Реализацией в целях налогообложения не признается обмен товарами тест

Опубликовано: 18.05.2024


  • 1. обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета
  • 2. сообщать в налоговый орган об открытии или о закрытии счетов
  • 3. встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ
  • 4. нет правильного ответа
  • 5. представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах
  • 1. девять месяцев
  • 2. месяц
  • 3. квартал
  • 4. календарный год
  • 5. полугодие
  • 1. является региональным налогом
  • 2. в настоящее время такого налога нет
  • 3. относится к специальным налоговым режимам
  • 4. является местным налогом
  • 5. является федеральным налогом
  • 1. принцип всеобщности налогообложения
  • 2. принцип защиты права собственности
  • 3. принцип установления налога вне зависимости от наличия экономического основания
  • 4. принцип дифференцированного налогообложения в зависимости от национальности лица
  • 5. принцип законности
  • 1. налоговые льготы
  • 2. нет правильного ответа
  • 3. порядок исчисления налога
  • 4. объект налогообложения
  • 5. налоговая база
  • 1. 15 дней
  • 2. 30 дней
  • 3. 7 дней
  • 4. 5 дней
  • 5. 10 дней
  • 1. нет правильного ответа
  • 2. с любых счетов организации
  • 3. с расчетного счета индивидуального предпринимателя
  • 4. с банковского счета физического лица
  • 5. с депозитных счетов организации до истечения срока действия депозитного договора
  • 1. 10%
  • 2. 18%
  • 3. 0%
  • 4. 13%
  • 5. 20%
  • 1. прекращение встречного обязательства приобретателя указанных товаров (работ, услуг) перед налогоплательщиком
  • 2. передача налогоплательщиком права требования третьему лицу на основании договора или в соответствии с законом
  • 3. день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав
  • 4. прекращение обязательства зачетом
  • 5. день оплаты
  • 1. налог уплачивается в полном объеме
  • 2. налог не уплачивается при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации в определенный срок
  • 3. налог не уплачивается
  • 4. уплачиваются суммы налога, от уплаты которых налогоплательщик был освобожден
  • 5. уплачиваются суммы, которые были возвращены налогоплательщику в связи с экспортом
  • 1. при реализации услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования
  • 2. по операциям реализации ценных бумаг
  • 3. при реализации продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми
  • 4. негосударственными пенсионными фондами по операциям, не подлежащим налогообложению
  • 5. при реализации протезно-ортопедических изделий
  • 1. 10 дней
  • 2. 15 дней
  • 3. в настоящее время не выдается
  • 4. 7 дней
  • 5. 5 дней
  • 1. эмульсии с объемной долей этилового спирта более 9%
  • 2. парфюмерно-косметическая продукция, разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80% включительно
  • 3. этиловый спирт
  • 4. коньячный спирт
  • 5. препараты ветеринарного назначения, внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов
  • 1. соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров
  • 2. произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы
  • 3. соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы
  • 4. сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении
  • 5. нет правильного ответа
  • 1. 35%
  • 2. 30%
  • 3. 25%
  • 4. 40%
  • 5. 20%
  • 1. год
  • 2. квартал
  • 3. два месяца
  • 4. полугодие
  • 5. один месяц
  • 1. 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом
  • 2. 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
  • 3. 30 января года, следующего за истекшим налоговым периодом
  • 4. 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
  • 5. 1 января года, следующего за истекшим налоговым периодом
  • 1. возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья
  • 2. оплата стоимости питания, получаемого спортсменами для учебно- тренировочного процесса
  • 3. пособия по временной нетрудоспособности
  • 4. суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих товариществ
  • 5. частичная компенсация стоимости путевок
  • 1. со сроком полезного использования более 24 месяцев и первоначальной стоимостью более 20000 рублей
  • 2. со сроком полезного использования более 18 месяцев и первоначальной стоимостью более 20000 рублей
  • 3. со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 60000 рублей
  • 4. со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20000 рублей
  • 5. со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40000 рублей
  • 1. 30%
  • 2. 55%
  • 3. 20%
  • 4. 50%
  • 5. 40%
  • 1. один месяц
  • 2. квартал
  • 3. 15 дней
  • 4. полугодие
  • 5. год
  • 1. 6600 рублей плюс 0,5% суммы, превышающей установленную НК РФ, но не более 20000 рублей
  • 2. 2600 рублей плюс 1% суммы, превышающей установленную НК РФ
  • 3. 400 рублей плюс 3% суммы, превышающей установленную НК РФ
  • 4. 4% цены иска, но не менее 200 рублей
  • 5. 1600 рублей плюс 2% суммы, превышающей установленную НК РФ
  • 1. в любое время до 20 декабря года, предшествующего году перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога
  • 2. с 20 декабря по 31 декабря года, предшествующего году перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога
  • 3. в любое время до 31 декабря года, предшествующего году перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога
  • 4. с 01 декабря по 20 декабря года, предшествующего году перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога
  • 5. с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога
  • 1. 20 рублей
  • 2. 5 рублей
  • 3. 15 рублей
  • 4. 10 рублей
  • 5. 25 рублей
  • 1. 2%
  • 2. 2,5%
  • 3. 5,7%
  • 4. 2,2%
  • 5. 1%

Gee Test

Система подготовки к тестам и средство для проверки своих знаний. Инструмент для тестирования студентов и школьников.

"Бухгалтерский учет", N 10, 2002

Основной принцип отечественного бухгалтерского учета - это нормативное, законодательное регулирование бухгалтерской практики.

Статьей 71 Конституции РФ устанавливается, что бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации, т.е. регулирование практики бухгалтерского учета в России осуществляется на уровне федерального законодательства. Бухгалтерское законодательство как комплекс правовых норм, регулирующих отношения в области практики бухгалтерского учета, определяется ст.3 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", согласно которой законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Все решения в области бухгалтерского учета, т.е. вопросы методики бухгалтерского учета конкретных хозяйственных операций, проблемы бухгалтерской методологии, в нашей стране носят в первую очередь юридический характер. Отсюда возникающие на практике трудности в соотношении бухгалтерского и налогового учета также должны решаться в рамках правил трактовки предписаний нормативных актов.

Это общее правило распространяется и на соотношение понятий "продажи", относящееся к области бухгалтерского законодательства, и "реализация", устанавливаемое налоговым законодательством.

Порядок бухгалтерского учета и налогообложения операций по продаже товаров (работ, услуг) регулируется нормами трех отраслей законодательства: гражданского, бухгалтерского и налогового. При этом предписания гражданского законодательства в очень большой степени влияют как на бухгалтерскую, так и на налоговую их трактовку.

В соответствии с п.3 ст.38 НК РФ товаром для целей Налогового кодекса РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. При этом согласно п.2 ст.38 НК РФ под имуществом в Налоговом кодексе РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящиеся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Здесь следует определить, насколько используемое бухгалтерским законодательством понятие "продажи" соотносится с термином "реализация", которым оперирует налоговое законодательство.

Специального определения понятия "продажи" бухгалтерское законодательство не содержит. Его косвенно можно вывести из пояснений Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, к счету 90 "Продажи".

Согласно данной Инструкции счет 90 "Продажи" предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации. На этом счете отражаются, в частности, выручка и себестоимость по:

  • готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства;
  • работам и услугам промышленного характера;
  • работам и услугам непромышленного характера;
  • покупным изделиям (приобретенным для комплектации);
  • строительным, монтажным, проектно - изыскательским, геолого - разведочным, научно - исследовательским и т.п. работам;
  • товарам;
  • услугам по перевозке грузов и пассажиров;
  • транспортно - экспедиционным и погрузочно - разгрузочным операциям;
  • услугам связи;
  • предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды (когда это является предметом деятельности организации);
  • предоставлению за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (когда это является предметом деятельности организации);
  • участию в уставных капиталах других организаций (когда это является предметом деятельности организации) и т.п.

Определение термина "продажи" Инструкцией по применению Плана счетов заключается в установлении перечня хозяйственных операций организаций, квалифицируемых как продажи для целей бухгалтерского учета. Таким образом, под продажами для целей бухгалтерского учета понимаются являющиеся обычным предметом деятельности организации и направленные на получение доходов хозяйственные операции, предполагающие куплю - продажу (обмен) организацией товаров, выполнение ею работ, оказание организацией услуг, а также предоставление или эксплуатацию прав.

В налоговом законодательстве определение понятия "реализация" дается в п.1 ст.39 НК РФ, согласно которому реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, специально предусмотренных Налоговым кодексом РФ, передача права собственности, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Приведенное определение позволяет выделить два существенных различия между бухгалтерским понятием "продажи" и налоговым - "реализация".

Во-первых, если под продажами понимаются только хозяйственные операции, "связанные с обычными видами деятельности организации", то для квалификации конкретной сделки как реализации товаров, работ или услуг для целей налогового законодательства достаточно самого факта ее совершения, и при этом совершенно не обязательно, чтобы данная сделка была характерной для деятельности организации.

Так, например, для того чтобы сдача в аренду имущества организации отражалась в бухгалтерском учете как продажа, т.е. чтобы суммы арендной платы фиксировались по кредиту счета 90 "Продажи", необходимо, чтобы аренда являлась одним из направлений деятельности организации. В случае если заключение организацией договора аренды представляет собой единичную сделку, не характерную для ее основной деятельности, доходы в виде получаемой арендной платы будут фиксироваться по кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы".

Для целей же налогового законодательства сам факт оказания услуг аренды на возмездной основе (за определенную договором арендную плату) будет квалифицироваться как реализация услуг аренды. (Аренда представляет собой по гражданскому законодательству совершенно самостоятельный вид договоров, согласно нормам Налогового кодекса РФ рассматривается как деятельность по оказанию услуг. Согласно п.5 ст.38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.)

Во-вторых, в бухгалтерском учете продажи - это хозяйственные операции организации, направленные на получение доходов, т.е. обязательно предполагающие возмездность. Для целей налогообложения возмездность - как характеристика операций, позволяющая признать их реализацией товаров (работ, услуг), - указывается лишь в общем определении данного понятия. Как уже отмечалось, согласно п.1 ст.39 НК РФ в случаях, специально предусмотренных Налоговым кодексом РФ, реализацией могут признаваться также сделки, совершенные на безвозмездной основе.

Рассмотрим вопросы соотношения бухгалтерской и налоговой трактовки операций купли - продажи товаров, т.е. вещного имущества организации.

В Гражданском кодексе РФ налоговому понятию реализации товаров и бухгалтерскому - продажи товаров соответствуют сделки, предполагающие факт перехода права собственности на вещное имущество от одной стороны договора к другой. Наиболее характерными примерами таких хозяйственных операций выступают сделки купли - продажи и мены.

В соответствии с п.1 ст.454 ГК РФ по договору купли - продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Согласно п.1 ст.567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. Как устанавливается ст.567 ГК РФ, к договору мены применяются правила о купле - продаже, если это не противоречит специальным правилам Гражданского кодекса РФ о меновых сделках и существу мены.

Условием данных гражданско - правовых договоров, определяющим их бухгалтерскую и налоговую трактовку, является установление момента перехода права собственности на служащие предметом сделок товары.

Общее правило, распространяющееся на все сделки, которые предполагают передачу права собственности на имущество, содержит ст.223 ГК РФ, согласно которой "право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи".

Содержание норм гражданского законодательства, определяющих бухгалтерскую и налоговую трактовку сделок купли - продажи, может быть представлено в виде схемы 1.

Правила отражения в бухгалтерском учете продаж определяются требованием п.2 ст.8 Федерального закона "О бухгалтерском учете", в соответствии с которым "имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации".

Данное требование раскрывает два правила учета вещных активов, устанавливаемые Положениями по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 и "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденными Приказами Минфина России от 06.05.1999 N 32н и N 33н соответственно, и Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций.

Первое правило определяет момент постановки (оприходования) имущества на баланс организации и момент списания его с бухгалтерского баланса как дату возникновения у организации права собственности на это имущество и дату утраты организацией права собственности на данные активы.

Следовательно, отражение имущества в активе баланса организации определяется не его фактическим местонахождением (оно может находиться на складе организации, на складе поставщика, у транспортной организации, у организации - товарного склада и т.д.), а наличием права собственности на это имущество. Организация может владеть имуществом (т.е. фактически оно будет находиться на складе организации, под ее контролем), но не быть его собственником, и наоборот.

Второе правило заключается в том, что имущество, находящееся во владении или во владении и пользовании организации, но не являющееся ее собственностью, отражается на забалансовых счетах.

Именно содержащееся в договоре условие о моменте перехода права собственности на товары определяет и момент признания в бухгалтерском учете доходов и расходов, связанных с операциями продажи.

Пунктом 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации" определяется, что выручка (доходы от продажи) признается в бухгалтерском учете только при выполнении следующих условий:

а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

б) сумма выручки может быть определена;

в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации имеется в случае, если организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;

г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи в этой операцией, могут быть определены.

Таким образом, в части продажи вещных активов основным из выделенных условий является то, что "право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю". При этом поступления в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг, т.е. авансы за товары, право собственности на которые не перешло к покупателю, невыполненные работы и неоказанные услуги, согласно ПБУ 9/99 "не признаются доходами организации". Аналогично п.3 ПБУ 10/99 устанавливается, что "не признается расходами организации выбытие активов в порядке предварительной оплаты материально - производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг".

Названные правила определяют порядок бухгалтерского учета хозяйственных операций по купле - продаже товаров, характеризующихся различными вариантами сочетания условий договора о моменте перехода права собственности на реализуемое (приобретаемое) имущество.

С получением предварительной оплаты товаров выполняются все условия, определяемые п.12 ПБУ 9/99 как необходимые для признания выручки в бухгалтерском учете:

  1. заключенный с покупателем договор определяет право на получение выручки;
  2. сумма выручки определяется договором, выставленными счетами и суммой фактически полученных денежных средств;
  3. в оплату товаров получен актив - денежные средства;
  4. право собственности на товары перешло к покупателю;
  5. расходы, связанные с продажей определяются как себестоимость (цена приобретения) товаров.

Правило построения актива бухгалтерского баланса по критерию наличия права собственности на отражаемые вещные активы определяет и порядок учета операций по договорам купли - продажи и мены, когда фактическая передача (отгрузка) товаров не совпадает с моментом перехода права собственности.

Такая ситуация возникает тогда, когда договором поставки товаров на условиях их последующей оплаты в качестве момента перехода права собственности на товары определена дата оплаты товаров покупателем. Аналогично, в соответствии со ст.570 ГК РФ, если сторонами договора мены не определено иных условий, право собственности на товары переходит к сторонам сделки только после обоюдного выполнения ими обязательств по передаче обмениваемых ценностей. В этом случае получение от контрагента товаров до возникновения права собственности на них, т.е. фактически приобретение права владения полученными ценностями, отразится в учете организации - покупателя записью по дебету забалансового счета 002 "Товарно - материальные ценности, принятые на ответственное хранение". Факт передачи товаров покупателю без утраты права собственности на них в учете организации - продавца отразится записью по дебету счета 45 "Товары отгруженные" и кредиту счетов учета отгруженных ценностей - 41 "Товары" или 43 "Готовая продукция" на их учетную стоимость.

Таким образом, содержание предписаний бухгалтерского законодательства относительно хозяйственных операций организаций, квалифицируемых как продажи, может быть представлено в виде схемы 2.

Глава 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ устанавливает специальные определения понятий дохода от реализации и момента признания его полученным.

В соответствии с п.1 ст.249 НК РФ доходом от реализации для целей применения норм гл.25 НК РФ признаются: выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав.

В гл.25 НК РФ устанавливается совершенно новый порядок определения момента признания дохода от реализации, в отличие от гл.21 НК РФ, где определение "даты реализации товаров (работ, услуг)" относится к области "принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения" (ст.167 НК РФ). Привычная практикам возможность установить в учетной политике момент реализации "по отгрузке" или "по оплате", распространяющийся на все налоги, связанные с реализацией, в части налога на прибыль гл.25 НК РФ отменяется.

Налоговым кодексом РФ для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций устанавливаются два возможных метода определения доходов и расходов: "кассовый метод" и "метод начисления". При этом возможность для организации выбора кассового метода определяется не приказом об учетной политике для целей налогообложения, а нормами Налогового кодекса РФ.

Согласно п.1 ст.173 НК РФ организации имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу только в случае, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн руб. за каждый квартал.

Если доходы и расходы организации в силу выполнения указанного условия могут определяться по кассовому методу, то при выборе кассового метода организацией согласно п.п.2 и 3 ст.273 НК РФ датой получения дохода будет признаваться день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. При этом расходами налогоплательщика будут признаваться его затраты только после их фактической оплаты. Согласно п.3 ст.273 НК РФ в целях применения норм гл.25 НК РФ оплатой товара (работ, услуг и (или) имущественных прав) признается прекращение встречного обязательства налогоплательщиком - приобретателем указанных товаров (работ, услуг) и имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав).

На остальные организации распространяется порядок признания доходов по методу начисления согласно ст.271 НК РФ, в соответствии с которым доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

Специальным правилом, содержащимся в п.3 ст.271 НК РФ, устанавливается, что для доходов от реализации, если иное не предусматривается гл.25 НК РФ, датой получения дохода для целей применения норм гл.25 НК РФ признается день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг, имущественных прав). При этом днем отгрузки считается день реализации этих товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемый в соответствии с п.1 ст.39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.

Данная норма ст.271 НК РФ в части определения момента реализации по методу начисления отсылает нас к положениям ст.39 НК РФ.

Представим нормативную базу, обеспечивающую трактовку операций по реализации товаров для целей налогообложения, на схеме 3.

1. Освобождается ли от НДС реализация программ для ЭВМ по лицензионному договору:
а) да +
б) да, но только если это предусмотрено договором
в) нет

2. Облагается ли НДС аренда земли:
а) да, но только если земля в аренду предоставляется государством
б) да, но только если земля в аренду предоставляется частным собственником +
в) нет

3. Облагается ли НДС реализация земельных участков:
а) да
б) да, но только земельных участков сельскохозяйственного назначения
в) нет +

4. Налогоплательщик приобрел товар на сумму 12 млн. рублей (в том числе НДС 2 млн. рублей) в феврале 2020 года. Можно ли принять вычет НДС по такому счету-фактуре частями в декларациях за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2020 года:
а) можно +
б) нельзя
в) можно, если это оговорено в договоре

5. Налогоплательщик выявил в феврале 2020 года счет-фактуру по приобретенному товару с датой 10 декабря 2018 года. Как получить вычет НДС по такому счету-фактуре:
а) заявив вычет в налоговой декларации, поданной за 1-й квартал 2020 года
б) представив уточненную налоговую декларацию за 4-й квартал 2018 года
в) обоими способами, указанными выше +

6. Налогоплательщик выявил в феврале 2020 года счет-фактуру по приобретенному товару с датой 10 декабря 2015 года. Можно ли получить вычет по такому счету-фактуре:
а) да
б) нет +
в) зависит от условий договора

7. Когда необходимо начислить НДС при реализации недвижимого имущества:
а) на день поступления оплаты от покупателя
б) на день заключения договора купли-продажи
в) на день передачи недвижимого имущества покупателю по акту +

8. Косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации:
а) налог на добавленную стоимость +
б) налог на богатство
в) налог на роскошь

9. Российские предприятия … НДС при ввозе импортных товаров на территорию РФ:
а) уплачивают по желанию
б) уплачивают
в) не уплачивают +

10. В России НДС выполняет фискальную функцию, т. е. … доходы бюджета:
а) уменьшает
б) увеличивает +
в) регулирует

11. Изобретатель налога на добавленную стоимость:
а) Морис Лоре +
б) Морис Поре
в) Морис Локк

12. Внешне для покупателя НДС напоминает налог с оборота или налог с:
а) покупки
б) продаж +
в) транспортировки

13. Впервые НДС был введён в 1958 году:
а) во Франции +
б) в Италии
в) в США

14. В России НДС действует с 1 января:
а) 1994 года
б) 1996 года
в) 1992 года +

15. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой … Налогового кодекса РФ:
а) 21 +
б) 20
в) 19

16. Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:
а) физические лица
б) организации +
в) иностранцы

17. Налог на добавленную стоимость введен в РФ:
а) в 1991 г.
б) в 1995 г.
в) в 1992 г. +

18. Объектом налогообложения признаются следующие операции:
а) операции по реализации земельных участков (долей в них)
б) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации +
в) операции, которые не признаются реализацией товаров, работ, услуг, указанные в пункте 3 статьи 39 НК РФ

19. Налог на добавленную стоимость относится к налогам на:
а) наследство
б) имущество
в) действия +

20. Объектом налогообложения признаются следующие операции:
а) передача имущественных прав организации её «правопреемнику» (правопреемникам)
б) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, «расходы» на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций +
в) операции, которые не признаются реализацией товаров, работ, услуг, указанные в пункте 3 статьи 39 НК РФ

21. Объектом налогообложения признаются следующие операции:
а) строительно-монтажные работы для собственного потребления +
б) операции, которые не признаются реализацией товаров, работ, услуг, указанные в пункте 3 статьи 39 НК РФ
в) операции по реализации земельных участков (долей в них)

22. Объектом налогообложения признаются следующие операции:
а) передача имущественных прав организации её «правопреемнику» (правопреемникам)
б) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией +
в) операции по реализации земельных участков (долей в них)

23. Не признаются объектом налогообложения:
а) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией
б) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией
в) операции, которые не признаются реализацией товаров, работ, услуг, указанные в пункте 3 статьи 39 НК РФ +

24. Не признаются объектом налогообложения:
а) строительно-монтажные работы для собственного потребления
б) передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления +
в) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией

25. Не признаются объектом налогообложения:
а) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация «предметов залога» и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении «отступного» или «новации»
б) строительно-монтажные работы для собственного потребления
в) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке «приватизации» +

26. Не признаются объектом налогообложения:
а) строительно-монтажные работы для собственного потребления
б) передача имущественных прав организации её «правопреемнику» (правопреемникам) +
в) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией

27. С 1 января 2019 года ставка НДС составляет:
а) 20% +
б) 15%
в) 18%

28. Для некоторых продовольственных товаров, книг, товаров для детей и некоторых категорий медицинского оборудования в настоящее время действует пониженная ставка:
а) 15%
б) 12%
в) 10% +

29. Ставка … % применяется, например, при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта; оказании услуг по международной перевозке товаров
а) 0 +
б) 10
в) 15

30. Ставка … % применяется, например, при реализации отдельных продовольственных товаров; товаров для детей; медицинских товаров:
а) 15
б) 10 +
в) 20

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговый мониторинг


Каждый хозяйствующий субъект, будь то организация или ИП, в своей работе сталкивается с понятием «цена». Под рыночной ценой сделки для целей налогового контроля может пониматься разная цена в зависимости от конкретной ситуации.

Это может быть как цена, определенная самим налогоплательщиком, так и цена, определенная налоговыми органами, или цена, определенная, например, по итогам биржевых торгов. О том, как проверяют цену налоговые органы, пойдет речь в данной статье.

С 2012 года на налоговые органы возложена обязанность по осуществлению налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами в порядке, определенном разделом V.1 НК РФ, который введен Федеральным законом от 18.07.2011 N227-ФЗ.

Рыночными признаются цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы, получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок.

Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами осуществляется ФНС России (п. 1 ст. 105.17 НК РФ).

Определение в целях налогообложения доходов (прибыли, выручки) взаимозависимых лиц, являющихся сторонами сделки, недополученных вследствие отличия коммерческих и (или) финансовых условий сделки от условий такой же сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, производится ФНС России с применением методов, установленных главой 14.3 НК РФ.

  • контролируемые, признаваемые таковыми при соблюдении положений статьи 105.14 НК РФ;
  • иные сделки между взаимозависимыми лицами.
В отношении контролируемых сделок на налогоплательщиков возложена обязанность:

  • по уведомлению налоговых органов о совершении таких сделок (п. 1 ст. 105.16 НК РФ);
  • по подготовке и представлению документации, предусмотренной пунктами 1–2 статьи 105.15 НК РФ при проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (ст. 105.15, п. п. 6–7 ст. 105.17 НК РФ).
В отношении иных сделок между взаимозависимыми лицами, не подпадающих под критерии контролируемых, представление уведомления и документации, определенной пунктами 1–2 статьи 105.15 НК РФ, не предусмотрено.

При определении для целей статьи 105.14 НК РФ суммы доходов по сделкам ФНС России вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню с применением методов, предусмотренных положениями главы 14.3 НК РФ (п. 9 ст. 105.14 НК РФ).

Следовательно, по общему правилу в случаях, не предусмотренных разделом V.1 НК РФ, налоговые органы не вправе оспаривать цену товаров, указанную сторонами сделки и учтенную при налогообложении.

По неконтролируемым сделкам контроль соответствия цен рыночным может быть предметом выездных и камеральных проверок, проводимых территориальными налоговыми органами, в случаях если использование рыночных цен предусмотрено главами части второй НК РФ при исчислении налогов по отдельным операциям налогоплательщика.

В случаях установления фактов уклонения от налогообложения в результате манипулирования налогоплательщиком ценами в сделках необходимо доказывать получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, в том числе с применением методов, установленных главой 14.3 НК РФ.

Контроль цены, если контрагенты не взаимозависимые

В соответствии с пунктом 2 статьи 105.3 НК РФ определение в целях налогообложения доходов (прибыли, выручки) взаимозависимых лиц, являющихся сторонами сделки, которые могли бы быть получены этими лицами, но не были получены вследствие отличия коммерческих и (или) финансовых условий указанной сделки от коммерческих и (или) финансовых условий такой же сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС России), с применением методов, установленных главой 14.3 НК РФ.

При этом, исходя из совокупности норм статьи 105.17 НК РФ, ценовая проверка проводится ФНС России только в отношении сделок между взаимозависимыми лицами, признаваемых контролируемыми на основании положений статьи 105.14 НК РФ. В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 105.17 НК РФ контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок.

В частности, при реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, при передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме. При этом в целях определения фактической цены сделки, в которой предполагается занижение суммы подлежащего уплате налога, возможно применять методы, установленные главой 14.3 НК РФ.

Аналогичный вывод содержится в Письме Минфина России от 19.06.2015 N03—01—18/35527. В свою очередь, налоговое ведомство (письмо ФНС России от 16.09.2014 N ЕД4—2/18674@) разъяснило, что положения НК РФ лишь разграничивают полномочия в части налогового контроля цен в сделках по уровням системы налоговых органов в РФ:

  • проверка соответствия цен в контролируемых сделках осуществляется непосредственно ФНС России;
  • проверка цен в сделках между взаимозависимыми лицами, но которые не признаются контролируемыми, может проводиться территориальными налоговыми органами в ходе камеральной или выездной налоговой проверки.
Однако Президиум ВС РФ в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 НК РФ (утвержденном 16.02.2017, далее — Обзор), указал, что налоговый контроль за соответствием примененных налгоплательщиком цен рыночному уровню осуществляется непосредственно ФНС России и не может выступать предметом выездных и камеральных проверок, проводимых нижестоящими налоговыми инспекциями. Поэтому при проведении выездной налоговой проверки территориальная налоговая инспекция вышла за пределы предоставленных ей полномочий, произведя на основании положений главы 14.3 НК РФ корректировку цен по сделкам с взаимозависимыми лицами, не являющимся контролируемыми.

В свою очередь, из пункта 3 Обзора также следует, что по общему правилу налоговые органы не вправе оспаривать цену товаров (работ, услуг), указанную сторонами неконтролируемой сделки и учтенную при налогообложении. Несоответствие примененной налогоплательщиком цены рыночному уровню само по себе не свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды, возникновении у него недоимки, определяемой исходя из выявленной ценовой разницы.

При этом многократное отклонение цены сделки от рыночного уровня может учитываться в качестве одного из признаков получения необоснованной налоговой выгоды в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, указывающими на несоответствие между оформлением сделки и содержанием финансово-хозяйственной операции (взаимозависимость сторон сделки, создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции, использование особых форм расчетов и сроков платежей и т. п. В частности, когда цена сделки многократно (в десятки раз) занижена относительно рыночного уровня.

В то же время, если использование рыночных цен при исчислении налогов по отдельным операциям налогоплательщика предусмотрено главами части второй НК РФ, в этих целях налоговые инспекции в рамках камеральных и выездных проверок вправе применять методы определения доходов (выручки, прибыли), предусмотренные главой 14.3 НК РФ.

На приведенную выше позицию ВС РФ в настоящее время ориентируется и ФНС России (смотрите, например, письмо ФНС России от 27.11.2017 N ЕД4—13/23938@).

Следовательно, по общему правилу территориальные налоговые органы не вправе оспаривать цену товаров (работ, услуг), указанную сторонами сделки, в том числе являющимися взаимозависимыми лицами, и учтенную при налогообложении.

При этом представители ИФНС вправе применять методы определения доходов (выручки, прибыли), предусмотренные главой 14.3 НК РФ, если использование рыночных цен прямо предусмотрено соответствующими нормами глав 21, 23, 25 НК РФ и пр.

Контроль цен Центральным аппаратом ФНС России

В соответствии с пунктом 1 статьи 105.14 НК РФ в целях НК РФ контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 105.14 НК РФ). Признание сделок контролируемыми производится с учетом положений пункта 13 статьи 105.3 НК РФ, предусматривающего распространение правил раздела V.1 НК РФ на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным пунктом 4 статьи 105.3 НК РФ, а именно:

  • налога на прибыль организаций;
  • НДФЛ, уплачиваемого в соответствии со статьей 227 НК РФ;
  • НДПИ (в случае, если одна из сторон сделки является налогоплательщиком указанного налога, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для налогоплательщика объектом налогообложения НДПИ, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);
  • НДС (в случае, если одной из сторон сделки является организация, не являющаяся налогоплательщиком НДС или освобожденная от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС).
В случае выявления занижения сумм, указанных в пункте 4 статьи 105.3 НК РФ налогов или завышения суммы убытка, определяемого в соответствии с главой 25 НК РФ, ФНС России производятся корректировки соответствующих налоговых баз. Взаимозависимость участников сделки может являться основанием для корректировки их доходов по правилам раздела V.1 НК РФ, если в отношении этой сделки соблюдается вся совокупность условий, при наличии которых она признается контролируемой.

Соответственно, доначисление НДС ФНС России в рассматриваемой ситуации возможно в том случае, если в рамках контролируемой сделки арендатор не является налогоплательщиком НДС или освобожден от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС. При этом в отношении контролируемой сделки с взаимозависимым лицом налоговая база по НДС может быть скорректирована ФНС России при условии, если ФНС России докажет, что цена, примененная в сделке, не является рыночной, и это привело к занижению суммы НДС.

Для определения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, ФНС России в целях применения методов, предусмотренных статьей 105.7 НК РФ, производит сопоставление таких сделок или совокупности таких сделок (анализируемая сделка) с одной или несколькими сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица.

При проведении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами ФНС России использует:

  1. метод сопоставимых рыночных цен;
  2. метод цены последующей реализации;
  3. затратный метод;
  4. метод сопоставимой рентабельности;
  5. метод распределения прибыли.
Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 105.10 НК РФ. Применение иных методов, указанных в подпунктах 2–5 пункта 1 статьи 105.7 НК РФ, допускается в случае, если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо если его применение не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения.

Таким образом, трансфертное ценообразование — установление в сделках между взаимозависимыми лицами цен, отличных от рыночных. Для целей налогообложения цену контролируемой сделки может проверить ФНС, а неконтролируемой — ИФНС, но только если сделка приводит к получению необоснованной налоговой выгоды.

При проверке инспекторы в первую очередь применяют метод сопоставимых рыночных цен, сравнивая трансфертные цены и цены сделок с не взаимозависимыми лицами. Если этот метод невозможен, применяют другие.

Основной вид деятельности предприятия – предоставление ломбардами краткосрочных кредитов под залог движимого имущества и скупка имущества у населения. Подлежит ли налогообложению НДС выручка от реализации предметов залога?

На наш взгляд, независимо от того, что обороты по реализации предметов залога признаются объектом налогообложения, они не приводят к обязанности по уплате НДС ломбардами, поскольку согласно
ст. 38 НК РФ такая обязанность предписана для лиц, признаваемых налогоплательщиками. А согласно ст. 143 НК РФ граждане не являются плательщиками НДС. В этом случае на каком основании ломбарды при реализации заложенного имущества физических лиц должны платить НДС?

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается, в частности, реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога.

П. 2 ст. 154 НК РФ установлено, что при передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства налоговая база определяется как стоимость указанных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

Исходя из этих положений НК РФ налоговики делают вывод о том, что объектом обложения НДС является вся сумма выручки, полученная от реализации предметов залога.

П. 1 ст. 156 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу по НДС как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров.

В соответствии со статьями 971, 990 и 1005 ГК РФ по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия; по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента; по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

На основании п. 1 ст. 334 ГК РФ и ст. 1 Закона РФ от 29.05.1992 г. № 2872-1 «О залоге» залогом является способ обеспечения обязательства, при котором кредитор-залогодержатель приобретает право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами за изъятиями, предусмотренными законом.

Принятие от граждан в залог движимого имущества, предназначенного для личного потребления, в обеспечение краткосрочных кредитов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями-ломбардами.

Согласно п. 5 ст. 358 ГК РФ в случае невозвращения в установленный срок суммы кредита, обеспеченного залогом вещей в ломбарде, ломбард вправе на основании исполнительной надписи нотариуса по истечении льготного месячного срока продать это имущество в порядке, установленном для реализации заложенного имущества (пункты 3, 4, 6 и 7 ст. 350 ГК РФ).

После этого требования ломбарда к залогодателю (должнику) погашаются, даже если сумма, вырученная при реализации заложенного имущества, недостаточна для их полного удовлетворения.

Поскольку реализация залогодержателем (ломбардом) заложенного имущества осуществляется не по поручению залогодателя, а на основании удовлетворения требования залогодержателя, то, по мнению налоговой службы и Минфина РФ, при реализации ломбардами предметов залога, в том числе невостребованных, объектом обложения НДС является вся сумма выручки, полученная от реализации этих предметов залога.

Обратите внимание!

Согласно дополнениям, внесенным в ст. 156 НК РФ Федеральным законом РФ от 22.07.2005 г. № 119-ФЗ, с 1 января 2006 года налоговая база при реализации залогодержателем в установленном законодательством Российской Федерации порядке предмета невостребованного залога, принадлежащего залогодателю, определяется по правилам ст. 156 НК РФ.

Налоговая база в данном случае определяется как сумма дохода, полученного налогоплательщиком в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении договора залога.

То есть налог нужно будет уплачивать не со всей суммы выручки от реализации залога, а только с суммы дохода в виде превышения суммы, вырученной от реализации заложенного имущества, над размером обеспеченного залогом требования залогодержателя.

С одной стороны, учитывая сегодняшние требования налоговиков, это положение в пользу ломбардов, так как налоговая база по НДС будет значительно меньше.

С другой стороны, требование налоговиков об уплате НДС при реализации ломбардами предметов залога подкреплено еще одной нормой НК РФ.

На сегодняшний день не существует однозначной арбитражной практики по данному вопросу.

Федеральные арбитражные суды Московского и Северо-Кавказского округов занимают следующую позицию.

В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе РФ, применяются в том значении, в котором они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

П. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров признает передачу на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары.

Для признания продажи ломбардом предметов залога реализацией в целях налогообложения необходимо, чтобы при продаже товаров произошел переход права собственности на него от одного лица другому.

В силу ст. 358 Гражданского кодекса РФ предметом деятельности ломбарда является выдача гражданам краткосрочных кредитов под залог движимого имущества, которое предназначено для личного потребления. Эта же норма предусматривает, что ломбард не вправе пользоваться и распоряжаться заложенными вещами.

Как следует из ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, то есть права пользования и распоряжения являются необходимыми составляющими права собственности.

При получении ломбардом в залог имущества он не приобретает права собственности на это имущество.

Ст. 358 ГК РФ установлено, что в случае невозвращения в установленный срок суммы кредита, обеспеченного залогом вещей в ломбарде, ломбард вправе на основании исполнительной надписи нотариуса по истечении льготного месячного срока продать это имущество в порядке, установленном для реализации заложенного имущества (ст. 350 ГК РФ).

Следовательно, реализация заложенного имущества граждан на торгах, организованных ломбардом, не может рассматриваться как реализация им товара (работ, услуг) ввиду того, что ломбард не имеет права собственности на заложенное имущество.

Кроме того, необходимо учитывать, что целью реализации заложенного имущества на торгах является не получение ломбардом дохода, а погашение требований ломбарда к залогодателю.

При этом превышающая такие требования сумма, полученная от реализации имущества, подлежит возврату собственнику имущества — залогодателю (п. 6 ст. 350 ГК РФ).

В данном случае объект налогообложения по налогу на добавленную стоимость при реализации заложенного имущества возникает у залогодателя (при условии, чтобы он является плательщиком этого налога), а не у залогодержателя, реализующего его имущество.

В соответствии с налоговым законодательством физические лица не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.

Ломбард оказывает финансовые услуги по предоставлению займа в денежной форме, которые в соответствии с п.п. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.

При таких обстоятельствах у ломбардов отсутствует обязанность по уплате налога на добавленную стоимость.

(Постановление ФАС Московского округа от 18.11.2004 г. по делу № КА-А41/10756-04, ФАС Северо-Кавказского округа от 27.02.2003 г. по делу № Ф08-479/2003-169А)

Однако ФАС Уральского округа считает, что при реализации предметов залога ломбард обязан уплачивать НДС (постановление от 25.03.2003 г. по делу № Ф09-712/03-АК).

Таким образом, налогоплательщик может отстаивать свою позицию в этой неоднозначной ситуации только в суде.

Причем, учитывая различные мнения ФАСов разных округов, – только в Высшем Арбитражном Суде РФ, который, заметим, пока не создал прецедент по данному вопросу.

Читайте также: