, необходимо принять новые правила налогообложения операций, совершаемых в Интернете, которые бы соответствовали современной мировой экономике и охватывали существующие бизнес-модели и бизнес-услуги. Эксперт считает, что в настоящее время реализация товаров, работ и услуг через Интернет позволяет управлять бизнесом с минимальными налоговыми затратами и без географических ограничений, как это делают транснациональные корпорации, открывая дочерние компании в странах, предоставляющих нерезидентам возможность уменьшить их налоговые платежи путем ведения бизнеса в них. В качестве примера он привел американскую компанию, оказывающую услуги такси и доставки продуктов через мобильное приложение, которая выплачивает роялти в размере 0% в Нидерландах. Интернет предоставляет компаниям возможность быть мобильными и не арендовать помещения, а предоставлять услуги сразу после заказа с мобильного приложения. Но при этом появляется сложность определения местонахождения получателя услуг в электронной форме и место реализации услуги, если например, сервер, к которому предоставляется доступ, располагается в юрисдикции третьего государства. Поэтому эксперты сходятся во мнении, что необходимо найти набор общих правил, который будет учитывать особенности цифровой экономики.

Так, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разработала план мероприятий по противодействию размыванию и выводу прибыли из налогообложения – Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting, в рамках которого в марте 2018 года ОЭСР сделала несколько предложений:

  • доходы, получаемые в пределах Европейского Союза, с услуг в электронной форме будут облагаться налогом в том государстве, в котором компания имеет официальный сайт, другими словами, постоянное виртуальное представительство. Отсюда и возник термин –цифровое присутствие, который сейчас активно входит в оборот;
  • необходимо ввести налог в размере 3% с продажи интернет-рекламы и за предоставление доступа к цифровым платформам. При этом налог необходимо будет оплачивать по местонахождению пользователя.

Напомним, что созданы условия для обмена налоговой информацией между налоговыми органами РФ и ОЭСР, подписавшими Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25 января 1988 г. (ратифицирована на основе Федерального закона от 4 ноября 2014 г. № 325-ФЗ "О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам"). Россия активно участвует в рабочих программах ОЭСР, и указанный план мероприятий в сфере налогообложения носит рекомендательный характер для России.

Юрий Трунцевский отметил, что вступившая в силу с 1 января 2017 года ст. 174.2 Налогового кодекса стала попыткой обложить налогами существующие виды услуг, однако не затронула российские компании и ИП, оказывающих услуги в Интернете, так как в указанной статье закреплены особенности исчисления и уплаты налога при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме. Напомним, что налоговая база для них определяется как стоимость услуг с учетом суммы налога, исчисленная исходя из фактических цен их реализации, а сумма налога считается как процентная доля налоговой базы, соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 15,25% (п. 5 ст. 174.2 НК РФ).

"В первую очередь необходимо определиться с терминологией для решения налоговых проблем, появляющихся с развитием цифровой экономики", – считает руководитель отдела юридического и налогового консалтинга Аудиторской компании ЗАО "ЦБА" Федор Гудков. Эксперт отмечает, что передаваемые информационные данные с помощью средств вычислительной техники не являются принадлежностью информационно-телекоммуникационной сети, а значит, находятся за рамками определения и регулирования. Важно отметить, что информация не является самостоятельным объектом гражданского права (ст. 128 Гражданского кодекса). Однако, исходя из смысла ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" можно сделать обратный вывод, и отнести информацию к объектам гражданским прав, и следовательно, она может быть объектом налогообложения. Федор Гудков описал несколько спорных примеров, указывая, почему так важно разобраться в квалификации оказываемых цифровых услуг.

Пример № 1. Если рассматривать сайт как продукт компьютерной программы, то в зависимости от того, будет отнесен просмотр сайта к получению услуги или информации, последует необходимость уплаты налогов, в частности НДС за получение услуги. Напомним, что обложению НДС не подлежит передача прав на использование результатов интеллектуальной деятельности (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ), при условии, что владелец сайта предоставил лицензию для использования программного продукта путем просмотра страницы сайта. Если же предоставление доступа к информации, которая содержится на странице сайта, отнести к услуге, то владельцу сайта необходимо уплачивать НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Пример № 2. Организация заключила договор с иностранным поставщиком услуг о предоставлении доступа к платформе в Интернете, с помощью которой они проводят вебинары. С точки зрения налогообложения возникает вопрос: организация купила услугу по обучению, приобрела лицензию на использование сайта или получила услуги связи таким образом? Владелец платформы – иностранный субъект, соответственно, также необходимо определить место оказания услуги, и место ее реализации. К примеру, владелец платформы – компания из США, получатель услуги – компания из России, а вебинары будут проходить на платформе, зарегистрированной на сайте третьего государства.

Пример № 3. Аналогичная ситуация и с интернет-банкингом: его нужно относить к услуге по управлению счетами или к предоставлению лицензии на использование программного продукта, позволяющего этими счетами управлять? В случае признания управление счетами услугой, необходимо будет платить НДС, а во втором случае, если предоставлена лицензия, то нет.

Федор Гудков считает, что на данный момент также затруднительно проверить подлинность субъекта, чьим имуществом пользуются, с вытекающей отсюда проблемой определения места оказания услуг достоверно и точно, и, соответственно, невозможностью точно определить, какие действия выполнялись с использованием сети.

Дело осложняется тем, что услуги, оказываемые в Интернете, как правило, носят комплексный характер, и имеют сразу несколько результатов и одну оплату. В результате мультипредметный договор не разграничен по стоимости каждой услуги и условиями налогообложения по каждой из них, соответственно, должны быть применены разные правила налогообложения. Следовательно, в целях налогообложения необходимо разделить эту стоимость договора на количество услуг и цену каждой из них. Правда, если исходить из подхода, в соответствии с которым для разных видов услуг будут применяться различные условия налогообложения, то, по мнению Федора Гудкова, налоговые органы и граждане просто запутаются в формах отчетности и суммах, которые будут полежать уплате. В связи с этим эксперт предлагает ввести дифференцированное налогообложение по видам услуг, оказываемых в сети. Он также предлагает расширить классификацию этих услуг по общим родовым признакам, разделив их условно на три большие группы:

  • услуги по предоставлению пользования цифровых платформ, коммуникационных приложений и т. д. как услуги связи;
  • услуги по дистанционному использованию аппаратных средств пользователей;
  • услуги лицензионного типа.

Предложения об изменении законодательства, направленные на создание стимулов для субъектов цифровой экономики

Эксперты считают, что в условиях активной цифровизации экономики одной из первостепенных задач для поддержания конкурентоспособности российской налоговой системы в мире является разработка качественных и эффективных мер стимулирования, направленных на поддержку российских компаний, которые развивают и реализуют цифровые услуги, электронные услуги, а также разрабатывают программное обеспечение в России. По мнению менеджера налоговой и таможенной практики офиса Dentos в Москве Яны Бутримович, необходимо ввести налоговый вычет для частных инвесторов, вкладывающих свои средства в высокотехнологичные компании на начальных уровнях развития, то есть в стартапы. Для этого она предложила принять закон, который будет включать положения по уменьшению НДФЛ, уплачиваемый инвесторами, на сумму произведенных инвестиций, но не более 50% от этой суммы и с определенным ограничением по верхнему порогу.

Кроме этого, планируется предусмотреть уменьшение минимального срока владения акциями (долями) высокотехнологичной компании с пяти до двух лет, необходимый для освобождения от НДФЛ инвестиционного дохода, полученного компанией в результате продажи акций (п. 18 ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 395-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Целью предложения является кратное увеличение высокоэффективных инвестиций в перспективные технологичные компании на начальных уровнях развития. По оценкам экспертов, это поможет увеличить доходность инвестиций до 19%. А без уменьшения НДФЛ после пяти лет владения акциями доходность окажется отрицательной (–1,4%, а после двух лет –0,2%).

От эксперта также поступило предложение по оптимизации обложения НДС в условиях цифровой экономики и установлению более преференциальных условий для компаний, которые развивают и реализуют электронные услуги, IT-услуги и программное обеспечение. Инициатива предусматривает прежде всего введение освобождения от НДС налогоплательщика, который реализует на территории РФ программное обеспечение. И в то же время она считает нужным закрепить возможность отказаться от этой льготы, если она является для налогоплательщика бременем, и он не может вычесть входящий НДС по товарам и услугам, необходимым для реализации этих услуг. Кроме этого, при экспорте электронных услуг, по мнению эксперта, существует определенная дискриминация. Для далеких от цифровой экономики компаний, которые экспортируют товары, например, табуретки, производство этих табуреток обходится дешевле, чем для другой организации, которая экспортирует высокотехнологичные электронные или IT-услуги, поскольку при экспорте товаров ставка НДС определяется как 0% (п. 1 ст. 164 НК РФ), и компания может вычесть входящий НДС, необходимый для производства этих товаров, а высокотехнологическая компания должна будет заплатить до 18%. Если при экспорте услуг Россия не является местом реализации этих услуг, то тогда такая реализация не будет объектом обложения НДС, и соответственно, входящий НДС для такой компании становится бременем.

Налоговое резидентство физических лиц: новые правила

Очевидно, что цифровая экономика стремительно развивается, а бизнес становится трансграничным. Это позволяет ему извлекать прибыль с помощью Интернета, не имея отдельного офиса, а предлагая свои услуги через мобильное приложение. Мировая конкуренция в силу высокой мобильности человеческих ресурсов и бизнеса смещается в сторону конкуренции за людей, за их умения и навыки, и понятно, что высококвалифицированные специалисты, в том числе владельцы бизнеса, могут работать практически в любой точке мира. Поэтому эксперты считают, что в российском законодательстве должен быть пересмотрен принцип определения налогового резидентства физических лиц, который в настоящее время определен количеством дней – 183, проведенных на территории России (п. 2 ст. 207 НК РФ), так как он уже не соответствует современным экономическим реалиям. Однако, эксперты не сошлись во мнении, в какую сторону необходимо изменять количество дней для признания лица резидентом: увеличения или уменьшения, однако, на текущий момент правила определения налогового резидентства не способствует привлечению таких лиц в российскую юрисдикцию. Соответственно, по мнению экспертов, необходимо принять такие меры, чтобы высококвалифицированные специалисты из России проводили больше времени здесь. Кроме того, именно местонахождение получателя услуг сейчас влияет на налогообложение организаций.

В свою очередь эксперты, являющиеся инициаторами изменений в системе налогообложения в России, выражают надежду, что проблемы бизнеса будут приняты во внимание в первую очередь при разработке и принятии именно тех решений, которые будут выгодны и просты для предпринимательства.

В статье рассматриваются вопросы сущности и развития цифровой экономики в России, особенности налогообложения российских и зарубежных интернет – магазинов.

Ключевые слова: цифровая экономика, налогообложение, интернет - магазины, НДС, специальные налоговые режимы

Развитие цифровой экономики оказывает значительное влияние на развитие бизнеса: происходят кардинальные изменения в сфере информационно-коммуникационных технологий, которые отражаются на различных видах деятельности компаний. Информационные технологии помогают снижать издержки, значительно повышать эффективность и производительность труда, расширять электронизацию документооборота, доступность информации, упрощать осуществление расчетов, способствовать становлению свободного рынка. Положение компаний на рынке в условиях цифровой экономики становится все более сложным, т.к. возрастают риски и уровень неопределенности при принятии стратегических решений.

Единого понимания, что такое цифровая экономика, в современном мире не существует. Однако есть множество определений, в том числе в Указе Президента РФ от 9 мая 2017 года №203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 -2030 годы»: «Цифровая экономика – хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг».

Отличительной особенностью современного мира является то, что информация становится товаром, появление новых технологий преобразует сферу услуг и рынок информационных изобретений. Поэтому возникают проблемы, среди которых: угроза «цифровому суверенитету» страны, снижение уровня безопасности данных, уменьшение числа рабочих мест низкой и средней квалификации, повышение уровня сложности бизнес – моделей и схем взаимодействия, резкое усиление конкуренции во всех сферах экономики, изменение в моделях поведения производителей и потребителей, необходимость пересмотра положений НК РФ.

Из определения сущности цифровой экономики самым распространенным ее видом является интернет – торговля. Согласно статистическим данным, темпы роста онлайн – заказов из года в год имеют тенденцию роста на уровне более, чем 20%.

Интернет- торговля имеет свои особенности в налогообложении: на общей системе налогообложения в основном работают оптовые интернет- магазины, а розничные интернет – магазины, как правило, применяют специальные налоговые режимы, самым распространенным из которых является УСН с объектом налогообложения «доходы» и «доходы – расходы».

Интернет – магазины, применяющие общую систему налогообложения, имеют обязательства в части НДС, налога на имущество, налога на прибыль организаций, страховых взносов. Эти налоги и взносы занимают наибольший удельный вес в налоговых платежах.

Интернет – магазины, использующие упрощенную систему налогообложения (УСН), уплачивают либо единый налог по ставке 6% (в случае, если объектом налогообложения являются доходы), либо по ставке 15% (в случае, если объектом налогообложения являются «доходы- расходы»)

Эта система значительно упрощает налоговый учет и направлена на уменьшение налоговой нагрузки организаций, относящихся к малому и среднему бизнесу. Однако следует заметить, что первый вариант подходит интернет – магазинам, имеющим незначительные расходы, в отличие от второго варианта.

К специальным налоговым режимам относится и единый налог на вмененный доход (ЕНВД), но продажу товаров через интернет – магазин нельзя отнести к деятельности, подпадающей под данную систему налогообложения, несмотря на то, что в экономической и юридической литературе существует множество противоположных точек зрения по данному вопросу.

Однако следует различать продажу товаров через интернет – магазин и оформление заказов в Интернете с выдачей товара в розничной точке продаж.

Во втором случае организация или индивидуальный предприниматель на законных основаниях может применять ЕНВД. Доставка товара является обязательной услугой при продаже его через Интернет. Продавец может оказывать эту услугу собственными силами или по договоренности с транспортными компаниями и индивидуальными предпринимателями, занимающимися перевозкой грузов.

В случае доставки товара личным транспортом, оказание услуг по доставке заказов можно отнести к деятельности, облагаемой ЕНВД. При этом важным условием применения специального налогового режима является количество транспортных средств – не более 20 единиц.

На практике возникают ситуации, когда стоимость доставки не прописана в товарных накладных отдельной строкой, т.е. включена в цену товара, и на данную услугу не оформляется отдельный договор. В этом случае доставка тесно связана с процессом продажи товара, и ее нельзя квалифицировать как отдельный вид деятельности, поэтому рассчитать ЕНВД только по услугам доставки не представляется возможным. Если же оказание услуг по доставке оформляется отдельным договором, и ее стоимость прописана отдельной строкой, то в такой ситуации доставку товара можно отнести к деятельности, подпадающей под ЕНВД.

Патентная система налогообложения (ПСН) в целом удобна для предпринимателей тем, что оплата налога осуществляется при оформлении патента. Но интернет-предприниматели не могут выбрать данную систему для налогообложения торговли через интернет-магазин, т.к. перечень видов деятельности, которые могут относиться к ПСН, законодательно ограничен. В список видов деятельности, в отношении которых можно применять ПСН, включаются бытовые услуги, оказываемые населению, розничная торговля на стационарных и нестационарных объектах (если имеется торговый зал, площадь не должна превышать 50 кв. м.), услуги общественного питания, риэлтерские услуги.

Кроме налоговых платежей интернет-предприниматель обязан уплачивать страховые взносы за наемных работников, а также удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ с дохода сотрудников. Если организация приобретает в собственность земельный участок или транспортное средство, то она обязана уплачивать земельный и транспортный налог. При ввозе импортных товаров возникает обязанность по уплате НДС, независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация или индивидуальный предприниматель - общую или УСН.

Очень часто российский потребитель заказывает товары за рубежом через интернет – магазин, при этом поставка товара зарубежной компанией приравнивается в своей стране к экспорту, который в большинстве стран не облагается иностранным аналогом российского НДС. Поэтому либо налог возвращается покупателю, либо его нет в цене, т.е. каких- либо наценок к цене товара в виде VAT, зарубежный интернет – ритейлер не делает. Учитывая то, что российский бизнес не имеет никаких льгот в части НДС, Минфин РФ предложил уравнять конкурентные условия, обложив и зарубежных продавцов российским НДС.

Очевидно, что в этих условиях иностранцы должны будут встать на учет в российском налоговом органе как налогоплательщик и при получении оплаты от покупателей НДС перечисляется интернет – площадкой в российский бюджет. Однако есть опасение, что не все зарубежные интернет – площадки будут вставать на учет в России. В этой связи целесообразно ввести альтернативный вариант, когда покупатель, получая посылку, доплачивает НДС при ее получении, а почта, как налоговый агент, перечисляет налог в бюджет.

По мнению многих экспертов, иностранным продавцам выгодно регистрироваться в налоговых органах, т.к. посылки не будут досматривать на таможне, и покупатель будет получать их значительно быстрее, т.к. будут проходить таможню по «зеленому коридору». С другой стороны, с введением НДС значительно повысятся цены на ввозимые из-за рубежа товары, что является большим минусом для российского покупателя. Оборотной стороной введения НДС является то, что уплата налога с каждой посылки позволит сделать цены по ряду позиций в России выгоднее, чем в иностранных интернет – магазинах.

Таким образом, цифровая экономика – это виртуальная среда, которая ускоряет и улучшает взаимодействие между людьми, максимально удовлетворяет спрос потребителей, и налоговое законодательство должно не препятствовать этим процессам.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2

2.Мандрощенко О.В. Проблемы возмещения НДС налогоплательщиками //Современные концепции научных исследований: сборник статей X Международной научно-практической конференции. – Москва: Евразийский союз ученых, 2015. - С. 65-66

3.Мандрощенко, О.В., Мандрощенко В.М. Лизинговые операции в предпринимательстве: особенности бухгалтерского учета и налогообложения // Экономика и предпринимательство - 2017.- №7(84) – С. 427-433

Материал подготовила
Самарцева Екатерина

По мнению организаторов мероприятия, Федеральная налоговая служба за последнее время превратилась в одну из крупнейших и наиболее эффективных IT-организаций не только в России, но и в мире. Цифровая повестка обязывает налогоплательщиков неукоснительно выполнять обязанности по исчислению и уплате налогов, и сегодня для минимизации налоговых рисков как никогда важно понимать революционные процессы в контрольно-ревизионной среде.

Вызовы налогового администрирования

Открыл конференцию Аркадий Брызгалин, к.ю.н., руководитель «Налоги и финансовое право». Спикер сразу обозначил ряд юридических проблем, возникающих в связи с цифровизацией налогового администрирования: ответственность за нарушение сроков предоставления отчетности в электронном виде в результате технических сбоев, ответственность за нарушение способов и формата предоставления отчетности, правовой статус технических посредников (программистов и IT-структур), проблемные вопросы открытости цифровых данных из налоговой сферы. Процесс налоговой цифровизации в России происходит в 3 этапа:

  1. Модель «цифровой зрелости» (веб-сайты, персональные электронные сервисы, электронный документооборот и отчетность).
  2. «Полностью цифровая организация» процессов администрирования (мобильные приложения, индивидуальные проактивные сервисы).
  3. «Адаптивная платформа» (2025 г.), соединяющая IT-платформы ФНС и налогоплательщиков в режиме реального времени, когда исполнение налоговых обязательств происходит в автоматическом режиме и «без усилий».

Спикер прокомментировал также заявление руководителя ФНС Михаила Мишустина, прозвучавшее 27 марта 2019 г. на Форуме по налоговому администрированию Организации экономического сотрудничества и развития в Чили, о создании виртуальной транзакционной среды ‒ замкнутой цифровой экосистемы, в которой все хозяйствующие субъекты будут совершать сделки, а ФНС РФ сможет автоматически исчислять и удерживать налоги в момент совершения транзакций.

Александр Егоричев, начальник управления камерального контроля ФНС РФ, рассказал о современных инструментах налогового контроля, новых системах сбора информации, заработавших в 2018-2019 гг., и системе прослеживаемости товаров, включая механизм ее реализации и перспективы на 2020-2021 гг.

Объектами налогового контроля АСК «НДС-2» сегодня становятся следующие налоговые декларации: с нарушениями НДС (1.27-1.28); с расхождениями по счетам-фактурам; с сомнительной задолженностью; поданные участниками схем «трехзвенной цепочки» или выгодоприобретателями, выявленными по результатам проведения мероприятий налогового контроля; за подписями должностных лиц, дисквалифицированных по решению суда, отказавшихся от управления деятельностью юридических лиц, «массовых подписантов»; с использованием «бумажного НДС»; с применением вычетов по счетам-фактурам до 2015 г.

В сфере прослеживаемости товаров в РФ вводится электронный документооборот, что дает возможность перестроить систему по НДС, исходя из контроля за движением товаров. Станет проще подтверждать экспорт, документы будут заменены реестрами сведений. Завершить внедрение национального сегмента прослеживаемости товаров планируется в 2020-2021 гг. К этому времени операторы ЭДО смогут предоставлять счета-фактуры (УПД), выставленные всеми налогоплательщикам, осуществляющими покупку и продажу прослеживаемых товаров.

Проект изменений в Налоговом кодексе по системе прослеживаемости устанавливает:

  • понятийный аппарат;
  • обязанности налогоплательщиков, операторов ЭДО и ФНС России;
  • порядок регистрации ввоза из ЕАЭС и остатков товаров;
  • порядок вывоза товаров в ЕАЭС; новый вид контроля;
  • меры ответственности участников прослеживаемости.

О соответствии норм налогового законодательства РФ формирующейся правоприменительной практике рассказал Юрий Трунцевский, д.ю.н., ведущий научный сотрудник отдела методологии противодействия коррупции Института законодательства и сравнительного правоведения.

По его мнению, внедрению цифровых технологий в экономике будет способствовать разработка мобильного приложения, которое включало бы в себя все налоговые данные. Сегодня многие компании плохо разбираются в качестве и точности налоговых данных, что мешает им проявлять должную осмотрительность при выборе контрагентов.

Использование мобильного приложения, имеющего государственный статус, поможет организациям минимизировать свои риски за счет доступа к верифицированной информации о контрагентах и к обновляющейся базе законодательства. Пользователи приложения смогут получать необходимую информацию в виде консолидированных отчетов ‒ по мнению спикера, подобные отчеты и есть настоящий продукт цифровизации и автоматизации налогового администрирования.

Бизнес в России сегодня делает запрос на автоматизацию всех веток документооборота и налоговых требований, число которых только растет, отметил Василий Зудин, заместитель генерального директора компании «Такском».

Процессы сбора и верификации данных ускоряются, и к этому нужно быть технически готовыми. Эксперт рассказал о принципах, лежащих в основе нового электронного документооборота: полезности, удобстве, технологиях, ответственности. Новыми инструментами электронного взаимодействия компаний с государством и контрагентами становятся облачная электронная подпись, универсальный передаточный документ, договор в электронной форме.

Защита налогоплательщиков сегодня

Участники конференции обсудили стратегии и модели защиты налогоплательщиков в современных реалиях налогового администрирования. Расширение практики применения процессуальных норм НК РФ без установленных регламентов их применения формирует новую налоговую реальность. Как отметил Александр Картошкин, член Палаты налоговых консультантов, начальник юридического департамента «Атомик-Аудит», технологии проведения контрольных мероприятий вызывают вопросы со стороны налогоплательщиков.

Например, сегодня не ограничен по времени допрос свидетеля в ходе налогового контроля, что ущемляет права граждан. Эксперт предлагает регламентировать мероприятия налогового контроля, взяв за образец уголовно-процессуальный кодекс.

Дополнительными мерами соблюсти «баланс интересов» могли бы стать разработка кодекса поведения для представителей налоговых служб в ходе проверок налогоплательщиков, расширение перечня обязанностей налогового органа и увеличение объема прав налогоплательщиков.

Сергей Кучер, член Правления Палаты налоговых консультантов, председатель Общественного совета при УФНС России по Владимирской области, посетовал на несерьезное внимание к мероприятиям камерального контроля со стороны налогоплательщиков. Сегодня налоговый контроль все больше смещается в сторону камерального контроля, в то время как количество выездных проверок неуклонно сокращается.

При истребовании документов в ходе камеральных проверок налоговым консультантам необходимо активнее разъяснять проверяющим органам позицию налогоплательщика, не дожидаться окончания проверки и акта по ее итогам, составление которого может затянуться на срок до полугода и более.

Елена Барвицкая, руководитель Санкт-Петербургского филиала «Такском», ответила на вопросы о модели защиты интересов налогоплательщика в эпоху цифрового налогового контроля, возможностях налоговых консультантов встроиться в цифровую реальность и следовать правилу «проверь проверяющего», новыми формами взаимодействия с налогоплательщиками.

Необходимые возможности для налогоплательщиков и налоговых консультантов дает решение «Картотека» в линейке продуктов компании «Такском» (обработка и хранение любых форматов данных, форм и видов документов). В частности, «Картотека» поможет провести внутренний аудит документов, подготовить:

  • ответ на требование ФНС о документах;
  • пакет документов для подтверждения ставки НДС 0%.

Наталья Наталюк, ведущий юрист «Правовест Аудит», советник налоговой службы РФ II ранга, и Василий Ваюкин, адвокат и управляющий партнер «Персональный налоговый менеджмент» (TAXManager), рассказали, с чем на практике сталкиваются налогоплательщики в новой цифровой системе налогового контроля, чего не хватает для полноценной оценки налоговых рисков и проверки контрагентов.

Контрольная деятельность налоговых органов сосредоточена в 3 направлениях: организация и координация проведения мероприятий налогового контроля, анализ форм и способов уклонения от налогообложения, автоматизация планирования и проведения проверок. Внешний скоринг налогоплательщиков требует от организаций применения риск-ориентированного подхода в своей деятельности и проявления осмотрительности при выборе контрагентов.

При этом информация в Личном кабинете налогоплательщика и сервисы ФНС на сегодняшний день не дают полного представления о возможных рисках компании. Спикеры напомнили о существующих сервисах для проверки контрагентов ( egrul.nalog.ru , kad.arbitr.ru , gks.ru и др.) и акцентировали внимание на их возможностях и недостатках.

Для достижения определенного баланса в ситуации, при которой цифровизация на стороне налогоплательщика хотя бы частично могла опираться на базу данных, имеющуюся у налоговых органов, эксперты предложили создать единый удобный сервис со всей необходимой для организаций информацией, включая сведения из ИР «Риски» об аффилированности юридических лиц и пр.

Виктория Варламова, главный эксперт «Правовест Аудит», советник налоговой службы РФ II ранга, представила разработку компании ‒ матрицу аудита налоговых рисков, позволяющую системно поддерживать налоговую безопасность организаций и обеспечить страхование рисков от наступления неблагоприятных последствий налоговых проверок.

Эта новая технология применяется при проведении комплексного аудита с расширенным заданием ‒ углубленной проверкой налоговой отчетности. Она помогает выявить все риски в налоговом учете, а не только существенные ошибки, искажающие бухгалтерскую отчетность. Так, если по итогам налоговой проверки, проведенной после подобного аудита, будут доначислены налоги, то убытки в виде штрафов и пени на сумму выявленной недоимки за проверенный аудиторами период компенсирует страховая компания.

Виктория Варламова также привела примеры выявления финансовых резервов, в том числе в виде переплаты налогов. Например, организация уплачивала налог на имущество по служебной квартире, числящейся у нее на балансе в качестве основного средства, исходя из ее кадастровой стоимости.

Однако в соответствии с нормами НК РФ квартиры как основные средства облагаются налогом по среднегодовой стоимости. Соответственно, налог был переплачен. После аудиторской проверки организация представила уточненную декларацию по налогу на имущество и зачла переплату в счет следующих платежей.

Другой пример. В ходе аудита было обнаружено, что организация забыла принять к вычету НДС, исчисленный при получении предоплаты, которую возвратили 11 месяцев назад при расторжении договора (бухгалтерия забыла поставить «галочку» в программе). Срок на вычет «авансового» НДС при расторжении договора составляет 1 год с даты возврата. Организация успела представить уточненную декларацию по НДС до истечения срока на вычет и сэкономила 1, 8 млн руб.

Есть примеры, когда организации занижали суммы налогов по ошибке, либо доначисления налогов грозили организации только из-за того, что требования бухгалтерии о составлении внутренних первичных документов работники не воспринимали серьезно. Например, при строительстве объектов руководители производства не хотели составлять акты отпуска материалов на строительство и иные документы, необходимые для учета расходов.

В случае проведения выездной налоговой проверки это грозило компании как минимум судебными спорами с налоговыми органами о правомерности (сумме) учета расходов на строительство, а как максимум ‒ «снятием» с расходов затрат на приобретение материалов, начислением пени и штрафа.

По итогам аудита требования бухгалтерии о составлении первичных документов были выполнены, руководство компании осознало важность и денежную ценность «бумажек», составляемых строительными подразделениями. А компания устранила риск доначисления налогов, штрафов и пени в размере 586 млн руб., сохранила нервы работникам бухгалтерии и освободила руководителя и собственников от риска весьма ощутимых претензий.

По итогам конференции будут сформированы предложения по совершенствованию норм налогового законодательства РФ в соответствии с существующей практикой налогового администрирования.

Но главный вывод по итогам обсуждений можно сделать уже сейчас: налоговым консультантам стоит сосредоточиться на упреждающем консультировании, а налогоплательщикам — применять адекватные модели налогового поведения, в том числе проводить ревизию налоговых рисков в течение года (ежеквартально), чтобы упредить появление ошибок, не дожидаясь момента, когда последствия будут неотвратимы.

Цифровая трансформация предусматривает, помимо внедрения прогрессивных технологий, также качественные изменения организационной структуры и кадрового потенциала, внедрение новых бизнес-моделей, создание законодательства, адаптированного под цифровизацию, и принятия управленческих решений для новых систем.

Цифровая повестка

Этот динамичный процесс затрагивает все социальные и экономические сферы, ставит все новые вызовы перед их налоговыми органами государств – участников СНГ. В свою очередь, налоговые администрации стремятся отвечать на такие вызовы и адаптироваться к цифровой среде.

Одновременно с развитием информационных технологий растут и социальные потребности населения в получении услуг быстрым, доступным и качественным способом. Подобно бизнесу, налоговые органы должны использовать новые потоки данных и поддерживать постоянную связь с налогоплательщиками как в целях налогового контроля, так и для предоставления налогоплательщикам индивидуализированных услуг.

Уникальность положения налоговых органов как сборщиков и аккумуляторов больших массивов данных позволяет им на практике добиваться гармоничной интеграции на базе единой цифровой платформы двух главных направлений работы – контрольного и сервисного, предоставляя налогоплательщикам максимально широкий спектр услуг в электронном виде.

Практическая деятельность налоговых органов государств – участников СНГ ориентирована на улучшение качества обслуживания налогоплательщиков, контроль за исполнением налогового законодательства и совершенствование спектра предоставляемых услуг, что в итоге позволит обеспечить эффективное соблюдение налогового законодательства, прозрачность экономической деятельности, своевременность и полноту поступления налогов в бюджеты государств – участников СНГ, повысить качество бюджетного планирования и стабильность государственных доходов, в том числе за счет внедрения современных информационных технологий.

В этих целях Координационный совет руководителей налоговых служб государств – участников СНГ (далее – Координационный совет) осуществляет постоянный мониторинг влияния цифровой экономики на развитие системы налогообложения на пространстве СНГ. На основе материалов, представленных государствами – участниками СНГ, Координационным советом в 2019 году подготовлена сводная информации по данной тематике, в которой отражены основные направления современной деятельности налоговых служб государств – участников СНГ, а также вопросы повышения эффективности налогового администрирования путем внедрения новых информационных технологий и реализации новых проектов. Документ был представлен на рассмотрение Экономического совета СНГ 6 декабря 2019 года и размещен на сайте Исполнительного комитета СНГ в Интернете.

Как показывают результаты мониторинга, планомерная работа налоговых органов государств – участников СНГ по повышению качества взаимоотношений с плательщиками способствует созданию комфортных условий для исполнения налоговых обязательств в добровольном порядке.

С учетом требований времени осуществляется системная реорганизация процессов предоставления услуг плательщикам, в том числе за счет расширения электронного взаимодействия и развития широкой линейки электронных сервисов.

Большую роль в цифровизации деятельности налоговых органов играют инновационные технологии, внедряемые в контрольную работу.

Так, одним из важных элементов электронной фискализации налоговых процедур является внедрение механизма электронных счетов-фактур, который обеспечивает:

  • современные правила налогообложения для налогоплательщиков государств – участников СНГ;
  • минимизацию препятствий по экспорту товаров;
  • сокращение временных и трудовых затрат у налогоплательщиков и налоговых органов при применении электронных счетов-фактур;
  • уменьшение прямых контактов налогоплательщиков с сотрудниками налоговых органов;
  • создание электронного документооборота и предоставление возможности автоматической подготовки предварительной налоговой отчетности;
  • прозрачность транзакций в секторе В2В (бизнес для бизнеса).

Другим примером является использование онлайн-касс нового поколения в розничной торговле и сфере услуг. Эти устройства передают в режиме реального времени информацию о проведенных кассовых операциях в налоговые органы напрямую или через операторов фискальных данных.

Данный способ контроля за сектором розницы применяется налоговыми администрациями всех государств – участников СНГ, начиная от пилотного проекта вплоть до полномасштабного внедрения. Новый механизм формализует взаимодействие с налоговыми органами, максимально автоматизирует процесс регистрации и применения касс и направлен на достижение сразу нескольких важных целей:

  • обеспечение интересов граждан и организаций за счет повышения прозрачности процессов и минимизации возможности нелегальных операций;
  • защиту прав потребителей;
  • соблюдение установленного порядка ведения расчетов;
  • обеспечение полноты учета розничной выручки и уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) в бюджет.

Онлайн-кассы гармонично встраиваются в среду бизнеса. Так, в Российской Федерации по состоянию на декабрь 2019 года зарегистрировано 865 тыс. налогоплательщиков и 3,1 млн контрольно-кассовых аппаратов. Федеральная налоговая служба (ФНС России) имеет сведения о 69,5 трлн рублей выручки, из которых НДС составил 5,6 трлн рублей. Ежедневно печатается более 150 млн чеков.

ФНС России также разработала сервис «API Проверка чеков», к которому подключилось более 80 организаций и индивидуальных предпринимателей, создав свои бесплатные мобильные приложения. Технология онлайн-касс позволит с 2020 года отменить избыточную отчетность за счет перехода на упрощенную систему налогообложения (доходы).

Перспективным проектом в налоговом администрировании является создаваемый ФНС России совместно с Федеральной таможенной службой национальный сегмент системы прослеживаемости импортных товаров. Она позволит оперативно выявлять случаи их незаконного ввоза и оборота, а также пресекать повышение среднерыночных цен. Система позволит идентифицировать товарные потоки по номенклатуре. На первом этапе будет прослеживаться 10 товарных групп: транспортные средства промышленного назначения и промышленное оборудование, мониторы и проекторы, холодильники и холодильное оборудование, стиральные и посудомоечные машины, детские коляски и кресла для автомобилей.

Заметный пример инноваций в области цифровых технологий для налогового администрирования представляет внедрение в Республике Армения системы «Big Data» для обработки больших массивов данных. Система применяется для обработки отчетов налогоплательщиков, информации третьих лиц, а также полученной в режиме онлайн от контрольно-кассовых аппаратов нового поколения и в результате электронного оформления счетов-фактур. Аналитические отчеты охватывают тематику ежедневных поступлений в бюджет, объемов продаж и т.д. Ведутся разработки системы регистрации полной цепочки движения товаров, начиная от ввоза в страну или производства и заканчивая продажей конечному потребителю. Предполагается сопоставлять и анализировать данные из баз данных таможенных деклараций, счетов-фактур и чеков контрольно-кассовых аппаратов. Система позволит эффективно обеспечивать прослеживаемость товаров на территории республики.

Еще одним уникальным проектом является созданная в ФНС России автоматизированная система контроля «АСК НДС-2», которая позволяет обеспечить контроль за уплатой налогов по каждой операции в секторе B2B на основе автоматического сопоставления данных. Благодаря этой системе ФНС России может в реальном времени проводить оценку рисков по каждому налогоплательщику и каждой транзакции. Система выстраивает цепочки формирования добавленной стоимости, идентифицирует бенефициаров незаконных операций, автоматически выявляет и пресекает уклонение от уплаты НДС или попытки незаконных налоговых операций.

В целях совершенствования налогового администрирования и предотвращения уклонения от уплаты налогов Налоговым комитетом Республики Таджикистан разработан и внедрен программный модуль «Электронный склад», который позволяет вести все действия по использованию или перемещению товарно-материальных ценностей по складам, обеспечивая последующее автоматическое отражение операций в налоговой отчетности.

Функционал данного программного продукта позволяет налогоплательщику в электронном формате упорядочить учет движения товаров; принять от таможенных органов информацию об импортированных и экспортированных товарах с целью дальнейшей обработки; определить остаток товаров в складе и т.д. В перспективе Налоговым комитетом предусматривается возможность скоординировать программный модуль «Электронный склад» с программными комплексами ведения бухгалтерского учета налогоплательщиков.

Повсеместное развитие цифровой экономики требует от налоговых администраций адаптироваться к новым условиям и устанавливать соответствующие требования к участникам электронной торговли.

В Азербайджанской Республике, например, если покупатель электронных услуг, а также участник лотерей, конкурсов и прочих соревнований, проводимых в электронном виде за пределами республики, не состоит на учете в налоговых органах, то НДС рассчитывается и выплачивается в бюджет местным банком или республиканским филиалом зарубежного банка, а платеж осуществляется за счет средств покупателя.

Республика Беларусь и Российская Федерация запустили в эксплуатацию электронный сервис, предоставляющий зарубежным интернет-компаниям, оказывающим услуги физическим лицам в этих государствах в электронной форме, возможность пройти онлайн-тест и самостоятельно проверить, нужно ли им вставать на налоговый учет в налоговый орган, а также подать заявление о постановке на учет в налоговых органах. Для этого иностранной компании необходимо заполнить заявление с помощью сервиса «НДС-офис интернет-кампаний»/«е-НДС». После постановки на учет компания получает доступ в личный кабинет, с помощью которого она может представлять налоговые декларации по НДС, уплачивать налог, обмениваться документами, письмами с налоговым органом и т.д. В Российской Федерации «НДС-офис интернет-кампаний» и личный кабинет доступны на русском и английском языках.

В целях создания наиболее благоприятных условий для развития бизнеса и улучшения качества обслуживания налогоплательщиков разработаны ряд электронных сервисов, благодаря которым централизовано можно получить необходимые справки и разрешительные документы, подавать налоговую отчетность, получать налоговые консультации и узнавать о нововведениях налогового законодательства.

Одними из основных целей политики налоговых администраций государств – участников СНГ являются минимизация контактов налогоплательщика с налоговыми органами и расширение спектра электронных услуг за счет использования новейших информационных и коммуникационных технологий. Успешная реализация данной политики позволяет максимально устранить потерю времени со стороны налогоплательщиков и делает взаимодействие с налоговыми органами максимально удобным.

В основном электронные услуги предоставляются для налогоплательщиков следующим образом: через web-портал (официальный сайт налоговой службы); мобильные приложения; сервисный центр; колл-центр.

Для удобного взаимодействия все налоговые услуги легко доступны на официальных интернет-сайтах налоговых администраций государств – участников СНГ. Эти интернет-сайты содержат подробную информацию о налоговых системах государств, ставках налогов, они предоставляют возможность рассчитать сумму налогов к уплате (в разделе налоговый калькулятор). На официальных сайтах налоговых администраций государств – участников СНГ возможно вести переписку с налоговыми органами в электронном виде, направлять заявления и обращения, осуществлять запись на прием. Кроме того, на этих сайтах открыт доступ к государственным реестрам компаний, где есть возможность получить всю необходимую информацию о компаниях. В Республике Беларусь и Российской Федерации можно проверить на сайте сертификат/статус налогового резидента. В Республике Молдова открыт доступ к реестру налоговых накладных, в Республике Армения возможно отслеживать транзит товаров по территории республики, а также путь товара с территорий государств – членов Евразийского экономического союза.

На сайтах налоговых администраций государств – участников СНГ налогоплательщики могут получить услугу регистрации физического лица, юридического лица, запросить выдачу патентов, а также сняться с учета в налоговом органе. Так, в Республике Молдова на сайте налогового органа можно получить услугу регистрации налогоплательщиков НДС. Кроме того, в республике предоставляется возможность заполнить на сайте отчеты с использованием штрих-кодов.

После регистрации в статусе налогоплательщика граждане государств – участников СНГ получают доступ в личные кабинеты (аутентификация пользователя предоставляется через код пользователя, шифр-пароль, логин-пароль, электронную подпись). В личных кабинетах предусмотрена возможность предоставлять отчеты и отправлять декларации в электронном виде, предварительно заполнить декларацию перед посещением налогового органа. Возможность оплаты налогов банковскими картами или формирования платежных документов на основе информации, содержащейся в личных кабинетах, реализована в Азербайджанской Республике, Российской Федерации и Республике Таджикистан.

Кроме того, в Азербайджанской Республике, Республике Беларусь и Российской Федерации разработано мобильное приложение личного кабинета налогоплательщиков с максимально возможным текущим функционалом сервиса, но с учетом преимуществ мобильного устройства. Азербайджанский проект «Asan İmza» предоставляет предпринимателю возможность в любой точке мира с помощью мобильного телефона подписывать соглашения, выполнять налоговые обязательства, осуществлять онлайн-регистрацию физических и юридических лиц, использовать электронные подписи при применении депозитного счета НДС и электронных налоговых счетов-фактур. С целью предоставления услуг по сертификации с помощью sim-карты «Asan İmza» создан современный сертификационный центр Asan Министерства налогов Азербайджанской Республики.

В ходе реализации государственных программ по развитию и внедрению информационно-коммуникационных технологий в государствах – участниках СНГ разработаны и широко используются ряд внутренних межведомственных информационных систем и модернизируется межведомственный обмен налоговой информацией.

На заседании Совета глав правительств СНГ 2 ноября 2018 года был подписан Протокол об обмене информацией в электронном виде между государствами – участниками СНГ для осуществления налогового администрирования. Подписание Протокола стало итогом совместной работы налоговых администраций государств – участников СНГ в рамках Координационного совета. В настоящее время стороны приступили к реализации данного документа. Теперь на ежегодной основе и в автоматическом режиме налоговые органы сторон будут обмениваться сведениями по отдельным видам доходов юридических и физических лиц, а также об отдельных видах имущества и его собственниках (владельцах).

Учитывая тесные экономические связи государств – участников СНГ, такой обмен информацией по налоговым вопросам станет дополнительным инструментом для сокращения теневой экономики, противодействия противозаконному сокрытию капиталов за рубежом и борьбы с уклонением от налогообложения.

20 ноября 2019 года состоялось очередное, XXVI заседание Координационного совета. Ключевая тема этого заседания – «Влияние цифровой экономики на развитие системы налогообложения в государствах – участниках СНГ. Электронные сервисы в налоговом администрировании и цифровые каналы их доставки». В заседании приняли участие руководители налоговых органов государств – участников СНГ, а также представители ряда зарубежных налоговых администраций и международных организаций. Состоялся обмен опытом и лучшими практиками цифровизации налогового администрирования.

Как отмечалось на заседании, практически все налоговые администрации государств – участников СНГ для обеспечения качественного и эффективного обслуживания налогоплательщиков концентрируют усилия на развитии электронных услуг, с помощью которых поддерживается контакт с налогоплательщиками, и становится возможным упорядочить, сохранить и проанализировать информацию, полученную от налогоплательщиков.

Усилия по цифровой трансформации приводят к ощутимым результатам. В ряде государств – участников СНГ отмечен существенный рост налоговых поступлений, например, в Российской Федерации за последние пять лет поступление налогов в бюджет удвоилось. Закономерным итогом повышения уровня цифровой зрелости является превращение налоговых органов и бизнеса в адаптивную цифровую платформу. Это позволит минимизировать административное бремя: для добросовестных налогоплательщиков выполнение налоговых обязательств будет осуществляться в рамках их бизнес-процессов, а контрольно-надзорная деятельность сосредоточится только на потенциальных нарушителях или тех, кто находится за периметром платформы.

В перспективе налоговые органы государств – участников СНГ намерены продолжить развитие партнерских отношений с налогоплательщиками, обеспечивая гармоничное встраивание налогового администрирования в повседневную жизнь. Таким образом, путем внедрения цифровых технологий в деятельность налоговых администраций, будет строиться экономика будущего – экономика знаний и доверия. Это направление получит дальнейшее развитие в практической деятельности Координационного совета на предстоящий период.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 27.12.2018 2018-12-27

Статья просмотрена: 2207 раз

Библиографическое описание:

Комиссарова, М. С. Внедрение информационных технологий в систему налогового контроля в условиях цифровизации экономики / М. С. Комиссарова, Н. В. Рудченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 120-123. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55172/ (дата обращения: 18.05.2021).

Несмотря на постоянную модернизацию системы взаимодействия государственных органов с гражданами Российской Федерации, попытки цифровизации экономики и внедрение электронных сервисов, в нашей стране сохраняется проблема рационального и прозрачного налогового контроля, а также оптимизации процессов, связанных с налогообложением.

Ключевые слова: цифровизация, налоговый контроль, налоговая система, государственные органы, базы данных, компьютерная грамотность, проблемы.

Despite the constant modernization of the system of interaction between state institutions and citizens of the Russian Federation, attempts to digitize the economy and the introduction of electronic services, in our country, the problem of rational and transparent tax control, as well as optimization of tax-related processes, remains.

Keywords: digitalization, tax control, tax system, government agencies, databases, computer literacy, problems.

В условиях постоянного обновления и внедрения информационных технологий в финансовую сферу, нельзя не отметить необходимость упрощения процедуры налогового контроля в России, преимущественно, путем цифровизации. Данная тема является достаточно актуальной, так как физические и юридические лица должны передавать в налоговые органы множество документов для осуществления регистрации налогоплательщиков, уплаты налогов и прочих операций. Данные процедуры являются довольно энерго- и ресурсозатратными как для физических лиц и организаций, так и для уполномоченных государственных органов в сфере налогообложения. Для обращающихся в налоговые органы появляется необходимость ожидания в длинных очередях, снятия множества копий документов и их заверение у нотариуса.

Помимо сложностей у физических и юридических лиц, процедура обработки поступивших данных вызывает довольно много проблем у налоговых органов, требуется большой штат сотрудников в налоговых департаментах. Возрастает ответственность работников за утерю бумаг, принятие на рассмотрение недостоверных документов, а также, что является самой острой проблемой на сегодняшний день для Российской Федерации — повышается риск уклонения от налогов путем предоставления документов с искаженными данными о доходах и расходах юридических и физических лиц, либо же длительные задержки в предоставлении документов.

По мнению авторов, следующие проблемы возникают из-за не до конца отлаженной электронной системы, в работе которой случаются ошибки, сбои, задержки, а также, из-за отсутствия понимания у большой части населения РФ принципов работы электронной системы и ее явных преимуществ перед проведением операций «по старинке» с использованием бумажных носителей.

Помимо единой, практичной в использовании, базы данных о налогоплательщиках, авторы предлагают на государственном уровне популяризировать и мотивировать организации и физических лиц использовать активно работающие сайт и приложение Федеральной налоговой службы РФ. Для достоверности данных также можно предоставить возможность отправления уже имеющихся документов физических лиц и организаций с электронной подписью на электронную почту подразделений ФНС, чтобы уменьшить нагрузку на сервер сайта ФНС в последние дни уплаты налогов.

Некоторые страны, такие как Япония, Сингапур и Эстония на основе блокчейн технологий зарегистрировали всех своих граждан в единой государственной базе данных, где у каждого гражданина имеется личный код. К этой базе данных в различной степени подключены все министерства и департаменты страны, в том числе и налоговые органы. Соответственно, для контроля за уплатой налогов у конкретного человека или организации, сотруднику налогового департамента достаточно сделать несколько щелчков мышкой.

Также, на основе этой базы данных, государственным банком и государственными финансовыми учреждениями выборочно проверяются и контролируются финансовые отчетности и налоговые выплаты юридических лиц.

Данный вариант цифровизации смог бы упростить всю процедуру налогового контроля в Российской Федерации, а также сэкономить природные ресурсы страны, так как на ведение налогового учета в компаниях и налоговых органах тратится огромное количество бумаги. В России, однако, существует множество преград для реализации предложенного проекта:

1) Высокая численность населения.

Страны, успешно применившие данные технологии, значительно меньше РФ по численности населения и территории, соответственно на заполнение базы данных у них ушло гораздо меньше времени и ресурсов. Выходом из этой ситуации могло бы быть создание базы данных по различным административным формированиям (город, область и т. д.), и дальнейшее их интегрирование, позволяющее при переезде гражданина внутри страны просто передавать информацию в другой административный округ.

2) Бумажные носители и оцифровка документов.

Множество необходимых для реализации данного проекта документов, могут находиться в единственном экземпляре в одном государственном органе, некоторые из них, хранящиеся только в бумажном виде в архивах могут потерять читабельный вид, а часть документов может быть безвозвратно утеряна. Такие случаи не единичны на практике, и могут сильно осложнить переход к электронному варианту ведения документации.

Еще одним осложнением становится оцифровка информации. После указа Президента РФ от 9 мая 2017г. № 203 о необходимости цифровизировать экономику, многие компании и департаменты начали активную деятельность не по цифровизации, а по оцифровыванию информации. Главное различие состоит в том, что оцифрованная информация — это, как правило, документ в формате pdf, в котором компьютер сохраняет отсканированные документы, с ними нельзя работать (копировать, исправлять, дополнять), также он неудобен для чтения. Что касается цифрового документа, то он полностью пригоден для использования и модернизации, можно создавать шаблоны и изменять в них определенные строки, в специальные формы можно вносить данные финансовой отчетности, и программа сама будет заполнять документ для дальнейшей его подачи в налоговые органы. Таким образом, при оцифровке, создаются неупорядоченные архивы отсканированных документов, только не на бумажном носителе, а в папках на компьютере.

3) Нехватка IT-специалистов.

К сожалению, многие выпускники технических специальностей российских вузов уезжают из страны в поисках высокого заработка за границу, так как там эта специальность в настоящее время развита и ценится значительно выше, чем на родине. Соответственно, талантливых специалистов, которые могли бы воплотить предложенный авторами проект в жизнь в предстоящих масштабах деятельности, крайне мало. К тому же, специалистам такого уровня необходимо выплачивать высокие зарплаты, что в условиях нестабильной внешней политики довольно проблематично. Одним из возможных вариантов решений данной проблемы может стать европейский опыт стимулирования абитуриентов выбирать востребованную в государстве специальность. Так, во многих странах Европы выплачивают дополнительные стипендии студентам, которые учатся на врачей, ИТ-специалистов и специалистов других востребованных областей. Также, необходимо увеличивать спрос и заработную плату для выпускников ИТ-специальностей не в центральных регионах России, так как за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и нескольких других крупных городов уровень зарплат и спрос в ИТ сфере невысок. В качестве доказательства авторы изучили рынок вакансий в данной области, с результатами можно ознакомиться ниже.

По состоянию на 1 декабря 2018 года, по профессии IT-специалист в России открыто 967 вакансий (по данным сайта hh.ru). Для 550 открытых вакансий, работодатели указали заработную плату в размере 24 000–48 000 рублей. 212 объявлений с зарплатой 48 000–72 000 рублей, и 154 с зарплатой 0–24 000 рублей. Судя по этим данным, доход специалистов IT-сферы в среднем по стране невысок и мало отличается от менеджеров, маркетологов и экономистов уровня middle, что вряд ли может способствовать «перетеканию» умов в эту область.

Распределение среднего уровня з/п IT-специалистов

Читайте также: