Теории налогов теория экономики предложения

Опубликовано: 23.04.2024

3. Теория экономики предложения.

Крайне неустойчивое, медленное с частыми спадами и высоким уровнем инфляции развитие экономики ряда ведущих западных стран в 60-70-е годы породило кризис кейнсианского регулирования. В начале 80-х годов Рейган в США и Тэтчер в Великобритании в корне изменили государственную экономическую политику, сделав ставку на взгляды и рекомендации представителей неоклассического, либерального направления в экономической теории. Данное направление получило название экономики теории предложения.

Теория экономики предложения базируется на принципах неоклассической теории о внутренней устойчивости капиталистической системы, основанной на совершенной конкуренции. В качестве движущей силы экономического роста сторонники этой теории выдвигают на первое место норму чистой прибыли на капитал, т.е. прибыли за вычетом налогов. В центр анализа они помещают индивидуума, экономическая деятельность которого определяется его предпочтениями, субъективными мотивами и стимулами.

Теория предложения в отличие от кейнсианского подхода к фискальной политике рассматривает последствия влияния мероприятий государства на предложение факторов производства, а не на совокупный спрос.

Важнейшим постулатом теории предложения является утверждение, что изменение налогов и государственных расходов влияет вначале на относительные цены, т.е. цены одних товаров или производственных факторов по отношению к другим, а уже это ведет к изменениям в доходах. Фискальная политика действительно влияет практически на все относительные цены. Но особое значение в теории предложения придается воздействию государства на относительную ценность для индивидуумов, во-первых, труда и досуга, и, во-вторых, процессов сбережения и потребления. Только после того, как экономические агенты отреагируют определенным образом на изменение относительных цен, меняются их доходы. Подоходный налог и налог по социальному страхованию взимаются с дохода от труда, но они не взимаются с благ от досуга. Поэтому уменьшение ставки заработной платы вследствие взимания налогов приводит к уменьшению стоимости досуга по сравнению со стоимостью труда и к возникновению эффекта замещения, т.е. сокращению времени работы и увеличению продолжительности досуга. Точно так же налоговая система увеличивает стоимость сбережения по отношению к стоимости текущего потребления, так как потребление практически не облагается налогом, а доход от сбережений в момент его реализации облагается.

Стоит сказать и о влиянии на относительные цены государственных расходов в интерпритации теории предложения. Резким нападкам подвергаются различные социальные программы, и в первую очередь – выплата пособий по безработице. Их рассматривают как «негативный налог на досуг», поощряющий его и уменьшающий потери от неучастия в производстве, что вызывает сдвиг в использовании времени и ресурсов в сторону увеличения досуга. Отсюда сторонники теории предложения делают вывод, что пособия по безработице увеличивает её в периоды экономических спадов и сдерживает рост занятости во время экономического роста. Значительное влияние оказывают некоторые государственные расходы и на относительную ценность сбережения и потребления. Такие государственные расходы, по их мнению, способствуют сокращению сбережений, так как при принятии экономических решений позволяют рассчитывать на помощь государства. К таким госрасходам они относят: субсидии промышленным предприятиям, правительственное гарантирование кредита, финансирование научно-технических исследований, расходы на развитие инфраструктуры.

Все это подтверждает, что важнейшим отличием теории предложения от кейнсианской является утверждение о первичном воздействии мероприятий фискальной политики не на доходы экономических агентов, а на относительные цены.

Помимо этого существуют и другие различия. Одним из таких отличий является утверждение сторонников экономики предложения о том, что в основу нужно ставить не расходы, а сбережения, в которых они видят главный фактор, определяющий накопление капитала. В связи с этим они выступают за увеличение сбережений и относительное сокращение потребительского спроса.

Другая черта экономики предложения – выдвижение налогов на роль главного инструмента фискальной политики. Причем политики, использующей иные методы и осуществляющей иные цели, нежели кейнсианская.









Сторонники экономики предложения утверждают, что для решения экономических проблем, достижения долгосрочного неинфляционного роста необходимо воздействовать непосредственно на производство путем широкомасштабного и целенаправленного снижения налогов. Значение, придаваемое в теории экономики предложения налогам, нашло отражение в кривой Лаффера.

Рис (6) Кривая Лаффера.

Согласно кривой Лаффера увеличение налоговой ставки до уровня te будет обеспечивать увеличение налоговых поступлений, максимум которых достигается в Те. Однако дальнейшее увеличение налоговой ставки подорвет стимулы к производству. В итоге величина национального дохода, облагаемого налогом, будет падать так быстро, что, не смотря на рост налоговой ставки, сумма налоговых поступлений станет сокращаться.

Кривая Лаффера используется сторонниками теории экономики предложения для доказательства утверждения о том, что результатом сокращения налоговых ставок явится не уменьшение, а увеличение общих налоговых поступлений. И от сюда они делают вывод о том, что наряду со стимулированием экономического роста и деловой активности с помощью радикального облегчения налогового бремени может быть решена и проблема государственных доходов.

Сторонники теории экономики предложения, из-за расхождений с кейнсианством, дают совершенно иные рекомендации по проведению фискальной политики.

Они утверждают, что изменения в налоговой структуре, даже те, которые не влекут за собой изменения общей суммы налогов, могут оказать значительное влияние на общий уровень и структуру экономической активности. Главной переменной они считают предельные ставки, так как именно они влияют на относительные цены, стимулы и экономическое поведение индивидуумов, воздействуя на выбор и распределение ресурсов и, следовательно, на реальную экономическую активность. Поскольку изменение предельных налоговых ставок может произойти без изменения общей суммы налоговых обязательств населения, то цели экономической политики могут быть достигнуты и без изменения бюджетной позиции, т.е. образования дефицита или профицита. Поэтому альтернативу кейнсианской фискальной политике сторонники экономики предложения усматривают в сокращении предельных налоговых ставок на прибыль корпораций и личные доходы.

Эффективность снижения налогов, по утверждению сторонников теории экономики предложения, в значительной степени зависит от «набора» мероприятий фискальной политики. Так как любое мероприятие по стимулированию предложения производственных ресурсов оказывает воздействие и на совокупный спрос, то конечный результат этих мероприятий определяется взаимодействием эффекта дохода, который подразумевает возрастание доходов экономических агентов вследствие снижения налогов, и который тем самым ведет к снижению желания участвовать в производственной деятельности, и эффекта замещения, который напротив предполагает замещение досуга трудом вследствие увеличения стоимости труда. Другой важный элемент фискальной политики - снижение государственных расходов, которое должно проводиться одновременно со снижением налоговых ставок. Сокращение государственных расходов, равное по величине возможному снижению налоговых поступлений в бюджет из-за снижения налоговых ставок, оставит в распоряжении экономических агентов примерно тот же доход, что и раньше. При этом объектом при сокращении государственных расходов являются социальные расходы, так как именно их сторонники теории экономики предложения рассматривают как главный дестимулятор трудовых усилий и сбережений. По мнению сторонников экономики предложения, такая комбинация мероприятий фискальной политики должна обеспечить долговременный неинфляционный экономический рост, который и является главной целью экономической политики.

Попытки теоретического обоснования практики налогообложения нашли свое отражение в налоговых теориях.

Полноценное теоретическое обоснование налогообложения не имеет глубоких исторических корней. До XVII в. все представления о налогах носили случайный и бессистемный характер, что не позволяет относить их к серьезным теоретическим работам в этой области.

Основные налоговые теории стали формироваться в качестве законченных учений начиная с XVII века и как свод важнейших принципов и положений получили в науке наименование «общая теория налогов», основные направления которой складывались под непосредственным воздействием экономического развития общества.

Вообще налоговая теория представляет собой ту или иную систему научных знаний о сущности налогов, их месте, роли и значении в экономической и социально-политической жизни общества. Налоговые теории представляют собой различные модели построения налоговых систем государства в зависимости от признания за налогами того или иного назначения.

Одной из самых первых общих налоговых теорий является теория обмена, которая основывается на возмездном характере налогообложения. Суть теории заключается в том, что через налог подданные приобретают у государства услуги по защите от нападений, поддержанию порядка и т.д. Однако данная теория была применима только в условиях средних веков, когда за пошлины и сборы покупалась военная и юридическая защита, как будто между монархом и подданным действительно заключался договор. В таких условиях теория обмена являлась формальным отражением существующих отношений.

В эпоху Просвещения (XVII – XVIII вв.) появляется разновидность теории обмена – атомистическая теория. Ее представителями выступали французские просветители Себастьян Ле Претр де Вобан – теория «общественного договора» и Шарль Луи Монтескье – теория «публичного договора». Данная теория признает, что налог есть результат договора между подданными и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги. Никто не имеет права отказаться от налогов, так же как и от пользования услугами, предоставляемыми государством. Вместе с тем, поскольку, каким бы государство ни было, оно эффективнее обеспечивает охрану и защиту подданных, чем непосредственно они защитили бы себя сами, указанный обмен выгоден для граждан. Иными словами, налог выступал платой общества за выгоды и мир для граждан.

В первой половине XIX века швейцарский экономист Жан Симонд де Сисмонди в работе «Новые начала политэкономии» сформулировал теорию налога как теорию наслаждения, согласно которой налоги есть цена, уплачиваемая гражданином за получаемые им от общества наслаждения. С помощью налогов гражданин покупает не что иное, как наслаждение от общественного порядка, правосудия, обеспечения прав личности и собственности. Считая налог и жертвой и наслаждением, Ж.Сисмонди убежденно отстаивал принцип возмездности в отношениях между государством и налогоплательщиком.

В этот же период появляется теория налога как страховой премии (теория страхования), представителями которой выступали французский политик Адольф Тьер и английский экономист Джон Рамсей Мак-Куллох. Согласно этой теории, налог – это страховой платеж, который вносится гражданами государству на случай наступления какого-либо риска. Налогоплательщики тем самым страхуют свою собственность от войны, пожара, стихийного бедствия, кражи и т.п. Однако, в отличие от истинного страхования, налоги уплачиваются не для того, чтобы при наступлении страхового случая получить сумму возмещения, а чтобы профинансировать затраты государства по обеспечению обороны и правопорядка.

Наиболее высокий теоретический уровень имеет классическая теория налогов, представителем которой являлись английские экономисты Адам Смит и Давид Риккардо. В этой теории налоги рассматриваются как один из видов государственных доходов, которые должны финансировать затраты по содержанию правительства. При этом иная роль (регулирование экономики, страховой платеж, плата за услуги) налогам не отводилась, а пошлины и сборы не рассматривались в качестве налогов. Данная позиция основывалась на теории рыночной экономики, которую разрабатывал А.Смит, предусматривающей удовлетворение индивидуальных потребностей путем предоставления экономической свободы для субъектов. А.Смит выступал против централизованного управления экономикой, которое провозглашали социалисты. Он считал, что правительство должно обеспечивать развитие рыночной экономики, охраняя право собственности, для чего государству необходимы соответствующие средства. Так как в условиях рынка доля прямых доходов государства (от государственной собственности) незначительна, основным источником указанных выше расходов должны стать поступления от налогов.

АСмитом были предложены следующие принципы налогообложения:

- равномерность (подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам, т.е. соответственно доходу, участвовать в содержании правительства);

- определенность (налог, который обязывается уплачивать каждое определенное лицо, должен быть точно определен, а не произволен);

- удобство (каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобно платить его);

- дешевизна (каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он удерживал из дохода народа возможно меньше сверх того, сто он приносит казначейству государства).

Кейнсианская теория, основанная на разработках английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, выступила противоположностью классической теории налогов.

Налогам в этой теории отводится роль главного рычага регулирования в экономике и одних из слагаемых, способствующих ее эффективному развитию По мнению Дж. М. Кейнса, высказанному им в работе «Общая теория занятости, процента и денег», экономический рост зависит от денежных сбережений только в условиях полной занятости. Однако полной занятости практически невозможно достичь. В этих условиях большие сбережения мешают росту, поскольку они не вкладываются в производство и представляют собой пассивный источник дохода. Чтобы устранить негативные последствия, излишние сбережения следует изымать с помощью налогов.




Согласно теории Дж. М. Кейнса налоги действуют в экономической системе как встроенные механизмы гибкости. Высокие (прогрессивные) налоги играют положительную роль. Являясь неотъемлемой частью бюджета, эта экономическая категория влияет на сбалансированность в экономике. Так, снижение налоговых поступлений уменьшает доходы бюджета и обостряет экономическую неустойчивость, а налоги как встроенный стабилизатор сглаживают этот процесс: во время экономического подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые доходы; при кризисе налоги уменьшаются быстрее, чем падают доходы, - тем самым достигается относительно стабильное социальное положение в обществе. Таким образом, налоговые поступления в бюджет не только зависят от величины налоговой ставки, но и связаны с изменениями величины доходов, облагаемых по прогрессивной шкале подоходного обложения.

Английское правительство успешно применило теорию Дж. М. Кейнса на практике перед началом первой мировой войны, когда все силы государства были привлечены на развитие военного промышленного производства.

Неоклассическая теория основывается на преимуществе свободной конкуренции и естественности, устойчивости экономических, в частности производственных, процессов. Различия в этих основных концепциях заключаются в неодинаковом подходе к методам государственного регулирования. Согласно неоклассическому направлению внешние корректирующие меры должны быть направлены лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции, поэтому государственное вмешательство не должно ограничивать рынок с его естественными саморегулирующими законами, способными без какой-либо помощи извне достигнуть экономического равновесия. Кейнсианская же концепция утверждает, что динамическое равновесие неустойчиво, из этого следовал вывод о необходимости прямого вмешательства государства в экономически процессы.

Дж.Мид, построивший неоклассическую модель, отводил государству лишь косвенную роль в регулировании экономических процессов, считая государство дестабилизирующим фактором с безграничным ростом его расходов. Отдавая предпочтение кредитно-денежной политике центральных банков и не учитывая бюджетной и налоговой политики, неоклассицисты уповают на создание эффективного механизма перераспределения дохода, который, по их мнению обеспечивает полную занятость и устойчивый рост национального богатства.

В неоклассической теории в свою очередь широкое развитие получили два направления: теория экономики и предложения и монетаризм.

Теория экономики и предложения возникла в начале 80-х годов XX века в США. Она предусматривает снижение налогов и предоставление налоговых льгот корпорациям, так как, по мнению сторонников этого направления, высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования, обновления и расширения производства. Другой важный аспект теории – обязательное сокращение государственных расходов. Главный постулат теории экономики предложения – лучший регулятор рынка – сам рынок, а государственное регулирование и высокие налоги лишь мешают его нормальному функционированию.

Теория монетаризма, разработанная американским экономистом М.Фридменом, приверженцем идей свободы рынка, предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может осуществить: регулированием денег в обращении. К тому же в этой теории делается ставка на снижение налогов. Одновременно теория монетаризма одним из основных средств регулирования экономики считает изменение денежной массы и процентных банковских ставок. Так как государство с каждым годом увеличивает свои расходы, влекущие дополнительный рост инфляции, его нельзя допускать к созданию богатства, регулированию объемов производства, занятости и цен. Однако оно может помочь в регулировании денежной массы, изъяв лишнее количество денег из обращения, - если не с помощью займов, то с помощью налогов.

Основная идея неоклассических теорий заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставления большого количества налоговых льгот корпорациям и той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке.

Неокейнсианская теория разделяет объекты обложения по их отношению к потреблению (облагая в данном случае конечную стоимость потребляемого продукта) и сбережении. (ограничиваясь лишь ставкой процента по вкладу). Отсюда возникла идея налога на потребление, которая является одновременно методом поощрения сбережений и средством борьбы с инфляцией. Деньги, предназначавшиеся ранее на покупку потребительских товаров, могли теперь быть направлены либо в инвестиции, либо в сбережения, и последние превратились бы в капиталовложения с помощью той же бюджетной политики – изъятия излишних сбережений.

Однако во время спада производства расходы на рынке потребления сокращаются медленнее, чем снижаются доходы, вызывая тем самым ажиотажный спрос, поэтому поступления от налога на потребление являются значительно более высокими, чем при обложении подоходным налогом. Таким образом, налоговая система не может играть роль встроенного стабилизатора.

В настоящее время не существует единственно верной теории экономического регулирования. Во многих странах, правительства которых применяют методы регулирования на практике, происходит взаимодействие трех основных концепций: кейнсианской с различными вариациями, теории экономики предложения и монетаризма.

В России большая полемика по вопросам теории налогов велась до революции и в основном затрагивала проблему сущности налогов, их форм, видов, выполняемых ими функций. Однако после революции общепризнанная теория налогов по политическим причинам была подвергнута искажению. И только недавно стали возрождаться дискуссии о построении налоговой системы.

Группа ученых-экспертов под руководством В Фролова выдвинула свою концепцию налогообложения. Сторонник неоклассических методов В/ Фролов, сравнивая ситуацию в России начала 90-х годов в XX в. с военной депрессией в 1929-1931 гг., предлагает не применять слепо «заемные рецепты» а учитывать специфику хозяйственных экономических связей. Ученый считает, что «корни инфляции кроются не в злонамеренном вздувании цен и получении сверхприбыли, а в искаженной структуре экономических пропорций. Возникает парадокс: государство поддерживает производства, находящиеся на грани банкротства, чтобы не произошло экономического и социального краха, кредитами, различного рода льготами, списанием долгов и т.п., нарушая хозяйственные связи, создавая систему банковского контроля за неплатежами, а вместе с этим – базу для инфляции, монополизм. На выполнение задачи по подъему производственной сферы должны быть настроены все экономические механизмы, в том числе и налоговая система как регулятор экономических процессов.

Кроме общих теорий налогов истории развития налогообложения существовали также частные налоговые теории, среди которых одной из наиболее ранних является теория соотношения прямого и косвенного обложений. В ранние периоды развития цивилизации установление прямого или косвенного налогообложения зависело от политического развития общества. Косвенные налоги считались более обременительными и негативно влияющими на положение народа, поскольку они увеличивали стоимость товара.

Вторая позиция, появившаяся в конце средних веков, напротив, обосновывала необходимость установления косвенного налогообложения, посредством которого предлагалось установление равномерного налогообложения. Дворянство через различные льготы и откупы не было обременено прямыми налогами, и поэтому сторонники косвенных налогов посредством их установления стремились заставить привилегированные классы платить налоги.

Однако в конце XIX. Экономисты пришли к выводу о необходимости поддержания баланса между прямыми и косвенными налогами, считая, что прямое налогообложение предназначено для уравнительных целей, а косвенное – для эффективного обеспечения получения государственных доходов. Некоторые специалисты идею о «разумном сочетании прямых и косвенных налогов» рассматривают даже в качестве одного из принципов налоговой системы.

Социально-политическими реформаторами неоднократно брались на вооружение теории единого налога, в которой рассматривался единственный, исключительный налог на один определенный объект налогообложения. В качестве единого объекта налогообложения различными теоретиками предлагались земля, расходы, недвижимость, доход, капитал и др.

Теория пропорционального и прогрессивного налогообложения в своем контексте рассматривает налоговые ставки. Пропорциональное налогообложение предусматривает налоговые ставки, установленные в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от его величины, что, естественно, всегда находило поддержку среди имущих классов и обосновывалось принципами равенства и справедливости.

В соответствии с прогрессивным налогообложением налоговые ставки и бремя увеличиваются по мере роста доходов налогоплательщиков. Сторонники налоговой прогрессии обосновывали ее справедливость смягчением неравенства между классами и группами путем перераспределения имущества и доходов.

Таким образом, в течение всего своего исторического развития наука о налогах рассматривала и продолжает рассматривать сущность и природу налогов, их место, роль и значение для экономического и социально-политического развития общества, а также экономические и политические условия налогообложения.

Суть концепции сторонников экономики предложения, ее преимущества и критика. Социально-экономические предпосылки для пересмотра в 80-е годы системы налогообложения. Роль фискальной политики и ее воздействие на экономику. Смысл теории кривой Лаффера.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 02.11.2009
Размер файла 20,4 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Суть концепции сторонников экономики предложения -- перенос усилий с управления спросом на стимулирование совокупного предложения, активизацию производства и занятости. Название «экономика предложения» происходит от основной идеи авторов концепции -- стимулировать предложение капиталов и рабочей силы. Она содержит обоснование системы практических рекомендаций в области экономической политики, прежде всего налоговой. По мнению представителей указанной концепции, рынок не только представляет собой наиболее эффективный способ организации хозяйства, но и является единственно нормальной, естественно сложившейся системой обмена экономической деятельностью.

Как и монетаристы, сторонники экономики предложения выступают за либеральные способы управления экономикой. Они критикуют методы прямого, непосредственного регулирования со стороны государства. И если все же приходится прибегать к регулированию, то это рассматривается как неизбежное зло, снижающее эффективность и связывающее инициативу и энергию производителей. Взгляды представителей этой школы на роль государства весьма схожи с позицией австро-американского экономиста Фридриха фон Хайека (1899--1992), настойчиво проповедовавшего свободное рыночное ценообразование.

Экономика предложения выступает за сокращение налогов в целях стимулирования инвестиций. Предлагается отказаться от системы прогрессивного налогообложения (получатели высоких доходов являются лидерами в обновлении производства и повышении производительности), снизить налоговые ставки на предпринимательство, заработную плату и дивиденды. Снижение налогов увеличит доходы и сбережения предпринимателей, понизит уровень процентной ставки, в результате будут расти накопления и инвестиции. Для получателей заработной платы снижение налогов увеличит привлекательность дополнительной работы и дополнительных заработков, возрастут стимулы к работе, увеличится предложение рабочей силы.

Рекомендации представителей этой школы по расширению предложения капитала и рабочих рук используются в экономических программах США и других стран Запада.

В своих рассуждениях теоретики экономики предложения опираются на так называемую кривую Лаффера. Ее смысл в том, что снижение предельных ставок и вообще налогов обладает мощным стимулирующим воздействием на производство. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается: раз выпускается больше продукции, то и налогов собирается больше. Это происходит не сразу. Но по идее расширение базы налогообложения способно компенсировать потери, вызванные снижением налоговых ставок. Как известно, снижение налогов явилось составным элементом программы Рейгана.

В разработке и распространении теории большая роль принадлежит Американскому институту предпринимательства, являющемуся, по словам И. Стоуна, «вашингтонской фабрикой мысли, которую, пожалуй, можно считать ведущим источником консервативных идей».

Теория экономики предложения -- это фундаментальная теория, которая принадлежит наиболее активному крылу консервативных экономистов. Она выросла из смеси американского экономического романтизма, прагматизма и политической демагогии. Она играет важную роль в определении экономической политики администрации США.

У истоков теории стояли практические деятели (политики Дж.Кемп, Дж.Русселоторг, У.Рот, журналисты: Дж.Ванниски, Дж.Гилдер, И.Кристол), теоретики -- профессора А.Лаффер, Р.Мандель. Эмпирические исследования представлены профессорами М.Фелдстайном, М.Боскиным и др.

Представители экономики предложения являются сторонниками идей экономического либерализма. В теоретическом плане концепция характеризуется применением принципов микроэкономического подхода к анализу таких макроэкономических проблем, как накопление капитала и государственные финансы. При этом основное внимание уделяется воздействию налогов и налоговой политики на экономическую активность, корректировке системы регулирования, смещению целей и приоритетов экономической политики и модификации методов достижения этих целей. Представители экономики предложения требуют ликвидации «вредных» форм регулирования, уменьшения регламентирующей и регулирующей деятельности государства, а также укрепления рыночных основ предпринимательства.

Экономическое процветание общества теоретики экономики предложения связывают с защитой частной собственности и с совершенствованием механизма цен, с созданием дополнительной системы мер по повышению конкурентоспособности рыночной экономики, перестройкой системы социально-экономических и политических отношений в соответствии с интересами предпринимательства.

Но теоретики не стремятся полностью устранить государство из экономики. Они ведут речь о его преобразовании, создании «государства социального страхования», целью которого является улучшение положения всех американцев, создание справедливой социально-экономической организации, которая открывает простор для реализации индивидуальных устремлений и основана на принципе «равных возможностей», позволяющем обеспечить условия для эффективного функционирования экономики.

При этом идеологи экономики предложения считают, что условием, необходимым для процветания общества, является обеспечение богатства, права неограниченного владения собственностью, предпринимательской активности. Поэтому, признавая, что масса людей живет в нищете, они выступают за увеличение совокупного богатства общества посредством накопления капитала, за содействие богатым людям в реализации их устремлений, за сохранение рыночной системы хозяйствования, свободной системы цен, которая является механизмом, передающим информацию, необходимую для координации экономической деятельности; создающим стимулы для ее реализации, для распределения труда и капитала; обеспечивающим всеобщее изобилие, распространяющееся и на низшие классы.

В связи с этим одной из актуальных задач, по мнению теоретиков экономики предложения, является устранение внешних для рыночной системы хозяйствования препятствий свободному движению цен, связанных главным образом с системой налогообложения. По их мнению, оно вызывает нежелательное вмешательство в рыночный механизм.

Социально-экономическими предпосылками для пересмотра в 80-е годы системы налогообложения явились сильные негативные последствия высокого уровня налоговых ставок. Во-первых, высокие налоги обусловили эффект ускорения инфляции издержек. Это связано с тем, что большая часть налогов со временем трансформируется в издержки предпринимателей и перекладывается на потребителей в форме более высоких цен. Рост цен, в свою очередь, вызывает сокращение объемов производства, смещая кривую совокупного предложения влево.

Во-вторых, высокие налоги, обусловив рост производственных издержек и инфляцию, привели к снижению эффективности производства, сокращению вознаграждений, получаемых рабочими и предпринимателями после выплаты налогов. Это, в свою очередь, отразилось на внедрении нововведений и размерах инвестирования.

В-третьих, рост налогов вызвал в середине 70-х -- начале 80-х годов инфляционную «эрозию доходов». Следствием инфляции стало увеличение налогового бремени. В начале 60-х годов доходы около 90 % налогоплательщиков находились в пределах двух-трех низших ставок, а высокая степень прогрессии применялась к 5 % богатейшего населения. Инфляция и рост доходов в течение 60--70-х годов привели к тому, что растущие предельные ставки подоходного налога, нацеленные на получателей высоких доходов, к концу 70-х годов стали применяться в отношении широких слоев населения со средними доходами. Кроме того, обесценивались налоговые льготы: налогооблагаемый минимум, стандартизированные скидки и пр.

Теоретики экономики предложения осуществляют пересмотр модели налогового регулирования, строя свои рассуждения на положении о необходимости обеспечения изменений в совокупном предложении факторов производства.

Главной предпосылкой изменений в совокупном предложении являются сбережения, увеличение которых вызывает сокращение потребительского спроса, расширение размеров накопления и инвестиций. Стимулирование сбережений теоретики связывают с воздействием на соответствующую относительную «цену», которая отражает привлекательность потребления по сравнению со сбережением. В результате центральным моментом становится воздействие на размер реально получаемых инвесторами доходов, на сбережения через изменения ставок налогов. Так определяется основной способ влияния на распределение потребления во времени, а также дохода на сберегаемую и расходуемую части.

Таким образом, представители экономики предложения, так же, как и кейнсианцы, считают фискальную политику мощным средством воздействия на экономику. Но, если для кейнсианцев она -- способ непосредственного воздействия на совокупный спрос и объемы производства с вторичным эффектом на структуру цен, то для представителей экономики предложения бюджетно-налоговая политика -- это средство изменять «относительные цены» и через них воздействовать на поведение субъектов, в результате чего изменяется объем производства и совокупный доход.

Данные положения позволили теоретикам экономики предложения обосновать вывод, что одним из условий, обеспечивающих рост сбережений и расширение инвестиционной деятельности, выступает низкий уровень налогов. Для теоретического доказательства стимулирующего воздействия низких налоговых ставок они использовали бюджетную концепцию А. Лаффера. По его мнению, движущей силой экономического роста выступает заинтересованность хозяйственных агентов экономической деятельности, ориентированной на рынок. Если эта деятельность выгодна им, то воспроизводство будет осуществляться интенсивными темпами. Если же успешное функционирование рынка будет сталкиваться с усиливающейся дискриминацией в виде более высоких и прогрессивных налогов, то экономическая активность будет падать.

Главной переменной величиной у Лаффера являются предельные ставки. Он считает, что если предельные ставки достигают достаточно высокого уровня, то сокращаются стимулы для предпринимательской инициативы и расширения производства, падают прибыли, усиливается процесс уклонения от уплаты налогов, следовательно, снижаются и общие налоговые поступления. Сокращение предельных налоговых ставок, напротив, вы высвобождает частную инициативу, обеспечивает рост производства, приток дополнительных поступлений в бюджет, возможность его сбалансирования.

Анализ последствий снижения налогов для государственных финансов осуществляется на основе «кривой Лаффера». Считая, что налоговые поступления являются продуктом налоговой ставки и налоговой базы, Лаффер проследил графическую взаимосвязь между ними. Это позволило ему обосновать вывод о том, что эффект воздействия изменения норм обложения на бюджетные поступления зависит от величины эластичности выпуска продукции по налоговой ставке. Когда ее величина достигает минус единицы, налоговые поступления начинают падать. Таким образом, по мере роста норм обложения от 0 % до 100 % поступления в государственный бюджет растут от нуля до некоторого максимального уровня, а затем снижаются до нуля в связи с тем, что более высокие налоговые ставки сдерживают экономическую активность и налоговая база сокращается.

По мнению Лаффера, сокращение налогов для экономики может дать тройной эффект: во-первых, способствовать преодолению дефицита государственного бюджета в связи со снижением масштабов уклонения и неплатежа налогов, повышением стимулов к производству и увеличению занятости, уменьшением правительственных трансфертных платежей (например, на пособия по безработице); во-вторых, обеспечивать расширение налоговой базы вследствие увеличения предложения рабочей силы и капитала, т.е. расширения объемов производства; в третьих, обусловливать перевод ранее используемых рынком труда и капитала из низкооплачиваемой в сравнительно высокооблагаемую сферу хозяйственной деятельности в связи с улучшением распределения ресурсов по сферам и повышением эффективности экономики.

Признавая, что эффективность снижения налогов зависит от «набора» мероприятий бюджетно-налоговой политики, неоклассики для обеспечения долговременного неинфляционного роста экономики предлагают осуществлять сокращение налоговых ставок одновременно со снижением государственных расходов. По их мнению, это обеспечит «эффект замещения» и погасит действие «эффекта дохода».

Таким образом, по сравнению с неокейнсианцами, которые строили механизм налогового регулирования на изменениях уровня налогов (снижения их как средства проведения антициклической политики, повышения в годы оживления и подъема с целью сдерживания деловой активности), неоклассики формируют его на основе широкомасштабного и целенаправленного снижения общего уровня налогов для поддержания высокого уровня сбережений и инвестиций, а также расширения общих налоговых поступлений.

Заключение

Авторы теории предложения используют концепции различных школ, включая английскую, американскую, западногерманскую. Их теоретические источники восходят к работам Ф. Найта, Г. Саймонса, Л. Мизеса, В. Ойкена. Ведущими авторитетами для них являются Ф. Хайек, М. Фридмен, У. Бернc, М. Уэйденбаум, Г. Стайн. Большое влияние на формирование экономической концепции предложения оказала работа Ф. Хайека «Новые исследования в области философии, политики и истории идей» (1978), а также монетарная теория М. Фридмена. Отсюда прежде всего были восприняты основные оценки современного состояния капиталистической экономики, толкования причин её неустойчивости, негативное отношение к сложившейся на основе кейнсианства практике государственного регулирования. Основателями теории экономики предложения явились американские экономисты А. Лаффер, Р. Мандель, М. Фелдстайн, Дж. Гилдер, М. Эванс и другие. Приверженцами этой концепции и ее внедрения в экономическую практику выступили экономисты-практики, тесно связанные с администрацией США.

Экономическая теория предложения ориентирует на стимулирование широкой частной инициативы, частного предпринимательства. Её сторонники видят в этом ключ к решению наиболее острых экономических проблем. Важнейшим рычагом стимулирования частной инициативы считается снижение налоговых ставок и обеспечение привилегий корпорациям. Только через стихийный рыночный механизм и всемерное повышение предложения -- утверждают они -- возможно обеспечить эффективное использование ресурсов и стимулировать спрос на продукцию. Любое увеличение бюджетных расходов на эти цели отвергается, как и повышение расходов на социальные нужды. Бюджетный дефицит, как один из отрицательных показателей состояния экономики, предлагается устранить. Как отмечает Дж. Тобин, представляющие «фискальную ортодоксию» сторонники экономической теории предложения выступают за экономию на государственных расходах и сбалансированный бюджет.

Экономическая теория предложения вызвала резкую критику со стороны известных западных авторов. По словам Дж. Гэлбрейта, экономическая теория предложения носит более чем преходящий характер, являясь «временным отклонением в государственной политике». Он убежден, что эта теория вместе с монетаризмом будет «отвергнута и даже сейчас отвергается опытом и здравым смыслом».* Низкую практическую эффективность экономики предложения отмечает американский экономист Б. Босворт. Хотя, по его мнению, проблема предложения ресурсов заслуживает большего внимания, авторы не сумели разработать обоснованных рекомендаций по ее реализации. Исключение составляет лишь рост инвестиций в результате налоговой реформы 1981 г. В целом же экономическая политика администрации США в 80-е годы имела серьезные просчеты. Так, например, несмотря на принятые меры по стимулированию сбережений, их доля в ВНП фактически не изменилась Босворт считает, что эти просчеты рейганомики связаны главным образом с гиперболизацией налоговых льгот корпорациям в ущерб другим методам государственного регулирования экономики. Авторы популярного в США и других странах учебника «Экономикс» П. Самуэльсон и У. Нордхауз убеждены в том, что оздоровление американской экономики связано не с предложением, как утверждают неоклассики, а со спросом.

Список использованной литературы

1. История экономических учений: Курс лекций.-Мн.:Академия управления при Президенте Республики Беларусь,2004.- 280 с.

2. История экономических учений: учеб. пособие для студ. ВУЗов.- Мн.: Выш. шк., 1984.- 351 с.

Великая депрессия, охватившая в 1929-1933 годах экономику США и других промышленно развитых стран, потребовала иначе взглянуть на, казалось бы, неисчерпаемые возможности рыночного механизма.

В кейнсианской теории практически не содержится рекомендаций в отношении использования конкретных налогов, ставок, льгот и т.д. Но это нисколько не уменьшает значимости разработанной им теории для налогообложения. Сформулированные Кейнсом методологические положения стали теоретической основой налогово-бюджетной политики ряда государств на протяжении четырех десятилетий.

Чрезвычайно важным с точки зрения теории налогообложения является разработанное Кейнсом положение о том, что любое приращение дохода – это сумма прироста потребления и сбережений, причем последние, т.е. сбережения, с ростом дохода начинают доминировать и играть все большую роль в распределении получаемого дохода.

Инвестиции и те сбережения, которыми располагают экономические агенты – фирмы и граждане, – как это было открыто Кейнсом, по своей сути являются функциями разных аргументов. Сбережения зависят в первую очередь от получаемого дохода, а инвестиции во многом зависят от процентной ставки. При этом полезно вспомнить, что именно доходы являются объектом налогообложения, но снижая налоги на доходы, мы ожидаем, что возрастет поток инвестиций. Так ли это? Ведь по Кейнсу инвестиции будут зависеть от уровня их доходности, т.е. процентной ставки.

В процессе анализа причин, вызвавших кризис, и поиска путей выхода из него, Дж.М. Кейнс оперирует новыми экономическими категориями и показателями, позволяющими анализировать происходящие процессы на макроэкономическом уровне.

Экономический анализ, проведенный одновременно на макро- и микроуровнях, исследование взаимосвязи товарного и денежного рынков позволили Кейнсу сформулировать основные направления и методы государственного воздействия на экономику:

Налогово-бюджетная политика, предполагает манипулирование налогами, формирующими доходную часть бюджета, и государственными расходами.

Увеличение государственных расходов (а именно эта мера предусматривается кейнсианской теорией для обеспечения полной занятости и экономического роста) при снижении налоговых поступлений при прочих равных условиях приводит к инфляции. Налоги, оказывают непосредственное влияние на цены товаров и услуг, усугубляя инфляционные процессы, спровоцированные ростом государственных расходов и эмиссией денег. Поэтому разработка налоговой политики не может осуществляться изолированно от денежного рынка и используемых государством мер для его регулирования.

Дж.М. Кейнс предполагал, что меры государственного регулирования экономики используются скорее эпизодически, чем регулярно, в основном в период проявления кризисных явлений. Однако, стимулирующее, мультиплицирующее воздействие роста государственных расходов вызвало такой интерес в экономической теории и на практике, что в экономической науке стало развиваться новое направление в учении Кейнса, получившее название неокейнсианства (Р. Харрод, Э. Хансен и др.).

Неокейнсианцы рассматривали государственное регулирование не как эпизодическое вмешательство в работу рыночных механизмов, а как постоянный и все возрастающий фактор устойчивого экономического роста. Постоянный рост совокупного спроса за счет возрастания государственных расходов и частных инвестиций превратился в ведущее направление экономической политики в развитых странах в период после второй мировой войны.

Господство неокейнсианских идей продолжалось в теории и на практике вплоть до конца семидесятых годов ХХ века, пока одновременный рост инфляции и безработицы в развитых странах не заставил усомниться, что с инфляцией можно бороться расширением числа рабочих мест и сокращением безработицы.

Макроэкономическое равновесие – точка пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения. Рост может обеспечиваться за счет не только факторов совокупного спроса, но и факторов, воздействующих на совокупное предложение.

Высокие налоговые ставки, по мнению теоретиков экономики предложения, оказывают подавляющее воздействие на экономическую активность и, в конечном итоге, вызывают спад производства, низкий уровень сбережений. Низкие предельные налоговые ставки – это мощное средство активизации хозяйственной деятельности и долгосрочного экономического роста.

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой центральное правительство вынуждено балансировать. Если в качестве приоритетной цели является увеличение доходов государственного бюджета и сокращение его дефицита, налоговое бремя повышается в ущерб экономическому росту, снижая возможности предложения факторов производства и деловую активность. Таким образом, выигрыш в настоящем может обернуться проблемами в будущем.

В случае, когда государственная политика направлена на экономический подъем посредством ослабления налогового бремени, бюджет страны теряет часть доходов, что отрицательно сказывается на реализации социальных целей государства. Однако ожидаемый в будущем рост производства может расширить налоговую базу и доходы, недополучаемые бюджетом, будут с лихвой компенсированы. Общий объем налоговых поступлений может возрасти.

Американский экономист А. Лаффер предложил некую гипотетическую кривую, позднее названную его именем. Некоторые говорят о кривой Лаффера как иллюстрации параболической зависимости заинтересованности предприятия в расширении производства от ставки налога в координатной плоскости «ставка налога на доход – стимул к росту производства». Существуют и другого рода интерпретации этой зависимости.

Указанные варианты интерпретации отражают взгляды сторонников теории экономики предложения, которая лежит в основе предположений, высказанных А. Лаффером. Согласно взглядам сторонников этой теории, в период спада целесообразно снижение налоговых ставок, так как это будет способствовать росту предложения факторов производства (труда, земли, капитала) и, следовательно, выходу экономики из кризисного состояния.

Предельно допустимая ставка налоговых изъятий, по мнению А. Лаффера, не должна превышать 30% суммы дохода. Превышение этого уровня (до 40-50%) снижает заинтересованность в предпринимательстве, тормозит инвестиционную активность (заметим, однако, что выводы экономиста не подтверждаются фискальной практикой скандинавских стран, где уровень налогового бремени достигает 50% и более.

Кривая Лаффера стала научно-идейным обоснованием налоговой реформы США 80-х годов, проводимой администрацией Р. Рейгана с целью сокращения бюджетного дефицита, унаследованного от правления президента Дж. Картера.

В США были приведены две реформы в налоговом законодательстве (в 1981 и 1986 гг.), в соответствии с которыми максимальная ставка индивидуального подоходного налога была снижена поэтапно с 70% в 1980 г. до 50% в 1981-1984 гг. и до 28% к 1988 г. Такой шаг можно охарактеризовать более чем радикальный, учитывая, что в структуре доходов федерального бюджета США 80-х годов доля поступлений от индивидуального подоходного налога составляла примерно 45%.

Исторически налоговые реформы Рейгана не достигли поставленных целей, концепции Лаффера не удалось подтвердить свою работоспособность. В США в 80-е годы росла бюджетная несбалансированность, на фоне которой был резко (почти в два раза за пять лет) увеличен военный бюджет. Администрации Р. Рейгана не удалось сократить в запланированных объемах и социальные расходы. В результате спустя 10 лет после кумулятивного нарастания относительных и абсолютных объемов дефицитного финансирования, администрация президента Дж. Буша (старшего) летом 1990 г. была вынуждена пойти на повышение предельных ставок подоходного налога и налога на прибыль корпораций.

Теория экономики предложения

Теория экономики предложения — это фундаментальная теория, которая принадлежит наиболее активному крылу консервативных экономистов. Она выросла из смеси американского экономического романтизма, прагматизма и политической демагогии. Она играет важную роль в определении экономической политики администрации США.

У истоков теории стояли практические деятели (политики Дж.Кемп, Дж.Русселоторг, У.Рот, журналисты: Дж.Ванниски, Дж.Гилдер, И.Кристол), теоретики — профессора А.Лаффер, Р.Мандель. Эмпирические исследования представлены профессорами М.Фелдстайном, М.Боскиным и др.

Представители экономики предложения являются сторонниками идей экономического либерализма. В теоретическом плане концепция характеризуется применением принципов микроэкономического подхода к анализу таких макроэкономических проблем, как накопление капитала и государственные финансы. При этом основное внимание уделяется воздействию налогов и налоговой политики на экономическую активность, корректировке системы регулирования, смещению целей и приоритетов экономической политики и модификации методов достижения этих целей. Представители экономики предложения требуют ликвидации «вредных» форм регулирования, уменьшения регламентирующей и регулирующей деятельности государства, а также укрепления рыночных основ предпринимательства.

Экономическое процветание общества теоретики экономики предложения связывают с защитой частной собственности и с совершенствованием механизма цен, с созданием дополнительной системы мер по повышению конкурентоспособности рыночной экономики, перестройкой системы социально-экономических и политических отношений в соответствии с интересами предпринимательства.

Но теоретики не стремятся полностью устранить государство из экономики. Они ведут речь о его преобразовании, создании«государства социального страхования», целью которого является улучшение положения всех американцев, создание справедливой социально-экономической организации, которая открывает простор для реализации индивидуальных устремлений и основана на принципе «равных возможностей», позволяющем обеспечить условия для эффективного функционирования экономики.

При этом идеологи экономики предложения считают, что условием, необходимым для процветания общества, является обеспечение богатства, права неограниченного владения собственностью, предпринимательской активности. Поэтому, признавая, что масса людей живет в нищете, они выступают за увеличение совокупного богатства общества посредством накопления капитала, за содействие богатым людям в реализации их устремлений, за сохранение рыночной системы хозяйствования, свободной системы цен, которая является механизмом, передающим информацию, необходимую для координации экономической деятельности; создающим стимулы для ее реализации, для распределения труда и капитала; обеспечивающим всеобщее изобилие, распространяющееся и на низшие классы.

В связи с этим одной из актуальных задач, по мнению теоретиков экономики предложения, является устранение внешних для рыночной системы хозяйствования препятствий свободному движению цен, связанных главным образом с системой налогообложения. По их мнению, оно вызывает нежелательное вмешательство в рыночный механизм.

Социально-экономическими предпосылками для пересмотра в 80-е годы системы налогообложения явились сильные негативные последствия высокого уровня налоговых ставок. Во-первых, высокие налоги обусловили эффект ускорения инфляции издержек. Это связано с тем, что большая часть налогов со временем трансформируется в издержки предпринимателей и перекладывается на потребителей в форме более высоких цен. Рост цен, в свою очередь, вызывает сокращение объемов производства, смещая кривую совокупного предложения влево.

Во-вторых, высокие налоги, обусловив рост производственных издержек и инфляцию, привели к снижению эффективности производства, сокращению вознаграждений, получаемых рабочими и предпринимателями после выплаты налогов. Это, в свою очередь, отразилось на внедрении нововведений и размерах инвестирования.

В-третьих, рост налогов вызвал в середине 70-х — начале 80-х годов инфляционную «эрозию доходов». Следствием инфляции стало увеличение налогового бремени. В начале 60-х годов доходы около 90 % налогоплательщиков находились в пределах двух-трех низших ставок, а высокая степень прогрессии применялась к 5 % богатейшего населения. Инфляция и рост доходов в течение 60—70-х годов привели к тому, что растущие предельные ставки подоходного налога, нацеленные на получателей высоких доходов, к концу 70-х годов стали применяться в отношении широких слоев населения со средними доходами. Кроме того, обесценивались налоговые льготы: налогооблагаемый минимум, стандартизированные скидки и пр.

Теоретики экономики предложения осуществляют пересмотр модели налогового регулирования, строя свои рассуждения на положении о необходимости обеспечения изменений в совокупном предложении факторов производства.

Главной предпосылкой изменений в совокупном предложении являются сбережения, увеличение которых вызывает сокращение потребительского спроса, расширение размеров накопления и инвестиций. Стимулирование сбережений теоретики связывают с воздействием на соответствующую относительную «цену», которая отражает привлекательность потребления по сравнению со сбережением. В результате центральным моментом становится воздействие на размер реально получаемых инвесторами доходов, на сбережения через изменения ставок налогов. Так определяется основной способ влияния на распределение потребления во времени, а также дохода на сберегаемую и расходуемую части.

Таким образом, представители экономики предложения, так же, как и кейнсианцы, считают фискальную политику мощным средством воздействия на экономику. Но, если для кейнсианцев она — способ непосредственного воздействия на совокупный спрос и объемы производства с вторичным эффектом на структуру цен, то для представителей экономики предложения бюджетно-налоговая политика — это средство изменять «относительные цены» и через них воздействовать на поведение субъектов, в результате чего изменяется объем производства и совокупный доход.

Данные положения позволили теоретикам экономики предложения обосновать вывод, что одним из условий, обеспечивающих рост сбережений и расширение инвестиционной деятельности, выступает низкий уровень налогов. Для теоретического доказательства стимулирующего воздействия низких налоговых ставок они использовали бюджетную концепцию А.Лаффера. По его мнению, движущей силой экономического роста выступает заинтересованность хозяйственных агентов экономической деятельности, ориентированной на рынок. Если эта деятельность выгодна им, то воспроизводство будет осуществляться интенсивными темпами. Если же успешное функционирование рынка будет сталкиваться с усиливающейся дискриминацией в виде более высоких и прогрессивных налогов, то экономическая активность будет падать.

Главной переменной величиной у Лаффера являются предельные ставки. Он считает, что если предельные ставки достигают достаточно высокого уровня, то сокращаются стимулы для предпринимательской инициативы и расширения производства, падают прибыли, усиливается процесс уклонения от уплаты налогов, следовательно, снижаются и общие налоговые поступления. Сокращение предельных налоговых ставок, напротив, высвобождает частную инициативу, обеспечивает рост производства, приток дополнительных поступлений в бюджет, возможность его сбалансирования.

Анализ последствий снижения налогов для государственных финансов осуществляется на основе «кривой Лаффера». Считая, что налоговые поступления являются продуктом налоговой ставки и налоговой базы, Лаффер проследил графическую взаимосвязь между ними. Это позволило ему обосновать вывод о том, что эффект воздействия изменения норм обложения на бюджетные поступления зависит от величины эластичности выпуска продукции по налоговой ставке. Когда ее величина достигает минус единицы, налоговые поступления начинают падать. Таким образом, по мере роста норм обложения от 0 % до 100 % поступления в государственный бюджет растут от нуля до некоторого максимального уровня, а затем снижаются до нуля в связи с тем, что более высокие налоговые ставки сдерживают экономическую активность и налоговая база сокращается.

По мнению Лаффера, сокращение налогов для экономики может дать тройной эффект: во-первых, способствовать преодолению дефицита государственного бюджета в связи со снижением масштабов уклонения и неплатежа налогов, повышением стимулов к производству и увеличению занятости, уменьшением правительственных трансфертных платежей (например, на пособия по безработице); во-вторых, обеспечивать расширение налоговой базы вследствие увеличения предложения рабочей силы и капитала, т.е. расширения объемов производства; в третьих, обусловливать перевод ранее используемых рынком труда и капитала из низкооплачиваемой в сравнительно высокооблагаемую сферу хозяйственной деятельности в связи с улучшением распределения ресурсов по сферам и повышением эффективности экономики.

Признавая, что эффективность снижения налогов зависит от «набора» мероприятий бюджетно-налоговой политики, неоклассики для обеспечения долговременного неинфляционного роста экономики предлагают осуществлять сокращение налоговых ставок одновременно со снижением государственных расходов. По их мнению, это обеспечит «эффект замещения» и погасит действие «эффекта дохода».

Таким образом, по сравнению с неокейнсианцами, которые строили механизм налогового регулирования на изменениях уровня налогов (снижения их как средства проведения антициклической политики, повышения в годы оживления и подъема с целью сдерживания деловой активности), неоклассики формируют его на основе широкомасштабного и целенаправленного снижения общего уровня налогов для поддержания высокого уровня сбережений и инвестиций, а также расширения общих налоговых поступлений.

Читайте также: