Аккумулирование налоговых платежей это

Опубликовано: 23.04.2024


Здравствуйте! В этой статье мы расскажем об аккумуляции средств.

Сегодня вы узнаете:

  1. Толкование термина «аккумуляция»;
  2. Какие функции выполняет аккумуляция.

Содержание

  • Что такое аккумуляция
  • Банковская деятельность по аккумулированию временно свободных денежных средств
  • Функции аккумуляции

Что такое аккумуляция

Все мы занимаемся накопительством. Кто-то собирает ненужные вещи и отвозит их на дачу, кто-то копит рабочие дни, чтобы получить продолжительный отпуск, а кто-то копит денежные средства. Поговорим о последних.

Копить деньги можно только тогда, когда у вас после удовлетворения всех ваших нужд остаются так называемые «свободные» денежные массы. Однако, помимо людей с накоплениями, есть те, кто в этих накоплениях нуждается.

Слово «аккумуляция» произошло от латинского «accumulatio», что переводится как накопление.

Смежным понятием является «мобилизация средств«, которая представляет собой деятельность по привлечению денег компаниями и предпринимателями для удовлетворения собственных нужд.

Аккумуляция средств – это процесс накопления собственных или привлеченных денежных средств с целью извлечения коммерческой выгоды, путем временного предоставления этих средств нуждающимся под определенный процент.

На первый взгляд, все просто. Однако, существует проблема объединения тех, кто имеет свободные денежные средства на руках в нужном объеме и тех, кто в них нуждается.

Пример. Гражданину «А» нужно 30 000 рублей на покупку ноутбука для работы. Спустя два месяца он сможет вернуть эти деньги и 20% сверх них. Гражданин «Б» имеет 10 000 накоплений, а гражданин «В» 20 000 накоплений. Как поступить в данном случае? Можно взять в долг под проценты у гражданина «Б» и гражданина «В», но это неудобно, невыгодно и на практике трудноосуществимо. А можно поступить другим образом. Гражданин «В» может аккумулировать денежные средства у себя, путем заимствования их у «Б» под определенный процент. Например, под 15% за весь период. Таким образом, выгоду получат оба кредитора: «Б» 1500 рублей через 2 месяца, а «В» 4500 рублей за тот же срок. Заемщик при этом платит столько, сколько он готов был заплатить изначально. Этот пример наглядно показывает процесс аккумуляции средств.

Банковская деятельность по аккумулированию временно свободных денежных средств

В жизни наиболее ярким представителем сосредоточения свободных денежных средств населения для их использования с целью перераспределения и получения прибыли являются коммерческие банки.

Мало кто знает, но изначально деятельность банков строилась исключительно на использовании собственных свободных средств. Но с ростом популярности займов и кредитования, банковские организации стали брать деньги в долг и использовать метод аккумуляции в своей деятельности. Так появились многочисленные вклады.

Вклады нужны банкам для привлечения средств граждан с целью их дальнейшего перераспределения за больший процент.

Ведь, по сути, когда вы относите ваши свободные средства в банк, вы даете банку в долг под определенный процент, процент по вкладу. Затем банк одалживает эти средства нуждающимся с целью получения процентов по кредиту.

На данный момент банковские организации имеют в своем капитале не более 20% собственных средств, 80% приходится на привлеченные.

Таким образом, банки и банковские организации являются некими посредниками между гражданами, у которых есть временно свободные денежные средства и теми, кто в них нуждается.

Банк объединяет такие субъекты экономики по времени (то есть предоставляет заем тогда, когда в нем нуждаются и на определенный срок), по количеству (предоставляет ту сумму, в которой нуждаются единовременно) и по месту (не надо искать заемщиков и кредиторов, все в одном месте).

Банковская деятельность по аккумулированию средств имеет несколько особенностей:

  • Банк направляет аккумулируемые средства на удовлетворение чужих нужд и потребностей;
  • Право собственности на аккумулируемые средства остаются у тех, кто их внес в банк, то есть у вкладчиков;
  • Деятельность по накоплению и перераспределению заемных средств требует наличия лицензии;
  • Собственные свободные денежные средства банка занимают относительно маленькую долю в его капитале;
  • Деятельность по аккумуляции временно свободных денежных средств – одна из важнейших функций банка.

Функции аккумуляции

И, напоследок, давайте подумаем, почему деятельность по аккумуляции временно свободных денежных средств имеет важное значение для общества и государства.

Первая функция – перераспределение средств, поддержка малого и среднего бизнеса. Часто заемщиками банков становятся владельцы малого и среднего бизнеса, индивидуальные предприниматели.

Они имеют перспективную бизнес-идею, но не имеют средств для ее реализации. Аккумуляция позволяет сосредоточить максимальное количество свободных денежных средств субъектов экономики в одних руках, чтобы затем перераспределить их, отдав тем, кто знает, как заставить деньги работать.

Кроме того, развитие малого и среднего бизнеса позволяет развиваться экономике страны в целом и вносит значительный вклад в бюджет государства.

Вторая функция – сокращение издержек поиска заемных средств. В примере с ноутбуком гражданину «А» пришлось бы обойти нескольких людей, заключить несколько договоров, чтобы получить достаточную сумму. Аккумуляция позволяет избежать бумажной волокиты.

Третья функция – получение прибыли от временно свободных денежных средств. Как известно, деньги должны работать.

Аккумуляция – и есть деятельность по получению денег от денег. При этом прибыль получают не только те, кто аккумулирует денежные средства, но и те, кто вносит свои свободные средства и получает за них процент. Вспомните вклады в банках.

Таким образом, аккумуляция средств позволяет перераспределять средства, развивать малый и средний бизнес в стране, пополнять бюджет государства и улучшать уровень жизни населения.

Уплата налогов и сборов - это порядок внесения или перечисления налоговых платежей в бюджет.

Правовые аспекты определения порядка уплаты налогов и сборов

Своевременная оплата налогов и сборов – одна из основных обязанностей плательщика налога, неисполнение которой влечет за собой привлечение нарушителя к юридической ответственности, поэтому вопросы порядка и условий произведения соответствующих платежей, исчисления их размеров и сроков выполнения данной операции довольно актуальны.

Порядок уплаты налогов и сборов, наряду с субъектом и объектом обложения, налоговой базой и налоговой ставкой, - один из основополагающих элементов системы налогообложения, на основании которого осуществляется реализация налоговой политики РФ.

Основополагающие принципы, используемые при уплате налогов и сборов

Порядок и форма уплаты налогов и сборов, обязательства и права плательщиков регламентированы ст. 58 НК РФ.

Согласно с предписаниями данной нормы права:

  • оплата налога, произведенная в надлежащей форме, осуществляется разово и в полном объеме. Законом допускается перечисление предварительных платежей, однако они не обладают основными свойствами налога, поэтому нарушение сроков их проведения и порядка исчисления не является достаточным основанием для привлечения нарушителя к юридической ответственности, в частности к административной;
  • плательщик налога (налоговый агент) или его уполномоченный представитель должен перечислять всю сумму налога или сбора в срок, установленный соответствующими нормами права;
  • соблюдение порядка исчисления и уплаты предварительных платежей, установленных НК РФ, является обязательным для плательщиков налогов;
  • допускается проведение платежа наличными и в безналичной форме;
  • порядок исчисления и уплаты каждого конкретного налога устанавливается НК РФ, а также налоговыми законами отдельных субъектов РФ и подзаконными актами муниципальных органов.

Правоотношения, возникающие после корректного исчисления и уплаты налогоплательщиком обязательных налогов и сборов, что предусматривает надлежащее исполнение ним налоговой обязанности, регулируются бюджетными актами правотворчества.

Способы уплаты налогов и сборов и особенности их реализации

НК РФ установлено несколько способов взимания налога, к числу которых относят:

  • уплата налога на основании декларации;
  • взимание налогового платежа с источника дохода;
  • кадастровый способ взимания налогового платежа;
  • взимание налога во время реализации дохода;
  • исполнение обязанности по уплате налога в процессе использования имущества: как движимого, так и недвижимого.

Рассмотрим некоторые способы более детально.

1. Уплата налогового сбора по декларации.

Взимание налогового платежа производится на основании декларации.

Использование данного метода предполагает обязанность налогоплательщика предоставить в соответствующий налоговый орган информацию о полученных за определенный период доходах.

Сведения, на основании которых производится исчисление налога, необходимо подать в надлежащем виде и в установленный срок. После исполнения налогоплательщиком своего обязательства по уплате налогов, орган, принявший платеж, должен вручить плательщику уведомление об оплате.

Следует отметить, что способ исполнения обязанности по уплате налогов и сборов через декларацию является недостаточно эффективным, в силу безответственности некоторых граждан и стремления неблагонадежных налогоплательщиков уклониться от выполнения обязанности. К тому же, анализ и обработка данных, представленных в декларации, требует немалых усилий и времени.

2. Уплата налога с источника дохода.

Для данного способа характерен следующий порядок взимания налога: налоговый платеж удерживается с дохода лиц до того момента, как он переходит в их собственность.

То есть уплата налогового сбора производится автоматически, что делает его более эффективным, в отличие от предыдущего способа.

3. Кадастровый способ.

Кадастровый способ взимания налога реализуется с помощью использования кадастровых реестров (домового, земельного, имущественного, промыслового и прочих), содержащих перечни типичных объектов налогообложения, которые классифицируются по внешним признакам. Кадастровый способ позволяет определить среднюю доходность конкретного объекта налогообложения.

Для данного способа характерно установление фиксированных сроков, до истечения которых налогоплательщик обязан произвести оплату. Скажем, налог на имущество физических лиц требуется уплачивать равными частями в сентябре и октябре, до 15 числа каждого месяца.

Обязанность налогоплательщиков по уплате авансовых платежей

В некоторых случаях нормами налогового права устанавливается обязанность налогоплательщика произвести оплату предварительного платежа по налогу, так называемого авансового платежа.

Необходимость внесения авансового платежа обоснована необходимостью обеспечить равномерное наполнение бюджета, что требуется во избежание кассового разрыва.

Особенности, связанные с уплатой авансовых платежей:

  • порядок уплаты авансового платежа аналогичен тому, который предусмотрен для уплаты самого налога;
  • обязанность по уплате предварительного платежа считается выполненной надлежащим образом в случае исполнения ее в порядке, предусмотренном законодательством;
  • некорректное исчисление размера авансового платежа и нарушение порядка его уплаты не является основанием для привлечения плательщика к юридической ответственности по причине ненадлежащего исполнения налогового законодательства.

Обязанности представителей местной администрации и организаций почтовой связи РФ

В соответствии с 4 пунктом 58 статьи НК РФ организации почтовой связи и органы местной администрации должны:

1. Принимать и своевременно производить перечисление денежных сумм, основным предназначением которых является уплата налогов и сборов, в бюджет РФ. Следует отметить, что взимание вышеперечисленными органами платы за прием денежных средств на оплату налога законодательством не предусмотрено;

2. Вести учет денежных средств, перечисленных в бюджет РФ в счет уплаты налога;

3. Обеспечивать выдачу налогоплательщику (налоговому агенту), оплатившему налог, документа, подтверждающего исполнение обязательства надлежащим образом. Как правило, после оплаты налога плательщик получает соответствующую квитанцию;

4. По требованию должностных лиц налоговых органов предоставлять информацию, имеющую отношение к перечислению (исчислению) налогоплательщиком или налоговым агентом средств в счет оплаты налога в бюджет государства.

Юридическая ответственность местной администрации и почтовых организаций РФ за невыполнение обязанности и нарушение порядка уплаты налогов и сборов

На перечисление наличных средств, принятых органами местной администрации от плательщиков налогов, в банк либо организацию почтовой связи РФ отводится пять дней. В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, данный срок может быть продлен до момента их устранения.

Неисполнение органами местной администрации или организациями почтовой связи возложенных на них обязательств является основанием для их привлечения к юридической ответственности, предусмотренной законодательными актами РФ. При этом от надлежащего исполнения обязательства по перечислению средств, принятых от налогоплательщика (налогового агента), нарушитель не освобождается.

Ответственность за ненадлежащее исполнение обязательства по перечислению средств банком или другим финансовым учреждением предусмотрена КоАП РФ. Согласно данному нормативно-правовому акту по отношению к нарушителям применяются такие штрафные санкции:

  • от 10 до 30 тысяч рублей для должностных лиц;
  • в процентном соотношении к сумме перечисления (от 1 до 5%) для юридических лиц.

Определение порядка и сроков уплаты разных видов налогов и сборов

Исчисление и уплата конкретных налогов осуществляются в порядке, предусмотренном такими нормативно-правовыми актами:

  • в отношении региональных налогов применяются предписания актов правотворчества, принятых уполномоченными органами субъектов федерации;
  • исчисление и оплата местных налоговых сборов осуществляются на основании правовых актов муниципальных органов;
  • федеральные налоговые сборы – в соответствии с нормами Налогового кодекса.

На выполнение налогового обязательства законом отводится срок в один месяц, истечение которого начинается с момента получения налогоплательщиком соответствующего извещения из органа налоговой службы.

Исключение составляют случаи, когда в извещении установлен более длительный период для проведения платежа.

Функция денег как средства обращения. Деньги как средство обращения обслуживают розничный товарооборот, сферу оказываемых платных услуг, а также служат средством для уплаты долгов. Эту функцию идеально выполняют наличные денежные знаки. В нашей стране ими являются российские рубли и дробные их части – копейки.

Даная функция денег понимается однозначно практически всеми экономическими школами. Выполняя функцию средства обращения, деньги выступают посредником при обмене товаров и услуг. Процесс купли-продажи выражается в одновременном и разнонаправленном движении экономических благ и денег. Эту функцию выполняют реальные деньги, но не обязательно полноценные.

Особенность функции денег как средства обращения заключается в том, что деньги постоянно находятся в сфере обращения в отличие от товаров, которые после их реализации покидают ее. Поэтому в процессе, в котором деньги переходят из одних рук в другие, достаточным является их символическое существование, т.е. использование золота становится необязательным условие и появляется возможность замены его знаками (бумажными и кредитными деньгами.

Деньги в функции средства обращения можно представить как деньги в цепочке Т-Д-Т (товар-деньги-товар). Цепочка сделок может продолжаться достаточно долго. При этом деньги, меняясь на товары, обеспечивают их обращение, делают возможным переход прав собственности на товар от одного лица к другому. И наоборот, отсутствие денег или их «выпадение» из данной цепочки прерывают нормальный процесс обращения товаров.

Таким образом, обмен распадается на два самостоятельных, одновременно совершаемых и дополняющих друг друга акта:

– товар вступает в сферу обращения, идет превращение товара в деньги путем его продажи Т-Д;

– совершается обратное превращение денег в товар, покупка на вырученные деньги полезного блага Д-Т.

В результате товар уходит в сферу потребления. Появление посредника в обмене товаров преобразует его в товарное обращение.

Товарное обращение – обмен товаров посредством денег. При совершении товарной сделки деньги выполняют особую функцию средства обращения.

Чтобы функционировать в качестве средства обращения, деньги должны отвечать следующим условиям:

– пользоваться всеобщим признанием в качестве денег;

– быть санкционированными государством на выполнение этой функции, поскольку только государство может обязать других субъектов экономики принимать определенные знаки в качестве денег.

При всей важности этих двух условий основополагающим является первое, т.е. желание продавца отдать свой товар за «деньги». Без этого невозможны обращение товаров и их обмен на деньги.

В качестве средства обращения деньги:

– опосредуют движение товаров и услуг (деньги опосредуют движение товаров в государственной, кооперативной торговле, при движении товаров между хозяйственными операциями, при закупке сельскохозяйственной продукции, при осуществлении сделок купли-продажи на рынке. Все акты как-либо опосредуются наличными деньгами).

– преодолевают индивидуальные количественные, временные и пространственные границы, присущие бартеру (деньги в данной функции являются эластичной формой распределения по труду, т.е. получив определенную сумму денежных знаков, как правило, в соответствии с количеством и качеством затраченного труда их можно использовать на покупку товаров в соответствии с потребностями. Деньгам, выполняющих функцию средства обращения, присуще противоречие между качественной и количественной ограниченностью денег. Деньги как всеобщий эквивалент позволяют приобрести любой товар (качественная безграничность), но денег никогда не бывает много, т.к. масса денег в обращении ограничена.

– сокращают издержки обращения (денежный обмен требует значительно меньше усилий и времени, чем бартер).

Выполнение деньгами функции средства обращения, их роль как «мимолетного посредника обмена» приводят к возможности появления как новых видов денег, так и к возможности замены денег на квази-деньги, а также денежные суррогаты, некие виртуальные знаки, если они признаются обществом или его частью в качестве представителя определенного количества денежного материала. В данном случае форма денег берет верх над содержанием до тех пор, пока покупательская способность денег не начнет падать. В процессе денежного оборота субъекты анализируют реальную и номинальную покупательскую способность денег для того, чтобы получить эквивалент, который каждый согласен принять в обмен на свои товары и услуги.

В настоящее время господствующее положение в денежном обращении заняли кредитные деньги: векселя, банкноты, чеки, банковские кредитные карты.

На дальнейшее развитие денег функции средства обращения могут влиять факторы:

  1. Увеличение товарооборота.
  2. Увеличение или снижение доходов населения.
  3. увеличение или снижение товаров народного потребления.

На сужение использования денег влияют факторы:

  1. Развитие безналичных расчетов, в том числе безналичных расчетов населения.
  2. Расширение фондов общественного производства.

Анализ движения денег в функции средства обращения приводит к следующим выводам. Во-первых, не формы денег делают их деньгами, а само денежное обращение нуждается в определенной форме денег. Во-вторых, своеобразие денег заключается в том, что они играют мимолетную роль посредника в кругообороте товаров и услуг.

В целом дальнейшее развитие функции денег как средства обращения – сложный и противоречивый процесс, т.к. существуют разнонаправленные факторы, влияющие на сферу применения денег функции средства обращения.

Функция денег как средства платежа. Основой выполнения деньгами функции средства платежа является существование разрыва во времени между движением денег и движением товаров и услуг. Часто в момент совершения купли-продажи товара покупатель не имеет денег для его оплаты. Следовательно, в рамках функции средства обращения, когда одномоментно происходит движение Т-Д-Т, такая сделка состояться не может. Но это не значит, что она невозможна. Дело в том, что многие покупатели, не имеющие денег в настоящий момент, в принципе, являются платежеспособными в дальнейшем. Выход из этой ситуации связан с возможностью отсрочки платежа и возникновением долговых отношений.

Назначение денег как средства платежа заключается в том, что здесь они являются орудием погашения разного рода долговых обязательств, причем акт погашения обязательств оторван от времени их возникновения.

Возникают следующие виды денежных обязательств, погашение которых связано с функцией денег как средства платежа:

– обязательства, возникающие в связи с использованием кредита;

– обязательства по оплате труда, выплате пенсий и других платежей как денежные обязательства государства по отношению к населению или негосударственных структур по отношению к населению;

– различные долговые финансовые обязательства (например, уплата налогов);

– обязательства, вытекающие из решений административно-судебных органов.

Особенность выполнения деньгами данной функции заключается в том, что движение стоимости является самостоятельным, непосредственно не связанным с одновременным движением товара или в том, что движение денег оторвано от движения товара:

– происходит несовпадение во времени и в пространстве движения денег и движения товаров;

– используются наличные или безналичные деньги;

– деньги должны быть реальными (исключение: идеальные деньги в случае зачета взаимных требований);

– эту функцию могут исполнять знаки стоимости, т.е. неполноценные деньги.

Преобладающая часть денежного оборота, в котором деньги выступают как средство обращения приходится на безналичные денежные расчеты между юридическими лицами и в определенной части в расчетах физических лиц. В эту же сферу входят электронные деньги сетей, частные платежные системы. В современном мире функция средства платежей превалирует над функцией средства обращения, поскольку объем безналичных расчетов сегодня превышает объем расчетов наличными деньгами.

Анализ движения денег в функции средства платежа позволяет сделать следующие выводы: во-первых, деньги в кредитной сделке не являются посредником в обмене, а являются инструментом, завершающим сделку; во-вторых, деньги в функции средства платежа могут выступать как мысленно представляемые, идеальные, счетные деньги; в-третьих, при погашении обязательства необходимы реальные деньги.

Ряд экономистов считают, что данная функция денег является не самостоятельной, а производной от всех остальных функций. Но и есть другая точка зрения, согласно которой в условиях, когда доминируют кредитные деньги, функция средства платежа вытесняет функцию средства обращения, а сама функция средства платежа рассматривается как интегральная функция, включающая в себя все прочие функции денег.

В условиях преобладания в денежном обороте кредитных денег фактически только наличные деньги выполняют функцию средства обращения. Эта функция денег не исчезает, она будет сохранена, пока часть расчетов проводится в наличной форме. Но при этом и наличные деньги являются кредитными деньгами, если их эмиссия осуществляется на кредитной основе.

Деньги в данной функции используются для погашения разного рода денежных обязательств. Именно в процессе погашения обязательств происходит платеж. «Сбои» в выполнении деньгами данной функции приводит к нарастанию неплатежей в экономике, которое может привести к так называемому платежному кризису.

Контроль за производством и распределением общественного продукта при помощи денег функций средства осуществляется финансовыми и банковскими органами в процессе финансирования и кредитования экономики, в процессе расчетно-кассового обслуживания хозяйства. С этой же целью была создана налоговая система.

Ссудный капитал

Ссудный капитал представляет собой совокупность денежных капиталов, отданных в ссуду на условиях возврата за определенную плату в виде процента. Ссудный капитал – особая историческая форма капитала.

На рынке капиталов ссудный капитал удовлетворяет потребности национальной экономики в лице государства, юридических и физических лиц в свободных финансовых ресурсах.

Специфика ссудного капитала наиболее полно проявляется в процессе передачи его от кредитора к заемщику и обратно:

– ссудный капитал как капитал, это собственность, владелец которого передает, а точнее продает, заемщику не сам капитал, а лишь право на его временное пользование.

– ссудный капитал как товар, потребительская стоимость которого определяется способностью продуктивно использоваться заемщиком, обеспечивая ему прибыль, часть которой используется для погашения процентных выплат. Специфическая форма отчуждения ссудного капитала, процедура передачи которого от кредитора заемщику всегда имеет разнесенный во времени характер в части механизма оплаты, т.е. при обычной сделке товар оплачивается немедленно, кредитные ресурсы и плата за их использование чаще всего возвращается через определенное время.

– ссудный капитал при движении от кредитора к заемщику находится только в денежной форме.

Ссудный капитал формируется за счет финансовых ресурсов, привлекаемых кредитными организациями у государства, юридических и физических лиц. Существуют следующие источники образования ссудного капитала:

Первым и основным источником образования ссудных капиталов является часть средств, высвобождаемая в процессе воспроизводства, которая накапливает в себе денежные капиталы.

Высвобождению денежных капиталов из процесса производства способствует ряд субъективных факторов: Во-первых, это амортизационный фонд предприятия. Амортизация основных фондов переносит часть их стоимости на себестоимость продукции, результатом которой является высвобождение денежного капитала, который может быть использован для обновления, расширения и восстановления производственных фондов.

Во-вторых, возникает разница выраженная в денежном капитале между стоимостью товара высвобождаемого в процессе реализации продукции и со временем произведения новых материальных затрат на покупку сырья и материалов.

В-третьих, та же разница появляющаяся в результате интервала между временем получения вырученных от реализации доходов и временем выдачи заработной платы.

В-четвёртых, прибавочная стоимость, возникающая в результате производственной деятельности, накопление которой может также не только откладываться в виде денежного капитала, но и при достижении определённых размеров может быть использована для расширения производства, роста дохода, направляться на воспроизводство рабочей силы, производственных отношений.

Часть накопленного денежного капитала оседает в богатства, не использование которого не приносит прибыли.

В следствии возникнувшего между денежными капиталами: богатством и капиталом находящимся в непрерывном движении и приносящим прибыль, противоречия, появляется связующее звено выступающее посредством кредита. Оно позволяет работать этим капиталам в общем кругообороте производства, принося прибыль: одним в виде прибавочной стоимости, другим в виде ссудного процента.

Вторым источником образования ссудных капиталов являются капиталы рантье (денежных капиталистов). Капиталистов, которые видят пополнение своих богатств не в том, чтобы извлекать прибыль от вложения в производство, а в том, чтобы дать в ссуду эти капиталы другим капиталистам или государству и заработать с этого ссудный процент при условии возвратности первоначального ссудного капитала.

Третьим источником формирования ссудного капитала является объединение остальных кредиторов вкладывающих свой доход и сбережения в кредитные учреждения. К ним можно отнести страховые компании, пенсионный фонд, временно свободные денежные средства государственного бюджета, сбережения и доходы различных классов и других институтов.

Таким образом, можно сделать вывод, что временно свободные денежные средства, возникающие на основе кругооборота промышленного и торгового капитала, денежные накопления личного сектора и государства образуют источники ссудного капитала.

Каковы же особенности ссудного капитала:

  1. Ссудный капитал, который должен быть возвращён заёмщику по истечении срока ссуды, всегда остаётся капиталом собственника, заёмщик не вкладывает капитал в производство, как это делает промышленный или торговый капиталист. Ссудный капитал лишь отдаётся во временное пользование с целью получения прибыли в виде ссудного процента. Он отличен от капитала-функции, тем, что является капиталом собственностью.
  2. Заёмщики ссудного капитала “продают” его как товар промышленным и торговым капиталистам за ссудный процент. В свою очередь последние приобретают на него средства производства и рабочую силу, в результате эксплуатации которой, получают прибавочную стоимость в форме прибыли, частью которой и погашается ссудный процент и сама ссуда. Таким образом, ссудный капитал в результате кругооборота, способен выступать в форме товара, способного приносить прибыль в результате эксплуатации наёмного труда.
  3. Ссудный капитал не меняет, в отличие от торгового и промышленного капитала своей денежной формы. Его движение не изменяет своей структуры. При предоставлении ссуды в денежной форме, она возвращается к заёмщику в той же форме, но в другом объеме возросшем на сумму ссудного процента (денежного прироста) .

4 . Наличие у ссудного капитала специфической формы отчуждения в виде одностороннего перемещения стоимости. То есть возврат ссудного капитала происходит после определённого промежутка времени, а не изначально, как это происходит с товаром обмениваемым на сумму денег при купле-продаже. Вот почему наивысшей степени в ссудном капитале достигают противоречия между капиталом и трудом.

  1. Порождение денег деньгами, т.е. способность получения без видимых затрат и промежуточных звеньев прироста (процента) по ссуде не зависимо, как от процесса производства, так и товарного обращения.
  2. Получение прибыли в виде ссудного процента, т.е. той части прибавочной стоимости, которую производственные (функционирующие) капиталисты возвращают ссудным капиталистам за использование ссудного капитала.

Прибыль, получаемая от ссудного капитала является выражением платы за кредит, которая отражается в фактическом распределении ее между заемщиком и кредитором и делится на две части:

– процент, присваиваемый ссудным кредитором и

– предпринимательский доход, присваиваемый функционирующим заемщиком.

Задача.

На основе исходных данных составить региональный баланс доходов и расходов населения по форме.

Таблица 2

Общие сведения для составления баланса доходов и расходов населения

По итогам 2014 года, чистый отток капитала из России составил более 150 млрд. долларов. Логично, что государство хочет сократить этот поток, поэтому ЦБ начал бороться с наиболее популярными схемами транзита.

Неплохо было бы сначала рассказать о том, что такое «транзит» или «транзитные операции». Этот термин довольно часто употребляется и в прессе, и в различных нормативных актах, и в судебной практике. Несмотря на это, в законодательстве его определение отсутствует. Термин также довольно сложно вывести из судебной практики, так как арбитры рассматривают конкретные ситуации и не дают общего понятия. Отсутствует даже определение признаков, по которым можно понять, что имеет место именно «транзит», а не обычная банковская операция. Сам по себе транзит денег законодательно не запрещен. Нельзя ведь запретить то, чего официально не существует. Проблемы начинаются тогда, когда государство решает, что операция причиняет ему ущерб. В таком случае под транзитом обычно понимают движение средств между организациями, не обусловленное экономическими причинами. Как правило, его цель – аккумулирование денег с целью их дальнейшего использования в каких-либо целях, в том числе, и незаконных (взятки, откаты, уклонение от уплаты налогов, черная зарплата и так далее). Оседают средства на счетах в тех странах, где налоговое законодательство не такое жесткое и внимательное, либо в банках, которые находятся в странах, конфликтующих с Российской Федерацией.

Виды транзита

Видов транзита, наверное, столько же, сколько и получателей транзитных денег. Схемы совершенствуются постоянно. Однако основных вариантов всего три.

Первый – это консалтинг. Самый простой и самый заметный метод. Организация в России перечисляет за рубеж средства за консалтинговые услуги (юридические, маркетинговые, бухгалтерские, технические и другие). Фиктивность таких сделок за частую слишком очевидна, так как получатели денег, как пра вило, имеют короткий срок существования, не имеют необходимого штата и возможностей для оказания услуг. Да и материальный результат в виде отчета обычно не представляется.

Отсутствует даже определение признаков, по которым можно понять, что имеет место именно «транзит», а не обычная банковская операция.

Второй вариант – закупка оборудования. Организация данного метода сложнее, но доказать факт «транзита» в этом случае также сложнее. Российская компания при таком варианте действительно закупает за рубежом какое-либо оборудование, стоимость которого затем многократно увеличивается за счет большого числа посредников. При этом часть участников цепочки платит налоги в минимальных размерах, а потом прекращает деятельность.

Третий вариант транзита – покупка иностранных ценных бумаг, как фиктивных, так и вполне реальных. Преимущество данного способа заключается в том, что далеко не всегда возможно определить реальную стоимость приобретаемого актива, который, к тому же, можно легко и быстро продать и получить деньги на зарубежный счет или так необходимые наличные средства.

С целью запутать следы и усложнить контроль, большинство сделок совершается через цепочку подставных контрагентов и несколько банков. Транзитная сумма может дробиться, чтобы потом быть аккумулированной на одном или нескольких зарубежных счетах. При этом практикуется так называемый «разрыв цепочки», когда один из участников в случае возникновения претензий просто уплачивает все требуемые налоговой инспекцией суммы, тем самым лишая юридических оснований для обоснования схемы в целом.

Способы контроля

На самом деле какого-либо эффективного механизма контроля нет и, похоже, не предвидится. Иначе схема давно перестала бы существовать. Наиболее действенным способом является аналитика, которая может осуществляться, в том числе, и электронными методами. Есть только одна существенная проблема: к тому моменту, когда схема станет очевидна, деньги окажутся за рубежом. И будет уже поздно.

Именно поэтому теперь акцент будет сделан на превентивные операции. То есть, в очередной раз будет усилен контроль. Такое уже было: 2 марта 2012 года Центробанк принял Положение № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Документ содержал неисчерпывающий список из порядка сотни признаков, по которым можно было судить, что та или иная операция направлена на отмывание денег или финансирование терроризма. Фактически это означает тот же самый транзит. Положение давало банку право замораживать средства или отказывать в осуществлении конкретной транзакции и даже полностью закрывать счет. Причин для этого было не нужно, достаточно подозрений. При этом банки были освобождены от ответственности.

В случае если транзакция все же привлекла внимание, то надо максимально подробно объяснять ее смысл с представлением соответствующих документов. При этом оперативность ответа имеет существенное значение.

Что еще может придумать ЦБ, пока неясно. Наверняка, в ближайшее время появится новый документ на эту тему, тайный или явный.

Действие Положения № 374-П почувствовали на себе не очень многие компании, но сейчас таких будет явно больше. Давление на банки со стороны государства усиливается, как минимум потому, что их число сокращается, а значит и внимания к каждому становится больше.

Алгоритм будет приблизительно следующим. Банк замораживает транзакцию (или даже счет), посчитав какую-то операцию подозрительной, и направляет письмо клиенту с требованием представить соответствующие пояснения с приложением документов. Содержание пакета бумаг и комплекта пояснений целиком и полностью зависит от фантазии банковских клерков, так как предусмотреть все ситуации ни в одном Положении не получится. Если пояснения будут признаны недостаточными или не поступят вовсе, наиболее вероятной реакцией будет закрытие счета и сообщение о подозрениях кредитного учреждения в государственные органы, что приведет к непредсказуемым для компании последствиям.

Вполне возможно, что государство также создаст дополнительный механизм привлечения банков к ответственности за нарушения, допущенные клиентами, помимо уже существующего отзыва лицензии.

Что с этим делать?

Серьезная проблема российского законодательства заключается в очень существенной «размытости» его формулировок. Поэтому дать четкий алгоритм действий, что именно стоит делать, а чего нет, чтобы избежать проблем, невозможно.

В таких условиях самый действенный способ – не привлекать к себе внимание. Те операции, которые компания совершает с зарубежными партнерами, должны быть близки по своему экономическому смыслу к обычным операциям организации. То есть, если фирма торгует металлом, то приобретение продуктов питания может вызвать вопросы. Стоит также тщательно оформлять документы, в том числе внимательно заполнять поле «назначение платежа». Фразы «по договору», «за товар» и им подобные вызывают сильное раздражение в банках.

Также всегда стоит иметь запасной вариант. Для этого желательно сотрудничать с несколькими банками, не входящими в одну и ту же группу. Также стоит учитывать особые требования некоторых кредитных учреждений к тем или иным операциям.

В случае если транзакция все же привлекла внимание, то надо максимально подробно объяснять ее смысл с представлением соответствующих документов. При этом оперативность ответа имеет существенное значение. При его неполучении банк может привлечь к разрешению ситуации государственные органы. И тогда решить проблему в интересах клиента банка будет значительно сложнее.

Николай Визер, старший юрисконсульт юридической компании «Туров и Побойкина-Сибирь», для журнала «Расчет»


Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в профессиональной прессе для бухгалтеров. Оформите быструю подписку >>

Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Уплата налогов и сборов - это порядок внесения или перечисления налоговых платежей в бюджет.

Правовые аспекты определения порядка уплаты налогов и сборов

Своевременная оплата налогов и сборов – одна из основных обязанностей плательщика налога, неисполнение которой влечет за собой привлечение нарушителя к юридической ответственности, поэтому вопросы порядка и условий произведения соответствующих платежей, исчисления их размеров и сроков выполнения данной операции довольно актуальны.

Порядок уплаты налогов и сборов, наряду с субъектом и объектом обложения, налоговой базой и налоговой ставкой, - один из основополагающих элементов системы налогообложения, на основании которого осуществляется реализация налоговой политики РФ.

Основополагающие принципы, используемые при уплате налогов и сборов

Порядок и форма уплаты налогов и сборов, обязательства и права плательщиков регламентированы ст. 58 НК РФ.

Согласно с предписаниями данной нормы права:

  • оплата налога, произведенная в надлежащей форме, осуществляется разово и в полном объеме. Законом допускается перечисление предварительных платежей, однако они не обладают основными свойствами налога, поэтому нарушение сроков их проведения и порядка исчисления не является достаточным основанием для привлечения нарушителя к юридической ответственности, в частности к административной;
  • плательщик налога (налоговый агент) или его уполномоченный представитель должен перечислять всю сумму налога или сбора в срок, установленный соответствующими нормами права;
  • соблюдение порядка исчисления и уплаты предварительных платежей, установленных НК РФ, является обязательным для плательщиков налогов;
  • допускается проведение платежа наличными и в безналичной форме;
  • порядок исчисления и уплаты каждого конкретного налога устанавливается НК РФ, а также налоговыми законами отдельных субъектов РФ и подзаконными актами муниципальных органов.

Правоотношения, возникающие после корректного исчисления и уплаты налогоплательщиком обязательных налогов и сборов, что предусматривает надлежащее исполнение ним налоговой обязанности, регулируются бюджетными актами правотворчества.

Способы уплаты налогов и сборов и особенности их реализации

НК РФ установлено несколько способов взимания налога, к числу которых относят:

  • уплата налога на основании декларации;
  • взимание налогового платежа с источника дохода;
  • кадастровый способ взимания налогового платежа;
  • взимание налога во время реализации дохода;
  • исполнение обязанности по уплате налога в процессе использования имущества: как движимого, так и недвижимого.

Рассмотрим некоторые способы более детально.

1. Уплата налогового сбора по декларации.

Взимание налогового платежа производится на основании декларации.

Использование данного метода предполагает обязанность налогоплательщика предоставить в соответствующий налоговый орган информацию о полученных за определенный период доходах.

Сведения, на основании которых производится исчисление налога, необходимо подать в надлежащем виде и в установленный срок. После исполнения налогоплательщиком своего обязательства по уплате налогов, орган, принявший платеж, должен вручить плательщику уведомление об оплате.

Следует отметить, что способ исполнения обязанности по уплате налогов и сборов через декларацию является недостаточно эффективным, в силу безответственности некоторых граждан и стремления неблагонадежных налогоплательщиков уклониться от выполнения обязанности. К тому же, анализ и обработка данных, представленных в декларации, требует немалых усилий и времени.

2. Уплата налога с источника дохода.

Для данного способа характерен следующий порядок взимания налога: налоговый платеж удерживается с дохода лиц до того момента, как он переходит в их собственность.

То есть уплата налогового сбора производится автоматически, что делает его более эффективным, в отличие от предыдущего способа.

3. Кадастровый способ.

Кадастровый способ взимания налога реализуется с помощью использования кадастровых реестров (домового, земельного, имущественного, промыслового и прочих), содержащих перечни типичных объектов налогообложения, которые классифицируются по внешним признакам. Кадастровый способ позволяет определить среднюю доходность конкретного объекта налогообложения.

Для данного способа характерно установление фиксированных сроков, до истечения которых налогоплательщик обязан произвести оплату. Скажем, налог на имущество физических лиц требуется уплачивать равными частями в сентябре и октябре, до 15 числа каждого месяца.

Обязанность налогоплательщиков по уплате авансовых платежей

В некоторых случаях нормами налогового права устанавливается обязанность налогоплательщика произвести оплату предварительного платежа по налогу, так называемого авансового платежа.

Необходимость внесения авансового платежа обоснована необходимостью обеспечить равномерное наполнение бюджета, что требуется во избежание кассового разрыва.

Особенности, связанные с уплатой авансовых платежей:

  • порядок уплаты авансового платежа аналогичен тому, который предусмотрен для уплаты самого налога;
  • обязанность по уплате предварительного платежа считается выполненной надлежащим образом в случае исполнения ее в порядке, предусмотренном законодательством;
  • некорректное исчисление размера авансового платежа и нарушение порядка его уплаты не является основанием для привлечения плательщика к юридической ответственности по причине ненадлежащего исполнения налогового законодательства.

Обязанности представителей местной администрации и организаций почтовой связи РФ

В соответствии с 4 пунктом 58 статьи НК РФ организации почтовой связи и органы местной администрации должны:

1. Принимать и своевременно производить перечисление денежных сумм, основным предназначением которых является уплата налогов и сборов, в бюджет РФ. Следует отметить, что взимание вышеперечисленными органами платы за прием денежных средств на оплату налога законодательством не предусмотрено;

2. Вести учет денежных средств, перечисленных в бюджет РФ в счет уплаты налога;

3. Обеспечивать выдачу налогоплательщику (налоговому агенту), оплатившему налог, документа, подтверждающего исполнение обязательства надлежащим образом. Как правило, после оплаты налога плательщик получает соответствующую квитанцию;

4. По требованию должностных лиц налоговых органов предоставлять информацию, имеющую отношение к перечислению (исчислению) налогоплательщиком или налоговым агентом средств в счет оплаты налога в бюджет государства.

Юридическая ответственность местной администрации и почтовых организаций РФ за невыполнение обязанности и нарушение порядка уплаты налогов и сборов

На перечисление наличных средств, принятых органами местной администрации от плательщиков налогов, в банк либо организацию почтовой связи РФ отводится пять дней. В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, данный срок может быть продлен до момента их устранения.

Неисполнение органами местной администрации или организациями почтовой связи возложенных на них обязательств является основанием для их привлечения к юридической ответственности, предусмотренной законодательными актами РФ. При этом от надлежащего исполнения обязательства по перечислению средств, принятых от налогоплательщика (налогового агента), нарушитель не освобождается.

Ответственность за ненадлежащее исполнение обязательства по перечислению средств банком или другим финансовым учреждением предусмотрена КоАП РФ. Согласно данному нормативно-правовому акту по отношению к нарушителям применяются такие штрафные санкции:

  • от 10 до 30 тысяч рублей для должностных лиц;
  • в процентном соотношении к сумме перечисления (от 1 до 5%) для юридических лиц.

Определение порядка и сроков уплаты разных видов налогов и сборов

Исчисление и уплата конкретных налогов осуществляются в порядке, предусмотренном такими нормативно-правовыми актами:

  • в отношении региональных налогов применяются предписания актов правотворчества, принятых уполномоченными органами субъектов федерации;
  • исчисление и оплата местных налоговых сборов осуществляются на основании правовых актов муниципальных органов;
  • федеральные налоговые сборы – в соответствии с нормами Налогового кодекса.

На выполнение налогового обязательства законом отводится срок в один месяц, истечение которого начинается с момента получения налогоплательщиком соответствующего извещения из органа налоговой службы.

Исключение составляют случаи, когда в извещении установлен более длительный период для проведения платежа.

Читайте также: