Налоговые механизмы стимулирования инновационных технологий

Опубликовано: 26.03.2024

Какие тенденции прослеживаются сейчас в вопросах налоговой политики относительно расходов на НИОКР и стимулирования бизнеса к инновациям?

В настоящее время стоит задача адаптации Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН в российском контексте, встраивания в систему стратегического планирования, в действующие и новые стратегии и государственные программы. Адаптация ЦУР ООН целесообразна на нормативно-правовом и программном уровнях при одновременной научной, методической, информационной, финансовой поддержке.

Виктор Клементьев

Наука, техника и инновации являются фундаментальным инструментом для реализации ЦУР ООН в рамках «Повестки 2030», принятой в РФ (2016–2030 годы). Они позволяют повышать экономическую, социальную и экологическую эффективность деятельности, разрабатывать новые способы достижения целей и расширять возможности по развитию потенциала и организации своего будущего для каждого человека.

В странах-лидерах мировой науки государство, с одной стороны, напрямую финансирует научные исследования, а с другой – стимулирует расходы на НИОКР частного сектора с помощью налоговых мер.

Именно поэтому в России первым шагом стала налоговая льгота в рамках №166-ФЗ от 18.07.17г., по которой компаниям предоставлялась возможность выявить объекты интеллектуальной собственности, которые де-факто существуют в компании, но в момент создания не были правильно оформлены, и затраты на их создание не капитализировались, а учитывались в составе общих расходов периода.

Льгота позволяла не включать внереализационный доход от принятых к учету в результате инвентаризации объектов интеллектуальной собственности в базу по налогу на прибыль. Такие «налоговые каникулы», которые действовали в рамках 2018-2019 гг., были направлены на то, чтобы компании привели в соответствие имеющиеся у них нематериальные активы данным отчетности, а также выделили долю РФ в данных активах для компаний с государственным участием.

Изменения в ст. 251 НК РФ действовали в 2018-2019 гг. В настоящее время инициировано продление льготы по налогу на прибыль. Гардиум отслеживает развитие ситуации.

Дальнейшее стимулирование бизнеса с целью осуществления инвестиций в новые разработки также планируется проводить через различные налоговые льготы. По ряду расходов на НИОКР уже применяется повышающий коэффициент 1,5 для капитализации затрат и созданию нематериальных активов (п.7 ст. 262 НК РФ, Постановление Правительства РФ №988 от 24.12.2008).

Очередные шаги в стратегии Министерства Финансов РФ по развитию НИОКР планируется проводить в рамках опробованного механизма инвестиционного налогового вычета (ст. 286.1 НК РФ)

Законопроект № 802503-7 принят Государственной Думой согласно основным направлениям налоговой и бюджетной политики на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов, утвержденных при принятии федерального бюджета, и опубликован в виде Федерального закона 380-ФЗ.

Предполагается наделить субъекты Российской Федерации правом устанавливать инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на научно-исследовательские работы с целью предоставления регионам дополнительных возможностей по стимулированию инновационной деятельности.

По состоянию на середину декабря 2019 года инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на основные средства (ОС) принят в 28 субъектах РФ. В каждом субъекте – свои условия в рамках закрепленных в НК РФ возможностей (ст. 286.1 НК РФ). Распространение механизма инвестиционного вычета в отношении расходов на НИОКР будет приниматься путем внесения изменений в принятые законы субъектов РФ, если будет принято решение воспользоваться предложенным правом. Конечные параметры механизма можно будет определить только после официального опубликования закона конкретного субъекта РФ и вступления его в силу.

Список 28 субъектов РФ с принятым инвестиционным налоговым вычетом:

  • Амурская область
  • Вологодская область
  • Воронежская область
  • Еврейская АО
  • Калужская область
  • Сахалинская область
  • Свердловская область
  • Республика Карелия
  • Удмуртская республика
  • Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
  • Ямало-Ненецкий автономный округ
  • Чеченская республика
  • Чувашская республика
  • Челябинская область
  • Ульяновская область
  • Тульская область
  • Ставропольский край
  • Приморский край
  • Новосибирская область
  • Московская область
  • Республика Марий Эл
  • Кемеровская область
  • Камчатский край
  • Рязанская область
  • Нижегородская область
  • Республика Северная Осетия - Алания
  • Республика Адыгея
  • Липецкая область
  • Москва
  • Саратовская область
  • Республика Тыва
  • Республика Ингушетия
  • Краснодарский край
  • Курская область
  • Тюменская область
  • Санкт-Петербург
  • Оренбургская область
  • Тамбовская область
  • Волгоградская область
  • Республика Коми

Как же определить, есть ли у вашей компании возможность воспользоваться каким-либо механизмом государственной поддержки, и в отношении каких объектов это применимо? Если вы занимаетесь НИОКР, вероятнее всего, такая возможность есть. Наш практический опыт показывает, что в большинстве российских компаний существуют результаты интеллектуальной деятельности, которые можно трансформировать в дорогостоящие нематериальные активы и использовать в качестве инструмента для получения экономических выгод. Поэтому своим клиентам, чтобы понять, как начинать действовать, мы рекомендуем проводить аудит результатов интеллектуальной деятельности. Итогом аудита становится «дорожная карта», содержащая описание необходимых мероприятий для получения льгот и советы наших экспертов. Не упустите свой шанс!

Оставьте заявку, эксперт свяжется с вами и расскажет о дальнейших шагах.

Налоговое стимулирование инноваций: виды и методы, зарубежный и российский опыт, как оценить эффективность

  • Общие принципы, методы и формы налогового стимулирования
  • Опыт развития в зарубежных странах
  • Основные направления налоговой политики РФ в сфере инноваций
  • Оценка эффективности

Государство заинтересовано в развитии технологий и науки, оно может влиять на этот процесс, используя фискальную систему и механизмы регулирования налогового бремени. С другой стороны, необходимо повышать спрос на инновационные технологии, заинтересованность в модернизации и создании новых технологий.

налоговое стимулирование инноваций

Налоговое стимулирование инноваций помогает в развитии технологий и науки.

Налоговое стимулирование инноваций на примере зарубежных стран показывает, что наиболее продуктивно использование сочетания нескольких механизмов и форм такого регулирования.

Общие принципы, методы и формы налогового стимулирования

Налоговая система должна регулироваться таким образом, чтобы не создавать препятствий для внедрения инноваций в производственные процессы. Таким образом, результаты научных исследований смогут приносить прибыль не только разработчикам, но и тем, кто использует эти результаты, увеличивая производительность труда.

По опыту применения в России и за рубежом эффективным считают механизм уточнения налогообложения сделок, совершаемых с использованием интеллектуальной собственности.

Рационально амнистирование, а не снижение НДС и таможенных сборов в части экспорта высокотехнологичных товаров. В Российской Федерации пристальное внимание инновациям начали уделять в 2014 г., когда из-за санкций разработали и поэтапно приняли комплекс мер налогового стимулирования развития промышленности и науки страны.

Законодательство о налогах и сборах было соответствующим образом изменено для поддержки инноваций, поощрения научных исследований и увеличения числа опытно-конструкторских разработок.

При изменении фискальной системы учитываются следующие основополагающие принципы:

  • законность;
  • ориентация на налогоплательщиков по категориям;
  • учет того, какие проблемы потребуют решения в будущем;
  • соразмерность;
  • мотивация;
  • интегрируемость.

Метод

Методы налогового регулирования инноваций.

Формы налогового стимулирования в области поддержки инноваций должны соответствовать ряду требований:

  • необходимость соблюдения национальной безопасности;
  • учет конкурентоспособности отечественной фискальной системы;
  • обеспечение налоговых доходов бюджета и баланс бюджетов разного уровня;
  • сохранение социальной стабильности и предсказуемости;
  • обязательность воспроизводства налоговой базы;
  • устойчивость общественного устройства с точки зрения важных социальных характеристик.

По видам стимулирование исследований и внедрения новых технологий подразделяется на:

  • перенос сроков уплаты налогов;
  • предоставление рассрочки;
  • налоговое инвестиционное кредитование.

В России используется ряд способов налогового стимулирования. Льготы и схемы поощрения закреплены в законе о налогах.

Инновация

Опыт развития в зарубежных странах

Каждая страна реализует собственный набор решений по налоговому стимулированию инновационной деятельности. Первые результаты смягчения политики взимания платежей в бюджет страны получили в США в 50-х гг. прошлого века.

Вторая волна фискальных льгот прошла в промышленно развитых странах в 80-е гг. Во время мирового кризиса 2008 г. многие страны снова обратились к этому методу стимулирования развития экономики и промышленности.

Показателен пример Японии, которая в этом отношении занимает лидирующие позиции в мире. Там активно используется ускоренная амортизация в отношении научно-исследовательского оборудования и оснащения.

Разработан ряд скидок на платежи в государственный бюджет, учитывающих расходы на инновационные разработки и затраты, понесенные в связи с научными исследованиями. При покупке зарубежных технологий также действуют льготы и рассрочки.

Основной

Основные меры налогового стимулирования за рубежом.

В Швеции используют два основных механизма налогового поощрения инновационной деятельности. Скидку до 20% на разницу в затратах на научные и исследовательские работы получают те, кто в текущем году вложил больше, чем в прошлом. 10% от того, что потрачено на исследования, освобождается от налогообложения.

Льготы распространяются на крупный, средний и малый бизнес, но наиболее активно используются мелкими предприятиями и стартапами.

В США из налогообложения исключается ряд затрат, связанных с инновационной деятельностью. Это закупка оборудования, документации и технологий, проведение испытаний и сборка опытных образцов. Подобные методы используются в промышленно развитых странах Европы, в Америки и Австралии.

Одновременно с вычетами выделяются субсидии и гранты на разработки, разовые и регулярные скидки и льготы при создании рабочих мест и выплате зарплаты научно-исследовательскому составу лабораторий, научным сотрудникам.

Налоговое

Налоговое стимулирование в связи с проведением НИОКР.

Основные направления налоговой политики РФ в сфере инноваций

В Российской Федерации используется несколько форм налоговой стимуляции инноваций и научных разработок, внедрения новых технологий и оборудования на действующем производстве.

Прежде всего это освобождение от налога на добавленную стоимость при реализации НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), а также использовании результатов этой работы. Учет расходов на инновационные работы и исследования происходит при расчете НДС.

Как и в большинстве развитых стран, в России приняты повышающие коэффициенты, ускоряющие амортизацию основных средств при ведении научно-технической деятельности.

Амортизация может начисляться нелинейным способом, что снижает размер платежей в ФНС и позволяет развивающемуся предприятию достигнуть стабильности.

Основные направления государственного регулирования инновационной деятельности.

Средства целевого финансирования, направленные на НИОКР, освобождены от налогов на прибыль (статья 149 НК). Ввоз нового оборудования, не имеющего аналогов в России, происходит без уплаты таможенных пошлин и НДС (статья 149 НК).

Расходы на исследования, которые не принесли результата согласно планам, могут списываться, уменьшая налоговую массу (статья 262 НК). К расходам относят также траты на повышение квалификации и подготовку персонала. Действуют льготы на взносы организаций на научно-исследовательскую деятельность.

Оценка эффективности

Действенность государственных методов стимуляции инноваций доказана обширным международным опытом. В результате ожидаются стабильный экономический рост и повышение конкурентоспособности разработанных в России технологий.

Развитие фискальных стимулов движется в сторону увеличения гибкости и комбинирования механизмов, различающихся по форме и срокам действия, при достижении поставленных правительством целей.

Однако в действующем законодательстве есть несовершенства, которые уменьшают заинтересованность налогоплательщиков в использовании доступных форм снижения налоговой нагрузки. В результате возникают завышенные трансакционные издержки, обусловленные тем, что право на пользование льготами надо доказывать.

Анализ

Анализ практики применения льгот для стимулирования инвестиционно-инновационной деятельности.

В первую очередь оказываются востребованы механизмы, связанные с учетом грантов и целевого финансирования, освобождение от НДС при получении патентов и ведении исследовательских работ. Часто используется ускоренная амортизация основных средств.

Наиболее активно налоговое стимулирование инноваций действует для предприятий, относящихся к государственному сектору. Это добывающая и перерабатывающая промышленность, научно-исследовательские предприятия, оборонные и приборостроительные производства.

К ним относятся учреждения образования и здравоохранения, культуры и охраны природы.

Мировая практика показывает, что более продуктивна ориентация на малый бизнес и молодые компании. Стартапы возникают на основе новых идей, требуют оригинальной подачи и стремятся опередить конкурентов, утвердившихся на ранке раньше.

Это дает мощные стимулы для развития. От 1 до 3 лет новый бизнес не приносит прибыли и выходит на самоокупаемость. В это время важно снизить налоговое бремя и дать возможность для роста, что и происходит благодаря продуманной политике налогового стимулирования.

Финансовое стимулирование инновационной деятельности со стороны региона делится на: 1) по степени участия в инновационных проектах: на участие в проектах и участие в инновационной инфраструктуре; 2) по способу финансирования: прямое финансирование и косвенное финансовое стимулирование инноваций. Все инструменты, в зависимости от степени их воздействия на инновационную деятельность, в данном исследовании разделены на три группы (табл. 1).

Инструменты финансового стимулирования инновационной деятельности

Косвенное финансовое стимулирование

- субсидии (группа А);

- гранты на научные исследования (группа А);

- взносы в уставный капитал организаций (группа А);

- приобретение обязательств инновационных организаций (группа А);

- льготные кредиты и займы (группа А);

- варианты софинансирования с частным бизнесом (механизмы венчурного финансирования и государственно-частного партнерства) (группа А)

- налоговые льготы (группа С);

-инвестиционный налоговый кредит (группа С);

- пониженные налоговые ставки (группа С);

- налоговые каникулы (группа С);

- льготные режимы налогообложения (группа С);

- освобождение из-под налогообложения отдельных объектов (группа С);

- упрощенный порядок ведения бухгалтерского и налогового учета (группа С);

- амортизационные льготы (группа С);

- страховые льготы (тарифы, взносы) (группа С);

- таможенные льготы (пошлины, сборы) (группа С);

- поручительства и гарантии по кредитам (группа С);

- льготное ценообразование (льготные арендные ставки, расценки на услуги, др.) и т.п. (группа С)

- гранты на научные исследования (группа В);

- взносы в уставный капитал организаций (группа В)

- налоговые льготы организациям (группа В)

Большинство расходов на прямое участие в финансировании инновационной деятельности организаций осуществляется в рамках долгосрочных государственных программ, содержащих в себе как подпрограммы, так и целевые программы. В целом можно разграничить финансовую помощь инновационно-ориентированным предприятиям следующим образом:

1. Предоставление субсидий на покрытие: уплаченных процентов по полученным кредитам; расходов на осуществление инвестиционных проектов по совершенствованию и созданию новых технологий и производств; расходов на экспертную оценку и анализ инвестиционных проектов; расходов на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; расходов по уплате дохода по облигационным займам, осуществленным с предоставлением государственных гарантий Российской Федерации (применяется в авиационной и оборонной промышленности).

2. Государственная поддержка осуществляется путем взносов в Уставные капиталы отдельных организаций, что позволяет им увеличить количество собственных средств, направляемых на создание, внедрение и использование инновационных технологий и продуктов.

3. Гранты в области науки, в том числе в виде субсидий, предоставляемых на научные исследования, проводимые в российских высших учебных заведениях и научных организациях.

4. Варианты софинансирования с частным бизнесом, которые представляют собой финансирование с участием средств государства и региона на условиях паритета с частным бизнесом и финансирование проектов с использованием механизма государственно-частного партнерства (ГЧП).

Использование подобных инструментов финансирования инновационной деятельности на уровне региона позволяет добиться определенных результатов лишь при наличии достаточного объема средств в бюджете на начальных этапах развития региональной инновационной системы, когда еще должным образом не сформирована инфраструктура и механизмы взаимодействия всех участников рынка. По сути, прямое вливание финансовых ресурсов обеспечивает лишь краткосрочный эффект, который после прекращения финансирования может привести к неустойчивому развитию экономики региона. К подобным инструментам можно прибегнуть либо для защиты и развития стратегически важных отраслей и предприятий для государства, либо на начальных этапах развития региональных инновационных систем, либо при наличии большого объема финансовых ресурсов, которыми располагает бюджет территории.

Косвенное регулирование бизнеса включает налоговые, гарантийные, страховые, таможенные финансовые рычаги и инструменты стимулирования. Поддержка инновационной деятельности реализуется посредством установления государством или региональными органами власти особых условий исчисления и уплаты налогов, взимаемых в бюджеты различных уровней, страховых и таможенных взносов и тарифов. Стимулирование инновационного развития происходит за счет снижения рисков инновационной деятельности и увеличения, таким образом, мотивации у хозяйствующих субъектов к осуществлению инновационно-ориентированных проектов.

Следующая группа финансовых инструментов направлена на поддержку инновационной инфраструктуры. Согласно Федеральному закону «О науке и государственной научно-технической политике, «инновационная инфраструктура – совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг», т.е. ее можно представить как не­однородную со­вокуп­ность организаций, обеспечивающих создание, внедрение и развитие инноваций. Элементами инновационной инфраструктуры являются такие институты как: а) регулятивная инфраструктура – государственные органы надзора и контроля и саморегулирую­щиеся организации, разрабатывающие нормативные акты и создающие условия для обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности, регулирования прав на созданные объекты интеллектуальной собственности и использование этих объектов, определяющие условия создания и функционирования институтов поддержки предпринимательского бизнеса; стимулирование инновационной деятельности малого и среднего бизнеса; б) информационная инфраструктура – патентные, консалтинговые, юридические, аудитор­ские, оценочные и др. компании; в) функциональная инфраструктура – специализированные посредники, такие как: инновационные центры, центры поддержки предпринимательства, технопарки, бизнес-инкубаторы, др.; г) финансовая инфраструктура – коммерческие банки, венчурные фонды, институциональные и индивидуальные инвесторы, государственные органы, обеспечивающие финансовую поддержку инновациям. Финансовое стимулирование инновационной инфраструктуры должно заключаться, по нашему мнению, в поддержке проектов, направленных на создание условий для инновационной деятельности (гранты), помощи организациям, занимающихся предоставлением различных услуг инновационным компаниям (прямое участие в уставном капитале таких организаций, предоставление налоговых льгот).

Авторами предлагается проводить выбор инструментов финансового стимулирования инновационной деятельности, учитывая, с одной стороны, имеющие у регионов источники внутренних финансовых ресурсов, проводя оценку финансово-инвестиционного потенциала территории, а с другой стороны – учитывая наличие, как самого объекта вложения финансовых ресурсов, так и его качество, оценивая инновационный потенциал региона. Для оценки как финансово-инвестиционного потенциала, так и инновационного, авторами предлагаются разработанные ими методики.

Оценка финансово-инвестиционного потенциала территории. Его возможно оценивать по показателю валовых сбережений в регионе (характеризует финансовые ресурсы, которыми располагает территория для осуществления инновационно-инвестиционной деятельности). Однако не все сбережения направляются на инновационно-инвестиционную деятельность: в их составе уже содержится объем валового накопления основного капитала, который следует в дальнейшем исключить из расчета. Чистые сбережения представляют собой разницу между валовыми сбережения и потреблением основного капитала. Таким образом, на региональном уровне величина валовых сбережений рассчитывается по следующей формуле:

Валовые сбережении = ВРП - конечное потребление (1)

Формула расчета чистых сбережений имеет следующий вид:

Чистые сбережения = валовые сбережения – объем валового накопления основного капитала (2)

Применение последнего показателя без учета различий на душу населения региона (Л. А. Толстолесова [8]), по нашему мнению, затрудняет сопоставимость данных для различных регионов, снижает объективность анализа и обоснованность принимаемых финансовых решений. Для компаративного анализа регионов по уровню развития потенциала и сопоставимости данных, авторы предлагают рассчитывать показатели валовых и чистых сбережений на душу населения [1, 10].

- технико-технологический фактор: внутренние затраты на научные исследования и разработки; поступление патентных заявок и выдача охранных документов; число созданных передовых производственных технологий; число используемых технологий; затраты на технологические инновации;

- развитие человеческого фактора: численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками; численность исследователей с научными степенями; прием и выпуск из аспирантуры; прием и выпуск из докторантуры;

- институционального фактор: наличие стратегии развития инноваций на региональном уровне, нормативно-правовых актов в сфере развития инноваций, концепции, программ развития инноваций на региональном уровне;

- организационный фактор: число организаций, выполнявших научные исследования и разработки; организации, ведущие подготовку аспирантов; организации, ведущие подготовку докторантов; инновационная активность организаций; объем инновационных товаров, работ, услуг; центры трансфера технологий и бизнес инкубаторы;

- информационный фактор: наличие информации об инновационных проектах для потенциальных инвесторов в открытом доступе; организации, имеющие веб-сайт; число организаций, использовавших специальные программные средства.

В зависимости от результатов оценки финансово-инвестиционного и инновационного потенциалов регионы предложено распределять по девяти секторам (рис. 1). Секторы 1,2,3,4 на рисунке 1 имеют положительное значение финансово-инвестиционного потенциала региона, секторы 5,6,7,8 − отрицательное. Пересечение пунктирных линий с осями координат соответствуют среднему значению в исследуемой совокупности регионов.

Сектор 1 характеризуется высоким уровнем развития инновационного и высоким значением финансово-инвестиционного потенциалов. Регионы, попавшие в эту категорию, достаточно легко трансформируют инновационный потенциал при помощи финансовых ресурсов в конечный инновационный продукт. Сектор 2. Регионам, попавшим в данную область координат, присуще соотношение высокого значения финансово-инвестиционного потенциала и развитие инновационного потенциала ниже среднего у исследуемой совокупности территорий. Такое соотношение обычно приводит к отвлечению финансовых ресурсов в регионы с более высоким уровнем развития инновационного потенциала. Сектор 3. Характеризуется высоким уровнем развития инновационного потенциала и значением ниже среднего финансово-инвестиционного. Для данной зоны типично отсутствие финансовых ресурсов для трансформации инновационного потенциала в конкретные проекты, однако за счет высокой степени конкурентоспособности территории возможно привлечение финансовых ресурсов из других регионов. Сектор 4. Имеет соотношение ниже среднего как по значению финансово-инвестиционного, так и по уровню развитию инновационного потенциалов. Подобные регионы являются отстающими и их развитие


Рис. 1. Матрица выбора инструментов стимулирования инноваций на основе соотношений финансово-инвестиционного и инновационного потенциалов региона. Составлено авторами

без финансирования извне за счет федерального бюджета, причем данное финансирование должно быть направлено на развитие инновационного потенциала. Сектор 5. Отрицательное значение финансово-инвестиционного потенциала свидетельствует об отсутствии финансовых ресурсов необходимых для реализации имеющегося инновационного потенциала. Такие территории потребляют больше, чем производят, но, несмотря на данное обстоятельство, за счет высокой конкурентоспособности территории (вследствие развития инновационного потенциала выше среднего) могут привлекать финансовые ресурсы извне на рыночных условиях. Сектор 6. Подобное соотношение потенциалов имеют депрессивные регионы. Для них характерно отрицательное значение финансово-инвестиционного потенциала и уровень ниже среднего для развития инновационного потенциала. Развитие данных территорий аналогично регионам из сектора 4. Сектор 7. Уровень развития инновационного потенциала выше среднего, финансово-инвестиционного потенциал имеет отрицательное значение, причем данное значение ниже среднего отрицательного по исследуемым регионам. Финансовыми ресурсами такая территория не обладает, но способна их привлекать на рыночных условиях из других регионов. Сектор 8. Является самой неблагоприятным. Данные регионы нуждаются в радикальных преобразованиях и, возможно, развитие инновационной активности является нецелесообразным по причине высокой ресурсозатратности со стороны государства. В зависимости от сектора расположения региона инструменты финансового стимулирования инновационной деятельности предприятий различны. Восклицательный знак рядом с группой инструментов (например, A!) указывает на приоритетность использования данной группы инструментов.

Таким образом, предложенная в статье методика выбора инструментов финансового стимулирования инновационной деятельности предприятий на основе оценки финансово-инвестиционного и инновационного потенциалов региона направлена на более обоснованный выбор инструментов стимулирования инноваций и повышение отдачи от внедрения инноваций для промышленных предприятий региона.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Администрации Волгоградской области, проект №14-12-34008 («Формирование финансово-инновационной стратегии развития региона как инструмента повышения инновационной активности организаций (на примере Волгоградской области»)).

Рецензенты:

Придачук М.П., д.э.н., доцент, ФГБОУ ВПО Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Волгоград;

Нагоев А.Б., д.э.н., профессор, Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик.



В условиях глобализации современную экономику без инновационного развития невозможно представить. Промышленная революция, которая уже получила название "Индустрия 4.0" или "Цифровая индустрия 4.0", базируется на цифровой и инновационной базе производства, всей экономике по мере необходимости. Сегодня, экспортируя сельскохозяйственную продукцию и сырье, можно не только занять достойное место в мировой экономике, но и обеспечить благосостояние населения. Только цифровая экономика, основанная на инновациях, обеспечит возможности для создания высокой добавленной стоимости. По этой причине страны, стремящиеся развиваться быстрыми темпами, идут по пути внедрения инноваций в отрасли и секторы экономики.

В инновационном развитии экономики государство использует все экономические инструменты, включая фискальные, тарифные, валютные, страховые и другие экономические инструменты.

За последние двадцать лет в научных литературах существуют множество мнений о том, что одним из наиболее эффективных инструментов стимулирования и регулирования инновационного производства является налоговый механизм. Анализ источников показал, что в большинстве государств приоритет отдавался методу косвенного стимулирования через налоги, отказавшись от метода прямого финансирования из бюджета в стимулировании инновационной деятельности.

В стимулировании инновационной деятельности механизмы налогообложения можно эффективно использовать отдельно от некоторых видов или в сочетании с несколькими из них. В международной практике для стимулирования научно-исследовательской, опытно-конструкторской и инновационной деятельности (НИОКР) применяются вычеты отдельных элементов из налоговой базы, сроков уплаты налогов, предоставление налоговых отпусков и других налоговых льгот.

В частности, в зарубежных странах по налогу на прибыль организаций существуют следующие формы налоговых льгот:

- налоговый кредит, связанные с размером (доли). В общем объеме производственных затрат НИОКР подлежат налогообложению в зависимости от доли затрат. Этот тип привилегий применяется в основном в Норвегии, Франции, Бразилии, Канаде, Австралии, Китае и Индии;

- налоговый кредит, связанные с росту, то есть налоговые льготы применяются к росту показателей фирмы на основе расходов на НИОКР (США);

- смешанный (доли и роста) налоговый кредит. В общем объеме затрат НИОКР подлежат налоговому вычету в зависимости от доли затрат и объема производства на их основе (Япония, Южная Корея, Португалия, Испания);

- налоговые вычеты НИОКР. Данная налоговая льгота применяется в виде разрешения вычета расходов на НИОКР (Австрия, Дания, Венгрия, Чехия Республикаси, Буюк Британия, Туркия).

Помимо вышеперечисленного, для малого бизнеса предусмотрены также следующие налоговые льготы:

- предприятиям, работающим в рамках энергосберегающих научно-исследовательских программ, предоставляется освобождение от уплаты налогов (США);

- освобождение от уплаты налогов при сотрудничестве с государством в рамках научно-исследовательских программ (Венгрия, Италия, Япония, Норвегия, Турция);

- налоговый кредит предоставляется молодым и вновь открывшимся фирмам (стартапам) для проведения НИОКР (Франция, Нидерланды, Южная Корея).

Также в Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, Испании и Турции действует налоговый кредит по подоходному налогу с заработной платы, связанной с научно-исследовательской, опытно-конструкторской и инновационной деятельностью, согласно которому применяется льгота в виде полного или частичного освобождения от налога, удерживаемого с доходов, которые работники получают за выполнение работ, связанных с НИОКР [1].

Также в нашей стране в последние годы в осуществляемых реформах серьезно уделяется внимание к вопросу инновационного развития экономики. Однако институциональная основа для эффективного использования налогообложения не была сформулирована в должной степени. Только в одном пункте Налогового кодекса, основного документа, регулирующего налоговые отношения в Республике Узбекистан, предусмотрено освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость научно-исследовательские и инновационные работы, выполняемые за счет бюджетных средств [2].

Несмотря на то, что ряд налоговых льгот, связанные с инновациями предусмотрены в других нормативно-правовых актах, кроме Налогового кодекса, они не ориентированы не посредственно на результат и большинство имеют временный характер:

1. Согласно Указу Президента Республики Узбекистан ПФ-5068 от 5 июня 2017 года, резиденты технопарка "Яшнабад" освобождаются от уплаты налога на прибыль, единого налогового платежа, земельного налога и налога на имущество в течение всего периода в рамках реализуемых проектов [3].

2. В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан ПП-3416 от 30 ноября 2017 года, Фонд поддержки инновационного развития и новаторских идей освобождается от уплаты всех видов налогов и сборов, за исключением социальных выплат, а также таможенных пошлин на научно-лабораторное оборудование, ввозимое на территорию Республики [4].

3. В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан ПФ-5308 от 22 января 2018 года, создаваемые венчурные фонды, софинансирующие высокотехнологичные предпринимательские проекты-стартапы, высокотех-нологичные проекты-стартапы, софинансируемые из венчурных фондов, научно-исследовательские учреждения, инновационные центры, проектно-конструкторские бюро по доходам, полученным от продажи предпринимателям собственных новых технологий, организации по трансферу новых технологий в отечественное предпринимательство по доходам от указанной деятельности освобождаются на срок до 1 января 2023 года от уплаты всех видов налогов и обязательных платежей, за исключением единого социального платежа [5].

4. Согласно постановлению Президента Республики Узбекистан ПП-3697 от от 5 мая 2018 года, создаваемые на условиях государственно-частного партнерства центры инновационных идей, разработок и технологий, осуществляющих разработку, апробацию и освоение инновационных проектов-стартапов, трансфер и коммерциализацию результатов инновационной деятельности, осуществляющие свою деятельность на коммерческой основе и с момента создания освобождаются сроком на пять лет от уплаты всех видов налогов [6].

5. В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан ПП-3698 от 7 мая 2018 года, научное оборудование, комплектующие изделия, расходные материалы, реактивы, программное обеспечение по перечням, утверждаемым в установленном порядке, ввозимые научно-исследовательскими организациями в период до 2022 года 1 января, освобождаются от уплаты таможенных пошлин. Также научно-исследовательские организации освобождаются от всех видов налогов и сборов по своей основной деятельности за исключением отчислений во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан, с целевым направлением высвобождаемых средств на материальное стимулирование их работников [7].

6. Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан 721 от 11 сентября 2018 года, резиденты центра передовых технологий освобождаются сроком до 1 января 2022 года от уплаты налога на прибыль, единого налогового платежа, имущественного и земельного налогов, а также таможенных пошлин на ввозимое оборудование и другие материалы для личных нужд в рамках реализации инновационных проектов [8].

7. Согласно постановлению Президента Республики Узбекистан ПП-3975 от 16 октября 2018 года, на период до 1 января 2021 года Международный инновационный центр освобожден от всех видов налогов, а также от таможенных платежей научно-лабораторное оборудование, реагенты и расходные материалы по перечням, формируемым в установленном порядке, не производимые в республике и ввозимые на территорию Республики Узбекистан за счет средств Фонда поддержки инноваций в Приаралье [9].

Как видно из вышеизложенного, в налоговом законодательстве Республики Узбекистан не предусмотрены налоговые льготы, ориентированные на инновационные результаты и носящий регулярный характер. А это не позволяет эффективно использовать налоговые механизмы государством в инновационном развитии экономики. Поэтому необходимо унифицировать все налоговые льготы, связанные с научно-исследовательской, опытно-конструкторской и инновационной деятельностью, которые действуют на практике в соответствии с решениями Президента и Правительства Республики Узбекистан, оставив только те, которые направлены на конкретный инновационный результат, и ввести в Налоговый кодекс.

Формы стимулирования инновационной деятельности определяются характером задействованных в нем субъектов, определяющим, по сути, распределение обязанностей по созданию и использованию системы стимулов между участниками инновационного процесса – субъектами, осуществляющими инновационную деятельность (инноваторами), и субъектами, непосредственно осуществляющими стимулирование инновационной деятельности. По признаку участия государства в процессе стимулирования инновационной деятельности можно выделить следующие формы его реализации: государственную, негосударственную и смешанную (с частичным участием государства). Состав субъектов, осуществляющих стимулирование инновационной деятельности, по формам его реализации представлен в табл. 1.

Система государственного управления выполняет в основном стимулирующую и регулирующую функции в условиях перехода и становления инновационной экономики: стимулирование спроса и предложения на инновации инновационную продукцию, регулирование инновационных процессов различной отраслевой направленности, т.е. создание всего комплекса предпосылок, необходимых для активизации инноваций в деятельности инновационно-технологической сферы национальной экономики. Государственное управление является важной доминантой модернизации и научно-технологического обновления экономики. Особенно велика роль государственного регулирования, стимулирования и финансирования в сфере реализации научно-технических проектов.

Таблица 1. Формы стимулирования инновационной деятельности,

определяемые составом осуществляющих его субъектов

— государственные фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, являющиеся государственными бюджетными учреждениями;

— некоммерческие организации со 100%-м государственным участием;

— международные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности;

— бизнес-структуры, научные организации и научные центры с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц;

Каждая форма стимулирования инновационной деятельности реализуется посредством соответствующих методов и инструментов. Под методом понимается систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели; способ достижения какой‑либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Опираясь на данные определения, можно утверждать, что метод – способ достижения, совокупность приемов практического осуществления чего‑либо.

Понятия «метод» и «форма» взаимосвязаны таким образом, что форма отражает наружный вид, внешние очертания предмета, а метод есть способ реализации этой формы. Таким образом, форма первична, а метод – вторичен, поскольку служит целям практического воплощения формы исследуемого объекта в хозяйственную практику. Методы стимулирования инновационной деятельности предусматривают использование соответствующих инструментов. В широком смысле инструмент – средство воздействия на объект, преобразования и создания объекта. Понятие «инструмент» находится в подчинении к понятию «метод». Выступая способом воздействия на инноваторов в рамках соответствующего метода, инструмент стимулирования инновационной деятельности, по существу, представляет собой набор количественных и качественных параметров, выражающих действие предусмотренного этим инструментом стимула. Поскольку на современном этапе развития России именно государство выступает локомотивом развития инновационной деятельности как в части ее финансового обеспечения, так и прочих аспектов повышения инновационной активности в стране, исследование вопроса о соотношении понятий «форма», «метод», «инструмент» стимулирования было проведено на примере государственной формы стимулирования инновационной деятельности. В экономических исследованиях методы и инструменты государственного стимулирования инновационной деятельности представлены достаточно широко.

Программно – ориентированное управление исполнением проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2020 г. представлено на рис.1.

Основные механизмы стимулирования и регулирования инновационной деятельности в России

Рис. 1- Программно-целевое управление исполнением проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства РФ

(на период до 2020 г.)

Наступательная инновационная стратегия подразумевает лидерство в новых для рынка продуктах и в применяемых технологиях. Эта стратегия приводит к инновационной монополии со всеми вытекающими для предприятия эффектами. В свою очередь эти авторы трактуют оборонительную инновационную стратегию как политику следования за лидером. Данная политика означает: повторные разработки защищенных патентами ключевых технических решений в продукте и технологических процессах и получение уже на свое имя параллельных патентов (после разбирательства (тяжбы) специально нанятыми патентными поверенными с патентным ведомством); приглашение на работу носителей ноу-хау оп этим ключевым техническим решениям (при отсутствии патентов) и, наконец, промышленный шпионаж.

Таким образом, на самом деле выделяются следующие две базовых стратегии конкурентных преимуществ инновационных предприятий: продажа уникальной продукции (технологии), а после её диффузии и потери инновационной монополии – обеспечение конкурентных преимуществ за счет снижения издержек на её производство при одновременной проработке следующей инновации.

Последняя четверть XX – начало XXI века характеризуются глобальными экономическими и политическими трансформациями, происходящими на фоне активизации научно-технического прогресса и связанного с этим качественного изменения образа жизни человечества. Развитые страны начали интенсивный переход к экономике нового типа – инновационной экономике, становление которой требует создания новых институтов, главным из которых является национальная инновационная система (НИС). При этом в плане пространственного развития рассматривают три уровня формирования НИС – федеральный, региональный и муниципальный.

Одной из наблюдаемых мировых тенденций является увеличение численности городского населения, формирование мегаполисов — городов с населением более одного миллиона человек. При этом темпы увеличения численности городского населения превышают темпы роста населения в целом. Этот процесс начался во второй половине прошлого века, и если в 1950 г. только один город в мире – Нью-Йорк имел численность населения более 10 млн. чел., то в 1975 году таких городов стало 3, в 2005 – 20, в которых сосредоточилось 9,5% городского населения в мире. Прогнозируется, что к 2025 году 23 города преодолеют этот рубеж.

В 2008г. на планете сформировались 459 агломераций с население более одного миллиона человек, в которых проживает 2/5 всех горожан и 1/5 населения планеты.

Современные мегаполисы играют большую роль в экономике своих государств. Так, например, в Европейских странах на долю мегаполисов приходится от 10 до 50% ВВП. С геополитической точки зрения мегаполисы являются центрами, выполняющими в глобальной экономике высшие менеджерские функции. Они играют важную роль как ключевые финансово-экономические структуры, как центры науки, образования и культуры.

Таким образом, современные мегаполисы должны рассматриваться как новая пространственная форма НИС, механизмы развития которой требуют специального изучения с целью формирования современной инновационной политики.

Первые исследования процессов формирования и развития НИС были проведены в 80-х годах независимо группами исследователей под руководством Б.А. Лундвалла (Дания), К. Фримена (Великобритания) и Р. Нельсона (США). При этом Лундвалл показал, что инновационная деятельность решает в первую очередь проблемы развития государства, на территории которого она реализуется, и даже глобализационные процессы не прерывают связей фирм с национальными системами. Фримен рассматривал НИС как совокупность институциональных структур в частном и государственном секторах экономики, обеспечивающих создание и распространение новых технологий. Работы Нельсона были посвящены проблемам формирования и реализации государственной научно-технической политики. Одним из главных результатов исследования являлся вывод о том, что наибольший положительный эффект даёт сбалансированное применение государственных и рыночных механизмов для регулирования инновационной деятельности.

В России исследования в области формирования и развития НИС начались во второй половине 90-х годов также тремя независимыми группами исследователей под руководством А.А. Дынкина и Н.И. Ивановой, О.Т. Голиченко, В.В. Иванова. В ходе проведения исследований в ИМЭМО РАН, Н.И. Ивановой, были выявлены главные методологические принципы концепции НИС: следование идеям Шумпетера о конкуренции на основе инноваций и научных исследований в корпорациях как главных факторах экономической динамики; анализ институционального контекста инновационной деятельности как фактора, прямо влияющего на его содержание и структуру; признание особой роли знания в экономическом развитии». В.В. Иванов предложил дополнить эти принципы:

— знания являются стратегическим ресурсом экономики постиндустриального общества, инновационная деятельность становится определяющим фактором ее развития, а национальная инновационная система НИС является институциональной основой народного хозяйства;

— НИС формируется и развивается по этапам, различающимся уровнем развития системы факторов;

— НИС формируется на основе сбалансированного применения государственных и рыночных механизмов регулирования экономики с учетом, в том числе, особенностей и уровня социально-экономического развития конкретных территорий. При этом цель создания НИС определена как обеспечение устойчивого развития экономики на основе использования интеллектуального потенциала, генерации, распространения и реализации новых знаний.

Наряду с общими вопросами формирования НИС (включая цели, задачи, структуру) рассматриваются региональные аспекты инновационного развития. Так собственно НИС определяется как федерально-региональная система, являющаяся составной частью экономики государства (союза государств) и представляющая собой совокупность хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в процессе производства, распространения и использования нового экономически выгодного знания, направления деятельности.

Читайте также: