Реструктуризация налоговой задолженности из за пандемии

Опубликовано: 26.03.2024

Практически у любой компании есть задолженности. Образуются они вследствие ранее взятых займов, обязательств перед кредиторами и государством. Не всегда организация имеет ресурсы для своевременного погашения долга. Если возникли сложности с выплатами, возможно несколько выходов из ситуации. Один из них – реструктуризация задолженности.

Вопрос: Имеются ли основания для реструктуризации задолженности по валютному кредиту в связи с изменением курса валют?
Посмотреть ответ

Что представляет собой реструктуризация

Реструктуризация – это изменение условий соглашения, на основании которого образовалась задолженность. Это своеобразная уступка должнику, обеспечивающая исполнение обязательств на более удобных условиях. Реструктуризация может предполагать различные условия: изменение процента по задолженности, продление срока выплат. Она требуется в следующих случаях:

  • Утрата прежнего уровня дохода (к примеру, прибыль предприятия уменьшилась).
  • Внезапное изменения курса валют.
  • Большая задолженность, не соответствующая финансовому состоянию компании.
  • Прочие причины.

Главное основание для реструктуризации – невозможность выплачивать задолженность на прежних условиях. Решение об изменении условий принимается кредитором в индивидуальном порядке. Реструктуризация предлагается и ФЛ, и ЮЛ, и государственным учреждениям.

ВАЖНО! Реструктуризация выгодна как кредиторам, так и должникам. Выгоды для последних очевидны. Кредиторы же уменьшают число невыплаченных займов. Иногда условия реструктуризации таковы, что больше выгод получает именно кредитор. Должник же может взвалить на себя еще более непосильное бремя. Для того чтобы избежать этого, нужно внимательно читать договор об изменении условий. Желательно показать его юристу.

Уровни реструктуризации

Дефолт, то есть невозможность обеспечить свои финансовые обязательства, может прийти к разным категориям должников, а значит, реструктуризация может понадобиться на различных уровнях.

    Государство. Может потребоваться реструктуризация государственного долга. Касающиеся ее вопросы решаются на международных переговорах, в которых выступают финансовые организации типа МВФ и т.п. В государстве могут объявить дефолт, но не признать банкротом, ведь закон о суверенитете приоритетнее финансовых обязательств: в страну нельзя вторгнуться и распродать за долги. Державы предпринимают возможные и допустимые меры по снижению своих разросшихся долговых обязательств: например, могут разрешить разрабатывать месторождения, передать пакет акций важных государственных предприятий и т.п.

  • Коммерческая структура, банк. Банкротство организации – достаточно долгая и сложная процедура. Кредиторам чаще оказывается выгоднее пойти на реструктуризацию. Кроме того, если у компании еще есть ценные бумаги, легче потерять долю в прибыли, нежели не вернуть долг совсем. Как правило, реструктуризация является частью санационных процедур, которые могут быть организованы в качестве профилактики банкротства Банком России или Агентством по страхованию вкладов.
  • Индивидуальные заемщики. В этом случае договариваться о реструктуризации придется непосредственно с банком, выдавшим кредит. Финансовые организации также стремятся максимально сохранить свою прибыль, получив часть денег или продлив время выплат, чем вовсе лишиться своих средств, да еще и потратить время на судебные иски. Банки, как правило, не соглашаются уменьшить «тело» кредита, но могут «скостить» проценты или пени, а также пролонгировать срок выплат.
  • Когда реструктуризация неприменима?

    Если гражданин становится банкротом, не всегда он может попросить о реструктуризации. Арбитражный суд, рассматривая дело о банкротстве граждан, не назначит реструктуризацию в следующих обстоятельствах:

    • доход должника отсутствует или не превышает прожиточного минимума;
    • у должника имеется непогашенная судимость за умышленное экономическое преступление;
    • должник был под административной карой за мелкое хищение или умышленное уничтожение или повреждение имущества;
    • физлицо уже было банкротом в течение 5 последних лет;
    • ему уже предоставлялась реструктуризация в течение 8 предыдущих лет.

    Как добиться реструктуризации

    Как правило, инициатором оформления реструктуризации является должник. Если организация ясно понимает, что не может выплачивать задолженность, следует самостоятельно обратиться к кредитору. Для изменения соглашения должны быть следующие условия:

    • Серьезные причины для реструктуризации (невозможность выплачивать долг в прежнем режиме).
    • Отсутствие реструктуризации, взятой ранее.
    • Отсутствие просроченных задолженностей.

    Это самые примерные положения. Кредитор может предложить реструктуризацию и на других условиях. Для того чтобы банк или другое учреждение предложили удобные условия, он должен быть уверен в благонадежности заемщика. Реструктуризация охотнее оформляется на задолженности, которые обеспечены залогом (недвижимость, авто).

    ВАЖНО! Процедура предполагает документальное оформление. Составляется соответствующее соглашение, на котором ставятся подписи кредитора и дебитора. После этого должнику выдается соответствующий документ.

    Реструктуризация банковского кредита

    Реструктуризация оформляется в отношении разных кредитов, в том числе ипотечных, целевых, потребительских. Нюансы процедуры зависят от конкретного банковского учреждения. Рассмотрим общую очередность действий:

    1. Должник заполняет анкету. В ней прописываются основания для реструктуризации (к примеру, резкое ухудшение финансового положения), информация об имуществе компании, ее доходах и расходах.
    2. Выбирается подходящий вариант перекредитования.
    3. Анкета анализируется отделом по работе с просроченными кредитами.
    4. Проводится собеседование у сотрудников отдела.
    5. Дебитор собирает документы.
    6. На основании предоставленных документов принимается решение о реструктуризации.
    7. Составляется и подписывается соглашение.

    В некоторых банковских учреждениях вместо анкеты должник заполняет заявление.

    Основные виды реструктуризации

    Существует много видов реструктуризации. Рассмотрим самые распространенные из них:

    1. Пролонгация. Срок выплаты задолженности продлевается. Следовательно, размер ежемесячных выплат уменьшается. Сумма кредита остается прежней.
    2. Кредитные каникулы. Отменяется выплата льгот или основного «тела» кредита на некоторое время. В некоторых случаях выплаты и вовсе отменяются на период, составляющий 3-6 месяцев. Предполагается, что за это время должник приведет свои финансовые дела в порядок и сможет продолжить выплачивать задолженность. Кредитные каникулы предоставляются крайне редко. Связано это с тем, что этот вариант невыгоден для банков.
    3. Изменение валюты, в которой предоставлялся кредит. С ростом доллара организациям стало крайне сложно выплачивать кредиты, ранее оформленные в иностранной валюте. Данная форма реструктуризации также крайне невыгодна банку.
    4. Снижение ставки по процентам. В данном случае уменьшается размер ежемесячных выплат, но сам размер кредита остается неизменным или же увеличивается. Снижение ставки практикуется только в том случае, если кредитная история должника идеальна.
    5. Списание неустойки. Банковские учреждения могут или предоставить отсрочку на выплаты штрафов, или вовсе списать их. Данная мера используется крайне редко. Она актуальна при банкротстве предприятия.
    6. Комбинированная реструктуризация. Предполагает сочетание нескольких способов. К примеру, срок кредитования продлевается. Одновременно с этим списываются пени.

    Выбор конкретного способа зависит от пожеланий банковского учреждения и самого должника.

    Реструктуризация по налогам и пеням

    Реструктуризация предполагает перевод обязательств компании перед государством из краткосрочных в долгосрочные. Метод используется для финансового оздоровления организации. Реструктуризация предоставляется только в тех случаях, если у компании есть особые обстоятельства. Для оформления других условий организации нужно подать заявление и документы в соответствующий орган. На основании поданных бумаг принимается решение о возможности реструктуризации.

    Какие документы нужны для реструктуризации?

    Для получения реструктуризации нужно составить заявление. Оно должно соответствовать форме, утвержденной Приказом ФНС от 28 сентября 2010 года №ММВ-7-8/469@. Если компания претендует на продление срока задолженности, в заявлении нужно указать согласие на обязанность уплачивать проценты. К обращению прилагается ряд документов:

    • Справка из налоговой, свидетельствующая о состоянии налоговых расчетов организации.
    • Справка из налоговой с указанием перечня счетов компании в кредитных учреждениях.
    • Документы о движении денежных средств по счетам фирмы за последние 6 месяцев.
    • Документы о наличии или отсутствии расчетных счетов.
    • Справки из кредитных организаций о средствах, имеющихся на счетах.
    • Перечень контрагентов с указанием стоимости соглашений.
    • Бумаги, подтверждающие веские причины для реструктуризации.

    В некоторых случаях могут потребоваться дополнительные документы.

    Основания для предоставления реструктуризации

    Основанием для реструктуризации является банкротство или угроза банкротства. Признаки банкротства изложены в статье 6 ФЗ от 26.10.2002 г. №127:

    • Неспособность исполнить обязательства перед кредиторами.
    • Неспособность оплачивать налоги.
    • Размер обязательств составляет не менее 100 000 рублей.
    • Обязательства компании не исполнялись в течение более 3 месяцев.

    Реструктуризация может предоставляться и в том случае, если компания ведет сезонную деятельность.

    Формы реструктуризации

    Реструктуризация по налогам подразделяется на две формы:

    • Льготы. Компании предоставляются льготы относительно налоговых выплат. Составляется график выплат, который устраивает всех участников. В графике указывается размер и сроки выплат. Выплаты должны вноситься не реже раза в квартал. Максимальный срок исполнения налоговых обязательств составляет 10 лет.
    • Налоговый кредит. Представляет собой своеобразную рассрочку по налоговым выплатам. Максимальный срок погашения составляет 1-5 лет. Если компания входит в реестр резидентов, этот срок увеличивается до 10 лет.

    ВАЖНО! Компании не предоставляется реструктуризация в том случае, если в отношении нее ведется уголовное дело, касающееся налоговых обязательств.

    Возможность изменения условий также исключена и тогда, когда организация совершила административное нарушение, связанное с налогами.

    Списание долгов по причине короновируса

    Развивающаяся в России и многих других государствах пандемия короновируса негативно отражается на финансовом состоянии россиян. Многие заемщики утратили возможность погашать займы полностью или частично. В таком положении вопрос о возможном списании долгов приобретает высокую актуальность.

    Признание физлица банкротом

    Граждане, имеющие крупную задолженность по кредитам, полученным в банках и займам, оформленным в микрофинансовых организациях, имеют возможность легально списать образовавшуюся задолженность за счет инициирования процедуры банкротства. По статистике, за 2019 год такая процедура была проведена более чем 45 тыс. должников, при этом общая сумма списанной задолженности превысила 314 млрд. руб.

    При существовании у заявителя постоянных доходов, суд вправе разрешить вопрос о реструктуризации задолженности, что предполагает составление графика, исходя из которого, будет проводиться погашение обязательств. Такой график строится с учетом интересов должника. В случае если работа с долгом проводится в рамках графика реструктуризации, имущество, принадлежащее должнику, сохраняется за ним.

    Полное отсутствие вариантов погашения долга станет причиной проведения процедуры реализации имущественных благ, являющихся собственностью должника. Данный процесс проводится под контролем финансового управляющего. Все средства, вырученные от продажи имущества, направляются на покрытие задолженности. Списанию подлежит лишь та часть долга, которая не была погашена в ходе такой работы. Единственное жилье, принадлежащее должнику, в силу закона, продано «за долги» быть не может.

    Банкротство в упрощенном порядке

    Трудности, связанные с прохождением банкротства, способны преодолеть не все должники. Первопричиной тому является дороговизна мероприятия. Так, должнику, принявшему решение признать себя банкротом, потребуется оплатить услуги финансового управляющего. Если учесть, что банкротство должника связано с отсутствием у него средств на обслуживание кредитов, ему вряд ли удастся найти крупную сумму для оплаты работы указанного специалиста.

    Стоит отметить, что и сам процесс банкротства не является простым. В первую очередь, гражданину необходимо позаботиться о сборе документации, подтверждающей наличие обязательств. Если сумма обязательств не достигает 500 тыс. руб., суд откажет в принятии документов.

    Учитывая то, что большинство должников имеют меньший размер задолженности, законодатели приняли решение об упрощении процедуры банкротства, что предполагает возможность признания неплатежеспособности даже тех россиян, которые должны кредиторам от 50 до 500 тыс. руб. Пока в отношении закона было проведено только первое чтение.

    В случае если нововведение будет одобрено, признание банкротства будет выполняться во внесудебном порядке, в отношении тех лиц, которые не имеют средств на банковском счете и заработка. Принадлежащее таким гражданам единственное жилье изыматься не будет.


    Получение льгот по причине эпидемии

    В текущей ситуации практически все кредиторы склонны к принятию мер, облегчающих положение заемщиков. Они не намерены списывать долги, однако, готовы предложить должникам некоторые послабления.

    Так, заемщикам предлагается оформление реструктуризации в случае, если они находились на больничном по причине коронавируса. Для принятия соответствующего решения кредитору необходимо предоставить подтверждающую документацию. Все штрафные санкции, образовавшиеся по таким кредитам в период самоизоляции, будут списаны.

    Те, кто в период пандемии утратил свой доход или существенную его часть, могут рассчитывать на кредитные каникулы, срок которых равен 6 месяцам. Для оформления каникул необходимо предоставить кредитору документ, подтверждающий факт снижения дохода не менее чем на 30 %, в сравнении со средним прошлогодним показателем. После того как кредитные каникулы завершатся, должник будет обязан в полной мере внести платежи за льготный период.

    Списание части задолженности коллекторами

    Коллекторские агентства, наряду с кредиторами, решили поддержать граждан в сложный период. Со своей стороны они готовы выполнить списание части просроченного долга, при условии достижения договоренностей о погашении оставшейся доли.

    Помимо частичного списания коллекторы предлагают отсрочку погашения или снижение регулярно вносимых сумм.

    В случае если коллекторы осуществляют совместную работу с долгом наряду с кредитором, на принятие соответствующего решения может потребоваться более длительный период времени.

    Что будет с безнадежным долгом?

    Накопление безнадежной задолженности происходит на балансе всех кредиторов. Безнадежными признаются такие ссуды, платежи по которым не проводились должниками не меньше, чем в течение нескольких месяцев. Если попытки к достижению договоренностей с заемщиком тщетны, кредитор вынужден обратиться в суд и получить судебное решение.

    Выданный судом исполнительный документ передается приставам, которые предпринимают меры к возврату долга. Если пристав установил, что должник не имеет сбережений, дохода или имущества, которое может быть реализовано, исполнительное производство подлежит прекращению. Поступившее кредитору постановление о прекращении производства по причине отсутствия имущества и денежных средств, может быть использовано кредитором для признания безнадежности долга и его последующего списания.

    Банкротство граждан — это не просто признанная арбитражным судом неспособность рассчитаться по денежным обязательствам, как указано в п. 1 ст. 2 Закона о банкротстве, это многогранный стадийный процесс, который может длиться годами.

    Закон о банкротстве выделяет следующие стадии процедуры банкротства физлиц: реструктуризация, реализация имущества, мировое соглашение (ст. 213.2). И если мировое соглашение — это опция, то две первые стадии требуют своего планомерного прохождения.

    В этой статье мы проанализируем и расскажем, действительно ли процедура банкротства всегда должна начинаться с реструктуризации долгов как оздоровительной процедуры или в некоторых случаях ее можно избежать? Когда это незаконно, а когда просто нецелесообразно?


    Что такое реструктуризация долгов и для чего она нужна?

    Данная стадия сопровождается составлением плана реструктуризации, который должен быть реализован в срок не более трех лет (п. 2 ст. 213.14 Закона о банкротстве).

    Суть этой процедуры заключается в том, чтобы гражданин (или индивидуальный предприниматель) с помощью финансового управляющего смог рассчитаться по долгам, восстановив тем самым свою платежеспособность. То есть, проще говоря, это последняя попытка уйти от статуса банкрота за счет экономии денежных средств, упорядочения расчетов с кредиторами, взыскания дебиторской задолженности должника (при наличии), оптимизации производства (для индивидуальных предпринимателей) под контролем финансового управляющего.

    Стоит отметить, что введение процедуры реструктуризации долгов еще не означает, что должник признан банкротом. Ее введение является лишь судебным подтверждением того, что у гражданина имеются финансовые трудности.

    Необходимо понимать, что эта стадия (в некоторых случаях) не является обязательной. Более того, в ряде процедур она просто не нужна.

    Статистика последних лет применения реструктуризации показывает, что данная стадия остается непопулярной как у кредиторов, так и у должников, а одобренные собранием кредиторов и утвержденные арбитражным судом планы реструктуризации очень часто не исполняются.

    Условия, при которых реструктуризация долгов не является обязательной

    В силу п. 8 ст. 213.6 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом, если гражданин не соответствует требованиям для утверждения плана реструктуризации долгов, установленным п. 1 ст. 213.13 Закона о банкротстве, арбитражный суд вправе на основании ходатайства гражданина вынести решение о признании его банкротом и введении процедуры реализации имущества гражданина. К числу таких требований относятся:

    • наличие источника дохода на дату представления плана реструктуризации его долгов;
    • отсутствие неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики, и до даты принятия заявления о признании гражданина банкротом истек срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство;
    • отсутствие судебных актов о банкротстве гражданина в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации его долгов;
    • если план реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности не утверждался в течение восьми лет, предшествующих представлению этого плана.

    Несоответствие должника хотя бы одному их этих четырех критериев является для суда прямым основанием для признания его несостоятельным (банкротом) и введения в отношении его процедуры реализации имущества гражданина, минуя реструктуризацию.

    Также необходимо отметить, что наличие хоть какого-то источника дохода еще не является формальным соблюдением требований указанной выше статьи. Уровень доходов должен быть сопоставимым с имеющимися обязательствами. При явной несоразмерности реструктуризация введена быть не может (Определение Верховного Суда РФ от 2 октября 2017 г. № 309-ЭС17-13517 по делу № А07-26772/2015, Определение Верховного Суда РФ от 26 июля 2017 г. № 309-ЭС17-9028 по делу № А76-32418/2015, Определение Верховного Суда РФ от 1 февраля 2017 г. № 309-ЭС16-19461 по делу А07-23495/2015).

    Что вас ждет в суде?

    Казалось бы, очевидное правило «не соответствуешь условиям – идешь в реализацию», но на практике ситуация неоднозначна.

    Например, суды приходят к выводу, что согласно положениям п.1 ст. 213.6 при любых обстоятельствах процедура банкротства физических лиц должна начинаться с восстановительной процедуры, так как Закон о банкротстве устанавливает презумпцию введения процедуры реструктуризации долгов. А невозможность представления плана реструктуризации долгов либо нецелесообразность (невозможность) его утверждения должна быть установлена в ходе процедуры реструктуризации с учетом мнения финансового управляющего, конкурсных кредиторов и должника (Постановление АС ЦО от 23.08.2017 по делу № А14-2843/2016).

    В некоторых случаях суды со ссылкой на п.8 ст.213.6 указывают, что введение процедуры реализации, минуя процедуру реструктуризации долгов, является правом, а не обязанностью суда (Постановление 19ААС от 25 апреля 2018 г. по делу № А14-18946/2017).

    В Постановлении АС ЗСО от 21 ноября 2016 г. по делу № А27-8180/2016 суд, установив факт отсутствия источников дохода и какого-либо имущества, пришел к выводу о необходимости введения именно процедуры реструктуризации в целях возможного частичного погашения задолженности (должник может и должен предпринять все меры для трудоустройства и реструктуризации).

    В ряде дел суды, установив факты отсутствия или недостаточности доходов должника, уклоняются от нормативной мотивации введения именно процедуры реструктуризации (Определение Верховного Суда РФ от 13.06.2017 г. № 302-ЭС17-6619 по делу № А10-3521/2016, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2016 г. по делу № А56-86429/2015).

    Многие арбитражные управляющие считают, что реструктуризация долгов гражданина является своего рода «продолжением агонии расчетов с кредиторами» и неосознанным затягиванием процедуры банкротства. И на то у них есть причины: абсолютное большинство «банкротных» процедур, которые начинаются со стадии реструктуризации долгов, все равно переходят в реализацию имущества гражданина, а значит являются тратой времени на безнадежные расчеты с кредиторами, когда уже можно было бы выявить, оценить и продать имущество должника.

    Как «не попасть» в реструктуризацию?

    Самым распространенным основанием ходатайства о введении реализации имущества является первое условие п. 1 ст. 213.13 Закона о банкротстве – отсутствие у должника источника дохода. Все прочие описанные в статье условия не имеют почвы для споров, если они есть, то реструктуризации быть не может.

    Как уже было указано выше, доход необязательно должен отсутствовать как таковой. Допустимо, если он несоразмерно мал по отношению к задолженности. Однако в обоих случаях в суде могут возникнуть сложности.

    В таком случае необходимо подкрепить ходатайство о введении процедуры реализации имущества гражданина расчетом и доказательствами отсутствия (или незначительности) дохода, а также сопоставить его с неисполненными обязательствами.

    Также целесообразно вывести из произведенной калькуляции размер среднемесячного платежа, подлежащего уплате в случае введения реструктуризации на максимальный, трехлетний срок.

    • доход - 10 000 рублей;
    • общая задолженность – 1 500 000 рублей;
    • максимальный срок плана реструктуризации – 3 года, то есть 36 месяцев.

    Отсюда размер ежемесячного платежа на погашение задолженности составит – 1 500 000 / 36 (3 года в месяцах) = 41 666,66 рублей.

    Также не нужно забывать, что согласно ст. 446 ГПК РФ взыскание не может быть обращено на продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении.

    Соответственно, из приведенного расчета ещё необходимо вычесть размер прожиточного минимума, предусмотренный для соответствующего региона (при его отсутствии – средний по РФ). А при наличии у должника на иждивении несовершеннолетних детей нужно дополнительно вычесть размер прожиточного минимума, предусмотренный для них.

    Конечно же, все должно подкрепляться доказательствами (например, справкой из Центра занятости населения о том, что должник состоит на учете в категории ищущего работу, о получении пособия по безработице; свидетельством о рождении ребенка и т.п.).

    Такой доскональный подход поможет суду более ясно увидеть объективную ситуацию и ввести нужную процедуру, тем самым сэкономив время и себе, и должнику, и кредиторам.

    Совершенно очевидно, что введение реструктуризации долгов гражданина, в отсутствие источника дохода последнего или его явной несоразмерности долгам, нецелесообразно и служит затягиванием процедуры банкротства.

    Учитывайте негативную судебную практику, заблаговременно представляйте доказательства нецелесообразности проведения реструктуризации, экономьте свое время и деньги.

    Отсрочка текущих платежей

    Возможность изменения срока оплаты налогов и сборов в 1998 году предусматривалась Федеральным Законом "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 1998 год". Отсрочка и (или) рассрочка по уплате налогов и других обязательных платежей могут предоставлены на срок, не превышающий пределов текущего года, но не свыше шести месяцев. Отсрочки и (или) рассрочки предоставляются в следующих случаях:

    1. задержка финансирования из федерального бюджета (без взимания процентов);
    2. угроза банкротства при единовременной выплате налога (уплачиваются проценты за пользование бюджетными ресурсами в размере 1/2 ставки рефинансирования);
    3. значительный материальный ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или другого чрезвычайного обстоятельства (уплачиваются проценты за пользования бюджетными ресурсами в размере 1/3 ставки рефинансирования).
    В качестве обеспечения выступают банковская гарантия или иные способы обеспечения исполнения обязательств. Механизм предоставления отсрочек и (или) рассрочек введен Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998 г. №940.

    В отношении пеней и неустоек, Закон "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 1998 год" предоставляет право органам местного самоуправления и органам государственной власти субъектов РФ принимать решения о неначислении пеней за просрочку платежей по налогам, зачисляемым в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

    Реструктуризация задолженности по состоянию на 1 января 1998

    Кроме того, Закон "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 1998 год" дает возможность реструктуризировать задолженности перед бюджетом по состоянию на 1 января 1998 года путем предоставления отсрочки и (или) рассрочки до четырех лет по налогам и сборам и до десяти лет по штрафам и пеням. Проценты за отсроченные и (или) рассроченные суммы платежей взимаются в размере 1/4 ставки рефинансирования.

    Условиями реструктуризации задолженности являются предоставление обеспечения, достаточного для покрытия всей имеющейся задолженности перед бюджетом, а также своевременная и полная уплата текущих платежей в течение всего срока отсрочки или рассрочки.

    Залоговое обеспечение является существенным ограничением, так как предприятие лишается возможности продать, передать во владение или использовать в качестве обеспечения банковского кредита свое имущество в течение длительного промежутка времени (до 10 лет). Такая зависимость перед налоговыми органами может быть серьезным препятствием для привлечения инвестиций или реструктуризации бизнеса.

    Правила реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом утверждены Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 1998 года №395. Практическое пособие, разработанное ГНС, ФСДН и РФФИ, по реализации Постановления Правительства №395 содержит перечень документов, которые предприятие должно предоставить для реструктуризации задолженности, а также описание процедуры реструктуризации.

    Кроме реструктуризации текущей задолженности и задолженности, накопленной по состоянию на 1 января 1998 предприятия численностью менее 200 человек имели возможность уменьшить сумму налогового платежа на 10 процентов от цен закупленного оборудования. Такая возможность предоставлялась Законом "Об инвестиционном налоговом кредите".

    Однако, в связи с принятием первой части Налогового Кодекса Законы "Об инвестиционном налоговом кредите" утрачивает свою силу с 1 января 1999 года. Основные принципы предоставления отсрочки и (или) рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита, действующие с 1 января 1999 года, изложены в главе 9 первой части Налогового Кодекса.

    Первая часть Налогового Кодекса (глава 9)

    Налоговый кодекс дает возможность изменить срок уплаты налога или сбора в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита. Изменение срока уплаты налога по решению уполномоченного органа может производиться под залог имущества либо при наличии поручительства. Отметим, что в Законе не говорится о безусловном предоставлении обеспечения, достаточного для покрытия всей имеющейся задолженности.

    Отсрочка или рассрочка представляют собой изменение срока уплаты налога на срок от одного до шести месяцев с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. По сравнению с Законом "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 1998 год", в Налоговом Кодексе основанием для предоставления отсрочки или рассрочки является сезонный характер реализации товаров, а также были изменены ставки процента за пользование бюджетных ресурсов (1/2 ставки рефинансирования).

    Налоговый кредит может быть предоставлен заинтересованному лицу на срок от трех месяцев до одного года. Налоговый кредит может быть предоставлен по одному или нескольким налогам. Предприятие обязано предоставить документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство. Если кредит взят по причине угрозы банкротства, ставка процента за пользование бюджетными ресурсами равна ставке рефинансирования.

    Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

    Что такое реструктуризация долга?

    В соответствии с российским законодательством при банкротстве физических лиц применяются следующие процедуры:

    • реструктуризация долгов;
    • реализация имущества;
    • мировое соглашение.

    Реструктуризация долгов главными целями преследует восстановление платежеспособности должника, а также погашение денежных обязательства перед кредиторами. При введении процедуры реструктуризации долгов суд признает заявление должника обоснованным, дает шанс на финансовое восстановление, в связи с чем, реализации имущества не происходит. Погашение имеющихся долгов гражданина происходит в соответствии с утвержденным планом реструктуризации долгов. Такая процедура имеет важное преимущество: у должника есть возможность рассчитаться со своими кредиторами без риска потерять свое имущество.

    Когда вводится реструктуризация долга при банкротстве?

    Процедура реструктуризации долгов начинается с рассмотрения заявления гражданина о признании его банкротом. При рассмотрении заявления должника арбитражный суд может вынести следующие решения:

    1. признание заявление необоснованным при наличии веских оснований;
    2. признать заявление обоснованным, что повлечет за собой введение процедуры реструктуризации долгов. Однако, необходимо иметь в виду, что введение этой процедуры не обязательно означает составление и утверждение плана реструктуризации, а, соответственно, и его реализацию

    Российское законодательство предъявляет ряд требований для физических лиц, которые могут вступить в процедуру реструктуризации долгов. К этим требованиям относят:

    • обязательное наличие у должника официального дохода (на момент подачи заявления в арбитражный суд о признании его несостоятельным), за счет которого и будут погашаться долги перед кредиторами;
    • отсутствие у должника судимости за преступления в экономической сфере;
    • истечение срока действия административного наказания за определенные виды правонарушений (при наличии таковых). К ним можно отнести: фиктивное банкротство, мелкое хищение и т.д.;
    • отсутствие факта признания должника банкротом за 5 лет до процедуры реструктуризации долгов.

    Если гражданин не соответствует перечисленным требованием, арбитражный суд выносит решение о введении следующего этапа процедуры банкротства –реализации имущества должника.

    Последствия реструктуризации долгов

    С момента удовлетворения арбитражным судом заявления гражданина о признании его несостоятельным и утверждении процедуры реструктуризации долгов, для него наступают следующие правые последствия:

    1. заморозка на удовлетворение требований кредиторов по долгам, а также на совершение уплаты обязательных платежей должника;
    2. прекращение начисления финансовых санкций по имеющимся долгам, таким как: неустойки, начисление процентов за просрочки и т.д.
    3. снимается наложенный арест на имущество должника;
    4. приостанавливается исполнительное производство в отношении должника;
    5. теперь все финансовые, а также имущественные требования к должнику могут предъявляться только через суд и только в рамках проходящей процедуры банкротства.

    С момента начала введения процедуры реструктуризации долгов на гражданина налагаются следующие ограничения и запреты:

    1. Все сделки должника, касающиеся имущественных прав, могут быть разрешены только с согласия финансового управляющего (строго в письменной форме). Это запрет применим для:

    • сделок по приобретению и отчуждению имущества, стоимость которого превышает 50 тыс. руб.
    • сделок с недвижимым имуществом должника;
    • сделок с транспортными средствами должника;
    • заключение или выдача должником кредитов или займов;
    • сделки должника по передаче имеющегося имущества под залог и другие.

    2. Запрет на совершение должником безвозмездных сделок.

    Это делается, чтобы обеспечить сохранность имущества должника для погашения финансовых требований кредиторов. Закон оставляет за должником совершение мелких бытовых сделок для удовлетворения личных целей и потребностей. Специально для этих целей на гражданина заводится его личный банковский счет, сумма которого не может превышать 50 тыс. руб. в месяц. Такая сумма может тратиться должником без отчета финансовому управляющему.

    План реструктуризации долгов

    С момента вынесения арбитражным судом определения о введении процедуры реструктуризации долгов гражданина, одна из центральных ролей процедуры ложится на плечи специально уполномоченного лица – арбитражного управляющего. Свою работу по ведению процедуры реструктуризации он начинает с публикации информации и сведений о несостоятельности физического лица в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.

    • срок, а также порядок погашения должником финансовых обязательств перед кредиторами, включая основную сумму долга и начисленные по ним проценты;
    • фиксированная сумма ежемесячных платежей для погашения образовавшейся задолженности.

    Также к проекту графика должником прикладывается следующий перечень документации:

    • перечень имущества гражданина с подтверждением факта владения;
    • сведения о доходах должника;
    • сведения о финансовых обязательствах перед кредиторами, включая текущую задолженность;
    • кредитный отчет должника, предоставленный БКИ (Бюро кредитных историй).

    Если финансовому управляющему были предоставлены несколько проектов плана реструктуризации долгов, то все они обязательны для рассмотрения на собрании кредиторов.

    Собрание кредиторов организует также финансовый управляющей: назначает дату проведения, извещает членов собрания о проведении собрания, и т.д. Должник или его представитель могут участвовать в собрании. Решение по принятию проекта плана реструктуризации долгов принимается голосованием (большинством голосов от общего количества кредиторов). Одобренный собранием кредиторов план передается в арбитражный суд на рассмотрение.

    В том случае, если финансовому управляющему не предоставят ни одного варианта плана реструктуризации, на собрании кредиторов выносится вопрос о признании должника банкротом. В результате суд осуществит переход из процедуры реструктуризации в процедуру реализации имущества должника.

    Утверждение плана реструктуризации

    На основании предложенного собранием кредиторов плана реструктуризации долгов, судья арбитражного суда может вынести следующие решения:

    • утвердить план реструктуризации долгов;
    • отказать в утверждении;
    • предоставить собранию кредиторов время на доработку предложенного им плана.

    Для утверждения судом плана реструктуризации долгов, он обязательно должен соответствовать следующим критериям:

    • экономически исполним, т.е. будет соответствовать финансовым возможностям должника;
    • не нарушает права и законные интересы несовершеннолетних членов семьи должника;
    • не будет препятствовать реализации должником своих обязательств в будущем.

    В плане реструктуризации долгов обязательно должен содержать срок его реализации. Он не должен превышать 3-х лет с момента вынесения соответствующего решения суда. Однако, если план реструктуризации предполагал более короткий срок погашения должником финансовых обязательств перед кредиторами, то по ходатайству заинтересованных лиц суд может вынести решение о его продлении до максимального срока.

    Финансовый управляющий за месяц до истечения срока действия плана реструктуризации долгов обязан составить отчет по его исполнению с приложением соответствующих документов. В случае исполнения плана и погашения задолженности, арбитражный суд выносит определение о завершении процедуры реструктуризации долгов. Если план реструктуризации не исполнен, то кредиторы, получившие отчет о неисполнении обязательств, могут обратиться в суд с ходатайством об отмене ранее утвержденного плана и признании недобросовестного должника банкротом.

    В каких случаях отменяют план реструктуризации долгов?

    Решение об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов возможно, если:

    • план реструктуризации противоречит законодательству о банкротстве;
    • должником не была предоставлена информация обязательная для предоставления по запросу финансового управляющего, кредиторов: судимости, банкротства и т.д.
    • нарушен регламент принятия решения собрания кредиторов;
    • в приложенных документах есть недостоверная информация;
    • условия, содержащиеся в плане, противоречат российскому законодательству.

    Возможен и такой вариант событий –собрание кредиторов не одобряет план реструктуризации долгов. Тогда суд вправе вынести следующие решения:

    • признать должника несостоятельным и назначает введение процедуры реализации его имущества;
    • утвердить план реструктуризации долгов, даже если собрание кредиторов его отклонило. Обязательное условие: эта процедура позволит погасить финансовую задолженность большую, чем при погашении за счет реализации имущества должника (при распределении среднемесячного дохода за полгода). Эта задолженность должна составлять не менее половины размера заявленных кредиторами требований. В таком случае максимальный срок реализации плана реструктуризации долгов иной – не более 2-х лет.

    При всей своей сложности (долгий срок реализации, трудоемкость, оплата работы финансового управляющего), процедура реструктуризации долгов является выгодной процедурой для должника. Она позволяет оставить имущество гражданина и его семьи в сохранности, а погашение долгов перед кредиторами происходит в более щадящей форме и условиях.

    Обобщая все вышесказанной, можно выделить следующие важные моменты:

    1. Процедура реструктуризации долгов – одна из процедур банкротства физических лиц. Цель процедуры: удовлетворение финансовых требований кредиторов при восстановлении платежеспособности должника. При процедуре реструктуризации физическое лицо не объявляется банкротом и реализации имущества должника не происходит.
    2. Суть рассматриваемой процедуры – составление плана реструктуризации, при исполнении которого должник расплачивается с кредиторами по утвержденному графику.
    3. План реструктуризации долгов – основной документ в рамках проведения процедуры реструктуризации. Он может быть составлен любым участником производства дела о несостоятельности гражданина (должником, кредиторами, уполномоченным органом).
    4. Все вопросы, связанные с планом реструктуризации, в том числе его одобрение, относится к компетенции собрания кредиторов.
    5. В случае утверждения судом плана реструктуризации долгов, кредитор приступает к его реализации путем внесения платежей в указанные сроки.
    6. Максимальный срок исполнения плана реструктуризации согласно закону о банкротстве составляет 3 года.
    7. В случае неисполнения должником своих финансовых обязанностей, предусмотренных планом реструктуризации, суд по ходатайству кредиторов вводит процедуру реализации имущества.
    8. Схематично, процедура выглядит следующим образом: Обращение должника в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом – признание судом заявления должника обоснованным – назначение финансового управляющего – разработка плана/планов реструктуризации – одобрение плана реструктуризации собранием кредиторов – утверждение плана реструктуризации долгов арбитражным судом – должник исполняет свои финансовые обязательства согласно плану реструктуризации долгов – прекращение делопроизводства о банкротстве.

    Читайте также: