Акт налогового правонарушения форма

Опубликовано: 13.05.2024

Выявить факты, свидетельствующие о нарушении налогового законодательства, налоговики могут не только в ходе камеральной или выездной проверки, но и в рамках иных контрольных мероприятий. Недавно Минфин установил срок, в течение которого ревизоры должны составить акт в подобном случае.

Налоговый кодекс предусматривает два порядка оформления итогов налогового контроля, которые свидетельствуют о налоговых правонарушениях. Первый из них регламентирует документирование результатов непосредственно камеральной и выездной проверок (ст. 100 НК), второй — предусмотрен для случаев обнаружения нарушений в ходе иных контрольных мероприятий (ст. 101.4 НК). Им корреспондируют и два порядка рассмотрения дел о нарушении налогового законодательства (ст. 101, 101.4 НК).

По итогам проверки

Исходя из прямого указания в главном налоговом законе (п. 2 ст. 100.1 НК), к налоговым правонарушениям, производство по которым может происходить только в порядке статьи 101 Налогового кодекса, следует отнести:

  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
  • неуплату или неполную уплату налога;
  • невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию или перечислению налогов (ст. 120, 122, 123 НК).

Кроме того, данный перечень вполне можно дополнить и таким проступком, как непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК). Дело в том, что фактически подобное правонарушение можно выявить лишь при проведении проверки: камеральной — при сдаче отчетности с нарушением срока; и выездной, если декларация при наличии такой обязанности не подана. Кроме того, штраф по статье 119 Налогового кодекса рассчитывается исходя из суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании непредставленной декларации. Иными словами, конкретный размер налоговой санкции в данном случае можно определить только в ходе проверки.

Вне «проверочных» рамок

К нарушениям налогового законодательства, выявление которых не связано с проведением налоговых проверок, прежде всего, конечно, следует отнести несоблюдение обязанностей, возложенных Налоговым кодексом на банки. Речь в данном случае, безусловно, идет только о специальных правонарушениях, прописанных в главе 18 Кодекса. Кроме того, в данную категорию подпадает непредставление по запросу налоговиков сведений о налогоплательщике в рамках так называемой ранее «встречной» проверки (п. 2 ст. 126 НК). Уклонение от своих налоговых обязанностей свидетеля, эксперта или переводчика, привлеченных к налоговому контролю, также может рассматриваться ревизорами только в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Налогового кодекса (ст. 128, 129 НК).

На стыке

Между тем рассмотрение довольно большого числа налоговых правонарушений может проводиться налоговиками и тем и иным способом, в зависимости непосредственно от обстоятельств, при которых обнаружен «проступок». В данную категорию можно включить:

  • нарушение срока постановки на налоговый учет или уклонение от такового (ст. 116, 117 НК);
  • несвоевременное представление сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК);
  • несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК);
  • непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в инспекцию документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 126 НК);
  • нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 129.2 НК).

Оформляем и рассматриваем

По большому счету оба порядка рассмотрения дел о налоговых правонарушениях достаточно схожи. Тем не менее необходимо учитывать, что правила, установленные статьей 101.4 Налогового кодекса, являются более упрощенными и не так детально регламентированы.

При выявлении вне рамок налоговой проверки обстоятельств, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях инспектор должен составить акт, который подписывается как им самим, так и «провинившимся» лицом. В случае отказа последнего об этом делается соответствующая запись.

В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица по устранению «огрехов» и применению соответствующих санкций. Форма акта и требования к его оформлению утверждены приказом ФНС от 13 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/860@.

Согласно пункту 5 Требований документ составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в инспекции, а другой вручается представителю компании или ПБОЮЛ. Если у налоговиков есть основания предполагать, что допущенное налоговое нарушение имеет признаки преступления, акт составляется в трех экземплярах. Третий из них приобщается к материалам, направляемым в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Фирме или предпринимателю акт вручается под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения (п. 4 ст. 101.4 НК РФ). Если «провинившийся» уклоняется от получения указанного документа, то с соответствующей отметкой акт направляется ему по почте заказным письмом. Тогда датой вручения документа признается шестой день со дня отправки.

В течение десяти дней с момента получения акта налогоплательщик может представить свои возражения по нему. Впрочем, отсутствие оных не лишает его права давать пояснения при рассмотрении акта и других материалов налогового контроля, на которое отводится десять дней с даты истечения срока на представление возражений (п. 7 ст. 101.4 НК).

По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов руководитель налогового органа или его зам выносят решение либо о привлечении компании к ответственности, либо об отказе в таковом. На основании первого из них налогоплательщику направляется требование об уплате пеней и штрафа.

«Срочный» пробел

Примечательно, что Налоговым кодексом не установлен срок, в течение которого налоговиками должен быть составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговом правонарушении. Данное обстоятельство, безусловно, невыгодно налогоплательщикам, поскольку нарушение ревизорами данного срока могло бы стать одним из оснований для оспаривания принятого впоследствии контролерами решения. Но, как говорится, нельзя нарушить непредъявленные требования.

К примеру, воспользоваться тем, что в статье 101.4 НК срок на обнаружение и оформление налоговых правонарушений не ограничен, налоговики хотели в деле, арбитром в котором выступил ФАС Волго-Вятского округа (постановление от 22 июля 2008 г. по делу № А43-493/2008-40-10). Правда, в данном случае им это не удалось по той причине, что речь шла о привлечении налогоплательщика к ответственности за непредставление декларации. В связи с этим арбитры посчитали, что рассматриваться данное правонарушение должно было в порядке статьи 101 Налогового кодекса, а следовательно период, когда инспекция могла оштрафовать компанию, уже истек.

Между тем восполнить «срочный» пробел в статье 101.4 НК недавно взялся Минфин. В письме от 22 января 2009 года № 03-02-08-7 эксперты ведомства пришли к выводу: если пунктом 1 статьи 101.4 Кодекса срок составления рассматриваемого акта определен событием обнаружения фактов, говорящих о налоговых правонарушениях, то оформить его ревизоры должны не позднее одного рабочего дня с момента их выявления. Остается надеяться, что налоговики все же возьмут данные разъяснения финансистов на вооружение.

С. Котова,
эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 19 января 2007 г.

Регистрационный N 8822

В соответствии с пунктом 3 статьи 1014 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2006, N 31 (ч. 1), ст. 3436), приказываю:

1.1. Форму Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123), согласно приложению 1 к настоящему приказу;

1.2. Требования к составлению Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123), согласно приложению 2 к настоящему приказу.

2. Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести до нижестоящих налоговых органов настоящий приказ и обеспечить его применение.

3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы М.П. Мокрецова.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
А. Сердюков

Требования к составлению Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120,122,123)

1. Настоящие Требования к составлению Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123) применяются при обнаружении в ходе мероприятий налогового контроля (в соответствии со статьей 1014 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) фактов, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Кодекса).

2. При обнаружении фактов нарушений законодательства о налогах и сборах должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123) (далее - Акт).

3. В Акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за налоговое правонарушение.

4. Акт должен быть составлен на бумажном носителе, на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц. К Акту прилагаются копии документов (при их наличии), подтверждающих отраженные в Акте факты нарушения законодательства о налогах и сборах, протоколы допроса свидетелей, а также иные материалы, имеющие значение для принятия правильного и обоснованного решения по результатам рассмотрения Акта.

В Акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями лиц, подписывающих акт.

Все стоимостные показатели, выраженные в иностранной валюте, подлежат отражению в Акте с одновременным указанием в соответствии с действующим порядком их рублевого эквивалента по курсу, котируемому Банком России для соответствующей иностранной валюты по отношению к рублю.

В случае необходимости использования в тексте Акта сокращенных наименований и аббревиатур при первом употреблении соответствующее словосочетание приводится полностью с одновременным указанием в скобках его сокращенного наименования или аббревиатуры, используемых далее по тексту.

5. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой - вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение (его представителю).

При выявлении налоговым органом обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, Акт составляется в трех экземплярах. В указанном случае третий экземпляр акта приобщается к материалам, направляемым в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 32 Кодекса.

6. Содержащиеся в Акте сведения, относящиеся к налоговой тайне, не подлежат разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел и их должностными лицами, а также передаче в другие органы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

7. Акт должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

7.1. Вводная часть Акта должна содержать:

1) номер Акта (присваивается при его регистрации в налоговом органе);

2) наименование места составления Акта;

3) дату Акта. Под указанной датой понимается дата составления Акта должностным лицом налогового органа;

4) фамилию, имя, отчество должностного лица налогового органа, составившего Акт, его должность и классный чин (при наличии) с указанием наименования налогового органа;

5) указание на пункт 1 статьи 1014 Кодекса, на основании которого должностным лицом налогового органа составлен Акт;

6) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество лица, совершившего налоговое правонарушение. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о совершении предусмотренных Кодексом налоговых правонарушений организации по месту нахождения ее обособленного подразделения, помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования обособленного подразделения и место его нахождения;

7) адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;

8) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (ИНН физического лица при наличии). В случае обнаружения фактов нарушений законодательства о налогах и сборах организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо ИНН организации указывается код причины постановки на учет (КПП).

7.2. Описательная часть Акта должна содержать систематизированное изложение обнаруженных документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах и связанных с этими фактами обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного решения по результатам рассмотрения Акта, в том числе выявленных обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.

Содержание описательной части Акта должно соответствовать следующим требованиям:

а) объективность и обоснованность. Отражаемые в Акте факты должны являться результатом тщательно проведенных мероприятий налогового контроля, исключать фактические неточности, обеспечивать полноту вывода о несоответствии законодательству о налогах и сборах совершенных деяний (действий или бездействия).

По каждому отраженному в Акте факту нарушения законодательства о налогах и сборах должны быть четко изложены:

существо и обстоятельства нарушения законодательства о налогах и сборах;

вид налогового правонарушения, способ и иные обстоятельства его совершения;

ссылки на соответствующие нормы Кодекса, которые нарушены;

ссылки на доказательства.

Акт не должен содержать субъективных предположений, не основанных на достаточных доказательствах.

б) полнота и комплексность отражения в Акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам нарушений законодательства о налогах и сборах.

Каждый установленный факт нарушения законодательства о налогах и сборах должен быть описан полно и всесторонне. Изложение в Акте обстоятельств совершенного налогового правонарушения должно основываться на результатах исследования всех документов, которые могут иметь отношение к излагаемому факту, а также на результатах проведения мероприятий налогового контроля.

В Акте должно обеспечиваться отражение всех существенных обстоятельств, относящихся к выявленным нарушениям законодательства о налогах и сборах.

в) четкость, лаконичность и доступность изложения. Содержащиеся в Акте формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным и по возможности доступным для лиц, не имеющих специальных познаний.

г) системность изложения. Обнаруженные нарушения законодательства о налогах и сборах должны быть сгруппированы в акте по разделам, пунктам и подпунктам в соответствии с характером и видами нарушений законодательства о налогах и сборах.

Выявленные факты однородных массовых нарушений законодательства о налогах и сборах могут быть сгруппированы в ведомости, таблицы и другие материалы, прилагаемые к Акту (приложения). В данном случае в тексте Акта приводится изложение существа этих нарушений законодательства о налогах и сборах со ссылкой на конкретные нормы Кодекса и делается ссылка на соответствующие приложения к Акту. При этом данные приложения должны содержать полный перечень однородных нарушений законодательства о налогах и сборах. Каждое из указанных приложений должно быть подписано составившим Акт должностным лицом налогового органа, а также лицом, совершившим налоговое правонарушение (его представителем).

7.3. Итоговая часть Акта должна содержать:

выводы о наличии признаков налоговых правонарушений. Данные выводы должны содержать указание на вид совершенных налоговых правонарушений со ссылкой на правовые нормы Кодекса, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений;

предложения о взыскании с банка неперечисленных сумм налогов (сборов, пени и штрафов) (приводится в случае выявления налоговым органом неисполнения банком обязанностей, установленных статьей 60 Кодекса);

предложения по устранению выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах. Указанные предложения должны содержать перечень конкретных мер, направленных на устранения и пресечение обнаруженных нарушений законодательства о налогах и сборах;

указание на количество листов приложений к Акту.

8. Акт подписывается составившим его должностным лицом налогового органа и лицом, совершившим налоговое правонарушение. Об отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать Акт делается запись:

(Ф.И.О. руководителя организации

с указанием его должности,

___________________________________ Ф.И.О. физического лица (Ф.И.О. его представителя)

от подписи Акта отказался", заверенная подписью должностного лица налогового органа с указанием даты.

Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение (его представителю), под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. До вручения лицу, совершившему налоговое правонарушение (его представителю), Акт подлежит регистрации в налоговом органе в специальном журнале, страницы которого должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью налогового органа.

При вручении Акта на последней странице экземпляра Акта, остающегося на хранении в налоговом органе, делается запись:

"Экземпляр Акта с приложениями на___ листах получил" за подписью лица, совершившего налоговое правонарушение (его представителя), с указанием его фамилии и инициалов, а также даты вручения акта.

Если лицо, совершившее налоговое правонарушение, уклоняется от получения Акта, должностным лицом налогового органа делается отметка в Акте:

(Ф.И.О. руководителя организации

с указанием его должности,

___________________________________ Ф.И.О. физического лица (Ф.И.О. его представителя)

от получения Акта уклонился", заверенная подписью должностного лица налогового органа с указанием даты.

После проставления отметки об уклонении от получения Акта Акт направляется лицу, совершившему налоговое правонарушение, по почте заказным письмом.

Министерство финансов Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 7 ноября 2018 года N ММВ-7-2/628@

Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)

(с изменениями на 27 августа 2020 года)

(редакция, действующая с 1 января 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом ФНС России от 27 августа 2020 года N ЕД-7-2/609@ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.09.2020, N 0001202009150046) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа ФНС России от 27 августа 2020 года N ЕД-7-2/609@).

1.1. Форму "Требование о представлении уведомления о контролируемых иностранных компаниях" согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

1.2. Форму "Уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента)" согласно приложению N 2 к настоящему приказу;

1.3. Форму "Решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки" согласно приложению N 3 к настоящему приказу;

1.4. Форму "Требование о представлении пояснений" согласно приложению N 4 к настоящему приказу;

1.5. Форму "Решение о проведении выездной налоговой проверки" согласно приложению N 5 к настоящему приказу;

1.6. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки согласно приложению N 6 к настоящему приказу;

1.7. Форму "Решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки" согласно приложению N 7 к настоящему приказу;

1.8. Форму "Решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки" согласно приложению N 8 к настоящему приказу;

1.9. Форму "Справка о проведенной выездной налоговой проверке" согласно приложению N 9 к настоящему приказу;

1.10. Форму "Решение о проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков" согласно приложению N 10 к настоящему приказу;

1.11. Форму "Решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков" согласно приложению N 11 к настоящему приказу;

1.12. Форму "Решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков" согласно приложению N 12 к настоящему приказу;

1.13. Форму "Протокол допроса свидетеля" согласно приложению N 13 к настоящему приказу;

1.14. Форму "Акт о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение (за исключением жилых помещений) проверяемого лица" согласно приложению N 14 к настоящему приказу;

1.15. 1.15. Форму "Постановление о проведении осмотра территорий, помещений, документов и предметов" согласно приложению N 15 к настоящему приказу;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 сентября 2020 года приказом ФНС России от 27 августа 2020 года N ЕД-7-2/609@. - См. предыдущую редакцию)

1.16. Форму "Протокол осмотра территорий, помещений, документов, предметов" согласно приложению N 16 к настоящему приказу;

1.17. Форму "Требование о представлении документов (информации)" согласно приложению N 17 к настоящему приказу;

1.18. Требования к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, согласно приложению N 18 к настоящему приказу;

1.19. Форму "Решение о продлении (об отказе в продлении) сроков представления документов (информации)" согласно приложению N 19 к настоящему приказу;

1.20. Форму "Поручение об истребовании документов (информации)" согласно приложению N 20 к настоящему приказу;

1.21. Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов согласно приложению N 21 к настоящему приказу;

1.22. Форму "Решение об истребовании документов (информации) у аудиторской организации (индивидуального аудитора)" согласно приложению N 22 к настоящему приказу;

1.23. Форму "Постановление о производстве выемки документов и предметов" согласно приложению N 23 к настоящему приказу;

1.24. Форму "Протокол о производстве выемки, изъятия документов и предметов" согласно приложению N 24 к настоящему приказу;

1.25. Форму "Постановление о назначении экспертизы" согласно приложению N 25 к настоящему приказу;

1.26. Форму "Протокол об ознакомлении проверяемого лица с постановлением о назначении экспертизы и о разъяснении его прав" согласно приложению N 26 к настоящему приказу;

1.27. Форму "Акт налоговой проверки" согласно приложению N 27 к настоящему приказу;

1.28. Требования к составлению Акта налоговой проверки согласно приложению N 28 к настоящему приказу;

1.29. Форму "Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки" согласно приложению N 29 к настоящему приказу;

1.30. Форму "Протокол ознакомления с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля" согласно приложению N 30 к настоящему приказу;

1.31. Форму "Решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки (проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами) в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения" согласно приложению N 31 к настоящему приказу;

1.32. Форму "Решение о привлечении к участию в рассмотрении дела о налоговом правонарушении свидетеля, эксперта, специалиста" согласно приложению N 32 к настоящему приказу;

1.33. Форму "Протокол рассмотрения материалов налоговой проверки" согласно приложению N 33 к настоящему приказу;

1.34. Форму "Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля" согласно приложению N 34 к настоящему приказу;

1.35. Форму "Дополнение к Акту налоговой проверки" согласно приложению N 35 к настоящему приказу;

1.36. Форму "Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" согласно приложению N 36 к настоящему приказу;

1.37. Форму "Решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" согласно приложению N 37 к настоящему приказу;

1.38. Форму "Решение о принятии обеспечительных мер" согласно приложению N 38 к настоящему приказу;

1.39. Форму "Решение об отмене обеспечительных мер" согласно приложению N 39 к настоящему приказу;

1.40. Форму "Решение о замене обеспечительных мер" согласно приложению N 40 к настоящему приказу;

1.41. Форму "Решение о приостановлении исполнения решений налогового органа, принятых в отношении физического лица" согласно приложению N 41 к настоящему приказу;

1.42. Форму "Решение о возобновлении исполнения решений налогового органа, принятых в отношении физического лица" согласно приложению N 42 к настоящему приказу;

1.43. Форму "Решение об отмене решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения" согласно приложению N 43 к настоящему приказу;

1.44. Форму "Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)" согласно приложению N 44 к настоящему приказу;

1.45. Требования к составлению Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации), согласно приложению N 45 к настоящему приказу;

1.46. Форму "Решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)" согласно приложению N 46 к настоящему приказу;

1.47. Форму "Решение об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)" согласно приложению N 47 к настоящему приказу;

1.48. Форму "Требование о предоставлении странового отчета" согласно приложению N 48 к настоящему приказу;

1.49. Форму "Решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" согласно приложению N 49 к настоящему приказу;

1.50. Форму "Решение об отказе в возмещении (полностью или частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" согласно приложению N 50 к настоящему приказу;

1.51. Форму "Заявление об освобождении поручителя (банка) от обязательств по договору поручительства (банковской гарантии)" согласно приложению N 51 к настоящему приказу;

1.52. Форму "Решение о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке" согласно приложению N 52 к настоящему приказу;

1.53. Форму "Решение об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке" согласно приложению N 53 к настоящему приказу;

1.54. Форму "Решение об отмене решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке" согласно приложению N 54 к настоящему приказу;

1.55. Форму "Решение об отмене решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в связи с представлением уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость" согласно приложению N 55 к настоящему приказу;

1.56. Форму "Сообщение о подтверждении обоснованности применения освобождения от уплаты акциза" согласно приложению N 56 к настоящему приказу;

1.57. Форму "Решение о возмещении суммы акциза, заявленной к возмещению" согласно приложению N 57 к настоящему приказу;

1.58. Форму "Решение об отказе (полностью или частично) в возмещении суммы акциза, заявленной к возмещению" согласно приложению N 58 к настоящему приказу;

1.59. Форму "Мотивированное заключение об основаниях для отказа (полностью или частично) в возмещении акциза" согласно приложению N 59 к настоящему приказу;

1.60. Форму "Решение о возмещении суммы акциза, заявленной к возмещению, в заявительном порядке" согласно приложению N 60 к настоящему приказу;

1.61. Форму "Решение об отказе в возмещении суммы акциза, заявленной к возмещению, в заявительном порядке" согласно приложению N 61 к настоящему приказу;

Зарегистрирован в Минюсте РФ 19 января 2007 г.

Регистрационный N 8822

В соответствии с пунктом 3 статьи 1014 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2006, N 31 (ч. 1), ст. 3436), приказываю:

1.1. Форму Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123), согласно приложению 1 к настоящему приказу;

1.2. Требования к составлению Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123), согласно приложению 2 к настоящему приказу.

2. Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести до нижестоящих налоговых органов настоящий приказ и обеспечить его применение.

3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы М.П. Мокрецова.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
А. Сердюков

Требования к составлению Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120,122,123)

1. Настоящие Требования к составлению Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123) применяются при обнаружении в ходе мероприятий налогового контроля (в соответствии со статьей 1014 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) фактов, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Кодекса).

2. При обнаружении фактов нарушений законодательства о налогах и сборах должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123) (далее - Акт).

3. В Акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за налоговое правонарушение.

4. Акт должен быть составлен на бумажном носителе, на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц. К Акту прилагаются копии документов (при их наличии), подтверждающих отраженные в Акте факты нарушения законодательства о налогах и сборах, протоколы допроса свидетелей, а также иные материалы, имеющие значение для принятия правильного и обоснованного решения по результатам рассмотрения Акта.

В Акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями лиц, подписывающих акт.

Все стоимостные показатели, выраженные в иностранной валюте, подлежат отражению в Акте с одновременным указанием в соответствии с действующим порядком их рублевого эквивалента по курсу, котируемому Банком России для соответствующей иностранной валюты по отношению к рублю.

В случае необходимости использования в тексте Акта сокращенных наименований и аббревиатур при первом употреблении соответствующее словосочетание приводится полностью с одновременным указанием в скобках его сокращенного наименования или аббревиатуры, используемых далее по тексту.

5. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой - вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение (его представителю).

При выявлении налоговым органом обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, Акт составляется в трех экземплярах. В указанном случае третий экземпляр акта приобщается к материалам, направляемым в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 32 Кодекса.

6. Содержащиеся в Акте сведения, относящиеся к налоговой тайне, не подлежат разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел и их должностными лицами, а также передаче в другие органы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

7. Акт должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

7.1. Вводная часть Акта должна содержать:

1) номер Акта (присваивается при его регистрации в налоговом органе);

2) наименование места составления Акта;

3) дату Акта. Под указанной датой понимается дата составления Акта должностным лицом налогового органа;

4) фамилию, имя, отчество должностного лица налогового органа, составившего Акт, его должность и классный чин (при наличии) с указанием наименования налогового органа;

5) указание на пункт 1 статьи 1014 Кодекса, на основании которого должностным лицом налогового органа составлен Акт;

6) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество лица, совершившего налоговое правонарушение. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о совершении предусмотренных Кодексом налоговых правонарушений организации по месту нахождения ее обособленного подразделения, помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования обособленного подразделения и место его нахождения;

7) адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;

8) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (ИНН физического лица при наличии). В случае обнаружения фактов нарушений законодательства о налогах и сборах организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо ИНН организации указывается код причины постановки на учет (КПП).

7.2. Описательная часть Акта должна содержать систематизированное изложение обнаруженных документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах и связанных с этими фактами обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного решения по результатам рассмотрения Акта, в том числе выявленных обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.

Содержание описательной части Акта должно соответствовать следующим требованиям:

а) объективность и обоснованность. Отражаемые в Акте факты должны являться результатом тщательно проведенных мероприятий налогового контроля, исключать фактические неточности, обеспечивать полноту вывода о несоответствии законодательству о налогах и сборах совершенных деяний (действий или бездействия).

По каждому отраженному в Акте факту нарушения законодательства о налогах и сборах должны быть четко изложены:

существо и обстоятельства нарушения законодательства о налогах и сборах;

вид налогового правонарушения, способ и иные обстоятельства его совершения;

ссылки на соответствующие нормы Кодекса, которые нарушены;

ссылки на доказательства.

Акт не должен содержать субъективных предположений, не основанных на достаточных доказательствах.

б) полнота и комплексность отражения в Акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам нарушений законодательства о налогах и сборах.

Каждый установленный факт нарушения законодательства о налогах и сборах должен быть описан полно и всесторонне. Изложение в Акте обстоятельств совершенного налогового правонарушения должно основываться на результатах исследования всех документов, которые могут иметь отношение к излагаемому факту, а также на результатах проведения мероприятий налогового контроля.

В Акте должно обеспечиваться отражение всех существенных обстоятельств, относящихся к выявленным нарушениям законодательства о налогах и сборах.

в) четкость, лаконичность и доступность изложения. Содержащиеся в Акте формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным и по возможности доступным для лиц, не имеющих специальных познаний.

г) системность изложения. Обнаруженные нарушения законодательства о налогах и сборах должны быть сгруппированы в акте по разделам, пунктам и подпунктам в соответствии с характером и видами нарушений законодательства о налогах и сборах.

Выявленные факты однородных массовых нарушений законодательства о налогах и сборах могут быть сгруппированы в ведомости, таблицы и другие материалы, прилагаемые к Акту (приложения). В данном случае в тексте Акта приводится изложение существа этих нарушений законодательства о налогах и сборах со ссылкой на конкретные нормы Кодекса и делается ссылка на соответствующие приложения к Акту. При этом данные приложения должны содержать полный перечень однородных нарушений законодательства о налогах и сборах. Каждое из указанных приложений должно быть подписано составившим Акт должностным лицом налогового органа, а также лицом, совершившим налоговое правонарушение (его представителем).

7.3. Итоговая часть Акта должна содержать:

выводы о наличии признаков налоговых правонарушений. Данные выводы должны содержать указание на вид совершенных налоговых правонарушений со ссылкой на правовые нормы Кодекса, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений;

предложения о взыскании с банка неперечисленных сумм налогов (сборов, пени и штрафов) (приводится в случае выявления налоговым органом неисполнения банком обязанностей, установленных статьей 60 Кодекса);

предложения по устранению выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах. Указанные предложения должны содержать перечень конкретных мер, направленных на устранения и пресечение обнаруженных нарушений законодательства о налогах и сборах;

указание на количество листов приложений к Акту.

8. Акт подписывается составившим его должностным лицом налогового органа и лицом, совершившим налоговое правонарушение. Об отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать Акт делается запись:

(Ф.И.О. руководителя организации

с указанием его должности,

___________________________________ Ф.И.О. физического лица (Ф.И.О. его представителя)

от подписи Акта отказался", заверенная подписью должностного лица налогового органа с указанием даты.

Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение (его представителю), под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. До вручения лицу, совершившему налоговое правонарушение (его представителю), Акт подлежит регистрации в налоговом органе в специальном журнале, страницы которого должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью налогового органа.

При вручении Акта на последней странице экземпляра Акта, остающегося на хранении в налоговом органе, делается запись:

"Экземпляр Акта с приложениями на___ листах получил" за подписью лица, совершившего налоговое правонарушение (его представителя), с указанием его фамилии и инициалов, а также даты вручения акта.

Если лицо, совершившее налоговое правонарушение, уклоняется от получения Акта, должностным лицом налогового органа делается отметка в Акте:

(Ф.И.О. руководителя организации

с указанием его должности,

___________________________________ Ф.И.О. физического лица (Ф.И.О. его представителя)

от получения Акта уклонился", заверенная подписью должностного лица налогового органа с указанием даты.

После проставления отметки об уклонении от получения Акта Акт направляется лицу, совершившему налоговое правонарушение, по почте заказным письмом.

Статья 101.4. Производство по делу о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях

1. При обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.

2. В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению налоговых санкций.

3. Форма акта и требования к его составлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки.

5. Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение одного месяца со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

6. По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.

7. Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

При рассмотрении акта могут оглашаться составленный акт, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отсутствие письменных возражений не лишает этого лица права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта.

При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением настоящего Кодекса, а также доказательств, полученных из специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и (или) прилагаемых к ней документов и (или) сведений. Если документы (информация) были представлены лицом, привлекаемым к ответственности, в налоговый орган с нарушением установленных настоящим Кодексом сроков, то полученные документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением настоящего Кодекса.

При рассмотрении материалов налоговой проверки ведется протокол.

В ходе рассмотрения акта и других материалов мероприятий налогового контроля может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.

В ходе рассмотрения акта и других материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

1) устанавливает, допускало ли лицо, в отношении которого был составлен акт, нарушения законодательства о налогах и сборах;

2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налоговых правонарушений, содержащихся в настоящем Кодексе;

3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица, в отношении которого был составлен акт, к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

8. По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение в срок, предусмотренный пунктом 6 настоящей статьи:

1) о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение;

2) об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.

9. В решении о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение излагаются обстоятельства допущенного правонарушения, указываются документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении лица к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих ответственность за данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено указанное решение, вправе обжаловать это решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган, а также указываются наименование органа, место его нахождения, другие необходимые сведения.

10. На основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение) этому лицу налоговым органом, выявившим соответствующее правонарушение, направляется требование об уплате (о перечислении) налога (сбора, страховых взносов), пеней и штрафа в порядке и сроки, которые установлены статьями 58, 60, 69 и 70 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

11. Утратил силу. - Федеральный закон от 23.07.2013 N 248-ФЗ.

12. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.

Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.

13. По выявленным налоговым органом нарушениям законодательства о налогах и сборах, за которые лица подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении лиц, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Читайте также: