Раскройте участников налоговых отношений

Опубликовано: 04.05.2024

Новая редакция Ст. 9 НК РФ

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);

5) утратил силу с 1 января 2007 г.;

7) утратил силу с 1 января 2007 г.

Комментарий к Статье 9 НК РФ

Настоящая статья определяет участников (субъектов) налоговых отношений, статус которых подробно раскрыт в последующих статьях настоящего Кодекса и иных соответствующих нормативных актах.

При этом участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

Налогоплательщики и плательщики сборов - организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. Это:

а) организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств. А также международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации);

б) физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Налоговые агенты - лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Единая система налоговых органов состоит из входящей в состав Минфина России Федеральной налоговой службы и территориальных налоговых органов (юридических лиц) по субъектам РФ, а также по городам, районам, районам в городах и т.п.

- Федеральная таможенная служба (входит в состав Минэкономразвития России, является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющей непосредственное руководство по осуществлению таможенного контроля и надзора);

- региональные таможенные управления РФ;

- таможенные посты РФ.

В соответствии со ст. 34 настоящего Кодекса таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным законодательством РФ, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

Деятельность таможенных органов регламентирована Таможенным кодексом РФ и другими нормативными актами.

Федеральным законом N 137-ФЗ из участников налоговых отношений были исключены государственные органы исполнительной власти и органы внебюджетных пенсионных фондов (п. п. 5, 7 ст. 9 НК РФ).

Другой комментарий к Ст. 9 Налогового кодекса Российской Федерации

В статье 9 Кодекса указаны участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, т.е. налоговых правоотношений.

1. Налогоплательщиками и плательщиками сборов согласно ст. 19 Кодекса признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (см. комментарий к ст. 19 Кодекса).

2. Налоговыми агентами в соответствии с п. 1 ст. 24 Кодекса признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (см. комментарий к ст. 24 Кодекса).

3. Единую централизованную систему налоговых органов составляют ФНС России и ее территориальные органы - управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС России, инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня (см. комментарий к ст. 30 Кодекса).

4. Таможенными органами являются ФТС России, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты (см. комментарий к ст. 34 Кодекса).

5. В соответствии со ст. 25 Кодекса в случаях, предусмотренных Кодексом, прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет может осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами, должностными лицами и организациями - сборщиками налогов и (или) сборов (см. комментарий к ст. 25 Кодекса).

6. В ранее действовавшей редакции п. 6 ст. 9 Кодекса были указаны финансовые органы (Минфин России, финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы муниципальных образований). В соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ п. 6 комментируемой статьи утратил силу. Тем не менее полномочия финансовых органов закреплены ст. 34.2 (в части дачи разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах) и 63 (в части дачи согласия на принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов) Кодекса (см. комментарии к ст. 34.2 и 63 Кодекса).

7. Органами государственных внебюджетных фондов являются органы Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и фондов обязательного медицинского страхования (см. комментарий к ст. 34.1 Кодекса).

date image
2014-02-09 views image
5618

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ);

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Для правильного установления взаимоотношений с налоговыми органами налогоплательщикам необходимо знать свои права, которые определены в статье 21 НК РФ (всего 15 пунктов). В их числе:

• получение от налоговых органов бесплатно информации, в том числе в письменной форме, о действующих налогах и сборах, правах и обязанностях налогоплательщиков и полномочиях налоговых органов;

• использование налоговых льгот при наличии оснований;

• получение отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита;

• право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах, соблюдения налоговой тайны.

Обязанности налогоплательщиков перечислены в статье 23 НК РФ (9 пунктов). Важнейшими из них являются правильное исчисление и своевременная уплата законно установленных налогов, а также: постановка на учет в налоговых органах; ведение учета доходов, расходов и объектов налогообложения; представление в налоговые органы по месту учета налоговых деклараций, а также бухгалтерской отчетности.

Налоговыми агентами признаются физические и юридические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из выплачиваемых налогоплательщикам денежных средств и перечислять налоги в бюджетную систему РФ на счета Федерального казначейства;

2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ, в том числе по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля правильного исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Согласно статье 31 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля соблюдения законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.

В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Права налоговых органов перечислены в статье 31 НК РФ (14 пунктов).

В их числе право:

• требовать от налогоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;




• проводить налоговые проверки;

• требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

• взыскивать недоимки, а также пени и штрафы;

• требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ;

• приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков.

В обязанности налоговых органов входит:

• соблюдение законодательства о налогах и сборах;

• осуществление контроля соблюдения законодательства о налогах и

сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

• ведение в установленном порядке учета организаций и физических лиц;

• бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

• принятие решения о возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов;

• соблюдение налоговой тайны; другие обязанности (всего 12 пунктов).

Система управления налогообложением в РФ представляет собой централизованную систему, построенную по многоуровневому иерархическому принципу. Центральным органом управления налогообложением в России является Министерство финансов РФ, которое осуществляет общее руководство налогообложением, а также издает правоустанавливающие документы в области бухгалтерской отчетности и налогообложения.

Минфину РФ подчинены службы, непосредственно занимающиеся налоговым администрированием, налоговым контролем, учетом и зачислением налоговых платежей в бюджет. К ним относятся: Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Функции сбора налогов и налогового администрирования возложены на Федеральную налоговую службу. Основным звеном, обеспечивающим практический сбор налогов, являются налоговые инспекции республик, краев, областей, городов и районов.

Таможенные органы имеют права и обязанности налоговых органов по вопросам взимания налогов, связанным с перемещением товаров через таможенную границу (в соответствии с таможенным законодательством РФ, Налоговым кодексом и другими федеральными законами).

Участники налоговых правоотношений – это лица, имеющие субъективные права и юридические обязанности в налоговых правоотношениях.

В НК РФ определены четыре группы участников налоговых правоотношений:

  • организации и физ. лица, являющиеся плательщиками налогов или сборов по законодательству;
  • организации и физ. лица, являющиеся агентами по законодательству;
  • налоговые органы;
  • таможенные органы.

Статья 11 Налогового кодекса Российской Федерации определяет понятия организаций и физических лиц.

Организации

Организация – российское юр. лицо, созданное в соответствии с нормами законодательства, иностранное юр. лицо, компания, корпоративное образование, обладающее гражданской правоспособностью, образованное по законам иностранных государств, международная организация, филиал, представительство, созданное на российской территории.

Юр. лицо должно иметь в ведении или оперативном управлении имущество обособленного характера и отвечать этим имуществом по своим обязательствам. Юр. лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Если в законодательстве о налогах содержится специальное определение института, оно применяется в налоговых правоотношениях, в остальных случаях для целей налогообложения используются термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства.

Юр. лица могут иметь филиалы и представительства, которые юридической самостоятельностью не обладают. Они не являются налогоплательщиками, выполняют обязанности своих организаций и к налоговой ответственности привлечены быть не могут.

Иностранные организации могут иметь на территории России представительства, включая головной офис.

Физические лица

Физическое лицо – гражданин РФ, гражданин иностранного государства, лицо, не имеющее гражданства.

Для участников налоговых отношений гражданство и род деятельности не играют роли в определении статуса физ. лица. Возрастные характеристики и вменяемость не влияют на признание физ. лица налогоплательщиком.

Если говорить о подоходном налоге, то есть физ. лица, которые являются налоговыми резидентами РФ и не являются таковыми, но получают доходы от источников РФ.

Налоговые резиденты РФ – лица, которые находятся на российской территории не менее 183 дней в году.

Срок прерывается по окончании налогового периода, в новом периоде отсчитывается снова. Если человек находится на российской территории меньше этого срока, он не является налоговым резидентом РФ.

От того, какой статус имеет налогоплательщик, зависит выбор объекта налогообложения и налоговой ставки. Резиденты уплачивают налоги со всех доходов, полученных как на территории России так и вне ее пределов, нерезиденты – только с доходов, полученных на территории РФ.

НК определяет, что правовой субъект становится налогоплательщиком после возложения на него обязанности уплаты налога. Эта обязанность является элементом возникшего правоотношения. До того момента, когда лицо становится участником конкретного правового отношения, считать его налогоплательщиком нельзя. Он является субъектом налогового права.

Индивидуальный предприниматель – физ. лицо, зарегистрированное в определенном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность, не приобретая при этом статус юр. лица.

Если физ. лицо не зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя, оно нарушает требования гражданского законодательства и при исполнении обязанностей, возложенных на него НК РФ, не может ссылаться на то, что оно не является индивидуальным предпринимателем.

Нотариусы и адвокаты становятся на учет в налоговом органе по месту жительства на основании данных, сообщаемых адвокатской и нотариальной палатами субъекта РФ. Они исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходных, расходных, хозяйственных операций.

Налогоплательщик имеет право иметь законного представителя и через него вступать в налоговые правоотношения.

Законный представитель налогоплательщика – организации – лицо, представляющее ее, на основании закона и учредительных документов.

Законный представитель налогоплательщика – физ. лица – лицо, представляющее его на основе гражданского законодательства.

В НК РФ в отдельную группу выделены взаимозависимые лица. Налоговые органы определяют, насколько правильно произведены расчеты для целей налогообложения.

Взаимозависимые лица – лица, отношения между которыми влияют на условия и результаты их деятельности или деятельности, представляемых ими лиц.

Налоговый агент – лицо, имеющее обязанности по исчислению, удержанию, перечислению налогов в бюджет РФ.

Налоговый агент должен перечислить налоговую сумму, которая удерживается в порядке, установленном законодательством, из денежных средств, которые выплачиваются налогоплательщику.

Налоговые органы

Налоговые органы представляют собой централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, перечисления в бюджет. В состав Минфина России входит Федеральная налоговая служба и налоговые органы на территориях.

Руководитель ФНС назначается Правительством РФ по представлению министра финансов РФ. К органам на территориях относятся:

  • управления по субъектам;
  • межрегиональные инспекции;
  • инспекции по районам;
  • инспекции межрайонного уровня.

Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ. Принцип законности для них является основным. Если должностными лицами причинен убыток налогоплательщику, он возмещается за счет средств бюджета Российской Федерации по процедуре, установленной НК РФ и другими законами. Полномочия налоговых органов закреплены в НК РФ, в ФЗ «О налоговых органах Российской Федерации», в Положении о Федеральной налоговой службе.

Функциями налоговых органов являются:

  • учет налогоплательщиков;
  • налоговый контроль;
  • налоговые санкции;
  • выработка налоговой политики государства;
  • работа разъяснительного и информационного характера по применению налогового законодательства.

Целью деятельности налоговых органов является обеспечить полное и своевременное поступление средств в бюджеты и внебюджетные фонды. Для того, чтобы достичь этой цели налоговые органы имеют государственно-властные полномочия по определенным предметам ведения.

Налоговые органы имеют право:

  • требовать документы по установленным формам, на основании которых исчисляются и уплачиваются налоги, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты;
  • осуществлять проверки, производить выемку документов, если на то имеются основания;
  • вызывать в налоговый орган налогоплательщика, если имеется необходимость получения пояснений;
  • приостанавливать операции по счетам;
  • осматривать помещения торгового, складского и др. плана, приносящие доход налогоплательщику;
  • определять сумму налогов на основании имеющейся информации;
  • требовать устранения нарушений, которые были выявлены при проверке;
  • взыскивать недоимки, пени, проценты, штрафы;
  • предъявлять в суды иски, касающиеся налоговых правоотношений.

У налоговых органов существуют обязанности:

  • соблюдение налогового законодательства;
  • осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства другими участниками правоотношений в области налогов;
  • учет организаций и физ.лиц;
  • предоставление информации налогоплательщикам о налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты;
  • осуществление возврата излишне уплаченных сумм;
  • соблюдение налоговой тайны;
  • направление налогоплательщику акта проверки и решения налогового органа;
  • осуществление совместной сверки сумм уплаченных налогов.

Должностные лица налоговых органов обязаны:

  • осуществлять свои действия в соответствии с НК РФ и другими НПА;
  • действовать только в пределах своих должностных обязанностей;
  • в отношении налогоплательщиков проявлять корректность и внимательность.

Отдельно следует остановиться на таможенных правоотношениях, которые носят комплексный характер и регулируются различными отраслями права.

Нормы налогового законодательства являются общими, а нормы таможенного законодательства – специальными.

Круг налоговых правоотношений достаточно широк, участники правоотношений являются субъектами налогового права.

Субъект налогового права – лицо, определенное в налоговом законодательстве участником налоговых правоотношений или содействующим налоговому администрированию.

К субъектам НП можно отнести: публичных субъектов, органы власти, организации, физические лица.

Финансовые органы

Финансовые органы не являются участниками налоговых отношений, но полномочия в этой области у них имеются.

Минфин России вырабатывает государственную политику, осуществляет правовое регулирование в том числе и в налоговой сфере. Министерство координирует и контролирует деятельность ФНС России, Росфиннадзора, Федерального казначейства.

Министерство финансов дает разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам, формы налоговых деклараций. Финансовые органы субъектов и МО дают разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения законодательства о налогах и сборах субъектов и НПА муниципалитетов.

Органы внутренних дел не являются участниками налоговых правоотношений, но выявляют, пресекают и расследуют преступления в области налогов и сборов, участвуют в выездных налоговых проверках.

Лица, содействующие налоговому администрированию, должны предоставлять в налоговые органы данные о налогоплательщиках. Властными полномочиями эти субъекты не обладают.

Субъектами налогового права являются участники налоговых проверок: эксперты, специалисты, понятые, переводчики. В налоговых отношениях участвуют банки и кредитные организации. В НК разъясняются обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов.

Участниками налоговых отношений являются

-налогоплательщики и плательщики сборов,

-сборщики налогов и сборов,

-финансовые органы и др.

Налоговыми органами являются ФНС РФ и его территориальные подразделения. На них возложено проведение единой государственной налоговой политики; осуществление контроля над полнотой и своевременностью внесения в бюджеты разных уровней налогов и налоговых платежей. Кроме того, ФНС является уполномоченным федеральным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

В качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов выступают организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Юридические лица уплачивают налоги независимо от организационно-правовых форм, налогоплательщиками также являются филиалы и представительства организаций. Физические лица как налогоплательщики имеют разное правовое положение (статус), которое определяется законодательством с целью применения соответствующих ставок, льгот, порядка и срока уплаты, получения налогового кредита. Система управления налогами у хозяйствующих субъектов (и граждан), во-первых, должна быть нацелена на полноту и своевременность расчетов с государством и мониторинг этих расчетов и, во-вторых, обеспечивать снижение налогового бремени за счет использования законных способов обхода налогов (налоговое планирование).

Налоговые агенты – лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд налоговых платежей. Налоговыми агентами являются работодатели по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налогов, взимаемых с доходов своих работников. В искомом качестве могут выступать предприниматели, использующие наемный труд, а также кредитные учреждения. Интересы налоговых агентов определяются действующей системой санкционирования, т.е. налоговые агенты, прежде всего, заинтересованы в том, чтобы не допустить применения к ним финансовых и административных санкций (штраф, пеня, доначисление налогов).

Сборщиками налогов и сборов являются уполномоченные органы (государственные, местного самоуправления) и должностные лица, осуществляющие прием от налогоплательщика средств в уплату налогов и сборов и перечисление их в бюджет. Основное предназначение системы налогового менеджмента в отношении соблюдения интересов этой группы участников заключается в создании и поддержании текущей платежной дисциплины и обеспечения соответствующего мониторинга.

Финансовые органы. В составе Министерства финансов РФ действует Департамент налоговой политики, который выполняет основные функции по практической реализации полномочий, предоставленных министерству в налоговой сфере.

К этим функциям относятся:

- анализ влияния действующей налоговой системы на развитие экономики страны и участие в разработке предложений по совершенствованию налоговой политики;

- оценка эффективности решений, принимаемых высшими законодательными и исполнительными органами власти по вопросам налогового законодательства;

- разработка мер по повышению собираемости налогов и сборов, а также финансовому и налоговому стимулированию предпринимательства;

- подготовка проектов нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов Федерации;

- методологическое руководство бухгалтерским (налоговым) учетом и отчетностью. В составе Министерства образована единая централизованная система органов федерального казначейства (казначейство), на счетах которого аккумулируются все налоговые поступления в бюджеты. Главная задача казначейства в налоговой сфере – перераспределение сумм поступивших налогов по бюджетополучателям согласно бюджетной росписи.

Ключевой интерес Минфина России заключается в обеспечении доходной части государственного бюджета.

К другим участникам налоговых отношений относятся, прежде всего, правоохранительные структуры, осуществляющие деятельность в налоговой области, а также таможенные органы.

Задачи этих структур сводятся к следующему:

- предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями;

- обеспечению безопасности сотрудников налоговых инспекций;

- пресечению коррупции в налоговых органах.

В сфере налогов и налогообложения проявляется круг интересов всех участников, причем их заинтересованности далеко не всегда совпадают как по сути, так и с позиции информационного обеспечения.

Полномочиями налоговых органов также обладает Государственный таможенный комитет и его территориальные подразделения.

Следует отличать налогоплательщика от носителя налога. Понятие «носитель налога» (фактический плательщик) имеет экономический смысл, но не имеет реального юридического содержания, поскольку не определено в действующем законодательстве. Носители налогов не являются и не могут являться участниками (субъектами) налоговых правоотношений, поскольку не наделены соответствующими правами и обязанностями. Одно лишь наличие носителей налога в экономической теории не может влиять ни на исполнение обязанности по уплате налога, ни на реализацию права на возврат излишне уплаченных сумм.

В настоящее время функции налоговой полиции переданы федеральной службе по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями, входящей в состав Министерства внутренних дел.

При этом действия исполнительных органов государства характеризуются следующими особенностями:

- направленность на защиту своих финансовых интересов, наполнение доходной части бюджета;

- направленность на противодействие уклонению от уплаты налогов, на выявление случаев незаконной «налоговой экономии»;

- связь с применением налоговой ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Целенаправленные действия государственных структур не ограничиваются указанными выше нормами. Их область распространяется и на другие направления государственной деятельности.

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ);

Налогоплательщиками и плательщиками сборовпризнаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Для правильного установления взаимоотношений с налоговыми органами налогоплательщикам необходимо знать свои права, которые определены в статье 21 НК РФ (всего 15 пунктов). В их числе:

1. получение от налоговых органов бесплатно информации, в том числе в письменной форме, о действующих налогах и сборах, правах и обязанностях налогоплательщиков и полномочиях налоговых органов;

2. использование налоговых льгот при наличии оснований;

3. получение отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита;

4. право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах, соблюдения налоговой тайны.

Обязанности налогоплательщиков перечислены в статье 23 НК РФ (9 пунктов). Важнейшими из них являются

1. правильное исчисление и своевременная уплата законно установленных налогов,

2. постановка на учет в налоговых органах;

3. ведение учета доходов, расходов и объектов налогообложения;

4. представление в налоговые органы по месту учета налоговых деклараций, а также бухгалтерской отчетности.

Налоговыми агентамипризнаются физические и юридические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из выплачиваемых налогоплательщикам денежных средств и перечислять налоги в бюджетную систему РФ на счета Федерального казначейства;

2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ, в том числе по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля правильного исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Согласно статье 31 НК РФ налоговые органысоставляют единую централизованную систему контроля соблюдения законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.

В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Права налоговых органовперечислены в статье 31 НК РФ (14 пунктов). В их числе право:

1. требовать от налогоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;

2. проводить налоговые проверки;

3. требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

4. взыскивать недоимки, а также пени и штрафы;

5. требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ;

6. приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков.

В обязанности налоговых органоввходит:

1. соблюдение законодательства о налогах и сборах;

2. осуществление контроля соблюдения законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3. ведение в установленном порядке учета организаций и физических лиц;

4. бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

5. принятие решения о возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов;

6. соблюдение налоговой тайны; другие обязанности (всего 12 пунктов).

Система управления налогообложениемв РФ представляет собой централизованную систему, построенную по многоуровневому иерархическому принципу. Центральным органом управления налогообложением в России является Министерство финансов РФ, которое осуществляет общее руководство налогообложением, а также издает правоустанавливающие документы в области бухгалтерской отчетности и налогообложения.

Минфину РФ подчинены службы, непосредственно занимающиеся налоговым администрированием, налоговым контролем, учетом и зачислением налоговых платежей в бюджет. К ним относятся: Федеральная налоговая

служба, Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Функции сбора налогов и налогового администрирования возложены на Федеральную налоговую службу.Основным звеном, обеспечивающим практический сбор налогов, являются налоговые инспекцииреспублик, краев, областей, городов и районов.

Таможенные органыимеют права и обязанности налоговых органов по вопросам взимания налогов, связанным с перемещением товаров через таможенную границу (в соответствии с таможенным законодательством РФ, Налоговым кодексом и другими федеральными законами).

Налоговая декларация

Налоговая декларацияпредставляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком.

Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов.

Последний срок представления налоговой декларации ─ 30 апреля года, следующего за отчетным годом.

Форма налоговой декларации по каждому виду налога утверждается Приказом Минфина РФ.

Читайте также: