Оперативно бухгалтерский учет налоговых поступлений

Опубликовано: 24.04.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Бухгалтерия
Иллюстрация: Aïda Amer/Axios

Бухгалтеры, особенно начинающие, не всегда могут понять, какие доходы являются для компании обычными, а какие прочими. Как следствие, нет полной ясности, по какому счету (90 или 91) необходимо отразить выручку в каждом конкретном случае. Будем разбираться по порядку.

Доходы, полученные организацией, согласно нормам законодательства о бухгалтерском учете, подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы. Организациям предоставлено право самостоятельно квалифицировать доходы, учитывая их характер, условия получения, а также направление деятельности организации.

Коммерческие организации, являющиеся юридическими лицами, информацию о доходах должны формировать, руководствуясь Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина России от 6. 05.1999 № 32н (далее — ПБУ 9/99).

Доходом организации в соответствии с пунктом 2 ПБУ 9/99 признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации. Между тем не все полученные организацией денежные средства и имущество могут быть признаны доходом организации. Не признаются доходами организации вклады участников (собственников имущества). В соответствии с пунктом 3 ПБУ 9/99 не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:

  • сумм НДС, акцизов, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;
  • по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и тому подобные;
  • в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;
  • авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;
  • задатка;
  • в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;
  • в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.
В пункте 4 ПБУ 9/99 приведена классификация доходов, согласно которой полученные организацией доходы, подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы. Выбранный порядок признания доходов организация должна предусмотреть в приказе по учетной политике в целях бухгалтерского учета. В составе прочих доходов выделяют и чрезвычайные доходы, то есть доходы, полученные в результате чрезвычайных ситуаций.

Критерии отнесения поступлений в состав доходов от обычных видов деятельности определяются организацией самостоятельно и закрепляются в учетной политике компании.

Критерий существенности, используемый организацией для классификации доходов, также закрепляется в учетной политике (обычно применяется 5%).

По сути, доходами от обычных видов деятельности организации является выручка от продажи продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Соответственно, все иные поступления, отличные от выручки, в том числе возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности организации, считаются прочими доходами.

Условия признания выручки от обычных видов деятельности в бухучете

  • организация имеет право на получение выручки, которое вытекает из конкретного договора или подтверждается иным соответствующим образом;
  • сумма выручки может быть определена;
  • имеется уверенность, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Такая уверенность имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
  • право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
  • расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
Если в отношении полученных организацией денежных средств и иных активов не выполняется хотя бы одно из перечисленных выше условий, в бухгалтерском учете организации признается не выручка, а кредиторская задолженность.

Выручка от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности и от участия в уставных капиталах других организаций, признается при одновременном выполнении лишь трех условий:

  • организация имеет право на получение выручки, вытекающее из конкретного договора или подтверждаемого иным соответствующим образом;
  • сумма выручки может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации.
Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности, а также для определения финансового результата по ним Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н, предназначен счет 90 «Продажи».

Сумма выручки от обычных видов деятельности, а именно от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг, при признании в бухгалтерском учете отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Для учета поступления активов, признаваемых выручкой, предусмотрен субсчет 90–1 «Выручка», записи на котором производятся накопительно в течение отчетного года.

Пример. В 2018 году Организация получила выручку от продажи товаров в сумме 1 770 000 руб. (в том числе НДС — 270 000 руб.). Себестоимость проданных товаров составила 900 000 руб., расходы на продажу товаров — 255 000 руб.

В учете необходимо сделать следующие проводки:

  • Дебет 62 Кредит 90–1 — 1 770 000 руб. — отражена выручка от продажи товаров;
  • Дебет 90–3 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС» — 270 000 руб. — начислен НДС;
  • Дебет 90–2 Кредит 41–900 000 руб. — списана себестоимость проданных товаров;
  • Дебет 90–2 Кредит 44–255 000 руб. м списаны расходы на продажу;
  • Дебет 90–9 Кредит 99–345 000 руб. (1 770 000–270 000–900 000–255 000) —отражена прибыль от продаж.

Прочие доходы в бухгалтерском учете

  • поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации;
  • поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
  • поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
  • прибыль, полученная в результате совместной деятельности;
  • поступления от продажи ОС и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
  • проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;
  • штрафы,пени, неустойки за нарушение условий договоров;
  • активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
  • поступления в возмещение причиненных организации убытков;
  • прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
  • суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
  • курсовые разницы;
  • сумма дооценки активов;
  • прочие доходы.
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10. 2000 № 94н, для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы».

К счету 91 «Прочие доходы и расходы» рекомендуется открывать следующие субсчета:

  • 91–1 «Прочие доходы»;
  • 91–2 «Прочие расходы»;
  • 91–9 «Сальдо прочих доходов и расходов».
Поступления активов, признаваемых прочими доходами, учитываются на субсчете 91–1 «Прочие доходы». Субсчет 91–9 предназначен для выявления сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц.

Учет на счете 91 ведется следующим образом. Накопительно в течение отчетного года производятся записи по субсчетам 91–1 и 91–2. Каждый месяц определяется сальдо прочих доходов и расходов сопоставлением оборотов по дебету субсчета 91–2 и кредиту субсчета 91–1, которое затем списывается с субсчета 91–9 на счет 99 «Прибыли и убытки». То есть счет 91 сальдо на отчетную дату не имеет.

По окончании отчетного года субсчета, открытые к счету 91 «Прочие доходы и расходы», за исключением субсчета 91–9, закрываются внутренними записями на субсчет 91–9. По счету 91 следует вести аналитический учет по каждому виду прочих доходов и расходов таким образом, чтобы была возможность выявления финансового результата по каждой операции.

О том, в каком порядке признаются в бухгалтерском учете организации прочие доходы, сказано в пункте 16 ПБУ 9/99. При выполнении всех пяти установленных условий для признания выручки, прочие поступления признаются в бухгучете в следующем порядке:

  • поступления от продажи ОС и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров, а также проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, и доходы от участия в уставных капиталах других организаций (когда это не является предметом деятельности организации). При этом для целей бухгучета проценты начисляются за каждый истекший отчетный период в соответствии с условиями договора;
  • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков — в отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником;
  • суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которой срок исковой давности истек, — в отчетном периоде, в котором срок исковой давности истек;
  • суммы дооценки активов — в отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую произведена переоценка;
  • иные поступления — по мере образования (выявления).
Рассмотрим на примерах некоторые из доходов, относимых ПБУ 9/99 к прочим доходам.

Пример. Организация заключила договор аренды, по условиям которого она передает в аренду принадлежащее ей оборудование сроком на 1 месяц. Предоставление имущества в аренду не является для организации основным видом деятельности. Стоимость аренды — 36 580 руб., в том числе НДС 18% — 5580 руб. Указанная сумма перечислена на расчетный счет организации по окончании срока аренды. Расчеты с арендатором организация ведет на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

— Дебет 76 Кредит 91–1 «Прочие доходы» — 36 580 руб. — начислена арендная плата;

— Дебет 91–2 «Прочие расходы» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС» — 5580 руб. — начислена сумма НДС по арендной плате;

— Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 76–36 580 руб. — поступила на расчетный счет сумма арендной платы.

Срок полезного использования, установленный организацией при принятии автомобиля к учету, — 5 лет, фактический срок эксплуатации до момента продажи — 3 года.

Амортизация начислялась линейным способом, сумма начисленной амортизации — 202 176 руб. Остаточная стоимость автомобиля — 134 784 руб.

— Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 91–1 «Прочие доходы» — 172 280 руб. — учтена задолженность покупателя за проданный автомобиль;

— Дебет 91–2 «Прочие расходы» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» — 26 280 руб. — начислен НДС с суммы реализации;

— Дебет 01–2 «Выбытие основных средств» Кредит 01–1 «Основные средства в организации» — 336 960 руб. — отражено выбытие автомобиля в результате продажи;

— Дебет 02 «Амортизация основных средств» Кредит 01–2 «Выбытие основных средств» — 202 176 руб. — списана сумма амортизации, начисленной за время эксплуатации автомобиля;

— Дебет 91–2 «Прочие расходы» Кредит 01–2 «Выбытие основных средств» — 134 784 руб. — списана остаточная стоимость проданного автомобиля;

— Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (62 «Расчеты с покупателями и заказчиками») — 172 280 руб. — поступили денежные средства от покупателя;

— Дебет 91–9 «Сальдо прочих доходов и расходов» Кредит 99 «Прибыли и убытки» — 11 216 руб. — отражена прибыль от продажи автомобиля.

Пример. Организация-заимодавец предоставила организации-заемщику 1 июля 2018 года заем в денежной форме в сумме 326 000 руб. сроком на 1 месяц. Процентная ставка по договору займа составляет 14% годовых. Условиями договора займа определено, что проценты по договору уплачиваются одновременно с возвратом суммы займа.

В бухгалтерском учете организации-заимодавца операции по предоставлению займа и начислению процентов будут отражены следующим образом:

В июле 2018 года:

  • Дебет 58–3 «Предоставленные займы» Кредит 51 «Расчетные счета» — 326 000 — отражены в составе финансовых вложений денежные средства, предоставленные по договору займа;
  • Дебет 76, субсчет «Расчеты по причитающимся процентам», Кредит 91–1 «Прочие доходы» — 3876,27 руб. — начислены проценты, причитающиеся к получению за июль 2018 года ((326 000 руб. x 14%) / 365 дней x 31 день).
В августе 2018 года:

  • Дебет 51 «Расчеты счета» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по причитающимся процентам» — 3876,27 руб. — получены проценты по договору займа;
  • Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 58–3 «Предоставленные займы» — 326 000 руб. — возвращена сумма займа.

Классификация доходов в налоговом учете

Расшифровки понятия «экономическая выгода» не дает ни ПБУ 9/99, ни НК РФ. Этот термин содержится в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике РФ, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров РФ 29.12.1997. В соответствии с пунктом 7.2.1 Концепции будущие экономические выгоды представляют собой потенциальную возможность имущества прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию. Считается, что актив принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть:

  • использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;
  • обменян на другой актив;
  • использован для погашения обязательства;
  • распределен между собственниками организации.
В целях налогообложения прибыли доходы от сдачи имущества в аренду, от предоставления в пользование прав на объекты интеллектуальной собственности могут быть учтены как в составе доходов от реализации, так и в составе внереализационных доходов. При этом в бухучете доходы от участия в уставных капиталах других организаций могут учитываться либо в составе доходов от обычных видов деятельности, если это является предметом деятельности организации, либо в составе прочих доходов, когда участие в уставных капиталах других организаций не является предметом деятельности организации. В целях налогообложения прибыли доходы от участия в уставных капиталах других организаций относятся ко внереализационным доходам организации.

Таким образом, перечень доходов от обычных видов деятельности в бухучете и доходов от реализации в целях налогообложения прибыли может быть сформирован одинаково, за исключением доходов от участия в уставных капиталах других организаций.

В состав внереализационных доходов в целях налогообложения прибыли относятся доходы, не признаваемые доходами от реализации. Перечень внереализационных доходов достаточно большой. Тем не менее формулировка, данная в статье 250 НК РФ, о том, что «внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы. », позволяет сделать вывод, что перечень остается открытым. Не следует забывать и о том, что не все денежные средства и имущество, полученные организацией, могут быть признаны ее доходом в целях налогового учета (ст. 251 НК РФ содержит закрытый перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль).

Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, значительно шире перечня доходов, не признаваемых доходами в бухгалтерском учете. Это приводит к тому, что некоторые доходы будут учитываться при определении бухгалтерской прибыли, но не будут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль. В такой ситуации следует руководствоваться ПБУ 18/02, утвержденным Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н, устанавливающим порядок отражения и учета разниц, возникающих между данными бухгалтерского и налогового учета.

Бусыгина Ю. О.

эксперт Контур.Школы по бухгалтерскому учету, зарплате, кадрам, трудовому праву

Начинающие бухгалтеры порой задают вопрос, как сблизить бухгалтерский учет с налоговым. Чтобы избежать ошибок при сближении бухгалтерского и налогового учета, надо сначала разобраться, в чем их различие. Статья поможет понять разницу в признании доходов, расходов, амортизации, в создании резервов.

Определение бухгалтерского и налогового учета и цель их применения

Обратимся к Налоговому кодексу РФ. В статье 313 НК РФ приведено определение налоговому учету:

Налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Если организация применяет общую систему налогообложения, то налоговый учет она ведет с целью определить налог на прибыль – это главная цель налогового учета.

Онлайн-курс «Налог на прибыль». Вы научитесь без ошибок вести учет доходов, отражать расходы, определять налоговую базу по налогу на прибыль. А также рассчитывать и уплачивать авансовые платежи и налог, сдавать отчетность. Узнать подробнее

Основной нормативный документ в области ведения бухгалтерского учета — Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ). Рассмотрим, какое же определение дает данный нормативно-правовой документ бухгалтерскому учету.

Бухгалтерский учет — формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными Законом № 402-ФЗ, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 2 ст. 1 Закона № 402-ФЗ).

Цель бухгалтерского учета — составить бухгалтерскую (финансовую) отчетность, на основании которой можно судить о результатах деятельности организации, что невозможно сделать, пользуясь данными налогового учета. Например, решение о предоставлении организации кредита или займа в большинстве случаев осуществляется на основании представленной бухгалтерской (финансовой) отчетности. Она же необходима и для участия в конкурсах, аукционах и т.д. Почему же внешним пользователям нужна именно бухгалтерская (финансовая) отчетность? – только на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности можно судить об экономическом положении организации.

Не меньший интерес вызывает бухгалтерская отчетность и у внутренних пользователей: учредителей, руководителей и т.д. Дело в том, что на основании бухгалтерской отчетности они принимают управленческие решения.

Итог из вышесказанного: налоговый учет позволяет государственным органам контролировать полноту и своевременность уплаты налогов. А бухгалтерский учет, в свою очередь, ведется с целью составить бухгалтерскую отчетность, на основании которой можно судить о результатах финансово-хозяйственной деятельности организации.

Итак, организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль, вместе с бухгалтерским учетом ведут налоговый учет в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.

Основные отличия между бухгалтерским и налоговым учетом

В рамках данного раздела рассмотрим следующие различия между бухгалтерским и налоговым учетом:

Различия в признание доходов в бухгалтерском и налоговом учете

Порядок и условия признания доходов
В бухгалтерском учете: В налоговом учете: Комментарий эксперта
Регламентирует ПБУ 9/99 «Доходы организации», утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н.
Согласно п. 2 ПБУ 9/99, доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Понятие дохода в налоговом учете приведено в ст. 41 НК РФ. Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» НК РФ. Обратите внимание, что в понятии «доход» в бухгалтерском и в налоговом учете фигурирует термин «экономическая выгода». Российское законодательство не раскрывает данное понятие. Обратимся к Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике*. Экономические выгоды — это потенциальная возможность имущества прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию (п. 7.2.1 Концепции).
То есть, если говорить о доходе организации как в бухгалтерском учете, так и в налоговом учете, то в первую очередь доход тождествен притоку денежных средств в организацию.
* Концепция одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России РФ от 29.12.1997г.
Классификация доходов
1) доходы от обычных видов деятельности — выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 9/99); 1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав — выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав; В обоих случаях организация имеет дело с выручкой
2) прочие доходы (п. 7 ПБУ 9/99, перечень открытый). Например, к прочим доходам относятся поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договора, курсовые разницы и т д. 2) внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ, перечень закрытый). К ним можно отнести те доходы, которые не признаются доходами от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав. Например, к внереализационным доходам в целях исчисления налога на прибыль относятся доходы от долевого участия в других организациях, за исключением дохода, направляемого на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров (участников) организации; доходы в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы и т д. Обратите внимание, что перечень внереализационных расходов, поименованных в ст. 250 НК РФ закрытый, чем отличается от перечня доходов в бухгалтерском учете, приведенных в п.7 ПБУ 9/99.
Ограничения в признании доходов
Перечень доходов, которые нельзя учитывать в бухгалтерском учете (п.3 ПБУ 9/99). Не признаются доходами организации поступления от юридических и физических лиц, например, сумм возмещаемых налогов, в погашение кредита, займа, предоставленного организацией заемщику и т д. Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, приведен в ст. 251 НК РФ. Например, не являются доходами те доходы, которые поступили в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, полученных от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления; в виде имущества, которое получено в форме залога или задатка в качестве обеспечительных обязательств и т д. Перечни в обоих случаях закрытые и расширительному толкованию не подлежат.
Порядок признания доходов
Раздел 4 ПБУ 9/99. Для признания выручки в бухгалтерском учете должны выполняться условия, предусмотренные п.12 ПБУ 9/99. Если хотя бы одно из условий не выполняется, это уже не выручка, а кредиторская задолженность.* В общем случае бухучет ведут методом начисления, но есть исключения. Организациям, которым разрешено вести бухучет упрощенным способом, можно применять кассовый метод признания доходов. Порядок признания доходов при методе начисления в налоговом учете приведен в ст. 271 НК РФ. Дата признания отдельных видов доходов в налоговом учете отличается от даты признания в бухгалтерском учете.
* Не следует забывать и о п.13 ПБУ 9/99. Согласно данному пункту, признание выручки в целях бухгалтерского учета может зависеть от условий договора, заключенного с контрагентом. Также, исходя из норм п.13 ПБУ 9/99, может возникнуть ситуация, когда в бухгалтерском учете возникает возможность применять одновременно разные способы признания выручки в течение одного отчетного периода. Это возможно в том случае, если речь идет о признании выручки в отношении разных по своему характеру и условиям выполнения работ, оказания услуг и производства изделий.

Вывод при сравнении доходов, формируемых в бухгалтерском и налоговом учете: в общем случае данные налогового учета будут совпадать с данными бухгалтерского учета. И все-таки правильнее сделать акцент, что совпадение рассмотренных видов доходов происходит «в общем случае». Поэтому при ведении бухгалтерского и налогового учета нельзя забывать и о случаях частных: при признании доходов в налоговом учете есть несколько особенностей. Далее в статье рассмотрим их по порядку.

Особенности признания доходов в налоговом и бухгалтерском учете

1. Классификация доходов в бухгалтерском учете в отдельных случаях отличается от классификации доходов, формируемых в налоговом учете

Например, в доходы, формируемые в бухгалтерском учете, можно включить доходы от участия в капитале других организаций, согласно п. 5 и 7 ПБУ 9/99, как в доходы от обычных видов деятельности при условии, что для организации это является предметом ее деятельности, так и в прочие доходы, если это предметом деятельности не является.

А вот в налоговом учете доходы от долевого участия в других организациях (за исключением дохода, направляемого на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров (участников) организации) следует всегда относить к внереализационным доходам. Это требование п. 1 ст. 250 НК РФ.

2. Перечень доходов, не формируемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, несколько шире, чем перечень доходов, которые не следует учитывать в бухгалтерском учете

Например, не является доходом поступление в виде имущества, имеющего денежную оценку, которое получено в виде взноса (вклада) в уставный капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены над номинальной стоимостью (первоначальным размером)) (пп. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ). Данного вида поступления в перечне доходов, которые не следует учитывать в бухгалтерском учете, нет.

3. Дата признания доходов в целях бухгалтерского учета может отличаться от даты признания в целях налогового учета

Вести учет доходов в отдельных случаях можно не только методом начисления, но и кассовым методом. Бухгалтерский учет, в общем случае, организации могут вести только методом начисления, за исключением субъектов малого предпринимательства. А вот налоговый учет доходов можно вести как кассовым методом, так и методом начисления. Вот здесь и следует понимать, что если в двух рассматриваемых видах учетов доходы будут признаваться разными методами, то это приведет к разнице в дате признания этих доходов.

Различия в признании расходов в бухгалтерском и налоговом учете

Порядок учета расходов в бухгалтерском учете регламентирует ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 33н.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) (п. 2 ПБУ 10/99).

Не признается расходами организации выбытие активов (п. 3 ПБУ 10/99):

  • в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т п.);
  • вклады в уставные капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);
  • по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т п.;
  • в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
  • в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
  • в погашение кредита, займа, полученных организацией.

Сравним, в чем же отличие в признании расходов в налоговом учете.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

То есть, для того, чтобы признать в налоговом учете расход, должны выполняться следующие условия:

  1. затраты обоснованы;
  2. затраты документально подтверждены;
  3. затраты произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В бухгалтерском же учете расходы признаются при наличии условий, поименованных в п. 16 ПБУ 10/99:

  • расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
  • сумма расхода может быть определена;
  • есть уверенность, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.

Исходя из вышесказанного: в общем случае, на стадии признания расходов данные налогового учета и бухгалтерского учета совпадут

Но также как и с доходами, расходы в бухгалтерском и налоговом учете все же будут различаться, так как, например, в налоговом учете признаются не все расходы, учитываемые в бухгалтерском учете. Есть и другие различия. Рассмотрим данный вопрос более подробно.

  1. Часть расходов, которые учитываются в бухгалтерском учете, в целях налогообложения прибыли учитываться не будут. В ст. 270 НК РФ поименованы расходы, которые в целях налогового учета не учитываются. Например, расходы в виде сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм прибыли после налогообложения; в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет; в виде взноса в уставный (складочный) капитал и другие расходы. В свою очередь, в бухгалтерском учете, указанные расходы учитываются.
  2. Часть расходов в налоговом учете являются нормируемыми, что существенно отличается от бухгалтерского учета. Например, расходы на капитальные вложения для целей налогообложения прибыли являются нормируемыми в соответствии с п.9 ст.258 НК РФ. В свою очередь в бухгалтерском учете можно учесть в расходах всю сумму расходов на капитальные вложения.
  3. Момент признания расходов в налоговом учете может отличаться от момента признания в бухгалтерском учете, даже если расходы будут признаваться в одинаковой сумме. Обратите внимание, что порядок признания расходов в налоговом учете при методе начисления представлен в ст. 272 НК РФ, при кассовом методе — в ст. 273 НК РФ. Например, расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом могут возникнуть при учете курсовых разниц.

Также остановимся на прямых и косвенных расходах в налоговом учете.

К прямым расходам, например, можно отнести расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг и другие расходы (п. 1 ст. 318 НК РФ).

К косвенным расходам относят все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода (ст. 318 НК РФ).

В бухгалтерском же учете нет такого деления расходов. Это может привести к расхождениям между двумя рассматриваемыми видами учета.

Амортизация в бухгалтерском и налоговом учете: различия

Также расхождения между двумя рассматриваемыми видами учета возможно и при изменении срока полезного использования объектов основных средств, при применении повышающих коэффициентов, при установлении лимита отнесения объектов к основным средствам. Также в налоговом учете можно говорить об амортизационной премии, что в свою очередь отличается от бухгалтерского учета. Напомню, что амортизационной премии в бухгалтерском учете нет.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Различия между бухгалтерским и налоговым учетом при создании резервов

Организация также может столкнуться с расхождениями между бухгалтерским и налоговым учетом, если создает резервы.

  1. При создании резерва на оплату отпусков. Порядок создания резерва в налоговом учете не применим для бухгалтерского учета. Обратите внимание, что механизм создания резерва на оплату отпусков в налоговом учете приведет в ст. 324.1 НК РФ. Согласно указанной правовой норме, резерв на оплату отпусков в налоговом учете создается непосредственно под отпуска отчетного года и, соответственно, в конце года он в редких случаях имеет остаток. Это кардинально отличается от бухгалтерского учета.
  2. При создании резерва по сомнительным долгам. Если возникла просроченная дебиторская задолженность, организация обязана создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете. В налоговом учете создавать такой резерв — это право организации. Метод формирования резерва в учетах разный. Поэтому даже если создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете, расхождения неизбежны.

Когда исчезнут расхождения в учете?

Изменения последних лет, вносимые в Налоговый кодекс РФ, направлены на сближение бухгалтерского учета с налоговым учетом.​

Оперативный учёт ― одно из четырех направлений хозяйственного учёта наряду с бухгалтерским, статистическим и налоговым учетами.

Цели оперативного учёта

Целью оперативного учёта является:

быстрый ежедневный сбор хозяйственной информации;

сбор данных бухгалтерского учета;

уточнение данных бухгалтерского учёта по себестоимости и выпуску готовой продукции;

уточнение данных об объемах расходов по заработной плате;

оценка рентабельности, эффективности и уточнение ряда других финансовых показателей.

Таким образом, оперативный учет служит базой для учетно-экономической информации по целому ряду показателей. К таким показателям относятся: факты финансово-хозяйственной деятельности конкретной организации, хозяйственные явления и хозяйственные процессы.

Организованный должным образом оперативный учет помогает получать информацию:

о наличии в организации запасов на производстве (сырья, расходных материалов и т.д.);

о показателях бесперебойного функционирования производственного процесса;

о поступлении денежных средств за проданные продукцию, товары или услуги;

об объемах выпускаемой продукции, товаров, услуг;

об объемах ежедневно отгружаемого конкретного вида продукции (товаров, услуг) конечным покупателям.

Информация, полученная в ходе анализа финансового и производственного состояния дел в организации, используется руководством в управлении хозяйственными процессами.

С помощью оперативного учёта осуществляется своевременное обобщение числовых данных в документах первичного бухгалтерского учёта и соблюдается принцип отражения всех счётных записей в день совершения хозяйственных операций.

Высокая оперативность данного вида учёта обеспечивается за счёт краткости и быстроты, поскольку оперативный учёт не предполагает обязательного документирования операций.

В чем заключаются особенности оперативного учета

Особенности оперативного учета и его отличия от других видов учета заключаются в следующем:

1. оперативный учет позволяет осуществлять регистрацию хозяйственных операций и процессов и определять их соответствие качеству и сроку исполнения. Это возможно с помощью определения факторов, влияющих на отклонения от установленных параметров. В то время как бухгалтерский и статистический учет фиксируют только количественно результаты операций в денежном или натуральном выражении;

2. хозяйственные операции и процессы фиксируются с использованием как финансовых, так и нефинансовых показателей;

3. оперативный учет основывается на использовании аналитического подхода, касательно отражения операций и процессов;

4. в оперативном учете используется другая форма и техника исполнения – аналитические карточки, табличные, графические и другие формы, которые могут отражать информацию, необходимую для целей оперативного управления;

5. для оперативного учета характерна приближенность к местам технического исполнения конкретного этапа операции или процесса.

Так, можно выделить следующие особенности ведения оперативного учета:

Отражение деятельности всех структурных подразделений;

Увязка процессов, осуществляемых разными производственными звеньями;

Текущее управление производством;

Текущий контроль отдельных фактов хозяйственной жизни;

Образование нового механизма для принятия управленческих решений;

Автоматизация оперативного учета;

Мгновенный и ежедневный сбор информации о хозяйственной деятельности.


Преимущества от ведения оперативного учета

Оперативный учет – неотъемлемая составляющая анализа хозяйственно-производственных процессов организации.

Его ведение позволяет оптимизировать работу деятельность всех сфер компании/предприятия, повысить рентабельность и т.д.

Таким образом, к основным преимуществам ведения оперативного учета относят:

быстроту получения данных о хозяйственной, трудовой и финансовой сферах организации;

быстроту воздействия на хозяйственную деятельность;

возможность регулирования (и контроля) всех процессов с целью их оптимизации;

повышение рентабельности организации.

В чем заключается метод оперативного учета

Отметим, что для объективной оценки состояния дел в организации необходимо использовать методы оперативно-технического учета. Подобные методы служат базой для получения адекватной информации о ситуациях, происходящих в организации за конкретный период. Основными методами оперативного учета являются:

наблюдение за осуществляемыми хозяйственными операциями;

контроль за явкой сотрудников предприятия;

анализ режима технологического процесса;

наблюдение за производственными мощностями/простоями.

Таким образом, метод оперативного учёта заключается в непосредственном наблюдении хозяйственных операций, причём также и тех, которые невозможно непосредственно отразить в бухгалтерском учёте ― таких, как: явка работников, нагрузка на производственные мощности, простои, режим технологического процесса, характер брака.

Производственные измерители и оперативный учет

Методы ведения оперативного учета основаны на оценке целого ряда переменных величин. К таким переменным величинам принято относить трудовые, натуральные или денежные измерители, которые фиксируются на предприятии в конкретный момент времени.

Натуральные измерители

Натуральные измерители – это количественный показатель, определяющий тонны, метры, килограммы и другие единицы измерения. Натуральные измерители используются для отражения информации об однородных объектах организации. К таким объектам могут относиться выпускаемая продукция, ресурсы, которые имеет конкретное предприятие в определенный момент. При этом каждый количественный показатель отражается в учете отдельно. Например, в различных графах указывают тонну угля и тонну стали.

Трудовые измерители

Трудовые измерители – это временные показатели (минуты/часы/дни), на основании которых ведется оперативный учет. Фактически трудовые измерители отображают время, которое было потрачено на выполнение определенной работы. Учет этих показателей позволяет руководству организации управлять нормами выработки и следить за эффективностью труда. Кроме этого, на основании времени, потраченного на работу, устанавливается размер заработной платы конкретному работнику.

Денежные измерители

Отметим, что на предприятии в построении оперативного учета денежные измерители играют меньшую роль, чем трудовые и натуральные показатели организации.

Тем не менее, анализ денежных измерителей позволяет руководству компании рассчитать единую стоимость объектов учета, объем затрат или прибыли организации за конкретный период времени.

Основным показателем денежных измерителей является национальная валюта.

Примеры использования оперативного учета

Типичный пример оперативного учета – складской учет.

Он оперативный, потому что результаты этого учета (отдельные документы, реестры накладных, остатки товаров на складе и т. п.) необходимы кладовщикам, менеджерам по продажам и другим сотрудникам в их оперативной работе.

Правильный подход к оперативному учету при комплексной автоматизации следующий: документы в систему вводит и отвечает за корректность их ввода тот, кто отвечает за первичные документы. То есть, в случае складского учета, приходные и расходные накладные в автоматизированную систему вводит кладовщик, и он же отвечает за корректность остатков на складе, получившихся в результате ввода документов. Учет закупок, оплат поставщикам, взаиморасчетов с поставщиками – все это примеры ведения оперативного учета.

Так, в зависимости от нюансов организации работы в конкретном предприятии, учет закупок может вестись бухгалтерией в составе бухгалтерского учета, но чем больше компания и сложнее логистические процессы, тем более целесообразно ведение учета закупок отделом снабжения или логистики.

Аналогичная ситуация с автоматизацией учета продаж. Это тоже оперативный учет отгрузки, оплаты, дебиторской задолженности и т. д.

Учет продаж бывает довольно развитый, с множеством дополнительной информации о товарах, покупателях, продавцах и в различных аналитических разрезах.

Учет продаж – это как раз тот случай, когда целесообразно в той же системе, что учет, автоматизировать и планирование продаж.

Продажи планируются также в аналитических разрезах, из числа тех аналитик, в которых ведется учет (например, регион, продавец, товарная группа и т. п. для оптовых продаж).

Еще один пример оперативного учета – кадровый учет, то есть ввод документов о приеме на работу, увольнениях, перемещениях, отпусках и т. д. С кадровым учетом связано и кадровое планирование – работа с вакансиями (планирование приема на работу), планирование и учет обучения, аттестаций персонала и т. п.

Учет движения денежных средств также относится к оперативному учету. В больших компаниях этот учет ведется, как правило, не бухгалтерией, а отдельным подразделением финансового департамента.

Итоги

Оперативный учет – форма учета, которая дополняет другие направления хозяйственных учетов организации: налоговых, бухгалтерских, управленческих, статистических. Оперативный учет формирует оперативно-техническую информацию для контроля над процессами в финансовой и производственной сфере организации.

Исходя из этого, ведение оперативного учета позволяет повысить эффективность хозяйственной деятельности, регулировать финансовые и производственные процессы, контролировать протекание этих процессов в организации.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Учет поступлений налогов и сборов

Контроль и учет поступлений налогов и сборов осуществляется Федеральной налоговой службой (ФНС), межрегиональные инспекции ФНС РФ, инспекции ФНС России (по району, району в городе, городу без районного деления и ИФНС межрайонного уровня).

С ростом числа налогоплательщиков постоянно увеличивается нагрузка налоговых инспекторов. В связи с этим возникает ряд проблем налогового контроля и учета.

Те задачи, которые стоят перед налоговой службой, решаются с помощью внедрения в их повседневную работу компьютерных технологий. С помощью электронных машин налажен четкий и повсеместный контроль за соблюдением налогового законодательства, а также учет вносимых платежей и сборов. Таким образом учет, контроль и составление отчетности о поступлении налогов и других платежей в бюджет автоматизируются. В рамках автоматизированной информационной системы налоговой службы создаются автоматизированные рабочие места работников по учету налогов государственной налоговой службы, которые обеспечивают оперативный учет поступления налогов и других платежей в бюджет, ведение лицевых счетов плательщиков, снабжение справочной информацией по всем предприятиям и организациям – плательщиков, находящихся на территории региона, и составление отчетности.

Налоговые органы ведут учет всех категорий налогоплательщиков. Постановке на учет в налоговых инспекциях подлежат: организации, филиалы и иные обособленные подразделения организации, представительства организаций, налоговые агенты, а также физические лица.

Налоговая отчетность состоит из утвержденных налоговых деклараций.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога а также другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета. Декларация может быть как на бумажном бланке, так и в элекронном виде. Налоговый орган имеет право не принять налоговую декларацию. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При подаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки. Формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. В налоговую декларацию могут быть внесены изменения и дополнения в случае обнаружения ошибки, неполноты представленных сведений. Декларация будет считаться поданной в день подачи заявления о дополнении и изменении, если не истек срок подачи декларации. Если заявление делается после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности.

По каждому налогоплательщику учет ведется по налогам и другим обязательным платежам, в соответствии с “Классификацией доходов бюджетов Российской Федерации”. При этом карточки лицевых счетов по соответствующим налогам открываются по каждому месту учета налогоплательщика, т. е. по месту нахождения организации, по месту нахождения ее филиала или представительства, по месту жительства физического лица, по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Работниками отделов по учету налогов и других обязательных платежей (отделы по учету и отчетности) ведутся реестры, книги и журналы учета, карточки лицевых счетов плательщиков и составляется отчетность на каждый отчетный год. Работник отдела по учету и отчетности отвечает за правильность ведения учета и составления отчетности, осуществляет контроль за обоснованностью возвратов (или зачетов) средств из бюджета, а также несет ответственность за сохранность первичных документов.

Для учета поступлений платежей в неденежной форме, указанные платежи классифицируются по видам оплаты: зачет, соглашение, вексель, натуроплата т. д. и фиксируются дополнительно в отдельной отчетности. Ведение учета неденежных форм оплаты необходимо для правильного начисления пеней по соответствующим бюджетам.

от 15 апреля 1994 года N ВГ-3-13/23

Об утверждении Инструкции о порядке ведения
в государственных налоговых инспекциях
оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов,
пошлин и других обязательных платежей

(с изменениями на 20 ноября 1995 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа МНС России от 5 августа 2002 года N БГ-3-10/411
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Госналогслужбы России от 1 сентября 1995 года N ВГ-3-13/59;
приказом Госналогслужбы России от 20 ноября 1995 года N ВГ-3-13/80.
____________________________________________________________________

В целях обеспечения государственными налоговыми инспекциями надлежащего первичного учета и контроля поступления налогов и других обязательных платежей в бюджеты различного уровня

1. Утвердить Инструкцию о порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (прилагается).

Ввести в действие указанную Инструкцию с 15 апреля 1994 года.

2. Государственным налоговым инспекциям по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу обеспечить ведение первичного учета поступления налоговых платежей в соответствии с названной Инструкцией.

3. С введением указанной Инструкции не применять инструкцию бывшего Министерства финансов СССР от 29 марта 1991 года "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов и других обязательных платежей в бюджет".

4. Контроль за исполнением приказа возложить на Управление учета, отчетности и анализа.

Руководитель Госналогслужбы России
государственный советник налоговой
службы I ранга
В.В.Гусев

УТВЕРЖДЕНА
приказом Государственной налоговой
службы Российской Федерации
от 15 апреля 1994 года

ИНСТРУКЦИЯ N 26
о порядке ведения в государственных налоговых
инспекциях оперативно-бухгалтерского учета
налогов, сборов, пошлин и других
обязательных платежей

(с изменениями на 20 ноября 1995 года)
____________________________________________________________________
Утратила силу на основании
приказа МНС России от 5 августа 2002 года N БГ-3-10/411
____________________________________________________________________

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок ведения государственными налоговыми инспекциями оперативно-бухгалтерского учета начисленных и поступивших налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, а также сумм финансовых санкций и административных штрафов (в дальнейшем - платежей) в бюджетную систему.

Работниками по учету налогов ведутся реестры, книги учета, лицевые счета плательщиков и другие формы учета и составляется отчетность в установленном порядке.

Кроме того, ведется учет и хранение квитанций по приему налоговых и неналоговых платежей, бланков извещений по налогам, актов описи имущества, актов о нарушении порядка занятия предпринимательской деятельностью гражданами, а также актов описи и оценки конфискованного и бесхозяйного имущества и имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов.

Работник по учету отвечает за правильность ведения учета и составления отчетности, а также за правильность производимых возвратов средств из бюджета и за сохранность документов.

В тех случаях, когда налоговые органы исполняют функции учета поступлений в государственные внебюджетные фонды, порядок, установленный настоящей Инструкцией, распространяется и на эти платежи.

2. Оперативно-бухгалтерский учет платежей ведется по налогам и другим обязательным платежам, перечисленным в приложении N 1. Составление отчетности должно производиться строго по формам, предусмотренным настоящей Инструкцией.

Все записи в книгах и на бланках учета производятся чернилами или пастой шариковой ручки в хронологическом порядке и на основании соответствующих документов, подтверждающих правильность этих записей. Записи должны вестись аккуратно, помарки и подчистки записей не допускаются. Книги по учету поступлений и возвратов, а также книги лицевых счетов налогоплательщиков, книги сводных итогов по учету налоговых платежей, книги по учету бланков строгой отчетности должны быть пронумерованы, прошнурованы, подписаны руководителем государственной налоговой инспекции и начальником отдела учета и отчетности и скреплены печатью.

Исправление ошибок производится путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста (так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое) и внесения в соответствующих строках и графах правильных сумм и текста. Одновременно на полях соответствующей строки делается оговорка "исправлено" за подписью лица, производившего исправление.

Для исправления ошибок, обнаруженных в лицевых счетах после записей других операций, которые вызывают изменение последующих сумм, в этой графе лицевого счета производятся красными чернилами сторнировочные записи без зачеркивания ранее записанных сумм.

Например: авансовые взносы налога на прибыль (доходы) по сроку уплаты 15 января при записи операций об исчисленной сумме вместо 5560 тыс.руб. ошибочно записано 5660 тыс.рублей.

В дальнейшем эта ошибка обнаружена и в графе 2 оборотной стороны карточки лицевого счета производится следующая запись: "Сторнируются излишне начисленные платежи по сроку 15 января", а в графе 4 записывается красными чернилами "100 тыс.рублей".

3. Размер и порядок начисления пени на несвоевременно внесенные платежи в бюджет как налогоплательщиками, так и банками определяется Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и изменениями к нему, кроме сборов и прочих неналоговых платежей, пени по которым начисляется в прежнем размере - 0,05 процента. Примеры начисления пени на несвоевременно уплаченные суммы платежей в бюджет даны в приложении N 2.

4. По мере оснащения государственных налоговых инспекций средствами вычислительной техники учет, контроль и составление отчетности о поступлении налогов и других платежей в бюджет автоматизируются. В рамках автоматизированной информационной системы налоговой службы (АИС-"Налог") создаются автоматизированные рабочие места (АРМ) работников по учету налогов государственной налоговой службы, которые обеспечивают оперативный учет поступления налогов и других платежей в бюджет, ведение лицевых счетов плательщиков, снабжение справочной информацией по всем предприятиям и организациям-плательщикам, находящимся на территории региона, и составление отчетности. В процессе автоматизации учета должна использоваться безбумажная технология передачи информации между налоговыми, финансовыми и банковскими органами. Сведения о поступлении налогов и платежей передаются на машинных носителях или по каналам связи и вводятся в ЭВМ.

Обязательным требованием к разрабатываемым проектам автоматизации учета и отчетности в налоговых органах является обеспечение защиты от несанкционированного доступа к информации, возможность копирования и восстановления информации, доступа из вышестоящего уровня к базам данных нижестоящего уровня в режиме просмотра.

II. Документы, на основании которых производится учет
налогов и других платежей в бюджет

1. Государственные налоговые инспекции для ведения учета поступления налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет получают выписки из банковских счетов, копии платежных поручений и квитанции об уплате платежей от учреждений банков.

Документы об уплате платежей в территориальные бюджеты для разноски этих данных по лицевым счетам и в сводный реестр по ф. N 25 передаются финансовыми органами в налоговую инспекцию в суточный срок после их получения из учреждений банков. Платежные документы за последний день месяца передаются в налоговую инспекцию в день получения их из учреждений банков. Финансовые органы представляют в налоговые инспекции вместе с копиями платежных поручений плательщиков справки за подписью главного бухгалтера о суммах доходов всего и в том числе в разрезе разделов бюджетной классификации поступивших за день.

Форма справки должна соответствовать выписке из банковского счета о движении средств, т.е. должна содержать в себе следующие данные:

а) входящий остаток средств на счете с начала года всего и в разрезе разделов;

б) поступило, списано со счета за день;

в) исходящий остаток средств на счете с начала года;

г) наименование налога, раздел, код классификации.

Такой порядок представления документов в налоговые инспекции установлен и для органов местной администрации.

Налоговые органы открывают лицевые счета на каждого плательщика по каждому виду налога и платежа в бюджет. В них отражают начисленные суммы налогов и платежей, причитающихся к уплате и фактически поступившие в бюджет и в централизованный фонд социального развития госналогинспекций, а также суммы начисленных и поступивших пени и финансовых санкций.

Лицевая сторона карточки лицевого счета налогоплательщика должна быть заполнена в соответствии с утвержденным Госналогслужбой России Положением от 12.04.93 N ЮУ-4-12/65н "О порядке ведения Государственного реестра предприятий".

Записи о начислении платежей в лицевых счетах плательщиков производятся на основании следующих документов:

справок об авансовых (плановых) платежах в бюджет по налогу на прибыль на текущий квартал или на год с поквартальной разбивкой;

налоговых отчетов, расчетов, деклараций, платежных извещений и других документов плательщиков о платежах в бюджет по фактически полученным прибылям, доходам и имеющимся иным объектам обложения налогами и другими платежами в бюджет;

актов проверок, произведенных работниками налоговых органов, департаментами налоговой полиции и других контролирующих органов.

Представляемые предприятиями и организациями налоговые отчеты, расчеты и справки по начислению платежей предварительно проверяются инспекторами налоговых инспекций, которыми делается письменное распоряжение на этих документах о суммах, подлежащих начислению, с указанием срока уплаты.

По налогам с физических лиц документами, на основании которых в книгах лицевых счетов плательщиков производятся записи о начислении платежей, являются платежные извещения, декларации и расчеты по налогам, а также сводка платежных извещений формы N 17 (приложение N 13).

2. В соответствии с налоговым законодательством отсрочка и рассрочка платежей по налогам в федеральный бюджет Российской Федерации дается Министерством финансов России, а по платежам в территориальные бюджеты - соответствующими финансовыми органами с уведомлением о принятых решениях налоговых органов.

Органам Госналогслужбы России разрешено предоставлять отсрочки и рассрочки штрафов за нарушения налогового законодательства Российской Федерации в тех случаях, когда применение штрафных санкций может привести к прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.

Записи о сложении недоимки по предприятиям и организациям всех форм собственности и организационно-правовых форм, а также по налогам с граждан производятся на основании решений, принимаемых в установленном порядке в соответствии с Инструкцией бывшего Минфина СССР от 12.06.81 N 121 (действующей) "По применению положения о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей".

При уменьшении или полном сложении исчисленных сумм по налогам с граждан основанием для записи является утвержденная начальником налогового органа ведомость ф. N 18 (приложение N 14).

3. Записи о суммах платежей, поступивших в бюджет, производятся в лицевых счетах, реестрах и в книгах на основании следующих документов:

выписок из лицевых счетов банков по налогам с приложением вторых экземпляров платежных поручений на перечисление средств со счета плательщика на счет бюджета;

извещений ф. N 191 и уведомлений ф. N 430 по приему платежей наличными деньгами, а также извещений сберегательных банков о выполнении приказов вкладчиков по перечислению денег в уплату налогов;

копий квитанций ф. N 24, выданных органами местной администрации плательщикам налогов;

сопроводительных ведомостей ф. N 28, составляемых этими органами для сдачи или пересылки по почте принятых сумм в учреждения банков, и талонов почтовых переводов (при уплате платежей через учреждения связи).

В соответствии с установленным порядком учреждения Центробанка и других банков выдают или высылают налоговым органам:

выписки из лицевых счетов по налогам и доходам и соответствующие приложения к ним (уведомления, копии платежных поручений и других документов) ежедневно или в сроки по согласованию с налоговой инспекцией, с обязательной высылкой или выдачей выписок на 1-е число месяца;

копии платежных документов (одновременно с выдачей выписок из лицевых счетов органов местной администрации) по платежам, администрируемым налоговыми органами (земельный налог, налог на доходы от казино, видеосалонов (видеопоказа), эксплуатации игровых автоматов, ипподромов и других игорных заведений, госпошлина), вместе с лентой подсчета на суммирующей машине.

4. На платежных документах о перечислении средств в бюджет по плательщикам, расчетные счета которых находятся в другом банке, указывается дата списания средств с расчетного счета плательщиков.

5. Копии квитанций ф. N 24, выданных органами местной администрации плательщикам, лицевые счета которых ведутся в налоговых инспекциях, передаются или пересылаются по почте в налоговую инспекцию в порядке, установленном Инструкцией (действующей) бывшего Минфина СССР от 12.03.75 N 21 "О порядке приема от населения и внесения в учреждения Госбанка налоговых и страховых платежей сельскими Советами народных депутатов".

Во всех случаях при сдаче или пересылке по почте в районную налоговую инспекцию копий квитанций ф. N 24, выданных по платежам, по которым лицевые счета плательщиков ведутся в налоговых инспекциях, органы местной администрации должны полностью сдать в отделение банка имеющуюся у них денежную наличность по этим платежам.

Прием от органов местной администрации копий квитанций ф. N 24, выданных плательщикам, лицевые счета которых ведутся в налоговых инспекциях, производится работником по учету, который обязан:

а) проверить соответствие серий сдаваемых копий квитанций сериям квитанций, выданных органами местной администрации;

б) сверить соответствие сумм, показанных в копиях квитанций, с суммами, показанными в описях и сопроводительных ведомостях за соответствующий период, составляемых в соответствии с Инструкцией "О порядке приема от граждан и внесения в учреждения банков налоговых и страховых платежей сельскими Советами народных депутатов";

в) произвести записи по соответствующим графам лицевого счета органа местной администрации ф. N 31 (приложение N 24).

Платежные документы по приему налогов наличными деньгами, составляемые плательщиками и сбербанками (ф. N 191 и N 430), в учреждения банков не пересылаются, а направляются центральными сбербанками непосредственно налоговым инспекциям одновременно с передачей учреждениям банков платежных поручений на перечисление в бюджет принятых сумм. Платежные документы пересылаются в налоговую инспекцию вместе с копиями платежных поручений.

Учреждения банков по получении от сбербанков платежных поручений разносят показанные в них суммы по соответствующим лицевым счетам классификации доходов бюджета и пересылают выписки из этих счетов налоговым инспекциям в установленном порядке.

6. Записи о произведенных зачетах и возвратах переплат, а также выплатах из бюджета производятся на основании выписок из лицевых счетов, полученных от учреждений банков, и копии решения налогового органа на возврат переплат ф. N 21 (приложение N 6).

7. При получении платежных документов (платежных поручений, уведомлений и сопроводительных ведомостей, извещений ф. N 189 по безналичным расчетам, ф. N 191 и N 430 и копий квитанций ф. N 24) работник по учету обязан проверить:

указана ли в них внесенная или перечисленная сумма, которая помимо цифрового обозначения должна быть выполнена прописью;

имеются ли в сопроводительных ведомостях штамп и подпись бухгалтера учреждения банка, подтверждающие прием денег и соответствие их сумм суммам, показанным в полученных от учреждений банков выписках из лицевых счетов.

8. Работник по учету должен проверить правильность зачисления налогов и отнесения выплат на соответствующие подразделения классификации доходов и расходов бюджетов (выписка из Классификации доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации приведена в приложении N 30) и распределения уплаченных сумм на недоимку прошлых лет, платежи текущего года, пеню и штрафные санкции.

Читайте также: