Налог на роскошь украина 2020

Опубликовано: 02.05.2024

Начиная с 2017 года, в Украине вступили в силу новые дополнения, касающиеся налога на недвижимость. Изменения несущественные, но на них стоит обратить внимание.

  1. Налог для владельцев домов и квартир в Украине
  2. Налог при продаже недвижимости в Украине в 2020 году
  3. Налог на дарение недвижимости в Украине в 2020 году
  4. Налоги при покупке недвижимости в Украине

База налогообложения осталась без изменений: налогом облагается вся недвижимость, - не только жилые дома и квартиры, но и постройки хозяйственного назначения: хлев, сарай, гараж, мастерская, погреб и даже уборная.

Плательщиками налога являются физические и юридические лица, в том числе нерезиденты, которые являются владельцами объектов жилой и/или нежилой недвижимости.

Актуально: Штрафы за несвоевременную уплату налога на недвижимость

Налог для владельцев домов и квартир в Украине

Налоги на недвижимость рассчитываются по ставке, которую устанавливают местные органы власти. Для жилой недвижимости и недвижимости нежилого и хозяйственного назначения эти величины могут быть разными, но не выше определенного максимального лимита.

В 2017 году ставка снижена до 1,5% от величины минимальной заработной платы, установленной в отчетном периоде, за 1 квадратный метр. В сравнении с предыдущей расчетной формулой, то процент снизился вдвое (с 3% до 1,5%). Тем не менее, стоит отметить, что и минимальная зарплата была увеличена до 3723 грн. в месяц. Таким образом, в денежном выражении сумма налога осталась на прежнем уровне.

При этом лимиты на жилплощадь, за которую не нужно платить налоги также сохранились неизменными. Остались в силе льготы, предусмотренные для налогоплательщиков, имеющих в собственности недвижимость небольшой площадью. От налога на недвижимость освобождены:

  • собственники квартир площадью до 60 кв. м. включительно;
  • владельцы частных домов общей площадью до 120 кв. м.
  • владельцы квартиры и дома, общая площадь которых не превышает 180 кв. м.

Плата взимается только за квадратные метры, превышающие «лимит».

Налоговая льгота на недвижимость не распространяется на квартиры и дома, которые сдаются в аренду при условии официального оформления договора аренды. В этом случае нужно платить за всю площадь объекта недвижимости.

Новое законодательство Украины предоставило право органам местного самоуправления (городским, поселковым и сельским советам) самостоятельно определять налоговую ставку на недвижимость и устанавливать льготы, исходя из материального положения собственника жилья.

Также установлен новый налог, так называемый "налог на роскошь" – дополнительная фиксированная плата, составляющая 25 000 грн. для владельцев домов, площадь которых превышает 500 кв. м. и для собственников квартир 300 и более квадратных метра.

Разъяснение: человек, имеющий в собственности дом 510 кв. м., внесет за него сумму, рассчитанную фискальными органами по формуле: 510 (общая площадь) минус 120 (льготная площадь) умноженная на выраженную в процентах налоговую ставку за сверхлимитные «квадраты») плюс 25000 грн.

В случае пребывания объектов жилой и/или нежилой недвижимости в общей долевой или общей совместной собственности нескольких лиц:

  • если объект жилой и/или нежилой недвижимости находится в общей долевой собственности нескольких лиц, налогоплательщиком является каждое из этих лиц за принадлежащую ему долю;
  • если объект жилой и/или нежилой недвижимости находится в общей совместной собственности нескольких лиц, но не разделен в натуре, плательщиком налога является одно из таких лиц-владельцев, которое определено по их согласию, если иное не установлено судом;
  • если объект жилой и/или нежилой недвижимости находится в общей совместной собственности нескольких лиц и поделен между ними в натуре, налогоплательщиком является каждое из этих лиц за принадлежащую ему долю.

Что касается дополнительных льгот, то налоги на недвижимость в Украине не платят:

  • за объекты недвижимости, принадлежащие государству или территориальным громадам;
  • за объекты недвижимости в зонах отчуждения и безусловного отселения;
  • за детские дома семейного типа;
  • собственники объектов недвижимости, официально признанных непригодными для проживания;
  • жильцы общежитий;
  • домовладения, в которых живут дети-сироты либо дети, лишенные родительской опеки, дети-инвалиды, которые воспитываются одинокими родителями;
  • за здания промышленности, в частности производственные корпуса, цеха, складские помещения промышленных предприятий;
  • за здания, сооружения сельскохозяйственных товаропроизводителей, предназначенные для использования непосредственно в сельскохозяйственной деятельности;
  • за объекты жилой и нежилой недвижимости, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов и их предприятия;
  • за жилье, принадлежащее участникам АТО и их семьям.

Разъяснения также содержат пункт о порядке начисления налоговых платежей. Все физлица-владельцы сверхлимитных квадратных метров получат уведомления фискальных органов, в которых указана сума налога на недвижимость, рассчитанная согласно законодательной норме.

При этом физические лица платят налог раз в год в течение 60 дней после получения уведомления налоговой службы; с юридических лиц налог взимается раз в квартал (напоминаем, что платежи необходимо совершить до 30 апреля, 30 июля, 30 октября 2018 г. и 30 января 2019 г.).

Предприниматели самостоятельно определяют сумму, подлежащую уплате, для чего разделяют размер годового платежа на 4 равные части.

В случае несвоевременной оплаты предусмотрены штрафы:

  • при просрочке до 30 дней – 10% от суммы задолженности;
  • при просрочке свыше 30 дней – 20%;
  • кроме того, после 60 дней просрочки начисляется пеня в размере 0,05% от общей суммы долга за каждый просроченный день;
  • при злостном уклонении от налогов - 120% годовых от суммы задолженности по актуальной на момент применения санкций ставке НБУ.

Если Вы считаете, что размер налога на недвижимость, который посчитала налоговая служба не соответствует действительности, то обратитесь в налоговую по месту прописки с требованием провести сверку расчетов. Кроме того, у Вас есть право обжаловать налоговое уведомление-решение в вышестоящей налоговой службе или через суд.

Налог при продаже недвижимости в Украине в 2020 году

При совершении сделки купли-продажи сума налога зависит от нескольких факторов, в частности от:

  • даты приобретения;
  • даты вступления в права собственности;
  • типа отчуждаемого объекта недвижимости;
  • количества совершенных операций с недвижимостью за отчетный год.

Разъяснения относительно нулевой налоговой ставки. Она применяется при продаже:

  • жилого или садового дома, комнаты (включая участок, на котором размещен отчуждаемый объект и находящиеся на нем хозпостройки);
  • квартиры или ее части;
  • земельного участка площадью, не превышающей норму, предусмотренную для бесплатной приватизации при условии владения соответствующей недвижимостью дольше трех лет и при отсутствии иных сделок, связанных с продажей недвижимости в течение отчетного периода.

Налог в размере 5% в Украине начисляется:

  • при продаже недвижимости, находящейся в собственности у продавца менее трех лет;
  • при продаже налогоплательщиком в течение отчетного периода не одного, а нескольких объектов недвижимости;
  • при продаже объекта недвижимости, не упомянутого в п.1 ст.172 НКУ;
  • при продаже либо обмене объекта незавершенного строительства;
  • продаже участка, находящегося в собственности у налогоплательщика на основании государственного акта, выданного в подтверждение факта купли-продажи, наследования, дарения и т.д.;
  • при обмене одного объекта на другой (другие), если налогоплательщик получил доход (денежную компенсацию) от отчуждения объекта недвижимости, не упомянутого в п.172.1 ст. 172 НКУ.

Налог на продажу в размере 15% взимается, если:

  • в течение отчетного периода налогоплательщик продал или обменял больше, чем один объект недвижимости;
  • совершена сделка купли-продажи недвижимости, не упомянутой в п.172.1 ст.1 172 НКУ;
  • сделку совершает физическое лицо-нерезидент.

Налог на дарение недвижимости в Украине в 2020 году

Факт дарения означает безвозмездность сделки, то есть даритель не получает ничего в обмен на отчуждаемое имущество. Более того, подарок ни к чему не обязывает одариваемого: в договор о дарении нельзя внести пункт, которым предусмотреть совершение какого-либо действия в пользу дарителя. Подарок нельзя забрать обратно: квартира либо другая недвижимость, как и любая иная вещь, при дарении отчуждается навсегда.

Но при этом подарок классифицируется фискальными органами как вид дохода и подлежит налогообложению. В случае же неуплаты налогов подарок может быть отнесен к разряду дорогих покупок, и штрафных санкций все равно не избежать.

При этом налоговая ставка при дарении зависит от личности одариваемого. Нулевая налоговая ставка в Украине применяется, если договор о дарении заключается между родственниками первой степени родства, коими являются:

  • один из супругов по отношению ко второму;
  • дети (родные, усыновленные, родные дети жены (мужа), в том числе зачатые, но еще не рожденные дети;
  • отец, мать;
  • тесть, теща (свекор, свекровь).

Нулевой ставкой при дарении облагается также движимое и недвижимое имущество, подаренное:

  • инвалиду 1 группы;
  • ребенку-сироте;
  • ребенку, лишенному родительской заботы.

Налог в размере 5% при дарении заплатят одариваемые, не приходящиеся дарителю родственниками первой и второй степени родства, так же точно, как и люди, вообще не являющиеся родственниками.

Налог на дарственную недвижимость в размере 15% от стоимости подарка заплатят нерезиденты, даже если они являются близкими родственниками дарителя.

Разъяснения фискальных органов содержат информацию о том, что налогоплательщик вносит причитающуюся сумму налога на дарение в течение 90 дней после получения им платежного уведомления. В данном случае одариваемый несет ответственность за надлежащее извещение фискальных органов о получении дополнительного дохода и своевременную уплату налогов. Информация о дарении вносится одариваемым в годовую декларацию о доходах.

Налоги при покупке недвижимости в Украине

Первый налог, с которым сталкивается налогоплательщик при покупке недвижимости, - госпошлина, которая взимается при нотариальном оформлении сделки купли-продажи. Размер платежа составляет одну сотую часть стоимости сделки (1%).

Уйти от расходов на нотариальное оформление сделки при покупке не удастся, ибо в противном случае договор будет считаться недействительным. Соответствующие разъяснения содержат пункт о том, что нотариус не имеет права удостоверить соответствующий договор, пока покупатель не принесет платежку из банка, подтверждающую перечисление денег продавцу.

Если покупатель не является резидентом Украины, при покупке недвижимости он должен будет уплатить налоги в суме:

  • 15% от доходов, получаемых на территории Украины;
  • 20% НДС, если покупатель является юридическим лицом, имеющим представительство в Украине;
  • 23% налога на прибыль (для представительства нерезидента).

Согласно действующему украинскому законодательству от налогов при покупке освобождаются:

  • инвалиды войны и семьи погибших, пропавших без вести и приравненных к ним воинов;
  • инвалиды I или II группы;
  • потерпевшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

Еще один налог при покупке - сбор в Пенсионный фонд, составляющий 1% от суммы, указанной экспертом-оценщиком.

Кроме перечисленных сборов и налогов при покупке предстоит также оплатить услуги нотариуса. Сумма рассчитывается в индивидуальном порядке, действующее законодательство не предусматривает на этот счет каких-либо фиксированных сумм.

Ежегодно по 25 тысяч: кто будет платить транспортный налог в 2021
Статьи

В следующем году перечень автомобилей, на которые нужно платить транспортный налог, могут существенно расширить. Кто и сколько будет платить?

Какой транспортный налог действует сейчас

Сейчас транспортный налог или так называемый налог на роскошь накладывают на автомобили не старше 5 лет, которые стоят 375 минимальных зарплат по состоянию на 1 января года, за который платят налог. То есть в 2020 украинцы должны платить за автомобили с 2015 года включительно, которые стоят более 1,77 миллиона гривен. Размер налога – 25 тысяч ежегодно.

Если все останется без изменений, то с 2021 года налогу будут подлежать автомобили с 2016 года выпуска и позже по стоимости 2,25 миллиона гривен.

Какие изменения предлагают в 2021

В законопроекте №4101 предлагают уменьшить порог налогообложения с 375 минимальных зарплат до 200.

Это будет означать, что с 2021 года владельцы автомобилей дороже 1,2 миллиона гривен будут обязаны платить транспортный налог ежегодно в размере 25 тысяч гривен.

Интересно, что это будет касаться не только новых автомобилей, а закон будет иметь обратное действие. То есть человек, который в прошлом году купил автомобиль за 1,4 миллиона гривен, теперь также будет платить налог на роскошь.

Какие автомобили подпадут под новый налог

Критикуют нововведения из-за того, что под налог будут подпадать не только автомобили класса luxury, но и высшего среднего класса.

Ежегодно до 1 февраля Минэкономики на своем сайте размещают перечень авто, подпадающих под транспортный налог. Сейчас таких 213 моделей. К ним относятся Audi SQ8, BMW X5 M50d, Chevrolet Corvette, Lamborghini Aventador, Mercedes-Benz G63 AMG, Porsche Panamera и Tesla Model S.


Автомобили, с которых платят транспортный налог в 2020

Если законопроект примут, то он может распространиться и на такие модели как BMW X1, Toyota RAV 4, Hundai Santa Fe и др.

Для чего меняют транспортный налог

Благодаря этому законопроекту удастся привлечь больше денег в местные бюджеты. Заместитель министра финансов Украины Светлана Воробей объяснила что в последние годы эти поступления упали. В этом обвиняет инфляцию и поднятие минимальной зарплаты. По ее словам, перечень автомобилей, с которых нужно платить налог в 2020, сократился в 1,5 раза.

Для сравнения минимальная их (автомобилей, которые облагали налогом – 24 канал) стоимость в 2016 году, когда был введен такой платеж, была 1,33 миллиона гривен за авто, а в 2021 году она станет 2,25 миллиона гривен за авто. Поэтому Минфином предложено вернуть минимальную стоимость дорогих авто, с которых необходимо уплачивать транспортный налог, к первоначальному значению,– рассказала Светлана Воробей.

Правда, уменьшение количества моделей автомобилей, которые облагаются налогом, не обязательно означает, что поступления в бюджеты снизились. Пока что статистика свидетельствует об обратном процессе. Владельцы элитных авто уплатили в местные бюджеты 97,2 миллиона гривен транспортного налога в течение января-июля этого года. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года сумма выросла на 55,2 миллиона гривен или более чем в 2,3 раза, пишет Gazeta ua.

Какими будут последствия законопроекта

Рынок новых автомобилей может пострадать, если примут законопроект. Покупатели могут переключиться на более дешевый вариант или купить подержанный автомобиль, чтобы не платить ежегодно транспортный налог.

Кроме того, станет труднее продать автомобиль, который сейчас не засчитывается как роскошь, а с новым законопроектом подпадет под эту классификацию. На такие автомобили могут упасть цены на вторичном рынке.

Это все в комплексе грозит сокращением объемов рынка, снижением поступлений в госбюджет от таможни.

Как будут наказывать тех, кто не платит налоги

Уплатить транспортный налог нужно до 1 августа. Если этого не сделать, то на автомобиль могут наложить арест и не выпустить за границу.

Альтернативные предложения

В законопроекте №3704, кроме снижения порога до налогообложения до 200 "минималок", предлагают еще облагать налогом автомобили не только 5-летнего возраста и более новые, а начинать с автомобилей, которым 8 лет.

К тому же предлагают увеличить сумму налога – до 6 минимальных зарплат (в 2021 году это будет 36 тысяч гривен).

Однако авторы предлагают применять транспортный налог не только к автомобилям, но и к яхтам, дорогим катерам и других транспортным средствам.

Интересные консультации

Слідча (розшукова) дія ОБШУК. Підстави, права, обов’язки, наслідки. - 0_08593700_1620409183_60957b5f15007.jpg

Топ-10, питань розвязання міфів щодо

Защита прав животных и что грозит обидчикам братьев наших меньших - 0f07ba8e5df412d8ee9c56527895d7d8_609d12da466c9.jpg

ЯК НАПИСАТИ ПОЗОВ - 0_02966100_1620979111_609e2da707456.jpg

Почему суд не отправляет документы? - 8a780a15aa9a63201323d0c84187255c_609e546b5340d.jpg

Налог на роскошь. Как избежать уплаты? - ffd430a8b3e9f36eb710ae3adc5e9a2e_5f75b4cc29258.jpg

Как такового понятия «налог на роскошь» в Налоговом кодексе Украины (далее по тексту – НКУ) – нет. Но принято называть налогом на роскошь в Украине – налог на имущество, а именно: транспортный налог (ст. 267 НКУ).

Обрел указанный налог такое название, поскольку его ставка довольно велика (25 000 грн) и объектом налогообложения является автомобили премиум класса.

Про расчет, ставки, порядок уплаты такого налога, а также про то, как не платить налог на роскошь детально рассмотрим в этой статье.

Стоит отметить, что порядок расчета и примеры обжалования транспортного налога применимы как в 2020 году, так и в 2021 году.

Оглавление:

Чем предусмотрен транспортный налог?

Порядок исчисления, ставки, сроки уплаты такого налога предусмотрены статьей 267 НКУ. Согласно п.п. 267.1.1 упомянутой статьи, плательщиками транспортного налога являются физические и юридические лица – владельцы зарегистрированных в Украине легковых автомобилей, которые не старше 5 лет (включительно) и их среднерыночная стоимость выше 375 минимальных заработных плат, которая утверждена законом по состоянию на 1 января отчетного года (в 2019 году – это 1 564 875 гривен, а в 2020 году – это 1 771 125 гривен).

Ставка «налога на роскошь в Украине»

Ставка транспортного налога составляет 25 000 гривен на календарный год за каждый легковой автомобиль, который является объектом налогообложения.

То есть, если среднерыночная стоимость автомобиля больше чем 375 минимальных зарплат, то придется заплатить в год 25 000 гривен за каждый такой автомобиль. Если же среднерыночная стоимость автомобиля, например, через год его после приобретения, станет меньше размера 375 минимальных зарплат, то такое авто перестанет быть объектом транспортного налога, и соответственно, обязанности уплачивать такой налог не будет.

Порядок вычисления суммы транспортного налога в Украине


Вычисление суммы «налога на лошадиные силы» физических лиц осуществляется местной налоговой инспекцией по месту регистрации физического лица, т.е. прописки (п.п. 267.6.1. НКУ).

Юридические же лица, обязаны самостоятельно рассчитать суму «налога на богатство» по состоянию на 1 января отчетного и до 20 февраля этого же года подать декларацию в налоговую службу по месту регистрации автомобиля с разбивкой сумы налога равными частями поквартально (п.п. 267.6.4. НКУ).

Для того что бы понять подпадает ли авто под транспортный налог необходимо сначала рассчитать среднерыночную стоимость автомобиля.

Среднерыночная стоимость таких автомобилей, а значит, и объект налогообложения рассчитывает не сам налогоплательщик, а Министерство экономического развития, руководствуясь методикой расчёта, которая утверждена Кабинетом Министров Украины. Расчет транспортного налога осуществляет сама налоговая.

Так, такая стоимость автомобиля рассчитывается не только по цене, указанной в договоре купли-продажи автомобиля, а по специальной формуле:

где Сср – это среднерыночная цена автомобиля,

Цн – это цена нового транспортного средства в Украине с учетом марки, модели, объема двигателя, типа топлива,

Г – это коэффициент корректировки рыночной цены транспортных средств с учетом срока эксплуатации транспортных средств.

Сам же размер коэффициента содержится в таблице, которая является приложением №1 к Постановлению Кабмина от 10 апреля 2013 года № 403.

Минэкономразвития в соответствии с упомянутой Методикой рассчитывает среднерыночную стоимость автомобиля и ежегодно до 1 февраля налогового (отчетного) года размещает на своем официальном сайте перечень легковых автомобилей, которые подпадают под объект налогообложения транспортного налога. Также такой перечень должен содержать в себе информацию про: марку, модель, год выпуска, объем двигателя и тип топлива.

То есть, самостоятельно рассчитывать подпадает ли Ваш автомобиль под такой «налог на роскошь авто», используя упомянутые формулы и методики, – нет необходимости, поскольку на сайте Минэкономики можно узнать среднерыночную стоимость своего автомобиля на онлайн калькуляторе транспортного налога. Также на этом сайте можно ознакомиться со списком автомобилей налога на роскошь, которые подпадают под транспортный налог 2019.

Порядок оплаты транспортного налога

Если плательщик физическое лицо, то уплачивать «налог на лошади» необходимо на основании налогового уведомления-решения. Такое налоговое решение отправляются (вручается) налогоплательщику по месту его регистрации до 01 июля базового отчетного года (п.п. 267.6.2. НКУ).

Срок уплаты для физических лиц составляет 60 календарных дней со дня вручения налогового уведомления-решения (п.п. 267.8.1. НКУ).

Для юридических лиц порядок уплаты отличается. Компания обязана самостоятельно вычислить сумму налога по состоянию на 1 января отчетного года и до 20 этого же февраля подать налоговую декларацию (п.п. 267.6.4.НКУ).

Саму же сумму необходимо разделить на 4 равные части и оплата осуществляется авансовыми платежами ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, которые отображаются в годовой налоговой декларации (п.п. 267.8.1. НКУ).

Изменения по уплате транспортного налога в 2020 году


Стоит отметить, что в Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект № 4101 , которым парламентарии, в том числе, планируют уменьшить порог стоимости «роскошного» автомобиля до 200 минимальных заработных плат, что в 2020 года составляет 944 600 гривен (≈ 33 500$).

То есть, если вышеупомянутый законопроект станет законом в настоящей редакции, то объектом налогообложения транспортного налога станут не только авто премиум класса, а и среднего/средний плюс класса автомобили.

Есть ли льготы на уплату «налога на богатство» в Украине?

Налоговым законодательством Украины не предусмотрено налоговых льгот по уплате транспортного налога для пенсионеров, или других незащищенных слоев населения.

Как не платить налог на роскошь на автомобили?

Налоговое уведомление-решение об уплате транспортного налога, как и любое другое, можно обжаловать в судебном порядке. Рядом с судебным обжалованием, налогоплательщик может попытаться обжаловать такое уведомление в административном порядке, путем подачи соответствующей жалобы в вышестоящий налоговый орган.

Но, как показывает практика, такой путь обжалования является неэффективным, поскольку только мизерный процент жалоб налогоплательщиков подлежат удовлетворению «налоговиками».

В судебном порядке вероятность получения положительного решения значительно выше, поэтому на вопрос, который является заглавием данного подраздела, ответит свежая судебная практика и позиции Верховного Суда.

Примером удачного обжалования налогового уведомления-решения является дело № 540/1374/20 , которое было рассмотрено Херсонским окружным административным судом. Так, Херсонский окружной административный суд решением от 23.09.2020 удовлетворил административный иск и тем самым освободил налогоплательщика от уплаты транспортного налога за свой Range Rover Evoque 2019 года выпуска.

Суд обосновал свое решение следующим образом.

Во-первых, Суд выделил два квалифицирующих признака для определения налогового обязательства:

  • - возрастной ценз автомобиля – то есть существования периода времени в пять лет от года выпуска автомобиля;
  • - стоимостный ценз автомобиля – то есть превышение показателем среднерыночной стоимости автомобиля за пределы 375 размеров минимальной заработной платы на 1 января отчетного налогового года.

Во-вторых, стоимостный ценз устанавливает Минэкономразвития, руководствуясь специально разработанной Кабмином методикой , и исходя из марки, модели, года выпуска, объема двигателя, типа топлива автомобиля.

Как уже было упомянуто, Минэкономразвития ежегодно до 1 февраля налогового (отчетного) года размещает на своем официальном сайте перечень легковых автомобилей, которые подпадают под объект налогообложения транспортного налога (абз. 2 п.п. 267.2.1. п. 267.2 ст. 267 НКУ).

Так вот, Суд, установил, что в перечне автомобилей, подпадающих под объект налогообложения налог на роскошь Украина 2019, который размещен на официальном сайте Минэкономразвития не содержится информация о автомобиле марки Land Rover, модели Range Rover Evoque, 2019 выпуска, тип кузова универсал В, вид топлива – дизельное топливо; полная масса (кг) 2490; количество цилиндров – 4; объем двигателя (см. куб) – 1999; мощность двигателя (кВт) –110,3.

И действительно, перейдя по ссылке на сайте Минэкономразвития, мы не найдем такого автомобиля Range Rover Evoque в соответствующем перечне. В перечне от 2019 предусмотрено авто Range Rover Evoque Cabrio, но для целей налогообложения транспортного налога – это совсем другой автомобиль.

То есть, если в таком перечне отсутствует автомобиль с указанием марки, модели, года выпуска, объема двигателя, типа топлива, или марка и модель указаны, а, например, объем двигателя отличается, то такое авто не является объектом налогообложения транспортного налога.


Также Суд в своем решении обозначил, что определять среднерыночную стоимость авто уполномочено Минэкономразвития, в то время как пределы полномочий налогового органа заключаются исключительно в принятии налогового уведомления-решения на основании размещенной на официальном сайте Минэкономразвития информации об автомобилях, которые являются объектом налогообложения транспортным налогом. Аналогичная правовая позиция предусмотрена в постановлении Верховного Суда от 12.06.2018 по делу № 813/3965/17 .

Переходим к следующему примеру положительного обжалования налогового уведомления об уплате транспортного налога.

Окружной административный суд города Киева решением от 21.09.2020 по делу № 640/19060/19 отменил налоговое уведомление-решение об уплате транспортного налога руководствуясь нижеследующим.

В данном деле истец является владельцем автомобиля AUDI Q7, 2014 года выпуска, с объемом двигателя 2995 куб. см. В перечне автомобилей, которые являются объектом транспортного налога за 2018 год, предусмотрен автомобиль марки AUDI, модели Q7 с объемом цилиндров двигателя 3,0 литра. На этом основании налоговики отправили налоговое уведомление об уплате транспортного налога.

Но суд отметил, что автомобиль истца не является объектом налогообложения транспортным налогом, поскольку в перечне за 2018 год указан автомобиль AUDI Q7 с объемом цилиндров двигателя 3,0 литра (т.е. 3000 куб. см.), в то время как у истца автомобиль имеет объем двигателя – 2995 куб. см.

Таким образом, технические характеристики легкового автомобиля, указанного в указанном перечне, не совпадают с техническими характеристиками автомобиля истца.

То есть, несовпадение ключевых технических характеристик (марка, модель, год выпуска, объем двигателя, тип топлива) между автомобилем налогоплательщика и теми характеристиками, которые указаны в перечне от Минэкономразвития, является основанием для освобождения от уплаты налога на роскошь в Украине.

Несмотря на карантин платить налог на недвижимость в Украине придется. О том, кто и за какую недвижимость обязал платить налог украинцев, читайте в материале .

Кто должен платить налог на недвижимость

Согласно статье 266 Налогового кодекса Украины, плательщиками налога на недвижимость являются физические и юридические лица, которые владеют недвижимостью на территории Украины. При этом абсолютно не имеет значения, являются ли они резидентами или нет.

Если владельцами недвижимости являются несколько лиц, платить обязан каждый за принадлежащую ему часть

Если объект находится в общей собственности, но не разделен в натуре, придется договориться, кто из владельцев будет платить. Это можно сделать в складчину или по очереди.

За какую недвижимость нужно платить налог

Придется уплатить налог на недвижимость за квартиры площадью более 60 кв. м, а также жилые дома площадью свыше 120 кв. м. Если речь идет о различных типах объектов недвижимости, то их площадь должна быть больше 180 кв. м.

К примеру, если вы владеете одновременно квартирой/квартирами и жилым домом или их частями и общая площадь имущества превышает 180 кв. м.

Вы платите налог за «лишние» квадратные метры. Предположим, площадь квартиры 86 кв. м. В этом случае придется заплатить налог на 26 кв. м (86 кв. м — 60 кв. м).

Если площадь квартиры свыше 300 кв. м, а дома — более 500 кв. м, придется заплатить налог на роскошь. Это еще + 25 тыс. грн ежегодно к сумме налога.

Облагаются налогом объекты жилой и нежилой недвижимости или их части.

Кому не нужно платить налог на недвижимость

Не нужно платить налог в том случае, если объект находится в собственности органов власти, местного самоуправления, неприбыльных организаций, который содержится за счет госбюджета или местного бюджета.

Как открыть свой бизнес: инструкция по регистрации и подводные камни

Объекты жилой и нежилой недвижимости, которые расположены в зонах отчуждения, обязательного отселения, здания детских домов семейного типа, общежития, жилая недвижимость, которая непригодна для проживания, в том числе в связи с аварийным состоянием, признанная таковой согласно решению сельского, поселкового, городского совета или совета объединенной территориальной общины, налогом на недвижимость не облагаются.

Как рассчитать размер налога на недвижимость

Ставка налога на недвижимость определяется решением сельского, поселкового, городского совета или советом объединенных территориальных общин.

Она не может превышать 1,5% размера минимальной заработной платы на 1 января отчетного (налогового года) за 1 кв. метр базы налогообложения.

«Я — банкрот. Что делать?» Инструкция по банкротству компаний, ФОПов и физлиц

С начала этого года размер минимальной зарплаты составлял 4723 грн, следовательно, максимальный размер налоговой ставки на недвижимость не может превышать 70,8 грн.

Ставку налога на недвижимость нужно искать на официальном сайте местной власти. В Киеве это 1,5%.

Какое наказание за неуплату налога на недвижимость

Если вы задержали платеж на срок до 30 дней, размер штрафа составляет 10% суммы налога. Если не платили больше календарного месяца — 20% суммы долга.

1210: Гетманцев ответил на страхи бизнеса

По истечении сроков уплаты на сумму налогового долга начисляется пеня из расчета 120% годовых ставки НБУ.

Когда нужно платить налог на недвижимость

В 2020 году мы платим налог за 2019 год. До 1 июля должны были прийти уведомления об уплате налога на недвижимость. Если они вдруг не пришли, физлица освобождаются от ответственности за несвоевременную уплату.

Заплатить налог нужно в течение 30 дней.

Какие есть льготы на уплату налога на недвижимость

Законом № 540-IX украинцев освободили от уплаты налога на недвижимость и землю за март.

ФОП онлайн — подробный гайд об открытии и закрытии бизнеса в «Дии»

Общая сумма налога фактически будет уменьшена на один месяц. Однако обратите внимание, что льготы будут учтены при расчете налога за 2020 налоговый (отчетный) год.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Статья не актуальна

больше читайте в нашем материале о налогах в Украине

Многие слышали о планах Правительства в рамках налоговой реформы ввести новый, ранее неизвестный Украине, налог – на роскошь. Изначально было предложено несколько законопроектов:

  • проект закона «О внесении изменений в НКУ о налогообложении богатства и предметов роскоши» (регистрационный № 10558 от 05.06.2012.), поданный на рассмотрение Кабмином Украины;
  • проект закона «О внесении изменений в НКУ о налогообложении предметов роскоши» (регистрационный № 10558-1 от 08.06.2012.), внесенный на рассмотрение народным депутатом Ганущаком Ю.И.;
  • проект закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (об установлении новых ставок налога с доходов физических лиц и налогообложении отдельных транспортных средств, которые могут быть отнесенными к предметам роскоши)» (регистрационный № 10558-2 от 14.06.2012.), внесенный на рассмотрение народным депутатом Павловским А.М.;
  • проект закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (о внедрении прогрессивной системы налогообложения и налога на роскошь)» (регистрационный № 10197 от 15.03.2012.), внесенный на рассмотрение народными депутатами Симоненко П.М., Килинкаровым С.П., Царьковым Е.И. и Цыбенко П.С.

Разработка и рассмотрение законопроектов проходили преимущественно в период отпусков, поэтому не многим гражданам известен ход событий. Но все слышали о вероятном введении нового налога в следующем году. Тем более, тема вновь освещается в СМИ в связи с заявлениями Премьер-министра Н. Азарова о том, что он добьется принятия закона о налоге на роскошь, который «очень тяжело идет» в Верховной Раде. В свою очередь Вице-премьер по вопросам социальной политики С. Тигипко высказал предположение, что закон будет принят парламентом еще нынешнего созыва.

Законопроект, внесенный Кабинетом Министров, рассматривается как основной, поскольку он является комплексным и предусматривает расширенный перечень предметов, подлежащих налогообложению.

Соответственно, проект № 10558 в настоящее время принят к рассмотрению с рекомендациями о доработке, а альтернативные проекты №№ 10558-1, 10558-2 и 10197 комитетом ВРУ по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики отклонены.

Что такое налог на роскошь в Украине

В период незавершенного законотворчества сложно дать точное понятие будущего обязательного платежа. Объектом налогообложения будет выступать денежная стоимость предметов роскоши. На сегодняшний день нет законодательного определения предметов роскоши. Все мы понимаем роскошь по-разному. Один и тот же предмет для одного лица будет роскошью, а для другого – предметом необходимости. И тут впору вспомнить литературную классику, решающую вопрос о том, является автомобиль роскошью или всего лишь средством передвижения. Как видим, проект № 10558-2 был направлен на налогообложение именно этой категории имущества: отдельных транспортных средств, отнесенных к предметам роскоши. Принятый к рассмотрению законопроект № 10558 определяет более широкий круг предметов роскоши. Излишне говорить, что основные споры касаются категорий и порядка определения объекта налогообложения. Проект имеет ряд существенных отличий от ранее предлагаемых.

Во-первых, не будут облагаться налогом заработные платы, вне зависимости от их размера. В настоящее время наблюдается большой разрыв в окладах работников не только между отраслями, но и внутри отраслей. Ценятся перспективные специалисты, обладающие эксклюзивными знаниями и навыками. Их труд оплачивается соответствующим образом. Разумеется, законодательное предложение вызвало негодование среди представителей среднего класса. В итоге идея об обложении налогом высоких зарплат (размером свыше 15 минимальных заработных плат) не нашла отображения в законопроекте № 10558.

Во-вторых, объектом налогообложения не будет земля. Вне зависимости от площади земельный участок не рассматривается как предмет роскоши. Владельцы земли по-прежнему продолжат платить только земельный налог.

В-третьих, к предметам роскоши больше не предлагается относить: обувь, швейные, трикотажные, ковровые, текстильные, кожаные изделия, а также изделия из древесины. Ранее данные предметы предлагалось считать богатством, если их стоимость превышала 30 минимальных заработных плат.

Таковы основные отличия проекта № 10558 от весеннего проекта, предложенного Вице-премьер-министром С. Тигипко. В остальном порядок налогообложения практически остался прежним, за исключением незначительных корректировок.

В отличие от предложений в альтернативных проектах, не предусмотрено введение нового налога под названием «налог на роскошь», в НКУ не включается новый раздел. Налог планируется ввести путем трансформации существующей систему налогообложения.

Кабинет Министров предлагает вместо налога на недвижимость ввести налог на имущество. Поскольку под имуществом понимаются и движимые, и недвижимые объекты, изменения повлекут расширение перечня объектов налогообложения. Предлагается следующий перечень объектов:

  1. Квартиры, общая площадь которых превышает 200 м 2 ;
  2. Садовый или дачный дом, жилой дом усадебного или типа коттедж, общая площадь которого превышает 500 м 2 ;
  3. Объекты жилой недвижимости с общей площадью свыше 600 м 2 , которые находятся в собственности одного налогоплательщика;
  4. Легковые автомобили с объемом цилиндров двигателя более 3990 см 3 (кроме подержанных);
  5. Мотоциклы с объемом цилиндров двигателя более 995 см 3 (кроме подержанных);
  6. Суда, зарегистрированные в Судовой книге Украины или Государственном судовом реестре Украины, оснащенные подвесным или стационарным двигателем (двигателями) мощностью свыше 75 кВт (кроме подержанных);
  7. Вертолеты и самолеты, зарегистрированные в Госреестре гражданских воздушных судов Украины (кроме подержанных);
  8. Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней, обработанного и необработанного драгоценного камня, часы, мобильные телефоны стоимостью свыше 50 размеров минимальной зарплаты;
  9. Оружие стоимостью более 20 размеров минимальной зарплаты;
  10. Изделия из меха стоимостью свыше 40 размеров минимальной зарплаты;
  11. Предметы искусства, антиквариата и коллекционирования стоимостью более 50 размеров минимальной зарплаты.

Как и к кому будет применяться налог на роскошь

Плательщиками налога на роскошь являются владельцы (приобретатели) имущества, признанного объектом налогообложения. Понятие роскоши, которое подразумевает уплату налога, связано только с наличием или переходом права собственности, но никак не с правом пользования. Никто не назовет богачом человека, который, например, арендует дорогой автомобиль.

Характер налога будет отличаться в зависимости от вида имущества. Теоретически можно разделить налог на две категории:

  • налог на владение – взимается регулярно (ежегодно) с владельцев имущества;
  • налог на приобретение – взимается с приобретателей единожды при покупке или ввозе имущества.

Плательщиками налога будут не только физические, но и юридические лица. Однако последние будут платить «роскошный» налог лишь за недвижимость. При этом законопроект освобождает от уплаты налога юридических лиц, которые имеют многоквартирные дома на своем балансе. Богачами будут организации с обширными офисными и производственными помещениями.

Как рассчитать налог на роскошь

Отчетным налоговым периодом при уплате налога по объектам недвижимости установлен календарный год, в прочих случаях – месяц.

Владельцы недвижимости с обширной площадью будут платить 2% от минимальной заработной платы за каждый квадратный метр. При этом облагаться налогом будет не часть избыточной площади, как можно было предположить, а вся площадь объекта. При расчете суммы налога используется размер минимальной заработной платы, установленный на 1 января отчетного периода.

Рассмотрим пример расчета при условии, что налог действовал бы уже сегодня. Законом «О Государственном бюджете Украины на 2012 год» на 1 января 2012 г. установлен размер минимальной заработной платы – 1073 грн. Владельцу квартиры площадью 250 м 2 следовало бы заплатить по окончании года: 250 х 1073 х 0,02 = 250 х 21,46 = 5365 грн.

Покупатели самолетов, яхт, автомобилей и мотоциклов с мощным двигателем заплатят налог в размере 40% от стоимости покупки.

Любители произведений искусства, антикварных вещей заплатят 10% от стоимости предметов роскоши.

Физическое лицо рассчитывает размер налога и уплачивает его, если ввозит предмет роскоши из-за границы. Если физическое лицо приобретает предмет роскоши (кроме недвижимости) на территории Украины, то при осуществлении сделки налог удерживает и уплачивает в бюджет продавец - налоговый агент. Авторы проекта в данном случае под налоговым агентом понимают субъекта хозяйствования, который осуществляет реализацию (продажу) предметов роскоши физическим лицам-плательщикам налога. Это определение дается в предлагаемой новой редакции статьи 265 НКУ, а не в общей части кодекса.

Несмотря на длительное обсуждение вопроса о налоге на роскошь, пересмотр норм и устранение авторами ряда существенных недостатков, законопроект все же имеет несколько белых пятен.

Во-первых, при покупке-продаже движимых предметов роскоши налоговые агенты удерживают и уплачивают сумму налога. Из положений законопроекта следует, что при продаже антиквариата или произведений искусства физическим лицом налог взиматься не будет, поскольку продавец не является налоговым агентом.

Во-вторых, вызывает сомнение целесообразность освобождения от уплаты налога на роскошь приобретателей судов, самолетов и вертолетов, бывших в использовании. По стоимости подобные покупки превысят несколько квартир, подлежащих налогообложению. Подобное обстоятельство ставит под сомнение справедливость законопроекта.

В-третьих, непонятно, будет ли начисляться, удерживаться (или уплачиваться) налог, если предмет роскоши приобретает физическое лицо - предприниматель. Об удержании налоговым агентом суммы налога с хозяйствующих субъектов законопроект умалчивает. Получается, что покупателю имеет смысл зарегистрироваться предпринимателем и купить, к примеру, новый автомобиль Bentley за 400 тысяч долларов «для коммерческих нужд». После обхода закона можно официально прекратить предпринимательскую деятельность.

В-четвертых. Авторы законопроекта исключают из числа объектов налогообложения ряд предметов на том основании, что они использовались ранее (то есть уже не являются новыми). Критерий подержанности один – имущество было в использовании до перехода права собственности к новому владельцу, вне зависимости от продолжительности такого использования. Следовательно, автомобилю (яхте, самолету, вертолету) достаточно побыть в эксплуатации один день, чтобы стать необлагаемым налогом на роскошь предметом купли-продажи. Нетрудно понять, что выгодно приобрести подобное имущество у юридического лица, поскольку оно не платило налог на роскошь при покупке нового транспортного средства. Вероятно, законодатель обратит внимание на подобные огрехи проекта и исправит их. В ином случае принятый без поправок закон может спровоцировать развитие нового теневого бизнеса.

  1. Налоговый кодекс Украины
  2. Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2012 год»
  3. Проект Закона «О внесении изменений в НКУ о налогообложении богатства и предметов роскоши» (№ 10558 от 05.06.2012.)
  4. Проект Закона «О внесении изменений в НКУ о налогообложении предметов роскоши» (№ 10558-1 от 08.06.2012.)
  5. Проект Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (об установлении новых ставок налога с доходов физических лиц и налогообложении отдельных транспортных средств, которые могут быть отнесенными к предметам роскоши)» (№ 10558-2 от 14.06.2012.)
  6. Проект Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (о внедрении прогрессивной системы налогообложения и налога на роскошь)» (№ 10197 от 15.03.2012.)
  7. Крюков Т. Закон на понт // Закон и бизнес. – 2012. – № 25 (1064).



Оценка материала сайта на 4.8 балла из 5.
Количество оценок 551. Для оценки необходима авторизация. 24.01.2021

Читайте также: