Удельный вес налоговых доходов в доходах бюджета

Опубликовано: 26.03.2024

Тюпакова Нина Николаевна, Литовкина Алена В.

1. док.экон.наук, профессор кафедры финансов
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный
университет имени И.Т. Трубилина
2, магистр 2 курса, направления подготовки 38.04.01 Экономика
профиль «Финансы»
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный
университет имени И.Т. Трубилина
г. Краснодар
Tupakova Nina, LitovkinaAlyona
1. Doc.Ekon.Sciences, Professor of the Department of Finance
IN FGBOU "Kuban state agrarian
University named after I. T. Trubilin
2, master 2 course, areas of training 38.04.01 Economy
profile of "Finance"
IN FGBOU "Kuban state agrarian
University named after I. T. Trubilin
Krasnodar

Аннотация: Статья отображает механизм реализации фискальной функции налогов в распределении прибыли хозяйствующих субъектов, по средствам налога на прибыль организаций, между уровнями бюджетной системы России. Проводится оценка динамики налоговых доходов в целом по России и на территории Краснодарского края. Дана оценка доли налога на прибыль в совокупных налоговых поступлениях и показателю налоговой нагрузки на экономику через систему налогообложения прибыли организаций.

Abstract: The article shows the mechanism of realisation of the fiscal function of taxes in the profits of economic entities by means of the profit tax of the organisations, between levels of the budget system of Russia. Assessment of the dynamics of tax revenues in the whole of Russia and Krasnodar territory. The estimation of the share of profit tax in total tax revenue and total tax burden on the economy through taxation profit organizations.

Ключевые слова: прибыль, налоги, бюджет, налоговые доходы, валовой внутренний продукт.

Keywords: income, taxes, budget, tax revenues, gross domestic product.

Налог на прибыль организаций занимает особое место в налоговой системе России, поэтому от эффективности механизма его взимания зависит результативность мер фискального воздействия государства на финансово-экономическую деятельность хозяйствующих субъектов. Поэтому основная задача государства заключается в создании благоприятных условий осуществления хозяйственной деятельности с возможностью расширения и развития. В этом случае достигается обоюдная выгода – максимизация налоговых доходов бюджета и создание предпосылок для снижения налогового бремени хозяйствующих субъектов.

По мнению М.Ю. Малкина и Р.В. Балакина: «Динамика базы налогообложения отражает влияние разных факторов:

1) изменения масштабов легальной экономики, т. е. экономики, попадающей в сферу налогообложения. В то же время рост любой экономики включает как инфляционную составляющую, обусловленную увеличением цен на производимую продукцию, так и реальную составляющую, отражающую рост физических объемов производства;

2) структурных сдвигов в экономике, в частности, изменений доли прибыли в добавленной стоимости, а также динамики рентабельности производства в различных отраслях и регионах;

3) качества налоговой политики и налогового администрирования. Одним из показателей качества налоговой политики является обоснованный уровень налогообложения. Логично утверждать, что, чем выше уровень налогообложения, тем меньше у хозяйствующих субъектов желание платить налог и тем выше теневая составляющая их деятельности. Кроме того, высокий уровень налогообложения подавляет стимулы к предпринимательской деятельности, а также уменьшает ресурсы для будущего развития, что отрицательно сказывается на росте базы налога в долгосрочном периоде. В то же время качество налогового администрирования измеряется рядом показателей, к числу которых относится удельный вес теневой экономики, находящейся вне сферы налогообложения» [1].

Л. Лыкова в свою очередь отмечает, что: «Российская модель налога на прибыль (в том виде, в котором она сложилась к 2010 г.) представляет собой нечто среднее между моделью распределения (расщепления) налоговых доходов и моделью совместной или параллельной эксплуатации налоговой базы. Обе эти модели широко известны мировой практике.

Будучи федеральным (ст. 13 Налогового кодекса РФ), он предполагает возможность установления ставки, в соответствии с которой его суммы подлежат зачислению в доход региональных бюджетов. При этом НК ограничивает пределы снижения ставки. С точки зрения установления отдельных ставок федеральной и региональной (федеральной и региональной составляющих) данная модель может быть отнесена к моделям, предполагающим параллельную эксплуатацию налоговой базы. В то же время отсутствие реальной возможности повлиять на процесс формирования этой налоговой базы сближает используемую модель с моделью «распределения налоговых доходов» [2].

При соблюдении традиционных критериев разграничения налоговых полномочий в части налога на прибыль отечественная модель формирует и определенные сложности при реализации закрепленных за ней функций, а роль налога на прибыль в формировании доходов бюджетов субъектов Федерации различается весьма существенно [3].

Проведем оценку динамики поступления налога на прибыль организаций в бюджетную системы в целом по России и по Краснодарскому краю (рисунок 1 и 2).

Оценивая динамику налоговых поступлений в бюджетную систему РФ в целом по России можно отметить стабильный рост поступлений в 2016 г. на 1779719 тыс.руб. или 14,1% по сравнению с 2014 г. и на 665708 тыс.руб. или 4,9% по сравнению с 2015 г.


Рисунок 1, Динамика поступления налогов и сборов и налога на прибыль организаций в целом по России, млн руб.


Рисунок 2. Динамика поступления налогов и сборов и налога на прибыль организаций на территории Краснодарского края, млн руб.

Динамика поступлений по налогу на прибыль составила 397310 тыс.руб. или 16,7% по сравнению с 2014 г. и на 171304 тыс.руб. или 6,6% по сравнению с 2015 г.

Оценивая динамику налоговых поступлений в бюджетную систему РФ в целом по Краснодарскому краю можно отметить стабильный рост поступлений в 2016 г. на 74706 тыс.руб. или 34,2% по сравнению с 2014 г. и на 35219 тыс.руб. или 13,7% по сравнению с 2015 г.

Динамика поступлений по налогу на прибыль составила 5696 тыс.руб. или 10,1% по сравнению с 2014 г. и на 8639 тыс.руб. или 19,46% по сравнению с 2015 г.

Поступления по региональным налогам увеличились на 6546 тыс.руб. или 26,% по сравнению с 2014 г. и на 2441 тыс.руб. или 8,4% по сравнению с 2015 г.

Чтобы оценить участие налога на прибыль в доходах бюджета необходимо провести оценку структуры налоговых поступлений (таблица 1).

Таблица 1

Структура поступления налогов и платежей в бюджетную систему РФ, %

ПоказательРоссияКраснодарский край
2014 г.2015 г.2016 г.2014 г.2015 г.2016 г.
Федеральные налоги и сборы89,989,789,677,378,779,7
Налог на добавленную стоимость18,318,919,54,516,319,6
Акцизы8,07,49,013,913,412,9
Налог на прибыль организаций18,818,919,322,217,318,2
Налог на доходы физических лиц21,320,521,033,128,626,5
Ресурсные платежи23,323,720,53,32,72,2
Государственная пошлина0,20,30,20,50,40,4
Региональные налоги6,06,36,411,511,310,8
Налог на имущество организаций5,05,25,39,18,88,7
Транспортный налог0,91,01,12,32,32,0
Налог на игорный бизнес0,0040,0040,0060,10,10,1
Местные налоги1,61,61,54,13,53,0
Земельный налог1,41,31,23,52,92,4
Налог на имущество физических лиц0,20,20,30,60,50,6
Специальные режимы налогообложения2,52,52,67,16,56,6
Единый сельскохозяйственный налог0,040,10,10,40,40,6
Упрощенная система налогообложения1,81,92,05,04,64,6
Единый налог на вмененный доход0,60,60,51,71,51,3
Система патент0,00,00,10,020,00,0
Всего налогов и сборов 100,0100,0100,0100,0100,0100,0

В структуре налоговых поступлений в целом по России наибольший удельный вес приходится на федеральные налоги и сбор – 79,7%, в том числе на налог на прибыль приходится 18,2%.

Доля региональных налогов стабильно находится на уровне 11%.

Доля местных налогов сокращается с 4% в 2014 г. до 3% в 2016 г.

Удельный вес поступлений от специальных режимов налогообложения составляет 6,6%.

Наибольшую долю занимают поступления от налога на доходы физических лиц – 26,5%.

В структуре налоговых поступлений по Краснодарскому краю наибольший удельный вес так же приходится на федеральные налоги и сбор – 89,6%, в том числе на налог на прибыль приходится 19,3%. Доля региональных налогов стабильно находится на уровне 6%. Доля местных налогов находится в приделах 1,5%. Удельный вес поступлений от специальных режимов налогообложения составляет 2,5%.

Наибольшую долю занимают поступления от налога на доходы физических лиц – 21% и ресурсные платежи – 20,5%.Для оценки роли налога на прибыль в формировании доходной части бюджетов различного уровня необходимо провести оценку динамики распределения поступлений данного налога по уровням бюджетной системы в целом по России и по Краснодарскому краю (таблица 2).

Таблица 2

Динамика распределения налога на прибыль организаций по уровням бюджетной системы, млн руб.

Распределение налога на прибыль происходит в соответствии с закрепленным НК РФ распределением: до 2017 г. ставка 20% распределялась 2% от налоговой базы в федеральный бюджет и 18% от налоговой базы в региональный бюджет, а с 2017 г. 3% от налоговой базы в федеральный бюджет и 17% от налоговой базы в региональный бюджет.

Поступления налога на прибыль организаций в целом по России имеют стабильную динамику роста на уровне от 7 до 10%. Однако можно отметить отрицательную тенденцию по поступлениям в местные бюджеты, что вызвано концентрацией доходов в региональных центрах.

По данным Краснодарского края наблюдается неоднозначная тенденция: в 2013 и 2015 гг. сокращение поступлений в приделах 10%, а в 2014 и 2016 г. роста поступлений в приделах 15%.

Следующим шагам является оценка структуры распределения налога на прибыль по уровням бюджетной системы (таблица 3).

Таблица 3

Структура распределения налога на прибыль организации по уровням бюджетной системы, %

Оценивая структуру распределения налога на прибыль по уровням бюджетной системы можно отметить преобладание доли, зачисляемой в региональный бюджет – 80-82%. В целом по России доля налога на прибыль зачисляемая в муниципальный бюджет достаточно небольшая – менее 0,5%, а в Краснодарском крае 4,5% поступлений от налога на прибыль организаций остаются в местном бюджете.

Следующим шагом является оценки доли налога на прибыль организаций в совокупных налоговых платежах [4] (таблица 4).

Оценивая долю налога на прибыль организаций в налоговых доходах бюджета можно отметить сокращение участия данного налога с 22 % до 18-19% в целом по России, а в Краснодарском крае с 24% до 17-18%. Что связано с предоставлением дополнительных льгот (нулевой ставки, увеличения перечня расходов учитываемых для целей налогообложения, доходов освобождаемых от налогообложения и т.д.) как по отраслям так и сферам деятельности.

Таблица 4

Динамика доли налога на прибыль организации в налоговых доходах

Показатель2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.2016 г.
Россия
Налоговые доходы, млн руб.1095401011321617126063421372035314386061
Налога на прибыль организаций, млн руб.23554112071666237284325988562770153
доля в налоговых доходах, %21,518,318,818,919,3
Краснодарский край
Налоговые доходы, млн руб.197766206129218123257610292829
Налога на прибыль организаций, млн руб.4676142032563224458053218
доля в налоговых доходах, %23,620,422,217,318,2

Для оценки влияния налогообложения прибыли организаций проведем оценку уровня налоговой нагрузки от налога на прибыль на экономику России и Краснодарского края [5] (таблица 5).

Таблица 5

Динамика уровня налоговой нагрузки от налога на прибыль на экономику

Показатель2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.2016 г.
Россия
ВВП, млн руб.6816388373133895791996588323261886043649
Налога на прибыль организаций, млн руб.23554112071666237284325988562770153
Доля налога на прибыль организаций в ВВП, %3,52,83,03,13,2
Доля налоговых доходов в ВВП, %16,115,515,916,516,7
Краснодарский край
ВРП, млн руб.14594911662969178563319467602166744
Налога на прибыль организаций, млн руб.4676142032563224458053218
Доля налога на прибыль организаций в ВРП, %3,22,52,72,32,5
Доля налоговых доходов в ВРП, %13,612,412,213,213,5

Оценивая долю изъятия в бюджет части ВВП (ВРП) по средствам налога на прибыль организаций можно отметить, что в целом по России значение варьируется от 2,8% до 3,5%, а по Краснодарскому краю значение ниже и варьируется от 2,3% до 3,2%, что объясняется агарной направленностью региона.

Таким образом, налог на прибыль организаций можно отнести к бюджетаобразующим налогам регионального уровня, а также инструментом регулирующего воздействия на экономику через изменение уровня налогового изъятия (налогового бремени) со стороны как федеральных так и региональных органов власти посредствам изменения налоговой ставки или предоставлением налоговых льгот отдельным отраслям и сферам деятельности.

Налоговая нагрузка – один из главных показателей, по которым вычисляется определенный минимум по уплате взносов в бюджет. Если предприятие по результатам деятельности не «дотянуло» до минимума в своей сфере, то это может стать поводом для выездной проверки налоговиками. Федеральная налоговая служба на своем сайте опубликовала новые значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2021 год – рассмотрим, что поменялось и как вычислить свою налоговую нагрузку.

Что такое налоговая нагрузка

Этот термин обозначает долю выручки, уплаченную предприятием в бюджет. Зачастую по значению данного коэффициента налоговая инспекция понимает, достаточно ли честно ведется бизнес. ФНС рассчитывает средние значения нагрузки по каждому виду деятельности и публикует таблицы с коэффициентами.

Также значение налоговой нагрузки используют банки, когда принимают решение о выдаче кредита или обслуживании компании. Если размер выплат в бюджет от общего оборота по счету меньше, чем установленный законом, то бизнес считается недобросовестным.

Безопасные значения налоговой нагрузки в 2021 году

Данные значения меняются каждый год и публикуются ФНС в соответствии с данными статистической отчетности. Ниже представлена таблица с коэффициентами, которыми руководствуются налоговики в 2020 году.

До середины 2021 года налоговики используют показатели за 2019-й, и только к середине года будут рассчитаны новые данные, собранные за 2020 год. Ниже представлена таблица с актуальными коэффициентами, которыми сейчас руководствуется ФНС.

Налоговая нагрузка, %

Справочно: фискальная нагрузка по СВ, %

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство – всего

растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях

лесоводство и лесозаготовки

Добыча полезных ископаемых — всего

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — всего

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

Обрабатывающие производства – всего

производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий

производство текстильных изделий, одежды

производство кожи и изделий из кожи

обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

производство бумаги и бумажных изделий

деятельность полиграфическая и копирование носителей информации

производство кокса и нефтепродуктов

производство химических веществ и химических продуктов

производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях

производство резиновых и пластмассовых изделий

производство прочей неметаллической минеральной продукции

производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки

производство компьютеров, электронных и оптических изделий

производство электрического оборудования

производство прочих транспортных средств и оборудования

производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха - всего

производство, передача и распределение электроэнергии

производство и распределение газообразного топлива

производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха

Если предприятие занимается несколькими видами деятельности, то нужно ориентироваться на значения налоговой нагрузки для того, который указан основным. В случае, когда компания перешла на работу в другой отрасли, необходимо своевременно вносить данные об этом в ЕГРЮЛ. Если деятельность предприятия не попадает ни под один из видов, указанных в списке выше, то нужно искать значения для ближайшего по своей отрасли.

Как посчитать налоговую нагрузку

В первую очередь нужно понимать, что именно брать для расчета. Согласно последним указаниям налоговиков:

  • выручка берется без акцизных сборов и НДС;
  • страховые взносы исключаются из расчета;
  • доход берется из строки 2110 годового отчета о финансовых результатах;
  • в сумму налогов включается уплаченный НДФЛ.

Коэффициент налоговой нагрузки вычисляется по формуле:

Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных налогов / Доходы * 100.

Пример расчета

Из налоговой декларации машиностроительного предприятия следует, что компания за прошлый год выплатила налоги на сумму 850 000 руб. При этом страховые взносы составили 330 000 руб. Выручка компании – 9,5 млн. руб. (без НДС). Рассчитаем имеющуюся налоговую нагрузку:

850 000 / 9 500 000 * 100 = 8,94.

Нагрузка по страховым взносам равна:

330 000 / 9 500 000 * 100 = 3,47.

Теперь нужно сравнить полученные величины со средними отраслевыми. Для машиностроения общая нагрузка равна 9,9, а по страховым взносам – 4,4. Можно подвести итог, что данное предприятие платит меньше налогов, чем компании в среднем в этой отрасли предпринимательства. Поэтому бизнес находится под пристальным вниманием фискалов – предприятие может быть включено в план выездных проверок налоговой или потребуется объяснение с ФНС.

Формулы расчетов для разных видов налогообложения

Налоговая инспекция рассчитывает нагрузку для каждого предприятия отдельно, в зависимости от типа налогообложения и разновидности налогов. Рассмотрим подробнее методы вычисления для каждого частного случая.

Для организаций на ОСНО

Налоговая нагрузка = (Сумма НДС к уплате в бюджет + Сумма налога на прибыль, посчитанная к уплате) / Выручка * 100,

  • сумма НДС берется из стр. 40, разд. 1 декларации НДС;
  • величина налога – из стр. 180, лист 2 декларации на прибыль;
  • выручка – из стр. 2110 бухгалтерской отчетности.

Для индивидуальных предпринимателей на ОСНО

Налоговая нагрузка = НДФЛ / Общая сумма налогооблагаемого дохода * 100,

  • НДФЛ берется из стр. 40, разд. 1 декларации 3-НДФЛ;
  • величина дохода – из стр. 60, разд. 2 декларации 3-НДФЛ.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций на УСН

Налоговая нагрузка = Сумма перечисленного налога / Сумма полученного дохода * 100,

  • сумма налога берется из стр. 133, разд. 2.1.1, 2.1.2 и стр. 273, 280, разд. 2.2 декларации по УСН;
  • сумма доходов – из стр. 113, разд. 2.1.1, 2.1.2 и стр. 213, разд. 2.2 декларации по УСН.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций на ЕСХН

Налоговая нагрузка = Сумма исчисленного налога / Сумма полученных доходов * 100,

  • величина налога берется из стр. 50, разд. 2 декларации по ЕСХН;
  • сумма дохода берется из стр. 10, разд. 2 декларации по ЕСХН.

Если у предприятия есть обязанности по уплате транспортного, водного и земельного налогов, акцизным сборам, НДПИ, пользованию ресурсами, то они тоже включаются в подсчет.

Нагрузка по НДС

Для компаний, использующих этот вид налога, фискальная служба рассчитывает также удельный вес вычетов по следующей формуле:

Удельный вес вычетов = Общая сумма вычетов / Общая сумма начисленного НДС * 100%,

  • сумма вычетов берется из строки 190, разд. 3 декларации НДС;
  • сумма НДС – из строки 118, разд. 3 декларации НДС.

Если результат вычислений больше 89%, то предприятие будет отнесено к группе риска, поэтому стоит перед каждой подачей декларации проверять удельный вес вычетов по НДС. В случае превышения лучше перенести часть вычетов на будущее либо оставить как есть и подготовить ответы на вопросы налоговиков и подтверждающие документы.

Нагрузка по НДФЛ

Вычисление налоговой нагрузки по НДФЛ определяется по формуле:

Налоговая нагрузка по НДФЛ = Исчисленный НДФЛ / Общая сумма доходов от этой деятельности * 100%.

Налоговая инспекция потребует объяснений, если полученное значение будет слишком низким. Для юридических лиц важным показателем здесь будет динамика выплат, ФСН обратит пристальное внимание на компанию, если:

  • Суммы НДФЛ уменьшились относительно прошлых периодов более чем на 10% по итогам квартала или года.
  • По размеру НДФЛ было выявлено, что на предприятии выплачиваются заработные платы ниже среднего уровня по региону.
  • Также просматриваются суммы страховых взносов – не снизились ли они при том же самом количестве сотрудников.

Как контролировать налоговую нагрузку

Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:

  • работающие с отрицательными показателями доходности;
  • с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
  • с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
  • с долгами по оплате налогов;
  • с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
  • применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.

Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.

С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.

Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:

  • проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
  • спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
  • определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
  • контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.
  • Своевременная смена налоговой политики позволит избежать выездной проверки налоговиками.

Как объяснить низкую налоговую нагрузку

Практически у каждого недавно открывшегося предприятия уровень будет ниже требуемого по законодательству. Обычно фискальные службы учитывают дату создания компании при каждой проверке документов, но может понадобиться дополнительно предоставить разъяснения в ФНС.

Сложнее будет тем компаниям, которые работают не один год, и за последнее время налоговая нагрузка уменьшилась. В этом случае чаще всего причиной указывается деятельность по нескольким ОКВЭД – налоговики часто используют для просчетов только основной вид экономической деятельности, поэтому данные могут быть завышены. В этом случае можно:

  • сменить основной ОКВЭД и сообщить в фискальную службу, что и раньше работали по нему – законодательно это не запрещено;
  • самостоятельно посчитать налоговую нагрузку отдельно по каждому виду деятельности компании.

Пересчет нагрузки может быть полезен и в плане проверки – включили ли в расчет налоговой нагрузки НДФЛ. Об этом налоге в ФНС нередко забывают, и в итоге получается завышенный показатель.

Если все значения рассчитаны правильно, то предприятие может объяснить свой заниженный коэффициент налоговой нагрузки так:

  • осуществляется не только производственная деятельность, но есть и инвестиционные вложения;
  • много усилий направлено на развитие производственной (или торговой) сети;
  • началось осваивание нового вида деятельности (подойдет для компаний, работающих уже несколько лет).

Можно также указать налоговикам данные из статистики по конкретному региону и отрасли, что за данный период были объективные причины ухудшения дел. Это может быть упадок в сфере деятельности бизнеса или в смежной сфере, где находятся главные покупатели и т. д. Например, часто указываются такие объективные обстоятельства уменьшения налоговой нагрузки:

  • снижение объемов продаж продукции;
  • сильное повышение стоимости сырья у поставщиков;
  • рост административных расходов, заработных плат сотрудников, других издержек.

Все данные необходимо подкреплять отчетами из прошлых периодов, где все было в порядке и налоговая нагрузка была выше. Тогда будет видно, что компания действительно в данное время столкнулась с проблемами, которые потянули за собой уменьшение перечислений в бюджет.

Некоторые послабления для клиентов банков

До конца сентября 2020 года предусмотрены некоторые послабления для юридических лиц в качестве меры поддержки бизнеса в посткарантинный период. Они касаются клиентов банков – теперь организации с налоговой нагрузкой менее 0,9% от оборота не будут считаться подозрительными, как это было раньше. Предельная граница доли налоговых платежей от суммы оборота по счету может составлять минимум 0,5%.

Главными критериями, по которым банки определяют благонадежность своих клиентов, теперь являются:

  • Минимальная налоговая нагрузка – временно от 0,5%, с начала октября вернется к докризисным 0,9%.
  • Отсутствие в списке у компании-клиента банка покупателей или поставщиков из списков 550-П и 639-П, уличенных в нарушении законодательства.

Наличие платежей, которые свидетельствуют о реальности деятельности бизнеса. Например, оплата со счета предприятия за воду, интернет, канцтовары, аренду офиса, телефон, зарплаты и других социальных взносов сотрудникам, страховых взносов, НДФЛ и т. д.

Достаточно частые снятия наличности или вывод средств с корпоративной карты через займы физическим лицам, в том числе руководителю.

Все эти меры направлены на отслеживание компаний, которые занимаются «отмыванием» денег. Поэтому чем реальнее траты и поступления на счет предприятия, тем благонадежнее бизнес в глазах банков.

Библиографическая ссылка на статью:
Городилова И.А. Оценка изменения доходов бюджетов от налогообложения предметов роскоши // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/01/6821 (дата обращения: 13.04.2021).

В России насчитывается 85 субъектов, в которых более 24,2 тыс. муниципальных образований. Проблемой практически всех органов местного самоуправления является финансовая зависимость от федеральных и региональных уровней власти. Зачастую собственных средств не хватает на покрытие расходов, связанных с выполнением полномочий, возложенных на муниципальные власти. Успешное же решение вопросов местного значения напрямую зависит от финансового обеспечения соответствующих бюджетов. Поэтому введение налога на роскошь как разового сбора при приобретении (регистрации) недвижимости обеспечит некоторый приток средств в муниципальный бюджет.

Для проведения оценки изменения доходов муниципальных бюджетов при введении в налоговую систему России налога на роскошь (на примере Челябинской области) проанализируем состав налоговых доходов консолидированного бюджета Челябинской области за январь-июль 2014 г. в части поступления налоговых доходов (таблица 1). Информационную основу исследования составили данные о поступлении средств по субъекту РФ (по Челябинской области) [1].

Таблица 1 – Состав налоговых доходов консолидированного бюджета России и Челябинской области (январь-июль 2014 г.)

Поступило в консолидированный бюджет

в % к соотв. периоду предыдущ. года

в федеральный бюджет

в консолидированный бюджет субъекта РФ (Челябинская область)

в % к соотв. периоду предыдущ. года

в % к соотв. периоду предыдущ. года

Поступило в консолидированный бюджет

в % к соотв. периоду предыдущ. года

в федеральный бюджет

в консолидированный бюджет субъекта РФ (Челябинская область)

в % к соотв. периоду предыдущ. года

в % к соотв. периоду предыдущ. года

Примечание: налоговые доходы и динамика их изменения в таблице сгруппированы по данным налоговой статистики и аналитики, представленной на официальном сайте ФНС России.

По данным таблицы 1 в состав налоговых доходов Челябинской области в январе-июле 2014 г. поступило на 5,3 % доходов больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. При этом положительное влияние на рост налоговых доходов региона оказало увеличение сумм налога на прибыль (на 21,2 %), НДФЛ (на 2,8 %), налога на имущество физических лиц (на 2,4 %), транспортного налога (на 9,2 %), земельного налога (на 0,8 %), прочих налогов и сборов (на 5,5 %). Несмотря на рост основной массы налоговых доходов, поступления по некоторым видам налогов с юридических лиц сократились: акцизы (на 7,3 %), налог на имущество организаций (на 2,4 %), НДПИ (на 4,8 %).

Таким образом, в январе-июле 2014 г. темп роста налоговых доходов областного бюджета Челябинской области составил 105,3 % или 4 282,86 млн. руб. (увеличение с 80 808,74 млн. руб. до 85 091,6 млн. руб.) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В целом наблюдается положительная динамика по всем видам налоговых доходов консолидированного бюджета Челябинской области в январе-июле 2013-2014 гг. – общий прирост составил 5,37 %. При этом доходность налогов с организаций (налог на прибыль, НДС, акцизы, налог на имущество) увеличилась в анализируемом периоде на 8,74 %, налогов с физических лиц (НДФЛ, налог на имущество) – на 2,80 %. Доходы по транспортному и земельному налогам, взимаемых как с физических, так и с юридических лиц, увеличились на 9,28 % и 0,99 % соответственно. Доходность по прочим налогам и сборам за январь-июль 2013-2014 гг. выросла на 5,54 %.

Проанализируем структуру налоговых доходов консолидированного бюджета Челябинской области в январе-июле 2013-2014 гг. Результаты данной оценки представим в таблице 2.

Таблица 2 – Оценка структуры налоговых доходов консолидированного бюджета Челябинской области

Значение, млн. руб.

По данным таблицы 2 наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета Челябинской области в январе-июле 2013-2014 гг. занимал НДФЛ – 45,37 % и 44,27 % соответственно. При снижении доли НДФЛ наблюдается увеличение доли налога на прибыль организаций – с 19,76 % в январе-июле 2013 г. до 22,74 % в январе-июле 2014 г. На фоне роста удельного веса налога прибыль увеличивается также доля транспортного налога с 1,72 % до 1,78 % в анализируемом периоде соответственно, а также доля прочих налогов и сборов – с 7,70 % до 7,71 % соответственно.

По остальным видам налоговых доходов наблюдается снижение удельного веса в общей структуре этих доходов в январе-июле 2013-2014 гг.: доля акцизов снизилась с 5,10 % до 4,48 % соответственно, доля налога на имущество физических лиц снизилась с 0,37 % до 0,36 % соответственно, доля налога на имущество организаций снизилась с 13,62 % до 12,62 % соответственно, доля земельного налога снизилась с 5,41 % до 5,18 % соответственно, доля НДПИ снизилась с 0,96 % до 0,86 % соответственно.

Основной приток доходов консолидированного бюджета Челябинской области в январе-июле 2013-2014 гг. обеспечили НДФЛ и налог на прибыль организаций.

Представим состав налоговых доходов г. Челябинска за 2013 г. и первое полугодие 2014 гг., процент их исполнения (таблица 3). Информационную основу данной оценки составили данные об исполнении бюджета г. Челябинска в анализируемом периоде [3,4].

Таблица 3 – Оценка исполнения бюджета г. Челябинска за 2013 г. и первое полугодие 2014 г.

Значение, млн. руб.

Значение, млн. руб.

исполне-ние за год

Значение, млн. руб.

Значение, млн. руб.

исполне-ние за год

Налоговые доходы бюджета г. Челябинска по плановым показателям 2013-2014 гг. составляют 10 381,8 млн. руб. и 8308,9 млн. руб. соответственно.

По данным общего исполнения бюджета за 2013 год процент исполнения составил 100,3 %, то есть бюджет по налоговым доходам был перевыполнен на 32,1 млн. руб. (10 413,9–10 381,8). Перевыполнению плана по налоговым доходам бюджета г. Челябинска в 2013 г. способствовало перевыполнение плана поступления налогов на совокупный доход в части налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения – на 2,3 %, налогов на имущество в части налога на имущество физических лиц – на 2,1 %, земельного налога – 2,7 %, транспортного налога – на 1,9 %. Также прирост произошел по статье налоговых доходов и сборов «Государственная пошлина» – 2,3 %.

По данным исполнения бюджета г. Челябинска за шесть месяцев 2014 г. более чем на 50 % исполнен бюджет по таким налоговым доходам, как налоги на совокупный доход – общее выполнение плана составило 52,8 %. При этом сбор единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности выполнен на 52,6 %, единого сельскохозяйственного налога – на 75 %, налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения – на 61,8 %. В части имущественных налогов с физических лиц выполнен на 52,3 % сбор земельного налога. Сбор государственной пошлины составил 58,7 %.

Значительное невыполнение плана сбора налоговых доходов за первые шесть месяцев 2014 г. наблюдается по налогу на имущество физических лиц – процент исполнения составил 24,8 %, а также налогам на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (акцизы) – процент исполнения составил 39,1 %.

Проведем оценку структуры налоговых доходов по плановым показателям 2013-2014 гг., а также по факту исполнения за 2013 г. и шесть месяцев 2014 г. Результаты оценки представлены в таблицах 4,5.

Таблица 4 – Оценка структуры налоговых доходов бюджета г. Челябинска по плановым показателям в 2013-2014 гг.

Наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов бюджета г. Челябинска по плановым показателям 2013-2014 гг. занимает налог на доходы физических лиц – 60,20 % и 56,51 % соответственно. Снижение доли данной группы доходов связано с увеличением доли налогов на имущество с 32,91 % до 34,97 % в 2013-2014 гг. преимущественно за счет роста доли земельного налога с 25,00 % до 31,24 % и небольшого роста доли налога на имущество физических лиц с 3,09 % до 3,73 %. Также наблюдается небольшое увеличение доли налогов на совокупный доход с 5,38 % в 2013 г. до 6,28 % в 2014 г. преимущественно за счет роста доли единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности с 5,24 % до 6,14 % в 2013-2014 гг. соответственно.

Незначительный удельный вес в структуре налоговых доходов муниципального бюджета составляет государственная пошлина: 1,51 % в 2013 г. и 1,83 % в 2014 г., а также акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории РФ: 0,00 % в 2013 г. и 0,41 % в 2014г.

Таким образом, в плановом периоде 2014 гг. структура налоговых доходов бюджета г. Челябинска не претерпела значительных изменений по сравнению с 2013 г. Наибольший удельный вес занимают налог на доходы физических лиц и земельный налог.

В таблице 5 представлены результаты оценки структуры налоговых доходов муниципалитета по фактическим данным за 2013 г. и шесть месяцев 2014 г.

Таблица 5 – Оценка структуры исполнения бюджета г. Челябинска по налоговым доходам в 2013 г. и первом полугодии 2014 г.

за 6 мес. 2014 г.

Аналогична плановым показателям структуры налоговых доходов бюджета г. Челябинска в 2013-2014 гг. ситуация с исполнением бюджета за 2013 г. и шесть месяцев 2014 г.: наибольшую долю занимает также налог на доходы физических лиц – 59,52 % в 2013 г. и 52,16 % в первом полугодии 2014 г. Значителен удельный вес земельного налога, доля которого имеет тенденцию роста в анализируемом периоде: с 25,59 % в 2013 г. до 35,82 % в первом полугодии 2014 г. Общий удельный вес налогов на имущество составил 33,63 % в 2013 г. и 37,84 % в первом полугодии 2014 г.

Введение налога на роскошь обеспечит приток средств по группе налогов на имущество и возможно увеличит их долю. Проведем расчет сумм налога на роскошь с учетом приобретенного «дорогого» жилья по фактическим данным в 2014 г. Результаты оценки представим в таблице 6.

Таблица 6 – Положительный эффект для бюджета г. Челябинска от предложенной модели налогообложения предметов роскоши

Наименование объекта налогообложения

Ставка налога, в %

Сумма налога, в руб.

Исполненные доходы бюджета г. Челябинска за 6 мес. 2014 г.,

Доходы бюджета г. Челябинска за 6 мес. 2014 г. с учетом налога на роскошь,

Положительный эффект от внедрения налога на роскошь (как разового сбора при покупке объектов престижного потребления) в муниципалитете составит прирост налоговых доходов в размере 5 299 500 руб. или 0,14 %.

Представим детально состав налоговых доходов бюджета г. Челябинска по исполнению за шесть месяцев 2014 г., проведем оценку структуры налоговых доходов и оценку изменения доходной части бюджета муниципалитета. Результаты оценки представим в таблице 7.

Таблица 7 – Изменение налоговых доходов бюджета г. Челябинска за счет поступления сумм налога на роскошь

Значение, млн. руб.

за 6 мес. 2014 г.

исполне-ние с учетом сумм налога на роскошь

за 6 мес. 2014 г.

с учетом сумм налога на роскошь

По результатам оценки структуры исполнения налоговых доходов муниципалитета за шесть месяцев 2014 г., доля доходов по налогам на имущество изменится с внедрением налога на роскошь с 37,84 % до 37,93 %. Доля налога на роскошь составит 0,14%.

Для сравнения, самая дорогая квартира в г. Москве на нижней террасе берегового склона Москвы-реки, около церкви Ильи Обыденного в шаговой доступности от исторического центра – Остоженки и Пречистенской набережной Москвы-реки [6] продается за 1,14 млрд. рублей. Поэтому и сумма налога на роскошь при ставке 3,0 % составит 34,2 млн. руб., что будет «ощутимее», чем в г. Челябинске. Тем не менее, даже незначительные суммы, полученные в качестве разового сбора по налогу на роскошь от богатых граждан РФ, будут приносить пользу муниципалитетам, и реализовать малобюджетные социальные программы.

Таким образом, представленные в данной статье аспекты реализации в налоговой системе России нового налога – налога на роскошь – как разового сбора при покупке дорогой недвижимости, несомненно, будут иметь экономический и социальный эффект.

Библиографический список

  1. http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm- Поступления по субъекту. Налоговая аналитика по Челябинской области [Электронный ресурс]. (дата обращения 21.10.2014).
  2. http://base.garant.ru/70226500/- Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 – 2015 годов (разработан Минэкономразвития России) [Электронный ресурс] (дата обращения: 21.07.2014).
  3. http://cheladmin.ru/oficialnaya-informaciya/ispolnenie-byudzheta/ ispolnenie-byudzheta-goroda-chelyabinska-po-dohodam-i-0- Исполнение бюджета города Челябинска за 2013 год [Электронный ресурс]. (дата обращения 27.10.2014).
  4. http://cheladmin.ru/ispolnenie-byudzheta-goroda-chelyabinska-za-pervoe-polugodie-2014-goda- Исполнение бюджета города Челябинска за первое полугодие 2014 года [Электронный ресурс]. (дата обращения 27.10.2014).
  5. http://chel.dk.ru/news/50-samyx-dorogix-domov-ikvartir-chelyabinska-236586852- 50 самых дорогих квартир и домов Челябинска [Электронный ресурс].
  6. http://domus-nn.ru/stati/article_post/skolko-stoit-samaya-dorogaya-kvartira-v-rossii- Сколько стоит самая дорогая квартира в России [Электронный ресурс]. (дата обращения 26.10.2014)
  7. http://izvestia.ru/news/354607- Савиных А. За роскошь надо платить [Электронный ресурс]. (дата обращения 21.07.2014).
  8. http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/ doc/70601168/- Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 12.05.2014 №03-05-06-01/22078 «О введении налога на недвижимое имущество физлиц» [Электронный ресурс]. (дата обращения: 21.07.2014).
  9. http://www.rg.ru/2014/10/06/nalog-site.html- Налог на имущество привязали к кадастровой стоимости [Электронный ресурс]. (дата обращения 20.10.2014).
  10. http://www.to74.rosreestr.ru

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

© 2021. Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий».

2. Рассчитаем удельный вес каждого вида налоговых доходов и налоговых доходов в целом относительно ВВП, данные занесем в табл.2.

Таблица 2. Структура налоговых доходов бюджета в ВВП за 2000 - 2003 гг.

Статьи доходов бюджета 2000 2001 2002 2003
млрд. руб. уд. вес в ВВП млрд. руб. уд. вес в ВВП млрд. руб. уд. вес в ВВП млрд. руб. уд. вес в ВВП
НДС 342 8,55 472 11,95 912 24,32 972 32,95
Акцизы 100 2,5 212 5,367 182 4,853 122 4,136
Таможенные пошлины 102 2,55 172 4,354 192 5,12 220 7,458
Налоговые доходы бюджета 592 14,8 972 24,61 1512 40,32 2722 92,27
ВВП 4000 100 3950 100 3750 100 2950 100
Инфляция,% 18 * 12 * 12 * 11 *

Для более наглядного представления об изменении структуры расходов, на основании расчетных данных таблицы 2, построим диаграммы:

как видно из расчетов, все налоговые доходы бюджета имеют тенденцию к увеличению удельного веса в общем объеме ВВП.

удельный вес налоговых доходов в целом бюджета в ВВП достаточно резко возрастает в 2003 г. - практически в два раза, доля общих налоговых поступлений с 2000 г. к 2003 г. выросла с 14,8% до 92,27%, в количественном выражении этот показатель составил 2130 млрд. руб. или 77,47%.



за период 2000 - 2003 гг. произошло значительное сокращение общего объема неналоговых поступлений и их доли в ВВП, что напрямую связано со снижением физического объема ВВП. В структуре неналоговых доходов бюджета РФ наибольшую долю составляют доходы от внешнеэкономической деятельности и от сдачи в аренду государственного имущества, следовательно, наметившаяся тенденция к их снижению требует самого пристального внимания государства и принятия срочных мер по исправлению положения, например проведение инвентаризации и переоценки федерального имущества, основных производственных фондов.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 17.12.2016 2016-12-17

Статья просмотрена: 23203 раза

Библиографическое описание:

Быкова, Н. Н. Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации / Н. Н. Быкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 358-362. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36951/ (дата обращения: 19.05.2021).

В период волантильной экономики, когда накаляется геополитическая ситуация на международной арене, появляется угроза экономической рецессии, а также сохраняются проблемы в социальной сфере, перед государством встаёт вопрос о поиске новых источников формирования федерального бюджета, в условиях, когда старые источники перестают быть надежными как ранее. Это относится, в первую очередь, к налоговым доходам федерального бюджета, получаемым за счет сырьевого экспорта, которые на протяжении ряда последних лет являются очень крупной статьей в структуре доходов федерального бюджета Российской Федерации.

В данной статье будут приведены результаты анализа состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016 годы.

Ключевые слова: бюджет, доходы бюджета, налоговые доходы, федеральный бюджет, нефтегазовые доходы, анализ доходов

Федеральный бюджет играет важную роль в обеспечении социально-экономического развития страны. В процессе формирования федерального бюджета органы федеральной государственной власти осуществляют регулирование национальной экономики и социальной сферы.

Решение социальных и экономических проблем современного общества во многом обусловлено состоянием функционирования бюджетной системы, в том числе порядком формирования налоговых доходов федерального бюджета.

Одна из наиболее острых проблем бюджетной политики в условиях России — высокая чувствительность доходов к колебаниям внешней конъюнктуры. Важность этой проблемы определяется тем, что примерно треть всех доходов бюджетной системы и около половины налоговых доходов федерального бюджета составляют поступления от нефтегазового сектора, зависящие от непредсказуемых колебаний мировых цен на углеводороды. Последние прямо влияют на ставки вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты, а также на ставки налога на добычу полезных ископаемых (далее по тексту — НДП) на нефть. Кроме того, цены на газ определяют стоимостной объем его экспорта, служащий базой экспортных пошлин на газ. Вместе с тем, изменение цен на нефть оказывает существенное воздействие на все ключевые показатели экономики: объем производства, цены, обменный курс и т. д., результатом чего может стать существенное косвенное влияние на бюджетные показатели. В то же время современное состояние функционирования налоговых доходов федерального бюджета далеко от совершенства.

Проблемы формирования налоговых доходов федерального бюджета связаны с комплексом нерешенных вопросов социально-экономического плана:

– государство не определилось со степенью изымаемых из национального дохода денежных средств, направляемых в федеральный бюджет;

– отсутствуют однозначные критерии выделения налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета, что приводит к невозможности четкого определения налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов, произвольного увеличения изъятия их средств под видом неналоговых доходов.

В таких условиях формирование налоговых доходов федерального бюджета может играть роль сдерживающего фактора для развития экономики.

В данных условиях важно выполнить анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета, тенденций изменений, наличествовавших в последние годы, а также четко сформулировать проблемы, имеющиеся в процессе формирования налоговых доходов федерального бюджета, а также возможные пути их решения.

Далее подробнее остановимся на оценки и анализе состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016 годы.

Динамика состава источников налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016 годы представлена в таблице 1.

Состав налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016гг. [1,2] в млрд. руб.

Показатели

2014 год

(исполн.)

2015 год

(исполн.)

Отклонение

2015 года от

2014 г.

2016 год

(закон)

Отклонение

2016 года от

2015 г.

Налог на прибыль организаций

НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

Налог на добычу полезных ископаемых:

Газ горючий природный

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

В ходе анализа данных таблицы 1 можно сделать вывод, что налоговые доходы в 2016 году составят 9 202,6 млрд. рублей или 67 % объема доходов федерального бюджета. Наибольший удельный вес в составе налоговых доходов составляют налог на прибыль, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, акцизы [1,2].

На основе данных таблицы 1 составим динамику состава налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016 годы, представленной на рисунке 1.


Рис. 1. Динамика состава налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016 гг., в % [43]

По оценке Счетной палаты, с учетом уровня собираемости, принятого в расчете на 2016 год в размере 97,5 %, дополнительные поступления налога могут составить порядка 6,8 млрд. рублей. В то же время, по оценке Счетной палаты, имеются риски недопоступления налога на прибыль организаций в сумме 13,6 млрд. рублей.

Динамика поступления налога на прибыль организаций в составе налоговых доходов федерального бюджета представлена на рисунке 2.


Рис. 2. Динамика поступления налога на прибыль организаций в составе доходов федерального бюджета за период 2014 -2016 годы, в млрд. руб.[3]

Налог на прибыль организаций прогнозируется получить в объеме 426,3 млрд. рублей в 2016 году, что на 56,4 млрд. рублей, или на 11,7 %, меньше оценки поступления налога в 2015 году. Имеется резерв поступления налога вследствие занижения прогноза суммы поступлений по годовым перерасчетам за 2015 год к доплате в 2016 году. При расчете налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль организаций учтен показатель «сумма убытка или части убытка, учтенная в уменьшение налоговой базы» в размере 544,5 млрд. рублей, или 45 % аналогичного показателя 2015 года (1 210,0 млрд. рублей).

Вместе с тем в соответствии с данными отчета по форме № 5-П «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций» показатель «Остаток неперенесенного убытка на конец налогового периода» в 2014 году увеличился вдвое к уровню 2013 года (при снижении количества убыточных организаций на 0,9 %), а по состоянию на 1 января 2016 года указанный показатель в 2015 году увеличился к уровню 2014 года в 4,2 раза относительно аналогичного периода 2014 года. Таким образом, по оценке Счетной палаты, риск недопоступления налога на прибыль организаций в целом может составить 45,3 млн. рублей.

Динамика поступления налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации в составе доходов федерального бюджета представлена на рисунке 3.


Рис. 3. Динамика поступления налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации в составе налоговых доходов федерального бюджета за период 2014 -2016 гг., в млрд. руб.[3]

Налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации, прогнозируется в объеме 4409,9 млрд. рублей, что на 240,6 млрд. рублей, или на 10,2 % больше оценки поступления налога в 2015 году. Расчет поступлений НДС осуществлен на основе прогнозируемых макроэкономических показателей (ВВП, объемов импорта и экспорта, курса доллара США по отношению к рублю), налоговой базы за 2015 год — оценки суммы начисленного НДС за минусом налоговых вычетов, с учетом уровня собираемости (96 %) и выпадающих доходов от льгот по внутренним авиаперелетам и пригородному железнодорожному сообщению.

При этом доля начисленного налога в ВВП в 2016 году составляет 48 %, а доля налоговых вычетов — 44,53 %.

Доля налоговых вычетов в сумме начисленного налога в 2016 году составляет 92,76 % [43].

При определении начисленного налога (48 % ВВП) учтена сложившаяся доля начисленного налога по оценке налоговой базы за 2015 год (48,2 %), а при определении налоговых вычетов — сложившаяся доля налоговых вычетов в объеме начисленного налога (93,04 %) [3].

Следует отметить, что в соответствии с формой отчетности Федеральной налоговой службы России (далее по тексту — ФНС России) № 1-НДС «Отчет о структуре начисления налога на добавленную стоимость» по состоянию на 1 января 2016 года доля начисленного НДС составила 48,95 %, а доля вычетов в начисленном налоге — 92,96 %, что свидетельствует о недостаточно обоснованном снижении доли начисленного налога по оценке налоговой базы за 2015 год.

Следует так же отметить, что за период с 2013 по 2015 год включительно удельный вес налоговых вычетов в начислениях НДС увеличился с 88,3 % до 94 %, за 2014 год он составил 93,65 %. Расчетный уровень собираемости НДС принят на 2016 год в размере 96 %, рассчитанном по оценке 2015 года (96 %).

Прогноз по поступлениям акцизов по подакцизным товарам (продукции), реализуемым на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет составляет на 2016 год 523 923,6 млн. рублей, что на 32 662,1 млн. рублей, или на 6,6 %, больше оценки поступления акцизов на 2015 год [3].

Поступление государственной пошлины в федеральный бюджет на 2016 год прогнозируется в объеме 100 228,6 млн. рублей, что на 891,3 млн. рублей, или на 0,9 %, меньше оценки поступления в 2015 году.

Расчет государственной пошлины выполнен на основе сумм государственной пошлины по кодам доходов бюджетной классификации Российской Федерации и количества юридически значимых действий, представляемых главными администраторами доходов федерального бюджета.

При формировании оценки поступлений государственной пошлины учтены изменения в главу 25 второй части Налогового кодекса Российской Федерации в части увеличения размеров ставок государственной пошлины в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 253 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», вступивших в силу с 1 января 2015 года.

В соответствии с письмом Минфина России от 24 июля 2015 г. № 21-01-09/42738 прогноз поступлений доходов, формируется и представляется в Минфин России на основании форм обоснований прогноза поступлений доходов (далее по тексту — формы ОПД), в то же время в случае невозможности отразить расчет в соответствующей форме ОПД главным администратором доходов в исключительных случаях заполняется только сводный раздел указанной формы и обеспечивается прикрепление к электронной форме ОПД архива, содержащего файлы расчетов и файлы с описанием используемой методики прогнозирования [3].

Так, например, ФНС России при прогнозировании поступлений государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, прочей государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий заполнены сводные расчеты без использования форм ОПД и не прикреплены файлы с расчетами прогноза поступлений.

Аналогичная ситуация сложилась при прогнозировании поступлений государственной пошлины за совершение действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации в случаях, если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации, зачисляемой в федеральный бюджет Ространснадзор, прочей государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий Минздравом России.

Счетной палатой произведен расчет прогноза поступлений государственной пошлины, поступающей в федеральный бюджет, и выявлены резервы поступления доходов в общей сумме 2 392,5 млн. рублей [4].

Таким образом, в ходе проведённого анализа состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016 годы, можно сделать вывод, основным фактором снижения налоговых доходов является сокращение поступлений от экспортных пошлин с 6,6 % ВВП в 2014 году до 3,1 % в 2016 году. При этом надо учитывать, что порядка 88–89 % поступлений экспортных пошлин обеспечиваются пошлинами на экспорт нефти и нефтепродуктов и около 10 % — пошлинами на экспорт газа. При этом рост поступлений НДПИ в результате повышения ставки по НДПИ на добычу нефти оказывается сравнительно небольшим: увеличение с 4 % ВВП в 2014 году до 4,4 % ВВП в 2016 году в условиях падения цен на нефть (с 97,6 долл./барр. нефти марки Urals до прогнозируемых 53 долл./барр. по итогам 2015 г. и 50 долл./барр. на 2016 год) [4].

Также можно отметить прогнозируемое снижение поступлений по налогу на прибыль с 0,7 до 0,5 % ВВП в 2015–2016 годы, однако этот налог обеспечивает лишь 3–4 % общей суммы налоговых доходов федерального бюджета. В то же время поступления НДС (еще одного значимого для федерального бюджета налога наряду с НДПИ и экспортными пошлинами) прогнозируются в 2015–2016 годы на стабильном уровне в 5,5– 5,6 % ВВП (в 2014 году — 5,5 % ВВП).

В результате в целом можно сделать следующий вывод: динамика налоговых доходов федерального бюджета в 2015–2016 годы обусловлена, главным образом, снижением поступлений нефтегазовых доходов в условиях падения мировых цен на нефть [5]. При этом поступления основных видов ненефтегазовых доходов относительно стабильны.

Следует отметить, что проблема формирования доходной части федерального бюджета — одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. На современном этапе нет другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию.

Читайте также: