Акцизный налог в узбекистане

Опубликовано: 15.05.2024

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

к Постановлению Президента РУз

от 29.06.2018 г. N ПП-3818

акцизного налога на подакцизные товары, завозимые

на территорию Республики Узбекистан

(в % от таможенной

стоимости товара или

Пахта, свернувшиеся молоко и сливки, йогурт, кефир и прочие ферментированные или сквашенные молоко и сливки

Маргарин; пригодные для употребления в пищу смеси или готовые продукты из животных или растительных жиров или масел или фракций различных жиров или масел данной группы, кроме пищевых жиров или масел или их фракций товарной позиции 1516

Колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе

С ахар белый без вкусоароматических или красящих добавок

Кондитерские изделия из сахара (включая белый шоколад), не содержащие какао: в виде резинки и желе, включая фруктовую пасту , в виде кондитерских изделий из сахара

Кондитерские изделия из сахара (включая белый шоколад), не содержащие какао: л еденцовая карамель, с начинкой или без начинки

Кондитерские изделия из сахара (включая белый шоколад), не содержащие какао , т оффи, карамели прочие и аналогичные сладости

Шоколад и п рочие готовые пищевые продукты, содержащие какао, прочие, в брикетах, пластин к ах или плитках , без начинки, с добавкой зерна злаков, плодов или орехов

Шоколад и п рочие готовые пищевые продукты, содержащие какао, прочие, в брикетах, пластин к ах или плит ках, без начинки, без добавки зерна злаков, плодов или орехов

Шоколад и изделия из него, шоколадные конфеты, с начинкой или без начинки , не содержащий алкоголь

Шоколад и прочие готовые пищевые продукты, содержащие какао, кондитерские изделия из сахара и их заменители, изготовленные из заменяющих сахар продуктов, содержащие какао: прочие

Хлеб, мучные кондитерские изделия, пирожные, печенье и прочие хлебобулочные и мучные кондитерские изделия, содержащие или не содержащие какао; вафельные пластины, пустые капсулы, пригодные для использования в фармацевтических целях, вафельные облатки для запечатывания, рисовая бумага и аналогичные продукты

Сладкое сухое печенье, полностью или частично покрытое шоколадом или другими изделиями, содержащими какао , в первичных упаковках нетто-массой более 85 г

В афли и вафельные облатки, прочие: полностью или частично покрытые шоколадом или другими изделиями, содержащими какао, в первичных упаковках нетто-массой 85 г

Овощи, фрукты, орехи и другие съедобные части растений, приготовленные или консервированные с добавлением уксуса или уксусной кислоты

Томаты, приготовленные или консервированные без добавления уксуса или уксусной кислоты

Соки фруктовые (включая виноградное сусло) и соки овощные, несброженные и не содержащие добавок спирта, с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ

Мороженое и прочие виды пищевого льда, не содержащие или содержащие какао

Воды, включая природные или искусственные минеральные, газированные, без добавления сахара или других подслащивающих или вкусоароматических веществ; лед и снег

Воды, включая минеральные и газированные, содержащие добавки сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ, и прочие безалкогольные напитки, за исключением фруктовых или овощных соков товарной позиции 2009

Вина виноградные натуральные, включая крепленые; сусло виноградное, кроме указанного в товарной позиции 2009

Вермуты и виноградные натуральные вина прочие с добавлением растительных или ароматических веществ

Напитки прочие сброженные (например, сидр, перри, или сидр грушевый, напиток медовый, сакэ); смеси из сброженных напитков и смеси сброженных напитков и безалкогольных напитков, в другом месте не поименованные или не включенные

Спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта 80 об.% или более; этиловый спирт и прочие спиртовые настойки, денатурированные, любой концентрации

Спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта менее 80 об.%; спиртовые настойки, ликеры и прочие спиртные напитки

Сигары, сигары с обрезанными концами и сигариллы, содержащие табак

0,42 долл. США/1 шт.

Сигареты, содержащие гвоздику

18,2 долл. США/1000 шт.

Прочие сигареты, содержащие табак

4 5 долл. США/1000 шт.

Табак для кальяна

Табак жевательный, нюхательный и сосательный

Нагреваемая табачная палочка, нагреваемая капсула с табаком и другие изделия, содержащие табак, с аналогичным принципом использования

Никотиновый бестабачный снюс

Нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых; продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов; отработанные нефтепродукты:

Материалы смазочные (включая смазочно-охлаждающие эмульсии для режущих инструментов, средства для облегчения вывинчивания болтов или гаек, средства для удаления ржавчины или антикоррозионные средства и препараты для облегчения выемки изделий из форм, изготовленные на основе смазок) и средства, используемые для масляной или жировой обработки текстильных материалов, кожи, меха или прочих материалов, кроме средств, содержащих в качестве основных компонентов 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород

Никотиносодержащая жидкость (в картриджах, резервуарах и других контейнерах для использования в электронных сигаретах)

0,045 долл. США/мл

Мононить с размером поперечного сечения более 1 мм, прутки, стержни и профили фасонные, с обработанной или необработанной поверхностью, но не подвергшиеся иной обработке, из пластмасс: из полимеров винилхлорида

Плиты, листы, пленка, лента, полоса и прочие плоские формы из пластмасс, самоклеящиеся, в рулонах шириной не более 20 см , без покрытия из невулканизованного натурального или синтетического каучука

Плиты, листы, пленка, лента, полоса и прочие плоские формы из пластмасс, самоклеящиеся, в рулонах или не в рулонах , шириной более 20 см

Прочие детали строительные из пластмасс, в другом месте не поименованные или не включенные

Узелковые ковры и прочие текстильные напольные покрытия, готовые или неготовые

Тканые ковры и прочие текстильные напольные покрытия, нетафтинговые или нефлокированные, готовые или неготовые, включая "килим", "сумах", "кермани" и аналогичные ковры ручной работы

Ковры и прочие текстильные напольные покрытия тафтинговые, готовые или неготовые

Ковры и прочие текстильные напольные покрытия из войлока или фетра, нетафтинговые или нефлокированные, готовые или неготовые

Ковры и текстильные напольные покрытия прочие, готовые или неготовые

М еталлоконструкции из черных металлов прочие, исключительно или в основном изготовленные из листового материала, панели, состоящие из двух стенок гофрированного (ребристого) листа с изоляционным наполнителем

Устройства для приготовления и подогрева пищи только на газовом и других видах топлива с духовкой, включая раздельные духовки

Прочие устройства кухонные для приготовления и подогрева пищи только на газовом и других видах топлива , без духовки

Радиаторы для центрального отопления с неэлектрическим нагревом и их части , из черных металлов, из чугунного литья

Радиаторы для центрального отопления с неэлектрическим нагревом и их части, из черных металлов, кроме радиаторов и их частей из чугунного литья

Воздухонагреватели и распределительные устройства для подачи горячего воздуха (включая устройства для подачи также свежего или кондиционированного воздуха) с неэлектрическим нагревом, оборудованные встроенным вентилятором или воздуходувкой с приводом от двигателя и их части, из черных металлов, прочие

международный ежемесячный научный журнал

Шодиев О.А. Акцизное налогообложение в республике Узбекистан: перспективы развития // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2015. — №2. — С. 82-84.

АКЦИЗНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН:

О.А. Шодиев , старший преподаватель

Ташкентский финансовый институт

(Узбекистан, г. Ташкент)

Аннотация : Налоги должны стать одним из главных инструментов государстве н ного регулирования экономики, процессов производства, распределения и п о требления. С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как а к циз, влияет н а спрос и покупательную способ ность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог. По своему содержанию акцизы являются косве н ными налогами для потребителя.

Ключевые слова : акцизный налог, плательщики акцизного налога, доходы госуда р ственного бюджета, косвенное налогообложение, перечень подакцизных товаров .

Проблемы со вершенствования а к цизного налогообложения в настоящее время являются чрезвычайно актуальн ы м и . Акцизы по-прежнему остаются прич и нами дебатов в парламенте, широко обс у ждаются в прессе, но, к сожалению, в от е чественных научных журналах и публик а циях этот вопрос обходится стороной. Как это ни печально, но на данный момент с у ществует лишь небольшое количество н а учных работ , по д водящих тео ретические основы для научно- обоснованного налог о облож е ния в этой области. Очевидно, что такое положение дел приводит к против о речивому законодательству. Возможно, что это объясняется тем, что акцизы явл я ются относительно новым явлением в н а шей экономике. В связи с этим, исслед о вание основных направлений совершенс т вования акцизного налога в Узбекистане и выработк а решений по спорным вопросам с точки зрения как теоретических аспектов косвенного налогообложения и налогового администрирования, так и исследования и анализа мирового опыта, представляется весьма целесообразны м.

Акциз представляет собой разнови д ность косвенных налогов на товары пр е имущественно массового потребления (а также услуги), включается в цену проду к та (или тарифы на услуги) и перекладыв а ется, таким образом, на конечного потр е бителя. А кцизный налог испо льзуется в качестве одной из основных форм косве н ного налогообложения в ряде государств, находящихся на различных этапах экон о мического развития. Вместе с тем, акци з ный налог получил широкое распростр а нение в современном мире. Основной пр и чиной широкого распространения акци з ного обложения со времен глубокий дре в ности и до наших дней являются его ощ у тимые фискальные выгоды и высокая ск о рость их получения.

Термин «акциз», по мнению ряда и с следователей, происходит от голландского « exijs » (от старофранцузского « accise »), означавшего «оценка для налогооблож е ния». Также существует мнение о том, что слово «акциз» могло произойти от лати н ского « accidere », («вырезать», «отрезать»), что означало засечки на специальной па л ке, использовавшейся для измерения к о личества напитка в сосуде в целях налог о обложения.

Акцизы были одним из первых нал о гов вводимых в периоды экономической трансформации, поскольку этот налог о т носительно легко вводить и следить за его уплатой. Эти административные преим у щества проистекают из способности нал о говых органов осуществлять контроль над физическим объемом определенных тов а ров вместо того, чтобы полагаться на бу х галтерские книги для его взимания.

В Узбекистане акцизный налог был введен в соответствии с Законом Респу б лики Узбекистан «О налогах с предпр и ятий, объединений и организаций» от 15 февраля 1991 года.

В настоящее время акцизный налог взимается и регулируется статьями 229-241 Налогового кодекса Республики Узб е кистан. Согласно статьи 229 Налогового кодекса , плательщиками акцизного налога являются юридические и физические лица:

— производящие товары, облагаемые акцизным налогом (подакцизные товары) на территории Республики Узбекистан;

— импортирующие подакцизные тов а ры на таможенную территорию Республ и ки Узбекистан;

— товарищ (участник) договора пр о стого товарищества, на которого возлож е но ведение дел простого товарищества, при производстве простым товариществом подакцизного товара.

По отдельным видам подакцизных товаров по решению Президента Респу б лики Узбекистан плательщиком акцизного налога может быть определено лицо, не являющееся производителем подакцизных товаров.

Как известно с ущность и природа индивидуального акциза сходна с униве р сальным акцизом – налогом на добавле н ную стоимость, налогом с оборота, нал о гом с продаж. Отличительной же особе н ностью индивидуальных акцизов является то, что взимается они лишь с определе н ных товаров .

Исторически, акциз считался нал о гом на производство, а не на потребление, и налагался на производителя, как прав и ло, по месту производства. Акцизный н а лог существовал, или существует, на базе фиксированной суммы на единицу пр о дукции или в процентах от стоимости т о вара, эта мера дополняет администрати в ные преимущества налога. Кроме того, н а лог может давать значительные доходы. Еще в 1666 г . французский экономист Ф.Дэмэзон отмечал, что акциз «способен один принести казне столько же и даже больше, чем все другие налоги» [1].

На сегодняшний день, удельный вес акцизного налога составляет значительную часть доходов государственного бюджета Республики Узбекистан. На рисунке пре д ставлена динамик а изменения доли ак ци з ного налога в структуре бюджете страны.


Рис. Доля акцизного налога в доходах государственного бюджета

(в % к доходам государственного бюджета без доходов целевых фондов) [3]

Существуют определенные выгоды от обложения акцизами определенных т о варов, считающихся вредными, или асс о циирующихся с негативными побо ч ными явлениями. Налогообложение может о т части воспрепятствовать потреблению п о тенциально опасных товаров, таких как табачные изделия и алкоголь, а также, н а пример, бензина и горючего, потребление которых связанно с загрязнением атм о сферы. Такие косвенные выгоды могут стать побочным результатом налога, одн а ко большинство акцизов вводятся, как это и должно быть, для п о лучения налоговых поступлений. Для достижения этой цели акцизы должны быть , во — первых, просты как в организ а ции, так и в применении, что достигается за счет поддержания м и нимального п е речня подакцизных товаров. В настоящее время большинство стран о г раничило список подакцизных товаров т а баком, алкоголем и определенным ассо р тиментом нефтепродуктов. Доходы от этих товарных групп высоки, круг их пр о изводителей относительно узок и бол ь шинство товарных категорий четко опр е дел е ны . Например, перечень подакцизных товаров в Узбекистане состоит из 14 в и дов товаров (работы и услуги не облаг а ется акцизным налогам) .

Во-вторых, ставки налога не дол ж ны быть слишком высоки. Некоторые с траны имеют относительно открытые границы, и контрабанда может стать проблемой в случае, если местные акцизы значительно выше соответствующих н а логовых ставок в соседних странах. Нелегальное прои з водство, в особенности чисто кустарное производство алкогол ь ных товаров, может возрасти, если ставки акцизов слишком высоки.

В-третьих, налог должен взиматься как можно раньше в цепочке начисления доба в ленной стоимости. Акциз должен взиматься либо в момент импорта, либо производства (или отгрузки).

В заключение необходимо отмети ть, что исследовав теоретические аспекты а к цизного налог а, мы пришл и к следу ю щим кратким выводам:

— акцизы являются важным источн и ком налоговых поступлений в пер е ходный пер и од;

— акцизы выступают одними из н е многих рычагов воздействия государства на экономические проц ессы, имеющие м е сто в обществе;

— совершенствование налогооблож е ния в сфере акцизов является одним из важнейших условий ул учшения эконом и ческой ситуации, пополнения государс т венного бюдж е т а;

— основными принципами реформ и рования акцизного налогообложения явл я ется установление таких правил их упл а ты, которые бы в максимальной степ е ни ограничило возможность ухода от налог о обложения .

1. Малов В.Н., Кольбер Ж.Б. Абсолютистская бюрократия и французское общество. – М ., 1991. – 90 с.

2. Налоговый кодекс Республики Узбекистан. –Т.: «Адолат», 2015 г.

3. Постановления Президента Республики Узбекистан о параметрах государстве н ного бюджета.

EXCISE TAX IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN:

DEVELOPMENT PR O SPECTS

OA Shodiev, senior lecturer

Tashkent Financial Institute

Abstract : Taxes should be one of the main instruments of the state-tion regulation of the economy, the processes of production, distribution and consumption. With the possible regul a tion of the consumption tax. For example, such a tax, as the Ak-HIC, affect demand and purcha s ing power in relation to those goods which are subject to this tax. By their nature, the excise tax is an indirect tax to the consumer.

Keywords : the excise tax, excise tax payers, revenue of the sovereign-government bud g et, indirect taxation, the list of excisable goods.

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Узбекистан с 1 января 2021 года отменил акцизный налог по 73 товарным позициям при импорте, сообщает корреспондент Podrobno.uz со ссылкой на правовой портал "Норма".

Это предусмотрено Протоколом о применении Договора о зоне свободной торговли стран – членов СНГ с Республикой Узбекистан. 31 декабря 2020 года истек срок переходного периода, принятого Узбекистаном для унификации ставок акцизных налогов на товары отечественного производства и при ввозе.

Для выполнения своих обязательств, Узбекистан с 1 января 2021 года отменил акцизный налог по 73 товарным позициям при импорте, в том числе на электротехническую (холодильники, кондиционеры, стиральные машины), пищевую продукцию (маргарин, кондитерские и другие изделия), ковровые изделия и другие товары.

Отмена акцизного налога на отдельные виды импортируемых товаров обеспечит равные условия для субъектов предпринимательства. При этом будет наблюдаться временное снижение на цены по данным товарам, отметил начальник отдела методологии косвенных налогов и таможенных платежей Министерства финансов Баходыр Бойкобилов.

Изменения цены товаров при отмене акцизного налога на импорт (в долларах)

Стиральная машина Samsung WW60J4063LW/LD

Таможен-
ная стоимость

Акцизный налог (10%)

Стои-
мость товара

Стоимость с учетом НДС

В сумах
($1=10 440 сумов)

В дальнейшем, исходя из спроса на данные виды товаров, цены сформируются с учетом соотношения спроса и предложения.

Перечислим основные группы товаров, по которым отменен акцизный налог при импорте:

Пахта, свернувшиеся молоко и сливки, йогурт, кефир и прочие ферментированные или сквашенные молоко и сливки, сыры и творог, маргарин, колбасы и аналогичные продукты из мяса, кондитерские изделия из сахара, шоколад и прочие готовые пищевые продукты, содержащие какао, шоколад и изделия из него, шоколадные конфеты, шоколад и прочие готовые пищевые продукты, хлеб, мучные кондитерские изделия, пирожные, печенье и прочие хлебобулочные и мучные кондитерские изделия, сладкое сухое печенье, вафли и вафельные облатки, овощи, фрукты, орехи и другие съедобные части растений, томаты, соки фруктовые (включая виноградное сусло) и соки овощные, мороженое, воды, включая природные или искусственные минеральные, газированные, воды, включая минеральные и газированные, содержащие добавки сахара

Плиты, листы, пленка, лента, полоса и прочие плоские формы

Мононить с размером поперечного сечения более 1 мм, прутки, стержни и профили фасонные, плиты, листы, пленка, лента, полоса и прочие плоские формы из пластмасс, прочие детали строительные из пластмасс

Узелковые ковры и прочие текстильные напольные покрытия, готовые или неготовые, тканые ковры и прочие текстильные напольные покрытия, ковры и прочие текстильные напольные покрытия, ковры и прочие текстильные напольные покрытия из войлока или фетра

Металлоконструкции из черных металлов

Прочие, исключительно или в основном изготовленные из листового материала, панели, состоящие из двух стенок гофрированного (ребристого) листа с изоляционным наполнителем

Профили из алюминиевых сплавов

Профили из алюминиевых сплавов полые, прочие профили из алюминиевых сплавов, кроме полых, прочие изделия
из алюминия, литые, кроме предназначенных для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701–8705, их узлов и агрегатов, прочие изделия из алюминия, кроме литых, не предназначенные для производства авиационных двигателей и/или гражданских воздушных судов

Крепежная арматура, прочие котлы центрального отопления, колпаки или шкафы вытяжные

Крепежная арматура, фурнитура и аналогичные детали из недрагоценных металлов, применяемые для зданий, дверей, окон, прочие котлы центрального отопления, колпаки или шкафы вытяжные, наибольший горизонтальный размер которых не более 120 см

Устройства для приготовления и подогрева пищи только на газовом и других видах топлива, прочие устройства кухонные для приготовления и подогрева, радиаторы для центрального отопления с неэлектрическим нагревом и их части, воздухонагреватели и распределительные устройства для подачи горячего воздуха, установки для кондиционирования воздуха, комбинированные холодильники-морозильники, прочие комбинированные холодильники-морозильники, прочие холодильники бытовые компрессионные, морозильные шкафы вертикального типа, прочие морозильные шкафы вертикального типа, холодильные витрины и прилавки, прочие холодильные витрины и прилавки, машины стиральные, бытовые или для прачечных, включая машины, оснащенные отжимным устройством, пылесосы со встроенным электродвигателем, пылесосы со встроенным электродвигателем прочие, электрические водонагреватели проточные, электрические водонагреватели накопительные, электроутюги, печи микроволновые, электроплиты бытовые стационарные, прочие электроплиты, мониторы прочие, подключаемые непосредственно к вычислительным машинам товарной позиции 8471 и разработанные для использования с ними, аппаратура приемная для телевизионной связи, прочая цветного изображения, с экраном, электромеханические комнатные выключатели, прочие штепсели и розетки

Люстры и прочее электрическое осветительное оборудование

Люстры и прочее электрическое осветительное оборудование, подвесное
и настенное, лампы электрические и осветительное оборудование, прочие, прожекторы прочие, из прочих материалов, предназначенные для использования с лампами накаливания, кроме предназначенных для медицинских целей

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ - 15 % (О мерах по дальнейшему совершенствованию налоговой политики Республики Узбекистан, Указ Президента Республики Узбекистан от 26.09.2019 г. № УП-5837)

Примечание: Согласно статьи 206 Налогового Кодекса в налогооблагаемую базу налога на добавленную стоимость при импорте товаров включается таможенная стоимость товаров, определяемая в соответствии с таможенным законодательством, а также суммы акцизного налога, таможенных пошлин, подлежащих уплате при импорте товаров в Республику Узбекистан.

ТАМОЖЕННЫЕ СБОРЫ

Ставки таможенных сборов утверждены Постановлением Кабинета Министров «О ставках таможенных сборов» №700 от 9 ноября 2020 года.

ОНЛАЙН ПЛАТЕЖ

Теперь вы можете оплачивать таможенные платежи в режиме онлайн!

Услуга доступна владельцам онлайн-пластиковых карт UZCARD.

Общее понятия

При перемещении товаров через таможенную границу и в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, уплачиваются следующие таможенные платежи:

налог на добавленную стоимость;

Законодательством могут быть установлены и иные таможенные платежи.

Ставки таможенных пошлин и налогов устанавливаются Президентом Республики Узбекистан.

К таможенным пошлинам относятся импортные, экспортные, особые (специальные, антидемпинговые и компенсационные) и сезонные таможенные пошлины.

Импортная таможенная пошлина уплачивается при ввозе товара на таможенную территорию.

Экспортная таможенная пошлина уплачивается при вывозе товара из таможенной территории.

Особые (специальные, антидемпинговые и компенсационные) таможенные пошлины применяются в целях защиты экономических интересов Республики Узбекистан в порядке, установленном законодательством.

Сезонные пошлины применяются для оперативного регулирования ввоза на таможенную территорию и вывоза из этой территории товаров. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев с момента их установления.

Товары, перемещаемые через таможенную границу, облагаются налогом на добавленную стоимость и акцизным налогом в соответствии с налоговым и таможенным законодательством.

Таможенные сборы взимаются за совершение таможенными органами следующих действий либо процедур:

таможенное оформление вне установленных для этого мест и (или) вне времени работы таможенных органов;

хранение товаров на таможенном складе, владельцем которого является таможенный орган;

таможенное сопровождение транспортного средства;

принятие предварительного решения;

выдача разрешений на переработку товаров вне таможенной территории и на переработку товаров на таможенной территории;

включение объектов интеллектуальной собственности в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности;

таможенное оформление, ввозимой юридическими лицами наличной иностранной валюты.

Ставки таможенных сборов устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Таможенным тарифом является свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан.

При проведении внешнеторговой политики для определенных видов товаров могут вводиться тарифные квоты.

Тарифная квота является мерой тарифного регулирования ввоза товаров на таможенную территорию или вывоза из нее, предусматривающая применение в течение определенного периода низкие ставки таможенной пошлины при ввозе или вывозе определенного количества товара по сравнению со ставкой таможенной пошлины, применяемой в соответствии с таможенным тарифом.

К товарам, ввозимым на таможенную территорию или вывозимым из этой территории свыше установленного количества (квоты), применяется ставка таможенной пошлины в соответствии с таможенным тарифом.

Тарифные квоты, метод и порядок их распределения между участниками внешнеэкономической деятельности определяются законодательством.

Видами ставок таможенных платежей являются:

адвалорная ставка, начисляемая в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара;

специфическая ставка, начисляемая в установленном размере за единицу облагаемого товара;

комбинированная ставка, сочетающая адвалорную и специфическую виды ставок таможенных платежей.

Сумма таможенных платежей по товару, в отношении которого установлена адвалорная ставка, исчисляется как произведение адвалорной ставки таможенных платежей на таможенную стоимость товара.

Сумма таможенных платежей по товару, в отношении которого установлена специфическая ставка, исчисляется как произведение специфической ставки таможенных платежей на количество товара.

При применении комбинированной ставки в процентах от таможенной стоимости, но не менее ставки установленного размера за единицу облагаемого товара, сумма таможенных платежей равна наибольшей из сумм, исчисленных по адвалорной и специфической ставкам.

При применении комбинированной ставки в процентах от таможенной стоимости плюс ставка установленного размера за единицу облагаемого товара сумма таможенных платежей равна сумме, исчисленной по адвалорной и специфической ставкам таможенных платежей.

международный ежемесячный научный журнал

Шодиев О.А. Акцизное налогообложение в республике Узбекистан: перспективы развития // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2015. — №2. — С. 82-84.

АКЦИЗНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН:

О.А. Шодиев , старший преподаватель

Ташкентский финансовый институт

(Узбекистан, г. Ташкент)

Аннотация : Налоги должны стать одним из главных инструментов государстве н ного регулирования экономики, процессов производства, распределения и п о требления. С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как а к циз, влияет н а спрос и покупательную способ ность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог. По своему содержанию акцизы являются косве н ными налогами для потребителя.

Ключевые слова : акцизный налог, плательщики акцизного налога, доходы госуда р ственного бюджета, косвенное налогообложение, перечень подакцизных товаров .

Проблемы со вершенствования а к цизного налогообложения в настоящее время являются чрезвычайно актуальн ы м и . Акцизы по-прежнему остаются прич и нами дебатов в парламенте, широко обс у ждаются в прессе, но, к сожалению, в от е чественных научных журналах и публик а циях этот вопрос обходится стороной. Как это ни печально, но на данный момент с у ществует лишь небольшое количество н а учных работ , по д водящих тео ретические основы для научно- обоснованного налог о облож е ния в этой области. Очевидно, что такое положение дел приводит к против о речивому законодательству. Возможно, что это объясняется тем, что акцизы явл я ются относительно новым явлением в н а шей экономике. В связи с этим, исслед о вание основных направлений совершенс т вования акцизного налога в Узбекистане и выработк а решений по спорным вопросам с точки зрения как теоретических аспектов косвенного налогообложения и налогового администрирования, так и исследования и анализа мирового опыта, представляется весьма целесообразны м.

Акциз представляет собой разнови д ность косвенных налогов на товары пр е имущественно массового потребления (а также услуги), включается в цену проду к та (или тарифы на услуги) и перекладыв а ется, таким образом, на конечного потр е бителя. А кцизный налог испо льзуется в качестве одной из основных форм косве н ного налогообложения в ряде государств, находящихся на различных этапах экон о мического развития. Вместе с тем, акци з ный налог получил широкое распростр а нение в современном мире. Основной пр и чиной широкого распространения акци з ного обложения со времен глубокий дре в ности и до наших дней являются его ощ у тимые фискальные выгоды и высокая ск о рость их получения.

Термин «акциз», по мнению ряда и с следователей, происходит от голландского « exijs » (от старофранцузского « accise »), означавшего «оценка для налогооблож е ния». Также существует мнение о том, что слово «акциз» могло произойти от лати н ского « accidere », («вырезать», «отрезать»), что означало засечки на специальной па л ке, использовавшейся для измерения к о личества напитка в сосуде в целях налог о обложения.

Акцизы были одним из первых нал о гов вводимых в периоды экономической трансформации, поскольку этот налог о т носительно легко вводить и следить за его уплатой. Эти административные преим у щества проистекают из способности нал о говых органов осуществлять контроль над физическим объемом определенных тов а ров вместо того, чтобы полагаться на бу х галтерские книги для его взимания.

В Узбекистане акцизный налог был введен в соответствии с Законом Респу б лики Узбекистан «О налогах с предпр и ятий, объединений и организаций» от 15 февраля 1991 года.

В настоящее время акцизный налог взимается и регулируется статьями 229-241 Налогового кодекса Республики Узб е кистан. Согласно статьи 229 Налогового кодекса , плательщиками акцизного налога являются юридические и физические лица:

— производящие товары, облагаемые акцизным налогом (подакцизные товары) на территории Республики Узбекистан;

— импортирующие подакцизные тов а ры на таможенную территорию Республ и ки Узбекистан;

— товарищ (участник) договора пр о стого товарищества, на которого возлож е но ведение дел простого товарищества, при производстве простым товариществом подакцизного товара.

По отдельным видам подакцизных товаров по решению Президента Респу б лики Узбекистан плательщиком акцизного налога может быть определено лицо, не являющееся производителем подакцизных товаров.

Как известно с ущность и природа индивидуального акциза сходна с униве р сальным акцизом – налогом на добавле н ную стоимость, налогом с оборота, нал о гом с продаж. Отличительной же особе н ностью индивидуальных акцизов является то, что взимается они лишь с определе н ных товаров .

Исторически, акциз считался нал о гом на производство, а не на потребление, и налагался на производителя, как прав и ло, по месту производства. Акцизный н а лог существовал, или существует, на базе фиксированной суммы на единицу пр о дукции или в процентах от стоимости т о вара, эта мера дополняет администрати в ные преимущества налога. Кроме того, н а лог может давать значительные доходы. Еще в 1666 г . французский экономист Ф.Дэмэзон отмечал, что акциз «способен один принести казне столько же и даже больше, чем все другие налоги» [1].

На сегодняшний день, удельный вес акцизного налога составляет значительную часть доходов государственного бюджета Республики Узбекистан. На рисунке пре д ставлена динамик а изменения доли ак ци з ного налога в структуре бюджете страны.


Рис. Доля акцизного налога в доходах государственного бюджета

(в % к доходам государственного бюджета без доходов целевых фондов) [3]

Существуют определенные выгоды от обложения акцизами определенных т о варов, считающихся вредными, или асс о циирующихся с негативными побо ч ными явлениями. Налогообложение может о т части воспрепятствовать потреблению п о тенциально опасных товаров, таких как табачные изделия и алкоголь, а также, н а пример, бензина и горючего, потребление которых связанно с загрязнением атм о сферы. Такие косвенные выгоды могут стать побочным результатом налога, одн а ко большинство акцизов вводятся, как это и должно быть, для п о лучения налоговых поступлений. Для достижения этой цели акцизы должны быть , во — первых, просты как в организ а ции, так и в применении, что достигается за счет поддержания м и нимального п е речня подакцизных товаров. В настоящее время большинство стран о г раничило список подакцизных товаров т а баком, алкоголем и определенным ассо р тиментом нефтепродуктов. Доходы от этих товарных групп высоки, круг их пр о изводителей относительно узок и бол ь шинство товарных категорий четко опр е дел е ны . Например, перечень подакцизных товаров в Узбекистане состоит из 14 в и дов товаров (работы и услуги не облаг а ется акцизным налогам) .

Во-вторых, ставки налога не дол ж ны быть слишком высоки. Некоторые с траны имеют относительно открытые границы, и контрабанда может стать проблемой в случае, если местные акцизы значительно выше соответствующих н а логовых ставок в соседних странах. Нелегальное прои з водство, в особенности чисто кустарное производство алкогол ь ных товаров, может возрасти, если ставки акцизов слишком высоки.

В-третьих, налог должен взиматься как можно раньше в цепочке начисления доба в ленной стоимости. Акциз должен взиматься либо в момент импорта, либо производства (или отгрузки).

В заключение необходимо отмети ть, что исследовав теоретические аспекты а к цизного налог а, мы пришл и к следу ю щим кратким выводам:

— акцизы являются важным источн и ком налоговых поступлений в пер е ходный пер и од;

— акцизы выступают одними из н е многих рычагов воздействия государства на экономические проц ессы, имеющие м е сто в обществе;

— совершенствование налогооблож е ния в сфере акцизов является одним из важнейших условий ул учшения эконом и ческой ситуации, пополнения государс т венного бюдж е т а;

— основными принципами реформ и рования акцизного налогообложения явл я ется установление таких правил их упл а ты, которые бы в максимальной степ е ни ограничило возможность ухода от налог о обложения .

1. Малов В.Н., Кольбер Ж.Б. Абсолютистская бюрократия и французское общество. – М ., 1991. – 90 с.

2. Налоговый кодекс Республики Узбекистан. –Т.: «Адолат», 2015 г.

3. Постановления Президента Республики Узбекистан о параметрах государстве н ного бюджета.

EXCISE TAX IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN:

DEVELOPMENT PR O SPECTS

OA Shodiev, senior lecturer

Tashkent Financial Institute

Abstract : Taxes should be one of the main instruments of the state-tion regulation of the economy, the processes of production, distribution and consumption. With the possible regul a tion of the consumption tax. For example, such a tax, as the Ak-HIC, affect demand and purcha s ing power in relation to those goods which are subject to this tax. By their nature, the excise tax is an indirect tax to the consumer.

Keywords : the excise tax, excise tax payers, revenue of the sovereign-government bud g et, indirect taxation, the list of excisable goods.

Читайте также: