Акцизы на сигареты беларусь

Опубликовано: 16.05.2024

Власти России установили единую минимальную розничную цену (ЕМРЦ) на сигареты – с 1 апреля 2021 года одна пачка стоит не менее 108 рублей.

Одобряющий нововведение Федеральный закон №504-ФЗ «О внесении изменений в ст.13 Федерального закона №15-ФЗ» 30 декабря 2020 года подписал президент РФ В. В. Путин.

Разбираемся, для чего установили ЕМРЦ и как она отразится на розничных продажах и жизни курильщиков.

Как теперь устанавливаются цены на сигареты. Новые правила с 1 апреля

В России запрещается продажа табачных изделий по цене выше максимальной розничной цены (МРЦ) и ниже единой минимальной розничной цены (ЕМРЦ).

До 1 апреля устанавливались максимальные розничные цены самостоятельно производителями, а минимальная розничная цена составляла 75% от максимальной. Часто продавцы устанавливали минимальную цену на сигареты и выдавали ее за скидку. А это запрещено законом.

С 1 апреля минимальную стоимость табачных изделий определяет Минсельхозпром. Она будет единой для всех розничных продавцов. Единая минимальная розничная цена (ЕМРЦ) рассчитывается по специальной формуле с учетом ставки акциза, НДС и повышающего коэффициента 1,4. ЕМРЦ будет индексироваться каждый год.

Предпринимателю придется самостоятельно отслеживать новости по изменению ЕМРЦ сигарет. В 2021 году ЕМРЦ на пачку сигарет из 20 штук составляет 108 рублей, в 2022 году она повысится до 112 рублей.

Продажа табака в рознице

Продажа табачной продукции потребителям с 1 апреля осуществляется по максимальным розничным ценам, установленным в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Но максимальная цена не может быть ниже установленной единой минимальной цены.

Зачем изменили МРЦ на сигареты

Причин две. Главная – это борьба с нелегальной продукцией на табачном рынке.

С ней уже борется обязательная маркировка табака, которая началась 1 марта 2019 года. Она показала весьма успешные результаты – уже через год после старта процент нелегальной продукции снизился в два раза.

Но с 1 января 2021 года акцизы на табачные изделия увеличились на 20%. Это, соответственно, привело к заметному росту цен. Большая часть покупателей вновь обратила внимание на недорогую альтернативу, поэтому доля контрафактных сигарет, особенно из стран ЕАЭС, снова стала расти.

Правительство и многие производители считают, что установление МРЦ (минимальных розничных цен) на табачные изделия поможет маркировке табака бороться с нелегальным товаром на рынке. ЕМРЦ – это своего рода индикатор для определения контрафакта. Так добросовестные предприниматели не будут терпеть убытки из-за неравных конкурентных условий с недобросовестным бизнесом, а покупатели будут уверены в качестве сигарет.

Второй причиной повышения МРЦ (минимальных розничных цен) называется борьба с вредной привычкой граждан. По данным Росстата в России курит 22% населения: 40% мужчин и каждая десятая женщина. Также сигареты станут менее доступны для несовершеннолетних. Ведь небольшие магазины, даже нарушая закон, часто продают им дешевые сигареты.

Максимальная цена по-прежнему устанавливается отдельно по каждой марке.

Изменит ли введение минимальной розничной цены среднюю цену пачки сигарет

Введение Единой минимальной розничной цены не отразилось на средней цене пачки качественных сигарет, считают представители ведущих табачных компаний. Цена на сигареты должна учитывать все налоги и издержки (производственные, логистические и т. д.), а цены крупных легальных производителей уже их учитывают.

Основное влияние на стоимость сигарет в розничной торговле оказывает рост акцизов. В 2020 году пачка обходилась покупателю в среднем в 120 рублей. В 2021-ом, с учетом акцизов, которые выросли на 20%, ее рекомендованная розничная цена (РРЦ) составляет 140 рублей. Для сравнения, стоимость контрафактной пачки – 50-60 рублей.

Что делать рознице с нереализованными сигаретами после 1 апреля

Для розницы законом предусматривается переходный период. Если цена на пачке указана ниже ЕМРЦ, то есть ниже 108 рублей, и эта продукция произведена до 01.04.2021 года, ее можно продать по максимальной розничной цене до 01.07.2021 года.

“Реализация потребителям ранее произведенной или ввезенной табачной продукции с максимальными розничными ценами, установленными на уровне ниже единой минимальной цены табачной продукции, действующей на момент реализации указанной продукции, но не ниже единой минимальной цены табачной продукции, действовавшей в период, непосредственно предшествующий дате применения новой единой минимальной цены табачной продукции, допускается в течение трех месяцев с даты применения новой единой минимальной цены табачной продукции".

То есть владельцы магазинов могут продавать товар, произведенный и введенный в оборот до 1 апреля, по цене ниже установленной ЕМРЦ до 1 июля 2021 года.

Напоминаем, что в России действует обязательная маркировка сигарет, поэтому ваша касса должна:

поддерживать тег 1162,

отправлять чек с кодом и фискальными данными в ОФД.

Еще, по тем же правилам маркировки, розничные магазины, как и все участники товарооборота маркированных товаров, должны вести документооборот через ЭДО (электронный документооборот).


МТС Касса предусмотрела все, чтобы вы просто продавали табак по закону:

Интеграция с ЭДО. Принимать УПД вы можете как на кассе, так на ПК в личном кабинете кассового сервиса.

Встроенный товарный учет. Автоматический учет табачных и других товаров: сбор статистики продаж, более 50 аналитических отчетов, учет актуальных остатков и т. д.

Модуль для подключения к ЕГАИС и интеграция с ФГИС Меркурий. Вы работаете со всеми подотчетными товарами в режиме одного окна через кассовый сервис.

Совмещение двух налоговых режимов или двух организаций на одной кассе.

Бесплатное обновление ПО под все изменения закона в автоматическом режиме.

Удаленный контроль торговли со смартфона через специальное приложение для руководителей “МТС. Мой бизнес”.

Экономим на эквайринге

Все МТС Кассы поддерживают работу с СБП (системой быстрых платежей), что помогает рознице существенно экономить на комиссиях за эквайринг.

Ставка в СБП гораздо ниже, чем по эквайрингу – от 0,4 до 0,7%.

С МТС Кассой терминал эквайринга и дополнительные гаджеты для приема безналичных платежей через СБП не требуются.

Какие штрафы ожидают нарушителей

За стимулирование продажи табака продавец привлекается к ответственности по статье 14.3.1 КоАП РФ:

ИП – от 5 до 15 тысяч рублей;

юридические лица – от 80 до 150 тысяч рублей.

За нарушение порядка ценообразования табачных изделий по статье 14.6 КоАП РФ предусмотрены следующие размеры штрафов:

ИП – 50 тысяч рублей или дисквалификация до трех лет;

юридические лица – двукратный размер полученной выручки.

ИП – 50 тысяч рублей или дисквалификация до трех лет;

юридические лица – 100 тысяч рублей.

Также продавцов ждут штрафы за продажу сигарет без маркировки:

5 000 - 10 000 руб. для ИП;

50 000 - 100 000 руб. для юридических лиц.

и за отсутствие номенклатуры в чеке:

1 500 - 3 000 руб. – для должностных лиц;

5 000 - 10 000 руб. – для ИП и ООО.

Дата публикации: 05.04.2021

Пять лет назад дешевая пачка сигарет стоила 28 рублей, а дорогая не превышала 73 рублей. Сегодня средняя стоимость одной пачки составляет 110 рублей. Цена на никотин ежегодно увеличивается из-за повышения косвенного налога. Акцизы на табак в 2019 году выросли на 10 процентов. Аналогичный рост был в 2018 году. Усиление налоговой нагрузки на 10-15% ежегодно действует с 2013 года. Акциз на сигареты введен государством в комплексе с запретом на курение в общественных местах и борьбу с никотиновой зависимостью граждан по стране. Согласно исследованиям ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), увеличение налога на 10 % провоцирует уменьшение потребления никотина на 5%.

Подакцизные товары табачной продукции

Налог распространяется не только на сигареты с фильтром. Акциз действует на разновидности табака, на электронные устройства для курения и на курительные жидкости. Табак, за который платят налоговый сбор:

  1. Нюхательный.
  2. Жевательный.
  3. Трубочный.
  4. Курительный.
  5. Кальянный.
  6. Папиросный.
  7. Для сигарет (с фильтром и без).

Фабрики-изготовители покупают акцизные марки на табачную продукцию на этапе сбыта в торговые сети. Табак в качестве сырья не подвержен налоговой нагрузке. Электронные устройства постоянного использования и одноразовые экземпляры совместно с никотиновыми жидкостями попали под действие закона с 2017 года. В тот момент, когда стали пользоваться популярностью у курильщиков и молодежи.

Акциз на табачную продукцию в РФ

Налог устанавливают для пополнения бюджета от реализуемой продукции, которая не входит в список необходимых предметов для жизни человека. Никотин губит здоровье людей, и этот факт учитывается при формировании государственных отчислений. Косвенный налог помогает отслеживать объем проданной никотиновой продукции и наблюдать ежегодную динамику продаж.

Ставки акциза на сигареты

Тарифы отчислений в бюджет по табаку и изделиям для курения установлены действующим законодательством. Их принимает и запускает в работу Правительство страны. Ставки ежегодно обновляются, вступают в силу с 1 января наступившего года. Некоторые тарифы повышаются дважды в год, некоторые один раз, а некоторые раз в полтора-два года. Торговля табачными изделиями реже остается без повышения.

Акциз на табачную продукцию 2018 года:

  1. Все разновидности табака по цене 2 772 рубля за килограмм.
  2. Одна сигара 188 рублей.
  3. За тысячу сигарилл, кретека и биди 2 671 рубль.
  4. За килограмм нагревательного табака 5 280 рублей.
  5. Один курительный электронный девайс 44 рубля.
  6. Жидкая заправка для электронного устройства за 11 рублей миллилитр.
  7. На тысячу сигарет и папирос с 1 января 1 562 рубля, а с 1 июля 1 718 рублей. С процентной ставкой 14,5 расчетной стоимости. Эта разновидность акциза рассчитывается по двум ставкам одновременно (твердой и адвалорной).

Акциз на сигареты в России 2018 года не вырос дважды. Налог не увеличивался полтора года, повышение произошло только во втором полугодии. Ставка оставалась неизменной с января 2017.

Акциз на сигареты в России установлен действующим законодательством

Тарифы 2019 года:

  1. Готовые к употреблению разновидности табака 3 050 рублей за кило.
  2. Одна сигара 207 рублей.
  3. Тысяча сигарилл, биди и кретека 2 938 рублей.
  4. Килограмм нагревательного табака 5 808 рублей.
  5. За одно электронное устройство для курения 48 рублей.
  6. Курительные жидкости для электронных устройств 12 рублей за миллилитр.
  7. Тысяча сигарет и папирос 1890 рублей и 14,5% расчетной стоимости.

Рост тарифов на никотиновые изделия составил 10 процентных пунктов. Ставка на электронные приспособления и жидкости для них увеличилась на 9%. Налог напрямую не связан с ценообразованием табачной продукции. Однако повышение ставок влечет за собой рост цен в торговых сетях.

Акцизная марка на сигареты

Акцизная марка на сигареты печатается на фабрике Гознак. Она нужна для маркировки ввозимых в страну и произведенных на территории РФ табачных изделий. Акцизная марка с наименованием товара клеится на зарубежные товары, а специальная – на изделия с никотином российского производства. Марка подтверждает подлинность продукции за счет защитных признаков.

Акцизные марки печатаются на бумаге с водяным знаком двух тонов. С указанием страны (Россия), гербом и подписью акцизная марка. Бумага пронизана двумя видами защитных волокон. Нанесена химическая защита, которая меняет цвет в ультрафиолетовых лучах. Наименование товара совпадает с содержимым пачки и с количеством или весом изделий. На марке присутствует капсулированный люминофор – отражающая поверхность.

Акцизная марка на сигареты печатается на фабрике Гознак

Специальные марки снабжены теми же защитными знаками. Отличаются от акцизных надписями Российская Федерация, Табачная продукция, Специальная марка. Напечатан светлый водяной знак одного тона. Не подсвечивается ультрафиолетом. Разряд и номер на марке – уникальные и никогда не дублируется.

Сравнивая перечисленные защитные характеристики при покупке табака, запомните, как проверить сигареты на подлинность по акцизной марке.

Разработан специальный прибор, который помогает удостовериться в подлинности марки. Им пользуются организации при проверке табачной продукции. Он называется Cassida Easy Check. Считывает наличие люминофора. При наведении на марку определяет защитный элемент, загорается зеленый индикатор и включается звуковой сигнал. Если индикатор остается красным, марка фальшивая.

Ответственность за продажу сигарет без акциза

Законом карается продажа сигарет без акциза. Ответственность за подобное нарушение определяют правоохранительные органы. Это административное или уголовное наказание. Административный штраф назначают как продавцам, так и фирмам, которые продают табак на сумму меньше 100 тысяч рублей. С организации взыщут до 50 тысяч рублей, с продавца до 5 тысяч.

Если компания или продавец умышленно продают табачные изделия стоимостью выше 1 миллиона рублей, наступает уголовная ответственность. Наказание за нарушение закона – до 6 лет тюремного заключения. Или штраф до 800 тысяч рублей.

Законом карается продажа сигарет без акциза. Ответственность за нарушение определяют правоохранительные органы

Порядок уплаты акциза

Отчисление в бюджет от никотиновых изделий платят производители, импортеры и дистрибьюторы. Каждый налогоплательщик формирует налоговую декларацию на основе количества товара, с которым работал на протяжении отчетного месяца. Провести платеж нужно до 25 числа следующего месяца. Для производителей по месту производства изделий.

Производитель платит налог на основании факта передачи продукции другому подразделению или реализации в торговую сеть. Отчитывается в налоговый орган каждый месяц об операциях, проведенных с подакцизными табачными изделиями.

Импортер совершает подакцизную операцию ввоза табака и таможенная декларация – это отчет о дате сделки. Этот отчетный акт содержит информацию о количестве акцизного товара, по которому оплачивается налог. Если сделки происходят ежемесячно, соответственно и акциз платят каждый месяц. Одним платежом, ведь для импортера не установлены авансовые акцизные выплаты.

Для продавцов табака в отчетной системе фигурирует акт приема-передачи табачных изделий. На его основе дистрибьютор ежемесячно высчитывает акцизную нагрузку. Продавец приобретает никотиновую продукцию у производителей или импортеров. Оплачивает налог, соблюдая принятый срок, до 25 числа следующего месяца.

Налог на табачную продукцию оплачивается до 25 числа следующего месяца

Пример расчета акциза на сигареты

Дистрибьютор, импортер и производитель будут высчитывать налоговую нагрузку от количества операций с акцизным товаром за месяц. Для табака, электронных сигарет и жидкостей отчисление в бюджет считается по формуле:

Налог = Количество товара * Твердая ставка

Для папирос и сигарет используют расширенную формулу с двумя ставками:

Отчисление в бюджет = (Объем продукции * Твердая ставка) + (Стоимость изделий * Адвалорная ставка)

Допустим, импортер за январь 2019 года ввез на территорию РФ 7 кг. жевательного табака, 2 тысячи электронных сигарет и 300 мл. курительной жидкости. Каждый товар рассчитывается отдельно, ставки на них отличаются.

  1. 7 кг. * 3 050 рублей = 21 350 рублей.
  2. 2 000 шт. * 48 рублей = 96 000 рублей.
  3. 300 мл. * 12 рублей = 3 600 рублей.

Суммируем налог по каждому изделию и получаем 120 950 рублей. Импортер оплатит высчитанный акциз до 25 февраля 2019.

Насколько сложнее рассчитывается налог на сигареты? Предположим, производитель в феврале 2019 года передал 2 500 тысячи сигарет отделу продаж. Стоимость пачки с 20 сигаретами 120 рублей. Это значит, что 125 пачек сигарет будут стоить 15 тысяч рублей.

Налог = (2 500 * 1 890 / 1 000) + (15 000 * 14,5 / 100%)

Получаем акцизное отчисление с сигарет 6 900 рублей. Оплатить налог производитель должен до 25 марта 2019. Приведенные примеры показывают, как правильно считать налог на продукцию, содержащую никотин и сопутствующие товары.

Пять лет назад дешевая пачка сигарет стоила 28 рублей, а дорогая не превышала 73 рублей. Сегодня средняя стоимость одной пачки составляет 110 рублей. Цена на никотин ежегодно увеличивается из-за повышения косвенного налога. Акцизы на табак в 2019 году выросли на 10 процентов. Аналогичный рост был в 2018 году. Усиление налоговой нагрузки на 10-15% ежегодно действует с 2013 года. Акциз на сигареты введен государством в комплексе с запретом на курение в общественных местах и борьбу с никотиновой зависимостью граждан по стране. Согласно исследованиям ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), увеличение налога на 10 % провоцирует уменьшение потребления никотина на 5%.

Подакцизные товары табачной продукции

Налог распространяется не только на сигареты с фильтром. Акциз действует на разновидности табака, на электронные устройства для курения и на курительные жидкости. Табак, за который платят налоговый сбор:

  1. Нюхательный.
  2. Жевательный.
  3. Трубочный.
  4. Курительный.
  5. Кальянный.
  6. Папиросный.
  7. Для сигарет (с фильтром и без).

Фабрики-изготовители покупают акцизные марки на табачную продукцию на этапе сбыта в торговые сети. Табак в качестве сырья не подвержен налоговой нагрузке. Электронные устройства постоянного использования и одноразовые экземпляры совместно с никотиновыми жидкостями попали под действие закона с 2017 года. В тот момент, когда стали пользоваться популярностью у курильщиков и молодежи.

Акциз на табачную продукцию в РФ

Налог устанавливают для пополнения бюджета от реализуемой продукции, которая не входит в список необходимых предметов для жизни человека. Никотин губит здоровье людей, и этот факт учитывается при формировании государственных отчислений. Косвенный налог помогает отслеживать объем проданной никотиновой продукции и наблюдать ежегодную динамику продаж.

Ставки акциза на сигареты

Тарифы отчислений в бюджет по табаку и изделиям для курения установлены действующим законодательством. Их принимает и запускает в работу Правительство страны. Ставки ежегодно обновляются, вступают в силу с 1 января наступившего года. Некоторые тарифы повышаются дважды в год, некоторые один раз, а некоторые раз в полтора-два года. Торговля табачными изделиями реже остается без повышения.

Акциз на табачную продукцию 2018 года:

  1. Все разновидности табака по цене 2 772 рубля за килограмм.
  2. Одна сигара 188 рублей.
  3. За тысячу сигарилл, кретека и биди 2 671 рубль.
  4. За килограмм нагревательного табака 5 280 рублей.
  5. Один курительный электронный девайс 44 рубля.
  6. Жидкая заправка для электронного устройства за 11 рублей миллилитр.
  7. На тысячу сигарет и папирос с 1 января 1 562 рубля, а с 1 июля 1 718 рублей. С процентной ставкой 14,5 расчетной стоимости. Эта разновидность акциза рассчитывается по двум ставкам одновременно (твердой и адвалорной).

Акциз на сигареты в России 2018 года не вырос дважды. Налог не увеличивался полтора года, повышение произошло только во втором полугодии. Ставка оставалась неизменной с января 2017.

Акциз на сигареты в России установлен действующим законодательством

Тарифы 2019 года:

  1. Готовые к употреблению разновидности табака 3 050 рублей за кило.
  2. Одна сигара 207 рублей.
  3. Тысяча сигарилл, биди и кретека 2 938 рублей.
  4. Килограмм нагревательного табака 5 808 рублей.
  5. За одно электронное устройство для курения 48 рублей.
  6. Курительные жидкости для электронных устройств 12 рублей за миллилитр.
  7. Тысяча сигарет и папирос 1890 рублей и 14,5% расчетной стоимости.

Рост тарифов на никотиновые изделия составил 10 процентных пунктов. Ставка на электронные приспособления и жидкости для них увеличилась на 9%. Налог напрямую не связан с ценообразованием табачной продукции. Однако повышение ставок влечет за собой рост цен в торговых сетях.

Акцизная марка на сигареты

Акцизная марка на сигареты печатается на фабрике Гознак. Она нужна для маркировки ввозимых в страну и произведенных на территории РФ табачных изделий. Акцизная марка с наименованием товара клеится на зарубежные товары, а специальная – на изделия с никотином российского производства. Марка подтверждает подлинность продукции за счет защитных признаков.

Акцизные марки печатаются на бумаге с водяным знаком двух тонов. С указанием страны (Россия), гербом и подписью акцизная марка. Бумага пронизана двумя видами защитных волокон. Нанесена химическая защита, которая меняет цвет в ультрафиолетовых лучах. Наименование товара совпадает с содержимым пачки и с количеством или весом изделий. На марке присутствует капсулированный люминофор – отражающая поверхность.

Акцизная марка на сигареты печатается на фабрике Гознак

Специальные марки снабжены теми же защитными знаками. Отличаются от акцизных надписями Российская Федерация, Табачная продукция, Специальная марка. Напечатан светлый водяной знак одного тона. Не подсвечивается ультрафиолетом. Разряд и номер на марке – уникальные и никогда не дублируется.

Сравнивая перечисленные защитные характеристики при покупке табака, запомните, как проверить сигареты на подлинность по акцизной марке.

Разработан специальный прибор, который помогает удостовериться в подлинности марки. Им пользуются организации при проверке табачной продукции. Он называется Cassida Easy Check. Считывает наличие люминофора. При наведении на марку определяет защитный элемент, загорается зеленый индикатор и включается звуковой сигнал. Если индикатор остается красным, марка фальшивая.

Ответственность за продажу сигарет без акциза

Законом карается продажа сигарет без акциза. Ответственность за подобное нарушение определяют правоохранительные органы. Это административное или уголовное наказание. Административный штраф назначают как продавцам, так и фирмам, которые продают табак на сумму меньше 100 тысяч рублей. С организации взыщут до 50 тысяч рублей, с продавца до 5 тысяч.

Если компания или продавец умышленно продают табачные изделия стоимостью выше 1 миллиона рублей, наступает уголовная ответственность. Наказание за нарушение закона – до 6 лет тюремного заключения. Или штраф до 800 тысяч рублей.

Законом карается продажа сигарет без акциза. Ответственность за нарушение определяют правоохранительные органы

Порядок уплаты акциза

Отчисление в бюджет от никотиновых изделий платят производители, импортеры и дистрибьюторы. Каждый налогоплательщик формирует налоговую декларацию на основе количества товара, с которым работал на протяжении отчетного месяца. Провести платеж нужно до 25 числа следующего месяца. Для производителей по месту производства изделий.

Производитель платит налог на основании факта передачи продукции другому подразделению или реализации в торговую сеть. Отчитывается в налоговый орган каждый месяц об операциях, проведенных с подакцизными табачными изделиями.

Импортер совершает подакцизную операцию ввоза табака и таможенная декларация – это отчет о дате сделки. Этот отчетный акт содержит информацию о количестве акцизного товара, по которому оплачивается налог. Если сделки происходят ежемесячно, соответственно и акциз платят каждый месяц. Одним платежом, ведь для импортера не установлены авансовые акцизные выплаты.

Для продавцов табака в отчетной системе фигурирует акт приема-передачи табачных изделий. На его основе дистрибьютор ежемесячно высчитывает акцизную нагрузку. Продавец приобретает никотиновую продукцию у производителей или импортеров. Оплачивает налог, соблюдая принятый срок, до 25 числа следующего месяца.

Налог на табачную продукцию оплачивается до 25 числа следующего месяца

Пример расчета акциза на сигареты

Дистрибьютор, импортер и производитель будут высчитывать налоговую нагрузку от количества операций с акцизным товаром за месяц. Для табака, электронных сигарет и жидкостей отчисление в бюджет считается по формуле:

Налог = Количество товара * Твердая ставка

Для папирос и сигарет используют расширенную формулу с двумя ставками:

Отчисление в бюджет = (Объем продукции * Твердая ставка) + (Стоимость изделий * Адвалорная ставка)

Допустим, импортер за январь 2019 года ввез на территорию РФ 7 кг. жевательного табака, 2 тысячи электронных сигарет и 300 мл. курительной жидкости. Каждый товар рассчитывается отдельно, ставки на них отличаются.

  1. 7 кг. * 3 050 рублей = 21 350 рублей.
  2. 2 000 шт. * 48 рублей = 96 000 рублей.
  3. 300 мл. * 12 рублей = 3 600 рублей.

Суммируем налог по каждому изделию и получаем 120 950 рублей. Импортер оплатит высчитанный акциз до 25 февраля 2019.

Насколько сложнее рассчитывается налог на сигареты? Предположим, производитель в феврале 2019 года передал 2 500 тысячи сигарет отделу продаж. Стоимость пачки с 20 сигаретами 120 рублей. Это значит, что 125 пачек сигарет будут стоить 15 тысяч рублей.

Налог = (2 500 * 1 890 / 1 000) + (15 000 * 14,5 / 100%)

Получаем акцизное отчисление с сигарет 6 900 рублей. Оплатить налог производитель должен до 25 марта 2019. Приведенные примеры показывают, как правильно считать налог на продукцию, содержащую никотин и сопутствующие товары.

Письмо Федеральной налоговой службы №СД-4-3/20799@ от 24.10.2018

В письме от 24 октября 2018 г. N СД-4-3/20799@ ФНС России разъяснила о порядке расчета акциза исходя из уточненных уведомлений о максимальных розничных ценах на табачную продукцию.

Ставки акциза на табачную продукцию

С 01.07.2018 года законодатели повысили акцизный сбор, уплачиваемый при ввозе и реализации сигарет и папирос (п. 1 ст. 193 НК РФ). Ранее налогоплательщики уплачивали сбор по твердой ставке в размере 1 562 руб. за 1000 единиц табачной продукции. Теперь же при реализации или импорте сигарет сумма сбора составляет 1 718 руб./1000 ед. Также со второго полугодия 2018 году повышена минимальная розничная цена, учитываемая при расчете процентной части акциза на табачную продукцию. До 01.07.2018 года расчет производился исходя из показателя минимальной цены 2 123 руб. за 1000 единиц табачной продукции, с 01.07.2018 года значение минимальной цены зафиксировано на уровне 2 335 руб./1000 ед.

Размер акцизного сбора, установленного в твердой форме, рассчитывается по формуле:

Акцизтвердая ставка = КолАкцПр * Ставкафикс,

где КолАкцПр – количество подакцизного товара (в килограммах, штуках, миллилитрах);

Ставкафикс – ставка акцизного сбора, установленная в твердой форме (рублях) по отношению к единице (килограмму, миллилитру) продукции.

Пример. Расчет акциза в твердой ставке.

На основании акта приема-передачи от 01.08.2018 года, ООО «Ренессанс» передает на торговую точку следующую продукцию:

  • электронные сигареты – 300 шт.;
  • жидкость для электронных сигарет – 1,2 л (1200 мл).

Рассчитаем сумму акцизного сбора, подлежащего уплате за табак и табачную продукцию:

При расчете акциза на электронные сигареты применяем ставку 44 руб./1 шт.: 500 шт. * 44 руб. = 22 000 руб.

Акциз на жидкость для электронных сигарет рассчитываем по ставке 11 руб./1 мл: 1200 мл * 11 руб. = 13 200 руб.

Общая сумма акциза, подлежащая уплате за переданную для реализации табачную продукцию, составляет 35 200 руб. (22 000 руб. + 13 200 руб.).

При расчете акциза на сигареты и папиросы применяется, другая ставка, а именно - комбинированная, которая включает в себя твердую и процентную ставку. Под твердой ставкой понимают фиксированную сумму сбора за 1000 единиц табачной продукции в рублях. Процентную ставку определяют на основании максимальной розничной цены. Для расчета максимальной цены используют установленное значение минимальной розничной центы (минимальная цена равна 75% от максимальной цены). Таким образом, с 01.07.2018 года максимальная розничная цена на сигареты и папиросы равна 3 133,33 руб./1000 ед.

Формула расчета акциза на сигареты и папиросы имеет следующий вид:

Акцизкомбинированная ставка = КолАкцПр * Ставкафикс + 14,5% * МаксРознЦена,

где КолАкцПр – количество подакцизного товара (в 1000 штук);

Ставкафикс – ставка акцизного сбора, установленная в твердой форме (рублях) за 1000 единиц продукции;

МаксРознЦена – максимальная розничная цена на табачную продукцию, равная 75% от минимально установленной цены.

Рассмотрим это на примере. Расчет акциза на сигареты и папиросы

01.08.2018 года ООО «Ренессанс» передал на торговую точку следующую продукцию для реализации:

  • сигареты «Днепр» — 7 000 уп. (140 000 шт.);
  • папиросы «Друг» — 5 000 уп. (100 000 шт.).

Для сигарет и папирос применяется единая ставка акциза:

твердая ставка — 1 718 руб./1000 шт.;

процентная ставка – 14,5% от максимальной цены 3 133,33 руб./1000 ед. Рассчитаем акциз на поставку табачной продукции: (140 000 шт. + 100 000 шт.) / 1000 шт. * 1 718 руб. + 14,5% * (140 000 шт. + 100 000 шт.) / 1000 шт. * 3 133,33 руб. = 412 320 руб. + 109 039,88 руб. = 521 359.88 руб.

Порядок уплаты акциза на табачную продукцию

Компании и предприниматели, которые должны платить акцизы на табачную продукцию, обязаны подавать декларацию по уплате сбора в территориальный орган ФНС по месту регистрации. Срок подачи декларации – до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Этот же срок предусмотрен для перечисления суммы акциза в бюджет. Также любой предприниматель, торгующий табачной продукцией обязан подать в налоговый орган уведомление о максимальных розничных ценах по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий не позднее чем за 10 календарных дней до начала налогового периода, начиная с которого будут наноситься на потребительскую упаковку (пачку) указанные в уведомлении максимальные розничные цены.

Компания имеет право изменить максимальную розничную цену на все марки (наименования) или несколько марок (наименований) табачных изделий и подать новое уведомление.

Уведомление о максимальных розничных ценах

В соответствии со статьей 187.1 Налогового кодекса производитель табачной продукции обязан уведомить налоговый орган об устанавливаемых минимальных и максимальных розничных ценах на производимые табачные изделия.

Максимальные розничные цены, указанные в следующем уведомлении, наносят на каждую единицу упаковки (пачку) табачных изделий начиная с 1-го числа месяца, следующего за датой подачи уведомления, но не ранее истечения минимального срока действия предыдущего уведомления.

Пример. Изменение максимальной розничной цены

18.04.2018 года налогоплательщиком представлено уведомление об установлении максимальных и минимальных розничных цен с 01.05.2018 г. В мае 2018 г. данный налогоплательщик представил в налоговый орган уточненное уведомление об установлении максимальных и минимальных розничных цен с 01.05.2018 г. с указанием максимальной розничной цены, отличной от цены, указанной в первичном уведомлении.

Подача уточненного уведомления не верна, т.к. первичное уведомление действует месяц. Изменить розничные цены плательщик может только в июне 2018 года, подав не позднее 20 мая уведомление об установлении максимальных и минимальных розничных цен с 01.06.2018 г.

Какой штраф установлен?

Завышение розничным (оптовым) продавцом максимальной розничной цены, указанной производителем табачных изделий на каждой упаковке (пачке) сигарет, влечет наложение административного штрафа (п. 1 ст. 14.6 КоАП РФ):

  • на граждан в размере 5000 руб.;
  • на должностных лиц - 50 000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет;
  • на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации табачных изделий за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.


Каковы тенденции и перспективы развития табачного рынка в Беларуси? Что влияет на его динамику? Об этом порталу «БЕЛРЫНОК» рассказал директор ИООО «Джапан Тобакко Интернэшнл ЭсЭндДи» (JTI) Константин ФЕДОРОВ.


Директор ИООО «Джапан Тобакко Интернэшнл ЭсЭндДи» (JTI) Константин ФЕДОРОВ.

— В последние годы для табачного рынка Беларуси характерен тренд постепенного сокращения потребления табачных изделий, вызванный демографической динамикой, опережающим инфляцию ростом акцизов и цен, а также уменьшением доли курящего населения, — сказал г-н Федоров. — На фоне изменения индекса ценовой доступности, а также неравномерного роста величины акциза на сигареты первой ценовой группы (самых дешевых сигарет. – Ред.) относительно второй и третьей групп наблюдается массовое переключение потребителей на более дешевые марки сигарет, т.е. постоянный рост доли продаж табачных изделий низкоценового сегмента (около 9% в период с декабря 2016 г. по июнь 2017 г.) за счет снижения доли среднеценового и верхнеценового сегментов. Это объективные факторы, влияющие на ситуацию на рынке.

— JTI – одна из ведущих табачных компаний, ведет операции во многих странах мира. С точки зрения международного бизнеса какими отличительными чертами обладает белорусский табачный рынок?

— В Беларуси табачный рынок имеет ряд специфических черт, при этом некоторые из них, к сожалению, нельзя отнести к положительным. Практикуемая система квотирования уже сама по себе ограничивает свободную конкуренцию. Более того, производственная квота для внутреннего рынка существенно превышает его реальную потребность. Расчетная емкость рынка составляет не более 20 млрд шт сигарет, тогда как на 2017 г объем квоты составляет более 29 млрд шт, из которых более 22 млрд шт сигарет приходятся на долю ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» (ГТФ), в котором доля государства составляет 100%, и 7 млрд шт сигарет – на долю частного ООО «Табак-инвест» (Минск).

Помимо этого, сложившаяся диспропорциональная структура акциза, при которой нагрузка на нижний ценовой сегмент в 2-3 раза ниже, чем на остальную продукцию, поощряет перепроизводство дешевых марок сигарет, что противоречит мировой практике. Это приводит к глубокому искажению структуры самого рынка, ценовой декомпрессии, нехарактерной ни для стран Евросоюза, ни для партнеров по ЕАЭС. Очевидно, что и целям общественного здравоохранения такой подход также не соответствует.

Кроме того, с 2015 г в особую группу, на которую устанавливается отдельная квота, выделены сигареты с фильтром нижнего ценового сегмента. Это сделало невозможным производство импортозамещающих международных марок первой ценовой группы, выпускавшихся ранее. В нашем случае речь идет о популярных международных марках Magna и More, выпускавшихся фабрикой «Табак-инвест». Доля сигарет нижнего ценового сегмента составляет 70%. В нем доминирует ГТФ, занимая своими марками 80% объема выпуска таких сигарет. В результате установления непропорционально низкой ставки акциза на первую ценовую группу и ограничения доступа в данный сегмент другим игрокам фактически выстроена искусственная монополия на производство дешевых сигарет.

— Какие последствия для табачного рынка влечет за собой увеличение разрыва между ставками акциза на дешевые сигареты первой ценовой группы и более дорогими сигаретами второй и третьей ценовой групп?

— Такая существенная разница в акцизах на сигареты первой ценовой категории с одной стороны и сигареты второй и третьей ценовых категорий с другой стороны уже влияет на сокращение поступлений в государственный бюджет от акциза на табачные изделия. Дело в том, что рост налогов и иных платежей от первой ценовой группы не компенсирует их падение от второй и третьей групп. Приведу пример. В 2016 миграция потребителя в низкий ценовой сегмент, обусловленная уже упомянутыми выше причинами, привела к сокращению реализации сигарет среднего и верхнего ценовых сегментов примерно на 1,3 млрд. шт. Главным образом, это произошло за счет международных марок сигарет белорусского производства. Другими словами, сократилась производство и реализация сигарет, которые обеспечивают наиболее существенные налоговые поступления. При этом международные марки, производственная квота которых составляет лишь 28%, обеспечивают 51% акцизных поступлений. В перспективе, если ситуация не изменится, эта тенденция будет усиливаться. Для компенсации выпадающих доходов бюджета от одной непроданной пачки сигарет второй и третьей ценовой группы необходимо продать две-три пачки первой ценовой группы, а это практически невозможно в условиях общего сокращения рынка и усилий государства по снижению потребления табачных изделий.

— Исходя из этого, логичным было бы пересмотреть существующие подходы к акцизному налогообложению. Какие варианты являются рациональными с Вашей точки зрения?

— Самый оптимальный вариант — рассмотреть возможность упрощения действующей системы налогообложения табачных изделий путем введения единой специфической ставки. Мировой опыт показывает, что это наиболее адекватная система для компактных рынков, позволяющая удешевить администрирование налога, обеспечить полную акцизную отдачу от всех сегментов и препятствовать нелегальному обороту.

Что касается проблемы особого квотирования производства первой ценовой группы, вот простой конкретный пример. Даже в то время, когда наши международные марки производились в первой ценовой группе, их объем составлял всего около 3%.

В случае принятия решения о возобновлении выпуска международных марок JTI в первой ценовой группе очевидно, что это практически не отразится на результатах абсолютного лидера этого сегмента – Гродненской табачной фабрики, и при этом окажет положительный экономический эффект для второго производителя — «Табак-инвеста» и других отечественных предприятий, где в этом случае размещались бы заказы не материалы, необходимые при производстве, например, печать упаковки.

— Говоря о рационализации акцизного налогообложения, нельзя не вспомнить о предстоящем в ближайшие годы процессе гармонизации в рамках ЕАЭС. Как вы считаете, какие действия в этом направления необходимо предпринять?

— В настоящее время в Беларуси ставки акциза средней и верхней ценовых групп уже достаточно гармонизированы с уровнем ставок, действующих в Российской Федерации, и составляют 85-90% от них. В то же время, ставка нижней ценовой группы находится на уровне не более 40% к действующей в РФ. Здесь, опять же, логика требует планомерного сближения ставок нижней ценовой группы со ставками средней и верхней ценовых групп. Если этот процесс не начать сейчас, в дальнейшем необходимость более резкой гармонизации может привести к ценовому шоку для потребителей, резкому сокращению объемов производства, и, как следствие, рабочих мест отечественных производителей.

Такого сближения можно достичь путем постепенного опережающего увеличения ставки акциза для нижней ценовой группы, начиная с 2018 г, и дальнейшего упрощения акцизной системы вплоть до введения единой специфической ставки.

Кроме того, представляется целесообразным рассмотреть возможность внедрения трехлетнего планирования акцизного налога. Такой подход позволяет формировать предсказуемую и стабильную налоговую среду. Он уже многие годы действует в некоторых странах ЕАЭС, например, в Российской Федерации и Казахстане.

— Сейчас на рассмотрении в правительстве находится доработанный проект Декрета «О государственном регулировании оборота табачных изделий и электронных систем курения». Какие последствия для табачного рынка могут иметь предлагаемые в нем меры?

— Прежде всего, необходимо отметить, что наша компания полностью поддерживает пропорциональное, экономически обоснованное, учитывающее интересы государства, общества и бизнеса регулирование табачной отрасли. Вместе с тем, мы считаем, что некоторые из предлагаемых в проекте нововведений требуют более тщательного анализа и взвешенного подхода.

К сожалению, в проекте Декрета сохраняется запрет на использование для хранения и продажи сигарет во всех магазинах торгового оборудования, размещаемого над контрольно-кассовыми узлами. Еще раз подчеркну: подвесное торговое оборудование в кассовых узлах является оптимальным вариантом размещения табачных изделий с закрытой выкладкой, удобным и для продавцов, и потребителей. Наличие такого вида торгового оборудования вызвано, прежде всего, техническими условиями организации торгового процесса на объектах торговли. Негативное отношение к такому нерациональному запрету в ходе общественного обсуждения было выражено подавляющим большинством представителей розничной торговли, в том числе Ассоциацией розничных сетей, а также рядом органов местного управления. Эта позиция была поддержана в ходе обсуждений и совещаний в МАРТ с представителями табачной отрасли и торговли. Тем не менее, такой подход не нашел отражения в текущей редакции проекта. Хочу напомнить, что, помимо прочего, это торговое оборудование весьма дорогостоящее. Запрет по существу означает невозвратные потери для бизнеса, т.е. не обеспечивается сохранность инвестиций.

— Принципиально новым в проекте является приравнивание электронных систем курения к обычным сигаретам. Насколько обоснована такая мера?

— Инновационные продукты JTI, например, такие, как Logic или PLOOM TECH, являющиеся электронными системами доставки никотина, пока не присутствуют на белорусском рынке. Тем не менее, мы считаем, что в проекте объединено регулирование оборота принципиально разных категорий потребительских товаров – электронных систем доставки никотина и табачной продукции. Такое объединение в рамках одного нормативного правового акта представляется нецелесообразным. Сегмент рынка электронных систем доставки никотина в Беларуси еще только развивается, отсутствуют соответствующие исследования самого этого продукта, и его чрезмерное регулирование может привести к неоправданным потерям как для государства, так и для рынка.

— Константин Михайлович, одно из предлагаемых в проекте нововведений фактически означает запрет курения в барах, кафе и ресторанах даже в помещениях с действующей системой вентиляции. К чему приведет такая мера?

— Такой запрет может оказать существенное влияние на экономический результат предприятий общественного питания, поскольку повлечет за собой затраты на переоборудование, необходимость закрытия объектов в связи с ремонтом, отток курящих посетителей, снижение товарооборота и налоговых отчислений. Распространение запрета на курение на территории летних площадок объектов общепита еще более усугубляет ситуацию, поскольку делает запрет тотальным. Оно является необоснованным и редко применяется даже в странах, принявших решение о запрете курения в объектах общепита. Нетрудно также спрогнозировать негативную реакцию посетителей, которых лишат возможности не только выбора, но и цивилизованного потребления совершенно легального продукта. И, опять же – установленное вентиляционное оборудование весьма дорогое, т.е. и это – вопрос сохранности инвестиций, который, надо помнить, очень важен для инвестиционного климата страны.

Читайте также: